Как готовиться к закупкам с применением национального режима? Запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения

Запрет на допуск иностранных товаров, работ и услуг в закупки для обороны и безопасности страны установили в новом документе. В чем его отличия от утратившего силу постановления Правительства № 1224 – читайте в обзоре.

С 3 января 2017 года постановление Правительства РФ от 31.12.2016 № 1576 признало недействующим запрет постановления от 24.12.2013 № 1224 и документы, которые вносили в него поправки. Но уже 16 января 2017 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 14.01.2017 № 9 .

Новый запретный перечень расширили до 132 позиций товаров, среди которых:

  • Изделия из текстиля, одежда и белье
  • Стройматериалы
  • Транспортные средства и строительная техника
  • Электроборудование
  • Станки
  • Отдельные инструменты
  • Трубы

Отличие нового документа от предыдущего в том, что запрет не работает для определенных позиций, если:

  • есть несовместимость одних товаров с другими и заказчик вынужден использовать взаимодействующие;
  • закупают запчасти к машинам и оборудованию, которые требует техническая документация;
  • стоимость единицы закупаемого товара не выше 50 тыс. руб. или совокупная стоимость закупки не выше 1 млн руб. (для ряда позиций из перечня верхний порог закупки единицы товара ограничили 5 тыс. руб.);
  • закупки проводятся силовыми структурами (ФСБ, ФСО, СВР, МВД России, Росгвардии), Управделами Президента России;
  • закупают станки, которые произведены на территории ЕАЭС и соответствуют требованиям постановления № 719.

5 запретов на закупку импорта, которые нужно соблюдать

С 1 декабря действует еще один список иностранных товаров, которые нельзя закупать. Заказчикам запретили закупать импортную мебель и товары деревообрабатывающей промышленности.
Разъясним, для чего запрет действует, какие есть исключения и как их подтвердить. Напомним обо всех запретах в рамках нацрежима, сопроводим их судебными делами и решениями ФАС.

Как подтверждать, что аналогичных иностранным товаров нет в РФ

Если производство товаров из перечня на территории стран ЕАЭС отсутствует - это исключение из правил постановления от 14.01.2017 № 9. Подтверждать такое отсутствие необходимо будет заключением Минпромторга России. Выдавать его ведомство будет в соответствии с порядком, проект которого пока находится на общественном обсуждении (ID проекта на regulation.gov.ru - 01/02/01-17/00061145 ).

Согласно проекту, заключение будет выдаваться заказчику в течение 30 дней с момента подачи заявления, действовать оно будет 1 год .

Производством на территории РФ будут считать производство в странах-членах ЕАЭС в соответствии с требованиями к промышленной продукции по приложению к постановлению Правительства от 17.07.2015 № 719. До конца первого полугодия 2017 года Минпромторг должен провести консультации с коллегами из ЕАЭС, чтобы определить аналогичный механизм отнесения продукции к той, производство которой отсутствует на территории ЕАЭС.

Под закупками, которые регулирует теперь постановление № 9 от 14.01.2017, следует понимать закупки в рамках госпрограмм, соответствующих федеральных целевых программ, мероприятий по гособоронзаказу и заказу для обороны и безопасности страны.

Все запреты и ограничения для иностранных товаров, работ и услуг

Таким образом, национальный режим в госзакупках по-прежнему поддерживается 9 подзаконными актами. В отношении иностранных товаров, работ и услуг сейчас действует запрет на допуск:

  • товаров для обороны и безопасности страны (постановление от 14.01.2017 № 9)
  • товаров машиностроения (постановление от 14.07.2014 № 656);
  • товаров легкой промышленности, услуг по прокату таких товаров (постановление от 11.08.2014 № 791);
  • программного обеспечения (постановление от 16.11.2015 № 1236);

Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" (с изменениями и дополнениями) (утратило силу)

    Приложение. Перечень товаров

Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 1224
"Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства"

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить запрет на допуск товаров (за исключением товаров по перечню согласно приложению), происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации отсутствуют.

1.1. Установить запрет на допуск товаров, указанных в приложении к настоящему постановлению, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок товаров для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров на территории государств - членов Евразийского экономического союза отсутствует.

