Инструкция по эксплуатации погрузчиков: вилочных и фронтальных. Безопасность при эксплуатации фронтальных погрузчиков На какое расстояние может перемещаться фронтальный погрузчик

Безопасность работы на автопогрузчиках


Работать можно только на исправных автопогрузчиках. Автопогрузчики, имеющие колеса с грузовыми лентами, используются только на железобетонных, асфальтобетонных и других гладких и прочных покрытиях. Автопогрузчики на пневмошинах, кроме того, могут использоваться на каменных и выровненных земляных площадках.

В зоне работы автопогрузчика (площадка, необходимая для маневрирования при подъеме и транспортирования к месту погрузки и разгрузки) во время укладки и разборки штабелей грузов не следует переносить и перевозить грузы и проводить другие погрузочно-разгрузочные работы.

При захвате груза автопогрузчиком необходимо выполнять следующие требования:
— размещать груз на захватной вилке так, чтобы опрокидывающий момент был наименьшим, и груз при этом был прижат к вертикальной части захватной вилки;
— при захвате вилкой погрузчика груз следует распределять равномерно на обе лапы, а выступать он может вперед за пределы вилки не более чем на треть длины лап;
— укладывать груз не выше защитного устройства, предохраняющего рабочее место водителя от падения на него груза через раму автопогрузчика. Выше защитного устройства можно укладывать только крупногабаритные грузы, но не более одного места, при этом должно быть назначено лицо для руководства движением автопогрузчика;
— запрещается отрывать примерзший или зажатый груз, поднимать его при отсутствии под ним просвета, необходимого для свободного прохода вилки, и укладывать груз краном непосредственно на захватное устройство автопогрузчика.



Для обеспечения согласованной и безопасной работы при укладке длинномерных грузов спаренными автопогрузчиками выделяется специальный рабочий.

При транспортировке груза автопогрузчиком его рама должна быть отклонена назад до отказа, а захватное устройство должно обеспечивать высоту подъема груза от земли не менее дорожного просвета автопогрузчика и не более 0,5 м для автопогрузчиков на пневматических шинах и на 0,25 м для автопогрузчиков на тентах. Максимальный продольный уклон, по которому разрешается транспортировать грузы автопогрузчиками, равен углу наклона ~рамы назад минус 3°. Длинномерные грузы разрешается транспортировать только на открытых территориях с ровным покрытием. При этом способ захвата груза должен исключать возможность его развала или падения в сторону. Предварительно груз необходимо увязать в пакет*ы. Транспортировать груз следует на прокладках. При перемещении стрелой крана не допустимо раскачивание груза. В местах скопления людей, в проходах, при проезде мимо дверей, при поворотах, проезде через ворота, пересечении рельсовых путей необходимо замедлять движение и сигналить. Запрещается останавливать погрузчик на рельсовых путях или в проездах.

При использовании автопогрузчика с крановой стрелой следует соблюдать все требования, относящиеся к кранам.

Безопасность работы на внутризаводском электротранспорте

Эксплуатация электропогрузчиков. Наряду с автотранспортом для погрузки, разгрузки и транспортировки кусковых и мелкоштучных материалов применяются аккумуляторные электропогрузчики, электрокары, электрокарные краны и другие транспортные средства.

Для работы с тарно-штучными грузами широко применяются малогабаритные аккумуляторные электропогрузчики грузоподъемностью от 0,5 до 2 т. От других машин они отличаются наибольшей универсальностью и экономичностью.

Основным грузозахватным приспособлением электропогрузчика являются вилки. Ими захватывают штучные грузы, тяжеловесные ящики и другие грузы. Для транспортировки бочек и ящиков погрузчики должны быть снабжены зажимными лапами, захватывающими груз с боков. Для того чтобы тюки, рулоны и пакеты не разваливались во время транспортировки, грузовые места следует укладывать плотно и по возможности вперевязку. Перемещение бутылей с жидкостями разрешается только в специальных поддонах с гнездами или ограждающими бортами. Если при перемещении большого пакета или громоздкого груза не видно дороги, то погрузчик может двигаться задним ходом.

Поднимать и транспортировать мелкоштучные грузы с помощью электропогрузчиков разрешается только в специальной таре, приспособленной для электропогрузчиков в соответствии с грузоподъемностью машины и таблицей допустимых нагрузок на вилках электропогрузчика, в зависимости от положения центра тяжести груза.

При перевозке груза без тары необходимо следить за тем, чтобы он был надежно уложен на вилочном захвате и не касался дороги.

При использовании вилочных захватов последние должны подводиться под тару или другой груз и выводиться из-под него только на первой скорости, груз должен располагаться равномерно и устойчиво относительно правой и левой вилок и упираться в вертикальную раму подъемника. Груз может выходить за пределы вилок вперед не более чем на треть их длины.

Перед подъемом и опусканием груза необходимо предварительно осмотреться, чтобы случайно не задеть за выступающие части оборудования; не допускается присутствие людей под поднятым грузом.

Для транспортировки груза необходимо поднять его на 200- 300 мм от земли и полностью наклонить подъемник на себя.

Поднимают и складируют груз электропогрузчиком на ровной горизонтальной площадке.

Запрещается поднимать или перемещать груз при помощи только одной вилки электропогрузчика, а также поднимать, опускать и перевозить людей на вилочном захвате электропогрузчика.

Одним из главных требований техники безопасности при эксплуатации погрузчиков является строгий контроль за тормозной системой подъема, опускания и наклона грузоподъемной рамы и механизмов рулевого управления. Не реже раза в месяц необходимо осматривать основные части погрузчика. После осмотра рекомендуется испытание - подъем груза, превышающего по массе на 15 % номинальную грузоподъемность погрузчика. При осмотре технического состояния электропогрузчика вилочный захват следует опустить в крайнее нижнее положение.

В целях пожарной безопасности в помещении для стоянки и технического обслуживания электропогрузчиков необходимы огнетушители и ящики с песком.

Эксплуатация электрокаров. При работе на электрокаре с подъемной платформой подъезжать к таре следует на тихом ходу, подводя платформу под.тару до отказа, избегая ударов машины о тару. После этого следует поднять платформу на такую высоту, чтобы расстояние между нижней точкой тары и поверхностью пути движения было не менее 50 мм. Загрузка тары допускается не выше ее бортов.

При перевозке груза без тары необходимо следить за тем, чтобы груз был наделано уложен на платформе электрокара и не касался поверхности пути движения.

На 1,5-т электрокарах перевозка людей (грузчиков, транспортировщиков) допускается в случае, если платформа не загружена; при загруженной платформе должны быть места, специально оборудованные для этой цели.

Электрокары, выпускаемые на линию, должны иметь номерной знак и исправные звуковой сигнал, электрический замок, тормоз и рулевое управление.

Эксплуатация электрокарного крана. Поднимают и перемещают грузы электрокарным краном только в присутствии ответственного за безопасность работ на участке.

При подъеме и опускании груза необходимо следить за положением стрелы. Запрещается поднимать или опускать груз массой более чем предусмотрено для данного наклона стрелы крана1.

Подъем груза краном разрешается при условии нахождения самого электрокара на ровной горизонтальной площадке. Не допускается нахождение людей под стрелой.

Запрещается подтаскивать груз краном, отрывать закрепленный или примерзший груз, а также переключать механизм подъема из положения «подъем крана» в положение «подъем стрелы» и обратно.

Перед включением механизма движения электрокарного крана необходимо установить стрелу крана по центральной оси самой машины и закрепить ее в этом положении.

К самостоятельному управлению электропогрузчиком, электрокаром и электрокарным краном допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинские освидетельствование и обучение и сдавшие экзамен в квалификационной комиссии под председательством начальника электрокарного цеха или его заместителя.

После получения удостоверения на право управления электропогрузчиком, электрокаром или электрокарным краном электрокарщик проходит стажировку на данной машине в цехах завода, предприятия под наблюдением опытного водителя и под контролем мастера участка.

По мере приобретения необходимых практических навыков по управлению данной машиной в производственных условиях начальник эксплуатации дает заключение о допуске электрокарщика к самостоятельному управлению машиной.

