Как скачать с зоны степь. Презентация к уроку "зона степей" с методической разработкой урока. Природные зоны степей



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей. Познакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека.

Развивать умение работать с картой, атласом-определителем и дополнительной литературой, а также с гербарием. Учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы.

Оборудование:

Карта природных зон; картины “Степь”, “Сухая степь”, “На полях Черноземья”, картины и изображением растений и животных степи, в том числе редких и исчезнувших.

Ход урока

I. Организационный момент (1 слайд)

– Нас сегодня ждет дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмемся, ребята, скорей за работу,
Чтобы времени зря не терять.
О том, как потрудились дома,
Поспешим друзьям рассказать.

II. Проверка знаний (2 слайд)

– Внимание, внимание!
Первое задание:
О роли леса схему здесь нарисовать
И все по схеме рассказать.

Индивидуальный ответ по теме “Роль леса в природе и жизни людей” с дополнениями одноклассников.

– Внимание, внимание!
Второе задание:
О проблемах леса схему здесь нарисовать
И все по схеме рассказать.

Индивидуальный ответ по теме “Роль леса в природе и жизни людей” с дополнениями одноклассников (3 слайд)

Дым костра, углей сиянье,
Серый пепел и зола.
Дразнит наше обонянье
Дух картошки у костра.
Не пришла беда,
Вы составили памятки,
“Как разводить костер”? – Да!

Зачитываются три памятки.

– Как вы считаете, какая из памяток самая подробная? (Ответы детей.)

Раз иду я через двор
И слышу такой разговор:
“Мы на солнечной поляне
Загорали, жгли костер,
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели...
Веселились как могли,
Отдохнули и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки -
Словом, мусора гора!”.

– Укажите на ошибки ребят, которые они допустили во время отдыха. (В лесу после своего отдыха нельзя оставлять мусор. Стеклянные, железные предметы надо обязательно уносить с собой. Уходя, кострище нужно закрыть дерном. Пищевые отходы и бумагу можно закопать, они сгниют.)

Тест “Природная зона лесов” (4-6 слайд)

(Пишут тест ребята 1 ряда, по вариантам)

1 вариант

1. Природная зона лесов состоит из…

а) пяти частей;
б) двух частей;
в) трех частей;
г) одной части.

2. Самую большую территорию занимают…

а) смешанные леса;
б) хвойные леса;
в) широколиственные леса.

3. Лесным исполином называют...

а) благородного оленя;
б) лося;
в) медведя.

4. В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы:

а) овцебык, морж, розовая чайка;
б) краснозобая казарка, кречет, стерх,
в) зубр, амурский тигр, утка-мандаринка.

5.Фитонциды – это:

а)

2 вариант

1. Природные зоны России расположены так:

а) тундра, арктическая зона, зона лесов;
б) арктическая зона, зона лесов, тундра;
в) арктическая зона, тундра, зона лесов.

2. В тайге растут:

а) пихты, ели, лиственницы ;
б) дубы, сосны, ели;
в) березы, липы, лиственницы.

3. Экологические проблемы лесной зоны связаны...

а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой;
б) с неблагоприятными погодными условиями;
в) с участившимися лесными пожарами.

4.На территории зоны лесов расположен заповедник:

а) Таймырский;
б) Кандалакшский;
в) Приокско-Террасный;
г) остров Врангеля.

5. Фитонциды – это:

а) особые вещества, убивающие болезнетворные микробы;
б) особые вещества, способствующие развитию болезнетворных бактерий.

6. Охрана лесов – это:

а) обязанность государства;
б) обязанность государства и долг каждого гражданина;
в) забота самих обитателей леса.

Работа с гербарием (ребята 3 ряда)

– Выберите растения лесной зоны; рассортируйте растения разных природных зон.

Индивидуальная работа по карточкам (ученики 2 ряда)

1. Исправь географические ошибки в тексте:

Лесная зона расположена к северу (правильно – к югу) от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые (правильно – более мягкие ), чем в тундре. Растительный мир беден (правильно – богат ). Большую территорию зоны занимает широколиственный (правильно – хвойный ) лес. В лесной зоне широко распространенными (правильно редкими) животными являются: зубр, амурский тигр, утка-мандаринка. Лес не является (правильно является) домом для растений, животных, грибов.

2. Найди лишние географические объекты:

а) Земля Франца-Иосифа, Северная земля, остров Сахалин, остров Врангеля;
б) Баренцево море, Берингово море, Карское море, море Лаптевых;
в) Обь, Енисей, Волга, Саяны , Ангара.

3. В какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи:

а) голубика –> лемминг –> белая сова, песец (в тундре);
б) лишайник ягель –> олень –> волк (в тундре).

4. Вставьте пропущенные названия зон:

а) ...(Тундра) – это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники;
б) ...(Лесная зона) – это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники;
в) ...(Арктические пустыни) – это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники.

