И защита от них

  • 2.4.2. Социальные факторы
  • 2.4.3. Экологические и техногенные факторы
  • 2.4.4. Политические факторы
  • 2.5. Анализ влияния факторов внутренней среды на безопасность и надежность перевозочного процесса
  • 2.5.1. Состояние финансирования мероприятий по обеспечению безопасности и надежности перевозочного процесса
  • 2.5.2. Факторы, обусловливающие риски, связанные с безопасностью движения
  • 2.5.3. Состояние нормативно-методического обеспечения безопасности и надежности перевозочного процесса
  • 2.5.4. Состояние технико-технологической базы
  • 2.5.5. Состояние кадрового обеспечения управления безопасностью и надежностью перевозочного процесса
  • 2.5.6. Состояние информационных технологий в обеспечении безопасности и надежности перевозочного процесса
  • 2.5.7. Состояние процедур расследования и предотвращения нарушений безопасности движения
  • 2.6. Основные недостатки существующей системы менеджмента безопасности движения
  • 3. Актуализированные цели и задачи по обеспечению гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса
  • 3.1. Цели и задачи в области обеспечения безопасности и надежности перевозок
  • 3.1.1. Политика в области обеспечения безопасности движения
  • 3.2. Показатели безопасности и надежности перевозочного процесса
  • 3.3. Целевое состояние безопасности и надежности перевозочного процесса
  • 3.4. Целевое распределение функций по безопасности движения между подразделениями холдинга «РЖД»
  • 3.5. Система менеджмента безопасности движения
  • 3.5.2. Культура безопасности
  • 3.5.3. Ситуационный контроль за безопасностью движения
  • 4. Задачи по реализации Стратегии
  • 4.3. Задачи по развитию кадрового потенциала в управлении безопасностью и надежностью перевозочного процесса
  • 4.4. Задачи по развитию информационных технологий в обеспечении безопасности и надежности перевозочного процесса
  • 5. Реализация Стратегии
  • 5.1. Основные этапы достижения целевого состояния гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса
  • 5.2. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
  • реализация подходов и требований, гармонизированных с подходами и требованиями мировых стандартов, которые применяются на зарубежных железных дорогах.

    Для достижения указанных целей в последние годы разработаны и введены в действие следующие документы:

    Положение о СМБД (см. п. 2.5.3); СТО РЖД 1.05.514.1 «Технические аудиты в системе управления

    безопасностью ОАО «РЖД». Основные положения»; СТО РЖД 1.05.514.2 «Технические аудиты в системе управления

    безопасностью ОАО «РЖД». Требования, предъявляемые к аудиторам»; Регламент Центра технического аудита по обеспечению качества

    продукции, приобретаемой ОАО «РЖД». Утвержден распоряжением ОАО «РЖД» от 25.11.2009 г. № 2412р;

    Положение об инспекционном и приемочном контроле продукции. Утверждено распоряжением ОАО «РЖД» от 07.12.2010 г. № 2532р;

    Методика проведения технического аудита безопасности движения в структурных подразделениях. Утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 21 сентября 2011 г. № 2068р;

    Методология определения уровня безопасности движения на основе статистического анализа и индексов оценки ситуации. Утверждена ОАО «РЖД» 28 июля 2009 г.

    В указанном выше Положении о СМБД изложены задачи, элементы (компоненты), модель функционирования СМБД, общие требования, предъявляемые к СМБД, термины и определения в этой области. Сущность СМБД должна заключаться в том, чтобы в каждой организации холдинга «РЖД», связанной с обеспечением безопасности и надежности движения поездов, выполнялись определенные виды деятельности. Этим видам деятельности соответствуют элементы (компоненты) СМБД, представленные на рисунке 2.4.

    Основные отличия создаваемой СМБД от существующей системы управления процессами, связанными с безопасностью движения, приведены в таблице 3.6.

    3.5.2. Культура безопасности

    Одной из особенностей создаваемой СМБД должен стать переход к доверительному и открытому обмену информацией, связанной с безопасностью движения. При реализации такого перехода работники, особенно работники исполнительского звена, не должны испытывать страха наказания за сообщение сведений о недостатках как в своей работе, так и в смежных видах деятельности или деятельности организации в целом.

    Это затрагивает всю систему взаимоотношений персонала на всех уровнях управления холдинга «РЖД», а также способствует повышению уровня отношения каждого работника к безопасности движения и понимания проблем в этой области.

    Комплекс таких отношений и результатов понимания важности и ответственности работников в обеспечении всех видов безопасности в настоящее время получил наименование культура безопасности . При этом следует иметь в виду, что культура безопасности практически охватывает все элементы СМБД.

    Признаками позитивной культуры безопасности, которым руководители должны уделять постоянное внимание и культивировать на всех уровнях управления, являются12 :

    Таблица 3.6 – Отличия создаваемой системы менеджмента безопасности движения от существующей системы

    1. Периодическое принятие различных

    Формирование Политики в области

    решений, связанных с безопасностью

    безопасности движения, принятой

    движения

    руководством и доведенной до сведения всего

    персонала.

