История происхождения пожарной охраны. Этапы развития (история) и становления пожарной охраны России

Много опасностей таил огонь и при его использовании в мирное время. Печей тогда не было, огонь разводили в яме прямо в доме, причем дым выходил наружу через отверстие, сделанное в соломенной крыше. При пожаре никто не принимал мер по его тушению - спасали только детей, имущество. Огонь распространялся от дома к дому и прекращался только тогда, когда все вокруг выгорало.

Постепенно стала вводиться ответственность за поджоги, небрежное обращение с огнем. Вышедший в XI веке сборник законов, известный под названием "Русская правда ", устанавливал, что поджигатель и члены его семьи за содеянное обращались в рабство, а их имущество шло в казну. Судебник 1497 года усиливает меру наказания за поджог: "Зажигальщику животе не дать, казнить его смертной казни".

Организация пожарной службы на Руси связана с именем великого князя Московского и всея Руси Ивана III (1440-1505 гг.). Москва в то время представляла собой большой город. В ней насчитывалось свыше 40 тысяч деревянных строений. Даже небольшое загорание могло привести к серьезным последствиям. А причин для возникновения пожаров имелось достаточно: это и наличие печей без дымоходов, использование для освещения свечей, лампад, применение открытого огня ремесленниками вблизи жилья. С 1453 по 1493 год Москва полностью выгорала десять раз.

В 1504 году после очередного опустошительного пожара издаются противопожарные правила, которыми запрещается топка бань и изб летом без крайней необходимости. Запрещалось также с наступлением сумерек зажигать в доме свечи. Кузнецам и другим ремесленникам, которые использовали в своем деле огонь, разрешалось устраивать плавильни и горны вдали от строений и жилищ. Если сборник древнерусских законов содержал законодательные меры только против поджигателей, то меры Ивана III в отношении ремесленников были первым нормативным актом противопожарной безопасности на Руси. Из него следует, что главной причиной большинства пожаров была полная беспечность населения при использовании огня.

В начале XVI века по указу Ивана III в Москве создается пожарно-сторожевая охрана . По концам городских улиц устанавливаются особые заставы - "решетки-рогатки", которые на ночь запирали. На заставах было установлено круглосуточное дежурство. Службу здесь возглавляли решеточные приказчики. В помощь к ним от каждых 10 дворов выделялся один горожанин. Основная техника для борьбы с огнем - ведра, топоры, ломы, бердыши, рогатины, багры, заступы, крючья, лестницы. Важнейшей заботой каждого города было водоснабжение.

Поэтому не случайно, что подавляющее большинство городов воздвигалось на берегах рек. Большое количество воды, необходимое для целей пожаротушения, заставляло людей искать способы ее доставки от источника в городские кварталы. В 1493 году по указу Ивана III вокруг Кремля возводят стены, гидротехнические сооружения, копают пруды. А спустя 152 года сносят все деревянные постройки на расстоянии более 200 м от стен Кремля.


Существовала и еще одна причина, приводящая к опустошительным пожарам. Связано это было с суеверием. Несмотря на жестокие наказания со стороны городских властей, большое количество горожан отказывалось тушить огонь, считая пожар карой, посланной Богом, противиться которой грех.

Преобразование пожарной охраны на Руси начинается с середины XVI века. Действующие до этого времени указы и распоряжения носили в основном запретительный характер. В 1547 году эти меры дополнил указ Ивана Грозного , обязывающий жителей Москвы иметь на крышах домов и во дворах чаны с водой. Это был, безусловно, прогрессивный указ, так как население могло оперативно ликвидировать небольшие загорания своими силами. С развитием промышленности, ремесел, роста населения (численность населения в Москве в XVI веке - 100 тыс. человек) пожары становились тормозом экономического прогресса. Это вынуждало власти искать эффективные меры борьбы с огнем. Созданная пожарно-сторожевая охрана не могла оказать серьезного противостояния огню.

С учреждением в 1550 году стрелецкого приказа на пожары в Москве стали посылаться стрельцы. Это, конечно, был значительный шаг вперед, имевший ряд положительных моментов. Во-первых, это была военная организация, которую отличала определенная дисциплина, подчинение командиру, привычка к совместным действиям. Во-вторых, основу вооружения стрельцов составляли бердыши, топоры, т.е. те инструменты, которые могли использоваться при разборке горящих строений. В-третьих, они дислоцировались в постоянных местах (в Москве было несколько стрелецких слобод). Им не надо было тратить время на сборы по тревоге, они сразу выезжали к месту пожара. В начальный период их численность составляла 3000 человек, что позволяло высылать на пожары достаточное количество стрельцов.

Россия стала первой страной в мире, использующей для борьбы с огнем воинские подразделения. Этим опытом позднее воспользовались в Японии, Франции.

Первая пожарная команда в Москве была создана в двадцатых годах XVII столетия. Вначале команда размещалась на Земском дворе и имела в своем составе 100 человек. С 1629 года в ней числится уже 200, а в летнее время нанималось дополнительно еще 100 человек. Ответственный за тушение пожаров Земский приказ 20 извозчиков собирал на содержание команды с населения подати. Естественно, что эта команда не могла охранять от пожаров всю Москву. В 1649 году на Руси принимаются два документа, имеющие непосредственное отношение к пожарному делу.

Первый из них - "Наказ о градском благочинии" , вышедший 6 апреля, предписывал всем состоятельным людям держать во дворе медные водоливные трубы и деревянные ведра. Второй документ - "Уложение царя Алексея Михайловича ". В нем также имелся ряд статей, регламентирующих правила обращения с огнем. "Уложение" вводило уголовную ответственность за поджоги и устанавливало различие между неосторожным обращением с огнем и поджогом. При возникновении пожара из-за неосторожности с виновного взыскивались убытки в размере, "что Государь укажет". За поджог наказание было самым суровым, зажигальщиков предписывалось сжигать. Через 15 лет в эту статью была внесена поправка: сжигание на костре было заменено виселицей.

Новое развитие дело борьбы с огнем получило при Петре I . Первоначально охрана от пожаров Санкт-Петербурга была возложена на городских жителей. Исключение составляли "особы знатные", выставлявшие вместо себя дворовых людей. Такая постановка дела была характерна для всей России. Пожарную повинность несло даже духовенство. Только в 1736 году по ходатайству Синода священнослужители были освобождены от нарядов в полицейские ночные караулы, "дабы в церковной службе остановки не было", но участие в тушении пожаров и для них осталось обязательным.

Грандиозный пожар 1710 года, уничтоживший в одну ночь Гостиный двор, заставил ускорить строительство в городе караулен со складами водоливных труб. Для извещения о пожаре, был сформирован отряд барабанщиков, который обходил ближайшие к пожару улицы и бил тревогу. С созданием в 1711 году взамен стрелецкого войска регулярных полков последние стали привлекаться в помощь населению при тушении пожаров. Эта мера была закреплена законодательно указом Петра I "О неукоснительном прибытии войск на пожары".

Истоки централизованного управления пожарной охраной берут свое начало с образованием в России государственных учреждений. Административно-полицейские функции в Москве в конце XVI-начале XVII века выполняет Земский приказ. Именно при нем в начале XVII века в Москве создается первая пожарная команда. Для обеспечения полков пожарной техникой был осуществлен учет имеющихся в них инструментов, а в 1740 году Сенат утвердил их положенность. Каждый полк оснащался большой заливной трубой, чаном для воды и парусиной. В батальонах имелись вилы, лестницы, большой крюк с цепью. Рота оснащалась 25 топорами, ведрами, щитом, лопатами, четырьмя ручными трубами, двумя малыми крюками. Для перевозки инструментов выделялось шесть лошадей.

Противопожарные требования в строительстве постоянно дополнялись. В частности, в 1736 году были введены нормы по строительству брандмауэров. Позднее издан указ о запрещении строительства чердачных помещений. Для установления надзора за новым строительством, разработки противопожарных мероприятий в 1737 году в Санкт-Петербурге учреждается особая строительная комиссия. За нарушение правил пожарной безопасности в Москве и Санкт-Петербурге с 1722 года устанавливались штрафы: "Со знатных людей 16 алтын и 4 деньги", с незнатных - в два раза меньше.

