Как получить образовательный сертификат врача. Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования. Обеспечение качества материалов и мероприятий

Проект непрерывного медицинского образования

Качество оказания медицинской помощи населению страны, оптимальное использование ресурсов системы здравоохранения, повышение эффективности здравоохранения субъектов Российской Федерации, определенные указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.№ 598, напрямую зависят от уровня подготовки медицинских специалистов,владеющих современными методами диагностики и лечения заболеваний, способных применять новейшие достижения медицинской науки, обеспечить профилактическую направленность ведения пациента.

Для обеспечения качества медицинской помощи врач должен постоянно совершенствоваться. Он обязан быть в курсе новейших достижений медицинской науки и поддерживать свой уровень знаний и навыков. В этом врачу поможет непрерывное медицинское и фармацевтическое образование (НМО).

Опираясь на действующую законодательную базу, термин НМО, можно определить, как обязательное для медицинских и фармацевтических работников, постоянное обучение по программам повышения квалификации, которое начинается после получения специальности и длится в течение всей жизни.

По инициативе Минздрава России, Национальной Медицинской Палаты и профессиональных медицинских обществ по различным специальностям с 01.12.2013 г. в России стартовал федеральный пилотный проект по непрерывному медицинскому образованию для врачей первичного звена. Пилотный проект «Внедрение НМО» проводится Координационным советом по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России с целью отработки основных принципов внедрения непрерывного медицинского образования. Согласно приказу Минздрава России №328 от 09.06.2015г. было решено продление Пилотного проекта до 2020 г. с включением врачей всех специальностей и всех ВУЗов.

Основная цель НМО - обеспечение гарантии гражданам РФ, что в медицинских организациях оказывается качественная и безопасная медицинская помощь в соответствии с международными показателями.

К 2018 г. необходимо достигнуть следующих значений этих показателей:

    Соответствие проводимого лечения пациентов клиническим рекомендациям профессиональных медицинских обществ (некоммерческих организаций) – не менее 90%.

    Доля пациентов, получивших инфекционные осложнения в стационаре – не более 4%.

    Доля пациентов, завивших о медицинской ошибке во время лечения – не более 5%.

    Стандартизованный(по полу, возрасту, диагнозу и длительности пребывания в стационаре)коэффициент летальности или отношение фактической летальности к установленной– не менее 85%.

    Доля пациентов, госпитализированных в стационар, лечение которых можно было бы организовать в амбулаторных условиях – не более 5%.

    Доля пациентов, получивших на приёме у врача первичного звена рекомендации поведению здорового образа жизни – не менее 90%.

    Снижение доли случаев, в которых выявлены дефекты по результатам экспертизы качества медицинской помощи – не более 20%.

    Снижение доли случаев расхождения диагнозов по результатам патологоанатомических вскрытий в первичном звене – не более 10%.

    Повышение удовлетворённости пациентов качеством медицинской помощи с 33до 60% к 2018 г.

    Приведение квалификации медицинских и фармацевтических работников к международным стандартам к 2018 г.

К основным принципам НМО относятся:

1. Непрерывность процесса (1,5 часа в неделю, краткие циклы по 16 часов).

2. Разнообразие образовательных активностей (мероприятия, проводимые в режиме реального времени –аудиторные занятия, конференции, семинары, симуляционные курсы; электронное обучение - самостоятельное обучение с последующим тестовым контролем (электронные модули).

3. Обеспечение качества материалов и мероприятий:

  • присвоение кредитов утверждается Координационным Советом (КС) на основе международных требований
  • рассмотрение заявки проводится специальной Комиссией по оценке соответствия качества
  • независимая экспертиза проводится экспертами в Комиссии КС
  • обсуждение и утверждение проводится на специальном заседании Общества
  • проводится анализ отзывов врачей.

4. Контроль и учет образовательной активности:

  • регистрация медицинских работников на сайте http://nmorosminzdrav.ru в течение месяца после сертификации в 2016-2020 гг.
  • контроль через федеральный регистр медицинских работников (ФРМР)
  • индивидуальный план обучения(портфолио) - составляется медицинским работником путем добавления зарегистрированных на портале непрерывного медицинского образования Минздрава России образовательных программ вузов, электронных материалов для самостоятельного обучения, образовательных мероприятий, организованных некоммерческими профессиональными медицинскими организациями.

5. Обязанности работодателя:

  • предоставить время для обучения
  • предоставить возможность выбора через образовательный сертификат
  • оплатить мероприятие и командировочные расходы
  • обеспечить доступ на рабочем месте к бумажным и электронным библиотекам.

6. Средства для НМО (образовательный сертификат – это средства, которые врач может потратить на участие в образовательных программах)

  • выбор программы обучения – бронирование места на курсе (срок бронирования 10 дней)
  • путевка с индивидуальным кодом подтверждения высылается на адрес больницы
  • подтверждение руководством больницы – передача врачу индивидуального кода подтверждения (распечатка путевки).
  • подтверждение бронирования – внесение индивидуального кода подтверждения в поле подтверждения.
  • явка на курс с распечатанной путевкой.
  • списание средств с образовательного сертификата.

