Как проходит увольнение по несоблюдению условий контракта. Увольнение военнослужащего по несоблюдению условий контракта: что положено, как и за что увольняют Уволен по несоблюдению условий контракта


УВОЛЬНЕНИЕ

невыполнение условий контракта

Случаи досрочного увольнения в запас военнослужащих в связи с невыполнением ими условий контракта не так уж и редки. При этом, по мнению автора, существует достаточно много спорных моментов, на которые бы и хотелось обратить внимание. Также необходимо отметить, что изложенный материал – это точка зрения автора. В п. 13 ст. 4 Федерального закона “Об обороне” от 31 мая 1996 г. определено, что Президент РФ обладает полномочиями утверждать общевоинские уставы, Положение о порядке прохождения военной службы и т.д. Таким образом законодательно закреплена возможность Президента РФ определять ответственность военнослужащих, порядок прохождения военной службы, в том числе и увольнение с нее. Дисциплинарный устав ВС РФ утвержден Указом Президента РФ и в ст. 104 закрепляет, что дисциплинарное взыскание – досрочное увольнение в запас с военной службы применяется в отношении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, за невыполнение им условий контракта. В подп. “в” п. 2 ст. 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” определено, что военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта. Согласно требованиям контракта военнослужащие обязуются в период прохождения военной службы по контракту добросовестно выполнять все общие, должностные и специальные обязанности, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ (федеральные законы “О воинской обязанности и военной службе”, “О статусе военнослужащих”, общевоинские уставы и т.д.). В случае невыполнения военнослужащим перечисленных требований он может быть досрочно уволен с военной службы, при этом необходимо отметить, что вышеперечисленные требования во многом совпадают с дефиницией воинской дисциплины. Ст. 1 Дисциплинарного устава ВС РФ определяет, что воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Ст. 28 Федерального закона “О статусе военнослужащих” закрепляет, что за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, они несут ответственность по основаниям и в порядке, определенным общевоинскими уставами ВС РФ. Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что досрочное увольнение по подп. “в” п. 2 ст. 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” (в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта) должно производиться по правилам, определенным в Дисциплинарном уставе ВС РФ, т.е. по сути досрочное увольнение в запас в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта является дисциплинарным взысканием и поэтому нельзя применять подп. “в” п.

Процедура увольнения военнослужащего в связи с несоблюдением условий контракта

2 ст. 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” без учета порядка, определенного Дисциплинарным уставом ВС РФ. В противном случае у командиров появляется возможность для злоупотребления при использовании права на досрочное увольнение подчиненных по данному основанию. Необходимо отметить, что не всегда при увольнении по невыполнению военнослужащим условий контракта обращается внимание на категорию должностных лиц, которые вправе увольнять, а между тем это также закреплено в статьях Дисциплинарного устава ВС РФ:

Солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по контракту, имеют право досрочно увольнять за невыполнение условий контракта должностные лица от командира полка и выше;

Прапорщиков и мичманов – от командующего армией, ему равных и выше;

Офицеров – командиров рот, командиров кораблей 4 ранга, им соответствующих и ниже — командующий войсками округа, флота, группой войск, флотами ему равные и выше;

Офицеров — командиров батальонов им соответствующих и ниже — от заместителей Министра обороны, главнокомандующих видами ВС РФ, им равных и выше;

Офицеров – заместителей командиров полков, старших помощников командиров кораблей 1 ранга им соответствующих и ниже имеет право досрочно уволить Министр обороны РФ.

При этом необходимо учитывать и п. 8 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, а именно то, что полковников, капитанов 1 ранга независимо от занимаемой должности (например, командир батальона) имеет право уволить только Министр обороны РФ.

Из всего сказанного вытекает, что при использовании рассматриваемого основания для увольнения необходимо соблюдать сроки наложения и приведения в исполнение взысканий, используя при этом опять же нормы Дисциплинарного устава ВС РФ. Следует учитывать, что само по себе наличие у военнослужащих неснятых взысканий не влечет за собой обязательной подготовки документов для увольнения. Думается, что это не будет и достаточным условием для досрочного увольнения, поэтому необходимо отметить, что сложившаяся негативная практика подготовки документов для увольнения при наличии у военнослужащего трех и более неснятых взысканий, не верна.

Применять данное основание для увольнения необходимо за конкретный проступок военнослужащего. При этом командир должен применять решение о досрочном увольнении военнослужащего не позднее 10 суток с того дня, когда ему стало известно о совершенном проступке, оповестив военнослужащего в установленном порядке об этом. Если у него не хватает властных полномочий для увольнения военнослужащего по этому основанию, то в вышеуказанные сроки он должен отправить представление вышестоящему командованию.

У вышестоящего командования десятидневный срок для принятия решения начинается с момента получения представления (отметки о дне регистрации во входящих документах).

Если соответствующий командир, начальник посчитал необходимым применить данный вид взыскания в отношении военнослужащего, он издает приказ об увольнении не позднее месяца со дня его наложения.

Если будут соблюдаться эти условия и сроки, думается, что количество жалоб на незаконное увольнение несколько уменьшится, так как оснований для обжалования станет гораздо меньше.