В 1765 году во всех губернских городах учредили пожарные обозы, обеспечивающие доставку инвентаря к месту пожара. По состоянию на 1775 год в Москве насчитывалось 8778 дворов (из которых 1209 были каменными), 24 монастыря, 256 церквей. Десять лет назад их было значительно больше - количество строений приближалось к 20 тысячам. Только во время пяти пожаров 1748 года в Москве сгорело 6620 объектов, среди которых было 519 покоев, 1924 двора, 32 церкви, 3 монастыря.

С 1772 года изменяется структура пожарных формирований. При всех полицейских частях Санкт-Петербурга был утвержден штат чинов "при пожарных инструментах". В состав каждой из них вошли брандмейстер, 106 служащих и 10 извозчиков. Команды содержались подрядчиками из числа военных чиновников. С 1792 года пожарные команды полностью передаются в ведение полиции.

В последнем десятилетии XVIII века вновь идет реорганизация. Принятый "Устав города Москвы" предусматривал образование при обер-полицмейстере пожарной экспедиции во главе с брандмайором. В штате экспедиции числилось 20 брандмейстеров, 61 мастеровой. К пожарным частям по месту жительства было приписано 1500 человек, т.е. 75 человек на одну часть. В них устанавливалось трехсменное дежурство, по 25 человек в смену.

При возникновении в районе части пожара выезжала первая смена, затем к ней присоединялась вторая. Третья смена прибывала на съезжий двор для дежурства. Спустя шесть лет после образования в Москве пожарной экспедиции подобная структура создается в Санкт-Петербурге. Для заведования пожарным обозом и контроля за соблюдением мер пожарной безопасности в городе вводилась должность брандмайора, а в каждой из 11 полицейских частей - должность брандмейстера.

Начало XIX века явилось поворотным моментом в организации строительства пожарной охраны. Правительство принимает решение о создании пожарных команд не только в столицах, но и во всех городах империи. Этому событию предшествовала большая работа. Анализ состояния пожарного дела привел к заключению о полной несостоятельности и нецелесообразности использовать для этих целей население.

Манифестом от 8 сентября 1802 года в России было создано МВД. В столицах Петербурге и Москве во главе полиции стояли обер-полицмейстеры, под непосредственным началом которых находились Управы благочиния. Подобные управы имелись и в губернских городах. В их задачу входило централизованное управление пожарной охраной. Непосредственно борьбу с огнем вели пожарные команды, которые имелись при полицейских частях.

29 ноября 1802 года принимается Указ об организации в Санкт-Петербурге при съезжих дворах постоянной пожарной команды из 786 солдат внутренней стражи. Весной 1803 года команда была сформирована. Указом Александра I от 31 мая 1804 г. население столицы освобождалось от выделения ночных сторожей, содержания пожарных работников, освещения улиц. Вначале пожарная команда насчитывала 11 частей, а в 1811 году в связи со строительством новых районов образуется и 12-я часть.

Штат команды был утвержден в следующем составе: брандмайор, 11 брандмейстеров, 11 помощников унтер-офицерского звания, 528 пожарных, мастер по насосам, слесарь, 2 кузнеца, трубочистный мастер, 24 трубочиста и 137 кучеров. 31 мая 1804 года профессиональная пожарная команда создается и в Москве. В других городах их организация осуществлялась на основе "Положения о составе пожарной охраны Петербурга и Москвы".

Большое количество пожаров происходило из-за допускаемых нарушений при строительстве, что обязывало специалистов постоянно совершенствовать строительные нормы. В 1809 году в дополнение к существующим издаются правила, согласно которым деревянные строения с печным отоплением должны были возводиться на расстоянии не менее 25 м друг от друга. Строительство деревянных двухэтажных домов запрещалось. Второй этаж допускалось делать из дерева только в том случае, если первый этаж был каменным. За строительные просчеты и отсутствие во вновь строящихся зданиях противопожарных перегородок архитекторы и строители привлекались к ответственности. Эти и другие меры по обеспечению пожарной безопасности, накопленный опыт строительства нашли отражение в изданном в 1832 году "Строительном Уставе".

К началу 1812 года общая численность пожарной охраны в Москве составляла немногим более 1500 человек, располагавшими 96 большими и малыми насосами. До нашествия Наполеона в городе проживало 261884 человека, имелось 464 фабрики и завода, 9151 жилой дом, из которых только 2567 были каменными. В результате пожара 1812 года было уничтожено 6596 домов.

Несение службы в пожарных командах регламентировалось "Уставом пожарным", принятым в 1832 году. Он состоял из 7 глав и 150 статей. Основные положения этого документа были изданы ранее, поэтому в нем содержались статьи, нередко противоречащие друг другу. Под стать этому уставу было и решение от 1837 года о комплектовании пожарных команд из числа лиц, отбывших наказание. Это привело к тому, что в ряде команд нашли пристанище уголовники, которые во время пожаров занимались грабежом.

Середина XIX века явилась заметной вехой в развитии строительства пожарной охраны в России. 17 марта 1853 года утверждается "Нормальная табель состава пожарной части в городах". В соответствии с этим документом штатный состав команд впервые стал определяться не по "высочайшему разрешению", а в зависимости от численности населения. Все города делились на семь разрядов. К первому относились города с населением до двух тысяч жителей, а к седьмому - от 25 до 30 тысяч. Число пожарных в каждом разряде, начиная с первого, составляло соответственно 5; 12; 26; 39; 51; 63 и 75 человек, возглавляемых брандмейстером. Проекты штатов, составленные губернаторами городов, утверждались Министерством внутренних дел.

За 1853 год штатное расписание было утверждено в 461 городе. В соответствии со штатом определялась положенность пожарной техники для каждого разряда, средств на ее ремонт. В отличие от указа Екатерины II от 1782 года, по которому комплектование команд производилось гражданскими лицами, по новому положению люди подбирались из военного ведомства. Такой порядок существовал до 1873 года, когда вышел указ о прекращении комплектования пожарных военным ведомством. В связи с введением в России в 1874 году всеобщей воинской повинности, на этот год было разрешено доукомплектовать команды молодыми солдатами. Лица, принятые на службу в пожарную охрану, освобождались от призыва в армию. Пожарные команды содержались за счет городской казны, но руководство их действиями по-прежнему оставалось в ведении полиции.

В 1857 году переиздается "Пожарный устав". В нем, в частности, предусматривалось образование в городских районах пожарных частей. Однако большая часть требований этого устава повторяла ранее изданные положения, в связи с чем он в кодификационном порядке был исключен из Свода законов Российской империи и потерял свою силу. Наряду с профессиональными командами, подчиненными полиции, создаются вольнонаемные команды, принадлежащие городскому самоуправлению, общественные команды и добровольные пожарные дружины.

Добровольные команды имели четкую структуру. В наиболее боеспособных имелось несколько отрядов. Деятельность общества носила многогранный характер. В его задачи входило "изыскание, развитие мер предупреждения и пресечения пожарных бедствий", помощь пожарным и лицам, пострадавшим от пожаров, улучшение противопожарного водоснабжения, издание пожарно-технической литературы, проведение съездов, выставок, конгрессов. Основными источниками финансирования совета общества и сети местных добровольных пожарных организаций являлись разовые взносы почетных членов, страховых компаний, денежные лотереи, продажа пожарной техники, трубочистные работы и др.

С 1 марта 1892 г. в России впервые начал издаваться журнал "Пожарный". Его издатель - известный пожарный деятель, граф А.Д. Шереметев. Редактором был Александр Чехов, брат знаменитого писателя. По инициативе Главного совета Российского пожарного общества с июля 1894 года в Санкт-Петербурге стал ежемесячно выходить журнал "Пожарное дело". Редактирование журнала осуществлял князь А.Д. Львов. Создатели нового печатного органа были уверены, что журнал "явится лучшим проводником к живому обмену", объединению всех мыслей и интересов деятелей противопожарного дела на Руси и послужит к его еще большему упрочению и развитию. Именно на страницах этого журнала развернулась полемика по поводу создания Особого противопожарного присутствия, на которое была бы возложена функция предупреждения пожаров.