5. Работа с карточкой, на которой изображено животное. Опишите это животное по плану:

а) название животного;
б) группа животных (птица, зверь, насекомое, земноводное, пресмыкающееся, млекопитающее);
в) чем питается (всеядное, растительноядное, насекомоядное, хищник);
г) значение в природе.

Фронтальный опрос. Показать природные зоны Слайд 1

– Назовите части лесной зоны.

– Какие деревья произрастают в каждой их этих частей?

– Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?

– Какое дерево является символом России?

– Какое значение имеет лес в жизни человека, животных?

III. Работа над новой темой (слайд 7)

– Куда приведет нас дорога?
Хотите об этом узнать?
Тогда постарайтесь скорее
Этот кроссворд разгадать:

Вопросы к кроссворду:

1. Кустарничек с красными ягодами и округлыми листьями, которые эые не опадают на зиму; растет в тундре и лесной зоне.

2. Вроде сосны, вроде елок,
А зимою без иголок.

3. Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой.

  1. В народе это дерево часто называют “сладким”. Во время цветения к нему летят пчелы, и мед потом будет самый душистый.
  2. Лиственное дерево со стволом черного или серого цвета, его легко узнать по небольшим темным шишечкам на ветках.

(Ответы: 1. Брусника. 2. Лиственница. 3. Медведь. 4. Липа. 5. Ольха. Ключевое слово: Степи.)

А зовет дорога к югу, в бескрайние степи или в зону степей. Запишите тему путешествия: “Зона степей” (записать на доске и в тетрадях).(слайд 8)

- “Ой ты степь широкая, Ой ты степь привольная...” – поется в песне. Закройте глаза и представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг. Возникает вопрос: Как приспособились растения и животные к жизни в степи? Попытаемся найти ответ. Посмотрите внимательно на карту. Что расскажет нам наша помощница?

Работа ведется в парах. На каждую парту раздается карточка – “помогай-ка” (слайд 9)

  • Где расположена зона степей?
  • Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами?
  • В каком тепловом поясе находится зона степей?
  • Как выглядит земная поверхность зоны?
  • О чем рассказала нам карта? (Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Ее территория прерывается лесостепями. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры. Зона степей расположена в умеренном поясе, но ближе к Северному тропику. Большая часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть – на Западносибирской.)

    Ну что ж, сейчас вы имеете представление, где расположена эта природная зона, где мы сейчас находимся (демонстрация картины “В степи”). Так выглядит степь ранней весной. Здесь теплое, продолжительное, засушливое лето.

    Помните, я вам говорила о горячем ветре? Это суховеи, иногда они перерастают в пыльные бури. Дожди здесь бывают редко. И степь становится такой (картина “Сухая степь”).

    А сейчас в работу включаются наши ботаники, зоологи и экологи.

    Работа по группам:

    Материалы для ботаников (слайд 10)

    Гербарий, карточки с изображением растений, атлас-определитель, энциклопедия “Я познаю мир. Растения”, учебник (стр. 114,115). Карточка – “помогай-ка”:

    1. Общая особенность растений.
    2. Приспосабливаемость к природным условиям на примере разных растений (корень, стебель, листья).

    Материалы для зоологов:

    Картины и карточки с изображением животных, атлас-определитель, энциклопедия “Я познаю мир. Животные”, учебник (стр. 116-118).

    Карточка-“помогайка”:

    1. Отличительная черта степных животных.
    2. Способы приспособления к жизни в степи на примере различных животных (размер, форма, окрас).

    Материалы для экологов:

    Карточки с изображением растений и животных, занесенных в Красную книгу, учебник (стр. 119, 120).

    Карточка-“помогайка”:

    1. Экологические проблемы степной зоны, возникшие по вине
    человека.

    2. Растения и животные, занесенные в Красную книгу.

    IV. Физкультминутка (слайд 11)

    – Представьте себе, что вы – растения степи. Ранняя весна (дети показывают, как они быстро растут). Жарко, солнце так и жжет землю (дети-растения показывают, как им плохо). Подул ветер – все сильнее и сильнее, и началась пыльная буря (дети изображают бурю). Вдруг все стихло (все садятся на свои места).

    Рассказ ботаников (слайд 12-13)

    Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, напоминающие перевернутую чалму, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Так же приспособились ирисы и таволга. У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества, их даже можно употреблять в пищу (показ рисунков, гербария, закрепление карточек на стенной карте). Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак (показ гербария). Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу– Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю (закрепление карточек на стенной карте).

    – Спасибо за работу, уважаемые ботаники! Вы уже отметили, что в степи плодородные почвы, это чернозем – самая плодородная почва в мире. покрывают землю сплошным ковром. Некоторые степные растения имеют мясистые стебли и листья, в которых сохраняется влага. А сейчас предоставим слово нашим зоологам.

