Грэм грин краткая биография. Грэм грин биография. Смотреть что такое "Грин Г." в других словарях

Годы жизни: с 02.10.1904 по 03.04.1991

Английский романист, драматург, журналист, чьи произведения рассматривают непростые вопросы морали на фоне политических событий. Грин – один из наиболее читаемых романистов 20-го столетия, мастер повествования. Приключения и неожиданные события – неотъемлемые составляющие его произведений, по многим из которых были сняты успешные фильмы. Хотя Грин несколько раз побывал кандидатом на Нобелевскую премию, он так и не получил ее.

Грэм Грин родился 2 октября 1904 в семье директора привилегированной школы Чарльза Генри Грина и Мэрион Грин (урожденная Рэймонд – старшая кузина Роберта Льюиса Стивенсона). В семье был четвертым из шести детей. В детстве больше всего любил читать приключенческую литературу Хаггарда и Конрада (много лет спустя Грин признается, что в начале писательской карьеры ему было очень трудно изжить влияние этих писателей). В школьные годы постоянные насмешки одноклассников привели Грина к нескольким попыткам самоубийства и в итоге вынудили бросить школу. Дальнейшее образование он получил в Бэллиол-колледже Оксфордского университета.

У Грина был природный дар к писательству, и за три года в Бэллиоле он опубликовал более 60 поэм, рассказов и очерков, большинство из которых вышли в студенческом журнале «Оксфорд Аутлук» и в «Вестминстерской еженедельной газете».

В 1926 году Грин переезжает в Лондон. Сначала он работает журналистом в «Ноттингэм Джорнэл», затем внештатным корреспондентом «Таймс» (1926-1930) и «Спектейторе», где был кинокритиком и литературным редактором до 1940 года. В 1926 принимает католицизм (в противовес господствующей в Великобритании англиканской церкви), объясняя это так: «Я должен был найти религию, соразмерную с моими грехами». Когда критики принялись исследовать вопросы веры в его книгах, Грин выражал недовольство, говоря, что ненавидит выражение «католический писатель».

В 1927 году Грин женится на Вивьен Дэйрелл-Браунинг. Грин не был хорошим семьянином. Несмотря на то, что он написал четыре детских книги, однажды в письме он заявил: «Терпеть не могу детей». После распада брака у него было несколько увлечений, любовницы Грина зачастую были замужними иностранками.

После выхода своего первого романа «Человек внутри» (1929) Грин оставил журналистику. В 1932 он опубликовал остросюжетный политический детектив «Стамбульский экспресс». Эту и последующие книги с элементами детективного жанра - «Наемный убийца» (1936), «Доверенное лицо» (1939), «Ведомство страха» (1943) - он назвал «развлекательными». Более серьёзным произведением была изданная в 1935 «Меня создала Англия» - книга, отразившая процессы изменения общества под влиянием прогресса.

В 1930-х годах Грин побывал в Либерии и Мексике, результатом чего стали две книги путевых заметок: «Путешествие без карты» (1936) и «Дороги беззакония» (1939). На основе наблюдений ситуации в Мексике в 1940 он создал один из своих лучших романов «Сила и слава». Книга вызвала резкую критику со стороны католической церкви.

В 30-е и в начале сороковых Грин написал более пятисот рецензий на фильмы, книги и пьесы, главным образом для «Спектэйтора». Кинообзоры Грина читаются и сейчас, зачастую они лучше, чем фильмы, которые он превозносил или громил. «Неадекватное чувство реальности» Хичкока раздражало Грина, Грету Гарбо он сравнивал с прекрасным арабским скакуном и тепло принял новую звезду Ингрид Бергман. Когда у Хичкока были сложности со сценарием к «Я исповедуюсь» («I Confess», 1953), Грин отказался помочь режиссеру, заявив, что заинтересован в экранизации только собственных книг.

С 1941 по 1944 Грин работал в британской разведке в Сьерра-Леоне и в Португалии, где он числился представителем МИД Великобритании. Одним из его коллег в те годы был Ким Филби, будущий перебежчик в СССР. Впоследствии Грин говорил, что занимался в эти годы «простой бесполезной работой».

После войны он много путешествовал в качестве внештатного журналиста, долгое время жил в Ницце, во французской Ривьере, отчасти по соображениям уплаты налогов. Благодаря своим антиамериканским комментариям Грин добился встреч с такими коммунистическими лидерами, как Фидель Кастро и Хо Ши Мин.

В 50-е был корреспондентом журнала «Нью Рипаблик» в Индокитае. На основе событий в Южном Вьетнаме 1955-1956 создал роман «Тихий американец».

В 1960-1970 в качестве репортера объездил множество стран, неоднократно бывал в «горячих точках». Был знаком с президентом Панамы генералом Омаром Торрихосом, историю дружбы с которым опубликовал в конце жизни.

После того как Грин выступил в защиту обвиняемых по делу Синявского и Даниэля, его на время перестали печатать в СССР (вплоть до 1981).

Грин получил всемирную известность и опубликовал двухтомную автобиографию: «Часть жизни» (1971) и «Пути спасения» (1980). Умер Грин в Веве (Vevey), Швейцария, 3 апреля 1991 года. Во время службы священник объявил: «Моя вера говорит мне, что он сейчас с Богом или по дороге». За два дня до смерти Грин написал записку, в которой позволил Норманну Шерри закончить авторизованную биографию (первая часть книги вышла в 1989 году).

Гринландия

В своей автобиографической книге «Пути спасения» Грэм Грин писал: «Некоторые критики считают, что в какой-то части моего сознания расположена странная вулканическая и плодородная страна, которую они окрестили Гринландией, и я задаю себе вопрос, не ездят ли они по свету с шорами на глазах? «Это Индокитай, – хочется мне сказать им, – это Мексика, это Сьерра-Леоне, описанные скрупулезно и точно. Я ведь был не только писателем, но и журналистом. Уверяю вас, что мертвый ребенок лежал во рву именно в той позе и из канала в Фатдьеме действительно торчали трупы». Но я знаю, что спорить с ними бесполезно, они не поверят в мир, которого не замечают вокруг».

