Как происходит оформление дтп. Порядок оформления и расследования дтп. Каковы варианты мирного решения вопроса при дорожно-транспортном происшествии

Хорошая новость, с 1 июля 2017 г. поправкой в ПДД и закона о страховании официально стало возможно упрощенное и самостоятельное оформление ДТП при мелких авариях. Изменения коснулись закона об ОСАГО пункт 11.1 и статьи 2.6.1 ПДД. При себе участник движения должен иметь полис с соответствующим приложением. Инструкция по заполнению полиса включена в приложение.

Бланк страховой компании заполняется участниками ДПТ самостоятельно , без сотрудников ГИБДД. Напомним, что по старым правилам, при любом, даже самым незначительном, ДТП, вызывали ГАИ, чтобы зафиксировать повреждения. Автомобили при этом должны были оставаться на своих местах, блокируя или затрудняя движение, создавая пробки. Другим вариантом решения был наличный расчет в обход правил.

Теперь можно зафиксировать аварию самостоятельно , тут же, на месте выполнить съемку, оформить документы для страховой, и мирно разъехаться.

До последнего времени при незначительных авариях была распространена нелегальная практика решения взаимных претензий на месте и в обход правил, без привлечения сотрудников ДПС и страховых. Виновный в аварии расплачивался наличными с пострадавшим и обе стороны продолжали движение.

Сотрудников ГИБДД вызывали, если с определением виноватого в столкновении и суммы ущерба возникали проблемы .

  • Плюсы полюбовного решения при мелкой аварии – повреждения не документируются, не попадают в базы, что может быть важно при последующей продаже автомобиля. Можно скрыть дефекты и сам факт ДТП от будущего покупателя. Скорость сделки – также плюс, Движение не блокируется, что важно при загруженности трассы.
  • Проблемы, которые возникают при полюбовном расставании очевидны – стоимость ремонта автомобиля и сумма ущерба может оказаться выше, чем рассчитывалось на глазок. Для некоторых автомобилей даже замена сбитого зеркала оборачивается сотнями долларов, а царапина на бампере грозит заказом оригинальных деталей. Вместо быстрого решения проблемы, попытка решения на месте выливалась в агрессивные и длительные разборки.

С появлением поправок в ПДД, возможно оформление ДТП без ГИБДД, с официальными и полностью легальными выплатами компенсаций через страховую компанию.


Самостоятельное оформление с оплатой по полису действует не во всех случаях , а только в ситуациях, которые совсем недавно решались вообще без оформления. Пример такой аварии – столкновение на парковке супермаркета. Удобно, что можно переложить платежи на страховую компанию.

Возможность самостоятельного оформления ограничена следующими условиями:

Должно быть не более 2 участников ПДД. Если больше, даже при очевидной «цепочке» — нужно вызывать ГИБДД.

Не должно быть пострадавших, людей, которым столкновение причинило вред здоровью.

Сумма ущерба и компенсации должна быть до 50 тысяч рублей при наличии страховых полисов нового образца. Для старых полисов, оформленных до 02.09.2014 максимальная сумма ущерба ограничивается 25 тысячами .

Оформление ДТП без ГИБДД по полису, порядок действий:

