«использование современных методов обучения при подготовке к огэ по русскому языку».docx - мастер-класс «использование современных методов обучения при подготовке к огэ по русскому языку. Публикация педагога на тему "Эффективные формы и методы подготовки

доклад


Из опыта работы учителя русского языка и литературы

по теме: «Подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку»

Чтобы быть хорошим

преподавателем, нужно любить то,

что преподаешь, и любить тех, кому

преподаешь.

В.Ключевский
.
ЕГЭ – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, требующий и обдуманного

выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать

свою работу, даже несмотря на требования некоторых родителей отменить Единый

экзамен, сегодня ГИА и ЕГЭ – объективная реальность, с которой необходимо

в рекреации оформляется стенд
, отражающий общую информацию, связанную с ЕГЭ и ГИА по русскому языку, также на стенде представлены демонстрационные варианты КИМов прошлых лет, инструкции по выполнению работы, инструкции по заполнению бланков, рекомендации для выпускников, список литературы и адреса сайтов.
Учебно-тренировочная подготовка.
Ключевым моментом по подготовке к ГИА и ЕГЭ считаю
ведение

«Справочника».
Это общая тетрадь, в которую в виде схем, таблиц, опорных конспектов учащимися с 5 класса записывается изучаемый материал. Причем, темы, входящие в ГИА и ЕГЭ, мы отмечаем на полях. Таким образом, к 9 классу у ребят имеется полный комплект материалов по основным темам школьной программы. Такой приём позволяет иметь всю информацию в одном месте и вместе с тем даёт возможность быстро находить нужный раздел. Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки. В связи с этим
активно ввожу тестовые технологии в

систему обучения уже с 5 класса.
Использую тестовые технологии на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и проверки знаний. Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности. Интернет-тестирования, всероссийская игра –конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» также способствуют внедрению тестовых технологий и оказывают существенную помощь в подготовке к ЕГЭ. С 5 класса ученики ведут собственный словарь-справочник, куда записывают не просто правила, а систематизируют полученные знания в таблицы, разрабатывают алгоритмы рассуждения по ним. Но все-таки целенаправленно учащиеся начинают готовиться к Единому государственному экзамену только в 10-11 классах, а для ГИА в 8-9 классах. На первых уроках русского языка в 8 классе и в 10 классе знакомлю учащихся с формой проведения ЕГЭ и ГИА, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки и системой перевода баллов в отметки. Сразу показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке к ЕГЭ и ГИА, показываю CD-диски и рекомендую школьникам, какими Internet-ресурсами он может воспользоваться. На первой неделе сентября провожу диагностический тест за курс 5-9 классов, который позволяет выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории языка. Диагностическая работа проводится и для самих детей, чтобы они посмотрели на свои пробелы в знаниях, чтобы пришли к выводу о необходимости серьезной подготовки к ЕГЭ не только на уроке, но и в самостоятельной домашней работе. Диагностика нужна и для учителя, так как после анализа работы я выявляю группу учащихся с высоким, средним и низким уровнем подготовки. Это в свою очередь, помогает мне не только грамотно спланировать уроки, но и дополнительные занятия. В учебные уроки включаю самые разнообразные элементы: текстовые, табличные, иллюстрированные, словесные, игровые и различные формы работы: -индивидуальная самостоятельная работа, -работа в парах; -работа в группе;
-фронтальная работа. Формы контроля разнообразны: 1) самоконтроль; 2) взаимоконтроль; 3) контроль учителя.
При подготовке к ЕГЭ и ГИА
пользуюсь
алгоритмами
рассуждения. Здесь можно выделить несколько шагов: 1.
Вспоминаем теорию.
Теоретический материал по основным и наиболее сложным разделам представляется в обобщенном и компактном виде в схемах и таблицах, которые разработаны с учащимися с 5 класса, т.е. работаем со справочниками.
Подобная

систематизация материала способствует максимальной наглядности, обобщению

знаний и интеграции изученного не только по отдельно взятой теме, но и по всему

курсу русского языка.
Кроме того, таблицы развивают аналитические способности учащихся и активизируют их зрительную память. Материал представляется не только в компактном, но и в расширенном и углубленном виде. При повторении той или иной темы я предлагаю сведения, где можно найти нужный материал (в каком учебнике; за какой класс; какой параграф; где можно прочитать дополнительную информацию по предложенной теме 2.
Слушаем друг друга.
Здесь мы решаем задачи по алгоритму вместе, слушаем друг друга.
Каждый ученик рассказывает теорию учителю или же

помощникам учителя из сильной группы учащихся.
3.
Решаем самостоятельно.
Для тренировки каждой орфограммы, которые включены в заданиях в части А и Б, пользуюсь несколькими тестовыми вариантами. Где- то 20-30 раз ученик проговаривает вслух ту или иную орфограмму, и выбирает правильный ответ. Каждый тематический блок завершается проверочной работой. Работы детей анализирую после каждого тестирования, составляю индивидуальную картотеку ошибок. Затем обязательно провожу работу над ошибками, при этом готовлю новые варианты по тем же изученным орфограммам. Уроки в 9- 10 классах должны носить обобщающий характер. Практически всегда использую разминки на повторение. Такой вид работы помогает при повторении всех разделов русского языка. Ежеурочная «разминка» состоит, например, из следующих этапов: работа над произношением и лексическим значением слов; задания по фонетике и словообразованию; орфографический разбор слов, пунктуационный и синтаксический разбор предложений; работа по исправлению грамматических ошибок.
Памятка для выпускника.

При решении тестовых заданий учу учащихся соблюдать следующие памятки:
1. Перед тем, как вписать ответ,
перечитай вопрос дважды
и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
2.
Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья.
3.
Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания.
4.
Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. 5. Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать баллы! 6. Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").
Сочинение – рассуждение
Самая сложная часть ЕГЭ и ГИА по русскому языку, по отзывам учеников - это часть С. Опыт работы показывает, что многие выпускники не умеют анализировать, не видят проблему. Самая же распространённая ошибка - уход от собственной мысли во время её доказательства. Как избежать этого досадного явления?
В ходе подготовке к ЕГЭ и ГИА на уроках русского языка уже в средних классах можно давать задания, позволяющие научиться создавать свой текст сочинения- рассуждения по определённой модели, например, такой: 1. Автор рассказывает о том, что… 2. По его мнению, ... 3. Однако я думаю по-другому, потому что… или Я согласен с автором, потому что… 4. Итак, … Важный этап работы над сочинением-рассуждением - это выявление проблемы. Проблем может быть и несколько, тогда нужно выявить главную, и этому тоже необходимо учить в процессе комплексного анализа. Обнаружение
проблемы
может происходить в несколько этапов: 1) пересказ текста; 2) выделение микротем по абзацам; 3) поиск ключевых слов; 4) формирование и запись мыслей, содержащихся в каждом абзаце, выявление главной из них; 5) формирование проблемы - вопроса, который автор ставит перед читателем. Определенные трудности вызывает составление комментария к тексту. Приучаю детей видеть разницу между комментарием и простым пересказом, который в сочинении недопустим. Необходимо, говорю я детям, анализируемое «пропустить через себя», кратко изложить суть наиболее важных моментов текста. Предлагаю запомнить слова-подсказки, т.е. слова клише: «В начале текста…», «Затем…», «В заключение…». Необходимо вникнуть в факты, а они сами подскажут, на что обратить внимание, и вызовут определенный эмоциональный настрой. Предупреждаю о том, что нельзя цитировать большой фрагмент исходного текста. Следующий этап работы над сочинением-рассуждением - это формулировка своего мнения и его аргументация, которая состоит по традиции критериев проверки ЕГЭ из двух доказательств. Необходимо научить ребят формулировать тезис - мысль, которая требует доказательства, от которого, в свою очередь, можно и нужно задать вопрос: «Почему?» Ребятам важно научиться контролировать себя, после аргументации можно посоветовать задать вопрос: «Какая мысль мной доказана?» Ответом на него должен послужить их же тезис, приведённый выше. Такая самопроверка позволит избежать логических ошибок. В заключении хочу сказать, что формы работы и средства для помощи в подготовке выпускников к итоговой аттестации много. Остается лишь один момент – положительная мотивация учащихся на данную подготовку. Вот над ней и нужно работать на всех этапах подготовки к ГИА и ЕГЭ. Ученик должен иметь определенную цель, которая поможет ему в сдаче экзамена.
Результатом моей работы являются следующие показатели учащихся на ОГЭ

Результаты ОГЭ

Количество

учащихся

Качество

успеваемости

Общая

успеваемость

Методы, приём и средства при подготовке

к ОГЭ по русскому языку.