    Рассказ зоологов: (слайд 14)

    В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живет множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель (показ карточек). Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка (показ рисунков). Птицы степи устраивают гнезда прямо на земле. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землей, в которой они делают норы, чтобы прятаться от хищников. В степи живут суслики, хомяки, мыши-полевки (показ рисунков), в норах они делают себе запасы на зиму. И конечно, в степи есть хищники: степной орел, степной хорек (показ рисунков), степная гадюка, которая питается грызунами. Окрас у степных животных часто под цвет растительности (закрепление карточек на стенной карте).

    Рассказ экологов (слайд15-16)

    Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля (картина “На полях Черноземья”). Еще одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв (фотография). В Красную книгу занесены следующие животные степи: степной орел, журавль-красавка, дрофа, кузнечик, степная дыбка, растение пион тонколистный (рисунки). Есть еще одна проблема – это браконьерство. Чтобы гнезда, построенные на полях, не были разоренными во время полевых работ, ученые создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда они подрастут, выпускают в степь. Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить ее распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.

    Большое спасибо, уважаемые экологи, за вашу работу. Вы по
    знакомили нас с проблемами, возникшими в степи по вине человека, и предложили пути их решения.

    V. Закрепление изученного материала (слайд 17-18)

    Мы путешествовали с вами по бескрайним просторам степей,
    познакомились с растительным и животным миром. Предлагаю вам составить и записать две-три цепи питания, сложившиеся в степи.

    Растения –> хомяки –> степная гадюка;

    Растения –> насекомые –> серая куропатка –> степной орел

    • Как приспособились растения к жизни в степи? (Травянистые растения; корни-луковицы; длинные корни; корни-пучки; узкие или мясистые листья.)
    • Как приспособились к жизни в степи животные? (В основном – некрупные животные; защитная окраска; наземный и подземный образ жизни.)
    • Какие экологические проблемы возникли в степи по вине человека? (Распашка земель; неумеренный выпас скота; браконьерство.)
    • Запишите в тетради растения и животных степи, которые вы запомнили.

    VI. Подведение итогов

    Выставление оценок.

    Домашнее задание

    Стр. 114-122.

    “Проверь себя” – задания 1, 2.

    План


    1. Расположение
    2. Климат
    3. Почва
    4 Растительный мир
    5. Животный мир
    6. Цепи питания
    7. Экологические проблемы

    8.Заповедники


    1. Расположение

    Зона степей на карте выделена желтым цветом


    Зона степей расположена южнее зоны лесов Зона степей намного меньше зоны лесов Большая часть зоны степей находится на Восточно-Европейской равнине, а также она встречается в Западной и Восточной Сибири. Рельеф поверхности ровный. Зона степей расположена в умеренном климатическом поясе.

    2. Клим ат

    Южнее зоны лесов тепла ещё больше, но осадков выпадает меньше. Лето продолжительное, засушливое. В июле + 22 — + 25 градусов, жара может достигать до 40 градусов. Погода сухая, солнечная. Часто дуют сухие горячие ветры — суховеи . Иногда суховеи переходят в пыльные бури.

    Зима короткая и тёплая, но бывают холода до -20 -30 градусов.

    Весной степь оживает, покрывается ковром тюльпанов и ирисов. Весна короткая с большим количеством влаги в почве. Дожди имеют ливневый характер. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется.

    3. Почва

    Почвы в степи плодородные, покрыты чернозёмом. В степи растут травы, каждый год их отмирающие стебли и листья увеличивают плодородный слой.

    4. Растительный мир

    Отсутствие влаги не создаёт условия для роста деревьев.

    Растут тюльпаны, ирисы, ковыль, овсяница, тимофеевка степная, пион тонколистный .

    Форма листьев узкая, чтобы испарялось меньше влаги; цвет светлый, т.к. не даёт сильно нагреваться листу. Светлые лучше отражают солнечные лучи.

    Корневая система: луковица, пучок, корневище.
    В луковице сохраняются питательные вещества. Мочковатая корневая система лучше собирает и удерживает влагу с поверхности земли. У высоких растений корневая система уходит глубоко в почву.

    Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остаётся луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Также приспособились ирисы и таволга. У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества, их даже можно употреблять в пищу. Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак. Они растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.

    5. Животный мир

    В степях нет деревьев, но есть травянистый покров. Поэтому в траве живёт множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель, и другие. Раз есть насекомые, значит здесь много птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка. Птицы степи устраивают гнёзда прямо на земле. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землёй, в которой они делают норы. В степи живут суслики, хомяки, мыши-полёвки. И, конечно, в степи есть хищники: степной орёл, степной хорёк, степная гадюка. Окрас у степных животных часто под цвет растительности.


    Степной орёл
    — хищная птица. Гнездится га земле. Пальцы слабые, когти короткие, питается небольшими животными (грызунами, птицами). Размах крыльев до двух метров.

    Пустельга — птица-хищник.

