Как называется проверка пожарной безопасности. Как проходят проверки пожарной безопасности. Внеплановая пожарная проверка

Как подготовиться к проверке пожарной инспекцией?

Проверка пожарной безопасности, как и любая другая ревизия, – малоприятное мероприятие, однако необходимое. Чтобы быть готовым к приходу инспекторов, нужно знать, на какие моменты они обращают больше внимания и какие документы изучают.

Соблюдение требований пожарной безопасности обязательно для всех организаций независимо от того, являются они собственниками объекта или арендаторами. В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть метрами, в том числе руководители организаций и сотрудники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности.

Первоисточник

Проведением проверок занимается Государственный пожарный надзор. ГПН может проводить ревизии как планово, так и внепланово.
Плановые проводятся в соответствии с графиком, утверждаемым ежегодно. В большинстве случаев «по расписанию» инспекторы приходят один раз в три года. Основанием для включения компании в список ежегодных ревизий является истечение трех лет со дня: ввода объекта защиты, например, здания, в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности или окончания периода проведения последней плановой инспекции.

ГПН обязан уведомить о проведении проверки не позднее чем в течение трех рабочих дней до ее начала. Для этого фирме заказным письмом с уведомлением о вручении или иным доступным способом направляется копия распоряжения о проведении проверки. Однако, кроме плановых, законодатель утвердил ощутимый список причин для нежданной встречи работников компании с ревизорами. К ним относятся: истечение выданного предписания об устранении нарушений или же поступление сведений о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности.
О внеплановой проверке фирма предупреждается не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

Независимо от того, плановая проверка или нет, она всегда проводится только в выездной форме.

О внеплановой проверке пожарная инспекция должна предупредить фирму или предпринимателя не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ).
Сроки и регламенты

Общий срок проведения любой ревизии не может превышать 20 рабочих дней. При этом период проверки малого предприятия не может быть больше 50 часов в год, а микропредприятия – 15 часов в год. Если плановая инспекция связана с проведением сложных или длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, то она может быть продлена, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий – не более чем на 15часов.

Пожарный инспектор, пришедший с проверкой, обязан подтвердить свои полномочия. Для этого он должен предъявить свое служебное удостоверение и вручить коммерсанту под роспись заверенную копию распоряжения о поведении проверки.
При отсутствии удостоверения или распоряжения фирма вправе отказать контролеру в допуске на объект до предъявления всех надлежащих бумаг. Если же документы в порядке, то проверяемая компания не имеет права препятствовать в проведении инспекции.

Необходимые документы

Какие же документы обязательно должны быть утверждены в организации и предоставлены инспектору? Для ответа на этот вопрос следует обратиться к постановлению Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390, которым утверждены правила противопожарного режима. В соответствии с положениями постановления существуют документы, которые должны быть в любой организации, а также бумаги, наличие которых зависит от вида деятельности и численности персонала.

К документам, которые обязательны для всех, во-первых, относится инструкция о мерах пожарной безопасности. Она разрабатывается в соответствии с требованиями раздела XVIII Правил исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.

Во-вторых, обязательно наличие приказа о порядке и сроках прохождения противопожарного инструктажа, занятий по пожарно-техническому минимуму.

В-третьих, приказы о назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность; за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию огнетушителей; за проведение противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, о выделении места для курения или о запрете курения и т.п.

В-четвертых, необходимы инструкции. В них закрепляются положения о том, как необходимо проводить осмотр и закрытие помещений по окончании работы, как действовать персоналу при пожаре, как содержать и применять огнетушители и иные средства пожаротушения и т.д. Положения можно утвердить и в инструкции о мерах пожарной безопасности, но это может затруднить работу с ними, а также поддержание их в актуальном состоянии и ознакомление с ними сотрудников.

В-пятых, должны вестись журналы учета: проверок пожарной безопасности (типовая форма утв. приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 г. № 141), проведения противопожарных инструктажей, проверок наличия и технического состояния огнетушителей, технического обслуживания сигнализации и системы оповещения и др.

Все вышеперечисленные бумаги надлежаще оформлены, утверждены руководителем, заполнены и подписаны работниками, если это требуется, и хранятся в надежном месте.

При отсутствии удостоверения или распоряжения фирма вправе отказать контролеру в допуске на объект до предъявления всех надлежащих бумаг. Если же документы в порядке, то проверяемая компания не имеет права препятствовать проведению инспекции.
Осмотр объекта

При осмотре помещений фирмы инспектор может выявить довольно много нарушений, поэтому компании лучше отслеживать и контролировать соблюдение требований пожарной безопасности, предъявляемых к помещениям, огнетушителям, местам для курения и т.д.
Основные требования к содержанию помещений закреплены в Правилах. Так, план эвакуации доложен соответствовать не только плану здания, но и реальной конфигурации пространства, также на нем обозначаются места хранения огнетушителей.

Инспекторы проверят наличие и состояние средств пожарной защиты, таблички с телефонным номером вызова пожарных и знаков, обозначающих местонахождение огнетушителей, а также общее состояние помещения, проходов и эвакуационных выходов, оконных проемов, наружных пожарных лестниц и т.п. Помимо этого, контролеры изучают состояние электросетей.
При осмотре объекта пожарные вправе производить отбор образцов продукции.
Руководителю фирмы, либо иным должностным лицам лучше всего присутствовать при осмотре их помещений. Поскольку при выявлении нарушений либо недочетов можно попросить инспектора разъяснить, какие именно нормы законодательства нарушены, что потом поможет при их устранении.

Оформление результатов

По окончании проверки инспектор должен составить акт в двух экземплярах (один оригинал и копии приложений к нему передаются компании) и сделать отметку в журнале пожарных проверок. Если журнал не ведется, то данный факт фиксируется в акте.
При выявлении нарушений требований пожарной безопасности контролер может выписать предписание об их устранении. В документе указываются полный перечень нарушений и сроки их устранения. За неисполнение предписаний могут привлечь к ответственности в соответствии с пунктом 12 статьи 19.5 КоАП.

