Какие межбюджетные трансферты подразумевают обязательное обеспечение софинансирования. Анализ действующего порядка предоставления межбюджетных трансфертов (на примере публично-правового образования). Основные условия предоставления

Межбюджетные трансферты из областного бюджета являются одним из инструментов обеспечения сбалансированности бюджетов муниципальных образований Владимирской области.

Доля межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджетам муниципальных образований, в общем объеме расходов областного бюджета составит на 2008 год - 38,3%, на 2009 год - 36,8%, на 2010 год - 37%.

Необходимо отметить, что объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на 2008 год включает дотации в сумме 4224288 тыс. руб., что выше уровня 2007 года в 1,39 раза; субсидии в сумме 2226780,0 тыс. руб. ниже плановых назначений 2007 года.; субвенции в сумме 1822882,0 тыс. руб., выше показателей 2007 года в 1,16 раза. В 2009-2010 годах размер дотаций соответственно составит 3952609 тыс. руб. и 3661030 тыс. руб., субсидий - 1861839 тыс. руб. и 1225839 тыс. руб., субвенций - 1939309 тыс. руб. и 2082945 тыс. руб.

Расходы областного бюджета на 2008 год по разделу «Межбюджетные трансферты» предусматриваются в объеме 12500551,0 тыс. руб. (с учетом средств на ОМС). Объем средств, непосредственно направляемых бюджетам муниципальных образований, спрогнозирован в объеме 9874434,0 тыс. руб. В среднесрочной перспективе наблюдается рост межбюджетных трансфертов: в 2009 году - 12837023,0 тыс. руб., в 2010 году - 14051798 тыс. руб.

В соответствии с Законом Владимирской области от 05.09.2007 №97-ОЗ «О внесении изменений в Закон Владимирской области «О межбюджетных отношениях во Владимирской области» на период 2008-2010 годов межбюджетные трансферты из областного бюджета будут предоставляться в форме:

Дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) из областного Фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);

Субсидий местным бюджетам из областного Фонда софинансирования расходов;

Субвенций местным бюджетам из областного Фонда компенсаций;

Иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам.

Распределение средств дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности осуществлено в соответствии с порядком и методикой распределения средств областного Фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) Приложение №3 к Закону Владимирской области «О межбюджетных отношениях во Владимирской области».. Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности на 2008 год рассчитан по 55 территориям, включая вновь образованные поселения.

Расчет данной дотации осуществляется по двум частям. Первая часть распределяется для выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) до 7,0 тыс. руб. на жителя с учетом индекса бюджетных расходов, установленного для городских округов в размере 0,95, для муниципальных районов 1,05, что позволит обеспечить сбалансированность бюджетов муниципальных районов, где стоимость бюджетных услуг превышает их уровень в городских округах. Вторая часть образуется с целью компенсации возможных потерь бюджетов муниципальных районов (городских округов).

Общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений определен из расчета 282 руб. на жителя.

До выравнивания расчетная средняя бюджетная обеспеченность территорий налоговыми и неналоговыми доходами в расчете на 1 жителя на период с 2008-2010 годов оценочно увеличится с 5390,17 руб. до 7085,64 руб. При этом среднее значение бюджетной обеспеченности составит от 4109,13 руб. в 2008 году до 5417,52 руб. к 2010 году.

С учетом распределения дотаций из областного Фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) плановую среднюю бюджетную обеспеченность по муниципальным образованиям в трехлетнем периоде планируется увеличить с 7250,96. руб. до 9960,93 руб. Среднее значение бюджетной обеспеченности оценочно должно составить от 6950,37 руб. до 9403,76 руб. При этом, расчетная бюджетная обеспеченность определена без учета субвенций по фонду компенсаций, а также дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности по ЗАТО г. Радужный, передаваемых из федерального бюджета.