По состоянию на 1892 год в России насчитывалось постоянных профессиональных команд - 590, добровольных городских - 250, сельских - 2026, заводских - 127, военных - 13, частных - 12, железнодорожных - 2. Численность личного состава в них - 84 241 человек. На вооружении пожарных формирований находилось 4970 линеек, 169 паровых насосов, 10 118 больших пожарных насосов, 3758 ручных насосов и гидропультов, 35 390 бочек, 4718 багровых ходов, 19 лазаретных фургонов. Эти сведения касаются 1624 населенных пунктов и территорий, включая Финляндию, Кавказ, Туркестан, Сибирь. Кроме столичных городов и Варшавы, команды которых обладали современным снаряжением, все остальные испытывали финансовые трудности. В 1893 году из 687 городов 61 губернии в 63 городах (9,1%) на содержание пожарных средств не выделялось.

Во всех городах России в 1916-1917 гг. из общего количества общественных и частных построек каменные составляли 14,8 процента, деревянные - 63,9 процента, смешанные - 3,6%, прочие - 17,7 процента. В отдельных городах процент деревянных построек превышал средний показатель. Например, в Москве деревянных построек было 72 процента. 95,5 процента крестьянских дворов были целиком деревянными и только 2,5 процента - построены из негорючих материалов.

По расчетам российских специалистов, минимальная подача воды для успешного тушения пожара должна составлять 200 ведер в минуту. При неблагоприятных условиях, по американским данным, на эти цели требовалось 700 ведер воды в минуту (например, 14 стволов с расходом воды 50 ведер в минуту и т.п.). Какие же были возможности у имевшихся насосов? Большая ручная труба обеспечивала подачу 20 ведер в минуту, средняя - от 10 до 15 ведер при высоте струи 6-7 сажень.

Все имеющиеся в Санкт-Петербурге большие насосы, которых в конце XIX века там насчитывалось 5 штук, могли подать всего 100 ведер воды в минуту. Это, как видно, далеко не соответствовало норме. Такая же картина была характерна для многих крупнейших городов мира. Лучшие паровые насосы обеспечивали подачу от 100 до 250 ведер воды в минуту. Эти данные соответствуют тому случаю, когда водоисточник распложен рядом с насосом. При значительной удаленности водоисточника от места пожара положение существенно осложнялось.

Выход из этого положения специалисты видели в устройстве специальных противопожарных водопроводов, которые в Нью-Йорке дали прекрасные результаты. Не надо было тратить драгоценное время на развертывание как ручных, так и паровых насосов, доставку к ним воды. Экономия времени достигалась и за счет выезда пожарных команд без полного обоза. Несмотря на очевидное преимущество противопожарных водопроводов, их строительство в Европе наталкивалось на ряд трудностей.

Одна из них - повсеместное строительство водопроводов, рассчитанных на хозяйственные нужды. Строительство водопроводов, рассчитанных как на хозяйственные нужды, так и потребности пожарных, требовало больших затрат. Хозяйственное водоснабжение России в XIX веке также не было в состоянии обеспечить необходимое количество воды для тушения пожаров. В среднем на городского жителя приходилось 5 ведер воды в сутки (60 л). Для города со 100 тысячами населения - 500 тысяч ведер, что составляло лишь половину той нормы, которая могла потребоваться для тушения одного пожара в городе (42 тыс. ведер в час).

Проблема противопожарного водоснабжения на базе имеющейся водопроводной сети была блестяще решена русским инженером Н.П. Зиминым. Оригинальность водопроводов системы Зимина заключалась в использовании специальных вентилей (клапанов), посредством которых при повышении давления в сети автоматически отключалось хозяйственное водопотребление и весь дебит воды можно было использовать для борьбы с огнем. Подсоединенный к пожарному крану водопровода рукав мог обеспечить подачу до 300 ведер воды в минуту.

России принадлежит приоритет в создании целого ряда новых огнетушащих средств и пожарной техники. В 1770 году горным офицером К. Д. Фроловым разработан принцип защиты промышленных помещений автоматическими установками пожаротушения, успешно использующимися и в наши дни.

В XIX - начале XX века создаются принципиально новые составы, намного превосходящие по эффективности воду. Русским ученым С.П. Власовым в 1815 году разработаны три таких состава. Это стало возможным благодаря прежде всего его передовым взглядам на процесс горения и, как следствие, правильной постановке задачи: предотвратить или затруднить доступ кислорода к горящему телу. Сернистые соли железа и щелочных металлов, впервые предложенные ученым, используются при тушении в качестве составных частей огнетушащих смесей и в наши дни. В 1819 году П. Шумлянский впервые формулирует идею тушения с помощью инертных газов. Спустя 70 лет после его опытов другой русский ученый М. Колесник-Кулевич дает научное обоснование этого метода. С его именем связано и научное обоснование применения порошковых составов.

Особую тревогу у пожарных вызывали загорания нефтепродуктов. Люди были бессильны перед морем образующегося пламени и старались обеспечить защиту лишь соседних резервуаров с нефтью. Тушить подобные пожары было нечем. В 1899 году к решению этой задачи приступил А.Г. Лоран, который после пяти лет упорного труда смог сказать: "Мое изобретение, тушение огня пеной, имеет два применения: тушение обычных пожаров и тушение горючих жидкостей, заключенных в хранилищах". Открытие Лорана имело огромное значение для всего мира. Широкое распространение химической и воздушно-химической пены стало возможным благодаря изобретению нашего соотечественника.

В 1876 году в Санкт-Петербурге образован Комитет об устройстве пожарных инструментов, который возглавил Н.Н. Божерянов. Одна из первых работ комитета - сравнительные испытания пожарных насосов. Для проведения этих исследований Божерянов разрабатывает способы измерения, правила оценки. По его мнению насос должен был удовлетворять следующим требованиям: иметь наибольшую производительность при минимальном времени обслуживания, меньшую стоимость и массу, обладать высокой прочностью. Помимо этого учитывались и такие факторы, как удобство в работе, простота конструкции и пр. Следующим шагом в этом направлении явилось создание в 1896 году при Главном совете Соединенного пожарного общества Технического комитета, который возглавил П. Сюзор.

Ком потенция комитета - рассмотрение изобретений, стандартизация пожарной техники. С одобрения комитета на вооружение пожарной охраны поступили пенные огнетушители, распылители, пеногенераторы и другая техника. Для защиты промышленных предприятий - спринклерное оборудование, системы сигнализации и прочее. Роль этих лабораторий, станций, комитетов в развитии пожарного дела трудно переоценить. С их организацией в конце ХIХ века борьба с огнем становится на научную основу. Пройдет еще несколько десятилетий, когда в России будет создано специализированное учреждение. Пока же отдельные вопросы решались в чисто практическом плане, по мере необходимости.

Переход пожарной команды Санкт-Петербурга на автомобильную тягу тормозился существующим законом, который требовал, чтобы город содержал свыше 300 лошадей в частях. Даже если бы части нашли источники финансирования для приобретения автомобилей, все равно город должен был бы внести в смету расходы на содержание лошадей. После стихийных пожаров городские управления пытались полностью подчинить себе пожарные команды. Однако постановления Сената по этому вопросу давали разнообразные толкования. Одними указами определялось отличие полицейских и общественных пожарных команд порядком утверждения их штатов, другими - порядком комплектования. Все это усугубляло неопределенность отношений городских управлений к пожарной охране. Во многих случаях города рассматривали расходы на пожарную охрану как не обязательные, подобно содержанию тюрем, найму квартир для войск, и стремились финансировать их по штатному расписанию.

2 декабря 1910 года на совместном заседании членов III Государственной Думы и Совета Императорского Российского пожарного общества был рассмотрен вопрос о необходимости подготовки законопроекта по пожарному и строительному вопросам. Участники совещания пришли к единому мнению, что необходимо в законодательном порядке установить общие принципы, которым должна удовлетворять пожарная охрана в городах и селениях, и в виду обще государственного значения этого вопроса изыскать денежные средства для финансирования мер противопожарной защиты. Комиссия III Госдумы за время своей работы подготовила четыре законодательных предложения.

