Гражданская служба пример. Государственная служба

Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяются правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Государственная служба Российской Федерации

1. Государственная служба Российской Федерации (далее - государственная служба) - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) по обеспечению исполнения полномочий:

Российской Федерации;

федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (далее - федеральные государственные органы);

субъектов Российской Федерации;

органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы субъектов Российской Федерации);

лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (далее - лица, замещающие государственные должности Российской Федерации);

лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации).

2. Деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, настоящим Федеральным законом не регулируется.

Статья 2. Система государственной службы

1. Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

государственная гражданская служба;

военная служба;

правоохранительная служба.

2. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

3. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Другие виды федеральной государственной службы устанавливаются путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

4. Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.

Статья 3. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы

1. Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы);

законность;

приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

равный доступ граждан к государственной службе;

единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

профессионализм и компетентность государственных служащих;

защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

2. Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.

Статья 4. Федеральная государственная служба

Федеральная государственная служба - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Статья 5. Государственная гражданская служба

1. Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

2. Федеральная государственная гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

3. Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.

Статья 6. Военная служба

Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Статья 7. Правоохранительная служба

Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Статья 8. Должности государственной службы

1. Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

2. Должности государственной службы подразделяются на:

должности федеральной государственной гражданской службы;

должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

воинские должности;

должности правоохранительной службы.

3. В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов.

4. Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.

Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы определяется указом Президента Российской Федерации.

Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы и типовых должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации определяется федеральным законом или указом Президента Российской Федерации.

5. Квалификационные требования к гражданам для замещения должностей государственной службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

6. В федеральном государственном органе и государственном органе субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями государственной службы. Трудовая деятельность работников, замещающих такие должности, регулируется законодательством Российской Федерации о труде.

Статья 9. Реестры должностей государственной службы

1. Реестр должностей федеральной государственной службы образуют:

перечни должностей федеральной государственной гражданской службы;

перечни типовых воинских должностей;

перечни типовых должностей правоохранительной службы.

2. Перечни, указанные в пункте 1 настоящей статьи, утверждаются Президентом Российской Федерации.

3. Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

4. Реестр должностей федеральной государственной службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации составляют Сводный реестр должностей государственной службы Российской Федерации.

Статья 10. Государственные служащие

1. Федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

2. Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта* Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.

3. Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации - соответствующий субъект Российской Федерации.

4. Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.

ГЛАВА 2. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Статья 11. Формирование кадрового состава государственной службы

1. Формирование кадрового состава государственной службы обеспечивается:

созданием федерального кадрового резерва, кадрового резерва в федеральном государственном органе, кадрового резерва субъекта Российской Федерации, кадрового резерва в государственном органе субъекта Российской Федерации для замещения должностей государственной службы, а также эффективным использованием указанных кадровых резервов;

развитием профессиональных качеств государственных служащих;

оценкой результатов профессиональной служебной деятельности государственных служащих в ходе проведения аттестации или сдачи квалификационного экзамена;

созданием возможностей для должностного (служебного) роста государственных служащих;

использованием современных кадровых технологий;

применением образовательных программ и государственных образовательных стандартов.

2. Федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации устанавливаются порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы на конкурсной основе, условия формирования конкурсных комиссий, правила опубликования информации о конкурсах в средствах массовой информации, а также предусматривается другой порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы.

3. Подготовка граждан для прохождения государственной службы осуществляется в формах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Переподготовка, повышение квалификации и стажировка государственных служащих осуществляются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 12. Поступление на государственную службу, ее прохождение и прекращение

1. На государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида.

Федеральным законом о виде государственной службы или законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту.

2. Условия контрактов, порядок их заключения, а также основания и порядок прекращения их действия устанавливаются в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы.
3. В соответствии с федеральным законом о виде государственной службы контракт может заключаться с гражданином:

на неопределенный срок;

на определенный срок;

на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания.

4. Федеральным законом о виде государственной службы определяется предельный возраст пребывания на государственной службе данного вида.

5. Прохождение государственной службы включает в себя назначение на должность, присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, аттестацию или квалификационный экзамен, а также другие обстоятельства (события) в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

6. Основания прекращения государственной службы, в том числе основания увольнения в запас или в отставку государственного служащего, устанавливаются федеральными законами о видах государственной службы.

