Как надо увольняться с полиции. Порядок увольнения сотрудников овд рф. Как писать рапорт на увольнение в мвд по смешанному стажу

Неудовлетворительное состояние организма является основанием для перевода сотрудника на должность с меньшим объемом работы, а при отсутствии таковой – прекращения службы в органах внутренних дел. Уровень нетрудоспособности определяет военно-врачебная комиссия (ВВК), она устанавливает ограниченную или полную непригодность к службе в ОВД. Порядок увольнения из МВД по состоянию здоровья, а также размер выплат и пособий в 2019 году строго определен специальными законами.

Лица ввиду увольнения из МВД по состоянию здоровья и пособия получают за счет средств муниципального бюджета. Главным условиям для государственной поддержки является причинно-следственная связь между осуществлением служебных обязанностей и заболеванием. Другими словами, если работник полиции получил тяжелое увечье «у себя дома» ввиду чего и был уволен, то никаких денег от государства ему не полагается.

Законодательное регулирование вопроса

Увольнение с погашением компенсации регулируется общими нормами трудового законодательства. Однако имеет специфические особенности и дополнительные источники регулирования:

Дополнительное нормативное обеспечение происходит на региональных уровнях с помощью местных законодательных актов. Таким же образом регулируются вопросы о том, какие выплаты положены сотруднику полиции при увольнении по состоянию здоровья.

Перечень заболеваний

При обнаружении признаков болезни, препятствующей дальнейшей службе в ОВД, сам сотрудник вправе инициировать собственное увольнение. Оно допускается лишь при письменном заключении ВВК при отсутствии возможности получить «более легкую» работу на прежнем месте.

Существует несколько перечней заболеваний, подразумевающих разную степень нетрудоспособности и ограниченную пригодность к службе. В этой статье мы рассмотрим только те, которые влекут полную служебную непригодность и увольнение. К таковым относят:

  • патологии дыхания;
  • официально подтвержденный положительный ВИЧ-статус;
  • нервно-психические расстройства;
  • заболевания сердца и сосудов;
  • стойкие, прогрессирующие нарушения зрения;
  • наличие раковых опухолей;
  • хронические патологии мочеполовой системы;
  • неизлечимые дефекты костной ткани, возникшие в результате травм;
  • БППП;
  • туберкулез;
  • глухота.

Отдельным пунктом мы обозначим увечья, полученные в связи с осуществлением служебных обязанностей, а также заболевания, ставшие следствием этих увечий. За них, кроме базовых выплат, уволенный сотрудник получает дополнительные компенсации от государства.

Этот список является исчерпывающим. Других заболеваний, полностью лишающих гражданина возможности проходить дальнейшую службу, законодатель не предусмотрел.

Категория пригодности по ряду некоторых болезней зависит от степени их проявления. В случае, если симптомы характеризуются легкой или средней тяжестью, ВВК может признать сотрудника ограниченно пригодным к прохождению службы. При возникновении таких недугов, как туберкулез и рак, за заболевшим в течение 12 месяцев сохраняется его рабочее место.

Что касается непосредственного содержания медицинского заключения, то в нем указаны следующие сведения:

  • ФИО, год рождения, должность и специальное звание обследуемого;
  • дата поступления на службу;
  • дата освидетельствования;
  • диагноз;
  • причинно-следственная связь между диагнозом и исполнением функциональных обязанностей, если таковая имеется;
  • степень пригодности к службе по конкретной специальности;
  • подпись председателя комиссии и секретаря.

Увольнение по состоянию здоровья

На получение года рапорт на увольнение писать не обязательно. Поскольку трудовые отношения расторгаются на основании заключения ВВК, никаких других документов для этого не требуется.

Привилегии военнослужащему

При увольнении ввиду общих заболеваний, которые не являются следствием исполнения служебного долга, сотрудник МВД получает:

  • зарплату за последний месяц;
  • компенсацию неиспользованного отпуска;
  • денежные премии, если таковые были начислены, но не выплачены;
  • единовременное пособие в связи с выслугой (если на момент увольнения сотрудник прослужил в органах МВД 20 и более лет, ему выплачивается 7 окладов, а при выслуге менее 20 лет – 2 должностных оклада).

Если вред здоровью получен в результате «служебной травмы», что доказано заключением ВВК, то помимо указанных ассигнований, пострадавшему положены:

  • единовременная компенсация в размере 2 млн. рублей;
  • ежемесячные в случае наступления инвалидности.

Дотация сохраняется в течение 1 года с даты увольнения и увеличивается аналогично регулярному повышению заработной платы работающих коллег.

В обоих случаях сотруднику МВД при увольнении по состоянию здоровья полагаются страховые . Поскольку здоровье и жизнь полицейского подлежат обязательному гос.страхованию за счет бюджетных средств.

Увольнение по ограниченному состоянию здоровья из полиции выплат в пользу уволенного не предполагает.

Льготы при увольнении

Помимо уже названных компенсаций, офицерам, получившим вред здоровью в связи с исполнением служебных обязанностей, полагаются следующие льготы:

  • единовременные выплаты при увольнении из МВД по состоянию здоровья в размере 1,5 млн. рублей по получении первой группы инвалидности, 1 млн. рублей – для второй группы, 500 тысяч рублей – для инвалидов третьей группы;
  • право на занятие вакантной должности в государственных органах, при условии, что она соответствует специальности и квалификации бывшего сотрудника;
  • детям уволенных военнослужащих без очереди предоставляется квота в дошкольном воспитательном учреждении по месту его регистрации.