    Установление четких качественных и

    качественных целей в области

    количественных целей в области безопасности

    безопасности движения

    движения на среднесрочный и долгосрочный

    (количественные цели начинают

    периоды во всех филиалах и структурных

    устанавливаться применительно к

    подразделениях холдинга «РЖД» и на всех

    бизнес-блокам, видам бизнеса и

    уровнях управления, принятие

    филиалам ОАО «РЖД»), разработка

    целенаправленных планов и программ

    планов, программ и мероприятий по

    обеспечения безопасности и разработка

    развитию хозяйственной деятельности

    процедур их достижения.

    «широким фронтом».

    3. Внесение изменений в нормативно-

    методическую базу холдинга и его

    Реализация документированно оформленных

    деятельность в области безопасности

    методов и порядка своевременного внесения

    движения при появлении новых

    изменений в нормативно-методическую базу

    законодательных, нормативных

    холдинга и его деятельность в области

    правовых актов, стандартов, сводов

    безопасности движения при появлении новых

    правил и других нормативных

    законодательных, нормативных правовых

    документов или дополнений к ним в

    актов, стандартов, сводов правил и других

    условиях отсутствия документированно

    нормативных документов или дополнений к

    установленного порядка внесения таких

    изменений.

    12 Перечисленные признаки и критерии, по которым проводится оценка наличия указанных признаков, а также варианты тематики опросов гармонизированы с признаками, критериями и вариантами тематики опросов, приведенными в Руководстве для инспекторов государственной железнодорожной инспекции Великобритании при инспектировании культуры безопасности (Railway Inspectors’ Guide. Her Majesty’s Railway Inspectorate (HMRI). Safety Culture Inspection Toolkit. Health & Safety Executive (HSE). 2005).

    Продолжение таблицы 3.6

    Процедуры существующей системы

    Процедуры создаваемой системы менеджмента

    управления процессами, связанными с

    безопасности движения

    безопасностью движения

    4. Принятие мер по улучшению

    Управление рисками с реализацией

    безопасности движения, как правило,

    мероприятий по управлению риском каждый

    исходя из опыта разбора произошедших

    раз, когда изменение условий эксплуатации

    транспортных происшествий и

    или появление новых данных создает новые

    событий. Следование принципу

    риски транспортных происшествий и

    «реагировать и исправлять». Переход к

    событий13 . Применение процедур

    принципу «предвидеть и

    доказательства безопасности, начиная с этапа

    предупреждать» за счет использования

    жизненного цикла «Распределение требований

    объективных данных об отказах

    к объекту железнодорожного транспорта»14 .

    технических средств, технологических

    Реализация принципа «предвидеть и

    процессов, результатов факторного

    предупреждать» как превалирующего.

    анализа, оценки рисков.

    5. Организация технического обучения

    Дополнение существующей системы

    и проверки знаний работников,

    технического обучения и проверки знаний

    характеризующих их

    системой оценки профессиональных качеств

    профессиональную подготовку.

    работников, основанной на определении их

    компетентности, готовности соблюдать

    требования безопасности и способности гибко

    реагировать на изменения требований к

    уровню квалификации. Внедрение технологии

    оценки качества тематических курсов и

    процессов технической учебы. Формирование

    среды, благоприятной для стимулирования у

    работников стремления постоянно улучшать

    свою работу и работу своих коллег.

    6. Обеспечение доступа к информации

    Расширение доступа к информации и обмена

    и обмена информацией для всех

    информацией с возможностями свободной и

    работников, связанных с движением

    неограниченной передачи информации о

    поездов, посредством организации

    нарушениях безопасности движения,

    каналов связи и регламентирования

    правильности хода ликвидации их последствий

    своевременности и достоверности

    и имеющихся недостатках в организации

    данной информации.

    процессов, связанных с безопасностью

    движения. Переход к позитивной культуре

    безопасности.

    13 Указанные процедуры изложены в национальныхстандартахвобласти надежности ибезопасности: ГОСТ Р 51.901.1-2002 Менеджментриска. Анализ риска технологических систем; ГОСТ Р 51.901.11-2005 (МЭК 61882:2001) Менеджмент риска. Исследование опасности и

    работоспособности. Прикладное руководство; ГОСТ Р 51.901.12-2007(МЭК60812:2006) Менеджментриска.Методанализа видови последствий отказов;

    ГОСТР51901.13-2005 (МЭК 61025:1990) Менеджмент риска. Анализ дерева неисправностей; ГОСТ Р 51901.15-2005 (МЭК 61165:1995) Менеджмент риска. Применение марковских методов;

    ГОСТР54505-2011 Безопасность функциональная. Управление рисками на железнодорожном транспорте. ГОСТ Р 54504-2011 Безопасность функциональная. Политика, программа обеспечения безопасности.

    Доказательство безопасности объектов железнодорожного транспорта.

    Кроме того, такие процедуры предусмотрены в комплексе стандартов ОАО «РЖД» «Управление ресурсами на этапах жизненного цикла, рисками и анализ надежности (УРРАН)», утвержденных распоряжением ОАО«РЖД»от13 декабря 2010 г. № 2570р.