Предложение об изменении порядка расходования нотариального сбора на пожарные меры нашло отклик, и соответствующий закон был принят 23 апреля 1911 года. Три других, касающихся устройства пожарной охраны, контроля за страховыми оценками, создания пенсионных касс, по требовали более детальной разработки, и их было решено представить на рассмотрение IV Думы. По второму предложению предлагалось в каждом населенном пункте, насчитывающем не менее 100 домов или дворов, образовать подразделение пожарной охраны, которое по своему составу и техническому оснащению могло бы выполнять следующие задачи: прибытие к месту пожара не позднее 10 минут с момента загорания; подачу воды несколькими стволами; спасение людей, находящихся в опасности. Решение этого вопроса имело большое значение, т.к. при наличии в России на этот момент 600 тысяч населенных пунктов количество добровольных пожарных обществ и дружин не превышало 5 тысяч.

В 1913 году правительство России сочло необходимым разработать новый пожарный устав. Для подготовки законопроекта по этому вопросу Совет Императорского Российского пожарного общества утвердил комиссию под председательством сенатора М.А. Остроградского. К 1914 году комиссией были представлены два документа: "О пожарном уставе" и об изменениях некоторых статей уложения, относящихся к борьбе с пожарами и поджогами. Однако дальнейшая работа была временно приостановлена в связи с начавшейся Первой мировой войной. На повестку дня были поставлены не отложные задачи; обеспечение пожарной безопасности фабрик и заводов, работающих на оборону, противопожарная охрана учреждений и складов Северного фронта; предоставление льгот по призыву в армию членам добровольных пожарных обществ, расположенных в городах, не имеющих профессиональных команд.

6 августа 1916 г. в России был принят закон "О противопожарной охране фабрик и заводов, изготовляющих предметы для действующей армии". Министру внутренних дел предоставлялось право издавать общие правила по противопожарной защите предприятий, работающих на оборону. В состав комиссий для надзора за соблюдением мер противопожарной безопасности включены были и специалисты пожарной охраны.

С учреждением в 1894 году в составе Министерства внутренних дел страхового комитета и отдела, а затем в 1904 году совета и Главного управления по делам местного хозяйства руководство пожарной охраной было возложено на Особое присутствие по делам страхования и противопожарных мер совета и Отдел страхования и противопожарных мер главного управления. Не располагая достаточными штатами (по пожарному делу имелось 2 сотрудника), точными сведениями об обстановке с пожарами на местах, отдел был лишен возможности осуществлять возложенные на него функции. Это побудило министерство в ноябре 1916 г. усилить личный состав отдела страхования и противопожарных мер.

Служба в профессиональных командах была односменной. Рабочий день длился по 15-16 часов. О том, что труд пожарных является тяжелым, изнурительным, сопровождается травмами, увечьями, гибелью свидетельствуют сами условия их работы. С 1901 по 1914 год в России травмы различной степени тяжести получили 2300 пожарных, из которых около 10 процентов стали инвалидами, а 24 процента погибли.

На уровень государственных задач вопросы Пожарной охраны были поставлены после установления Советской власти. 17 апреля 1918 В. И. Ленин подписал декрет "Об организации государственных мер борьбы с огнем". В декрете отмечалась необходимость правильного и планомерного проведения противопожарных мероприятий, обращалось внимание на важность развития пожарной профилактики, издания правил и инструкций, разработки пожарной техники и др. Декретом предусматривались также мероприятия по подготовке специалистов пожарного дела, открытию пожарно-технических училищ, школ и курсов, изданию специальных журналов и брошюр, устройству выставок. Была определена главная задача пожарной охраны - предупреждение пожаров. В 1924 в Ленинграде открылся пожарный техникум. В 1925 начал выходить журнал "Пожарное дело".

С ростом индустриализации страны пожарные части городов оснащались пожарными автомобилями отечественного производства. Промышленные предприятия оборудовались автоматическими установками пожаротушения и пожарной сигнализацией, внедрялись несгораемые материалы. Вместе с развитием техники продолжались поиски наиболее целесообразных форм управления пожарной охраны. В конце 1918 руководство пожарным и страховым делом было возложено на Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). В 1920 пожарная охрана была отделена от страхового дела и передана в Главное управление коммунального хозяйства НКВД РСФСР, при котором был создан Центральный пожарный отдел. В 1926-27 завершилась организация аппарата Государственного пожарного надзора в союзных республиках.

В 1934 в составе НКВД СССР организовано Главного управление пожарной охраны. Для охраны пожароопасных и особо важных промышленных объектов и крупных административных центров создана военизированная пожарная охрана НКВД.

Завершающим этапом формирования пожарной охраны страны явилось постановление ВЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1936 о Государственном пожарном надзоре, определяющее его функции и права. С 1966 года руководство работой пожарной охраны осуществлялось МВД СССР, в состав которого входили аппараты Государственного пожарного надзора, организующие работу по профилактике пожаров на строящихся и эксплуатируемых зданиях и сооружениях, а также подразделения военизированной и профессиональной пожарной охраны, на которые возложено тушение возникающих пожаров в городах, на промышленных и других объектах народного хозяйства.

В этот день в 1649 г. царь Алексей Михайлович подписал указ о создании первой российской противопожарной службы.

Пожарная служба относится к числу старейших государственных служб в России. Еще в 1504 г., в царствование Ивана III, в Москве была создана пожарно-сторожевая охрана, а в 1549 г. Иван Грозный издал указ о пожарной безопасности, который обязывал обывателей иметь первичные средства пожаротушения в каждом доме.

В 1649 г. на Руси были изданы два документа, имеющие непосредственное отношение к пожарному делу. Первый из них - "Наказ о городском благочинии", вышедший 30 апреля, по существу заложил организационные основы профессиональной пожарной охраны в Москве.

В наказе определялся штатный состав пожарной охраны, ее техника, постоянное дежурство, объезды городов, устанавливались наказания за нарушения правил обращения с огнем. Причем эти положения распространялись на все российские города. Впервые на Руси устанавливались правила для должностных лиц, ответственных за пожарную безопасность.

Второй документ - "Уложение царя Алексея Михайловича", в котором также имелся ряд статей, регламентировавших правила обращения с огнем. Уложение вводило уголовную ответственность за поджоги и устанавливало различие между неосторожным обращением с огнем и поджогом.

Во время царствования Петра I постоянные угрозы возникновения пожаров побудили царя сделать первую попытку организации постоянных пожарных команд. В 1722 г. при Адмиралтействе было организовано подобие пожарной команды. На вооружении этой команды находились заливные трубы, крюки, ведра, топоры. Все типы кораблей снабжались необходимыми пожарными инструментами. 13 ноября 1722 г. вышел петровский Указ о постройке плашкоутов (грузовых мелко сидящих судов) и установке на них брандспойтов для тушения пожаров на речных судах и в прибрежных строениях.

Для обеспечения пожарной техникой войсковых подразделений, привлекавшихся к тушению пожаров, в 1740 г. Сенат утвердил нормы, по которым каждый полк оснащался большой заливной трубой, чаном для воды и парусиной; в батальонах должны были быть вилы, лестницы, большой крюк с цепью; рота оснащалась топорами, ведрами, щитом, лопатами, ручными трубами, крюками. В 1747 г. пожарным инвентарем были оснащены все правительственные учреждения.

17 марта 1853 г. была утверждена "Нормальная табель составу пожарной части в городах", упорядочившая организационную структуру пожарной охраны, в том числе нормы обеспечения пожарных частей для городов.

В 1857 г. был издан первый в России пожарный устав. Он излагал порядок устройства пожарных частей в городах, трактовал меры предосторожности от пожаров, порядок возмещения убытков и награждения участвующих в тушении работников пожарной охраны, а также предписывал меры наказания за нарушения правил пожарной безопасности.

С 1858 г. для пожарных целей начал использоваться военно-полицейский телеграф, а в девяностых годах - телефон и электрическая пожарная сигнализация.

С этого времени была также введена новая форма одежды для пожарных: для брандмейстера - каска бронзовая, золоченая, с армейским гербом, парадный полукафтан темно-зеленного сукна, двубортный, с серебряным шитьем, шаровары, сапоги, поясная портупея, хромовые сапоги, шпага. Для рядового пожарного - каска бронзовая с чешуей, полукафтан серого цвета, погоны голубые, шаровары, сапоги, поясная портупея с чехлом для топора.

Большую роль в развитии добровольных пожарных дружин сыграло создание в 1892 г. Российского пожарного общества (с 1907 г. - Императорского).