  • Остановитесь, включите сигнализацию светом и поставьте знак аварийной остановки.
  • Выполните осмотр повреждений автомобиля, постарайтесь определить примерную стоимость ремонта.
  • Если оба водителя в целом сходятся в оценке ситуации и характере повреждений , приступайте к проверке страховых документов ОСАГО. Проверьте дату. Чтобы получить страховую выплату , ДТП должно быть в течение страхового периода. Даже если срок действия полиса закончился вчера или неделю назад – это имеет значение. Проверьте подлинность полиса оппонента через сайт союза автостраховщиков и позвольте проверить свой собственный полис. В случае любых сомнений или разногласий – вызывайте ГИБДД.
  • Обратите внимание на содержание приложения . Извещение содержит 3 листа с самокопирующимся бланком, содержащим 23 пункта. При наличии документов устаревшей формы, обратитесь в страховую за заменой формы на актуальную.
  • Безопасность оформления при оформлении без сотрудников ГИБДД полностью ложится на вас , вы должны ее самостоятельно обеспечить. Возьмите контакты окружающих водителей, выполните фото и видео фиксацию места происшествия. Соберите убедительную доказательную базу. Обязательно зафиксируйте на съемке дату и время происшествия. Функция фиксации времени есть во всех камерах и телефонах, обычно ее отключают — включите
  • После документальной фиксации происшествия, освободите дорогу для проезда .
  • Не забудьте указать свои контакты и номер телефона в извещении и проверить наличие данных оппонента. Убедитесь в наличии подписи. Подпись должна быть как в паспорте.
  • При заполнении бланка обратите внимание – крестик на рисунке в пункте 13 означает место первоначального удара, а не максимального повреждения. Общую схему ДТП в пункте 17 тоже придется нарисовать самостоятельно. Укажите названия улиц, направление движения, светофоры, знаки.
  • Оригинал заявления берет водитель, которому положена выплата .
  • Если места не хватает или вы желаете изложить подробности – приложите отдельный чистый лист, на котором изложите свои соображения.
  • С заполненным бланком и оформленным заявлением с требованием страховой выплаты , обращайтесь в страховую компанию. Срок обращения 5 дней. В течение 15 дней после обращения нельзя устранять повреждения самостоятельно или в ремонтной мастерской. Этот срок отведен на то, что представители страховой, возможно, захотят убедиться в характере повреждений, сверить их с предоставленными документальными подтверждениями.


Что фотографировать:

  • общий план места происшествия и положение автомобилей относительно других ТС;
  • след торможения ;
  • расположение обломков , если они есть;
  • повреждения крупным планом ;
  • госномера и ВИН номера автомобилей.

Технические моменты заполнения бланка

  • Используйте шариковую ручку. Не гелевую, не карандаш . Это предписано правилами оформления.
  • В пустых графах ставьте прочерк .
  • Пишите с нажимом , чтобы написанное хорошо отпечаталось во втором экземпляре.

К минусам данного способа оформления относится очевидное ограничение суммы максимальной выплаты . При этом невозможно увеличить сумму при увеличении стоимости ремонта, обнаружении дополнительных неполадок. В неочевидных случаях придется все же вызывать ГИБДД.

Для пострадавшей стороны, особенно без точного знания сумм ремонта или с небольшим опытом вождения, правильно будет вызывать сотрудников ГИБДД, которые оформят протокол.


Вопрос касается денег. Выплаты, хоть и небольшие, требуют максимального документального подтверждения.

Позаботьтесь о том, чтобы все документы были в порядке.

  • Не следует оформлять происшествие самостоятельно в случае , если подлинность страхового полиса вызывает сомнения, лицо, управляющее автомобилем не вписано в страховку. При отсутствии необходимых документов, бланка о ПДД, при наличии бланка устаревшего образца. Такое оформление невозможно.
  • При разногласиях в сумме ущерба и трактовке столкновения , определении виновника аварии и тяжести повреждений.
  • ГИБДД обязательно вызывать при любых авариях , если сумма ущерба более 50 тысяч рублей.
  • Если в аварии пострадали люди или нанесен ущерб имуществу человека.

Заключение

Нововведение действительно удобное и хорошо, если оно позволит избежать разборок и наличных выплат при незначительных авариях. Удобно, что столкнувшиеся машины не будут простаивать часами в ожидании сотрудников ГИБДД, затрудняя или блокируя движение.

Видео

Водитель, садясь за руль, должен не только уметь управлять автотранспортом, но и знать порядок действий при попадании в аварию. В отдельных случаях допускается оформление ДТП без ГИБДД, используя для разрешения вопросов со страховой бланк извещения, прилагаемый к каждому оригинальному полису ОСАГО.

Несмотря на реальную возможность сэкономить силы и время, затрачиваемые на согласование со страховой выплат, до сих пор оформление европротокола не получило большого распространения среди автомобилистов. Причина кроется в незнании правил составления документа и получения выплаты по нему.

Что такое европротокол

Европротокол представляет собой документ, составляемый на месте аварии без вызова госавтоинспектора. Европротокол фиксирует обстоятельства происшествия и детали, касающиеся страхового случая, только в случае достижения единого мнения со вторым участником ДТП.

Основное назначение документа – отсутствие необходимости в ГИБДД, а также экономия сил и времени на оценку ущерба и согласование страховой выплаты. После подписания такого извещения, вопрос компенсации решается между страховщиками участников аварии.