Обобщая вышеизложенное, необходимо также отметить, что при увольнении военнослужащего в связи с невыполнением им условий контракта необходимо соблюдать общий порядок увольнения, определенный в ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, а именно:

Уточняются данные о прохождении им военной службы (подсчет выслуги лет и оповещение об этом военнослужащего);

С ним проводится индивидуальная беседа (заполнение листа беседы);

На день исключения из списков личного состава воинской части он должен быть полностью удовлетворен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечение

До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается. Необходимо отметить, что невыполнение порядка увольнения следует считать нарушением прав военнослужащих на соблюдение в отношении их норм законодательства при увольнении с военной службы по рассмотренному основанию. Соответственно данные незаконные действия могут быть обжалованы по усмотрению военнослужащего в суд, прокуратуру, вышестоящему командованию.

Конструктор сайтов — uCoz

Последствия увольнения по несоблюдению контракта

Досрочное увольнение с военной службы по подпункту "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с невыполнением условий контракта может применяться к военнослужащим в порядке дисциплинарного взыскания и в порядке аттестации с учетом соответствия военнослужащего предъявляемым к нему требованиям.
Невыполнением условий контракта как основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные (существенные) отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться, в частности, в совершении виновных действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы; совершении одного из грубых дисциплинарных проступков, составы которых перечислены в пункте 2 статьи 28.5 Федерального закона "О статусе военнослужащих"; совершении дисциплинарного проступка при наличии у него неснятых дисциплинарных взысканий; совершении уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, за которое военнослужащий несет ответственность на общих основаниях; иных юридически значимых обстоятельств, позволяющих в силу специфики служебной деятельности военнослужащего сделать вывод о том, что он перестал удовлетворять требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Если военнослужащий по своим деловым и личным качествам не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу (о чем может свидетельствовать, например, наличие у него неснятых дисциплинарных взысканий), его досрочное увольнение с военной службы возможно только по результатам аттестации, в том числе внеочередной.

ст. 392 ТК РФ Срок исковой давности по спорам об увольнении составляет 1 месяц с момента когда работник узнал или должен был узнать о незаконности его увольнения, как правило этим моментом является ознакомление с приказом о прекращении трудового договора и выдачи работнику трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

Увольнение военнослужащего по несоблюдению условий контракта: что положено, как и за что увольняют

Досрочное увольнение с военной службы по подпункту "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с невыполнением условий контракта может применяться к военнослужащим в порядке дисциплинарного взыскания и в порядке аттестации с учетом соответствия военнослужащего предъявляемым к нему требованиям.
Невыполнением условий контракта как основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные (существенные) отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться, в частности, в совершении виновных действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы; совершении одного из грубых дисциплинарных проступков, составы которых перечислены в пункте 2 статьи 28.5 Федерального закона "О статусе военнослужащих"; совершении дисциплинарного проступка при наличии у него неснятых дисциплинарных взысканий; совершении уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, за которое военнослужащий несет ответственность на общих основаниях; иных юридически значимых обстоятельств, позволяющих в силу специфики служебной деятельности военнослужащего сделать вывод о том, что он перестал удовлетворять требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Если военнослужащий по своим деловым и личным качествам не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу (о чем может свидетельствовать, например, наличие у него неснятых дисциплинарных взысканий), его досрочное увольнение с военной службы возможно только по результатам аттестации, в том числе внеочередной.

ст. 392 ТК РФ Срок исковой давности по спорам об увольнении составляет 1 месяц с момента когда работник узнал или должен был узнать о незаконности его увольнения, как правило этим моментом является ознакомление с приказом о прекращении трудового договора и выдачи работнику трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

Могу ли оспорить в суде увольнение? По несоблюдению условий контракта, а взысканий нет

Должность

подполковник юстиции

«__» декабря 201__ г.

Заходите : http://www.voensud-mo.ru/

Пишите : [email protected]

Звоните : +7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва)

Для расчета размера жилищной субсидии можно воспользоваться калькулятором.

Командиру войсковой части 00000

Прошу Вашего ходатайства перед вышестоящим командованием об увольнении меня, подполковника юстиции Иванова И.И., в соответствии подп. «а» п. 3 ст. 51 Федерального закона РФ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении меня условий контракта со стороны Министерства обороны РФ ПОСЛЕ обеспечения жилым помещением для постоянного проживания (после предоставления жилищной субсидии).

Согласия на увольнение с военной службы до обеспечения жилым помещением для постоянного проживания по установленным нормам не даю.

Увольнение военнослужащего по несоблюдению контракта

Прошу обеспечить меня жилым помещением (жилищной субсидией) по избранному месту жительства – в г. Москве.

В настоящее время проживаю в служебном жилом помещении, которое предоставлено мне во временное пользование на период прохождения военной службы, и которое я обязан в соответствии с действующим законодательством и заключенным договором найма служебного жилого помещения освободить в случае увольнения меня с военной службы, в том числе по указанному в настоящем рапорте основанию.

или Прошу оставить меня в очереди на получение жилого помещения (жилищной субсидии) для постоянного проживания по последнему месту службы – г. Москва (или в избранном месте жительства – г. Москва).

Указать в чем заключается существенное и (или) систематическое нарушение условий контракта: _____________________________________________________________________

Прошу направить на военно-врачебную комиссию в году увольнения с военной службы.

Должность

подполковник юстиции

«__» декабря 201__ г.

Нужна юридическая помощь военного юриста?

Нужна профессиональная юридическая консультация военных юристов?

Нужен образец заявления, иска, жалобы (апелляционной, кассационной) в гарнизонный, окружной военный суд?