Как пишет К. Атарова, каждый отдельный штрих, образ, кусочек мозаики, из которой сложен узор романов Грина, не придуман, выхвачен из жизни метким взглядом писателя и журналиста. Однако сложенный из этих кусочков узор (разнообразный и по географии, и по тематике) имеет в чём-то схожую структуру и тип конфликта, отражающие гриновскую концепцию бытия.

Этот-то характерный узор и создает Гринландию: категории греха и искупления, приобретающие для Грина особую важность ещё в «Брайтонском леденце» (1938), где впервые ощущается католическая ориентация автора или вызывающие у Грина устойчивый интерес понятия жалости или сострадания ближнему как два типа этической позиции личности, которая и на себе ощущает бремя одиночества доминируют в этом сложном узоре.

Способность Грина вызывать шумиху, его розыгрыши часто выводили его в заголовки. Он выдвинул «Лолиту» Владимира Набокова на «Книгу года» в «Санди Таймс», одобрял участников «Great Train Robbery» (одного из самых крупных ограблений, случившихся в Британии). В письме в «Спектейтор» он предложил схему для банкротства британской почтовой системы. В 1953 побывал в Кении, освещая восстание Мау-Мау (жестоко подавленное сопротивление кенийских племен против английской колонизации).

Награды писателя

Орден Кавалеров Почёта (1966)
Иерусалимская премия (1981)
Орден Заслуг (1986)

Библиография

Стихотворный сборник

[ Babbling April] (1925)

Романы

Человек внутри (1929)
(1930)
(1932)
(1932)
Это поле боя (1934)
(1935)
(1936)
(1938)
(1939)
(1940)
(1943)
(1948)
(1949)
(1951)
(1955)
Выигрыш (1955)
(1958)
(1960)
(1966)
(1969)
(1973)
(1978)
(1980)
(1982)
Десятый (1985)
(1988)

Автобиографии

(1922)
Часть жизни (1971)
Пути спасения (1980)
(1984)

Книги о путешествиях

(1936)
Дороги беззакония (1939)
В поисках героя. Два африканских дневника (1961)

Пьесы

Комната для живых (1953)
Теплица (1957)
Покладистый любовник (1959)
(1964)
(1975)
(1981)
(1983)
(1983)

Сборники рассказов

(1954)
Чувство реальности (1963)
Можете вы одолжить нам своего мужа? (1967)
Последнее слово и другие рассказы (1990)

Детские книги

(1946)
(1950)
(1952)
(1955)

Другое

(1942)
Потерянное детство (1952)
(1969)
(1974)
(1980)
(1989)
(1989)
(1991)
(1994)

Биография

Детство

Родился 2 октября 1904 года в семье директора привилегированной школы Чарльза Генри Грина и Мэрион Грин (урождённая Рэймонд). В семье был четвёртым из шести детей. В детстве больше всего любил читать приключенческую литературу Хаггарда и Конрада (много лет спустя Грин признается, что в начале писательской карьеры ему было очень трудно изжить влияние этих писателей). В школьные годы постоянные насмешки одноклассников привели Грина к нескольким попыткам самоубийства и в итоге вынудили бросить школу. Дальнейшее образование он получил в Бэллиол-колледже Оксфордского университета.

Ранние годы

Первоначально работал журналистом в «Ноттингэм Джорнэл», затем внештатным корреспондентом «Таймс ». В 1926 году принял католицизм (в противовес господствующей в Великобритании англиканской церкви). После выхода своего первого романа «Человек внутри» (The Man Within, 1929) оставил журналистику. В 1932 он опубликовал остросюжетный политический детектив «Стамбульский экспресс» (Stamboul Train). Эту и последующие книги с элементами детективного жанра - «Наемный убийца» (A Gun for Sale, 1936), «Доверенное лицо» (The Confidential Agent, 1939), «Ведомство страха» (Ministry of Fear, 1943) - он назвал «развлекательными». Более серьёзным произведением была изданная в 1935 году «Меня создала Англия» (England Made Me) - книга, отразившая процессы изменения общества под влиянием прогресса.

Путешествия

В 30х годах Грин отправился в поездку в Мексику, результатом которой стали две книги путевых заметок «Путешествие без карты»(Journey Without Maps, 1936) и "Дороги беззакония (The Lawless Roads, 1939). На основе наблюдений ситуации в Мексике в 1940 году он создал один из своих лучших романов «Сила и слава» (The Power and the Glory). Книга поначалу вызвала резкую критику со стороны католической церкви. С 1941 по 1944 Грин работал в британской разведке в Западной Африке, где он числился представителем министерства иностранных дел Великобритании. Одним из его коллег в те годы был Ким Филби . После второй мировой войны был корреспондентом журнала «Нью рипаблик» в Индокитае. На основе событий во Вьетнаме 1955-56 годов создал роман «Тихий американец ». В 60-70-е годы в качестве репортера объездил множество стран, неоднократно бывал в «горячих точках». Был знаком со многими влиятельными политиками, в частности, с президентом Панамы генералом Омаром Торрихосом . После того, как выступил в защиту обвиняемых по делу Синявского и Даниэля , его прекратили печатать в СССР. В последние годы жизни жил в Швейцарии. Умер 3 апреля 1991 года в Веве, Швейцария.

Многократно выдвигался на Нобелевскую премию по литературе, но так и не получил её из-за многочисленных претензий критиков. Шведский академик, поэт и романист Артур Лундквист заявил, что «этот детективный автор получит премию только через мой труп». По иронии судьбы Лундквист скончался в декабре 1991 года, через семь месяцев после смерти Грэма Грина.

