Интегрированное обж для дошкольников конспекты занятий. Формы работы по обж в детском саду. Основные разделы программы

Научить ребенка безопасности – задача непростая. Но делать это нужно с самых маленьких лет. Ведь формируется культура безопасности на всю жизнь. Конечно, самое главное при этом – собственный пример родителей. Их безопасное поведение, соблюдение правил, забота, поддержка и защита.

Как научить ребенка безопасности?

Каждому возрасту нужен свой подход. Для малышей - игра лучший способ познания мира. Сгодятся сказки, сказочные герои, чье поведение обязательно нужно обсуждать с малышом, мультики. Можно дать дотронуться до теплой кружки или утюга пальчиком – научить, что такое «горячо». Не достаточно просто запрещать и говорить «нельзя» нужно объяснять почему.

Школьникам постарше – моделировать путь из школы домой, различные ситуации. Проиграть по ролям, что будет делать ваш ребенок, если... Подросткам – давать нужную литературу для раздумий, жизненные примеры и обращение к авторитетам.

Даже взрослому человеку для того, чтобы освежить в памяти какие – то знания необходимо возвращаться к ним примерно через полгода. Поэтому тему безопасности нужно повторять с детьми регулярно.

Перспективное планирование занятий по ОБЖ во 2 мл. группе

Раздел программы Тема занятия Программные задачи Форма проведения.
Рекомендации
Литература
Ребёнок и другие люди Объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. Проводится в форме беседы при чтении художественных произведений (например, русская народная сказка «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» и др. по выбору воспитателя)
Ребёнок и природа 2. «Бережное отношение к живой природе» Воспитывать бережное отношение к природе; приучать без напоминания кормить зимой птиц, не ломать ветки. Проводится во время прогулок, в совместной деятельности воспитателя с детьми.
Здоровье ребёнка 3. «Врачи-наши друзья» Воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, закрепить знания о витаминах, уточнить представление об овощах. Закрепить понятие детей, что врачи лечат заболевших людей, помогают им побороть болезнь и снова стать здоровым. Занятие
Октябрь
Голицына. Воспитание основ здорового образа жизни. Стр. 60
4. «Как правильно общаться с врачом» Научить обращаться к взрослым при возникновении ощущения плохого самочувствия и правильно рассказать о том, что именно и как его беспокоит В совместной деятельности во время с-р игры «Больница» (диалог: врач-больной).
Ноябрь, январь
Голицына. Воспитание основ здорового образа жизни. Стр. 18. инсценировка «Доктор Айболит»
Ребёнок на улице 5. Кукольный спектакль «Учим правила движенья» Формировать представление об улице, её основных частях. Подвести к пониманию, что играть на проезжей части нельзя: опасно. Закрепить знания об основных видах транспортных средств. Закрепить представление о назначении светофора, его сигналах, представления о цвете, учить действовать по сигналу. В совместной деятельности в форме досуга.
Апрель
Маленькие шаги в большое будущее. Город Волгореченск, стр. 3
6. «Безопасность на дорогах» Познакомить детей с элементарными правилами поведения на улице, правилами дорожного движения, рассказать о светофоре Занятие – игра
апрель
Голицына. Воспитание основ здорового образа жизни. Стр. 48.
7. «Ребёнок на улице» Закрепить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте, развивать внимание, усидчивость, терпение, активизация словаря: пассажир. Занятие
Май

Перспективное планирование занятий по ОБЖ в средней группе

Раздел программы Тема занятия Программные задачи Форма проведения.
Рекомендации
Литература
Ребёнок и другие люди 1. «О несовпадении приятной внешности и добрых намерений» Объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. Рассмотреть и обсудить типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми, научить правильно вести себя в таких ситуациях НОЯБРЬ
Беседа.
На примере худ. произведений «Золушка»
Ребёнок и природа 2. «Контакты с животными» Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны. Развивать способность описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным. НОЯБРЬ
Занятие
3. «Съедобные и несъедобные грибы» Научить детей различать грибы (съедобные и несъедобные по внешнему виду, уточнить их названия. СЕНТЯБРЬ
Занятие
Авдеева «Безопасность» стр. 77
Голицина «Воспитание основ ЗОЖ» стр. 78-79
Ребёнок дома 4. «Противопожарные предметы» Помочь детям хорошо запомнить основные группы пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться. Дать детям элементарные знания о необходимости безопасного обращения с огнём. ДЕКАБРЬ
Занятие
Авдеева, стр. 54
Аралина «Ознакомление с пож. Безопасностью», стр. 9
5. «Предметы, требующие осторожного обращения» Предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами МАРТ
Занятие +
Беседа в совместной деят-ти «Что можно, а что нельзя»
Авдеева, стр. 56
6. «Использование и хранение опасных предметов» Дать детям представление, что существует много предметов, которыми надо уметь пользоваться, и что они должны храниться в специально отведённых местах. ЯНВАРЬ
Занятие + беседа в совместной деят-ти «Безопасность в нашей группе»
Авдеева, стр. 58
Голицина, стр.70
Здоровье ребёнка 7. «Отношение к больному человеку» Воспитывать в детях чувства сострадания, стремление помочь больным, одиноким, пожилым людям. Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья ФЕВРАЛЬ
Занятие
Авдеева, стр. 95
Голицина, стр.15
Ребёнок на улице 8. «Игры во дворе» Познакомить детей с различными опасными ситуациями, которые могут возникнуть при играх во дворе дома. Научить их необходимым мерам предосторожности. МАРТ
Занятие
Авдеева, стр.122
9. «Безопасность поведения на улице» Учить детей правилам поведения на улице; уточнить, где можно, а где нельзя играть АПРЕЛЬ
Занятие
Авдеева, стр.127

