Государственные органы и устройство российской федерации. Виды государственной власти. Государственная власть: понятие и виды

Государственный орган это составное звено, относительно самостоятельный элемент государственного аппарата, участвующий в осуществлении функций государства и наделенный для этого властными полномочиями.

Признаки:

    Государственный орган – это относительно самостоятельный элемент государственного аппарата ; он занимает в государственном аппарате свое место и прочно связан отношениями координации и субординации с другими государственными органами;

    Государственный орган имеет внутреннее строение (структуру) . Он состоит из подразделений, скрепленных единством целей;

    Государственный орган состоит из государственных служащих ;ФЗ

«О государственной гражданской службе РФ» 2004 г.

    Государственный орган имеет определенную компетенцию , то есть совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа, определяющих его место в системе государственных органов;

    Государственные органы тесно взаимодействуют между собой . Они образуют государственный аппарат, главной задачей которого является обеспечение нормальной жизнедеятельности общества, защита прав и свобод человека и гражданина, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.

    Государственный орган обладает властными полномочиями, которые выражаются в возможности издавать обязательные к исполнению нормативно-правовые акты и акты применения права , а также в обеспечении выполнения этих актов путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.

    Для осуществления своей компетенции государственный орган наделяется материальной базой, имеет финансовые средства, источник финансирования из бюджета.

    Государственный орган образован и действует на основе нормативно-правовых актов (Конституции и законов).

Виды государственных органов

I . По способу возникновения:

    Первичные (выборные) государственные органы никакими другими государственными органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственный монарх), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные законодательные органы - парламент);

    Производные (назначаемые) государственные органы создаются первичными, которые и наделяют их властными полномочиями (генеральный прокурор);

II . По объему властных полномочий или по предмету ведения :

    Федеральные органы распространяют свою власть на территорию всего государства (например, Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Прокуратура РФ);

    Органы субъектов федерации функционируют в административно-территориальные единицах (округах, областях). Их властные полномочия распространяются только на эти регионы.

Например, Законодательное Собрание Нижегородской области.

III . По широте компетенции:

    Государственные органыобщей компетенции решают широкий круг вопросов (например, Президент РФ, Правительство РФ);

    Государственные органыспециальной компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции (министерство финансов, министерство юстиции).

IV . По способу принятия решений или осуществления компетенции:

    Коллегиальные государственные органы принимают решения большинством голосов (Федеральное Собрание РФ);

    Единоначальные государственные органы принимают решения единолично (глава государства, Уполномоченный по правам человека);

V . По правовым формам деятельности:

1. Правотворческие (Парламент);

2. Правоприменительные (Суд);

3. Правоохранительные (Прокуратура);

VI . По принципу разделения властей:

    Законодательные (Федеральное Собрание РФ);

    Исполнительные (Правительство РФ);

    Судебные (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ);

3. Принципы организации и деятельности современного государственного аппарата .

Принципы организации государственного аппарата – это исходные, основополагающие начала, идеи, на основе которых функционирует государственный аппарат.

    Принцип демократизма (народовластия) – это принцип, в соответствии с которым граждане государства прямо или через своих представителей принимают участие в организации и деятельности государственного аппарата.

Народовластие - принцип организации и деятельности современного государства, в соответствии с которым народ страны признается носителем суверенитета и единственным источником власти.

В соответствии с этим принципом единственным источником власти в стране признается ее народ. Ему принадлежит верховная власть, вся полнота суверенитета, его воля – решающая по всем государственным делам. Государственная власть рассматривается как производная от власти народа, а государственные органы и отдельные их представители действуют по поручению народа.

Государственная власть с точки зрения этого принципа только тогда является легитимной (законной), когда она сформирована по воле народа и реализует его интересы. Поэтому любые действия, направленные против точно выраженной государственной воли народа, расцениваются как захват или присвоение власти и преследуются по закону, в том числе уголовному.

Правовое выражение этого принципа содержится в ст. 3 Конституции РФ: “1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы”.

