Какие мероприятия включает надзор за гпм. Должностная инструкция для инженерно-технического работника, по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов. Проект производства работ включает в себя

Инструкция является типовой, на основании которой владельцы грузоподъемных машин обязаны разработать и утвердить должностную инструкцию для инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин.

Обозначение: РД 10-40-93
Название рус.: Типовая инструкция для инженерно-технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин
Статус: действует
Заменяет собой: Типовое положение «Типовое положение для инженерно-технических работников, осуществляющих надзор на предприятиях и в организациях за содержанием и безопасной эксплуатацией подъемных сооружений» (Утв. Госгортехнадзором СССР 25.11.1967 г.)
Дата актуализации текста: 05.05.2017
Дата добавления в базу: 01.09.2013
Дата введения в действие: 26.11.1993
Утвержден: 26.11.1993 Госгортехнадзор России (Russian Federation Gosgortekhnadzor 42)
Опубликован: НПО ОБТ (2000 г.) ЗАО Научно-технический центр исследований проблем промышленной безопасности (2010 г. (Выпуск 31))
Ссылки для скачивания:

Нормативные документы в сфере деятельности
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору

Серия 10
Документы по безопасности,
надзорной и разрешительной деятельности
в области надзора за подъемными сооружениями

Выпуск 31

ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СТРЕЛОВЫХ КРАНОВ

Сборник документов

3-е издание, исправленное и дополненное

Москва

ЗАО НТЦ ПБ

2010

Ответственные составители:
B.C. Котельников, В.А. Сушинский, Н.А. Шишков

В Сборник включены извлечения из Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00 ), раздел 9 «Эксплуатация»; типовые инструкции для специалистов и персонала по обслуживанию стреловых кранов, с изменениями; Типовая программа и экзаменационные билеты для переподготовки и аттестации крановщиков (машинистов) автомобильных кранов; Требования к регистраторам параметров грузоподъемных кранов (РД 10-399-01 ). Помещены Рекомендации по проведению испытаний грузоподъемных машин (РД 10-525-03 ); Рекомендации по применению РД 10-399-01 «Требования к регистраторам параметров грузоподъемных кранов» (РД СМА-001-03 ); Типовая инструкция для специалистов по обработке информации регистраторов параметров грузоподъемных кранов ; информационное письмо Госгортехнадзора России от 09.09.03 № 12-01/105 и Управления технического надзора Ростехнадзора от 19.10.04 № 03/9-01/376 (об оснащении грузоподъемных машин приборами безопасности) и др.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Грузоподъемные стреловые краны (автомобильные, пневмоко-лееные, на специальном шасси автомобильного типа, гусеничные, тракторные) находят все более широкое применение по сравнению с другими грузоподъемными машинами в промышленности, аграрном секторе и у индивидуальных предпринимателей.

С помощью стреловых кранов ведется строительство промышленных и жилых зданий, дач, коттеджей, гаражей, дорог, мостов, электростанций, газовых и нефтедобывающих объектов. Стреловые краны применяют для выполнения погрузочно-разгрузочных работ в портах, причалах, на складах и базах, строительных и монтажных площадках. Они участвуют в процессе монтажа промышленного оборудования и магистральных трубопроводов, с их помощью производят работы по ремонту линий электропередачи, мостов, зданий, сооружений и других объектов.

Производство работ стреловыми кранами связано с повышенной опасностью. В процессе производства работ стреловыми кранами, как правило, принимает участие значительное количество работающих (специалисты, крановщики, стропальщики, монтажники, сварщики). Опасность ддя работающих и авари и кранов воз-никают при подъеме, перемещении, опускании и установке груза кранов из-за неправильных действий крановщиков; допуска к обслуживанию кранов неопытных или неквалифицированных крановщиков и стропальщиков; неисправности механизмов и приборов безопасности крана; неправильной установки крана на участке производства работ; неисправности грузозахватных приспособлений и тары; несоблюдения требований безопасности при работе крана вблизи линии электропередачи; недостаточных знаний или нарушений обслуживающим персоналом и специалистами инструкций, эксплуатационных документов и требований промышленной безопасности.

Обеспечение безопасности при эксплуатации стреловых кранов во многом зависит от специалистов и персонала, обслуживающего краны, хороших знаний и соблюдения ими требований правил, руководств по эксплуатации стреловых кранов, должностных (типовых) и производственных инструкций, проектов производства работ кранами, технологических карт и других регламентов по промышленной безопасности.

Соблюдение требований правил и других нормативных документов, включенных в настоящий Сборник, позволит специалистам и обслуживающему персоналу правильно и безопасно эксплуатировать стреловые краны без аварийности и травматизма на производстве.