Перспективное планирование занятий по ОБЖ в старшей группе

Раздел программы Тема занятия Программные задачи Форма проведения.
Рекомендации.
Литература
Ребёнок и другие люди 1. «Если чужой приходит в дом» Научить детей правильно себя вести в случае, если в дом приходит незнакомец СЕНТЯБРЬ
В совместной деятельности
Авдеева «Безопасность» стр. 46
Ребёнок и природа 2. «Будем беречь и охранять природу» Воспитывать у детей природоохранное поведение; развивать представления о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению. НОЯБРЬ
Занятие
Авдеева, стр. 73
3. «Съедобные ягоды и ядовитые растения» Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями. Научить различать их и правильно называть СЕНТЯБРЬ
Занятие
Авдеева, стр. 79
Ребёнок дома 4. «Пожар» Познакомить с историей создания пожарной службы, показать её значимость для людей. Познакомить с номером телефона «01». Формировать представление о профессии пожарного, воспитывать уважение к их труду. ДЕКАБРЬ
Занятие
Авдеева, стр. 61
Аралина «Ознакомление с пож. безопасностью», стр.13
5. «Скорая помощь» Познакомить детей с номером Телефона «03». Научить вызывать скорую медицинскую помощь. Формировать представление о профессии врача скорой помощи, воспитывать уважение к их труду. ДЕКАБРЬ
Занятие
Авдеева, стр. 64
Здоровье ребёнка 6. «Изучаем свой организм» Уточнить знания детей, из каких частей состоит тело человека, рассказать о роли органов чувств 2 занятия
ЯНВАРЬ
ФЕВРАЛЬ
Авдеева, стр. 84
Голицина «Воспитание основ ЗОЖ» стр. 42
7. «Микробы и вирусы» Научить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях. Воспитывать привычку в соблюдении правил личной гигиены. МАРТ
Занятие
Авдеева, стр. 96
8. «Витамины и полезные продукты» Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека. ОКТЯБРЬ
Занятие
Авдеева, стр. 101, 102
Голицина, стр. 45
Ребёнок на улице 9. «В городском транспорте» Познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте. МАРТ
Авдеева, стр.114
10. «Дорожные знаки» Научить детей различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки. Формировать навыки безопасного поведения на дороге. АПРЕЛЬ
Занятие
Авдеева, стр. 117
11. «Опасные участки на пешеходной части улицы» Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы, и соответствующими мерами предосторожности, различными способами ограждения опасных зон тротуара. МАЙ
Занятие
Авдеева, стр. 125
12. «Если ты потерялся» Повести детей к пониманию, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу. Помочь детям осознать важность знания своего домашнего адреса и телефона ЯНВАРЬ
Беседа в совместной деятельности
Авдеева, стр. 129-130

Перспективное планирование занятий по ОБЖ в подготовительной группе

Раздел программы Тема занятия Программные задачи Форма проведения.
Рекомендации.
Литература
Ребёнок и другие люди 1. «Насильственные действия незнакомого взрослого на улице» Учить детей правилам поведения в ситуации насильственных действий со стороны незнакомого взрослого на улице В совместной деятельности Авдеева «Безопасность», стр. 49
Ребёнок и природа 2. «Ухудшение экологической ситуации. Восстановление окружающей среды» Дать детям представление о том, что планета Земля в опасности: во многих местах загрязнены вода, земля, воздух. Выяснить, что может загрязнять у нас окружающую природу в Костроме, и чем мы можем помочь. СЕНТЯБРЬ
Занятие
3. «Бережное отношение к живой природе» Познакомить детей с правилами поведения в природе (запрещающие знаки). Учить бережно относиться ко всему живому. ДЕКАБРЬ
Занятие
Ребёнок дома 4. «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности» Расширить представление детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме. Познакомить детей с тем, как может быть опасно самим открывать окна и выглядывать из них. В совместной деятельности Авдеева, стр. 66
Здоровье ребёнка 5. «Здоровье и болезнь» Учить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. ОКТЯБРЬ
Занятие
Авдеева, стр. 97
6. «Личная гигиена» Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. НОЯБРЬ
Занятие
Авдеева, стр. 98
Голицина «Воспитание основ ЗОЖ», стр.36
7. «Здоровая пища» Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной. Уточнить знания детей о полезных продуктах, их значении для здоровья и хорошего настроения. ДЕКАБРЬ
Занятие
Авдеева, стр. 104,
Голицина, стр.31
Эмоциональное благополучие ребёнка 8. «Конфликты между детьми» Учить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами-регуляторами. В совместной деятельности Авдеева, стр. 111
Ребёнок на улице 9. «Опасные участки на дороге» МАЙ
Занятие
10. «Дорожные знаки» МАЙ
Занятие
12. «Знаешь ли ты правила дорожного движения» Закрепить знания правил дорожного движения, о назначении сигналов светофора; знания о дорожных знаках. Воспитывать чувство ответственности за личную безопасность, культуру поведения в общественных местах. ИЮНЬ
Спортивный досуг

Образовательная область «Безопасность».