В 1907 г. в Москве появился первый пожарный автомобиль. В этом же году в Китай-городе впервые была установлена пожарная сигнализация.

После революции 17 апреля 1918 г. был издан декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем», ставший в истории России первым законодательным актом, в котором задаче борьбы с пожарами придавалось общегосударственное значение . В соответствии с декретом, ежегодный праздник - День пожарной охраны - отмечался 17 апреля.

В марте 1999 г. министр внутренних дел РФ издал приказ считать профессиональным праздником работников пожарной охраны 30 апреля, в ознаменование 350‑летия "Наказа о градском благочинии". Учитывая исторические традиции и заслуги пожарной охраны, ее вклад в обеспечение пожарной безопасности Российской Федерации, Президент РФ в апреле 1999 г. издал Указ, которым установлен День пожарной охраны - 30 апреля.

В настоящее время деятельность по обеспечению пожарной безопасности регулируют более 10 федеральных законов и правовых актов Правительства Российской Федерации.

Знаковое событие произошло в конце ХХ века. Впервые в России за всю ее многовековую историю 18 ноября 1994 г. Государственной Думой был принят Федеральный Закон "О пожарной безопасности", который определил общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.

Новым этапом в развитии противопожарной службы явилось создание государственной пожарно-спасательной службы. 9 ноября 2001 г. был издан Указ Президента Российской Федерации "О совершенствовании Государственного управления в области пожарной безопасности», в соответствии с которым Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".

Пожарная охрана в России подразделяется на следующие виды: Государственная противопожарная служба, муниципальная пожарная охрана, ведомственная пожарная охрана, частная пожарная охрана, добровольная пожарная охрана.

Государственная противопожарная служба (ГПС) - это мощная оперативная служба в составе МЧС России, обладающая квалифицированными кадрами, современной техникой, имеющая развитые научную и учебную базы. В ее составе 220 тысяч человек, 13,6 тысяч зданий и сооружений, в числе которых более 4 тысяч зданий пожарных депо, 18 634 основных и специальных пожарных автомобилей, 49 пожарных катеров.

В Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Основными задачами Государственной противопожарной службы являются : организация разработка и реализация государственных мер, направленных на предотвращение пожаров, повышение эффективности противопожарной защиты населенных пунктов и предприятий, организаций, учреждений; организация и осуществление государственного пожарного надзора; тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и на объектах; профессиональная подготовка кадров для противопожарных аварийно-спасательных работ.

Подразделения ГПС ежегодно совершают около 2 млн выездов, спасают от гибели и травм более 90 тысяч человек, материальных ценностей на сумму более 120 млрд рублей. Одно из важнейших направлений деятельности ГПС - осуществление пожарного надзора. Ежегодно государственные инспекторы по пожарному надзору проводят 1,5 млн мероприятий по контролю за пожарной безопасностью, предлагают к исполнению до 7,5 млн противопожарных мероприятий. Благодаря этому ежегодно предотвращается до 450 тысяч пожаров и сохраняется материальных ценностей на сумму 35-45 млрд рублей.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Кабельно-проводниковая продукция и аксессуары

История образования пожарной охраны в России

Пожары на Руси издавна были одним из самых тяжких бедствий. С незапамятных времен стихия огня уничтожала все на своем пути, пожару приписывались сверхъестественные силы, он считался «Карой небесной за грехи людские».
В древних летописях содержатся описания грандиозных пожаров, сметавших целые города. По наблюдениям историков, вплоть до XV века, в России пожар в городе считался большим, если сгорало несколько тысяч дворов. О пожаре, который уничтожал 100-200 дворов, даже не упоминали. Простота возведения жилых построек, избыток строительного материала (леса было предостаточно) позволяли легко восстанавливать пострадавшие селения. Поэтому уже тогда складывалось пренебрежительное отношение населения к мерам пожарной безопасности.

Однако укрупнение городов, развитие средств производства приводило к тому, что убытки от пожаров с каждым годом становились все ощутимее.
В 1493 г. Московский белокаменный Кремль дважды полыхал из-за загорания многочисленных деревянных построек, вплотную подходивших к его стенам. Признавая наиболее распространенной причиной пожаров беспечность населения при обращении с огнем, Иван III придал борьбе с пожарами от бытовых причин законодательную силу. Первые противопожарные правила, изданные в 1504 г., предписывали: не топить летом изб и бань без крайней на то необходимости, не держать по вечерам огня в домах (лучины, лампады, свечи); кузнецам, гончарам, оружейникам вести свои работы вдали от строений. Запрещалось в черте города заниматься стекольным производством, которое считалось весьма пожароопасным, строго преследовалось курение табака.
Принятие в ХV-XVI веках законодательных актов в области пожарной безопасности отразилось на творениях архитекторов и строителей. Строить в Москве теперь начали из кирпича и при проектировании зданий учитывали необходимые меры пожарной безопасности.
С 1583 г. московские законодательные акты, касающиеся правил пожарной безопасности, становятся обязательными и для других поселений.
С 1550 г. на тушение пожаров в Москве стали высылать стрельцов, а в двадцатые годы XVII века в столице была создана первая пожарная команда.

В 1649 г. на Руси были приняты два указа, имевшие отношение к пожарному делу. «Наказ о градском благочинии» предписывал всем состоятельным людям держать во дворах медные водоливные трубы и деревянные ведра. Жителям со средним и малым достатком полагалось держать одну такую трубу на пять дворов. Ведра должны были быть у всех. Все дворы Москвы распределялись по частям, а списки людей, которые должны были следовать на пожар с запасом воды, хранились в Земском приказе. Этим «Наказом» впервые на Руси устанавливались правила для должностных лиц, ответственных за пожарную безопасность.
Второй документ, датированный тем же годом, — «Уложение царя Алексея Михайловича». В нем имелся ряд статей, определявших правила обращения с огнем. «Уложение» вводило ответственность за поджоги и устанавливало различие между неосторожным обращением с огнем и поджогом. При возникновении пожара по неосторожности с виновного взыскивали убытки в размере «что Государь укажет». За поджог наказание было самым суровым, «зажигальщиков» (поджигателей) предписывалось сжигать. Через 5 лет в эту статью была внесена поправка: сжигание на костре было заменено виселицей.
Большой вклад в развитие пожарного дела внес Петр I. Он прекрасно понимал, что правительство обязано заботиться об устройстве пожарной охраны и устранении причин пожаров, поэтому особое внимание уделял развитию мер по предупреждению пожаров. В период его царствования были введены новые правила пожарной безопасности, заимствованные из Голландии. В 1701 г. выходит указ, в котором повелевалось во всех городах России «деревянного строения отнюдь не строить, а строить каменные дома или, по крайней мере, мазанки, и строить не среди дворов, как бывало в старину, а линейно по улицам и переулкам». В 1736 г. были введены нормы по строительству противопожарных стен (брандмауэров). Изданы указы, направленные на защиту от пожаров лесов, а также предписания, касающиеся строительства в селах и деревнях.
В годы правления Петра I была создана одна из первых профессиональных пожарных команд, построено при Адмиралтействе первое пожарное депо, закуплены пожарные насосы с кожаными рукавами и медными брандсбойтами. И до настоящего времени остается актуальным один из петровских указов: «... и беречь от огня богатства государства Российского...».
Указом от 29 ноября 1802 г. в Санкт-Петербурге при съезжих дворах была организована постоянная пожарная команда, формируемая из солдат внутренней стражи. Царским указом в 1804 году была создана штатная пожарная команда и в Москве.
Новой страницей в деле предупреждения пожаров и пропаганды мер пожарной безопасности среди населения можно считать появление в России в середине XIX века добровольных пожарных команд, которые организовывали сами жители городов и других селений. Серьезным вкладом в развитие противопожарной пропаганды в стране были книги знатоков пожарного дела, в которых они пытались систематизировать опыт работы пожарных команд, давали советы по использованию наиболее эффективных способов предупреждения пожаров и их тушения, рекомендации в области соблюдения требований пожарной безопасности в строительстве. Постоянная и плодотворная работа по освещению вопросов пожарной охраны началась лишь с образованием в
1892 г. Российского пожарного общества. Общество занималось изданием специальной литературы, организацией пожарных съездов и выставок, освещало вопросы профилактики на страницах журналов и газет (в первую очередь журналов «Пожарный» и «Пожарное дело»).