После принятия документов, включенных в Сборник, произошли изменения в законодательстве Российской Федерации, например, указами Президента Российской Федерации от 09.03.04 № 314 и от 20.05.04 № 649 функции Федерального горного и промышленного надзора России (Госгортехнадзора России) переданы Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзору). Сведения о таких изменениях приведены в примечаниях издателя, которые не являются составной частью документов Сборника.

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ДЛЯ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
ПО НАДЗОРУ ЗА БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ
ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН

РД 10-40-93

Согласно Правилам организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99 № 263 , каждая эксплуатирующая организация разрабатывает Положение о производственном контроле с учетом профиля производственного объекта. Положение о производственном контроле утверждается руководителем эксплуатирующей организации при обязательном согласовании с территориальными органами Госгортехнадзора России*.

Ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Во исполнение Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте , Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00 )**, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России 31.12.99 № 98, Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов (ПБ 10-257-98 )**, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России 31.12.98 № 79, Правил устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек) (ПБ 10-256-98)*, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России 24.11.98 № 67**, Правил устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков (ПБ 10-157-97 )*, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России 20.11.97 № 44, разработаны Изменения № 1 к Типовой инструкции для инженерно-технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин.

** В настоящее время действуют Правила устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек) (ПБ 10-611-03 ), утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 11.06.03 № 87, зарегистрированным Минюстом России 18.06.03 г., регистрационный № 4717. (Примеч. изд. )

Настоящая инструкция является типовой, на основании которой владельцы грузоподъемных машин обязаны разработать и утвердить должностную инструкцию для инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин.

Должностная инструкция должна содержать: основные указания настоящей Типовой инструкции; дополнительные требования, вытекающие из местных условий эксплуатации грузоподъемных машин с учетом численности и структуры службы надзора.

С выходом настоящей Типовой инструкции отменяется Типовое положение для инженерно-технических работников, осуществляющих надзор на предприятиях и в организациях за содержанием и безопасной эксплуатацией подъемных сооружений, утвержденное Госгортехнадзором СССР 25.11.67 г.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. В соответствии с правилами безопасности руководители организаций и индивидуальные предприниматели - владельцы грузоподъемных машин, грузозахватных приспособлений, крановых путей и тары, а также руководители организаций и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие грузоподъемные машины, должны назначить инженерно-технического работника (службу) по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, грузозахватных приспособлений, крановых путей и тары.

1.2. Численность службы надзора и ее структура должны определяться владельцем грузоподъемных машин с учетом их количества, условий эксплуатации и согласовываться с органом госгортехнадзора. Функции службы надзора за грузоподъемными машинами должны быть изложены в Положении о производственном контроле на опасном производственном объекте организации.

1.3. Если владелец не имеет соответствующих специалистов, то по согласованию с органом госгортехнадзора исполнение обязанностей инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин может быть возложено на работников специализированной организации.

1.4. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин назначается приказом после проверки знаний им правил безопасности и должностной инструкции комиссией с участием представителя органа госгортехнадзора.

1.5. Периодическая проверка знаний инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин должна проводиться не реже одного раза в 3 года комиссией с участием инспектора госгортехнадзора.

1.6. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин должен быть подчинен главному инженеру (техническому руководителю) предприятия или его заместителю по технике безопасности. В случае отсутствия у владельца таких должностных лиц подчиненность инженерно-технического работника по надзору определяется владельцем по согласованию с органами госгортехнадзора.

1.7. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин должен работать по плану, утвержденному должностным лицом, которому он подчинен. План работы должен включать мероприятия с учетом должностных обязанностей инженерно-технического работника по надзору. О выполнении плана работы инженерно-технический работник по надзору должен ежемесячно представлять отчет должностному лицу, которому он подчинен.

1.8. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин осуществляет также надзор за безопасной эксплуатацией съемных грузозахватных приспособлений, тары и крановых путей.

1.9. Во время отпуска, командировки, болезни или в других случаях отсутствия инженерно-технического работника по надзору исполнение его обязанностей должно возлагаться приказом на другого работника, имеющего соответствующую квалификацию и прошедшего проверку знаний Правил.

1.10. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин должен знать:

1) правила безопасности;

2) Правила эксплуатации электроустановок потребителей и Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (требования для грузоподъемных машин с электроприводом);

3) должностную инструкцию;

4) требования инструкций по эксплуатации грузоподъемных машин предприятий-изготовителей;

5) должностные инструкции для инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, и производственные инструкции для персонала по обслуживанию грузоподъемных машин;

6) инструкцию по надзору за изготовлением, ремонтом и монтажом подъемных сооружений;

7) методические указания по обследованию грузоподъемных машин, отработавших нормативный срок службы;

8) информационные письма и другие указания органов госгортехнадзора по предупреждению аварий и несчастных случаев при эксплуатации грузоподъемных машин.