Асаева Екатерина Сергеевна - воспитатель подготовительной группы №6 Детского сада № 880 г. Москва

Цель : Дать детям знания о правилах пользования колющими, режущими предметами. Дать знания о предметах, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовая плита, печка, электрические розетки, включенные электроприборы); о предметах, которые взрослые должны хранить в недоступных местах (бытовая химия, лекарства, режуще-колющие инструменты). Воспитывать у детей аккуратность в работе с опасными предметами (иголка, ножницы, нож).

Оборудование : иллюстративный материал по теме «Опасные предметы быта».

Материал к занятию:

Карточки с точным изображением предметов;

Опасные предметы: инструменты - пила, топор, молоток, гвоздь, нож, клещи, спички;

Швейные принадлежности - катушка ниток, иголка, ножницы;

Лекарственные препараты - таблетки, йод, микстура, градусник, шприц;

Игрушки - мяч, кубик, мелкие резиновые игрушки, кукла.

Ход занятия

1. Игра «Подбери игрушку Танюшке»

(Дети выбирают из коробки картинки с изображением предметов: инструменты, игрушки, швейные принадлежности и лекарства, те предметы, которыми, по их мнению, может играть кукла Таня).

Когда задание будет выполнено, предложить детям обосновать свой выбор.

В ходе беседы сделать выводы: можно/нельзя играть опасными предметами. Почему? Что может произойти? Как поступить, если получил травму? (Помазать йодом, вызвать скорую помощь - 03). Что нужно сделать, если случился пожар? (Позвонить по номеру 01, назвать имя, фамилию, адрес).

2. Работа с иллюстративным материалом. Воспитатель показывает иллюстрации с изображением опасных ситуаций (неправильное пользование иглами, ножом, розеткой, лекарствами, молотком, спичками, газовой плитой, ножницами) и комментирует каждую иллюстрацию.

1. Не играй со спичками - это опасно!

Я спичек коробок нашел

И высыпал его не стол,

Хотел устроить фейерверк -

Все полыхнуло, свет померк!

Не помню больше ничего!

Лишь пламя жжет меня всего…

Я слышу крики, шум воды…

Как много от огня беды!!

Для забавы, для игры

Спичек в руки не бери.

Не, шути, дружок, с огнем,

Чтобы не жалеть потом.

Сам огня не разжигай

И другим не позволяй.

Даже крошка-огонек

От пожара недалек.

Газ на кухне, пылесос ли,

Телевизор ли, утюг,

Пусть включает только взрослый,

Наш надежный старый друг.

2. Не включать газовую плиту.

Как мама, я хочу уметь

Все ручки на плите вертеть,

И спички ловко зажигать,

И газ включать и выключать.

Но мама строго мне сказала:

К плите чтоб руки не совала!

Опасно это, так и знай!

Пока за мной понаблюдай.

И к газу ты не подходи

Сперва немного подрасти!

3. Будь осторожен при обращении с источником тока.

Ты, малыш, запомнить должен;

Будь с розеткой осторожен!

С ней никак нельзя играть,

Гвозди в нее совать.

Сунешь гвоздик ненароком -

И тебя ударит током,

Так ударит, что, прости,

Могут даже не спасти!

4. Не разбрасывай вокруг острые предметы.

Если кнопки из коробки

Разлетелись - собери,

Если гвози на дороге

Ты увидел - убери!

Это острые предметы

Не бросайте на полу.

Сам наступишь незаметно -

С раной поведут к врачу.

5. Не трогай незнакомые предметы.

Есть в квартире много скляночек.

Кремы, пасты и таблеточки

В рот тащить не надо, деточки -

Отравленье обеспечено

И здоровье изувечено!

6. Не ешь незнакомые таблетки.

Все маленькие детки

Обязаны узнать:

Пилюли и таблетки

Тайком нельзя глотать!!

Когда вы заболели,

Тогда врача зовут,

И взрослые в постельку

Таблетки принесут!

7. Будь осторожен с кипящей водой!

Не только огонь, но и пар обжигает,

Когда из кастрюли его выпускают.

Так будь осторожен с кипящей водой

И правила эти надежно усвой.

3. Тренинг «Разложи предметы по местам».

Формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места.

Предложить детям разложить предметы по местам их хранения:

Инструменты - в ящик для инструментов;

Лекарственные препараты - в аптечку;

Швейные принадлежности - в специальную коробочку.

Воспитатель называет предмет (в виде загадки), дети отгадывают и кладут предмет «на место».

Маленького роста я,

Тонкая и острая,

Носом путь себе ищу,

За собой иглу тащу. (Иголка).

Есть у моего Антошки

Только шляпка, да железная ножка. (Гвоздь).

Не хочу я молчать -

Дайте вволю постучать!