Необходимо представить Ваши интересы в суде?

Заходите : http://www.voensud-mo.ru/



Вводные положения из Постановления КС РФ..

Конституционный Суд РФ рассмотрел подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» той мере, в какой на его основании военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта в случае неоднократного привлечения его к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарных проступков и при наличии у него дисциплинарных взысканий, а также в случае осуждения его за совершение преступления к наказанию, не связанному с лишением свободы или лишением воинского звания либо права занимать воинские должности в течение определенного срока

Конституционный Суд РФ ещё раз подтвердил ранее высказанные позиции о том, что служба в современной российской армии предполагает предъявление повышенных требований как к уровню профессиональной подготовки военнослужащих, так и к их морально-психологическим и иным личностным качествам, а равно их повышенную ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей военной службы. Соответственно, целями сохранения боеспособности воинских подразделений, выполнения задач по обеспечению обороны страны и безопасности государства предопределяется и возможность введения особых, отличных от предусмотренных для иных категорий государственных служащих правил прекращения военно-служебных отношений с военнослужащими, которые более не отвечают установленным требованиям.

Вместе с тем, федеральный законодатель обязан обеспечивать баланс между конституционно защищаемыми ценностями, публичными и частными интересами, соблюдая вытекающие из Конституции Российской Федерации принципы справедливости, равенства и соразмерности, а вводимые им нормы должны отвечать критериям определенности, ясности, недвусмысленности и согласованности с системой действующего правового регулирования. В частности, последствия невыполнения военнослужащим требований, предъявляемых к лицам, проходящим военную службу по контракту, должны определяться таким образом, чтобы обеспечивалась возможность учета характера нарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, причин и условий совершения, а также личности военнослужащего и степени его вины и тем самым гарантировалась соразмерность неблагоприятных для военнослужащего правовых последствий степени тяжести допущенного им нарушения.

Правовые позиции КС РФ.

1. Совершение дисциплинарных проступков.

По мнению КС РФ, основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться, в частности, в совершении виновных действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы.

В том числе, невыполнение условий контракта о прохождении военной службы может выражаться в совершении военнослужащим дисциплинарного проступка, уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения.

И вот Конституционный суд делает вывод, который в 90-х годах был само собой разумеющимся, но в 2000-х годах стал легко обходится судебной практикой путём игры слов и явной демагогии, о которой автор писал во второй части:
совершение военнослужащим дисциплинарного проступка может повлечь применение к нему установленной государством в целях предупреждения совершения дисциплинарных проступков меры ответственности –

«обязательным условием досрочного увольнения с военной службы за невыполнение условий контракта должно являться совершение военнослужащим дисциплинарного проступка»,

И раскрывает понятие невыполнение условий контракта:

«под невыполнением условий контракта о прохождении военной службы в данном случае должны подразумеваться именно существенные нарушения условий контракта , в частности:

Совершение одного из грубых дисциплинарных проступков, составы которых перечислены в пункте 2 статьи 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих»,

Либо совершение военнослужащим дисциплинарного проступка при наличии у него неснятых дисциплинарных взысканий.

Примечание : Перечень грубых нарушений воинской дисциплины, указанных в пункте 2 стаьи 28.5 ФЗ «О статусе военнослужащих» приведён в отдельном документе.

Подход, связывающий возможность досрочного увольнения с военной службы лишь с наиболее существенными отступлениями от воинской дисциплины , в целом соответствует характеру данного дисциплинарного взыскания , которое влечет для военнослужащего серьезные негативные последствия и, соответственно, требует при решении вопроса о его применении строгого соблюдения положений Федерального закона «О статусе военнослужащих» и Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, касающихся:

Проведения разбирательства по факту совершения дисциплинарного проступка,

Обстоятельств, подлежащих установлению в ходе такого разбирательства,

Порядка и сроков применения и исполнения дисциплинарных взысканий и других элементов дисциплинарной процедуры,

Что гарантирует военнослужащему защиту от произвольного увольнения и позволяет ему воспользоваться правами , предоставляемыми в силу закона военнослужащим, привлекаемым к дисциплинарной ответственности.

Далее КС РФ в очередной раз подтверждает, что Конституция и закон о статусе военнослужащего не допускают привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности повторно за один и тот же дисциплинарный проступок , что в том случае, когда невыполнение военнослужащим условий контракта выражается в совершении дисциплинарного проступка, его

Соответственно, неоднократное совершение военнослужащим дисциплинарных проступков само по себе не является основанием прекращения военно-служебных отношений в порядке реализации дисциплинарной ответственности, если эти дисциплинарные проступки уже повлекли применение к нему дисциплинарных взысканий.

Правовые позиции КС РФ.
2. В каких случаях проводится аттестация.

Вместе с тем, отмечает Конституционный Суд РФ, недобросовестное отношение военнослужащего к своим обязанностям, в том числе подтверждаемое наличием у него неснятых дисциплинарных взысканий, может послужить основанием для постановки вопроса о его соответствии требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу, с точки зрения деловых и личных качеств.

Решение по данному вопросу должно приниматься в рамках процедуры аттестации военнослужащих , которая проводится в целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, определения соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования.

Аттестация является специальным правовым инструментом, использование которого позволяет оценить готовность военнослужащего к исполнению воинского долга и обязанности по защите Отечества, выражающуюся не только в высоком профессионализме, но и в особых личностных качествах, а также в отношении к исполнению обязанностей, предусмотренных контрактом о прохождении военной службы.

