Как изменить несущественные условия контракта. Изменение государственного (муниципального) контракта Согласно техпаспорта внести изменения в муниципальный контракт

КонсультантПлюс: примечание.

До 01.10.2019 допускается изменение цены заключенного до 01.01.2019 контракта в пределах увеличения НДС в отношении товаров, работ, услуг с приемкой после 01.01.2019, если увеличенный НДС не предусмотрен контрактом (ст. 112 данного Закона).

1. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

А) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

Б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;

В) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта;

2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены , установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;

3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены , установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены , установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;

5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;

7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией;

8) если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений;

9) если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта;

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях сокращение количества товара, объема работы или услуги при уменьшении цены контракта осуществляется в соответствии с методикой , утвержденной Правительством Российской Федерации.

3. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях принятие государственным или муниципальным заказчиком решения об изменении контракта в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств осуществляется исходя из соразмерности изменения цены контракта и количества товара, объема работы или услуги.

4. В случае наступления обстоятельств, которые предусмотрены пунктом 6 части 1 настоящей статьи и обусловливают невозможность исполнения государственным или муниципальным заказчиком бюджетных обязательств, вытекающих из контракта, заказчик исходит из необходимости исполнения в первоочередном порядке обязательств, вытекающих из контракта, предметом которого является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (в том числе продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), и (или) по которому поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства исполнены.

5. При исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

6. В случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику.

7. При исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

9. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 8 настоящей статьи.

11. Если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

12. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

14. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

15. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях:

1) если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

2) если в ходе исполнения заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракта на поставку товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, такой специальный инвестиционный контракт расторгнут. При этом расторжение контракта, заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93

а) сторона специального инвестиционного контракта, которая заключила такой контракт от имени Российской Федерации (Российской Федерации наряду с субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием), направляет в течение десяти рабочих дней со дня его расторжения уведомление об указанном расторжении заказчикам, заключившим в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракты на поставку товара, обязательства по которым не исполнены на дату направления такого уведомления. Уведомление о расторжении специального инвестиционного контракта направляется заказчикам по почте заказными письмами с уведомлением о вручении по адресам заказчиков, указанным в контрактах. Перечень соответствующих заказчиков определяется на основании информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками;

б) заказчики не позднее трех рабочих дней с даты получения указанного в подпункте "а" пунктом 47 части 1 статьи 93

подпункте "б" настоящего пункта, осуществляется в соответствии с общим порядком, предусмотренным настоящей статьей;

3) если в ходе исполнения заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракта на поставку товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с государственным контрактом, заключенным согласно статье 111.4 настоящего Федерального закона, такой государственный контракт расторгнут. При этом расторжение контракта, заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, осуществляется в следующем порядке:

а) сторона государственного контракта, которая заключила такой контракт от имени субъекта Российской Федерации согласно статье 111.4 настоящего Федерального закона, направляет в течение десяти рабочих дней со дня его расторжения уведомления об указанном расторжении заказчикам, заключившим в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракты, обязательства по которым не исполнены на дату направления таких уведомлений. Уведомление о расторжении государственного контракта, заключенного согласно статье 111.4 настоящего Федерального закона, направляется заказчикам по почте заказными письмами с уведомлением о вручении по адресам заказчиков, указанным в контрактах. Перечень соответствующих заказчиков определяется на основании информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками;

б) заказчики в течение трех рабочих дней с даты получения указанного в подпункте "а" настоящего пункта уведомления обязаны принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

в) расторжение контракта после принятия решения, указанного в подпункте "б" настоящего пункта, осуществляется в соответствии с общим порядком, предусмотренным настоящей статьей.

(см. текст в предыдущей редакции)

16. Информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

17. В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями частью 14 статьи 83.2 настоящего Федерального закона) и при условии согласия такого участника закупки заключить контракт. Указанный контракт заключается с соблюдением условий, предусмотренных частью 1 статьи 34 настоящего Федерального закона с учетом положений части 18 настоящей статьи, и после предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки обеспечения исполнения контракта, если требование обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке. При этом при расторжении контракта (за исключением контракта, указанного в части 9 статьи 37 настоящего Федерального закона) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заключение контракта в соответствии с настоящей частью допускается в случае, если в связи с таким расторжением в соответствии с частью 7 статьи 104 настоящего Федерального закона принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

18. Если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгнутому контракту. При этом цена контракта, заключаемого в соответствии с частью 17 настоящей статьи, должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги.

19. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

(см. текст в предыдущей редакции)

20. Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.

(см. текст в предыдущей редакции)

По общему правилу изменение существенных условий контракта не допускается. Но существует два специальных правила, которые при необходимости все же позволяют это сделать. В статье рассмотрим: в чем они состоят, какие из правил являются наиболее распространенными и как они применяются на практике.

Правило № 1: основанием для изменения или расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа (п. 1 ст. 451 ГК РФ). Это общая норма, которая подходит для любого договора, в том числе, контракта, заключенного в рамках Закона № 44-ФЗ.

Пример:

Между заказчиком и подрядчиком был заключен муниципальный контракт на выполнение работ. Срок окончания выполнения работ установлен 60 календарных дней с начала выполнения работ.

Опираясь на п. 1 ст. 451 ГК РФ, стороны подписали дополнительное соглашение к контракту, в соответствии с которым его действие приостанавливалось, и срок действия продлялся. Поводом для этого послужило резкое ухудшение погодных условий. При этом подрядчик не мог располагать к моменту заключения контракта такими сведениями.

Прокуратура провела проверку и решила, что данное допсоглашение является недействительным. По ее мнению, правовых оснований для изменения контракта в сложившейся ситуации у сторон не было. Суд с этим не согласился и встал на сторону участников контракта.

Судьи пояснили, что погодные условия не соответствовали возможности выполнения работ. Такие погодные условия угрожали годности и прочности выполняемой работы. Поэтому работы на объекте приостанавливались до наступления положительных температур (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа № Ф06-6869).

Правило № 2: содержится в ст. 95 Закона № 44-ФЗ и включает в себя 7 случаев, когда стороны контракта по соглашению между собой вправе изменить существенные условия контракта при его исполнении.

Если возможность изменения условий контракта была заранее прописана в документации о закупке и контракте (при закупке у единственного поставщика контрактом):

А) при снижении цены контракта без изменения количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги увеличиваются или уменьшаются не более чем на 10%.

Это самое распространенное основание для изменения контракта.

Пример:

Стороны подписали дополнительное соглашение о внесении в контракт изменения - увеличении общей цены договора на 10%. Служба контроля округа сочла это нарушением и даже привлекла заказчика к административной ответственности по ч. 5 ст. 7.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1 000 000 рублей. Данное решение проверяющие мотивировали тем, что заказчик изменил условия договора, повлекшие дополнительное расходование бюджетных средств в размере более 900 000 рублей.

Заказчик подал в суд, который счел, что в действиях заказчика нет нарушения, так как цена договора была изменена в пределах 10% от первоначальной цены контракта. Необходимость выполнения дополнительных работ согласована с заказчиком и указанные работы выполнены подрядчиком, что соответствует условиям, установленным пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа № Ф04-7084).

Пример:

На практике очень распространена ситуация, которую иллюстрирует следующий пример, - когда подрядчик выполняет дополнительные работы без предварительного подписания допсоглашения к договору, на сумму, превышающую 10% от цены контракта. А затем требует от заказчика их оплатить. Бесполезно. Без внесения изменений в контракт правовые основания оплачивать эти работы у заказчика отсутствуют.

Так, стороны заключили муниципальный контракт на выполнение работ по строительству объекта. Подрядчик, указав, что проектная документация не соответствует сметной документации, выполнены дополнительные работы, не учтенные контрактом, что увеличило срок контракта и его стоимость, направил заказчику предложение об изменении условий контракта путем заключения дополнительных соглашений о продлении срока выполнения работ и увеличении цены примерно на 15%.

Заказчик согласился подписать только соглашение об увеличении цены на 10%. Несмотря на это, подрядчик выполнил больший объем работ и обратился в суд с требованием к заказчику об их оплате.