Чтобы иметь право оформить ДТП через европротокол, должны быть соблюдены определенные условия, подробно описанные в п. 2.6.1 ПДД:

  • в аварии участвовало 2 транспортных средства;
  • в результате ДТП пострадало только транспортное средство;
  • оба участника согласны с информацией, занесенной в европротокол о факте происшествия.

Если все указанные условия выполняются, для получения компенсации ущерба авто можно обойтись без сотрудника ГИБДД.

Есть одно существенное ограничение применимости европротокола – если сумма повреждений, по мнению одной из сторон оказалась выше предельно установленного размера, необходимо действовать по стандартной схеме, с вызовом инспектора и предоставлением для осмотра авто в страховую.

В настоящее время действует единое ограничение выплаты по европротоколу – не больше 50000 рублей. Таким образом, компенсация по европротоколу предполагает нанесение автомобилю лишь незначительного повреждения. Если есть сомнения, в том, что возмещения будет достаточно, рекомендуется позвонить в автосервис и поинтересоваться ориентировочной стоимостью работ.

Основанием для получения страхового покрытия является заполненный обеими сторонами бланка извещения о ДТП. Садясь за руль, необходимо помнить об опасности и непредсказуемости дороги, поэтому помимо наличия полиса ОСАГО, следует в обязательном порядке проверять наличие данного бланка.

Последние изменения в порядке составления

По территории всей страны действует единая предельная сумма в 50 тысяч рублей, однако, в силу специфики регионов, на территориях московского региона и Санкт-Петербурга и области действуют спецтарифы.

Данное изменение введено с 2014 года и действует по сей день. Согласно особому тарифу для этих регионов, предельная компенсация может достигать 400 тысяч рублей.

Для получения повышенной выплаты по упрощенному порядку необходимо выполнение следующих требований:

  • предоставление документального подтверждения факта аварии страховщику, свидетельствовать об обстоятельствах ДТП, повреждениях авто могут фотографии и видеозаписи с места аварии;
  • информация должна быть зафиксирована навигаторами ГЛОНАСС.

Если требования не соблюдены, тариф остается таким же, как и в остальных субъектах Федерации, т.е. 50 тысяч рублей.

Порядок заполнения

Заполнять извещение довольно просто, если придерживаться указаний на бланке, кроме того, к извещению страховщик обязан прилагать подробную инструкцию заполнения документа.

Заполняя документ в следующем порядке, проблем с выплатой по европротоколу возникнуть не должно:

  1. Заполнение информации на первой странице (лицевая сторона) производится совместно участниками ДТП.
  2. Синие колонки на лицевой стороне заполняются по каждому автомобилю отдельно.
  3. Так как бланк предусматривает копирование, заполнение бланка должно производиться четким разборчивым почерком, чтобы на втором экземпляре информация была хорошо видна. Вероятно, придется сильнее нажимать на ручку, чтобы внести сведения разборчиво.
  4. Использование печатных букв обеспечит читаемость текста. Все незаполненные графы оформляются прочерками.
  5. После заполнения первой части, далее бланк разделяется и подписывается участниками.
  6. Оригинал остается у водителя, который претендует на получение возмещения со страховой, т.е. у невиновного автомобилиста.

Оборотная сторона заполняется самостоятельно, вносить в нее сведения можно уже после оставления места ДТП. Особенно важно, чтобы в графе, описывающей обстоятельства дела, не было указано лишней информации, если водитель собирается получить возмещение. Текст графы рекомендуется заполнить перечислением нарушений второго водителя со ссылкой на пункты ПДД.

Бывают ситуации, когда места в графе недостаточно для полного описания событий, в таком случае прикладывают отдельный лист бумаги, а на извещении делают запись «с приложением».

Заполненный с обеих сторон бланк относят в офис страховщика, с которым подписан договор страхования ОСАГО. К извещению прикладывают заявление с просьбой произвести страховое покрытие.

На видео об оформлении европротокола

Процесс получения возмещения с помощью европротокола гораздо удобнее, чем стандартная процедура. Знание водителей о своих правах и умение заполнять подобные бланки значительно сократило бы время согласования выплаты и избавило от лишних действий водителя.