    Степной жаворонок — Его песню слышим с ранней весны. Поёт только самец. Кормятся насекомыми, падалицей.

    Дрофа — самая крупная птица, масса от 16 до 21 кг. Хорошо бегает и неплохо летает. Поднимается в воздух тяжело с разбега. Летит против ветра, низко, постепенно набирая высоту. Отсутствуют потовые железы, трудно приходится в жару, отсутствует жировая смазка.

    Серая куропатка — похожа на небольшую курицу, также квохчет и разгребает лапами землю. Уничтожает множество вредных для с/х насекомых. Мясо очень нежное и вкусное.

    Суслики — от нор далеко не отходят. Поднявшись на задние лапки, они всё время осматриваются, и замечая человека или животное, с писком скрываются в норе. В засушливые годы с наступлением бескормицы впадают в спячку. Могут проводить во сне до 9 месяцев.

    Степные гадюки — в бурьянах и канавах. Питаются грызунами, насекомыми.

    6. Цепи питания

    Растения—> Кобылка—> Куропатка—> Степные орлы
    —> Лисы
    —> Волки

    Растения—> Тушканчик—> Степной орёл

    7. Экологические проблемы

    Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель . Люди превратили степи в поля. Ещё одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв. В Красную книгу внесены следующие животные: степной орёл, журавль, дрофа, кузнечик, степная дыбка. Растения: пион тонколистый.

    Есть ещё одна проблема – это браконьерство . Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить её распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.

    Как решать экологические проблемы?

    • Ограничить распашку степей:
    • Ограничить выпас скота;
    • Бороться с браконьерством;
    • Создавать заповедники;

    Перед вспашкой полей собирать яйца дроф, выращивать в специальных инкубаторах. А потом выпускать на поле.

    8. Заповедники


    Центральночерноземный заповедник имени В. В. Алехина - в полосе северной степи Курской и Белгородской областей. Основан в 1935 году и назван в честь известного геоботаника, профессора Московского университета. Площадь свыше 4 тысяч гектаров. Наибольший интерес представляют участки Стрелецкой, Казацкой и Ямской степей. В заповеднике отмечен 31 вид млекопитающих, но если исключить некоторых заходящих животных (лось, косуля, волк и др.) и акклиматизированных (енотовидная собака), то остается около 25 аборигенных видов. Типичный обитатель целинной степи сурок-байбак истреблен еще в прошлом столетии. Следы его пребывания до сих пор сохранились в степях в виде небольших холмиков (сурочин), поросших степной растительностью. Кроме того, здесь попадаются крапчатый суслик, слепыш и ряд других видов фауны.

    Просмотры: 73 961

    Вам может быть интересно

    1.Создать образ у учащихся о природной зоне степей, через особенности географического положения родного края. Познакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека. 1.Создать образ у учащихся о природной зоне степей, через особенности географического положения родного края. Познакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека. 2.Развивать умение работать с картой, атласом-определителем и дополнительной литературой, гербарием. Учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы 2.Развивать умение работать с картой, атласом-определителем и дополнительной литературой, гербарием. Учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы 3. Через форму урока содействовать умению работать в коллективе. 3. Через форму урока содействовать умению работать в коллективе.


    Закройте глаза и представьте картину: куда ни посмотришь - кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг. Возникает вопрос: Как приспособились растения и животные к жизни в степи? Как живет человек? Что бы ответить на этот вопрос нужно взглянуть на карту. Закройте глаза и представьте картину: куда ни посмотришь - кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг. Возникает вопрос: Как приспособились растения и животные к жизни в степи? Как живет человек? Что бы ответить на этот вопрос нужно взглянуть на карту.



    Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. по площади это небольшая зона. Расположена она в умеренном поясе, но ближе к северному тропику. Большая часть расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть на Западно- Сибирской равнине. Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. по площади это небольшая зона. Расположена она в умеренном поясе, но ближе к северному тропику. Большая часть расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть на Западно- Сибирской равнине.


    Климат степей. 1. Расположение солнца на небе. 2.Расстояние от Атлантического океана. От зноя высыхают ручьи и речки, трескается земля. Горячие ветры - суховеи, они перерастают в пыльные бури. Дожди здесь бывают редко, ливневого характера. Степь в этот период сухая. Зима короткая. Для -этого сурового времени года характерны снежные метели - бураны. Очень красива степь весной. От зноя высыхают ручьи и речки, трескается земля. Горячие ветры - суховеи, они перерастают в пыльные бури. Дожди здесь бывают редко, ливневого характера. Степь в этот период сухая. Зима короткая. Для -этого сурового времени года характерны снежные метели - бураны. Очень красива степь весной.






















