И защита от них
реализация подходов и требований, гармонизированных с подходами и требованиями мировых стандартов, которые применяются на зарубежных железных дорогах.
Для достижения указанных целей в последние годы разработаны и введены в действие следующие документы:
Положение о СМБД (см. п. 2.5.3); СТО РЖД 1.05.514.1 «Технические аудиты в системе управления
безопасностью ОАО «РЖД». Основные положения»; СТО РЖД 1.05.514.2 «Технические аудиты в системе управления
безопасностью ОАО «РЖД». Требования, предъявляемые к аудиторам»; Регламент Центра технического аудита по обеспечению качества
продукции, приобретаемой ОАО «РЖД». Утвержден распоряжением ОАО «РЖД» от 25.11.2009 г. № 2412р;
Положение об инспекционном и приемочном контроле продукции. Утверждено распоряжением ОАО «РЖД» от 07.12.2010 г. № 2532р;
Методика проведения технического аудита безопасности движения в структурных подразделениях. Утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 21 сентября 2011 г. № 2068р;
Методология определения уровня безопасности движения на основе статистического анализа и индексов оценки ситуации. Утверждена ОАО «РЖД» 28 июля 2009 г.
В указанном выше Положении о СМБД изложены задачи, элементы (компоненты), модель функционирования СМБД, общие требования, предъявляемые к СМБД, термины и определения в этой области. Сущность СМБД должна заключаться в том, чтобы в каждой организации холдинга «РЖД», связанной с обеспечением безопасности и надежности движения поездов, выполнялись определенные виды деятельности. Этим видам деятельности соответствуют элементы (компоненты) СМБД, представленные на рисунке 2.4.
Основные отличия создаваемой СМБД от существующей системы управления процессами, связанными с безопасностью движения, приведены в таблице 3.6.
3.5.2. Культура безопасности
Одной из особенностей создаваемой СМБД должен стать переход к доверительному и открытому обмену информацией, связанной с безопасностью движения. При реализации такого перехода работники, особенно работники исполнительского звена, не должны испытывать страха наказания за сообщение сведений о недостатках как в своей работе, так и в смежных видах деятельности или деятельности организации в целом.
Это затрагивает всю систему взаимоотношений персонала на всех уровнях управления холдинга «РЖД», а также способствует повышению уровня отношения каждого работника к безопасности движения и понимания проблем в этой области.
Комплекс таких отношений и результатов понимания важности и ответственности работников в обеспечении всех видов безопасности в настоящее время получил наименование культура безопасности . При этом следует иметь в виду, что культура безопасности практически охватывает все элементы СМБД.
Признаками позитивной культуры безопасности, которым руководители должны уделять постоянное внимание и культивировать на всех уровнях управления, являются12 :
Таблица 3.6 – Отличия создаваемой системы менеджмента безопасности движения от существующей системы
1. Периодическое принятие различных | Формирование Политики в области |
|
решений, связанных с безопасностью | безопасности движения, принятой |
|
движения | руководством и доведенной до сведения всего |
|
персонала. |
||
Установление четких качественных и |
||
качественных целей в области |
||
количественных целей в области безопасности |
||
безопасности движения |
||
движения на среднесрочный и долгосрочный |
||
(количественные цели начинают |
||
периоды во всех филиалах и структурных |
||
устанавливаться применительно к |
||
подразделениях холдинга «РЖД» и на всех |
||
бизнес-блокам, видам бизнеса и |
||
уровнях управления, принятие |
||
филиалам ОАО «РЖД»), разработка |
||
целенаправленных планов и программ |
||
планов, программ и мероприятий по |
||
обеспечения безопасности и разработка |
||
развитию хозяйственной деятельности |
||
процедур их достижения. |
||
«широким фронтом». |
||
3. Внесение изменений в нормативно- | ||
методическую базу холдинга и его | Реализация документированно оформленных |
|
деятельность в области безопасности | методов и порядка своевременного внесения |
|
движения при появлении новых | изменений в нормативно-методическую базу |
|
законодательных, нормативных | холдинга и его деятельность в области |
|
правовых актов, стандартов, сводов | безопасности движения при появлении новых |
|
правил и других нормативных | законодательных, нормативных правовых |
|
документов или дополнений к ним в | актов, стандартов, сводов правил и других |
|
условиях отсутствия документированно | нормативных документов или дополнений к |
|
установленного порядка внесения таких | ||
изменений. |
12 Перечисленные признаки и критерии, по которым проводится оценка наличия указанных признаков, а также варианты тематики опросов гармонизированы с признаками, критериями и вариантами тематики опросов, приведенными в Руководстве для инспекторов государственной железнодорожной инспекции Великобритании при инспектировании культуры безопасности (Railway Inspectors’ Guide. Her Majesty’s Railway Inspectorate (HMRI). Safety Culture Inspection Toolkit. Health & Safety Executive (HSE). 2005).