2. ОБЯЗАННОСТИ

2.1. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин обязан:

1) осуществлять надзор за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений, тары, крановых путей и принимать меры по предупреждению нарушений правил безопасности;

2) проводить освидетельствование грузоподъемных машин и выдавать разрешение на их эксплуатацию в случаях, предусмотренных правилами безопасности, а также вести учет и проводить освидетельствование не регистрируемых в органах госгортехнадзора грузоподъемных машин и съемных грузозахватных приспособлений в тех случаях, когда эти обязанности не возложены на других лиц;

3) контролировать выполнение выданных органами госгортехнадзора и своих предписаний, а также других указаний органов госгортехнадзора по предупреждению аварий и несчастных случаев при эксплуатации подъемных сооружений;

4) контролировать соблюдение графиков ремонта, технических обслуживании и периодических осмотров грузоподъемных машин, крановых путей и осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары;

5) участвовать в комиссиях по аттестации и периодической проверке знаний обслуживающего и ремонтного персонала, а также по проверке знаний инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и за безопасное производство работ кранами;

6) проверять соблюдение установленного правилами безопасности порядка допуска персонала к обслуживанию грузоподъемных машин, а также знания персонала на рабочем месте;

7) контролировать наличие и выполнение инструкций обслуживающим персоналом и инженерно-техническими работниками, ответственными за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и за безопасное производство работ кранами;

8) проверять выполнение требований правил безопасности, проектов производства работ и технологических карт при производстве работ грузоподъемными машинами, обращая особое внимание на:

правильность установки грузоподъемных кранов и подъемников при их работе;

соблюдение нарядов-допусков при выполнении работ вблизи линий электропередачи и на крановых путях мостовых и консольных передвижных кранов;

правильность применяемых способов строповки грузов и выбора съемных грузозахватных приспособлений и тары;

соблюдение габаритов складирования грузов;

применение работающими правильных приемов работы и соблюдение ими мер личной безопасности;

9) контролировать проведение в установленные сроки обследований грузоподъемных машин, отработавших нормативный срок службы, специализированными организациями;

10) проверять на участке работ наличие технической документации по эксплуатации грузоподъемных машин и ее соответствие правилам безопасности;

11) контролировать соблюдение установленного правилами безопасности порядка ввода грузоподъемных машин в эксплуатацию;

12) проверять соблюдение установленного владельцем порядка

выделения и направления стреловых кранов и кранов-манипуляторов на объекты;

13) проводить не реже одного раза в 3 мес собрания (совещения) с обслуживающим персоналом и инженерно-техническими работниками, связанными с эксплуатацией грузоподъемных машин, по вопросам состояния аварийности и травматизма, а также с анализом нарушений при эксплуатации грузоподъемных машин на предприятии;

14) присутствовать при обследованиях состояния технической безопасности грузоподъемных машин представителями органов госгортехнадзора или специалистами инженерного центра, имеющего соответствующее разрешение (лицензию) на проведение таких работ.

2.2. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин не должен допускать их работу, если при проверке он установил, что:

1) обслуживание грузоподъемной машины ведется неатгестованным крановщиком, оператором, машинистом подъемника, стропальщиком;

2) не назначены инженерно-технические работники, ответственные за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и за безопасное производство работ кранами;

3) истек срок технического освидетельствования грузоподъемной машины или специального обследования машины, отработавшей нормативный срок службы;

4) не выполнены выданные им или органами госгортехнадзора предписания по обеспечению безопасной эксплуатации грузоподъемных машин;

5) на грузоподъемной машине выявлены технические неисправности: трещины или деформации металлоконструкций, ослабление креплений в соединениях металлоконструкций, неисправность приборов и устройств безопасности, неисправность системы управления, недопустимый износ крюков, канатов, цепей, неисправность механизмов и тормозов, неисправность кранового пути, неисправность заземления или электрооборудования;

6) отсутствуют соответствующие массе и виду перемещаемых грузов съемные грузозахватные приспособления и тара или они неисправны;

7) работы ведутся без проектов производства работ, технологических карт, нарядов-допусков;

8) не выполнены мероприятия по безопасному ведению работ, изложенные в проектах производства работ, технологических картах, нарядах-допусках;

9) отсутствуют, утеряны паспорт грузоподъемной машины или сведения о ее регистрации в органах госгортехнадзора;

10) работы с применением грузоподъемных машин ведутся с опасными нарушениями правил и инструкций, что может привести к аварии или травмированию людей.