По статистике, среди огромного количества дорожно-транспортных происшествий большая часть из них незначительная, в результате которых нет пострадавших и машинам нанесён минимальный ущерб.

Чтобы не мешать другим автомобилистам, из-за оставленных автомобилей на проезжей части в ожидании сотрудников ГАИ, есть возможность оформить инцидент без их присутствия.

Существуют несколько ситуаций, когда участники аварии могут не дожидаться инспекторов ДПС, покинуть место происшествия и самим

Самостоятельное оформление ДТП возможно при следующих условиях:

  • в аварии нет пострадавших;
  • задействованы лишь 2 машины;
  • ущерб нанесён лишь машинам водителей, не затронуто никакое другое имущество;
  • у обоих участников;
  • размер нанесённого вреда не превышает максимальный размер денежной компенсации.

Мнение эксперта

Наталья Алексеевна

До недавнего времени ещё одним важным условием для оформления происшествия без присутствия сотрудника ГАИ на месте ДТП было отсутствие разногласий между водителей по поводу произошедшего.

С конца весны 2018 года правило поменялось и теперь это уже не станет помехой. Однако в таком случае действует другое правило – хотя бы один из водителей имеет специальное предложение РСА либо на одной из машин установлена система ГЛОНАСС с целью фиксации инцидента.

В каких случаях можно оформить ДТП без вызова ГИБДД.

Кроме того у одного из водителей должно быть с собой , которое выдают вместе со страховкой при подписании договора. Есть ещё возможность вызвать аварийного комиссара, если СК такового предоставляет, и он привезёт с собой бумагу на место аварии.

Не лишним будет периодическая проверка бланка, в комплекте содержится три листа – само извещение, копия и инструкция, помогающая заполнить его.

Если бланк не в надлежащем виде, следует заменить его на новый. Замена происходит в СК бесплатно.

Если же в ДТП участвовало более двух авто, кто-то пострадал, задет дорожный знак, светофор или другое имущество, а также нет ОСАГО либо один из водителей не согласен оформлять Европротокол, при этом нет специального оборудования ГЛОНАСС – тогда не удастся оформить дорожно-транспортное происшествие без представителя Госавтоинспекции.

Как правильно оформить ДТП самостоятельно

Важно правильно выполнить процедуру оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД, поскольку от этого могут зависеть в дальнейшем выплаты от страховщика. Страховая компания выдаёт специальный бланк-извещение, если совершить ошибку, она и вовсе может отказать в компенсации.

На лицевой стороне бумаги водителями совместно фиксируются сведения об аварии, где содержатся две колонки – отдельно для каждого участника. На оборотной стороне извещения нужно самостоятельно заполнить сведения.

На бланке содержится схема ДТП, где следует как можно точнее указать и изобразить причину аварии и как располагались машины на дороге. В процессе заполнения документа нужно грамотно и точно указывать все обстоятельства, которые привели к неприятной ситуации на дороге, поскольку тогда у потерпевшего будет больше шансов потребовать страховые деньги у СК.

Для этого даётся срок – не более 5 дней после аварии. Также есть правило – не отдавать машину на ремонт в течение 15 дней, поскольку страховщик должен иметь возможность оценить нанесённый ущерб.

Какой порядок действий при оформлении без ГИБДД?

Как оформить ДТП без участия ГИБДД.

Попав в неприятную ситуацию на дороге водитель должен следовать согласно определённой схеме:

  1. Остановить автомобиль и выйти из него с целью осмотра повреждения. Здесь важно позаботиться о безопасности: включить «аварийку» и выставить знак аварийной остановки, а также надеть специальный жилет либо другую одежду со светоотражающими вставками. Такие действия позволят заметить вас и стоящий автомобиль на дороге, особенно это опасно, если авария произошла на трассе либо в ночное время суток.
  2. Проверить, нет ли пострадавших в аварии.
  3. Внимательно осмотреть машину и зафиксировать все появившиеся повреждения и постараться определить приблизительную сумму нанесённого ущерба, убедившись в отсутствии существенного урона, когда без ГАИ не обойтись. Следует зафиксировать ущерб при помощи фото или видео, важно также запечатлеть расположение авто по отношению к дороге.
  4. Проведя фото или видеосъёмку и зафиксировав все повреждения следует убрать автомобили с проезжей части, если они мешают остальным участникам дорожного движения.
  5. Пообщаться с другим водителей и убедиться, что нет разногласий.
  6. Убедиться в актуальности своего полиса и полиса второго участника аварии. Также не лишним будет проверка ОСАГО на подлинность.
  7. Сообщить у случившемся страховую фирму.
  8. Заполнить бланк-извещение, стараясь подробно описать ситуацию и не совершить ошибку.
  9. По возможности не лишним попросить контакты у свидетелей ДТП.