Суд отказал, так как подрядчик не мог не знать, что работы выполняются им при отсутствии обязательства. Доказательств того, что выполнение этих работ не терпело отлагательства, деятельность подрядчика была направлена на защиту охраняемого публичного интереса, и не имеется претензий со стороны заказчика по объему и качеству выполненных работ, подрядчик не представил (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа № Ф01-1334).

С аналогичными случаями можно ознакомиться в Постановлениях Арбитражного суда Дальневосточного округа № Ф03-5719, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа № Ф04-4859, Арбитражного суда Северо-Западного округа № Ф07-11988.

В случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 БК РФ, при уменьшении ранее доведенных до заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом заказчик в ходе исполнения контракта должен согласовать новые условия контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги.

Пример:

Учреждение заключило госконтракт на реконструкцию автомобильной дороги. Однако в связи с затянувшейся процедурой размещения госзаказа, учреждение направило в Управление проектирования и строительства автодорог письмо о переносе ввода объекта в эксплуатацию и о рассмотрении новой разбивки бюджетных инвестиций.

Управление уменьшило лимиты бюджетных обязательств по этому объекту и уточнило госзадание на выполнение работ. Таким образом, произошло уменьшение средств, выделенных на финансирование расходов по заключенному контракту.

Ссылаясь на это обстоятельство, заказчик заключил допсоглашение о переносе срока выполнения работ.

По результатам ревизии Росфиннадзора учреждению было выставлено представление об устранении нарушений. Однако суд признал действия заказчика обоснованным, а предписание незаконным (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа № Ф02-7880).

Изменение в соответствии с законодательством регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги.

Пример:

В условиях договора энергоснабжения может быть прописано, что цена договора составляет определенную сумму по регулируемым ценам и определенную сумму по нерегулируемым ценам. При этом в части цены по нерегулируемым ценам она является твердой и определяется на весь срок исполнения договора, а в части цены по регулируемым ценам может меняться в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ. Возражения против такого условия не принимаются (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа № Ф04-5855).

В случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за рубежом. В этом случае цену контракта можно увеличить или уменьшить по медицинским показаниям. Такую возможность необходимо заранее прописать в контракте.

На основании решения Правительства РФ, если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем 3 года контракта составляет либо превышает размер цены, установленные Правительством РФ (10 млрд. рублей). А исполнение контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

На основании решения высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта на срок не менее чем 3 года контракта составляет или превышает размер цены, установленные Правительством РФ (1 млрд. рублей), и его исполнение по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

На основании решения местной администрации, если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее 1 года контракта составляет или превышает размер цены, установленные Правительством РФ (500 млн. рублей), и его исполнение по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

Все возможные основания для изменения существенных условий контракта приведены в законодательстве - ГК РФ и Законе № 44-ФЗ. Других оснований в контракте быть не может.

Пример:

В контракт было включено условие, обязывающее подрядчика заключать дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта, а именно: «В случае, когда в результате приемки выполненных работ их стоимость оказалась меньше, чем учитывалась при определении цены контракта, Стороны обязуются заключить дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта».

ФАС признала это условие незаконным. Основание - Законом № 44-ФЗ определены случаи, при которых допускается изменение существенных условий контракта. Внесение таких изменений допускается только по соглашению сторон. Таким образом, приведенное условие противоречит требованиям Закона № 44-ФЗ (Решение ФАС России по делу N ВП-188/16). Заказчик обжаловал это решение, но безуспешно (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда № 09АП-4661).

Изменение условий контракта по основаниям, не указанным в Законе № 44-ФЗ, влечет штраф (ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ):

На должностных лиц - в размере 20 000 рублей;
на юридических лиц - 200 000 рублей.

Подготовка технических планов

любых объектов недвижимости

(351) 233-50-35

Технический паспорт и технический план. Изменения в учете объектов капитального строительства.

Как известно, с 01.04.2012 года порядок работы БТИ по вопросам учета зданий, строений и помещений очень сильно изменился. Граждане, измученные неразберихой и стоянием в очередях, недоумевают, что же происходит, и куда бежать. Попробуем ответить на эти вопросы.

Что происходит.