Процедура аттестации предполагает беспристрастное и всестороннее рассмотрение соответствующих материалов членами аттестационной комиссии и принятие ими решения на основе коллегиальности с учетом в равной мере всех обстоятельств, имеющих значение для всесторонней характеристики военнослужащего, включая причины совершения им дисциплинарных проступков, иных отступлений от требований, предъявляемых к военнослужащим, наличие неснятых дисциплинарных взысканий.

Объективность выводов аттестационной комиссии, равно как и соблюдение прав и законных интересов военнослужащего, подлежащего аттестации, обеспечиваются помимо прочего:

Предоставлением ему возможности ознакомиться с аттестационным листом,

Заявить в письменной форме о своем несогласии с отзывом о своей служебной деятельности,

Сообщить дополнительные сведения,

Лично участвовать в заседании аттестационной комиссии (в установленных случаях),

Обжаловать ее заключение и порядок проведения аттестации как вышестоящему командиру, так и в суд, что позволяет избежать принятия произвольного, необоснованного решения о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы,

При этом наличие у военнослужащего дисциплинарных взысканий само по себе не должно предопределять выводов аттестационной комиссии относительно оценки данного военнослужащего как не соответствующего требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу по контракту, в том числе требованиям по занимаемой воинской должности, и рекомендаций о перспективах его дальнейшего служебного использования.

Правовые позиции КС РФ.
3. Увольнение военнослужащего в связи с осуждением.

Наличие обвинительного приговора суда является самостоятельным основанием для увольнения с военной службы, которое является обязательным в тех случаях, когда по приговору суда военнослужащему назначено наказание в виде лишения воинского звания, лишения свободы, лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно, или лишения права занимать воинские должности в течение определенного срока.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении ему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности, т.е. в этом случае увольнение не является обязательным - оно может быть произведено по решению соответствующего командира (начальника).

Это не лишает командование права принять в отношении военнослужащего, которому по приговору суда назначено наказание, не связанное с лишением свободы (реальным или условным), лишением воинского звания, права занимать воинские должности в течение определенного срока, решение о досрочном увольнении с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

В таких случаях увольнение военнослужащего по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», хотя и связано с его осуждением за совершение преступления, т.е. с его виновными действиями, представляет собой не меру юридической ответственности, а последствие привлечения военнослужащего к уголовной ответственности, обусловленное тем обстоятельством, что командование, оценив характер совершенного преступления и личность военнослужащего, не нашло возможным - учитывая специфику его профессионально-служебной деятельности - продолжение военно-служебных отношений с ним как лицом, фактически переставшим удовлетворять предъявляемым к нему законодательством о военной службе требованиям.
Но!

Поскольку положение подпункта «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает именно возможность, а не обязательность досрочного увольнения военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта, привлечение военнослужащего к уголовной ответственности (за исключением специально указанных в названном Федеральном законе случаев) не может безусловно приводить к увольнению с военной службы .

Кроме того, если характер назначенного военнослужащему по приговору суда наказания, например, в виде ограничения по военной службе, установленного статьей 51 УК Российской Федерации, напрямую связан с прохождением военной службы, то его увольнение с военной службы воспрепятствует исполнению такого наказания).

Соответственно, решение о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы в таких случаях не может быть произвольным и обусловливаться одним лишь фактом его осуждения за совершение преступления, а должно основываться на оценке соответствия военнослужащего предъявляемым к нему требованиям, обстоятельств нарушения условий контракта, выразившегося в совершении военнослужащим преступления, его характера и тяжести, последствий, отношения самого военнослужащего к совершенному им деянию, а также учитывать особенности объекта преступного посягательства.

Обоснованность решения о досрочном увольнении с военной службы в таких, равно как и в иных случаях увольнения по подпункту «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», когда это связано с возникновением обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии деловых и личных качеств военнослужащего требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу по контракту, в том числе по занимаемой воинской должности,

польку именно в указанной процедуре возможна максимально полная и всесторонняя оценка соответствия военнослужащего установленным требованиям.

Конституционный суд обратил внимание на то, что ни Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», ни иные действующие в этой сфере нормативные правовые акты не содержат указания на срок, в течение которого с момента вступления обвинительного приговора суда в законную силу либо выявления иных обстоятельств, свидетельствующих о невыполнении военнослужащим условий контракта и препятствующих продолжению военной службы, военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы

Указав на необходимость совершенствования законодательства, КС РФ сделал вывод:

Таким образом, допуская в системе действующего правового регулирования досрочное увольнение военнослужащего с военной службы за невыполнение условий контракта в связи с совершением преступления или иным виновным отступлением от требований законодательства о военной службе независимо от того, какой срок прошел с момента соответственно вступления обвинительного приговора суда в законную силу или наложения последнего дисциплинарного взыскания , подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» нарушает тем самым права военнослужащих , гарантированные им статьями 19 (часть 1), 32 (часть 4), 37 (часть 1), 55 (часть 3) и 59 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

Решение Конституционного Суда РФ.

Важное замечание . Наверно, проще всего было бы дать ключевые цитаты из резолютивной части этого постановления, но витиеватость, запутанность формулировок, построение фраз «от противного» подвигли автора на изложение правовых позиций Конституционного Суда в собственной, упрощенной редакции. Скорее, это даже не изложение правовых позиций, а авторский комментарий. Поэтому, при использовании данной статьи, во избежание возможных ошибок, обращайтесь к первоисточнику.

