История происхождения нации курдов и их религия. Кто такие курды и откуда они взялись? Современные курды в России и Турции

Все слышали об этой «нации без государства». Тем не менее, мало кто действительно понимает этот народ, который оказался на территории сразу четырех стран (Турции, Ирана, Ирака и Сирии).

Курды - это крупнейший народ без государства, который разбросан по территории по меньшей мере четырех ближневосточных стран (Ирак, Иран, Турция, Сирия) и обладает большой европейской диаспорой.

У них, безусловно, найдется, что сказать о масштабном переустройстве региона, которое могут повлечь за собой арабские мятежи.

Все это - прекрасный повод, чтобы поразмышлять о том, что сегодня представляют собой курды, и чего они хотят, вместе с Сандрин Алекси (Sandrine Alexie) из Курдского института в Париже. Эта переводчица и писатель ведет блог о курдском мире с 2000 года.

Нам неизвестно, сколько всего насчитывается курдов

Верно. Оценки варьируются в пределах от 20 до 40 миллионов. Ни одна из тех стран, где проживают курды, никогда не проводила этнической переписи. Туманность в этом вопросе полностью устраивает все правительства.

Наиболее правдоподобные оценки говорят о 15 миллионах в Турции и 7-8 миллионах в Иране. Власти этих государств избегают переписи, чтобы избежать усиления этнической обособленности. В Сирии их насчитывается порядка 1-2 миллионов, причем 800 000 из них не имеют гражданства и обречены на нелегальное существование.

В Ираке региональное правительство Курдистана приводит официальные цифры в 5,3 миллиона человек, тогда как иранские власти говорят о 4,3 миллиона, так как это позволяет им сократить объемы выделяемых курдским провинциям средств.

Если принять во внимание, другие курдские регионы помимо Курдистана, то общее число курдов в Ираке можно оценить примерно в 6-6,5 миллионов человек.

Наконец, давайте рассмотрим данные Совета Европы насчет курдской диаспоры: 800 000 в Германии (по большей части это выходцы из Сирии и Турции), 100 000 в Швеции (из Ирана и Ирака), 90 000 в Великобритании (из Ирака) и 120 000 - 150 000 во Франции (преимущественно из Турции). Тем не менее, эти оценки вряд ли можно назвать точными из-за большого числа нелегалов в диаспоре. Невозможно также посчитать количество курдов на территории бывшего СССР. В Израиле их порядка 130 000.

Таким образом, цифра в 35 миллионов курдов в мире не выглядит столь уж нереалистичной.

Никакого «курдского народа» на самом деле не существует

Неверно. Члены племен и семей могут проживать на территории сразу нескольких государств, тогда как некоторые политические партии пользуются влияниями за пределами национальных границ.

Так, у Рабочей партии Курдистана (РПК), которая внесена в список террористических организаций США и Европейского Союза, есть ответвление в каждой стране: в Сирии (Демократический союз), Иране (Партия свободной жизни Курдистана) и Ираке. Кроме того, курдские партии в Сирии часто симпатизировали одной из двух основных иракских партий: Демократической партии Курдистана Барзани и Патриотическому союзу Курдистана Талабани.

У курдов есть два отличных друг от друга основных диалекта, носители которых, тем не менее, понимают друг друга: на курманджи говорят в Сирии, Турции, на севере Иракского Курдистана и во всех странах бывшего СССР, тогда как сорани в ходу в Иране и Ираке. В турецком Курдистане распространен еще один родственный язык, зазаки, на котором в первую очередь говорят в провинции Тунджели.

Объяснение Сандрин Алекси:

«С учетом всего того, что им пришлось пережить с конца Первой мировой войны (политика ассимиляции или даже геноцида в Ираке, запрет на изучение языка и т.д.), если бы курды не были народом, они бы уже давно исчезли, и никакого «курдского вопроса» не было бы и в помине. Притеснения лишь усилили национальные чувства курдов».

Среди курдов есть мусульмане, христиане и иудеи

Верно. Подавляющее большинство курдов (70%) исповедуют ислам суннитского толка.

Проживавшая на территории Ирака небольшая группа курдов-шиитов была уничтожена или депортирована Саддамом Хусейном в 1987-1988 годах. Некоторые из сбежавших из Ирака курдов-шиитов сейчас живут в лагерях беженцев в Иране. После свержения партии Баас они постепенно начинают возвращаться в страну, но их насчитывается максимум 20 000 человек.