Продолжение таблицы 3.6
Процедуры существующей системы | Процедуры создаваемой системы менеджмента |
|
управления процессами, связанными с |
||
безопасности движения |
||
безопасностью движения |
||
4. Принятие мер по улучшению | Управление рисками с реализацией |
|
безопасности движения, как правило, |
||
мероприятий по управлению риском каждый |
||
исходя из опыта разбора произошедших |
||
раз, когда изменение условий эксплуатации |
||
транспортных происшествий и |
||
или появление новых данных создает новые |
||
событий. Следование принципу |
||
риски транспортных происшествий и |
||
«реагировать и исправлять». Переход к |
||
событий13 . Применение процедур |
||
принципу «предвидеть и | доказательства безопасности, начиная с этапа |
|
предупреждать» за счет использования |
||
жизненного цикла «Распределение требований |
||
объективных данных об отказах |
||
к объекту железнодорожного транспорта»14 . |
||
технических средств, технологических | Реализация принципа «предвидеть и |
|
процессов, результатов факторного |
||
предупреждать» как превалирующего. |
||
анализа, оценки рисков. |
||
5. Организация технического обучения | Дополнение существующей системы |
|
и проверки знаний работников, | технического обучения и проверки знаний |
|
характеризующих их | системой оценки профессиональных качеств |
|
профессиональную подготовку. | работников, основанной на определении их |
|
компетентности, готовности соблюдать |
||
требования безопасности и способности гибко |
||
реагировать на изменения требований к |
||
уровню квалификации. Внедрение технологии |
||
оценки качества тематических курсов и |
||
процессов технической учебы. Формирование |
||
среды, благоприятной для стимулирования у |
||
работников стремления постоянно улучшать |
||
свою работу и работу своих коллег. |
||
6. Обеспечение доступа к информации | Расширение доступа к информации и обмена |
|
и обмена информацией для всех | информацией с возможностями свободной и |
|
работников, связанных с движением | неограниченной передачи информации о |
|
поездов, посредством организации | нарушениях безопасности движения, |
|
каналов связи и регламентирования | правильности хода ликвидации их последствий |
|
своевременности и достоверности | и имеющихся недостатках в организации |
|
данной информации. | процессов, связанных с безопасностью |
|
движения. Переход к позитивной культуре |
||
безопасности. |
13 Указанные процедуры изложены в национальныхстандартахвобласти надежности ибезопасности: ГОСТ Р 51.901.1-2002 Менеджментриска. Анализ риска технологических систем; ГОСТ Р 51.901.11-2005 (МЭК 61882:2001) Менеджмент риска. Исследование опасности и
работоспособности. Прикладное руководство; ГОСТ Р 51.901.12-2007(МЭК60812:2006) Менеджментриска.Методанализа видови последствий отказов;
ГОСТР51901.13-2005 (МЭК 61025:1990) Менеджмент риска. Анализ дерева неисправностей; ГОСТ Р 51901.15-2005 (МЭК 61165:1995) Менеджмент риска. Применение марковских методов;
ГОСТР54505-2011 Безопасность функциональная. Управление рисками на железнодорожном транспорте. ГОСТ Р 54504-2011 Безопасность функциональная. Политика, программа обеспечения безопасности.
Доказательство безопасности объектов железнодорожного транспорта.
Кроме того, такие процедуры предусмотрены в комплексе стандартов ОАО «РЖД» «Управление ресурсами на этапах жизненного цикла, рисками и анализ надежности (УРРАН)», утвержденных распоряжением ОАО«РЖД»от13 декабря 2010 г. № 2570р.
14 Процедуры доказательства безопасности и этапы жизненного цикла объекта железнодорожного транспорта изложены в национальном стандарте ГОСТ Р 54504-2011 «Безопасность функциональная. Политика, программаобеспечения безопасности. Доказательство безопасностиобъектов железнодорожного транспорта».