Знание только тогда становится знанием,

когда оно приобретено усилиями своей

мысли, а не памятью.

Л.Н. Толстой

И тоговая аттестация - первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации - это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат.

Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объемом знаний, а умением его применить. Скорее всего, этим обусловлен переход от традиционной формы экзамена к экзамену в новой форме, основной задачей которого является обеспечение подготовки выпускников к следующей ступени образования.

Главная задача учителя - учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому наша позиция - учитель-помощник, учитель-партнер. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя в системе подготовки к ОГЭ, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями.

В настоящее время педагогическое сообщество накопило определенный опыт проведения и подготовки к ОГЭ. Процесс этот трудоёмкий. Для успешной сдачи экзамена по русскому языку в новой форме недостаточно грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена.

Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, соответствующие ту или иную компетенцию. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации, проверяют все виды компетенций:

    лингвистическую;

    языковую;

    коммуникативную.

У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.

Из своего опыта я могу выделить следующие направления работы предметной подготовки учащихся к ОГЭ:

    развитие мотивации и целеполагания;

    формирование умения решать задания разного уровня;

    развитие самоконтроля;

    формирование уверенности и положительной самооценки.

Задачи педагога:

    вести постоянную психологическую работу с учащимися, поскольку даже отлично подготовленный в плане ЗУН ученик может показать недостаточно высокий результат. Например, по причине тревожности, связанной с самой процедурой ОГЭ;

    правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;

    организовать системную продуманную работу с 5 по 9 класс в основной школе обучения предмету;

    работать в тесном контакте с родителями.

Подготовка к сдаче ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по русскому языку и должна быть строго ориентирована на определенную форму экзамена и на специфическую систему проверки.

Все эти направления и задачи тесно взаимосвязаны между собой и отсутствие хотя бы одного из них может привести к положительному результату.

В систему работы по подготовке к ОГЭ входят:

    Психологический настрой учащихся:

Основной государственный экзамен является не только проверкой знаний, но и своеобразным испытанием социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной жизни. В этой связи психологическая устойчивость девятиклассников является одной из основныз заракткристик, способствующей успешной аттестации в форме ОГЭ. Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:

    сомнение в полноте и прочности знаний;

    сомнение в собственных способностяз;

    неумение анализировать, концентрировать и распределять внимание;

    быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе.

Для решения этой задачи привлекается педагог-психолог Зимина И.В., которая обучает различным техникам аутотренинга и релаксии.

    организация информационной работы по подготовке к ЭГЭ.

Информационная работа - важное условие формирования психологической устойчивости обучающихся. В ходе подготовки к ОГЭ необходима тесная связь с родителями. Необходимо информировать родителей о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, об изменении в структуре КИМов, о процедуре проведения экзамена, критериях оценивания, ходе подготовки к ОГЭ и уровне готовности каждого выпускника.

В рамках информационной работы в кабинете оформлен стенд, отражающий общую информацию с ОГЭ по русскому языку, также на стенде представлены демонстрационные варианьты КИМов прошлых лет, инструкции по выполнению работы, рекомендации для выпускников, список литературы и адреса сайтов.

    Создание методической базы

Приобретаем пособия, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов. Я применяю упражнения из книги под редакцией Сениной « Подготовка к ОГЭ ». В течение всего года работаем с учащимися по книге Цыбулько « Тренировочные упражнения для подготовки к ОГЭ (36 вариантов) ». Работу по подготовке к ОГЭ я начинаю с учащимися 5-го класса по книге Богдановой « Тестовые задания по русскому языку ».

Учебные пособия содержат варианты экзаменационных работ для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме в 9-м классе, структурированных в соответствии со спецификой 2016 года, утвержденной ФИПИ и Федеральной службой по надзору в сфере образвания и науки РФ, и снабженных ответами. Пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход.

    ИКТ в системе подготовки к ОГЭ.

Активно использую ИКТ (цифровые образоваьельные ресурсы, а также интернет-ресурсы), которые эффективно помогают ученикам в подготовке как к урокам, так и к экзамену.

Применение новых технологий позволяет разнообразить и комбинировать методы и средства работы по подготовке к итоговой аттестации учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшит усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.

Интернет-тестирования также способствуют внедрению тестовых технологий и оказывают существенную помощь в подготовке к ОГЭ.

Выполняем тренировочные и диагностические работы и в режиме on-line, и в домашних условиях.

Я рекомендую учащимся и их родителям прежде всего сайты ГИА-9, ФИПИ, « по уши в ГИА (ОГЭ) И ЕГЭ ».

В своей работе по подготовке выпускников 9-го класса я использую программу, которая так и называется « Подготовка к ОГЭ », где я расписала все 34 часа по темам. Помимо этого я занимаюсь дополнительно после уроков со всеми 9-классниками.

Свою работу по подготовке к ОГЭ я строю поэтапно. В начале года я знакомлю учащихся с инструкцией проведения экзамена, готовлю заранее памятку по экзамену, знакомлю с бланками и рассказываю, как оформить титульный лист. На первых занятиях по подготовке к ОГЭ мы работаем над сжатым изложением. Для этого я использую материал « Работа над сжатым изложением ». Учу выпускников методам и приемам сжатия текста (компрессии текста). Так, например, показываю детям 2 текста: один целый, а другой трансформированный (т.е. упрощенный, сжатый), и учащиеся должны определить, какие приемы применили для упрощения и сжатия текста. Затем дети это делают сами. После того как они научатся работать с листа, включая аудиозапись для прослушивания всего текста. Далее слушаем по абзацам и даже по предложениям (т.к. в классе много слабых учащихся), а затем пишем. Потом уже, когда все освоили, поняли содержание текста, включаем 2 раза весь текст. Сначала пишут подробно, а потом уже перерабатывают, согласно правилам сжатия текста.

Одновременно в начале года провожу диагностическое тестирование по II части экзамена для того, чтобы выявить пробелы в знаниях орфографии и синтаксиса. А затем, исходя из диагностики, выстраиваю план по повторению основных тем по всем разделам русского языка. Несколько занятий отвожу на понимание текста, а также на повторение средств выразительности речи. После повторения каждой темы провожу тестирование (т.е. Несколько тестовых заданий по вариантам). Далее у нас идет повторение правописания приставок и суффиксов, тренировочные задания по данным темам. Затем повторяем синтаксис, т.е. словосочетания и грамматические основы предложений. В этой работе использую приём нахождения правильного варианта - грамматической основы. Показываю предложения и к нему 4 варианта грамматической основы. Надо найти правильный вариант.

