Государственные обязательства по обеспечению жильем. Правила выпуска государственных жилищных сертификатов — Российская газета

Цель подпрограммы ясна уже из ее названия: есть ряд категорий граждан, которым государство гарантировало бесплатное жилье, и оно эти обязательства выполняет. Действует при этом двумя способами: либо выделяет жилые помещения, либо предоставляет целевые социальные выплаты на приобретение жилья, для чего используется такая форма как государственные жилищные сертификаты. Механизм их выдачи и применения в рамках ФЦП «Жилище» отрабатывается уже не первый год.

Разработка нынешнего этапа подпрограммы началась после принятия распоряжения № 1996-р Правительства Российской Федерации. Государственным заказчиком и основным разработчиком подпрограммы выступает Министерство регионального развития РФ.

За период реализации нынешнего этапа подпрограммы из федерального бюджета на нее планируется выделить 175,2 млрд. руб. и обеспечить жильем свыше 86 тысяч семей.

Кто может воспользоваться подпрограммой?

Сразу уточним, что речь идет только о гражданах России. Перечислим категории тех, кто в рамках данной подпрограммы имеет право на улучшение жилищных условий за счет госбюджета.

Группа 1. Это военнослужащие (а также сотрудники органов внутренних дел, МЧС, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы), которые подлежат увольнению со службы и в установленном порядке признаны нуждающимися в жилых помещениях. Причины увольнения: предельный возраст пребывания на военной службе (или иной службе), состояние здоровья, организационно-штатные мероприятия. Необходимое условие: общая продолжительность военной или иной приравненной к ней службы должна быть не менее 10 лет. В данную категорию также входят граждане, уже уволенные по перечисленным выше причинам из Вооруженных сил (также отслужившие не менее 10 лет и состоящие на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий).

Также сюда относятся военнослужащие, которые подлежат увольнению в связи с истечением срока контракта или же по семейным обстоятельствам, предусмотренным в ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", а также те, кто ранее был по этим основаниям уволен с военной службы. Для данной категории участников подпрограммы необходимо, чтобы общая продолжительность военной службы была не менее 20 лет. Кроме того, им необходимо стоять в очереди на улучшение жилищных условий.

В подпрограмме также участвуют сотрудники федеральных органов налоговой полиции, которые были уволены со службы с правом на пенсию и состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту их пенсионного обеспечения.

Кроме того, участвовать в подпрограмме могут граждане, которых переселяют из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйствования (перечень этих населенных пунктов утверждает Правительство РФ).

Также право на получение социальной выплаты имеют члены семей военнослужащих, служивших по контракту (как и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, МЧС, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы), которые погибли (умерли) в период своей службы. Для участия в подпрограмме члены семьи погибшего должны быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Право вдов (вдовцов) на получение жилищного сертификата за покойного супруга (супругу) действует только до повторного вступления в брак.

Группа 2. Уволенные с военной службы и те, кто приравнен к ним (те, кто служил в Министерстве внутренних дел, МЧС, Государственной противопожарной службе, в органах уголовно-исполнительной системы), принятые органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Сюда относятся те, кто был уволен по причинам достижения предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями. При этом общая продолжительность службы не может быть менее 10 лет. Также в эту группу входят члены семей тех, кто служил по контракту и погиб во время службы или умер после увольнения с нее (причины увольнения и срок службы такие же, как в предыдущем случае). Только надо учитывать, что у вдов погибших (умерших) военнослужащих право на социальную выплату сохраняется только до того момента пока они повторно не вступят в брак (аналогичное право есть и у мужчин-вдовцов, в случае если речь идет о служившей в Вооруженных силах женщине). И наконец, право на социальную выплату имеют те, кто жил в военных городках, которые утратили этот свой статус. В данном случае условием вашего участия в подпрограмме является то, что в субъекте РФ, где планируете проживать, вы должны были встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до момента исключения вашего закрытого военного городка из официального перечня подобных населенных пунктов.

Группа 3. Те, кто прибыл на постоянную работу по контракту в организации, расположенные на территории комплекса "Байконур" (речь идет об организациях, которые финансируются федеральным бюджетом), и кто увольняется (или уже уволен) с работы на "Байконуре", в связи с выходом на пенсию по возрасту, либо из-за ликвидации предприятия (учреждения, организации), сокращения штатов, или же по состоянию здоровья. При этом для участия в подпрограмме вам надо быть зарегистрированным в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий администрацией Байконура и не иметь жилья на территории России.