По формам осуществления власти демократия делится на прямую (непосредственную) и представительную.

Прямая (непосредственная) демократия означает прямое осуществление власти народом и находит свое выражение в выборах избирателями главы государства, парламента, в принятии законов путем референдума. При прямой (непосредственной) демократии, население (граждане, имеющие избирательное право) само непосредственно принимает основные решения по тем или иным вопросам государственной и общественной жизни. Эти решения не требуют утверждения или одобрения со стороны каких-либо властных государственных органов. В рамках этой формы народ страны или какая-либо его часть (население региона, города, района, поселка, села) самостоятельно выступает в качестве источника суверенной власти, принимает на себя бремя решения государственных дел. Вопрос, разрешенный через непосредственные формы демократии, не нуждаются в подтверждении или признании его государственными органами или органами местного самоуправления.

Разновидностями прямой демократии являются референдумы различных уровней, прямые выборы органов государственной власти, сходы граждан и т.д.

Представительная демократия – это реализация власти народа через представителей (депутатов), избираемых на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Основными представительными органами власти, избираемыми народом, являются парламенты (представительные законодательные органы государственной власти), а также законодательные собрания в субъектах федерации. В данном случае государственную власть осуществляет не народ непосредственно, а созданный им представительный орган. При представительной демократии народ делегирует свою власть представителям. Представительная демократия является основной формой участия народа в решении общих дел.

Путем выборов население страны вручает власть соответствующим государственным органам, тем самым подтверждая ее производность от воли народа и, следовательно, легитимность (законность).

Помимо формирования соответствующих государственных органов, население участвует в осуществлении представительной демократии путем определения их политики через различные общественные организации и прежде всего политические партии; путем общественного контроля за деятельностью органов власти; подотчетности их населению; возможности перевыборов в случае невыполнения воли народа.

Референдум - как высшее непосредственное выражение власти народа, демократии в цивилизованном обществе, представляет собой всенародное голосование, которое проводится по процедуре близкой к выборам.

На референдум обычно выносятся конкретные вопросы внутренней или внешней политики, а также наиболее важные законы, которые принимаются или отклоняются в целом. Принятое на референдуме решение не требует утверждения каким-либо государственным органом и вступает в силу с момента его принятия населением.

2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина (принцип гуманизма) означает, что признание, соблюдение прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью, смыслом и содержанием деятельности государства, его органов (ст. 2 Конституции РФ). Уровень обеспечения прав и свобод человека и гражданина государством, его органами является основным критерием оценки их деятельности.

3. Разделение властей – это принцип организации и деятельности государственного аппарата, в соответствии с которым государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно ст. 10 Конституции РФ “государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”. Каждая ветвь власти осуществляется отдельной группой государственных органов. Каждая группа государственных органов самостоятельна и независима от других, что обеспечивается собственным источником формирования и наличием своего предмета ведения. Ни одна из ветвей власти не имеет ни формального, ни фактического верховенства. Разделение властей предполагает создание в государственном аппарате системы сдержек и противовесов. В то же время, каждая из ветвей власти, осуществляя собственные полномочия, имеет возможность контролировать и ограничивать действия органов других ветвей, в случае их выхода за пределы предоставленных полномочий. Это осуществляется, например, путем закрепления за парламентом права требовать отставки правительства, права главы государства распустить парламент, права судебных органов объявить недействительными акты, противоречащие конституции или законам и другими способами.

Разделения властей - принцип организации и деятельности государства, определяющий распределение единой суверенной государственной власти между тремя самостоятельными ветвями органов: законодательными, исполнительными и судебными.

Принцип разделения властей в качестве ведущего при построении государственного аппарата был обоснован в период борьбы в Европе против абсолютных монархий. Впервые на конституционном уровне был закреплен в Конституции США 1787 года. В России отвергался как в период самодержавной монархии, так и в советский период, когда вся полнота власти формально закреплялась за органами народного представительства.