Статья 13. Классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания

1. В соответствии с федеральными законами о видах государственной службы гражданам, проходящим федеральную государственную службу, присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания.

В соответствии с федеральным законом о виде государственной службы для граждан, проходящих государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, устанавливаются классные чины.

2. Общими условиями присвоения, сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий являются:

последовательное присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по прошествии установленного времени пребывания в определенном классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании после их присвоения впервые;

присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания государственному служащему в соответствии с замещаемой должностью федеральной государственной службы;

досрочное присвоение в качестве меры поощрения классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания либо присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания на одну ступень выше классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, предусмотренных для замещаемой должности федеральной государственной службы в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы;

сохранение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания при освобождении от замещаемой должности федеральной государственной службы или увольнении с федеральной государственной службы.

Лишение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания возможно по решению суда.

3. При переводе государственного служащего с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида ранее присвоенный классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание, а также период пребывания в соответствующем классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании учитывается при присвоении классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по новому виду государственной службы в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Соотношение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий устанавливается указом Президента Российской Федерации.

5. Классные чины государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации присваиваются с учетом положений настоящей статьи в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 14. Стаж (общая продолжительность) государственной службы. Персональные данные государственных служащих

1. Стаж (общая продолжительность) государственной службы определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации.

2. В стаж (общую продолжительность) государственной службы одного вида в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации включаются продолжительность государственной службы других видов, а также периоды замещения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, выборных муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, и муниципальных должностей муниципальной службы.

3. Персональные данные государственных служащих, сведения об их профессиональной служебной деятельности и о стаже (об общей продолжительности) государственной службы вносятся в личные дела и документы учета государственных служащих. Ведение и хранение указанных дел и документов осуществляются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

4. Форма и порядок ведения, учета и хранения документов, подтверждающих профессиональную служебную деятельность государственных служащих, устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

5. Персональные данные, внесенные в личные дела и документы учета государственных служащих, являются персонифицированными и в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, а в иных случаях к сведениям конфиденциального характера.

Статья 15. Реестры государственных служащих

1. В федеральном государственном органе и государственном органе субъекта Российской Федерации ведутся, в том числе на электронных носителях, реестры государственных служащих, которые формируются на основе персональных данных государственных служащих.

2. Сведения, внесенные в реестр федеральных государственных служащих в федеральном государственном органе и в реестры государственных служащих субъектов Российской Федерации в государственных органах субъектов Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, а в иных случаях к сведениям конфиденциального характера.

3. Реестры федеральных государственных служащих в федеральных государственных органах составляют Реестр федеральных государственных служащих.

4. Реестры государственных гражданских служащих в государственных органах субъекта Российской Федерации составляют Реестр государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации.

5. Реестр федеральных государственных служащих и реестры государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации составляют Сводный реестр государственных служащих Российской Федерации.

ГЛАВА 3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБОЙ

Статья 16. Управление государственной службой

Система управления государственной службой создается на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности государственных органов при решении вопросов поступления на государственную службу, формирования кадрового резерва, прохождения и прекращения государственной службы, ведения Сводного реестра государственных служащих Российской Федерации, использования кадрового резерва для замещения должностей государственной службы, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных служащих, а также в целях осуществления вневедомственного контроля за соблюдением в государственных органах федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о государственной службе.

Статья 17. Кадровый резерв для замещения должностей государственной службы

Для замещения должностей государственной службы создаются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв в федеральном государственном органе, кадровый резерв субъекта Российской Федерации и кадровый резерв в государственном органе субъекта Российской Федерации.

Статья 18. Финансирование государственной службы и программы ее реформирования и развития

1. Финансирование федеральной государственной службы и государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации осуществляется за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. Совершенствование системы государственной службы осуществляется путем реализации федеральных программ реформирования и развития федеральной государственной службы и соответствующих программ субъектов Российской Федерации.

ГЛАВА 4. ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА.

Статья 19. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Определение военной службы как вида федеральной государственной службы, содержащееся в статье 6 настоящего Федерального закона, применяется со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы, регулирующие вопросы прохождения военной службы.

