Исследование. Что такое научное исследование? Что такое исследование? Исследование – это научное познание предметов и явлений окружающего мира. Наука – это особая

Что такое исследование? Для чего его проводят, какая нужна информация, и где ее можно получить? На все эти вопросы следует ответить по порядку, начав с определения данного слова.

Определения

Что такое исследование? Прежде чем детально разобрать данное понятие и его составляющие, следует обратиться к нескольким словарям за разъяснением.

Итак, из источника «Большой энциклопедический словарь» следует, что это процесс, который включает в себя сбор новых знаний, разделяется на два уровня - эмпирический и теоретический.

Посмотрим в другой источник, словарь Д. Н. Ушакова, чтобы понять, что такое исследование. Тут термин представлен в разных направлениях. Это и анализ кризиса в экономике, и в медицине, а также - научное сочинение, где на повестке стоит какой-то вопрос или разбор общественного развития.

Данные исследований

Для получения какой-то информации, которую в дальнейшем исследуют, нужно иметь необходимые данные. Они сначала собираются, затем обрабатываются и в конце анализируются. Все это осуществляется в несколько этапов:

  • выявление проблемы или ситуации;
  • понимание, откуда это произошло, как развивалось, из чего состоит;
  • установление места существования проблемы в системе знаний;
  • поиск пути, а также средств и возможностей, что позволит разрешить ситуацию с помощью новых знаний.

Для прохождения всех этапов необходим объект исследования, методология (включает цели, подход, ориентир и приоритеты) и ресурсы. В конечном итоге нужно получить какой-то результат, который выражается в разработке программы или запуске проекта, в создании рекомендации или модели.

Ярким примером могут являться лабораторные исследования, где ученые изучают болезнь, с которой нужно бороться. Химики пытаются создать лекарство, лаборанты экспериментируют на животных и т. д., пока не будет получено противовирусное средство, которое может спасти многие жизни.

Классификация

В любой сфере науки проводятся свои изучения, будь то медицина, психология, экономика или маркетинг. Но для каждого направления существует классификация видов исследований.

Выделяют фундаментальные, где главной целью является получение новых знаний, а также прикладные, которые нужны для того, чтобы разрешить научную задачу.

Изучать можно эмпирическим методом, т. е. проводить наблюдение, или основываясь на каком-то опыте, либо на основе анализа и теоретических знаний.

Далее выделяют такие виды, как количественные и качественные. Все зависит от того, что необходимо изучить. Например, если нужно исследовать поведение людей в той или иной ситуации, и результат нужно посчитать, это количественный метод. Качественный нужен тогда, когда важно понять, почему человек поступил так, а не иначе. Здесь же можно добавить и другую категорию - точечные и повторные лабораторные исследования и другие, исходя из частоты проведения. Бывает не всегда достаточно информации о состоянии объекта, поэтому через какой-то промежуток времени вновь проводят изучение предмета.

Следующая категория - использование разных источников информации - вторичных и первичных. Например, проводится опрос, где узнается мнение разных людей, т. е. это данные из первоисточника. чаще всего проводят тогда, когда не хватает каких-то сведений либо часть из них устарели.

Например, в качестве объекта выступает группа лиц, которая на протяжении какого-то времени ест один и тот же продукт каждый день, и ученые выясняют, как этот продукт влияет на организм.

Основные характеристики

Остановившись на какой-то категории исследований или его виде, следующим этапом нужно определить цель, которая подразделяется на три группы: описательная, аналитическая и разведывательная.

Чаще всего описательный вид используется, когда нужно изучить людей, а также определить характеристики, по которым они различаются между собой. Разведывательный метод нужен для масштабного исследования, а точнее, как предварительный этап. Аналитический вид является самым глубоким, и, кроме описания объекта или явления, устанавливает причины, которые лежат в основе исследуемого явления.

После всей полученной информации можно легко ответить, что такое исследование и для чего оно нужно. Но стоит помнить, что хорошее изучение какого-либо вопроса требует больших денежных затрат, чтобы получить достоверные сведения, создать программу, разработать метод или составить рецензию.