С 01.01.2013 года вступают в силу положения Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.07 «О государственном кадастре недвижимости» в отношении зданий, строений, помещений и объектов незавершенного строительства, в связи с чем порядок учета этих объектов организациями БТИ (ОТИ), сложившийся десятилетиями, должен радикально измениться. Однако, жители Челябинской области уже сейчас ощутили на себе множество нововведений. И похоже, не очень этому рады.
Дело в том, что с 01 апреля 2012 года на территории Челябинской области начал действовать Порядок государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, утвержденный Приказом Минэкономразвития РФ от 14.10.2011 № 577. Этот порядок теоретически является временным и должен действовать до 01.01.2013, однако в действительности он фактически повторяет и конкретизирует положения того же самого Федерального закона «О государственном кадастре...». Т. е. на самом деле на нас сейчас опробуется именно та система учета, которая должна заработать со вступления в силу соответствующих положений закона о кадастре.
Начало действия нового порядка для большинства из нас было ознаменовано бешеными очередями и «свистопляской» во всех организациях по техническому учету и пунктах приема документов кадастровой палаты.

Что изменилось:

1.Раньше все организации по техническому учету (ОТИ), или, как говорят в народе, БТИ, имели свои отдельные базы данных, никак друг с другом не связанные, теперь же все данные должны помещаться в Едином государственном реестре объектов капитального строительства, который ведет кадастровая палата.

2.Раньше было два документа, идентифицирующих объект недвижимости, - технический паспорт и кадастровый паспорт. Причем технический паспорт был куда информативнее, чем кадастровый. Теперь же технический паспорт еще применяется, но уходит в прошлое, а в качестве идентифицирующего документа используется только кадастровый паспорт, в котором довольно мало сведений. Документом же, содержащим расширенную информацию об объекте, на основании которго сведения и вносятся в реестр, является технический план. Таким образом, можно сказать, что технический план заменил собой технический паспорт.

3.Чем технический план отличается от технического паспорта. Ну во-первых, технический план значительно толще. На его изготовление требуется гораздо больше бумаги. Он делается в двух экземплярах и к нему прикладывается диск, содержащий в электронном виде ту же информацию. А если серьезно, то главным отличием технического плана от технического паспорта является наличие в нем сведений о координатах данного объекта недвижимости и о том, на каком земельном участке он находится. Т. е. на основании данного документа в реестр поступают сведения о реальном расположении объекта недвижимости на местности и о его соотношении с земельными участками и соседними объектами недвижимости.

4.Раньше разного рода ОТИ (БТИ) занимались и собственно обмером объектов недвижимости и ведением базы технического учета. Они же на основании своих данных выдавали технические и кадастровые паспорта. Сейчас обмером вправе заниматься любой кадастровый инженер, а базу ведет только Кадастровая палата.
С одной стороны это хорошо, поскольку позволяет создать конкурентный рынок в области изготовления технических планов. Но с другой стороны, для постановки объекта на учет требуется значительно больше действий.
Раньше вы обращаясь в БТИ, заказывали выход техников, они приходили к вам в квартиру, что-то там измеряли, а потом вы получали там же (в БТИ) кадастровый паспорт на свою квартиру. В итоге для получения кадастрового паспорта вам нужно было постоять в очереди два раза — при заказе и при получении документов. Времени на изготовление уходило от одного дня до месяца в зависимости от стоимости вашего заказа.
Сейчас это делается по-другому. Например, вы сделали перепланировку в квартире (законную с получением всех необходимых согласований) и хотите внести в кадастр соответствующие изменения. Сначала вам нужно заказать в Кадастровой палате кадастровый паспорт по состоянию до перепланировки (5 дней). Затем нужно обратиться к кадастровому инженеру за получением технического плана, который он сделает на основании ранее полученного вами кадастрового паспорта (к слову, кадастровых инженеров, умеющих делать технические планы пока не много, и вам скорее всего придется идти в то же самое БТИ). Это делается в разные сроки, ОГУП «ОЦТИ» готовит тех.план месяц (быть может, в будущем этот срок сократится). Затем с этим техническим планом вам нужно снова обратиться в кадастровую палату с заявлением о внесении изменений в данные о вашей квартире (20 рабочих дней). В итоге, вам придется постоять в очереди 6 раз, вместо двух, а по срокам это займет в среднем от полутора до трех с половиной месяцев. При таких обстоятельствах гражданам трудно поверить, что реформа проводится в их интересах. Остается только надеяться, что организационная неразбериха со временем утрясется.