Никаких специальных льгот для сотрудников, получивших увечье при исполнении служебных обязанностей, а также уволенных в связи с общим заболеванием, не существует.

Процедура увольнения по состоянию здоровья

«Силовики» и военнослужащие проходят ежегодную диспансеризацию. По ее окончании уполномоченная комиссия выносит соответствующие заключения. Помимо планового обследования, ВВК назначается индивидуально после прохождения амбулаторного или стационарного лечения.

В заключении комиссии могут содержаться три окончательные формулировки, от которых зависит профессиональная пригодность и возможность получения компенсаций:

  • ущерб здоровью причинен радиационным излучением;
  • общее заболевание;
  • заболевание, возникшее в результате военной травмы.

После чего заключение направляется в отдел кадров того подразделения, где служит обследуемый. «Кадровики» обязаны уточнить его стаж и определить полагающиеся льготы и компенсации.

Следом оформляется письменное извещение о том, что сотрудник подлежит увольнению в связи с отрицательным заключением ВВК, и вручается ему под роспись. Документ составляется на бланке установленного образца. Его обязательно подписывает руководитель подразделения и начальник кадровой службы. Отказ сотрудника от получения извещения или подписи фиксируется соответствующим актом. При этом сотрудник считается надлежаще уведомленным предстоящем увольнении.

При невозможности лично вручить, оно направляется ему почтой по месту проживания или туда, где он находится в данный момент. Перед этим работники отдела кадров составляют акт, в котором отражаются причины почтовой пересылки документа.

Если сотрудник хочет уволиться из МВД, из ФСИН, то пишется не обычное заявление на увольнение, а рапорт на увольнение по собственному желанию. Образец из МВД по собственному желанию имеет несколько иную форму оформления и необходимо знать, как правильно его составить, чтобы не нарушить правила законодательства.

Ведь любой человек, не зависимо от места его работы, имеет право уволиться. Иногда это конечно может зависеть от условий контракта. В таком случае трудовой договор, если он расторгается раньше срока, может предполагать различные неустойки на невыполнение условий и предварительный уход с работы.

Практика показывает, что увольняться из МВД по собственному желанию, если человек работает по контракту, весьма проблематично. Служба может быть прекращена лишь в некоторых, конкретно оговоренных в законодательстве. Закон «О воинской обязанности и военной службе» (статья 51) четко определяет эти причины и основания:

  • истечение срока военной службы. При этом рапорт на увольнение по окончанию контракта в любом случае писать нужно! Это явный пример отличия от обычного трудового законодательства. В обычных случаях, если составлен срочный контракт, то по окончанию его срока действия он автоматически расторгается и трудовые отношения между сотрудником и работодателем прекращаются. Для МВД же все равно обязателен рапорт об увольнении;
  • по выслуге лет. Если увольняемый наработал необходимые стаж для выхода на военную пенсию или достиг определенного возраста, после которого он не имеет права работать на такой должности. Стандартно для обычных должностей предельный возраст для мужчин – 65 лет;
  • состояние здоровья. Для этого нужно официальное заключение медицинского учреждения, подтверждающее то, что сотрудник не годен к военной службе;
  • в связи с лишением воинского звания (это возможно из-за вступления в силу приговора суда в отношении военнослужащего, утраты доверия высшего руководства и т.д.);
  • увольнение по несоблюдению условий контракта. В данном случае несоблюдение условий возможно как со стороны военнослужащего, так и со стороны командования. Явный пример несоблюдения правил военнослужащим: нарушен внутренний распорядок либо имел место выезд сотрудника за пределы РФ без разрешения командира. В любом случае это должны быть или весьма серьезные нарушения или систематические (не менее 2 раз, но при этом дважды наказание за один и тот же проступок не учитывается). Нарушение условий контракта возможно и со стороны командования. Наиболее частая ситуация – отсутствие выплат положенных надбавок и премий (которые предусмотрены контрактом). Но прежде чем написать рапорт на увольнение сотрудник должен попытаться урегулировать эту ситуацию, в письменной форме изложить претензии и свой вариант решения ситуации. Если это не дало результатов, то тогда он имеет право подать рапорт на увольнение.

В некоторых случаях может быть достигнуто соглашение с руководством, если у сотрудника имеются какие-либо другие уважительные обстоятельства (к примеру, личного характера), из-за которых он не может больше работать на этом месте. Каждое такое дело рассматривается индивидуально.

Но надо понимать, что даже если рапорт на увольнение будет подписан, то все равно военнослужащие увольняются в запас. Уволить без этой оговорки могут только в том случае, если сотрудник уходит с работы по состоянию здоровья.

Веские причины

В 2015 было четко выделено основные причины, которые являются существенными основаниями для ухода сотрудника с военной службы:

  • сотрудница МВД беременна;
  • сотрудник не может на заработную плату обеспечить свою семью (в таком случае учитывается его официальный доход и прожиточный минимум на всех членов его семьи);
  • у служащего маленький ребенок, а второй родитель по каким-либо причинам не может или не хочет следить за ребенком;
  • необходим уход за больным родственником;
  • у военнослужащего есть высшее образование, которое он не может применить на службе.