Определение правоохранительной службы как вида федеральной государственной службы, содержащееся в статье 7 настоящего Федерального закона, применяется со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе.

2. Признать утратившими силу подпункт 1 пункта 1 статьи 1, пункты 1 и 3 статьи 2, пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 1995 года N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 31, ст. 2990).

Президент
Российской Федерации
В. Путин

В соответствии с федеральным законом Российской Федерации «О системе государственной службы» различают следующие виды государственной службы:

1. Гражданская.
2. Военная.
3. Правоохранительная.

Они носят функциональный характер, обеспечивают выполнение всего объема государственно-важных задач и полномочий. Данные виды государственной службы позволяют комплексно и эффективно решать многочисленные и разные задачи и функции, повышать уровень профессиональной государственной деятельности, которая обеспечивает реализацию основных управленческих задач государственного масштаба.

Первый вид госслужбы включает в себя федеральную службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Федеральная служба – это профессиональная деятельность граждан, которая призвана обеспечить исполнение полномочий РФ и полномочий федеральных органов и лиц, занимающих государственные должности. К ней относят военную и правоохранительную службы. Государственная федеральная служба регулируется соответствующей нормативной базой РФ.

Гражданская служба РФ – вид госслужбы, которая подразумевает профессиональную деятельность лиц, которые заняты в этой сфере и обеспечивают исполнение полномочий и задач государственных органов РФ.
Военная и правоохранительная служба представляет собой определенный вид госслужбы, который непосредственно связан с охранно-представительской деятельностью государства, обеспечивает полную безопасность граждан, внутреннюю и внешнюю безопасность государства в целом и правопорядок в нем.

К основным признакам этих служб относят:

1. Содержание данных служб. Они обеспечивают общественную безопасность, защищают права и свободы граждан, обеспечивают сохранность материальных ценностей и соблюдают общественный порядок.
2. Выполнение своих должностных обязанностей в различных условиях и ситуациях, при повышенном уровне риска.
3. Подчинение определенным правовым документам, осуществления деятельности согласно законодательной базы, которая регулирует организация службы и ее правовое положение.
4. Функционирование системы специальных званий и атрибутики.
5. Необходимость служащего принимать участие в массовых сборах, учениях и других мероприятиях.
6. Соответственные правила привлечения к ответственности.

Военная служба предусматривает выполнение основной цели, связанной с защитой государства от посягательств других стран на устоявшийся строй, его независимости, территориальной целостности, потенциала страны.
Правоохранительная служба обязана выполнят защитную функцию, то есть она защищает права и свободы граждан и структур РФ, обеспечивает общественный порядок и безопасность, борется с преступностью и административными нарушениями.

Возникновение государства предопределяет формирование государственной службы, которая является средством осуществления обязанностей государства. Дееспособность органов государственной службы зависит от организации, функционирования и политической воли всех веток власти, а также органов местного управления. Действенность государственной политики обусловлена также высоким профессионализмом государственных служащих и приверженность законодательству страны.

Специфика государственной службы

К государственной службе относится служебная деятельность высококвалифицированных граждан, которые способны обеспечить осуществление полномочий всех государственных органов и субъектов государственной власти. Поскольку одним из условий пребывания на службе является профессионализм, соответственно, занимать должности в государственных структурах могут граждане, имеющие соответствующее образование, при наличии подтверждающих документов.

Осуществление государственной деятельности может осуществляться в нескольких направлениях:

  • Политический подход , который заключается в эффективном взаимодействии государственных структур и общества в целом.
  • Социологический подход осуществляет практическую сторону государственной службы, уровень эффективности и проблемы осуществления.
  • Социальный подход заключается в плодотворной общественной деятельности служащих, занимающих государственные должности.

Данной службе присуще не только достижение конкретных целей, поставленных государством, но и обеспечение сохранности прав граждан.

Немаловажной особенностью государственной службы является официальность . Это означает, что госслужащим является лишь гражданин, с соответствующим образованием, который наделен полномочиями и выполняет служебные обязанности лишь в официальных органах государственной власти.

Характеристика гражданской службы

Гражданская служба является одной из вариаций государственной службы и представляет собой осуществление гражданами служебных обязанностей по обеспечению исполнения правомочий федеральных органов и государственных субъектов, а также лиц, которые замещают должности в соответствующих структурах государства.