Основные черты творчества

Многие критики сходятся во мнении: Грэм Грим именно тот писатель, «кто одинаково нравится как обыкновенным читателям, так и интеллектуалам». Известно, что сам он делил свои произведения на «серьезные» и «развлекательные», но различия между ними вряд ли существенны. Ведь в большинстве романов Грина есть динамичный сюжет, запутанная интрига в сочетании с политическими концепциями, вырастающими из размышлений о жизни.

За свою долгую жизнь Грин не раз менял общественно-политические пристрастия, то выступая с резкой критикой западной цивилизации, то выдвигая идею «третьего мира», укрепить который может лишь некий синтез коммунизма и католицизма. Но непримиримость художника ко всем видам насилия и произвола - будь то диктаторские, колониальные режимы, проявления фашизма, расизма или религиозной нетерпимости - оставалась непреходящей. Писателя воспринимали как своего рода политический сейсмограф, реагирующий на толчки и взрывы истории, чутко ощущающий «болевые места» планеты.

Книги

Стихотворный сборник

  • 1925 - Babbling April

Романы

  • 1929 - Человек внутри / The Man Within
  • 1930 - The Name of Action
  • 1932 - Rumour at Nightfall
  • 1932 - Стамбульский экспресс / Stamboul Train (Orient Express)
  • 1934 - Это поле боя / It’s a Battlefield
  • 1935 - Меня создала Англия / England Made Me
  • 1936 - Наёмный убийца / A Gun for Sale (This Gun for Hire)
  • 1938 - Брайтонский леденец / Brighton Rock
  • 1939 - Доверенное лицо / The Confidential Agent
  • 1940 - Сила и слава / The Power and the Glory (The Labyrinthine Ways)
  • 1943 - Ведомство страха / The Ministry of Fear
  • 1948 - Суть дела / The Heart of the Matter
  • 1949 - Третий / The Third Man
  • 1951 - Конец одного романа / The End of the Affair
  • 1955 - Тихий американец / The Quiet American
  • 1955 - Loser Takes All
  • 1958 - Наш человек в Гаване / Our Man in Havana
  • 1960 - Ценой потери / A Burnt-Out Case
  • 1966 - Комедианты / The Comedians
  • 1969 - Путешествие с тётушкой / Travels with My Aunt
  • 1973 - Почётный консул / The Honorary Consul
  • 1978 - Человеческий фактор / The Human Factor
  • 1980 - Доктор Фишер из Женевы, или Ужин с бомбой / Doctor Fischer of Geneva or The Bomb Party
  • 1982 - Монсеньор Кихот / Monsignor Quixote
  • 1985 - Десятый / The Tenth Man
  • 1988 - Капитан и враг / The Captain and the Enemy

Автобиографии

  • 1971 - Часть жизни / A Sort of Life
  • 1980 - Пути спасения / Ways of Escape
  • 1984 - Знакомство с генералом / Getting to Know the General: the story of an involvement
  • 1922 - A World of My Own: A Dream Diary

Книги о путешествиях

  • 1936 - Путешествия без карты / Journey Without Maps
  • 1939 - Дороги беззакония / The Lawless Roads (Another Mexico)
  • 1961 - В поисках героя. Два африканских дневника / In Search of a Character: Two African Journals

Пьесы

  • 1953 - Комната для живых / The Living Room
  • 1957 - Теплица / The Potting Shed
  • 1959 - Покладистый любовник / The Complaisant Lover
  • 1964 - Carving a Statue
  • 1975 - The Return of A.J.Raffles
  • 1981 - The Great Jowett
  • 1983 - Yes and No
  • 1983 - For Whom the Bell Chimes

Сборники рассказов

  • 1954 - Twenty-One Stories
  • 1963 - A Sense of Reality
  • 1967 - May We Borrow Your Husband?
  • 1990 - The Last Word and Other Stories

Детские книги

  • 1946 - The Little Train
  • 1950 - The Little Fire Engine
  • 1952 - The Little Horse Bus
  • 1955 - The Little Steamroller

Другое

  • 1942 - British Dramatists
  • 1952 - Потерянное детство / The Lost Childhood: and Other Essays
  • 1969 - Collected Essays
  • 1974 - Обезьянка лорда Рочестера / Lord Rochester’s monkey: Being the life of John Wilmot, Second Earl of Rochester
  • 1980 - The Pleasure-Dome: The Collected Film Criticism, 1935-40
  • 1989 - Yours, etc.: Letters to the Press
  • 1989 - Why the Epigraph?
  • 1991 - Reflections

Экранизации

  • 1934 - Orient Express
  • 1937 - The Future’s in the Air
  • 1937 - The Green Cockatoo
  • 1940 - 21 день / 21 Days
  • 1940 - The New Britain
  • 1942 - Оружие для найма / This Gun for Hire
  • 1942 - Went the Day Well?
  • 1944 - Министерство страха / Ministry of Fear
  • 1945 - Секретный агент / Confidential Agent
  • 1947 - The Man Within
  • 1947 - Беглец / The Fugitive
  • 1947 - Брайтонская скала / Brighton Rock
  • 1948 - Поверженный идол / The Fallen Idol
  • 1949 - Третий человек / The Third Man
  • 1953 - Суть дела / The Heart of the Matter
  • 1954 - The Stranger’s Hand
  • 1955 - Конец романа / The End of the Affair
  • 1956 - Loser Takes All
  • 1957 - Святая Иоанна / Saint Joan
  • 1957 - Across the Bridge
  • 1957 - Short Cut to Hell
  • 1958 - Тихий американец / The Quiet American
  • 1959 - Наш человек в Гаване / Our Man in Havana
  • 1961 - The Power and the Glory
  • 1961 - Günes dogmasin
  • 1967 - Комедианты / The Comedians
  • 1972 - Путешествия с моей тётей / Travels with My Aunt
  • 1972 - Yarali kurt
  • 1973 - Меня создала Англия / England Made Me
  • 1979 - Человеческий фактор / The Human Factor
  • 1982 - Шокирующая случайность / A Shocking Accident
  • 1983 - Почётный консул / The Honorary Consul
  • 1983 - The Heart of the Matter
  • 1985 - Dr. Fischer of Geneva
  • 1986 - May We Borrow Your Husband
  • 1988 - Десятый мужчина / The Tenth Man
  • 1990 - Рулетка счастья / Strike It Rich
  • 1991 - Ловушка для убийцы / This Gun for Hire
  • 1999 - Конец романа / The End of the Affair
  • 2001 - Двойные неприятности / Double Take
  • 2001 - Тихий американец / The Quiet American
  • 2006 - The End of the Party