При царе Николае I началась планомерная организация пожарных команд в Российской империи и повсеместное строительство пожарных депо для размещения пожарных команд.
В течение 19-го века открывались заводы противопожарного оборудования в Санкт-Петербурге и Москве, где выпускались пожарные насосы, складные лестницы, изготовлен первый пожарный автомобиль. В России была создана одна из лучших конструкций гидрантов и стендеров, был разработан и испытан первый ручной пенный огнетушитель.
К 1917 г. в России сложилась довольно развитая система взаимодействия органов власти, общественных организаций и населения, направленная на предупреждение пожаров и обучение мерам борьбы с огнем.

После Октябрьской революции 1917 г. проблемы борьбы с пожарами были поставлены на уровень важнейших и первоочередных задач государства. Уже 17 апреля 1918 года российским правительством был подписан декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем», который на многие годы стал определяющим документом, обозначившим основные направления развития и совершенствования пожарной охраны страны.
В 1920 году был создан Центральный пожарный отдел в составе Наркомата внутренних дел, на который возлагалось осуществление руководства пожарной охраной в масштабе всей страны. С этой реорганизацией в системе пожарной охраны было установлено единоначалие. Отдел руководил борьбой с пожарами, разрабатывал противопожарные меры, учитывал и распределял пожарную технику, осуществлял руководство пожарными командами и другими пожарными формированиями.
В 1922 году, несмотря на тяжелейшие состояние советской экономики, правительство выделило средства для приобретения необходимого противопожарного оборудования, в частности, автомашин за границей. В 1925 году в Москве завод АМО выпустил первый пожарный автомобиль АМО-Ф-15. К началу 1927 года на вооружении профессиональной пожарной охраны страны насчитывалось уже около 400 пожарных автомобилей.
В декабре 1924 года открылся Ленинградский пожарный техникум с трехгодичным сроком обучения. В 1930 году было образовано Всесоюзное пожарно-техническое общество, в задачи которого входило рассмотрение вопросов внедрения научно-технических достижений в практику пожарной охраны.
Для проведения научных исследований и организации конструкторских разработок в области противопожарной защиты в 1931 году создается пожарно-испытательная лаборатория, а с 1934 года — Центральная научно-исследовательская пожарная лаборатория (ЦНИПЛ).
10 июля 1934 г. декретом ЦИК СССР был образован НКВД СССР. В его состав вошло и вновь созданное Главное управление пожарной охраны (ГУПО).
По решению ГУПО отдельные предприятия по производству пожарно-технического вооружения были объединены в специализированный трест.

В 1936 году в Ленинграде на базе института инженеров коммунального строительства был образован факультет инженеров противопожарной обороны. Началась планомерная подготовка инженерно-технических кадров.
5 июля 1937 г. на базе Центральной научно-исследовательской пожарной лаборатории (ЦНИПЛ) был создан Центральный научно-исследовательский институт противопожарной обороны НКВД СССР (ЦНИИПО), с организацией которого научные исследования в области пожарной охраны приняли планомерный, целенаправленный характер.
Важным шагом в развитии пожарной профилактики стало принятие 7 апреля 1936 г. «Положения о Государственном пожарном надзоре», в котором была расширена область деятельности работников ГПН, их обязанности и права. Это послужило дальнейшему изучению причин возникновения пожаров с целью выработки научно-обоснованных мер, направленных на их устранение.
В канун Великой Отечественной войны пожарная охрана страны представляла собой организованную силу.
7 ноября 1941 пожарные приняли участие в историческом параде на Красной площади, откуда одни ушли на фронт, другие — вернулись к тушению пожаров. Ряды пожарных пополнило много женщин. Только в 1942 году их было мобилизовано 6 тысяч человек. Простые люди, дети под руководством пожарных активно обучались способам борьбы с пожарами, учились обезвреживать зажигательные бомбы.
Трудная и важная задача разработки новых современных видов пожарно-технической продукции и модернизация существующей пожарной техники была возложена на научные и конструкторские подразделения ЦНИИПО.
Большое внимание уделялось подготовке специалистов для пожарной охраны. В 1957 году создан факультет инженеров противопожарной техники и безопасности при Высшей школе МВД СССР в Москве.
Развивалось и международное сотрудничество в области пожарной безопасности. В 1958 году пожарная охрана вошла в состав Международного Технического комитета по предотвращению и тушению пожаров (КТИФ).
В 1977 г. Советом Министров СССР были приняты два документа, определившие направления работы пожарной охраны: постановление «О мерах по повышению пожарной безопасности в населенных пунктах и на объектах народного хозяйства» и постановление, утвердившее «Положение о государственном пожарном надзоре». Эти постановления включали в себя меры, направленные: на повышение технической оснащенности пожарных частей; улучшение тактической отработки и организации тушения крупных пожаров; усиление контроля за соблюдением мер пожарной безопасности.
Большое внимание уделялось развитию научных исследований и разработок, направленных на практическую деятельность по повышению боеспособности пожарной охраны. Во Всесоюзном научно-исследовательском институте противопожарной обороны (ВНИИПО) получили широкое распространение работы по проектированию и внедрению автоматических систем пожарной сигнализации и пожаротушения на различных объектах, создавались новые средства и способы тушения пожаров, началась активная работа по внедрению современных информационных и коммуникационных технологий в деятельность пожарной охраны.
К началу 80-х годов пожарная охрана Советского Союза практически преобразовалась в инженерную службу, в составе которой находилось около 200 тыс. человек личного состава, более 150 тыс. военизированных сотрудников и около 30 тыс. пожарных автомобилей различного назначения.
1 ноября 1985 г. был введен в действие новый Боевой устав пожарной охраны.
Чернобыльская катастрофа, другие крупные пожары и аварии, приведшие к многочисленным жертвам и огромным материальным потерям, выдвинули на первый план задачу по координации и взаимодействию всех специальных служб к действиям в экстремальных условиях. Приказом МВД СССР в 1989 г. создано 8 «Региональных специализированных отрядов военизированной пожарной охраны МВД России по проведению аварийно-спасательных работ», основными задачами которых стало: участие в тушении крупных пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В республиканских и областных центрах созданы специализированные части с аналогичными задачами.
В начале 90-х годов в результате распада СССР и образования МВД Российской Федерации ряд вопросов по осуществлению организации, совершенствования структуры подразделений пожарной охраны были переданы на места в компетенцию МВД автономных республик, ГУВД, УВД краев и областей.
В 1993 г. Совет Министров Российской Федерации постановлением № 849 преобразовал СПАСР МВД РФ в Государственную противопожарную службу (ГПС) МВД РФ. Перед ГПС поставлен ряд принципиально новых задач, в т.ч. разработка государственных мер нормативного правового регулирования в области пожарной безопасности, разработка единой научно-технической политики, координация противопожарной деятельности министерств и ведомств.
21 декабря 1994 г. президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон «О пожарной безопасности». Отныне проблема пожарной безопасности перестала быть проблемой только противопожарной службы. По закону — это одна из важнейших функций государства. В Законе комплексно рассмотрены вопросы по обеспечению пожарной безопасности; определен статус ГПС МВД России как основного вида пожарной охраны; определены полномочия органов государственной власти, предприятий, должностных лиц, граждан.
30 апреля 1999 года Указом Президента установлен профессиональный праздник пожарных «День пожарной охраны».
Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2001 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности», Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГПС МЧС России) и включена в ее состав с 1 января 2002 г.
Указанное состояние в области пожарной безопасности стало следствием несовершенства нормативной правовой базы в области пожарной безопасности, накопившихся проблем в техническом оснащении подразделений пожарной охраны, организации ее работы, развала жилищно-коммунального хозяйства, незанятости населения в экономике, обострения социальных проблем. Следствием этого стало то, что более 70% людей погибает при пожарах в жилье по причине пьянства, игнорирования элементарных правил пожарной безопасности.

В настоящее время пожарная охрана России подразделяется на следующие виды:
. Государственная противопожарная служба;
. Муниципальная пожарная охрана;
. Ведомственная пожарная охрана;
. Частная пожарная охрана;
. Добровольная пожарная охрана.