Группа 4. Граждане, которые подверглись радиационному воздействию из-за аварий на Чернобыльской АЭС и производственном объединении "Маяк" (а также лица, приравненные к ним), которые встали на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Группа 5. Те, кто в установленном порядке был признан вынужденными переселенцами (и включен в сводные списки вынужденных переселенцев территориальными органами Федеральной миграционной службы) и состоит на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Группа 6. Те, кто выезжает из районов Крайнего Севера (КС) и местностей, приравненных к ним. Сюда относятся те, кто прибыл в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, имеет стаж работы в этих краях не менее 15 лет, не имеет в других регионах России жилья или нуждается в улучшении жилищных условий, а субсидии от государства на эти цели пока не получал. Также сюда относятся те, кто работал на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях не менее 10 лет и приобрел право на жилищную субсидию в соответствии с действовавшими ранее нормами закона. Кроме того, сюда входят инвалиды I и II групп, причиной инвалидности которых стало трудовое увечье при работе в районах КС и приравненных к ним (стаж работы в этих местностях также должен быть не менее 15 лет). И наконец, в эту группу входят те, кто выезжает с полярных станций, из городов, поселков и других населенных пунктов в районах КС и приравненных к ним местностей, если они закрываются органами власти субъектов РФ по согласованию с Правительством России. В данном случае продолжительность стажа работы в этих местностях значения не имеет.

В рамках подпрограммы определено, кто из граждан считается не имеющими жилых помещений: во-первых, те, у кого нет помещений, в которых можно проживать постоянно; во-вторых, те, кто, не имя жилья для постоянного проживания, пользуется помещением из специализированного жилого фонда; в-третьих, те, кто, не имея своего постоянного жилья, живет где-то временно или на условиях поднайма.

Участие в подпрограмме - дело добровольное. Те граждане, которые приняли решение в ней участвовать, могут по своему выбору получить либо жилое помещение, либо единовременную денежную выплату на строительство или покупку жилья. Воспользоваться своим правом на улучшение жилищных условий можно только один раз.

Каким образом помогает государство?

Государство предоставляет участникам подпрограммы жилищные сертификаты. Они удостоверяют право конкретного лица получить из федерального бюджета социальную выплату и приобрести с ее помощью жилое помещение.

Варианты тут могут быть разными: жилье можно купить как у юридических, так и у физических лиц. Приобретенных жилых помещений может быть одно или несколько. Это может быть квартира, индивидуальный жилой дом или его часть. Главное, чтобы жилье отвечало техническим и санитарным нормам и требованиям по благоустройству для того населенного пункта, где оно находится. Если средств социальной выплаты не хватает для приобретения выбранного объекта недвижимости, то участник подпрограммы может привлечь имеющиеся у него средства или взять кредит.

Жилье, которое покупается в рамках подпрограммы, оформляют в общую собственность владельца сертификата и всех членов его семьи. Если приобретается не одно, а два или несколько жилых помещений, то члены семьи сами договариваются между собой, как распределить право собственности на них.

Если жилье покупается с привлечением кредитных средств, то деньги, положенные участнику подпрограммы по жилищному сертификату, можно использовать на погашение кредита (займа). Кроме того, из средств данной социальной выплаты могут быть оплачены услуги по подбору жилья и оформлению правоустанавливающих документов на него (в том случае, когда подобное условие прописано в договоре на приобретение жилья).

Человеку, получившему жилищный сертификат, дается два месяца на то, чтобы предоставить его в банк, участвующий в реализации подпрограммы. Датой выдачи сертификата считается день его подписания сотрудником государственного органа, выдающего сертификаты. Участник подпрограммы сдает сертификат в банк либо по месту своего пребывания, либо по месту покупки жилья. Банк проверяет, нет ли расхождений в предоставленных документах и не истек ли срок действия сертификата, затем на имя владельца сертификата открывается банковский счет.

После того, как деньги (социальная выплата) переведены с банковского счета на оплату покупаемого жилья, участника подпрограммы исключают из списка очередников, которым положено жилье за счет средств федерального бюджета.

Если же участник подпрограммы, получивший сертификат, по какой-либо причине не воспользовался социальной выплатой, то право на улучшение жилищных условий за ним сохранятся и он может повторно обратиться за сертификатом в соответствующий орган исполнительной власти. С учета нуждающихся в жилых помещениях его не снимают, и в дальнейшем он может вновь принять участие в данной подпрограмме.

Поскольку объем средств, которые предусмотрены по жилищным сертификатам, соответствует ценам на жилье эконом-класса, то государство в принципе заинтересовано, чтобы участники подпрограммы приобретали жилье эконом-класса на первичном рынке, стимулируя тем самым строительную отрасль. С этой целью госзаказчик программы (Минрегион РФ) отбирает ряд уполномоченных организаций, которые помогают гражданам в подборе доступного по ценам жилья на первичном рынке. Список уполномоченных организаций участник подпрограммы может узнать в местных органах власти.

В рамках подпрограммы государство совершенствует нормативно-правовую базу и систему оказания конкретной помощи участникам подпрограммы в регионах. Формируется единая база данных участников подпрограммы, ведется единый реестр сертификатов, которые были выданы и оплачены, реестр граждан, которые были обеспечены жильем в рамках подпрограммы.