2. Установить, что подтверждением отсутствия производства на территории Российской Федерации товаров обрабатывающих отраслей промышленности, относящихся к сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, является заключение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации об отсутствии производства на территории Российской Федерации товаров обрабатывающих отраслей промышленности, выдаваемое в соответствии с пунктом 3.1 настоящего постановления с учетом положений пунктов 2.1 - 2.4 настоящего постановления, в случае отсутствия продукции, производимой на территории Российской Федерации и имеющей схожие технические и эксплуатационные характеристики с соответствующими товарами, позволяющей ей выполнять те же функции и быть коммерчески взаимозаменяемой.

2.1. Установить, что продукция признается продукцией, произведенной на территории Российской Федерации, в случаях:

а) создания или модернизации и (или) освоения производства такой продукции в рамках специального инвестиционного контракта, заключенного Российской Федерацией или Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации. При этом для целей настоящего постановления такая продукция приравнивается к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, в течение не более 5 лет со дня заключения специального инвестиционного контракта и не более 3 лет со дня начала ее производства стороной - инвестором специального инвестиционного контракта;

б) соответствия требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, согласно приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации" (в случае отсутствия специального инвестиционного контракта);

в) подтверждения Российской Федерации как страны происхождения товаров в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (в случае отсутствия такой продукции в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации" и отсутствия специального инвестиционного контракта).

2.2. Подтверждением соответствия товаров требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, установленным приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации", является акт экспертизы, выдаваемый в порядке , определяемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

2.3. Подтверждением страны происхождения товаров в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - участника этого Соглашения по форме , установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г.

2.4. В целях реализации настоящего постановления при отнесении продукции к продукции, произведенной в Российской Федерации, допускается осуществление на территории государств - членов Евразийского экономического союза операций, указанных в требованиях к промышленной продукции, предъявляемых в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, установленных приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации".

3.1. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации разработать и утвердить до 1 января 2016 г. порядок выдачи заключения, указанного в пункте 2 настоящего постановления.

3.2. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации провести в срок не позднее III квартала 2016 г. консультации с заинтересованными органами исполнительной власти государств - членов Евразийского экономического союза по вопросу определения механизма отнесения товаров к товарам, произведенным на территории государств - членов Евразийского экономического союза.

4. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 56 "Об установлении запретов и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, в рамках размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 987).

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2016 г. N 684 постановление дополнено пунктом 6

6. Действие настоящего постановления не распространяется на осуществление закупок Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой охраны Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и Управлением делами Президента Российской Федерации.

С 1 января 2014 г. вводится в действие контрактная система закупок для государственных и муниципальных нужд. В ее рамках будет сохранен запрет на закупку для нужд обороны страны и безопасности государства иностранных товаров, работ, услуг. Исключение - необходимые товары (работы, услуги) не производятся в России или не соответствуют требованиям госзаказчиков.

Установлен новый перечень товаров, в отношении которых требуется подтверждать отсутствие их производства в нашей стране. По сравнению с прежним перечнем в новый дополнительно включены некоторые категории оборудования двойного назначения (например, литейные машины, используемые в металлургии или литейном производстве; измерительные или контрольные приборы, устройства и машины для измерения или контроля геометрических величин).

Подтверждением отсутствия производства в России названных товаров является их включение в правительственный перечень технологического оборудования, аналоги которого не выпускаются в России и ввоз которого в нашу страну не облагается НДС. Отсутствие производства можно подтвердить также экспертизой Минпромторга России.

Постановление вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением поручения Минпромторгу России утвердить правила проведения указанной экспертизы.

Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства"


Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

Пункты 1 , и настоящего постановления вступают в силу с 1 января 2014 г.


Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2016 г. N 1576 настоящее постановление признано утратившим силу


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления


Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г., за исключением пункта 3 изменений, вступающего в силу с 1 января 2018 г.


С 1 января 2018 года заказчики устанавливают запрет на допуск иностранных программ, кроме ПО из ЕАЭС. Закупайте только программы, которые включены в реестры отечественного и евразийского ПО. Если необходимо купить иностранную программу, напишите и опубликуйте в ЕИС обоснование . Читайте, как применять запрет при закупке программ.

