Гносеологические корни идеализма. Гносеологические корни агностицизма В чем заключаются гносеологические корни материализма

Эрнст Майр

Посвящается памяти крупного мыслителя и педагога К.М.Завадского

В 1960-х годах американский историк биологии Марк Адамс приехал в Санкт-Петербург, чтобы взять интервью у К.М.Завадского. Во время их дискуссии Завадский спросил: «Вы знаете Эрнста Майра?»

Адамс: «Да, очень хорошо».

Завадский: «Он марксист?».

Адамс: «Нет, насколько я знаю».

Завадский: «Это очень удивительно, поскольку его труды — чистый диалектический материализм».

Я был озадачен замечанием Завадского: какие же из моих идей или концепций он счел близкими диалектическому материализму? Я размышлял об этом на протяжении 30 лет и, думаю, частично приблизился к ответу. В этом мне помогли многочисленные публикации, в том числе Ф.Энгельса и других теоретиков марксизма, а также Р.Левина и Р.Левонтина и Л.Грэхема [, ]. Неожиданно для себя я открыл, что по крайней мере шесть моих идей в той или иной мере разделяются большинством диалектических материалистов, но об этом чуть позже.

Чтобы понять диалектический материализм, обратимся к его истории. Это теоретическое учение было развито Энгельсом и Марксом, но в большей степени Энгельсом, который воспринял гегелевский подход к истории, но отказался от гегелевского эссенциализма и физикализма. Действительно, Энгельс утверждал это вполне определенно, когда говорил:

«Мы постигаем идеи нашими головами вполне материалистично — как отражение реальных вещей, а не воспринимаем реальные вещи как отражение идеи или как определенную стадию развития абсолютной идеи» .

Несмотря на исторический подход, Гегель строго следовал картезианцам (физикалистам), от чего отказались Маркс и Энгельс. Они, видимо, и сами до конца не понимали, насколько эволюционна была их теория, пока не прочитали «Происхождение видов» Ч.Дарвина. В связи с этим Маркс восторженно написал в письме Энгельсу:

«…книга содержит естественноисторическое обоснование нашей точки зрения».

Этот строго эмпирический подход произвел огромное впечатление на Энгельса. Он критиковал Гегеля за его объяснения законов диалектики, считая ошибкой утверждение, что они навязаны природе и истории законами мышления, а не выводятся из них. Кстати, Грэхем обратил мое внимание на то, что Энгельс никогда не использовал словосочетание «диалектический материализм», предпочитая называть его «современным» или «новым».

В то время, когда Энгельс и Маркс выстраивали свою теорию диалектического материализма, доминирующим учением в философии было неприемлемое для них картезианство. Следовательно, им было необходимо развивать теорию, которая базировалась бы частично на их собственных размышлениях, частично на аналогичных размышлениях современных естествоиспытателей.

Дарвин традиционно цитируется как источник эволюционных суждений, которые хорошо отражены, например, в работах Дж.Аллена [, ]. Однако такие идеи были широко распространены среди ученых-естественников еще в начале XIX в. За последние 200 лет можно выделить две группы биологов. В одну из них входят экспериментаторы, стремящиеся сделать биологию столь же точной наукой, как физика, приверженцы в большей или меньшей степени картезианства. В другую — натуралисты, которые понимали исторические и холистические аспекты жизни природы, но зачастую были виталистами . Дарвиновские идеи, которые так привлекали диалектических материалистов, разделяли натуралисты XIX в.

Тщательно исследовав литературу по диалектическому материализму [, , , и др.], я столкнулся с длинным списком принципиальных положений, которые с давних пор были мне хорошо знакомы как принципы естественной истории. В качестве примера приведу шесть из них.

1 . Вселенная находится в состоянии постоянного развития. Это утверждение, конечно, было аксиомой для любого натуралиста со времен Дарвина, но как общая идея оно существовало еще во времена Бюффона.

2 . Неизбежно все явления в живой и неживой природе имеют историческую составляющую.

3 . Типологическое мышление (эссенциализм) не готово воспринимать изменчивость всех явлений природы, включая часто встречающиеся случаи их внутренней неоднородности и широко распространенный феномен гетерогенности.

4 . Все процессы и явления, включая компоненты природной системы, внутренне связаны и проявляются во многих ситуациях как единое целое. Такой холизм или органицизм поддерживался натуралистами с середины XIX в.

5 . Следовательно, редукционизм — вводящий в заблуждение подход, поскольку с его помощью нельзя представить упорядоченное единство взаимодействующих явлений, в особенности частей более крупных систем. Понимая это, я на протяжении многих лет обращал внимание на широкую распространенность эпистатических взаимодействий генов и целостность генотипа.