Окончание таблицы 3.6
7. Использование средств регистрации | Разработка, ввод в действие и ведение системы |
и документирования информации в | стандартов в области учета регистрируемой |
области безопасности движения. | информации (как с использованием |
технических средств, так и регистрируемой в |
|
виде записей). Разработка, ввод в действие и |
|
ведение документации СМБД. |
|
8. Расследование и учет транспортных | Дополнение процедур служебного |
происшествий и событий, анализ | расследования процедурами выявления |
состояния безопасности движения и | причинно-следственных связей, |
принятие необходимых мер по | предшествующих возникновению |
предупреждению транспортных | транспортных происшествий и событий, в том |
происшествий и событий. | числепричин, порождаемых системно- |
организационными недостатками. Кроме того, |
|
дополнение процедур анализа анализом |
|
результативности управления безопасностью |
|
движения, а процедур принятия необходимых |
|
мер – процедурами принятия мер по |
|
непрерывному совершенствованию СМБД или |
|
ее реинжинирингу. |
|
9. Отсутствие в ряде филиалов и | Формирование документированной системы |
структурных подразделений холдинга | действий при возникновении транспортных |
«РЖД» документированных планов | происшествий и событий, порядка |
действий при возникновении | информирования в случае их возникновения и |
транспортных происшествий и | в ходе ликвидации их последствий, а также |
событий, документированного порядка | |
информирования в случае их | персонала при возникновении нештатных |
возникновения и в ходе ликвидации их | ситуаций во всех филиалах и структурных |
последствий, а также | подразделениях холдинга «РЖД», с учетом |
документированного порядка действий | возможностей взаимодействия с работниками |
персонала при возникновении | смежных подразделений холдинга, а также |
нештатных ситуаций. | причастных сторонних организаций. |
10. Проведение технических ревизий с | Дополнение системы проведения технических |
элементами аудита. | ревизий и технических аудитов проведением |
внутренних аудитов СМБД, а в перспективе – |
|
внешних аудитов и сертификации системы |
|
управления безопасностью движения. |
1) достижение управляемости всех процессов деятельности, связанных
с безопасностью движения, и ведущей роли менеджмента в ресурсном обеспечении этих процессов. Для обеспечения наличия данного признака руководству организации необходимо добиваться:
«наблюдаемости» менеджмента, т.е. осознания и уверенности исполнительского персонала в том, что процессы, связанные с безопасностью движения, находятся под управлением известных этому персоналу лиц;
приоритета поступков персонала в пользу обеспечения безопасности движения по отношению к обеспечению производительности или провозной способности;
демонстрации поведения руководителей всех уровней, в том числе выдачи ими распоряжений, в интересах безопасности движения;
2) обеспечение двухстороннего обмена информацией (как по вертикали снизу вверх и сверху вниз, так и по горизонтали с работниками смежных видов деятельности и работниками смежных организаций) с предоставлением достаточного числа каналов обмена информацией. Для его обеспечения руководству организации необходимо добиваться:
организации системы внутренних докладов о состоянии безопасности движения, инициируемых исполнительским персоналом;
доступности менеджмента всех уровней; активного отклика менеджмента на озабоченность персонала по
вопросам безопасности движения; развития систем доступной связи и обмена информацией по вопросам
безопасности движения; полноты информации в области безопасности движения;
обеспечения любого взаимодействия персонала, связанного с безопасностью движения, системами взаимодействия с обратной связью;
3) вовлечение персонала в решение проблем безопасности движения (поддержка его стремления к обсуждению проблем безопасности движения, планированию мероприятий или улучшений, оценке их результативности) как в сфере ответственности самого работника, так и в сфере ответственности других работников. Такое вовлечение в атмосферу обсуждений, планирование и выдачу идей для решения проблем безопасности движения менеджмент всех уровней обеспечивает за счет:
привлечения к обсуждению возникающих проблем на созываемых совещаниях и собраниях;
непосредственного общения при посещении предприятий и рабочих
выдвижения непосредственных исполнителей в качестве участников или докладчиков на соответствующих конференциях;
морального и материального стимулирования деятельности в области улучшения безопасности движения;
привлечения персонала к регламентации вносимых изменений в производственные или технологические процессы;
направления на обучение или обучения на месте персонала в связи с проводимыми изменениями.
4) непрерывное отслеживание решения выявленных проблем безопасности движения, выявление новых проблем, а также приобретение опыта из любых случаев нарушений безопасности движения. Для обеспечения наличия данного признака руководству организации необходимо добиваться:
создания системы мониторинга культуры безопасности движения; периодического изучения отношения персонала к состоянию
безопасности движения в организации и мероприятиям по уменьшению последствий возможных событий;
регистрации (в журналах установленной формы, базах данных и т.п.) проявлений беспокойства персонала о состоянии безопасности движения;
развития системы служебного расследования и разбора событий, связанных с нарушением правил безопасности движения;
5) признание существования системных причин нарушений безопасности движения, перенос акцента с ошибки человека как причины небезопасного события на человеческие ошибки как симптом наличия проблем в системе.
В соответствии с этим признаком, менеджментом организации признается, что основная ответственность за нарушения безопасности движения лежит на организации, и поэтому расследования проводятся исходя из мультипричинности событий. Цель расследований заключается не
в том, чтобы найти повод для наказания или возложить на кого-либо вину, а
в том, чтобы установить возможно более полный набор причин нарушений, чтобы при последующих разборах можно было наиболее адекватно реагировать на предупреждение этих нарушений в будущем.