Различают федеральную и региональную службы. Разница состоит в выполнении обязанностей и принятия постановлений на уровне государства и отдельного региона.

Функциональными возможностями гражданской службы является не только предназначение государственных органов, но и гарантия воплощения запланированного в общественной жизни. То есть, цель государства – обеспечение благоприятного развития общества, как в моральном, так и материальном аспектах.

Функциональное предназначение государственной гражданской службы состоит из:

  • Обеспечения равных условий для духовного и материального развития общества.
  • Организации координационных государственных структур.
  • Утверждения важных государственных решений.
  • Отбора профессиональных кадров в государственные структуры.
  • Проектирования стратегических планов в политической, социальной, экономической сферах государства.

Сходство и различия государственной и гражданской служб

Поскольку гражданская служба является одним из вариантов государственной службы, то их служебные принципы будут совпадать. К ним относятся: федерализм, легитимность, верховенство прав и свобод граждан, доступ общества к государственной службе на равных правах, профессионализм государственных должностных лиц.

Отличительными особенностями государственной и гражданской служб являются:

  1. Классификация . Государственная служба состоит из гражданской, военной и правоохранительной служб. Гражданская служба — это федеральная и региональная службы.
  2. Направления деятельности . Государственная служба сосредоточена на деятельности в нескольких направлениях. Гражданская служба обеспечивает реализацию полномочий государства в конкретном направлении.
  3. Доступ к деятельности государственных структур . В государственной службе некоторые структуры не могут предоставить открытый доступ к их деятельности (военная или правоохранительная службы). Гражданская служба обеспечивает открытый доступ к служебной деятельности должностных лиц.
  4. Порядок принятия граждан на службу . При принятии на государственную службу в некоторых случаях не проводится конкурс. Гражданской службе свойственно принятие граждан в ряды должностных лиц лишь на конкурсной основе.

Современные ученые считают, что человечество достигло пика своей социально-политической самоорганизации, когда появились первые державы. Ведь государственная власть является наиболее сложной формацией людей. Нужно также отметить, что её существование во многом зависит от человеческой деятельности. Иными словами, всегда должны быть субъекты, которые обслуживают государственную власть, а также фактически реализуют её в реальном полисе. Изначально подобные люди не имели определенного социального или правового статуса. Однако со временем появилось отдельное сословие, целью которого стала служба на благо своей державе. Данная социальная структура развивалась на протяжении многих веков и столетий. Со временем она приобрела правовое закрепление. Служащие своему государству люди пользовались почетом и уважением в обществе. Подобное отношение сохранилось и по сей день, только в современном мире госслужащие имеют льготы и иные преимущества своего правового режима. Автор попытается раскрыть в статье все аспекты государственной службы России.

Что это такое?

Любая страна, если представить её как специфическое лицо, имеет аппарат управления, благодаря которому реализуются её основные функции и задачи. При этом структура подобного координационного центра может быть разной в зависимости от внутренних аспектов построения власти, правящего режима, социального строя общества и т. п.

Тем не менее существует один неизменный аспект: любой аппарат существует, потому что им управляют люди. Именно эти субъекты создают основу деятельности на благо страны в широком смысле данного понятия. Учитывая представленные факты, можно сделать вывод, что госслужба - это деятельность профессионального характера, осуществляемая в аппарате государственного управления. Её основной задачей является реализация функций страны. Государственная служба в России имеет определенную структуру, а также специфические особенности. Эти аспекты управленческого аппарата сформировались под давлением исторического развития данной социально-правовой категории.

История управленческого аппарата

Государственная служба формировалась столетиями. Уже в Древнем Риме существовал достаточно громоздкий бюрократический аппарат, который впоследствии перекочевал в государственное устройство Византии. Характерной особенностью данного периода стала сословная и родовая зависимость всех государственных служащих. Их, как правило, назначали на должности согласно принципу личной зависимости от вышестоящего патрона. Позднее основной упор делался на анализ способностей и моральных качеств.

Что касается России, то на её территории деятельность в управленческом аппарате имеет свои характерные черты. Государственная служба РФ во многом основана на принципах, разработанных в период СССР и Царской России.