Во время работы водитель должен иметь при себе удостоверение на право управления электропогрузчиком, электрокаром или электрокарным краном.

Для подъема, перегрузки или перемещения сыпучих материалов в вертикальном или близком к вертикальному направлению служат ковшовые элеваторы и скиповые подъемники.

Для обеспечения безопасной работы элеваторов необходимо следить, чтобы блоки цепных или барабаны ленточных элеваторов были прочно посажены на валы приводного механизма и натяжного устройства. Ковши элеваторов прочно и без перекосов крепятся на цепи или ленте. Скиповые подъемники должны быть снабжены электромагнитным тормозом, на подъемном механизме или лебедке, концевыми выключателями для крайних положений скипа, реле перегрузки и регулирования скорости, установленной по паспорту скипового подъемника.

При эксплуатации скреперной лебедки моторист должен постоянно наблюдать за ковшом: необходимо обеспечить полную видимость скреперного ковша и удобное управление лебедкой.

Перед пуском лебедки в работу необходимо осмотреть и проверить приводную станцию, убедиться в исправности всех механизмов и деталей, в правильном их положении.

Во время работы лебедки необходимо следить за тем, чтобы трос правильно навивался на барабан. Категорически воспрещается посторонним находиться вблизи натянутых тросов скреперов.

Применением контейнеров решается задача комплексной механизации транспортных операций и прежде всего механизации тяжелых И трудоемких погрузочно-разгрузочных работ.

К атегория: - Строповка грузов

ПРАВИЛА устройства и безопасной эксплуатации погрузчиков

I. Общие положения

1.1. Правила устройства и безопасной эксплуатации погрузчиков (далее - Правила) устанавливают требования к устройству, изготовлению, реконструкции, модернизации, ремонту и эксплуатации погрузчиков.

1.2. Действие настоящих Правил распространяется на:

a) вилочные погрузчики с противовесом (автопогрузчики и электропогрузчики);

б) погрузчики с выдвижными грузоподъемником или вилами;

в) погрузчики с вилами, расположенными между выносными опорами (лонжеронами);

г) погрузчики с платформой;

г) погрузчики с рабочим местом водителя, поднимается;

д) погрузчики с боковой взятием груза (односторонние, двухсторонние, фронтально-боковые т.п.);

е) Штабелеукладчики:

самоходные (с рабочим местом водителя или управляемые с пола);

с ручным передвижением (с электрическим или гидравлическим приводом подъема, с подъемом ручной лебедкой);

комбинированные.

Типы погрузчиков, на которые распространяются данные Правила, приведенные в приложении 1.

1.3. Требования этих Правил в части требований к строению распространяются на погрузчики и Штабелеукладчики (далее - погрузчики), изготовленные после вступления в силу настоящих Правил, а в части требований к эксплуатации, ремонту, реконструкции, модернизации и к изготовлению составных частей погрузчиков для этих целей - также и на находящиеся в эксплуатации.

1.4. Настоящие Правила не распространяется на тележки грузовые с подъемным устройством; фронтальные, напивповоротни, перекидные одноковшовые, вилочные и грейферные погрузчики, оснащенные рычажной системой, на снегопогрузчики, на многоковшовые погрузчики и погрузчики с лапами, что нагребают, а также на погрузчики фронтальные стреловые погрузчики (с телескопической стрелой).

II. Определение терминов

2.1. В этих Правилах использованы термины, установленные действующими нормативно-правовыми актами, стандартами, санитарными нормами и правилами (далее - НД) Ниже приведены термины, дополнительно использованы в настоящих Правилах, и определения обозначенных ими понятий.

2.1.1. Грузоподъемность номинальная - наибольшая масса груза, указанная производителем, который может транспортировать и поднимать погрузчик Штабелеукладчик) на высоту, равную:

3300 мм или наибольшая высота, если высота подъема меньше 3300 мм (вилочные погрузчики с противовесом; погрузчики с местом водителя, поднимается; погрузчики с боковой взятием груза);

3300 мм при расстоянии D (400 мм, 500 мм или 600 мм) между центром тяжести груза и передней поверхностью спинки вил, с вертикальным грузоподъемником и горизонтальными вилами (погрузчики (Штабелеукладчики) с выдвижными грузоподъемником или вилами и погрузчики (Штабелеукладчики) с вилами, расположенными между выносными опорами (лонжеронами));

2500 мм при расстоянии между вилами или ширине платформы до 690 мм включительно или 3300 мм при расстоянии между вилами или ширине платформы более 690 мм при расстоянии D (400 мм, 500 мм или 600 мм) между центром тяжести груза и передней поверхностью спинки вил либо упором платформы (Штабелеукладчики и погрузчики с платформой).

2.1.2. Грузоподъемник - грузоподъемный механизм погрузчика, состоящий из закрепленной неподвижно или с возможностью наклона вперед-назад на определенный угол вертикальной рамы, в которой вертикально перемещается грузовая каретка или одна из нескольких подвижных направляющих с кареткой.

2.1.3. Грузоподъемник нетелескопичний (простой) - Грузоподъемник, состоящий только из одной пары направляющих.

2.1.4. Грузоподъемник телескопический - Грузоподъемник, состоящий из закрепленной неподвижно пары вертикальных направляющих и одной (или нескольких) подвижных направляющих.

2.1.5. Верхняя поверхность клыка - поверхность клыка, на которой располагается груз.

2.1.6. Высота свободного подъема - расстояние от опорной поверхности колес до верхней поверхности клыки, поднятого на высоту, при которой начинается увеличение габаритной высоты вертикально установленного Грузоподъемника.

2.1.7. Высота подъема - наибольшее расстояние от верхней поверхности клыки поднятых вил, установленных в горизонтальное положение, к опорной поверхности колес.

2.1.8. Высота подъема номинальная - установленная производителем высота подъема, на которую разрешается поднимать номинальный груз.

2.1.9. Высота подъема максимальная - наибольшая высота, на которую разрешается подъема груза.

2.1.10. Тележка грузовой с подъемным устройством - тележка, оснащенный устройством с вилами или платформой для подъема груза на высоту, достаточную только для обеспечения его перемещения.

2.1.11. Водитель погрузчика - работник, ответственный за движение погрузчика (Штабелеукладчики).

Водитель во время управления может сидеть, полусидеть или стоять в погрузчики (Штабелеукладчики), стоять на платформе водителя, которая может состоять, возвращаться или подниматься вместе с вилами, может управлять с пола, сопровождая Штабелеукладчик пешком.

2.1.12. Динамическая нагрузка - нагрузка, создаваемое пятикратным выполнением таких операций (с грузом, превышающим на 10% номинальную грузоподъемность и имеет расстояние центра тяжести D (рисунок 1):

подъема на полную высоту и опускания на площадку с 2-3 остановками с наклонным назад грузоподъемником;

наклонения Грузоподъемника полностью вперед и назад с вилами, поднятыми на высоту от 900 мм до 1000 мм.

2.1.13. Диаграмма грузоподъемности - диаграмма зависимости грузоподъемности погрузчика от расстояния центра тяжести груза до передней поверхности спинки вил или от высоты подъема груза.

2.1.14. Длинномерный груз - груз, который имеет длину более 2 м.

2.1.15. Дополнительная платформа - грузовая платформа, доступная с платформы водителя (кабины или места водителя) и предназначена для установки на Грузоподъемники (закреплена на каретке и (или) на вилах т.п.) комплектовщика или погрузчика с местом водителя, поднимается.

2.1.16. Эксплуатация - стадия жизненного цикла погрузчика, на которой реализуют, поддерживают и восстанавливают качество погрузчика.

Эксплуатация охватывает этапы ввода а эксплуатацию, использование по назначению, хранение в процессе эксплуатации, техническое обслуживание, ремонт, прекращение эксплуатации, списания (передачи, утилизации, уничтожения).

2.1.17. Сменный грузозахватный устройство - устройство, например, удлинитель, штыревой захватчик, безблокова стрела, сталкивателем, каретка поперечного перемещения, кантователь, боковой захватчик, что смещается, захватчик-кантователь, ковш т.д.), которым может оснащаться погрузчик в дополнение к вил (платформы) или вместо них, для обеспечения перемещения различных грузов (рулонов, мешков, бочек, навалочных грузов и т.п.).

