Инструкция по охране труда для машинистов фронтальных погрузчиков. Безопасность при эксплуатации фронтальных погрузчиков Приоритет движения при работе погрузчика

Добавлен на сайт:

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда для водителя погрузчика

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Для выполнения обязанностей водителя погрузчика, могут быть приняты лица не моложе 18-летнего возраста, годные по состоянию здоровья и прошедшие:

Вводный инструктаж;

Вводный инструктаж по пожарной безопасности;

Обучение безопасным методам и приемам труда;

Проверку знаний требований охраны труда;

Обучение и проверку знаний по электробезопасности на соответствующую группу, в качестве оперативно – ремонтного персонала при выполнении работ, связанных с эксплуатацией электрооборудования;

Обучение по пожарно – техническому минимуму.

1.2. Водитель погрузчика должен проходить:

Повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте не реже, чем через каждые 3 месяца;

Стажировку от 2 до 14 смен;

Внеплановый и целевой инструктажи: при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации производственного оборудования, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности - 30 календарных дней);

Периодический медицинский осмотр.

1.3. Водитель погрузчика обязан:

Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;

Соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;

Соблюдать требования безопасного выполнения работ при эксплуатации оборудования;

Использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной и коллективной защиты;

Незамедлительно сообщать непосредственному руководителю о произошедших с ним или другими работниками несчастных случаях, травмах, неисправностях оборудования и т.д.

1.4. Водитель погрузчика должен:

Уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае;

Знать местоположение средств оказания доврачебной помощи, первичных средств пожаротушения, главных и запасных выходов, путей эвакуации в случае аварии или пожара;

Применять в процессе своей работы оборудование, инструменты и средства малой механизации по назначению, в соответствии с инструкциями завода – изготовителя;

Выполнять только порученную непосредственным руководителем работу и не передавать ее другим без разрешения непосредственного руководителя;

Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать присутствие на рабочем месте лиц, не имеющих отношения к работе;

1.5. Водитель погрузчика должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать разрешается только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок (кулеров).

1.6. Водитель погрузчика обязан выполнять свою работу в соответствии с трудовым договором, должностной инструкции. В своей работе необходимо неукоснительно действовать с установленными правилами внутреннего распорядка дня. Запрещается оставаться на территории предприятия по окончании продолжительности рабочей смены.

1.7. Основными опасными производственными факторами при выполнении работ могут быть:

Управление трактором и другими самоходными машинами;

Физические перегрузки;

Локальная вибрация;

Общая вибрация;

Производственный шум;

Метан, этан, пропан, парафины, этилен, пропилен, ацетилен, циклогексан;

Углерод оксид;

Вдыхание паров продуктов сгорания при работе двигателя;

Опасный уровень напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

Перемещаемые, перевозимые и складируемые грузы;

Повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

Пониженная температура воздуха в производственных помещениях и сооружениях;

Повышенная температура воздуха в производственных помещениях и сооружениях.

1.8. На основании п. 4, приложения № 1 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 22.06.2009 N 357н "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением" – водителю погрузчика положены следующие СИЗ:

Костюм х/б для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или костюм из смешанных тканей для защиты от общих производственных загрязнений и механический воздействий – 1 шт. 1 на 1 г.;

Ботинки кожаные с жестким подноском или сапоги кожаные с жестким подноском – 1 пара на 1 г.;

Перчатки трикотажные с полимерным покрытием – 12 пара на 1 г.;

Каска защитная – 1 на 3 г.;

Подшлемник под каску – 1 шт на 1 г.;

Очки защитные – до износа;

Вкладыши противошумные – до износа;

Зимой дополнительно:

Костюм на утепляющей прокладке – 1 шт. на 2,5 г.;

Валенки с резиновым низом или ботинки кожаные утепленные с жестким подноском – 1 пара на 3 г.;

Подшлемник утепленный (с однослойным или трехслойным утеплителем) – 1 шт. на 1 г.;

Перчатки с защитным покрытием, морозостойкие с шерстяными вкладышами – 1 пара на 1 г.;

Жилет сигнальный 2 класса защиты – 1 шт. на 1 г.

1.9. В случае получение травмы работником, ему в обязательном порядке оказывается первая помощь, а в последующем организовывается доставка пострадавшего работника в медицинское учреждение.

1.10. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции о охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии законодательством РФ и с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

1.11. Контроль за выполнением мероприятий, изложенных в настоящей инструкции работником осуществляет непосредственный руководитель.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ

2.1. Надеть спецодежду, спецобувь. Застегнуть спецодежду на все пуговицы, не допуская свисающих концов одежды, убрать волосы под головной убор. Проверить отсутствие в одежде острых, колющих и режущих предметов. Надеть специальную обувь и другие СИЗ.

2.2. Пройти предрейсовый медицинский осмотр, с целью определения состояния здоровья и отсутствия в организме алкоголя и наркотических средств, получить путевой лист. Осмотреть маршруты дороги, проездов, по которым предстоит перевозить груз на предмет отсутствия препятствий для движения (ямы, кочки, выбоины, посторонние предметы);

2.3. Перед началом работы водитель погрузчика должен провести осмотр погрузчика и проверить:

Крепление рычагов управления;

Состояние и натяжение ремня привода вентилятора;

Исправность контрольных измерительных приборов и диагностической системы (электронная система управления);

Наличие и исправность плавких предохранителей;

Исправность грузоподъемного механизма в движении без груза (отсутствие повреждений цепей, правильность их крепления к раме и каретке грузоподъемника, осмотреть сварные швы верхних кронштейнов, цепи, надежность крепления пальцев, шарниров рычагов, а также действие всех механизмов погрузчика (бульдозера);

Уровень электролита в аккумуляторной батарее на электрических погрузчиках;

Исправность аккумуляторов и не допускать их разрядки ниже допустимой нормы;

Исправность стеклоочистителя;

Действие ножного и стояночного тормоза (в случае необходимости произвести их регулировку);

Величину люфта и исправность работы усилителя рулевого управления, соединения рулевых рычагов и тяг, а также шаровых пальцев усилителя;

Исправность действия освещения, стоп-сигнала и фонарей поворотов, переключателей света фар, заднего фонаря, а также звукового сигнала;

Крепление колес, состояние шин и давление в них.

2.4. После осмотра погрузчика водитель погрузчика в случае выявления неисправности должен произвести соответствующую запись в журнале учета результатов осмотра технического обслуживания и ремонта погрузочно-разгрузочных машин, проинформировать о неисправностях непосредственного руководителя.

2.5. Перед началом работы водитель погрузчика должен произвести заправку автопогрузчика топливом, и при необходимости, маслом, охлаждающей и тормозной жидкостями, проверить отсутствие утечки воды, масла и топлива из бака, насоса и кранов, проверить наличие и уровень тормозной жидкости в главном цилиндре, а также целостность гибких шлангов.

2.6. Заправку автопогрузчика топливом водитель погрузчика должен производить при выключенном двигателе, засасывать топливо ртом через шланг запрещается.

2.7. При накачивании шин следует проверить правильность установки шины на ободе колеса, при этом следует осуществлять двойную проверку правильности установки стопорного кольца. В случае неправильного расположения шины или стопорного кольца или же в случае обнаружения, какой-либо другой неисправности необходимо прекратить накачку и устранить неисправность.

2.8. Накачка шин автопогрузчика для переработки крупнотоннажных контейнеров производится из защищенного места и во время накачки категорически запрещается нахождение людей в непосредственной близости от колеса.

2.9. Водитель погрузчика не имеет права приступать к работе:

При наличии треска, скрежета в гидросистеме, двигателе и механизмах;

Без огнетушителя (порошкового), аптечки первой медицинской помощи, знака аварийной остановки;

С поврежденным сиденьем и спинкой сиденья (наличие рваных мест, выступающих пружин, провалов и острых углов),

С отсутствующим или поврежденным (с порезами, трещинами) диэлектрическим ковриком на полу кабины при работе на электропогрузчике;

Без зеркала заднего вида и в случае установки шин, запрещенных инструкцией о эксплуатации автопогрузчика для переработки крупнотоннажных контейнеров;

Без исправной системы подачи звукового сигнала и систем освещения.

2.10. Обо всех обнаруженных недостатках в работе водитель погрузчика обязан сообщить непосредственному руководителю работ.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Передвижение погрузчика по территории предприятия должно производиться согласно установленной схеме маршрута, в любое время суток должны быть включены габаритные огни на погрузчике. При движении по рампе склада водитель погрузчика должен не допускать, чтобы погрузчик заезжал за ограничительную линию рампы.

3.2. В зависимости от состояния дорожного покрытия и характера выполняемой работы скорость движения погрузчика по территории предприятия должна быть не более 5 км/час. В местах пересечения пешеходных дорожек, у выходов и входов в производственные помещения, при выезде из-за углов зданий, при движении мимо ворот, дверей, штабелей, при переезде через пути и по рампе склада - не более 3 км/час.