На какие программы действует запрет

Установите запрет для иностранных программ, кроме ПО из стран Евразийского экономического союза. В ЕАЭС входят Россия, Армения, Белоруссия, Киргизия, Казахстан. Запрет установите, когда закупаете:
  • иностранные программы для ЭВМ;
  • иностранные базы данных;
  • исключительные права на иностранное ПО;
  • права на использование иностранного ПО.
Импортную программу нельзя купить ни на материальном носителе, ни в электронном виде, так как запрет действует для следующих объектов закупки:
  • поставка программ на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи, а также аренда или покупка права использовать ПО посредством каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры (услуги облачных вычислений);
  • поставка, техобслуживание персональных компьютеров, терминалов, серверов и других средств вычислительной техники, на которые необходимо установить программное обеспечение по контракту;
  • работы, услуги по разработке, модификации, модернизации ПО, если заказчик получает права использовать ПО или расширяется ранее предоставленный объем прав;
  • сопровождение, техническая поддержка, обновление ПО, если заказчик получает права использовать ПО или расширяется ранее предоставленный объем прав.
Такие правила установлены Правительством в постановлении от 16.11.2015 № 1236 (далее - постановление № 1236).

Внимание: определяйте страну происхождения товара по Единому реестру российских программ или по реестру евразийского ПО. Программу, которой нет в реестрах, считайте иностранной. Вывод следует из пункта 2.2 постановления № 1236.

Ситуация: установить ли запрет на допуск иностранной продукции при закупке услуг по консультационному сопровождению и обновлению автоматизированной системы

Установите запрет, если исполнитель вместе с услугами по сопровождению и обновлению автоматизированной системы обязан предоставить права на использование программы или расширить ранее предоставленные права. Вывод следует из части 3 статьи 14 Закона № 44-ФЗ, подпункта «г» пункта 2.1 постановления Правительства № 1236.

Ситуация: распространяется ли запрет на допуск иностранного ПО на закупки по 223-ФЗ
Нет, не распространяется. Запрет на допуск иностранного софта действует только для закупок по Закону 44-ФЗ (абз. 1 постановления № 1236 ).

Ситуация: установить ли запрет на допуск иностранного ПО при закупке исключительных и неисключительных прав
Нужно, если закупка не попадает под исключительный случай . Кроме того, заказчик должен установить такой запрет, когда продлевает неисключительные права на ПО. Аналогичный вывод следует из решения Вологодского УФАС от 03.03.2016 по делу № 5-2/25-16 .

Ситуация: установить ли запрет на допуск иностранного ПО при покупке компьютеров с установленными программами
Да. Запрет на допуск иностранного ПО устанавливают независимо от вида контракта. Это может быть как контракт на покупку ПО отдельно, так и вместе с поставкой компьютеров. Такой вывод следует из подпункта «б» пункта 2.1 постановления № 1236.

Ситуация: каким документом участник закупки подтверждает страну происхождения программного обеспечения согласно постановлению № 1236
Правительство не установило таких документов. Поэтому заказчик не вправе требовать от участников какие-либо документы в соответствии с постановлением № 1236 . Отвечает заявка или нет, проверьте по реестрам российского ПО и программ из стран ЕАЭС на основании сведений, которые предоставил претендент.

Ситуация: действует ли запрет на иностранное программное обеспечение при закупке у единственного поставщика
Да, действует.

Запрет на допуск иностранного программного обеспечения действует независимо от вида контракта, на основании которого покупаете ПО. Такое правило установлено в пункте 2 постановления № 1236.
Если закупаете программное обеспечение у едпоставщика, укажите в контракте условие, что продукция должна происходить из стран ЕАЭС . Если закупка программного обеспечения подпадает под исключения из постановления № 1236 , подготовьте обоснование невозможности соблюдать запрет в виде приложения к контракту.
Ситуация: нужно ли устанавливать запрет при закупке услуг по сопровождению базы данных
Не нужно, если при закупке не получаете права использования базы данных. Если нужна установка обновлений, новых версий, их настройка и передача права использовать обновления, то установите запрет или подготовьте обоснование невозможности его соблюдать (п. 2 постановления № 1236 ).

Когда можно купить иностранное ПО

Заказчик вправе приобрести иностранную программу, если:
  1. в Едином реестре российских программ и в реестре евразийского программного обеспечения нет аналога, который отвечает тому же классу ПО , что закупает заказчик;
  2. сведения о программе такого же класса в реестре есть, но по характеристикам она не отвечает требованиям заказчика.
Подготовьте обоснование невозможности соблюдать запрет на допуск ПО иностранного происхождения . Руководствуйтесь Порядком из постановления № 1236 . Обоснование подготовьте в произвольной форме и разместите в ЕИС вместе с извещением о закупке.