3. ПРАВА

3.1. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин имеет право:

1) посещать в любое время в соответствии с установленным на предприятии порядком участки, где работают грузоподъемные машины, проверять их техническое состояние, условия эксплуатации, а также соблюдение инженерно-техническими работниками и обслуживающим персоналом правил безопасности и производственных инструкций;

2) останавливать (с наложением пломбы) работу грузоподъемных машин в случаях, указанных в п. настоящей Типовой инструкции;

3) требовать от технических служб предприятия, инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и за безопасное производство работ кранами, предъявления для проверки документов по вопросам, связанным с эксплуатацией грузоподъемных машин;

4) давать обязательные для администрации цехов, участков предписания и устанавливать сроки устранения выявленных нарушении;

5) ставить вопрос перед администрацией предприятия (организации) об отстранении от обслуживания грузоподъемных машин необученных и неаттестованных лиц, а также лиц, нарушающих правила безопасности и инструкции;

6) ставить вопрос о наказании работников, ответственных за нарушения правил безопасности и инструкций.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

4.1. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин несет ответственность в соответствии с действующим законодательством за:

1) нарушения им правил безопасности и невыполнение должностной инструкции;

2) непринятие им мер по предупреждению работы грузоподъемных машин с опасными нарушениями правил безопасности и инструкций, которые могут привести к аварии или травмированию людей.

Cкачать полную версию

РД 10-40-93

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ДЛЯ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПО НАДЗОРУ ЗА

БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН (РД 10-40-93),

С ИЗМЕНЕНИЕМ N 1 [РДИ 10-388(40)-00]

УТВЕРЖДЕНА постановлением Госгортехнадзором России от 26.11.93 N 42

ВНЕСЕНО Изменение N 1 [РДИ 10-388(40)-00], утвержденное постановлением Госгортехнадзора России от 06.10.00 N 59

Согласно Правилам организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99 N 263, каждая эксплуатирующая организация разрабатывает положение о производственном контроле с учетом профиля производственного объекта. Положение о производственном контроле утверждается руководителем эксплуатирующей организации при обязательном согласовании с территориальными органами Госгортехнадзора России*.


______________________

Ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Во исполнение Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00)*, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России 31.12.99 N 98, Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов (ПБ 10-257-99)*, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России 31.12.98 N 79, Правил устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек) (ПБ 10-256-98)*(**), утвержденных постановлением Госгортехнадзора России 24.11.98 N 67, Правил устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков (ПБ 10-157-97)*, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России 20.11.97 N 44, разработаны Изменения N 1 к Типовой инструкции для инженерно-технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин.

(**) Правила устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек) (ПБ 10-256-98) не действуют. Действуют Правила устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек) (ПБ 10-611-03).

Настоящая инструкция является типовой, на основании которой владельцы грузоподъемных машин обязаны разработать и утвердить должностную инструкцию для инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин.

Должностная инструкция должна содержать: основные указания настоящей Типовой инструкции; дополнительные требования, вытекающие из местных условий эксплуатации грузоподъемных машин с учетом численности и структуры службы надзора.

С выходом настоящей Типовой инструкции отменяется Типовое положение для инженерно-технических работников, осуществляющих надзор на предприятиях и в организациях за содержанием и безопасной эксплуатацией подъемных сооружений, утвержденное Госгортехнадзором СССР 25.11.67 г.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. В соответствии с правилами безопасности руководители организаций и индивидуальные предприниматели - владельцы грузоподъемных машин, грузозахватных приспособлений, крановых путей и тары, а также руководители организаций и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие грузоподъемные машины, должны назначить инженерно-технического работника (службу) по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, грузозахватных приспособлений, крановых путей и тары.

1.2. Численность службы надзора и ее структура должны определяться владельцем грузоподъемных машин с учетом их количества, условий эксплуатации и согласовываться с органом госгортехнадзора. Функции службы надзора за грузоподъемными машинами должны быть изложены в Положении о производственном контроле на опасном производственном объекте организации.

1.3. Если владелец не имеет соответствующих специалистов, то по согласованию с органом госгортехнадзора исполнение обязанностей инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин может быть возложено на работников специализированной организации.

1.4. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин назначается приказом после проверки знаний им правил безопасности и должностной инструкции комиссией с участием представителя органа госгортехнадзора.

1.5. Периодическая проверка знаний инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин должна проводиться не реже одного раза в 3 года комиссией с участием инспектора госгортехнадзора.

1.6. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин должен быть подчинен главному инженеру (техническому руководителю) предприятия или его заместителю по технике безопасности. В случае отсутствия у владельца таких должностных лиц подчиненность инженерно-технического работника по надзору определяется владельцем по согласованию с органом госгортехнадзора.

1.7. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин должен работать по плану, утвержденному должностным лицом, которому он подчинен. План работы должен включать в себя мероприятия с учетом должностных обязанностей инженерно-технического работника по надзору. О выполнении плана работы инженерно-технический работник по надзору должен ежемесячно представлять отчет должностному лицу, которому он подчинен.

1.8. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин осуществляет также надзор за безопасной эксплуатацией съемных грузозахватных приспособлений, тары и крановых путей.