3.3. Водитель погрузчика обязан всегда смотреть в направлении движения погрузчика и соблюдать осторожность в местах возможного появления людей, транспортных средств и вблизи подъездных путей. Если груз ограничивает видимость, то водитель погрузчика должен осуществлять движение задним ходом.

3.4. Перед началом движения, подъемом и опусканием груза, а также во всех случаях, когда возникает опасность травмирования или наезда на работников, водитель погрузчика обязан подавать предупредительный звуковой сигнал.

3.5. При встрече с работниками по пути движения водитель погрузчика должен предупреждать их сигналом, находясь на расстоянии не менее 5 м; если работники не сходят с дороги - остановить погрузчик.

3.6. Во избежание столкновения при внезапной остановке впереди идущего автомобиля, водитель погрузчика при движении должен соблюдать дистанцию. Расстояние до впереди идущего автомобиля должно быть на горизонтальных площадках не менее 10 м, на уклонах - не менее 20 м.

3.7. При движении погрузчика по территории железнодорожных станций необходимо держаться правой стороны. Расстояние между погрузчиком и встречным автомобилем должно быть не менее 2 м.

3.8. Передвижение погрузчика под проводами линий электропередач (далее - ЛЭП) допускается только в транспортном положении (не менее 2 м от крайней ближайшей точки металлоконструкции погрузчика.

3.9. Работать на погрузчике непосредственно под проводами ЛЭП на расстоянии менее 30 м без наличия наряда-допуска не разрешается.

3.10. Водителю погрузчика (запрещается работать на электрифицированных участках под контактным проводом без снятия напряжения.

3.11. При движении погрузчика без груза, грузоподъемный механизм должен быть установлен в транспортное положение (поднят на 0,2 - 0,3 м от земли), а рама погрузчика полностью отклонена назад.

3.12. Для обеспечения устойчивости погрузчика при движении перемещаемый груз или контейнер необходимо поднять на высоту 500 мм от опорной поверхности, после чего переместить его вплотную к раме погрузчика, а раму отклонить назад.

3.13. В случае потери погрузчиком устойчивого положения (когда задние колеса начнут отрываться от грунта), водитель погрузчика должен немедленно опустить груз.

3.14. Водителю погрузчика, при движении через ворота, двери склада, между штабелями грузов следует соблюдать особую осторожность.

3.15. Перемещение грузов, затрудняющих обзор дороги, должно производиться с участием лица, сопровождающего погрузчик, подающего необходимые сигналы водителю погрузчика и предупреждающего других работников об опасности.

3.16. Водителю погрузчика перед погрузкой и выгрузкой груза необходимо тщательно проверить тару. При обнаружении неисправности тары следует прекратить работу и сообщить об этом руководителю работ.

3.17. Не допускается перевозить ящики вверх дном, на боковых или торцовых стенках.

3.18. Не допускается поднимать и транспортировать груз с неуказанной массой, массой, превышающей грузоподъемность погрузчика, а также применять дополнительные противовесы.

3.19. Груз, примерзший к земле или засыпанный снегом, необходимо предварительно освободить от снега, а затем поднимать.

3.20. Перед подъемом и опусканием груза необходимо предварительно осмотреть место, откуда будет подниматься груз и куда его будут помещать, а также следить за тем, чтобы под грузом не находились люди.

3.21. При формировании штабелей водитель погрузчика должен оставлять проходы для рабочих шириной не менее 1 м и проезды для погрузчика шириной не менее 3 м.

3.22. При складировании грузов около пути водитель погрузчика должен соблюдать габарит приближения строений. Груз, расположенный на высоте до 1,2 м, следует укладывать на расстоянии не менее 2 м от наружной грани головки крайнего рельса, при большей высоте - на расстоянии не менее 2,5 м.

3.23. Водителю погрузчика запрещается:

Опускать груз на газо- и паропроводы открытого исполнения, электрические кабели, временные перекрытия;

Производить погрузку и выгрузку груза из автомобиля, пока в кабине или в кузове автомобиля находятся люди;

Прикасаться к неизолированным, поврежденным проводам и электрораспределительным устройствам, наезжать на электрические провода, лежащие на земле;

Открывать и закрывать двери вагона при помощи грузоподъемных механизмов погрузчика;

Самостоятельно осуществлять ремонт транспортного средства.

3.24. При работе на электропогрузчике.

3.24.1. Водителю электропогрузчика во время работы запрещается:

Работать на машине со снятым щитком, закрывающим панель с электроаппаратурой, снятой крышкой аккумуляторного ящика;

Допускать, чтобы кран укладывал груз непосредственно на захватное устройство электропогрузчика;

Производить подъем и перемещение груза при помощи только одной вилки вилочного захвата электропогрузчика.

3.24.2. Если по какой-либо причине каретка подвижного механизма перестает двигаться (не опускается и не поднимается) по склизам вилочного захвата, водитель электропогрузчика должен прекратить работу и сообщить об этом руководителю работ. Водителю электропогрузчика устранять эти неисправности самому запрещается.

3.24.3. Перед подъемом и опусканием груза водитель электропогрузчика должен выполнять следующие требования:

Установить вилы электропогрузчика перпендикулярно относительно вертикальной рамы и параллельно горизонтальной плоскости;

Подхватывать и оставлять груз следует осторожно, только при обеспеченном просвете под грузом, позволяющем свободный вход и выход вилочного захвата;

Производить захват груза грузоподъемным механизмом медленно при наклоне рамы "от себя", поднимать груз при наклоне рамы "на себя", плавно перемещая рычаг управления;

Убедиться, что груз установлен вплотную к раме, равномерно распределен на вилах, не выходит за пределы вил электропогрузчика свыше 1/3 их длины, и при необходимости закрепить груз на вилах увязочной проволокой;

Убедиться, что верхняя часть груза не выступает над кареткой более чем на 1/3 его высоты. Верхняя кромка крупногабаритных грузов может выступать выше каретки более чем на 1/3 своей высоты, но в таком случае допускается перевозить за один раз не более одного места;

Убедиться, что груз на поддоне сформирован в устойчивый и плотный пакет, размеры которого не выходят за пределы поддона более чем на 20 мм с каждой стороны.

3.24.4. К месту погрузки (выгрузки) груза водитель электропогрузчика должен подъезжать на первой передаче, пока вилы электропогрузчика не подойдут под груз (поддон), подлежащий подъему. Водитель электропогрузчика не должен тормозить резко при гололеде и на мокрой, скользкой дороге, а также допускать крутые повороты с грузом.

3.24.5. На стоянке или при погрузке (выгрузке) груза, водитель электропогрузчика должен поставить электропогрузчик на стояночный тормоз.

3.24.6. При транспортировке груза водитель электропогрузчика должен выполнять следующие требования:

Поднять груз от опорной поверхности на высоту 0,2 - 0,3 м;

Во избежание соскальзывания груза с вил электропогрузчика, его раму установить параллельно опорной поверхности или отклонить назад;

Начинать движение на первой скорости;

Повороты электропогрузчика производить плавно;

Не допускать поперечных наклонов электропогрузчика;

Перемещать нагруженный электропогрузчик при спуске под уклон свыше 30 градусов только задним ходом (грузом назад) и с малой скоростью;

Перемещать нагруженный электропогрузчик грузом вперед только на площадках с уклоном не более 7 градусов.

3.24.7. Если на пути перемещения электропогрузчика имеются выступы, пороги и ямки, их необходимо перекрывать настилами (мостиками).

3.24.8. Для въезда электропогрузчика в вагон между рампой склада и открытым дверным проемом вагона необходимо устанавливать специальный трап (рифленое железо). Трап должен быть проверен на грузоподъемность, и иметь боковую окантовку.

3.24.9. При укладке в вагонах груза во второй и третий ярус подъем груза или каретки грузоподъемника до упора в элементы крыши вагона не допускается. Минимальный зазор от элементов крыши вагона должен составлять не менее 0,1 м.

3.24.10. При работе внутри вагона водитель электропогрузчика должен следить, чтобы в рабочей зоне электропогрузчика (вагоне, междверном пространстве, зоне разворота) не находились люди.

3.24.11. При работе на электропогрузчике во избежание коротких замыканий водителю электропогрузчика нельзя класть провода аккумулятора на корпус электропогрузчика. Водитель электропогрузчика не должен прикасаться руками или через токопроводяшие предметы к токоведущим частям (клеммам аккумуляторной батареи). В случае отказа в работе приборов электрооборудования (короткое замыкание) водитель электропогрузчика обязан выключить аккумуляторную батарею.

3.25. При работе на автопогрузчиках с вилочным захватом и крановой стрелой.

3.26. При работе на автопогрузчике с вилочным захватом его водитель должен выполнять требования безопасности аналогичные тем, что и при работе на электропогрузчике.