Как показала историческая практика, последовательная реализация принципа разделения властей препятствует сосредоточению государственных полномочий в руках какой-либо одной государственной структуры, и, поэтому, является необходим организационным дополнением принципа народовластия. Как своеобразная форма “разделения труда” внутри государственного аппарата, реализация принципа разделения властей обеспечивает наибольшую эффективность его работы.

В современном понимании принцип разделения властей включает в себя

во-первых , разделение всех органов государства на группы по принадлежности к трем основным ветвям власти: законодательной, исполнительной и судебной;

во-вторых , формальную независимость их друг от друга как по источнику формирования (избранию или назначению), так и предметам ведения; каждый орган реализует свои полномочия в рамках функциональных задач соответствующей ветви власти, не вмешиваясь в полномочия других ветвей;

в-третьих , возможность органов каждой из ветвей власти ограничивать действия других ветвей в случае их выхода за пределы предоставленных полномочий (система сдержек и противовесов).

Система сдержек и противовесов реализуется, в частности, путем

закрепления за главой государства, возглавляющего исполнительную власть, возможности распускать в определенных случаях парламент и налагать “вето” на его законы;

закрепления за парламентом права на выражение недоверия правительству и требование его отставки, а также права путем “импичмента” добиться отстранения от должности главы государства;

закрепления за судебной властью права объявить недействительным любой акт законодательной или исполнительной ветвей власти, если он противоречит конституции страны или другим актам более высокой юридической силы.

4. Принцип верховенства права означает, что организация и деятельность государственного аппарата строится на основе и во исполнение права. Закон – это нормативно-правовой акт высшей юридической силы, принимаемый высшим представительным органом государства – парламентом. Наиболее важные общественные отношения должны регулироваться законами. Подзаконные нормативно-правовые акты должны приниматься на основе и во исполнение законов, не противоречить им. Кроме того, принцип верховенства права содержит в себе требование о том, чтобы законодательство не просто соблюдалось, но и само выражало идею господства права, то есть оно должно отвечать правовым принципам равенства и справедливости, должно соответствовать интересам и потребностям общества.

5. Принцип гласности предполагает обеспечение информированности общественности о деятельности государственных органов.

6. Принцип профессионализма означает необходимость использования в деятельности государственных органов наиболее квалифицированных, образованных, подготовленных для соответствующей деятельности кадров. Обеспечивается с помощью ответственной кадровой деятельности, наличия необходимой системы профессионального образования и переподготовки кадров.

7 . Принцип федерализма выражается, с одной стороны, в наличии единой системы государственных органов, а с другой – в наличии собственной компетенции не только у федеральных органов, но и у органов власти субъектов федерации.

8. Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности заключается в обеспечении оптимального соотношения соответствующих начал в процессе формирования и деятельности государственных органов.

9. Принцип иерархичности заключается в том, что государственные органы занимают в государственном аппарате разные уровни, одни государственные органы подчинены другим.

10. Принцип выборности и назначаемости .

Сегодня без органов государственной власти не мыслима работа государственного аппарата нашей страны. Именно они являются центральным звеном, вокруг которого осуществляются полномочия. Давайте рассмотрим, какие органы государственной власти существуют.

Характеристики органов гос. власти

Органы государственной власти – это рычаги, через которые народ в соответствии с Конституцией РФ может осуществлять свои властные полномочия. Характеризуются органы государственной власти следующими чертами:

  • обладают государственно-властными полномочиями
  • создаются и работают в порядке, установленном государством
  • наделены государственными полномочиями по выполнению государственных функций Российской Федерации
  • являются одной из частей общей системы органов государственной власти России

Если рассматривать все государственные органы в совокупности, то можно отметить, что они составляют единую систему. В Конституции сказано, что эта система состоит из органов власти РФ и её субъектов. Именно такая единая система основывается на целостности России и единстве органов власти субъектов Федерации. Кроме того, единство системы проявляется в том, что предметы ведения, а также полномочия разграничены между органами гос. власти РФ и органами власти субъектов. Государственная власть в России в соответствии с Конституцией осуществляется Президентом, Федеральным Собранием, а также судами РФ. Данные виды органов государственной власти образуют свою уникальную систему, которая, в свою очередь делится еще на несколько подсистем.