2.1.18. Клык - горизонтальная часть вил, несущий груз.

2.1.19. Каретка - подвижная составляющая Грузоподъемника, надетая на закрепленную неподвижно вертикальную раму (в случае нетелескопичного Грузоподъемника) или на последнюю (внутреннюю) подвижную направляющую (в случае телескопического Грузоподъемника), которая несет вилы или сменные грузозахватные устройства.

2.1.20. Коэффициент торможения С b - отношение, выраженное в процентах:

а) замедление а, м/с 2 , необходимого для полного торможение погрузчика, к ускорению свободного падения g, м/с 2:

C b = a/g*100; (1)

б) силы торможения F b , Н, развивающаяся погрузчиком, к силе тяжести массы m этого погрузчика:

C b = F b /mg*100 (2)

где m , кг - масса погрузчика с номинальным грузом.

2.1.21. Комплектовщик - погрузчик, оснащенный платформой водителя, которая может подниматься вместе с вилами, что позволяет водителю загружать (разгружать) груз со стеллажа в загрузочное устройство или дополнительную платформу.

2.1.22. Угол свободного поворота рулевого колеса - угол поворота рулевого колеса при работающем двигателе без сдвигания управляемых колес.

2.1.23. Модернизация - внесение изменений в конструкцию погрузчика, повышающие его безопасность, технический уровень или улучшают экономические характеристики путем замены отдельных составных частей на более современные при сохранении основных технических характеристик погрузчика, которые не повышается, перераспределения нагрузок или уменьшение собственного или грузовой устойчивости.

2.1.24. Погрузчик - машина циклического действия, относящегося к безрельсового нижнего транспорта (технологических транспортных средств), оборудована подъемным механизмом (грузоподъемником) и вилами (платформой) или одним из переменных грузозахватных приспособлений для обеспечения подъема, транспортировки, погрузки и разгрузки, штабелирования и укладки грузов.

2.1.25. Погрузчик вилочный с противовесом - погрузчик, оснащенный вилами или одним из переменных грузозахватных приспособлений, у которого груз, расположенный консольно относительно передних колес, уравновешивается массой погрузчика.

2.1.26. Погрузчик с боковой взятием груза (односторонняя) - погрузчик Грузоподъемник или каретка которого могут быть выдвинуты и перемещенные назад между осями (передним и задним мостами) шасси перпендикулярно продольной оси шасси, что позволяет подхватывать и поднимать груз без тары в уравновешенном положении относительно одной стороны машины и штабелировать разбирать штабель рядом с погрузчиком.

2.1.27. Погрузчик с боковой взятием груза (двусторонний) - погрузчик, способный штабелировать и извлекать груз по обе стороны по направлению движения погрузчика.

2.1.28. Погрузчик с боковой взятием груза (фронтально-боковой) - погрузчик, способный штабелировать и извлекать груз спереди и с обеих сторон в направлении движения погрузчика.

2.1.29. Погрузчик с вилами, расположенными между выносными опорами (лонжеронами), - погрузчик, вилы которого расположены между разнесенными по ширине выносными опорами (лонжеронами), а центр тяжести груза всегда находится внутри опорного контура.

2.1.30. Погрузчик с выдвижными грузоподъемником или вилами - погрузчик, оснащенный выносными опорами (лонжеронами), у которого груз может быть дополнительно перемещен путем передвижения Грузоподъемника или грузовой плиты с вилами.

2.1.31. Погрузчик с рабочим местом водителя, поднимается, - погрузчик, оснащенный платформой водителя, которая может подниматься вместе с грузом при штабелировании.

2.1.32. Погрузчик с платформой - погрузчик, оснащенный грузовой платформой, расположенной над рамной конструкцией (выносными опорами).

2.1.33. Опасная зона погрузчика - пространство, в котором работники подвергаются риску относительно своего здоровья или безопасности результате перемещения груза погрузчиком или вследствие падения груза во время его перемещения и штабелирования погрузчиком с учетом горизонтальной проекции на землю траектории перемещения крупнейшего внешнего габарита груза и расстояния возможного отлет груза.

2.1.34. Негабаритный груз - груз, который превышает установленный габарит.

2.1.35. Передняя поверхность спинки вил - поверхность спинки, в которую упирается груз и от которой измеряется расстояние D до его центра тяжести.

2.1.36. Платформа водителя - составная часть погрузчика, на которой располагается водитель для управления погрузчиком.

2.1.37. Преодолеваемый подъем - прямолинейный участок площадки с усовершенствованным покрытием, имеющим уклон не менее указанного в НД и преодолена погрузчиком (погрузчики с двигателем внутреннего сгорания (далее - ДВС) - на низшей передаче коробки передач или гидромеханической передачи на длине уклона, указанной в руководстве по эксплуатации, а электропогрузчики - в режиме работы тягового электродвигателя S2 с длительностью, указанной в руководстве по эксплуатации).

2.1.38. Реконструкция - изменение основных технических характеристик погрузчика (грузоподъемности, скорости механизмов, высоты подъема), конструкции переменных грузозахватных приспособлений, типа привода, а также другие изменения, вызывающие повышение, перераспределение нагрузок, а также уменьшение грузовой или собственной устойчивости.

2.1.39. Ремонт - восстановление и (или) замена на новые поврежденных, изношенных или ставших непригодными по любой причине, составляющих частей и деталей погрузчиков (металлических конструкций, механизмов, гидропривода, электропривода, устройств безопасности и т.д.) с доведением их до исправного и работоспособного состояния, в том числе проведено в соответствии с системой планово-предупредительных ремонтов.

2.1.40. Рабочая зона загрузки - площадка, необходимый для маневрирования погрузчика при подъезда к месту погрузки или разгрузки и видьизу назад.

2.1.41. Рабочая платформа - конструкция, предназначенная для установки на Грузоподъемники (закреплена на каретке и (или) на вилах) погрузчика с целью устройства рабочего места, с которого можно безопасно работать.

2.1.42. Спредер - грузозахватный орган, предназначенный для автоматического строповки сверху крупнотоннажных контейнеров с угловыми фитингами при их перегрузки.

2.1.43. Статическая нагрузка - нагрузка, создаваемое выдерживанием в течение 10 мин груза превышает на 25% номинальную грузоподъемность и имеет расстояние центра тяжести D к передней поверхности спинки вил, установленного на вилы, поднятые на высоту от 200 мм до 300 мм с наклонным назад грузоподъемником (за наличие такого механизма).

2.1.44. Техническое обслуживание - комплекс операций или операция по поддержанию исправности или работоспособности погрузчика при использовании по назначению, хранения и транспортировки.

2.1.45. Штабелеукладчик - вилочный погрузчик малых габаритов и высокой маневренности, предназначенный для обслуживания стеллажей и работы преимущественно с грузами, уложенными на поддонах, на площадках (в помещениях) ограниченных размеров, вилы которого расположены над рамной конструкцией (выносными опорами).

2.1.46. Штабелеукладчик комбинированный - Штабелеукладчик, состоящий из комбинации составных частей, присущих разным типам погрузчиков, например Штабелеукладчики с вилами, расположенными между выносными опорами (лонжеронами), Штабелеукладчики с раздвижными выносными опорами (лонжеронами), Штабелеукладчики с выдвижным грузоподъемником, Штабелеукладчики с платформой т.д.

2.1.47. Штабелеукладчик самоходный - Штабелеукладчик, оборудованный механизмом для передвижения.

2.1.48. Штабелеукладчик с ручным передвижением - Штабелеукладчик, передвижения и маневрирования которого осуществляется работником путем толкания или буксировки напрямую вертикально или горизонтально расположенные рукоятки или дышло.

2.2. Термины "экспертное обследование (техническое диагностирование)", "технический осмотр" и "уполномоченная организация" применяются в значениях, определенных Порядком проведения осмотра, испытания и экспертного обследования (технического диагностирования) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 26.05.2004 N 687 (далее - НПАОП 0.00-6.18-04).