Пример: закупка иностранного ПО конкретной марки

Запрет на покупку иностранного ПО действует не на всех заказчиков. Под исключение попадают закупки:

  • дипломатических представительств;
  • консульских учреждений;
  • торговых представительств при международных организациях, которые функционируют на территории иностранного государства.
Также не применяйте запрет, если закупаете ПО, сведения о котором составляют гостайну.
Ситуация: как определить класс программного продукта, чтобы установить запрет на допуск
Класс программы определяйте по данным, которые опубликованы:
  • в приказах Минкомсвязи от 31.12.2015 № 621 и № 622 ;
  • в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (п. 2 Правил из постановления № 1236 ).
Ситуация: публиковать ли в ЕИС обоснование невозможности купить ПО из ЕАЭС, если заключили контракт на закупку иностранной программы по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ
Нет, обоснование в ЕИС не публикуйте, так как информацию о такой закупке заказчик не размещает в ЕИС. Вывод следует из части 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Подготовьте обоснование и храните его вместе с контрактом и документами о закупке.

Ситуация: нужно ли устанавливать запрет при закупке российского программного обеспечения
Да, когда закупаете российское программное обеспечение, также устанавливайте запрет на допуск ПО из иностранных государств. Исключение - случаи, когда запрет на допуск не устанавливают .


Ситуация: можно ли закупить иностранный принтер с предустановленным иностранным программным обеспечением
Можно, если:

  1. в Едином реестре российских программ или в реестре евразийского ПО нет аналога, который отвечает тому же классу ПО, что закупаете;
  2. сведения о ПО такого же класса в реестрах есть, но по характеристикам не отвечают требованиям заказчика.
Об этом сказано в пункте 2 постановления Правительства № 1236.
В документации о закупке установите ограничения для закупки радиоэлектронных товаров иностранного происхождения, так как принтеры включены в перечень радиоэлектронных товаров (п. 2 постановления от 26.09.2016 № 968 ).
Если предустановленное ПО не подпадает под исключения пункта 2 постановления № 1236, установите запрет на допуск программного обеспечения иностранного происхождения согласно постановлению № 1236 .

Ситуация: можно ли без применения постановления № 1236 закупить услугу: права на использование ПО, его установку и настройку
Нет, нельзя. При закупке прав использовать ПО заказчик либо устанавливает запрет на допуск ПО иностранного происхождения, либо обосновывает невозможность соблюдать запрет. Устанавливать запрет не нужно, если закупаете только установку и настройку ПО без закупки прав на использование. Такой вывод следует из пунктов 2 и 3 постановления № 1236.

Ситуация: вправе ли заказчик при закупке ПО установить требование: страна-производитель - государство ЕАЭС
Да, заказчик вправе установить такое требование. Однако учтите, что при закупке программ из стран ЕАЭС необходимо установить запрет на допуск ПО из иностранных государств. Исключение - случаи, когда запрет на допуск не устанавливают .

Ситуация: нужно ли устанавливать запрет, если заказчик приобретает лицензию сразу на несколько компьютеров
Заказчик может не устанавливать запрет, когда закупает сразу несколько лицензий в «пакете», только если в реестрах нет ПО того же класса или тех же характеристик.
Если в реестрах есть ПО, которое функционально и технически отвечает объекту закупки, установите запрет. Неважно, что закупаете сразу несколько лицензий. Запрет устанавливают независимо от вида договора. Такой вывод следует из пункта 2 постановления № 1236.


Раскроем тему национального режима в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Ответим на вопросы: что такое национальный режим, в каких случаях, в каких формах и для чего он применяется, покажем разницу между таким режимом в 44-ФЗ и 223-ФЗ, приведем примеры.

Национальный режим при осуществлении закупок по 44-ФЗ

Национальный режим в госзакупках — это правила, применяемые к товарам (работам, услугам), которые произведены на территории иностранного государства.

Применение национального режима при осуществлении закупки базируется на выполнении правил, сформированных для следующих целей:

  • поддержка российских производителей;
  • поддержка стран — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС);
  • запрет на иностранную продукцию двойного назначения;
  • развитие российской экономики в целом;
  • поддержание обороноспособности страны;
  • обеспечение национальной безопасности.

Национальный режим (44-ФЗ ) действует в трех основных формах:

  • запреты;
  • ограничения;
  • условия допуска (преференции).

Запрет иностранных товаров по 44-ФЗ

По отношению к товарам, которые произведены на территории иностранного государства, действует запрет на допуск продукции:

  • машиностроения (Постановление от 14.07.2014 № 656);
  • легкой промышленности и услуг по ее прокату (Постановление от 11.08.2014 № 791);
  • мебельной и деревообрабатывающей промышленности (Постановление от 05.09.2017 № 1072),
  • объектов оборонного значения (Постановление от 14.01.2017 № 9);
  • программного обеспечения (Постановление от 16.11.2015 № 1236).