    Какие животные живут рядом с насекомыми? Какие животные живут рядом с насекомыми? Где гнездятся птицы? Где гнездятся птицы? Каких размеров животные степи? Где живут. Каких размеров животные степи? Где живут. Есть ли в степи хищники. Есть ли в степи хищники. Что особенного в окрасе животных степей Что особенного в окрасе животных степей





















    31 4. Рефлексия. Условные обозначения +,- Выслушав утверждения ответе на них знаками + если согласны и - если нет. 1.Зона степей протянулась с запада на восток России. 2. В степи холодное лето и жаркая зима. 3. В степи зимой полярная ночь, летом - полярный день 4.Растения степи только травянистые. 5. У растений степи корень представлен корнями- луковицами, длинным корневищем, корнями пучками. 6.Окраска животных степей яркая, броская, заметная издали. 7. Жаворонок степная птица. 8. В Красную книгу занесены: степной орел, дрофа, кузнечик. 9. В степи нет экологических проблем.


    34

    Предварительный просмотр:

    Царева Наталья Александровна

    Программа: «Школа России»

    «Мир вокруг нас» - А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова - 4 класс

    Тип урока – комбинированный.

    Тема: «Зона степей».

    Цель урока : сформировать у учащихся представление о природной зоне степей.

    Задачи:

    Образовательные: познакомить с географическим положением зоны степей, климатом, животным и растительным миром;

    - развивать умение работать с картой, учебником, дополнительной литературой;

    Воспитывать любовь к природе и своей малой родине;

    Оборудование:

    Карта природных зон;

    Физическая карта;

    Костюмы для сценки;

    Карточки (изображение растений);

    Карточка (особенности растений степи)

    Учебники «Мир вокруг нас» ч.1 А.А.Плешаков

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Нас сегодня ждёт дорога,

    И узнать нам надо много.

    Так возьмёмся, ребята скорее за работу,

    Чтобы времени зря не терять.

    И там как потрудились дома,

    Поспешим рассказать.

    II. Проверка домашнего задания.

    Какую природную зону изучали на прошлом уроке?

    (Мы изучали зону лесов)

    Покажите на карте зону лесов. Расскажите о её расположении.

    (Зона лесов расположена южнее зоны тундры. Протянулась с Запада на восток. Занимает Восточно-Европейскую, Западно-Сибирскую равнину, Среднесибирское плоскогорье. Состоит из трёх частей: тайга, смешанные и широколиственные леса).

    Расселите животных и растения по природным зонам (работают у доски).

    III. Работа над новой темой.

    Куда приведёт нас дорога? Хотите об этом узнать? Тогда постарайтесь скорее кроссворд разгадать.

    Отгадай растения и животных зоны лесов.

    1. Листики – с глянцем.

    Ягодки – с румянцем,

    А сами кусточки –

    Не выше кочки. (Брусника)

    2. Ёлка иль не ёлка?

    Зелена иголка,

    А совсем не колка. (Лиственница)

    3. Хозяин лесной

    Просыпается весной.

    А зимой под снежный вой

    Спит в избушке снеговой. (Медведь)

    4. С моего цветка берёт

    Пчёлка самый вкусный мёд.

    А меня всё ж обижают:

    Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

    5. Есть серёжки,

    Да не девочка;

    Есть и шишки,

    Да не сосенка;

    А живёт в низинке,

    Около лозинки. (Ольха)

    Ключевое слово - СТЕПЬ.

    Сообщение целей урока.

    Сегодня на уроке мы будем изучать зону степей. О степи слагали стихи такие великие русские поэты, как А. Кольцов, И. Бунин, С. Есенин. Степь изображали на своих полотнах такие великие художники, как А. И. Куинджи, А. М. Васнецов, менее известные художники, например, Зверьков и др. О степи поётся в песне «Степь да степь кругом». Степи без конца и кра я , ровные, скучные, раздольные, волнистые, холмистые... Степь, словно живое существо, меняет свои наряды. Разные поэты, разные художники - разное восприятие степи (учитель свой рассказ сопровождает показом репродукций)

    1. Практическая работа №1

    Рассмотри карту природных зон России. Каким цветом на карте обозначена зона степей?

    (Зона степей обозначена жёлтым цветом. Она расположена южнее зоны лесов).

    Сравните площадь зоны лесов и зоны степей. Что скажете?

    (Зона степей намного меньше зоны лесов.)

    Сейчас посмотрим на физическую карту России. Где же находится зона степей?

    Учитель. (Большая часть зоны степей находится на Восточно-Европейской равнине, а также она встречается в Западной и Восточной Сибири).

    2. Рассказ ученика о климате (дано задание на кануне изучения темы).

    Зона степей расположена в умеренном климатическом поясе. Лето продолжительное, засушливое. В июле +22 - +25 градусов, жара может достигать до +40 градусов. Погода сухая, солнечная. Часто дуют сухие горячие ветры – суховеи. Иногда суховеи переходят в пыльные бури. Дожди имеют ливневый характер. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает и испаряется. Зима короткая и тёплая, но бывают холода до-20 -30 градусов.

    3. Животный мир степи.