Отдельно принято выделять состояние здоровья сотрудника. В таком случае он не просто может не хотеть работать – он не имеет право. Если в силу своего состояния здоровья человек не может далее выполнять свои обязанности, то ему обязаны предложить альтернативную должность. Когда таковой возможности нет – работодатель вынужден в любом случае уволить такого работника.

К заболеваниям, которые являются вескими основаниями для увольнения, относят: туберкулез, рак, СПИД, лепру, сифилис, некоторые доброкачественные опухоли, болезни крови, сердечнососудистой системы, опорно-двигательного аппарата, психические расстройства.

Особенности оформления документа

Легко можно найти рапорт на увольнение из МВД по собственному желанию образец 2016. По сути документ особо ничем не отличается от обычного заявления на увольнение, но есть определенные производственные нюансы как правильно написать этот документ:

Пошаговая инструкция

Итак, если полицейский, работник МВД или ФСИН по собственному желанию хочет уволиться, то никаких особых проблем не возникает. Но это лишь при условии, что человек достиг определенного возраста либо работал не по контракту. Если же срок действия контракта истек он также вполне спокойно может просто уйти со службы по своему желанию. Но вот если контракт решено расторгнуть досрочно, то тогда процедура увольнения будет несколько отличаться. Она предполагает следующие шаги:

  1. Заполнить образец рапорта на увольнение из полиции или с любой другой военной службы.
  2. Подать рапорт руководству и собрать все необходимые документы, подтверждающие причину ухода с работы.
  3. Получить письменное согласие своего командира, одобрение рапорта.
  4. Дождаться решения экспертной комиссии и получить все документы, которые должны быть выданы при увольнении.

По законодательству максимальный срок рассмотрения документа – не более 14 дней. Как показывает практика, чаще всего такие заявления рассматриваются в течении недели.

Но надо понимать, что рапорт на увольнение из полиции по собственному желанию и других органов внутренних дел пишется заранее. Если по Трудовому Кодексу – за 2 недели следует уведомить работодателя, то в данном случае уведомить нужно за месяц. Если по какой-либо причине руководство отказывается официально принимать этот документ к рассмотрению, то можно просто заполнить образец рапорта на увольнение из МВД по собственному желанию и отправить его заказным письмом с уведомлением у вручении. В таком случае руководство в любом случае должно будет рассмотреть заявление.

То есть, сотрудник подает рапорт за месяц до предполагаемой даты увольнения, в течении 14 дней комиссия должна его рассмотреть. После вынесения даже положительного решения сотрудник все равно должен будет отработать еще оставшееся время до окончания установленного месяца.

Кстати, контракты, как правило, заключают на срок 10 лет и при желании его продления сотруднику необходимо подать соответствующие документы за полгода до предполагаемого окончания срока действия трудового соглашения.

1. Прекращение или расторжение контракта с сотрудником органов внутренних дел, увольнение его со службы в органах внутренних дел и исключение из реестра сотрудников органов внутренних дел осуществляются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем.

2. Порядок представления сотрудников органов внутренних дел к увольнению со службы в органах внутренних дел и порядок оформления документов, связанных с прекращением или расторжением контракта, увольнением со службы и исключением из реестра сотрудников органов внутренних дел, определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

3. Сотрудник органов внутренних дел, замещающий должность высшего начальствующего состава, увольняется со службы в органах внутренних дел приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел после освобождения от должности указом Президента Российской Федерации.

4. Сотрудник органов внутренних дел, имеющий специальное звание полковника полиции, полковника внутренней службы или полковника юстиции, увольняется со службы в органах внутренних дел приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. При этом дата увольнения сотрудника устанавливается приказом уполномоченного руководителя с учетом положений части 12 настоящей статьи.

5. На сотрудника органов внутренних дел, увольняемого со службы в органах внутренних дел, оформляется представление, содержащее сведения об основании увольнения, о стаже службы (выслуге лет) в органах внутренних дел, возрасте, состоянии здоровья сотрудника, наличии у него прав на получение социальных гарантий в зависимости от основания увольнения, а также иные сведения, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

6. В случае гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел, признания его в установленном порядке безвестно отсутствующим и (или) объявления умершим кадровым подразделением федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел оформляется заключение, содержащее сведения о членах семьи сотрудника и об иных лицах, имеющих право на получение социальных гарантий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Сотрудник органов внутренних дел, увольняемый со службы в органах внутренних дел, обязан сдать закрепленное за ним оружие, иное имущество и документы в соответствующее подразделение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, а служебное удостоверение и жетон с личным номером в соответствующее кадровое подразделение.

8. В последний день службы сотрудника органов внутренних дел уполномоченный руководитель или по его поручению иное должностное лицо обязаны выдать этому сотруднику трудовую книжку и осуществить с ним окончательный расчет.

9. Если в последний день службы в органах внутренних дел сотрудником органов внутренних дел не получена на руки трудовая книжка по причинам, не зависящим от действий уполномоченного руководителя, сотруднику направляется уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на ее отправление по почте. Со дня направления указанного уведомления уполномоченный руководитель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки.