Помимо этого, при выявлении серьезных нарушений, например, отсутствие эвакуационных выходов, инспектор может составить протокол об административном правонарушении. А это означает, что будет возбуждено дело. После его рассмотрения практически всегда принимается решение о привлечении фирмы к ответственности, назначается штраф, размер которого определяется в соответствии со статьей 20.4КоАП.
Инспектор должен ознакомить с актом и со всеми приложениями к нему руководителя или иных уполномоченных лиц. Коммерсант может отказаться от чтения бумаг или проставить отметку, что он с такими выводами не согласен.

В России, все что касается проверки пожарной безопасности, ее соблюдения предприятиями и гражданами, осуществляется Государственным (ГПН). Под проверкой противопожарного состояния объекта подразумевается выполнение требований пожарной безопасности на территории и в помещениях, которые используются предприятиями в ходе своей деятельности.


Проверка пожарной безопасности на предприятии осуществляется на основании приказа ГПН, подписанного начальством данного органа. Период проведения рейда — максимум 20 рабочих дней. Исключение составляют – особые ситуации, где требуется длительная экспертиза. Пожарная проверка организаций бывает плановая и внеплановая.

Плановые осуществляются согласно составленным графикам. Когда именно будет проводиться проверка противопожарной безопасности на предприятии можно посмотреть на сайте МЧС РФ. Публикация графиков происходит в январе. Плановый контроль может осуществляться исключительно лицом, прописанным в приказе. Если назначенное лицо по каким-либо причинам не может провести осмотр, то создается новый приказ. О дате проведении проверки сообщается заблаговременно (за 3 рабочих дня). В ходе осмотра объекта используется документ, в котором прописан определённый перечень вопросов, проверка проводится согласно этому списку. Такой подход позволяет уменьшить давление на бизнес и отследить работу ГПН.

Перед проведением внеплановой проверки, органы ГПН должны согласовать свой визит на предприятие с прокуратурой. Если рейд осуществляется на основании поступившей жалобы, то согласовывать свой визит с вышестоящими подразделениями не нужно. Достаточно направить извещение в правоохранительное подразделение за сутки до начала проверки. Рейд по жалобе может проводиться без предупреждения. Инспектор не вправе разглашать информацию о лице, написавшем жалобу.

Категории риска

Объекты, подлежащие проверке, имеют определенную категорию риска. Узнать к какой именно категории относится объект, можно, заглянув в постановление правительства, или уточнить у прикрепленного к организации . В некоторых случаях возможно изменение группы риска.

Руководителей объектов, которые подлежат осмотру, интересуют вопросы следующего характера: кто проверяет пожарную безопасность на объекте, что именно подлежит контролю и что нужно для пожарной проверки? В ходе рейда проводится контроль на соответствие объекта требованиям по пожарной безопасности, а именно:

  • соблюдение правил;
  • осуществление организационных мер по обеспечению пожарной безопасности;
  • наличие всей необходимой документации;
  • знание требований и правил пожарной безопасности;
  • готовы ли работники предприятия к действиям при возгорании;
  • содержание объекта согласно установленным требованиям;
  • правила поведения персонала;
  • все возможные въезды, подъезды и проезды необходимые для перемещения пожарного транспорта;
  • степени пожароопасности стройматериалов, используемых для отделки зданий;
  • выходы на крышу, чердачный отсек;
  • параметры сооружений, их категория огнестойкости;
  • присутствие защиты от короткого замыкания и перегрузки электросетей;
  • системы отопления и вентиляции;
  • соблюдение мер препятствующих распространению пламени;
  • склады ГСМ, лифты, шахты;
  • эвакуационные выходы, в каком количестве и где они размещены;
  • проводится ли очистка коммуникационных сетей, сооружений от воспламеняемых отходов;
  • первичные средства пожаротушения (в каком объеме, разновидности, марки, виды огнетушащего оборудования).

Рассмотрим какие права имеют инспекторы ГПН:

  1. Запрашивать документацию и данные для проведения контроля. При обнаружении недочетов инспектор имеет право запросить пояснение в письменном виде.
  2. Проводить исследования, экспертизы, беспрепятственный осмотр помещений.
  3. Применять устройства для фиксации проведения и данных о рейде, выявленных нарушений.
  4. Прибегать к помощи экспертных компаний с целью проведения различных исследований.
  5. Выдавать заключения о ликвидации обнаруженных несоответствий требованиям пожарной безопасности.

Лица, привлекаемые из экспертной структуры, обязательно должны быть прописаны в соответствующем распоряжении.

Инспектор пожарного надзора обязан:

  • осуществлять осмотр при предъявлении соответствующего удостоверения, копии приказа руководства ГПН;
  • предоставлять ответственному лицу объекта данные, документы и итоги рейда;
  • проводить запись о выполненной работе в специальном журнале;
  • по требованию руководства проверяемого объекта (назначенного лица) предоставлять данные об ГПН, участниках экспертизы и т.д., это важно для подтверждения полномочий.

Инспектору ГПН запрещается проводить осмотр объекта при отсутствии начальства. Изымать образцы какой-либо продукции для осуществления дальнейших исследований без оформления специального документа (протокола).

Для отстаивания своих интересов и законности требований проверяющих структур, необходимо обладать информацией об обязанностях этих структур.

Какие имеют права и обязанности проверяемые объекты?

Чтобы быть уверенным в законности своих действий, важно тщательно изучить свои права и обязанности. Перечислим, что разрешается проверяемому объекту:

  • присутствовать при осмотре комиссией и давать какие-либо разъяснения;
  • находиться при проверке может руководитель предприятия (или назначенное им лицо);
  • ознакамливаться с итогами проведенных работ, оставлять свое одобрение/несогласие;
  • вправе обжаловать заключение и действия пожарного инспектора, если были выявлены нарушения с его стороны.

Исполнитель проверяемого объекта обязан открыть доступ на территорию, во всевозможные помещения. Обеспечить присутствие лиц, отвечающих за пожарную безопасность и предоставить документацию о состоянии объекта.