На протяжении всего учебного года веду работу со слабомотивированными учащимися. По каждому такому учащемуся веду журнал усвоения экзаменационного материала.

Со II полугодия провожу контрольные работы и по тестовой части, и по сжатому изложению. В этом учебном году такую контрольную работу мы провели в декабре. После проведения и проверки работ пишу анализ, где выявляю учащихся, слабо усвоивших материал по некоторым темам экзаменационной работы. Наличие в классе таких детей объясняется тем, что многие из них поступили с низким уровнем грамотности из других ОУ непосредственно в 9 класс либо дети, часто пропускающие занятия ввиду болезни. На последующих уроках мы работаем над ошибками, допущенными в контрольных работах.

Одновременно со II полугодия мы начинаем работу над сочинением. Это задание 15 (I), 15 (II), 15 (III).

Работа над сочинением-рассуждением ведется также поэтапно: сначала мы учимся строить тезис, затем основную часть и в конце заключение. Я показыываю учащимся речевые клише, учу правильно использовать их в тексте. Для этого составляем таблицу « Речевые клише для тезиса, основной части и заключения ». Самое главное - научить детей находить аргументы в тексте и правильно использовать их в сочинении. Для этого даю готовое сочинение по тексту с аргументами. Задача учащихся - найти ошибки по составлению сочинения-рассуждения и в правильности подбора аргументов из текста. А затем переписать сочинение в правильном варианте. Параллельно веду работу по повторению орфографии для повышения уровня практической грамотности.

После этого знакомлю учащихся с классификацией грамматических и речевых ошибок, т.к. многие дети их путают. Для закрепления даю задание учащимся найти в тексте грамматические и речевые ошибки и исправить их.

В конце учебного года провожу контрольную работу по всем трем частям экзаменационной работы.

Такая система помогает мне решать основную задачу современной методики обучения русскому языку - формирование трёх видов компетенций учащихся:

    языковой;

    лингвистической;

    коммуникативной.

Постоянная разнообразная работа по подготовке к ОГЭ по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний. Каждый педагог, творчески подходящий к процессу обучения, вырабатывает свою систему работы с учащимися по их подготовке к ОГЭ, но всех нас объединяет одно - необходим результат.

И это не только успешная сдача выпускниками экзамена по русскому языку, но и воспитание личности, уважительно оьносящейся к родному языку, владеющей письменной и устной речьюЮ личности компетентной. И, как мне кажется, самое главное в любой методике, в любой работе - это желание, осознание важности такой работы самими учащимися и кропотливая деятельность вместе с учителем.

Максимова Алена Иннокентьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Мар-Кюельская средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: село Мар-Кюель
Наименование материала: статья
Тема: Методы подготовки к ОГЭ и ЕГЭ
Дата публикации: 29.03.2018
Раздел: среднее образование

Методы подготовки к ЕГЭ, ОГЭ по русскому языку

Максимова Алена Иннокентьевна

Учитель русского языка и литературы 1 категории, МБОУ «Мар – Кюельская СОШ», Сунтарский улус (район), Республики Саха (Якутия).

Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время

главным показателем успешного функционирования школы в условиях

модернизации системы образования являются высокие результаты сдачи ЕГЭ, ОГЭ по русскому языку. Для того, чтобы выпускники успешно

сдавали экзамены, необходимо выявлять пробелы учащихся и создать благоприятные условия и методы подготовки для глубокого усвоения

предмета.

Обьект исследования : ученики 9 – х классов (2015, 2016, 2017 гг.) выпускники 2007, 2017 , «Мар – Кюельская СОШ».

Предмет исследования : достижения выпускников, мониторинг.

Гипотеза исследования : если учащиеся будут успешно сдавать экзамены, то в будущем это повлияет на их дальнейшую жизнь, поможет

поступить в любимое учебное заведение, стать хорошими специалистами.

Цель работы : выявить алгоритм подготовки к ЕГЭ, ОГЭ по русскому языку.

Основной задачей учителя русского языка является целенаправленное, систематическое обучение всем видам различной подготовки к

экзаменам.

В образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной и самостоятельной деятельности учащихся.

Решить эту проблему старыми методами невозможно. Всё это требует от педагогов разработки своей системы обучения, направленной на

повышение

качества

учащихся,

развития

творческих

способностей

посредством

информационных

технологий.

сегодняшнее время,

в век новых информационных технологий работа учителя стала содержательней и доступной. Есть различные

материалы, книги, новые информационные технологии, интернет. Что делает работу педагога более успешной и плодотворной.

Работа с учащимися по подготовке к ЕГЭ должна вестись систематически. Каждая работа имеет высокие результаты, если она

ведется год от года целенаправленнее и глубже. Более глубокая подготовка основной государственной аттестации начинается в 8 и 10 классе.

и правильно выполнять данные задания. Еще одним важным аргументом для качественного усвоения предмета является обязательная работа

с текстами различных стилей и типов речи. Анализ результатов ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку показал, что самой сложной для учеников

является та часть заданий, которая связана с текстом. Также ребята не умеют лаконично и четко сформулировать проблему, поставленную в

сочинения – рассуждения, имеющие различные проблемы. Тогда ученики учатся свободно находить проблему текста, авторскую позицию,

учатся выражать собственное мнение по данной проблеме.

Требуется также писать литературные аргументы по данной проблеме. В этом

помогает итоговое сочинение, которое учащиеся пишут, как допуск к ЕГЭ, учащиеся также учатся свободно рассуждать на типы текстов

различных стилей.

В 11 – ом классе допуском к ЕГЭ стало написание итогового сочинения. Это наиболее трудоемкая работа, ведь не секрет, дети сегодня

не читают классическую лите ратуру. – С целью подготовки к итоговому сочинению уже с 9 класса в отдельную тетрадь необходимо

записывать основную тематику и проблематику каждого изученного произведения по литературе. Тогда ученики легко находят аргументы по

данной теме по различным направлениям. Заранее пишутся аргументы по всем направлениям. Меняется только структура вступления и

заключения. И ученики автоматически учатся четко и слаженно писать сочинение по данной тематике.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку проводится на протяжении всего периода его изучения в школе, потому что, в первую очередь, дети

должны овладеть содержанием курса и одновременно специальными умениями, и навыками, позволяющими применить знания в различных

по уровню сложности ситуациях. Учеников с 5 класса необходимо учить приемам самоконтроля и самопроверки. Тогда ученики учатся

самостоятельно анализировать собственные ошибки и учатся правильно выполнять задания. Нужно систематически проводить различные

тесты и в конце каждого урока выявлять наиболее

трудные задания и в последующем работать над трудными вопросами. У учащихся начиная с 5 – го класса должны сложиться определенные

представления об общих разделах русского языка. И каждый раздел должен иметь различные задания: игровые методы, творческие работы,

тесты, письменные и устные размышления по предложенной тематике.

В классе всегда есть наиболее слабые ученики и с ними должна проводиться индивидуальная работа, начиная с более легких заданий

постепенно осложняя их.

В конце каждого урока проводить тренинги.

Тренинг – группа простых, однотипных примеров. Если ученик

ответил неверно - ему показывается подробное объяснение и дается следующее, аналогичное задание. И постепенно учащиеся учатся

автоматически выполнять задания. Также для более качественного усвоения предмета необходимо проводить в конце каждого урока мини –

тестирование по пройденной теме, тогда знания прочно и надолго закрепляются.

