Исполнение уголовных наказаний. Исполнение и отбывание уголовного наказания

Если уголовное право предусматривает основание уголовной ответственности, перечень конкретных составов преступлений и их признаки, виды наказаний, порядок их назначения, основание освобождения от уголовной ответственности и освобождение от наказания, то уголовно-исполнительное право регламентирует порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, а также реализации двух мер уголовно-правового характера - условного осуждения и принудительного лечения. Уголовное право, регламентируя виды, сроки и содержание наказаний, решающим образом определяет предмет уголовно-исполнительного права. Правда, следует заметить, что в предмет уголовно-исполнительного права входит, наряду с исполнением наказания, и исправительное воздействие. Цели наказания, обозначенные в уголовном законе (ч. 2 ст. 43 УК РФ), таким же образом определяют задачи и цели уголовно-исполнительного законодательства. Взаимодействие указанных отраслей права осуществляется и при регулировании общих институтов, например освобождения от отбывания наказания и предупреждения рецидива преступлений Уголовное право России. Общая часть: учебник / под ред. Ф.Р. Сундурова, И.А. Тарханова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2009. // СПС Консультант плюс..

В соответствии со ст. 7 УИК РФ основаниями исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера являются приговор либо изменяющее его постановление или определение суда, вступившие в законную силу, а также акт помилования или акт об амнистии. Обвинительный приговор суда, вступивший в законную силу, определение и постановление суда обязательны для всех государственных и общественных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории государства.

После обращения приговора к исполнению возникают и начинают развиваться специфические общественные отношения между государством в лице органов, исполняющих уголовные наказания, и осужденным. Специально уполномоченные органы государства и должностные лица применяют меры по реализации обвинительного приговора в соответствии с сущностью и содержанием назначенного судом уголовного наказания.

Наказание по уголовному праву выступает как одно из необходимых средств решения задач сокращения преступности в обществе. Назначая наказание, суд тем самым в рамках определенного вида наказания ограничивает осужденного в осуществлении присущих ему общегражданских прав. Иными словами, в процессе исполнения уголовных наказаний лицу создаются определенные "неудобства", выражающиеся в целом ряде правоограничений, обусловленных полной или частичной изоляцией осужденного.

При исполнении различных видов уголовных наказаний имеет место и спектр различных ограничений.

Наряду с действием норм Общей части УИК РФ законодатель установил специальное регулирование исполнения (отбывания) уголовных наказаний в отношении военнослужащих. Оно касается трех наказаний - ограничения по военной службе, ареста и содержания в дисциплинарной воинской части. Причем если арест может применяться и к гражданским лицам, и к военнослужащим, то два остальных наказания являются специализированными, согласно ст. 51 и 55 УК РФ они могут применяться лишь в отношении военнослужащих Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. В.И. Селиверстова. М.: "Проспект", 2011..

Правовое регулирование исполнения и отбывания наказания обеспечиваются в рамках режима, содержащего в себе не только элементы карательного воздействия на осужденных, но и иные элементы, не содержащие в себе каких-либо правоограничений. Строгое соблюдение режимных требований и детальная регламентация в сфере применения наиболее в острой форме принуждения - исполнение уголовного наказания будет способствовать повышению эффективности исправительного воздействия на осужденных.

Российская тюремная система вступила в XX век, имея в своей основе достаточно серьезную правовую базу, разработка которой осуществлялась главным образом в течение 30-90-х гг. предыдущего столетия. Два основных правовых документа определяли содержание деятельности системы исполнения уголовных наказаний: Устав о содержащихся под стражею (1890 г. с изменениями 1906, 1908 и 1909 гг.) и Устав о ссыльных (1909 г.)1.

Основные нормы этих уставов базировались на положениях Свода учреждений и уставов о содержащихся под стражею и ссыльных 1832 г., который в свою очередь вобрал в себя нормы отдельных частных инструкций (Московской 1804 г., Петербургской 1819 г.), регламентировавших некоторые вопросы организации тюремного быта, и Общей тюремной инструкции 1831 г., впервые в истории российского государства объемно и всесторонне определившей деятельность системы мест заключения, порядок и условия отбывания арестантами наказания, формы и методы пенитен- циарно-карательного воздействия на них.

Общеизвестно, что изменения общественно-политических и социально-экономических отношений, внутренняя криминогенная обстановка в государстве вызывают потребность в совершенствовании видов уголовных наказаний, в том числе связанных с лишением свободы, что неизбежно приводит к корректировке системы их исполнения. Российское государство с такой ситуацией столкнулось на рубеже XIX-XX столетий.

Полный свод законов Российской Империи. СПб., 1911. С. 3427-3548. В Законе от 11 декабря 1879 г. были определены основные начала преобразования карательной системы государства, в основу которой были положены следующие виды уголовных наказаний: 1)

смертная казнь; 2)

каторга, назначаемая бессрочно или на срок с последующим переводом на поселение; 3)

заключение в исправительном доме; 5)

заключение в крепости; 6)

заключение в тюрьме; 7)

денежная пеня25.

Уголовное уложение 1903 г. практически без изменения включило в перечень уголовных наказаний виды наказаний, определенные Законом от 11 декабря 1879 г., заменив лишь денежную пеню на денежный штраф26.

В рассматриваемых уставах о содержащихся под стражею с учетом изменения системы видов уголовных наказаний и основных направлений реформы тюремной системы 1877-1879 гг., а также изменения ее ведомственной принадлежности - передачи в 1895 г. из подчинения Министерства внутренних дел в подчинение Министерства юстиции - раскрывается понятие содержания под стражею.

как мера пресечения в отношении лиц, обвиняемых в совершении преступлений и проступков; 2)

как мера исправления и наказания; 3)

как мера, применяемая к неисправным должникам; 4)

как мера, применяемая в отношении пересыльных арестантов.

Для обеспечения реализации указанных целей в гражданском

ведомстве создается система учреждений, имеющих свой особый правовой статус, которая включает: 1)

помещения для подвергаемых аресту; 2)

арестантские помещения при полиции; 3)

тюрьмы губернские, областные и уездные тюремные замки; Санкт-петербургскую тюрьму, Московскую исправительную тюрьму; 4)

исправительные арестантские отделения; 5)

тюрьмы для содержания осужденных к каторжным работам; 6)

пересыльные тюрьмы.

Что касается изменения ведомственной принадлежности тюремной системы, то этот шаг был воспринят неоднозначно, в основном с негативных позиций. Выражая последнюю точку зрения, видный государственный деятель и ученый-правовед А. Ф. Кони писал, имея в виду министра юстиции: "...мерзавец Муравьев, вовремя ушедший в кусты, совершенно исказил М(инистерст)во юстиции, развратив его состав и присоединив к нему тюремное ведомство (для получения 6 т(ысяч) добавочных и шашки на перевязи), лишенное средств, людей, системы"1.

Для определения состояния положения в учреждениях тюремного ведомства на рубеже веков очень важна его оценка: "...лишенное средств, людей, системы... "

Следовательно, перед организаторами реформы мест заключения одной из основных задач была задача создания системы в широком смысле этого слова, неотъемлемой частью которой являлось правовое обеспечение всех сфер карательно-исполнительной деятельности.