Распространенные нарушения

Нарушения подразделяются на 3 вида: легкие, рецидивные и особого режима. Самыми распространенными нарушениями на проверяемых объектах являются:

  • поврежденные средства для ликвидации пожара, а также противопожарная защита;
  • ограниченные или закрытые эвакуационные пути/выходы;
  • нарушение правил обращения с огнем;
  • поджоги;
  • несоблюдение правил, и как следствие нанесение вреда здоровью человека.

Кто освобождается от пожарного контроля?

Правительством РФ составлен список тех, кто освобождается от плановых рейдов. Постановление действует до конца 2018 года. В этот список вошли представители малого и среднего бизнеса. Данное распоряжение не относится к социально значимым объектам, таким как: медицинские и образовательные учреждения, промышленный сектор, культурно-развлекательные объекты.

Внеплановый контроль пожарной безопасности может проводиться на любом объекте, его невозможно избежать.

15. У меня магазин "Продукты". Небольшое торговое помещение и склад для продуктов, плюс подсобное помещение для продавцов. Какие мне документы необходимо иметь и показывать пожарным при проверке?

При проверках организаций и индивидуальных предпринимателей, как правило, необходимы следующие документы:

Правоустанавливающие документы организации и индивидуального предпринимателя

Свидетельство ОГРН

Свидидетельство на право собственности (если здание/помещение в собственности)

Документы, подтверждающие соответствие организации или индивидуального предпринимателя требованиям пожарной безопасности при ведении деятельности:

Свидетельство о прохождении обучения пожарно-техническому минимуму ответственного за пожарную безопасность.

Приказ о пожарной безопасности (как правило, включает в себя назначение ответственного, обозначает его компетенцию, утверждение инструкций по пожарной безопасности)

Инструкция по пожарной безопасности (Не путайте с инструкцией, которая до вступления в силу новых правил вывешивалась на стену и её размещения было достаточно для проверки. По новым ППР в РФ требования к инструкциям на порядок выше, применяется она для изучения работниками, и включается в неё столько пунктов, что разместить её на стене будет проблематично. Состоит из 10-20 страниц стандартного текста)

Журнал проведения инструктажей с работниками (сроки и даты проведения инструктажей, кроме вводного и первичного при приеме на работу, устанавливаются руководителем, индивидуальным предпринимателем в соотв. с п.3 ППБ в РФ 2012г. самостоятельно. В журнале должно быть обязательно отмечено проведение инструктажей с работниками, которые у Вас работают на момент проверки)

Журнал учета наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей (в произвольной форме)

Журнал учета и проверок пожарных кранов (если имеются последние)

Акт проверки качества огнезащитной обработки (Проверка проводится в сроки, установленные производителем огнезащитного состава, при их отсутствии - 2 раза в год)

Протокол или акт проведения эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах (Проверка проводится 1 раз в пять лет. Кто будет проводить - решайте Вы, главное, не переплачивайте за воздух. ( )

Акт очистки вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов 1 раз в год.

Акты проверок автоматических установок пожаротушения и сигнализации , установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, систем противопожарного водоснабжения, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах (что касается перечисленных средств, желательно, чтобы этот акт делали организации, которые Вам монтировали/устанавливали их на объект.)

Не пугайтесь столь обширного списка. Думается, что на практике он будет значительно меньше, так как только 1,2,3,4,5 пункты должны быть практически везде. Остальные только при наличии того, что проверяется.

Материал предоставлен корпоративным изданием для клиентов ГК «ИРБиС» «Система успеха»

При осуществлении предпринимательской деятельности любому хозяйствующему субъекту, будь то индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, приходится вступать во взаимоотношения с различными государственными органами. К ним относится и Го сударственный пожарный надзор. Пожарные инспекторы «балуют» своими посещениями чаще других контролеров, поскольку невыполнение или ненадлежащее выполнение установленных правил пожарной безопасности может привести не только к материальному ущербу, но и причинить вред жизни и здоровью граждан. Одним из ярких примеров можно назвать пожар в декабре 2009 года в пермском клубе «Хромая лошадь», в результате которого погибли 155 человек.

В своей статье мы постараемся максимально полно осветить вопросы, касающиеся проведения пожарной инспекцией проверок соблюдения правил пожарной безопасности в организациях, в частности:

Какими нормативными документами следует руководствоваться, чтобы обеспечить пожарную безопасность в организациях;
- какие нарушения могут выявить пожарные инспекторы;
- кем могут проводиться пожарные проверки, их виды, сроки и периодичность, оформление результатов;
- что такое пожарная декларация, где и в каких случаях она применяется;
- кто несет ответственность, какие виды ответственности за несоблюдение требований пожарной безопасности предусмотрены законодательством РФ.

Пожарная безопасность предприятий в любой стране регламентируется и контролируется государством. Так и в России пожарная безопасность обеспечивается системой, основными элементами которой являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия и граждане. Это важное понятие места и роли предприятия как одного из элементов системы обеспечения пожарной безопасности. Другими словами, государство наделило предприятия всеми правами в данной области и возложило на них соответствующие обязанности по предотвращению пожаров и противопожарной защите.

В частности, в Российской Федерации все без исключения организации обязаны строго соблюдать «Правила пожарной безопасности в РФ» (ППБ 01-03) (далее - ППБ 01-03) , утвержденные Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313.

Это отправной документ, на основании которого должна строиться стратегия обеспечения пожарной безопасности организации. Также одними из основных нормативных документов в области пожарной безопасности, действующими в настоящее время на территории Российской Федерации являются:
. Федеральный закон N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 (далее Закон N 69-ФЗ).
. Федеральный закон N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 (далее Закон N 123-ФЗ).

Эти внушительные по объему нормативные акты представляют собой свод правил о том, как должно быть и чего допускать не следует, чтобы огненная стихия не стала бесконтрольной хозяйкой.