5.Самыми значительными, на мой взгляд, изменениями являются все же не очереди и не организационные вопросы, а изменения в перечне лиц, которые вправе обратиться с заявлением об учете объектов и оснований такого учета.
Раньше внести изменения в данные технического учета квартиры могло фактически любое лицо, которое имело возможность обеспечить доступ техников в квартиру. Задачей технической инвентаризацией была просто фиксация объектов недвижимости и происходящих с ним изменений. При этом вопросами права на эти объекты БТИ заморачивалось значительно меньше, чем сейчас. Теперь же обратиться в заявлением об учете перепланировки в квартире может только собственник (п. 18 Порядка, дублирующий п. 3 ст. 20 Федерального Закона «О государственном кадастре...»).
В реальности это приводит к тому, что жильцы не приватизированных квартир, сделавшие в квартире перепланировку и узаконившие ее, как положено, не могут самостоятельно актуализировать сведения реестров об этой квартире, поскольку не являются собственниками.
Жильцы не приватизированных комнат в коммунальной квартире так же не могут самостоятельно поставить на учет свои комнаты, поскольку при этом должны быть аннулированы сведения о квартире, как об исходном объекте недвижимости, что можно сделать только по заявлению собственника (п. 17 Порядка, повторяющий положения).
Особенно много вопросов вызывает норма п. 16 Порядка о том, что обратиться с заявлением о кадастровом учете нового объекта может не только собственник, но и любое иное лицо, т. е. теоретически для постановки на учет гаража или садового дома не обязательно предъявлять правоустанавливающие документы, которых у владельца зачастую может и не быть. Однако, при толковании данной нормы возникает весьма спорный момент. Дело в том, что для постановки объекта недвижимости на технический учет необходимо представить технический план.
В настоящее время утверждена форма технического плана и требования к его подготовке для разных видов объектов недвижимости. Так вот, в соответствии с данными требованиями, в приложении к техническому плану должен содержаться либо технический паспорт на данный объект, либо декларация правообладателя, в которой, в частности, должны быть указаны сведения о правоустанавливающих документах, которых опять же может не быть. Пока ОТИ выдают технические паспорта, эта проблема решается, хотя совершенно не понятно, что делать, если подготовка технических паспортов прекратится (ведь теперь она не обязательна). Однако и сейчас Кадастровая палата, кроме технического паспорта, на мой взгляд, не правомерно требует прикладывать декларацию, содержащую сведения о правоустанавливающем документе, лишая таким образом, несобственника возможности поставить объект на кадастровый учет.
Таким образом, вопрос о том, как ставить на учет объекты, не имея на них правоустанавливающих документов, остается открытым. При этом необходимо понимать, что заниматься оформлением тех самых правоустанавливающих документов без кадастрового паспорта на объект, весьма проблематично. В частности, в различных делах, по узаконению самовольных построек, признанию прав на давно построенные объекты, не имеющие документов, возникнет дополнительная сложность.
Итак, мы видим, что наши законодатели создали очередной замкнутый круг, выход из которго опять остается искать юристам-практикам.

Зачем это нужно.

Первым и главным элементом реформы кадастровогоучета объектов капитального строительства является, безусловно, передача функций по кадастровому учету всех объектов недвижимостии (от земельных участков до комнат в коммунальной квартире) в единый орган — Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр), а точнее — в его уполномоченное учреждение ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» (проще говоря, Кадастровая палата).
Сделано это для того, чтобы все сведения об объектах недвижимости содержались в единой базе. И действительно, раньше кадастровый учет земельных участков осуществлялся кадастровой палатой, а технический учет зданий и помещений выполняли разного рода организации технической инвентаризации (в Челябинске это были ОГУП «ОЦТИ», ФГУП «Ростехинвентаризация» и ООО «ЮжУралБТИ») — организации со странным статусом, зачастую не являющиеся государтсвенными, однако, по непонятной причине монополизировавшие технический учет. Все они имели разрозненные базы данных, не связанные друг с другом и никак не относящиеся к единому кадастру недвижимости. В итоге в стране не было ни одного органа, который мог бы достоверно подтвердить, что определенный дом действительно находится на определенном земельном участке, разные объекты построенные по типовым проектам могли иметь идентичные технические паспорта, не дающие понимания о географическом расположении объектов.
Таким образом, цель реформы безусловно благая — создание единой открытой базы данных обо всех объектах недвижимости и земельных участках, которая позволит без дополнительных организационных и денежных затрат иметь ясную картину о том, что у нас где. Все это безусловно должно привнести больше порядка в имущественную сферу, снизить риски при совершении сделок с объектами недвижимости, а так же количество судебных споров. Я, как юрист, специализирующийся на недвижимости, не могу это не приветствовать. Хотелось бы еще, чтобы реализация хорошей идеи происходила чуть менее безобразно, чем мы вынуждены наблюдать.