7. Мотивация участников

В соответствии с этими принципами, каждый врач должен за год накопить не менее 50 кредитов (50 часов образовательной активности), а за 5 лет – 250 кредитов.

В рамках этого проекта подготовлены специальные учебные материалы - электронные образовательные модули для дистанционного непрерывного медицинского образования врачей.

Для обучения врачей на территории РФ были переведены на русский язык и отредактированы электронные обучающие модули от компании BMJ PUBLISHING GROUP LIMITED - издательства Британского общества врачей, представляющего доступный информационный ресурс для врачей-терапевтов и врачей общей практики. Данные модули уже активно используются врачами первичного звена в Великобритании, а также в Австрии, Испании, США, Австралии, Новой Зеландии, ОАЭ и др., всего более чем в 50 странах. Для России все модули отредактированы ведущими специалистами профессиональных медицинских обществ по различным специальностям, руководителями медицинских вузов, научно-исследовательских учреждений, академиками РАН.

Готовые модули рекомендованы для использования в системе НМО Координационным советом по развитию НМО и размещаются на информационном портале Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России: http://www.sovetnmo.ru . Врач может выбирать модули по своей специальности, ориентируясь на аннотацию, раскрывающую образовательную цель модуля. После успешного изучения модуля врач получает 1 кредит, который зачисляется в его персональное портфолио. Образовательная активность приведении портфолио измеряется в кредитах. 1 кредит присуждается за 1 час учебной деятельности.

Дополнительными предпосылками к развитию НМО являются:готовность Национальной медицинской палаты и многих профессиональных медицинских организаций по специальностям к реализации обучения по программам повышения квалификации; наличие инфраструктуры в большинстве медицинских учреждений для обучения врачей без отрыва от практической деятельности(компьютеры, выход в Интернет); наличие отечественных электронных библиотечных систем, учебно-методических комплектов и программных комплексов для реализации «образовательной среды».

Все медицинские и фармацевтические работники, согласно действующему законодательству, обязаны получать сертификат врача. Без данного документа врачу невозможно осуществлять свои профессиональные обязанности, несмотря на заслуги, опыт работы в медицинской сфере или уровень образования. Другими словами, он является разрешительным документом. Сертификат должны получать даже лица с научными званиями: кандидаты наук и доктора.

При этом имеются определённые ограничения для получения разрешения на осуществление врачебной практики. Оно доступно только для лиц с высшим или средним медицинским профессиональным образованием. Сертификационный документ врача могут получить лишь те лица, которые завершили обучение в высших или средне-специальных медицинских учебных заведениях. Сюда также входят и те, кто прошел аспирантуру, ординатуру, интернатуру.

Сертификат подтверждает уровень квалификации врача. Другими словами, он определяет соответствие квалификации практикующего врача-специалиста.

Основные требования к получению документов

Требования к формату данного документа отражены в Приказе Минздрава от 29 ноября 2012 г. № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований к нему».

Согласно ведомственным нормативно-правовым актам, а также Федеральному закону от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» для получения разрешения необходимо постоянно повышать свой уровень профессионализма. Для этого медработник должен проходить обучение на курсах повышения квалификации. На сегодня объем академической нагрузки для таких курсов врачей составляет не менее 140 ак. часов. В отдельных случаях, чтобы получить право на продолжение профдеятельности, нужно пройти курсы профессиональной переподготовки.

Курс переподготовки для получения сертификата

Профпереподготовку должны пройти те медработники, у которых имеется значительный перерыв в работе по профилю. Например, работник имел 2 сертификационных документа, по одному из которых не осуществлял практику 5 лет. Допустим фтизиатр и инфекционист. По направлению «Инфекционные заболевания» (диплом ординатуры) доктор не работал и не повышал квалификацию продолжительное время. После обучения вместе с дипломом о профпереподготовки фтизиатру выдадут сертификат специалиста по направлению «Инфекционные болезни».

Дистанционная сертификация

Получение сертификата может быть пройдено в дистанционной форме. Оно предполагает онлайн-тестирование знаний по вопросам, которые касаются пройденного учебного материала. Учебные планы и программы дистанционных курсов утверждаются образовательным учреждением и составляются на основе ФГОСов и профстандартов. Таким образом, врачи могут дистанционно прослушать сертификационный курс. Дистанционность учебы обеспечивается за счет доступа слушателей к образовательному порталу через сеть Интернет. Онлайн позволяет жителям отдаленных регионов России, которые не могут физически попасть на учебу в Москву, пройти сертификацию.