Большое значение придается такой форме подготовки к ЕГЭ, как выполнение онлайн-тестов ЕГЭ, ОГЭ и заданий, заложенных в

сетевых уроках и тренажерах ЕГЭ, ОГЭ. Здесь отменен субъективный фактор при оценивании, проверяется системой в онлайн - режиме и

оценивается автоматически. Для выполнения заданий большое внимание уделяется на каждом уроке отдельно изучению каждого задания.

Например, Задание 1 и глубокое теоретическое и практическое погружение в него. Правила выполнения 1 – го задания сначала с учителем,

потом самостоятельно. На первом уроке также нужно проводить мониторинг выполнения заданий какой ученик ошибается именно в том

задании и анализировать ошибки на каждом занятии. С каждым последующим уроком ученики учатся правильно и четко выполнять данные

задания. Мониторинг качества знаний по всем предметам также позволяет выявить тот круг умений и навыков, на отработку которых

уделялось большое внимание, быстро определить пробелы и оперативно реагировать на них. На каком задании ученик каждый раз ошибается

и учится устранять эти ошибки.

Так как тест не является универсальным средством контроля, способный охватить все стороны подготовки самостоятельные и

контрольные работы по предмету, необходимо проводить и другие, требующие развернутого ответа, написание сочинений на разные темы.

Ребята должны свободно выражать свои мысли и для этого работа систематически ведется с 5 – го класса. Сначала ребята пишут на

свободные темы. На темы, которые интересуют их. Потом постепенно учатся писать на темы, заданные учителем.

Также, чтобы повысить успеваемость учащиеся должны интересоваться изучаемым предметом и иметь мотивацию к изучаемому

предмету. В виду особой значимости оценок ЕГЭ при подготовке к экзаменам имеет место и особый подход к планированию. Каждый урок

проходит в четкой целенаправленной подготовке по данной теме. Также для более слабых учеников проводятся дополнительные занятия,

мотивированные на высокий результат.

И конечно же научить правильно распределять время. Вплоть до того, как каждое задание четко выполняется по минутам. Начинать

надо с более легких заданий. Постепенно переходя к наиболее трудным.

Особое место при подготовке к итоговой аттестации занимает работа с родителями. Ей тоже придается большое значение. Во многом

зависит от того, насколько они знакомы с содержанием экзамена и насколько высоко оценивают собственную готовность к нему. Родители

должны стать союзниками педагога при подготовке к экзаменам. их задача состоит в том, чтобы они создавали благоприятные условия для

своих детей. Во – первых, чтобы ученики четко соблюдали режим школьника, во – вторых, обеспечили правильным питанием, в – третьих,

психологическая обстановка в доме (домашний климат) каждого ученика. Они должны понимать серьезность экзаменов и быть поддержкой и

опорой своим детям. Родители даже могут сами попробовать сдать ЕГЭ, поэтому в этом году они почувствовали себя на месте своих детей и

пришли сдавать ЕГЭ со своими паспортами и гелевыми ручками. Родители должны чаще приглашаться на беседу с классным руководителем,

учителями

предметниками,

заместителем

директора

необходимо

информировать

родителей

структуре

родителей успешно сдать экзамен.

Алгоритм подготовки к ОГЭ, ЕГЭ:

еженедельно на уроках отрабатывать темы, включенные в планы индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися и

учащимися, мотивированными на высокий результат; ежемесячно проводить проверочные тесты в конце каждого раздела русского

2) системности (подготовка ведется последовательно подготавливающая учащихся по различным направлениям – информационной,

предметной, психологическеской);

3) пониманию каждого задания (индивидуальный подход к каждому учащемуся);

4) с целью подготовки к итоговому сочинению ученики заводят отдельную тетрадь и пишут проблематику каждого текста и аргументы по

изучаемым произведениям.

повысить у учащихся мотивацию к обучению, формировать у них ответственное отношение к овладению знаниями, умениями,

навыками.

6) обеспечить мониторинг качества знаний учащихся за каждую четверть;

Только в комплексе все эти приемы и методы будут способствовать повышению качества сдачи ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку.

Результаты ОГЭ по русскому языку

Учащиеся 2014 – 2015 года сдали ОГЭ по русскому языку 100% успеваемость, качество 44, 5%..

выразительности (изобразительно – выразительные средства языка), способы выражения главных членов предложения, правила постановки знаков

препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения, вводные слова обращения и

уточняющие обособленные обстоятельства, умеют правильно выделять грамматические основы в предложении и отличие сложносочиненных

предложений от сложноподчиненных, имеют представление о группах сочинительных союзов, умеют определять предложения с бессоюзной и союзной

сочинительной и подчинительной связью.

Типичные ошибки

предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью, способы подчинительной связи в словосочетании, знаки препинания при обращении,

вводных словах

План действий по коррекции

анализировать свои ошибки и устранять их самостоятельно.

Учащиеся 2015 – 2016 года сдали ОГЭ: успеваемость - 100%, Качество 37,5%,

Качественно усвоены темы: Учащиеся хорошо освоили смысловой анализ текста, хорошо отличают лексические и синтаксические средства

Учащиеся хорошо передали содержание изложения, употребили приемы сжатия исходного текста, все привели примеры - аргументы в сочинении,

работа учащихся характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Работы характеризуются

композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении у учащихся отсутствуют. У половины учащихся отсутствуют орфографические,

пунктуационные, грамматические ошибки. Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет.

Типичные ошибки : правописание суффиксов различных частей речи, пунктуация при однородных и обособленных членах предложения, сложное

предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью

План действий по коррекции : Провести работу с учащимися по всем разделам русского языка, выбрать наиболее трудные задания и научить

выполнять эти задания безошибочно. Провести индивидуальные работы с каждым учащимся. Научить каждого ученика самостоятельно

анализировать свои ошибки.

Учащиеся 2016 – 2017 года сдали ОГЭ: успеваемость – 100%, 62,5%

Качественно усвоены темы: Учащиеся хорошо освоили смысловой анализ текста, хорошо отличают лексические и синтаксические средства

выразительности (изобразительно – выразительные средства языка), виды подчинительной связи в словосочетании, способы выражения главных членов

предложения, знают правила постановки знаков препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами

предложения, вводные слова обращения и уточняющие обособленные обстоятельства, умеют правильно выделять грамматические основы в предложении

и отличие сложносочиненных предложений от сложноподчиненных, имеют представление о группах сочинительных союзов.

Учащиеся хорошо передали содержание изложения, употребили приемы сжатия исходного текста, все привели примеры - аргументы в сочинении,

работа учащихся характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Работы характеризуются

композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении у учащихся отсутствуют. У половины учащихся отсутствуют орфографические,

пунктуационные, грамматические ошибки. Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет.

Типичные ошибки : правописание суффиксов различных частей речи, пунктуация при однородных и обособленных членах предложения, лексика и

фразеология.

План действий по коррекции : Провести работу с учащимися по всем разделам русского языка, выбрать наиболее трудные задания и научить

выполнять эти задания безошибочно. Провести индивидуальные работы с каждым учащимся. Научить каждого ученика самостоятельно

анализировать свои ошибки и правильно выполнять каждое задание.

Результаты ЕГЭ по русскому языку

Результаты ЕГЭ по русскому языку 2016 – 2017 уч. год

Успеваемость 100%

Качество – 57,1%

Качественно усвоены темы: Учащиеся хорошо умеют выявлять главную информацию, содержащуюся в тексте, соблюдают грамматические и

синтаксические нормы русского языка, умеют различать правописание производных союзов, наречий, предлогов, знают пунктуацию в

сложносочиненном предложении и простом предложении с однородными членами, знаки препинания в сложноподчиненном предложении, хорошо знают

типы текста как речевого произведения. Умеют находить смысловую и композиционную целостность текста, различают изобразительно – выразительные

средства русского языка.