III. Опасность, связанная с эксплуатацией погрузчиков

3.1. Основные виды опасных факторов, которые могут возникнуть при эксплуатации и в случае нарушения условий эксплуатации погрузчиков:

3.1.1. Механические виды опасности, связанные с подъемными операциями погрузчиками и вызванные:

а) падением груза, столкновением, переброской погрузчика вследствие:

недостаточной устойчивости погрузчика;

неконтролируемого загрузки, перегрузки, превышения перекидного грузового момента;

неконтролируемой амплитуды движения механизмов и составных частей погрузчика;

неожиданного или непредвиденного движения груза;

несоответствующих переменных грузозахватных приспособлений и тары;

столкновения нескольких погрузчиков или погрузчиков с другими транспортными средствами;

б) недостаточной механической прочностью составных частей и деталей;

в) неправильным выбором цепей, сменных грузозахватных приспособлений и их неправильным установлением (навеской) на погрузчик;

г) неконтролируемым опусканием груза механизмом с фрикционным тормозом;

г) действием груза на работников (нанесение удара грузом или противовесом);

3.1.2. Механические виды опасности, связанные с составными частями погрузчика, с грузами, которые перемещаются, и обусловлены, например, формой (острые кромке, режущие элементы, остроконечные части и т.п.), местом установки, массой и устойчивостью (потенциальная энергия частей, которые могут быть урухомлени под действием силы тяжести), массой и скоростью (кинетическая энергия частей при контролируемого или неконтролируемого движений), ускорения, недостаточной механической прочностью, что может привести к опасным поломок или к разрушениям, накоплением энергии внутри погрузчика (в упругих элементах, в жидкостях, газах, находящихся под давлением) нарушением безопасных расстояний:

а) сдавливания;

в) розитнення или отсечения;

г) намотки, втягивания ли захват части одежды, конечностей т.п.;

д) укол или прокалывания;

е) разбрызгивания жидкости под высоким давлением;

е) потеря устойчивости элементов;

ж) скольжения, преткновения или падение (на погрузчики или с погрузчика) работников;

3.1.3. Электрические виды опасности от электрошока или ожогов, которые могут привести к травмам или смерти, или вследствие фактора неожиданности, вызванного электрическим ударом, - до падения работника по причине:

а) контакта работников с частями автопогрузчика, обычно находящихся под напряжением (прямой контакт);

б) контакта работников с частями автопогрузчика, находящихся под напряжением из-за неисправности (непрямой контакт);

в) действия электростатических процессов, например контакта работников с электрически заряженными частями;

г) термического излучения или таких процессов, как разбрызгивание расплавленных веществ, химических процессов при коротких замыканий и т.п.;

3.1.4. Термические виды опасности, приводящие к ожогам, обморожения и других травм, вызванных:

а) контактом работников с предметами или материалами с очень высокой или низкой температурой;

б) пламенем или взрывом;

в) работой в горячем или холодном производственной среде;

3.1.5. Опасность, вызванная шумом, что может привести к:

а) длительного нарушения остроты слуха;

б) звона в ушах;

в) усталости, стресса и т.д.;

г) иных последствий, например нарушений равновесия, ослабление внимания и т.п.;

г) помехи языковым коммуникациям, акустическим сигналам т.п.;

3.1.6. Опасность, вызванная вибрацией, что может привести к значительным нарушениям здоровья (расстройство сосудистой и нервной систем, нарушения кровообращения, болезни суставов и др.);

3.1.7. Опасность, вызванная материалами, веществами (и их компонентами), используемых или выделяет погрузчик, что работает, а также перемещаемыми грузами вследствие:

а) их вдыхания, заглатывания обслуживающим и ремонтным персоналом вредных для здоровья жидкостей, газов, аэрозолей, паров и пыли, а также их контакта с кожей, глазами и слизистой оболочкой, проникновение через кожный покров;

б) пожаро-и взрывоопасности;

3.1.8. Опасность, вызванная попранием эргономических требований и принципов при разработке машин:

а) неудобная рабочая поза или чрезмерное или повторяющееся физическую нагрузку на организм водителя;

б) пренебрежение средствами индивидуальной защиты;

в) недостаточное местное освещение;

г) умственное перегрузки, стресс и т.д., возникающие во время рабочего процесса, процесса контроля за работой погрузчика или технического обслуживания в пределах их использования по назначению;

г) неудобная конструкция, размещение или маркировка элементов управления;

д) неудобная конструкция или размещение приборов контроля;

3.1.9. Опасность, вызванная неожиданным запуском, неожиданным превышением скорости и т.д., вследствие:

а) выхода из строя или нарушения в работе системы управления;

б) прекращение подачи энергии и восстановление энергоснабжения после перерыва;

в) внешнего воздействия на электрооборудование;

г) действия природных атмосферных факторов;

г) ошибки водителя в управлении погрузчиком (за недостаточной соответствие погрузчика способностям и навыкам водителя);

3.1.10. Опасность, вызванная ошибками производителя при составлении руководства по эксплуатации и т.п.;

3.1.11. Опасность, вызванная поломками при работе, вследствие:

а) усталостного разрушения;

б) недопустимого величины деформации;

в) критического износа;

г) коррозии;

3.1.12. Опасность, вызванная предметами, падающими (инструмента, деталей погрузчика, вещей обслуживающего и ремонтного персонала и т.д.);

3.1.13. Опасность, вызванная движением погрузчика, его каретки:

а) движение при запуск двигателя;

б) движение в отсутствие водителя на своем месте;

в) движение при отсутствии надежного закрепления всех составных частей, деталей;

3.1.14. Опасность, связанная с рабочим местом водителя погрузчика, вследствие:

а) падение водителя при попытке занять или покинуть рабочее место;

б) выбросов газов на рабочем месте;

в) пожара (воспламеняемость кабины, недостаток средств пожаротушения;

г) механических видов опасности на рабочем месте (контактирование с подвижными частями, наезд, падение предметов);

г) недостаточного обзора с рабочего места;

д) неподходящего освещения;

е) неудобного места для сидения;

е) шума на рабочем месте;

ж) вибрации на рабочем месте;

3.1.15. Опасность, связанная с системой управления:

а) неправильное размещение органов управления;

б) неправильная конструкция органов управления и неправильный режим их работы;

3.1.16. Опасность, связанная с источниками и передачей энергии:

а) опасность, связанная с двигателем и аккумуляторами;

б) опасность, связанная с передачей энергии между оборудованием погрузчика;

в) опасность, связанная с соединениями и средствами буксировки;

3.1.17. Опасность, связанная с третьими лицами:

а) несанкционированный запуск или эксплуатация;

б) отсутствие или несоответствие визуальных или звуковых предупредительных сигналов;

3.1.18. Опасность, связанная с неблагоприятными природными факторами:

б) снеговую нагрузку;

в) гололедица, оледенения;

г) сейсмическую нагрузку;

г) грозовые электрические разряды.

3.2. Риски обслуживающего и ремонтного персонала от воздействия вышеприведенной опасности должны быть исключены или сведены к минимуму за счет выполнения мер, направленных на предупреждение прогнозируемых рисков и обеспечения безопасности при эксплуатации погрузчика, приведенных в этих Правилах.

При разработке погрузчиков должен быть проведен анализ прогнозируемой опасности, опасных ситуаций и опасных случаев, порождаемых механическим, электрическим, химическим (от сырья, материалов и других веществ), термическим (тепловым) воздействием, а также нарушением требований эргономики и другими причинами.

  • Основные характеристики современных компьютерных сетей (производительность, безопасность, отказоустойчивость, расширяемость, масштабируемость, прозрачность, совместимость)

  • В этой статье, уважаемые читатели, мы расскажем вам о специфике эксплуатации вилочного погрузчика, выделим основные правила техники безопасности, следуя которым вы гарантируете себе спокойную и гармоничную работу на погрузчике и возле него.

    В начале было… Сложно.