Прежде всего было обращено внимание на формирование управленческих структур и разработку их функций. В центре - Министерство юстиции и Главное тюремное управление с широкими полномочиями; на среднем управленческом уровне - губернаторы и губернские правления с тюремными отделениями в составе губернского тюремного инспектора, его помощника и определен штат служащих, наделенных довольно большими правами, в низовом звене - тюремная администрация во главе с начальниками тюрем и их помощниками, священники, дьяконы и псаломщики при местах заключения, врачи и фельдшеры составляли единую систему управления организацией исполнения уголовных наказаний. В низовом звене особое место занимала тюремная стража - старшие и младшие надзиратели, в обязанности которой входило обеспечение надзора за лицами, отбывающими наказания в виде тюремного заключения.

Примечательно, что из вышеописанной системы управления местами заключения закон выделял отдельные места заключения, расположенные в городах Санкт-Петербурге, Царском Селе и Москве, соподчиненность и порядок регулирования деятельности которых отличались от общего правила: они находились в ведении санкт-петербургского и московского губернаторов по принадлежности. Для наблюдения за местами заключения в этих городах учреждались особые наблюдательные комиссии в составе представителей, избираемых городскими думами, лиц прокурорского надзора, членов благотворительных тюремных комитетов, а также членов, назначаемых министром юстиции. Сложность комплектования и закрепления кадров надзора вызывала необходимость установления законом ряда льгот, которые обеспечивали моральный и материальный интерес продолжения службы в тюремной системе. Тюремные надзиратели освобождались от призыва из запаса в армию и в действующие команды флота, а также службы в государственном ополчении. При условии безупречной службы в тюремной страже в течение пяти лет назначенный им оклад содержания увеличивался на одну треть; прослужившим десять лет к окладу добавлялась еще одна треть; прослужившим пятнадцать лет назначался за дальнейшую службу двойной оклад содержания.

К числу органов управления тюремной системой государства Свод учреждений и уставов о содержащихся иод стражею относит также Общество попечительное о тюрьмах, учрежденное императором Александром I в 1819 г. по образу и подобию Британского библейского общества. В Положении об Обществе попечительном о тюрьмах, разработанном под руководством князя А. Н. Голицына, перед Обществом была поставлена задача нравственного исправления преступников. Достижение этой цели обеспечивалось ближайшим и постоянным надзором над заключенными; размещением их по роду преступлений и обвинений; наставлением их в правилах христианского благочестия и доброй нравственности; занятием их приличными упражнениями и заключением провинившихся или буйствующих из них в уединенное место1.

Принадлежность к Обществу попечительному о тюрьмах рассматривалась как привилегия, и в этой связи Общество нередко пополнялось людьми морально ущербными, изгнанными со службы взяточниками, пытавшимися путем участия в его делах восстановить свое прежнее положение. Чтобы исключить такую возможность, в 1851 г. принимается новый Устав Общества с четкой правовой регламентацией его организационно-практической деятельности: с 1851 г. оно присоединяется к Министерству внутренних дел с присвоением министру по должности звания президента Общества попечительного о тюрьмах. Устав Общества попечительного о тюрьмах в редакции 1890 г. с изменениями и дополнениями, внесенными в него до 1909 г., существенно расширил его полномочия. Попечение Общества распространялось на тюрьмы, полицейские места заключения и исправительные арестантские отделения. Для улучшения нравственного и физического здоровья арестантов оно получало в свое распоряжение из казны деньги, отпускаемые на содержание заключенных и тюрем.

В составе Общества попечительного о тюрьмах в городах Москве и Санкт-Петербурге были учреждены мужские и дамские благотворительно-тюремные комитеты, деятельность которых регламентировалась особым Уставом. Председательницей Санкт-Петербургского дамского попечительного тюремного комитета в конце XIX в. являлась ее императорское высочество Евгения Максимилиановна принцесса Ольденбургская. Директрисами комитета были утверждены великосветские дамы: баронесса Анастасия Сергеевна Вревская, княгиня Дарья Петровна Оболенская, Юлия Федоровна Абаза, Мария Никоноровна Бурнашева, Елена Васильевна Колтовская, Екатерина Александровна Тимашева, графиня София Константиновна Перовская, Елизавета Ивановна Черткова, Мария Григорьевна Пейкер, Ефимия Ивановна Нелидова, Лидия Владимировна Шидловская, графиня Анна Егоровна Камаровская.

К Дамскому комитету в качестве директоров были прикомандированы высшие государственные чиновники: граф Модест Модестович Корф, Николай Николаевич Бурнашев, Александр Осипович Гурко, Николай Михайлович Мезенцев, Павел Константинович Решеткин, Анатолий Федорович Кони, статс-секретарь Константин Карлович Грот и Василий Львович Давыдов.

Обществу попечительному о тюрьмах вменялись следующие обязанности: 1) внутреннее устройство мест заключения, обеспечивающее создание условий для поддержания здоровья арестантов; подразделение их по полу, званию, возрасту и роду преступлений; 2) контроль за правильным размещением арестантов; 3) обеспечение их продуктами питания; 4) контроль за содержанием мест заключения в исправном состоянии; 5) забота о поддержании тюремных больниц в должном состоянии и обеспечение нормального лечения больных арестантов; 6) обеспечение арестантов одеждой, бельем, обувью и удовлетворение других их потребностей в период отбывания наказания; 7) исправление нравственности арестантов; 8) сооружение церквей в тех местах заключения, где их нет, и содержание всех тюремных церквей в должном состоянии; 9) забота о скорейшем разрешении участи заключенных; 10) забо- та о пересылаемых арестантах; 11) выкуп заключенных - неисправных должников.

Согласно Уставу Общество попечительное о тюрьмах находилось под непосредственным покровительством Императора и учреждалось при Министерстве юстиции. Устав определял организационно-управленческие структуры Общества, обязанности его комитетов, отделений и их директоров, а также условия и порядок их работы.

В организационном плане Общество попечительное о тюрьмах состояло из президента Общества - министра юстиции по должности, из членов обоего пола, обязавшихся по подписке ежегодно вносить определенные суммы в пользу заключенных, и благотворителей, делавших единовременные пожертвования. Управленческая структура выглядела так: а) Президент; б) комитеты мужские и женские в столицах и мужские в губернских и портовых городах; в) отделения женские в губернских и портовых и мужские в уездных городах. Управление губернскими комитетами осуществляли: мужскими - вице-президенты, женскими - председательницы, которые утверждались царем по представлению президента Общества. В губернских городах во главе женских отделений состояли председательницы; в уездных городах мужские отделения возглавляли председательствующие директора, избираемые вице-президентами губернских комитетов.

Комитеты и отделения Общества Попечительного о тюрьмах формировались из лиц обоего пола благородного, духовного и купеческого званий, избираемых вице-президентами, председательницами и председательствующими директорами в каждом комитете или отделении. В звании постоянных вице-президентов комитета Общества утверждались: главный начальник губернии, где такие должности были предусмотрены, епархиальный архиерей и губернатор, а также прокуроры судебных палат. Число вице-президентов тюремных комитетов устанавливалось в зависимости от места и общегосударственной значимости того или иного комитета: от трех-пяти до пятнадцати-тридцати.