Среднее отклонение бюджетной обеспеченности составит в 2008 году 559,42 руб., в 2009 году 323,57 руб., а в 2010 году - 383,6 руб. В целом механизм передачи дотаций из областного бюджета способствует выравниванию бюджетной обеспеченности.

Необходимо отметить, что в соответствии с Законом Владимирской области от 31.05.2006 №61-ОЗ «О порядке расчета и установления заменяющих дотации из областного Фонда финансовой поддержки поселений, областного Фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов), районных фондов муниципальной поддержки поселений дополнительных (дифференцированных) нормативов отчислений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами» законопроектом предоставлено право органам местного самоуправления полностью или частично заменять дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности дополнительными нормативами отчислений от налогов на прибыль и имущество организаций.

В связи с этим представительными органами муниципальных образований г. Радужный, Петушинского района, г. Петушки, г. Покров, поселков Анопино и Красное Эхо Гусь-Хрустального района приняты решения о замещении дотаций из областных Фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и Фонда финансовой поддержки поселений дополнительными (дифференцированными) нормативами отчислений от вышеуказанных налогов.

В соответствии со ст. 12 законопроекта «Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» дополнительные (дифференцированные) нормативы отчислений от налогов на прибыль и имущество организаций в бюджеты муниципальных образований, замещающие дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности планируются в достаточных объемах см. Приложение - Таблица 1..

Необходимо отметить, что бюджету ЗАТО г. Радужный из федерального бюджета предусмотрена дотация в сумме 176006,0 тыс. руб.

Для реализации отдельных расходных обязательств муниципальных образований в областном бюджете образован областной Фонд софинансирования расходов. На 2008 год объем данного фонда предусматривается в сумме 3285962,0 тыс. руб., на 2009 год - 2800816,0 тыс. руб., на 2010 год - 2869712,0 тыс. руб. Прирост удельного веса фонда в объеме межбюджетных трансфертов составляет в 2008 году 26,2%, в 2009 году 21,8%, в 2010 году 20,4%.

За счет средств областного Фонда компенсаций бюджетам территорий направляются субвенции на финансирование органов местного самоуправления с целью реализации ими отдельных государственных полномочий, передаваемых органами государственной власти Владимирской области. Доля бюджетных средств фонда в объеме межбюджетных трансфертов составляет в 2008 году - 22,3%, в 2009 году - 21,3%, в 2010 году - 21,1%.

По подразделу «Иные межбюджетные трансферты» предусматривается финансирование расходов на:

Переселение граждан из закрытых административно-территориальных образований в 2008 году в сумме 943 тыс. руб., в 2009 году - 1007 тыс. руб., в 2010 году - 1072 тыс. руб.;

Сбалансированность местных бюджетов по исполнению первоочередных расходных обязательств в размере 524191,0 тыс. руб. на 2008 год;

Повышение в 2008 году денежного довольствия и заработной платы сотрудникам и работникам подразделений милиции общественной безопасности в сумме 144986,0 тыс. руб., в 2009 году - 123907 тыс. руб. и в 2010 году - 168386 тыс. руб.;

Премирование победителей конкурса «Самый благоустроенный город области» в соответствии с Постановлением Главы администрации Владимирской области от 24.02.1998 №112 «Об областном конкурсе на звание Самый благоустроенный город области» на трехлетний период запланировано 750,0 тыс. руб.;

Денежные выплаты медицинскому персоналу в рамках областной целевой программы «Развитие здравоохранения Владимирской области на 2006-2008 годы» в сумме 64564,0 тыс. руб.;

Областную целевую программу развития образования Владимирской области на 2007-2010 годы - 122881,0 тыс. руб. Перечень муниципальных целевых программ г.Владимира см. Приложение - Таблица 2.;

Обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан на 2008 год - 77236,0 тыс. руб., на 2009 год - 87298,0 тыс. руб., на 2010 год - 100429,0 тыс. руб.