Госслужба в современной России

Государственная служба РФпредставляет собой деятельность профессионального характера граждан по обеспечению и реализации основных функций и задач государства. Если проанализировать данное понятие более скрупулезно, то госслужащие органов власти РФ обеспечивают полномочия следующих структур:

Державы, России;

Федеральных органов, иных центральных органов власти;

Субъектов РФ;

Органов власти субъектов РФ;

Лиц, исполняющих функции федеральных государственных органов власти;

Лиц, исполняющих функции государственных органов власти субъектов РФ.

Помимо этого, федеральная государственная служба имеет внутреннюю структуру. Распределение функциональных сфер между её элементами позволяет более оперативно и точно реализовывать государственные задачи на всей территории России.

Структура госслужбы

Органы государственной службы составляют единую систему аппарата управления РФ. Полномочия между ними разделены на основе существующих видов госслужбы. Учитывая положения Федерального закона «О системе госслужбы Российской Федерации», можно выделить следующие её виды, а именно:

1. Государственная гражданская служба.

2. Военная.

3. Правоохранительная служба.

Органы каждого из этих видов, имеют свою специфику работы. Чтобы понять суть их деятельности, необходимо рассмотреть каждый вид в отдельности, а также проанализировать точки их соприкосновения.

Государственная гражданская служба РФ

Рассмотрим данную структуру более подробно. Государственная служба гражданского характера в России является основным способом регулирования исполнительной, законодательной и судебной системы власти в стране. Её основой является профессиональная работа граждан, на постах в представленных органах разных веток аппарата управления. Гражданская служба, а точнее её задачи, нацелена прежде всего на обеспечение нормального государственного оборота в России. В этом проявляется её основное отличие от иных сфер госдеятельности. Например, военная служба и правоохранительная выполняют экстраординарные задачи, которые выходят за рамки нормального правового режима.

Нормативное регулирование гражданской службы РФ осуществляется прежде всего конституцией, а также иными федеральными законами, а именно:

1. Федеральным законом «О системе государственной службы». Данный нормативный акт уже был представлен в статье ранее. В нем указанны основы, согласно которым различные виды государственной службы сосуществуют и реализуют свои функциональные задачи.

2. Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Законом детально регулируются вопросы гражданской службы в России, а также порядок её непосредственного осуществления.

Помимо федерального законодательства, существует достаточно разветвленная подзаконная нормативная база, созданная президентом РФ и центральными органами государственной власти.

Необходимо также отметить большую роль конституционных норм в процессе регулирования гражданской службы. Учитывая тот факт, что в Конституции РФ закреплены основы правовой системы государства, государственная служба, вне зависимости от её вида, должна отвечать нормам основного закона.

Должности и ранги гражданской службы

Федеральная государственная служба гражданской направленности отличается от военной и правоохранительной не только целями и задачами, но еще и наличием должностных рангов, а не званий. Что касается должностей, то они делятся на основные категории, а они, в свою очередь, на группы. Подобная структура позволяет наиболее точно распределять обязанности между сотрудниками гражданской службы. Всего выделяют четыре должностных категории:

1. Руководители - осуществляют непосредственную координацию деятельности того или иного государственного ведомства.

2. Помощники - специально учрежденная должность для всевозможного содействия руководителям тех или иных подразделений.

3. Специалисты - это ряд должностей, на которые возложена функция непосредственной реализации государственных задач.

4. Обеспечивающий персонал - совокупность должностей, которые учреждаются для организационного, информационного или хозяйственного обеспечения государственных органов и ведомств.

Классные чины гражданской государственной службы - это альтернатива званиям. Они присваиваются в соответствии с должностью по результатам сдаваемых экзаменов каждым госслужащим. Классные чины (ранги) сохраняются за госслужащим пожизненно. Плюс ко всему ранги обеспечивают выплату дополнительного вознаграждения, сумма которого регламентируется указами президента Российской Федерации.

Чтобы более детально разобраться в сущности гражданской службы, необходимо рассмотреть деятельность конкретного органа, который относится к этой форме аппарата управления. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является идеальным примером гражданской формы управленческого аппарата.

