К г юнг психологические типы личности. Введение в психологические типы. Вопросы для самопроверки

Эта книга - первая часть учебного пособия по совсем молодой, пока мало кому известной науке соционике. Науке о структуре человеческой психики, ее влиянии на обмен информацией между людьми.

Соционика открывает новые, еще не разработанные подходы к изучению человеческих взаимоотношений во всем их многообразии.


Типология К.Г. Юнга.

Талантливый ученик 3. Фрейда, Карл Густав Юнг (1875 -1961), швейцарский ученый, психиатр и психотерапевт, имел большую психиатрическую практику, которую вел около шестидесяти лет.

В процессе работы он систематизировал свои наблюдения и пришел к выводу, что между людьми существуют различия, столь же неотъемлемые, как, например, цвет глаз. Разработанная типология, десятилетиями применявшаяся и уточнявшаяся в практике самого Юнга и его учеников, получила воплощение в книге "Психологические типы" , вышедшей в 1921 году. Для описания наблюдений К. Г. Юнг ввел принципиально новые понятия, которые легли в основу типологии и позволили применить аналитические методы к изучению человеческой психики Введем эти понятия в той последовательности, в которой вводил их Юнг.

Установки.

Юнг утверждал, что каждый человек изначально ориентирован на восприятие либо внешних сторон жизни (внимание преимущественно направлено на объекты внешнего мира), либо внутренних (внимание преимущественно направлено на субъект). Такие способы осознания мира, себя и своей связи с этим миром он назвал установками человеческой психики. Юнг определил их как экстраверсию и интроверсию .

"Экстраверсия есть, до известной степени, переложение интереса вовне, от субъекта к объекту" (К.Г. Юнг).

Интроверсией Юнг назвал обращение интереса внутрь, когда "мотивирующая сила принадлежит, прежде всего, субъекту, тогда как объекту принадлежит самое большее вторичное значение".

В мире нет ни чистых экстравертов, ни чистых интровертов, но каждый индивидуум более склонен к одной из этих установок и действует преимущественно в ее рамках. "Каждый человек обладает общими механизмами, экстраверсией и интроверсией , и только относительный перевес одного или другого определяет тип" .

Нужно обратить внимание на то, что в соционике не следует отождествлять понятия экстраверсии и интроверсии со степенью общительности или замкнутости человека. Как видно из определений и объяснений самого Юнга, в этих понятиях общительность и замкнутость - далеко не главное. Общительность может иметь в основе как интерес к людям (экстравертный), так и интерес к полезной или привлекательной для себя информации (интровертный). Есть экстравертные типы, предпочитающие наблюдать объекты со стороны. И наоборот, интроверт может быть очень общительным, создавая тем самым себе внутренний комфорт.

Функции.

Кроме описания установок К. Г. Юнг ввел понятие функций, позволивших впоследствии разработать аналитический аппарат и построить модели структуры человеческой психики. Юнг выделил четыре базовые функции: мышление, чувство, интуицию, ощущение. Опыт работы с пациентами дал ему основания утверждать, что одни люди лучше оперируют с логической информацией (рассуждения, умозаключения, доказательства), а другие -с эмоциональной (отношения людей, их чувства). Одни обладают более развитой интуицией (предчувствие, восприятие в целом, инстинктивное схватывание информации), другие - более развитыми ощущениями (восприятие внешних и внутренних раздражителей). По определению К. Г. Юнга:

Мышление есть та функция, которая приводит данные содержания представлений в понятийную связь. Мышление занято истинностью и основано на внеличных, логических, объективных критериях.

Чувство есть функция, придающая содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его. Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо - плохо, красиво - некрасиво.

Интуиция есть та функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем. Интуиция -это своего рода инстинктивное схватывание, достоверность интуиции покоится на определенных психических данных, осуществление и наличность которых остались, однако, неосознанными.

Ощущение - та психологическая функция, которая воспринимает физическое раздражение. Ощущение базируется на прямом опыте восприятия конкретных фактов.

Наличие у каждого человека всех четырех психологических функций дает ему целостное и уравновешенное восприятие мира. Однако эти функции развиваются не в одинаковой степени. Обычно одна функция доминирует, давая человеку реальные средства для достижения социального успеха. Другие функции неизбежно отстают от нее, что ни в коем случае не является патологией, а их "отсталость" проявляется лишь в сравнении с доминирующей. "Как показывает опыт, основные психологические функции редко или почти никогда не имеют равной силы или одинаковой степени развития у одного и того же индивидуума. Обычно та или другая функция перевешивает как в силе, так и в развитии" .

Если же у человека мышление оказывается на одном уровне с чувством, то, как писал Юнг, речь идет "об относительно неразвитом мышлении и чувстве. Равномерная сознательность и бессознательность функций является, поэтому признаком примитивного состояния духа" . Исследования Аушры Аугустинавичюте полностью подтвердили это утверждение: "Среди психически полноценных людей мы таких индивидуумов не встретили"

По преобладающей функции, которая накладывает свой отпечаток на характер индивида. Юнг определял типы: мыслительный, чувствующий, интуитивный, ощущающий.

Юнг утверждал, что "чувствующий тип больше всего подавляет свое мышление, потому что мышление, скорее всего, способно мешать чувству. И мышление исключает, главным образом, чувство, ибо нет ничего, что было бы так способно мешать и искажать его, как именно ценности чувства". Здесь мы видим, что Юнг определял чувство и мышление как альтернативные функции. Точно так же он определил другую пару альтернативных функций: интуиция - ощущение.

Классы.

Юнг разделил все психологические функции на два класса: рациональные (мышление и чувство) и иррациональные (интуиция и ощущение).

("Рациональное есть разумное, соотносящееся с разумом, соответствующее ему".

Юнг понимал разум, как ориентацию на нормы и объективные ценности, накопленные в социуме, как "правильную" установку "среднего разума".

(Иррациональное по Юнгу - это не что-то противоразумное, а что-то лежащее вне разума, на разуме не основанное.

"Мышление и чувство являются функциями рациональными, поскольку решающее влияние на них оказывает момент размышления, рефлексии. Иррациональные же функции суть те, целью которых является чистое восприятие, таковы интуиция и ощущение, потому что они должны для полного восприятия как можно более отрешиться от всего рационального".

В жизни есть как рациональное, так и иррациональное. Не все можно сопоставить с общепринятыми нормами. Там, где требуется чистое восприятие, нормы только мешают. Не зря мы говорим, например, что у каждого свой вкус (ощущение - иррациональная функция). Всем известны поговорки: "О вкусах не спорят", "На вкус и цвет товарищей нет", "Кому поп, кому попадья, а кому и попова дочка". Свои предчувствия, прозрения и вдохновение (интуиция - тоже иррациональная функция) никто не обязан соизмерять со "средним разумом". Мы иногда говорим об интуиции как о "шестом чувстве", иррациональном явлении.