3.27. При работе на автопогрузчике с крановой стрелой его водитель должен перед подъемом груза или контейнера установить крюк в положение, соответствующее весу груза или контейнера, а раму грузоподъемника установить в вертикальное положение.

3.28. При работе автопогрузчика с крановой стрелой груз следует сначала поднять, а затем перемещать.

3.29. Подъем и перемещение грузов автопогрузчиком с крановой стрелой в опасных для работы местах необходимо производить только по сигналам стропальщика или в присутствии руководителя работ.

3.30. Во избежание опрокидывания автопогрузчика с крановой стрелой не допускается подтаскивать груз, находящийся вне пределов стрелы.

3.31. Не допускается выдвигать стрелу для увеличения ее вылета. Водитель автопогрузчика с крановой стрелой является ответственным за сохранность пломбы на вилке, закрепляющей длину стрелы.

3.32. Поднимать груз или контейнер необходимо с захватом за все предусмотренные конструкцией монтажные петли или кольца.

3.33. Если монтажные петли груза или кольца контейнера неисправны, то нужно груз или контейнер поднимать стропами с применением угловых прокладок между стропами и гранями груза или контейнера.

3.34. При погрузке, выгрузке и перемещении груза водитель автопогрузчика с крановой стрелой обязан контролировать принимаемые стропальщиками меры по исключению раскачивания и кручения груза.

3.35. Для проверки правильности строповки груза, груз следует предварительно поднять на высоту 0,2 - 0,3 м и проверить равномерность натяжения стропов, а также убедиться, что груз надежно обвязан и не может выпасть или рассыпаться во время транспортировки. При необходимости исправления строповки груз следует опустить.

3.36. При наличии груза на крюке автопогрузчика с крановой стрелой не допускается переключать грузоподъемный механизм из положения "Подъем крюка" в положение "Подъем стрелы" и обратно.

3.37. Перед движением автопогрузчика с крановой стрелой водителю необходимо установить крановую стрелу по центральной оси автопогрузчика и закрепить ее в этом положении.

3.38. Во время работы автопогрузчика с крановой стрелой не допускается нахождение людей под стрелой.

3.39. При работе на автопогрузчике для переработки крупнотоннажных контейнеров.

3.39.1. Во время работы водитель автопогрузчика для переработки крупнотоннажных контейнеров должен постоянно следить за приборами, отражающими состояние электронной системы управления, гидросистемы, тормозной системы, уровня топлива, давления масла, рулевого управления и давления воздуха в шинах колес.

3.39.2. Если сигнальные лампочки электронной системы управления не работают, то водитель автопогрузчика для переработки крупнотоннажных контейнеров должен немедленно прекратить работу и сообщить о случившемся руководителю работ.

3.39.3. Не допускается передвижение автопогрузчика для переработки крупнотоннажных контейнеров с высоко поднятой стрелой или с высоко поднятым грузом, так как в этом случае автопогрузчик может перевернуться. Перевозку любого груза следует осуществлять в крайнем нижнем положении, при этом мачта должна быть максимально наклонена назад.

3.39.4. Не допускается подъем контейнера при горящей красной лампе "кантовательные замки открыты" или при не горящей любой из желтых лампочек "кантовательные замки закрыты" или "выравнивание".

3.39.5. Не допускается выполнение каких-либо работ на стреле или на навесном оборудовании автопогрузчика для переработки крупнотоннажных контейнеров при работающем двигателе.

3.39.6. Не допускается работа автопогрузчика для переработки крупнотоннажных контейнеров на площадках с уклоном более 8 градусов, а также с глубокими выбоинами и буграми.

3.39.7. В случае опрокидывания автопогрузчика для переработки крупнотоннажных контейнеров водителю необходимо оставаться в кабине и крепко держаться за рулевое колесо. Ни в коем случае не следует выпрыгивать из кабины.

3.39.9. Запрещается прикасаться к находящимся под давлением трубопроводам и шлангам дизельного топлива, масла и гидравлической жидкости.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. В случае появления задымления или возгорания немедленно прекратить работу, отключить электрооборудование, вызвать пожарную охрану, сообщить непосредственному руководителю и администрации организации, принять меры к эвакуации из помещения. При ликвидации загорания необходимо использовать первичные средства пожаротушения, принять участие в эвакуации людей. При загорании электрооборудования применять только углекислотные огнетушители или порошковые.

4.2. В случае получения травмы работник обязан прекратить работу, поставить в известность непосредственного руководителя и вызвать скорую медицинскую помощь или обратиться в медицинское учреждение.

4.3. Если на металлических частях оборудования обнаружено напряжение (ощущение тока), электродвигатель оборудования гудит, в случае появления вибраций или повышенного уровня шума, при резком нагревании и плавлении электропроводов, искрении электрооборудования, обрыве заземляющего провода, то необходимо остановить работу оборудования, доложить о случившемся непосредственному руководителю. Без указаний руководителя к работе приступать запрещено.

4.4. Во всех случаях отправления предоставить пострадавшему покой и как можно скорее обратиться за медицинской помощью.

4.5. При попадании вредных веществ через дыхательные пути необходимо удалить пострадавшего из зоны заражения на свежий воздух, уложить его, желательно в теплом месте, расстегнуть одежду, пояс.

4.6. При попадании вредных веществ на кожу снять зараженную одежду, тщательно обмыть загрязненные участки кожи большим количеством воды. При попадании в глаза тщательно и обильно промыть струей проточной воды.

4.7. При попадании вредных веществ в желудочно – кишечный тракт дать выпить несколько стаканов теплой воды, или 2% раствора пищевой соды.

4.8. При поражении электрическим током необходимо освободить пострадавшего от действия тока путем немедленного отключения электроустановки рубильником или выключателем. Если отключить электроустановку достаточно быстро нельзя, необходимо пострадавшего освободить с помощью диэлектрических перчаток или сухого деревянного предмета, при этом необходимо следить и за тем, чтобы самому не оказаться под напряжением. После освобождения пострадавшего от действия тока необходимо оценить его состояние, вызвать скорую медицинскую помощь и до прибытия врача оказывать первую доврачебную помощь.

4.9. В случае поломки или неисправности погрузчика (его тормоза, рулевого управления или звукового сигнала), угрожающих безопасности водителя погрузчика или безопасности окружающих людей, водитель погрузчика немедленно прекратить работу и сообщить о случившемся руководителю работ.

4.10. При возникновении пожара на погрузчике водитель погрузчика должен немедленно его остановить, заглушить двигатель, перекрыть бензобак на машине с двигателем внутреннего сгорания, отсоединить аккумулятор и немедленно приступить к тушению пожара, имеющимися на погрузчике средствами пожаротушения: огнетушителем, кошмой, песком или землей. Затем вызвать пожарную охрану и сообщить о случившемся руководителю работ.

4.11. При возникновении пожара вблизи контактной сети водитель погрузчика должен немедленно сообщить о случившемся непосредственному руководителю работ.

4.12. Тушить горящие предметы, находящиеся на расстоянии менее 2 м от контактной сети, разрешается только углекислотными и порошковыми огнетушителями. При пользовании углекислотным огнетушителем не следует браться за раструб огнетушителя и подносить раструб огнетушителя ближе 1 м к контактной сети и пламени. Тушить горящие предметы водой, химическими, пенными и воздушно-пенными огнетушителями можно только после указания руководителя работ или другого ответственного лица о том что напряжение с контактной сети снято, и она заземлена.

4.13. Тушение горящих предметов, расположенных на расстоянии более 7 м от контактной сети, находящейся под напряжением, может быть допущено без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пены не касалась контактной сети, находящейся под напряжением.

4.14. При случайном соприкосновении грузоподъемного механизма погрузчика с проводами ЛЭП, находящейся под напряжением, или возникновении между погрузчиком и проводом электрического разряда, водителю погрузчика запрещается до снятия напряжения с ЛЭП прикасаться, стоя на земле, к погрузчику, сходить с погрузчика на землю или подниматься на погрузчик.