Кроме того, сообщество курдов-шиитов проживает на юге Ирана. Нужно отметить и то, что заметным влиянием среди курдов пользуется суфитско-шиитский синкретизм (алевиты в Турции, езиды в северном Ираке, шабаки у Мосула и ахл-е акк в Иране).

Христиане Курдистана делятся на католиков и представителей автокефальных церквей: халдеев, ассирийцев, сиро-яковитов. Все они говорят на арамейских языках.

С 1967 года многие из этих христиан принимали участие в курдских восстаниях, так как им грозило выселение, уничтожение их деревень и насильственная арабизация, которая сегодня трансформировалась в исламизацию.

В Иракском Курдистане в настоящий момент насчитывается более 100 000 курдов-христиан. К тому же они не признаются религиозным или этническим меньшинством в Турции, где во время войны в 1990-х годах им пришлось покинуть курдские регионы (они не раз оказывались между молотом и наковальней в боях между курдами и правительством).

В Сирии их отношения с курдами-мусульманами складываются скорее в позитивном ключе, и христиане в курдских городах поддерживают курдские движения и не подвергаются гонениям в отличие от того, что происходит в остальной части страны.

С 1949-1950 годов все курды-иудеи перебрались в Израиль, Австралию или США.

Ирак не поддерживает дипломатические связи с Израилем, однако в 2006 году лидер Демократической партии Курдистана Барзани выступил в поддержку открытия израильского консульства в Эрбиле. Теперь курды-иудеи могут вновь увидеть свою родную деревню только уже с другими паспортами. Никакой враждебности к ним со стороны курдов-мусульман не наблюдается.

Мустафа Барзани (отец нынешнего лидера партии) поддерживал прекрасные отношения с Израилем еще в 1960-х годах, и курды никогда этого не скрывали. У племени Барзани были тесные связи с евреями из Акко, к которым относится и бывший министр обороны Израиля Ицхак Мордехай. Среди израильских граждан также насчитывается немало людей по фамилии Барзани.


Курдистан никогда не существовал


Верно и неверно.
Курдистан (запрещенное в Турции слово) никогда не имел статуса национального государства в ХХ веке, однако в Средние века существовали независимые или полунезависимые курдские княжества.

В 1150 году персидский султан Санджар, турок-сельджук по происхождению, создал провинцию под названием Курдистан. Параллельно с этим возник и османский Курдистан, очертания которого менялись вместе с турецко-персидской границей.

«Как свидетельствуют государственные османские архивы, среди титулов османских султанов числился и «падишах Курдистана». Тем не менее, турецкие власти не желают об этом вспоминать», - говорит Сандрин Алекси.

С тех провинция Курдистан неизменно существовала на территории Персии, а затем современного Ирана.

По окончанию Первой мировой войны новые границы разбросали курдов по четырем государствам. Первые карты Курдистана были составлены в 1919 году представителем курдов по предложению Лиги наций (в статьях 62 и 64 подписанного в 1920 году Севрского мирного договора предусматривалось создание автономного или даже независимого Курдистана и независимой Армении). На этих документах территория Курдистана напоминала по форме касавшегося головой моря огромного верблюда и была равна по площади Франции.

Курды хотят собственное государство

Верно. Большинство курдов стремятся к независимости. Они подчеркивают, что отвечают всем необходимым для этого критериям (территориальная преемственность, язык, культура, история), и что у них есть на это полное право.

Но они понимают, что подобное требование равнозначно политическому самоубийству. Это может подтолкнуть американцев к тому, чтобы бросить на произвол судьбы курдов в Ираке. Первое время после своего формирования, то есть в конце 1980-х - начале 1990-х годов, Рабочая партия Курдистана добивалась независимости, однако впоследствии отказалась от этого требования.

Кроме того, с 1960 годов наметилось и другое решение, из которого следует, что каждая из четырех частей Курдистана должна добиться для себя автономии, чтобы впоследствии сформировать нечто вроде Бенилюкса, то есть образования с более тонкими границами.

Впервые об этой идее рассказал в 1963 году журналист The New York Times Дана Адамс Шмидт (Dana Adams Schmidt), который провел 46 дней в горах с Мустафой Барзани и написал рассказ «Путешествие среди смелых людей» (Journey Among Brave Men).

Сегодня этот проект союза вновь выходит на первый план и даже может похвастаться определенным консенсусом. То, что происходит в Иракском Курдистане с 2003 года, придало уверенности в себе курдам из других стран.