Согласно Конституции, Президент не является составной частью ни одной из ветвей власти. Он обеспечивает согласованность действий остальных органов власти и контролирует выполнение поставленных перед ними задач. Также он руководит работой Правительства и подписывает законодательные акты, имеющие главенствующее значение в масштабах страны.

Три ветви власти

Теперь давайте рассмотрим, какие органы государственной власти на сегодняшний день имеются в государстве. Прежде всего, органы законодательной власти – это Федеральное Собрание РФ, различные народные собрания, думы, законодательные собрания, областные собрания и другие народные органы, члены которых избираются путем всенародного голосования. Совокупность всех вышеуказанных региональных органов и представляет собой систему представительных органов нашей страны. Кроме того, органы законодательной власти можно разделить на региональные и федеральные.

Если же говорить об органах исполнительной власти, то к ним можно отнести Правительство РФ, а также органы исполнительной власти территориальных единиц, то есть субъектов Федерации. Виды органов государственной власти субъектов данной категории – это главы администраций и Президенты республик, губернаторы, правительства и различные государственные ведомства и комитеты. Именно они образуют единую целостную систему органной исполнительной власти РФ. Возглавляется она Правительством РФ. Основная характерная черта органов исполнительной власти – это то, что они создаются в приказном порядке руководителями – администрацией или Президентом соответствующей территориальной единицы. Деятельность органов исполнительной власти носит только распорядительный и исполнительный характер. Аналогично законодательным органам, органы исполнительной власти можно разделить на федеральные и региональные.

Что касается третьей ветви власти – судебной, то она состоит из Конституционного суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ, Верховного суда РФ и судов субъектов. Все органы правосудия и составляют единую судебную систему страны. Особенностью данной категории власти является осуществление властных полномочий с помощью административного, гражданского и уголовного судопроизводства.

Также существует и особая группа государственных органов власти, которая не входит ни в одну из ветвей власти – это Прокуратура. Согласно Конституции она состоит из централизованной системы, подчиняющейся Генеральному прокурору. Основной вид деятельности Прокуратуры – это надзор за исполнением законодательства РФ в сфере управления и государственной службы. Таким образом, мы рассмотрели, какие органы осуществляют государственную власть.

Органы власти субъектов

Так как Россия является Федеративным государством, то власть в ней делится не только по горизонтали, но и по вертикали. Аналогичные органы государственной власти существуют в каждом из субъектов РФ, но при этом они подчиняются вышестоящим инстанциям.

Предметы ведения, контролируемые федеральными органами власти и региональными, имеют строгое разграничение в Конституции РФ. Однако отдельным субъектам, согласно Основному закону, выделяют привилегированные полномочия. Кроме того, именно Конституция закрепляет то, что субъекты могут самостоятельно формировать собственные органы власти и законодательно закреплять определенные порядки.

Законодательные органы субъектов

Что касается законодательных органов власти, то в субъектах ими являются собрания, думы и т.д. Они обладают неограниченной законотворческой инициативой в пределах своего региона. Органами исполнительной власти субъекта являются Администрации и правительства, руководят которыми Президенты, губернаторы и главы Администраций. Первый заместитель губернатора очень часто является также и главой Правительства. Система исполнительной власти состоит из территориальных органов управления, которые создаются непосредственно главой Администрации.

В каждом субъекте РФ органы законодательной власти могут иметь разное название, но объединяет их всех то, что все члены законодательного собрания избираются путем голосования сроком на четыре года.

В судебной ветви органов государственной власти на региональном уровне можно выделить Краевые суды и областные суды, которые действуют в соответствии с региональным законодательством и не входят в систему судов Общей юрисдикции. Таким образом, мы рассмотрели, какие есть органы власти в региональном масштабе.