В настоящее время общая численность подразделений ГПС составляет около 260 тыс. чел. (из них 154,5 тыс. чел. рядового и начальствующего состава и 105,5 тыс. чел. гражданского персонала).
Серьезным шагом вперед стал принятый в июле 2008 года Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Появился основополагающий закон, который урегулировал тысячи норм и правил, регламентирующих сферу пожарной безопасности.

В целях реализации плана строительства и развития сил и средств МЧС России на 2007—2010 гг., замысла реформирования войск гражданской обороны проводится большая работа по формированию организационной структуры федеральной противопожарной службы с учетом расширения ее функций, которая позволит оптимизировать эффективность системы обеспечения пожарной безопасности в сложившихся социально-экономических условиях.
Также Принят Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 24 Федерального закона «О пожарной безопасности», который определил правовое поле для организации договорных подразделений федеральной противопожарной службы.
Постановлением Правительства от 29 декабря 2007 г. № 972 была утверждена Федеральная целевая программа «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года», которая направлена на то, чтобы все наше общество, все уровни государственной власти были задействованы в реализации мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Пожарные автомобили являются основными средствами пожарной охраны, обеспечивающими доставку сил и средств к месту пожара, ведение боевых действий по тушению пожаров, спасанию людей и материальных ценностей. На начало 2009 г. производство пожарных автомобилей осуществляется на 17 предприятиях в различных регионах России. Освоено более 80 моделей пожарных автомобилей согласно действующему типажу. В 2008 г. было произведено около 1600 единиц пожарной техники. Всего на вооружении подразделений ФПС МЧС России находится более 15 700 единиц основных и специальных пожарных автомобилей, что составляет около 82% их штатной положенности.
В настоящий период МЧС России с участием ФГУ ВНИИПО и предприятий-изготовителей пожарной техники в рамках единого тематического плана НИОКР ведут активные работы по созданию в перспективе нового комплекса мобильной пожарной техники: пожарно-спасательного автомобиля для Севера, высокоманевренного оперативного транспортного средства для экстренных пожарно-спасательных работ, модульного мобильного комплекса для сбора и утилизации различных опасных веществ, модульной установки для получения и подачи газонаполненной пены, пожарно-спасательного автомобиля с реверсивным движением для работ в туннелях.
По-прежнему значительная работа проводится МЧС России в области профилактики пожаров. Известный тезис о том, что «пожар легче предупредить, чем потушить» реализуется в серьезной и разнообразной работе министерства в области пропаганды пожарно-технических знаний и обучения населения мерам пожарной безопасности.

В связи с реализацией задач по разработке и внедрению новых форм и методов воздействия на оперативную обстановку с пожарами в стране МЧС России большое внимание уделяется развитию пожарной науки. Приказами МЧС России в 2003 г. принята Концепция развития Федерального Государственного Учреждения «Всероссийский ордена «Знак почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны» (ФГУ ВНИИПО) МЧС России и в 2007 г. Программа развития научно-технической базы ФГУ ВНИИПО МЧС России на 2008- 2010 гг. C 2002 года штатная численность ФГУ ВНИИПО МЧС России увеличена на 87 ед. и в настоящее время составляет 1160 чел. С 2002 года объем финансирования ФГУ ВНИИПО МЧС России по статьям развития материально-технической базы увеличился более чем в 2,5 раза.
Следует отметить, что, несмотря на значительные успехи, достигнутые МЧС в области предупреждения и тушения пожаров, результаты этой работы пока еще не могут полностью удовлетворять потребностям сегодняшнего дня. Неутешительная статистика количества пожаров и гибели людей, при всей ее динамике к снижению этих показателей, по сравнению с ведущими странами мира остается очень серьезным негативным фактором, характеризующим общее состояние решения социальных и экономических проблем в стране.
Безусловно, одними только структурными реформами решить эту проблему невозможно. Здесь необходим целый комплекс мер, направленный на совершенствование всей системы обеспечения пожарной безопасности в целом. И это связано не только с развитием пожарной охраны, улучшением ее технического обеспечения, совершенствованием подготовки кадров, социальным обеспечением сотрудников пожарной охраны и т.д. Проблема эта гораздо шире, и основа ее решения состоит в осознании государством приоритетности проблем, связанных с обеспечением безопасности жизни и здоровья своих граждан, сохранностью их имущества — именно тех вопросов, которые, в силу своего назначения, призвано решать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

За предоставленную информацию благодарим Центр подготовки презентационных материалов ФГУ ВНИИПО МЧС РФ.

Пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров , их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ .

Первоочередные аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров - боевые действия пожарной охраны по спасению людей, имущества, оказанию первой помощи пострадавшим при пожарах.

Гарнизон пожарной охраны - совокупность дислоцированных на определенной территории органов управления, подразделений пожарной охраны, пожарно-технических научно-исследовательских и пожарно-технических учебных заведений, иных, предназначенных для тушения пожаров, противопожарных формирований независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Пожарная охрана Документальный фильм

    ✪ Пожарная охрана.

Субтитры

Действия пожарной охраны по тушению пожаров

Действия по тушению пожаров начинаются с момента получения сообщения о пожаре пожарной охраной, считаются законченными по возвращении подразделения пожарной охраны на место постоянной дислокации и включают в себя:

  • прием и обработку сообщения о пожаре (вызове);
  • выезд и следование к месту пожара (вызова);
  • разведку места пожара;
  • аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров;
  • развертывание сил и средств;
  • ликвидацию горения;
  • специальные работы;
  • сбор и возвращение к месту постоянного расположения.

Разведка места пожара, аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, развертывание сил и средств, ликвидация горения и специальные работы, по решению руководителя тушения пожара и при достаточности сил и средств на месте пожара, выполняются одновременно .

При тушении пожаров проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасению имущества, в том числе:

  • проникновение в места распространения (возможного распространения) пожаров и их опасных проявлений;
  • создание условий, препятствующих развитию пожаров и обеспечивающих их ликвидацию;
  • использование на безвозмездной основе средств связи, транспорта, оборудования;
  • ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;
  • эвакуация с мест пожаров людей и имущества.

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара (РТП) - прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в выполнении боевых действий по тушению пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами. Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение боевой задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожара, и привлеченных к тушению пожара сил. Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.

Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара .

Пожарная охрана по странам

Россия

История

В 1892 году было 590 постоянных пожарных команд, добровольных (вольных): городских - 250, сельских - 2026, заводских - 127, военных - 13, частных - 12, железнодорожных - 2 .

В 1936 году утверждено Положение о Государственном пожарном надзоре .

В самых тяжелых условиях в таких городах-героях, как Ленинград, Сталинград, Смоленск, Севастополь, Одесса, пожарные были непосредственно в бою. Они были родом войск, который принес огромную помощь Красной Армии. В летописях пожарной славы записаны сотни и сотни имен героев, дела которых являются поучением для новых поколений пожарной охраны.

Орденами и медалями были награждены свыше 31 тыс. человек. Известно о 35 защитниках Отечества, до войны работавших в пожарной охране или ушедших на фронт из пожарной охраны, которые были удостоены звания Героя Советского Союза. В первые послевоенные годы восстановились и приступили к производству пожарной техники Московский, Горьковский, Варгашинский, Грабовский, Новоторжский автозаводы, Ливенский и Запорожский заводы по производству мотопомп. Было принято решение, положившее начало техническому перевооружению пожарной охраны страны.

Военизированная пожарная охрана организовывалась в городах, являющихся важнейшими административными центрами СССР, а также на промышленных и других объектах, имеющих особо важное значение или повышенную пожаро- и взрывоопасность. Профессиональная пожарная охрана создавалась в городах, поселках городского типа, районных центрах, а также на объектах народного хозяйства .

С 1965 года части и подразделения военизированной пожарной охраны Москвы стали комплектоваться из лиц, призванных на действительную военную службу .

МВД РСФСР в 1991 образовало аварийно-спасательные структуры в составе подразделений военизированной пожарной охраны, обеспечив создание единой противопожарной и аварийно-спасательной службы .

В 1993 году Служба противопожарных и аварийно-спасательных работ Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства внутренних дел Российской Федерации .