При этом в отношении причастного персонала должна действовать презумпция невиновности до решения компетентных органов, а цель расследования события должна заключаться не в поиске виновного, а поиске звена управления или организации деятельности как источника изменчивости процесса с изучением того, как этим можно управлять. Такой подход переносит акцент с ошибки человека как причины небезопасного события на человеческие ошибки как симптом наличия проблем в системе (системных причин).
Для обеспечения наличия данного признака руководству организации необходимо добиваться:
культуры доверительного отношения к персоналу; осознания персоналом своей ответственности;
создания правил и процедур распределения выявляемых недостатков или неисправностей и их учета за соответствующими структурными подразделениями или должностными лицами;
Несмотря на создание моделей, описывающих взаимодействие оператора с машиной, проблемы, обусловленные человеческим фактором, еще далеки от решения. Их актуальность привела к возникновению новой отрасли знания - культуры безопасности. Этот термин был введен в 1986 г. экспертами Международной консультативной группы по ядерной безопасности МАГАТЭ в итоговом документе по рассмотрению причин и последствий аварии в Чернобыле. В последующем документе консультативной группы - «Основные принципы безопасности атомных электростанций» (1990 г.) - культура безопасности была названа фундаментальным управленческим принципом. Согласно принятому МАГАТЭ определению культура безопасности - это такой набор характеристик и особенностей деятельности организаций и отдельных лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности ядерного объекта, как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое их значимостью. Это определение распространяется на любые потенциально опасные объекты и технологии. По одному из определений, культура безопасности - это больше, чем просто группа индивидуумов, соблюдающих набор правил по безопасному ведению работ; это группа таких людей, которые в своем поведении руководствуются общей уверенностью в важности
Глава 4
обеспечения безопасности и понимают необходимость того, чтобы каждый член коллектива сам с готовностью поддерживал нормы коллективной безопасности и помогал другим членам коллектива стремиться к этой общей цели. Организации, как правило, проходят через ряд этапов в развитии и укреплении культуры безопасности . Отчет ¹ 11 по безопасности (МАГАТЕ, Вена, 1998 г.) определяет три таких этапа:
1. Безопасность есть производное соблюдения требований и главным образом основывается на правилах и регламентах. На этом этапе безопасность рассматривается как технический вопрос, в то время как соблюдение налагаемых извне правил и регламентов считается адекватным для обеспечения безопасности.
2. Хорошие показатели безопасности становятся целью организации и достигаются в основном за счет постановки задач и целей безопасности.
3. Безопасность рассматривается как непрерывный процесс совершенствования, в который каждый может внести свой вклад.
На первом этапе улучшения нередко достигаются главным образом путем совершенствования технических средств обеспечения безопасности АЭС в соответствии, например, с принципами, изложенными в документе ИНСАГ-12, и посредством внедрения основных систем и процедур контроля за источниками опасности. Эти усовершенствования нередко диктуются необходимостью соблюдения нормативных требований и обычно достигаются посредством руководящих указаний с использованием компетентных специалистов по безопасности для внедрения усовершенствований. Персонал склонен полагать, что за безопасность отвечает руководство и ее обеспечение в значительной мере навязано ему другими лицами.
Второй этап предусматривает использование структуры, аналогичной той, которая представлена в документе ИНСАГ-13. Организация должна разработать некое связанное с безопасностью заявление с изложением своего понимания и четким указанием его целей и должна установить ясные процессы и процедуры достижения этих целей. На этом этапе отдельные сотрудники могут заметить, что работа лучше планируется с предварительным учетом рисков, включая документально оформленные правила и процедуры, которые определяют, что можно делать и чего делать нельзя.
Третий этап представляет собой тот идеал, к которому необходимо стремиться (рис. 4.13). Достижение этого идеала - процесс длительный. Он требует формирования такого понимания безопасности и ее целей, которые будут разделяться всеми. Значительная часть работников в организации должна быть убеждена в том, что они лично и активно вовлечены в процесс повышения безопасности.
Культура отчетности . Неудачи и «почти оплошности» рассматриваются в организациях с хорошей культурой безопасности как уроки, которыми можно воспользоваться во избежание более серьезных событий. Таким образом, имеется хороший стимул к тому, чтобы информировать и расследовать все события, которые могут оказаться поучительными, в целях установления коренных причин и обеспечить своевременную обратную связь по выводам и корректирующим мерам как для непосредственно заинтересованных групп работников, так и для других специалистов в организации или в отрасли, которые могут
Для установления основного содержания понятия «культура безопасности жизнедеятельности» нужно рассмотреть понятия «культура», «безопасность», «жизнедеятельность» и сопоставить эти понятия.