Особенно это заметно в Турции, где с 2009 года Союз общин Курдистана, взяв за основу модель Иранского Курдистана, регулярно проводит политические инициативы на пути к автономии и самоопределению, что в частности объясняет усиление репрессивных мер со стороны турецкого государства (аресты, процессы, запреты и т.д.).

Курды не могут договориться между собой

Верно. Они очень независимы и никогда не жили при централизованной курдской власти.

Курды — горный и исторически кочевой народ, что никак не предрасполагает его к объединению. Кроме того, его нынешняя организация до сих пор в значительной мере носит племенной характер, а между вождями племен возникают конфликты.

«У курдов нет культа великого диктатора, и они скорее напоминают гасконцев. Каждый курд — король на своей горе. Поэтому они ссорятся друг с другом, конфликты возникают часто и легко», — поясняет Сандрин Алекси.

С 1992 по 1996 года курды вели гражданскую войну на севере Ирака. Крупнейшие региональные державы по очереди оказывали поддержку то одной, то другой стороне. В 2003 году враждовавшие братья вновь объединились. Тем не менее, эта война едва не похоронила мечты о независимости и до сих пор остается болезненным воспоминанием для курдов.

Тяжелее всего курдам приходится в Турции

Неверно. Несмотря на судебное преследование, аресты и тюремные сроки, курдам в Турции сейчас все равно живется легче, чем это было в 1980-1990-х годах (депортации, сожженные деревни, массовые пытки, исчезновения военных, операции турецкой «Хезболлы») до прихода к власти консервативно-исламистской Партии справедливости и развития.

В Иране положение курдов ощутимо хуже: запрет всех языков меньшинств (в том числе и арабского), газет на курдском языке, культурных и правозащитных организаций, женских ассоциаций и курдских профсоюзов, преследования, репрессии и подавление всех ростков гражданского общества.

Активистов Партии свободной жизни Курдистана, которые, как предполагается, получают поддержку от ЦРУ, задерживают, пытают, отправляют в тюрьмы. Нередки также и приговоры к высшей мере, так как курды из этой партии иногда называют себя атеистами или даже марксистами (политическую линию этого движения и РПК отследить довольно сложно, однако она носит антиисламский характер).

Есть в стране и курды-сунниты, которых тоже недолюбливают в Тегеране. Иранские революционные суды могут (и нередко пользуются этой возможностью) признать их «врагами Аллаха», что равнозначно смертной казни.

Война в Сирии открывает возможности перед курдами

Верно. Либо в стране установится демократия, и курды по крайней мере смогут добиться большей автономии, а также конституционного признания их народа и языка. Либо там воцарится хаос с формированием различных зон влияния, и они также смогут извлечь выгоду для себя, попытавшись воспроизвести то, что было в Ираке в 1992 году (автономия), когда Саддам Хусейн отступил из северной части станы.

В таком случае они будут стремиться не допустить возвращения арабских солдат в зоны, которые оставил им Башар Асад. Как впрочем, не пустят туда и Сирийскую свободную армию, так как опасаются влияния сражающихся вместе с ней исламистов (столкновения отрядов ССА с курдскими ополчениями уже начались).

Стратегия Демократического союза, вероятно, выглядит следующим образом: пусть сирийские сунниты сражаются с шиитами, а мы тем временем будем защищать наши меньшинства, население и территорию.

«Тем не менее, нельзя исключать и возможность гражданской войны между курдами из Демократического союза и новой революционной коалиции», — отмечает Сандрин Алекси. То, что сирийские пешмерга (дезертировавшие из сирийской армии добровольцы, которые нашли прибежище в Иракском Курдистане) не набрали силу на севере Сирии, вероятно, объясняется стремлением избежать внутрикурдских столкновений.

Занимает юго-восток Турции в районе города Диярбакыра и озера Ван. Численность турецких курдов, по приблизительным расчетам, составляет 15-20 млн человек. В Иране проживает примерно 7 млн курдов, чуть меньше в Ираке и Сирии, небольшие курдские диаспоры в Германии, Швеции, Великобритании и Франции. В России насчитывается около 20 тыс. курдов, живущих в Адыгее, Ставропольском и Краснодарском краях, Новосибирской и Саратовской областях. В целом, численность этого народа оценивается в 40 млн человек.