1.9. Во время отпуска, командировки, болезни или в других случаях отсутствия инженерно-технического работника по надзору исполнение его обязанностей должно возлагаться приказом на другого работника, имеющего соответствующую квалификацию и прошедшего проверку знаний Правил.

1.10. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин должен знать:

1) правила безопасности;

2) Правила эксплуатации электроустановок потребителей и Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (требования для грузоподъемных машин с электроприводом);

3) должностную инструкцию;

4) требования инструкций по эксплуатации грузоподъемных машин предприятий-изготовителей;

5) должностные инструкции для инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, и производственные инструкции для персонала по обслуживанию грузоподъемных машин;

6) инструкцию по надзору за изготовлением, ремонтом и монтажом подъемных сооружений;

7) методические указания по обследованию грузоподъемных машин, отработавших нормативный срок службы;

8) информационные письма и другие указания органов госгортехнадзора по предупреждению аварий и несчастных случаев при эксплуатации грузоподъемных машин.

2. ОБЯЗАННОСТИ

2.1. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин обязан:

1) осуществлять надзор за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений, тары, крановых путей и принимать меры по предупреждению нарушений правил безопасности;

2) проводить освидетельствование грузоподъемных машин и выдавать разрешение на их эксплуатацию в случаях, предусмотренных правилами безопасности, а также вести учет и проводить освидетельствование не регистрируемых в органах госгортехнадзора грузоподъемных машин и съемных грузозахватных приспособлений в тех случаях, когда эти обязанности не возложены на других лиц;

3) контролировать выполнение выданных органами госгортехнадзора и своих предписаний, а также других указаний органов госгортехнадзора по предупреждению аварий и несчастных случаев при эксплуатации подъемных сооружений;

4) контролировать соблюдение графиков ремонта, технических обслуживаний и периодических осмотров грузоподъемных машин, крановых путей и осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары;

5) участвовать в комиссиях по аттестации и периодической проверке знаний обслуживающего и ремонтного персонала, а также по проверке знаний инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и за безопасное производство работ кранами;

6) проверять соблюдение установленного правилами безопасности порядка допуска персонала к обслуживанию грузоподъемных машин, а также знания персонала на рабочем месте;

7) контролировать наличие и выполнение инструкций обслуживающим персоналом и инженерно-техническими работниками, ответственными за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и за безопасное производство работ кранами;

8) проверять выполнение требований правил безопасности, проектов производства работ и технологических карт при производстве работ грузоподъемными машинами, обращая особое внимание на:

правильность установки грузоподъемных кранов и подъемников при их работе;

соблюдение нарядов-допусков при выполнении работ вблизи линий электропередачи и на крановых путях мостовых и консольных передвижных кранов;

правильность применяемых способов строповки грузов и выбора съемных грузозахватных приспособлений и тары;

соблюдение габаритов складирования грузов;

применение работающими правильных приемов работы и соблюдение ими мер личной безопасности;

9) контролировать проведение в установленные сроки обследований грузоподъемных машин, отработавших нормативный срок службы, специализированными организациями;

10) проверять на участке работ наличие технической документации по эксплуатации грузоподъемных машин и ее соответствие правилам безопасности;

11) контролировать соблюдение установленного правилами безопасности порядка ввода грузоподъемных машин в эксплуатацию;

12) проверять соблюдение установленного владельцем порядка выделения и направления стреловых самоходных кранов и кранов-манипуляторов на объекты;

13) проводить не реже одного раза в 3 мес собрания (совещания) с обслуживающим персоналом и инженерно-техническими работниками, связанными с эксплуатацией грузоподъемных машин, по вопросам состояния аварийности и травматизма, а также с анализом нарушений при эксплуатации грузоподъемных машин на предприятии;

14) присутствовать при обследованиях состояния технической безопасности грузоподъемных машин представителями органов госгортехнадзора или специалистами инженерного центра, имеющего соответствующее разрешение (лицензию) на проведение таких работ.

2.2. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин не должен допускать их работу, если при проверке он установил, что:

1) обслуживание грузоподъемной машины ведется неаттестованным крановщиком, оператором, машинистом подъемника, стропальщиком;

2) не назначены инженерно-технические работники, ответственные за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и за безопасное производство работ кранами;

3) истек срок технического освидетельствования грузоподъемной машины или специального обследования машины, отработавшей нормативный срок службы;

4) не выполнены выданные им или органами госгортехнадзора предписания по обеспечению безопасной эксплуатации грузоподъемных машин;

5) на грузоподъемной машине выявлены технические неисправности: трещины или деформации металлоконструкций, ослабление креплений в соединениях металлоконструкций, неисправность приборов и устройств безопасности, неисправность системы управления, недопустимый износ крюков, канатов, цепей, неисправность механизмов и тормозов, неисправность кранового пути, неисправность заземления или электрооборудования;

6) отсутствуют соответствующие массе и виду перемещаемых грузов съемные грузозахватные приспособления и тара или они неисправны;

7) работы ведутся без проектов производства работ, технологических карт, нарядов-допусков;

8) не выполнены мероприятия по безопасному ведению работ, изложенные в проектах производства работ, технологических картах, нарядах-допусках;

9) отсутствуют, утеряны паспорт грузоподъемной машины или сведения о ее регистрации в органах госгортехнадзора;

10) работы с применением грузоподъемных машин ведутся с опасными нарушениями правил и инструкций, что может привести к аварии или травмированию людей.