Фундаментальное исследование - это теоретическая либо экспериментальная деятельность, осуществляемая в целях получения новых сведений об основных закономерностях строения, жизнедеятельности человека, общества или окружающей среды. Субъекты, осуществляющие такую работу, стремятся выяснить новые факты о наблюдаемых явлениях, не предполагая при этом практического применения этой информации. Конечный может быть выражен в виде гипотезы, теории, принципа, закона и пр.

Особенности

В настоящее время единого определения, характеризующего все аспекты нет. Между тем на практике сложился подход к пониманию этой категории. В целом можно говорить, что фундаментальное исследование - это работа, цель которой состоит в разработке или проверке теории, обладающей общим характером и применимой к конкретному классу событий, объектов или процессов. Данная гипотеза, по сути, выступает в качестве ответа на вопрос, заданный природе: как, с помощью чего, почему существует то или иное явление? С этой точки зрения наблюдение, содержащее только описание, даже если при его составлении использовалась компьютерная программа, не будет выступать как обусловливается отсутствием ключевых признаков, свойственных рассматриваемой деятельности. Аналогичный вывод можно сделать и относительно работы, успешно расширяющей сферу использования известной методики.

Признаки

Существует несколько отличительных черт, которыми обладает фундаментальное исследование. Это в первую очередь наличие гипотезы, положенной в основу деятельности. Ключевая функция работы - познавательная, а непосредственной целью выступает выяснение природных законов, обладающих общим характером и закономерным постоянством. Признаками фундаментального исследования также выступают:

  1. Пространственно-временная общность.
  2. Концептуальная универсальность.

Правовая основа развития фундаментальных исследований

Вопрос о важности и необходимости введения специального механизма регулирования отношений, касающихся научных открытий, впервые был поставлен еще в 1879 г. в Лондоне. В то время проходил конгресс Международной художественной и литературной ассоциации. Впоследствии этот вопрос поднимался в 1888 г. в Венеции, в 1896 г. в Берне и в 1898 г. в Турине. С 1922 г. на протяжении 17 лет обсуждение велось на уровне Лиги Наций в рамках Комитета по интеллектуальному сотрудничеству. В 1953-54 гг. на базе ЮНЕСКО был сформирован специальный экспертный комитет. В 1947 г. по предложению С. И. Вавилова в СССР впервые была создана государственная система по экспертизе и регистрации открытий. Она предусматривала оценку результативности выполненных исследований. В 1967 г. в Стокгольме, на дипломатической конференции, научное открытие признали в качестве формы интеллектуальной работы человека. В 1978 г. государства-участники утвердили Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований .

Важный момент

Необходимо сказать, что, несмотря на проведенный в течение достаточно продолжительного времени поиск оптимальных юридических и организационных механизмов, способных регламентировать отношения, касающиеся научной деятельности, обеспечивающие выделение самых значимых открытий по итогам объективного анализа их эффективности, в настоящее время вопрос регулирования не решен окончательно. Среди ученых отсутствует единое мнение по многим экономическим, науковедческим, правовым и прочим аспектам. Интерес к вопросу обусловливается тем, что, решая , наука является не только потребителем экономических активов, но и производителем концепций, оказывающих влияние на состояние социального, экономического, технического и прочих уровней общества. В рамках рыночных отношений результаты труда деятелей выступают в качестве особой категории товаров. Его потребительские свойства состоят, в частности, в том, что сведения о новых характеристиках, явлениях, закономерностях материального мира могут использоваться на практике.

Научные открытия

Специфика их потребительской стоимости заключается в том, что они являются оригинальной, обобщенной и достоверной Знание не обладает материальным характером, несмотря на то, что применяется в процессе создания новых технологий и оборудования. Проще говоря, научного открытия, представляющего результат творческой работы ученого, является возможностью удовлетворить новые нужды общества, обеспечить высокий уровень эффективности производства за счет снижения издержек.