В Уставе Общества попечительного о тюрьмах содержался подробный перечень должностных и иных лиц, которые могли состоять в звании директоров комитета или отделения Общества. Ими не могли быть избраны лица, получавшие жалованье от Общества, а также смотрители тюрем и священники церквей при тюрьмах. Все лица, поступавшие из членов в директора комитета или отделения, обязывались ежегодно вносить пожертвования в пользу Общества: в столичных комитетах - не менее пятнадцати руб- лей, в губернских - не менее десяти рублей и в уездных отделениях - не менее пяти рублей с каждого.

Лица, избранные в звании директоров комитета или отделения по представлениям, направляемым вице-президентами в адрес президента Общества, утверждались в этом звании Императором.

Уставы о содержащихся под стражею, выделенные в рассматриваемом Своде в отдельный раздел, в соответствующих главах детально регламентировали порядок и условия организации исполнения уголовных наказаний в помещениях для подвергаемых аресту; при содержании под стражею при полиции в тюрьмах; при содержании приговоренных к заключению в тюрьме за преступления и проступки; при содержании неисправных должников; при содержании в исправительных арестантских отделениях.

Характерной особенностью российского законодательства в сфере уголовного наказания и его исполнения являлось наличие ряда правовых актов, нормы которых нередко имели в своей основе один и тот же предмет регулирования, а именно организацию исполнения мер уголовного наказания. Пример тому - Устав о ссыльных издания 1909 г., который, являясь самостоятельным правовым актом, в то же время весьма тесно был связан с уставами о содержащихся под стражею, особенно в части регулирования деятельности мест лишения свободы ссыльно-каторжных. Для этих правовых документов характерным является отсутствие четкого понятийного аппарата. По этой причине деятельность одних и тех же учреждений, в которых содержались различные категории осужденных, регулировалась одновременно двумя указанными выше правовыми документами. Имеется в виду содержание ссыль- но-каторжных в тюрьмах. Уместно заметить, что подобная практика регулирования порядка и условий исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы использовалась в России в 30-е гг. и в начале 90-х гг. XX в.

Устав о ссыльных устанавливал два вида исполнения уголовных наказаний в виде ссылки за преступные деяния: 1) ссылку в каторжные работы и 2) ссылку на поселение в местности, определяемые судебными приговорами и административными органами по месту ссылки. В этой связи ссыльные подразделялись на ссыль- но-каторжных и ссыльно-поселенцев. Кроме того, в законе особо выделялась категория арестантов, к которой относились бродяги, в отношении их принимались крайне суровые меры. После отбытия наказания в исправительных арестантских отделениях или тюрьмах они направлялись на водворение в Якутскую область. Ссылка в каторжные работы рассматривалась как наиболее суровый вид уголовного наказания. В перечне уголовных наказаний по тяжести она занимала второе место после смертной казни. Ссыльно-каторжные по месту отбывания каторжных работ находились в ведении тюремного начальства, в то время как решение вопросов в отношении ссыльно-поселенцев возлагалось на губернские и областные управления. Общее руководство системой исполнения наказаний в отношении ссыльно-каторжных и ссыльнопоселенцев осуществляли Министерство юстиции в лице Главного тюремного управления и Совет по тюремным делам.

Труд ссыльно-каторжных использовался в рудниках, на заводах, фабриках и производстве других работ в Сибири, часть из них размещалась в тюрьмах, приспособленных для содержания этой категории преступников.

Ссыльно-каторжные подразделялись в зависимости от тяжести совершенных ими преступлений и определенных в приговорах сроков наказания на три разряда.

К первому разряду относились осужденные к каторжным работам без срока или на сроки свыше двадцати лет; ко второму разряду - осужденные к каторжным работам на сроки от восьми до двадцати лет и к третьему разряду - осужденные к каторжным работам на сроки от четырех до восьми лет.

Что касается исполнения уголовного наказания в отношении ссыльно-поселенцев, то оно могло быть организовано либо присе- лением их к деревням старожилов в отдаленнейших местах Сибири, либо в новых селениях, создаваемых для этих целей за счет казны.

Непременным условием организации исполнения уголовного наказания в отношении ссыльно-каторжных, независимо от разряда, было причисление их к отряду испытуемых и содержание в остроге в течение определенного времени, срок которого зависел от принадлежности к разрядам и поведения в остроге.

Для каторжных первого разряда время испытания определялось следующими сроками: 1) бессрочных - восемь лет; 2) осужденных к каторге на сроки свыше двадцати лет - пять лет.

Для каторжных второго разряда: 1) осужденных к каторге на срок от пятнадцати лет - два года; 2) осужденных к каторге на срок от десяти до двенадцати лет и свыше восьми до десяти лет - полтора года.

Время испытания каторжным третьего разряда определялось: 1) осужденным к каторжным работам на срок от шести до восьми лет - полтора года; 2) осужденным к каторге на срок от четырех до шести лет - один год.

В законе подробно регламентировались порядок и условия организации каторжных работ на Нерчинских и Петровском заводах Кабинета Его Императорского Величества, в то время как организация использования каторжного труда на других производствах регулировалась лишь в общих чертах.

В конце XIX в. в России с особой остротой встали вопросы правового регулирования порядка и условий исполнения уголовного наказания в отношении подростков, совершивших различного рода преступления. На протяжении довольно длительного исторического периода времени в России отсутствовали не только правовые нормы, но и специальные исправительные учреждения для содержания подростков-нарушителей. Впервые в уголовном законодательстве Петра I, в частности в Артикуле воинском 1715 г., была введена норма об ответственности детей-преступников без указания их возраста, по достижении которого она наступает: "...наказание за воровство обыкновенно умаляется или весьма оставляется, если вор будет младенец". И лишь Указом Екатерины II от 26 июня 1765 г. была установлена уголовная ответственность детей и подростков в возрасте от 10 до 17 лет только за отдельные виды преступлений. Окончательное решение этот вопрос нашел в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных в редакции 1845 г. Понятием "несовершеннолетние преступники" охватывалась категория лиц в возрасте от 10 до 17 лет, совершивших умышленные преступления или, как указано в законе, "действовавшие с разумением".

Что касается организации исполнения уголовного наказания в отношении несовершеннолетних преступников, то начиная с 1853 г. согласно Уставу о содержащихся под стражею, они должны были содержаться отдельно от взрослых преступников. Однако эта норма закона повсеместно не выполнялась. Подростки и взрослые содержались в одних и тех же тюремных заведениях, наравне со взрослыми входили в этапные партии, испытывая при этом неимоверные страдания и лишения.