Цель подпрограммы ясна уже из ее названия: есть ряд категорий граждан, которым государство гарантировало бесплатное жилье, и оно эти обязательства выполняет. Действует при этом двумя способами: либо выделяет жилые помещения, либо предоставляет целевые социальные выплаты на приобретение жилья, для чего используется такая форма как государственные жилищные сертификаты. Механизм их выдачи и применения в рамках ФЦП «Жилище» отрабатывается уже не первый год.

Разработка нынешнего этапа подпрограммы началась в 2009 году после принятия 25 декабря 2008 года распоряжения № 1996-р Правительства Российской Федерации. Государственным заказчиком и основным разработчиком подпрограммы выступает Министерство регионального развития РФ.

За период реализации нынешнего этапа подпрограммы (с 2011 по 2015 гг.) из федерального бюджета на нее планируется выделить 175,2 млрд руб. и обеспечить жильем свыше 86 тысяч семей.

Кто может воспользоваться подпрограммой?

Сразу уточним, что речь идет только о гражданах России. Перечислим категории тех, кто в рамках данной подпрограммы имеет право на улучшение жилищных условий за счет госбюджета.

Группа 1. Это военнослужащие (а также сотрудники органов внутренних дел, МЧС, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы), которые подлежат увольнению со службы и в установленном порядке признаны нуждающимися в жилых помещениях. Причины увольнения: предельный возраст пребывания на военной службе (или иной службе), состояние здоровья, организационно-штатные мероприятия. Необходимое условие: общая продолжительность военной или иной приравненной к ней службы должна быть не менее 10 лет. В данную категорию также входят граждане, уже уволенные по перечисленным выше причинам из Вооруженных сил (также отслужившие не менее 10 лет и состоящие на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий).

Также сюда относятся военнослужащие, которые подлежат увольнению в связи с истечением срока контракта или же по семейным обстоятельствам, предусмотренным в ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", а также те, кто ранее был по этим основаниям уволен с военной службы. Для данной категории участников подпрограммы необходимо, чтобы общая продолжительность военной службы была не менее 20 лет. Кроме того, им необходимо стоять в очереди на улучшение жилищных условий.

В подпрограмме также участвуют сотрудники федеральных органов налоговой полиции, которые были уволены со службы с правом на пенсию и состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту их пенсионного обеспечения.

Кроме того, участвовать в подпрограмме могут граждане, которых переселяют из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйствования (перечень этих населенных пунктов утверждает Правительство РФ).

Также право на получение социальной выплаты имеют члены семей военнослужащих, служивших по контракту (как и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, МЧС, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы), которые погибли (умерли) в период своей службы. Для участия в подпрограмме члены семьи погибшего должны быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Право вдов (вдовцов) на получение жилищного сертификата за покойного супруга (супругу) действует только до повторного вступления в брак.

Эффективная система обеспечения жильем лиц, которые проходят службу в рядах ВС РФ по контракту, остается одним из наиболее актуальных вопросов, волнующих военнослужащих. Как приобрести квартиру по данной программе, а также на что следует обратить особое внимание при совершении сделки — в материале нашей традиционной рубрике «Практикум».

Группа 2. Уволенные с военной службы и те, кто приравнен к ним (те кто служил в Министерстве внутренних дел, МЧС, Государственной противопожарной службе, в органах уголовно-исполнительной системы), принятые органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года. Сюда относятся те, кто был уволен по причинам достижения предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями. При этом общая продолжительность службы не может быть менее 10 лет. Также в эту группу входят члены семей тех, кто служил по контракту и погиб во время службы или умер после увольнения с нее (причины увольнения и срок службы такие же как в предыдущем случае). Только надо учитывать, что у вдов погибших (умерших) военнослужащих право на социальную выплату сохраняется только до того момента пока они повторно не вступят в брак (аналогичное право есть и у мужчин-вдовцов, в случае если речь идет о служившей в Вооруженных силах женщине). И наконец, право на социальную выплату имеют те, кто жил в военных городках, которые утратили этот свой статус после 1998 года. В данном случае условием вашего участия в подпрограмме является то, что в субъекте РФ, где планируете проживать, вы должны были встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до момента исключения вашего закрытого военного городка из официального перечня подобных населенных пунктов.

Группа 3. Те, кто прибыл на постоянную работу по контракту в организации, расположенные на территории комплекса "Байконур" (речь идет об организациях, которые финансируются федеральным бюджетом), и кто увольняется (или уже уволен) с работы на "Байконуре", в связи с выходом на пенсию по возрасту, либо из-за ликвидации предприятия (учреждения, организации), сокращения штатов, или же по состоянию здоровья. При этом для участия в подпрограмме вам надо быть зарегистрированным в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий администрацией Байконура и не иметь жилья на территории России.

