Как осуществляется право государственной собственности. Право государственной и муниципальной собственности

В российском гражданском законодательстве действует правило о множественности субъектов государственной собственности.

Находящееся в государственной собственности имущество под­разделяется на две части. Одна часть закрепляется за государственны­ми юридическими лицами (предприятиями и учреждениями) на огра­ниченных, но вполне самостоятельных вещных правах хозяйственно­го ведения или оперативного управления. Это «распределенное» госу­дарственное имущество составляет базу для участия этих организаций в обороте в качестве самостоятельных юридических лиц. Оно не мо­жет служить для обеспечения покрытия возможных долгов государ­ства, ибо предприятия и учреждения как юридические лица не отвеча­ют своим имуществом по долгам учредившего их собственника - госу­дарства. Этим имуществом они отвечают по собственным долгам пе­ред кредиторами (если речь не идет о казенных предприятиях и учреж­дениях, где возможна дополнительная ответственность государства по их долгам, но все равно исключается их имущественная ответствен­ность по долгам государства).

Имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями («нераспределенное» государственное имущество), прежде всего средства соответствующего бюджета, составляет государ­ственную казну того или иного государственного (публично-правового) образования. ГК понимает под казной «нераспределенное» государствен­ное имущество, которое может быть объектом взыскания кредиторов государства-собственника по его обязательствам.

Для земли и природных ресурсов установлен особый режим. Он заключается в данном случае в том, что государственной собствен­ностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юри­дических лиц или муниципальных образований (ст. 16 ЗК РФ). Граж­данский и Земельный кодексы РФ закрепляют презумпцию права госу­дарственной собственности на землю (и на другие природные ресурсы тоже). Это означает, что земля в пределах территории РФ не может юри­дически оказаться бесхозяйной, даже если она совсем не используется и заброшена. Государственная собственность подразделяется на федераль­ную собственность, т. е. собственность, принадлежащую Российской Федерации, и собственность субъектов Российской Федерации - рес­публик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

К федеральной собственности относятся земельные участки:

Занятые объектами недвижимости, находящимися в собствен­ности РФ;

Предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческиским организациям, созданным федеральными органами государственной власти;



Иные предусмотренные федеральными законами земли и земельные участки.

Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и не изъятые из оборота, в установленном порядке предоставляются гражданам и юридическим лицам:

В собственность (через процедуру торгов или в ходе приватизации);

В аренду (долгосрочную и краткосрочную, через процедуру торгов или при переоформлении фактического землепользования);

В постоянное (бессрочное) пользование (по решению уполномоченного органа);

В безвозмездное срочное пользование на срок не более года (по решению уполномоченного органа).

Собственность может быть общей, т. е. принадлежащей не одному лицу, а двум или нескольким. Общая собственность подразделяется на долевую и совместную. Долевая собственность принадлежит не­скольким лицам независимо от формы собственности, которую каждый из них представляет (государственную, частную, муниципальную). Со­вместная собственность возможна только между гражданами. Для об­щей собственности характерно то, что распоряжаться общим имуществом собственники могут только по соглашению всех участников.

Кроме права собственности закон (ст. 216 ГК РФ) определяет вещ­ные права лиц, не являющихся собственниками имущества:

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком;

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;

Сервитуты;

Право хозяйственного ведения имуществом;

Право оперативного управления имуществом.

Сервитут - это право ограниченного пользования чужим объек­том недвижимости (зданием, помещением, земельным участком). Соб­ственник недвижимого имущества вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а также собственника другого объекта недвижимости предоставления сервитута. Чаще всего устанавливается сервитут для обеспечения нужд, связанных с использованием земель­ного участка-для прохода, проезда, прогона скота, водоснабжения, про­кладки линий электропередач и т. п. Сервитут может быть временным (установлен на определенный срок) и постоянным. Кроме того, сервиту­ты могут быть частными и публичными. Частный сервитут устанавли­вается по соглашению сторон. В отличие от него публичный сервитут устанавливается законом или нормативным правовым актом, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуп­равления или местного населения. Для собственника недвижимого иму­щества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения.