БК РФ межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации:

  1. Дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования (направлены на на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ).
  2. Субсидии бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета - межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
  3. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета - межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
  4. Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов.
  5. Иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ.

На основании гл. 16 можно выделить следующие межбюджетные трансферты :

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  1. из федерального бюджета;
  2. из бюджетов субъектов Российской Федерации;
  3. из местных бюджетов;
  4. из внебюджетных фондов (в частности, Федерального фонда обязательного медицинского страхования).

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации

Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются в форме:

  • дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов);
  • субсидий местным бюджетам;
  • субвенций местным бюджетам и субвенций бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • субсидий федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

Формы, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований из бюджетов субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга устанавливаются законами указанных субъектов Российской Федерации.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов

Межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме:

  • дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений;
  • субсидий, перечисляемых из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;
  • субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);
  • иных межбюджетных трансфертов.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета ФОМС

Межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования предоставляются в форме:

  • субвенций бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
  • иных межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Основные условия предоставления межбюджетных трансфертов

Межбюджетные трансферты предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами государственной власти бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Более подробно условия предоставления отражены в ст. 130, 136, 142 БК РФ.

В каждой стране есть территории с различным уровнем развития – как менее, так и более развитые. Для того чтобы обеспечить их равномерность, используются разные виды межбюджетных трансфертов.

В федеративных странах, к которым относится Россия, эффективная компенсация неравномерного развития регионов обеспечивается за счет системы управления, которая включает в себя не только центральные и местные органы власти, но и промежуточные звенья управления, осуществляющие полномочия в пределах конкретных субъектов федерации.

Таким образом, межбюджетные трансферты являются действенным инструментом перераспределения финансовых ресурсов между всеми регионами государства для обеспечения равномерного развития его территорий.

Функции межбюджетных трансфертов

Межбюджетные трансферты бывают нескольких видов.

Но все они используются для достижения следующих целей:

  • для устранения диспропорций между районами страны и ликвидации социальной напряженности, связанной с временными финансовыми спадами;
  • для возмещения бюджетов регионов, развитых меньше, и компенсации денежных средств, направленных на обеспечение выполнения задач общегосударственного значения;
  • для устранения недостатков системы налогообложения.

Можно утверждать, что межбюджетные трансферты являются важнейшей частью бюджетной системы, поскольку ежегодно у вышестоящих органов власти возникает потребность в утверждении отчислений в нижестоящие бюджеты для сбалансированности их доходов и расходов.

Формы межбюджетных трансфертов

Порядок распределения финансовых ресурсов между регионами и основные виды трансфертов закреплены в Бюджетном кодексе РФ. Согласно этому документу, основными формами трансфертов являются субсидии, дотации, субвенции и иные межбюджетные трансферты.

Субсидии

Предоставляются территориальным единицам (субъектам РФ) на безвозмездной основе для компенсации расходов местных фондов, или иными словами, для софинансирования затратных обязательств для выполнения задач, определенных законодательством РФ и ее субъектов. К примеру, субсидии могут выдаваться на развитие социальной инфраструктуры регионов.

Субсидии могут выделяться из Федерального фонда софинансирования расходов или из резервных фондов правительства России.

Дотации

Предоставляются на безвозмездной основе (не требующей возврата), при этом их назначение заранее не определено.

Дотации, полученные субъектом РФ, могут быть использованы им по собственному усмотрению.

Дотации выделяются из Федерального фонда финансовой поддержки, который формируется исходя из наименьшего уровня обеспеченности финансовыми ресурсами регионов РФ. Сумма выделяемых дотаций рассчитывается и утверждается отдельно на каждый финансовый год. Эти средства позволяют уменьшать диспропорции в развитии регионов России.

Субвенции

Предоставляются бюджетам субъектов РФ для восполнения расходов, которые связаны с исполнением муниципальными образованиями функций центрального аппарата. Выделяются из Федерального фонда компенсаций. Распределение средств из данного фонда осуществляется на основании требований нормативно-правовых актов.