Чтобы получить сертификаты дистанционно, врачам нужно совершить ряд простых шагов:

  • Ознакомившись с перечнем направлений подготовки, выбрать необходимую учебную программу;
  • Отправить запрос в образовательное учреждение в удобной для слушателя форме: заполнить форму обратного звонка, связаться с представителем учреждения по бесплатному и круглосуточному телефону, отправит электронное письмо;
  • Менеджер учебного центра свяжется для уточнения запроса, отправит для подписания договор на оказание образовательной услуги;
  • После оплаты по договору слушателю открывается неограниченный доступ к учебно-методическим материалам на портале;
  • Слушатель осваивает программу в удобное для себя время;
  • По завершении обучающийся проходит экзаменационное тестирование в режиме онлайн;
  • После теста обучающемуся по месту жительства высылаются документы об образовании и квалификации: удостоверение и сертификат.

Замена сертификатов на свидетельства об аккредитации

Согласно установленным законодательством нормам, документ, дающий право на осуществление мед. деятельности, действителен в течение 5 лет со дня выдачи.

С 1 января 2016 года поэтапно, согласно Приказу Минздрава РФ от 22 декабря 2017 года №1034 (о сроках вступления в систему аккредитации) и Приказу Минздрава от 6 июня 2016 года №352н «Об утверждении порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, формы свидетельства об аккредитации специалиста и технических требований к нему» врачи с сертификатами должны получать свидетельство.

Постепенный переход на получение свидетельств об аккредитации заключается в следующих этапах:

  • С 2016 года – это выпускники медВУЗов (отдельные направления)
  • 2017 года – выпускники медвузов (фармацевтические профили).
  • 2018 год – все выпускники, в том числе средне-профессиональных учреждений.
  • 2019 год – завершившие ординатуру (интернатуру) и курсы переподготовки,
  • С 2021 года – все медицинские и фармацевтические работники.

Согласно выше представленному графику вступления в систему аккредитации (утверждённому приказами Минздрава), свидетельства должны получать выпускники ВУЗов и СУЗов.

До 1 января 2019 года сертификацию могут еще пройти лица, освоившие программы ординатуры. Тоже самое касается и тех, кто проходит курсы профпереподготовки. Они смогут получить сертификаты, но лишь до 1 января 2019 года . После указанной даты им придётся вместо сертификационного экзамена проходить аккредитационный экзамен, который будет проходить более строго в специальных аккредитационных центрах.

Другими словами, если медработник желает переобучиться по другой специализации (получив диплом о профпереподготовке) без прохождения аккредитации, то он должен успеть это сделать до 1 января 2019 года .

Где врачи могут получить сертификаты?

Пройти сертификацию можно на основе сертификационных курсов (повышение квалификации) в Современной научно-технологической академии (СНТА) г. Москва. Академия ведет профессиональную переподготовку и повышение уровня квалификации врачей в очно-заочной форме с применением дистанционных технологий.

СНТА имеет образовательную лицензию. Медицинские специалисты могут освоить программы дополнительного профобразования с получением сертификатов государственного образца. Вся документация высылается на адрес проживания слушателя. Обучающиеся могут учиться дистанционно из любой точки России.

В Академии регулярно организуются семинары и обучающие циклы с начислением баллов НМО.

Ознакомьтесь с перечнем направлений, .

Действующее российское законодательство разрешает заниматься медицинской или фармацевтической деятельностью лицам, у которых есть соответствующий документ: сертификат специалиста (полученный до 1 января 2016 года) или свидетельство об аккредитации специалиста (выданное после 1 января 2016 года).

Справка. Согласно ст. 100 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ (далее – ФЗ № 323), до 1 января 2016 года право заниматься медицинской или фармацевтической деятельностью имеют лица (назовем их врачи/фармацевты), у которых есть соответствующее образование и сертификат специалиста (п. 1 ст. 100 ФЗ № 323). Сертификаты, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2016 года, действуют до истечения указанного в них срока. Срок действия составляет 5 лет (п. 2 ст. 100 ФЗ № 323).

Сертификат специалиста является документом государственного образца (Приказ Минздрава России от 29.11.2012 г. № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста», далее – Приказ № 982н). Документы государственного образца вправе выдавать только образовательные организации, имеющие государственную аккредитацию своей образовательной деятельности (вывод следует из систематического толкования п. 4 ст. 60 и п. 4 ст. 59 ФЗ №323).

Условиями для получения сертификата специалиста являются (п. 5 Приказа № 982н):

  • наличие у соискателя документов, подтверждающих соответствие уровня профессионального образования квалификационным требованиям, предъявляемым к специалистам соответствующей специальности;
  • положительный результат сдачи сертификационного экзамена либо положительный результат прохождения государственной (итоговой) аттестации обучающихся (для лиц, получающих сертификат впервые).