Итак, культура это обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека, созданных и создаваемых нами в процессе эволюции. Культура -- это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции. Часто термином «культура» характеризуется определенная историческая эпоха: «Культура Древней Руси», «современная культура», и т.п. Помимо этого, культура может относиться и к сферам деятельности человека: массовая культура, художественная культура, и т.п.
Безопасность - необходимое условие дальнейшего развития общества, государства и цивилизации в целом. В настоящее время, решение проблем безопасности не возможно без учета человеческого фактора. Безопасность присуща всем индивидам, социальным группам и затрагивает все сферы жизни общества. Развитие норм безопасного поведения и уровня подготовленности каждого человека являются определяющими факторами с точки зрения недопущения развития опасных и чрезвычайных ситуаций и минимизации их негативных последствий. Учет человеческого фактора в процессе обеспечения безопасности жизнедеятельности не может сводиться только к формированию у населения знаний и умений. Практика показывает, что успех деятельности в любой области зависит от качеств и способностей человека, мотивов его поведения, уверенности в необходимости и действенности проводимых им мероприятий. Комплексное развитие всех этих качеств и свойств отдельных людей, социума в целом возможно только путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности.
Объединение понятий «культура» и «безопасность» впервые было выполнено Международным агентством по атомной энергии в 1986 г. в процессе анализа причин и последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Признано, что отсутствие культуры безопасности явилось одной из основных причин этой аварии.
В настоящее время сложилось понимание того, что данная категория должна быть применима не только к персоналу потенциально опасных объектов, но и к каждому человеку в отдельности, обществу в целом. От ценностных установок людей, мотивов их поведения, личностных и профессиональных качеств и способностей и зависит в определяющей степени эффективность мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности, снижению индивидуальных, коллективных и глобальных рисков.
«Жизнедеятельность» определяется как «существование и деятельность» людей, социальных групп, общества. Широкий контекст этого определения предполагает рассмотрение всех возможных условий обстановки, в которой отдельный человек, коллектив, сообщество людей может находиться.
Можно выделить следующие важнейшие компоненты определения культуры безопасности жизнедеятельности:
мирровоззренческая основа, система ценностей;
традиции, устойчивые правила поведения членов общества;
духовные, интелектуальные и материальные результаты деятельности людей в сфере безопасности.
Таким образом, проведя обобщение многочисленных определений понятия «культура» и выполнив его композицию с конструктами «безопасность» и «жизнедеятельность», можно дать следующее определение:
Культура безопасности жизнедеятельности - это состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и трудовой деятельности и, главное, активной практической деятельностью по снижению уровня опасности.
Основные направления деятельности КБЖ:
научно-методическое обеспечение формирования культуры безопасности жизнедеятельности;
патриотическое и нравственное воспитание молодежи, популяризация деятельности МЧС России;
научно-методическое обеспечение информационной политики в области безопасности жизнедеятельности;
научное и учебно-методическое сопровождение подготовки населения и специалистов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
развитие современных методов обучения населения и подготовки специалистов, в том числе с применением технических средств массовой информации, передовых информационно-коммуникационных технологий и дистанционных форм обучения;
совершенствование организации обучения подрастающего поколения в области безопасной жизнедеятельности;
разработка учебно-методической литературы, мультимедийных пособий, компьютерных обучающих программ;
популяризация профессии спасателя и пожарного.
безопасность жизнедеятельность культура
является процессом сохранения развития целей, идеалов, ценностей, норм и традиций человека, семьи и общества; справедливости; социальных институтов и сетей; обеспечения устойчивого и конструктивного взаимодействия людей с защищенностью их от неприемлемых рисков, угроз, опасностей и вызовов; эффективного предотвращения угроз на основе опережающей стратегической партнерской культуры компромисса. Это совокупность идей, институтов и установлений, а также определяемых ими отношений и действий индивидов, социальных общностей и организаций, которые отражают и утверждают принципы жизнедеятельности людей, исключающие возникновение или создание условий и факторов, придающих развитию социума, составляющих его структур нежелательные динамику или параметры. К. б. выступает как совокупность разнообразных материальных и духовных моделей жизнедеятельности, составляющих основу безопасного развития личности, общества, государства, человечества в целом. Соответственно этому можно говорить о трех уровнях. На макроуровне речь идет о К. б. человечества, цивилизации, континента, метауровень связан с безопасностью общества, государства, региона, на микроуровне решаются задачи безопасности человека, семьи, малой социальной группы. Во всех случаях К. б. предстает как характеристика, с одной стороны, условий или результатов деятельности, а с другой - ценностных установок и определяемых ими форм и способов поведения индивидов. Она, как и культура мира, складывается из убеждений и действий самих людей, развивается в каждой стране в зависимости от конкретных исторических, социально-культурных и экономических условий и является сочетанием ценностных установок, мировоззренческих взглядов, традиций, типов поведения и образов жизни. Содержание К. б. составляют здоровый образ жизни, культура труда, быта, общения, толерантность, благоговение перед жизнью, уважение достоинства, полноправие и равноправие граждан, сознательное соблюдение моральных принципов и правовых норм, выражающих общественную необходимость, развитое правосознание и законопослушность, социальное `партнерство, межнациональное согласие, гражданский мир, бережное отношение к природе и др. Забота о безопасности - вечная проблема для человека и любых его сообществ - от семьи до государства. Потребность в безопасности прослеживается на протяжении всей истории человеческого существования. Однако ее содержание изменялось от эпохи к эпохе. Специалисты считают, что ее исторически первой формой стало выживание. В Средние века господство религии придало ей форму спасения, которое достигалось слиянием с Богом. В новое время торжество науки и техники привело к утверждению безопасности как рационализированного обустройства всех сфер жизни вначале общности, а затем - личности. В настоящее время безопасность предполагает реализацию основных прав человека, признание достоинства и ценности человеческой личности, равноправие мужчин и женщин, равенство прав больших и малых наций, социальный прогресс и улучшение условий жизни при большей свободе. Основными ценностями К. б. для любого объекта безопасности являются: выживание, идентичность, благополучие, суверенитет, статус (достойное положение среди других), самоуправление. Безопасность может строиться на уровне здравого смысла, по наитию, как непосредственная реакция на внешние раздражители. К механизмам ее обеспечения относятся и совокупные знания человечества, выработанные им за века и тысячелетия правила взаимодействия людей друг с другом и с природой (религия, обычаи, мораль, право и т. п.). Она приобретает более действенный характер, когда основывается на специальных знаниях. В Российской Федерации утверждению и распространению К. б. в массах служит преподавание в средней и высшей школе специального предмета - основы безопасной жизнедеятельности. Лит.: Кузнецов В.Н. Культура безопасности: Социологическое исследование. М., 2001; Москва на пути к культуре мира. М., 1999; Чебан В.В. Культура национальной безопасности России: история и современность: Социально-философский анализ. М., 1996.
Несмотря на создание моделей, описывающих взаимодействие оператора
с машиной, проблемы, обусловленные человеческим фактором, еще далеки
от решения. Их актуальность привела к возникновению новой отрасли знания
- культуры безопасности. Этот термин был введен в 1986 г. экспертами
Международной консультативной группы по ядерной безопасности МАГАТЭ
в итоговом документе по рассмотрению причин и последствий аварии в Чернобыле.
В последующем документе консультативной группы - «Основные
принципы безопасности атомных электростанций» (1990 г.) - культура безопасности
была названа фундаментальным управленческим принципом.
Согласно принятому МАГАТЭ определению культура безопасности - это такой
набор характеристик и особенностей деятельности организаций и отдельных
лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности ядерного объекта,
как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое
их значимостью. Это определение распространяется на любые потенциально
опасные объекты и технологии. По одному из определений, культура
безопасности - это больше, чем просто группа индивидуумов, соблюдающих
набор правил по безопасному ведению работ; это группа таких людей, которые
в своем поведении руководствуются общей уверенностью в важности
обеспечения безопасности и понимают необходимость того, чтобы каждый
член коллектива сам с готовностью поддерживал нормы коллективной безопасности
и помогал другим членам коллектива стремиться к этой общей цели.
Организации, как правило, проходят через ряд этапов в развитии и укреплении
культуры безопасности. Отчет № 11 по безопасности (МАГАТЕ, Вена,
1998 г.) определяет три таких этапа:
1. Безопасность есть производное соблюдения требований и главным образом
основывается на правилах и регламентах. На этом этапе безопасность рассматривается
как технический вопрос, в то время как соблюдение налагаемых
извне правил и регламентов считается адекватным для обеспечения безопасности.
2. Хорошие показатели безопасности становятся целью организации и достигаются
в основном за счет постановки задач и целей безопасности.
3. Безопасность рассматривается как непрерывный процесс совершенствования,
в который каждый может внести свой вклад.
На первом этапе улучшения нередко достигаются главным образом путем
совершенствования технических средств обеспечения безопасности АЭС в соответствии,
например, с принципами, изложенными в документе ИНСАГ-12,
и посредством внедрения основных систем и процедур контроля за источниками
опасности. Эти усовершенствования нередко диктуются необходимостью
соблюдения нормативных требований и обычно достигаются посредством
руководящих указаний с использованием компетентных специалистов
по безопасности для внедрения усовершенствований. Персонал склонен полагать,
что за безопасность отвечает руководство и ее обеспечение в значительной
мере навязано ему другими лицами.