10. По письменному обращению гражданина, не получившего трудовой книжки после увольнения со службы в органах внутренних дел, уполномоченный руководитель обязан выдать ее либо отправить заказным письмом с уведомлением о вручении лично адресату и описью вложения в течение трех рабочих дней со дня обращения гражданина.

11. Гражданин, уволенный со службы в органах внутренних дел, должен быть исключен из реестра сотрудников органов внутренних дел не позднее чем через один месяц со дня издания приказа об увольнении.

12. Увольнение со службы в органах внутренних дел сотрудника органов внутренних дел в период его временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске или в командировке не допускается, за исключением увольнения в соответствии с

Служба в полиции накладывает на человека определенные обязательства не только в процессе выполнения своих должностных обязанностей. Соответствовать занимаемой должности сотрудник органов должен в любое время дня и ночи. В свою очередь, основания и процедура увольнения полицейского имеют значительные отличия от .

Расчет и увольнение сотрудника полиции может быть осуществлено на следующих основаниях:

  • наличие собственного желания (пишется рапорт на увольнение);
  • по наступлению , установленного законодательством;
  • если соискатель вакансии полицейского заранее предоставил ложные данные о себе (образование, предыдущая должность, опыт работы и т.п.), что впоследствии было выяснено;
  • повторное дисциплинарное взыскание, полученное при наличии уже имеющегося проступка, зафиксированного письменно и еще не снятого руководством;
  • , достаточных для выхода сотрудника полиции на пенсию;
  • в соответствии с окончанием срока заключенного контракта;
  • если пункты трудового договора были нарушены одной из сторон;
  • отправка полицейского на службу (альтернативная/военная);
  • увольнение в связи с реорганизацией организации работодателя (сокращение штатов);
  • в связи с ликвидацией организации работодателя (сокращение штатов);
  • вынесено обвинение в судебном порядке и оно вступило в законную силу;
  • ухудшение здоровья, в соответствии с чем, продолжать работу в органах внутренних дел человек больше не сможет (наличие медицинского заключения обязательно);
  • ухудшение здоровья, в соответствии с чем, выполнение должностных обязанностей в полном объеме невозможно и также невозможен перевод на другую должность (наличие заключения медицинской комиссии обязательно);
  • установление несоответствия человека занимаемой должности по результатам проведенной аттестации;
  • грубое нарушение трудового распорядка/дисциплины;
  • несоответствие человека требованиям, предъявляемым к службе в органах внутренних дел (оцениваются личные и служебные качества сотрудника);
  • утрачено доверие к сотруднику, полицейский совершил проступок, порочащий честь служащего в МВД.

В каждом случае последствия увольнения будут отличаться. В любой ситуации, увольнение сотрудника полиции значительно отличается от с простым работником.

Совершение проступка, порочащего честь

Служба в органах внутренних дел предполагает охрану безопасности граждан и соблюдение/охрану норм законодательства. Современные законы не дают четкого понятия «чести и достоинству» сотрудника полиции. Под честью понимают личностные качества человека в нерабочее время и его поведение в процессе исполнения должностных обязанностей. Понятие чести еще можно раскрыть как отношение общества к личности, то есть, то, как окружающие видят и оценивают человека. В свою очередь, достоинство – это восприятие человеком самого себя. Утрата чести чаще всего сопровождается (или даже можно сказать, инициируется) потерей достоинства.

Если обратиться к Федеральному закону №342, принятому 30 ноября 2011 года (а точнее, к статье 113 вышеуказанного закона), можно ознакомиться с одним из основных требований к поведению полицейского на службе и вне ее пределов. Сотрудник ОВД/МВД обязан вести себя достойно, не пороча чести своей личной и органов внутренних дел в комплексе.

Недопустимо принятие решений и совершение поступков в целях получения личной выгоды. Каждый поступок должен сопровождаться объективным и справедливым осмыслением.

Совершение поступков, порочащих честь/достоинство сотрудника правоохранительных органов, приведет к неминуемому результату – увольнение по отрицательным мотивам. Все тот же 342 ФЗ, регулирующий службу сотрудников ОВД (ст. 82, ч. 3, п. 9), говорит нам о том, что в случае совершения порочащих честь и достоинство поступков неминуемо. Возможно одновременное применение административного наказания и дисциплинарной ответственности. Например, пойманный за рулем сотрудник полиции в нетрезвом виде, не просто повел себя отрицательно, что недопустимо для стражей правопорядка, но и нарушил нормы КоАП и ПДД.

Утрата доверия

Федеральное законодательство в области служебных взаимоотношений сотрудников правоохранительных органов не дает четкого понятия «утрата доверия». Более-менее «проливает свет» на данный аспект статья 82 часть 4 Закона о службе. Утрата доверия к сотруднику полиции происходит в следующих случаях:

  • если сотрудник в сложившейся ситуации имеет свою выгоду, и при этом никаких мер с его стороны по погашению данного конфликта интересов предпринято не было;
  • если близкие родственники полицейского (жена, дети, не достигшие восемнадцатилетия) или сам сотрудник внутренних органов нарушил законодательные нормы в отношении вложения/хранения денежных средств на счетах зарубежных банков;
  • если начальник знал, (мог знать) о наличии личной заинтересованности своего подчиненного и никаких действий, направленных на разрешение сложившейся ситуации не предпринял;
  • если полицеский указал в декларации о доходах ложную или неполную информацию (в том числе о доходах супруга/супруги и детей, не достигших восемнадцатилетия);
  • если полицейский занимается коммерческой деятельностью (а именно управлением организацией) с целью получения дохода/извлечения выгоды в обход принятого законодательства;
  • если сотрудник совмещает службу в полиции и предпринимательство;
  • если сотрудник ОВД является членом органов управления зарубежных организаций, занимающихся некоммерческой деятельностью на территории нашей страны.