И стучит день-деньской

Он железной головой. (Молоток).

Очень любят обрезать,

Разрезать и надрезать. (Ножницы).

В деревянном домике

Проживают гномики.

Уж такие добряки -

Раздают всем огоньки. (спички)

Я подмышкой посижу и что делать укажу:

Или уложу в кровать, или разрешу гулять. (Градусник)

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество!

Это … (электричество)

Пройдусь слегка горячим я,

И гладкой станет простыня.

Могу поправить недоделки

И навести на брюках стрелки. (Утюг).

Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Поломала

Зуб, зуб. (Пила)

Замечательный дружище:

Деревянная ручища,

Да железный обушок,

Да каленый гребешок.

Он у плотника в почете,

Каждый день с ним на работе. (Топор)

Где упрется хвостом,

Станет дырка потом. (Шило)

В руках у мастерицы.

Весь день ныряли в петельки…

И вот он - шарф для Петеньки. (Спицы)

Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами познакомились с правилами обращения с опасными предметами. Теперь вы будете внимательными и аккуратными используя их.

Современная жизнь полна опасностей, даже взрослые люди часто ведут себя опрометчиво, то ли по незнанию, то ли надеясь на вечное «авось». А вот ребенок и подавно склонен легкомысленно воспринимать эту жизнь, первопричиной этому является отсутствие большого груза знаний и явное недопонимание многих потенциальных опасностей. Задача родителей и педагогов максимально оградить детей от попыток всё проверять опытным путем и внушить им теоретические правила.

Правила безопасности жизнедеятельности детей младшего возраста

Рассмотрим вкратце безопасность жизнедеятельности детей с точки зрения базовых правил. Более подробно каждый пункт мы опишем в отдельных материалах.

Безопасность дошкольников на дороге

Приведем краткие правила:

  • Переходи улицу только по пешеходным переходам;
  • Не переходи улицу на красный свет, даже в том случае если рядом нет машин;
  • Переходя улицу, вначале смотри налево, а как дошел до середины, направо;
  • Никогда не выбегай резко на дорогу и не играй возле дороги;
  • Всегда ходи по тротуару, а если его нет, иди по краю дороги навстречу движению машин.

Правила безопасности жизнедеятельности детей на улице

  • Никогдане разговаривай с незнакомцами. Если с тобой заговорили, то ни на что не соглашайся. Ничего у них не бери и никуда не иди ни под каким предлогом. Запомни, хороший взрослый не будет просить помощи у ребенка. Если тебя пытаются силой увести, то кричи «Помогите! Это не мой папа, он хочет меня украсть!»;
  • Если тебя преследуют (взрослый или подросток), то никогда не убегай в безлюдные места, наоборот, иди на остановку, к магазину, на почту. Проси помощи у полицейского (милиционера), охранника, продавца или просто прохожих на улице. Всегда объясняй, что это не твои родители, это не твой брат, а кто-то чужой тебя преследует;
  • Не говори с пьяными, лучше побыстрее уйди с того места;
  • Не ходи с незнакомыми ребятами в безлюдные места;
  • Увидев сверток, сумку или коробку на улице ничего не трогай, там может оказаться настоящая бомба;
  • Не ходи гулять без спросу. Если куда-то идешь, всегда рассказывай родителям точное место и адрес. Не гуляй сам вечером;
  • Если потерялся в людном месте, стой, жди родителей, если их долго нет, то иди, проси помощи у взрослых. Всегда старайся обращаться к полицейскому, к дежурному по станции, к продавцу, диспетчеру или охраннику. Не проси помощи у подозрительных взрослых странного вида и поведения;

Правила пожарной безопасности и защиты от электричества

  • Не баловаться с огнем. Зажигалка, спички, бенгальские огни детям не игрушка;
  • Выходя из дома, проверяй и выключай электроприборы и газ;
  • Не разжигай костер без взрослых;
  • В селе не пользуйся самостоятельно печкой;
  • Не используй электроприборы мокрыми руками, не дергай за шнур, вытаскивая вилку из розетки. Не используй поврежденные электроприборы и искрящие розетки;
  • Не суши ничего над газовой плитой;
  • Не клади посторонние предметы на горячую плиту или включенные электроприборы;
  • Зажигая газовую плиту без электроподжига спичкой, вначале всегда зажги спичку.

Правила поведения при пожаре

  • Небольшой огонь можно потушить, накрыв одеялом или другой плотной материей. Также можно вылить на него воду или засыпать песком. Не лей воду, если рядом электричество;
  • Если огонь большой надо немедленно покинуть помещение, забрать с собой всех детей, звать взрослых и звонить в пожарную службу 01 (с мобильного телефона номер зависит от оператора);
  • При пожаре не используй лифт – это опасно;
  • Если убежать ты не можешь, зови на помощь через окно, звони в пожарную службу;
  • Не прячься в комнате, пожарным будет трудно тебя найти;
  • Если ты задыхаешься от дыма, сядь на пол там дыма меньше.