    14 Процедуры доказательства безопасности и этапы жизненного цикла объекта железнодорожного транспорта изложены в национальном стандарте ГОСТ Р 54504-2011 «Безопасность функциональная. Политика, программаобеспечения безопасности. Доказательство безопасностиобъектов железнодорожного транспорта».

    Окончание таблицы 3.6

    7. Использование средств регистрации

    Разработка, ввод в действие и ведение системы

    и документирования информации в

    стандартов в области учета регистрируемой

    области безопасности движения.

    информации (как с использованием

    технических средств, так и регистрируемой в

    виде записей). Разработка, ввод в действие и

    ведение документации СМБД.

    8. Расследование и учет транспортных

    Дополнение процедур служебного

    происшествий и событий, анализ

    расследования процедурами выявления

    состояния безопасности движения и

    причинно-следственных связей,

    принятие необходимых мер по

    предшествующих возникновению

    предупреждению транспортных

    транспортных происшествий и событий, в том

    происшествий и событий.

    числепричин, порождаемых системно-

    организационными недостатками. Кроме того,

    дополнение процедур анализа анализом

    результативности управления безопасностью

    движения, а процедур принятия необходимых

    мер – процедурами принятия мер по

    непрерывному совершенствованию СМБД или

    ее реинжинирингу.

    9. Отсутствие в ряде филиалов и

    Формирование документированной системы

    структурных подразделений холдинга

    действий при возникновении транспортных

    «РЖД» документированных планов

    происшествий и событий, порядка

    действий при возникновении

    информирования в случае их возникновения и

    транспортных происшествий и

    в ходе ликвидации их последствий, а также

    событий, документированного порядка

    информирования в случае их

    персонала при возникновении нештатных

    возникновения и в ходе ликвидации их

    ситуаций во всех филиалах и структурных

    последствий, а также

    подразделениях холдинга «РЖД», с учетом

    документированного порядка действий

    возможностей взаимодействия с работниками

    персонала при возникновении

    смежных подразделений холдинга, а также

    нештатных ситуаций.

    причастных сторонних организаций.

    10. Проведение технических ревизий с

    Дополнение системы проведения технических

    элементами аудита.

    ревизий и технических аудитов проведением

    внутренних аудитов СМБД, а в перспективе –

    внешних аудитов и сертификации системы

    управления безопасностью движения.

    1) достижение управляемости всех процессов деятельности, связанных

    с безопасностью движения, и ведущей роли менеджмента в ресурсном обеспечении этих процессов. Для обеспечения наличия данного признака руководству организации необходимо добиваться:

    «наблюдаемости» менеджмента, т.е. осознания и уверенности исполнительского персонала в том, что процессы, связанные с безопасностью движения, находятся под управлением известных этому персоналу лиц;

    приоритета поступков персонала в пользу обеспечения безопасности движения по отношению к обеспечению производительности или провозной способности;

    демонстрации поведения руководителей всех уровней, в том числе выдачи ими распоряжений, в интересах безопасности движения;

    2) обеспечение двухстороннего обмена информацией (как по вертикали снизу вверх и сверху вниз, так и по горизонтали с работниками смежных видов деятельности и работниками смежных организаций) с предоставлением достаточного числа каналов обмена информацией. Для его обеспечения руководству организации необходимо добиваться:

    организации системы внутренних докладов о состоянии безопасности движения, инициируемых исполнительским персоналом;

    доступности менеджмента всех уровней; активного отклика менеджмента на озабоченность персонала по

    вопросам безопасности движения; развития систем доступной связи и обмена информацией по вопросам

    безопасности движения; полноты информации в области безопасности движения;

    обеспечения любого взаимодействия персонала, связанного с безопасностью движения, системами взаимодействия с обратной связью;

    3) вовлечение персонала в решение проблем безопасности движения (поддержка его стремления к обсуждению проблем безопасности движения, планированию мероприятий или улучшений, оценке их результативности) как в сфере ответственности самого работника, так и в сфере ответственности других работников. Такое вовлечение в атмосферу обсуждений, планирование и выдачу идей для решения проблем безопасности движения менеджмент всех уровней обеспечивает за счет:

    привлечения к обсуждению возникающих проблем на созываемых совещаниях и собраниях;

    непосредственного общения при посещении предприятий и рабочих

    выдвижения непосредственных исполнителей в качестве участников или докладчиков на соответствующих конференциях;

    морального и материального стимулирования деятельности в области улучшения безопасности движения;

    привлечения персонала к регламентации вносимых изменений в производственные или технологические процессы;

    направления на обучение или обучения на месте персонала в связи с проводимыми изменениями.

    4) непрерывное отслеживание решения выявленных проблем безопасности движения, выявление новых проблем, а также приобретение опыта из любых случаев нарушений безопасности движения. Для обеспечения наличия данного признака руководству организации необходимо добиваться:

    создания системы мониторинга культуры безопасности движения; периодического изучения отношения персонала к состоянию

    безопасности движения в организации и мероприятиям по уменьшению последствий возможных событий;

    регистрации (в журналах установленной формы, базах данных и т.п.) проявлений беспокойства персонала о состоянии безопасности движения;

    развития системы служебного расследования и разбора событий, связанных с нарушением правил безопасности движения;

    5) признание существования системных причин нарушений безопасности движения, перенос акцента с ошибки человека как причины небезопасного события на человеческие ошибки как симптом наличия проблем в системе.