Субвенции, как и субсидии с дотациями, предоставляются на безвозмездной основе.

При этом субвенции и субсидии имеют целевой характер и отличаются лишь по объему финансирования (субвенции компенсируют целевые расходы, а субсидии – только их некоторую часть).

Иные межбюджетные трансферты

К иным межбюджетным трансфертам относится особая группа финансовых ресурсов, появившаяся в новом Бюджетном кодексе РФ (ранее такая форма перераспределения бюджетных средств не предусматривалась законодательством). Иные межбюджетные трансферты являются безвозмездными и безвозвратными. К ним относятся, к примеру, трансферты различным закрытым административно-территориальным единицам.

Все перечисленные виды трансфертов могут выделяться из федерального бюджета, местных бюджетов, бюджетов субъектов РФ, а также из внебюджетных фондов (к примеру, из Фонда обязательного медицинского страхования).

Трансферты из федерального бюджета

Из федерального бюджета трансферты могут предоставляться в таких формах:

  • в форме дотаций, предоставляемых на выравнивание обеспеченности бюджетов территориальных единиц высшего уровня (субъектов РФ);
  • в форме субсидий, предоставляемых бюджетам субъектов РФ;
  • в форме субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов РФ;
  • в форме иных межбюджетных трансфертов, которые направляются бюджетам субъектов РФ;
  • в форме межбюджетных трансфертов, которые перечисляются бюджетам внебюджетных государственных фондов.

Трансферты из бюджетов субъектов РФ

Межбюджетные трансферты, которые перечисляются из бюджетов субъектов РФ, могут выражаться в определенных формах.

Межбюджетные трансферты могут выражаться:

  • в форме дотаций, направляемых на выравнивание обеспеченности бюджетов населенных пунктов и дотаций на выравнивание обеспеченности бюджетов районов или округов;
  • в форме субсидий, предоставляемых местным бюджетам;
  • в форме субвенций, направляемых местным бюджетам и бюджетам АО, входящих в состав областей (либо краев), для осуществления полномочий органов госвласти субъектов РФ;
  • в форме субсидий, направляемых федеральному бюджету из бюджетов субъектов России;
  • в форме иных межбюджетных трансфертов, которые предоставляются различным бюджетам финансовой системы РФ.

Трансферты из местных бюджетов и внебюджетных фондов

Трансферты из бюджетов местных органов власти предоставляются в таких формах:

  • в форме дотаций, перечисляемых из бюджетов муниципальных районов, которые предоставляются на выравнивание обеспеченности бюджетов населенных пунктов;
  • в форме субсидий, перечисляемых из бюджетов населенных пунктов в бюджеты муниципальных районов для решения вопросов местной значимости межмуниципального характера;
  • в форме субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектов РФ для образования региональных фондов финансовой поддержки населенных пунктов и муниципальных районов;
  • в форме иных межбюджетных трансфертов.

Межбюджетные трансферты из Фонда ОМС предоставляются в таких формах:

  • в форме субвенций, перечисляемых бюджетам территориальных фондов ОМС;
  • в форме иных трансфертов бюджетам различных территориальных фондов ОМС.

Условия предоставления

В законодательстве Российской Федерации определен порядок выделения межбюджетных трансфертов. В частности, условия предоставления каждого вида трансфертов прописаны в Бюджетном кодексе РФ. Данными условиями установлен ряд ограничений.

Основными условиями являются следующие:

  • субъект не может принимать на себя новые затратные обязательства в том случае, если 20% его бюджета приходится на трансферты;
  • в случае получения дополнительных финансовых ресурсов регион-получатель должен тщательно соблюдать финансовую дисциплину;
  • Счетная палата России и Федеральная служба бюджетного надзора могут в любое время осуществить проверку субъекта, получившего трансферты;
  • трансферты из бюджетов территориальных единиц РФ предоставляются исключительно при соблюдении органами местной власти законодательства РФ;
  • при предоставлении трансфертов из бюджетов субъектов РФ у потенциальных получателей должны отсутствовать просроченные долги;
  • законодательством субъектов РФ могут быть установлены дополнительные условия для предоставления и получения трансфертов.