Дифференциация понятий

В настоящее время очень часто граница между прикладным и фундаментальным исследованием размыта. В ряде случаев достаточно сложно понять, где начинается одно и заканчивается другое. Прикладным именуют такое исследование, результат которого адресован заказчикам и производителям. Оно ориентировано на удовлетворение желаний или потребностей этих субъектов. Фундаментальное исследование - это деятельность, итоги которой адресуются другим ученым.

Стоит отметить, что современная техника не настолько далека от теории, как это может показаться. Она не выступает как исключительно применение конкретного а включает в себя и творческий компонент. В этой связи в методологическом смысле техническое исследование имеет незначительное отличие от научного. В современной инженерии необходимы не только краткосрочные наблюдения и анализ, ориентированные на решение тех или иных специальных задач. В этой отрасли немалое значение имеют и долговременные программы фундаментальных исследований, выполняемых в институтах и лабораториях, созданных непосредственно для развития технических научных дисциплин.

ИССЛЕДОВАНИЕ

ИССЛЕДОВАНИЕ

научное, выработки новых науч. знаний, один из видов познават. деятельности. И. характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью. Различаются два его взаимосвязанных уровня: эмпирический и теоретический (см. Эмпирическое и теоретическое) . На первом устанавливаются новые факты науки и на основе их обобщения формулируются эмпирич. . На втором уровне выдвигаются и формулируются общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирич. закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты.

Осн. компонентами И. являются: постановка задачи; предварит, имеющейся информации, условий и методов решения задач данного класса; формулировка исходных гипотез; теоретич. анализ гипотез; планирование и эксперимента; проведение эксперимента; анализ и полученных результатов; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов; получение объяснений или науч. предсказаний.

Классификация И. может производиться по различным основаниям. Наиболее распространённым является И. на фундаментальные и прикладные, количественные и качественные, уникальные и комплексные и т. д.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ИССЛЕДОВАНИЕ

ИССЛЕДОВАНИЕ научное- процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследование характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью. Различаются два его взаимосвязанных уровня: эмпирический и теоретический. На первом устанавливаются новые факты науки и на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности. На втором уровне выдвигаются и формулируются общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты.

Основными компонентами исследования являются: постановка задачи; предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения задач данного класса; формулировка исходных гипотез; анализ гипотез; планирование и организация эксперимента; проведение эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов; получение объяснений или научных предсказаний.

Классификация исследований может производиться по различным основаниям. Наиболее распространенным является деление исследований на фундаментальные и прикладные, количественные и качественные, уникальные и комплексные.

А. И. Ракитов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ИССЛЕДОВАНИЕ" в других словарях:

    См. книга... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. исследование изучение, поиски, анализ, освидетельствование, обследование, осмотр, изыскание, разыскание, зондирование,… … Словарь синонимов

    исследование - Исследование, у этого слова есть два разных значения, в которых оно ведет себя по разному. Если речь идет о научном изучении какого либо предмета, то мы говорим: исследование грунтов или исследование атмосферы. Если же мы используем… … Словарь ошибок русского языка

    ИССЛЕДОВАНИЕ, исследования, ср. (книжн.). 1. Действие по гл. исследовать. Исследование причин промышленного кризиса в Европе. Исследования крови, мокроты, мочи и кала производятся в лабораториях. Заниматься статистическими исследованиями. 2.… … Толковый словарь Ушакова

    исследование - 1. Проведение научного изучения. 2. Осмотр для выяснения, изучения чего либо. 3. Научный труд. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

    Изучение, анализ какого либо явления или предмета. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Научное процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью; имеет два уровня эмпирический и теоретический. Наиболее распространенным является… … Большой Энциклопедический словарь

    ИССЛЕДОВАНИЕ, я, ср. 1. см. исследовать. 2. Научный труд. И. по русской истории. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    См. Эксперимент (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) … Сводная энциклопедия афоризмов

    Англ. investigation/research/study/survey; нем. Forschung. Вид систематической познавательной деятельности, направленной на получение новых знаний, информации и т. д., на изучение определенных проблем на основе специальных стандартизованных… … Энциклопедия социологии