Использование земельных участков на праве постоянного (бес­срочного) пользования возможно только узким кругом лиц, перечень которых установлен ст. 20 ЗК РФ. Это государственные и муниципаль­ные учреждения, федеральные казенные предприятия (с 21.01.2007 г. - казенные предприятия), органы государственной власти и органы мест­ного самоуправления. Гражданам земельные участки в постоянное (бес­срочное) пользование не предоставляются. Однако если это право возникло у граждан до введения нового ЗК в действие, оно сохраняется до момента, пока гражданин не переоформит свое право на предусмотрен­ное действующим законодательством (чаще всего право собственнос­ти).

Правом хозяйственного ведения наделяются государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 113,294 ГК РФ), а также профсоюзные организации и их объединения (ст. 24 Федерального зако­на от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ «О профсоюзных организациях, их правах и гарантиях деятельности») в отношении любого имущества, кроме зе­мельных участков. Сделки с недвижимым имуществом такого юридического лица (продажа, мена, сдача в аренду, передача в залог, внесение в качестве вклада в уставный капитал и т. д.) возможны только с согла­сия собственника имущества. Предоставление земельных участков на праве хозяйственного ведения действующим земельным законодатель­ством не предусмотрено. Предприятия, основанные на праве хозяйствен­ного ведения, получают земельные участки в аренду. Многие такие пред­приятия используют земельные участки также на праве постоянного (бес­срочного) пользования, так как не все до настоящего времени переофор­мили права на землю в соответствии с требованием ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ». Таким образом, земельные участки, на которых располо­жены предприятия, наделенные имуществом на праве хозяйственного ведения, относятся к государственной собственности (федеральной или субъектов Российской Федерации).

Правом оперативного управления наделяются казенные предпри­ятия и финансируемые собственником учреждения на имущество (кро­ме земельных участков). Казенные предприятия создаются на основе имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности. Учреждения могут создаваться не только на основе государственного и муниципального имущества, но и на основе имущества, относящегося к частной собствен­ности. Сделки с движимым и недвижимым имуществом казенного пред­приятия подлежат согласованию с собственником имущества. Учрежде­ние не вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом даже при наличии согласия на это собственника. Казенным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям земельные участки предоставляются на праве постоянного (бессрочного) пользования, иным учреждениям - на других предусмотренных ЗК правах (вид права в дан­ной ситуации зависит, во-первых, от вида права на землю собственника учреждения, а во-вторых, от желания собственника).

1. Государственная собственность РСФСР является достоянием многонационального народа РСФСР.

Государственная собственность в РСФСР выступает в виде федеральной собственности и собственности республик, входящих в Российскую Федерацию, автономных областей, автономных округов, краев и областей.

2. РСФСР, республика, входящая в Российскую Федерацию, автономная область, автономный округ, край, область независимы как собственники принадлежащего им имущества и не отвечают по обязательствам друг друга.

Пункт 3 статьи 20 признан недействующим и не подлежащим применению органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами (Указ

3. Распоряжение и управление государственным имуществом осуществляют соответствующие Советы народных депутатов и уполномоченные ими государственные органы.

4. Положения настоящего Закона применяются к находящейся на территории РСФСР общесоюзной государственной собственности, государственной собственности других союзных республик и входящих в их состав республик, автономных областей, автономных округов, краев и областей.

Статья 21. Объекты права государственной собственности

1. В государственной собственности РСФСР находятся имущество органов власти и управления РСФСР, ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны РСФСР, культурные и исторические ценности общегосударственного значения, средства государственного бюджета РСФСР, государственные банки РСФСР, доли РСФСР в общесоюзных золотом запасе, алмазном и валютном фондах, республиканские пенсионный, страховые, резервные и иные фонды.

В государственной собственности РСФСР и субъектов Федерации могут находиться средства производства в промышленности, предприятия транспорта, связи, информатики, топливно - энергетического комплекса, иные предприятия и иное имущество, необходимые для осуществления задач РСФСР.

2. В собственности республик, входящих в Российскую Федерацию, автономных областей, автономных округов, краев, областей находится имущество их органов власти и управления, культурные, исторические ценности народов республик, входящих в Российскую Федерацию, автономных областей, автономных округов, краев, областей, средства соответствующего бюджета, а также предприятия, имущественные комплексы и иное имущество, обеспечивающее самостоятельность национально - государственных и административно - территориальных образований Федерации.