Уволить на данном основании полицейского можно лишь при наличии умысла (то есть поступок был совершен целенаправленно) и при наличии судебного решения/результатов служебной проверки/расследования. После того как человеку придется «уволиться» по столь нелицеприятной причине, сведения о факте увольнения и совершенном проступке будут внесены в специальный реестр.

Полицейский может быть уволен на основании допущения дисциплинарного нарушения.

Порядок трудового поведения для действующих сотрудников полиции определяется не одним нормативно-правовым документом:

  • федеральные нормы;
  • инструкции, соответствующие должности полицейского;
  • устава служащих в ОВД;
  • правила внутреннего распорядка, принятые в подразделении, где работает «виновный» (и вышестоящих управлений в целом);
  • запреты, установленные для полицейских в целом и для конкретной должности в индивидуальном порядке (в зависимости от определенных законодательством должностных обязанностей);
  • нарушение обязательств, взятых на себя полицейским при подписании контракта и принятии присяги;
  • установление требований к проявлению личных и служебных качеств полицейского в соответствии с должностными обязанностями;
  • неисполнение в необходимом объеме своих должностных обязанностей, их выполнение с нарушениями или полный отказ работать без имеющихся на то оснований;
  • распоряжения, указы, приказы непосредственных руководителей в процессе выполнения своей работы полицейским.

Законодательство содержит такое понятие, как грубое нарушение . К подобному деянию относят:

  • нарушение законодательства нашей страны (запрещенные действия/ограничения, определенные для сотрудников ОВД);
  • ненахождение на своем рабочем месте (исключая случаи, сложившиеся в связи со служебной необходимостью или иным поводом, который закон посчитает уважительной причиной) более 4 часов подряд;
  • высказывание человека, состоящего на службе в полиции в сторону правительства, структур власти, начальства и т.п. в нелицеприятной форме (за исключением случаев, когда публичные выступления входят в условия контракта полицейского);
  • употребление алкоголя/наркотиков/иных опьяняющих средств непосредственно в процессе работы или перед тем как приступить к выполнению обязанностей в соответствии с заключенным контрактом;
  • непредоставление информации, полученных полицейским в результате обращений к нему граждан РФ с целью получения личной выгоды;
  • нарушение правил хранения вверенной ему информации (если только за подобное деяние не предусматривается наказание по статьям УК РФ);
  • нарушение правил хранения, использования служебного оружия и дополнительных составляющих к ним (патроны);
  • отказ полицейского от прохождения медицинского освидетельствования, необходимость которого обусловлена законодательством нашего государства;
  • несогласие с прохождением аттестации, результаты которой влияют на дальнейшее прохождение службы;
  • порча казенного имущества, с наличием умысла – то есть, целенаправленно;
  • нарушение полицейским требований всех видов безопасности, повлекших за собой наступление серьезных последствий (возгорание, травмы, аварии и т.п.) или создание реальной угрозы возникновения подобных последствий (за исключением случаев, когда действия сотрудника ОВД попадают под действие уголовного кодекса);
  • нарушение правил работы с деньгами и/или иными ценностями, в результате которых было утрачено доверие руководства к данному сотруднику;
  • совершение противоправных действий в отношении простых граждан, что за собой повлекло нарушение их конституционных прав (за исключением случаев, когда действия сотрудника ОВД попадают под уголовную ответственность).

При грубых нарушениях дисциплины, полицейскому грозит единственная мера наказания – расторжение контракта с нелицеприятной отметкой в .

  • предупреждение в устном виде;
  • (с занесением или без занесения в личное дело);
  • оценка на несоответствие выполняемым обязанностям;
  • понижение в должности/звании;
  • увольнение с разной степенью последствий (вплоть до отказа восстановиться).

Степень вины и ответственности будет определена по результатам служебного расследования.

Нарушение пунктов контракта

Под нарушениями контрактных обязательств полицейским необходимо понимать нарушение должностных инструкций, злоупотребление предоставленными правами, невыполнение (или выполнение неполностью) наложенных обязанностей. Распрощаться с подчиненным руководство МВД/ОВД может, если в момент оформления были нарушены законы:

  • когда контракт был заключен, в отношении соискателя вакансии уже вступило в силу судебное решение о запрете этому человеку занимать определенные должности;
  • при заключении контракта в отношении соискателя вакансии уже было выдано медицинское заключение, на основании которого человеку противопоказано занимать данную должность;
  • у соискателя вакансии нет необходимого уровня образования;
  • и т.п. в соответствии с нормами законодательства в этой области.

Следует понимать, что нарушение условий контракта может быть допущено не только со стороны работника, но и со стороны работодателя.