    В соответствии с этим признаком, менеджментом организации признается, что основная ответственность за нарушения безопасности движения лежит на организации, и поэтому расследования проводятся исходя из мультипричинности событий. Цель расследований заключается не

    в том, чтобы найти повод для наказания или возложить на кого-либо вину, а

    в том, чтобы установить возможно более полный набор причин нарушений, чтобы при последующих разборах можно было наиболее адекватно реагировать на предупреждение этих нарушений в будущем.

    При этом в отношении причастного персонала должна действовать презумпция невиновности до решения компетентных органов, а цель расследования события должна заключаться не в поиске виновного, а поиске звена управления или организации деятельности как источника изменчивости процесса с изучением того, как этим можно управлять. Такой подход переносит акцент с ошибки человека как причины небезопасного события на человеческие ошибки как симптом наличия проблем в системе (системных причин).

    Для обеспечения наличия данного признака руководству организации необходимо добиваться:

    культуры доверительного отношения к персоналу; осознания персоналом своей ответственности;

    создания правил и процедур распределения выявляемых недостатков или неисправностей и их учета за соответствующими структурными подразделениями или должностными лицами;

    Несмотря на создание моделей, описывающих взаимодействие оператора с машиной, проблемы, обусловленные человеческим фактором, еще далеки от решения. Их актуальность привела к возникновению новой отрасли зна­ния - культуры безопасности. Этот термин был введен в 1986 г. экспертами Международной консультативной группы по ядерной безопасности МАГАТЭ в итоговом документе по рассмотрению причин и последствий аварии в Чер­нобыле. В последующем документе консультативной группы - «Основные принципы безопасности атомных электростанций» (1990 г.) - культура безо­пасности была названа фундаментальным управленческим принципом. Согласно принятому МАГАТЭ определению культура безопасности - это та­кой набор характеристик и особенностей деятельности организаций и отдель­ных лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности ядерного объ­екта, как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяе­мое их значимостью. Это определение распространяется на любые потенциа­льно опасные объекты и технологии. По одному из определений, культура безопасности - это больше, чем просто группа индивидуумов, соблюдающих набор правил по безопасному ведению работ; это группа таких людей, кото­рые в своем поведении руководствуются общей уверенностью в важности


    Глава 4

    обеспечения безопасности и понимают необходимость того, чтобы каждый член коллектива сам с готовностью поддерживал нормы коллективной безо­пасности и помогал другим членам коллектива стремиться к этой общей цели. Организации, как правило, проходят через ряд этапов в развитии и укреп­лении культуры безопасности . Отчет ¹ 11 по безопасности (МАГАТЕ, Вена, 1998 г.) определяет три таких этапа:

    1. Безопасность есть производное соблюдения требований и главным обра­зом основывается на правилах и регламентах. На этом этапе безопасность рас­сматривается как технический вопрос, в то время как соблюдение налагаемых извне правил и регламентов считается адекватным для обеспечения безопас­ности.

    2. Хорошие показатели безопасности становятся целью организации и до­стигаются в основном за счет постановки задач и целей безопасности.

    3. Безопасность рассматривается как непрерывный процесс совершенство­вания, в который каждый может внести свой вклад.

    На первом этапе улучшения нередко достигаются главным образом путем совершенствования технических средств обеспечения безопасности АЭС в со­ответствии, например, с принципами, изложенными в документе ИНСАГ-12, и посредством внедрения основных систем и процедур контроля за источни­ками опасности. Эти усовершенствования нередко диктуются необходимо­стью соблюдения нормативных требований и обычно достигаются посредст­вом руководящих указаний с использованием компетентных специалистов по безопасности для внедрения усовершенствований. Персонал склонен пола­гать, что за безопасность отвечает руководство и ее обеспечение в значитель­ной мере навязано ему другими лицами.


    Второй этап предусматривает использование структуры, аналогичной той, которая представлена в документе ИНСАГ-13. Организация должна разрабо­тать некое связанное с безопасностью заявление с изложением своего пони­мания и четким указанием его целей и должна установить ясные процессы и процедуры достижения этих целей. На этом этапе отдельные сотрудники могут заметить, что работа лучше планируется с предварительным учетом рис­ков, включая документально оформленные правила и процедуры, которые определяют, что можно делать и чего делать нельзя.

    Третий этап представляет собой тот идеал, к которому необходимо стреми­ться (рис. 4.13). Достижение этого идеала - процесс длительный. Он требует формирования такого понимания безопасности и ее целей, которые будут раз­деляться всеми. Значительная часть работников в организации должна быть убеждена в том, что они лично и активно вовлечены в процесс повышения безопасности.