Как получить возмещение ущерба по Европротоколу

Как было указано выше, заявить о произошедшем ДТП нужно не позднее 5 дней после случившегося. Следует обратиться к страховщику, выдавшему полис ОСАГО.

Необходимо предоставить заполненный Европротокол и ряд дополнительных документов:

  • на получение страховых выплат;
  • действующую страховку;
  • паспорт либо другой документ, подтверждающий личность заявителя;
  • водительские права человека, управляющего автомобилем на момент ДТП;
  • доверенность на управление ТС, если водитель управлял им согласно разрешению;
  • документ, подтверждающий право владения авто;
  • фото и видео с места аварии и результаты фиксации происшествия системами ГЛОНАСС, если пострадавший требует выплаты в размере до 400 тысяч рублей.

С целью получения денежной компенсации нужно показать повреждённую машину сотруднику СК, если поступит соответствующий запрос.

При отказе, подачи неверных документов, ошибке в заполненном Европротоколе, на протяжение 15 рабочих дней после ДТП, страховщик имеет право отказать в выплате страховой суммы.

Если водителю нужно срочно отремонтировать свою машину, можно подать запрос в СК и попросить провести экспертизу как можно скорее.

Также есть возможность запросить согласие страховщика на проведение ремонта автомобиля. Если же страховая компания отказала в возмещении ущерба, следует потребовать причину отказа и решать проблему с помощью суда.

Согласно Европротоколу страховое предприятие осуществляет компенсацию двумя способами:

  • обеспечение ремонта в сервисе, с которым СК заключила договор;
  • выплата денежных средств.

Если страховщик принял решение компенсировать ущерб, договорившись о ремонте в автосервисе, то здесь также есть два решения – компания самостоятельно выбирает место, где будут проведены ремонтные работы.

Когда Европротокол действителен.

Затем отправляет туда авто и оплачивает услуги либо автовладелец сам выбирает сервис на своё усмотрение из списка, предоставленного СК и лично договаривается о ремонте машины, который оплатит страховая организация. В этих случаях не учитывается замена изношенных запчастей автомобиля.

Выплата денежных средств в качестве компенсации возможна в нескольких ситуациях:

  • общая сумма ремонтных работ превысила максимальную сумму компенсации согласно Европротоколу;
  • страховщик не имеет возможности обеспечить ремонт в сервисе, соответствующем правилам компании;
  • владелец ТС является человеком с ограниченными возможностями;
  • в результате успешной договорённости со страховой, зафиксированной в письменном виде.

А если сумма ущерба выше компенсации от СК?

Зачастую наибольшая сумма, которую могут выплатить страховые фирмы составляет 50 тысяч рублей. С середины лета 2018 года она увеличится до 100 тысяч.

При определённых условиях выплаты составляют даже 400 тысяч рублей. Однако нередко суммы компенсации оказывается недостаточно, особенно, если договор был оформлен по старым условиям.

Не всегда во время ДТП владелец автомобиля может реально оценить нанесённый ущерб, а во время детального осмотра работники СТО обнаруживают, что выделенных страховщиком средств будет недостаточно. К сожалению, запросить большую сумму, чем указано в законодательстве РФ не получится.

Доступны лишь два варианта выхода из сложившейся ситуации:

  • доплатить недостающую сумму за ремонт машины из своего кармана и попытаться получить компенсацию от виновника ДТП;
  • добиться максимально возможной компенсации от страховщика.

Итог

Нередки случаи мелких ДТП, когда вполне удастся обойтись без вызова ГИБДД и оформить происшествие самостоятельно. В такой ситуации важны ещё несколько значимых нюансов, без которых заполнения Европротокола будет бессмысленным.