Крайне тяжелые условия отбывания наказания несовершеннолетними, большинство которых "заражалось духом разврата" от постоянного общения со взрослыми преступниками, вынуждали Правительство принимать законодательные и практические меры по ограничению влияния на подростков преступной среды, устранению последствий лишения свободы. Закон от 5 декабря 1866 г. "Об учреждении приютов и колоний для нравственного исправления несовершеннолетних преступников", подписанный Александром II, создал правовую основу формирования системы учреждений для содержания несовершеннолетних преступников. Во второй половине XIX столетия в России были открыты Московский городской Рукавишниковский приют (1864) на пожертвования семейства Рукавишниковых, Санкт-петербургская земледельческая ремесленная колония (1871), Саратовский учебно-воспитательный приют (1873), ремесленно-исправительный приют в с. Большо- ве Московской губернии (1879), Казанский воспитательно-исправительный ремесленный приют (1875), Рубежовская земледельческо- ремесленная колония близ Киева (1876), Студзенецкая (в Царстве Польском) земледельческо-ремесленная колония (1876), Нижегородская исправительно-земледельческая колония (1878), Ярославский исправительный приют (1878), Симбирская воспитательно- исправительная земледельческая колония (1880), Харьковский исправительный приют для малолетних преступников и беспризорных детей (1881). Учреждения для содержания несовершеннолетних правонарушителей имели собственные уставы, регламентирующие их деятельность, как правило, они утверждались Министром внутренних дел. В некоторых из них, в частности Рукавишников- ском приюте, создавались педагогические советы, их основным назначением были разработка и практическое решение всех вопросов, касающихся перевоспитания малолетних правонарушителей, распределение их по группам с учетом знания ими ремесла, их поведения и т. п.

Впервые в общегосударственном масштабе особая тревога и озабоченность о судьбе подростков-правонарушителей была высказана на Первом съезде представителей воспитательно-исправительных приютов, который, с высочайшего разрешения, состоялся в 1881 г. в Москве по инициативе Рукавишникова, попечителя Московского городского исправительного приюта для малолет- них1.

Съезд обратился к Правительству с предложениями определить особый правовой статус исправительных учреждений для малолетних, правовое положение подростков и персонала, источники содержания этих учреждений, роль родителей в деле воспитания малолетних.

Результатом настойчивой работы благотворительных организаций, государственных органов в лице педагогических коллекти- вов исправительных учреждений для несовершеннолетних и представителей Главного тюремного управления явилось Положение о воспитательных исправительных заведениях для несовершеннолетних (1909), подготовленное на основе отдельных уставов конкретных воспитательно-исправительных приютов. В качестве учредителей воспитательно-исправительных учреждений согласно Положению могли выступать правительство, земства, города, духовные учреждения, общественные организации и частные лица.

В воспитательно-исправительных заведениях в соответствии с нормами Положения могли содержаться несовершеннолетние в возрасте от 10 до 17 лет: 1) признанные виновными в совершении какого-либо преступного деяния на основании определения или приговора суда; 2) обвиняемые и подсудимые, в отношении которых принята мера пресечения - взятие под стражу по постановлению суда или следственной власти; 3) нищенствующие, бродя- жествующие и вообще бесприютные и беспризорные по постановлениям комитетов, правлений или советов обществ, заведовавших воспитательно-исправительными заведениями; 4) отдаваемые для исправления родителям с согласия учреждений, заведовавших воспитательно-исправительными заведениями.

Воспитательно-исправительным заведениям из казны отпускалось пособие на содержание каждого несовершеннолетнего, исключая отдаваемых для исправления родителями, в следующих размерах: 1) вдвое больше ежегодной стоимости продовольствия, одежды, белья, обуви и постельных принадлежностей по установленной табели на каждого арестанта в местных тюрьмах; 2) по три копейки в сутки на медикаменты на каждого больного воспитанника; 3) на погребение умерших воспитанников выделялась сумма, равная плате за погребение арестантов, умерших в гражданских больницах.

Воспитательно-исправительным заведениям предоставлялось право принимать всякого рода пожертвования и отказы по духовным завещаниям, различного рода единовременные и ежегодные пособия от государственных и общественных организаций, а также частных лиц; производить с разрешения епархиального начальства в определенные дни года сборы в церкви; выставлять кружки и выдавать пользующимся общественным доверием местным жителям квитанционные книжки для сбора пожертвований в губернии по месту нахождения заведения; устраивать с надлежащего разрешения публичные чтения, концерты, выставки и т. п. Положение о воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних в качестве основной цели этих учреждений утвердило нравственное исправление лиц, в них помещаемых, подготовку их к честной и трудовой жизни. Эта цель достигалась организацией их религиозно-нравственного, умственного и физического развития на основе первоначального общего образования, а также обучения практическим профессиям, которые давали бы им возможность добывать средства к существованию собственным трудом.

Возраст несовершеннолетних, которые могли быть направлены в воспитательно-исправительные учреждения, был установлен в пределах от 10 до 17 лет.

Программа обучения несовершеннолетних в воспитательно- исправительных заведениях включала: 1) Закон Божий по правилам того вероисповедания, к которому каждый из обучаемых принадлежал; 2) чтение, письмо и арифметику в пределах программы одноклассного начального училища Министерства народного образования. При наличии условий и возможностей учащиеся могли получить элементарные знания и по другим научным предметам; 3) обучение по усмотрению учредителей ремеслу, земледелию и т. д.

Положение предоставило право, с разрешения Министра юстиции, проведения съездов представителей воспитательно-исправительных заведений и создания их постоянного бюро.

Таким образом, постепенно создавалась правовая основа деятельности исправительных заведений для несовершеннолетних и в соответствии с ней формировалась и расширялась их сеть. К началу 1917 г. в системе Главного тюремного управления функционировало 57 колоний и приютов, в которых содержались 2570 воспи- танников1.

В числе основных структурных звеньев тюремной системы служба охраны занимает первостепенное место. Охранная функция обеспечивает главное требование исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы - надежность изоляции заключенных. В условиях царской тюремной системы эту функцию выполняли две службы: тюремная стража в составе старших и младших надзирателей, обеспечивающая внутренний надзор и внешнее окарауливание мест заключения, и конвойная стража, правовое положение которой, условия и порядок организации и несения службы регламентировались Уставом конвойной службы, утвержденным царским Указом в июне 1878 г. с последующими изменениями в редакции 1907 г.2

В организационном плане конвойная стража состояла из конвойных команд, которые в свою очередь в зависимости от внутренней организации подразделялись на следующие категории: 1)

команды, имеющие особых начальников из штаб- и обер- офицеров, пользующихся правами командиров отдельных батальонов; 2)

команды, не имеющие особых начальников из офицеров и в этой связи подчиненных: а) в местностях, где имелись уездные военные начальники, - этим должностным лицам и б) в местностях, где не было уездных военных начальников, - начальникам местных команд, расположенных в одном пункте с конвойными командами.

В строевом и хозяйственном отношении конвойные команды находились в ведении начальников местных бригад и подчинялись на общем для войск основании начальникам гарнизонов и комендантам.

Организация и общее руководство пересыльной частью арестантов возлагались на начальника Главного тюремного управления. Что касается организации конкретной работы по обеспечению выполнения функций конвойной службы, то все конвойные команды находились в подчинении главного инспектора по пересылке арестантов, в обязанности которого вменялись: контроль за несением конвойной службы конвойными командами; личное инспектирование и ревизия делопроизводства конвойных команд в части законного их использования. При главном инспекторе по пересылке арестантов в качестве его порученцев состояли старший и младший штаб-офицеры и обер-офицер.