1. Если военнослужащий совершил грубое нарушение воинской дисциплины, увольнение его с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, соответствует Конституции РФ, в том числе и без проведения аттестации или, как указано в Постановлении, «лишь с соблюдением общих принципов юридической ответственности», однако с соблюдением «процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности »

Вывод : при совершении грубого нарушения воинской дисциплины и последовавшего за ним досрочного увольнения проведение аттестации не обязательно, однако должны строго соблюдаться требования Конституции РФ, законов РФ и Дисциплинарного Устава ВС РФ о порядке наложения дисциплинарных взысканий.

2. Если военнослужащий имеет неснятые взыскания и совершает новое (не грубое) нарушение воинской дисциплины – он представляется к увольнению в связи с невыполнением условий контракта при подтверждении аттестационной комиссии , при этом сама аттестация должна проводится в строгом соответствии с правилами, установленными законодательством РФ – только в этом случае Конституция РФ не будет нарушаться.

3. Признать подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» не соответствующим Конституции Российской Федерации , ее статьям 19 (часть 1), 32 (часть 4), 37 (часть 1), 55 (часть 3) и 59 (часть 2), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования содержащееся в нем положение, допуская досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта о прохождении военной службы военнослужащего, осужденного за совершение преступления к наказанию, не связанному с лишением свободы, лишением воинского звания или права занимать воинские должности в течение определенного срока, а также военнослужащего, не соответствующего требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу по контракту, что подтверждается в том числе наличием у него неснятых дисциплинарных взысканий, не устанавливает срок , в течение которого, начиная с момента возникновения соответствующего юридически значимого обстоятельства, а именно вступления обвинительного приговора суда в законную силу или наложения последнего из дисциплинарных взысканий, такое увольнение может быть произведено.

Вывод: увольнение в связи с осуждением за преступления и назначения наказания, не связанного с лишением свободы, лишением воинского звания или права занимать воинские должности в течение определенного срока, должно производится:

На основании заключения аттестационной комиссии;
- в разумный срок.

Мнение автора.

Конечно, мы обязаны исходить из презумпции добросовестности любого командира и начальника. Вместе с тем, учитывая судебную практику, невозможно полностью исключить недостойное поведение отдельных командиров, которые иногда могут произвольно принимать решения о досрочном увольнении военнослужащих, единолично «рубая шашкой». Ситуации, когда начальник и подчинённый «не сошлись характером», когда существует личная (иногда ни на чем не основанная) неприязнь, да и просто банальная месть, увы, не исключены.

Цена вопроса слишком велика, и законодатель должен принять такие нормы, которые бы гарантировали предварительные письменные разбирательства, коллегиальность рассмотрения вопроса о досрочном увольнении с участием аттестационных комиссий, а суды должны особое внимание уделить проверки правильности порядка наложения дисциплинарных взысканий, порядка проведения всего комплекса мероприятий по аттестации, и строгого соблюдения всех формальностей при досрочном увольнении.

По мнению автора, любые нарушения установленного порядка наложения дисциплинарных взысканий, проведения процедуры аттестации и досрочного увольнения, должны стать объектом пристального внимания со стороны правоприменительных органов, и при сомнениях в соблюдении прав военнослужащего, становиться основанием для отмены приказов о досрочном увольнении.

В приложении к этой статье выкладываю документы дела 2000 года. Я давно уже списал его в архив – как за давностью, так и в связи с полной невозможностью в современных условиях применить старый опыт.

Однако комментируемое сегодня Постановление Конституционного Суда РФ позволило этому делу «заиграть новыми красками», появились лучики надежды на пересмотр судебной практики и возврат к предыдущему опыту 90-х годов. Поживём – увидим.

По этому делу заявление К. о восстановлении на военной службе было оставлено без удовлетворения, однако окружной суд нашу кассационную жалобу удовлетворил, решение отменил, а при новом рассмотрении дела К. был восстановлен на военной службе.

Особое внимание хочу обратить на кассационную жалобу – в ней можно проследить тот объём работы , который зачастую необходим для восстановлении нарушенных прав при досрочном увольнении, в том случае, когда ответчик идёт на явную фальсификацию документов, использует некоторых своих подчинённых в качестве марионеток при даче свидетельских показаний.

Ранее, в начале 2000-х годов я уже публиковал рассказ об этом деле и его можно прочитать здесь.

Как военнослужащие, так и гражданские лица часто задаются вопросом: «Могут ли уволить служащего за несоблюдение контракта, каковы последствия этого несоблюдения?» Естественно, гарантировано для лиц, которые допустили грубые нарушения условий несения военной службы. Это может произойти за какое-либо уголовное или административное нарушение.

Контракт с военнослужащим может быть также расторгнут за любой, совершенный неоднократно, дисциплинарный проступок. Если же лицо, совершившее ранее какие-то деяния, повторяет их снова, и оба проступка были задокументированы, то его ожидает .

Досрочное увольнение по несоблюдению правил контракта применимо к лицу и как мера реагирования или же наказания. Иными словами, военного ждет увольнение, если он привлекался к административной или уголовной ответственности. В этом же случае у него могут забрать право занимать на некоторые должности на определённый период времени.