Запрет не применяется в том случае, если производство необходимых товаров отсутствует на территории РФ или стран — членов ЕАЭС.

Ограничения иностранных товаров по 44-ФЗ

Ограничения устанавливаются на допуск:

  • медицинских изделий (Постановление от 5 февраля 2015 г. № 102);
  • лекарственных препаратов из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (Постановление от 30 ноября 2015 г. № 1289);
  • радиоэлектронной продукции (Постановление от 26 сентября 2016 г. № 968);
  • отдельных видов продуктов питания (Постановление от 22 августа 2016 г. № 832).

При проведении электронного аукциона заявки с иностранным товаром из этого перечня допускаются, но преимущества предоставляются продукции из стран РФ и стран — членов ЕАЭС. В случае выигрыша участника с зарубежной продукцией применяется коэффициент, понижающий стоимость его предложения на 15%.

В электронном аукционе участник, поставляющий немецкое лекарство, предложил самую низкую цену контракта — 800 тыс. руб. и стал победителем. Договор с таким участником заключается по цене 80 тыс. рублей - 15% = 68 тыс. рублей.

Условия допуска (преференции) по 44-ФЗ

Преференциями являются льготы на определенные виды товаров (перечень можно найти в Приказе Минэкономразвития РФ от 25.03.2014 N 155), которые распространяются на страны ЕАЭС. Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования(льготы) заключаются в том, что в случае проведения конкурса, запроса котировок или запроса предложений для поставщика изделий из стран ЕАЭС применяется понижающий коэффициент 15%, а в случае его победы договор заключается по полной цене, предложенной поставщиком.

Поданы две заявки на участие в конкурсе: один участник предлагает тракторы, произведенные в Киргизии (страна — член ЕАЭС), другой — тракторы из Германии. Цена, предложенная первым поставщиком, — 1 млн. рублей, вторым — 900 тыс. рублей. В условиях нацрежима цена первого участника рассматривается как 1 млн. руб. - 15% = 850 тыс. руб. То есть победителем становится участник, предложивший тракторы из Киргизии, при этом контракт с ним заключается по предложенной им цене в 1 млн. рублей.

Национальный режим по 223-ФЗ

Вступившее в силу с 01.01.2017 года Постановление от 16 сентября 2016 г. № 925 устанавливает для закупок по 223-ФЗ приоритет на товары (работы, услуги) отечественного происхождения по отношению к иностранным, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Приоритет устанавливается с учетом Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 .

В случае проведения конкурса, запроса котировок или запроса предложений оценка производится в пользу товаров из РФ, цена которых при сопоставлении с иностранной продукцией снижается на 15%, при этом договор заключается по той цене, которая изначально предложена участником в заявке.

В случае проведения электронного аукциона, если победителем становится поставщик товара иностранного происхождения, то договор с ним заключается по цене, сниженной на 15% от предложенной им цены.

В национальном режиме по 44-ФЗ на иностранные товары установлены запреты, ограничения и условия допуска, а нормы 223-ФЗ устанавливают только приоритеты для изделий из РФ, которые отражаются на критериях оценки или цене договора, а заявки поставщиков иностранной продукции не отклоняются.

При осуществлении закупок к иностранным товарам, работам и услугам применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения только в случаях, когда заключены соответствующие международные договоры РФ (ч. 1 ст. 14 Закона № 44-ФЗ).

Правительство РФ и федеральные органы имеют право устанавливать ограничения и даже полный запрет на допуск иностранной продукции (работ, услуг). Делается это в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей (ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ).

Последние изменения в национальном режиме по 44-ФЗ комментирует Роман Чибисов, ведущий вебинара «Национальный режим в закупках. Запреты, ограничения, преференции в контрактной системе »

Преференции отечественным производителям в рамках национального режима

Перечень отечественной продукции, при закупке которой следует применять преференции, очень широк. Они включены в приказ Минэкономразвития от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств». Этим приказом не предусмотрен запрет на участие в такой закупке иностранных поставщиков, однако при одинаковом качестве продукции закупку будет проще выиграть производителю из ЕАЭС, даже если его товар дороже. Эти преференции касаются в том числе поставщиков овощей и фруктов, посуды, металлопроката, лекарственных средств, компьютеров и периферии, литейных машин и прессов, труб, ядерных реакторов, а также иных товаров, включенных в Приказ № 155.