Основная проблема курдов - в том, что они не имеют собственного государства. Курдов, проживающих в Сирии и Турции, притесняют в правах: в Сирии их не признают гражданами страны, в Турции курды не могут разговаривать на своем языке, пропагандировать свою культуру. Проблему осложняет богатые нефтью территории Курдистана, в связи с чем крупные мировые государства желают контролировать этот серьезный источник энергии. Играет свою роль и политическая разобщенность курдов. Большинство населения стремится к независимости и считает, что их народ отвечает всем нужным для этого критериям (язык, территориальная преемственность, культура, ).

Религия и культура

Подавляющее большинство курдов суннитского толка, значительная часть - -шииты, также есть христиане и . Небольшая часть курдов - приверженцы доисламской курдской - езидизма. Но своей исконной религией все курды считают зороастризм.

Курдская не однородна в плане языка. Существуют два самостоятельных, очень разных, курдских языка – сорани и курманджи. В сорани нет родов, в курманджи они есть, поэтому объединить их невозможно.

Большей части этого народа приходится жить в тяжелых экономических условиях, многие считают их дикими и необразованными. На самом же деле, культура курдов очень богатая и древняя. Курдский фольклор отличается большой оригинальностью и разнообразием. Известны множество национальных , песен, легенд, свадебных и погребальных обрядов. Первые памятники письменности курдов датируются VII веком. Литература развивается с XI века, достигая своей вершины в XIV-XVIII веках, в творчестве таких поэтов, как Факи Тейран, Ахмед Хани, Харис Битлиси. Основное занятие курдов с древних времен - полукочевое скотоводство и земледелие, также развиты ремесла.

Курды - горный народ передней Азии, России (в Закаспийской области). Нынешние курды считаются потомками прежних жителей Курдистана, которые у Ксенофонта называются кардухами, а позже - кордиеями, гордиеями, гордианами. Раулинсон сближает кардухов с горным воинственным народом гуту, в ранних клинообразных надписях упоминаемым наряду с , хеттами (хиттитами), сузийцами, элимийцами и вавилонскими аккадийцами и державшим себя довольно независимо от ассирийской державы. После падения Ниневии гуту постепенно слились с мидянами и вообще с народностями, обитавшими в плоскогорьях Малой Азии, и Персии, и разделяли их дальнейшую участь.

Когда Персия была покорена арабами, курды не выказывали повиновения халифам, постоянно их тревожили, часто встречаются в арабской истории сведения о походах в Курдистан, для усмирения его буйных жителей. В XII веке курд Саладин основал знаменитую Эюбидскую династию в Сирии; в состав его державы входил и Курдистан. В 1258 г. страна попала под власть Хулагу-хана, а в 1388 г. была окончательно завоевана Тимуром. Собиратель земли Иранской, шах Исмаил-Сефи (1499-1523), включил Курдистан в свои владения.

В XVII в. курды взволновались, и значительная часть их перешла в подданство турецкое. В 1880 г. обнаружилась со стороны курдов попытка основать свое собственное государство. Почин шел от персидских курдов северо-западной части провинции , губернатор которой довел подведомственных ему курдов до восстания. Мятежники, под руководством Обейдуллах-хана, призвали к восстанию и турецких соплеменников, но мятеж или, правильнее, война, кончился ничем, за недостатком у курдов твердой организации.

Курды распадаются на множество этнографических групп. В гористой области Курдистана живут асиреты и гураны. У первых грубые, угловатые черты лица, голубые или серые глаза, глубоко лежащие и проницательные, твердая и крепкая походка; у гуранов более нежные и более правильные черты лица, скорее напоминающие греческий тип. Такая разница объясняется не различием происхождения, а неодинаковым образом жизни: одни - кочевники, скотоводы, а другие - оседлые земледельцы.

У кочевников быт родовой; старейшины родов и союзов получают власть наследственно. Знатными предками курды гордится и помнит свою родословную, но нужно думать, что в курдских генеалогиях много подделок. С соседями и между собой курды ведут распри, вызываемые, например, местью за кровь родственника.

Курды храбры, свободолюбивы, гостеприимны, воздержны и соблюдают данное слово, чем резко отличаются от лживых персиян. Женщина курдская пользуется такой свободой, как ни у одного народа на Востоке: она обыкновенно не носит покрывала на лице, свободно выходит из дома, может разговаривать с мужчинами и даже иметь мужскую прислугу.

Девушки, по правилу, выдаются замуж между десятым и двенадцатым годом жизни, причем жених выплачивает вено. Многоженство среди асиретов практикуется только у знатных и богачей, а у гуранов и вовсе не практикуется. Случаи дурного обращения с женщиной редки.