    Постепенно стираются границы между человеком и техникой. Теперь автомобили могут управлять собой. Мобильные телефоны разговаривают с нами, а специальная техника (вилочный, фрональный погрузчик, ричтрак, штабелер и т.д) помогает работникам склада обрабатывать тяжелые грузы.

    Сложно сегодня представить, что когда-то людям приходилось справляться с этой тяжелейшей работой самостоятельно. Процесс погрузки и разгрузки либо занимал в 20-30 раз больше времени, либо требовал значительного увеличения количества рабочей силы, что всегда влекло за собой колоссальные траты.

    На помощь бизнесу пришел наш партнер (ох, как мы сейчас гордимся) – . К концу 1920-х годов специалисты Clark Equipment совершили самую настоящую революцию, предложив миру свой «Tructier » – который по праву является первым в своем роде вилочным погрузчиком с двигателем внутреннего сгорания, работающим по законам гидравлики.

    С этого момента, к середине 1930-х годов, сначала в Америке, а потом и в Германии,Франции, СССР начали появляться все более совершенные модели, которые конкурировали между собой не только в цене, но и в маневренности, мощности, компактности, грузоподъемности. И этот процесс продолжается по сей день.

    Сегодня при постоянном развитии рынка складской логистики, с появлением таких систем как , и продолжает свое стремительное развитие и рынок . Представлено огромное количество различных моделей, каждая из которых выполняет свою конкретную функцию, становясь при этом с каждым годом все более экономичной и комфортной.


    К слову, не так давно, компания представила рынку более десятка моделей экологичной и экономной техники с литий-ионными аккумуляторами, работающей на двигателе переменного тока.

    Слегка коснувшись истории, теперь мы с вами перейдем к основной теме нашей сегодняшней статьи, где расскажем о том, как себя следует правильно вести и о чем не стоит забывать во время работы с погрузчиками.

    Ниже мы с вами рассмотрим этот вопрос с двух сторон – со стороны оператора и – со стороны пешехода.

    Техника безопасности для водителя погрузчика

    Очень важно, чтобы водители вилочных погрузчиков имели соответствующие разрешения, были обучены и аттестованы . Знакомство с погрузочной техникой следует начать с классического инструктажа. Время от времени напоминать основные правила безопасного использования складской техники не просто желательно, а необходимо. Ведь тот, кто осведомлен, тот вооружен.

    1. Не забывайте о дресс-коде!При эксплуатации погрузчике нужно обязательно одевать спецодежду (светоотражающие куртки, травмобезопасную обувь и каски), элементы которой не будут цепляться за детали погрузчика или мешать управлению.

    2. Чтобы не соскользнуть с платформы кабины погрузчика, не упасть на пол, следите за руками и обувью. Они не должны быть влажными или жирными.

    3. Перед началом работы на автопогрузчике всегда проверяйте технику и в случае неисправности сразу сообщайте об этом начальнику смены.

    4. Необходимые во время работы элементы (подлокотник, кресло, зеркала заднего вида) нужно правильно отрегулировать перед тем, как завести вилочный погрузчик.


    5. Сев в кабину оператора, не забудьте пристегнуться ремнем безопасности. Ни в коем случае не высовывайте руки, ноги или голову за пределы погрузчика. Двигайтесь только по заранее установленным зонам, не забывая смотреть по сторонам.

    6. Поддерживайте определенную дистанцию. Между техникой (от конца вил предыдущего погрузчика до передней части следующего) должно быть расстояние не менее 10 м, а на уклонах – не мене 20 м.

    7. Будьте крайне осторожны на скользких, неровных покрытиях. Старайтесь объезжать выбоины и кочки. Не стоит переезжать через любые предметы, оставленные на полу, поскольку это может привести к смещению или падению груза.

    8. Следите за скоростью перемещения, снижая ее перед поворотами. Запомните, что резко тормозить, трогаться и поворачиваться или изменять направление движения запрещено. Если вы перемещаетесь на погрузчике вверх по наклонной поверхности, двигайтесь передним ходом, если вниз – задним.

    9. При поворотах за угол или в местах, где могут находиться пешеходы, используйте звуковые предупреждающие сигналы. Таким образом вы обезопасите и себя, и других сотрудников.

    10. Следите за тем, чтобы при движении погрузчика на поворотахвилочный подхват был не поднят. А при транспортировке груза – и вовсе опущен до минимально допустимой высоты и наклонен назад. В таком случае в разы повышается устойчивость автомобиля и снижается до нуля вероятность опрокидывания груза.


    11. Всегда тщательно проверяйте положение товара на вилах перед подъемом, опусканием или движением. Груз нужно равномерно распределить на вилочных подхватах. Не размещайте товар на поврежденную или деформированную паллету. Поднимать и транспортировать незакрепленный товар или груз в неустойчивом положении запрещено. Чтобы зафиксировать на месте груз, можно использовать трос или ленту.

    12. Ни при каких условиях не превышайте установленную грузоподъемность погрузчика. И не занимайтесь погрузкой и разгрузкой на наклонной поверхности.

    13. Не позволяйте себе стоять или проходить под грузом или грузоподъемным механизмом, так как груз может упасть и нанести тяжелые травмы.

    14. Опасно просовывать руки или ноги между поперечными деталями мачты погрузчика. При опускании мачты конечности могут быть зажаты и серьезно травмированы.

    15. Постоянно следите за местонахождением пешеходов, держите с ними визуальный контакт. Будьте особенно осторожными в пешеходных зонах.

    16. Чтобы обеспечить хорошую круговую обзорность, нужно: перемещать товар на минимальной высоте; двигаться на погрузчике задним ходом, если только вы не перемещаетесь вверх по наклонной поверхности; двигаясь задним ходом, наклоняйте вилочный подхват погрузчика полностью назад и убедитесь в том, что товар надежно закреплен.

    17. Автопогрузчик предназначен транспортировать товары, а не людей. Поэтому никогда не перевозите на нем посторонних людей или других сотрудников (если только в кабине не предусмотрено второе кресло).

    18. Также не разрешается погрузчиками поднимать людей на высоту. Для этого используют специальные механизмы с надежно закрепленной платформой и перилами безопасности.

    19. По окончанию рабочей смены поставьте погрузчик на зарядку/заправку. Не забудьте опустить вилы погрузчика на землю, включите стояночный тормоз. Заглушите двигатель, извлеките ключ зажигания.

    20. Заряжать/заправлять погрузчик нужно в специально отведенных для этого помещениях, которые хорошо проветриваются, без источников искрения или открытого пламени. Не забывайте выключать погрузчик во время зарядки/заправки.

    Как правило, на крупных производственных объектах с большим количеством погрузчиков такие зоны обозначаются полосами движения, создавая пешеходные переходы. Зная об этом, водитель вилочного погрузчика ожидает увидеть там пешеходов, поэтому всегда снижает скорость или же подает предупреждающие сигналы.

    Техника безопасности работы на погрузчике — это одно из составляющих эффективной и бесперебойной работы склада. При соблюдении правил работы с погрузчиком и другой складской техникой можно избежать многих проблем. Часто проблемы возникают, когда персонал, работающий с погрузчиками, теряют бдительность и забывают про опасности при эксплуатации данной техники.

    Самыми распространенными аварийными ситуациями, по данным статистики, являются:

    • опрокидывание погрузчика;
    • наезд и травмирование пешеходов;
    • получение травм персоналом склада или водителя при работе с погрузчиком;
    • падение водителя из кабины.

    Для того, чтобы предотвратить аварийные ситуации и избежать травмы персонала во время работы с погрузочной техникой, следует проводить инструктаж по правилам техники безопасности. А также следует допускать к работе с техникой только водителей, которые прошли специальное обучение.

    Многих проблем можно избежать, если перед началом работы проводить осмотр погрузочной техники, а также вовремя производить ремонт погрузчика . Ведь даже при визуальном осмотре можно выявить дефекты механизма. Если все же были выявлены повреждения, то об этом стоит сообщить своему руководству.