Статья 22. Государственная казна

1. Средства государственного бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют соответственно: государственную казну РСФСР, государственную казну республики, входящей в состав Российской Федерации, казну автономной области, автономного округа, края, области.

2. В казну поступают налоги, пошлины и другие государственные доходы, а также иное имущество, приобретенное РСФСР, республикой, входящей в состав Российской Федерации, автономной областью, автономным округом, краем, областью в соответствии с законом.

Статья 23. Муниципальная собственность

1. В муниципальной собственности района, города и входящих в них административно - территориальных образований находятся имущество местных органов государственной власти и местного самоуправления, средства местного бюджета и внебюджетных фондов, жилищный фонд, нежилые помещения в домах жилищного фонда, объекты инженерной инфраструктуры (сооружения и сети водопроводно - канализационного хозяйства, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, городского электрического транспорта, объекты внешнего благоустройства) и другие объекты, непосредственно осуществляющие коммунальное обслуживание потребителей и находящиеся на территории Советов народных депутатов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о местном самоуправлении.

2. В муниципальной собственности района, города и входящих в них административно - территориальных образований могут находиться предприятия сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживания, транспорта, промышленные, строительные и другие предприятия, имущественные комплексы, учреждения народного образования, культуры, здравоохранения и иное имущество, необходимое для экономического и социального развития и выполнения других задач, стоящих перед соответствующими административно - территориальными образованиями в соответствии с законодательством о местном самоуправлении.

Пункт 3 статьи 23 признан недействующим и не подлежащим применению органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами (Указ Президента РФ от 24.12.1993 N 2288).

3. Распоряжение и управление муниципальной собственностью осуществляют соответствующие местные Советы народных депутатов и органы местного самоуправления.

Базовой основой экономической системы являются отношения собственности. При этом само понятие собственности многогранно и исследуется различными науками, такими как юридической, экономической, философской, исторической и политологической.

В условиях современного рынка государственная и муниципальная собственность играет важную роль, а особенно это касается государственного сектора экономики, в котором до сих пор остаются наиболее крупные компании, такие как ОАО «Газпром», ОАО «РЖД» и т.д., играющие важную роль в создании национального богатства.

В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) определяется круг правомочий собственника, который включает в себя право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Главной отличительной особенностью государственной и муниципальной собственности является ее публичный характер, т.е. она призвана служить обеспечению публично-правовых задач и функций государства и муниципальных образований. Данное положение определено в федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ. В соответствии с этими законами в собственности субъектов РФ и муниципальных образований может находиться только то имущество, которое необходимо для осуществления их публичных полномочий.

Еще одной особенностью является наличие у публично-правовых образований полномочий устанавливать для себя и иных собственников общеобязательные правила поведения в виде издания нормативных правовых актов различного уровня. У государства это полномочие основано на суверенитете, в силу которого оно обладает на территории Российской Федерации всей полнотой государственной власти. У иных публично-правовых образований такое полномочие производно от суверенитета государства, на территории которого они находятся, и закрепляется за ними с санкции государства. государственный муниципальный самоуправление

Другим отличием является наличие специальных оснований возникновения и прекращения права государственной и муниципальной собственности. Такими основаниями являются, например, реквизиция (ст. 242 ГК РФ), конфискация (ст. 243 ГК РФ), приватизация (ст. 217 ГК РФ), обращение имущества в доход государства (ст. 169, п. 2 ст. 179 ГК РФ).

Государственная собственность как система отношений обеспечивает жизнеспособность всей экономической системы. Это её значение определяется при принятии государственных решений, а также она выступает основным элементов формирования государственных доходов, направляемых на реализацию интересов всего государства и общества в целом Зеркин Д.П. Основы теории государственного управления: курс лекций. - Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2012. - С. 116..