3.1. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин имеет право:

1) посещать в любое время в соответствии с установленным на предприятии порядком участки, где работают грузоподъемные машины, проверять их техническое состояние, условия эксплуатации, а также соблюдение инженерно-техническими работниками и обслуживающим персоналом правил безопасности и производственных инструкций;

2) останавливать (с наложением пломбы) работу грузоподъемных машин в случаях, указанных в п. 2.2 настоящей Типовой инструкции;

3) требовать от технических служб предприятия, инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и за безопасное производство работ кранами, предъявления для проверки документов по вопросам, связанным с эксплуатацией грузоподъемных машин;

4) давать обязательные для администрации цехов, участков предписания и устанавливать сроки устранения выявленных нарушений;

5) ставить вопрос перед администрацией предприятия (организации) об отстранении от обслуживания грузоподъемных машин необученных и неаттестованных лиц, а также лиц, нарушающих правила безопасности и инструкции;

6) ставить вопрос о наказании работников, ответственных за нарушения правил безопасности и инструкций.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

4.1. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией-грузоподъемных машин несет ответственность в соответствии с действующим законодательством за:

1) нарушения им правил безопасности и невыполнение должностной инструкции;

2) непринятие им мер по предупреждению работы грузоподъемных машин с опасными нарушениями правил безопасности и инструкций, которые могут привести к аварии или травмированию людей.

Cкачать полную версию


К атегория:

Машинисту мостового крана



Надзор за техническим состоянием грузоподъемных кранов

Руководство предприятия должно обеспечить содержание мосто- вых электрических кранов, съемных грузозахватных приспособлений и тары в технически исправном состоянии, а также создать условия для безопасной эксплуатации кранов путем организации освидетельствования, технического обслуживания и ремонта. Для этого на предприятии должны быть (п. 294 Правил): назначены лица, ответственные за безопасную эксплуатацию грузоподъемных кранов, съемных грузозахватных приспособлений и тары; назначен технический персонал для управления и технического обслуживания кранов; создана ремонтная служба и установлен порядок профилактических осмотров и ремонтов крана, съемных грузозахватных приспособлений и тары; установлен порядок обучения и периодических проверок знаний персонала, занятого эксплуатацией и обслуживанием кранов; обеспечено снабжение инженерно-технических работников Правилами и рукодящими указаниями по безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, а обслуживающего персонала - производственными инструкциями; обеспечено выполнение инженерно-техническими работниками Правил, а обслуживающим персоналом - инструкций.
Надзор за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов на предприятии обеспечивает инженерно-технический работник, назначенный приказом по предприятию после проверки у него знаний Правил комиссией и выдачи соответствующего удостоверения. Если на предприятии эксплуатируется более 50 грузоподъемных кранов, то создается группа работников по надзору, для предприятий, имеющих до 20 кранов, работник по надзору назначается вышестоящей организацией. Этот работник может осуществлять надзор на нескольких предприятиях (п. 295 Правил).

Назначенный по приказу по предприятию работник по надзору за грузоподъемными кранами обязан (п. 296 Правил): – систематически осуществлять надзор за техническим состоянием И безопасной эксплуатацией кранов, съемных грузозахватных приспособлений, тары, крановых путей и принимать соответствующие меры по предупреждению несоблюдения правил безопасного проведения погрузочно-разгрузочных работ; при этом обращается особое внимание на соблюдение рекомендуемых способов строповки грузов, правильных приемов работы и условий личной безопасности стропальщиков, размеров проходов при укладке грузов, системы нарядов-допусков при техническом обслуживании и ремонтах кранов;
участвовать в комиссиях по аттестации и периодической проверке знаний машинистов, сигнальщиков, стропальщиков, слесарей, электриков, а также периодически проверять соблюдение порядка допуска их к работе;
проводить техническое освидетельствование грузоподъемных кранов, вести учет и проводить освидетельствование съемных грузозахватных приспособлений и тары; – контролировать наличие производственных инструкций у обслуживающего персонала, ответственных лиц за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии и ответственных лиц за безопасное проведение работ по перемещению грузов кранами; – контролировать выполнение данных им предписаний и предписаний органов технического надзора, а также выполнение графиков периодических осмотров и планово-предупредительных ремонтов кранов, крановых путей, съемных грузозахватных приспособлений и
тары.