Во время несения службы по сопровождению и окараулива- нию арестантов конвойные воинские чины приравнивались к чинам военного караула.

Согласно Уставу конвойной службы в обязанности службы конвойных команд входило:

а) сопровождение арестантов всех ведомств по железным дорогам, водным путям сообщения и пешим трактам;

б) сопровождение лиц, пересылаемых при этапных партиях;

в) сопровождение арестантов при следовании от мест заключения гражданского ведомства к станциям железных дорог, пароходным пристаням и обратно;

г) сопровождение арестантов в районе городов из мест заключения гражданского ведомства в судебные учреждения, к судебным и военным следователям, к должностным лицам, производя- щим расследование по уголовным делам, и в другие присутственные места;

д) сопровождение отдельно от других арестантов лиц, содержащихся под стражей штаб- и обер-офицеров и гражданских чинов военного ведомства, состоящих на действительной службе; содержащихся под стражей отставных или состоящих в запасе офицеров, не лишенных по суду этого звания; приговоренных к заключению в крепости; душевнобольных арестантов;

е) сопровождение арестантов гражданского ведомства при выводе их на работы вне тюремной ограды;

ж) содействие тюремному начальству при производстве обысков в местах заключения гражданского ведомства;

з) содействие тюремному начальству при прекращении беспорядков среди арестантов в местах заключения гражданского ведомства;

и) наружная охрана мест заключения гражданского ведомства: в виде постоянной меры при условии увеличения штатной численности соответствующих конвойных команд и в исключительных случаях, в виде временной меры, с разрешения командующих войсками в округах.

Непременным условием этапирования заключенных было наложение на отдельные из них категории кандалов и наручников. Согласно Уставу конвойной службы обязательному заковыванию в кандалы ножные и ручные подлежали осужденные к каторжным работам без срока мужчины и женщины; в ножные - все осужденные к срочной каторге мужчины. В наручниках конвоировались осужденные в ссылку на поселение и бродяги.

Наряду с законами в пенитенциарной сфере деятельность мест заключения регулировалась также ведомственными нормативными актами, в числе которых особого внимания заслуживает Общая тюремная инструкция, утвержденная министром юстиции, сенатором А. А. Хвостовым 28 декабря 1915 г. Действие Инструкции распространялось на места заключения гражданского ведомства: а) каторжные тюрьмы; б) исправительные арестантские отделения; в) тюрьмы прочих наименований - губернские и областные, уездные и окружные, следственные, срочные и пересыльные, Петроградскую одиночную тюрьму, Дом предварительного заключения, Петроградскую женскую тюрьму, Петроградскую временную тюрьму, Московскую исправительную тюрьму; г) гминные, полицейские, судебно-полицейские и соединенные аресты Привислен- ского края; д) все арестные дома и помещения, в которых содержались арестанты тюремного разряда. Инструкция определяла общие обязанности службы чинов тюремной стражи, организацию службы тюремных надзирателей, внутренний тюремный распорядок, порядок и условия содержания арестантов, порядок их освобождения из мест заключения.

В соответствии со ст. 7 УИК РФ основаниями исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера являются приговор либо изменяющее его постановление или определение суда, вступившие в законную силу, а также акт помилования или акт об амнистии.

Обвинительный приговор суда, вступивший в законную силу, определение и постановление суда обязательны для всех государственных и общественных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории государства.

После обращения приговора к исполнению возникают и начинают развиваться специфические общественные отношения между государством в лице органов, исполняющих уголовные наказания, и осужденным. Специально уполномоченные органы государства и должностные лица применяют меры по реализации обвинительного приговора в соответствии с сущностью и содержанием назначенного судом уголовного наказания.

Наказание по уголовному праву выступает как одно из необходимых средств решения задач сокращения преступности в обществе. Назначая наказание, суд тем самым в рамках определенного вида наказания ограничивает осужденного в осуществлении присущих ему общегражданских прав. Иными словами, в процессе исполнения уголовных наказаний лицу создаются определенные «неудобства», выражающиеся в целом ряде правоограничений, обусловленных полной или частичной изоляцией осужденного.

При исполнении различных видов уголовных наказаний имеет место и спектр различных ограничений.

Так, при исполнении наказаний в виде обязательных работ ограничения состоят в отсутствии права выбора трудовой деятельности. Осужденные к этому виду наказания в соответствии со ст. 26 УИК РФ обязаны работать на определенных для них объектах. При исполнении наказания в виде ограничения свободы осужденный лишается права выбора: места работы, места жительства, права свободного передвижения.

В процессе исполнения наказаний, связанных с полной изоляцией осужденного от общества (арест, лишение свободы), спектр правоограничений увеличивается.

Правоограничения осужденных при исполнении уголовных наказаний определяются режимом, установленным для конкретного вида уголовного наказания.

Режим является своего рода выражением сущности и содержания наказания. А так как сущность и содержание уголовного наказания как особой формы государственного принуждения является кара, то режим выступает одним из концептуальных способов выражения кары и принуждения. Он обеспечивает карательное воздействие на осужденных и создает условия для более эффективного воздействия на осужденного в рамках осуществления процесса исправления.

Исходя из режимных требований определяется внутренний распорядок дня в том или ином исправительном учреждении, т.е. исходя из специфики наказания режим наполняется конкретным содержанием. Наиболее полно требования режима реализуются в местах лишения свободы.

Они определяют весь образ жизни осужденных в период их пребывания в исправительных учреждениях определенного вида режима.

Действующее уголовно-исполнительное законодательство обеспечивает карательное воздействие на осужденного, с одной стороны, в процессе отбывания ими наказания, а с другой стороны, в процессе исполнения наказания компетентными государственными органами. Термины «отбывание» и «исполнение» характеризуют единый процесс карательного воздействия на осужденного, но обращены к различным субъектам уголовно-исполнительных правоограничений.

Нормы режима, в свою очередь, обеспечивают порядок реализации правоограничений, прав и обязанностей соответствующих субъектов и участников процесса исполнения и отбывания наказания.

Режимными правилами определяется внутренний распорядок исправительного учреждения, а также обеспечивается соблюдение соответствующих правил на предприятиях исправительных учреждений, производственных объектах других ведомств, где трудоиспользуются осужденные. Нормы режима обращены к иным гражданам, посещающим места лишения свободы (представителям общественных организаций, служителям культа, родственникам лица, оказывающим юридическую помощь, и т.д.). Правила режима распространяются и на прилегающую к исправительному учреждению территорию.

Исходя из вышесказанного, при отбывании лишения свободы под регламентацию режима подпадают все стороны жизни осужденных, вся

деятельность администрации исправительных учреждений и поведение лиц, посещающих исправительные учреждения.

Являясь элементом выражения карательного воздействия на осужденного, режим в то же время содержит ряд элементов, которые по своему характеру не являются проявлением принудительных мер. Так, правила соблюдения личной гигиены, содержания в чистоте жилых и служебных помещений и т.п. не содержат каких-либо ограничений и соответственно не могут рассматриваться как элементы карательного воздействия.

При исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы, законодатель не применяет термин «режим», а использует такие термины, как «порядок» и «условия» отбывания наказания. А режим является не чем иным, как средством, определяющим порядок исполнения и отбывания уголовных наказаний.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что правовое регулирование исполнения и отбывания наказания обеспечиваются в рамках режима, содержащего в себе не только элементы карательного воздействия на осужденных, но и иные элементы, не содержащие в себе каких-либо правоограничений. Строгое соблюдение режимных требований и детальная регламентация в сфере применения наиболее в острой форме принуждения - исполнение уголовного наказания будет способствовать повышению эффективности исправительного воздействия на осужденных.

Исполнение уголовных наказаний как специфическое направление деятельности государства выступает в качестве одного из инструментов реализации общегосударственной задачи по борьбе с преступностью . Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания , осуществят эту задачу путем достижения таких целей уголовного наказания, как исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений . Сущностью уголовного наказания является государственное принуждение, заключающееся в лишении или ограничении прав и свобод осужденного (кара). В связи с этим исполнение уголовного наказания означает установленную нормами уголовно-исполнительного права деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, направленную на реализацию целей уголовного наказания посредством применения к осужденным мер государственного принуждения.

Основаниями исполнения уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера являются приговор либо изменяющие его определение или постановление суда , вступившие в законную силу, а также акт помилования или акт об амнистии (ст. 7 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Согласно ст. 392 УПК РФ вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда обязательны для всех органов государственной власти , органов местного самоуправления , общественных объединений , должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ. К мерам, обеспечивающим фактическое исполнение вступившего в законную силу приговора, относятся: а) наличие специальных органов, на которые возложена обязанность исполнения конкретных видов уголовного наказания; б) возможность замены назначенного уголовного наказания другим его видом в связи с уклонением осужденного от отбывания наказания; в) установление уголовной ответственности за уклонение от отбывания наказания, неисполнение должностным лицом приговора, определения или постановления суда. Неисполнение приговора, определения, постановления суда влечет за собой ответственность, предусмотренную ст. 315 УК РФ.

Применение мер государственного принуждения к осужденным носит комплексный характер и реализуется в правовых ограничениях, установленных для осужденных порядком и условиями отбывания конкретного вида уголовного наказания. Принуждение присуще всем видам уголовного наказания, но объем правовых ограничений при исполнении каждого из них различен. Наиболее широкий спектр правовых ограничений, в которых заложен карательный потенциал наказания, установлен для осужденных, отбывающих уголовные наказания, связанные с изоляцией от общества (арест , лишение свободы , содержание в дисциплинарной части). Главными здесь выступают ограничения: свободы передвижения, свободы общения, поддержания связи с родственниками и знакомыми, права свободно распоряжаться своими способностями к труду и др. В меньшем объеме правовые ограничения реализуются при исполнении уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества (ст. 39, 40 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Так, при исполнении наказания в виде исправительных работ кара выражается в ограничении права осужденного на выбор места трудовой деятельности и в удержании из его заработка в доход государства от 5 до 20%. При штрафе карательное воздействие заключается во временном ограничении имущественных прав осужденного, которое продолжается со дня вступления приговора суда в законную силу и до момента полной выплаты назначенной судом суммы штрафа (ст. 31 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Помимо применения к осужденным мер принуждения исполнение уголовного наказания включает в себя оказание на них психолого-педагогического воздействия, организацию их жизнедеятельности (обеспечение питанием, коммунально-бытовое и медико-санитарное обслуживание), создание условий для труда и отдыха и др. Исполнение любого вида уголовного наказания тесно связано с оказанием исправительного воздействия на осужденного и образует единый карательно-исправительный процесс.

Понятие исправления осужденных и его основные средства

В ч. 1 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ впервые на законодательном уровне дается определение понятия исправления осужденных. Исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку , обществу , труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Оно рассматривается как процесс изменения личности осужденного, который происходит под воздействием как внешних (объективных), так и внутренних (субъективных) условий ее развития. Внешнее влияние оказывают сотрудники учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания , представители иных государственных и общественных структур, родственники и близкие лиц, отбывающих уголовные наказания , а также другие осужденные. Все они участвуют в процессе нравственного, правового, трудового, эстетического, интеллектуального и физического развития личности осужденного. Именно такая деятельность и охватывается термином «исправительное воздействие».

Исправление осужденных одновременно рассматривается и как результат исполнения наказания и применения средств исправительного воздействия. В настоящее время УК РФ связывает применение, например, условно-досрочного освобождения (ст. 79) с убежденностью суда в том, что для своего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. Следовательно, речь идет об оценочном понятии. Его содержание будет зависеть от степени исправления осужденного, определять которую предстоит учреждениям и органам, исполняющим уголовные наказания. УИК РФ употребляет различные термины, устанавливающие данную степень. Так, ч. 2 ст. 56 определяет, что активное участие осужденных к ограничению свободы в проводимых мероприятиях воспитательного характера поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

При определении понятия исправления законодатель акцентирует внимание на формировании у осужденных реально достижимых при исполнении наказания качеств личности - привитие элементарных привычек и навыков поведения в обществе: уважение к человеку, труду, нормам и правилам человеческого общежития.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ к основным средствам исправления относятся: 1) установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим); 2) воспитательная работа; 3) общественно полезный труд; 4) получение общего образования; 5) профессиональная подготовка; 6) общественное воздействие (рис. 5).

Рис. 5.

Понятие режима, который определяется как установленный порядок исполнения и отбывания наказания, ранее в исправительно-трудовом законодательстве употреблялось только применительно к исполнению лишения свободы . Режим исполнения и отбывания наказания многофункционален по своей направленности. Он выступает в качестве одного из средств исправления (ч. 2 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ), создает условия для применения других средств исправления (ч. 2 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Применительно к определенным видам наказаний режим приобретает конкретное содержание. Наиболее полно и всесторонне правила режима реализуются в исправительных учреждениях, арестных домах, дисциплинарных воинских частях и исправительных центрах. Он регламентирует весь образ жизни осужденных как во внерабочее время, так и в процессе трудовой деятельности. Он охватывает все сферы их жизнедеятельности в местах отбывания наказания.

Поскольку режимом определяется внутренний распорядок исправительных учреждений и других учреждений, исполняющих наказания, он включает в себя соответствующие требования по обеспечению правопорядка на территории указанных учреждений, соблюдению как осужденными, так и персоналом своих обязанностей и реализации их прав . Его нормы обращены также к другим лицам, посещающим эти учреждения (представителям органов власти , общественных объединений , служителям культа, родственникам осужденных).

При отбывании наказаний, не связанных с изоляцией от общества, совокупность основных элементов, образующих содержание режима, существенно сужает объем правоограничений осужденных, сокращается регламентация специфических правил их поведения. Однако при исполнении этих наказаний имеет место контроль за поведением осужденных, который выступает в качестве одного из основных элементов режима.