То есть, чтобы врачу/фармацевту продлить заканчивающийся сертификат специалиста, нужно сдать сертификационный экзамен. Для сдачи сертификационного экзамена нужно предъявить комиссии, в числе прочих, документы, подтверждающие обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам (повышения квалификации, профессиональной подготовке), иными словами, удостоверение о повышении квалификации и/или диплом о профессиональной переподготовке.

Справка. Согласно ст. 69 ФЗ № 323 заниматься медицинской или фармацевтической деятельностью вправе лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста. Данная статья вступает в силу и будет действовать с 1 января 2016 года. Свидетельство об аккредитации специалиста выдается по результатам прохождения процедуры аккредитации, которая осуществляется не реже 1 раза в 5 лет (п. 3 ст. 69 указанного выше ФЗ № 323, которая также вступает в силу с 1 января 2016 года).

Рынок образовательных услуг в медицине предлагает не только разнообразные программы повышения квалификации и профессиональной подготовки, но и начисление обучающимся врачам/фармацевтам некие баллы, нередко позиционируя их начисление в рамках системы непрерывного медицинского образования (далее – НМО).

Предложение рынка отражает наличие спроса, который связан с бытующим в медицинском сообществе мнением о том, что нужно обязательно накапливать баллы (возможные названия: «кредиты», «образовательные кредиты», «образовательные баллы», «баллы», «зачетные единицы»), потому что накопленные баллы будут в будущем где-то учитываться, что поможет проще и быстрее получить сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста в рамках системы непрерывного медицинского образования.

Предлагаем разобраться, что же представляет собой система НМО, что новое она несет и для чего нужна, а также выяснить, что же представляют из себя баллы?

Система НМО – это попытка реформировать и модернизировать систему дополнительного профессионального медицинского и фармацевтического образования, упростить, по-видимому, процедуры получения врачами/фармацевтами необходимых для ведения медицинской деятельности документов и, вероятно, примирить положения норм ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» с нормами ФЗ «Об обучении в РФ».

Участие в пилотном проекте для врачей/фармацевтов добровольное и бесплатное.

В проекте Концепции развития системы непрерывного медицинского образования (НМО) с участием профессиональных медицинских организаций в РФ (http://www.msmsu.ru/userdata/manual/doc/pro.pdf) предлагается повышать квалификацию путем организации непрерывности обучения и установления не менее 50 кредитов (зачётных единиц) для каждого врача в год и не менее 250 кредитов в 5 лет.

Образовательные кредиты предполагается начислять также за участие в различных мероприятиях: семинарах, лекциях, конференциях, – которые могут проводиться не только образовательными организациями.

Нужно заметить, что существует целый комплекс неопубликованных (то есть, не имеющих обязательной юридической силы) документов Минздрава по вопросу НМО***. В частности, к таким документах относится Приказ Минздрава РФ от 11.11.2013 г. № 837 «Об утверждении положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования специалистов с высшим медицинским образованием в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в ведении Министерства здравоохранения РФ с участием медицинских профессиональных некоммерческих организаций», из которого следует, что врачи, участвующие в реализации модели, проходят обучение по разработанным образовательным программам, получают некое количество баллов и по окончании освоения образовательных программ сдают сертификационный экзамен (для получения сертификата специалиста).

Образовательные программы, реализуемые в рамках модели, имеют следующие характеристики:

  • модульный принцип построения;
  • объем подготовки должен составлять более 100 часов;
  • доля дистанционных образовательных технологий и электронного обучения составляет не менее 50%;
  • не менее 15% содержания составляет региональный компонент;
  • должны быть согласованы медицинской профессиональной некоммерческой организацией и органом государственной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья, принимавшими участие в ее разработке (не согласованные в рамках модели не применяются);
  • должны предусматривать различные виды образовательной активности;
  • образовательные программы по специальностям разрабатываются отдельно для каждого субъекта РФ, если образовательная организация в рамках реализации модели осуществляет взаимодействие с несколькими субъектами РФ;
  • учет образовательной активности осуществляется в образовательных кредитах (1 образовательный кредит равен 1 академическому часу).

Образовательные программы, за прохождение которых Координационным советом начисляются баллы в рамках пилотного проекта, могут быть подготовлены Координационным советом или профессиональными медицинскими сообществами, но во втором случае они обязательно должны быть одобрены Координационным советом (баллы Координационный совет начисляет только за одобренные образовательные программы) (http://www.sovetnmo.ru/pages/documents.html?SSr=4901337af312ffffffff27c_...).

Вследствие того, что система НМО существует на уровне пилотного проекта (то есть, не является обязательной), образовательные кредиты (баллы), которые начисляются Координационным советом, а также баллы, которые различные организации (образовательные и не очень) пытаются начислять, начисляют и даже указывают в выдаваемых документах (например, сертификатах об участии в мероприятиях), не помогут в получении сертификата специалиста. Баллы невозможно конвертировать в сертификат специалиста: экзамен необходимо будет сдавать все равно, вне зависимости от того, какое количество баллов набрано, потому что по действующему законодательству для получения сертификата специалиста понадобится предъявить сертификационной комиссии не баллы, а документы, подтверждающие прохождение обучения.