Процедура

Уволить военнослужащего можно двумя путями: увольнение в виде дисциплинарного взыскания или увольнение по итогам аттестации. Разберем эти процедуры подробнее.

В виде дисциплинарного взыскания

Если военнослужащий неоднократно совершил дисциплинарный проступок, то для того чтобы его уволить нужно обязательно доказать факт его вины. Обязанность на проведении такого расследования лежит на непосредственном командире провинившегося военнослужащего. Доказать факт вины нужно в десятидневный срок.

Если командир убедился в вине подчиненного, то следующим шагом создается приказ о досрочном увольнении военнослужащего. В нем обязательно нужно указать:

  1. Ф.И.О. и звание военнослужащего;
  2. основание из-за которого происходит увольнение;
  3. дата, с которой военнослужащий должен быть исключен из рядов воинской части.

С таким приказом военнослужащего нужно ознакомить лично и под подпись. Если он отказывается подписывать такой акт, то нужно составить акт в отказе от подписи. Составляется он в присутствии двух свидетелей. В нем нужно указать то, какой именно документ военнослужащий отказался подписать и дату составления акта. Составление уведомления об увольнении в виде дисциплинарного взыскания не требуется, достаточно ознакомить его с приказом.

Созыв аттестационной комиссии для разбора соответствия занимаемой должности военного

В большинстве случаев увольнение происходит по итогам аттестации, которая представляет собой специализированный правовой инструмент, следование которому позволяет дать оценку готовности военного лица к выполнению своих должностных обязанностей.

Аттестация проводится для всесторонней оценки деятельности военного контрактника и офицера. Кроме того, данная аттестация проверяет военнослужащего на соответствие занимаемой воинской должности и перспективы дальнейшей службы. Важно подчеркнуть, что аттестационная комиссия с целью разбора соответствия военнослужащего занимаемой должности создаётся распорядительным актом.

В состав комиссии входят следующие должностные лица:

  1. председатель – начальник воинского штаба либо заместитель командира;
  2. секретарь – один из офицеров воинской части;
  3. члены комиссии – заместитель командира воинского подразделения, начальники воинских частей, юридические лица, представители органов комплектования и воспитательной работы данного воинского подразделения;
  4. другие люди, которые, согласно указам Президента Российской Федерации, помогут разобраться с прочими вопросами, связанными с процессом прохождения воинской службы и прочими вопросами.

Командир воинской части несёт ответственность за обоснованность изложенных в документе фактов и выводов о контрактнике.

Он имеет полное право обжаловать результаты и порядок проведения процедуры аттестации, направив своё заявление начальнику батальона, или в суд. Обжаловать результаты комиссии возможно в течение одного месяца со дня их официального объявления.

Если жалоба военнослужащего будет оправдана, то:

  • в аттестационный лист вносятся соответствующие изменения;
  • создаётся новый документ.

Составить ходатайство о созыве аттестационной комиссии может командир военного подразделения. Для составления данного документа необходимо воспользоваться специальным шаблоном.

Стоит отметить, что при составлении ходатайства начальник батальона обязан:


Перед тем, как командир воинского подразделения примет окончательное решение по рассматриваемому делу, аттестационная комиссия выносит заключение в письменном виде по всем вопросам, поднятым в ходе данного процесса. После того, как командир вынесет итоговое заключение по комиссии, все документы будут направлены в Министерство обороны Российской Федерации. Здесь формируется главная аттестационная комиссия, которая выдвинет окончательный вердикт.

Обратите внимание! Состав коллегии, план работы и цели главной аттестационной комиссии определяется представителями высшего федерального органа либо исполнительной властью, предусматривающей наличие в них военной службы.

Командир готовит письмо вышестоящему должностному лицу, через которое уведомляет его о необходимости увольнения со службы военного-контрактника. Предварительно созывается аттестационная комиссия, которая принимает решение об . Передача аттестационного листа в воинскую часть осуществляется в течение двух недель до проведения проверки. Это нужно для того, чтобы военный мог ознакомиться с выдвигаемыми ему претензиями и при необходимости внести в заключение поправки.

Оценивать военнослужащего требуется для того, чтобы подтвердить либо опровергнуть жалобы, направленные в его сторону. Вследствие откроются все «за» и «против», которые помогут командиру определить, действительно ли стоит прекратить сотрудничество с данным контрактником, то есть оформить приказ об увольнении.

Приказ об увольнении составляется обычно по форме Т-8. В нем указывается дата принятие на работу и дата увольнения, основания увольнения, которым является решение комиссии, подпись командира и подпись самого увольняемого.

Выдача расчета и документов

Какие документы должны быть выданы?

Как правило, наиболее часто военнослужащего увольняют в следующих случаях:


Таким образом, при увольнении по несоблюдению условий контрактного договора с вооружёнными силами Российской Федерации военнослужащий получает на руки следующий арсенал документов:

  • копия аттестационного листа;
  • копия заключения, выданного военной комиссией;
  • рапорт на увольнение с военной службы;
  • копия листа организованной командованием беседы.

Что входит в расчёт?

При увольнении военнослужащего по несоблюдению условий контракта государство гарантирует ему финансовую поддержку. Абсолютно все военные люди имеют возможность претендовать на получение премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей. Начисление премии осуществляется в соответствии с месячным окладом военного. Тем не менее, все права и гарантии, предусмотренные Министерством обороны Российской Федерации, у бывшего контрактника также сохраняются.

