Как отменить преференции 15 по аукциону. Национальный режим и преференции в госзакупках. Преференции поставщикам товаров отечественного производства

Описать объект закупки — это, по 44-ФЗ, означает зафиксировать качественные и количественные его характеристики (стандарт), позволяющие идентифицировать объект.

В описании указываются максимальные и(или) минимальные показатели, а также значения, которые не могут изменяться. К примеру: «Бумага для офисной техники. Формат А4. Плотность не менее 80 г/м². Белизна: не менее 146 %. Листов в пачке: 500».

Не допускается устанавливать :

  • к производителю;
  • к участнику;
  • к его деловой репутации;
  • к наличию у него производственных мощностей, трудовых, финансовых и других ресурсов, за исключением случаев, если возможность их установления предусмотрена 44-ФЗ, к примеру, при проведении конкурса или аукциона, который подпадает под нормы .

3. Нельзя указывать в описании товарные знаки и иные уникальные признаки (п. 1.1 ст. 33), а также требования, которые влекут за собой ограничение количества участников.

С 11.01.2018 в правилах описания предмета госзаказа произошли изменения:

  1. Законодатели исключили положение о том, что оно должно носить объективный характер.
  2. Как и раньше, потребуется сопроводить товарный знак словами .

Делать это будет не обязательно:

  • если товары, которые выпускаются под другими товарными знаками, несовместимы с товарами, которыми пользуется госзаказчик;
  • если закупаются и к машинам и оборудованию, которыми пользуется заказчик, согласно техдокументации.

4. Нужно использовать показатели и термины, которые предусмотрены техническими регламентами и документами национальной системы РФ.

Иные показатели, требования, обозначения и термины можно использовать, обосновав необходимость их применения в документации (п. 2 ч. 1 ст. 33 закона № 44-ФЗ).

К примеру: «Хлебобулочные изделия из пшеничной муки должны быть выработаны в соответствии с 31805-2012 по рецептуре и технологической инструкции, которые согласованы и утверждены в установленном порядке, с соблюдением санитарных норм и правил».

5. Можно включать при необходимости спецификации, планы, чертежи, эскизы, гарантийный срок и обслуживание, необходимость монтажа и наладки, а также обучения лиц, которые используют и обслуживают оборудование.

К примеру: «Гарантийный срок асфальта: по земляному полотну — 8 лет; по основанию дорожной одежды — 6 лет; по верхнему слою покрытия — 4 года».

6. При покупке лекарственных средств нужно обязательно указать в описании их международное непатентованное наименование. А если оно отсутствует — химические, группировочные наименования, список которых доступен на сайте государственного реестра .

К примеру: «Лекарственное средство, группировочное название: Цефоперазон + [Сульбактам], лекарственная форма — порошок для приготовления раствора для внутривенного введения».

7. Допустимо требование, чтобы товар был новым, не был в употреблении или в ремонте.

Описание объекта закупки по 44-ФЗ, пример

При описании объекта закупки заказчик обязан использовать следующие характеристики:

  1. Качественные. Совокупность свойств, характеристик, признаков, которые описывают объект закупки и соответствуют потребностям заказчика.
  2. Технические. Определяют технические свойства предмета торгов. Конкретные параметры, исходные и конечные величины, регламент и порядок действий при поставке, выполнении работ, оказании услуг.
  3. Эксплуатационные. К ним относятся характеристики надежности и работоспособности объекта, условия, которые обеспечивают эффективную эксплуатацию: прочность, долговечность, объемно-планировочные, санитарно-гигиенические, экономические и эстетические характеристики.
  4. Функциональные. Это способность объекта выполнять его основную функцию. Основное назначение и условия его использования по назначению.

Каталог товаров, работ, услуг

Чтобы повысить прозрачность госзакупок и снизить коррупционные риски за счет введения единообразных наименований, правительство стандартизирует подходы к описанию закупаемой продукции. Для этого Постановлением от 08.02.2017 № 145 утвержден порядок формирования и ведения в Единой информационной системе (ЕИС) каталога, а также правила его использования. В 2019 году каталог активно пополняется, и в настоящее время в нем больше 25 000 наименований продукции и описаний технических характеристик.

Заказчики обязаны применять информацию, которая содержится в каталоге, с указанной в ней даты начала обязательного применения. По общему правилу — по истечении 30 календарных дней со дня ее добавления.

Подробнее о работе каталога вы можете узнать в нашей статье .

Комиссия Ленинградского УФАС России 16 июля 2014 года рассмотрела жалобу ООО «ПК «Технические Средства Безопасности» на действия Заказчика Администрация Сосновоборского городского округа Ленинградской области при проведении электронного аукциона (извещение от 03.07.2014, начальная (максимальная) цена муниципального контракта 1 295 207,92 рубля).