    Перед работой на погрузчике необходимо:

    1. для начала осмотреть шины вилочного погрузчика. Выщерблены или оторванные кусочки резины могут привести к аварийной ситуации. Если же ваш погрузчик на пневматических колесах, то стоит проверить давления в шинах.
    2. необходимо проверить звуковые предупреждающие сигналы вашего погрузчика.
    3. проверить фары, стоп-сигналы, проблесковые маячки.
    4. при использовании электропогрузчика, убедиться в хорошем заряде аккумуляторной батареи. Если у вас погрузчик с двигателем внутреннего сгорания, то следует обратить внимание на топливную систему, посмотреть, нет ли каких-нибудь дефектов или утечек топлива. Для газовых погрузчиков необходимо проверить газовый резервуар, как надежно он закреплен, а также на наличие деформаций после последней эксплуатации.
    5. необходимо осмотреть подъемный механизм, цепи, кабели, шланги, и не забудьте про мачту и ее компоненты. Убедитесь, что на них нет трещин, и оцените степень износа.
    6. убедиться в исправности тормозной системы.
    7. протестировать гидравлическую систему. Проверить, нет ли где-нибудь утечки топлива.
    8. убедиться в отсутствии других видимых дефектов.

    Инструкция безопасности для водителей погрузчиков:

    1. к управлению погрузчиком могут быть допущены только специально обученные водители.
    2. во время работы на погрузчике, водителю запрещается высовывать руки, ноги, голову из кабины.
    3. вилы погрузчика при движении должны быть максимально опущены вниз, а мачта должна быть максимально наклонена назад.
    4. при повороте должна быть снижена скорость, а при маневре водитель должен внимательно следить за тем, чтобы не зацепить людей и стеллажи.
    5. необходимо внимательней относиться к зонам с плохим обзором, ведь там могут быть люди или другие препятствия.
    6. при работе погрузчика с грузом на уклоне вилы должны быть направлены вверх, для того чтобы груз не скатился. При отсутствии груза вилы погрузчика на уклоне должны быть направлены вниз. Разворот на уклоне запрещен.
    7. водитель должен знать предельную грузоподъемность техники, чтобы не перегружать его излишним весом.
    8. груз следует размещать как можно ближе к передним колесам, для сохранения устойчивости.
    9. запрещено поднимать и опускать вилы с грузом, пока погрузчик полностью не прекратит движения и не станет на ручной тормоз.
    10. перед подъемом груза удостоверьтесь в том, что сверху достаточно места для безопасной работы.
    11. категорически запрещается стоять или проходить под поднятыми вилами погрузчика, не в зависимости от того есть ли на них груз или нет.
    12. оператору запрещено покидать кабину, если груз на вилах поднят (даже при небольшой высоте), это существенно снижает устойчивость погрузчика.

    При соблюдении этих несложных правил, вы обезопасите свой склад от аварийных ситуаций и защитите работников своего склада.

    Пусть это видео будет памяткой для сотрудников складов:

    Клаус водитель автопогрузчика.

    1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

    1.3. К самостоятельному управлению автопогрузчиком и его обслуживанию могут быть допущены лица не моложе 18 лет, прошедшие предварительный медицинский осмотр при поступлении на работу, а в дальнейшем – периодические мед. осмотры 1 раз в три года. Машинисты автопогрузчиков должны быть обучены безопасным методам работы и иметь удостоверение на право управления погрузчиком, выданное ГИБДД, иметь 1 кв. группу по электробезопасности (кроме случаев работы автопогрузчика в охранной зоне воздушной линии электропередачи).

    1.4. Вновь поступающие на работу могут быть допущены к управлению автопогрузчиком только после прохождения ими:

    1.4.1. Вводного инструктажа по охране труда, безопасности движения, пожарной безопасности, производственной санитарии, оказанию первой доврачебной помощи.

    1.4.2. Первичного инструктажа по охране труда непосредственно на рабочем месте.

    1.4.3. Стажировки в течение 2-5 смен под наблюдением механика или бригадира.

    1.5. Допуск к самостоятельной работе фиксируется датой и подписью инструктирующего в журнале инструктажа на рабочем месте и оформляется приказом по предприятию.

    1.6. Машинист автопогрузчика должен иметь при себе:

    Удостоверение на право управления автомобильным транспортом данной категории, выданное ГИБДД,
    - регистрационные документы на транспортное средство (талон технического паспорта),

    путевой лист или сменный рапорт.

    1.7. Администрация предприятия владельца погрузчика проводит повторное обучение рабочих безопасным методам производства работ по программе, утвержденной главным инженером предприятия, и проверку знаний. Проверка знаний проводится комиссией, назначенной приказом по предприятию. Повторное обучение проводится в следующих случаях:

    периодически, не реже одного раза в 12 месяцев,

    при переходе машиниста с другого предприятия,

    по требованию инспектора или лиц, осуществляющих надзор и контроль за эксплуатацией автопогрузчика.

    1.8. После перерыва в работе по специальности более одного года машинист автопогрузчика обязан пройти обучение и проверку знаний по технике безопасности, и в случае удовлетворительных результатов может быть допущен к стажировке для восстановления необходимых навыков.

    1.9. При переводе машиниста с одного автопогрузчика на другой того же типа, но иной модели или с незнакомым приводом, администрация предприятия-владельца автопогрузчика обязана ознакомить машиниста с особенностями устройства и обслуживания такого же автопогрузчика и обеспечить необходимую стажировку. После проверки практических знаний машинист может быть допущен к самостоятельной работе.

    1.10. Для всех машинистов проводится:

    1.10.1. Повторный инструктаж не реже 1 раза в 3 месяца.

    1.10.2. Внеплановый инструктаж при –

    изменении правил по охране труда,

    изменении условий работы,

    нарушении машинистом требований безопасности труда, которые могут привести к травме, взрыву или пожару, замене или модернизации оборудования, приспособлений или инструмента,

    перерывах в работе более, чем 30 календарных дней.

    1.10.3. Текущий инструктаж перед производством работ, на который оформляется наряд-допуск.

    1.11. Администрация предприятия-владельца автопогрузчика обязана:

    1.11.1. Обеспечить машиниста производственной инструкцией.

    1.11.2. Обеспечить машиниста спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты в соответствии с отраслевыми нормами.

    1.11.3. Обеспечить своевременное и качественное проведение инструктажа и обучение работающих безопасным приемам и методам работы.

    1.11.5. Своевременно выполнять графики планово-предупредительных ремонтов и технического обслуживания автопогрузчика.

    1.11.6. Организовывать работы в соответствии с проектами производства работ или технологическими картами, оформить задания на проведение работ.

    1.11.7. В соответствии с характером выполняемой работы производить инструктаж по технике безопасности, электробезопасности и производственной санитарии.

    1.11.8. Перед допуском машиниста к самостоятельной работе познакомить его с должностными лицами предприятия, которым он будет подчинен по службе.

    1.11.9. Направляя машиниста на линию, на бланке сменного рапорта указать – место производства работ, вид работ, фамилии лиц, допущенных к работе на погрузчике, и ответственных за безопасное производство работ.

    1.11.10. Установить порядок приема и сдачи смены и выделить необходимое время для осмотра автопогрузчика и его технического обслуживания.

    1.11.11. Выделить в распорядке дня время, необходимое для осмотра и обслуживания автопогрузчика.

    1.11.12. Не допускать к управлению автопогрузчиком лиц, не прошедших обучение, стажировку, инструктажа по охране труда.

    1.11.13. Предоставить погрузо-разгрузочные площадки в соответствии с проектом производства работ.

    1.11.14. Обеспечить контроль за использованием рабочими средств индивидуальной защиты, выполнением ими правил и инструкций по охране труда.

    1.11.15. Обеспечить санитарно-бытовое обслуживание рабочих, наличие средств оказания первой помощи пострадавшим.

    1.11.16. Обеспечить в темное время суток достаточное освещение рабочих мест, проездов, проходов согласно установленным нормам.

    1.11.17. Обеспечить пожарную безопасность объекта как в рабочем его состоянии, так и в случаях возникновения аварийной обстановки.

    1.11.18. Предоставить машинистам автопогрузчиков перерывы для обогрева в холодное время года.