Подложные документы при поступлении на службу

Уволить по этой причине должны в обязательном порядке сразу же после обнаружения факта предоставления сотрудником полиции фальшивых документов. Что это может быть – школьный аттестат, диплом высшего учебного заведения, и т.п. За предоставление ложных бумаг при трудоустройстве может грозить уголовная ответственность.

Осуждение за совершенное преступление

Если сотрудник полиции совершил преступление он, однозначно, будет уволен.

Основная мотивация для расторжения трудовых отношений – это вынесенное судом решение, по прошествии установленных сроков для его обжалования. При условии, что до вынесения подобного решения о виновности полицейский был заключен под стражу, датой расторжения с ним трудовых отношений будет дата его ареста.

В каких случаях контракт может быть расторгнут

Распрощаться с полицейским можно по следующим причинам:

  • увольнение сотрудника (перечисляются в начале текста статьи);

Помимо этого, расторжение контракта допускается:

  • с согласия обеих сторон;
  • если должность была замещаемой – по факту возвращения основного работника к выполнению своих должностных обязанностей;
  • если полицейский отказался перевестись на нижестоящую должность/понижение в звании (дисциплинарное наказание);
  • отчисление из института/школы милиции;
  • если полицейский отказался отправиться на службу (особые условия) не предоставив объяснений (уважительные причины);
  • по желанию подчиненного в случаях приостановления службы;
  • оформлен переход на госслужбу вне пределов ОВД/МВД;
  • оформлен переход на госдолжность РФ;
  • если установили запрет на допуск к информации, не подлежащей разглашению;
  • потеряно гражданство РФ или получено гражданство любого иного государства;
  • сотрудник не уведомил начальство о желании продолжать службу в полиции в течение месяца после того, как было снято приостановление службы;
  • истекло время нахождения подчиненного в распоряжении органов исполнительного производства;
  • если полицейский не согласен перевестись на такую же должность (ротация – возможность перевода с одной должности на другую после шести лет стажа на одном месте, в том числе и в отделение полиции, расположенное в пределах другой территориальной единицы – должности обязательно должны быть равнозначными).

Если существует одновременно несколько причин для того, чтобы расстаться с подчиненным, запись в трудовую книжку делается по его выбору. Чтобы «оставить» без работы полицейского из-за того, что у него ухудшилось состояние здоровья, необходимо получить заключение военно-медицинской комиссии.

Процедура увольнения со службы

Инициировать процедуру расторжения контракта/увольнения полицейского можно при наличии одного из условий:

  • решение суда (при условии, что сотрудник нарушил законодательство РФ);
  • рапорт полицейского (при условии, что инициатором увольнения является он сам);
  • заключение военной медицинской комиссии (при наличии проблем со здоровьем);
  • результаты проведенной аттестации;
  • выводы служебной проверки и т.п.

То есть, независимо от причины увольнения, должен быть подготовлен документ, подтверждающий основание расторжения контракта с полицейским в зависимости от сложившейся ситуации.

Вкратце процедура увольнения полицейского выглядит так:

  • подготавливаются документы, являющиеся основанием для прекращения трудовых отношений;
  • в письменном виде проводится оповещение увольняемого со службы в полиции;
  • с увольняемым проводится информационная беседа по вопросам прекращения службы;
  • оформляется представление на увольнение, которое впоследствии подписывается руководством полицейского;
  • оформляется и подписывается .

При условии отказа от работы по собственному желанию, рапорт должен быть написан за месяц до планируемой даты увольнения. Независимо от причины расторжения контракта, оружие и закрепленное за служащим государственное имущество должно быть сдано. В том числе, документы, подтверждающие полномочия полицейского и его личный жетон. Закон отмеряет пять дней на прохождение обходного листа. В течение месяца, полицейский может изменить свое решение и отозвать рапорт, что автоматически оставляет его на службе. По согласованию с руководством выполнение служебных обязанностей может быть прекращено раньше, чем через месяц со дня подачи рапорта. Если полицейский увольняется раньше, чем , расходы на получение образования должны быть возмещены. Нельзя добровольно отказаться от работы в полиции, если в этот момент сотрудник проходит службу в особых условиях.

Предупреждение об увольнении делается за два месяца:

  • в случае ухудшения здоровья и наличия заключения военно-медицинской комиссии;
  • если происходит возвращение человека, которого подменяли/заменяли временно;
  • если предполагается .

Предупреждение об увольнении необходимо сделать за две недели, если:

  • полицейский не сдал аттестацию;
  • истек срок нахождения подчиненного в распоряжении органов исполнительного производства/власти;
  • отказался служить в «особых условиях»;
  • подчиненный нарушил пункты контракта.

Предупреждение об увольнении должно быть озвучено не позднее полугода, если сотрудник уходит на пенсию, и не позднее недели, если заканчивается срок контракта.

При условии нахождения подчиненного в отпуске, на больничном или в командировке, в одностороннем порядке уволить его нельзя. В любом случае уведомление о прекращении выполнения должностных обязанностей составляется на двух документах (идентичных). Одна бумага передается подчиненному, другая вкладывается в его личное дело.

В последний день работы подчиненного под подпись ознакамливают с приказом, выдают трудовую книжку и производят все .