Предметы ведения

Предметы ведения региональных и Федеральных органов власти строго разграничены в Конституции РФ, однако существуют такие вопросы, которые составляют совместные предметы ведения. В таком случае региональный орган власти может на своё усмотрения выбирать способ регулирования того или иного вопроса.

Органы государственной власти – это основной механизм государственности России. В зависимости от того, какие органы власти существуют в государстве, и какую роль они играют в обществе, можно сказать, является ли государство правовым.

Основные признаки государственной власти:
  • публичный характер;
  • суверенитет государственной власти;
  • легитимность;
  • единство;
  • разделение властей;
  • основана на законах.

К ведению Российской Федерации относятся, в частности, следующие:

  • регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • решение вопросов о гражданстве в Российской Федерации;
  • установление системы федеральных органов власти, порядка их организации и деятельности;
  • установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, таможенное регулирование;
  • установление ;
  • внешняя политика и международные отношения России;
  • оборона и безопасность страны;
  • судоустройство, прокуратура, уголовное, гражданское, процессуальное законодательства, а также некоторые другие вопросы.

Вместе с тем Конституция России устанавливает предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

К ним, например, относятся:
  • обеспечение законности и правопорядка;
  • вопросы владения, пользования и распоряжения землей;
  • разграничение государственной собственности;
  • вопросы природопользования;
  • , семейное, жилищное, земельное законодательства и некоторые другие вопросы.

Вне этих предметов ведения субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Некоторые субъекты Российской Федерации заключили с Российской Федерацией особые договоры о разграничении своей компетенции, которые дополняют и уточняют положения Конституции России.

Если Российская Федерация принимает нормативный акт, выходящий за пределы ее компетенции, то действуют только нормативные акты субъектов РФ. И наоборот, нормативные акты субъектов РФ, выходящие за сферу их компетенции, не имеют юридической силы.

Органы государственной власти

Государственный орган — это структурный элемент механизма государства, обладающий властными полномочиями в определенных областях и сферах государственной деятельности.

Отличительные признаки государственных органов:
  • органы государственной власти образуются в законодательном порядке;
  • каждый орган государства наделен определенными компетенциями;
  • финансируется из федерального бюджета;
  • в своей деятельности отражают задачи и .
Основные принципы, которыми руководствуются органы государства:
  • принцип разделения властей (самостоятельное функционирование каждой ветки власти в целях исключения произвола произвола в их деятельности);
  • принцип гласности (информирование населения о деятельности государственных органов);
  • принцип законности (строгое соблюдение Конституции и законов всеми органами власти);
  • принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина;
  • принцип профессионализма (в гос.органах должны работать только профессионалы).

Виды органов государства:

Основные виды органов власти:
  • глава государства (монарх или президент);
  • законодательные (представительные) органы государственной власти;
  • исполнительные органы гос.власти;
  • судебные органы гос.власти.

Глава государства

Президент Российской Федерации является главой . Он выступает гарантом , принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и территориальной целостности. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики страны.

Президент избирается на 6 лет на основе всеобщего прямого тайного голосования. Одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд.

Президент назначает председателя Правительства, формирует и возглавляет Совет безопасности, назначает выборы Государственной думы, подписывает и обнародует федеральные законы, подписывает международные договоры России. Он также является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами страны.

Президент издает указы и распоряжения . В некоторых случаях он может быть досрочно отстранен от должности, для чего применяется определенная процедура.

Федеральное собрание

Федеральное собрание, или парламент Российской Федерации, является высшим представительным и законодательным органом РФ. Федеральное собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной думы .

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один — от представительного органа, другой — от исполнительного органа государственной власти. Таким образом, Совет Федерации насчитывает 178 членов.

Государственная дума состоит из 450 депутатов, которые избираются на срок 4 года. Депутаты Государственной думы работают на профессиональной основе, они не могут находиться на государственной службе и заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности).

Совет Федерации и Государственная дума избирают из своего состава своих председателей.

Основная функция Федерального собрания — принятие федеральных законов.