Правила безопасности жизнедеятельности детей дома

  • Тяжелые, острые и режущие предметы всегда должны быть спрятаны на своих местах. Будь аккуратен, используя нож;
  • Уходя их дома, всегда проверяй, чтобы была закрыта вода;
  • Никогда не трогай оголенные провода под напряжением;
  • Не принимай самостоятельно лекарства без прямого указания взрослых;
  • Старайся меньше касаться бытовой химии (средство для мытья посуды, стиральный порошок и т.д.), если какая-то химия попала в глаз его надо немедленно промыть прохладной водой минимум в течение 20 минут;
  • Если греешь себе еду, то будь аккуратен, чтобы не обжечься;
  • Всегда мой руки перед едой.

Правила безопасности с газом

  • Не оставляй без присмотра включенную газовую плиту. После использования всегда её выключай;
  • Если в доме есть запах газа, немедленно открой окна и двери чтобы газ вышел;
  • Ни в коем случае не включай свет или огонь пока в доме газ, может быть взрыв;
  • Если можешь, то проверь газовый вентиль на плите, если он открыт, то закрой его;
  • Сообщи взрослым и в службу газа 04;
  • Покинь помещение с сильным запахом газа, пока он не выветрится.

Безопасность детей в интернете

  • Никогда не сообщай никому в интернете своих данных или данных своих родителей (адрес, телефон, пароли и т.д.). Никто не имеет право их требовать у тебя. Если кто-то их просит, позови родителей или уйди с этого сайта;
  • Не ходи без родителей ни на какие реальные встречи с виртуальными друзьями из интернета, вместо друзей там могут оказаться бандиты;
  • Не скачивай самостоятельно с интернет никаких программ, они могут содержать вирусы;
  • Если ты случайно попал на плохой сайт, то немедленно закрой его. В интернете много хороших сайтов пользуйся ими.

Личная безопасность жизнедеятельности детей дома

  • Никогда не открывай дверь незнакомым людям. Даже если тебе говорят, что это из милиции или сантехник или почта. Никому из незнакомцев не открывай дверь;
  • Если кто-то из чужих людей пытается открыть дверь твоего дома, немедленно звони в полицию. В крайнем случае, можно открыть окно и позвать на помощь соседей или прохожих с улицы;
  • Когда ты дома сам, лучше не бери телефонную трубку, но если взял и там чужой голос спрашивает, дома ли родители скажи, что дома, но заняты и подойти не могут. Пусть звонящий оставит свой номер телефона, а родители потом перезвонят;
  • Не верь, что кто-то к тебе пришел или что-то принес по просьбе родителей, если те сами об этом не сказали.

Безопасность жизнедеятельности летом на воде

  • Не заплавай за специальные границы – буйки;
  • Не ныряй в незнакомых местах;
  • Если не умеешь плавать, то не заходи глубоко в воду;
  • Не подплывай близко к судам, существует опасность, что тебя засосет под винты. Не плавай на реке с быстрым течением или водоворотами;
  • Не заплывай далеко на надувном матрасе или на самодельном плавательном средстве – это опасно, так как оно может пойти ко дну;
  • Соблюдай осторожность в играх на воде, не играйте в опасные игры, например, кто глубже нырнет со скалы или кто кого «утопит».

Безопасность детей зимой

  • Не ходи без взрослых по речному льду, он может проломиться;
  • Будь аккуратным на скользком покрытии, чтобы не упасть. Старайся никогда не падать на спину, лучше упасть вперед и опереться на руки;
  • Не забывай хорошо одеваться и закрывать уши, голову и горло, чтобы не обморозиться и не простудиться;
  • Ходи подальше от стен домов, чтобы сверху на тебя не упал снег или сосульки;
  • Не прикасайся к ледяному металлу, особенно языком ты можешь примерзнуть;
  • Не бросай снежки в лицо, не бросайся льдинками;
  • На лыжах, коньках и санках можно кататься только в безопасных специально отведенных для этого местах. Не катайся возле дорог;
  • Переходи дорогу крайне аккуратно. Зимой скользкая дорога и машине трудно остановиться.

БЕЗОПАСНОСТЬ В ДОМЕ

Опасность первая : «Острые, колющие и режущие предметы» .

Правило 1 . Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.

Опасность вторая: . «Электрические приборы. Они могут ударить током или стать причиной пожара».

Правило 1 . Уходя из дома и даже из комнаты, обязательно выключай телевизор, магнитофон, утюг и другие электроприборы.

Правило 2 . Никогда не тяни за электрический провод руками (а кота за хвост).

Правило 3 . Ни в коем случае не подходи к оголённым проводам и не дотрагивайся до них.

Опасность третья : «Лекарства и бытовая химия».

Правило 1 . Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во-первых, это невкусно, а во-вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.

Правило 2 . Что такое бытовая химия? Это стиральные порошки, средства для мытья посуды, средства от тараканов и многое другое. Дети, конечно не тараканы, но яд от тараканов действует и на людей. Поэтому ни в коем случае не открывай никаких упаковок с бытовой химией.

Опасность четвёртая: (невидимая и неслышимая). «ГАЗ».

Газ может быть очень опасен. Во-первых, скопившись на кухне, газ может взорваться. Во-вторых, им можно отравиться. Поэтому, почувствовав запах газа, соблюдай следующие правила:

Правило 1 . Срочно скажи об этом взрослым.

Правило 2 . Надо сразу же открыть окна и проветрить квартиру.