К числу основных средств исправления законодатель относит воспитательную работу, которая направлена на формирование у осужденных элементарных навыков социально одобряемого поведения: уважения к личности человека, обществу, господствующим в нем нормам, правилам поведения и традициям человеческого общежития, к труду и его результатам, к закону . Применительно к конкретным видам наказания УИК РФ определяет направления и основные формы воспитательной работы с осужденными (ст. 56, 109 - 110, 165). Воспитательная работа составляет основную часть профессиональной деятельности многих сотрудников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Она основана на принципах гуманизма и педагогики: включения осужденных в активную общественно полезную деятельность; формирование в среде осужденных отношений, основанных на общечеловеческих ценностях; сочетание требовательности к осужденным с гуманным и справедливым отношением к ним; опора в воспитательной работе на положительные качества личности; комплексный подход к организации воспитательной работы; индивидуальный и дифференцированный подход в процессе воспитания. Воспитательная работа с осужденными включает в себя индивидуальную воспитательную работу, работу с отдельными группами и категориями осужденных, организацию нормального психолого-педагогического климата в их среде, использование воспитательного потенциала других средств исправления осужденных и др.

Общественно полезный труд традиционно является одним из основных средств исправления осужденных. Международные правовые акты о правах человека и обращении с осужденными признают обязательность труда осужденных (п. 2 ст. 71 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными). Новые Европейские пенитенциарные правила 2006 г. (п. 26.1) отмечают, что труд в местах заключения следует рассматривать как позитивный элемент внутреннего режима и никогда не применять в качестве наказания. Международный пакт о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 8) не относит работу, которую выполняют лица, находящиеся в заключении на основании распоряжения суда, в категории принудительного труда. В ранее действовавшем исправительно-трудовом законодательстве и правоприменительной практике его роль гипертрофировалась: долгое время труд только формально рассматривался как основа исправления осужденных, а исправительные учреждения выступали по существу как промышленные предприятия , которые обязаны были выполнять производственный план и приносить прибыль . Сегодня сложилась противоположная ситуация. Кризис в экономике привел к тому, что многие осужденные из-за отсутствия работы не привлекаются к труду, а безделье, особенно в условиях изоляции от общества, способствует росту количества правонарушений среди осужденных. Но даже в этих условиях в УИК РФ общественно полезный труд рассматривается как обязанность осужденных (ч. 4 ст. 40, ч. 3 ст. 50, ч. 1 ст. 103, ч. 1 ст. 164). Значение общественно полезного труда для исправления осужденного состоит в том, что добросовестное отношение к трудовым обязанностям учитывается при определении степени исправленности конкретного осужденного; позволяет осужденным поддерживать свое физическое и душевное здоровье; является основой удовлетворения материальных потребностей не только осужденного, но и оказания им помощи семье , накопления необходимых средств для устройства после отбывания наказания; нередко трудовые навыки, приобретенные во время отбывания наказания, позволяют осужденному после отбытия наказания решить проблему трудоустройства.

К основным средствам исправления осужденных относятся получение ими общего образования и профессиональная подготовка. Международные акты об обращении с осужденными уделяют значительное внимание их общеобразовательному и профессиональному обучению и рассматривают их в качестве составного элемента воспитания. Этому вопросу посвящен специальный раздел Минимальных стандартных правил обращения с заключенными. В п. 2 ст. 77 подчеркивается, что «обучение заключенных следует по мере возможности увязывать с существующей в стране системой образования». Правило 28.7 Европейских пенитенциарных правил (2006 г.) конкретизирует данное положение. В нем говорится, что насколько это реально осуществимо образование заключенных должно: а) быть интегрировано в общенациональную систему образования и профессионального обучения с тем, чтобы после освобождения они могли без проблем продолжать свое образование и профессиональную подготовку; б) проходить под патронажем внешних учебных заведений. Такое внимание к организации обучения осужденных не случайно, поскольку реализует познавательную деятельность личности. Оно способствуют формированию интеллекта личности, ее жизненных перспектив, нравственному изменению осужденного. В современных условиях учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания, совместно с органами образования вынуждены решать сложные вопросы ликвидации неграмотности среди осужденных, получения ими общего образования. Так, в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования. Осужденным, отбывающим наказания в виде ограничения или лишения свободы, не имеющим необходимой специальности, обеспечиваются получение начального профессионального образования или профессиональная подготовка. Формы и организация образовательного процесса регламентируются УИК РФ (ч. 4 ст. 53, ч. 4 ст. 129, ст. 108, 112, 141) и законодательством РФ об образовании. Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования» установил обязанность администрации исправительного учреждения с учетом имеющихся возможностей оказывать содействие осужденным в получении высшего профессионального образования (ч. 4 ст. 108 УИК). Эта норма позволяет расширить возможности получения осужденными высшего образования посредством дистанционного и заочного обучения.

Повышение образовательного и профессионального уровней создает предпосылки для успешной социальной адаптации осужденного после освобождения от отбывания уголовного наказания.

Впервые в уголовно-исполнительном законодательстве в качестве одного из средств исправления осужденных закреплено общественное воздействие, хотя в ранее действовавшем исправительно-трудовом законодательстве участие общественности в исправлении осужденных предусматривалось в самых разнообразных формах. Положения ч. 2 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ нашли отражение в различных его статьях (ст. 14, 23, 142). Так, в ст. 23 подчеркивается, что общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных. В развитие данного положения в проекте Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности» установлены основные направления содействия общественных объединений учреждениям и органам, исполняющим уголовные наказания: а) улучшение условий содержания и медико-санитарного обеспечения осужденных; б) участие в организации труда, досуга, обучения осужденных; в) участие в нравственном, правовом, культурном, социальном, трудовом, физическом воспитании и развитии осужденных; г) обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных; д) оказание помощи осужденным в подготовке к освобождению, решении вопросов жилищно-бытового устройства, трудоустройства, медицинского обслуживания и социального обеспечения , социально-психологической реабилитации и адаптации; е) укрепление материально-технической базы мест принудительного содержания (ст. 16). Для осуществления указанной деятельности в ст. 17 законопроекта определены следующие организационные формы: а) передача учреждениям и органам, исполняющим наказания, и в места содержания под стражей безвозмездной материальной помощи; б) финансирование программ содействия в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, и мест содержания под стражей; в) иные формы, не запрещенные законом.

В ч. 3 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ подчеркивается, что все рассмотренные средства исправления должны применяться в комплексе, при этом должны учитываться вид наказания, характер и степень общественной опасности совершенного преступления , личность осужденного и его поведение. В данном положении отражается принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания и применения средств исправления. Дифференциация исполнения наказания и применения средств исправления прежде всего базируется на учете вида наказания, которое отбывают осужденные, типологических особенностей различных их категорий (мужчины, женщины, несовершеннолетние , взрослые, инвалиды и т.д.) С учетом особенностей каждого вида наказания и группы осужденных УИК РФ определяет специфический порядок и условия его исполнения и применения исправительных средств.