Процедура принятия федеральных законов

Проект закона поступает сначала в Государственную думу , где он принимается простым большинством общего числа депутатов. Затем закон поступает в Совет Федерации, который может его рассмотреть в течение 14 дней и принять простым большинством голосов общего числа членов этой палаты. Если закон не рассмотрен Советом Федерации в указанный срок, то обычно он считается принятым (за исключением некоторых законов по бюджету, налогам и финансам, а также законов, касающихся международных договоров).

Отклоненный Советом Федерации закон возвращается в Государственную думу, после чего либо образуется согласительная комиссия из представителей обеих палат, либо Государственная дума повторно его принимает, для чего требуется уже 2/3 голосов.

Принятый федеральный закон направляется на подпись президенту РФ , который должен в течение 14 дней подписать и обнародовать его.

Отклоненный президентом закон может быть снова рассмотрен Федеральным собранием. Если при повторном рассмотрении федеральный закон одобрен в ранее принятой редакции большинством в 2/3 голосов как в одной, так и в другой палатах парламента, то он должен быть в течение 7 дней подписан президентом.

Правительство Российской Федерации

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть РФ . Оно состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Председатель Правительства представляет президенту РФ предложения о структуре органов исполнительной власти.

Правительство разрабатывает и представляет Государственной думе и обеспечивает его исполнение. Правительство также обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Оно принимает меры по обеспечению законности, правопорядка, по борьбе с преступностью.

По вопросам своей компетенции правительство принимает постановления и распоряжения. Они обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Судебная власть

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства .

Правосудие в России осуществляется только судом. Судьи являются независимыми. Они подчиняются только закону. Судьи несменяемы и обладают неприкосновенностью. Разбирательство дел во всех судах открытое, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (например, необходимость соблюдения государственной тайны).

Система судов состоит их трех частей: Конституционный суд РФ; суды общей юрисдикции; арбитражные суды.

Конституционный суд РФ решает дела о соответствии Конституции РФ: федеральных законов и нормативных актов президента РФ, палат Федерального собрания и правительства РФ, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации. Конституционный суд рассматривает некоторые споры о компетенции, возникающие между органами государственной власти, а также жалобы о нарушении прав и свобод граждан.

Суды общей юрисдикции состоят из Верховного суда РФ, судов субъектов Российской Федерации и местных (городских и районных) народных судов. Они рассматривают гражданские дела (с участием граждан), а также уголовные, административные и некоторые иные дела.

Арбитражные суды состоят из Высшего арбитражного суда РФ, федеральных окружных судов и арбитражных судов субъектов федерации. Они рассматривают экономические споры.

Надзор за законностью в стране осуществляют органы прокуратуры РФ.


К органам исполнительной власти относятся прежде всего высший орган федеральной исполнительной власти - Правительство РФ, другие федеральные органы исполнительной власти - федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - президенты и главы администраций субъектов Федерации, их правительства, министерства и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством РФ.

Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Они непосредственно исполняют акты представительных органов государственной власти, указы Президента РФ, организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обеспечивают их исполнение. Свои акты органы исполнительной власти издают на основании и во исполнение Конституции РФ, конституций и уставов субъектов Федерации, федеральных законов и законов субъектов Федерации, нормативных указов Президента РФ и нормативных актов руководителей глав администраций субъектов Федерации, постановлений и распоряжений вышестоящих органов исполнительной власти.

По характеру полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции, ведающие всеми или многими отраслями исполнительной деятельности, и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями или сферами исполнительной деятельности. К первым из них относятся, например, Правительство РФ и правительства субъектов Федерации, ко вторым - министерства, иные ведомства Федерации и ее субъектов.

Органы исполнительной власти специальной компетенции по характеру последней могут быть подразделены на органы отраслевые, руководящие определенными отраслями управления, и органы, осуществляющие межотраслевое управление. Первые, как правило, - министерства, вторые - главным образом государственные комитеты.