Служба регистрации, кадастра и картографии

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии-это орган исполнительной власти в России, который осуществляет единый федеральный кадастровый учет имущества, регистрацию имущественных прав на него и пространственных данных России. Служба имеет подведомственные учреждения, например ФГБУ (Федеральное государственное бюджетное учреждение) и другие. Регламент деятельности осуществляется через соответствующее министерство, а именно Министерство экономического развития Российской Федерации. Изначально Федеральная государственная служба кадастра, картографии и регистрации подчинялась Министерству юстиции, что в корне не отвечало принципам подведомственности и структуризации государственного аппарата управления.

Полномочия службы

Государственная служба кадастра, картографии и регистрации наделена рядом функций по регистрации прав на недвижимость, сделок с подобным имуществом, осуществлению кадастрового учета и т. п. В рамках представленных полномочий ведомство осуществляет следующую деятельность:

  1. Ведет реестр регистрации прав на имущество.
  2. Составляет специальный реестр саморегулируемых организаций.
  3. Осуществляет деятельность по ведению кадастра недвижимости на территории Российской Федерации.
  4. Ведет специальный каталог географических названий тех или иных мест.
  5. Осуществляет земельный, геодезический надзор, а также контролирует проведение процесса землеустройства.

Представленные виды деятельности регламентированы некоторыми указами президента Российской Федерации.

Правоохранительная служба

Российская государственная служба правоохранительного характера является составляющей частью аппарата управления страной. Но правоохранительная служба имеет ряд отличий от военной и гражданской. Во-первых, она имеет особенную структуру, во-вторых, её функциональные задачи экстраординарного характера. Анализируя федеральное законодательство России в данной сфере, можно сказать, что правоохранительная служба - это деятельность граждан профессионального характера, занимающих должности в правоохранительных органах, по обеспечению и реализации правопорядка, законности, безопасности личности и общества, а также самого государства. Что касается государственной безопасности, то в этом случае речь идет о конституционном строе, режиме демократизма, территориальной целостности и суверенитете страны. Людям, занимающим должности в службах обеспечения правопорядка и безопасности населения, присваиваются специальные звания.

Нормативное регулирование и структура

Управление государственной службой правопорядка осуществляется за счет существующего законодательства. Однако нормативная база правоохранительной сферы существенно отличается от гражданской. Не существует единого нормативно-правового акта для всех органов данной области. Таким образом, правовое регулирование каждой структуры правоохранительной направленности осуществляется путем издания отдельного закона и создания отраслевой подзаконной базы. Этот факт обусловлен не только большим различием функциональных задач, но и достаточно громоздкой структурой этих органов.

К правоохранительным органам можно отнести следующие структуры:

  • МВД, МЧС, ФМС России.
  • Следственный комитет.
  • Прокуратура России.
  • ФСКН, ФТС.
  • ФСИН Министерства юстиции России.

К числу этих органов могут быть причислены и другие государственные службы по решению высших органов госвласти. Некоторые органы не имеют высших ведомств в структуре исполнительной власти. Поэтому управление федеральной службы государственной сферы правопорядка в ряде случаев осуществляется внутри самого ведомства. Порой отсутствие единого регулятора достаточно негативно сказывается на самом механизме деятельности правоохранительных служб. Тем не менее система органов правопорядка в России достаточно развита, что обеспечивает качественное выполнение их функциональных задач.

Служба военная

Военная служба во многом схожа с правоохранительной, прежде всего совокупностью экстраординарных задач. Однако полностью отождествлять два этих вида госслужбы никак нельзя. Как и иные виды государственной деятельности, военная служба - это профессиональная работа граждан в вооруженных силах России, которая направлена на организацию обороны и безопасности государства. Отсюда следует, что благодаря своим задачам по защите обороны военная служба имеет эксклюзивный характер. Работникам этой сферы присваиваются воинские звания в соответствии с занимаемой должностью.

На сегодняшний день сфера обороны в России является достаточно престижным направлением деятельности. Статус военнослужащих регулируется указами президента, а также следующими нормативными актами: «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе».

Итак, в статье автор постарался ответить на вопрос о том, что такое государственная служба, а также представил характерные особенности данной деятельности. В заключение нужно отметить, что эта сфера никогда не потеряет своей значимости, потому как без неё государство не сможет реализовывать свои основные функции.

Виды государственной службы РФ представлены несколькими большими группами государственных органов, должностей и обязанностей, объединенных общими признаками. Какими видами государственной службы РФ располагает система госслужбы России, разберемся в этой статье.