4.1. Если в результате соприкосновения погрузчика с проводами ЛЭП, и при возникновении электрического разряда между погрузчиком) и проводом контактной сети, произойдет загорание погрузчика, водитель погрузчика должен, не держась руками за части погрузчика спрыгнуть на землю на обе ноги с плотно сомкнутыми коленями и не касаться руками земли. Удаляться от погрузчика до снятия напряжения с линии можно только прыжками на одной ноге, либо мелкими шагами, не превышающими длину стопы.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ

5.1. По окончании работы водитель погрузчика обязан:

Поставить погрузчик в отведенное для него место;

Опустить в нижнее положение грузоподъемный механизм погрузчика или сменить его;

Затормозить ведущие колеса погрузчика стояночным тормозом;

Установить все рычаги управления погрузчика в нейтральное положение;

Заглушить двигатель погрузчика;

Закрыть дверцу кабины погрузчика на ключ;

Установить упоры под колеса погрузчика;

Очистить погрузчик от грязи;

Обо всех замеченных неисправностях и недостатках в работе погрузчика (бульдозера) водитель погрузчика (машинист бульдозера) должен сделать соответствующую запись в журнале учета результатов осмотра технического обслуживания и ремонта погрузочно-разгрузочных машин и сообщить непосредственному руководителю;

Обеспечить убрать инструменты и приспособления в отведенные места, привести в порядок рабочее место, очистить проходы, эвакуационные выходы;

Сдать рабочие места непосредственному руководителю. Сообщить ему о выполненных задачах, а также обо всех замеченных в ходе работ неисправностях;

Снять рабочую одежду, обувь, убрать их в предназначенные для хранения места;

Вымыть руки и лицо с мылом, по возможности принять душ;

Покинуть территорию.

ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ МАШИНЫ

Пользуйтесь поручнями и подножкой при залезании на погрузчик и при выходе из него. Не запрыгивайте на и не спрыгивайте с погрузчика.


Перед началом работы подайте звуковой сигнал для предупреждения близстоящего персонала о начале работы машины.


Внимательно управляйте погрузчиком, обращая внимание на отсутствие персонала, людей и других объектов внутри рабочей зоны. При необходимости установите защитные ограждения рабочей зоны.


При использовании рабочего оборудования внимательно следите за стройплощадкой.


При работе в замкнутых объемах обеспечьте необходимую вентиляцию с целью предотвращения опасности отравления оператора выхлопными газами двигателя.


Проверьте расположение подземных коммуникаций газопроводов и водопроводов и обеспечьте должную их и свою безопасность перед выполнением работ и при работе.


Работа вблизи линий электропередач очень опасна. Проводите работы на следующем безопасном расстоянии, приведенном ниже:


Напряжение, кВ Миним. безопасное расстояние, м
6,6 3
33,0 4
66,0 5
154,0 8
275,0 10

Если машина коснется высоковольтного провода, оставайтесь сидеть на своем рабочем месте в кабине и предупредите персонал о том, чтобы никто не дотрагивался до погрузчика до отключения тока в линии электропередачи. Оператору необходимо покинуть рабочее место с погрузчика, соприкасающегося с линией электропередачи, следует выпрыгнуть из кабины, избегая контакта с металлоконструкцией.


При движении по дорогам ковш должен быть поднят на высоту 40-50 см над уровнем земли. Не передвигайтесь по дорогам с загруженным ковшом.


Избегайте резких поворотов и торможений при загруженном ковше. Перегруз ковша опасен. Убедитесь в том, что вес груза в ковше не превышает допустимой величины.


Работа на уклонах опасна. Избегайте проведения работ на уклонах более 10 градусов.


При необходимости работы на уклонах приступайте к ней лишь после формирования плоской площадки.


Избегайте остановок и стоянок на уклонах. При остановках опустите ковш на землю и заблокируйте колеса.


На уклонах избегайте перемещения погрузчика в поперечном направлении, так как это может привести к его переворачиванию или соскальзыванию.


Движение на уклонах опасно. При движении вниз по уклону необходимо двигаться медленно и поддерживать ковш на высоте 20-30 см над уровнем земли, чтобы в экстренном случае использовать его как аварийный тормоз.


Изменять направление движения погрузчика при движении на уклоне опасно. В случае крайней необходимости изменения направления движения осуществляйте поворот на плоском участке с твердым грунтом.


Двигатель нормально работает на уклонах, не превышающих 30 градусов. Ни при каких условиях не работайте на уклонах, превышающих эту величину.


Наблюдайте за препятствиями. Будьте особенно внимательными при поворотах и разворотах машины, обеспечивая необходимый зазор до препятствия.


Работайте на машине с установленными средствами защиты от опрокидывания (ROPS) и от попадания падающих предметов (FOPS). После аварии никогда не производите ремонт средств защиты от опрокидывания (ROPS). Отремонтированные средства защиты не обеспечивают первоначальные показатели защиты оператора. Применяемая кабина испытана и одобрена как защитная в соответствии со стандартами FOPS и ROPS.


Избегайте работ на крутых обрывах, утесах и слабых грунтах, где есть опасность опрокидывания. Примите необходимые меры предосторожности при работе после дождя или на мокром грунте, так как грунт может быть недостаточном твердым.


Данная машина предназначена только для выполнения экскавационных и погрузочных работ. Не используйте ее для перетаскивания материалов. В отличие от крана погрузчик не оснащен устройствами, необходимыми для безопасного перемещения материалов.


Замедлите ход при переезде через препятствие или при движении по неровной дороге.


При работе в воде или пересечении отмелей проверьте состояние грунта под водой, а также глубину и скорость течения воды, и лишь после этого приступайте к работе, постоянно следя, чтобы уровень воды не был выше уровня корпуса редуктора моста.



В темное время суток или на неосвещенных стройплощадках используйте фары.


Будьте внимательны в условиях недостаточной видимости, вызванных облачностью, снегом или дождем.


При движении по или работе на заснеженной или обледенелой дороге установите на колеса погрузчика цепи противоскольжения, и при работе избегайте резких троганий с места, торможений и поворотов.


При использовании машины для уборки снега остерегайтесь скрытых посторонних предметов и препятствий.


Будьте осторожны при передвижении по обледенелой поверхности. Держите ковш как можно ниже к поверхности земли.


Будьте осторожны при проезде через места с ограниченной высотой, таких как туннели, проезды и места с подвешенным сверху кабелем.