С целью получения страховых выплат следует внимательно и правильно заполнить извещение и подготовить ряд необходимых документов, подать которые нужно не позднее 5 дней со дня происшествия. После чего ожидайте решение страховой компании и, в случае согласия, будет организован и оплачен ремонт машины либо СК выдаст компенсацию денежными средствами.

Официально Европротокол можно оформить в любом регионе страны. Однако для его оформления ситуация должна подходить под определенные условия, указанные в ст. 12.1 №40-ФЗ :

Справка! Если хотя бы одно из вышеперечисленных условий не соответствует действительности (особенно часто бывает что водители не согласны друг с другом), то Европротокол оформить не получится, и придется «по-старинке» вызывать ГИБДД.

Аварийный комиссар

Аварийный комиссар, как специалист, может оказать всестороннюю помощь в оформлении ДТП - составить схемы повреждения, правильно сделать нужные фото, а иногда даже оказать медицинскую помощь или представить интересы пострадавшего в страховой компании. При оформлении Европротокола его помощь также окажется далеко не лишней. Однако с момента введения системы европейского протокола работы у них почти не прибавилось, несмотря на то, что водители взялись за самостоятельное оформление ДТП.

Дело в том, что вызов аварийного комиссара - услуга платная, поэтому у многих водителей просто возникает желание сэкономить на этом, оформив все самостоятельно. Правда некоторые страховые компании включают бесплатные услуги комиссара в страховой полис, однако все равно многие из них не видят в этом никакой выгоды или необходимости.

Порядок действий для водителей

Европейский протокол подразумевает выполнение определенных действий, чтобы его оформление было по правилам и могло происходить без ГИБДД.

Первые действия участников

При столкновении сразу же необходимо остановиться, включить аварийный сигнал и выставить знак аварийной остановки. Дальнейшие действия после этого — уточнить повреждения, нет ли пострадавших и есть ли у второго участника аварии страховой полис ОСАГО.

Что делать, если нет бланка?

Если бланк отсутствует, ни у кого из водителей нет возможности его получить, то оформить Европротокол не получится. Обычно бланки в нескольких экземплярах выдаются в страховой компании при процедуре оформления полиса. Их нужно возить в автомобиле для подобных случаев.

Обращение в страховую компанию

После оформления Европротокола у водителей есть пять суток для отправки извещения в страховую компанию согласно п.10 ст.12 №40-ФЗ (больше информации о сроке подачи Европротокола, а также о том. что будет, если время подачи бумаги истекло, узнайте ). Каждый из участников ДТП предоставляет свой . Также нужно обратить внимание, что первые 15 дней с происшествия нельзя отправлять машину на ремонт.

Поскольку европейский протокол оформляется при незначительных повреждениях, то данное ограничение не принесет каких-либо особых неудобств, и можно будет продолжать эксплуатировать транспортное средство по своему усмотрению.

Подробнее о том, что делать после составления Европротокола при ДТП, куда обращаться, можно узнать .

Выгода и недостатки

Главная выгода такого оформления - нет необходимости дожидаться приезда инспекторов ГИБДД и заполнять все требуемые ими справки и протоколы, что существенно экономит время всех участников происшествия. Также без ГИБДД не будет зафиксировано нарушений ПДД, и следовательно не будет штрафов и прочих возможных наказаний. И в дальнейшем останется только съездить в офис страховой компании, никаких необходимостей ехать куда-либо еще нет.

Важно! Одним из главных недостатков европейского протокола - это то, что его можно оформить далеко не всегда. Даже если ситуация подходит под требуемые условия - при ДТП у водителей нередко возникают разногласия и конфликты, что делает оформление попросту невозможным.

Некоторые не хотят оформлять Европротокол из-за боязни в получении отказа от страховщиков. Однако это по большей части происходит только из-за неправильного заполнения извещения, поэтому грамотно подготовившись к данному моменту можно избежать данного неприятного события.

Если оказалось что при заполнении были допущены серьезные упущения, то никто не запрещает повторно связаться со вторым участником происшествия и полностью заполнить извещение с нуля. Поэтому стоит прибегать к данному протоколу, если второй участник идет навстречу и является полностью адекватным человеком.