Важно подчеркнуть, что военнослужащему, уволенному по несоблюдению условий контракта, не выплачиваются следующие выплаты:

  • единовременное пособие;
  • материальная помощь;
  • прочие социальные выплаты военнослужащим контрактникам, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.

О том, какие выплаты положены военным при увольнении, мы рассказывали в .

В какие сроки военному должны отдать расчет и кадровые документы?

Все кадровые документы направляются в официальный кадровый отдел. При этом важно учесть, что командир (начальник) подразделения обязан заранее рассчитать сроки получения организаций документации.

В таком случае до окончания срока службы военного должно оставаться не менее двух месяцев. Расчёт с военнослужащим, уволенным за несоблюдение контрактного договора, осуществляется в определённое число месяца, когда во время военной службы ему начислялись денежные средства.

Последствия

Стоит напомнить, что несоблюдение военнослужащим условий контракта состоит в совершении им какого-либо дисциплинарного поступка, административного нарушения или уголовного преступления. Действующее законодательство не позволяет привлекать военнослужащего к дисциплинарной ответственности за совершение однотипного проступка. Иными словами, военнослужащего контрактника не имеют право уволить за один и тот же дисциплинарный проступок.

Так, досрочное увольнение из армии по несоблюдению условий контракта применяется к солдату или офицеру в качестве меры наказания и реагирования – в тех случаях, когда, согласно приговору суда, человек теряет право занимать определённые должности в течение определённого количества времени.

За совершение любого вида правонарушения военный уходит в принудительную отставку без дальнейшей возможности возвращения на военную службу, а контракт с российским Министерством обороны станет расторгнутым перманентно. А в зависимости от тяжести совершённых правонарушений он может быть приговорён к уголовному или административному наказанию.

Военнослужащий, расторгший контракт с Министерством обороны России, в дальнейшем лишится следующих привилегий:

  1. Получение ежегодной матпомощи.
  2. Выплата разного рода премий и пособий.

Возможно ли оспорить?

Согласно действующего законодательства Российской Федерации, военнослужащий вправе оспорить увольнение по несоблюдению контракта – обжаловать результаты аттестации. Для этого следует обратиться в военный суд или военную прокуратуру. Сотрудники данных учреждений изучат ситуацию.

Обращение в суд осуществляется в порядке, установленными Федеральными законами государства. Порядок совершения госпошлин на подачу заявления в военный суд осуществляется Правительством РФ. Тем не менее, сроки подачи судебного иска ограничены. Военный гражданин вправе обжаловать своё увольнение в течение трёх месяцев со дня его исключения из числа личного состава воинского подразделения, где он ранее проходил контрактную службу.

Военные контрактники должны исходить из презумпции добросовестности и порядочности вышестоящих офицеров. Однако, основываясь прежде всего из практического опыта, ни в коем случае нельзя забывать о недостойном поведении офицеров, которые вправе самопроизвольно уволить того или иного военнослужащего.

Любые нарушения дисциплинарных взысканий, организации и осуществления процедуры аттестации, досрочного увольнения – всё это должно стать объектом пристального внимания. А права военнослужащих контрактников максимально защищены.

​Военным законодательством закреплена возможность увольнения со службы любого военнослужащего, если им были допущены нарушения условий, которые предусмотрены заключенным между ним и военным ведомством контрактом. Данное основание применяется лишь в случае серьезного отступления от норм военного права. Подобные действия со стороны офицера (или прапорщика), как правило, представляют собой совершение уголовно наказуемого деяния (преступления), дисциплинарного или административного правонарушения.

Сегодня мы подробно разберем все возможные основания для увольнения военнослужащего по несоблюдению условий контракта, а также поговорим о том, что положено военнослужащему в данной ситуации.

Увольнение военнослужащего за совершение дисциплинарного проступка

Карьере военнослужащего может грозить связанное с расторжением контракта досрочное завершение из-за совершения им дисциплинарного проступка. Для принятия соответствующим командиром (или начальником) решения об увольнении офицеру (или прапорщику) достаточно совершить всего лишь один из грубых проступков (полный перечень содержится в Дисциплинарном уставе) или же иметь на момент привлечения его к ответственности за очередное нарушение дисциплины несколько действующих (неснятых) взысканий. Законодательством определено, что систематичность подобных нарушений должна быть подтверждена зафиксированными фактами совершения военнослужащим за короткий период времени нескольких проступков (трех и/или более). При этом законом не допускается привлечение гражданина, проходящего службу по контракту, к ответственности дважды за совершение одного и того же правонарушение . Таким образом, если за проступок военнослужащему уже было объявлено взыскание, то основанием для увольнения данное деяние уже быть не может.

Увольнение военнослужащего за совершение преступления или административного правонарушения

Военное право не содержит жестких требований к срокам, в пределах которых военнослужащего следует уволить со службы после совершения им административного или уголовно наказуемого деяния.

Также следует отметить, что из-за отсутствия в законодательстве четко определенного перечня административных правонарушений, за совершение которых с военнослужащим может быть расторгнут контракт досрочно, каждый случай привлечения офицера (или прапорщика) к административной ответственности должен быть рассмотрен индивидуально командиром (или начальником) части. Воинскими уставами закреплено, что любой военнослужащий обязан соблюдать требования нормативных актов Российского государства, быть дисциплинированным, вежливым, уважать интересы других людей, служить олицетворением высокой культуры и нравственности. Поэтому такие действия, как управление автотранспортным средством в пьяном виде, передача управления автомобилем иному употребившему алкогольные напитки лицу, отказ от освидетельствования в медицинском учреждении для установления факта опьянения, приравниваются в настоящее время к грубым нарушениям воинской дисциплины.