Группа 4. Граждане, которые подверглись радиационному воздействию из-за аварий на Чернобыльской АЭС и производственном объединении "Маяк" (а также лица, приравненные к ним), которые встали на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.

Группа 5. Те, кто в установленном порядке был признан вынужденными переселенцами (и включен в сводные списки вынужденных переселенцев территориальными органами Федеральной миграционной службы) и состоит на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Группа 6. Те, кто выезжает из районов Крайнего Севера (КС) и местностей, приравненных к ним. Сюда относятся те, кто прибыл в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности до 1 января 1992 года, имеет стаж работы в этих краях не менее 15 лет, не имеет в других регионах России жилья или нуждается в улучшении жилищных условий, а субсидии от государства на эти цели пока не получал. Также сюда относятся те, кто работал на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях не менее 10 лет и приобрел право на жилищную субсидию в соответствии с действовавшими ранее нормами закона. Кроме того, сюда входят инвалиды I и II групп, причиной инвалидности которых стало трудовое увечье при работе в районах КС и приравненных к ним (стаж работы в этих местностях также должен быть не менее 15 лет). И наконец, в эту группу входят те, кто выезжает с полярных станций, из городов, поселков и других населенных пунктов в районах КС и приравненных к ним местностей, если они закрываются органами власти субъектов РФ по согласованию с Правительством России. В данном случае продолжительность стажа работы в этих местностях значения не имеет.

В рамках подпрограммы определено, кто из граждан считается не имеющими жилых помещений: во-первых, те, у кого нет помещений, в которых можно проживать постоянно; во-вторых, те, кто, не имя жилья для постоянного проживания, пользуется помещением из специализированного жилого фонда; в-третьих, те, кто, не имея своего постоянного жилья, живет где-то временно или на условиях поднайма.

Участие в подпрограмме — дело добровольное. Те граждане, которые приняли решение в ней участвовать, могут по своему выбору получить либо жилое помещение, либо единовременную денежную выплату на строительство или покупку жилья. Воспользоваться своим правом на улучшение жилищных условий можно только один раз.

Суть программы в том, что ряд категорий очередников, если они снимают квартиру, имеют возможность получить из бюджета Москвы частичную компенсацию за аренду данного жилья. При этом с очереди на получение квартиры получателей компенсации не снимают.

Каким образом помогает государство?

Государство предоставляет участникам подпрограммы жилищные сертификаты. Они удостоверяют право конкретного лица получить из федерального бюджета социальную выплату и приобрести с ее помощью жилое помещение.

Варианты тут могут быть разными: жилье можно купить как у юридических, так и у физических лиц. Приобретенных жилых помещений может быть одно или несколько. Это может быть квартира, индивидуальный жилой дом или его часть. Главное, чтобы жилье отвечало техническим и санитарным нормам и требованиям по благоустройству для того населенного пункта, где оно находится. Если средств социальной выплаты не хватает для приобретения выбранного объекта недвижимости, то участник подпрограммы может привлечь имеющиеся у него средства или взять кредит.

Жилье, которое покупается в рамках подпрограммы, оформляют в общую собственность владельца сертификата и всех членов его семьи. Если приобретается не одно, а два или несколько жилых помещений, то члены семьи сами договариваются между собой, как распределить право собственности на них.

Если жилье покупается с привлечением кредитных средств, то деньги, положенные участнику подпрограммы по жилищному сертификату, можно использовать на погашение кредита (займа). Кроме того, из средств данной социальной выплаты могут быть оплачены услуги по подбору жилья и оформлению правоустанавливающих документов на него (в том случае, когда подобное условие прописано в договоре на приобретение жилья).

Человеку, получившему жилищный сертификат, дается два месяца на то, чтобы предоставить его в банк, участвующий в реализации подпрограммы. Датой выдачи сертификата считается день его подписания сотрудником государственного органа, выдающего сертификаты. Участник подпрограммы сдает сертификат в банк либо по месту своего пребывания, либо по месту покупки жилья. Банк проверяет, нет ли расхождений в предоставленных документах и не истек ли срок действия сертификата, затем на имя владельца сертификата открывается банковский счет.

После того, как деньги (социальная выплата) переведены с банковского счета на оплату покупаемого жилья, участника подпрограммы исключают из списка очередников, которым положено жилье за счет средств федерального бюджета.

Если же участник подпрограммы, получивший сертификат, по какой-либо причине не воспользовался социальной выплатой, то право на улучшение жилищных условий за ним сохранятся и он может повторно обратиться за сертификатом в соответствующий орган исполнительной власти. С учета нуждающихся в жилых помещениях его не снимают, и в дальнейшем он может вновь принять участие в данной подпрограмме.