Учащиеся хорошо написали сочинение - рассуждение, сформулировали проблему исходного текста, написали комментарии к сформулированной

связностью и последовательностью изложения, точностью и выразительностью речи. Учащиеся хорошо соблюдают речевые и этические нормы.

Типичные ошибки : правописание гласных в корне слова, правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий, правописание не и ни с

разными частями речи, знаки препинания в предложениях с обособленными членами, знаки препинания в предложениях с разными видами связи,

функционально – смысловые типы речи. Описание – повествование – рассуждение, лексические средства выразительности, средства связи предложений в

В работе над сочинением – рассуждением больше всего допустили ошибки в соблюдении пунктуационных, языковых норм и в соблюдении

фактологической точности в фоновом материале.

Любой учитель, работающий в 9 классе, с тревогой и волнением ожидает успешной сдачи основного государственного экзамена каждым выпускником. При этом было бы хорошо, чтобы результаты основного государственного экзамена соответствовали потенциальным возможностям выпускников основной школы. Я думаю, что с этим мнением согласны и обучающиеся и их родители.

Как и прежде, содержание и структура экзаменационной работы предусматривают проверку наличия у учащихся базовой математической компетентности и математической подготовки повышенного уровня.

Введение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме (ОГЭ) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя.

Данная необходимость обусловлена тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике. Существенно сместился акцент к требованиям умений и навыкам. Изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. И это всё в первой части экзамена, которая предусматривает обязательный уровень знаний. Содержание задач изобилует математическими тонкостями, на отработку которых в общеобразовательной программе не отводится достаточное количество часов. В обязательную часть включаются задачи, которые либо изучались давно, либо на их изучение отводилось малое количество времени (проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств, задачи по статистике, чтение графиков функций), а также задачи, требующие знаний по другим предметам, например, по физике.

К сожалению, научно-методические службы не всегда могут обеспечить школы новыми, соответствующими современным требованиям, учебно-методическими комплексами, поэтому учителям приходится самим находить пути решения данной проблемы. И здесь уже однозначного решения нет, так как подготовленность детей разная, уровень классов разный.

В общеобразовательных классах основное внимание нужно уделить отработке первой части экзамена по математике, так как только первая часть обеспечивает удовлетворительную отметку.

Подготовка к основномугосударственному экзамену существенно отличается от традиционной. В ОГЭ введено много прикладных, «жизненных» задач и ученикам, привыкшим к традиционным школьным контрольным работам или диктантами, иногда бывает поначалу совсем непросто.

Для успешной сдачи основногогосударственного экзаменаобучающимся 9 классов необходима мотивация . Зачастую они не осознают серьезности предстоящего экзамена. Много ребят со слабой математической подготовкой, нарушением памяти, нежелающих учиться. Часто в классах бывают дети, которые в силу разных причин (болезнь, соревнования, семейные проблемы, не желание учиться) часто пропускают уроки.Все эти причины соответственно приводят к плохой успеваемости, к низким показателям результатов сдачи основного государственного экзамена.

Поэтому учеников и их родителей, законных представителей необходимо заинтересовать результатом экзамена.

Подготовку к ОГЭ в 9 классе начинаем в начале года

1. Работа с родителями. Для обучающихся и их родителей в сентябре - октябре проводим совместное родительское собрание, на котором рассказываемо организации и проведении ОГЭ по математике в 9 классе и то,как необходимо к экзамену подготовиться, чтобы получить высокий результат , набрать максимальное количество баллов.

На первом же собрании знакомим родителей с нормативно-правовыми документами, со структурой тестов, теми изменениями, которые произошли в этом учебном году, с порядком проведения экзамена, системой оценивания.

Родительские собрания проводим 1 раза в четверть. Со многими родителями совместно с детьми зачастую приходится встречаться и работать в индивидуальном порядке.

2. При подготовке к ОГЭ следует знать специфику класса и уровень знаний по предмету.

Для работы по подготовке к ОГЭ всех учащихся я разделила на 2 группы (можно и на 3), перед каждой поставила свои задачи.

Учащиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и получить на экзамене «3».

Учащиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и более сложными заданиями.

1)должны выучить всю теорию;

2)научиться решать все типы заданий базового уровня;

3)на контрольных работах, тестах и зачетах не списывать.

4)если получена «2», то отработать(но не более 2 раз)

1)должны выучить всю теорию;

2)научиться решать все типы заданий любой темы разными способами;

3)уметь объяснять, почему так решаешь;

4)уметь решать задачи на уравнения, проценты, прогрессии;

5)знать теорию геометрии и уметь решать задачи с параметрами.

6)если получишь «2»,«3» или «4», то отработать(но не более 1 раза);

7)посещать элективные курсы;

8)прорешивать все дополнительные задания.

3. Проведение дополнительных занятий по подготовке к ОГЭ:

· консультации для слабых учащихся (решение 1 части);

· консультации для сильных ребят (решение заданий 2 части);

· индивидуальные консультации

На первых занятиях знакомлю учащихся с нормативно-правовыми документами, провожу инструктаж по правилам выполнения Кимов. Знакомлю с содержанием работ, их особенностями. На нескольких занятиях задания выполняем коллективно, с полным объяснением и записью на доске, прорешиваем несколько тестов (1 часть). При этом стараюсь знакомить с тем, как правильно читать задания, несколько раз прочитать вопрос задания.Стараюсь каждого ученика вызвать при этом к доске.

4. Систематическое включение в устную работу заданий из ОГЭ открытого банка задач части 1.

5. Включение в изучение текущего учебного материала заданий, соответствующих экзаменационным заданиям . На каждом уроке решаем и разбираем задания не только из учебника, но и задания, соответствующие теме задания из Кимов.

6. Использование в домашних заданиях материалов Кимов .

Напротяжении первого полугодия домашнее задание задаю из сборника Кимов: 4- 5 заданий из варианта или несколько заданий из этого сборника по новой теме. Те задания, которые вызвали затруднения, разбираем на доске.

7. Включение экзаменационных задач в содержание текущего контроля .

В контрольные и тестовые работы включаю задания из открытого банка задач. Обязательно добиваюсь того, чтобы ребята отработали задания, в которых допустили ошибки (иногда работу над ошибками приходиться выполнять по нескольку раз, пока задание не будет решено правильно).

Во время итогового повторения и изучения нового материала, начиная с 5 или 6 класса, ребята заполняли и использовали на уроках и дома тетерадь для правил (у каждого своя тетрадь), куда записывались основные формулы, правила и т.д. Она помогала при решении заданий, а при систематическом использовании в работе формулы и алгоритмы решений быстрее запоминались.

8.Проведениетематического повторения в течении года.

В сборниках для подготовки к ОГЭ есть много заданий по определённой теме, например, «Уравнения». Готовясь к уроку, учителю приходится искать задания по этой теме в разных источниках, что занимает много времени. Кроме того, повторять материал темы удобно, когда задания расположены в одном месте. Наиболее оптимальное решение - это тематические тесты .

Для этого из заданий открытого банка задач можно составить задания по прототипам (тематические тесты)и по результатам выполнения теста заполнять таблицу:

Ф.И. ученика

Числа и вычисления

Алгебраические выражения

Уравнения и их системы

Неравенства и их системы

Прогрессии

Текстовые задачи

и т.д. Такую же таблицу составляем по темам геометрии.