Таким образом, мнение медицинского сообщества о том, что баллы пригодятся и будут учитываться, соответствует действительности только в той части, которая касается пилотного проекта Координационного совета. За прохождение аккредитованных Координационным советом образовательных программ (модулей) и участие в аккредитованных им мероприятиях действительно начисляются образовательные кредиты, которые учитываются в рамках пилотного проекта. И только.

Автор статьи считает, что в ближайшем будущем (во всяком случае, до изменения законодательства и введения системы НМО с баллами в качестве обязательной) баллы (даже баллы Координационного совета) не пригодятся и использовать их для получения сертификата специалиста/свидетельства об аккредитации не удастся.

Автор разделяет мнение о том, что накопленные баллы/кредиты в системе НМО должны будут учитываться или даже должны обуславливать получение врачом/фармацевтом сертификата специалиста (свидетельства об аккредитации специалиста), потому что другой практический интерес баллов в системе НМО представить сложно.

Из всего вышесказанного есть еще один вывод: если вы являетесь врачом или фармацевтом, то вам лучше позаботиться о продлении своего сертификата специалиста до 1 января 2016 года, потому что не очень ясно, как будет в дальнейшем развиваться законодательство и как в будущем будет реализовываться система аккредитации (больше информации: http://medportal.ru/mednovosti/news/2015/03/12/848accreditation/ , http://medobr.ru/en/jarticles/288.html?SSr=13013352440736fa4bfd27c__36f9...).

Р.S. Автору настоящей статьи довелось на практике столкнуться с интересным явлением начисления баллов. Клиенту, который оказывает образовательные услуги в сфере дополнительного медицинского образования, предложили сотрудничество на следующих условиях: контрагент будет начислять некие баллы обучающимся клиента, а клиент будет платить ему за эти услуги. Баллы контрагент позиционировал как баллы в рамках системы непрерывного медицинского образования, которые будут учитываться самим контрагентом в его системе учета баллов.

Баллы контрагент был готов начислять за разовые лекции, семинары, конференции, проводимые клиентом, и указывать это на документах об участии. Напомним, что такой документ (назовем его сертификат об участии в мероприятии) подтверждает только факт участия и не подтверждает факт получения образования/квалификации или факт обучения, потому что не является удостоверением о повышении квалификации и дипломом о профессиональной переподготовке.

Автор настоящей статьи после анализа ситуации предложил клиенту взвесить при принятии решения все риски, которые связаны с обучающимся (потребителем), в частности, учесть необходимость информирования о содержании оказываемой образовательной услуги: что начисляемые по итогам участия в разовых семинарах, лекциях, конференциях баллы не являются образовательными кредитами/зачетными единицами в рамках системы НМО и для целей получения сертификата специалиста /свидетельства об аккредитации не пригодятся.

***Справка. Координационный совет был создан 18 февраля 2013 года Приказом Минздрава № 82 «О координационном совете по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения РФ», который не был опубликован.

Министерство здравоохранения РФ является федеральным министерством (федеральным органом исполнительной власти), руководство деятельностью которого осуществляется Правительством РФ.

Согласно п. 9, 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в течение 10 дней после дня их государственной регистрации подлежат официальному опубликованию.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений , применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

В «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (разработан Минэкономразвития России, опубликован 30 апреля 2013 года на сайте: http://www.economy.gov.ru) сказано, что «модернизация российской экономики будет сопровождаться увеличением спроса на высококвалифицированные кадры. Формирование квалифицированных рабочих кадров в соответствии с потребностями экономики предусматривает улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности на основе реформирования системы профессионального образования всех уровней, развития системы непрерывного профессионального образования , системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом государственных приоритетов развития экономики».

В Распоряжении Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (опубликован вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»)» сказано, что реализация целей развития системы здравоохранения предполагает решение, в том числе, задачи по обеспечению «подготовки и переподготовки медицинских кадров на основе непрерывного образования , повышению профессионального уровня и внедрению передовых медицинских технологий, разработку стандартов подготовки управленческих кадров в системе здравоохранения и реализацию образовательных программ».

В п. 2 ст. 82 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (опубликован и вступил в силу 1 сентября 2013 года), указано, что «реализация профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования обеспечивает непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации».

1. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 11.11.2013 г. № 837 «Об утверждении положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций».

Данным приказом утверждена модель отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для ряда врачей (перечислены в названии документа), которую планировалось реализовывать на базе ряда ведущих вузов России с 01.12.2013 г. по 31.01.2015 г. Модель состояла в следующем: ведущие вузы России (образовательные организации) разрабатывают дополнительные профессиональные программы повышения квалификации по специальностям «Педиатрия», «Терапия», «Общая врачебная практика (семейная медицина)» с участием общественных профессиональных организаций и органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья.