Поскольку объем средств, которые предусмотрены по жилищным сертификатам, соответствует ценам на жилье эконом-класса, то государство в принципе заинтересовано, чтобы участники подпрограммы приобретали жилье эконом-класса на первичном рынке, стимулируя тем самым строительную отрасль. С этой целью госзаказчик программы (Минрегион РФ) отбирает ряд уполномоченных организаций, которые помогают гражданам в подборе доступного по ценам жилья на первичном рынке. Список уполномоченных организаций участник подпрограммы может узнать в местных органах власти.

В рамках подпрограммы государство совершенствует нормативно-правовую базу и систему оказания конкретной помощи участникам подпрограммы в регионах. Формируется единая база данных участников подпрограммы, ведется единый реестр сертификатов, которые были выданы и оплачены, реестр граждан, которые были обеспечены жильем в рамках подпрограммы.

Данная программа предполагает выделение из московского бюджета безвозмездных субсидий для строительства нового жилья или приобретения его на вторичном рынке. Те, кто официально признан нуждающимися в улучшении жилищных условий, кто участвует в городских жилищных программах при содействии московских властей, с помощью субсидий улучшают свои жилищные условия, тем самым разгружая жилищную очередь в столице.

Как рассчитывается размер социальной выплаты?

Ключевой момент: сколько денег государство может вам выделить по жилищному сертификату.

Размер социальной выплаты равен расчетной стоимости жилья, которая определяется по нормативам общей площади жилого помещения для семей разной численности. А расчетная стоимость жилого помещения зависит или от норматива стоимости квадратного метра общей площади жилья по РФ (определяется один раз в полгода) или от средней рыночной стоимости квадратного метра общей площади в вашем субъекте РФ.

В ряде субъектов федерации при расчете социальной выплаты к общероссийскому нормативу стоимости квадратного метра применяют повышающий коэффициент: Дальневосточный экономический район, Москва, Санкт-Петербург, Московская область — 1,2; Восточно-Сибирский экономический район, Свердловская область — 1,15; Западно-Сибирский экономический район, Калининградская область — 1,1.

При расчете социальной выплаты используют следующие нормативы общей площади жилого помещения: для одиноко проживающего гражданина — 33 кв. м; для семьи из двух человек — 42 кв. м; для семьи из трех и более человек — по 18 кв. м на члена семьи.

Разумеется, если у участника подпрограммы имеется свое жилье, то оно учитывается при определении социальной выплаты. Если вы не готовы отказаться от имеющегося жилья в пользу государства (расторгнуть договор социального найма, или дать согласие на безвозмездное отчуждение вашего жилья в собственность государства или муниципалитета), то размер положенной вам социальной выплаты определяется как разность между нормативной площадью жилья и площадью жилья, которое у вас есть. Причем, если эта разность меньше 18 квадратных метров, то социальная выплата вам начисляться не будет.

Здесь может встать вопрос: а кто по условиям подпрограммы признается членом семьи ее участника? Ведь от этого зависят и вопросы владения и распоряжения имеющимся жильем, и нормы начисления социальной выплаты.

Для подлежащих увольнению с военной службы (или из органов внутренних дел и граждан, приравненных к ним), для тех, кто увольняется «Байконура», для пострадавших от радиационных аварий, для выезжающих из районов Крайнего Севера — родственниками участника (участницы) подпрограммы считаются его супруга (супруг), их дети и родители. Что касается других родственников, то они (а также нетрудоспособные иждивенцы или, в особых случаях, лица, постоянно проживающие с участником подпрограммы) могут быть признаны членами его семьи в судебном порядке и тогда также будут учитываться при расчете социальной выплаты. Для вынужденных переселенцев — участников подпрограммы — родственниками признаются лица, которые постоянно проживают с ними и имеют официальный статус вынужденных переселенцев (уточним, что для несовершеннолетних детей такой статус не требуется).

Куда обращаться, чтобы стать участником Программы?

В зависимости от того, к какой группе участников подпрограммы вы относитесь, вам нужно обращаться с заявлением (или рапортом) к руководству своей воинской части, организации, учреждения и т.п., либо в подразделения федеральных органов исполнительной власти и органы местного самоуправления, в которых вы состоите на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Там вас проинформируют об условиях реализации подпрограммы. Если вы примете решение об участии в ней, от вас потребуется дать свое письменное согласие и предоставить необходимые документы.

Какие документы нужно предоставить?

В соответствии с категорией, к которой относится участник подпрограммы, несколько отличается пакет документов, необходимы для участия в ней. Шесть групп участников указаны в разделе «Кто может воспользоваться подпрограммой?». Чтобы не повторяться, обозначим сейчас все группы кратко, поскольку с расширенным списком можно ознакомиться в разделе, упомянутом выше. Итак, список необходимых документов.