Для каждого ученика собираю папки с заданиями, в которые постепенно добавляю тематические тесты и демонстрационные варианты, работы пробного экзамена, которые писали ребята.

9. Повторения теоретического материала наобобщающих уроках с применением компьютерных технологий.

Уроки с применением презентаций зрелищны и эффективны в работе над информацией. Особенно, если это уроки повторения и обобщения материала определённой темы.Презентация обладает наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала.При её систематическом использовании увеличивается продуктивность обучения. С помощью презентации можно повысить объём повторяемого материала и выполняемой работы.В работе использую свои презентации и презентации, созданные коллегами и представленные на различных образовательных сайтах в Интернете:

1. Интернет-сообщество учителей

2. Сеть творческих учителей

3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

4. Информационно-методический сайт

10.Систематическое повторение учебного материала начинаем с 4 четверти. Итоговое повторение можно построить исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.

  • Примерные экзаменационные работы беру из различных сборников для подготовки к ОГЭ (прошлых лет и новые с геометрическим материалом)
  • Кроме этого ребята могут проверить свои знания, решая примерные работы в режиме on-lain, а также работы, размещённые на сайте СтатГрада и Алекс Ларин.

Использование компьютерных презентаций на уроках математики и при подготовке к экзамену открывает огромные возможности:

  • компьютер может взять на себя функцию контроля знаний,
  • поможет сэкономить время на уроке для решения экзаменационных задач,
  • богато иллюстрировать материал,
  • трудные для понимания моменты показать в динамике,
  • повторить то, что вызвало затруднения,
  • дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся,
  • быстро повторить теоретический материал.

Особенно эти презентации помогают при итоговом повторении теоретического материала по геометрии.1 часть работы содержит 5геометрических задания. Особенно трудно дается задания типа 13, которые содержат большой теоретический материал. Презентации помогают наглядно увидеть ответы на вопросы.

По данным исследований в памяти человека остаётся ¼ часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечён в активные действия в процессе обучения.

11. Систематическая работа по заполнению бланков. С заполнением бланков возникает много проблем, поэтому, чем раньше обучающиеся по ним начинают работать, тем меньше вероятность допущения ошибок в оформлении. На дополнительных занятиях разбираем все ошибки, которые были допущены при выполнении диагностических работ. Обращаю внимание на то, что каждая цифра и знак пишутся в отдельной клеточке, на правильность написания цифр, на то, что в ответах не пишут наименования, не ставят знаки %, не получают десятичную или неправильную дробь и т.д.ответы в тетрадях и на доске записываем в клеточках.

12. Решение большого числа тестов. С конца сентября в классе, на дополнительных занятиях и дома можно раздать для прорешивания большое количество тестов, желательно разные варианты. Ответы затем проверить и те задания, в которых была допущена ошибка, разобрать.

13. Подготовку решения заданий второй части можно начать со 2 четверти.

Для этого сначаламожно использовать дополнительные занятия, на которые пригласить более подготовленных ребят. Можнодать домашнее задания из 2 части.

Конечно, подготовка к урокам, консультациям, проведение дополнительных занятий занимают много времени и сил, но, если правильно организовать свою деятельность и заинтересовать обучающихся в получении положительной оценки, то вся проведенная работа принесёт желаемый результат.

Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей и успешно сдали экзамен.

Приемы и методы подготовки выпускников к ЕГЭ и ГИА

    Эффективные формы и методы при подготовке к ЕГЭ

На сегодняшний день Единый Государственный Экзамен стал единственной формой итоговой аттестации выпускников школ, кроме того, по результатам ЕГЭ российские вузы набирают абитуриентов. Поэтому самой актуальной проблемой преподавателей стала качественная подготовка учащихся к экзамену в формате ЕГЭ.

Оптимальным долгосрочным вариантом подготовки учащихся является частичное включение контрольно-измерительных материалов выпускного экзамена в проверочные работы на протяжении всего школьного курса. Так учащиеся постепенно знакомятся с требованиями и структурой экзаменационных материалов в тестовой форме, привыкают к формулировке заданий и типам тестов. Опыт многих учителей при подготовке учащихся к экзамену показывает, что все учащиеся, имеющие при такой подготовке хорошие и отличные результаты по предмету, при проведении пробного тестирования легко набирают баллы намного выше установленного минимального порога.

Тестовая форма заданий ЕГЭ обязывает преподавателей обучить выпускников оптимальной стратегии работы с тестами:

    Самоконтроль времени, поскольку важно иметь резерв время для решения более сложных заданий.

    Оценка объективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий для первоочередного решения.

    Прикидка границ результатов и подстановка как прием проверки, проводимой сразу после решения задания.

    Прием спирального движения по тесту.

Тест должен быть выполнен не только правильно, но и в строго отведенное время. Поэтому необходимо научить учащихся правильно распределять рабочее время. С этой целью у нас проводятся диагностические замеры - малоформатные проверочные работы, предполагающие мысленное выполнение всех промежуточных действий и фиксирование только окончательного ответа. Эти наборы упражнений можно использовать не только как самостоятельные работы, но и в индивидуальной и групповой подготовке, при этом слабые учащиеся могут записывать решение полностью.

В целях экономии времени на экзамене нужно также научить школьников приемам быстрого и рационального счета. На консультациях и индивидуальных занятиях для учащихся, идет тщательный анализ распространенных ошибок, допускаемых учащимися в ходе выполнения ЕГЭ.

Пока не введена компьютерная форма сдачи ЕГЭ по предметам, но все мы понимаем, что в скором времени, возможно, будет и такой вариант сдачи экзамена, поэтому качественная подготовка по любому предмету невозможна без использования информационно-коммуникационных технологий.

Учитывая индивидуальные знания и способности учащихся, выявляемые на старте каждого учебного года, каждый преподаватель старается комплексно реализовать несколько форм дистанционной подготовки к ЕГЭ:

    самостоятельное повторение учебного материала и тренинг выполнения заданий с использованием ИКТ

    on-line тестирование учащихся на доверенных сайтах;

    индивидуальные и групповые консультации по трудным темам программы;

    обсуждение заданий повышенной сложности

За годы существования ЕГЭ по многим предметам накоплена большая база данных тестовых заданий, которые могут использовать учителя для систематизации и контроля знаний обучающихся.

Кроме того, собрана и регулярно обновляется база ссылок на сетевые ресурсы, содержащие материалы по всем разделам школьной программы. Немаловажно и создание в нашей школе электронных дневников, в которых возможно дистанционно готовить выпускников по индивидуальному плану

Мониторинг компетенций учащихся при завершении обучения проводится в виде внутреннего репетиционного тестирования.

Такая проверка позволяет не просто выявить слабые стороны знаний школьников, но и на практике познакомить их с процедурой проведения ЕГЭ, с бланками регистрации ответов и правилами их заполнения, позволяет учащимся подготовиться психологически к процедуре тестирования. Каждому выпускнику необходимо имееть персональную Памятку для успешной сдачи ЕГЭ.

Вышеупомянутые форму и методы подготовки к Единому государственному экзамену подтвердили свою эффективность итоговыми баллами наших выпускников на ЕГЭ: средние баллы по многим предметам учащихся нашей школы стабильно превышают районные и даже областные средние баллы, как в прошлом году. Конечно, ученики в выпусках разные, уровень знаний, умений и навыков сугубо индивидуален, но, я надеюсь, основная масса класса подтвердит свои годовые оценки.

    Понятие «стресс» прочно вошло в нашу жизнь.