Соответствующий командир (или начальник) вправе принять решение об увольнении офицера (или прапорщика), если он совершил такое преступление, последствия и характер которого не совместимы с продолжением военной карьеры, но предусмотренное за это деяние наказание не связано с действительным (или условным) ограничением свободы.

При подготовке комплекта документов для расторжения с военнослужащим контракта не должен быть нарушен принцип о недопустимости двойного наказания лица за одно деяние. Поэтому в приказе об увольнении не следует делать ссылку на совершенное военнослужащим административное или уголовного правонарушение, за которое он уже понес ответственность или административную, или уголовную. Так как при заключении контракта офицер (или прапорщик) дал обязательства по выполнению общих и специальных обязанностей службы, а также по выполнению обязанностей по занимаемой им должности, то в подобных случаях военнослужащего увольняют за нарушение предусмотренных контрактом условий в части следования нормам Российского права. При этом факт погашения судимости значения для принятия командиром (или начальником) такого решения не имеет.

Порядок расторжения контракта с военнослужащим, допустившим существенные нарушения его условий

Досрочное расторжение контракта может являться как самостоятельным взысканием, так и мерами реагирования со стороны командования воинской части на действия и поведение военнослужащего, но при этом должна быть дана полная и всесторонняя оценка качеству выполнения им своих непосредственных обязанностей и/или соответствия занимаемой должности.

  1. Увольнение, являющееся дисциплинарным взысканием . После выявления командиром (или начальником) части факта совершения подчиненным ему военнослужащим деяния, противоречащего требованиям закона, для установления всех обстоятельств произошедшего должно быть проведено в десятидневный срок (не более) разбирательство. После завершения данной процедуры в десятидневный срок командир (или начальник), обладающий соответствующими полномочиями, принимает решение о применении в отношении провинившегося военнослужащего взыскания в виде досрочного увольнения с военной службы, которое оформляется приказом. Если командир части подобными полномочиями не наделен, то он направляет вышестоящему начальнику ходатайство в виде рапорта о применении в отношении совершившего противоправное деяние офицера (или прапорщика) дисциплинарного взыскания. Принятие решение о досрочном расторжении с военнослужащим контракта инициирует процесс его увольнения.
  2. Увольнение по итогам проведенной аттестации . Предметом проведения аттестации в подобных случаях является выявление соответствия (или несоответствия) военнослужащего занимаемой им должности. Аттестационная комиссия, как правило, рассматривает и дает оценку деловым и личным качествам военнослужащего. Подтверждением несоответствия офицера (или прапорщика) требованиям военного законодательства может являться наличие действующих (неснятых) дисциплинарных или административных взысканий, а также возбуждение в отношении этого военнослужащего уголовного дела.

Аттестация может быть как запланированной заранее, так и носить внеплановый характер. Внеплановая аттестация, как правило, назначается на основании ходатайства прямого начальника провинившегося офицера (или прапорщика). В рапорте должна быть указана причина, в соответствии с которой возникла необходимость рассмотрения вопроса о целесообразности дальнейшей службы такого военнослужащего, например, военнослужащий не соответствует тем требованиям, которые предъявляет к гражданам, проходящим службу, закон.

По порядку проведения и содержанию эти процедуры принципиально не отличаются друг от друга. Если комиссия придет к выводу, что военнослужащий не соблюдал надлежащим образом условия контракта, то соответствующему командиру (или начальнику) будет направлено предложение об увольнении его с военной службы.

Последствия увольнения по несоблюдению условий контракта

При увольнении офицера (или прапорщика) в связи с существенным нарушением положений контракта военнослужащий не имеет права на:

  • выплату пособия (в размере двух или семи окладов ежемесячного денежного содержания);
  • получение премии за эффективное выполнение обязанностей по занимаемой должности;
  • получение ежегодной материальной помощи. Если же военнослужащий получил данную выплату ранее, то удержанию (или взысканию в судебном порядке) при увольнении эта сумма не подлежит.

Военнослужащий может рассчитывать при исключении из списков части лишь на получение ежемесячного денежного довольствия.

Кроме того, военнослужащий, являющийся участником ипотечной системы жилищного обеспечения, при увольнении по данному отрицательному основанию обязан вернуть перечисленные ему денежные средства в виде жилищного займа, а также ежемесячными платежами погасить долг по процентам, которые начисляются на сумму займа.

Командирам (или начальникам) воинских частей следует помнить, что не каждое нарушение условий контракта со стороны военнослужащего, выразившееся в совершении преступления, дисциплинарного или административного правонарушения, является поводом для увольнения офицера (или прапорщика) со службы. Каждый случай необходимо рассматривать индивидуально, изучив предварительно сложившуюся практику (в том числе и судебную) по подобным вопросам, а также документы, характеризующие военнослужащего как с личной, так и с профессиональной стороны.

Приняв решение о досрочном расторжении с офицером (или прапорщиком) контракта, процедура увольнения должна быть соблюдена командиром части полностью, так как самое незначительное нарушение данного процесса может привести к отмене приказа в судебном порядке.



Просмотров