Ссылки

  • ТРУДНЫЙ ПУТЬ К ДИАЛОГУ. Александр Мень о романе Грэма Грина «Монсеньор Кихот»
  • Александр Мень и Нина Трауберг о романе Грэма Грина «Сила и слава»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Грин Г." в других словарях:

    Грин: Грин в древнегреческой мифологии мисийский царь, сын Еврипила. См. Гриней#Мифы. Содержание 1 Фамилия 2 Географические названия 2.1 Реки … Википедия

    - (Green) Томас Хилл (7.4.1836, Биркин, Йоркшир, 26.3.1882, Оксфорд), англ. философ идеалист, представитель неогегельянства. Под влиянием нем. классич. идеализма, в особенности философии Гегеля, выступил против господствовавшего в… … Философская энциклопедия

    Описание герб … Википедия

    1. (настоящая фамилия Гриневский) Александр Степанович (1880, г. Слободской Вятской губ. – 1932, Старый Крым), русский писатель. А. С. Грин. Портрет работы В. Милашевского. 1925 г. Родился в семье служащего, поляка, юношей сосланного в Сибирь… … Литературная энциклопедия

    Грин, Джон Ричард Джон Ричард Грин (англ. John Richard Green, 1837 1883) британский историк, автор популярной «Краткой истории английского народа». Джон Грин родился в 1837 году в Оксфорде, в семье торговца. Учился в родном городе. Стал… … Википедия

    Грин Р. ГРИН Роберт (Robert Greene, ок. 1560 1592) английский драматург, один из предшественников Шекспира. Биографические данные о нем крайне скудны. Известно, что Грин учился в Кембридже и Оксфорде, ездил за границу, в 1579 получил степень… … Литературная энциклопедия

    И Гринево топонимы в России: Гринево посёлок в Коношском районе Архангельской области; Гринево село в Новооскольском районе Белгородской области; Гринёво деревня в Погарском районе Брянской области; Гринёво деревня в … Википедия

    Грин А. ГРИН Александр (1880) псевдоним Александра Степановича Гриневского, беллетриста. Р. в семье мелкого служащего, поляка (мать русская). «Талантливый эпигон Гофмана, с одной стороны, Эдгара По и английских авантюрно фантастических… … Литературная энциклопедия

Английский романист, драматург, журналист, чьи произведения рассматривают непростые вопросы морали на фоне политических событий. Грин – один из наиболее читаемых романистов 20-го столетия, мастер повествования. Приключения и неожиданные события – неотъемлемые составляющие его произведений, по многим из которых были сняты успешные фильмы. Хотя Грин несколько раз побывал кандидатом на Нобелевскую премию, он так и не получил ее.

“Главные герои книги непременно должны иметь некоторое сходство с автором, они выходят из его тела как ребенок из лона; потом пуповину перерезают, и они растут самостоятельно. Чем лучше автор знает собственный характер, тем дальше он может отходить от придуманных им героев, и тем больше места им остается для роста.” (Грэм Грин, “Пути спасения”, 1980).

Грэм Грин родился в Беркхэмстеде, Хертфордшир; сын Чарльза Грина и Марион Рэймонд Грин, старшей кузины Роберта Льюиса Стивенсона. У Грина-старшего была плохая университетская успеваемость, но он возглавил Беркхэмстедскую школу, сменив доктора Томаса Фрая. Чарльз Грин обладал прекрасным интеллектом. Поначалу он собирался стать адвокатом, однако обнаружил склонность к преподавательской деятельности и решил остаться в Беркхэмстеде. Часто его уроки истории были в большей степени комментариями к краху либерализма, чем собственно уроками. Его брат Грэм закончил карьеру в качестве постоянного секретаря адмиралтейства.

Грэм учился в беркхэмстедской школе и колледже Баллиол в Оксфорде. У него был природный дар к писательству, и за три года в Баллиоле он опубликовал более 60 поэм, рассказов и очерков, большинство из которых вышли в студенческом журнале “Оксфорд Аутлук” и в “Вестминстерской еженедельной газете”. В 1926 году он обращается в католичество, объясняя это так: “Я должен был найти религию, соразмерную с моими грехами.” Когда критики принялись исследовать вопросы веры в его книгах, Грин выражал недовольство, говоря, что ненавидит выражение “католический писатель”.

В 1926 году Грин переезжает в Лондон. Он работает в лондонской “Таймс” (1926-1930) и “Спектейторе”, где был кинокритиком и литературным редактором до 1940 года. В 1927 году он женится на Вивьен Дэйрелл-Браунинг. Грин не был хорошим семьянином. Несмотря на то, что он написал четыре детских книги, однажды в письме он заявил: “Терпеть не могу детей”. После распада брака у него было несколько увлечений, среди которых в 1950 г. шведская актриса Анита Бьорк, чей муж, писатель Стиг Дэгермен, покончил с собой. Любовницы Грина зачастую были замужними иностранками. В 1938 Грин начал отношения с Дороти Гловер, театральной костюмершей, они были сильно увлечены друг другом до конца 40-х. Она начинала карьеру как книжный иллюстратор под именем Дороти Крейги и писала детские книги, среди которых “Никки, негр и пират” (1960).