Стресс - негативные чувства и представления, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в состоянии справиться с требованиями ситуации.


1. Придерживайтесь основного правила: «Не теряй времени зря». Перед началом подготовки к экзаменам необходимо просмотреть весь материал и отложить тот, что хорошо знаком, а начинать учить незнакомый, новый.

2. Используйте время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный материал учите в то время суток, когда хорошо думается, то есть высока работоспособность. Обычно это утренние часы после хорошего отдыха.

3. Подготовить место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.

4. Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие. Состав план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. А также необходимо определить время занятий с учетом ритмов организма.

5. К трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем еще раз - утром.

6. Очень полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме, а не зазубривать всю тему полностью «от» и «до». Можно также практиковать написание вопросов в виде краткого, тезисного изложения материала.

7. Заучиваемый материал лучше разбить на смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. Смысловые куски материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой. Текст можно сильно сократить, представив его в виде схемы типа «звезды», «дерева» и т.п. При этом восприятие и качество запоминания значительно улучшаются за счет большей образности записи.

8. Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, поскольку это активная, организованная целью умственная работа. Вообще говоря, любая аналитическая работа с текстом приводит к его лучшему запоминанию. Это может быть перекомпоновка материала, нахождение парадоксальных формулировок для него, привлечение контрастного фона или материала.


9. Всегда, а во время подготовки к экзаменам особенно, заботьтесь о своем здоровье. В это время нужно хорошо и вовремя питаться. Не забывайте о прогулках и спортивных развлечениях, делайте перерывы, активно отвлекайтесь. Хорошо отдыхайте - сон вам необходим. Ни в коем случае не засиживайтесь допоздна перед экзаменом!

10. Ежедневно выпопняйте упражнения, которые способствуют снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

Экзамены - это стресс и для школьников, и для учителей, и для родителей. Хорошо бы выработать конструктивное отношение к ним всех участников, научиться и научить воспринимать экзамен не как испытание, а как возможность проявить себя, улучшить оценки за год, приобрести экзаменационный опыт, стать более внимательными и организованными. Что делать школьному психологу в период подготовки к экзаменам? Психолог может помочь созданию позитивного эмоционального настроя школьников на экзамены; снизить экзаменационные страхи, тревоги; обучить эмоциональной саморегуляции при сдаче экзаменов.
Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены для одиннадцатиклассников. Многие юноши и девушки после небольшого перерыва снова подвергаются проверке знаний и умений - уже на вступительных экзаменах.
Безусловно, экзамены - дело сугубо индивидуальное, выпускник или абитуриент оказывается один на один с комиссией. А родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их силах.
Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут помочь своему одиннадцатикласснику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к выпускным и вступительным испытаниям. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов.
Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку - умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись -вдохнуть полной грудью и идти дальше.

Как помочь подготовиться к экзаменам (практические рекомендации для родителей)

Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки, - на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторении. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он ил «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые - в часы спада.
Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы зададите вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.
Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.
Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.
В выходной день, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена. Например, возьмите один из вариантов вступительных задач по математике из справочника для поступающих в вузы. Договоритесь, что у него будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, дайте несколько чистых листов бумаги, засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, когда закончится время, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?
Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, - лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы одиннадцатиклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающими телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов. Если ваш ребенок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил вступительный экзамен, помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает в данном случае пресловутое «не повезло». Газета «Школьный психолог»,№7, 2003г.Советы родителям.
1. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребёнок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является показателем его возможностей.
2. Не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов, это отрицательно скажется на результате тестирования.
3. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
4. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
5. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребёнка, ведь тестирование отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
6. Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если у ребёнка нет часов, обязательно дайте их ему на экзамен.
7. Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.
8. Контролируйте режим подготовки к экзаменам, не допускайте перегрузок.
9. Обратите внимание на питание ребёнка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д., стимулируют работу головного мозга.
10. Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых, он должен отдохнуть и хорошо выспаться.
11. Не критикуйте ребёнка после экзамена.
12. Помните: главное - снизить напряжение и тревожность ребёнка и обеспечить ему необходимые условия для занятий.
Можно дать и некоторые советы учителям, а также выпускникам, именно советы!!!
Советы учителям
1. Следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения.
2. С их помощью можно оценивать уровень усвоения материала учениками и сформировать у них навык работы с тестовыми заданиями.
3. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик не будет тратить время на понимание инструкции.
4. Во время таких тренировок формируются психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.
5. Основную часть работы желательно проводить заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачётов по пройденным темам.
6. Психотехнические навыки позволят учащимся более уверенно вести себя во время экзамена, мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями.

Советы выпускникам
Подготовка к экзамену
1. Подготовь место для занятий;
2. Введи в интерьер комнаты жёлтый и фиолетовый цвета;
3. Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы;
4. Начни с самого трудного раздела, с того материала, который знаешь хуже всего;
5. Чередуй занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут- перерыв;
6. Выполняй как можно больше различных тестов по предмету.
7. Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов;
8. Готовясь к экзаменам, мысленно рисуй себе картину победы, успеха;
9. Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы ещё раз повторить самые трудные вопросы.

Накануне экзамена
Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать с ощущением бодрости, боевого настроя.
В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за 15-20 минут до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.
Если на улице холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.

Перед началом тестирования
В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д).
Будь внимателен! Оттого, как ты запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
Во время тестирования
1. Пробеги глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нём содержатся.
2. Внимательно прочитай вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл.

3) Как развить внимание?

Вы уже поняли, что основой памяти является внимание?!

Правильно! Если бы не было внимания, мы ничего не смогли бы запомнить. А если качество запоминания напрямую зависит от внимания, то мы должны научиться управлять им и даже его тренировать.

Для начала же ознакомимся с его свойствами:

1. объём;

2. сосредоточенность;

3. устойчивость;

4. распределение;

5. переключаемость.

Объём внимания – это то количество информации или объектов, которое человек может запомнить одновременно. Объём внимания у каждого человека разный, но считается, что среднестатистический человек может запомнить от 5 до 9 объектов одновременно. Можно добиться и лучших результатов. Этому мы тоже в дальнейшем будем учиться.

Сосредоточенность – одно из главнейших свойств внимания, поскольку от него зависит качество запоминания.

Устойчивость – одна из ключевых характеристик внимания, с которой связаны производительность и эффективность умственной работы.

Распределение внимания – выполнение в один промежуток времени нескольких действий при одновременном контроле над несколькими процессами или объектами. Это качество более значимо в профессиональной деятельности, например, в профессии авиадиспетчера.

Переключение внимания – способность внимания переключаться с одного предмета на другой.

Внимание, как и память, нуждается в постоянной тренировке. Все выше перечисленные параметры внимания следует развивать. Но самое эффективное в этом направлении – развитие умений концентрации внимания. Сосредоточенность (концентрация) зависит от

1. хорошей физической формы;

2. эмоционального настроя на работу и заинтересованности в ее результатах;

3. наличия базы, необходимой для восприятия новой информации.

Следовательно, выполняя эти условия, мы будем способствовать улучшению способности к сосредоточению, т.е. повышению качества памяти.

Поддержанию хорошей физической формы способствуют занятия спортом, особенно на свежем воздухе, правильное питание, отказ от употребления алкоголя и табака. Вы помните, что для нормального функционирования клеток мозга необходимы кислород и питательные вещества. Поэтому берем за правило ежедневные вечерние прогулки на 15-20 минут и сон в хорошо проветренной комнате. Создание этих условий больших усилий от Вас не потребует.