Следует различать также коллегиальные и единоначальные органы исполнительной власти. Коллегиальные - это Правительство РФ и правительства ее субъектов. Единоначальными органами являются министерства и ряд других органов исполнительной власти.
Согласно Конституции (ст. 110) исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство. Оно является органом государственной власти России, возглавляющим единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Это определение раскрывает юридическую природу Правительства, отражает его место в системе органов государственной власти Российской Федерации и характеризует его деятельность. Как высший исполнительный орган государственной власти Правительство России осуществляет государственное управление.

Положение Правительства как высшего исполнительного органа государственной власти России обеспечивается его полномочиями, закрепленными в Конституции РФ и в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации».

Как высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации Правительство России в пределах своих полно-мочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров России, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.

Правительство осуществляет свою деятельность на основе Конституции, федеральных законов и нормативных Указов Президента РФ.

В состав Правительства входят Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства и федеральные министры.

Председатель Правительства назначался Президентом с согласия Государственной Думы. Государственная Дума рассматривает пред-ставленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. После трехкратного отклонения представлениях кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Согласно Конституции (стр. 113) Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Председатель Правительства освобождается от должности Президентом по заявлению Председателя Правительства об отставке в случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий.

В соответствии с Конституцией РФ (1 ст. 112) Председатель Правительства не позднее недельного срок! после назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по предложению Председателя Правительства. Заместители Председатели Правительства и федеральные министры вправе подавать заявления об отставке. Правительство действует в пределах срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. Президент сам может принят решение об отставке Правительства.
Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент вправе объявить (об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке
Правительства либо распускает Государственную Думу.
Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президенте течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. Сейчас так же будут вебкамеры на выборах

Как высший орган федеральной исполнительной власти Правительство обладает очень широким кругом полномочий.

В пределах своей компетенции Правительство организует реализацию внутренней и внешней политики государства; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере, обеспечивает единство системы исполнительной власти в стране, направляет и контролирует деятельность ее органов, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию, реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Осуществление части своих полномочий Правительство вправе делегировать федеральным органам исполнительной власти, если эти полномочия не отнесены законодательством к исключительным полномочиям Правительства, по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации передавать им осуществление части своих полномочий или принимать осуществление части их полномочий, если это не противоречит Конституции и федеральным законам.

Правительству РФ принадлежит право законодательной инициативы. Законодательную инициативу Правительство осуществляет путем внесения в Государственную Думу законопроектов. Законопроекты, подготовленные Правительством в порядке реализации права законодательной инициативы, вносятся в Государственную Думу по решению Правительства.

Правительство вправе направлять в Совет Федерации и Государственную Думу официальные отзывы на рассматриваемые палатами проекты правовых актов и предложения о поправках к ним. Официальные отзывы Правительства подлежат обязательному оглашению при рассмотрении проектов в соответствующих органах Государственной Думы и на заседаниях Совета Федерации.

Согласно Конституции (ст. 104) Правительство дает заключения по законопроектам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Заключения Правительства, поправки к законопроектам и официальные отзывы Правительства на рассматриваемые палатами Федерального Собрания законопроекты направляются им письмами Правительства.

В пределах своей компетенции Правительство РФ обеспечивает в соответствии с Конституцией осуществление полномочий федеральной исполнительной власти на территории Российской Федерации, сочетание интересов Федерации и субъектов Федерации в системе исполнительной власти.

Правительство РФ руководит работой министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.
Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и I структуре федеральных органов исполнительной власти» в систему I федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации входят федеральные министерства; федеральные службы России, федеральные агентства, иные федеральные органы исполнительной власти.

Министерство Российской Федерации - федеральный орган испо-нительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ федеральный министр.

Федеральная служба (служба) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.

Федеральное агентство является федеральным органом исполни-тельной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) Федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом по предложению Председателя Правительства.

Президент в соответствии с Конституцией, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства положения о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации.

Правительство в соответствии с Конституцией, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, деятельностью которых руководит Президент.

Положения о федеральных органах исполнительной власти, кроме подведомственных Президенту, утверждаются Правительством.

Предельная численность и фонд оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти также утверждаются Правительством.