А вот нарушения логики в рассуждениях (мышление - рациональная функция) делают их непригодными для использования. Не зря только в ироническом ключе можно услышать фразы "у нее женская логика" или "у него. своя непостижимая логика". Речь же идет не о логике женщины, а о нечеткой, запутанной аргументации. То же и с моральными нормами и правилами этикета (чувство - рациональная функция). Понятно без объяснений, что такое бессовестный, аморальный поступок, что такое неумение себя вести. В каждом социуме накоплены свои варианты нормы, и человек вынужден их выполнять, чтобы не оказаться социально не одобряемым "средним разумом" этого общества.

Таким образом, мы видим, что в жизни есть два класса явлений: рациональные - то, что люди сравнивают с нормами и правилами, и иррациональные - которые несравнимы ни с какими правилами, существуют вне их. "В соответствии со своей природой интуиция и ощущение должны быть направлены на абсолютную случайность и на всякую возможность, поэтому они должны быть совершенно лишены рационального направления. Вследствие этого я обозначаю их как функции иррациональные, в противоположность мышлению и чувству, которые суть функции, достигающие своего совершенства в полном согласовании с законами разума" (К.Г. Юнг).

Нельзя недооценивать каждый из этих классов явлений. Как рациональный, так и иррациональный подход может сыграть свою важную роль в разрешении различных жизненных ситуаций там, где может быть неприменим один из них. Юнг приводит такой пример: "слишком большое ожидание или даже уверенность в том, что для каждого конфликта должна существовать возможность разумного разрешения, может помешать его действительному разрешению на иррациональном пути".

Психологические типы.

Итак, Юнг построил типологию, базируясь на двух установках:

экстраверсия - интроверсия

и на четырех функциях, которые он описал как попарно альтернативные, разделив их на два класса:

рациональные: мышление - чувство

и иррациональные: ощущение - интуиция

Юнг рассмотрел каждую из четырех психологических функций в двух установках: как в экстравертном, так и в интроверт-ном вариантах. Он определил в соответствии с этими уже восемью функциями 8 психологических типов. Он утверждал: "как экстравертированный, так и интровертированный тип может быть или мыслительным, или чувствующим, или интуитивным, или ощущающим". Подробные описания типов Юнг привел в своей книге "Психологические типы". Для лучшего понимания типологии Юнга сведем все 8 типов в таблицу (табл. 1).

Таблица 1. Психологические типы К.Г. Юнга


Юнг отмечал, что не следует путать деление на классы (рациональные - иррациональные) с делением на установки (экстраверсия - интроверсия). Это независимые друг от друга параметры человеческой психики. И экстравертные и интровертные типы могут принадлежать как к классу рациональных типов, так и к классу иррациональных типов.

Каждого человека можно описать в терминах одного из юнговских психологических типов. Тип показывает относительно сильные и относительно слабые места в функционировании психики и тот стиль деятельности, который предпочтительнее для человека. "Два лица видят один и тот же объект, но они видят его не так, чтобы обе, полученные от этого картины, были абсолютно идентичны. Помимо различной остроты органов чувств и личного уравнения часто бывают глубокие различия в роде и размере психической ассимиляции воспринимаемого Образа",- писал Юнг .

Типология Юнга - это усовершенствование модели Фрейда "ego - super-ego - id". "Проверяя эту модель, Юнг убедился, что большая часть или даже все отношения человека с одушевленными и неодушевленными предметами определяются психической структурой людей. То есть, эти отношения бывают разными, и причина этой разности - различие в психической структуре индивидов. Поэтому, используя отношения как отправную точку, можно сконструировать не одну, как у Фрейда, а несколько моделей психики, что и сделал Юнг",- писала Аушра Аугустинавичюте .

С точки зрения типологии Юнга каждый человек не только индивидуальность, но и представитель определенного типа. В этом нет ничего обидного для человека, как нет ничего ограничивающего его индивидуальность в принадлежности к мужскому или женскому полу. Будучи мужчиной или женщиной, блондином или брюнетом, человек остается личностью, имеет право на собственные мысли, чувства, привычки, вкус. Типы личности - качественно отличающиеся составные элементы человечества, но они не налагают ограничений на свободу выбора человека. Часто приходится отвечать на вопрос, можно ли изменить тип личности? Таких прецедентов пока не наблюдалось, да это и не нужно. Юнг пишет, что при попытках изменить тип человек "становится невротическим, и его излечение возможно только через выявление естественно соответствующей индивидууму установки" .

Типология не отменяет всего многообразия человеческих характеров в рамках любого из психологических типов и не устанавливает непреодолимых преград, не мешает людям "расти над собой". Знание своего типа личности может только помочь пройти этот путь легче, подсказать свои, а не чужие средства к достижению целей, но уж никак не помешать.

До сих пор некоторые ученые предполагают, что психика новорожденного - чистая грифельная доска, tabula rasa, и все психологическое развитие происходит из личного опыта. Однако Юнг утверждал, что психика ребенка уже обладает структурой, которая задает базис для его дальнейшего развития и взаимодействия со средой, он писал: "Ребенок не рождается с готовым сознанием, но его разум не есть tabula rasa. Сам мозг рождается с определенной структурой". Структура эта служит основой, на которой впоследствии формируется индивидуальная психика. Как отмечал Юнг: "Классификация не объясняет полностью индивидуальной психики. Тем не менее, представление о психологических типах открывает путь к лучшему пониманию человеческой психологии".

К сожалению, несмотря на огромный практический опыт Юнга и его учеников, их современники не приняли данной типологии. В психологической среде долгое время существовало устойчивое мнение, что типология эта трудна, расшифровать ее нельзя, и "работает" она только в руках автора.

В наше время идеи Юнга начали "прорастать" в умах, появилось много его последователей в различных странах мира. Все больше ученых принимают вывод Юнга о том, что поведение человека, кажущееся на первый взгляд непредсказуемым, на самом деле вполне логично, если понять, какие глубинные мотивы лежат в его основе. Юнга изучают настоящие и будущие психологи. Вот как о его типологии написано в учебнике для психологических факультетов университетов: "Юнговская типология помогает нам понять социальные отношения, описывая, сколь различным образом люди воспринимают мир, сколь разными критериями они пользуются в действиях и суждениях" .

Развитие идей Юнга в Западной Европе и США.