    Сценка «Зелёный театр» - участвуют 3 ученика.

    Автор. Жаркий летний день. Далеко-далеко протянулась степь. Как серебряное море, колышется ковыль. Высоко в небе парит орёл, высматривая на земле добычу. Вот он удаляется, превращаясь в чёрную точку, и исчезает. А в зарослях ковыля встретились тушканчик и серая куропатка. Они не боятся друг друга, т. к. тушканчик растениями питается, а куропатка – насекомыми.

    Тушканчик. Наконец-то орёл улетел. А то я боялся по степи пробежать.

    Куропатка. И я орла боюсь, уже два часа голодная сижу. Только не пойму я, тебе-то чего его бояться? Ты ведь вон как бегаешь быстро. Разве орёл тебя поймает?

    Тушканчик. Я для того и бегаю быстро, чтоб не поймал. Да кто его знает, лучше не рисковать.

    Куропатка. А кто ещё у нас в степи так же быстро бегает, как ты?

    Тушканчик. Сайгак. А мыши, хомяки и суслики в норы прячутся. (Показ слайда)

    Куропатка. Мало орлов, так ещё лисы с волками появились. (Показ слайда)

    Тушканчик. Не говори. Надоели мне здесь, я вот думаю, может, в северную степь перебраться. А то здесь ковыль да ковыль, а там цветов, трав всяких уйма. (Показ слайда)

    Куропатка. Не знаю, мне и здесь хорошо. Смотри, дрофа бежит, вот умора! Ноги длинные, летает кое-как. (Показ слайда)

    Тушканчик. Это она разбегается долго. А летает не так уж и плохо.

    Куропатка. Настоящая птица выше летать должна. То ли дело я – серая куропатка, или журавль-красавка, или розовый скворец, или степной жаворонок. (Показ слайда)

    Тушканчик. Или орёл. (Показ слайда)

    Куропатка. Не говори мне про орла! Он высоко-высоко поднимается, а потом оттуда на всех бросается… Нет, настоящая птица так не поступает.

    Тушканчик. Вон, кузнечик поскакал!

    Куропатка. Это не кузнечик. Это кобылка. У кузнечиков усики длинные, а у кобылок – короткие. Кузнечики насекомыми питаются, прямо как я, хоть и сами насекомые. А кобылки – растениями.

    Какие животные обитают в степи?

    Просмотр слайдов о животных.

    1. Степной орёл – хищная птица. Гнездится на земле. Пальцы слабые, когти короткие, питается небольшими животными (грызунами, птицами). Размах крыльев до двух метров.
    2. Пустельга – птица-хищник.
    3. Степной жаворонок – его песню слышим ранней весной. Поёт только самец. Кормятся насекомыми, падалицей.
    4. Дрофа – самая крупная птица, масса от 16 до 21 кг. Хорошо бегает и неплохо летает. Поднимается в воздух тяжело с разбега. Летит против ветра, низко, постепенно набирая высоту.
    5. Серая куропатка – похожа на небольшую курицу. Также квохчет и разгребает лапами землю. Уничтожает множество вредных насекомых для с/х.
    6. Суслики – от нор далеко не отходят. Поднявшись на задние лапки, они всё время осматриваются, и замечая человека или животное, с писком скрываются в норе.
    7. Степная гадюка – в бурьянах и канавах. Питаются грызунами и насекомыми.

    4 . Растительный мир степи. Практическая работа №2

    Чтобы определить растения степи вы разобьётесь на группы по 5 человек, и каждая группа получит задание.

    (Учитель раздаёт задания. 3 группы получают по 5 карточек с изображениями растений.)

    1 группа. Карликовая берёза, тюльпан, ковыль, типчак, венерин башмачок.

    2 группа. Голубика, пион тонколистый, типчак, ирис, земляника.

    3 группа. Голубика, ирис, ковыль, тюльпан, ягель.

    Откройте учебник. Прочитайте информацию о растениях степи в учебнике и выберите из предложенных вами растений, которые относятся к этой зоне. Наклейте их на лист, где написано «Степь» и подпишите их названия.

    4 группа. Вам дан текст об особенностях растений зоны «Степь». Прочитайте и дайте ответ пользуясь карточкой-«помощницей»:

    а) Растения степи – это деревья, кустарники, травы.

    б) Форма листьев – узкая, широкая. Почему?

    в) Цвет листьев – светлый, тёмный. Почему?

    г) Корневая система – луковица, пучок, корневище. Почему?

    Обобщение – показ слайдов (растительный мир степи).

    Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Они приспосабливаются к жизни в степи по-разному; например, у тюльпанов после цветения листья и стебель отмирают, и в земле остаётся луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Совсем по-другому приспосабливается ковыль и типчак. Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Так корневая система лучше собирает и удерживает влагу с поверхности земли. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги. Цвет листьев светлый и они лучше отражают солнечные лучи.

    IV.Подведение итогов.