Во время Второй мировой войны Грин занимался “простой бесполезной работой”, как он впоследствии говорил, ведя разведывательную деятельностью для лондонского Форин Офис (министерство иностранных дел) под непосредственным руководством Кима Филби, будущего перебежчика в СССР. Одна из миссий завела Грина в Западную Африку, но в своих письмах издалека он нимало не обнаруживал восторженности: “Это не официальная резиденция, здесь нет хранилища для провизии, здесь тьма-тьмущая мух, которые слетаются из помойки в африканском буше вокруг дома”, писал он в Лондон. Грин вернулся в Англию в 1942 году. После войны он много путешествовал в качестве внештатного журналиста, долгое время жил в Ницце, во французской Ривьере, отчасти по соображениям уплаты налогов. Благодаря свои антиамериканским комментариям Грин добился встреч с такими коммунистическими лидерами, как Фидель Кастро и Хо Ши Мин, но английская писательница Эвелина Во (Evelyn Waugh), которая хорошо знала Грина, в письме к своему другу уверяла, что автор - “секретный агент с нашей стороны, а все его расшаркивания с русскими - прикрытие”.

Шпионские романы Грина были частично основаны на его личном опыте в британском Форин Офис в сороковые годы и длившимися всю жизнь связями с британской разведкой СИС, “Сикрет интелиджент сервис”. Как агент и писатель, он продолжает старую традицию от Кристофера Марлоу, Бена Джонсона и Даниэля Дефо до современных писателей Джоне Ле Карре, Джона Диксона Кара, Сомерсета Моэма, Алека Во и Теда Олбери (John Le Carré, John Dickson Carr, Somerset Maugham, Alec Waugh, Ted Allbeury). Дядя Грина, сэр Вильям Грэм Грин, помог основать департамент военно-морской разведки, а его старший брат, Герберт, занимался шпионажем в японском императорском флоте в тридцатые годы. Младшая сестра Грэма, Элизабет, сотрудничала с отделом разведки МИ-6 и завербовала брата на штатную должность в службе. Со своим старым другом Филби Грин снова встретился в конце 80-х в Москве.

Грин получил всемирную известность и опубликовал двухтомную автобиографию: “Часть жизни” (1971) и “Пути спасения” (1980), а также историю дружбы с панамским диктатором генералом Омаром Торрихосом. Умер Грин в Веве (Vevey), Швейцария, 3 апреля 1991 года. Во время службы священник объявил: “Моя вера говорит мне, что он сейчас с Богом или по дороге”. За два дня до смерти Грин написал записку, в которой позволил Норманну Шерри закончить авторизованную биографию. Первая часть книги вышла в 1989 году.

Грин был весьма плодовитым и разносторонним писателем. Он написал пять драм и сценарии для различных фильмов, основанных на его произведениях. “Третий” (The Third Man, 1949), появился из одного высказывания: “Я распрощался с Гарри неделю назад, когда его гроб опустился в холодную февральскую землю, и не верилось, что я видел, как он шел неузнанный среди толпы незнакомцев на Стрэнде”. Готовясь к фильму, Грин прибыл в Вену, где репортер рассказал ему о торговле водорастворимым пенициллином на черном рынке. За 9 тысяч фунтов, полученных им от Александра Корда, он купил яхту и виллу в Анакапри. Позднее он изобразил Корда в “Проигравший забирает всё” (1955) как Дрейцера, крупного дельца.

В 30-е и в начале сороковых он написал более пятисот рецензий на фильмы, книги и пьесы, главным образом для “Спектэйтора”. Кинообзоры Грина читаются и сейчас, зачастую они лучше, чем фильмы, которые он превозносил или громил. “Неадекватное чувство реальности” Хичкока раздражало Грина, Грету Гарбо он сравнивал с прекрасным арабским скакуном и тепло принял новую звезду Ингрид Бергман. Когда у Хичкока были сложности со сценарием к “Я исповедуюсь” (“I Confess”, 1953), Грин отказался помочь режиссеру, заявив, что заинтересован в экранизации только собственных книг. В этой истории священника ошибочно обвиняют в убийстве. Хотя Грин знал, что некоторые критики считают его книги развлекательными, его образцами для подражания были Генри Джеймс, Джозеф Конрад и Форд Мэдокс Форд. В его личной библиотеке было большое собрание работ Джеймса.

Первая опубликованная книга Грина “Журчащий апрель” (“Babbling April”, 1925) была поэтическим сборником. За ней последовали две новеллы в духе Джозефа Конрада. Название для “Человека внутри” (“The Man Within”, 1929) было взято у сэра Томаса Брауна (1605-1682): “Внутри меня есть человек, который на меня сердит”. Грин начал писать его, чтобы отвлечься от болезненного ухода из “Таймс”. Киноверсия этой книги с Майклом Редгрейвом и Ричардом Аттенборо в главных ролях вышла в 1947 году. Грин получил письмо из Стамбула, в котором фильм хвалили за вызывающую гомосексуальность.

После безуспешных попыток в качестве романиста Грин был близок к тому, чтобы забросить писательство. Его первой удачей был “Стамбульский экспресс” (“Stamboul Train”, 1932), триллер, приправленный местным колоритом и политическими интригами. Грин нарочно писал его в угоду читателям и для привлечения кинорежиссеров. Один из его героев, Квин Сейвори, был пародией на Дж.Б. Пристли - Грин едко изобразил писателя как развратника. Пристли тогда только что опубликовал роман, на который вышло несколько рецензий, где его сравнивали с Диккенсом. Сейвори в книге Грина был известным романистом в стиле Диккенса. В следующем году он критиковал другого популярного писателя, Беатрис Поттер, в статье, озаглавленной “Беатрикс Поттер: критическая оценка”. Досталось и Ширли Темпл, девятилетней американской актрисе, о которой Грин написал в журнале “Ночь и День”, что “ее поклонники - мужчины средних лет и священники - реагируют на ее двусмысленное кокетство, на достоинства ее стройного и соблазнительного тела, исполненного чрезмерной живостью”. В тот раз Грину пришлось заплатить за это замечание.