Наибольший вклад в развитие типологии Юнга на Западе внесла его ученица Кэтрин Бриггс, посещавшая его лекции в Швейцарии. Она занялась пропагандой его идей и увлекла этим свою дочь Изабель Бриггс Майерс. Изабель поставила перед собой цель сделать открытия Юнга понятными и полезными среднему человеку. В течение сорока лет она разъясняла и распространяла теорию Юнга, а также разработала систему тестов для определения типа личности, которую она назвала "Индикатор типов личности Майерс - Бриггс" (The Myers - Briggs Туре Indicator) или MBTI.

Типологические признаки Майерс - Бриггс Юнговские установки, функции и классы в типологии Майерс - Бриггс выстроены в единую систему независимых признаков. Таким образом, получились 4 пары признаков, обозначенных латинскими буквами. Индексы-обозначения образованы от английских названий признаков. В разных работах встречаются разные переводы названий признаков. Во избежание путаницы мы в скобках указываем английское название признака по Майерс - Бриггс.

экстравертный E (Exstraverted) - интровертный I (Introverted)

мыслительный T (Thinking) - чувствующий F (Feeling)

интуитивный N (Intuitive) - ощущающий S (Sensing)

решающий J (Judging) - воспринимающий P (Perceiving)

Типы личности в системе Майерс - Бриггс.

Посмотрим теперь, как из этих признаков получаются типы. В системе Майерс - Бриггс они называются типами личности. И. Бриггс Майерс и К. Бриггс для описания типов личности сделали новый шаг по сравнению с теорией Юнга. Как мы помним, Юнг описал функции ощущение - интуиция и мышление - чувство как попарно альтернативные и независимые. Независимость функций наводит на мысль о том, что каждая функция из одной пары может сочетаться с каждой функцией из другой пары. Эта мысль подразумевалась Юнгом в контексте, но не была отражена в построении типов. Попарное сочетание функций приводит к удвоению количества типов по сравнению с юнговской типологией. Юнговский мыслительный тип теперь распадается на два.

Мыслительный (Т): мыслительно-ощущающий (ST) и мыслительно-интуитивный (NT)

Таким образом, получаем более подробно определенный психологический тип. В жизни это разделение мыслительных типов соответствует несколько условному делению людей на "практиков", т.е. тех, кто силен в конкретной конструкторской и производственной работе и на "теоретиков", т.е. тех, кто успешно размышляет о глобальных мировых законах.

Аналогично формируется вторая пара.

Чувствующий (F): чувствуюше-ощушающий (SF) чувствующе-интуитивный (NF)

В этой паре различия можно охарактеризовать так: первые - "заботливые" - лучше видят, кто нуждается в их заботе и поддержке, вторые - "психологи" - лучше ориентируются в возможностях и перспективах людей и отношений.

В таком описании у каждого из типов присутствуют как рациональная, так и иррациональная функции.. Доминировать в проявлении типа может либо одна, либо другая из них. Например, у мыслительно-ощущающего (ST) типа может доминировать мышление (рациональная функция) или ощущение (иррациональная функция). Во втором случае его уже правильнее называть ошущающе-мыслительным, хотя обозначение в типологии Майерс - Бриггс остается тем же - (ST). Различие в обозначениях этих типов состоит в том, что в первом случае в названии типа будет присутствовать буква "J" для обозначения рациональности, а во втором - буква "Р" для обозначения иррациональности.

Таким образом, все типы в этой типологии (в отличие от юнговской) уже могут существовать либо в рациональном (J), либо в иррациональном (Р) варианте.

Рациональные (J)

мыслительно-интуитивный NT, мыслительно-ощущающий ST, чувствующе-интуитивный NF, чувствующе-ошущающий SF.

Иррациональные (Р)

интуитивно-мыслительный NT, ощущающе-мыслительный ST, интуитивно-чувствующий NF, ощущающе-чувствующий SF.

Вспомним теперь, что здесь еще не учтено юнговское понятие установок (экстраверсии - интроверсии). В типологии Майерс - Бриггс, так же как и в типологии Юнга, каждый из типов может быть представлен в экстравертном (Е) или интровертном (I) вариантах. Следовательно, каждый из типов: ST, NT, SF, NF -может принадлежать к группам:

Экстравертные рациональные E(..)J

Интровертные рациональные I(..)J

Экстравертные иррациональные Е(..)Р

Интровертные иррациональные I(..)P

Такая комбинация расширила типологию с восьми юнговских типов до шестнадцати. В качестве названия каждому типу личности был присвоен четырехбуквенный код. Код состоит из обозначений признаков, доминирующих у типа. Если, например, у типа сильны признаки: экстраверсия (Е), ощущение (S), чувство (F), иррациональность (Р), то он называется ESFP, в то время как тип с выраженными признаками: интроверсия (I), интуиция (N), мышление (Т), рациональность (J) - называется INTJ. Сведем шестнадцать типов личности по Майерс - Бриггс в таблицу, аналогичную таблице юнговских психологических типов (табл. 2).

Применение теории типа личности.

К. Бриггс, И. Бриггс Майерс и их последователи в США подробно исследовали проявления каждого из шестнадцати типов, описали характерные личностные черты. Они отметили влияние структуры личности на способ существования в мире: профессиональную ориентацию, творческие способности, отношение к различным видам деятельности, к людям, животным, книгам, учебе, труду, искусству, здоровью и многое другое.

Эта типология получила в США и в странах Европы название "Теории типа личности" (Type Theory) или "Типоведения" (Type Watching).

Изабель Бриггс Майерс начала работу над опросником для определения типа личности MBTI в 1942 году и на протяжении нескольких лет вносила в него существенные изменения, делая его, в частности, пригодным для студентов высшей школы и колледжей. Опросник содержит более 100 вопросов. Количество вопросов варьируется в зависимости от типа опросника: для коммерческого или научного применения. В настоящее время уже трудно сосчитать, сколько вариантов опросника и подделок "ходит" в нашей стране и за рубежом. У тестируемых выявляют доминирование по всем четырем парам независимых признаков.

Таблица 2. Типы личности по Майерс - Бриггс

Существует руководство по использованию опросника, впервые опубликованное в 1962 г. . MBTI применяют в психотерапии и психологическом консультировании, в том числе и в нашей стране. Впервые на русском языке о нем написано в книге , более полный его вариант перевела и описала Аушра Аугустинавичюте в работе . В разных странах есть курсы обучения работе с опросником, включая видеокурсы на кассетах, показывающие отражение типологических особенностей на внешности людей.

И на преобладании одной из основных психических функций - мышления , чувства , ощущения или интуиции .