Обжалование увольнения и обращение в суд

Если человек несогласен с решением руководства и считает, что его уволили незаконно, у него есть право обратиться с исковым заявлением в судебные органы в течение одного месяца. Трудовое законодательство дает возможность и досудебного урегулирования конфликта между работодателем и подчиненными. Для этого необходимо изложить свои требования на бумаге в двух вариантах и передать их руководству соблюдая правила документооборота организации. Один экземпляр с датой принятия и входящим номером останется у подчиненного.

Частой ошибкой руководителей при расторжении контракта по инициативе одной стороны (со стороны руководства) является нарушение сроков проведения служебного расследования. Еще одна проблема – невозможность вовремя определить, какой вид должен быть применен к провинившемуся сотруднику. Обязательно соблюдать следующие требования к служебной проверке:

  • порядок проведения;
  • сроки;
  • оформление документации.

Если сроки издания руководителем документации о дисциплинарном наказании в виде увольнения из органов нарушены, такое наказание в судебном порядке будет признано недействительным.

Стоит учитывать, что сроки привлечения к дисциплинарному наказанию в зависимости от совершенного проступка могут значительно отличаться. К примеру, если полицейский совершил деяние, опорочив свою честь и достоинство, но при этом в момент совершения правонарушения не находился при исполнении, то наказать его можно в течение года. Отсчет сроков начинается с того дня, когда руководство узнало о недостойном поведении своего подчиненного.

Кроме того, нельзя привлечь человека к ответственности за должностной проступок, если он находится в отпуске или .

Хотя сроки временной нетрудоспособности не включаются в период, отведенный на оформление документов по наложению дисциплинарного взыскания.

Обжаловать незаконное расторжение контракта полицейский может в течение месяца со дня получения приказа на руки. Писать исковое заявление необходимо с учетом подсудности и подведомственности судов. В данной ситуации обращаться нужно в суд в соответствии с территориальным расположением работодателя. Для правильного заполнения искового заявления лучше ознакомиться с образцом.

Судебная практика

На основании судебного решения, вынесенного Советским районным судом в городе Улан-Удэ, можно сделать вывод, что если нарушений в ходе служебной проверки не выявлено и имеются доказательства, что проступок, порочащий честь и достоинство имел место, обращаться в судебные органы за восстановлением своих прав бесполезно. Суд может помочь только в случаях

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон О службе) принят на смену Положению о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" (далее - Положение), нормы которого не отвечали требованиям, предъявляемым к такого рода актам о системе государственной службы, прежде всего - Федеральным законом от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (далее - Закон о системе госслужбы).

Принятие Закона явилось логичным шагом федерального законодателя после издания Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) и Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о соцгарантиях). Таким образом, Закон о полиции, Закон о соцгарантиях сотрудникам ОВД и Закон на текущий момент составляют единую законодательную базу деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

I. Общие положения

Закон О службе регулирует правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, при этом определяет нормативные правовые акты, регулирующие данные правоотношения, это:

1) Конституция Российской Федерации;

2) Закон О службе;

3) Закон о полиции, Закон о социальных гарантиях и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел;

4) нормативные правовые акты Президента Российской Федерации;

5) нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации;

6) нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными выше, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.

Если международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Порядок увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации также регулируется приказом МВД России от 30 ноября 2012 года № 1065 "О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел РФ и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел РФ", который вступает в силу с 05 февраля 2013 года. данным приказом определены:

1. Номенклатура должностей, назначение и увольнение с которых осуществляется соответствующими должностными лицами;

Увольнение со службы в органах внутренних дел Российской Федерации производится по основаниям, предусмотренным ст. 82 Закона О службе. Для законного и обоснованного увольнения из органов внутренних дел Российской Федерации необходимо:

1. Наличие основания для увольнения (рапорт сотрудника, заключение по результатам служебной проверки, аттестация сотрудника и т.п.);

2. Предупредить в письменной форме сотрудника о предстоящем увольнении в установленные ч. 2 ст. 85 Закона о службе сроки;

3. Провести беседу с сотрудником, подлежащим увольнению из органов внутренних дел, в ходе которой ознакомить сотрудника с личным делом, выслугой лет, основанием к увольнению и датой увольнения и т.д.

4. Подготовить представление к увольнению из органов внутренних дел Российской Федерации, содержащем сведения, указанные в ч. 5 ст. 89 Закона о службе, подписать данное представление у уполномоченных лиц и ознакомить с ним сотрудника, подлежащего увольнению.

5. Издать приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел Российской Федерации.

При увольнении со службы необходимо также выполнить требования ч. 7 ст. 89 Закона О службе - сотрудник органов внутренних дел, увольняемый со службы в органах внутренних дел, обязан сдать закрепленное за ним оружие, иное имущество и документы в соответствующее подразделение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, а служебное удостоверение и жетон с личным номером в соответствующее кадровое подразделение. При выдаче обходного листа необходимо осуществлять контроль за сдачей до увольнения вышеуказанных ценностей и документов.

Анализ поступающих исковых заявлений к УМВД России по Хабаровскому краю, подчиненным территориальным органам МВД России с требованиями о признании незаконными приказов об увольнении со службы и восстановлении в должности показывает, что сотрудники обращаются в суд по вопросам обжалования приказов об увольнении со службы не только в связи с грубым нарушением служебной дисциплины или в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, а и по обжалованию приказов об увольнении по инициативе сотрудника.