“Доверенное лицо” (“The Confidential Agent”, 1939) - загадочное произведение о таинственном Форбсе/Фурштейне, богатом еврее, планирующем уничтожить традиционную английскую культуру изнутри. Тем не менее, в 1981 автор был приглашен в Израиль и награжден Иерусалимской премией. Впервые он посетил Израиль в 1967 году и некоторое время провел лежа на песчаных дюнах под огнем египтян и думая, что Шестидневная война “была несколько неправильным термином. Несомненно, война еще идет”. Религиозность Грина неочевидна в его прозе вплоть до “Брайтонского леденца” (“Brighton Rock”, 1938), который изображает гангстера-подростка Пинки как одержимого демоническими силами. Религиозные темы проявляются в романе “Сила и слава” (“The Power and the Glory”, 1940), “Суть дела” (“The Heart of the Matter”, 1948), которые Грин характеризовал как “успех в самом вульгарном смысле этого слова” и “Конец одного романа” (“The End of the Affair”, 1951), который принес Грину международную известность. История, частью основанная на личном опыте Грина, была о влюбленном, который боится любить и быть любимым. Эти романы сравнивались с произведениями таки французских писателей-католиков, как Жорж Бернанос и Франсуа Мориак. “Внезапно я обнаружил, что меня считают католическим писателем в Англии, Европе и Америке - это последний титул, которого я добивался бы”, - позже выражал недовольство Грин.

Грин то и дело возвращался к вопросу о прощении. В своей рецензии на “Суть дела” подверг критике концепцию Грина об “очистившемся грешнике”: “Он выступает как разделяющий идею, которая носится в воздухе со времен Бодлера, что в пороке есть некоторое изящество; ад — что-то вроде ночного клуба для высшего общества, вход в который зарезервирован только для католиков”. Роман принял окончательные черты в Сьерра-Леоне, где у автора был тяжелый период во время войны. Майор Скоби, герой повествования, умирает, произнося: “Господи, я люблю…”.

“Конец одного романа” частично основан на романе Грина с Кэтрин Уолстон, которую он повстречал в 1946 году. Она была замужем за одним из самых богатых людей Англии, Генри Уолстоном, видным сторонником лейбористской партии. Кэтрин была матерью пятерых детей. Отношения Грина и Уолстон продолжались более десяти лет, и послужили для другой книги, “Два года спустя” (“After Two Years”, 1949), которую напечатил в 25 экземплярах. Большинство из них позже было уничтожено. В “Конце одного романа” Кэтрин была Сарой Майлз, а сам писатель – популярным романистом Морисом Бендиксом, который рассказывает их историю и пытается понять, почему Сара покинула его. Морис узнает, что когда он был ранен при бомбежке во время войны, Сара обещала Богу, что покинет Мориса, если тот выживет. Сара умирает от воспаления легких. Ответ Мориса на вызов небес - “я ненавижу тебя, будто Ты существовал”.

Способность Грина вызывать шумиху, его розыгрыши часто выводили его в заголовки. Он выдвинул “Лолиту” Владимира Набокова на “Книгу года” в “Санди Таймс”, одобрял участников “Great Train Robbery” * . В письме в “Спектейтор” он предложил схему для банкротства британской почтовой системы. В 50-е внимание Грина перешло с религии на политику. Он жил в отеле “Маджестик” в Сайгоне, совершал поездки в Гонконг и Сингапур. В 1953 побывал в Кении, освещая восстание Мау-Мау ** , в 1956 году провел несколько недель в Польше, пытаясь помочь музыканту перебраться на Запад.

Впечатления, полученные в Азии, вылились в роман “Тихий американец” (“The Quiet American”, 1955) об участии США в индокитайском конфликте. В центре повествования — убийство Олдена Пайла. Рассказчик, расчетливый журналист Томас Фаулер, пристрастившийся к курению опиума, устраивает так, что Пайла убивают местные повстанцы. Пайл отбивает у Фаулера его подругу Фуонг; он имеет отношение к террористическому акту, взрыву бомбы в местном кафе. “Тихий американец” считался в СССР проявлением симпатии к коммунизму, в Москве по нему была поставлена пьеса. “Наш человек в Гаване” (“Our Man In Havanna”, 1958) появился после путешествия на Кубу, но наброски сюжета были у Грина гораздо раньше. По роману в 1959 году был снят фильм режиссером Каролем Ридом. Во время съемок Грин встретил Эрнеста Хемингуэя и был приглашен к нему домой выпить. В “Комедиантах” (“The Comedians”, 1966) изображен репрессивный режим “Папы Дока” Дювалье на Гаити. “Путешествие с тетушкой” (“Travels With My Aunt”, 1969), экранизированная Джорджем Кьюкором, приглашает читателя в кругосветное путешествие с необычной парой: близорукий банковский работник на пенсии и его темпераментная тетушка Августа, чьи “два крупных передних зуба придавали ей здоровый неандертальский вид”. “Почётный консул” (“The Honorary Consul” 1973) - драматический сюжет о заложниках в Парагвае. “Человеческий фактор” (“The Human Factor”, 1978) держался в списке бестселлеров в “Нью-Йорк Таймс” шесть месяцев. В романе агент влюбляется в чернокожую женщину во время миссии в Южную Африку. Книга не удовлетворяла Грина и он собирался оставить ее в черновиках - она висела “как мертвый альбатрос” на его шее. Интересно, что его друг Ким Филби вспомнал, что ему прислали экземпляр в Москву, но отрицал, что послужил прототипом для двойного агента Мориса Касла.

ГРИН, ГРЭМ (Greene, Graham) (1904–1991), английский писатель, во многих произведениях которого детективный сюжет сочетается с религиозным подтекстом.