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ ПОГРУЗЧИКА

Перед троганием погрузчика с места следует освободить стояночный тормоз. Движение с натянутым (включенным) стояночным тормозом приведет к повреждению тормоза (его подгоранию).
Перед началом движения отрегулировать положение кресла оператора и застегнуть ремень безопасности (если таковой имеется), обернув его вокруг бедер. Не накладывать ремень на живот.
Перед началом работ тщательно проверить обеспечен ли достаточный верхний просвет проезда машины под низко расположенными линиями электропередач, мостами, ветвями деревьев, въездными воротами и т.д. Необходимо всегда точно определять высоту такого просвета.
Запрещается курить при использовании устройства для впрыска эфирной жидкости. Не рекомендуется пользоваться для облегчения запуска двигателя устройством для впрыска эфира при температуре окружающего воздуха выше 0°С. Строго соблюдать рекомендуемый порядок запуска двигателя.
Перед запуском двигателя необходимо подать звуковой сигнал, чтобы предупредить находящихся поблизости людей. Кроме того, следует также проверить работу: тормозов, рулевого управления, гидросистемы рулевого управления и рабочей гидросистемы. Все системы и механизмы должны быть исправными.
После запуска двигателя и при работе погрузчика систематически наблюдать за показаниями контрольно-измерительных приборов и за сигнальными лампочками.
Перед запуском погрузчика в работу необходимо ознакомиться с расположением в рабочей эоне подземных кабелей, водопроводных и газопроводных коммуникаций и т.д. Разрыв электрокабеля или газопровода может привести к ранениям или гибели людей.
Следует избегать случаев подрезания высоких крутых обрывов, уступов и берегов, так как козырьки могут обрушиться и повредить машину и людей. Чтобы этого не произошло, следует вначале убрать верхний слой грунта.
Следует избегать производства работ погрузчика на краях обрывов, уступов, на берегах глубоких рвов и котлованов, так как под воздействием веса машины грунт может Обрушиться, что повлечет за собой повреждение машины и несчастные случаи с людьми.
Рабочий участок по возможности должен быть ровным и свободным от каких-либо предметов, затрудняющих маневрирование погрузчика.
Ночью, а так же в условиях плохой видимости, необходимо включать наружное освещение, чтобы оператор мог хорошо видеть рабочий участок и, чтобы погрузчик была виден со стороны.
При загрузке грузовиков следить, чтобы не наехать погрузчиком на грузовик и, чтобы не ударить его ковшом.
Если у двигателя появилась склонность к самопроизвольной остановке под нагрузкой или оборотах, то следует, несмотря ни на что, остановить машину и устранить неисправность.
Насколько только возможно загрузку кузова грузовика следует осуществлять, начиная со стороны кабины водителя. При загрузке грузовика водитель должен находиться в кабине (если к:бина оборудована специальными защитными устройствами). Если защитных устройств нет, то водитель грузовика должен отойти в сторону от погрузчика и грузовика.
Если погрузчик начинает наклоняться вследствие перегрузки ковша, то следует немедленно опустить ковш на землю, чтобы восстановить равновесие.
Не переносить загруженный ковш над головами стоящих людей и над кабинами грузовиков.
Вес погрузчика и вибрации, которые возникают при его работе, могут привести к обвалу и осыпанию крутых стен котлована. Поэтому следует стараться не приближаться к крутым и обрывистым стенам котлованов. Если этого избежать не удается, то следует направлять погрузчик передом к стене котлована.
Работа на территории с большим количеством пней, ветвей и деревьев требует соблюдения исключительной осторожности. Следует внимательно следить за падающими ветвями и корнями выкорчевываемых деревьев.
При корчевании деревьев нельзя наезжать погрузчиком на корневую систему выкорчевываемого дерева. Необходимо соблюдать большую осторожность при переворачивании деревьев с сухими ветвями.
Придвижении следует поддерживать такую скорость, которая позволяет осуществлять контроль над погрузчиком. Особую осторожность следует проявлять при движении погрузчика на местности с ограниченными условиями для маневрирования: на неровных участках, на уклонах, вблизи оврагов, на заснеженных и обледенелых участках, на скользких поверхностях и т.д.
В зависимости от дорожных условий и от загруженности соблюдать безопасное расстояние от обгоняющих транспортных средств.
Стараться как можно ближе придерживаться на дороге своей разрешенной стороны движекия, чтобы не затруднять движение другим транспортным средствам. Обгонять другой транспорт следует тогда, когда для этого достаточен запас мощности двигателя и имеется место для обгона.
Запрещается входить на погрузчик или высаживаться из него на ходу, так как это может привести к серьезной травме или гибели.
При движении вниз под уклон, запрещается тормозить машину переключая коробку передач на низшую передачу, ибо могут быть повреждены коробка передач, гидротрансформатор или двигатель. Тормозить только педалью рабочего тормоза.
Спусскаться под уклон вниз следует на низшей передаче. При этом изменять скорость движения погрузчика можно педалью подачи топлива и тормоза.
Запрещается перевозка пассажиров в кабине. Во время движения погрузчика в кабине должен находиться только оператор.
Если во время движения загорится сигнальная лампочка неисправности тормозов, то следует немедленно остановить погрузчик в безопасном месте, затянуть стояночный тормоз, остановить двигатель. Отыскать и устранить неисправность и только тогда можно вновь "ступать к работе.
Добиваться хорошей обзорности всей территории производства работ, по которой перемещается погрузчик. Окна кабины и зеркала заднего вида должны постоянно содержаться в чистоте.
Необходимо всегда смотреть в направлении движения погрузчика, чтобы быть уверенным, что не наедешь на какое-либо другое оборудование или на работающих людей. Следует "медленно прервать работу, если в зоне работы погрузчика появятся люди.
Запрещается быстрое движение погрузчика вниз под уклон так как во время нажима на "даль тормоза, разъединяется трансмиссия, т.е. коробка передач переключается в нейтральное положение, ибо это может привести к потере контроля за движением погрузчика и опрокидыванию.
Не эксплуатировать погрузчик не будучи уверенным в эффективности работы тормозов.
Если только возможно, следует избегать движения поперек уклона. На уклонах рекомендуется двигаться прямо вниз под уклон или прямо вверх. Если при движении поперек склона погрузчик начинает скользить боком под уклон, то следует немедленно повернуть погрузчик передом вниз под уклон и опустить ковш на грунт.
Не превышать скорости движения погрузчика допускаемой для данной передачи. Чрезмерная скорость небезопасна и вредна для агрегатов трансмиссии. Перед съездом вниз под уклон необходимо включить соответствующую передачу. Контролировать скорость движения oследует притормаживанием.
Следует избегать переезда через такие препятствия, как рвы, выступы, камни, бревна, пни и железнодорожные рельсы. Если же их нельзя объехать, то необходимо снизить скорость и переехать препятствие под углом.
Никогда не пользоваться ковшом для затормаживания погрузчика, кроме как в аварийных ситуациях.
Запрещается производить регулировку кресла во время движения погрузчика, так как при этом можно потерять контроль над управлением погрузчиком. Следует остановить погрузчик, затянуть стояночный тормоз и только тогда произвести регулировку положения кресла.
Никогда не позволять стоять кому-либо на входных ступенях, когда поднят ковш или когда погрузчик движется.
Для поддержания равновесия и устойчивости погрузчика во время его движения, ковш должен находиться в транспортном положении.
При движении погрузчика с поднятым вверх ковшом следует соблюдать особую осторожность. При поднятом вверх ковше ухудшается устойчивость погрузчика.
Придерживаться правил дорожного движения при производстве работ. При движении по вблизи расположенным дорогам руководствоваться правилами дорожного движения.
При работе на уклонах применять методы работы, исходя из трезвой оценки ситуации. Во первых, следует ограничивать такого рода работы, а при необходимости выполнения их, исходить из условий сцепных возможностей, состояния грунта и массы поднимаемого груза.

Правила и порядок осмотра рабочего места


При подготовке рабочего места требуется убедиться, что; - уклон рабочей площадки не превышает 5 °; - площадка не захламлена железными обрезками, прутьями, досками, проволокой и т.п.; - над площадкой нет проводов действующей линии электропередач любого напряжения, под площадкой нет газопровода; - нет охранной зоны электропередач, а если есть, то убедиться, что расстояние от любой части машины или поднимаемого груза в любых положениях, в т.ч. и при наибольшем объеме или вылете ковша, до ближайшего провода, находящегося под напряжением, не менее: - при напряжении линий до 1 кВ - 1,5 м; - при напряжении линий 1 -20 кВ - 2 м; - при напряжении линий 35-110 кВ - 4 м; - при напряжении линий 150-220 кВ - 5 м; - при напряжении линий 300 кВ - 6 м; - при напряжении линий 500-750 кВ - 9 м; - при напряжении линий 800 кВ (постоянного тока) -9 м.
При необходимости производить работы в данной зоне машинисту необходимо выдать наряд-пропуск, определяющий условия производства работ и подписанный главным инженером (энергетиком) организации, выполняющей работы, и назначается ответственный инженерно-технический работник (фамилия его указывается в наряде-допуске), под руководством которого должна производиться работа; - расстояние от любой выемки до ближайшего колеса при выполнении работ на площадке не менее: - при глубине выемки 1м- 1,5 м; - при глубине выемки 2м- 3 м; - при глубине выемки 3 м - 4 м; - при глубине выемки 4м- 5 м; - при глубине выемки 5м- 6 м.
Если невозможно выдерживать указанные расстояния, откосы выемок необходимо надежно укрепить.
Если нужно работать ночью или при сниженной видимости, то рабочая площадка должна быть освещена местным освещением.

ПРАВИЛА устройства и безопасной эксплуатации погрузчиков

I. Общие положения

1.1. Правила устройства и безопасной эксплуатации погрузчиков (далее - Правила) устанавливают требования к устройству, изготовлению, реконструкции, модернизации, ремонту и эксплуатации погрузчиков.

1.2. Действие настоящих Правил распространяется на:

a) вилочные погрузчики с противовесом (автопогрузчики и электропогрузчики);

б) погрузчики с выдвижными грузоподъемником или вилами;

в) погрузчики с вилами, расположенными между выносными опорами (лонжеронами);

г) погрузчики с платформой;

г) погрузчики с рабочим местом водителя, поднимается;

д) погрузчики с боковой взятием груза (односторонние, двухсторонние, фронтально-боковые т.п.);

е) Штабелеукладчики:

самоходные (с рабочим местом водителя или управляемые с пола);

с ручным передвижением (с электрическим или гидравлическим приводом подъема, с подъемом ручной лебедкой);

комбинированные.

Типы погрузчиков, на которые распространяются данные Правила, приведенные в приложении 1.

1.3. Требования этих Правил в части требований к строению распространяются на погрузчики и Штабелеукладчики (далее - погрузчики), изготовленные после вступления в силу настоящих Правил, а в части требований к эксплуатации, ремонту, реконструкции, модернизации и к изготовлению составных частей погрузчиков для этих целей - также и на находящиеся в эксплуатации.

1.4. Настоящие Правила не распространяется на тележки грузовые с подъемным устройством; фронтальные, напивповоротни, перекидные одноковшовые, вилочные и грейферные погрузчики, оснащенные рычажной системой, на снегопогрузчики, на многоковшовые погрузчики и погрузчики с лапами, что нагребают, а также на погрузчики фронтальные стреловые погрузчики (с телескопической стрелой).

II. Определение терминов

2.1. В этих Правилах использованы термины, установленные действующими нормативно-правовыми актами, стандартами, санитарными нормами и правилами (далее - НД) Ниже приведены термины, дополнительно использованы в настоящих Правилах, и определения обозначенных ими понятий.