    Культура отчетности . Неудачи и «почти оплошности» рассматриваются в организациях с хорошей культурой безопасности как уроки, которыми можно воспользоваться во избежание более серьезных событий. Таким образом, име­ется хороший стимул к тому, чтобы информировать и расследовать все собы­тия, которые могут оказаться поучительными, в целях установления коренных причин и обеспечить своевременную обратную связь по выводам и корректи­рующим мерам как для непосредственно заинтересованных групп работников, так и для других специалистов в организации или в отрасли, которые могут

    Для установления основного содержания понятия «культура безопасности жизнедеятельности» нужно рассмотреть понятия «культура», «безопасность», «жизнедеятельность» и сопоставить эти понятия.

    Итак, культура это обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека, созданных и создаваемых нами в процессе эволюции. Культура -- это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции. Часто термином «культура» характеризуется определенная историческая эпоха: «Культура Древней Руси», «современная культура», и т.п. Помимо этого, культура может относиться и к сферам деятельности человека: массовая культура, художественная культура, и т.п.

    Безопасность - необходимое условие дальнейшего развития общества, государства и цивилизации в целом. В настоящее время, решение проблем безопасности не возможно без учета человеческого фактора. Безопасность присуща всем индивидам, социальным группам и затрагивает все сферы жизни общества. Развитие норм безопасного поведения и уровня подготовленности каждого человека являются определяющими факторами с точки зрения недопущения развития опасных и чрезвычайных ситуаций и минимизации их негативных последствий. Учет человеческого фактора в процессе обеспечения безопасности жизнедеятельности не может сводиться только к формированию у населения знаний и умений. Практика показывает, что успех деятельности в любой области зависит от качеств и способностей человека, мотивов его поведения, уверенности в необходимости и действенности проводимых им мероприятий. Комплексное развитие всех этих качеств и свойств отдельных людей, социума в целом возможно только путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

    Объединение понятий «культура» и «безопасность» впервые было выполнено Международным агентством по атомной энергии в 1986 г. в процессе анализа причин и последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Признано, что отсутствие культуры безопасности явилось одной из основных причин этой аварии.

    В настоящее время сложилось понимание того, что данная категория должна быть применима не только к персоналу потенциально опасных объектов, но и к каждому человеку в отдельности, обществу в целом. От ценностных установок людей, мотивов их поведения, личностных и профессиональных качеств и способностей и зависит в определяющей степени эффективность мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности, снижению индивидуальных, коллективных и глобальных рисков.

    «Жизнедеятельность» определяется как «существование и деятельность» людей, социальных групп, общества. Широкий контекст этого определения предполагает рассмотрение всех возможных условий обстановки, в которой отдельный человек, коллектив, сообщество людей может находиться.

    Можно выделить следующие важнейшие компоненты определения культуры безопасности жизнедеятельности:

    мирровоззренческая основа, система ценностей;

    традиции, устойчивые правила поведения членов общества;

    духовные, интелектуальные и материальные результаты деятельности людей в сфере безопасности.

    Таким образом, проведя обобщение многочисленных определений понятия «культура» и выполнив его композицию с конструктами «безопасность» и «жизнедеятельность», можно дать следующее определение:

    Культура безопасности жизнедеятельности - это состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и трудовой деятельности и, главное, активной практической деятельностью по снижению уровня опасности.

    Основные направления деятельности КБЖ:

    научно-методическое обеспечение формирования культуры безопасности жизнедеятельности;

    патриотическое и нравственное воспитание молодежи, популяризация деятельности МЧС России;

    научно-методическое обеспечение информационной политики в области безопасности жизнедеятельности;

    научное и учебно-методическое сопровождение подготовки населения и специалистов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

    развитие современных методов обучения населения и подготовки специалистов, в том числе с применением технических средств массовой информации, передовых информационно-коммуникационных технологий и дистанционных форм обучения;

    совершенствование организации обучения подрастающего поколения в области безопасной жизнедеятельности;

    разработка учебно-методической литературы, мультимедийных пособий, компьютерных обучающих программ;

    популяризация профессии спасателя и пожарного.