Национальная одежда курдов - белые шаровары, вышитая куртка с короткими рукавами, широкий кафтан и плащ. На голову надевается или турецкий тюрбан, или высокая коническая шапка из войлока, с кисточкой. Длинных волос курды не носят; молодые курды не носят и бороды, а только усы. Традиционная пища - куфта (мясные галушки с молоком, перцем и луком), плов или пилав (барашек с вареным рисом), ржаные лепешки, сыр, молоко, мед, кофе.

Курды любят музыку и танцы. Национальный танец - «чопи»: хоровод c топаньем, живыми телодвижениями и диким криком, под звуки флейты и барабана. Песен много; они слагаются двустишиями, которые в хорах чередуются.

Язык курдский («керманджи») - арийский; его грамматика и вообще строение совпадают с персидским, почему его и относят к иранской ветви. Словарный материал курдского языка более чем в трети является новоперсидским, арабским и тюркским; далее, есть большой запас слов арамейских, греческих, армянских и даже русских (преимущественно на границах), и только остаток лексического запаса принадлежит наречию, бывшему в стране раньше ислама, раньше вторжения новоперсидских и ново-тюркских элементов - какому-то народному наречию языка древнеперсидского.

Арамейские и греческие слова прошли через арабское и персидское посредство. Часть туранского элемента, быть может, имеется в языке еще с вавилонских времен, из относящихся сюда, быть может, и лишь позднейшие слова - ново-тюркские.

Из множества курдских наречий одни более чисты от иностранного наплыва. Речь курдов звучит грубо, но имеет менее гортанных и шипящих звуков, чем другие азиатские языки. Согласные - те же, что и в персидском языке, но гласных и двугласных - гораздо больше, так что персидский алфавит с трудом передает их (например, аэ, ээ, оо, ау, ээу).

Курдская литература не обширна: более образованные курды склонны довольствоваться литературой персидской и турецкой.

По вероисповеданию курды - сунниты. Фанатизма исламского у них нет, религиозные познания слабы: пятикратный «тевхид» (исповедание Божия единства), поклоны и коленопреклонения - все их богослужение.

В глухих уголках Дейрсима на севере и Загроша на юге живут полуязычники (Али-Оллахи, Али-Илахи, Кызылбаши). Они себя признают шиитами, но отличаются от прочих особыми таинственными обрядами, выражающими мысль, что на земле всегда должно находиться видимое воплощение Божества. Таким воплощением Бога были: Моисей, Давид, Иисус, Алий, разные шиитские имамы и святые; и теперь есть в каждой общине живые люди, которых считают за божественное воплощение и которым приносят жертвы, хотя бы они и не вели подвижническую жизнь. Подобные верования существуют у исмаилитов.

Курды - ближневосточный народ, преимущественно проживающий на территории четырёх стран: Турции, Ирака, Ирана и Сирии. Немало их и на территории СНГ. Всего в мире сегодня насчитывается около 35 - 40 миллионов курдов.

Это крупнейший народ в мире, не имеющий собственного национального государства. На сегодняшний день курды вынуждены довольствоваться статусом меньшинств в своих странах.

Религия у курдов

Религиозная палитра курдского населения Ближнего Востока довольно-таки разнообразна. Несмотря на то, что большинство исповедуют ислам суннитского толка, среди курдов немалой популярностью пользуются и шиизм, и христианство, и , и другие верования. Однако наиболее уникальными и своеобразными верованиями курдов считаются езидизм и бахаизм.

Езидизм

Езидизм (в переводе с др.-иранского «йазд» - «Бог») - религия, вобравшая в себя некоторые элементы всех авраамических конфессий в сочетании с зороастризмом. В основе вероучения лежит вера в существование Бога и семи его ангелов, которые служат в качестве объектов для поклонения. Кроме того, езиды почитают солнце как небесное светило, а потому их нередко называют «солнцепоклонниками».

Езиды верят, что создателем всего сущего стал Бог, который не имеет временных границ, а помогали ему в этом 7 его ангелов. Согласно их учению, у Бога имеется несколько имён, которые характеризуют Его атрибуты и качества.

Езидизм - довольно-таки древняя форма верования, и поэтому в ней сохранились и старые молитвы, которые они возносят своему Богу. Согласно одной из них, в мире ещё за 90 тысяч лет до сотворения Адама (а.с.) существовал человек, исповедовавший «истинную религию». Согласно другой молитве, весь мир делится на 73 народа, для каждого из которых езиды испрашивают благодати у своего Господа.