2.1.1. Грузоподъемность номинальная - наибольшая масса груза, указанная производителем, который может транспортировать и поднимать погрузчик Штабелеукладчик) на высоту, равную:

3300 мм или наибольшая высота, если высота подъема меньше 3300 мм (вилочные погрузчики с противовесом; погрузчики с местом водителя, поднимается; погрузчики с боковой взятием груза);

3300 мм при расстоянии D (400 мм, 500 мм или 600 мм) между центром тяжести груза и передней поверхностью спинки вил, с вертикальным грузоподъемником и горизонтальными вилами (погрузчики (Штабелеукладчики) с выдвижными грузоподъемником или вилами и погрузчики (Штабелеукладчики) с вилами, расположенными между выносными опорами (лонжеронами));

2500 мм при расстоянии между вилами или ширине платформы до 690 мм включительно или 3300 мм при расстоянии между вилами или ширине платформы более 690 мм при расстоянии D (400 мм, 500 мм или 600 мм) между центром тяжести груза и передней поверхностью спинки вил либо упором платформы (Штабелеукладчики и погрузчики с платформой).

2.1.2. Грузоподъемник - грузоподъемный механизм погрузчика, состоящий из закрепленной неподвижно или с возможностью наклона вперед-назад на определенный угол вертикальной рамы, в которой вертикально перемещается грузовая каретка или одна из нескольких подвижных направляющих с кареткой.

2.1.3. Грузоподъемник нетелескопичний (простой) - Грузоподъемник, состоящий только из одной пары направляющих.

2.1.4. Грузоподъемник телескопический - Грузоподъемник, состоящий из закрепленной неподвижно пары вертикальных направляющих и одной (или нескольких) подвижных направляющих.

2.1.5. Верхняя поверхность клыка - поверхность клыка, на которой располагается груз.

2.1.6. Высота свободного подъема - расстояние от опорной поверхности колес до верхней поверхности клыки, поднятого на высоту, при которой начинается увеличение габаритной высоты вертикально установленного Грузоподъемника.

2.1.7. Высота подъема - наибольшее расстояние от верхней поверхности клыки поднятых вил, установленных в горизонтальное положение, к опорной поверхности колес.

2.1.8. Высота подъема номинальная - установленная производителем высота подъема, на которую разрешается поднимать номинальный груз.

2.1.9. Высота подъема максимальная - наибольшая высота, на которую разрешается подъема груза.

2.1.10. Тележка грузовой с подъемным устройством - тележка, оснащенный устройством с вилами или платформой для подъема груза на высоту, достаточную только для обеспечения его перемещения.

2.1.11. Водитель погрузчика - работник, ответственный за движение погрузчика (Штабелеукладчики).

Водитель во время управления может сидеть, полусидеть или стоять в погрузчики (Штабелеукладчики), стоять на платформе водителя, которая может состоять, возвращаться или подниматься вместе с вилами, может управлять с пола, сопровождая Штабелеукладчик пешком.

2.1.12. Динамическая нагрузка - нагрузка, создаваемое пятикратным выполнением таких операций (с грузом, превышающим на 10% номинальную грузоподъемность и имеет расстояние центра тяжести D (рисунок 1):

подъема на полную высоту и опускания на площадку с 2-3 остановками с наклонным назад грузоподъемником;

наклонения Грузоподъемника полностью вперед и назад с вилами, поднятыми на высоту от 900 мм до 1000 мм.

2.1.13. Диаграмма грузоподъемности - диаграмма зависимости грузоподъемности погрузчика от расстояния центра тяжести груза до передней поверхности спинки вил или от высоты подъема груза.

2.1.14. Длинномерный груз - груз, который имеет длину более 2 м.

2.1.15. Дополнительная платформа - грузовая платформа, доступная с платформы водителя (кабины или места водителя) и предназначена для установки на Грузоподъемники (закреплена на каретке и (или) на вилах т.п.) комплектовщика или погрузчика с местом водителя, поднимается.

2.1.16. Эксплуатация - стадия жизненного цикла погрузчика, на которой реализуют, поддерживают и восстанавливают качество погрузчика.

Эксплуатация охватывает этапы ввода а эксплуатацию, использование по назначению, хранение в процессе эксплуатации, техническое обслуживание, ремонт, прекращение эксплуатации, списания (передачи, утилизации, уничтожения).

2.1.17. Сменный грузозахватный устройство - устройство, например, удлинитель, штыревой захватчик, безблокова стрела, сталкивателем, каретка поперечного перемещения, кантователь, боковой захватчик, что смещается, захватчик-кантователь, ковш т.д.), которым может оснащаться погрузчик в дополнение к вил (платформы) или вместо них, для обеспечения перемещения различных грузов (рулонов, мешков, бочек, навалочных грузов и т.п.).

2.1.18. Клык - горизонтальная часть вил, несущий груз.

2.1.19. Каретка - подвижная составляющая Грузоподъемника, надетая на закрепленную неподвижно вертикальную раму (в случае нетелескопичного Грузоподъемника) или на последнюю (внутреннюю) подвижную направляющую (в случае телескопического Грузоподъемника), которая несет вилы или сменные грузозахватные устройства.

2.1.20. Коэффициент торможения С b - отношение, выраженное в процентах:

а) замедление а, м/с 2 , необходимого для полного торможение погрузчика, к ускорению свободного падения g, м/с 2:

C b = a/g*100; (1)

б) силы торможения F b , Н, развивающаяся погрузчиком, к силе тяжести массы m этого погрузчика:

C b = F b /mg*100 (2)

где m , кг - масса погрузчика с номинальным грузом.

2.1.21. Комплектовщик - погрузчик, оснащенный платформой водителя, которая может подниматься вместе с вилами, что позволяет водителю загружать (разгружать) груз со стеллажа в загрузочное устройство или дополнительную платформу.

2.1.22. Угол свободного поворота рулевого колеса - угол поворота рулевого колеса при работающем двигателе без сдвигания управляемых колес.

2.1.23. Модернизация - внесение изменений в конструкцию погрузчика, повышающие его безопасность, технический уровень или улучшают экономические характеристики путем замены отдельных составных частей на более современные при сохранении основных технических характеристик погрузчика, которые не повышается, перераспределения нагрузок или уменьшение собственного или грузовой устойчивости.

2.1.24. Погрузчик - машина циклического действия, относящегося к безрельсового нижнего транспорта (технологических транспортных средств), оборудована подъемным механизмом (грузоподъемником) и вилами (платформой) или одним из переменных грузозахватных приспособлений для обеспечения подъема, транспортировки, погрузки и разгрузки, штабелирования и укладки грузов.

2.1.25. Погрузчик вилочный с противовесом - погрузчик, оснащенный вилами или одним из переменных грузозахватных приспособлений, у которого груз, расположенный консольно относительно передних колес, уравновешивается массой погрузчика.

2.1.26. Погрузчик с боковой взятием груза (односторонняя) - погрузчик Грузоподъемник или каретка которого могут быть выдвинуты и перемещенные назад между осями (передним и задним мостами) шасси перпендикулярно продольной оси шасси, что позволяет подхватывать и поднимать груз без тары в уравновешенном положении относительно одной стороны машины и штабелировать разбирать штабель рядом с погрузчиком.

2.1.27. Погрузчик с боковой взятием груза (двусторонний) - погрузчик, способный штабелировать и извлекать груз по обе стороны по направлению движения погрузчика.

2.1.28. Погрузчик с боковой взятием груза (фронтально-боковой) - погрузчик, способный штабелировать и извлекать груз спереди и с обеих сторон в направлении движения погрузчика.

2.1.29. Погрузчик с вилами, расположенными между выносными опорами (лонжеронами), - погрузчик, вилы которого расположены между разнесенными по ширине выносными опорами (лонжеронами), а центр тяжести груза всегда находится внутри опорного контура.

2.1.30. Погрузчик с выдвижными грузоподъемником или вилами - погрузчик, оснащенный выносными опорами (лонжеронами), у которого груз может быть дополнительно перемещен путем передвижения Грузоподъемника или грузовой плиты с вилами.

2.1.31. Погрузчик с рабочим местом водителя, поднимается, - погрузчик, оснащенный платформой водителя, которая может подниматься вместе с грузом при штабелировании.

2.1.32. Погрузчик с платформой - погрузчик, оснащенный грузовой платформой, расположенной над рамной конструкцией (выносными опорами).

2.1.33. Опасная зона погрузчика - пространство, в котором работники подвергаются риску относительно своего здоровья или безопасности результате перемещения груза погрузчиком или вследствие падения груза во время его перемещения и штабелирования погрузчиком с учетом горизонтальной проекции на землю траектории перемещения крупнейшего внешнего габарита груза и расстояния возможного отлет груза.

2.1.34. Негабаритный груз - груз, который превышает установленный габарит.

2.1.35. Передняя поверхность спинки вил - поверхность спинки, в которую упирается груз и от которой измеряется расстояние D до его центра тяжести.

2.1.36. Платформа водителя - составная часть погрузчика, на которой располагается водитель для управления погрузчиком.