    безопасность жизнедеятельность культура

    является процессом сохранения развития целей, идеалов, ценностей, норм и традиций человека, семьи и общества; справедливости; социальных институтов и сетей; обеспечения устойчивого и конструктивного взаимодействия людей с защищенностью их от неприемлемых рисков, угроз, опасностей и вызовов; эффективного предотвращения угроз на основе опережающей стратегической партнерской культуры компромисса. Это совокупность идей, институтов и установлений, а также определяемых ими отношений и действий индивидов, социальных общностей и организаций, которые отражают и утверждают принципы жизнедеятельности людей, исключающие возникновение или создание условий и факторов, придающих развитию социума, составляющих его структур нежелательные динамику или параметры. К. б. выступает как совокупность разнообразных материальных и духовных моделей жизнедеятельности, составляющих основу безопасного развития личности, общества, государства, человечества в целом. Соответственно этому можно говорить о трех уровнях. На макроуровне речь идет о К. б. человечества, цивилизации, континента, метауровень связан с безопасностью общества, государства, региона, на микроуровне решаются задачи безопасности человека, семьи, малой социальной группы. Во всех случаях К. б. предстает как характеристика, с одной стороны, условий или результатов деятельности, а с другой - ценностных установок и определяемых ими форм и способов поведения индивидов. Она, как и культура мира, складывается из убеждений и действий самих людей, развивается в каждой стране в зависимости от конкретных исторических, социально-культурных и экономических условий и является сочетанием ценностных установок, мировоззренческих взглядов, традиций, типов поведения и образов жизни. Содержание К. б. составляют здоровый образ жизни, культура труда, быта, общения, толерантность, благоговение перед жизнью, уважение достоинства, полноправие и равноправие граждан, сознательное соблюдение моральных принципов и правовых норм, выражающих общественную необходимость, развитое правосознание и законопослушность, социальное `партнерство, межнациональное согласие, гражданский мир, бережное отношение к природе и др. Забота о безопасности - вечная проблема для человека и любых его сообществ - от семьи до государства. Потребность в безопасности прослеживается на протяжении всей истории человеческого существования. Однако ее содержание изменялось от эпохи к эпохе. Специалисты считают, что ее исторически первой формой стало выживание. В Средние века господство религии придало ей форму спасения, которое достигалось слиянием с Богом. В новое время торжество науки и техники привело к утверждению безопасности как рационализированного обустройства всех сфер жизни вначале общности, а затем - личности. В настоящее время безопасность предполагает реализацию основных прав человека, признание достоинства и ценности человеческой личности, равноправие мужчин и женщин, равенство прав больших и малых наций, социальный прогресс и улучшение условий жизни при большей свободе. Основными ценностями К. б. для любого объекта безопасности являются: выживание, идентичность, благополучие, суверенитет, статус (достойное положение среди других), самоуправление. Безопасность может строиться на уровне здравого смысла, по наитию, как непосредственная реакция на внешние раздражители. К механизмам ее обеспечения относятся и совокупные знания человечества, выработанные им за века и тысячелетия правила взаимодействия людей друг с другом и с природой (религия, обычаи, мораль, право и т. п.). Она приобретает более действенный характер, когда основывается на специальных знаниях. В Российской Федерации утверждению и распространению К. б. в массах служит преподавание в средней и высшей школе специального предмета - основы безопасной жизнедеятельности. Лит.: Кузнецов В.Н. Культура безопасности: Социологическое исследование. М., 2001; Москва на пути к культуре мира. М., 1999; Чебан В.В. Культура национальной безопасности России: история и современность: Социально-философский анализ. М., 1996.

    Несмотря на создание моделей, описывающих взаимодействие оператора

    с машиной, проблемы, обусловленные человеческим фактором, еще далеки

    от решения. Их актуальность привела к возникновению новой отрасли знания

    - культуры безопасности. Этот термин был введен в 1986 г. экспертами

    Международной консультативной группы по ядерной безопасности МАГАТЭ

    в итоговом документе по рассмотрению причин и последствий аварии в Чернобыле.

    В последующем документе консультативной группы - «Основные

    принципы безопасности атомных электростанций» (1990 г.) - культура безопасности

    была названа фундаментальным управленческим принципом.

    Согласно принятому МАГАТЭ определению культура безопасности - это такой

    набор характеристик и особенностей деятельности организаций и отдельных

    лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности ядерного объекта,

    как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое

    их значимостью. Это определение распространяется на любые потенциально

    опасные объекты и технологии. По одному из определений, культура

    безопасности - это больше, чем просто группа индивидуумов, соблюдающих

    набор правил по безопасному ведению работ; это группа таких людей, которые

    в своем поведении руководствуются общей уверенностью в важности

    обеспечения безопасности и понимают необходимость того, чтобы каждый

    член коллектива сам с готовностью поддерживал нормы коллективной безопасности

    и помогал другим членам коллектива стремиться к этой общей цели.

    Организации, как правило, проходят через ряд этапов в развитии и укреплении

    культуры безопасности. Отчет № 11 по безопасности (МАГАТЕ, Вена,

    1998 г.) определяет три таких этапа:

    1. Безопасность есть производное соблюдения требований и главным образом

    основывается на правилах и регламентах. На этом этапе безопасность рассматривается

    как технический вопрос, в то время как соблюдение налагаемых

    извне правил и регламентов считается адекватным для обеспечения безопасности.

    2. Хорошие показатели безопасности становятся целью организации и достигаются

    в основном за счет постановки задач и целей безопасности.

    3. Безопасность рассматривается как непрерывный процесс совершенствования,

    в который каждый может внести свой вклад.

    На первом этапе улучшения нередко достигаются главным образом путем

    совершенствования технических средств обеспечения безопасности АЭС в соответствии,

    например, с принципами, изложенными в документе ИНСАГ-12,

    и посредством внедрения основных систем и процедур контроля за источниками

    опасности. Эти усовершенствования нередко диктуются необходимостью

    соблюдения нормативных требований и обычно достигаются посредством

    руководящих указаний с использованием компетентных специалистов

    по безопасности для внедрения усовершенствований. Персонал склонен полагать,

    что за безопасность отвечает руководство и ее обеспечение в значительной

    мере навязано ему другими лицами.