Индивидуализация применения средств исправления основывается на учете следующих перечисленных в законе признаков: характера совершенного преступления, т.е. является ли оно насильственным, корыстным, направлено ли оно против конкретного гражданина или общества в целом, носит ли оно антигосударственный характер; степени общественной опасности совершенного преступления, т.е. является ли оно преступлением небольшой или средней тяжести, тяжким или особо тяжким (ст. 15 УК РФ); личности осужденного, т.е. его социально-демографических, нравственно-психологических и других признаков, в частности степени социально-нравственной испорченности, которая определяется продолжительностью и интенсивностью прошлой криминальной деятельности, рецидивом преступлений; поведения осужденных, т.е. степени исправления с точки зрения отношения к соблюдению установленного порядка отбывания наказания, участия в общественно полезном труде, самодеятельных организациях осужденных и др.

Таким образом, исполнение уголовных наказаний базируется на действующем уголовно-исполнительном законодательстве и заключается в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, по реализации мер государственного принуждения, определенных для конкретного вида уголовного наказания. Исполнение уголовного наказания неразрывно связано с исправительным воздействием на осужденного, которое осуществляется путем применения к нему средств исправления. Исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Основными средствами исправления в настоящее время являются: 1) установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим); 2) воспитательная работа; 3) общественно полезный труд; 4) получение общего образования; 5) профессиональная подготовка; общественное воздействие. Эти средства применяются к осужденным на основе принципа дифференциации и индивидуализации.

Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций Ольшевская Наталья

Понятие и основания исполнения наказаний

Основания исполнения наказаний (иных мер уголовно-правового характера) наиболее полно выражены в ст. 7 УИК РФ. В этой статье определено, что вышестоящие судебные инстанции могут изменить первоначальный приговор весьма существенно: изменить не только размер, но и вид наказания. Поэтому нередко основанием отбывания конкретного наказания выступает уже не приговор, постановивший, например, наказание в виде лишения свободы, а определение или постановление вышестоящей судебной инстанции, которое применяет к виновному иное, более мягкое наказание. Вступление приговора суда (изменяющих его определений и постановлений вышестоящих судебных инстанций) в законную силу определяется УПК РФ, а также ст. 6 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (1996).

Акты помилования конкретных лиц, осужденных к тому или иному виду наказания, издает Президент РФ. При Президенте РФ действует Управление по вопросам помилования и специальная Комиссия по вопросам помилования, которые предварительно рассматривают поступающие на его имя ходатайства о помиловании и выносят свои заключения. Президент РФ принимает по этим заключениям конкретные решения. Совместным Приказом Министерства юстиции РФ и МВД РФ от 2 августа 2000 г. № 821/238 утверждена Инструкция о порядке исполнения актов помилования лиц, осужденных за преступления. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость (ст. 85 УК РФ).

Акты амнистии издаются Государственной Думой РФ и распространяются лишь на круг лиц, подпадающих под конкретные признаки, указанные в самом акте амнистии. Акты об амнистии, как правило, издаются в связи с теми или иными происходящими в стране событиями либо по знаменательным датам, хотя закон (ст. 84 УК РФ) не содержит на этот счет каких-либо указаний. Осужденные актом об амнистии лица могут быть освобождены от наказания.

Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

Глава 32. Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний Статья 32. 1. Исполнение постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения Постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Глава 32. ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ Статья 32.1. Исполнение постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения Постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

4. Организация службы исполнения наказаний в системе Министерства юстиции РФ Уголовно-исполнительная система Министерства юстиции РФ включает в себя: учреждения, исполняющие наказания; территориальные органы уголовно-исполнительной системы; центральный орган

Из книги Уголовно-исполнительное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

5. ОРГАНЫ И УЧРЕЖДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РФ Основными функциональными элементами уголовно-исполнительной системы являются органы и учреждения Федеральной службы исполнения наказаний РФ, поскольку именно они отвечают за исполнение основной

Из книги Уголовно-исполнительное право автора Фокин В. М.

Глава 7. Учреждения и органы, исполняющие наказания, контроль исполнения наказаний 7.1. Учреждения и органы, исполняющие наказанияНаказание в виде штрафа исполняется судебными приставами-исполнителями по месту жительства (работы) осужденного.Наказание в виде лишения

Из книги Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

Глава 8. Правовое обеспечение деятельности органов и учреждений исполнения уголовных наказаний и применения мер уголовно-правового характера Существенную помощь сотрудникам уголовно-исполнительной системы России оказывает инструкция «О порядке исполнения наказаний

Из книги Правоохранительные органы. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

Особенности исполнения наказаний в США Американские суды достаточно часто применяют пробацию, штраф и тюремное заключение за преступные деяния.Институт пробации близок по своему содержанию к наказаниям, не связанным с лишением свободы и применяется к лицам, которые

Из книги Уголовно-исполнительное право. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

Особенности исполнения наказаний в Великобритании В Великобритании действуют меры наказания, не связанные с лишением свободы (отсрочка приговора, пробация, предоставление услуг обществу), а также современная пенитенциарная система.Отсрочка приговора – институт,

Из книги Уголовный кодекс Российской Федерации [По состоянию на 1 сентября 2014 года] автора Законы РФ

Особенности исполнения наказаний в Японии В систему уголовных наказаний Японии входят: малый штраф, штраф; уголовный арест; лишение свободы без принудительного труда; лишение свободы с принудительным трудом; смертная казнь.Малый штраф (в сумме от 10 сэн до 20 йен)

Из книги Государственный и муниципальный контроль (надзор) в отношении граждан. Нормативное регулирование и реализация на практике автора Кнутов Александр Владимирович

Понятие и основания исполнения наказаний Основания исполнения наказаний (иных мер уголовно-правового характера) наиболее полно выражены в ст. 7 УИК РФ. В этой статье определено, что вышестоящие судебные инстанции могут изменить первоначальный приговор весьма

Из книги автора

112. Служба исполнения наказаний До недавнего времени исполнение наказаний, назначаемых судом за совершение уголовных преступлений, составляло одну из функций Министерства внутренних дел РФ. Для осуществления этой функции была создана система органов, исполняющих

Из книги автора

112. Особенности исполнения наказаний в США Американские суды достаточно часто применяют пробацию, штраф и тюремное заключение за преступные деяния.Институт пробации близок по своему содержанию к наказаниям, не связанным с лишением свободы и применяется к лицам, которые

Из книги автора

118. Особенности исполнения наказаний в Великобритании В Великобритании действуют меры наказания, не связанные с лишением свободы (отсрочка приговора, пробация, предоставление услуг обществу), а также современная пенитенциарная система.Отсрочка приговора – институт,

Из книги автора

119. Особенности исполнения наказаний в Японии В систему уголовных наказаний Японии входят: малый штраф, штраф; уголовный арест; лишение свободы без принудительного труда; лишение свободы с принудительным трудом; смертная казнь.Малый штраф (в сумме от 10 сэн до 20 йен)

Из книги автора

Глава 9. Понятие и цели наказания. Виды наказаний СТАТЬЯ 43. Понятие и цели наказания1. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в

Из книги автора

3.2. Контроль в сфере исполнения уголовных наказаний Российское законодательство предусматривает два вида контроля в сфере исполнения уголовных наказаний:– надзор за отбыванием осужденными уголовных наказаний;– административный надзор за лицами, освобожденными из



Просмотров