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.06.2016 N Ф01-2251/2016
Отклоняя требование подрядчика о внесении в муниципальный контракт на выполнение работ по строительству изменений в части продления сроков выполнения работ, суд в порядке пункта 1 статьи 763, пунктов 1, 2 статьи 767 ГК РФ установил, что сроки выполнения подрядных строительных работ могут быть изменены только в предусмотренных законом случаях, а указанные истцом обстоятельства - невозможность подписать соглашение об изменении срока окончания работ не соответствуют какому-либо из оснований, указанных в части 1 статьи 95 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ и допускающих изменение существенных условий муниципального контракта.

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.05.2016 N Ф01-1701/2016
Отказывая во взыскании задолженности за выполненные работы по муниципальным контрактам, суд, применив положения пункта 2 статьи 763, пункта 2 статьи 767 ГК РФ, статьи 9 ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ, установил, что выполнение спорных работ не было предусмотрено муниципальными контрактами, доказательств согласования в установленном законом порядке выполнения работ на сумму, превышающую цену спорных контрактов, не представлено, в связи с чем у заказчика не возникла обязанность оплатить данные работы.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.05.2016 N Ф07-710/2016
Придя к выводу о недопустимости изменения (продления) соглашением сторон государственного контракта срока окончания работ, что имело место в настоящем случае при отсутствии уменьшения объемов финансирования строительных работ по договору, арбитражный суд, руководствуясь положениями статьи 767 ГК РФ, правомерно признал недействительными дополнительные соглашения к государственному контракту на выполнение подрядных работ, поскольку изменение сторонами после заключения договора условия о сроке выполнения работ нарушает предусмотренный законом запрет на изменение условий.

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 04.05.2016 N Ф06-6974/2016
Руководствуясь пунктом 2 статьи 767 ГК РФ, пунктом 4 статьи 451 ГК РФ и ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, арбитражные суды правомерно отказали в обязании внести изменения в условия муниципального контракта, изложив его в редакции подрядчика, указав на недоказанность истцом факта возникновения исключительных обстоятельств, указывающих на допустимость изменения условий контракта по решению суда, а также не установив наличие обстоятельств, позволяющих изменить условия о порядке оплаты выполненных работ по рассматриваемому контракту.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.04.2016 N Ф07-1424/2016
Поскольку предусмотренных статьей 767 ГК РФ оснований для изменения условий контракта о конечном сроке выполнения работ не имеется, арбитражные суды обоснованно отказали во внесении изменений в муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, указав, что выявление подрядчиком дополнительного объема работ не отнесено к числу исключительных случаев, позволяющих изменить сроки выполнения работ, а также из материалов дела не усматривается, что производилось уменьшение средств бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ.

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 03.02.2016 N Ф02-6368/2015,
Руководствуясь статьей 767 ГК и положениями Закона о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, суд отказал в признании незаконным представления уполномоченного органа, поскольку при проведении проверки были установлены факты изменения учреждением конкурсных условий в части объемов и технологии работ по государственным контрактам (часть работ не выполнена; выполнены работы, не предусмотренные контрактом), а также иные финансовые нарушения, сопряженные с нарушением требований нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы учета переданного учреждению недвижимого имущества, что подтверждается совокупностью собранных доказательств: контрактами, дополнительными соглашениями к данным государственным контрактам, актом проверки и иными материалами дела.



Просмотров