ГК РФ делит государственную собственность на два вида:

  • - собственность Российской Федерации (федеральная собственность);
  • - собственность субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 214 ГК РФ определяет, что государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

В соответствии с правовым статусом имущество, находящееся в государственной собственности подразделяется на две категории:

  • - имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ;
  • - средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют, соответственно, государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Муниципальная собственность, являясь формой публичной собственности, выступает средством социальной защиты населения муниципального образования, она позволяет обеспечить определенные социальные потребности людей и способствовать достойному существованию отдельным, слабо защищенным слоям населения. А это один из самых важных аргументов в пользу необходимости формирования муниципальной собственности.

Как и всякое правоотношение, правоотношения собственности возникают на основании определенных юридических фактов, которые обычно рассматриваются в качестве оснований возникновения права собственности.

Любое общество располагает некоторой совокупностью материальных благ, которые в рамках отдельного государства формируют его национальное богатство, которое используется для удовлетворения потребностей и интересов субъектов общества (граждан и различных общественных институтов), путем его присвоения. Присвоение в своем историческом развитии проходит различные формы, приобретая наиболее развитую - форму собственности.

В соответствии со статьей 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и защищается наряду с другими формами собственности муниципальная собственность. Статья 132 Конституции РФ определяет право органам местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью.

В соответствии со ст. 215 ГК РФ «имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью».

Г.Н. Чеботарев определяет «право муниципальной собственности в объективном смысле как институт отрасли муниципального права, охватывающий систему норм права, регулирующих отношения присвоенности имущества муниципальному образованию и отчужденности от этого имущества всех других лиц». Право муниципальной собственности, по его же мнению, в субъективном смысле обозначает «юридически обеспеченное господство муниципального образования над имуществом, которое выражается во владении, пользовании, распоряжении им и устранении всех иных лиц от вмешательства в такое господство» Чеботарев Г.Н. Муниципальное право РФ: учебник. - М.: Норма, 2013. - С. 189..

Шпаргалка по гражданскому праву. Общая часть Степанова Ольга Николаевна

30. Право государственной и муниципальной собственности

Эти формы собственности призваны обеспечивать интересы больших групп людей (население РФ в целом и ее субъектов). Государственная собственность - имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, а также имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Основной чертой, характеризующей право государственной собственности, является множественность субъектов. Права собственника от имени РФ и субъектов РФ осуществляют органы государства. Имущество, находящееся в собственности государства, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления и праве хозяйственного ведения.

В состав государственной собственности входят:

1) объекты, являющиеся основой национального богатства; объекты, необходимые для обеспечения деятельности федеральных органов власти и управления (казна, валютный фонд и др.);

2) объекты оборонного производства (космические и летательные аппараты и др.);

3) объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства (объекты речного и морского флота).

Муниципальная собственность - имущество, принадлежащее на праве собственности городским поселениям, сельским поселениям и другим муниципальным образованиям. Права собственника от имени муниципального образования осуществляются органами местного самоуправления. Органы государственной власти и должностные лица не имеют права на осуществление правомочий собственника в отношении муниципального имущества.

Муниципальную собственность составляют следующие объекты:

1) жилой и нежилой фонды, находящиеся в управлении местной администрации; жилищно-эксплуатационные предприятия;

2) ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты муниципальной собственности, объекты инженерной инфраструктуры городов, объекты городского пассажирского транспорта и внешнего благоустройства;

3) другие объекты, находящиеся в оперативном управлении местной администрации;

4) предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; оптово-складские предприятия, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации;

5) учреждения и объекты здравоохранения, народного образования, культуры и спорта и др. (указанное имущество регистрируется в реестре муниципальной собственности).

Наиболее распространенный способ осуществления права государственной и муниципальной собственности - передача государственного и муниципального имущества предприятиям и учреждениям:

1) на праве оперативного управления (государственное или муниципальное предприятие вправе использовать имущество в соответствии с целями своей деятельности, задачами собственника и назначением имущества);

2) на праве хозяйственного ведения (государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог или вносить в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ недвижимое имущество. Относительно движимого имущества все указанные действия могут совершаться при отсутствии прямого ограничения в законе).