2.1.37. Преодолеваемый подъем - прямолинейный участок площадки с усовершенствованным покрытием, имеющим уклон не менее указанного в НД и преодолена погрузчиком (погрузчики с двигателем внутреннего сгорания (далее - ДВС) - на низшей передаче коробки передач или гидромеханической передачи на длине уклона, указанной в руководстве по эксплуатации, а электропогрузчики - в режиме работы тягового электродвигателя S2 с длительностью, указанной в руководстве по эксплуатации).

2.1.38. Реконструкция - изменение основных технических характеристик погрузчика (грузоподъемности, скорости механизмов, высоты подъема), конструкции переменных грузозахватных приспособлений, типа привода, а также другие изменения, вызывающие повышение, перераспределение нагрузок, а также уменьшение грузовой или собственной устойчивости.

2.1.39. Ремонт - восстановление и (или) замена на новые поврежденных, изношенных или ставших непригодными по любой причине, составляющих частей и деталей погрузчиков (металлических конструкций, механизмов, гидропривода, электропривода, устройств безопасности и т.д.) с доведением их до исправного и работоспособного состояния, в том числе проведено в соответствии с системой планово-предупредительных ремонтов.

2.1.40. Рабочая зона загрузки - площадка, необходимый для маневрирования погрузчика при подъезда к месту погрузки или разгрузки и видьизу назад.

2.1.41. Рабочая платформа - конструкция, предназначенная для установки на Грузоподъемники (закреплена на каретке и (или) на вилах) погрузчика с целью устройства рабочего места, с которого можно безопасно работать.

2.1.42. Спредер - грузозахватный орган, предназначенный для автоматического строповки сверху крупнотоннажных контейнеров с угловыми фитингами при их перегрузки.

2.1.43. Статическая нагрузка - нагрузка, создаваемое выдерживанием в течение 10 мин груза превышает на 25% номинальную грузоподъемность и имеет расстояние центра тяжести D к передней поверхности спинки вил, установленного на вилы, поднятые на высоту от 200 мм до 300 мм с наклонным назад грузоподъемником (за наличие такого механизма).

2.1.44. Техническое обслуживание - комплекс операций или операция по поддержанию исправности или работоспособности погрузчика при использовании по назначению, хранения и транспортировки.

2.1.45. Штабелеукладчик - вилочный погрузчик малых габаритов и высокой маневренности, предназначенный для обслуживания стеллажей и работы преимущественно с грузами, уложенными на поддонах, на площадках (в помещениях) ограниченных размеров, вилы которого расположены над рамной конструкцией (выносными опорами).

2.1.46. Штабелеукладчик комбинированный - Штабелеукладчик, состоящий из комбинации составных частей, присущих разным типам погрузчиков, например Штабелеукладчики с вилами, расположенными между выносными опорами (лонжеронами), Штабелеукладчики с раздвижными выносными опорами (лонжеронами), Штабелеукладчики с выдвижным грузоподъемником, Штабелеукладчики с платформой т.д.

2.1.47. Штабелеукладчик самоходный - Штабелеукладчик, оборудованный механизмом для передвижения.

2.1.48. Штабелеукладчик с ручным передвижением - Штабелеукладчик, передвижения и маневрирования которого осуществляется работником путем толкания или буксировки напрямую вертикально или горизонтально расположенные рукоятки или дышло.

2.2. Термины "экспертное обследование (техническое диагностирование)", "технический осмотр" и "уполномоченная организация" применяются в значениях, определенных Порядком проведения осмотра, испытания и экспертного обследования (технического диагностирования) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 26.05.2004 N 687 (далее - НПАОП 0.00-6.18-04).

III. Опасность, связанная с эксплуатацией погрузчиков

3.1. Основные виды опасных факторов, которые могут возникнуть при эксплуатации и в случае нарушения условий эксплуатации погрузчиков:

3.1.1. Механические виды опасности, связанные с подъемными операциями погрузчиками и вызванные:

а) падением груза, столкновением, переброской погрузчика вследствие:

недостаточной устойчивости погрузчика;

неконтролируемого загрузки, перегрузки, превышения перекидного грузового момента;

неконтролируемой амплитуды движения механизмов и составных частей погрузчика;

неожиданного или непредвиденного движения груза;

несоответствующих переменных грузозахватных приспособлений и тары;

столкновения нескольких погрузчиков или погрузчиков с другими транспортными средствами;

б) недостаточной механической прочностью составных частей и деталей;

в) неправильным выбором цепей, сменных грузозахватных приспособлений и их неправильным установлением (навеской) на погрузчик;

г) неконтролируемым опусканием груза механизмом с фрикционным тормозом;

г) действием груза на работников (нанесение удара грузом или противовесом);

3.1.2. Механические виды опасности, связанные с составными частями погрузчика, с грузами, которые перемещаются, и обусловлены, например, формой (острые кромке, режущие элементы, остроконечные части и т.п.), местом установки, массой и устойчивостью (потенциальная энергия частей, которые могут быть урухомлени под действием силы тяжести), массой и скоростью (кинетическая энергия частей при контролируемого или неконтролируемого движений), ускорения, недостаточной механической прочностью, что может привести к опасным поломок или к разрушениям, накоплением энергии внутри погрузчика (в упругих элементах, в жидкостях, газах, находящихся под давлением) нарушением безопасных расстояний:

а) сдавливания;

в) розитнення или отсечения;

г) намотки, втягивания ли захват части одежды, конечностей т.п.;

д) укол или прокалывания;

е) разбрызгивания жидкости под высоким давлением;

е) потеря устойчивости элементов;

ж) скольжения, преткновения или падение (на погрузчики или с погрузчика) работников;

3.1.3. Электрические виды опасности от электрошока или ожогов, которые могут привести к травмам или смерти, или вследствие фактора неожиданности, вызванного электрическим ударом, - до падения работника по причине:

а) контакта работников с частями автопогрузчика, обычно находящихся под напряжением (прямой контакт);

б) контакта работников с частями автопогрузчика, находящихся под напряжением из-за неисправности (непрямой контакт);

в) действия электростатических процессов, например контакта работников с электрически заряженными частями;

г) термического излучения или таких процессов, как разбрызгивание расплавленных веществ, химических процессов при коротких замыканий и т.п.;

3.1.4. Термические виды опасности, приводящие к ожогам, обморожения и других травм, вызванных:

а) контактом работников с предметами или материалами с очень высокой или низкой температурой;

б) пламенем или взрывом;

в) работой в горячем или холодном производственной среде;

3.1.5. Опасность, вызванная шумом, что может привести к:

а) длительного нарушения остроты слуха;

б) звона в ушах;

в) усталости, стресса и т.д.;

г) иных последствий, например нарушений равновесия, ослабление внимания и т.п.;

г) помехи языковым коммуникациям, акустическим сигналам т.п.;

3.1.6. Опасность, вызванная вибрацией, что может привести к значительным нарушениям здоровья (расстройство сосудистой и нервной систем, нарушения кровообращения, болезни суставов и др.);

3.1.7. Опасность, вызванная материалами, веществами (и их компонентами), используемых или выделяет погрузчик, что работает, а также перемещаемыми грузами вследствие:

а) их вдыхания, заглатывания обслуживающим и ремонтным персоналом вредных для здоровья жидкостей, газов, аэрозолей, паров и пыли, а также их контакта с кожей, глазами и слизистой оболочкой, проникновение через кожный покров;

б) пожаро-и взрывоопасности;

3.1.8. Опасность, вызванная попранием эргономических требований и принципов при разработке машин:

а) неудобная рабочая поза или чрезмерное или повторяющееся физическую нагрузку на организм водителя;

б) пренебрежение средствами индивидуальной защиты;

в) недостаточное местное освещение;

г) умственное перегрузки, стресс и т.д., возникающие во время рабочего процесса, процесса контроля за работой погрузчика или технического обслуживания в пределах их использования по назначению;

г) неудобная конструкция, размещение или маркировка элементов управления;

д) неудобная конструкция или размещение приборов контроля;

3.1.9. Опасность, вызванная неожиданным запуском, неожиданным превышением скорости и т.д., вследствие:

а) выхода из строя или нарушения в работе системы управления;

б) прекращение подачи энергии и восстановление энергоснабжения после перерыва;

в) внешнего воздействия на электрооборудование;

г) действия природных атмосферных факторов;

г) ошибки водителя в управлении погрузчиком (за недостаточной соответствие погрузчика способностям и навыкам водителя);

3.1.10. Опасность, вызванная ошибками производителя при составлении руководства по эксплуатации и т.п.;

3.1.11. Опасность, вызванная поломками при работе, вследствие:

а) усталостного разрушения;

б) недопустимого величины деформации;

в) критического износа;

г) коррозии;

3.1.12. Опасность, вызванная предметами, падающими (инструмента, деталей погрузчика, вещей обслуживающего и ремонтного персонала и т.д.);

3.1.13. Опасность, вызванная движением погрузчика, его каретки:

а) движение при запуск двигателя;

б) движение в отсутствие водителя на своем месте;