По мнению Заявителя, документация об аукционе предусматривает использование участником закупки при выполнении работ товара определенного производителя (световозвращающая пленка 3М), что не позволяет предложить аналогичный по своим характеристикам товар и, в конечном счете, принять участие в торгах.
В результате проведения внеплановой проверки Комиссия пришла к следующим выводам:
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки необходимо учитывать, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В рассматриваемом случае осуществляется закупка подрядных работ с определенными Заказчиком требованиями к их качеству, техническим характеристикам и результату. Согласно пункту 4.3 раздела «Техническое задание» знаки, предлагаемые подрядчиком к использованию при выполнении работ, должны быть изготовлены из световозвращающей алмазной пленки с наименованием 3М серии 3930, тип «Б», лицевая сторона и окантовка по периметру должна быть изготовлена из желто-зеленой флуоресцентной световозвращающей флуоресцентной пленки с наименованием 3М серии 4083, тип «В».
Материалы дела подтверждают, что сам по себе факт указания Заказчиком в «Техническом задании» наименования пленки ЗМ не привел к ограничению количества участников закупки – для участия в аукционе свои заявки подали четыре участника закупки.
Иными словами, доказательства вменяемого Заказчику нарушения в материалы дела не представлены, Комиссией не установлены.
Вместе с тем по итогам проведения внеплановой проверки Комиссия выявила в действиях Заказчика следующее нарушение Закона о контрактной системе.
По информации, размещенной на официальном сайте Роспатента www.rupto.ru в разделе «Открытые реестры», наименование ЗМ» является зарегистрированным товарным знаком (реестровая запись 423932).
Как указано выше, документация об электронном аукционе может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При таких обстоятельствах Комиссия пришла к выводу о том, что пункт 4.3 раздела «Технического задания» документации об аукционе содержит указание на световозвращающую алмазную пленку и световозвращающую флуоресцентную пленку конкретного производителя.
Заказчик, воспользовавшись правом заявить определенную марку товара (3М), в нарушение перечисленных выше положений статьи 33 Закона о контрактной системе не сопроводил ее словами «или эквивалент» и не указал технические характеристики , требования к качеству, иные характеристики товара, определяющие ее соответствие установленным Заказчиком требованиям.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:

1. Признать жалобу ООО «ПК «Технические Средства Безопасности» необоснованной.
2. Признать администрацию Сосновоборского городского округа Ленинградской области нарушившей пункт 1 части 1, часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать администрации Сосновоборского городского округа Ленинградской области предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать ответственному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела № 553-03-3796-РЗ/14 для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 553-03-3796-РЗ/14

Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия) предписывает:
Аукционной комиссии отменить все протоколы, составленные в ходе осуществления закупки.
Заказчику внести изменения в документацию об аукционе по определению подрядчика;
продлить срок подачи заявок на участие в аукционе

При рассмотрении первых частей заявок на поставку товара при осуществлении закупок в форме электронного аукциона, или при рассмотрении и оценке заявок в ходе запроса котировок, у заказчиков иногда возникает вопрос. Если заявка, предоставляемая участником, полностью соответствует требованиям , а товарный знак, или наименование продукции, которое позволяет его идентифицировать отсутствует. То заявку отклонить или допустить?

Отсутствует товарный знак в первой части заявки участника электронного аукциона

Чтобы участник смог принять участие в закупочном процессе, который осуществляется путем проведения электронного аукциона его заявка должна быть допущена. Для этого требуется предоставить на рассмотрение заказчику первые части заявок, которые составлены в соответствии с действующими нормами 44-ФЗ.

Так, условие о том, что в первой части предоставляемой участником заявки будет указание на товарный знак, а именно, его словесное обозначение должно выполняться только в том случае, если товар защищен товарным знаком, маркой, следовательно, если у товара, который намеревается поставить победитель, нет товарного знака, то и отсутствие его наименования в первых частях заявок не нарушает действующих правовых норм, и соответственно, причин для отклонения по данным основаниям нет.

В частности, положениями ГК РФ для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанность по регистрации товарных знаков не установлена соответственно товар, предлагаемый к поставке может не иметь товарного знака, а обязанность устанавливать имеет товар подобный знак или нет у аукционной комиссии отсутствует, она проверяет заявку на соответствие 44-ФЗ.

Аналогичной позиции придерживается , например, решение от 5 мая 2015 г. по делу № КГОЗ – 176/15, решение от 6 июля 2015 года № 44-2164/15 и сложившаяся судебная практика решение Арбитражного суда Алтайского края от 4 июня 2015 г. по делу № А03-5996/2015.

Отсутствует товарный знак в котировочной заявке

Рассмотрим ситуацию, когда заказчик для определения поставщика избрал такой способ как запрос котировок. Для начала проведем анализ норм 73 статьи закона 44-ФЗ. Так, вышеуказанная статья содержит исчерпывающий список информации и необходимых документов, которые включает извещение. Закон не содержит требование о том, что в извещении должны присутствовать товарные знаки, а также фирменные наименования и знаки обслуживания.

Следовательно, заявка на участие в запросе котировок, предоставленная участником, и не содержащая соответствующих словесных обозначений товарных знаков, марок соответствует действующим правовым нормам и не подлежит отклонению.

Вывод

Исходя из толкования норм 44-ФЗ, анализа сложившийся практики решений ФАС и судов, а также на основании письма Министерства экономического развития РФ от 16 января 2017 г. № Д 28и-252 можно сделать вывод, что отклонение заявок на участие в закупке только по основаниям, что отсутствует наименование товара неправомерно.



Просмотров