Характеристики таких программ:

  • модульный принцип построения;
  • объем подготовки более 100 часов;
  • доля дистанционных образовательных технологий и электронного обучения не менее 50%;
  • не менее 15% содержания составляет региональный компонент;
  • согласование общественной профессиональной организацией и органом государственной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья, принимавшими участие в ее разработке (не согласованные в рамках модели не применяются);
  • должны предусматривать различные виды образовательной активности;
  • образовательные программы по специальностям разрабатываются отдельно для каждого субъекта РФ, если образовательная организация в рамках реализации модели осуществляет взаимодействие с несколькими субъектами РФ.

Врачи принимают участие в реализации модели на добровольной основе, на основании договора об образовании в рамках государственного задания на подготовку специалистов.

Врачи проходят обучение по разработанным образовательным программам и по их окончании должны сдать сертификационный экзамен , к проведению которого привлекаются представители общественных профессиональных организаций и органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья, принимавших участие в разработке образовательной программы.

Методическое сопровождение, анализ текущих и итоговых результатов, а также формирование отчета о реализации модели и направление его в адрес Минздрава России осуществляет ГБОУ ДПО «Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию» Министерства здравоохранения РФ. Основу анализа результатов и сформированного отчета о реализации модели составляет информация, представляемая образовательными и иными организациями, общественными профессиональными организациями.

2. В неопубликованный Приказ № 837 были внесены изменения неопубликованным Приказом Министерства здравоохранения РФ от 9.06.2015 г. № 328 «О внесении изменений в Приказ Министерства здравоохранения РФ от 11.11.2013 г. №837…».

Что изменилось?

Действие модели распространено на всех специалистов с высшим медицинским образованием. Модель реализуется путем обучения специалистов с высшим медицинским образованием (врачи) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства здравоохранения РФ, по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации. Допускается участие иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по согласованию федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют функции и полномочия учредителя данных организаций, с Минздравом России.
Образовательные организации разрабатывают в рамках модели дополнительные профессиональные программы повышения квалификации по специальностям медицинского образования с участием медицинских профессиональных некоммерческих организаций и органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья.

Характеристики образовательных программ остались теми же, за двумя исключениями:

  • согласовывать их должны медицинская профессиональная некоммерческая организация и орган государственной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья, принимавшие участие в ее разработке (не согласованные в рамках модели не применяются);
  • введена новая характеристика – учет образовательной активности осуществляется в образовательных кредитах (1 образовательный кредит равен 1 академическому часу.

Основу анализа результатов и сформированного отчета о реализации модели составляет информация, представляемая образовательными и иными организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями.

Врачи так же сдают сертификационные экзамены, но вместо общественных профессиональных организаций привлекаются медицинские профессиональные некоммерческие организации.

3. Приказ от 24 марта 2014 г. № 260 «О внедрении модели непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых и врачей-педиатров участковых».

Директорам ГКУ дирекций по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения ЦАО, ВАО, СЗАО, СВАО, ЮАО г. Москвы было предписано обеспечить участие врачей-терапевтов участковых и врачей-педиатров участковых, работающих в медицинских организациях государственной системы здравоохранения, в реализации образовательных программ по непрерывному медицинскому образованию, а также подать списки таких участвующих врачей в срок до 28.03.2014 года.

Образовательные программы по НМО реализовывались на базе ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования» Министерства здравоохранения РФ (ЦАО, ВАО):

  • ГБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения РФ (СЗАО, СВАО);
  • ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ЮАО).

4. Письмо Минздрава от 27 июля 2015 г. № 16-2/10/2-4182, которым Минздрав информировал о текущей ситуации по вопросу реализации модели отработки основных принципов НМО: в течение 2014 года отрабатывался проект системы непрерывного профессионального медицинского образования. Целевой аудиторией модели являлись врачи-терапевты участковые, врачи-педиатры участковые, врачи общей практики, врачи-кардиологи, врачи скорой медицинской помощи, врачи организации здравоохранения и общественного здоровья. В проекте принимали участие 16 образовательных и научных организаций Минздрава России, 11 общественных профессиональных организаций, 10 органов исполнительной власти в сфере здравоохранения субъектов РФ.

Проект реализовывался с учетом принципов непрерывного медицинского образования: внедрения непрерывности обучения работника (в течение всего календарного года, отдельными циклами или модулями путем прохождения отдельных учебных мероприятий); применения в обучении дистанционных образовательных технологий и электронного обучения; формирования программ с учетом наиболее актуальных проблем практического здравоохранения; сетевого взаимодействия образовательных и профессиональных общественных организаций.

В 2015 году продолжается работа по адаптации системы непрерывного профессионального медицинского образования с применением IT-технологий.