в) движение при отсутствии надежного закрепления всех составных частей, деталей;

3.1.14. Опасность, связанная с рабочим местом водителя погрузчика, вследствие:

а) падение водителя при попытке занять или покинуть рабочее место;

б) выбросов газов на рабочем месте;

в) пожара (воспламеняемость кабины, недостаток средств пожаротушения;

г) механических видов опасности на рабочем месте (контактирование с подвижными частями, наезд, падение предметов);

г) недостаточного обзора с рабочего места;

д) неподходящего освещения;

е) неудобного места для сидения;

е) шума на рабочем месте;

ж) вибрации на рабочем месте;

3.1.15. Опасность, связанная с системой управления:

а) неправильное размещение органов управления;

б) неправильная конструкция органов управления и неправильный режим их работы;

3.1.16. Опасность, связанная с источниками и передачей энергии:

а) опасность, связанная с двигателем и аккумуляторами;

б) опасность, связанная с передачей энергии между оборудованием погрузчика;

в) опасность, связанная с соединениями и средствами буксировки;

3.1.17. Опасность, связанная с третьими лицами:

а) несанкционированный запуск или эксплуатация;

б) отсутствие или несоответствие визуальных или звуковых предупредительных сигналов;

3.1.18. Опасность, связанная с неблагоприятными природными факторами:

б) снеговую нагрузку;

в) гололедица, оледенения;

г) сейсмическую нагрузку;

г) грозовые электрические разряды.

3.2. Риски обслуживающего и ремонтного персонала от воздействия вышеприведенной опасности должны быть исключены или сведены к минимуму за счет выполнения мер, направленных на предупреждение прогнозируемых рисков и обеспечения безопасности при эксплуатации погрузчика, приведенных в этих Правилах.

При разработке погрузчиков должен быть проведен анализ прогнозируемой опасности, опасных ситуаций и опасных случаев, порождаемых механическим, электрическим, химическим (от сырья, материалов и других веществ), термическим (тепловым) воздействием, а также нарушением требований эргономики и другими причинами.

  • Основные характеристики современных компьютерных сетей (производительность, безопасность, отказоустойчивость, расширяемость, масштабируемость, прозрачность, совместимость)

  • Сегодня многие склады используют для работы специальное подъемно-транспортное оборудование, такое как тележки, штабелеры или погрузчики. Как известно, штабелеры и погрузчики - это техника, требующая наличия не только специальных навыков по ее управлению, но и техника, работа с которой требует строгого соблюдения техники безопасности. В противном случае, водитель погрузчика может причинить вред не только себе, но и другим сотрудникам склада, грузу или стеллажной конструкции. К сожалению, очень часто сотрудники склада пренебрегают нормами безопасности, предпочитая делать «как быстрее» и «как проще».

    Практика показала, что к самым частым аварийным ситуациям относятся:

    • Наезд на сотрудников склада;
    • Опрокидывание погрузчика;
    • Получение травм водителем при перемещении груза;
    • Получение травм сотрудником склада при перемещении груза;
    • Падение водителя из кабины;
    • Падение плохо закрепленного груза и его порча;
    • Наезд на стеллажные конструкции;
    • Другие аварийные ситуации.

    Чтобы не допустить возникновения опасных моментов, которые могут привести к несчастному случаю, водитель погрузчика должен пройти специализированное обучение и четко знать технику безопасности. Разрабатывая внутренний документ, регламентирующий работу водителя погрузчика, следует учесть такие разделы как действия водителя перед началом работы, действия по перемещению груза, действия по окончании работ. Какие же требования должны быть включены в данный документ?

    Начало работы. Осмотр погрузчика

    Перед началом работы водитель погрузчика должен пройти медицинский осмотр, переодеться в спецодежду, при необходимости надеть средства индивидуальной защиты (каска, очки, специальная обувь). После этого водитель должен произвести осмотр своего погрузчика.

    Зачастую, серьезных проблем можно избежать только за счет того, что перед началом работы водитель провел тщательный осмотр техники и, заметив неисправность, передал погрузчик на ремонт. Что должен проверить водитель?

    • Состояние шин. Если погрузчик оснащен пневмошинами, то необходимо проверить давление в них. Если же техника оснащена шинами типа «Суперэлатик», необходимо проверить, нет ли на шинах выбоин или оторванных кусочков материала.
    • Фары, стоп-сигналы, проблесковые маячки. В случае неисправности каких-либо элементов, водитель должен поставить в известность ответственное лицо.
    • Заряд аккумулятора , если у вас электропогрузчики.
    • Состояние топливной системы , если у вас погрузчики с двигателем внутреннего сгорания. Водитель должен посмотреть, нет ли утечек топлива. Если погрузчик работает на сжиженном газе, водитель должен проверить надежность крепления газового резервуара.
    • Подъемный механизм, цепи, мачту и каретку, сварные швы кронштейнов. В случае обнаружения каких-либо дефектов необходимо сообщить о них ответственному лицу.

    После визуального осмотра погрузчика водитель должен проверить исправность тормозной системы (как ручного тормоза, так и ножного), исправность гидравлической системы, а также исправность звукового сигнала. Только после того, как погрузчик был осмотрен внешне и протестирован на предмет полной работоспособности, водитель может приступать к работе.

    Перемещение груза, разгрузочно-погрузочные работы

    Прежде всего, важно знать, что водитель погрузчика должен выполнять только те функции, которые входят в его обязанности. Перемещение груза должно производиться по принятой руководством безопасной технологии переработки груза, а не по технологии «так проще, так быстрее». Безопасная работа по перемещению груза предполагает соблюдение следующих предписаний:

    • При движении погрузчика с грузом или без, рама должна быть установлена в транспортное положение, при котором рама отклонена назад, а вилы подняты над землей на 20-30 сантиметров;
    • Если водитель должен переместить груз, заслоняющий дорогу, его должен сопровождать сотрудник склада. Сотрудник склада указывает дорогу и подает сигналы. Транспортировка такого груза производится задним ходом.
    • При наклоне рамы с поднятым грузом водитель должен соблюдать особую осторожность. Водитель не должен резко тормозить или резко перемещать рычаг управления цилиндра наклона. В противном случае, погрузчик может опрокинуться или груз, находящийся на вилах, может выпасть.
    • Водитель погрузчика обязать подавать сигнал при движении задним ходом, при поворотах, когда погрузчик трогается с места, а также при движении в местах скопления людей, при движении через ворота и при движении в проходах.
    • Водитель должен соблюдать особую осторожность при движении по узким проходам. В противном случае погрузчик может задеть конструкцию стеллажной системы, что может привести к повреждению техники, конструкции системы хранения и ее обрушению.
    • Если погрузчик потерял равновесие (например, задние колеса оторвались от земли), водитель должен опустить груз вниз.
    • Наклон грузоподъемника с поднятым вверх товаром можно производить только после того, как погрузчик подъехал к штабелю вплотную.
    • Перемещение груза может осуществляться только в том случае, если груз расположен вплотную к раме грузоподъемника, а сам груз расположен равномерно относительно вил.
    • Перемещаться по складу нужно плавно, избегая резких поворотов. Особенно, когда погрузчик перевозит груз.
    • Негабаритные грузы должны быть надежно зафиксированы, чтобы предотвратить их падение во время их перемещения.
    • К месту разгрузки водитель должен подъезжать только на низшей передаче, чтобы не допускать резкого торможения.
    • Водитель должен перемещаться по складу только с разрешенной скоростью, которая составляет не более 5 километров в час.

    Теперь давайте поговорим о том, что категорически не должен делать водитель погрузчика.

    Водителям погрузчика категорически запрещается:

    • Выполнять работу, которая не включена в их служебные обязанности.
    • Работать на неисправном погрузчике.
    • Осуществлять самостоятельный ремонт погрузчика, если это не включено в служебные обязанности.
    • Применять способы перемещения товара, не предусмотренные принятой технологией обработки грузов.
    • Осуществлять работу в неосвещенном или плохо освещенном помещении.
    • Перемещаться по складу со скоростью более 5 километров в час.
    • Перемещаться по складу с поднятым грузом.
    • Поднимать или опускать груз во время движения.
    • Перевозить плохо закрепленный груз.
    • Перевозить груз, превышающий грузоподъемность транспорта.
    • Работать на уклоне более 10 градусов.
    • Выходить из кабины погрузчика при поднятом грузе.
    • Высовывать голову из кабины погрузчика.
    • Поднимать на погрузчике людей.

    Перед началом рабочего дня нового водителя необходимо провести для него вводный инструктаж и обязательно ознакомить водителя с техникой безопасности. Конечно, при прохождении курсов управления погрузчиков, будущим водителям дают ознакомиться, а зачастую и сдать тест по технике безопасности. Рекомендуем вам сделать тоже самое. Проводите тест несколько раз в год, чтобы водители не забыли о правилах безопасности.



    Просмотров