    Второй этап предусматривает использование структуры, аналогичной той,

    которая представлена в документе ИНСАГ-13. Организация должна разработать

    некое связанное с безопасностью заявление с изложением своего понимания

    и четким указанием его целей и должна установить ясные процессы

    и процедуры достижения этих целей. На этом этапе отдельные сотрудники

    могут заметить, что работа лучше планируется с предварительным учетом рисков,

    включая документально оформленные правила и процедуры, которые

    определяют, что можно делать и чего делать нельзя.

    Третий этап представляет собой тот идеал, к которому необходимо стремиться

    (рис. 4.13). Достижение этого идеала - процесс длительный. Он требует

    формирования такого понимания безопасности и ее целей, которые будут разделяться

    всеми. Значительная часть работников в организации должна быть

    убеждена в том, что они лично и активно вовлечены в процесс повышения

    безопасности.

    Культура отчетности. Неудачи и «почти оплошности» рассматриваются в

    организациях с хорошей культурой безопасности как уроки, которыми можно

    воспользоваться во избежание более серьезных событий. Таким образом, имеется

    хороший стимул к тому, чтобы информировать и расследовать все события,

    которые могут оказаться поучительными, в целях установления коренных

    причин и обеспечить своевременную обратную связь по выводам и корректирующим

    мерам как для непосредственно заинтересованных групп работников,

    так и для других специалистов в организации или в отрасли, которые могут

    столкнуться с аналогичной проблемой. Такая горизонтальная связь крайне

    важна. «Почти оплошности» также очень важны, поскольку они обычно представляют

    большее разнообразие и объем информации для изучения.

    С этой целью необходимо поощрять всех работников к представлению сообщений

    даже о незначительных проблемах. Это поднимает важный вопрос

    о так называемой отчетности «без обвинения». Если мы хотим, чтобы работники

    сообщали о случаях на грани оплошности, они должны верить в то,

    что к этим сообщениям отнесутся со вниманием и что они и их коллеги не будут

    наказаны за то, что выступили с такими заявлениями.

    При хорошей культуре отчетности признается, что недопустимым является

    именно непредставление сообщений о любых проблемах, которые могут оказать

    отрицательное влияние на безопасность. Хорошая культура отчетности

    будет рассматриваться персоналом как «справедливая» и будет строиться

    на атмосфере доверия.

    Борьба с небезопасными действиями и условиями. Почти все события, начиная

    с промышленных и радиационных аварий, инцидентов и «почти оплошностей

    » и кончая отказами, воздействующими на безопасность, начинаются

    с неумышленного небезопасного действия или недопустимого состояния

    технологического процесса на АЭС. Они нередко носят скрытый характер

    Опасности территорий и видов деятельности

    Определение

    ответственности

    Определение

    и контроль

    практики

    обеспечения

    безопасности

    Квалификация

    и подготовка

    Поощрения

    и наказания

    аналитические

    и сравнения

    Заявления

    о политике

    в области

    безопасности

    Структуры

    управления

    Саморегулирование

    Критическая

    Строго регламентированный

    и взвешенный

    Коммуникативность

    Приверженность

    на политическом

    Приверженность

    на уровне

    руководителей

    Приверженность

    на индивидуальном

    Культура

    безопасности

    Рис. 4.13. Пример составляющих культуры безопасности

    (из документа ИНСАГ-4)

    и проходят незамеченными или же расцениваются как «обычай и практика»

    и поэтому игнорируются. Затем в сочетании с другой неполадкой в системе

    происходит новый, более значительный отказ. Поэтому, сведение до минимума

    имеющихся скрытых недостатков в практике работ или в состоянии станции

    представляется крайне важным в деле предупреждения более серьезных

    Минимизация скрытых недостатков требует знаний у персонала АЭС

    и подрядчиков относительно того, почему использованы конкретные системы

    безопасности и требования, включая важность каждого элемента АЭС в смысле

    его вклада в обеспечение безопасности. Они не только должны быть надлежащим

    образом аттестованы и опытны в своих областях специализации,

    но и должны поощряться к борьбе с потенциально небезопасной практикой

    работ и выявлению недостатков, где бы и когда бы они их ни встречали.

    В дополнение к знанию проблем безопасности АЭС, систем и процедур им

    надо помочь развить в себе убежденность в необходимости выступить против

    других лиц, если они заметят недостатки в обеспечении безопасности.

    Отказ от борьбы с недостатками, в частности со стороны руководства и начальников

    подразделений, не только лишает вас возможности устранить конкретный

    отмеченный недостаток в работе, но и способствует формированию

    культуры, при которой нарушения, недосмотры и кратчайшие пути становятся

    нормой. Типовая модель снижения уровня безопасности (на основе документа

    ИНСАГ-13) приведена в табл. 4.4. Важно обнаружить снижение уровня

    безопасности на первых двух стадиях и не позднее начала третьей.