    Закончить урок я хочу следующими строчками.

    Какая ширь здесь и приволье!

    Куда ни глянь – везде раздолье!

    Южнее полосы лесов

    Лежит ковёр из трав, цветов.

    Здесь простор ветрам и птицам, Грызунам, волкам. Лисицам.

    Здесь суховеи любят петь!

    И зовётся – это степь!

    Что вы сегодня узнали о степи?

    Фотография «Степь да степь кругом», «Степь ковыльная» - автор Alesing

    …..Красота донской природы в необъятных степях. Чем больше всматриваешься в неброскую красоту родных пейзажей, тем больше впитываешь в себя ощущение невиданного простора и шири. И краски, и цвета в природе здесь какие-то особенные. Широко в приволье зеленых степей течёт Дон. Зеркальной лентой блестящего серебра извивается он среди полей по широкому степному раздолью. И медленно, и плавно его течение. Кажется, что Дон спит. Недаром и прозвали его Тихим..." (М. Шолохов)

    V. Домашнее задание.

    Подготовить небольшое сообщение о представителях животного или растительного мира степи. А затем из ваших сообщений мы составим книжку – «Животный и растительный мир степи».


    Урок окружающего мира. 4 класс.

    Тема: Зона степей.

    Цель: создать условия для ознакомления с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека, способствовать формированию у учащихся представлений о природной зоне степей, развивать умения работать с картой, мышление, связную речь. учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы, оценивать свою деятельность на уроке и деятельность одноклассников, прививать бережное отношение к природе.

    Планируемые результаты:

    личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности,

    метапредметные:

    регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, планировать для ее решения необходимые действия в сотрудничестве с учителем,

    коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения, строить связное высказывание,

    познавательные: находить необходимую информацию, используя различные источники, анализировать, сравнивать и обобщать.

    Предметные результаты: получат возможность научиться работать с учебником, картой, разными источниками информации.

    Тип урока – урок открытия новых знаний.

    Оборудование: учебник, карта природных зон, презентация (ИКТ), толковый словарь, атлас – определитель.

    Ход урока.

      Организационный момент.

      Актуализация опорных знаний.

    С какими природными зонами мы познакомились? Покажите на карте каждую природную зону.

    Какую природную зону мы исследовали на прошлом уроке?

    Выполним тестовую работу.

    1.Найди ошибочное высказывание.

      Лес – дом для растений, животных, грибов.

      Лес – источник древесины.

      Лес – место для захоронения отходов человеческой деятельности.

    2.Укажи, за что лес называют «легкими планеты».

      За защиту водоемов

      За охрану почвы

      За очистку воздуха

    3.Для чего вдоль дорог сажают деревья?

      Чтобы водитель не сбился с пути

      Чтобы очищать воздух вдоль дорог

      Чтобы вдоль дорог было красиво

      Чтобы вдоль дорог можно было собирать грибы

    4.В тайге растут

      Пихты, ели, лиственницы

      Дубы, сосны, ели,

      Березы, липы, лиственницы

    5.В Красную книгу России занесены животные леса

      Морж, розовая чайка, овцебык

      Стерх, кречет, сокол- сапсан

      Зубр, амурский тигр, жук-олень

    6. Широколиственные леса представлены растениями

      Пихта, кедровая сосна, ель

      Дуб, клен, ясень, вяз

    7.Какой заповедник находится в лесной зоне?

      Таймырский

      Приокско –Террасный

      Дальневосточный

    8.Запиши значение леса в жизни человека, продолжив предложения

    Дом для _______________________________________________________

    Защитник ____________________________________________________

    Место для _____________________________________________________

    Источник _____________________________________________________

    9.Выбери верные утверждения.

    Экологические проблемы леса:

      Неумеренная охота, браконьерство, вырубка,

      Неблагоприятные погодные условия

      Лесные пожары

    10.В какую погоду нельзя разводить костер

    • В холодную

    Работа в парах. Взаимопроверка, взаимооценивание. (8 вопрос -2б. за правильный ответ, 1 –допущена ошибка)

    А теперь сверьтесь с ответами. Правильно ли вы оценили? (11 б. -5, 1-2 ошибки -4, 3-4 ошибки -3, более -2).

    Посмотрите на карту. Какая природная зона находится южнее зоны лесов? (лесостепи, степь. Правильно. Покажите на карте.

    Выведение темы урока и целеполагание.

    Так какая тема нашего сегодняшнего урока? (Зона степей). Какие цели перед собой поставим, чтобы изучить новую природную зону? (определим на карте место расположения природной зоны, изучим климат, растительный и животный мир, узнаем экологические проблемы).

      Изучение нового материала.

    Как мы уже сказали степная зона находится южнее лесной. Повлияет ли это на климат? Каким образом? (предположения детей).