Обязательному исполнению подлежат и нормы специальных правил, принимаемых в соответствии с Законом N 123-ФЗ , например, Свода правил «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации» (СП 9.13130.2009), и некоторые строительные правила (СНиП) и нормы пожарной безопасности (НПБ) , которые продолжают действовать до дня вступления в силу регламентов, предусмотренных Законом N 123-ФЗ.

Продолжают действовать, в частности:
- СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», приняты и введены в действие постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7;
- НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утверждены приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315;
- НПБ 253-98 «Нормы пожарной безопасности. Оборудование противодымной защиты зданий и сооружений. Вентиляторы. Методы испытания на огнестойкость», утверждены приказом ГУГПС МВД России от 29.05.1998 N 39.

Конечно, все мельчайшие детали, установленные многочисленными актами, учесть невозможно, но основных правил стоит придерживаться.

Что является объектом проверки?

Сразу отметим, что основная задача пожарного инспектора - проверить соблюдение ППБ 01-03.

Перечень нормативов пожарной безопасности , которые должны соблюдать организации и учреждения, достаточно большой, поэтому мы остановимся лишь на тех нормативах, на которые обращают внимание пожарные инспекторы .
Общие правила, которые приведены в разделе I ППБ 01-03, касаются и обязательны для исполнения всеми без исключения организациями, независимо от отраслевой принадлежности.

Первое, что потребует у проверяемой организации пожарный инспектор, - приказ руководителя организации и инструкцию о мерах пожарной безопасности , которая в соответствии с п. 6 ППБ 01-03 должна быть в каждом учреждении (организации).

В инструкции о мерах пожарной безопасности должны быть отражены следующие сведения (приложение 1 к ППБ 01-03):
1) порядок содержания территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационных путей;
2) мероприятия по обеспечению пожарной безопасности во время технологических процессов, эксплуатации оборудования, производства пожароопасных работ;
3) порядок и нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;
4) места курения;
5) порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;
6) предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;
7) обязанности и действия работников при пожаре:
- правила вызова пожарной охраны;
- порядок аварийной остановки технологического оборудования;
- порядок отключения вентиляции и электрооборудования;
- правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики;
8) порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей.

В соответствии с п. 7 ППБ 01-03 все сотрудники организации должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа , а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров. Порядок проведения, периодичность и перечень вопросов инструктажей определен приказом МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 (с изменениями от 27.01.2009). Если в проверяемой организации какой-либо сотрудник не прошел противопожарный инструктаж, государственный пожарный инспектор отметит данное нарушение в акте.

В зданиях и сооружениях, где на этаже одновременно находятся более 10 человек, должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система оповещения людей о пожаре , соответствующая нормам пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утвержденным Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 N 323.

На объектах с массовым пребыванием людей (50 человек и более) дополнительно к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по безопасной и быстрой эвакуации, по которой как минимум раз в полгода следует проводить практические тренировки по эвакуации всех работников - учебные тревоги . При этом необходимо учитывать, что планы (схемы) эвакуации должны совпадать с планом здания (сооружения).

Кроме того, в каждом помещении на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны , чтобы при возникновении опасности любой сотрудник учреждения мог с ней связаться (п. 13 ППБ 01-03). Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания , за исключением дверей, открывание которых не нормируется документами по пожарной безопасности (п. 52 ППБ 01-03).

Согласно п. 33 ППБ 01-03 около оборудования, имеющего повышенную пожарную опасность, нужно вывешивать стандартные знаки безопасности .
Следующий момент, на котором контролеры заострят свое внимание, - обеспечение помещений организации огнетушителями и другими первичными средствами пожаротушения (п. 108 ППБ 01-03). Количество, типы и виды средств тушения пожара в зависимости от площади и видов помещений определены в приложении 3 к ППБ 01-03.

Перечень помещений и оборудования, которые должны быть оснащены автоматическими установками пожаротушения (АУП) и пожарной сигнализации (АУПС) , приведен в нормах пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315. Руководителям организаций не следует забывать о своевременном обслуживании и проверке таких установок . Они должны постоянно содержаться в рабочем состоянии (п. 34 ППБ 01-03).

Согласно п. 23 ППБ 01-03 дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой очищаться от снега и льда .

Полномочия лиц, осуществляющих пожарный надзор в Российской Федерации

Согласно ст. 6 Закона N 69-ФЗ государственный пожарный надзор в России осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора , находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Наряду с Законом N 69-ФЗ, нормативным актом, в соответствии с которым действуют органы пожарного надзора, является Постановление Правительства РФ от 21.12.2004 N 820 «О государственном пожарном надзоре» (далее - Постановление N 820), которым утверждено и введено в действие Положение «О государственном пожарном надзоре» (далее - Положение)

Например, в п. 9 Положения перечислены права государственных инспекторов городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору и государственных инспекторов закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору. Согласно положениям этого пункта они имеют право осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, а также должностными лицами и гражданами, проводить обследования и проверку территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (в том числе в нерабочее время), входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством РФ, в жилые и иные помещения при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара и (или) угрозу безопасности людей.

Кроме того, пожарные инспекторы вправе требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они относятся к предмету проверки, давать руководителям юридических лиц и должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

В отдельных случаях они могут приостанавливать на короткий срок (до рассмотрения дела судом в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях) деятельность филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатацию агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществление отдельных видов деятельности (работ), оказание услуг. Такая мера принимается ими, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы возникновения пожара и (или) угрозы жизни или здоровью людей и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно (п. 9 Положения).

В результате проведения контроля над пожарной безопасностью пожарные инспекторы вносят в соответствующие организации и представляют соответствующим должностным лицам в порядке, установленном Кодексом об административных правонарушения РФ (далее - КоАП РФ), представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений в области пожарной безопасности, а также составляют протоколы, рассматривают дела об административных правонарушениях и назначают в соответствии с законодательством РФ административные наказания.