В пределах любой страны есть более и менее развитые территории. Для обеспечения равномерности используются различные виды межбюджетных трансфертов. Управление в современных государствах обычно осуществляется на разных уровнях. Имеется не только аппарат центрального правительства, но и местные органы власти. В федеральных государствах существует еще и третий промежуточный уровень управления, который осуществляет свои полномочия в пределах отдельного штата, провинции, кантона или другого субъекта. Такая система помогает обеспечить эффективную компенсацию неодинакового развития регионов. В статье будут рассмотрены следующие вопросы: понятие, формы, виды межбюджетных трансфертов, их значение и способы регулирования их распределения.

Понятие и его экономический смысл

Межбюджетные трансферты – это один из инструментов перераспределения средств между регионами страны. Их основная функция – это обеспечение равномерности развития различных территорий в пределах одного государства. Бюджет является централизованным фондом, в котором содержатся все денежные ресурсы страны. От их эффективного использования зависит не только настоящее, но и будущее государства. Однако важно не только то, куда вкладывать эти средства, но и где именно это делать.

Функции

Различные виды межбюджетных трансфертов используют для достижения следующих целей:

  • Устранение горизонтальных диспропорций между регионами. Таким образом, различные виды межбюджетных трансфертов в местные бюджеты позволяют ликвидировать социальную напряженность, связанную с экономическими спадами.
  • Возмещение бюджетов менее развитых регионов средств, потраченных на выполнение задач общегосударственного значения. Таким образом, они не позволяют диспропорциям увеличиваться во время осуществления масштабных проектов.
  • Устранение недостатков системы взимания налогов.

Формы трансфертов

В 16-й главе Бюджетного кодекса РФ объясняется порядок перераспределения средств между регионами. В статье 6 дано определение понятия. Выделяются такие виды межбюджетных трансфертов в России:

  1. Дотации, направленные на выравнивание обеспеченности средствами субъектов РФ.
  2. Субсидии федеральным бюджетам.
  3. Иные межбюджетные трансферты, виды и назначение которых рассматриваются в главе 16.
  4. Субвенции субъектам РФ.
  5. Трансферты, направленные во внебюджетные фонды.

Дотации

Межбюджетные трансферты, понятие и виды которых определены в главе 16, различаются не только своим направлением, но и порядком возврата. Самой выгодной формой являются дотации. Они даются регионам на безвозмездной основе. При этом их назначение не является заранее определенным. Полученные субъектом дотации могут быть использованы по его усмотрению. Эти средства выделяются из специального Федерального фонда финансовой поддержки. Он формируется исходя из минимального уровня обеспеченности средствами регионов РФ. Точная сумма выделяемых каждому субъекту дотаций утверждается на каждый финансовый год. За счет данных средств государство уменьшает диспропорции в развитии различных регионов Российской Федерации.

Субсидии

Рассматривая межбюджетные трансферты, виды и назначение которых прописаны в законодательстве, важно уделить внимание инструментам, которые помогают устранить негативные последствия реализации совместных проектов, имеющих значение для всей страны. Субсидии необходимы для того, чтобы компенсировать расходы местных фондов. Цель и задачи их предоставления устанавливаются законодательством РФ и ее субъектов. Например, субсидии могут предоставляться на развитие социальной или инновационной инфраструктуры наукоградов страны. Они могут выделяться как из Фонда софинансирования, так и из резервных фондов президента и правительства РФ. Субсидии, как и дотации, даются регионам на безвозмездной основе. Они покрывают часть расходов, для которых выделены, остальные средства берутся из местного бюджета.