II. Увольнение по инициативе сотрудника

Увольнение по инициативе сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации производится в порядке, предусмотренном ст. 84 Закона О службе. в которой указано, что сотрудник имеет право расторгнуть контракт и уволиться со службы в органах внутренних дел по собственной инициативе до истечения срока действия контракта, подав в установленном порядке рапорт об этом за один месяц до даты увольнения.

Таким образом, данная норма предписывает сотруднику в рапорте об увольнении указывать конкретную дату расторжения контракта и увольнения из органов внутренних дел.

С согласия уполномоченного руководителя контракт может быть расторгнут и сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел до истечения срока предупреждения о расторжении контракта и об увольнении со службы, но не ранее выполнения сотрудником требований, предусмотренных частью 7 статьи 89 Закона О службе.

До истечения срока предупреждения об увольнении, которым является период времени с момента подачи рапорта об увольнении до даты увольнения, сотрудник вправе в любое время в письменной форме отозвать свой рапорт. В этом случае контракт с сотрудником не расторгается и увольнение со службы не производится, если на замещаемую этим сотрудником должность в органах внутренних дел не приглашен другой сотрудник или гражданин и (или) имеются законные основания для отказа такому сотруднику или гражданину в назначении на данную должность.

В случае если по истечении срока предупреждения о расторжении контракта и об увольнении со службы в органах внутренних дел контракт не расторгнут и сотрудник органов внутренних дел не настаивает на увольнении, действие контракта продолжается на прежних условиях.

Наиболее часто встречающиеся основания для подачи исковых заявлений о восстановлении на службе являются указание сотрудников на:

1. Оказание давления;

2. Неправильное определение даты увольнения (нереализация рапорта об увольнении);

3. Неосуществление окончательного расчета в день увольнения.

Таким образом, необходимо исходить из того, что увольнение по инициативе сотрудника производится только на основании его добровольного волеизъявления, при этом желательно устанавливать причину принятия такого решения, никогда не оказывать давление на сотрудника, поскольку в случае признания судом факта оказания на сотрудника давления он будет восстановлен в замещаемой им до увольнения должности.

Обращаю ваше внимание на тот факт, что сотрудника необходимо ставить в известность (ознакомление под роспись) о дате увольнения, как при согласии уполномоченного руководителя при увольнении до истечения срока предупреждения об увольнении, так и в иных случаях.

Также необходимо соблюдать сроки осуществления окончательного расчета с сотрудником, следовательно, при принятии решения о согласии уволить сотрудника по собственному желанию до истечения срока предупреждения об увольнении следует учитывать возможности финансовых подразделений осуществить окончательный расчет с сотрудником в день его увольнения.

III . Увольнение со службы в связи с совершением грубого нарушения служебной дисциплины либо в связи с совершением проступка, пророчащего честь сотрудника органов внутренних дел

Увольнение со службы в связи с совершением грубого нарушения служебной дисциплины производится по инициативе уполномоченного руководителя на основании заключения по результатам служебной проверки. Данное требование следует из п. 3 Инструкции о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 24.12.2008 года № 1140, которым определено, что служебные проверки проводятся по факту совершения сотрудником грубого нарушения служебной дисциплины.

Обращаю Ваше внимание на то, что дисциплинарное взыскание - увольнение из органов внутренних дел Российской Федерации, является крайней мерой дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида и меры взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был допущен, прежнее поведение сотрудника, допустившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другое.

В заключении по результатам служебной проверки должно быть объективно, полно и всесторонне установлено (подтверждено материалами служебной проверки), что сотрудником совершено грубое нарушение служебной дисциплины.

Исчерпывающий перечень грубых нарушений служебной дисциплины предусмотрен ч. 2 ст. 49 Закона О службе.

В резолютивной части заключения по результатам служебной проверки должно быть указано какой проступок совершен сотрудником и вид дисциплинарного взыскания (увольнение со службы в органах внутренних дел по п. 6 ч. 2 ст. 82 Закона О службе (в связи с грубым нарушением служебной дисциплины).

В соответствии с требованиями ст. 51 Закона О службе дисциплинарное взыскание может быть наложено на сотрудника в период его нахождения на службе. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме.

Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.

Исполнение дисциплинарного взыскания в виде увольнения из органов внутренних дел производится не позднее чем через два месяца со дня издания приказа об их наложении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, нахождения его в отпуске или в командировке. При этом необходимо обратить особое внимание на то, что ст. 85 Закона О службе установлен запрет на увольнение по инициативе уполномоченного руководителя в период временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел либо в период его пребывания в отпуске или в командировке.

Увольнение со службы в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел производится уполномоченным руководителем на основании материалов служебной проверки по факту происшествия с участием сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. Данное увольнение производится по независящим от воли сторон обстоятельствам, поскольку в ч. 3 ст. 82 Закона О службе указано, что контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел. Данная императивная норма не дает право выбора уполномоченному руководителю, сотрудник в обязательном порядке подлежит увольнению.

Правовой отдел

УМВД России по Хабаровскому краю



Просмотров