Эта типология была разработана швейцарским психиатром К. Г. Юнгом в его работе «Психологические типы », опубликованной в 1921 году .

Целью психологической типологии, по Юнгу, не является простая классификация людей на категории. Типология, по его мнению, представляет собой, во-первых, инструмент исследователя для упорядочивания бесконечно разнообразного психологического опыта в некоем подобии координатного пространства («тригонометрической сетки» - пишет Юнг). Во-вторых, типология - инструмент практического психолога, позволяющий на основе классификации пациента и самого психолога выбирать наиболее действенные методы и избегать ошибок .

Для определения типа по Юнгу применяют типологическое обследование (тесты Грея - Уилрайта) и опросник «Индекс юнговских типов » (англ. Jungian Type Index, JTI ).

Типология Юнга была использована при построении типологии Майерс - Бриггс и соционики . При этом сам Юнг уже в 1934 году предупреждал, что его типология не является классификацией людей, но служит только для упорядочения эмпирических данных. .

Классификация по «психологической установке»

Юнг считал, что всякий человек стремится либо к восприятию объектов внешнего мира, либо стремится от них абстрагироваться. Это различие он назвал общим типом установки и поделил на экстравертную (направленную на восприятие внешнего мира) и интровертную (направленную преимущественно «внутрь себя»). Полагая, что не существует ни чистых экстравертов, ни чистых интровертов, он считал, что каждый индивидуум более склонен к одной из этих установок и действует преимущественно в её рамках. «Каждому человеку присущи оба механизма, экстраверсии и интроверсии, и лишь относительный перевес того или другого определяет тип», - пишет Юнг. Тем не менее, это различие в установках, по Юнгу, «бросается в глаза» и «очевидно даже для профана в психологических вопросах».

Понятие экстраверсии-интроверсии, введённое Юнгом, получило дальнейшее развитие в работах британского психолога Ганса Айзенка и широко используется в современной психологии. В частности, оно находит применение в классификации «большая пятёрка ».

Классификация по преобладающей функции

Понятие «психическая функция», введённое Юнгом, он подробно объяснил на одной из своих лекций в 1923 году :

Сознательное психическое есть средство для адаптации и ориентации и состоит из ряда различных психических функций. Среди них можно выделить четыре основных: ощущение, мышление, чувство, интуиция.

В ощущение я включаю всё восприятие с помощью чувственных органов ; под мышлением я имею в виду функцию интеллектуального познания и формирования логических заключений; чувство - функция субъективной оценки; интуицию я понимаю как восприятие с помощью бессознательного или восприятие бессознательных содержаний. Настолько, насколько позволяет мой опыт, эти четыре базовые функции кажутся мне достаточными, чтобы выразить и представить все многочисленные виды сознательной ориентации.

Психические функции, по Юнгу, «не сводимы друг к другу»: работа всех четырёх функций необходима для целостного функционирования индивида . Однако он утверждает, что доминирование той или иной функции является нормальным явлением и даже необходимо для достижения социального успеха.

Мышление должно тщательно исключать чувство, если только оно желает быть настоящим, верным своему принципу мышлением. Это, конечно, не исключает существование индивидов, у которых мышление и чувство стоят на одинаковой высоте, причем и то и другое имеет одинаковую сознательную силу мотивации. Но в таком случае речь идёт не о дифференцированном типе, а о сравнительно неразвитом мышлении и чувстве. Равномерная сознательность и бессознательность функций есть, следовательно, признак примитивного состояния духа.

Юнг следующим образом определял психические функции:

  • Мышление - та функция, которая, следуя своим собственным законам, приводит данные содержания представлений в понятийную связь.
  • Чувство - функция, придающая содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его. Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо - плохо, красиво - некрасиво.
  • Ощущение - это восприятие, совершающееся посредством органов чувств.
  • Интуиция - функция, которая передаёт субъекту восприятие бессознательным путём. Предметом такого восприятия может быть всё - и внешние, и внутренние объекты или их сочетания.

Особенность интуиции состоит в том, что она не есть ни чувственное ощущение, ни чувство, ни интеллектуальный вывод, хотя она может проявляться и в этих формах. При интуиции какое-нибудь содержание представляется нам как готовое целое, без того, чтобы мы сначала были в состоянии указать или вскрыть, каким образом это содержание создалось.

В соответствии с преобладающей функцией Юнг выделяет мыслительный, чувственный, ощущающий и интуитивный типы личности. С учётом «типа установки» каждый из них может быть как экстравертным, так и интровертным, что в сумме даёт «восемь наглядных психологических типов» .

Основные и дополнительные функции

Для более точного описания человеческой психики Юнг ввёл понятие «вспомогательной» или «дополнительной» функции.

Все функции он разделил на два класса: «рациональные», то есть лежащие в сфере разума - мышление и чувство, - и «иррациональные», то есть лежащие «за пределами разума» - ощущение и интуиция. Доминирование какой-либо функции требует подавления противоположной функции (мышление исключает чувство, ощущение - интуицию, и наоборот).

И на преобладании той или иной психической функции , к которым он относил мышление , чувство , ощущение и интуицию .

Целью психологической типологии, по Юнгу, не является простая классификация людей на категории. Типология, по его мнению, представляет собой во-первых, инструмент исследователя для упорядочивания бесконечно разнообразного психолологического опыта в некоем подобии координатной шкалы («тригонометрической сетки» - пишет Юнг). Во-вторых, типология - инструмент практического психолога, позволяющий на основе классификации пациента и самого психолога выбирать наиболее действенные методы и избегать ошибок .

Для определения типа по Юнгу применяют типологическое обследование (тесты Грей-Уилрайт) и опросник «Индекс юнговских типов » (англ. Jungian Type Index, JTI ).

Классификация по «психологической установке»

Юнг считал, что всякий человек стремится либо к восприятию объектов внешнего мира, либо стремится от них абстрагироваться. Это различие он назвал общим типом установки и поделил на экстравертную (направленную на восприятие внешнего мира) и интровертную (направленную преимущественно «внутрь себя»). Полагая, что не существует ни чистых экстравертов, ни чистых интровертов, он считал, что каждый индивидуум более склонен к одной из этих установок и действует преимущественно в ее рамках. «Каждому человеку присущи оба механизма, экстраверсии и интроверсии, и лишь относительный перевес того или другого определяет тип», - пишет Юнг. Тем не менее, это различие в установках, по Юнгу, «бросается в глаза» и «очевидно даже для профана в психологических вопросах».