В настоящее время количество зарегистрированных пользователей на сайте http://www.sovetnmo.ru составляет 3553 человека. Предлагаем всем заинтересованным лицам активизировать деятельность по развитию системы непрерывного медицинского образования и принять участие в реализации данного проекта.

Широкомасштабное внедрение системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования и использование современных образовательных технологий позволит обеспечить высокий уровень профессионального мастерства медицинских работников и станет основой для поэтапного введения аккредитации медицинских специалистов как системы допуска к осуществлению медицинской (фармацевтической) деятельности.

5. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 27 августа 2015 г. № 599 «Об организации внедрения в подведомственных Министерству здравоохранения РФ образовательных и научных организациях подготовки медицинских работников по дополнительным профессиональным программам с применением образовательного сертификата».

Что такое образовательный сертификат, данный Приказ не разъясняет.

Разъясняет только, что такое «виртуальный образовательный сертификат» – электронный документ, предоставляющий его обладателю право на подготовку в образовательных и научных организациях.

Приказ определяет некий порядок организации внедрения в подведомственных Минздраву РФ образовательных и научных организациях подготовки медицинских работников, имеющих высшее медицинское образование, по дополнительным профессиональным программам с применением образовательного сертификата в 2015 году, который заключается в том, что с применением образовательного сертификата могут быть реализованы некоторые дополнительные профессиональные программы, а также отдельные модули дополнительных профессиональных программ:

  • образовательные программы различной продолжительности, предусмотренные календарными планами дополнительного профессионального образования образовательных и научных организаций на 2015 год;
  • образовательные программы, разработанные в рамках модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования с участием общественных профессиональных организаций, предусмотренной приказом Минздрава РФ от 11.11.13 г. № 837;
  • образовательные программы по наиболее актуальным вопросам профилактики, диагностики и лечения социально значимых заболеваний, иных заболеваний, оказывающих основное влияние на заболеваемость и смертность населения, специально разработанные образовательными и научными организациями для подготовки, имеющие модульный принцип построения и включающие в себя учебный план, рабочие программы модулей, рабочие программы симуляционных курсов, рабочие программы стажировок, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий.

Реализация образовательных программ может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно).

Допускается реализация образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а также сетевой формы.

Образовательные и научные организации предоставляют медицинским работникам возможность прохождения симуляционных курсов и стажировки.

Образовательные и научные организации проходят регистрацию на интернет-ресурсе «Портал непрерывного медицинского образования» с размещением перечня образовательных программ, которые могут быть реализованы с применением образовательного сертификата.

На основе перечней образовательных программ, представленных образовательными и научными организациями, формируется реестр образовательных программ, реализуемых с применением образовательного сертификата, содержащий наименование образовательной или научной организации, наименование образовательной программы, планируемые сроки и форму ее реализации, указание на целевую аудиторию.

Заинтересованные органы государственной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья в период внедрения подготовки:

  • организуют информирование медицинских работников и медицинских организаций по вопросам взаимодействия медицинских организаций и образовательных (научных) организаций;
  • обеспечивают внесение информации о медицинских работниках в Федеральный регистр медицинских работников (Приказ Минздрава РФ от 31 декабря 2013 г. № 1159н «Об утверждении Порядка ведения персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности лиц, участвующих в оказании медицинских услуг», опубликован).

Медицинские работники проходят регистрацию на интернет-ресурсе «Портал непрерывного медицинского образования» в модуле «Личный кабинет» (далее – регистрация).

Регистрация доступна для медицинских работников, информация о которых содержится в Федеральном регистре медицинских работников.

Медицинские работники, успешно прошедшие регистрацию, получают доступ к виртуальному образовательному сертификату, реестру образовательных программ, которые могут быть реализованы с применением образовательного сертификата, инструменту, обеспечивающему формирование индивидуального плана обучения и возможность создания предварительной заявки для зачисления на подготовку по выбранной образовательной программе.

Виртуальный образовательный сертификат является электронным документом, предоставляющим его обладателю право на подготовку в образовательных и научных организациях.

Виртуальный образовательный сертификат имеет порядковый номер, формируемый посредством интернет-ресурса «Портал непрерывного медицинского образования», содержит сведения о фамилии, имени, отчестве (последнее при наличии), специальности и месте работы его обладателя, информацию о предоставленном объеме подготовки (в академических часах).

После формирования индивидуального плана обучения (набора образовательных программ в рамках предоставляемого объема подготовки) и указания медицинской организации, в которой работает медицинский работник (далее – организация-работодатель), осуществляется бронирование места слушателя на подготовку по выбранным образовательным программам.

Выбор образовательной или научной организации осуществляется медицинским работником путем выбора образовательной программы.

Информация о выбранных образовательных программах в виде электронной копии направления, содержащего индивидуальный код подтверждения, направляется организации-работодателю. В случае согласования руководителем организации-работодателя сроков и тематики подготовки направление, распечатанное на бумажном носителе, подписанное руководителем и заверенное печатью организации-работодателя, выдается медицинскому работнику.