Из книги Земельный кодекс РФ автора Законы РФ

Статья 28. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности 1. Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в

Из книги Предпринимательское право автора Шевчук Денис Александрович

Статья 38. 1. Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или

Из книги Гражданское право автора Шевчук Денис Александрович

Тема 4 РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ И ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 1. Цели и этапы приватизации Цели и задачи приватизации были определены в Государственной программе приватизации – это:1. Повышение эффективности деятельности предприятий путем

Из книги Земельный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Из книги Жилищный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Из книги Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации автора Тихомиров М Ю

Из книги Оборот земель сельскохозяйственного назначения. Комментарий судебной практики автора Мельников Н

Статья 28. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности 1. Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в

Из книги Использование химических ловушек в борьбе с преступностью автора Плешаков Сергей Михайлович

Статья 38.1. Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или

Из книги Аренда автора Семенихин Виталий Викторович

Статья 163. Управление многоквартирным домом, находящимся в государственной или муниципальной собственности 1. Порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Статья 28 Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности 1. Статья устанавливает общие правила приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. В ЗК 1991г.

Из книги автора

Статья 38.1 Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или

Из книги автора

Приватизация земли, распоряжение землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности В связи с тем, что на момент предъявления требования о продаже с/х земли закон субъекта РФ об обороте земель сельскохозяйственного назначения не вступил в

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Статья 42. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности К доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся:доходы, получаемые в виде арендной

Из книги автора

Статья 79. Бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности 1. Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, государственной

В странах с развитой рыночной экономикой удельный вес государственной собственности в структуре основных производственных сил страны достаточно высок (это, например, транспорт и связь, атомная энергетика, военно-промышленный комплекс и многое другое). В собственности государства сосредоточены немалые материальные резервы в виде запасов продовольствия, топлива и других средств жизнеобеспечения на случай чрезвычайных обстоятельств. Сохранение в собственности государства значительного числа объектов производственного, социально-культурного и иного назначения объясняется двумя факторами Гражданское право. Том II. Полутом 2 (под ред. доктора юридич. наук, проф. Е.А.Суханова) - "БЕК", 2003. С. 112..

Во-первых, каждое государство должно думать о своей безопасности, и не только военной, но также экологической, санитарно-эпидемиологической, продовольственной и т.д. Во-вторых, государство выполняет широкий круг социальных функций, призванных обеспечить достаточный прожиточный минимум населения и поддержку существующей власти со стороны избирателей, среди которых немало обездоленных.

В советский период наше государство взвалило на себя непосильное экономическое бремя и являлось единым собственником всего государственного имущества. Поэтому вся государственная собственность принадлежала на праве собственности единому собственнику - государству. В связи с расширением прав регионов и государственных предприятий, а также с нарастанием центробежных тенденций была выдвинута идея о многоуровневом характере государственной собственности. Вначале в общесоюзном законе о собственности, а затем в республиканском законе о собственности и Основах гражданского законодательства 1991 г. было закреплено данное правовое положение. При этом в общесоюзном законе о собственности под понятие государственной собственности подпадала также и коммунальная собственность. В настоящее время муниципальная собственность выделена из государственной и круг ее субъектов и объектов значительно шире, чем был указан в законе.

Многоуровневый характер государственной собственности и круг ее субъектов и объектов определены в ст. 71, 72 Конституции РФ и в гражданском законодательстве (ст. 212, 214 ГК РФ). Государственная собственность подразделяется на федеральную собственность, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам Федерации: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области и автономным округам. Государственная собственность характеризуется единством имущественного фонда в пределах того субъекта, которому она принадлежит.

Муниципальная собственность закреплена в качестве одной из форм собственности и определена как собственность муниципальных образований. В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (с послед. изм.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к числу субъектов права муниципальной собственности отнесены города, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, рабочие, дачные и курортные поселки, села и деревенские поселения. Множественность субъектов права муниципальной собственности не исключает единства ее фонда в пределах субъекта, которому она принадлежит.

Объекты права государственной и муниципальной собственности подразделяются на изъятые из оборота, ограниченные в обороте и находящиеся в свободном обращении. В числе объектов государственной и муниципальной собственности особо выделены природные ресурсы, которые стали оборота - способными. Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Определение правового режима природных ресурсов отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. В числе федеральных законов, устанавливающих правовой режим природных ресурсов, можно назвать Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Закон "О недрах", Водный кодекс РФ, Закон "О федеральных природных ресурсах" и ряд других. Законодателями закреплена презумпция права государственной собственности на природные ресурсы, а их оборот ограничен и подчинен специальным правилам Лихачев Г.Д. Гражданское право. Общая часть: Курс лекций. - "Юстицинформ", 2005. с. 312..