Субвенции

Данный инструмент обеспечения равномерности развития регионов используется в целях восполнения расходов, связанных с исполнением муниципальными образованиями полномочий центрального аппарата. Субвенции выделяются из специального Федерального фонда компенсаций. Средства из него распределяются согласно требованиям нормативно-правовых актов. Они, как и два предыдущих вида, предоставляются на безвозмездной основе. Однако особенностью субвенций, как и субсидий, является их целевой характер. Эти две категории различаются только по объему финансирования. Субвенции полностью покрывают целевые расходы, а субсидии – только их часть.

Что касается межбюджетных кредитов, то они полностью соответствуют обычным. Они предоставляются на возвратной и возмездной основе субъекту федерации на заранее оговоренный период.

Виды иных межбюджетных трансфертов

Отдельно законодательство выделяет еще одну группу средств. Их называют иными межбюджетными трансфертами. Данная группа появилась только в новом кодексе, до этого законодательство РФ не предусматривало такую форму перераспределения средств. Они носят также безвозвратный и безвозмездный характер. К этой группе, например, относят трансферты закрытым административно-территориальным территориям.

Из местных бюджетов

Трансферты могут распределяться не только через центральный аппарат власти. Отдельные субъекты РФ также могут предоставлять их друг другу. Формы трансфертов аналогичны тем, которые могут предоставляться из федерального бюджета. Среди них выделяют:

  • Дотации на выравнивание денежной обеспеченности различных поселений и муниципальных районов.
  • Субсидии центрального аппарата местным бюджетам.
  • Субвенции автономным округам и другим субъектам РФ, федеральному бюджету.
  • Иные трансферты.

Роль в региональном бюджете

Основная цель существования органов власти – это обеспечение комплексного развития государства. Все виды межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям, как и другим субъектам, необходимы именно для выполнения этой задачи. На сегодняшний день во многих странах проводится децентрализация управления. Считается, что органы местного самоуправления лучше знают, куда вкладывать деньги, чтобы добиться максимального эффекта. Поэтому возможности субъектов РФ все больше расширяются, в том числе и за счет трансфертов. Для России характерна дотационность большинства регионов. Такое положение дел вызывает недовольство субъектов-доноров, ведь трансферты за последние десять лет так и не улучшили ситуацию. Решение проблемы лежит в освоении природных ресурсов, которые имеются во многих дотационных регионах, их использование гарантировало бы динамичное развитие экономики, если не в кратко-, то в среднесрочном периоде.

Нормативно-правовая база

Процесс совершенствования сферы межбюджетных отношений в России начался с распадом СССР. С течением времени этот вопрос становился все более актуальным. В законодательстве РФ определены понятие, виды и значение межбюджетных трансфертов. Описаны и основные условия их представления.

Все виды трансфертов подробно рассмотрены в главе 16 Бюджетного кодекса РФ. Также они описываются в постановлениях и распоряжениях Правительства.

Основные условия предоставления

Законодательство РФ определяет порядок того, как выделяются межбюджетные трансферты. Виды, условия предоставления каждого из них также описаны в Кодексе. Рассмотрим сначала ограничения, выдвигаемые законодателем к трансфертам из федерального бюджета. Среди них:

  1. Субъект не может брать на себя новые расходные обязательства, если 20 % его бюджета приходится на трансферты.
  2. При получении дополнительных средств регион обязуется более тщательно следить за финансовой дисциплиной.
  3. Счетная палата РФ, как и Федеральная служба бюджетного надзора, может в любой момент осуществить внешнюю проверку субъекта, который получил трансферты.

Несколько иным является порядок получения средств от отдельных субъектов с более высоким уровнем развития. Среди основных условий:

  1. Трансферты из бюджетов субъектов федерации предоставляются только при соблюдении органами местного самоуправлении законодательства РФ.
  2. Отсутствие просроченной задолженности у потенциального получателя.
  3. Законодательством субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные условия получения и предоставления трансфертов.