Понятие экстраверсии-интроверсии, введённое Юнгом, получило дальнейшее развитие в работах Айзенка (Dimensions of Personality , L. 1947) и широко используется в современной психологии. В частности, оно находит применение в классификации «большая пятёрка ».

Классификация по преобладающей функции

Понятие «психическая функция» введено Юнгом и озвучено на одной из его лекций в 1923 году:

«Сознательное психическое есть средство для адаптации и ориентации и состоит из ряда различных психических функций. Среди них можно выделить четыре основных: ощущение, мышление, чувство, интуиция.

В ощущение я включаю все восприятие с помощью чувственных органов; под мышлением я имею в виду функцию интеллектуального познания и формирования логических заключений; чувство - функция субъективной оценки; интуицию я понимаю как восприятие с помощью бессознательного или восприятие бессознательных содержаний. Настолько, насколько позволяет мой опыт, эти четыре базовые функции кажутся мне достаточными, чтобы выразить и представить все многочисленные виды сознательной ориентации. Для полной ориентации все четыре функции должны сотрудничать на равных: мышление облегчает познание и суждение, чувство говорит нам, в какой степени и как та или иная вещь является для нас важной или не является таковой, ощущение должно передавать нам с помощью зрения, слуха, вкуса и т. д. сведения о конкретной реальности, а интуиция позволяет нам угадывать скрытые возможности в подоплеке происходящего, поскольку эти возможности также принадлежат целостной картине данной ситуации».

Психические функции, по Юнгу, «не сводимы друг к другу», работа всех четырёх функций необходима для целостного функционирования индивида. Однако он утверждает, что доминирование той или иной функции является нормальным явлением и даже необходимо для достижения социального успеха.

Мышление должно тщательно исключать чувство, если только оно желает быть настоящим, верным своему принципу мышлением. Это, конечно, не исключает существование индивидов, у которых мышление и чувство стоят на одинаковой высоте, причем и то и другое имеет одинаковую сознательную силу мотивации. Но в таком случае речь идет не о дифференцированном типе, а о сравнительно неразвитом мышлении и чувстве. Равномерная сознательность и бессознательность функций есть, следовательно, признак примитивного состояния духа.

Юнг следующим образом определял психические функции:

  • Мышление - та функция, которая, следуя своим собственным законам, приводит данные содержания представлений в понятийную связь.
  • Чувство - функция, придающая содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его. Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо - плохо, красиво - некрасиво.
  • Ощущение - это восприятие, совершающееся посредством органов чувств .
  • Интуиция - функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем. Предметом такого восприятия может быть все - и внешние, и внутренние объекты или их сочетания.

Особенность интуиции состоит в том, что она не есть ни чувственное ощущение, ни чувство, ни интеллектуальный вывод, хотя она может проявляться и в этих формах. При интуиции какое-нибудь содержание представляется нам как готовое целое, без того, чтобы мы сначала были в состоянии указать или вскрыть, каким образом это содержание создалось.

В соответствии с преобладающей функцией Юнг выделяет мыслительный, чувственный, ощущающий и интуитивный типы личности. С учётом «типа установки» каждый из них может быть как экстравертным, так и интровертным. Таким образом образуется «восемь наглядных психологических типов» .

Основные и дополнительные функции

Для более точного описания человеческой психики Юнг ввёл понятие «вспомогательной» или «дополнительной» функции.

Все функции он разделил на два класса - «рациональные», то есть, лежащие в сфере разума, это мышление и чувство, и «иррациональные», то есть, лежащие «за пределами разума» - ощущение и интуиция. Доминирование какой-либо функции требует подавления противоположной функции (мышление исключает чувство, ощущение - интуицию, и наоборот).

В дополнение к доминирующей функции может быть развита вспомогательная функция другого класса. Так, например, при доминировании рациональной чувственной функции дополнительно к ней может быть развита иррациональная функция ощущения либо интуиции , а при доминировании иррациональной интуиции может быть развита рациональная функция мышления либо чувства . Однако сам Юнг не занимался дальнейшим дифференцированием психологических типов.

Влияние бессознательного

Существенную трудность в определении типа создаёт то, что доминирующая установка оказывается скомпенсированной влиянием бессознательного . То же относится и к преобладающей функции, подавляемая противоположность которой вытесняется в область бессознательного.

Примечания

Литература

  • Jung C. G. Psychologische Typologie // Suddeutsche Monatshefte . - 1936. - Vol. XXXIII. - № 5. - P. 264-272.
  • Шарп, Дарэл. Типы личности. Юнговская типологическая модель / пер. Валерий Зеленский. - Азбука-классика, 2008. - 288 с. - 12 000 экз. - ISBN 978-5-91181-823-4
  • Юнг К. Г. Психологические типы / под ред. В. Зеленского, перевод С. Лорие. - СПб. : Азбука, 2001.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Типология Юнга" в других словарях:

    Бриггс типология личности, возникшая на базе типологии Юнга в 40 х годах XX века и получившая широкое распространение в США и Европе. На основе этой типологии была создана система психологического тестирования Myers Briggs Type… … Википедия

    - (от греч. отпечаток, форма, образец и слово, учение), 1) метод науч. пo знания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщённой, идеализированной модели или типа. 2) Результат ти пологич. описания … Философская энциклопедия

    Юнга интро– и экстраверсия - См. Личности типология по Юнгу. Я …

    ЮНГА ИНТРО- И ЭКСТРАВЕРСИЯ. - См. Личности типология по Юнгу … Толковый словарь психиатрических терминов

    Соционический тип (социотип, тип «информационного метаболизма», ТИМ, психотип) человека с точки зрения соционики, тип структуры мышления человека, который определяется взаимным расположением т. н. аспектов. Соционика рассматривает 16 типов… … Википедия

    Типология Майерс Бриггс типология личности, возникшая на базе идей Юнга в 40 х годах XX века, и получившая широкое распространение в последние десятилетия в США и Европе. Содержание 1 Мировой опыт применения типологии Майерс Бриггс … Википедия

Типологическая модель известного швейцарского ученого, психиатра и психотерапевта Карла Густава Юнга связана с движением психической энергии в определенном направлении, в котором тот или иной человек более привычно или предпочтительно ориентируется в мире. С этой точки зрения К. Г. Юнг выделил восемь типологических характеристик: две личностных установки – интроверсию и экстраверсию и четыре функции или типа ориентации – мышление, ощущение, интуицию и чувство, каждая из которых может действовать либо интровертным, либо экстравертным образом.