    1.12. Машинист автопогрузчика обязан выполнять правила внутреннего распорядка предприятия, требования инструкции по эксплуатации автопогрузчика и настоящей инструкции, а также знать:

    1.12.1. Правила передвижения погрузчика по территории предприятия и правила дорожного движения. Уметь управлять автопогрузчиком во время работы и передвижения в соответствии с требованиями правил эксплуатации и техники безопасности.

    1.12.2. Правила выполнения и объем работ при ежемесячных осмотрах и техническом обслуживании.

    1.12.3. Паспортные данные, устройство автопогрузчика и приборов безопасности, установленных на нем, ассортимент смазочных материалов, применяемых при эксплуатации автопогрузчика.

    1.12.4. Факторы, влияющие на устойчивость автопогрузчика, и причины потери устойчивости.

    1.12.5. Правила подъема, перемещения грузов, определения пригодности к работе сменных грузозахватных приспособлений.

    1.12.6. Порядок выполнения автопогрузчиком работ в особых условиях, в том числе:

    вблизи линии электропередачи,

    вблизи откосов котлована и траншей,

    при работе совместно с другими транспортными средствами, в зимних условиях.

    1.12.7. Приемы оказания первой помощи при несчастных случаях и правила освобождения от действия электрического тока лиц, попавших под напряжение.

    1.12.8. Носить предусмотренную нормами спецодежду, спецобувь и средства индивидуальной защиты (защитную каску, застегнутую на ремешок).

    1.13. Машинист автопогрузчика подчиняется:

    1.13.1. Инженерно-техническому работнику, назначенному приказом по предприятию-владельцу автопогрузчика, ответственному за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии (механику), который является непосредственным руководителем машиниста.

    1.13.2. Инженерно-техническому работнику, назначенному на участке, где работает автопогрузчик, ответственным за безопасное производство работ по перемещению грузов (прорабу).

    Лица, находящиеся в нетрезвом состоянии, подлежат немедленному удалению с территории предприятия с составлением протокола по форме.

    1.15. На территории строительной площадки и в бытовых помещениях запрещается пользование открытым огнем, а также разведение костров. Курить можно на специально отведенных и оборудованных местах.

    1.16. При возникновении пожара на погрузчике или около него необходимо заглушить двигатель, перекрыть систему и немедленно принять меры к тушению пожара, гасить пламя огнетушителем, песком, землей или другими имеющимися средствами, сообщить о пожаре лицу, ответственному за безопасное производство работ, вызвать пожарную команду, если это необходимо.

    1.17. Во избежание поражения электрическим током:

    1.17.1. Запрещается прикасаться к оголенным проводам, корпусам действующих электроустановок, подключать электрооборудование, вынимать плавкие вставки и т.д. При обнаружении обрыва провода не прикасаться к нему, а срочно сообщить об этом руководителю работ.

    1.17.2. Оказавшись в зоне шагового напряжения, выходить из нее следует небольшими шагами в сторону, противоположную месту предполагаемого замыкания на землю, в частности лежащего на земле провода.

    1.17.3. Машинисту автопогрузчика, корпус которого оказался под напряжением, необходимо опустить рабочий орган в крайнее нижнее положение, остановить двигатель и немедленно покинуть кабину автопогрузчика, не соприкасаясь с металлическими частями корпуса автопогрузчика.

    1.18. При поражении электрическим током следует немедленно отключить рубильник, при необходимости перерубить топором питающий провод и т.д. Если такой возможности нет, необходимо, как можно скорее отбросить провод или оттолкнуть пострадавшего от токоведущей части сухим шестом, палкой или другим непроводящим ток предметом, при этом оказывающий помощь должен встать на сухое, непроводящее ток место (сухую доску, резиновый коврик и т.п.) или надеть специальные диэлектрические перчатки и галоши.

    1.19. Лица, виновные в нарушении требований настоящей инструкции, несут личную ответственность в установленном законом порядке – общественную, дисциплинарную или уголовную в зависимости от последствий, вызванных нарушением.

    2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДО НАЧАЛА РАБОТЫ.

    2.1. Явиться к лицу, ответственному за безопасное производство работ (прорабу, начальнику участка), фамилия которого записывается в путевой лист, сменный рапорт.

    2.2. Получить инструктаж о безопасных способах выполнения сменного задания на месте производства работ.

    2.3. Ознакомиться с записями в вахтенном журнале.

    2.4. Выполнить наружный осмотр автопогрузчика, его ходовой части, силовой передачи, гру-

    зоподъемного механизма, кабины (при остановленном двигателе и неработающих механизмах).

    2.5. Во время осмотра автопогрузчика проверить:

    комплектность и состояние инструмента,

    уровень и качество масла в картере двигателя,

    наличие топлива в баке и воды в радиаторе, уровень рабочей жидкости в баке гидросистемы, запас тормозной жидкости, а также отсутствие течи в соединениях трубопроводов и через уплотнение цилиндров,

    тяги, стартер, рулевое управление, двигатель,

    тормозную систему, коробку передач, муфту сцепления, фильтр очистки,

    давление в шинах и состояние аккумуляторов.

    2.6. Проконтролировать работу:

    электроосветительных приборов,

    звукового сигнала,

    амперметра,

    датчиков уровня бензина, температуры воды, давления масла.

    2.7. Произвести смазку узлов автопогрузчика согласно инструкции по эксплуатации.

    2.8. Обнаружив во время осмотра неисправности, которые невозможно устранить самостоятельно, машинист обязан доложить о них своему непосредственному начальнику, и сделать запись в вахтенном журнале.

    2.9. Если при смотре автопогрузчика установлено, что дефектов, препятствующих работе, нет, машинист обязан проверить работу во всех механизмах автопогрузчика на холостом ходу.

    2.10. Установив неисправность автопогрузчика и пригодность его к работе, машинист должен сделать соответствующую запись в вахтенном журнале, после чего автопогрузчик считается принятым от сменщика.

    2.11. Перед началом работ машинист должен предварительно ознакомиться с местом работы, а также правилами и приемами работ в зависимости от конкретных условий.

    2.12. Машинист не должен начинать работу по перемещению грузов, если:

    2.12.1. На строительной площадке отсутствует таблица массы поднимаемых грузов и графическое изображение правильных способов подъема и транспортировки грузов.

    2.12.2. Недостаточное освещение рабочей зоны, плохая видимость перемещаемых грузов.

    2.12.3. Территория площадки, на которой должен работать автопогрузчик, не имеет доброкачественного твердого и гладкого покрытия (асфальт, бетон, брусчатка и т.д.), в зимнее время территория не очищена от снега и льда, не посыпана песком при гололеде.

    2.12.4. Уклон площадки, на которой должен работать автопогрузчик, превышает допустимый уклон (при работе автопогрузчика с вильчатым захватом – не более 4-50, при работе с крюком – не более 30).

    3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.

    3.1. Управлять автопогрузчиком в соответствии с инструкцией по эксплуатации завода-изготовителя.

    3.2. Не отвлекаться от своих прямых обязанностей.

    3.3. Не передавать управление автопогрузчиком посторонним лицам без разрешения своего непосредственного начальника.

    3.4. Следить за работой ученика (стажера), если он находится на автопогрузчике, и отвечать за нарушение указаний по управлению и обслуживанию.

    3.5. Прежде чем начать движение или включить обратный ход, необходимо подать сигнал и убедиться в отсутствии людей в зоне работы автопогрузчика.

    3.6. Быть осторожным при движении по территории предприятия (максимальная скорость должна быть установлена в зависимости от состояния транспортных путей, интенсивности грузовых и людских потоков). В производственных помещениях максимальная скорость движения автопогрузчика не должна превышать 5 км/час.

    3.7. Перед пуском двигателя убедиться, что рычаги управления находятся в нейтральном положении.

    3.8. Движение автопогрузчика как с грузом, так и без груза производить только при транспортном положении рамы грузоподъемника.

    3.9. При движении автопогрузчика наблюдать за верхними препятствиями (проводами, трубами, арками и т.д.).

    3.10. Перед подъемом и опусканием груза автопогрузчик должен быть поставлен на ручной тормоз.