В ряду объектов государственной и муниципальной собственности особое место занимает недвижимое имущество, примерный перечень которого дан в п. 1 ст. 130 ГК РФ, с исключением, связанным с правовым режимом предприятия. Правовой режим предприятия как объекта гражданских прав специально закреплен в ст. 132 ГК РФ, где особо подчеркивается, что предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права. Деление имущества на недвижимое и движимое имеет значение при определении содержания, пределов и способов осуществления права государственной и муниципальной собственности.

Общее определение права собственности как субъективного права полностью относится и к праву государственной и муниципальной собственности, а его содержание составляют принадлежащие собственнику правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, которые собственник осуществляет по своему усмотрению и в своем интересе. муниципальный субъект объект собственность

Право государственной и муниципальной собственности, как и право собственности вообще, является элементом абсолютного правоотношения.

В соответствии с общей характеристикой права собственности собственник может совершать в отношении своего имущества любые действия, лишь бы они не противоречили закону и не нарушали права и охраняемые законом интересы других лиц. Следовательно, правомочия собственника по своему содержанию и способам осуществления неизбежно ограничены, что вытекает из определения субъективного права как меры юридически возможного и обеспеченного поведения. Таким образом, правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом, взятые применительно к государственной и муниципальной собственности, также имеют свои границы.

Важнейшие нормы о праве собственности сосредоточены в Конституции РФ, где закреплены признаваемые в Российской Федерации формы собственности, основные принципы регулирования и охраны отношений собственности, определена компетенция Российской Федерации, компетенция ее субъектов в части установления правового режима важнейших объектов права собственности, и в первую очередь государственной собственности. Нормы, относящиеся к праву собственности, можно найти в правовых актах, связанных с охраной природы и рациональным использованием природных ресурсов самой различной отраслевой принадлежности, что дает основание утверждать, что нормы о праве собственности составляют комплексное правовое образование.

Современный переходный период экономических преобразований характеризуется резким и далеко не всегда оправданным сокращением той части общественного богатства, которая составляет государственную и муниципальную собственность, однако в собственности Российской Федерация, субъектов Федерации и муниципальных образований по-прежнему сосредоточены значительные материальные ресурсы.

Субъекты права государственной и муниципальной собственности, как правило, сложные системные образования, которые существуют и действуют через разветвленную сеть своих органов - административно-управленческих, социально-культурных, оперативно-хозяйственных и др. Согласно Закону "Об общих принципах организации местного самоуправления" права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, - уставами муниципальных образований и непосредственно населением Гражданское право. Том II. Полутом 2 (под ред. доктора юридич. наук, проф. Е.А.Суханова) - "БЕК", 2003. С. 176..

В составе государственной и муниципальной собственности необходимо различать имущество, не закрепленное за соответствующими предприятиями и учреждениями - имущество казны (государственной или муниципальной), и имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных и муниципальных предприятий и учреждений, которые являются самостоятельными юридическими лицами. Соответственно различают осуществление права государственной и муниципальной собственности в отношении казенного имущества и в отношении имущества, закрепленного за соответствующими предприятиями и учреждениями. В первом случае речь идет об осуществлении права государственной и муниципальной собственности самим носителем этого права. Во втором случае к осуществлению права собственности подключается дополнительное звено в виде юридического лица, выступающего не от имени собственника, а от своего имени и наделенного на закрепленное за ним имущество либо правом хозяйственного ведения, либо правом оперативного управления.

В современных условиях непосредственное участие субъектов права государственной и муниципальной собственности в реализации своего права имеет место при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также при распоряжении унитарным предприятием, закрепленным за ним недвижимым имуществом, а в случае распоряжения унитарным казенным предприятием - движимым имуществом. В осуществлении права собственности от имени собственников в указанных случаях участвуют Министерство государственного имущества Российской Федерации, Российский фонд федерального имущества и другие органы.



Просмотров