При наличии неисправности при нарушении требований Правил работник по надзору должен принять немедленные меры по устранению неисправности или запретить дальнейшую эксплуатацию крана. Мостовой электрический кран может быть остановлен и не допущен к дальнейшей эксплуатации в следующих случаях (п. 297 Правил): – при производстве работ неаттестованными машинистами и стропальщиками, а также, если не назначены лица, ответственные за исправное состояние крана и безопасное производство работ; – при эксплуатации крана с истекшим сроком технического освидетельствования; – при выявлении многочисленных неисправностей крана, свиде- тельс!вующих об отсутствии надзора за его техническим состоянием; – при наличии трещин в ответственных местах металлоконструкций, недопустимого износа крюка и канатов, неисправностях механизма подъема груза, его тормоза, ограничителя грузоподъемности и сигнальных приборов, а также при других неисправностях, угрожающих безопасной работе людей; – при невыполнении предписаний органов технического надзора.

контрольная работа

2. Надзор и обслуживание грузоподъемных кранов: обязанности ИТР по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, порядок проверки знаний обслуживающего персонала, порядок ведения вахтенного журнала

Для организации технического надзора за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин необходимо назначить ответственных лиц по надзору:

Грузоподъемных машин в исправном состоянии;

За безопасным производством работ кранами.

Кроме того, необходимо:

Создать службу по проведению ремонтов грузоподъемных машин и определить порядок приобретения или изготовления съемных грузозахватных приспособлений и тары;

Назначить постоянно действующую экзаменационную комиссию по проверке знаний обслуживающего персонала;

Создать комиссию для проведения ежеквартальной проверки состояния эксплуатации машин;

Регламентировать работу кранов вблизи ЛЭП;

Установить порядок обмена условными сигналами для связи стропальщиков с крановщиками.

Для работы с грузоподъемными машинами допускаются лица (крановщики, стропальщики и др.) не моложе 18 лет, прошедшие медосмотр, обучение в учебных комбинатах, курсах по специальной программе, согласованной с Госгортехнадзором России. Лицам, успешно сдавшим экзамены, выдается удостоверение установленного образца. Крановщик, обслуживающий кран с электроприводом, кроме этого должен быть аттестован на группу по электробезопасности.

Повторная проверка знаний обслуживающего персонала квалификационной комиссией должна производиться:

Периодически не реже одного раза в год;

При переходе работника на другое место работы;

По требованию инженерно-технического работника (ИТР) по надзору или инспектора.

Эта проверка производится в объеме инструкций с отметкой в удостоверении.

Перед пуском грузоподъемной машины в эксплуатацию необходимо иметь следующую документацию:

Паспорт;

Техническое описание;

Инструкцию по эксплуатации;

Инструкцию по монтажу (если требуется монтаж);

Крановый журнал (включая вахтенный и периодических осмотров);

Журнал учета изготовленных СГЗП и тары;

Журнал периодических осмотров СГЗП и тары;

График технических освидетельствований кранов;

Акты предварительных осмотров и проверки крана перед освидетельствованием;

Инструкции по осмотру, ремонту и браковке СГЗП и тары;

Должностные и производственные инструкции.

Комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ

Необходимое количество погрузочно-разгрузочных машин или устройств определяется двумя способами: методом непосредственного расчета; через сменную норму выработки...

Кран козловой двухконсольный

Объекты, на которых эксплуатируются грузоподъемные краны, относятся к категории опасных производственных объектов. Для выполнения требований Закона №116-ФЗ на предприятии, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности...

Кран мостовой

Производственный контроль за безопасной эксплуатацией кранов должен осуществляться в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном...

Моторный цех автотранспортного предприятия

При постановке автомобиля на диагностику или техническое обслуживание водитель пишет заявку главному инженеру. Главный инженер осуществляет выписку заявок на автомобили, нуждающиеся в ТО и ТР...

Погрузочно-разгрузочные работы и складские операции на грузовой станции

Необходимое количество погрузочно-разгрузочных машин или устройств определяется по формуле:...

Разработка технологии капитального ремонта мостового крана

Металлоконструкции. При повреждении окраски металлоконструкции ржавеют. Места ржавления могут быть местом разрушения конструкции под нагрузкой. Поэтому сразу же после обнаружения мест с поврежденной окраской окраску следует восстановить...

Совершенствование зоны ТО1 с конструктивной разработкой подъемника

Количество рабочих мест : (2.47) где Фт - годовой фонд времени рабочего, час.; (для КАМАЗ-55111); (для МАЗ-4370); (для МАЗ-54329); (для ГАЗ-3302); Количество по штатному расписанию : (2.48) где Фш - годовой фонд времени штатного рабочего, час...