Интроверсией К. Г. Юнг назвал обращение психической энергии вовнутрь, что выражается в негативном отношении субъекта к объекту и направленности интереса к субъекту. В противоположность этому экстраверсией обозначается обращение психической энергии наружу, вовне, то есть проявление положительного интереса к объекту. Отсюда следует, что у человека с интровертной установкой интерес, психическая активность направлены на внутренний мир, а восприятие внешнего мира преломляется через внутренние модели, а у человека с экстравертной установкой внешние факторы являются преобладающей движущей силой для суждений, чувственных восприятий, аффектов и действий. Как считал К. Г. Юнг, каждый человек более склонен к одной из этих установок и действует преимущественно в ее рамках.

Согласно представлению К. Г. Юнга, экстравертная и интровертная установки в изолированном виде не существуют. Принадлежность человека к типу определяется в связи с одной из четырех функций, каждая из которых имеет свою собственную область компетентности.

Мышление – это психологическая функция, которая приводит данные содержания представлений в понятийную связь, устанавливает логическую связь, упорядочивает содержание сознания.

Чувство – это психологическая функция, придающая содержанию ценность в смысле его принятия или отвержения, упорядочивает сознательные содержания по их ценности для своего носителя.

Ощущение – это психологическая функция, которая характеризует восприятие, совершающееся посредством чувственных органов, не подчиненное рациональным законам.

Интуиция – это психологическая функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем, содержание которой имеют характер данности.

МЫШЛЕНИЕ

ИНТУИЦИЯ

ОЩУЩЕНИЕ

Основные функции психологического типа

Любая из функций может быть помещена наверху; соответственно ей, наиболее характерной для конкретного человека, он ориентируется в мире. Относительная позиция других функций, которые по бокам и внизу, определяется функцией, расположенной наверху.

Как полагал К. Г. Юнг, у каждого человека есть все четыре психологических функции, однако они не являются развитыми одинаковым образом. Неизбежно та или иная функция оказывается более развитой – К. Г. Юнг назвал ее первичной или ведущей, доминирующей , в то время как остальные остаются подчиненными и относительно менее дифференцированными. По мнению К. Г. Юнга, функции, отстающие в развитии, можно охарактеризовать как «неполноценные», но в психологическом, а не в психопатологическом смысле.

В зависимости от характера ведущей функции К. Г. Юнг различал два класса типов: рациональные и иррациональные . К первым принадлежат мыслительный и чувствующий типы; ко вторым – интуитивный и ощущающий.

Согласно точке зрения К. Г. Юнга, мышление и чувство являются рациональными функциями , поскольку решающее влияние на них оказывает размышления, рефлексия. Функция «мышление» отражает интеллектуальное суждение, поскольку устанавливает логические связи, а функция «чувство» также означает разновидность суждения, но отличается установлением субъективного принятия или отвержения. Чувство является рациональной функцией, потому что свидетельствует о ценности предмета для человека, а ценности устанавливаются по законам разума точно так же, как и понятия.

К иррациональным функциям К. Г. Юнг отнес интуицию и ощущение , потому что они для достижения полного восприятия должны как можно более отрешаться от всего рационального, и поэтому их сутью является чистое восприятие. Д. Шарп поясняет: ощущение схватывает, сообщает человеку, что нечто есть во внешнем для него мире, а интуиция постигает то, что находится в мире внутреннем.

Поскольку типы могут быть разделены не только в зависимости от доминирования рациональной или иррациональной функции, но и от преимущественного движения психической энергии (то есть от преобладания интровертной или экстравертной установки), по мнению К. Г. Юнга, можно выделить восемь психологических типов: экстравертный мыслительный, экстравертный чувствующий, экстравертный ощущающий, экстравертный интуитивный, интровертный мыслительный, интровертный чувствующий, интровертный ощущающий, интровертный интуитивный типы.

Концепция К. Г. Юнга получила свое развитие в 50-ые гг. XX века в работах американских исследователей Катарины Бриггс (K. Briggs) и ее дочери Изабель Бриггс-Майерс (I. Briggs-Myers). Они внесли важное дополнение к теории К. Г. Юнга: помимо доминирующего процесса (восприятия или суждения), характеризующегося преобладанием рациональной или иррациональной функции, у человека также развит вспомогательный процесс , который обеспечивает равновесие между суждением и восприятием, а также между экстраверсией и интроверсией. Из этого положения следует, что если доминирующий процесс связан с суждением, то вспомогательным является один из процессов восприятия. Если доминирующий процесс связан с восприятием, то вспомогательным будет один из процессов суждения.

Согласно взглядам К. Бриггс и И. Бриггс-Майерс, предпочтение суждения / восприятия (рациональность / иррациональность на основе теории К. Г. Юнга) окончательно дополняет структуру типа. В связи с этим предпочтение рациональности / иррациональности было выделено ими в качестве четвертой дихотомии при оценке типологических характеристик. Вследствие этого типология К. Г. Юнга из 8 типов личности была расширена до 16 психологических типов.

В дальнейших исследованиях К. Бриггс и И. Бриггс-Майерс разработали специальную методику для практического применения теории К. Г. Юнга и выявления типологических различий между людьми – опросник «Индикатор типов Майерс-Бриггс» (MBTI). Данная методика позволяет диагностировать предпочтения в каждой из четырех шкал: «экстраверсия - интроверсия» (описывает два противоположных предпочтения в отношении того, на чем человек склонен фокусировать свое внимание); «сенсорика – интуиция» (описывает способы восприятия или получения информации), «мышление – чувство» описывает способы принятия решения или формирования суждения о чем-либо; «суждение – восприятие» описывает способ ориентирования во внешнем мире.

Таким образом, согласно взглядам К. Бриггс и И. Бриггс-Майерс, в основе структуры личности лежат четыре предпочтения, связанные с процессами восприятия и суждения. Ими высказана идея о том, что интересы, ценности, потребности и склад ума, которые формируются естественным образом под влиянием ряда предпочтений, определяют развитие характерного набора поведенческих черт и потенциальных способностей. Отсюда следует, по их мнению, что индивидуальность человека может быть описана отчасти с помощью четырех предпочтений, которые складываются в определенный тип.

Нововведение К. Бриггс и И. Бриггс-Майерс заключалось также в том, что любой вид суждения (мышление – чувство) может сочетаться с любым видом восприятия (ощущение – интуиция), возможны четыре сочетания в зависимости от комбинации предпочитаемых психологических функций (предпочтительного способа восприятия мира и предпочтительного способа вынесения суждения о том, что воспринято). Каждое из этих сочетаний задает особый вид личности, характеризующийся определенными интересами, потребностями, ментальными привычками и поведенческими чертами, которые являются естественным следствием такого сочетания.