Правило 3 . Проверь, закрыты ли краны на плите.

Правило 4 . Немедленно позвони по телефону 04.

Правило 5 . Ни в коем случае не включай свет и не зажигай спички.

ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДОМА И НА УЛИЦЕ

Если ты дома один, запомни следующие правила безопасности.

Правило 1 . Ни в коем случае не открывай дверь, если звонит незнакомый человек.

Правило 2 . На все вопросы и просьбы незнакомца отвечай "Нет".

Правило 3 . Если в дверь звонит почтальон, монтёр, врач или даже милиционер, всё равно не открывай, если ты не знаешь этих людей. Преступники могут переодеться в любую форму.

Правило 4 . Если незнакомый человек пытается открыть твою дверь, сразу же позвони в милицию по телефону 02 и назови свой точный адрес.

Правило 5 . Если дома нет телефона, зови на помощь с окна или балкона.

Правило 6 . На вопросы незнакомых людей по телефону: "Дома ли родители?" - отвечай, что дома, но они заняты и подойти к телефону не могут.

Правило 7 . Не верь, что кто-то придёт или приедет к тебе по просьбе родителей, если родители сами не позвонили тебе или не сообщили об этом заранее.

Опасности подстерегают тебя не только дома, но и на улице. Чтобы их избежать, надо соблюдать следующие правила.

Правило 1 . Если ты потерял родителей в незнакомом месте, стой там, где ты потерялся. Если их долго нет обратись за помощью: на улице - к милиционеру, в магазине - к продавцу, в метро - к дежурному.

Правило 2 . Никогда не ходи гулять без спросу. Родители всегда должны знать, где ты находишься.

Правило 3 . Не играй на улице поздно. Происшествия чаще совершаются в тёмное время.

Правило 4 . Не соглашайся идти с незнакомыми ребятами или взрослыми в чужой подъезд, подвал, на пустырь или другие безлюдные места.

Правило 5 . Никогда не заговаривай на улице с незнакомыми людьми. Также никогда не разговаривай с пьяными.

Правило 6 . Не принимай от незнакомых взрослых угощение. Даже если родители никогда не покупали тебе таких вкусных вещей.

Правило 7 . Если ты увидишь на улице, в троллейбусе, трамвае, метро какой-нибудь предмет: коробку, сумку, свёрток, пакет - не трогай его. В нём может оказаться бомба.

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Пожары очень опасны. При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при пожаре могут погибнуть люди. Запомни правила противопожарной безопасности.

Правило 1 . Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин пожаров.

Правило 2 . Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы.

Правило 3 . Не суши бельё над плитой.

Правило 4 . Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома (и вообще лучше это делать только со взрослыми).

Правило 5 . В деревне или на даче без взрослых не подходи к печке и не открывай печную дверцу (от выскочившего уголька может загореться дом).

ЕСЛИ В ДОМЕ НАЧАЛСЯ ПОЖАР

Правило 1 . Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло или вылив кастрюлю воды.

Правило 2 . Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону 01 или попроси об этом соседей.

Правило 3 . Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону 01 и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры.

Правило 4 . При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибают от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу дыма меньше.

Правило 5 . При пожаре никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнешься.

Правило 6 . Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.

Правило 7 . Когда приедут пожарные, во всём их слушайся и не бойся. Они лучше знают как тебя спасти.

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ

Правило 1 . Переходить улицу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком "Пешеходный переход".

Правило 2 . Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со светофором.

Правило 3 . Нельзя переходить улицу на красный свет, даже если нет машин.

Правило 4 . Переходя улицу, всегда надо смотреть: сначала - налево, а дойдя до середины дороги - направо.

Правило 5 . Безопаснее всего переходить улицу с группой пешеходов.

Правило 6 . Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться.

Правило 7 . Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.

Правило 8 . Если твои родители забыли, с какой стороны нужно обходить автобус, троллейбус и трамвай, можешь им напомнить, что:

автобус, троллейбус, трамвай опасно обходить как спереди, так и сзади. Надо дойти до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти улицу.

Правило 9 . Вне населённых пунктов детям разрешается идти только со взрослыми по краю (обочине) навстречу машинам.

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ

Приятно в жаркий летний день искупаться в пруду или в реке! Но перед тем как зайти в воду, неплохо вспомнить правила безопасности поведения на воде.

Правило 1 . Не стой и не играй в тех местах, откуда можно свалиться в воду.

Правило 2 . Не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать или плаваешь плохо.

Правило 3 . Ни в коем случае не ныряй в незнакомых местах. Неизвестно, что там может оказаться на дне.

Правило 4 . Нельзя заплывать за буйки.

Правило 5 . Нельзя близко подплывать к судам. Тебя может затянуть под винты.

Правило 6 . Никогда не играй в игры с удерживанием "противника" под водой - он может захлебнуться.

Правило 7 . Не пытайся плавать на самодельных плотах или других плавательных средствах. Они могут не выдержать твоего веса или перевернуться.

Правило 8 . Не следует далеко заплывать на надувных матрасах и камерах. Если матрас или камера вдруг начнут сдуваться, ты можешь вместе с ними пойти ко дну.