    Таким образом, при разработке и укреплении своей культуры безопасности

    организации проходят через несколько стадий. Продолжая поддерживать, совершенствовать

    технические средства безопасности и работая в хорошо развитой

    системе управления безопасностью, организации должны стремиться

    к формированию у себя такой культуры, которая, начиная с высшего уровня

    в организации, будет характеризоваться реальной приверженностью делу

    обеспечения безопасности, принятым ценностям и способам работы, сформированным

    и установленным при участии самих работников. В организациях

    с высокой культурой безопасности значительная часть сотрудников, нередко

    работающих в группах, привержены и активно вовлечены в непрерывный процесс

    повышения безопасности, будучи частью организации, которая стремится

    к познанию. Такое отношение, а также образ мышления и работы, к которым

    оно приводит, может дать более широкие преимущества для отрасли,

    включая, например, усовершенствования в смысле стандартов качества

    и окружающей среды.

    Наиболее важным является первый шаг на пути создания высокой культуры

    безопасности, а именно: обеспечить ощутимую приверженность этому

    делу, начиная с высшего руководства в организации. Это означает, что руководители

    высшего звена на самом деле выделяют время и ресурсы на безопасность

    и выступают в качестве ролевого примера для своих сотрудников, причем

    слово у них никогда не расходится с делом.

    Процедуры контроля за ведением работ должны быть четко прописаны,

    просты и годны к ежедневному применению. В частности, персонал (и, где целесообразно,

    подрядчик) должен быть вовлечен в разработку и совершенство-

    Опасности территорий и видов деятельности

    вание процедур и должен четко понимать последствия их несоблюдения с точки

    зрения воздействия на здоровье, безопасность и окружающую среду. Руководителям

    и начальникам подразделений необходимо быть бдительными

    с тем, чтобы не допускать случаев «работы в обход требований». Недопустимо

    потворствовать выбору кратчайших путей или несоблюдению требований

    даже в случаях значительной эксплуатационной напряженности. Самоуспокоенность

    и отрицание способствуют формированию неудовлетворительной культуры,

    которую впоследствии будет сложно исправить.

    Важно побуждать работников к формированию у них вопросительного отношения

    к работе и к принятию ими консервативных решений в вопросах

    здоровья, безопасности и защиты окружающей среды. Необходимо активно

    поддерживать повторную оценку действий с использованием таких подходов,

    как STAR («остановись, подумай, сделай, оцени») и обращение за помощью

    в случае сомнений относительно безопасности, даже если это приводит к задержкам

    или к некоторому снижению производства. Всем сотрудникам и соответствующим

    подрядчикам необходимо постоянно напоминать о том, что

    отказы в атомной отрасли могут иметь серьезные последствия для них, их коллег,

    населения и что самоуспокоенность недопустима.

    «Почти оплошности» представляют собой источник богатой информации

    для процесса познания - и представление сообщений о них посредством хорошо

    оформленной системы является весьма важным. Такую систему отчетности

    необходимо поощрять в атмосфере доверия; с извлеченными уроками

    следует знакомить всех, кому это может быть полезным, а выявляемые проблемы

    необходимо оперативно устранять. Небезопасная практика и недостатки

    в системах и процедурах должны стать предметом критического разбора всеми

    сотрудниками в организации. Важно придать сотрудникам уверенность и научить

    их конструктивно бороться с небезопасной практикой и с похвалой отзываться

    о хорошо проделанной работе. Незначительные отступления от безопасной

    практики работы могут оставаться незамеченными до тех пор, пока

    не произойдет другое, часто не связанное с первым, отступление. В сочетании

    эти отступления могут впоследствии привести к куда более значительному инциденту

    или аварии. Это является важной причиной для активного стремления

    к устранению недостатков, которые в отдельности могут показаться

    не слишком существенными.

    Совершенствование - это непрерывный процесс. Оно требует самокритичного,

    открытого и конструктивного сравнения себя с другими и соответствующей

    оценки себя на их фоне. Участие всех работников в этом процессе

    является крайне важным, если мы хотим определить направления работ по совершенствованию

    и по-хозяйски взяться за дело. Ожидается, что линейное

    руководство будет приветствовать замечания экспертов и будет открытым

    к такой экспертизе в рамках процесса активного продвижения организации

    по пути познания.

    В основе достижения высочайшего уровня безопасности лежит выполнение

    следующих дополнительных требований:

    1) важно, чтобы в организации существовало четкое распределение обязанностей

    и ответственности (в особенности, в периоды резких организационных

    изменений);

    2) информационное обеспечение должно оставаться непрерывным и высокоприоритетным

    процессом, сопровождающимся проверками того, что сообщения

    получены и поняты;

    3) необходимо препятствовать искушению создавать недоступные для понимания

    листы пожеланий по возможным усовершенствованиям, что приводит

    к чрезмерной инициативе. Совладельцы организации, также как сотрудники

    и надзорные органы, должны давать консультации по вопросу приоритетов

    и содействовать разработке реалистичного плана усовершенствований

    с адекватным ресурсным обеспечением, где четко прослеживаются обязанности

    и постоянно контролируется прогресс.



    Просмотров