    Южнее лесных зон тепла еще больше, но осадков выпадает меньше. Из-за недостатка влаги деревьям расти трудно. Поэтому леса все чаще чередуются с безлесными участками, а затем и совсем исчезают. Так постепенно леса сменяются лесостепью, а затем – зоной степей. Лето в степях более длинное, чем в зоне лесов. Средняя температура летом 22-24 градуса, в июле может подниматься до 40 градусов выше нуля. Лето теплое, засушливое. Часто дуют горячие сухие ветры – суховеи, которые могут переходить в пыльные бури. Дожди бывают редко, имеют ливневый характер. Вода стекает в низины, не успевая напоить почву, испаряется. Влаги в почве недостаточно, поэтому в степях деревья не растут. Зима в степи короче и теплее, чем в лесной зоне. Но достаточно холодная, с морозами до 20-30 градусов. Снеговой покров маленький.

    Физминутка.

    А вот каким образом климат повлияет на растительный и животный мир вы исследуете самостоятельно. Разобьемся на группы: группа биологов, группа зоологов, группа экологов.

    Группа биологов будет изучать растительный мир по плану (дается карточка):

    Рассмотрим разнообразие растительного мира,

    Приспособления растений к жизни в степи

    Группа зоологов будет изучать животный мир по плану (дается карточка):

    Рассмотрим разнообразие животного мира,

    Приспособления животных к жизни в степи

    Группа экологов определяет:

    Как человек использует степи.

    Экологические проблемы этой зоны.

    Почему необходимо сберечь сохранившиеся участки степей? Как это сделать?

    Все группы используют для нахождения информации учебник, атласы – определители.

    Выступление биологов.

    Из-за недостатка влаги в степях не растут деревья, но травянистых растений много. Они хорошо приспособились к засухе. Одни растения имеют листья с восковым налетом, другие – узкие листья, мало испаряющие влагу, третьи – мясистые и сочные стебли и листья с запасом влаги.

    У некоторых растений корни уходят глубоко в землю, чтобы добраться до воды, у других – образуются клубни и луковицы.

    Весна в степи начинается рано, в феврале-марте снег уже тает и в почве скапливается влага. В это время растут луковичные растения. За месяц эти цветы успевают развиться, отцвести, расцвести, дать семена и засыхает их надземная часть. В луковицах скапливается запас питательных веществ и влаги. На смену тюльпанам и ирисам приходят злаковые растения (типчак, ковыль).

    Эти растения имеют узкие листья, которые экономно испаряют влагу, Корни помогают устоять растению, когда дуют суховеи.

    К концу лета – началу осени степь почти совсем выгорает.

    Выступление зоологов.

    В степях живут насекомые (кобылки, кузнечики), птицы (степной жаворонок, серая куропатка, журавль –красавка, дрофа), много грызунов (суслики, хомяки). От жары и хищников они могут спрятаться только в норах, т.к. нет деревьев. Грызунами питаются хищные птицы, звери. Гнёзда птицы устраивают прямо на земле, в ковре из травы.

    Живут интересные пресмыкающиеся: ящерицы, степная гадюка.

    Окраска земли или растительности животным степи помогает прятаться от хищников и добывать себе пищу, чтобы их было незаметно.

    Выступление экологов.

    В степях плодородные почвы - чернозем, поэтому их распахивают под посевы. Это главная экологическая проблема. На нераспаханных участках пасут скот. Иногда на одних и тех же участках пасут длительное время, происходит перевыпас. Это следующая экологическая проблема, т.к. разрушается почва, многие растения исчезают, страдают дикие животные.

    Люди занимаются охотой в степной зоне. Сейчас существует запрет на охоту на редких животных, но этот запрет нарушается браконьерами. Браконьерство –следующая экологическая проблема.

    Мир степей удивителен и богат. Поэтому его надо сохранить как и все другое на нашей планете для потомков. Необходимо по-умному распахивать степи под сельскохозяйственные угодья, планово вести выпас скота. Чтобы спасти журавля –красавку, их стали разводить в питомниках. На некоторых участках степей созданы заповедники. Например Ростовский, Оренбургский, Даурский.

    А в какой зоне мы с вами живем? (в степной). Есть ли у нас заповедники в степной зоне? (Опукский заповедник)

    V. Подведение итога урока.

    С какой природной зоной мы сегодня познакомились? Покажите ее на карте.

    Влияет ли климат на живую природу? Как?

    Восстановите цепи питания (у доски 2 ученика)

    …..- кобылка – степной жаворонок - ………

    Типчак - ………- степная гадюка - ………

    Составьте свою цепь питания (у доски желающие)

    С каким настроением вы работали на уроке? (сигнальные карточки)

    Домашнее задание. 1. Для всех - Стр. 110-117, пересказывать.

    2.На выбор:

    Нарисовать рисунок любого растения или животного, обитающего в степи,

    Подготовить о любом растении или животном свое сообщение,

    Подготовить сообщение, презентацию об Опукском заповеднике.



    Просмотров