Правило 9 . Игры в "морские бои" на лодках, раскачивание лодки, хождение по ней или перегибание через борт очень опасны, так как лодка от этого может перевернуться.

Правила безопасности жизнедеятельности детей – формальность или реальная защита?

Насколько полезными будут правила, во многом зависит от родителей. Правил жизнедеятельности много и зубрить их ребенку может быть нудно. Прочитав и рассказав очередной раздел учебника по безопасности жизнедеятельности, он рискует на следующий день его уже забыть. А ведь мы не этого добиваемся! Для того чтобы ребенок четко уяснил правила поведения, родителям надо не надеяться на школьный курс, а проработать со школьником каждый пункт. Лучше это делать в игровой форме, с примерами из своей жизни или жизни литературных героев. Будет отлично, если вы сможете использовать какие-то картинки, компьютерные игры или мультфильмы посвященные теме безопасности жизнедеятельности.

Важно чтобы ваш ребенок хорошо усвоил правила безопасного поведения. Старайтесь не просто что-то внушать, а и слушать, как ребенок вас понял. Используйте наглядные примеры. Допустим, если вы будете изучать раздел «Безопасность - Газ», то дайте ребенку понюхать, как он пахнет, если «Безопасность жизнедеятельности на дороге», то пройдитесь с ребенком в разных местах и пусть он расскажет, как правильно переходить улицу и так далее. И не забывайте, что ваш личный положительный пример – очень много значит.

Обобщение опыта работы по ОБЖ

Воспитателя подготовительной группы № 2 МКДОУ БГО Детский сад№21 комбинированного вида КОВЫГА С.Б.

Активные формы работы с детьми по воспитанию безопасного поведения

Современное дошкольное образование отражает общие, присущие образовательным системам внутренние цели – содействовать развитию человека, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизнь. Необходимо, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел достаточный личный социокультурный опыт, который послужит ему фундаментом для полноценного развития и готовности к школьному обучению.

Дошкольный возраст – оптимальный период формирования социальных навыков и глупо питать иллюзии, что они в более зрелом возрасте сами собой возникнут.

Работая в детском саду, замечаешь, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. И поэтому именно сейчас во многих дошкольных образовательных учреждений стали искать возможности для плодотворной работы по «основам безопасности детей дошкольного возраста». Эта проблема разрабатывается, вызывая интерес у практиков и исследователей. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы.

Цель работы: дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения.

Цель реализуется путем решения нескольких задач:

1. Создать условия для активизации умственной деятельности детей, развивать потребность и желание приобрести новые знания о правилах безопасного поведения.

2. Использовать различные средства и формы работы для познания детьми правил безопасного поведения.

3. Научить детей пользоваться полученными знаниями на практике.

4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью близких людей, бережное отношение к окружающему миру.

5. Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

В связи со всем вышесказанным работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить плавно, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок пропустил через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и в повседневной жизни за пределами детского сада.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных областях деятельности, основные – работа с детьми, родителями. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Цель профилактической работы по безопасности в детском саду заключается в повышении информированности детей и родителей о поведении в чрезвычайных ситуациях.

Сотрудничество с родителями детей, помощь семье в воспитании безопасного поведения ребенка в нашей группе проходит через активные формы взаимодействия: родительские собрания; консультации «Безопасность в вашем доме», «Родителям о правилах дорожного движения», «Знакомим детей с лекарственными растениями», «Роль семьи в снижении дорожно-транспортного травматизма», «Шалость детей с огнем»; наглядную агитацию: анкетирование для родителей по проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасности в быту, папка-передвижка «Опасности»; выставки художественно-продуктивной деятельности детей и взрослых.

Безопасность жизнедеятельности дошкольников, ее обеспечение в нашей группе осуществляем в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций и воспитание безопасного поведения.

Данная работа ведется через:

Организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, беседы.

Совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы, дидактические, подвижные игры, продуктивную деятельность, праздники, развлечения;

Свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно – ролевые игры.

Мы создали в группе комфортный, благоприятный микроклимат, способствующий развитию уверенной в себе личности, устойчивой к стрессам, атмосферу душевного тепла и эмоционального благополучия детей; пространство, где дети могут познакомиться с разным материалом по основам безопасности (альбомы на данную тему, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, сборники стихов, загадок, пословиц) .

В развитии ребенка огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период - игре. В играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнуют общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. Так как в игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт. В своей работе я использую словесно-наглядные, настольно – печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.

Абсолютно рано ожидать от дошкольников, чтобы они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно подсказать.

Всем известные сказки содержат примеры нарушения героями правил безопасного поведения. Используем эту возможность, чтобы закрепить представления детей. Беседуем, проигрываем ситуации с ними, «переиначиваем» сказку так, чтобы герои воспользовались правилами безопасности. Народные сказки многослойны. У каждой есть своя мораль, и не одна, из каждой можно сделать важные выводы. По сказкам, как по лесенке, малыш идет во взрослую жизнь. Новый материал (правила безопасного поведения) дети усваивают от сказки к сказке, каждая дополняет и расширяет предыдущую, освещает какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни. Широко используем произведения детской художественной литературы. Например: «Правила поведения для воспитанных детей», «Дядя Степа» С. Михалкова, «Мойдодыр» К. Чуковского и др. Все необходимые книги и театр находятся в доступном для детей месте.