После внесения медицинским работником индивидуального кода подтверждения в модуль «Личный кабинет» интернет-ресурса «Портал непрерывного медицинского образования» образовательная или научная организация получает подтверждение занятости места слушателя.

При отсутствии подтверждения в течение 10 дней бронирование места слушателя аннулируется.

Списание соответствующего количества академических часов из виртуального образовательного сертификата осуществляется после зачисления медицинского работника на подготовку.

Учет освоения медицинским работником образовательной программы ведется в соответствии с локальным нормативным актом образовательной (научной) организации.

Освоение образовательной программы завершается проведением итоговой аттестации в форме, определяемой образовательной (научной) организацией.

Медицинским работникам, успешно освоившим образовательную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается соответствующий документ о квалификации на бланке, образец которого самостоятельно устанавливается образовательной (научной) организацией

Наталия Баранова - юрисконсульт компании "Альта Виа"

Сертификационный экзамен на получение сертификата специалиста проводится с целью определения готовности к самостоятельной профессиональной деятельности граждан с высшим медицинским образованием, со средним медицинским образованием.

Сертификационный экзамен проводится на основании Закона Российской Федерации об охране здоровья граждан ст.54 "Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью".

Сертификационная комиссия в своей работе руководствуется законадательными актами Президента РФ, постановлением Правительства РФ, нормативно-правовыми документами в сферах здравоохранения и образования.

Сертификационный экзамен на получение сертификата специалиста включает в себя три этапа:

  1. Тестовый контроль с целью определения уровня и качества знаний, включающий все разделы специальности.
  2. Оценка практических умений и навыков специалиста проводиться по результатам обучения и представления с места работы с оценкой достигнутых качественных и количественных показателей в практической работе.
  3. Заключительное собеседование проводится с целью оценки профессионального мышления специалиста, его умения решать профессиональные задачи, анализировать имеющуюся информацию и принимать по ней соответствующие решения.
Перечень документов, представляемых медицинскими работниками для проведения сертификационного экзамена и формирования личного дела.

Сертификация врачей нужна для подтверждения уровня знаний, умений и навыков, достигнутых специалистом. Является ли он достаточным для самостоятельной врачебной практики и грамотного оказания медицинской помощи пациентам? Ведь главный принцип докторов – «Не навреди». Целью является повышение ответственности специалиста, эффективности и качества его работы. Совершенствуется также деятельность лечебных учреждений. Медицинские кадры расставляются более рационально.

Документ выдается лицензированными государственными организациями, ведущими образовательную либо научную деятельность.

Сертификация врачей – обязательная процедура и для тех, кто приобрел эту профессию, учась в другой стране. Для устройства на работу в России это обязательное условие. Доктор без сертификата не имеет права оказывать медицинскую помощь. Каждые 5 лет необходимо продление сертификата.

Что именно относится к врачам

Специальности, по которым выдаются свидетельства, предусмотрены в Номенклатуре должностей медицинских работников.

Порядок и правила проведения сертификации врачей определяется приложением к приказу Министерства здравоохранения РФ
от 29.11. 2012 г. №982н. Кандидаты должны выполнить ряд условий:

  1. Предоставить документы, которые подтверждают соответствие качества их образования специальным Квалификационным требованиям (показаны в приложении к приказу Минздравсоцразвития № 415н).
  2. Показать хорошие результаты на сертификационном экзамене либо пройти государственную аттестацию.

Сертификацию врачей , получивших образование за рубежом, осуществляет Росздравнадзор. Для получения сертификата врача в Российской Федерации таким лицам необходимо иметь нострифицированный диплом и подтвердить соответствие своего уровня образования требованиям, предъявляемым к квалификации специалистов конкретного профиля. Они также должны быть успешно экзаменованы по специальности. Повторно выдается имеющим образовательным учреждением, как всем нашим докторам.

Какова процедура получения сертификата Врача

Сертификация врачей по приказу Минздрава (см. выше) происходит так:

  1. Вся информация об испытаниях вывешивается в заведении за месяц до условленной даты.
  2. Желающий приносит заявление, а также подлинники требуемых документов.
  3. После их рассмотрения в письменном виде дается ответ не позже, чем через 15 дней. Может быть отказано, если были предоставлены не все бумаги, даны неполные, недостоверные данные.
  4. Сам экзамен включает три части: а. тестирование; б. проверка навыков; в. собеседование.
  5. Выносится решение о принятом или неудовлетворительном результате. В последнем случае назначается пересдача. Заявителю направляется уведомление в продолжение трех дней.
  6. Оформляется соответствующий протокол.

выдают спустя 10 дней. Он обязательно регистрируется в Книге учета Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения. Потеряв его, можно впоследствии обратиться в нее за дубликатом.



Просмотров