    исследование - ИССЛЕДОВАНИЕ понятие, обозначающее обычно специализированный вид научного познания в рамках естественной науки. Но сегодня мы говорим об И. в гуманитарных и социальных науках, о философских и методологических И., о прикладных и… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Книги

  • Исследование о Киевской Псалтири. Киевская Псалтирь , Г. Вздорнов. К исследованию Киевской Псалтири прилагается исследование об этой рукописи и описание иллюстраций с разъяснением их сюжетов. В исследовании выяснена история Киевской Псалтири и художественная…

К сожалению, бывает так, что школьник долго и увлеченно работает над какой-то темой, а созданный в результате текст возвращается ему с резолюцией «по характеру работа не соответствует концепции Конкурса, т. к. не является исследовательской». Как понять, что то, чем вы занимаетесь — именно исследование, а не какая-то другая деятельность?

Вначале коротко: исследование — деятельность, целью которой является получение принципиально новых знаний на основе логических выводов, опирающихся на конкретные факты.

  • Если вместо получения новых знаний ваша цель — достижение заранее известного результата в соответствии с заранее известной методикой, то есть большой шанс, что вместо исследования у вас получится проект .
  • Если вы выводите собственные заключения не из фактических данных, а из существующих мнений других авторов, то, вероятно, вы напишете реферат .
  • Если вы не опираетесь на строгую систему доказательств, а высказываете собственные идеи и предположения, то у вас получится что-то вроде эссе .

Как же так, скажет кто-то из читателей. Разве автор реферата не «исследует» чужие мнения? Разве проектная деятельность не содержит элементы «исследования» изменяемого объекта?

Элементы исследования присутствуют во многих наших действиях. Например, покупая луковицу в магазине, хорошая хозяйка анализирует образцы по многим параметрам: цвет, вес, твердость, наличие возможных повреждений. Но мы же не будем утверждать, что она провела исследовательскую работу.

А теперь подробней о том, как отличить одно от другого.

Проект

Чаще всего исследование путают с проектом. Причиной тому во многом послужил термин «проектно-исследовательская деятельность», который многих заставил предположить, что проект и исследование — это едва ли не одно и то же; во всяком случае, это две стороны одного и того же процесса.

Проект и исследование часто часто соседствуют, но это разные виды деятельности На самом деле, исследование и проектирование — это разные виды деятельности, которые часто дополняют друг друга. Предположим, выпускник факультета информатики экономического вуза в дипломной работе разрабатывает мобильное приложение для продуктового магазина. Сама разработка приложения — чисто проектная деятельность. Но для квалификационной работы специалиста с высшим образованием программистских навыков недостаточно. Поэтому вначале студент проводит исследование, определяя потребности магазина, выделяя информационные потоки, отмечая слабые места, требующие автоматизации, анализируя достоинства и недостатки уже существующих программ. Это исследование становится основой разработки, и в сочетании позволяет проверить как исследовательские навыки, так и проектные умения будущего специалиста.

На практике подобная работа часто выполняется разными людьми: исследование проводят аналитики компании, а заказ на проектирование передают в виде технического задания компании-разработчику программного обеспечения. Таким образом, исследование и проектирование могут выполняться и вместе, и раздельно.

Важные отличия проектной деятельности от исследовательской:

В проекте финальный результат заранее хорошо известен, он не может быть иным. Цель исследования — найти новые, неизвестные знания. Например, школьник решил, что для решения проблемы организации досуга молодежи в его городе нужно создать молодежный музыкальный клуб и разрабатывает его бизнес-проект — это типичная проектная деятельность. Исследователь бы вначале задался вопросом: а какой именно инфраструктуры наиболее остро не хватает молодежи в городе? Возможно, это не клуб, а стадион, туристическое объединение или бассейн.

Проект, как правило, заключается в решении конкретной задачи по заранее известной, хорошо формализованной методике. Исследование предполагает научное творчество, научный поиск. Даже если вы использовали хорошо известные методы, обработка и осмысление результатов у вас будет все же самостоятельными.