А как быть с обеспечением заинтересованности? Ведь порой нам приходится заниматься не совсем любимым предметом. В этом случае подумайте, зачем Вам нужно то дело, которым Вы собираетесь заняться, какие выгоды ждут Вас в итоге, т.е. создайте мотив. Сложнее с созданием эмоционального настроя. Ведь это «штука» абсолютно индивидуальная, и вряд ли сработает какой-то единый рецепт.

Эмоциональный настрой в интеллектуальной работе зависит и от субъективных факторов, которые можно устранить усилием воли (лень, например), и от объективных, никак не зависящих от нас.

Но бывает, что при выполнении конкретной интеллектуальной работы никак не удается сконцентрироваться на процессе.

Используйте один из приемов:

1. Проветритесь – побудьте 15-20 минут на свежем воздухе.

2. Примите бодрящий прохладный душ.

3. Медленно выпейте мелкими глотками стакан прохладной воды. Это придаст Вам сил и снимет легкую усталость.

4. Выполните мудру Хакини. Соедините кончики растопыренных пальцев правой руки с кончиками пальцев левой руки.

Такое положение пальцев способствует взаимодействию правого и левого полушарий, при этом открывается доступ к правому полушарию, где хранится вся информация. Более того, эта мудра оказывает положительное действие и на дыхательный процесс, делая его глубже, что также хорошо сказывается на работе головного мозга.

Мудру Хакини можно практиковать в любое время для тренировки памяти, когда необходимо концентрироваться на чем-либо или припомнить что-нибудь из ранее прочитанного. Одно непременное условие: при выполнении мудр, при любом занятии умственной работы НИКОГДА не скрещивайте ноги!

Если Вам необходимо срочно что-нибудь вспомнить, соедините кончики пальцев обеих рук, при этом поднимите глаза вверх, а во время вдоха кончиком языка коснитесь десны. При выдохе верните язык в привычное положение. Затем сделайте глубокий вдох, и Вам в голову тут же придёт то, что Вы хотите вспомнить.

Еще одним объективным фактором, мешающим нам сосредоточиться, является незнание элементарных, базовых для понимания нового материала вещей. Вы читаете, например, текст, готовясь к экзамену, и не можете заставить себя сосредоточиться. Подумайте – почему? Не понимаете смысла прочитанного? Этому может быть две причины:

1. Возможно, Вы не знаете каких-то базовых понятий, идей или концепций. Поэтому общее содержание ускользает от Вас.

2. Вам просто непонятны отдельные слова из текста статьи.

В первом случае Вам придется потратить время на то, что Вы не усвоили раньше, и лишь потом переходить к сложному материалу. Во втором – проще: выписываете значения непонятных слов, делаете комментарии, т.е. создаете глоссарий. Обратите внимание, сегодня в конце или в начале многих научных текстов можно обнаружить глоссарий.

И напоследок еще один прием, позволяющий понять смысл трудно воспринимаемого текста.

1. Разбейте текст на блоки (абзацы, возможно, даже предложения).

2. Выделите непонятные места.

3. Прочитайте блок еще раз очень внимательно.

4. Изложите письменно его содержание своими словами.

Резюме:

1. Своим вниманием можно и нужно научиться управлять.

2. Заведите тетрадь эффективных приемов для развития внимания, памяти.

3. Используйте мудру Хакини на уроках, на семинарах, на зачетах, экзаменах, всегда, когда Вам нужно что-нибудь вспомнить. Это Ваша волшебная палочка!

Научитесь планировать Вашу деятельность. Вы обнаружите в себе появление целеустремленности, добьетесь повышения самооценки и удивитесь количеству реализованных за неделю дел.

    Упражнения для улучшения памяти.

Упражнение 1. (Это упражнение можно выполнять всегда и везде: например, при чтении газеты, журнала и т.д.).

Посмотрите внимательно на рисунок, фотографию в течение 3-х секунд. Потом закройте глаза и представьте себе это изображение во всех деталях. При этом Вы можете задавать себе наводящие вопросы:

Есть ли на изображении люди или животные?

Если да, как я могу их описать?

Есть ли растения? Какие?

Что я могу вспомнить из предметов, изображенных на рисунке?

Откройте глаза и сравните представленную Вами картинку с ее оригиналом.

Упражнение 2.

Попробуйте вспомнить следующую информацию. Запишите то, что Вы вспомните. Постарайтесь затратить на воспоминание как можно меньше времени.

Напишите номера телефонов, которые Вы помните на память.

Напишите имена и фамилии Ваших одноклассников в 1, 3 или 5, 9 классах.

Напишите названия книг, которые Вы прочитали за последний год, и имена авторов.

Это задание можно варьировать: например, попробуйте вспомнить домашние адреса Ваших друзей, почтовые индексы и т.д.

Упражнение 3.

Подчеркните все встретившиеся Вам буквы А.

ЛЛРЦЮШЦИАПЦНПЕОКУААРЛЛАЦХЗУУЛОРДПВАПУЦЩШГУВФФШОРУЗЩГУХЗЩГЛДРГУЩШКРАЩШЩШРУЩЗЙЦХЗОЛЭХЩЩУГНКРОАЙШНУОРЩГУХЗШУХЗШКРЗЙХХУКШХПАДЩРЫДЮЛРОШНРЗЩОАЩГОАЫЛГПРЩРПАЖААЩОГРЦЗЩГЦЗХЩГЦЦРРЛЗЦЮШЦИАПЦНПЕОКУААРЛЛАЦХЗУУЛОРДДВПАХУЦЩШГУВВПШОРНРЗЩОАЩГОАУЗЩГУХЗШГЛДРКУЩШКРАЩШЩГУХЗШУХЗШКРЗЙХХУКШГПАДЩРЫДЮЛРОШНРЗЩОАЩГОАЫЛГПРЩПАЖААЩОГРЦЗЩГЦЗХЩГЦЦЛЛРЦЮШЦИАПЦНПЕОКУААРЛЛАЦХЗУУЛОРДПВАПУЦЩШШГУВФФШОРУЗЩГУХЗШГЛДРКУЩШКРАЩШЩГУХЗШУХЗШКРЗЙХХУКШГПАДЩРЫДЮЛРОШНРЗЩОАЩГОАЫЛГПРЩПАЖААЩОГРЦЩОАЩГОАЛЛРЦЮШЦИАПЦНПЕОКУААРЛЛАЦХЗУУЛОРДПВАПУЦЩШГУВФФШОРУЗЩГУХЗШГЛДРКУЩШКРАЩШЩШРУЩЗЙЦХЗОЛЭХХЩУГНКРОАЙШНУОРЩГУХЗШУХЗШКРЙЗХХУКШГПАДЩРЫДЮЛРОШНРЗЩОАЩГОАЫЛГПРЩПАЖААЩОГРЦЗЩГЦЗХЩГЦ

Это упражнение развивает способность быстро выхватывать нужную информацию.

Упражнение 4.

Запомните перечень приведенного ниже списка. Закройте текст, напишите перечень, соблюдая прежний порядок.

Помидоры

Нут (турецкий горох)

Чернослив

Йогурт

Кофе

Чистящее средство

Подсолнечное масло

Брынза

Ржаные хлебцы

Апельсиновый сок

Мука

Упражнение 5.

Вы видите перед собой первые и последние буквы слов. Впишите остальные буквы, чтобы получилось слово.

К____________________Р

Г____________________Д

К____________________Н

Б____________________Я

З____________________Н

Т____________________Р

Р____________________Т

Н____________________З

Я____________________Б

Н____________________К

Д____________________Г

Р____________________К



Просмотров