Настольно-печатные «Половинки», «Что такое хорошо? Что такое плохо? » и дидактические игры по ОБЖ «Как не попасть в беду» и др. помогают детям закрепить полученные знания об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.

Ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы, помогают закреплению знаний и умений личной безопасности у наших воспитанников. Дети знают, что пить можно только кипяченую воду, быть осторожным при спуске и подъеме по лестнице, об опасности находиться у открытого окна, двери балкона, имеют четкое представление о поведении при возможных встречах и случайном общении с незнакомыми людьми (в магазине, на улице). Мы рассматриваем и обсуждаем с ними наиболее типичные ситуации, создающиеся при подобных встречах, обращая их внимание на недопустимость и опасность оставаться наедине с незнакомым человеком.

Мы используем и метод наглядного обучения, который эффективен для закрепления у детей представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушения. В книжном уголке подборка книг по обеспечении безопасности жизнедеятельности детей: «Главные правила поведения для воспитанных детей» Островской, «Основа безопасности жизнедеятельности» Усачёва, «Лучшая книга малышам». В уголке изодеятельности – книжки-раскраски и листы-раскраски по ПДД И ОБЖ.

Закрепляем с детьми знание ими домашнего адреса, телефона, фамилии имени и отчества родителей.

Используем примеры из личного опыта для иллюстрирования способов безопасного поведения.

Лучший урок безопасного поведения – это пример окружающих ребенка взрослых. Например с ножницами и в совместной с детьми игре «Парикмахерская».

Зная, что моделирование возможных опасных ситуаций на макете и в игровом уголке, а также имитация образцов поведения – необходимый метод освоения детьми правил безопасности, используем его в своей работе. Разыгрываем разные ситуации: ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок со взрослыми. В игровой тренинг необходимо включать разного рода “уговоры”, привлекательные обещания. «Что, если.? » Вопросы такого типа позволяют нам, во-первых, выявить как ребенок, скорее всего, поступит в той или иной ситуации, во-вторых, обсудить ситуацию и скорректировать поведение детей. Разыгрываемые для детей ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами, например “Волк и семеро козлят”, игры «Если возник пожар», «Если чужой пришёл в дом», «Кукла заболела», «Скорая помощь», «Больница».

Обучаем детей правильному обращению с бытовыми предметами в процессе освоения ими трудовой деятельности, обращая особое внимание на меры предосторожности: например, игровое занятие «В мире опасных предметов».

Поддерживаем в детях заинтересованность в процессе обучения, совмещая его с шутками и забавами.

Регулирование поведения воспитанников путем прямых запретов стараемся делать минимальным.

Проводим игровые практикумы с телефоном и советуем родителям закреплять их дома для усвоения номеров телефонов служб помощи и правил поведения в конкретных опасных ситуациях.

Учим детей убирать за собой свое рабочее место, игрушки, акцентируя внимание на то, что порядок в группе и дома – не только для чистоты, но и для безопасности.

Физическая подготовка – фактор, влияющий на поведение человека в опасной ситуации. Поэтому одна из задач обучения безопасному поведению дошкольников – развитие у них силы, ловкости, выносливости. И она нами выполняется на физкультурных занятиях, в подвижных играх, прогулках, различных гимнастиках: пальчиковых, дыхательных и др.

Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Абсолютно любую сюжетно-ролевую игру можно использовать для закрепления знаний полученных на занятиях по ОБЖ. В игре «Дочки-матери» можно закрепить правила поведения на кухне; в игре «Пожар» дети учатся правилам поведения при пожаре; в игре «На дорогах города» закрепляют правила дорожного движения.

Для закрепления правил поведения с незнакомыми людьми предлагаем детям специально подготовленные игры – драматизации, при этом используем образы сказочных персонажей или сказки о животных с благополучным окончанием.

Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:

Предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы) ;

Предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож) ;

Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты) .

Это объясняем детям и родителям. Для предупреждения опасных ситуаций познакомим детей с основной группой пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться детям. Организуя беседу, используем соответствующую детскую литературу: “Кошкин дом” С. Маршака, “Путаница” К. Чуковского, “Жил на свете слонёнок” Г. Цыферова.

Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.

Задачей родителей и воспитателей является устранение всех источников опасности, а также создание необходимого для нормального развития ребенка свободного пространства передвижения без ограничения любознательности (для его возраста) и интереса к тому, что его окружает.

Мы понимаем, что для дошкольников нужно много раз повторять устную информацию и многократно проводить с ними практические занятия по безопасности. Поэтому и повторяем, и проводим, и играем, используя для этого различные методы и приемы, указанные выше, стараясь сделать жизнь познавательнее, интереснее и безопаснее.

Литература

1. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. Безопасность. – Спб. : Детство-Пресс, 2004 – 144 с.

2. В. А. Лобашкина, Д. Е. Яковлев. Безопасность дорожного движения. Программы для системы дополнительного образования детей. – М. : Просвещение, 2009 – 48 с.

3. К. Ю. Белая. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М. : Просвещение, 2006 – 94 с.



Просмотров