Группа 1 (военнослужащие, подлежащие увольнению, и приравненные к ним):

справка об общей продолжительности службы; выписка из приказа об увольнении со службы (указываются основания увольнения); копия финансового лицевого счета и выписка из домовой книги; выписка из решения о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или улучшении жилищных условий (выдает орган по учету и распределению жилья), живущим в закрытых военных городках вместо данной выписки требуется представить справку о проживании на территории закрытого военного городка или поселка; если у вас есть право на дополнительную жилплощадь, необходимо предоставить копию подтверждающего это документа.

Группа 2 (уволенные с военной службы и приравненные к ним):

Список документов совпадает с предыдущей группой.

Группа 3 (работники «Байконура»):

копия финансового лицевого счета, выписка из домовой книги; выписка из решения администрации г. Байконур о том, что вы зарегистрированы как нуждающиеся в улучшении жилищных условий; выписка из приказа об увольнении, где указаны основания увольнения; документ, который подтверждает, что вы прибыли на постоянную работу по контракту в одну из организаций на территории и документ об источниках финансирования данной организации; если у вас есть право на дополнительную жилплощадь, предоставьте копию документа, это подтверждающего.

Группа 4 (жертвы радиационных катастроф):

документ, который подтверждает ваше право на обеспечение жильем за счет федерального бюджета; копия финансового лицевого счета и выписка из домовой книги; выписка из решения органа по учету и распределению жилья о том, что вы состоите на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий; при наличии права на дополнительную жилплощадь предоставьте копию документа, который это подтверждает.

Группа 5 (вынужденные переселенцы):

копия удостоверения вынужденного переселенца (предъявляется на каждого совершеннолетнего члена семьи); справка из Федеральной миграционной службы о том, что вы получили (или не получили) жилье для постоянного проживания, ссуду или социальную выплату для строительства или приобретения жилья, или же компенсацию за утраченное жилье; выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета; выписка из решения органа по учету и распределению жилья, подтверждающая, что вы состоите на учете как нуждающиеся в получении жилья; копия документа, который подтверждает ваше право (если оно есть) на дополнительную жилплощадь.

Группа 6 (выезжающие из районов Крайнего Севера):

выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета; документы, которые подтверждают факт вашего прибытия до 1 января 1992 г. в районы Крайнего Севера или местности, приравненные к ним; выписка из решения органа по учету граждан, которые имеют право на жилищные субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера и т.п.; копии документов, которые подтверждают ваш трудовой стаж в данных районах; если вы пенсионер, то необходима копия пенсионного удостоверения; если среди членов вашей семьи инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, то необходима справка об инвалидности (выдается органами государственной службы медико-социальной экспертизы); если вы — безработный, то справка о признании вас таковым (от органов службы занятости по месту постоянного жительства); если у вас есть право на дополнительную жилплощадь, то требуется копия документа, который это подтверждает.

Копии всех предоставленных вами документов должны быть заверены или же подтверждены предъявлением подлинника.

После проверки представленных документов органы исполнительной власти принимают решение признать вас участником подпрограммы или отказать. О решении вас известят в установленном порядке. Возможные причины отказа: несоответствие требованиям подпрограммы, неполный пакет документов или недостоверность представленных в них сведений, использование вами ранее социальных выплат за счет федерального бюджета для улучшения жилищных условий.

Чтобы попасть в списки участников подпрограммы на следующий год, необходимо подать заявление о выделении сертификата в период с 1 января по 1 июля текущего года.

Когда вы будете получать жилищный сертификат, от вас потребуются следующие документы:

Заявление (или рапорт);
- документы, которые удостоверяют личность участника подпрограммы и членов его семьи, а также документы, которые подтверждают ваши родственные отношения и, в случае необходимости, документы, которые подтверждают признание указанных лиц членами семьи участника подпрограммы;
- копия финансового лицевого счета и выписка из домовой книги;
- если вы имеете право на дополнительную площадь жилого помещения, то потребуется копия документа, который подтверждает это право;
- если вы сдаете или безвозмездно отчуждаете занимаемое вами жилое помещение в пользу государства, то нужен документ, подтверждающий ваше обязательство сделать это;
- если у вас нет жилья для постоянного проживания, потребуется справка о сдаче жилья по последнему месту службы (военной и т. п.) - выдается квартирно-эксплуатационным органом;
- возможно потребуется техпаспорт жилого помещения или справка органов технической инвентаризации об общей площади жилых помещений в собственности участника подпрограммы и членов его семьи.

Бывают разные ситуации, когда требуется переселение жителей из домов, в которых они живут. Подобная практика существовала всегда. Зачастую жильцы заинтересованы в переселении, так как речь может идти об улучшении жилищных условий. Хотя, конечно, бывают и исключения.

Нормативные документы по Программе:

Постановление Правительства Российской Федерации № 1050 от 17 декабря 2010 г. о Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Паспорт подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Приказ Росстроя № 43 от 28.02.2007 г.

В какой стадии реализация Программы?