Следует обратить внимание, что в целях регулирования отношений в области защиты прав юридических лиц при проведении государственного контроля (надзора) действуют положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон N 294-ФЗ). В частности, установлено ограничение прав должностных лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю . Так, согласно ст. 15 Закона N 294-ФЗ должностные лица органов пожарного надзора при проведении мероприятий по контролю не вправе:
- проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к их компетенции, осуществлять плановые проверки, если при их проведении не присутствуют должностные лица или работники проверяемых организаций либо их представители, распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ, превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю;
- требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если таковые не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки, требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами.

Виды, сроки и периодичность проведения проверок

Закон N 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля
(надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также устанавливает основные принципы проведения таких контрольных мероприятий .

В частности, органы пожарного контроля вправе проводить плановые, повторные и внеплановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, независимо от их формы собственности. Плановые проверки в отношении одной организации могут проводиться не чаще чем один раз в три года. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями, ежегодным планом, который доводится до сведения заинтересованных лиц посредством размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети Интернет либо иным доступным способом.

Кроме того, в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановой проверки, проекты ежегодных планов проведения плановых проверок должны быть направлены в органы прокуратуры, которые рассматривают их на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля в соответствии с ч.4 ст. 9 Закона N 294-ФЗ и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля о проведении совместных плановых проверок. Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования ею ежегодного сводного плана проведения плановых проверок, который также размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры.

Согласно ч.8 ст. 9 Закона N 294-ФЗ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Проверки могут проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно ст. 11 и 12 Закона N 294-ФЗ.

В соответствии со ст. 13 Закона N 294-ФЗ срок проведения проверок (документарных и выездных) не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях , связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органов пожарного надзора, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на 20 рабочих дней.

В соответствии со ст. 9 Закона N 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного пожарного надзора не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения. Контролирующий орган направляет копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо другим доступным способом.

О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного пожарного надзора не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Исключение составляют случаи, когда проводится внеплановая выездная проверка, основаниями которой являются:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям и окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям и окружающей среде, нарушение безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
В начале проверки проверяющие обязаны предъявить удостоверения и распоряжение о проверке, в котором должны быть указаны дата, сроки и вид проверки, перечислены инспекторы. Распоряжение должно быть выписано на предпринимателя или организацию. Контрольная проверка без распоряжения незаконна, детальный порядок организации проверок определен ст.14 Закона N 294-ФЗ.

Оформление результатов пожарных проверок

После проведения проверки должностным лицом (лицами) органа государственного пожарного надзора составляется акт установленной формы в двух экземплярах (ст. 16 Закона N 294-ФЗ).

В нем указывается следующая обязательная информация: дата, время и место составления акта, наименование проверяющего органа пожарного надзора, дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю, фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), его осуществлявшего, наименование проверяемой организации, должность его представителя, присутствовавшего при данном процессе, дата, время, продолжительность и место проведения.

Кроме того, в акте должны быть перечислены выявленные в ходе проведения контроля результаты, в том числе нарушения, их характер, лица, допустившие указанные нарушения.

При отказе в ознакомлении с актом проверки представителем организации, а также лицом, присутствовавшим при ее проведении, этот факт необходимо зафиксировать в данном в акте.

Акт подписывается должностным лицом, проводившим контроль.

К акту о проведении пожарной проверки прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.

Обратите внимание: согласно п. 8 ст. 16 Закона N 294-ФЗ юридические лица обязаны вести журнал учета проверок , который должен быть прошит, пронумерован и удостоверен. В нем должностным лицом органа государственного пожарного надзора производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании органа государственного надзора, дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете данного мероприятия, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего проверку, и его (их) подпись.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю, или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного пожарного надзора.

В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки учреждения нарушений в соблюдении обязательных требований противопожарной безопасности, должностные лица органа государственного пожарного надзора в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, обязаны:
- выдать предписание юридическому лицу об устранении нарушений с указанием сроков их устранения;
- принять меры по контролю за устранением нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших данные нарушения, к ответственности.

Декларация пожарной безопасности

С 1 мая 2009 года вступил в силу Закон N 123-ФЗ, в соответствии с которым, в целях повышения уровня пожарной безопасности объектов защиты, у руководителей юридических лиц появилась обязанность представить в МЧС России до 01.05.2010 декларацию пожарной безопасности , утвержденную Приказом МЧС РФ от 24.02.2009 N 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности» (далее - Приказ МЧС N 91), и выбирать в добровольном или обязательном порядке форму оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности технических регламентов, нормативных документов по пожарной безопасности или условиям договоров .

Под объектом защиты в названных нормативных актах подразумевается продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, строения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) и декларирование пожарной безопасности по сути своей являются мерами, позволяющими обеспечить общие требования пожарной безопасности, предъявляемые Законом N 123-ФЗ к объектам защиты.

В соответствии со ст. 144 Закона N 123-ФЗ декларация пожарной безопасности и независимая оценка пожарного риска являются формами оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности. Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности изложены в ст. 6 Закона N 123-ФЗ.

Правила оценки соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем оценки пожарного риска регламентированы постановлением Правительства РФ от 07.04.2009 N 304.

Рассмотрим отдельно вопросы, касающиеся обязательного представления декларации пожарной безопасности в органы МЧС России и независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности).

Декларация пожарной безопасности - это форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска.

Для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу Закона N 123-ФЗ, декларация пожарной безопасности представляется не позднее одного года после вступления в силу Технического регламента, т.е. до 01.05.2010 .

Для проектируемых объектов защиты декларация представляется до ввода их в эксплуатацию.
Составляют декларацию пожарной безопасности:
- застройщик либо лицо, осуществляющее подготовку проектной документации;
- собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному Законом N 123-ФЗ или договором, или орган управления многоквартирным домом.

Декларация пожарной безопасности составляется для следующих объектов защиты:

1) объектов капитального строительства, для которых законодательством РФ о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы, за исключением:
- жилых домов высотой не более трех этажей;
- отдельно стоящих объектов капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 кв.м., которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности; отдельно стоящих объектов капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 кв.м., которые предназначены для осуществления производственной деятельности;
2) зданий детских дошкольных образовательных учреждений;
3) специализированных домов престарелых и инвалидов;
4) больниц;
5) спальных корпусов образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений.