Американский психолог Дэвид Кейрси (D. Keirsey, 1989) также внес дополнение к типологии личности К. Г. Юнга. Он пришел к выводу, что 16 психологических портретов, выделенных К. Бриггс и И. Бриггс-Майерс на основе теории К. Г. Юнга, можно сгруппировать в четыре более обобщенных психологических типа, которые отличаются разнонаправленными мотивами и ценностями, и при этом каждый из типов включает 4 психологических портрета.

Теоретической базой подхода Д. Кейрси явились: 1) представления К. Г. Юнга о наличии двух установок по отношению к окружающему миру (экстраверсия – интроверсия) и двух пар психологических функций (ощущение – интуиция и мышление – чувство); 2) теория К. Бриггс и И. Бриггс-Майерс, которые наряду с 3-мя парами дихотомических признаков, выделенных К. Г. Юнгом, придали значение паре полярных качеств «суждение – восприятие», характеризующих способ ориентирования в окружающем мире, и выделили ее как отдельный дихотомический признак для определения психологического типа; 3) представления о природе темперамента Э. Кречмера и типах ценностных установок Э. Шпрангера.

1. SP - тип («Дионис») (сенсорно-спонтанный тип). Представителей этого типа объединяет стремление к свободе, выражающееся в возможности следовать своим влечениям и желаниям. Они ориентированы на процесс деятельности, а не на результат. Сама деятельность для них является наивысшей ценностью. Они не склонны ставить перед собой отдаленных целей. Для них характерны оптимистичность, чувство юмора, а также реалистичность, склонность к риску. SP-тип включает в себя 4 психологических портрета: ESFP, ISFP, ESTP, ISTP.

2. SJ - тип («Эпиметий») (сенсорно-планирующий тип). Для представителей данного типа характерно чувство долга, стремление быть полезными другим, ответственность. Они предпочитают четкие правила, нормирующие взаимоотношения во всех социальных организациях, включая семью, поддерживают традиции. Реально оценивают ситуацию, могут объективно прогнозировать последствия многих событий. Они ориентированы на достижение практических целей, социальный статус, авторитет и стремятся занять достойное место в определенной социальной структуре. SJ-тип включает в себя 4 психологических портрета: ESFJ, ISFJ, ESTJ, ISTJ.

3. NT-тип («Прометей») (интуитивно-логический тип). Представителей данного типа объединяет стремление к научному поиску, пониманию законов природы и повышению собственной компетентности. Они хотят не только уяснить, но и объяснять, предсказывать и контролировать явления действительности. В отношениях с другими людьми требовательны, ждут от них постоянного повышения собственной компетентности. Для них характерна разработка идей, новаторство. NT-тип включает в себя 4 психологических портрета: ENTJ, INTJ, ENTP, INTP.

4. NF-тип («Апполон») (интуитивно-чувствующий тип). Людей этого типа объединяет духовность, поиски смысла жизни, стремление к самовыражению и совершенству. В отношениях с людьми их отличает проницательность; они имеют склонность наблюдать за особенностями поведения других людей, способствуют реализации потенциала других людей, стремятся к гармоничным отношениям с ними. NF-тип включает в себя 4 психологических портрета: ENFJ, INFJ, ENFP, INTP.

Опросник «Психологический портрет», разработанный профессором Калифорнийского университета Д. Кейрси, был переведен и адаптирован российскими исследователями Б. В. Овчинниковым, И. М. Владимировой, К. В. Павловым.

Юнг — весьма загадочная личность в научном мире, его идеи до сих пор будоражат умы современников. Юнг расширил границы психиатрии, многие его теории были просто шокирующими для закостенелых учёных кругов. Помимо научных трудов, Карл Юнг прочёл немало теологических и эзотерических трактатов. Необычный учёный проявлял огромный интерес к народным сказаниям и легендам. Психология обязана Юнгу многими открытиями, которые легли в основу современных знаний о человеческом разуме.

Юнг. Психологические типы

Одним из наиболее значимых достижений Карла Юнга является его работа по психологическим типам. В ней он выдвигает идею о том, что кроме приобретённых качеств человек имеет некие врождённые особенности психики, которые невозможно изменить. Во многом этому открытию способствовало наблюдение учёного за маленькими детьми, которые ещё не успели приобрести определённые черты характера, но в их поведении были серьёзные различия.

На основе этих различий и были выявлены психологические типы. Юнг на основании многочисленных опытов и наблюдений понял, что некоторые люди отдают свою энергию вовне, они сосредоточены лишь на мире вокруг, люди или объекты снаружи вызывают у них гораздо больший интерес, чем Таких людей психолог назвал экстравертами. Другой тип - наоборот, отталкивается от своего взгляда на мир, а не от объективного окружения, внутренние переживания интересуют этих субъектов больше, чем люди и предметы из внешнего мира. Их Карл Юнг назвал интровертами. Давайте познакомимся поближе с этими психологическими типами.

Экстраверты

Современное общество — просто рай для экстравертов, ведь в нём приветствуется наглость, поверхностность, материализм и эгоизм. Но кто же такие экстраверты? Согласно концепции Юнга - психологический тип человека, направленный сугубо наружу. Такие люди обожают общество других людей, они естественным путём отстаивают свои интересы и стремятся к лидерству.

Они могут быть общительны, доброжелательны и добры, но также несложно столкнуться с истеричными и злыми персонами.

Экстраверт может быть душой компании, лидером движения или организации, благодаря прекрасным навыкам общения и организаторским талантам. Однако экстравертам крайне тяжело погружаться в свой внутренний мир, поэтому они очень поверхностны.

Сильные и слабые стороны экстравертов

Каждый психологический тип имеет свои сильные и слабые стороны. Например, экстраверты отлично приспосабливаются к смене обстановки, они легко находят в любом коллективе. Концепция психологических типов Юнга описывает экстравертов как отличных собеседников, способных увлечь разговором любого, кто находится рядом с ними.

Также такие люди могут быть замечательными продавцами или менеджерами, они легки на подъём и подвижны. Если говорить в целом, экстраверты идеально приспособлены для жизни в современном поверхностном обществе пронырливых материалистов.

Но не всё так безоблачно в стремительном мире экстравертов. Как гласят психологические типы Юнга, каждый из них имеет свои минусы. Например, экстраверты слишком зависимы от общественного мнения, их мировоззрение строится на общепринятых догмах и концепциях. Также они часто совершают необдуманные действия и поступки, о которых впоследствии сожалеют. Поверхностность закрадывается во все сферы жизни экстраверта, признание в обществе и официальные награды влекут их больше, чем реальные достижения.