Родился 2 октября 1904 в Беркампстеде (графство Хартфордшир). Учился в Беркампстед-скул, где его отец был директором, потом в Бейллиол-колледже Оксфордского университета, одновременно поступил на работу в табачную компанию, понадеявшись с ее помощью попасть в Китай. Затем недолгое время сотрудничал в местном еженедельнике. В 21 год обрел духовную опору, приняв католичество, а в 1927 женился на Вивьен Дейрелл-Браунинг. С 1926 по 1930 служил в отделе писем лондонской «Таймс».

Грин распрощался с журналистикой после успеха своего первого романа Человек внутри (The Man Within , 1929). В 1932 он опубликовал остросюжетный политический детектив Стамбульский экспресс (Stamboul Train ). Эту и последующие книги с элементами детективного жанра – Наемный убийца (A Gun for Sale , 1936), Доверенное лицо (The Confidential Agent , 1939), Ведомство страха (Ministry of Fear , 1943) – он назвал «развлекательными». Его романы Это поле боя (It"s a Battlefield , 1934) и Меня создала Англия (England Made Me , 1935, рус. перевод 1986) отражают социально-политическое брожение 1930-х годов. Брайтонский леденец (Brighton Rock , 1938) – первый «развлекательный» роман, события которого высвечены религиозной проблематикой.

В конце 1930-х годов Грин много путешествовал по Либерии и Мексике. Глубоко личные отчеты об этих поездках составили две книги путевых заметок Путешествие без карты (Journey Without Maps , 1936) и Дороги беззакония (The Lawless Roads , 1939). Политические гонения на католическую церковь в Мексике подвигли его на создание романа Сила и слава (The Power and the Glory , 1940), герой которого, греховодник, «пьющий падре», противостоит гонителям церкви.

С 1941 по 1944 Грин как сотрудник министерства иностранных дел находился в Западной Африке, где развернутся события его романа Суть дела (The Heart of the Matter , 1948), принесшего ему международное признание. События следующего важного романа Грина, любовной истории Конец одного романа (The End of the Affair , 1951), происходят в Лондоне во время германских бомбежек во Вторую мировую войну.

Более позднее творчество Грина отличает чувство злободневности, которое он, вероятно, обрел, работая корреспондентом журнала «Нью рипаблик» в Индокитае. Место действия поздних романов Грина – экзотические страны накануне международных конфликтов: в разоблачительном, прозревающем будущее романе Тихий американец (The Quiet American ,1955) – Юго-Восточная Азия перед американским вторжением; в Нашем человеке в Гаване (Our Man in Havana , 1958) – Куба накануне революции; в Комедиантах (Comedians , 1966) – Гаити в правление Франсуа Дювалье. В позднем творчестве Грина религия хотя и присутствует, но отступает на второй план, и ее авторитет перестает быть непререкаемым. Например, концовка романа Ценой потери (A Burnt-out Case , 1961) дает понять, что христианство не в силах помочь современному человеку.

Среди других произведений Грина – пьесы Комната для живых (The Living Room , 1953), Теплица (The Potting Shed , 1957) и Покладистый любовник (The Complaisant Lover , 1959); сборники рассказов Двадцать один рассказ (Twenty-one Stories , 1954), Чувство реальности (A Sense of Reality , 1963) и Можно мы похитим твоего мужа? (May We Borrow Your Husband? , 1967); сборники эссе Потерянное детство (The Lost Childhood , 1951; впоследствии расширен), Избранные эссе (Collected Essays , 1969); романы Путешествие с тетушкой (Travels With My Aunt , 1969, рус. перевод 1989), Почетный консул (The Honorary Consul , 1973, рус. перевод 1983), Человеческий фактор (The Human Factor , 1978, рус. перевод 1988), Монсеньор Кихот (Monsignor Quixote , 1982, рус. перевод 1989) и Десятый (The Tenth Man , 1985, рус. перевод 1986); биография Обезьянка лорда Рочестера (Lord Rochester"s Monkey , 1974). По многим его произведениям сняты фильмы, в том числе картина Третий (The Third Man , 1950); иногда он выступал и как автор сценария. Умер Грин в Веве (Швейцария) 3 апреля 1991.

Писатель Грэм Грин считается одной из самых заметных фигур английской литературы 20 века. За свою достаточно длинную жизнь он создал множество произведений и неоднократно выдвигался на Нобелевскую премию, однако так и не получил ее, хотя был достоин ее ничуть не меньше многих других лауреатов.

Грэм Грин: биография (детство)

Родился в многодетной семье Чарльза который на тот момент был директором одной из самых привилегированных школ Англии. С детства увлекался чтением приключенческой литературы. Постоянные конфликты с однокашниками стали причиной нескольких попыток самоубийства. В итоге мальчика забрали из школы на домашнее обучение, а затем отправили в Баллиол-колледж, действующий при Оксфордском университете.

Начало писательской карьеры

По окончании колледжа Грэм Грин стал работать журналистом в редакции журнала «Ноттингэм Джорнэл», а позже — внештатным корреспондентом «Таймс». В возрасте 22 лет он принял католицизм, выразив таким образом свой протест против англиканской церкви, господствующей в Соединенном королевстве. Правда, на этот счет есть и другие мнения (дескать, он был сильно влюблен в однокурсницу, родители которой согласились на их брак только при условии смены веры будущего зятя).

В 1929-м увидел свет его первый роман «Человек внутри», имевший определенный успех у читателей. Это заставила Грэма Грина задуматься о писательской карьере.

Вслед за первой книгой последовали и другие. В частности, популярность писателю принесли такие остросюжетные детективы, как «Стамбульский экспресс», «Наемный убийца», «Доверенное лицо» и «Ведомство страха». Последний роман был написан в самый разгар войны и рассказывал о приключениях лондонца Артура Роу. К нему случайно попадает фотопленка, за которой охотятся нацистские шпионы, и молодому человеку приходиться очень постараться, чтобы остаться в живых.

Эти книги сам Грин считал развлекательными, в отличие от одного из своих ранних произведений — романа «Меня создала Англия», в котором писатель отразил процесс изменения английского общества под влиянием научно-технического прогресса.