В случае, когда в закупке принимают участие как поставщики российских товаров (либо из стран ЕАЭС), так и поставщики, у которых товары иностранного производства, действуют следующие преференции:

  1. Конкурс запрос предложений или запрос котировок. При рассмотрении и оценке заявок по критерию «цена контракта» на поставку товаров, указанных в Приказе № 155, произведенных на территории ЕАЭС, применяется понижающий коэффициент равный 15%. Т.е. при оценке заявок цена будет уменьшена на 15%, но, в случае победы, контракт всё равно будет заключен по цене контракта, указанной в заявке на участие.
  2. Аукцион. В случае если победителем аукциона представлена заявка на участие, которая содержит предложение о поставке иностранных товаров, указанных в Приказе № 155, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником, сниженной на 15%.

Согласно п. 6 этого же Приказа в случае, если несколькими участниками закупки представлены одинаковые условия исполнения контракта с учетом предоставления преференции, контракт заключается именно с участником закупки, имеющим право на предоставление преференции.

Иностранные продукты могут быть приобретены за бюджетные деньги только в случае, если они не уступают по качеству отечественным, но при этом дешевле более чем на 15%, либо если в соответствии с условиями закупочной документации, они намного выгоднее, чем у поставщиков ЕАЭС.

Запреты на закупки иностранных товаров

В настоящее время установлены запреты и ограничения при закупке следующих категорий товаров:

  1. оборудование для нужд обороны и безопасности;
  2. продукты питания;
  3. товары машиностроения;
  4. товары лёгкой промышленности;
  5. медицинские изделия и лекарственные средства;
  6. программное обеспечение.
  • Требовать у поставщиков декларацию о том, что товар произведен в РФ;
  • Отклонять заявки, в которых не указана страна происхождения товара;
  • Указывать в документации, что участники несут ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара.

Запрет на закупки медицинских изделий и лекарств

В случае закупки медицинских изделий — например, медицинской одежды, электрокардиографов, томографов, некоторых хирургических инструментов, а также реагентов, установлен запрет на закупку, если из стран ЕАЭС поступили по крайней мере два предложения о поставке такой продукции. Полный перечень такой продукции установлен Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом заказчик должен отклонить все заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, за исключением Республики Армения, Республики Белоруссия и Республики Казахстан, при условии, что на участие подано не менее двух удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно:

  • содержат предложения о поставке медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых является РФ или вышеуказанные республики;
  • не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.

Аналогичные правила установлены Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289 для закупки лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Запрет на закупки товаров легкой промышленности

На закупки товаров лёгкой промышленности из стран, не входящих в ЕАЭС, Постановлением Правительства РФ от 11.08.2014 № 791 установлен полный запрет. В перечень запрещенных к импорту товаров, утверждённый этим постановлением, попали:

  • Ткани, изделия текстильные, полотна трикотажные или вязаные
  • Ковры и ковровые изделия
  • Канаты, веревки, шпагат и сети
  • Кожа и изделия из неё, меха
  • Любая одежда, спецодежда, бельё, аксессуары
  • Изделия чулочно-носочные трикотажные или вязаные
  • Чемоданы, сумки дамские и аналогичные изделия; изделия шорно-седельные и упряжь
  • Обувь
  • Изделия из вулканизированной резины прочие, не включенные в другие группировки; твердая резина во всех формах и изделия из нее; напольные покрытия и коврики из вулканизированной пористой резины
  • Изделия пластмассовые прочие
  • Услуги по прокату бытовых бельевых изделий
  • Услуги по прокату текстильных изделий, одежды и обуви

Данный запрет не применяется лишь в том случае, если производство этих товаров на территории ЕАЭС отсутствует.

Запрет на закупки товаров машиностроения

Этот запрет касается импортных бульдозеров, автобусов, троллейбусов, вагонов, грузовиков, экскаваторов, тракторов снегоочистителей и других машин, включенных в перечень Постановления Правительства РФ от 14.07.2014 № 656 . Подтверждением страны происхождения является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров.

Запрет на закупки товаров, работ и услуг для нужд обороны страны и безопасности государства

Исключение из этого запрета предусмотрено в следующих случаях:

  • в реестре российского ПО отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу, что и ПО, планируемое к закупке;
  • ПО, сведения о котором включены в реестр, по своим функциональным, техническим или эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к закупаемому ПО.

Запрет на участие турецких организаций в закупках на оказание услуг



Просмотров