Интроверты

Согласно концепции Юнга, психологический тип человека, направленный внутрь себя, называется интровертом. Интровертам непросто найти своё место в современном, стремительном и гиперактивном мире. Эти люди черпают радость внутри себя, а не снаружи, как экстраверты. Внешний мир воспринимается ими через прослойку собственных умозаключений и концепций. Интроверт может быть глубоким и гармоничным человеком, но чаще всего такие люди — типичные неудачники, которые неопрятно одеты и с трудом находят общий язык с окружающими.

Казалось бы, ужасно быть интровертом, но, согласно работам Карла Густава Юнга, психологические типы не могут быть плохими или хорошими, просто они разные. Интроверты имеют не только слабые стороны, но и свои преимущества.

Сильные и слабые стороны интровертов

Интроверты, несмотря на все сложности, которые они испытывают в повседневной жизни, имеют ряд положительных характеристик. Например, интроверты способны быть хорошими специалистами в сложных областях, гениальными художниками, музыкантами.

Также таким людям тяжело навязать своё мнение, они плохо поддаются пропаганде. Интроверт способен проникать вглубь вещей, просчитывать ситуацию на много ходов вперёд.

Однако обществу не нужны умные или талантливые люди, ему нужны наглые и активные торгаши, поэтому интровертам сегодня отведена второстепенная роль. Пассивность интровертов зачастую превращает их в желеобразную инертную массу, вяло перетекающую по жизненному пути. Такие люди совершенно неспособны постоять за себя, они просто переживают обиды внутри, впадая в очередную депрессию.

Функции сознания

Описывая психологические типы, Юнг выделил четыре функции сознания, которые, сочетаясь с направленностью человека внутрь или наружу, образуют восемь комбинаций. Эти функции существенно отличаются от остальных психологических процессов, поэтому именно они были выделены отдельно — мышление, чувство, ощущение, интуиция.

Под мышлением Юнг понимал интеллектуальные и логические Чувство — субъективная оценка мира, основанная на внутренних процессах. Под ощущением понимается восприятие мира при помощи А под интуицией — восприятие мира, основанное на бессознательных сигналах. Чтобы лучше понять психологические типы Юнга, давайте подробнее рассмотрим функции психики.

Мышление

Типы психики, основанные на мышлении делятся на интровертные и экстравертные. Экстравертный мыслительный тип основывает все свои суждения на интеллектуальных заключениях об окружающей действительности. Его картина мира полностью подчинена логическим цепочкам и рациональным доводам.

Такой человек считает, что весь мир должен подчиняться его интеллектуальной схеме. Всё, что этой схеме не подчиняется — неправильно и иррационально. Иногда подобные люди приносят пользу, но чаще всего они просто невыносимы для окружающих.

Как следует из работ Карла Густава Юнга, психологические типы интровертно-мыслительного вида являются практически полной противоположностью своим экстравертным собратьям. Их картина мира также основывается на интеллектуальных измышлениях, но основаны они не на рациональной картине мира, а на его субъективной модели. Поэтому такой психологический тип имеет множество идей, совершенно естественных для него, но не имеющих никакой связи с реальным миром.

Чувство

Экстравертный чувствующий тип, как гласят психологические типы Карла Юнга, основывает свою жизнь на чувстве. Поэтому мыслительные процессы, если они противоречат чувству, отбрасываются подобным индивидом, он считает их ненужными. Чувства экстравертного типа основаны на общепринятых стереотипах о прекрасном или правильном. Такие люди чувствуют то, что принято в обществе, хотя при этом они совершенно искренни.

Интровертный чувствующий тип исходит из субъективных чувств, зачастую понятных только ему. Истинные мотивы такого человека обычно скрыты от сторонних наблюдателей, часто люди такого типа выглядят холодными и безразличными. Тихие и доброжелательные внешне, они могут скрывать совершенно неадекватные чувственные переживания.

Ощущение

Ощущающий экстравертный тип воспринимает окружающую действительность более остро, чем иные психологические типы. Юнг описывал этот тип как человека, живущего здесь и сейчас.

Ему хочется наиболее интенсивных ощущений, даже если они будут негативными. Картина мира подобного субъекта построена на наблюдениях за объектами внешнего мира, что придаёт ощущающим экстравертам налёт объективности и рассудительности, хотя на самом деле это совсем не так.

Интровертный ощущающий тип крайне тяжело понять. Главную роль в восприятии мира для этого психологического типа играет его субъективная реакция на мир. Поэтому поступки ощущающих интровертов могут быть непонятны, нелогичны и даже пугающи.

Интуиция

Интуитивный тип - один из наиболее непонятных и загадочных. Другие психологические типы Карла Юнга более рациональны, за исключением ощущающего. Если интуитивный тип проявляется у экстраверта, то возникает человек, который постоянно ищет возможности, но как только возможность изучена и ясна, бросает её ради дальнейших блужданий. Из подобных людей получаются хорошие бизнесмены или продюсеры. Про них говорят, что у них отличное чутьё.

Однако интуитивный тип в сочетании с интроверсией образует наиболее странное сочетание. Описывая психологические типы, Юнг подметил, что интуитивные интроверты могут быть отличными художниками и творцами, но их творчество носит неземной, причудливый характер. В общении с таким человеком может возникнуть масса трудностей, так как зачастую он выражает свои мысли лишь ему одному понятным способом. Люди такого рода зациклены на восприятии и его описании. Если они не находят выход своим чувствам в творчестве, то им становится тяжело занять своё место в обществе.

Можно ли изменить свой психологический тип?

Психологические типы не встречаются в чистом виде. В каждом человеке присутствует и экстраверт и интроверт, но один из этих типов является доминирующим.

Так же дела обстоят и с функциями сознания, то есть если перед вами чувствующий тип, это совсем не значит, что он не пользуется интеллектом, просто чувства играют решающую роль в его жизни. Согласно концепции Юнга, психологический тип человека остаётся неизменным на протяжении всей его жизни. Однако он может быть немного откорректирован, подчиняясь внешним обстоятельствам.

Если вас не устраивает ваш психологический тип, не стоит унывать или пытаться бороться со своим естеством. Гораздо разумнее построить грамотную жизненную стратегию, которая будет учитывать ваши сильные и слабые стороны. Несмотря на то что доминирующий тип изменить нельзя, это не значит, что невозможно хоть как-то измениться. Большинство особенностей человеческого характера не являются врождёнными и неизменными. К тому же психология не физика, в ней лишь предполагают, а не утверждают, так что всё в ваших руках. Те же, кто хочет подробнее ознакомиться с этой темой, могут прочитать замечательную книгу — Юнг К.Г. «Психологические типы».



Просмотров