В рамках ФЦП "Жилище" на 2002-2010 гг. реализовывалась подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", в ходе которой действовал механизм выдачи жилищных сертификатов. Проделанная в рамках подпрограммы работа характеризуется следующими цифрами.

По данным на 1 января 2006 года в рамках подпрограммы в улучшении жилищных условий нуждались 510 896 семей. За период с 2006 по 2010 год жилищные сертификаты выдавались всем категориям участников подпрограммы. Ниже мы приводим статистику по программе и данные по состоянию на 1 января 2011 года после проведенной Минрегионом инвентаризации очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.

На 1 января 2006 года на учете стояли 186 472 семьи подлежащих увольнению военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел и приравненных к ним лиц. На 31 декабря 2010 года 58 734 семьи были обеспечены жильем. На 1 января 2011 года в очереди значилились 156 993 семьи.
Из 44 085 семей уволенных с военной службы граждан и приравненных к ним лиц, стоявших на учете 1 января 2006 года, к 31.12.2010 г. жильем обеспечены 17 627 семей. На 01.01.2011 г. в очереди 20 135 семей.

Из стоявших на учете на 1 января 2006 года 392 семей граждан, отселяемых с «Байконура», к 31.12.2010 г. жильем были обеспечены 80 семей. Однако после обновления данных к 1 января 2011 года очередь выросла до 1004 семей.

На 1 января 2006 года на учете значились 26 730 семей граждан, ликвидировавших последствия радиационных аварий (Чернобыльская АЭС, «Маяк»), пострадавших при этих авариях, и лиц, приравненных к ним. Из них к 31 декабря 2010 года обеспечены жильем 9096 семей. По состоянию на 1 января 2011 года в очереди оставались 12 609 семей.

38 445 семей вынужденных переселенцев стояли на учете 01.01.2006 года. К 31.12.2010 г. из них обеспечены жильем 4258 семей. К 01.01.2011 г. очередь насчитывала 24 294 семьи.
Выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на 1 января 2006 года стояло на учете 214 772 семьи. На 31 декабря 2010 г. из них обеспечены жильем 13 598 семей. По состоянию на 1 января 2011 года в очереди значились 213 756 семей.

Всего по состоянию на 1 января 2011 года в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий значилась 428 791 семья указанных выше категорий граждан.

В ходе реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в период с 2011 по 2015 год планируется обеспечить жильем 86 192 семьи участников подпрограммы.

Что касается финансирования подпрограммы, то из федерального бюджета в 2011 - 2015 годах будет выделено свыше 175 млрд рублей. Планируется, что в ходе реализации подпрограммы будут полностью обеспечены жильем уволенные с военной службы граждане и лица, приравненные к ним, а также подлежащие отселению работники «Байконура».

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Правилам выпуска и реализации
государственных жилищных сертификатов
в рамках реализации подпрограммы "Выполнение
государственных обязательств по обеспечению
жильем категорий граждан, установленных
федеральным законодательством" федеральной
целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 937 "О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 33, ст. 4006).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1998 г. N 1431 "О внесении изменения и дополнения в постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 937" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 50, ст. 6156).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2001 г. N 594 "О внесении дополнения в постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 937" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 35, ст. 3521).

4. Пункт 20 и разделы , III и Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2002 г. N 168 "О совершенствовании деятельности по реализации федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 12, ст. 1145).

5. Пункты и изменений и дополнений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2003 г. N 475 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 33, ст. 3269).

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2004 г. N 34 "Об особых условиях выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых участникам программы, осуществлявшейся на территории Курской области в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о предоставлении гранта (безвозмездной субсидии) по программе обеспечения жильем увольняемых в запас или в отставку российских военнослужащих от 29 июля 1994 г." (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 5, ст. 373).

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 305 "О порядке предоставления за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 26, ст. 2674).

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 октября 2004 г. N 522 "О некоторых вопросах по реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4131).

Изменений, которые вносятся в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2005 г. N 636 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 44, ст. 4560).

13. Пункт 33 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 847 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 3, ст. 297).

[*.doc 300 КБ]

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ РЕАЛИЗАЦИИ

ПОДПРОГРАММЫ "ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЛЬЕМ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН,

УСТАНОВЛЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ"

ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ"

НА 2002 - 2010 ГОДЫ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.10.2007 N 681,

от 10.04.2008 N 257, от 08.05.2009 N 408,

от 21.12.2009 N 1040,

с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ

от 08.08.2007 N ГКПИ07-435)

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 39, ст. 3770; 2006, N 6, ст. 694), является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

2. Утвердить прилагаемые Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.