Направления совершенствования

С каждым годом в России происходит расширение количества форм поддержки регионов. Все более распространенными становятся узкоцелевые виды межбюджетных трансфертов РФ. Последнее может негативно сказываться на укреплении финансовой самостоятельности отдельных субъектов. Поэтому рациональным является введения блочных трансфертов. Таким образом могла бы осуществляться модернизация всей отрасли в регионе в целом. В этом случае федеральные власти устанавливают формулу распределения средств и условия их расходования, а местные – пропорции использования на нужды каждого из направлений. Важна и методика расчета объема трансфертов.

Одним из направлений совершенствования могло бы стать использование индекса благосостояния населения. При этом распределение дотаций должно быть ориентировано исключительно на выравнивание обеспеченности денежными средствами регионов. Задачи вроде стимулирования расширения налоговой базы субъектов РФ и повышения финансовой дисциплины лучше решать с помощью иных инструментов. Только в этом случае трансферты могут эффективно выполнять свою основную функцию. В России необходимо создание обоснованных принципов распределения средств. Только так можно обеспечить устойчивость экономики государства. Пока система распределения бюджетных трансфертов в России работает неэффективно, поэтому вопрос её совершенствования как нельзя актуален.

Выводы

Различные области в пределах одной страны всегда развиваются неравномерно. На это есть причины – как исторического характера, так и природно-климатические. Поэтому одной из основных задач органов центральной власти является снятие напряженности между отдельными регионами за счет перераспределения средств. В РФ выделяют следующие основные виды межбюджетных трансфертов: дотации, субсидии и субвенции. Все они не подлежат возврату. Отличительной особенностью дотаций является то, что они не имеют целевого назначения.

Субсидии и субвенции выделяются для выполнения конкретных задач, установленных федеральным правительством. Две последние категории отличаются тем, что первые покрывают только часть расходов местных бюджетов, а вторые – все полностью. Значительное внимание понятию трансфертов, их видам, формам и условиям предоставления уделено в Бюджетном кодексе РФ, а также в постановлениях и распоряжениях Правительства. В целом система выравнивания доходов в стране не является эффективной. Среди направлений ее совершенствования можно выделить:

  • Применение блочных трансфертов.
  • Использование индекса благосостояния населения при определении необходимых региону трансфертов.
  • Стремление к выравниванию уровня бюджетной обеспеченности регионов.
  • Создание обоснованных принципов распределения денежных средств между различными субъектами федерации, чтобы обеспечить большую устойчивость экономики.

«Межбюджетные трансферты – это средства одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации».

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются в форме:

1. дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ , которые распределяются между субъектами РФ в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством РФ в соответствии с требованиями БК РФ. Дотации образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ.

2. субсидий бюджетам субъектов РФ, Под которыми понимается межбюджетные трансферты, предоставляемы бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственно власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметам ведения РФ и субъектов РФ, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

3. субвенций бюджетам субъектов РФ , под которыми понимается межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных для осуществления органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в установленном порядке.

4. иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ , которые предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии сними нормативно правовыми актами Правительства РФ, бюджетам бюджетной системы РФ могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты.

Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются в форме:

1.дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и муниципальных районов (городских округов).

2. субсидий местным бюджетам, под которыми понимается межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

3.субвенций местным бюджетам, под которыми понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образования, возникающих при выполнении государственных полномочий РФ, субъектов РФ, переданных для осуществления органам местного самоуправления установленном порядке.

4. иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы РФ, в том числе дотаций, в пределах 10% общего объема межбюджетных трансфертов местным бюджетам из бюджета субъекта РФ.

Межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме:

1. дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений , которые предоставляются поселениям, входящим в состав данного муниципального района, в соответствии с муниципальными правовыми актами представительного органа власти муниципального района, принимаемые в соответствии с БК РФ и соответствующими им законами субъекта РФ.

2. Субсидий, перечисляемых из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера



Просмотров