Понятие и виды государственной службы РФ

Служба - это осуществление человеком определенных действий, направленных на исполнение закрепленных за ним трудовых обязанностей. Государственная служба - это применение гражданами своих трудовых профессиональных навыков в сфере реализации полномочий и задач госорганов различных уровней. Этот вид трудовой деятельности выполняется работниками, именуемыми госслужащими.

Госслужба РФ регламентирована, в первую очередь, Федеральным законом «О системе государственной службы РФ» от 27.05.2003 года № 58-ФЗ. В соответствии с ним система госслужбы представлена следующими видами:

  • государственная гражданская служба;
  • военная служба;
  • правоохранительная служба.

Каждый вид государственной службы, в свою очередь, регламентирован и конкретизирован отдельным пакетом нормативных актов, принятых как на федеральном, так на региональном уровнях.

Принципы госслужбы

Основные принципы чего-либо - это руководящие положения, ведущие особенности устройства. Основные принципы устройства и осуществления функций всех видов государственной службы, входящих в общую систему, сформулированы в статье 3 закона «О системе госслужбы РФ».

К принципам устройства и функционирования госслужбы относятся:

  • федерализм, то есть одновременное единство системы госслужбы и разграничение полномочий ее органов;
  • соответствие законам (законность);
  • верховенство прав и свобод человека;
  • единый законодательный подход к организации госслужбы;
  • гласность и доступность госслужбы публичному контролю;
  • грамотность и подготовленность госслужащих на должном уровне;
  • некоторые другие.

Основные принципы устройства госслужбы РФ призваны обеспечить единообразие, постоянство и эффективность функционирования системы госслужбы.

Система государственной службы РФ

Слово «система» переводится с древнегреческого как что-то единое, составленное из элементов. То есть система - это однородная структура взаимодействующих друг с другом частей.

Система государственной службы Российской Федерации включает в себя все многообразие государственных органов власти различных уровней. Государственные органы власти РФ делятся на федеральные органы и органы госвласти субъектов федерации. При этом госорганы различных уровней как разграничены, так и связаны между собой. Реализуемые в рамках своих полномочий функции госорганов также призваны решать вопросы федерального и регионального значения. Кроме того, существуют вопросы совместного ведения федеральных и региональных органов.

Осуществляя свои трудовые функции в рамках должностных обязанностей, госслужащие ничего не производят в материальном плане, но от этого их деятельность не перестает быть менее значимой. Исполняя функции госорганов, госслужащие производят информацию и, в глобальном плане, осуществляют функционирование такой значительной общности людей, как государство.

Государственная гражданская служба

Государственная гражданская служба - это один из видов государственной службы РФ. Регулируется законом о государственной гражданской службе РФ. Представляет собой перманентное последовательное и качественное исполнение функций и задач госорганов людьми, работающими на соответствующих должностях (госслужащими).

В юридической научной литературе, касающейся института государственной службы, определено 6 признаков, присущих гражданской службе как виду государственной службы. Это:

  • особый вид управленческой деятельности (государственный);
  • структура госорганов, состоящих из госслужащих, призванных исполнять государственные функции и задачи;
  • единство правовых институтов, регулирующих реализацию государственной власти и управления, и социального института - круга лиц, профессионально осуществляющего эти функции в рамках своего правового положения;
  • взаимосвязь отношений государства, социума, права и гражданина;
  • механизм создания, осуществления и улучшения учреждений госвласти и управления.

Гражданская служба осуществляется в госаппаратах органов власти (представительной, судебной, исполнительной) и в других органах, исполняющих от имени государства его задачи и причисленных федеральным и региональным законодательством к органам госвласти.

Виды государственной гражданской службы

Из всех перечисленных ранее видов государственной службы гражданская служба воспроизведена наиболее обширно, потому что замыкает на себе как федеральные, так и региональные институты власти.

Итак, гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов федерации. Очевидно, что федеральная гражданская служба реализуется госслужащими в федеральных органах госвласти. Этот вид службы имеет отношение к решению вопросов, находящихся в компетенции Российской Федерации, а также в совместном ведении федерации и регионов.