Второй этап предусматривает использование структуры, аналогичной той,
которая представлена в документе ИНСАГ-13. Организация должна разработать
некое связанное с безопасностью заявление с изложением своего понимания
и четким указанием его целей и должна установить ясные процессы
и процедуры достижения этих целей. На этом этапе отдельные сотрудники
могут заметить, что работа лучше планируется с предварительным учетом рисков,
включая документально оформленные правила и процедуры, которые
определяют, что можно делать и чего делать нельзя.
Третий этап представляет собой тот идеал, к которому необходимо стремиться
(рис. 4.13). Достижение этого идеала - процесс длительный. Он требует
формирования такого понимания безопасности и ее целей, которые будут разделяться
всеми. Значительная часть работников в организации должна быть
убеждена в том, что они лично и активно вовлечены в процесс повышения
безопасности.
Культура отчетности. Неудачи и «почти оплошности» рассматриваются в
организациях с хорошей культурой безопасности как уроки, которыми можно
воспользоваться во избежание более серьезных событий. Таким образом, имеется
хороший стимул к тому, чтобы информировать и расследовать все события,
которые могут оказаться поучительными, в целях установления коренных
причин и обеспечить своевременную обратную связь по выводам и корректирующим
мерам как для непосредственно заинтересованных групп работников,
так и для других специалистов в организации или в отрасли, которые могут
столкнуться с аналогичной проблемой. Такая горизонтальная связь крайне
важна. «Почти оплошности» также очень важны, поскольку они обычно представляют
большее разнообразие и объем информации для изучения.
С этой целью необходимо поощрять всех работников к представлению сообщений
даже о незначительных проблемах. Это поднимает важный вопрос
о так называемой отчетности «без обвинения». Если мы хотим, чтобы работники
сообщали о случаях на грани оплошности, они должны верить в то,
что к этим сообщениям отнесутся со вниманием и что они и их коллеги не будут
наказаны за то, что выступили с такими заявлениями.
При хорошей культуре отчетности признается, что недопустимым является
именно непредставление сообщений о любых проблемах, которые могут оказать
отрицательное влияние на безопасность. Хорошая культура отчетности
будет рассматриваться персоналом как «справедливая» и будет строиться
на атмосфере доверия.
Борьба с небезопасными действиями и условиями. Почти все события, начиная
с промышленных и радиационных аварий, инцидентов и «почти оплошностей
» и кончая отказами, воздействующими на безопасность, начинаются
с неумышленного небезопасного действия или недопустимого состояния
технологического процесса на АЭС. Они нередко носят скрытый характер
Опасности территорий и видов деятельности
Определение
ответственности
Определение
и контроль
практики
обеспечения
безопасности
Квалификация
и подготовка
Поощрения
и наказания
аналитические
и сравнения
Заявления
о политике
в области
безопасности
Структуры
управления
Саморегулирование
Критическая
Строго регламентированный
и взвешенный
Коммуникативность
Приверженность
на политическом
Приверженность
на уровне
руководителей
Приверженность
на индивидуальном
Культура
безопасности
Рис. 4.13. Пример составляющих культуры безопасности
(из документа ИНСАГ-4)
и проходят незамеченными или же расцениваются как «обычай и практика»
и поэтому игнорируются. Затем в сочетании с другой неполадкой в системе
происходит новый, более значительный отказ. Поэтому, сведение до минимума
имеющихся скрытых недостатков в практике работ или в состоянии станции
представляется крайне важным в деле предупреждения более серьезных
Минимизация скрытых недостатков требует знаний у персонала АЭС
и подрядчиков относительно того, почему использованы конкретные системы
безопасности и требования, включая важность каждого элемента АЭС в смысле
его вклада в обеспечение безопасности. Они не только должны быть надлежащим
образом аттестованы и опытны в своих областях специализации,
но и должны поощряться к борьбе с потенциально небезопасной практикой
работ и выявлению недостатков, где бы и когда бы они их ни встречали.
В дополнение к знанию проблем безопасности АЭС, систем и процедур им
надо помочь развить в себе убежденность в необходимости выступить против
других лиц, если они заметят недостатки в обеспечении безопасности.
Отказ от борьбы с недостатками, в частности со стороны руководства и начальников
подразделений, не только лишает вас возможности устранить конкретный
отмеченный недостаток в работе, но и способствует формированию
культуры, при которой нарушения, недосмотры и кратчайшие пути становятся
нормой. Типовая модель снижения уровня безопасности (на основе документа
ИНСАГ-13) приведена в табл. 4.4. Важно обнаружить снижение уровня
безопасности на первых двух стадиях и не позднее начала третьей.