Структура, организация работы и технологии перегрузочно-складских и транспортных комплексов при мультимодальной перевозке канцелярской продукции в ящиках

Технологическая карта (ТК) является основным документом, характеризующим процесс перегрузки грузов (табл.3.1). Табл.3...

Техническая эксплуатация и безопасность движения на железнодорожном транспорте

стрелочный перевод поезд неисправность ТРА - Техническо-распорядительный акт - это нормативный документ, который устанавливает порядок использования технических средств станции и регламентирует безопасный и беспрепятственный прием...

Технологическое проектирование производственной зоны технического обслуживания

В последние годы, в связи с установившейся в Российской Федерации стабильной рыночной экономики назрела ситуация изменения многих законов, законодательных актов...

Технология выполнения усиленного капитального ремонта бесстыкового пути машинизированными комплексами с двойной очисткой щебеночного балласта

При усиленном капитальном, усиленном среднем и среднем, а также при других ремонтах пути с применением машин тяжёлого типа, формировании рабочих поездов и путевых машин на станции и отправлении на перегон...

Перед проверкой автоматической переездной сигнализации и автоматических шлагбаумов на переезде электромеханик выясняет у дежурного по переезду замечания по работе этих устройств...

Характеристика железнодорожной системы электрической централизации

Проверка состояния предохранителей Для проверки состояния предохранителей их следует изъять из электрической цепи. Предохранители, изъятие которых приводит к нарушению действия устройств СЦБ...

Эксплуатация и обслуживание мотовоза МПТ-4

Техника безопасности при проведении механо-сборочных работ Общие требования безопасности: К работе в качестве слесаря механосборочных работ допускаются лица не моложе 18 , имеющие профессиональную подготовку и соответствующее удостоверение...

Эксплуатация и техническое обслуживание грузоподъемных кранов и скреперов

Согласно типовой инструкции о порядке списания пришедших в негодность оборудования, хозяйственного инвентаря и другого имущества числящихся в составе основных фондов (средств), списанию с балансов предприятий...

1. Понятие о техническом надзоре за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов. УЭ-3

· Назначить инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией г/з и съемных г/з п. и тары, инженерно-технического работника ответственного за содержание г/з машин в исправном состоянии и лицо ответственное за безопасное производство работ кранами.

· Создать ремонтную службу, установить порядок тех. Обслуживания и ремонта, обучения и проверки знаний персонала, обслуживающего г/з машины и обеспечить их необходимыми инструментами и правилами.

· Эксплуатация кранов должна осуществляется строго с соответствиями с правилами устройства и безопасная эксплуатация г/з кранов и другими нормативными документами.

· Правила распространяются на большинство г/з механизмов, тару и съемные г/з приспособления.

2. Основные узлы и механизмы козловых кранов. УЭ-5. У.П. ст.

Козловой кран – это кран, у которого несущие элементы конструкции опираются на крановой путь при помощи двух опорных стоек. Применяются для производства погрузо-разгрузочных работ на открытых складах. По конструкции подразделяются на консольные и безконсольные .

Состоит: из ригеля, 2-х пар ног, ходовых тележек, тельфера или крановой тележки. Крановая тележка ходит по рельсовым путям. Кабина крановщика с органами управления, приборы безопасности.

3. Общие понятия о грузозахватных приспособлениях. УЭ-12,13,14,18. У.П. ст.

К г/з п. относятся:

Съемные г/з п. которые навешиваются на крюк г/з механизма – это стропы, траверсы и захваты.

Стропы изготавливают 2-х типов: универсальные 2-х исполнений (кольцевые и 2-х ветвевые).

Ветвевые (звеньевые) для навески на крюк крана и подсоединения груза.

Стропы обозначаются цифрами и буквами, и имеют свою грузоподъемность:

· 1 СК – одноветьевой строп канатный (грузоподъемность от 0,5 до 25 тонн);

· 2 СК – двухветьевой (грузоподъемность от 0,5 до 25 тонн);

· УСК 1, УСК 2 – стропы универсальные (грузоподъемность от 0,5 до 32 тонн);

· СЦ – стальной цепной трос.

Применяются также стропы с уравнительными ветвями (балансирными).

4. Основные средства индивидуальной и коллективной защиты работающих. УЭ-21 У.П. ст..

Они предназначены для предотвращения или уменьшения воздействия на работающих опасных или вредных производственных факторов.

К средствам индивидуальной защиты относятся: изолирующие костюмы, средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, органов слуха и зрения, спецодежда, средства защиты от падения с высоты и т.д.

К средствам коллективной защиты относятся: предохранительные защитные ограждения, защитные настилы и козелки. Рабочие места и проходы к ним на высоте 1,3 м. и более и расстоянии менее 2 м. от границы перепада по высоте должны быть ограждены временными ограждениями.

При отсутствии временных ограждений используется предохранительный пояс.

Знаки безопасности: запрещающие, предупреждающие, предписывающие, указательные.



Просмотров