Оформление ДТП при помощи Европротокола - отличный способ избежать потерь времени и ненужных штрафов, которые могут возникнуть если оформлять все стандартным способом при помощи сотрудников ГИБДД. И при этом остается возможность получения страховки.

К сожалению оформить можно далеко не во всех ситуациях. А если ситуация дорожного происшествия полностью подходит и оба водителя согласны друг с другом, то остается лишь правильно зафиксировать ДТП, заполнив извещение и в течение пяти суток подав его в страховую компанию для получения возмещения по страховому случаю.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Данную памятку советуем всегда иметь в бардачке, поскольку в случае ДТП человек обычно находится в состоянии шока и не всегда может адекватно действовать. Между тем, неправильные показания участников ДТП, незаполнение нужных документов и т.п. нюансы могут сильно повлиять на последствия ДТП. Новые правила оформления ДТП вступили в силу в 2015 году.

Итак, согласно п. 2.5 ПДД водитель в случае ДТП обязан остановится, оказать помощь пострадавшим, потом сообщить о ДТП в ГАИ, записать фамилии очевидцев, обозначить положение ТС на дороге и дожидаться прибытия машины ГАИ.

2.5. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Дальнейшие действия водителей, участвующих в ДТП, прописаны в пунктах 2.6.1 и 2.6 ПДД. Чтобы не быть голословными, процитируем пункты закона, и ниже разберем их подробнее.

2.6.1 Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.

Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия или характер и перечень видимых повреждений транспортных средств вызывают разногласия участников дорожно-транспортного происшествия, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия. В случае получения указаний сотрудника полиции об оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции водители оставляют место дорожно-транспортного происшествия, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.

Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию. В этом случае они могут оставить место дорожно-транспортного происшествия и:

  • оформить документы о дорожно-транспортном происшествии с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств;
  • оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, заполнив бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с правилами обязательного страхования, — если в дорожно-транспортном происшествии участвуют 2 транспортных средства (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только этим транспортным средствам и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением этих транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия;
  • не оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии — если в дорожно-транспортном происшествии повреждены транспортные средства или иное имущество только участников дорожно-транспортного происшествия и у каждого из этих участников отсутствует необходимость в оформлении указанных документов.

Итак, пункт 2.6.1 предписывает действия по оформлению ДТП, если нет пострадавших лиц. Если же какому-либо человеку причинен физический вред здоровью, оформлять такое ДТП следует согласно п. 2.6 Правил дорожного движения (ниже).

Оформление ДТП без пострадавших по новым правилам 2017 г.

В отличие от ранее действующих правил, теперь первым делом следует зафиксировать на фотоаппарат или камеру мобильного телефона положение автомобилей и причастных к происшествию предметов со всех возможных ракурсов, и освободить проезжую часть. Таким образом, теперь не должно быть ситуаций, когда два слегка соприкоснувшихся автомобиля собирают за собой многокилометровую пробку, так как перегораживают проезд. Не убирать автомобили с дороги можно только в том случае, если они не создают никаких помех движению других транспортных средств. В противном случае приехавший наряд ГИБДД оштрафует обоих водителей за невыполнение ПДД.

Далее, водителям следует выяснить, сходятся ли их взгляды в обстоятельствах ДТП, повреждениях автомобилей. Если они согласны друг с другом — они записывают очевидцев проишествияи либо отправляются в ГИБДД для оформления ДТП, либо оформляют извещения для страховой компании (если выполнены требования к ДТП, по которым допускается оформление так называемого , без справки ГИБДД), либо договариваются о возмещении ущерба «на месте», без ГИБДД. Как видите, обязанность обязательно сообщать о ДТП в ГИБДД теперь отсутствует. Ранее водители боялись покидать место даже мелкого ДТП без вызова ГИБДД, т.к. за оставление места ДТП предполагалось лишение прав. Теперь же можно договориться в соответствии с п. 2.6.1. ПДД и разъехаться, все будет законно. Если виновник передает пострадавшему деньги на ремонт, это обязательно должно фиксироваться распиской.

Если взгляды водителей в обстоятельствах ДТП или повреждениях автомобилей не сходятся, им надлежит связаться с ближайшим отделением полиции, где они получат инструкции, куда им следует прибыть для оформления ДТП. Определять виновного и ущерб будет уже группа разбора ДТП ГИБДД.