Таким образом, при разработке и укреплении своей культуры безопасности
организации проходят через несколько стадий. Продолжая поддерживать, совершенствовать
технические средства безопасности и работая в хорошо развитой
системе управления безопасностью, организации должны стремиться
к формированию у себя такой культуры, которая, начиная с высшего уровня
в организации, будет характеризоваться реальной приверженностью делу
обеспечения безопасности, принятым ценностям и способам работы, сформированным
и установленным при участии самих работников. В организациях
с высокой культурой безопасности значительная часть сотрудников, нередко
работающих в группах, привержены и активно вовлечены в непрерывный процесс
повышения безопасности, будучи частью организации, которая стремится
к познанию. Такое отношение, а также образ мышления и работы, к которым
оно приводит, может дать более широкие преимущества для отрасли,
включая, например, усовершенствования в смысле стандартов качества
и окружающей среды.
Наиболее важным является первый шаг на пути создания высокой культуры
безопасности, а именно: обеспечить ощутимую приверженность этому
делу, начиная с высшего руководства в организации. Это означает, что руководители
высшего звена на самом деле выделяют время и ресурсы на безопасность
и выступают в качестве ролевого примера для своих сотрудников, причем
слово у них никогда не расходится с делом.
Процедуры контроля за ведением работ должны быть четко прописаны,
просты и годны к ежедневному применению. В частности, персонал (и, где целесообразно,
подрядчик) должен быть вовлечен в разработку и совершенство-
Опасности территорий и видов деятельности
вание процедур и должен четко понимать последствия их несоблюдения с точки
зрения воздействия на здоровье, безопасность и окружающую среду. Руководителям
и начальникам подразделений необходимо быть бдительными
с тем, чтобы не допускать случаев «работы в обход требований». Недопустимо
потворствовать выбору кратчайших путей или несоблюдению требований
даже в случаях значительной эксплуатационной напряженности. Самоуспокоенность
и отрицание способствуют формированию неудовлетворительной культуры,
которую впоследствии будет сложно исправить.
Важно побуждать работников к формированию у них вопросительного отношения
к работе и к принятию ими консервативных решений в вопросах
здоровья, безопасности и защиты окружающей среды. Необходимо активно
поддерживать повторную оценку действий с использованием таких подходов,
как STAR («остановись, подумай, сделай, оцени») и обращение за помощью
в случае сомнений относительно безопасности, даже если это приводит к задержкам
или к некоторому снижению производства. Всем сотрудникам и соответствующим
подрядчикам необходимо постоянно напоминать о том, что
отказы в атомной отрасли могут иметь серьезные последствия для них, их коллег,
населения и что самоуспокоенность недопустима.
«Почти оплошности» представляют собой источник богатой информации
для процесса познания - и представление сообщений о них посредством хорошо
оформленной системы является весьма важным. Такую систему отчетности
необходимо поощрять в атмосфере доверия; с извлеченными уроками
следует знакомить всех, кому это может быть полезным, а выявляемые проблемы
необходимо оперативно устранять. Небезопасная практика и недостатки
в системах и процедурах должны стать предметом критического разбора всеми
сотрудниками в организации. Важно придать сотрудникам уверенность и научить
их конструктивно бороться с небезопасной практикой и с похвалой отзываться
о хорошо проделанной работе. Незначительные отступления от безопасной
практики работы могут оставаться незамеченными до тех пор, пока
не произойдет другое, часто не связанное с первым, отступление. В сочетании
эти отступления могут впоследствии привести к куда более значительному инциденту
или аварии. Это является важной причиной для активного стремления
к устранению недостатков, которые в отдельности могут показаться
не слишком существенными.
Совершенствование - это непрерывный процесс. Оно требует самокритичного,
открытого и конструктивного сравнения себя с другими и соответствующей
оценки себя на их фоне. Участие всех работников в этом процессе
является крайне важным, если мы хотим определить направления работ по совершенствованию
и по-хозяйски взяться за дело. Ожидается, что линейное
руководство будет приветствовать замечания экспертов и будет открытым
к такой экспертизе в рамках процесса активного продвижения организации
по пути познания.
В основе достижения высочайшего уровня безопасности лежит выполнение
следующих дополнительных требований:
1) важно, чтобы в организации существовало четкое распределение обязанностей
и ответственности (в особенности, в периоды резких организационных
изменений);
2) информационное обеспечение должно оставаться непрерывным и высокоприоритетным
процессом, сопровождающимся проверками того, что сообщения
получены и поняты;
3) необходимо препятствовать искушению создавать недоступные для понимания
листы пожеланий по возможным усовершенствованиям, что приводит
к чрезмерной инициативе. Совладельцы организации, также как сотрудники
и надзорные органы, должны давать консультации по вопросу приоритетов
и содействовать разработке реалистичного плана усовершенствований
с адекватным ресурсным обеспечением, где четко прослеживаются обязанности
и постоянно контролируется прогресс.