По причине постоянных гонений на езидов в Средние века множество книг было утеряно. К середине XI века езиды довольствовались лишь теми знаниями, которые они передавали из поколения в поколение в устной форме, так как все письменные источники уничтожались. Ситуация изменилась, когда реформацией религии занялся один из самых известных проповедников того времени - шейх Ади ибн Мусаффир, который существенно дополнил езидизм и изложил его постулаты в своих двух основных трудах - «Китебе Джельве» («Книга Откровения») и «Месхафе Раш» («Чёрный Свиток»).

Согласно этим текстам, Ади - Божий пророк, который существовал ещё до сотворения человечества и был ниспослан Богом для наставления езидов на путь истины. При этом езиды признаются богоизбранным народом, который должен заучивать все тексты наизусть и скрывать их от иноверцев.

Некоторые езиды верят в то, что они все произошли от омейядского халифа Язида, сына Муавии ибн Абу Суфьяна. Подобное изложение содержится в «Чёрном свитке», в котором рассказывается история о том, как Муавия находился рядом с Пророком Мухаммадом (с.г.в.), и что именно ему было суждено стать отцом бога Язида. Однако эта легенда противоречит древним езидским источникам, и поэтому данное мнение разделяют далеко не все езиды.

Большинство современных езидов в целом исповедуют модель, предложенную Ади ибн Мусаффиром, который включил в езидизм многие положения других религий. В частности, в иудаизме он заимствовал веру в богоизбранность народа, в христианстве - обряд причащения вином и водного крещения, но больше всего Ади заимствовал в исламе. По всей видимости, причиной тому стало проживание шейха среди мусульман.

Бахаизм

Бахаизм - учение, возникшее на основе догматов ислама в XIX веке. Её основателем считается иранский священнослужитель Хусейн Али Нури, более известный как Бахаулла. Сам он, хоть и был последователем другого лжепророка - Баба (иранский проповедник, живший в первой половине XIX века, основатель бабизма), но все же создал собственное учение, которого в наши дни придерживаются более 5 миллионов человек по всему миру.

Основа бахаизма - вера в существование единого Бога, который являлся в земной мир в человеческом обличии 9 раз. Явлениями Бога бахаи считают: пророков Ибрахима (а.с.) и Мусу (а.с.), Будду, Заратустру, Кришну, пророков Ису (а.с.) и Мухаммада (с.г.в.), Баба и самого Бахауллу. Но при этом Баб предстаёт как важнейшее богоявление, которое по статусу выше других.

Бахаизм основывается на учении о единстве не только авраамических религий (иудаизм, христианство, ислам), но и всех . Этим и объясняется почитание Будды или Кришны. Бахаи уверены, что на протяжении всей истории существовала и будет существовать одна единственная вера, которая принимала разные формы в тех или иных государствах.

Бахаизм стал своего рода формой религиозного глобализма, так как это учение призывает к объединению всех народов и конфессий, к установлению всеобщего равенства. К тому же бахаи активно выступали за создание единого международного языка, который должны изучать все люди, наряду с родным, и учреждение интернационального суда, который решал бы все имеющиеся противоречия планетарного масштаба.

Кроме того, каждый бахаи обязан совершать трёхкратную ежедневную молитву, а также поститься раз в год, воздерживаясь от еды и питья в светлое время суток. Пост оканчивается празднованием Нового года (Науруз). Бахаи также используют собственный календарь, который состоит из 19 месяцев. Один месяц равен 19 суткам.

Не менее важной обязанностью бахаи считается познание Бога и окружающего мира. При этом, согласно учению, человек должен самостоятельно трактовать священные тексты, не прибегая к помощи священнослужителей. По этой причине в бахаизме образованию верующих уделяется особое внимание. Религия не должна вступать в противоречие с наукой, так как это две взаимодополняющие модели познания. Согласно учению Бахауллы, если религия противоречит науке, то существует угроза распространения предрассудков и маразма, а наука без религии ведёт к материализму.

Знаменитые курды

Несмотря на отсутствие собственного государства, курдский народ подарил миру множество известных людей, которые оставили свой след в истории. Самыми известными курдами считаются Сефи ад-Дин - основатель иранской правящей династии Сефевидов, а также (Саладдин) - великий мусульманский завоеватель, прославившийся войнами с крестоносцами и взятием Иерусалима.



Просмотров