Подумайте, какое главное заключение вы можете сделать по результатам выполненной работы. Если это будут слова «работа выполнена в соответствии с планом, результат достигнут» — это проект. Если в заключении вы сможете сказать «в результате работы мы получили следующие новые знания об объекте…» — это исследование.

Если юношеская работа носит смешанный, проектно-исследовательский характер, то подумайте о ее представлении. На конкурс бизнес-проектов лучше подать текст с максимально выделенной проектной частью, а на исследовательский конкурс или конференцию молодых ученых — работу, в которой проектная часть сжата до минимума или даже вынесена в приложение.

Реферат

Реферат — это систематизированный обзор мнений других авторов. Именно методикой работы, а не конечной целью он отличается от исследовательской работы. Возьмем, например, такую цель: выявить специфические демографические проблемы одного из российских регионов. Мы можем достичь цели исследовательским путем: рассмотреть в динамике показатели демографических процессов в регионе и в стране в целом, сравнить их и на основе анализа сделать собственные выводы. А можно пойти реферативным путем: прочитать, что говорят о демографии региона ученые, политики, представители власти и систематизировать те проблемы, которые они называют.

Иногда руководители работ заходят слишком далеко в стремлении дистанцироваться от реферата и считают, что исследовательская работа должна непременно иметь не только литературные источники, но и какие-то данные, собранные лично автором. Для этого школьника заставляют предпринимать какие-то дополнительные шаги, например, проводить совершенно не нужный в большинстве исследований опрос. Это заблуждение. Подавляющее большинство работ в области юриспруденции, литературоведения, языкознания, истории и значительная часть работ по экономике, демографии, социологии и целому ряду других гуманитарных дисциплин основана только на литературных источниках.

Отличие реферата от исследования состоит не в характере источников, а в методике получения результатов и выводов. Задайтесь вопросом: как получены основные выводы работы? Если они логически выведены из материалов работы, это исследование. Если они представляют собой более или менее систематизированное изложение чужих мнений, это реферат.

Реферат — важная форма научной работы, с которой начинали многие ученые. Реферирование учит нас работать с литературой, сопоставлять разные точки зрения и, что немаловажно, позволяет разобраться в степени изученности той или иной проблемы. Хороший реферат предваряет многие серьезные исследования. Но лучше не смешивать эти две формы работы в одном тексте.

Эссе

Большой толковый словарь объясняет слово «эссе» как «очерк, трактующий литературные, философские, социальные и другие проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме «. Это достаточно емкое определение точно очерчивает основные отличия эссе от исследования. Впрочем, встречаются попытки придать эссе вид исследовательской работы за счет формальных признаков: формулировки цели, задач, объекта исследования и т. п. Но такие приемы никак не меняют сущность работы.

Отличие исследования от эссе состоит не в формальной структуре, а в характере аргументации. Исследовательские выводы должны основываться на конкретных фактах и произведенных на их основе логических заключениях. Автор эссе может себе позволить свободную аргументацию или даже не аргументированные личные предположения и прогнозы.

Эссе — неподходящая форма для научной работы, оно вряд ли может быть представлено на научных конкурсах и конференциях.

Часто исследование не удается из-за чересчур широко поставленной темы: читайте

Концептуализации и проверки теории, связанной с получением научных знаний.

Виды научных исследований:

  • Фундаментальное исследование , предпринятое главным образом, чтобы производить новые знания независимо от перспектив применения.
  • Прикладное исследование , направлено преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей, решения конкретных задач.
  • Монодисциплинарное исследование проводится в рамках отдельной науки.
  • Междисциплинарное исследование требует участия специалистов различных областей и проводится на стыке нескольких научных дисциплин.
  • Комплексное исследование проводится с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности.
  • Однофакторное или аналитическое исследование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.
  • Поисковое исследование , направлено на определение перспективности работы над темой, отыскивание путей решения научных задач.
  • Критическое исследование проводится в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента.
  • Уточняющее исследование. Это самый распространённый вид исследований. Их цель - установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Обычно, по сравнению с первоначальным экспериментальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, методика. Тем самым регистрируется, на какую область реальности распространяется полученное ранее теоретическое знание.
  • Воспроизводящее исследование. Его цель - точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов. Результаты любого исследования должны повториться в ходе аналогичного эксперимента, проведенного другим научным работником, обладающим соответствующей компетенцией. Поэтому после открытия нового эффекта, закономерности, создания новой методики и т.п. возникает лавина воспроизводящих исследований, призванных проверить результаты первооткрывателей. Воспроизводящее исследование - основа всей науки. Следовательно, метод и конкретная методика эксперимента должны быть интерсубъективными, т.е. операции, проводимые в ходе исследования, должны воспроизводиться любым квалифицированным исследователем.
  • Разработка - научное исследование, внедряющее в практику результаты конкретных фундаментальных и прикладных исследований.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Лекция 2. Средства и методы научного исследования.