Федеральный министр назначается на должность и освобождается от должности Президентом по предложению Председателя Правительства.

Заместители федеральных министров, руководители федеральных органов исполнительной власти, не являющиеся федеральными министрами, и их заместители, руководители органов и организаций при Правительстве, члены коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.

Для осуществления своих полномочий Правительство может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Оно устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Правительство вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве.

Правительство вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

В пределах своих полномочий и для обеспечения сочетания интересов Российской Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения в сфере исполнительной власти Правительство координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации. Правительство в срок не более одного месяца рассматривает внесенные в установленном порядке предложения субъектов Федерации по предметам ведения Федерации и по предметам их совместного ведения и сообщает им о результатах рассмотрения внесенных предложений. Правительство РФ направляет субъектам Федерации проекты своих решений по предметам совместного ведения. При принятии соответствующих решений Правительством предложения субъектов Федерации подлежат обязательному рассмотрению.

Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и совместному ведению Федерации и ее субъектов, также за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Правительство РФ обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, способствует их взаимодействию.

В пределах своей компетенции Правительство разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполни-тельной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Для разрешения споров и устранения разногласий создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон.

Правительство вносит предложения Президенту о приостановлении действия органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия Конституции, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушении прав и свобод человека и гражданина.

  • Просмотров: 47709

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Орган государственной власти" в других словарях:

    ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ - орган государства, уполномоченный осуществлять законодательную, исполнительную, судебную власть. В Российской Федерации существуют федеральные О. г. в. и О. г. в. субъектов РФ. К федеральным О. г. в. относятся Президент РФ, Федеральное Собрание… …

    ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - постоянно действующий орган исполнительной власти субъекта РФ, призванный обеспечивать исполнение законодательства на территории данного субъекта. Наименование В.и.о.г.в.с. РФ, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией… …

    ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ) ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - формируемый населением путем выборов постоянно действующий высший и единственный орган государственной власти субъекта РФ, призванный осуществлять законодательную власть в субъекте РФ посредством принятия законов в сфере предметов ведения данного … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    ОРГАН ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ - представительный (избираемый населением) орган государственной власти РФ и субъекта РФ. На федеральном уровне О. з. в. федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы. На уровне субъекта РФ О. з. в.… … Энциклопедический словарь конституционного права

    Не следует путать с государственным аппаратом. Не следует путать с органом государственной власти. Органы публичной власти органы, реализующие публичную власть в обществе (государстве). Органы публичной власти предназначены для управления… … Википедия

    Орган исполнительной власти - государственное политическое учреждение, являющееся целостным самостоятельным структурным образованием государственного аппарата и представляющее организованный коллектив людей, который, действуя в рамках закрепленной за ним компетенции от… … Административное право. Словарь-справочник

    Орган законодательной власти РФ - Органом законодательной власти в Российской Федерации является Федеральное Собрание Российской Федерации, которое состоит из Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской… … Официальная терминология

    ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ - коллегиальный или единона чальный государственный орган, осуществляющий особый вид государственной деятельности, связанный с исполнением законов и иных нормативных правовых актов, организацией управления сферами и отраслями государственного и… … Энциклопедический словарь конституционного права

    ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ПРИНИМАЮЩИЙ МЕРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ - уполномоченный орган, определяемый Президентом РФ, являющийся федеральным органом исполнительной власти, задачи, функции и полномочия которого в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, устанавливаются в … Энциклопедия российского и международного налогообложения

    Орган государственной исполнительной власти - Это некоммерческая государственная организация, часть государственного аппарата, образованная в системе других органов исполнительной власти и осуществляющая в установленных законом пределах публичную власть государства для обеспечения целей,… … Большой юридический словарь

Книги

  • Украинский национализм. Кризис или распад государства? , Аксененко Сергей Иванович. Украинскому национализму уже посвящен целый ряд изданий, в которых рассматриваются в основном исторические аспекты. Книга Сергея Аксененко, имеющего опыт работы вукраинском парламенте и…


Просмотров