Декларация пожарной безопасности может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдельные входящие в его состав здания, сооружения, строения и помещения, к которым установлены требования пожарной безопасности.

В случае изменения требований пожарной безопасности, а также изменения содержащихся в ней сведений, декларация разрабатывается вновь или уточняется путем внесения в нее изменений, которые прилагаются к декларации, и регистрируется в порядке, установленном для регистрации декларации.

Ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации пожарной безопасности, несет лицо, составившее и подписавшее ее в соответствии с законодательством РФ.

Декларация составляется по установленной форме в двух экземплярах и подписывается лицом, ее составившим, после чего направляется в территориальный отдел (отделение, инспекцию) структурного подразделения территориального органа МЧС России непосредственно либо по почте. Должностные лица органа МЧС России проверяют соответствие заполнения поступившей декларации установленной форме в течение пяти рабочих дней и, в случае соответствия заполнения декларации установленным к ней требованиям, осуществляют ее регистрацию путем внесения необходимых сведений в перечень деклараций пожарной безопасности.

При несоответствии заполнения декларации установленным к ней требованиям должностные лица органа МЧС России возвращают декларацию декларанту с письменным указанием мотивированных причин отказа в ее регистрации.

Декларация пожарной безопасности состоит из трех разделов:
раздел I - Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты;
раздел II - Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара;
раздел III - Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых обеспечивается на объекте защиты.

Раздел I заполняется в случае, если проводился расчет пожарного риска. В разделе указываются расчетные значения уровня пожарного риска, а также комплекс выполняемых инженерно-технических и организационных мероприятий для обеспечения допустимого значения уровня пожарного риска.

Раздел II заполняется исходя из собственной оценки возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара, либо приводятся сведения из договоров страхования.

Раздел III заполняется на основании выполняемых требований федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности для конкретного объекта защиты.

К декларации прилагаются расчеты по оценке пожарного риска, самостоятельная оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара либо копия страхового полиса.

Самостоятельное заполнение собственником объекта защиты декларации пожарной безопасности определяет, какие требования противопожарной безопасности он будет выполнять без дополнительных согласований с какими-либо государственными органами .

Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) является так же, как и декларирование пожарной безопасности, формой оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности. Целью независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) является достижение приемлемого уровня безопасности объектов. При этом в сферу оценки состояния объектов наряду с органами государственного надзора включаются негосударственные организации и эксперты по оценке рисков.

Если на объекте защиты проведен аудит пожарной безопасности, то контроль со стороны государства в виде проверок пожарным инспектором уже не планируется.
В отличие от декларирования пожарной безопасности эта форма оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности является добровольной или обязательной в порядке, установленном законодательством РФ.

Порядок оценки пожарного риска установлен:
- Федеральным законом от 04.07.2009 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
- постановлением Правительства РФ от 07.04.2009 N 304 «Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем оценки пожарного риска»;
- приказом МЧС России от 10.07.2009 N 404 «Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах»;
- приказом МЧС России от 30.06.2009 N 382 «Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной безопасности».

Аудит пожарной безопасности проводится на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты и экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска, и включает в себя:

Анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты;
- обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения наличия условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;
- в случаях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, - проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз, а в случаях, установленных Законом N 123-ФЗ, - расчетов по оценке пожарного риска;
- подготовку вывода о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения - разработку мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.

Подтверждением проведения аудита пожарной безопасности является заключение о независимой оценке пожарного риска, которое вручается собственнику или иному законному владельцу объекта защиты. Оно подписывается должностными лицами экспертной организации, проводившими независимую оценку пожарного риска, утверждается руководителем экспертной организации и скрепляется печатью экспертной организации.

В течение пяти рабочих дней после утверждения заключения экспертная организация направляет копию заключения в структурное подразделение территориального органа МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, или в территориальный отдел (отделение, инспекцию) этого структурного подразделения.

Ответственность за нарушения противопожарной безопасности

Прежде чем начать разговор об ответственности в области пожарной безопасности, следует определить, на кого она распространятся.

Так, на основании ст. 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушения требований пожарной безопасности может возлагаться на собственников имущества, на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе на руководителей организаций, на лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности, а также на должностных лиц в пределах их компетенции.

За нарушения правил пожарной безопасности должностные лица подвергаются дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Административная ответственность

Административная ответственность может реализоваться как правами надзорных органов, так и в судебном порядке в соответствии со статьями КоАП РФ.

Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей, на должностных лиц - от 1 000 до 2 000 рублей, на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рублей, на должностных лиц - от 2 000 до 3 000 рублей, на юридических лиц - от 20 000 до 30 000 рублей (п. 1, 2 ст. 20.4 КоАП РФ).

Нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 500 до 2 000 рублей, на должностных лиц - от 3 000 до 4 000 рублей, на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 рублей (п. 3 ст. 20.4 КоАП РФ).

В соответствии с п. 6 ст. 20.4 КоАП РФ несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленным для пожарных машин и техники, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей, на должностных лиц - от 500 до 1 000 рублей, на юридических лиц - от 5 000 до 10 000 рублей.

Последствия проведенной пожарными инспекторами проверки напрямую зависят от ее результатов (выявленных нарушений).

Так, например, если в ходе проверки проверяющие выявили мелкие нарушения ППБ, то они могут не привлекать организацию или индивидуального предпринимателя к ответственности, а ограничиться лишь предупреждениями и рекомендациями по устранению данных нарушений. Например, запасные выходы из здания заставлены коробками, в таком случае контролеры могут в предписании потребовать убрать коробки, и на этом все закончится. Однако если по результатам повторной внеплановой проверки контролеры обнаружат, что их требования не исполнены, то, скорее всего, штрафных санкций не миновать

За неисполнение предписаний инспекторов предусмотрен штраф (п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ) для граждан в размере от 300 до 500 рубей, для должностных лиц - от 1 000 до 2 000 рублей, для юридических лиц - от 10 000 до 20 000 рублей. А также для должностных лиц КоАП РФ установлена дисквалификация на срок до трех лет.