    20151101 2 О методологии научных исследований

    Основы научных исследований

    Субтитры

История

Исследователи

Исследователь - это специалист, создающий новые знания. В широком смысле этого слова - исследователь это человек, создающий или открывающий новые знания в соответствующей отрасли деятельности. Например, Пржевальский и Д.Кук - в географии, Д. Менделеев - в химии и т. д. Исследователи создают новые знания, накопление которых позволяет выдающимся исследователям совершать научные открытия, которые влияют на ход развития человеческой цивилизации. Выдающиеся исследователи - это исследователи, вклад которых в науку получил признание в обществе. Например,А.Эйнштейн, И.Ньютон, Дарвин, Магеллан….

Публикации

Научные исследователи публикуют свои работы в:

  • журналах научных публикаций;
  • коллективных трудах, объединяющих статьи журнала или исследования вокруг данной темы, координированных одним или несколькими исследователями, названными издателями;
  • монографиях по исследовательской теме.

Финансирование

Финансирование играет важную роль в научных исследованиях. В основном научные исследования финансирует государство, но этим также занимаются частные лица и организации.

Научно-исследовательские учреждения

НИИ

Научно-исследовательский институт - учреждение, занимающееся исследованиями в области науки и техники, разработкой НИР и НИОКР, разновидность института. Обычно институты имеют закреплённую за ними аббревиатуру.

Научная этика

Научная этика - совокупность моральных принципов, которых придерживаются учёные в научной деятельности, и которые обеспечивают функционирование науки.

Роберт Мертон в своих работах по социологии науки создал четыре моральных принципа:

  1. Коллективизм - результаты исследования должны быть открыты для научного сообщества.
  2. Универсализм - оценка любой научной идеи или гипотезы должна зависеть только от её содержания и соответствия техническим стандартам научной деятельности, а не от социальных характеристик её автора, например, его статуса.
  3. Бескорыстность - при опубликовании научных результатов исследователь не должен стремиться к получению какой-то личной выгоды, кроме удовлетворения от решения проблемы.
  4. Организованный скептицизм - исследователи должны критично относиться как к собственным идеям, так и к идеям, выдвигающимся их коллегами.

Существуют также ещё два принципа: самоценность истины и ценность новизны.

Учёный должен следовать принципам научной этики, чтобы успешно заниматься научными исследованиями. В науке в качестве идеала провозглашается принцип, что перед лицом истины все исследователи равны, что никакие прошлые заслуги не принимаются во внимание, если речь идет о научных доказательствах.

Не менее важным принципом научного этоса является требование научной честности при изложении результатов исследования. Учёный может ошибаться, но не имеет права подтасовывать результаты, он может повторить уже сделанное открытие, но не имеет права заниматься плагиатом. Ссылки как обязательное условие оформления научной монографии и статьи призваны зафиксировать авторство тех или иных идей и научных текстов, и обеспечивать четкую селекцию уже известного в науке и новых результатов.

Данный моральный принцип в реальности нарушается. В различных научных сообществах может устанавливаться различная жесткость санкций за нарушение этических принципов науки.

Снижение «качества знания» при нарушении этики науки ведет к макулатурной науке, идеологизации науки, и к возникновению учёных в средствах массовой информации.



Просмотров