21 декабря 1994 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон «О пожарной безопасности», согласно которому, проблема пожарной безопасности вновь стала государственной. Пожарные получили право издавать Нормы пожарной безопасности, дублирующие требования государственных стандартов и требовать сертификации любой продукции (такой как холодильники и бытовая электроника).

Закон «О пожарной безопасности» установил обязательные отчисления в пользу территориальных подразделений противопожарной службы в размере 0,5 процента от общей сметной стоимости работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции объектов, расширению, техническому переоснащению предприятий, зданий, сооружений и других объектов, за исключением работ, финансируемых за счет местных бюджетов. Конституционный суд признал это положение не соответствующим Конституции и оно утратило силу с 1 января 2003 года. На 2002 год эти отчисления были одним из основных источников финансирования органов пожарной безопасности. При этом с 1996 по 2005 годы страховые организации были обязаны производить отчисления в фонды пожарной безопасности от поступивших сумм страховых платежей по противопожарному страхованию в размере не ниже пяти процентов от этих сумм.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года Государственная противопожарная служба была передана из МВД России в состав МЧС России .

В результате административной реформы 2005 года противопожарную службу разделили на федеральную и региональную. В составе федеральной осталось более 80 тысяч человек, в ведение региональных властей перешли 137 тысяч, и около 70 тысяч пожарных содержались за счёт охраняемых ими объектов на договорной основе.

В настоящее время

Пожарная охрана в России подразделяется на следующие виды (численность подразделений пожарной охраны в России по данным МЧС России на март 2010 ):

Специализированная пожарная часть № 17 Архангельска входит в состав Архангельской областной службы спасения .

Основными задачами пожарной охраны являются:

  • организация и осуществление профилактики пожаров;
  • спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;
  • организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана России не привлекается .

Малайзия

Противопожарная служба страны («Fire Service Department Malaysia») является государственной и интегрирует в себе функции управления тушением и спасением и располагает профессиональными пожарными командами, подразделениями по профилактике пожаров и собственным учебным заведением. Напряженный ритм дорожного движения во многих городах этой азиатской страны с населением сильно затрудняет подъезд к месту пожара или другой ЧС. Этот фактор и послужил основанием для создания в 2005 году в противопожарной службе первых мотоподразделений.

Каждое мотоподразделение пожарной охраны состоит из трех мотоциклов модели «Honda СВ 1300» с четырехцилиндровыми четырехтактными серийными моторами водяного охлаждения мощностью в 116 лошадиных сил. Машины имеют пятиступенчатую коробку передач и конечную цепную передачу с нанесенным на их бортах обозначением «Спасение», «Насос» и «Снаряжение». Они снаряжены: комплектом электроприводного аварийноспасательного инструмента «Holmatro», в том числе ножницами и разжимами с усилием до 3 т; устройством импульсного пожаротушения «IFЕХ»; погружными насосами и оборудованием для водоподачи; комплектом пожарных рукавов. Своеобразное мотозвено состоит из трех человек .

Телефоны

Россия

Оперативный дежурный (круглосуточно) 01, 101 , 112 , 010.

Украина, Белоруссия

Оперативный дежурный (круглосуточно) 101; 112.

США

911, это единый номер для срочного вызова пожарных, полиции, скорой медицинской помощи или комбинации служб.

См. также

  • Государственная противопожарная служба Российской Федерации

Признательность

Примечания

  1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О пожарной безопасности (с изменениями на 27 декабря 2000 года) Статья 1. Основные понятия
  2. Порядок тушения пожаров подразделениями пожарной охраны Глава 2.ДЕЙСТВИЯ ПО ТУШЕНИЮ ПОЖАРОВ
  3. Федеральный закон N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» Статья 22. Тушение пожаров
  4. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Общие сведения

Пожарная охрана является основной и самой крупной составляющей частью Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Подразделения пожарной охраны ежегодно совершают около 2 000 000 выездов, спасают от гибели и травм более 90 000 человек, материальных ценностей на сумму свыше 120 миллиардов рублей.

В настоящее время деятельность по обеспечению пожарной безопасности регулируют более 10 федеральных законов и правовых актов Правительства Российской Федерации.

Подготовка специалистов пожарной охраны осуществляется в 7 ведомственных ВУЗах государственной противопожарной службы и 21 учебном центре федеральной противопожарной службы. Так же обучением по специальности «Пожарная безопасность» занимается ряд гражданских и военных учебных заведений.

Организация управления в области пожарной безопасности и координация деятельности пожарной охраны осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Краткая история пожарной охраны

В годы Великой Отечественной Войны пожарная охрана стала своеобразным щитом, обороняющим от огня военные объекты, критически важные объекты, населенные пункты. В первые месяцы войны основную тяжесть борьбы с пожарами, возникавшими при налетах вражеской авиации, пришлось выдерживать городским профессиональным пожарным командам. Многие огнеборцы сражались с врагом в партизанских отрядах.

Писатель Николай Тихонов:

В самых тяжелых условиях в таких городах-героях, как Ленинград, Сталинград, Смоленск, Севастополь, Одесса, пожарные были непосредственно в бою. Они были родом войск, который принес огромную помощь Красной Армии. В летописях пожарной славы записаны сотни и сотни имен героев, дела которых являются поучением для новых поколений пожарной охраны.


Орденами и медалями были награждены свыше 31 тыс. человек. Известно о 35 защитниках Отечества, до войны работавших в пожарной охране или ушедших на фронт из пожарной охраны, которые были удостоены звания Героя Советского Союза. В первые послевоенные годы восстановились и приступили к производству пожарной техники Московский, Горьковский, Варгашинский, Грабовский, Новоторжский автозаводы, Ливенский и Запорожский заводы по производству мотопомп. Было принято решение, положившее начало техническому перевооружению пожарной охраны страны.

В 1957 году открылся факультет инженеров противопожарной техники и безопасности при Высшей школе МВД СССР. В крупных городах были образованы пожарно-испытательные станции.

В 1958 году пожарную охрану СССР приняли в Технический комитет по предотвращению и тушению пожаров.

В СССР с 1966 г . руководство пожарной охраной осуществляло МВД СССР, в состав которого входили Государственный пожарный надзор, осуществлявший работу по профилактике пожаров на строящихся и эксплуатируемых зданиях и сооружениях, а также подразделения военизированной пожарной охраны и профессиональной пожарной охраны, которые тушили пожары в городах, на промышленных и других объектах народного хозяйства. Некоторые министерства и ведомства (например, Министерство путей сообщения, Министерство лесного хозяйства, Главнефтеснаб) имели собственную ведомственную пожарную охрану.

Военизированная пожарная охрана организовывалась в городах, являющихся важнейшими административными центрами СССР, а также на промышленных и других объектах, имеющих особо важное значение или повышенную пожаро- и взрывоопасность. Профессиональная пожарная охрана создавалась в городах, поселках городского типа, районных центрах, а также на объектах народного хозяйства.

С 1965 года части и подразделения военизированной пожарной охраны Москвы стали комплектоваться из лиц, призванных на действительную военную службу.

МВД РСФСР в 1991 образовало аварийно-спасательные структуры в составе подразделений военизированной пожарной охраны, обеспечив создание единой противопожарной и аварийно-спасательной службы.

В 1993 году Служба противопожарных и аварийно-спасательных работ Министерства внутренних дел была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства внутренних дел.

21 декабря 1994 года Президент РФ подписал Федеральный закон «О пожарной безопасности», согласно которому, проблема пожарной безопасности вновь стала государственной. Пожарные получили право издавать Нормы пожарной безопасности, дублирующие требования государственных стандартов и требовать сертификации любой продукции (такой как холодильники и бытовая электроника).

30 апреля 1999 года Указом Президента РФ установлен профессиональный праздник - «День пожарной охраны России».

Согласно Указу Президента России от 9 ноября 2001 года Государственная противопожарная служба была передана из МВД России в состав МЧС России .

В результате административной реформы 2005 года противопожарную службу разделили на федеральную и региональную. В составе федеральной осталось более 80 тысяч человек, в ведение региональных властей перешли 137 тысяч, и около 70 тысяч пожарных содержались за счёт охраняемых ими объектов на договорной основе.



Просмотров