Государственная гражданская служба субъектов федерации реализуется в пределах функций и полномочий конкретного региона. Кроме того, как уже упоминалось, она включает работу по принятию решений по вопросам совместного ведения.

Кроме перечисленных видов государственной службы, в гражданской службе можно обозначить так называемую специальную гражданскую службу, в которой можно выделить отдельные группы организаций и учреждений. Специальная гражданская служба нужна государству для решения отдельных задач, объединенных в различные группы. К специальной гражданской службе можно отнести работу органов таможни, налоговой, финансово-кредитных, дипломатических и иных организаций.

Военная служба

Военная служба - особый, по назначению и функциям, вид государственной службы. Военная служба, в отличие от гражданской, направлена на реализацию оборонных и охранительных функций государства. Основная задача военной службы - вооруженная защита государства от покушения других стран на конституционное устройство, независимость, территориальную целостность, ресурсы страны. Военная служба представляет собой реализацию гражданином своих профессиональных навыков на госслужбе путем замещения воинских и, в некоторых ситуациях, не воинских должностей. Военная служба в нашей стране возможна в 2 формах: на добровольных началах (по контракту) и по призыву.

Военная служба характеризуется, в первую очередь, особым статусом военнослужащих. Правовое положение военнослужащих регламентировано законами «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 года № 53-ФЗ и, конечно же, «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года № 76-ФЗ.

Для военнослужащих определены:

  • особые условия работы (риск для жизни, ненормированный график, непостоянное место несения службы);
  • жесткие требования при приеме на службу (возраст, физическое и психическое здоровье, специальные знания);
  • специальная система званий и связанные с ней строгая дисциплина и субординация;
  • досконально регламентированные условия не только работы, но и жизни, формы одежды, правил поведения в той или иной ситуации;
  • особый порядок привлечения к юридической ответственности (свои органы судов, прокуратуры, исполнения наказания и т. п.).

Граждане несут военную службу в войсках, подчиненных Министерству обороны России, в войсках Министерства внутренних дел России, органах Федеральной службы безопасности, в отрядах Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ, железнодорожных, пограничных и иных войсках.

Правоохранительная служба

Правоохранительную службу нужно отличать от остальных видов государственной службы и, в первую очередь, от военной службы. В чем же различие? Правоохранительная служба - это реализация гражданином своих профессиональных навыков путем замещения должностей в госорганах, организациях и учреждениях, исполняющих функции охраны безопасности и правопорядка, предупреждению и искоренению преступности, защиты прав и свобод других граждан.

Из определения правоохранительной службы и анализа законодательства видно, что присутствует некоторая схожесть с другими видами государственной службы и, в частности, с военной. Но существуют и различия.

Сходство - в строгом (хотя и менее, чем в военной службе) регламенте профессиональной деятельности по реализации функций правоохранительной службы; в наличии званий и субординации, формы одежды; в особенных требованиях к физическому и психическому состоянию здоровья гражданина при приеме на работу и т. д.

Основное различие состоит в том, что военная служба, направленная на защиту государства, преследует целью охрану интересов общности людей и, в большинстве своем, интересов внешних. Правоохранительная служба нацелена на защиту внутренних интересов безопасности граждан. Можно сказать, что правоохранительная служба более индивидуальна в своем подходе по охране чьей-либо безопасности.

Муниципальная служба

Рассматривая виды государственной службы Российской Федерации, нельзя обойти вниманием муниципальную службу. В законе о системе госслужбы РФ среди видов госслужбы муниципальная служба отсутствует. Более того, не могут прийти к единому мнению по вопросу отнесения муниципальной службы к госслужбе и ученые.

По мнению одних исследователей, и государственная и муниципальная службы - это разновидности публичной службы, однако муниципальная служба видом госслужбы не является. Другие ученые считают, что муниципальная служба естественно включена в систему госслужбы России, и законодательное оформление этого факта - лишь дело времени.

В любом случае стоит знать, что и государственная, и муниципальная службы в своей деятельности переплетены очень тесно. Однако квалификационные требования при поступлении на муниципальную службу устанавливаются каждым муниципальным образованием самостоятельно. При приеме на муниципальную службу с гражданином заключается трудовой договор, а не служебный контракт. Вместе с тем, стаж муниципальной службы засчитывается как стаж госслужбы.



Просмотров