Оформление ДТП с пострадавшими по новым правилам 2017 г.

Оформление дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими производится в соответствии с п. 2.6 ПДД РФ.

2.6. Если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан:

  • принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию;
  • в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
  • освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
  • записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.

Как видите, порядок оформления ДТП с ранеными иной: первым делом, оказываем помощь пострадавшим, или даже отправляем их на попутке в больницу, или даже отвозим на своей машине. Далее: убирать с проезжей части транспортные средства можно только если объезд участвующих в ДТП машин невозможен, не забыв при этом зафиксировать на фото и видео положение авто и всех причастных предметов. Если есть свободная полоса или обочина для движения — оставляем машины неподвижными до приезда ГИБДД.

Иногда вызывать и ждать сотрудников на месте ДТП не представляется возможным (отдаленность места ДТП, отсутствие свободных экипажей ГАИ). Рассмотрим вариант самостоятельного оформления ДТП без пострадавших.

Если Вы решили оформить схему ДТП без участия ГИБДД

Запишите данные свидетелей происшествия

Обсудите с другими участниками обстоятельства ДТП. Все мнения должны совпадать.

Составьте и подпишите схему ДТП

Как самому составить схему ДТП

Не нужно, наверное, объяснять. что от правильности и понятности схемы ДТП будет зависеть решение ГАИ о виновности того или иного участника. Поэтому:

  • Рисуем схему понятную и четкую.
  • Обязательна привязка положения ТС к объектам на местности (перекресткам, километровым столбам и т.п.)
  • Указываем длину тормозного пути
  • Обязательно указание даты и времени ДТП
  • Если участник ДТП только один (вид ДТП — наезд на препятствие и т.п.), необходимо указать двух свидетелей ДТП, они должны подписать схему.

На схеме следует обязательно зафиксировать:

  • ширину проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений, наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло ДТП, а также технические средства регулирования дорожным движением; ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газона, зеленые насаждения, строения (при их наличии);
  • положения транспортных средств после ДТП, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным дорожным объектам, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги;
  • направление движения участников ДТП до момента его наступления

Если ДТП оформляется сотрудниками ГАИ, они фиксируют следующие сведения:

Сотрудник ГИБДД должен подготовить:

  • Сведения о водителях и автомобилях, участвующих в ДТП;
  • объяснения участников и свидетелей ДТП;
  • перечень повреждений автомобилей в ходе ДТП;
  • рапорт, в котором указываются дополнительные сведения, которые могут иметь значение для выяснения обстоятельств ДТП и принятия решения по делу;
  • всем участникам ДТП должна быть выдана справка об участии в ДТП, вне зависимости от наличия вины;
  • если имело место административное правонарушение — возбуждается производство по делу об административном правонарушении (выносится определение или составляется протокол);
  • в некоторых случаях сразу может быть вынесено постановление об административном нарушении.

К материалам дела должны быть приложены путевой лист и/или договор аренды автомобиля, доверенность — если автомобилем управлял не собственник.

Добавим, что обычно экипаж приезжает к месту ДТП и составляет схему ДТП, затем участники отправляются в ведомственный отдел ГИБДД, где в спокойной обстановке фиксируются их объяснения, чуть позже (иногда на следующий день) на руки выдается справка о ДТП.

Не лишним будет самостоятельно записать данные свидетелей происшествия, даже если второй участник ДТП признает свою вину. Также запишите все возможные данные об участниках ДТП: ФИО, адреса и телефоны, номера ОСАГО и наименования страховых компаний.

Чтобы не проворонить возмещение ущерба по «ОСАГО»

Составление бланка извещения о ДТП

По Правила ОСАГО для получения возмещения по ОСАГО обязательно должен быть заполнен бланк извещения о ДТП. Такие бланки выдаются при заключении договоров об ОСАГО. Бланк заполняется либо один при двух участниках ДТП, либо каждый участник заполняет свою копию бланка.

В течение пяти рабочих дней эти бланки должны быть отправлены заказным письмом страховщику. Потерпевший одновременно с этим бланком направляет заявление о страховой выплате. К заявлению необходимо приложить справку о ДТП, выданную органами милиции, копию протокола и постановления об административном правонарушении, если таковое было в действиях виновника ДТП.



Просмотров