3. Установить, что:

а) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным определять норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации и среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, используемые при расчете размера социальных выплат, предоставляемых гражданам - участникам подпрограммы, указанной в пункте 1 настоящего Постановления, является Министерство регионального развития Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 257)

Определение указанных показателей производится в соответствии с утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации методикой на основании информации, предоставляемой Федеральной службой государственной статистики, предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и данных мониторинга рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья;

б) разъяснения о порядке выполнения мероприятий, предусмотренных Правилами, утвержденными настоящим Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации;

в) при реализации в 2006 году мероприятий указанной подпрограммы применяются сформированные в 2005 году:

сводные списки граждан - участников подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы;

сводные списки граждан - получателей субсидий, составленные в соответствии с Правилами обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 866 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 111), в части категорий граждан, указанных в подпункте "е" пункта 5 Правил, утвержденных настоящим Постановлением;

единые списки граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, сформированные территориальными органами Федеральной миграционной службы;

г) оформление и выдача государственных жилищных сертификатов, выпущенных в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 г. N 2159-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 51, ст. 5565), осуществляются Министерством обороны Российской Федерации в течение 2 месяцев с даты вступления в силу акта Министерства регионального развития Российской Федерации об определении норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на первое полугодие 2006 г.;

д) гражданам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции с правом на пенсию, состоявшим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в указанных органах и принятым на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах внутренних дел по месту их пенсионного обеспечения, государственные жилищные сертификаты выдаются с 1 января 2007 г. в рамках реализации подпрограммы, указанной в пункте 1 настоящего Постановления;

е) реализация государственных жилищных сертификатов (свидетельств о предоставлении безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья), выданных гражданам до 1 мая 2006 г., а также государственных жилищных сертификатов, выданных в целях замены указанных сертификатов, осуществляется в порядке, предусмотренном актами, в соответствии с которыми они были выданы.

4. Федеральной миграционной службе в месячный срок обеспечить передачу выписок из сводных списков вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получение жилых помещений, сформированных в 2005 году территориальными органами указанной Службы, в соответствующие органы местного самоуправления для организации работы по выдаче и реализации государственных жилищных сертификатов.

5. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации согласно прилагаемому перечню.

Председатель Правительства

Российской Федерации

удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата).
от 10.04.2008 N 257)
Сертификат не является ценной бумагой.
Предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 257)
Участие в подпрограмме добровольное.
3. Сертификаты выпускаются государственным заказчиком подпрограммы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Формы бланков сертификатов и порядок их заполнения утверждаются государственным заказчиком подпрограммы по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Государственный заказчик подпрограммы определяет порядок учета, хранения и уничтожения бланков сертификатов.
от 08.05.2009 N 408 , от 21.12.2009 N 1040)
Изготовление бланков сертификатов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на финансирование подпрограммы.
4. Срок действия сертификата исчисляется с даты его выдачи, указываемой в сертификате, и составляет в отношении владельца сертификата для представления сертификата в кредитную организацию, участвующую в реализации подпрограммы (далее - банк), - 3 месяца, в отношении банка для представления владельцем сертификата документов, предусмотренных пунктом 55 настоящих Правил, - 7 месяцев .
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.10.2012 N 1042 , от 05.07.2016 N 629)
Датой выдачи сертификата является дата его подписания уполномоченным должностным лицом органа, осуществляющего выдачу сертификатов.
5. Право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации (далее - граждане):
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2011 N 561)
а) военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2015 N 1013)
военнослужащие, имеющие право на получение сертификатов в соответствии с абзацем первым пункта 14 статьи 15 и абзацем четвертым пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих";
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2015 N 1013)
военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по истечении срока контракта или по семейным обстоятельствам, указанным в подпункте "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", и граждане, уволенные с военной службы по этим основаниям, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более, признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с абзацем тринадцатым пункта 1
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2015 N 1013)
сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу указанные сотрудники;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2015 N 1013)
граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с абзацем тринадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих";
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2015 N 1013)
граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с должностей, выплата оклада денежного содержания по которым осуществлялась за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые были приняты федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходили службу, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2015 N 1013)
граждане, уволенные со службы в федеральных органах налоговой полиции с правом на пенсию, состоявшие на учете нуждающихся в жилых помещениях в указанных органах и принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах внутренних дел по месту их пенсионного обеспечения;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2015 N 1013)
члены семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с абзацем первым пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих". При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2015 N 1013)
члены семей содержавшихся за счет средств федерального бюджета сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) в период прохождения службы, если указанные сотрудники были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходили службу. При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2015 N 1013)
б) граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки), не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в подпрограмме намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (поселка). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.07.2016 N 629)
Подпункт в) - Утратил силу.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2011 N 561)
Подпункт г ) - Утратил силу.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2011 N 561)
Подпункт д) - Утратил силу.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2015 N 1013)
от 27 декабря 1991 г. N 2123-I з) граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"
(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2011 N 909)
и) граждане, выезжающие из населенных пунктов (в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации (далее - закрывающиеся населенные пункты), имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".



Просмотров