    3.11. Транспортировку груза производить только тогда, когда он упирается в вертикальную раму грузоподъемника и равномерно расположен на вилах, не свешиваясь с их концов. Груз, выходящий за габариты вилочного захвата, должен быть укреплен.

    3.12. При транспортировании груз необходимо поднимать от земли не выше 300-400 мм и перевозить на скорости, при которой он не раскачивается.

    3.13. При работе автопогрузчика вблизи траншей и котлованов необходимо соблюдать следующие наименьшие допустимые расстояния по горизонтали от основания откоса траншеи (котлована) до ближайшей опоры автопогрузчика, указанные в таблице №1.

    Таблица №1.

    3.14. Машинисту запрещается самовольно устанавливать автопогрузчик в охранной зоне воздушных линий электропередачи ЛЭП.

    3.15. Работу автопогрузчика в охранной зоне воздушной линии электропередачи разрешается производить только:

    после снятия напряжения с ЛЭП (по возможности),

    под непосредственным руководством инженерно-технического работника, ответственного за безопасное производство работ,

    при наличии письменного разрешения организации-владельца линии на производство работ,

    при наличии наряда-допуска, определяющего безопасные условия работ. Наряд-допуск должен быть подписан главным инженером и лицом, ответственным за электрохозяйство предприятия-заказчика.

    3.16. Если нет обоснований для снятия напряжения с воздушной линии электропередачи, работу в охранной зоне ЛЭП разрешается при условии соблюдения требований СНиП III-4-80,

    СНиП 12-03-99:

    3.16.1. Расстояние от подъемной или выдвижной части машины в любом ее положении до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода, и находящейся под напряжением воздушной линии электопередачи, должно быть не менее указанного в таблице №2:

    Таблица №2

    3.16.2. Проезд автопогрузчика под линиями, находящимися под напряжением, производить только в транспортном положении рамы грузоподъемника, под непосредственным надзором производителя работ.

    3.16.3. Работа автопогрузчика непосредственно под проводами воздушных ЛЭП, находящихся под напряжением, запрещена.

    3.16.4. При работе автопогрузчика, оборудованного ковшом, необходимо выполнять следующие требования:

    3.16.1. При погрузке и разгрузке пылевидных материалов работать в защитных очках и респираторе.

    3.16.2. При заполнении ковша избегать ударов о препятствия, скрытые под грузом.

    3.16.3. Забор бутового камня и других кусковых материалов производить путем медленного врезания в штабель и одновременного поворота ковша.

    3.17. Работу автопогрузчика прекратить в следующем случае:

    прокола шины или недостаточного давления в ней,

    неисправности рулевого управления,

    неисправности гидравлической системы,

    каких-либо посторонних шумов и стуков в двигателе, ходовой части, рабочих органах,

    неисправности тормозов.

    3.18. Машинисту автопогрузчика не разрешается:

    3.18.1. Работать на неисправном автопогрузчике,

    3.18.2. Поднимать груз, масса которого неизвестна или превышает грузоподъемность автопогрузчика, указанную в техническом паспорте.

    3.18.3. Допускать к строповке груза лиц, не имеющих удостоверения стропальщика.

    3.18.4. Поднимать и транспортировать груз, свешивающийся вперед более, чем на 1/3 вилок.

    3.18.5. Отрывать от поверхности площадки примерзшие или защемленные грузы.

    3.18.6. При передвижении производить подъем, опускание и наклон груза.

    3.18.7. Принимать груз на вилы автопогрузчика непосредственно с крана.

    3.18.8. Производить резкое торможение при движении с грузом.

    3.18.9. Допускать производство каких-либо работ или находиться под грузом, стрелой или ковшом автопогрузчика.

    3.18.10. Выходить из машины когда груз поднят рабочим органом.

    3.18.11. Перевозить или поднимать на высоту автопогрузчиком людей.

    3.18.12. Поднимать и перемещать грузы автопогрузчиком, оборудованным безблочной стрелой, если в опасной зоне находятся люди.

    3.18.13. Оставлять автопогрузчик с работающим двигателем и поднятым грузом.

    3.18.14. Работать в темное время суток без включенных приборов внешнего освещения.

    3.18.15. Выполнять работы на автопогрузчике при снятых ограждениях или кожухах.

    3.18.16. Работать не погрузчике, не оснащенном положенными средствами огнетушения.

    3.18.17. Допускать в зону работы автопогрузчика посторонних лиц (границы опасной зоны вблизи движущихся частей и рабочих органов автопогрузчика определяется расстоянием в пределах

    5 м, если другие повышенные требования отсутствуют в паспорте или инструкции завода-изготовителя).

    4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

    4.1. В случае технической неисправности механизмов, которые могут привести к травме, взрыву и т.д., машинист должен:

    4.1.1. Немедленно прекратить работу автопогрузчика.

    4.1.2. Приступить к устранению неисправностей и сообщить о них своему непосредственному начальнику.

    4.2. Если во время работы произошел несчастный случай, машинист автопогрузчика обязан:

    4.2.1. Оказать первую помощь.

    4.2.2. Доложить о случившемся лицу, ответственному за безопасное производство работ на участке.

    4.2.3. Принять меры для сохранения обстановки несчастного случая, если это не сопряжено с опасностью для жизни и здоровья людей.

    5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ.

    5.1. Отвезти автопогрузчик в предназначенное для стоянки место (автопогрузчик, остающийся на объекте, сдать под охрану).

    5.2 Опустить каретку грузоподъемника в крайнее нижнее положение, остановить двигатель.

    5.3 Очистить автопогрузчик от пыли и грязи.

    5.4 Осмотреть двигатель и механизмы, при обнаружении неисправностей устранить их. Если в

    условиях стройплощадки это выполнить невозможно, то при заполнении сменного журнала сделать соответствующую запись и сообщить о неисправностях начальнику участка, сменщику.

    6. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОПОГРУЗЧИКА.

    6.1. Машинист отвечает за правильное обслуживание автопогрузчика, при этом он должен:

    6.1.2. Своевременно производить смазку всех механизмов автопогрузчика согласно указаниям инструкции завода-изготовителя.

    6.1.3. Смазочные и обтирочные материалы хранить в закрытой металлической таре, использованный обтирочный материал удалять с автопогрузчика.

    6.1.4. Знать сроки проведения технического обслуживания (ТО) автопогрузчика и вовремя производить планово-предупредительный ремонт. Результаты ТО должны быть занесены в вахтенный журнал с записью времени, места проведения и объема работ.

    6.2. Автопогрузчик выводится в текущий или капитальный ремонт распоряжением непосредственного начальника (механика) машиниста, о чем в вахтенном журнале должна быть сделана соответствующая запись.

    6.3. Автопогрузчик, выведенный в ремонт, запрещается использовать для выполнения каких-либо работ по подъему и перемещению грузов.

    6.4. Все ремонтные работы должны выполняться при отключенном двигателе. Если для регулировки необходимо произвести какие-либо движения частями автопогрузчика, машинист может включать рычаги только по сигналам лица, непосредственно занятого регулировкой автопогрузчика.

    6.5. Машинисту запрещается:

    6.5.1. Производить работу под машиной, поднятой лишь на домкрате или «кран-балкой».

    6.5.2. Производить осмотр или ремонт блоков и металлоконструкций стрелы автопогрузчика (если таковые имеются) при поднятой стреле, работы производить только с земли, при этом стрела должна быть опущена в крайнее нижнее положение.

    6.5.3. Отремонтированный автопогрузчик может быть допущен к работе с разрешения непосредственного начальника машиниста, о чем в вахтенном журнале должна быть сделана соответствующая запись.

    6.5.4. На линии машинист может выполнять ремонт, соответствующий его квалификации и не требующий присутствия помощников, согласно техническим условиям или требованиям техники безопасности.

    6.6. Сроки проведения технического обслуживания:

    6.6.1. Ежесменное техническое обслуживание, проводимое машинистом перед началом работы и в конце смены.

    6.6.2. Периодическое техническое обслуживание в соответствии с графиком, а также перед пуском автопогрузчика, не эксплуатировавшегося более 10 дней.



    Просмотров