Обратите внимание: если проверяющие составили акт проверки и протокол об административном правонарушении в один день, то протокол можно признать незаконным в судебном порядке, благо практика, подтверждающая это, имеется. Так, в Постановлении ФАС СКО от 27.09.2006 N Ф08-4766/2006-2045А судьи не поддержали пожарных инспекторов, указав, что составление протокола об административном правонарушении и вынесение постановления о привлечении к административной ответственности в один день лишили фирму возможности надлежащим образом ознакомиться с материалами проверки, квалифицированно возражать и давать объяснения по существу вменяемого ей правонарушения.

Другими словами, в данном случае организация была лишена предоставленных КоАП РФ гарантий защиты своих прав.
Также следует учитывать, что согласно п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При этом истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (пп. 6 п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Уголовная ответственность

За нарушение правил пожарной безопасности, которое по неосторожности повлекло тяжкий вред здоровью человека, виновное лицо несет ответственность: минимальную - штраф до 80 000 рублей, максимальную - до трех лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности (п. 1 ст. 219 УК РФ). Если же нарушения данных правил повлекли по неосторожности смерть человека или двух и более людей, то виновник может лишиться свободы на срок до пяти или семи лет соответственно (п. 2, 3 ст. 219 УК РФ).

В заключение хотелось бы сказать: для того, чтобы исключить неприятную необходимость уплаты штрафа, а тем более для того, чтобы избежать более серьезных последствий допущенных нарушений пожарной безопасности, необходимо не так уж и много условий. Главное - это досконально изучить и строго выполнять требования, закрепленные в действующих правилах пожарной безопасности, соблюдать необходимые нормы пожарной безопасности. Надеемся, что настоящая статья внесла свою посильную лепту в освещение этого вопроса и послужила простым и наглядным материалом в выработке позиции.

Полезно также помнить, что пожарная инспекция, как и любой другой контролирующий орган, занимается не только проверками и наложением взысканий, но и может оказать ценную консультационную помощь в правильной организации пожарной безопасности вашего предприятия.

Законодатели сочли необходимым устранить ряд правовых пробелов в области обеспечения пожарной безопасности. С этой целью они приняли Федеральный закон от 28.05.2017 № 100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Меры, предусмотренные этим законом, в значительной степени касаются изменения полномочий государственных и негосударственных органов в данной сфере. В то же время ряд изменений непосредственно относится к хозяйствующим субъектам в части проведения проверок соблюдения ими пожарной безопасности и наказаний за ее несоблюдение.

Что проверяет МЧС?

Так, в ч. 2 ст. 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» до сих пор было указано, что предметом проверки в области пожарного надзора является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности, на на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности.

Теперь дополнительно к этому предметом проверки стало соответствие пожарно-технической продукции требованиям Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Очевидно, речь идет о требованиях, перечисленных в разд. V и VI данного закона.

Впрочем, за нарушение норм этого закона органы контроля и ранее выносили предписания (см., например, Постановление АС ВВО от 06.06.2016 № Ф01-1968/2016 по делу № А82-12662/2015, ФАС ПО от 30.07.2014 по делу № А12-26929/2013, ФАС СЗО от 05.06.2014 № Ф07-3211/2014 по делу № А56-38196/2013, АС ЦО от 11.04.2017 № Ф10-947/2017 по делу № А09-8744/2016), но теперь обращение к названному закону при проверках пожарной безопасности полностью узаконено.

Кроме того, проверки будут производиться теперь не на объектах защиты вообще, а в зданиях, сооружениях, на транспортных средствах, технологических территориях или используемых (эксплуатируемых) организациями и гражданами в процессе осуществления своей деятельности.

В Федеральном законе № 69-ФЗ так и не разъяснено понятие «объект защиты», но оно есть в ч. 15 ст. 2 Федерального закона № 123-ФЗ. Объект защиты – продукция, в том числе имущество граждан или государственное или (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

Получается, что теперь пожарной проверке могут подвергнуться объекты, используемые (эксплуатируемые) организациями и гражданами в процессе осуществления своей деятельности независимо об обязательности установления для этих объектов требований пожарной безопасности. Важен лишь факт использования этих объектов, причем из новой нормы закона неясно, идет речь об использовании на момент проверки или об использовании в прошлых либо будущих периодах.

Обращает на себя внимание также появившаяся возможность проверки отдельных земельных участков, которые используются в деятельности граждан или юридических лиц.

Новые сроки для проведения плановых проверок

Исходя из ч. 4 ст. 6.1 Федерального закона № 69-ФЗ до сих пор основанием для включения плановой проверки лица в ежегодный план проведения плановых проверок являлось истечение:

1) трех лет со дня:

    окончания проведения последней плановой проверки;

2) одного года и более со дня окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты, используемого (эксплуатируемого) организацией, осуществляющей деятельность в отдельных сферах деятельности.

Но теперь, как и в отношении некоторых других направлений госконтроля, периодичность проведения плановых проверок устанавливается Правительством РФ в Положении о федеральном государственном пожарном надзоре (далее – Положение) в зависимости от присвоенной объекту защиты, территории или земельному участку определенной категории риска.

Для отдельных сфер деятельности в отношении любого государственного или муниципального контроля, в том числе в части пожарной безопасности, такая периодичность устанавливается, как и ранее, в соответствии с ч. 9 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О юридических лиц и при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Имеются в виду здравоохранение, образование, социальная сфера, теплоснабжение, электроэнергетика, и повышение

В настоящее время действует перечень таких видов деятельности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944. В отношении указанных в нем видов деятельности в части пожарной безопасности проверки проводятся:

Наименование вида деятельности

Периодичность проведения плановой проверки

Оказание амбулаторно-поликлинической помощи

Не чаще одного раза в 2 года

Оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи

Дошкольное и начальное общее образование

Не чаще одного раза в год

Основное общее и среднее (полное) общее образование

Деятельность детских лагерей на время каникул

Один раз перед началом каникул

Предоставление социальных услуг с обеспечением проживания

Не чаще одного раза в год

Что касается других видов деятельности, в отношении которых при проведении пожарных проверок теперь применяется риск-ориентированный подход, то хозяйствующим субъектам следует обращаться к п. 20 – 29 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре.