Путешествия

Еще в 1930-х годах молодой писатель посетил Либерию и Мексику. Эти путешествия произвели на него огромное впечатление, результатом которого стали 2 книги путевых заметок «Дороги беззакония» и «Путешествие без карты». В 1940-м вышел в свет и лучший роман, который, по мнению критиков, написал Грэм Грин. «Сила и слава» вызвал резкий протест со стороны католической церкви, хотя на самом деле рассказывал о христианском служении опустившегося священника, который отправляется причащать умирающего, хотя знает, что за это его ждет расстрел.

Работа в разведке

В годы Второй мировой войны Грэм Грин служит королеве в составе Интеллидженс сервис на территории в Португалии и в Сьерра-Леоне. При этом он официально числился представителем МИД Великобритании. Работа в разведке немало помогла ему при написании остросюжетных романов, которые пользовались популярностью у читателей.

После окончания Второй мировой войны Грэм Грин был направлен в Индокитай в качестве корреспондента журнала «Нью рипаблик». Увиденное там, особенно события 1955-1956 годов, легли в основу романа «Тихий американец».

В последующее десятилетие писатель посетил несколько «горячих точек» в разных уголках планеты и познакомился с влиятельными политиками того времени, в том числе с некоторыми диктаторами.

Политические взгляды

Несмотря на то что за свою жизнь Грэм Грин неоднократно менял общественно-политические пристрастия, он всегда оставался непримиримым в отношении всех форм произвола и насилия, включая колониальные, диктаторские, фашистские режимы, расизм и религиозную нетерпимость.

В то же время, после того как писатель выступил в защиту обвиняемых по делу Даниэля и Синявского, его в течение 12 с лишним лет не печатали в СССР.

Грэм Грин: фильмы

Многие произведения писателя были экранизированы. В их числе первый в истории мирового кино фильм о киллере — «Оружие для найма» с Аланом Лэддом и в основу сюжета которого лег роман «Наемный убийца» (1942 год).

Еще одной значимой картиной стал детектив «Третий человек», вышедшая на экраны в 1949 году и снятая по одноименному произведению Грэма Грина. Она стала призером а также получила премии BAFTA и «Оскар».

Картина «Третий человек» неоднократно признавалась одной из лучших в истории мирового кинематографа и лучшей британской кинокартиной всех времен.

Несмотря на вполне голливудскую внешность, которой обладал в молодости Грэм Грин, актер из него не получился. Однако писатель все же был номинирован на «Оскар» в 1950 году за сценарий фильма «Поверженный идол». Правда, премия ему не досталась, хотя незадолго до этого картина была признана лучшим британским фильмом по версии BAFTA. Кроме того, в 1954 году Грэм Грин успешно справился с ролью продюсера картины «Рука незнакомца».

О творчестве

К числу наиболее популярных произведений писателя относятся романы «Наш человек в Гаване», «Человеческий фактор», «Почетный консул» и «Суть дела». Грэм Грин отразил в них свое видение христианского милосердия, которое не умирает даже в людях, которые являются законченными грешниками. Так, в романе «Суть дела» рассказывается о честном колониальном полицейском, который пытается никого не обидеть: ни жену, ни любовницу, ни тех, кто к нему обращается, и вынужден постоянно лгать, а в «Почетном консуле» доктор, сочувствующий заговорщикам, испытывает сострадание к их заложнику и погибает в попытке спасти дипломата.

Вопросы христианских ценностей — это не единственное, что отражал в своем творчестве Грэм Грин. «Разрушители» (рассказ) представляет собой произведение совсем другого рода. В нем раскрыт феномен детской жестокости, которая особенно пугает своей беспричинностью и бессмысленностью.

«Комедианты»

Это произведение автора считается одной из лучших его работ, поэтому заслуживает того, чтобы рассказать о нем поподробнее. Главное место действия романа «Комедианты» (Грэм Грин) — остров Гаити во время правления Франсуа Дювалье. Он написан на основе воспоминаний писателя, который неоднократно посещал эту страну, в том числе в годы диктатуры. В романе Грэм Грин показал, что значить жить в государстве, где царит беззаконие и террор. Даже самые благие намерения героев разбиваются о стену, воздвигнутую Дювалье и его приспешниками, а самым ужасным оказывается осознание безнадежности и бессмысленности борьбы, к которому они приходят.

Кстати, сам Грин в письме к А. С. Фреру, которому он посвятил роман, ответил критикам, обвинявшим его в излишней драматизации происходящего на Гаити, так: «Эту черную ночь невозможно очернить».

На основе книги в 1967 году был снять одноименный фильм, в котором главные роли сыграли и Элизабет Тейлор.

Награды

Как уже было сказано, в середине 60-х Грэм Грин выдвигался на Нобелевскую премию по литературе, но шведские академики отказались ее ему присуждать из-за несогласия с его политическими взглядами.

Однако на тот момент писатель уже являлся обладателем множества литературных наград, включая премии Хоторнден, Джеймса Тейта Блейка, Шекспира. Кроме того, он был награжден британскими орденами «Кавалеров Почета» и «За заслуги». Особо ценной для самого Грэма Грина была Иерусалимская премия, которая присуждается авторам, отразившим в своих работах темы свободы человека в обществе.

Фестиваль

Ежегодно в первые недели октября в родной город писателя с целью принять участие в научных конференциях, посвященных творчеству Грэма Грина, съезжаются литераторы, критики и журналисты. Мероприятия проводятся в рамках фестиваля, организуемого фондом его имени.

Теперь вы знаете, какие произведения принадлежат перу известного английского писателя Грэма Грина, и какие фильмы были сняты на их основе. Уникальность его таланта заключается в том, что он умел создавать одинаково интересные произведения, как развлекательного содержания, так и глубоко философские, заставляющие задуматься о месте человека в обществе.



Просмотров