Читайте также

  • Соблюдение трудового законодательства: проверки упорядочиваются

Используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями производственные объекты, являющиеся объектами защиты, подлежат отнесению к одной из категорий риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности (далее – Правила).

Главные государственные инспекторы по пожарному надзору (их заместители) относят объекты защиты к категориям риска в соответствии с критериями, указанными в приложении к Положению. В зависимости от установленной ими категории риска периодичность проверок составляет:

И основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок теперь будет являться истечение в году проведения проверки установленного для соответствующей категории риска периода времени с даты:

    ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности;

    окончания проведения последней плановой проверки.

В отношении объектов защиты, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся. К такой категории объект относится, если решение в отношении него не принималось. Кроме того, государственный инспектор может изменить категорию объекта защиты, если тот стал соответствовать иным критериям, указанным в приложении к Положению, собственник (правообладатель) объекта защиты вправе подать заявление об этом.

Также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель могут подать запрос о предоставлении им информации о присвоенной используемым ими объектам защиты категории риска, а также сведений, использованных при отнесении таких объектов к определенной категории риска.

На МЧС России размещается и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация об объектах, отнесенных к категориям высокого и значительного рисков, содержащаяся в перечнях объектов защиты:

Сведения об объектах высокого и значительного риска:

в – http://82.mchs.gov.ru/document/4583489;

– в – http://92.mchs.gov.ru/dejatelnost/Nadzornaya_deyatelnost_i_profilaktichesk/Perechen_obektov_zashhity_na_territorii.

Ежегодные планы проведения плановых проверок:

по Республике Крым – http://82.mchs.gov.ru/Deyatelnost/Napravlenija_dejatelnosti/Plani_provedenija_proverok_i_ih_rezultat;

– по Севастополю – http://92.mchs.gov.ru/dejatelnost/Nadzornaya_deyatelnost_i_profilaktichesk/Plani_provedenija_proverok_i_ih_rezultat.

О внеплановой проверке

Напомним также, что может быть проведена и внеплановая проверка пожарной безопасности. В соответствии с ч. 5 ст. 6.1 Федерального закона № 69-ФЗ для этого должны иметь место следующие основания:

    истечение срока исполнения организацией или гражданином выданного органом государственного пожарного надзора предписания об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности;

    наличие решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;

    поступление в орган государственного пожарного надзора сведений от организаций или граждан, владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты, о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной опасности;

    поступление в орган государственного пожарного надзора обращений и заявлений разных лиц, информации от должностного лица органа пожарного надзора, из СМИ о фактах нарушений требований пожарной безопасности в определенных ситуациях (теперь также – о несоответствии объекта защиты, территории или земельного участка, пожарно-технической продукции требованиям Федерального закона № 123-ФЗ);

    наличие приказа (распоряжения) (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Обратите внимание: получается, что теперь одним из оснований для внеплановой проверки органом пожарного надзора может оказаться поступление некой информации от должностного лица этого же органа. Причем при наличии такого основания внеплановая выездная проверка может быть проведена незамедлительно, то есть без предварительного уведомления организации или гражданина и с извещением органа прокуратуры в течение 24 часов с начала проверки, а не заранее (ч. 12 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ).

Согласно изменениям, внесенным в ст. 25 Федерального закона № 69-ФЗ, организовать обучение мерам пожарной безопасности организации теперь обязаны не только в отношении работников, но и вообще лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях.

Большие штрафы от МЧС

Хозяйствующим субъектам необходимо уделять особое внимание обеспечению противопожарной безопасности и готовиться к проведению проверок в этой сфере. Федеральным законом № 100-ФЗ уточнены размеры наказаний за нарушения в этой области (ст. 20.4 КоАП РФ), теперь они таковы:

Нарушение

Граждане

Должностные лица

Юридические лица

Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32* и 11.16** и ч. 6, 6.1 и ст. 20.4 КоАП РФ (ч. 1)

Предупреждение или штраф в размере от 2 000 до 3 000 руб.

Штраф в размере от 6 000 до 15 000 руб.

Штраф в размере от 20 000 до 30 000 руб.

Штраф в размере от 150 000 до 200 000 руб.

Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима (ч. 2)

Штраф в размере от 2 000 до 4 000 руб.

Штраф в размере от 15 000 до 30 000 руб.

Штраф в размере от 30 000 до 40 000 руб.

Штраф в размере от 200 000 до 400 000 руб.

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека (ч. 6)

Штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб.

Штраф в размере от 350 000 до 400 000 руб.

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека (ч. 6.1)

Штраф в размере от 600 000 до 1 000 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно (ч. 7)

Штраф в размере от 15 000 до 20 000 руб.

* Нарушение правил противопожарной безопасности в лесах.

** Нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте.

Если в отношении хозяйствующего субъекта уже было вынесено предписание органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, но оно оказалось не выполнено, то в соответствии с ч. 12 – 14 ст. 19.4 КоАП РФ нарушитель будет наказан так:

Нарушение

Граждане

Должностные лица

Индивидуальные предприниматели

Юридические лица

В общем случае

Штраф в размере от 1 500 до 2 000 руб.

Штраф в размере от 3 000 до 4 000 руб.

Штраф в размере от 70 000 до 80 000 руб.

На объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания

Штраф в размере от 2 000 до 3 000 руб.

Штраф в размере от 5 000 до 6 000 руб. или дисквалификация на срок до 3 лет

Штраф в размере от 90 000 до 100 000 руб.

Повторное невыполнение

Штраф в размере от 4 000 до 5 000 руб.

Штраф в размере от 15 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок до 3 лет

Штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Штраф в размере от 150 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

должностные лица



Просмотров