Диалектический материализм подчеркивает существование разных иерархических уровней структуры, в каждом из которых может работать свой набор диалектических процессов.

6 . Важность качественного подхода, незаменимого, в частности, при рассмотрении явлений уникальных, единственных в своем роде.

Неизвестно, какие из перечисленных принципов (возможно, большинство) возникли независимо от естественной истории и диалектического материализма. Так или иначе, нетрудно показать, что восприятие многих из них научным миром восходит к XIX в. И весьма вероятно, что именно они оказали влияние на развитие идей диалектического материализма.

Тот факт, что принципы диалектического материализма и направление мыслей натуралистов имеют много общего, не несет в себе чего-то нового. Несколько авторов, в том числе Аллен [, ], указывали на это обстоятельство. По словам Аллена,

«Процесс естественного отбора есть диалектический процесс, который мы обнаруживаем в природе».

Этот автор полагает, что диалектическое видение было утеряно естествоиспытателями между 1890-1950 гг. Правда, Аллен детально проанализировал лишь пути развития экспериментальной генетики, в отношении которой его вывод действительно справедлив. Что касается замечания Завадского о моих диалектических взглядах, то оно сделано главным образом в ответ на мою книгу, опубликованную в 1942 г. Но в тот период и другие эволюционисты выступали с тех же диалектических позиций.

По мнению Аллена, в «холистический материализм» естественников не укладываются два важных диалектических принципа.

Первый — «представление о том, что внутреннее изменение в системе есть естественный результат взаимодействий противостоящих сил или тенденций внутри самой системы». На самом же деле литература, посвященная проблемам эволюции, поведения и экологии, насыщена дискуссиями о такого рода взаимодействиях. Конкуренция — типичный пример, как и другие формы борьбы за существование. То же можно сказать о коэволюции, где идет своего рода «гонка вооружений». Вновь и вновь ученые приходят к мнению, что каждый фенотип — компромисс между противоположно направленными давлениями отбора. Системы территориального поведения и социальные иерархии также построены на столкновениях противоборствующих тенденций.

Не удается мне найти никаких подтверждений и второму, по мнению Аллена, несовпадению взглядов естественников с диалектическим материализмом, касающемуся тезиса «количественные изменения приводят к качественным». Во всех примерах, приводимых Алленом, изменения, количественные в его трактовке, уже оказываются качественными. Хромосомная инверсия — качественное изменение, которое, подобно любой другой мутации, ведет к становлению нового изолирующего механизма [ хотя по современным данным роль «хромосомного видообразования» оказывается более чем скромной , а важными оказываются те мелкие и количественные изменения, связанные с «накоплением нескрещиваемости», которые ведут к качественным сдвигам – обособленности форм – В.К. ] . Иными словами, я не смог найти у естественников — холистически мыслящих натуралистов — ни одной идеи, которая была бы несовместима с доктринами диалектического материализма.

Я глубоко признателен профессору Л.Грэхему за полезные замечания, улучшившие первоначальный вариант этой статьи.

Перевод О.И.Шутовой

Литература

1. Engels F. The Dialectics of Nature. 1888.

2. Levins R., Lewontin R.C.

Мировоззрение, его исторические типы, функции философии.

Мировоззрение – это система представления о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Формирование.

Человек всегда задумывается о том, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть; как следует к др. людям и природе, и т.д.

Роль.

Обладая общими знаниями о своем месте в мире, человек строит и общую свою деятельность, определяет общие и частные свои цели в соответствии с определенным мировоззрением.

Эти действия и эти цели – как правило, выражение тех или иных интересов целых групп или отдельных людей.

Итак, мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определенное видение и понимание мира, а также программа поведения и действий человека.

Типы мировоззрения:

1. Мифология

2. Искусство

3. Религия

4. Философия

Миф – колыбель мировоззрения. Мифологическое мышление осуществляется не в понятиях, а в комплексах. Мифологическое мышление не выделяет человека из мира. Основная особенность мифа в том, что он объясняет «все», для него нет непознанного и неизвестного.

С помощью сказаний, преданий пытались объяснить глобальные вопросы: устройство мироздания, устройство природы, стадии жизни людей, тайны рождения и смерти, и т.п.

В первобытной общине: миф – это не история, которую рассказывают, а реальность которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива.

Задача мифа: не состоит в том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение; миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенных типов верований и поведения стабилизаторы общественной жизни.

Воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры.

В мифе, как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации.

Миф обычно соединяет в себе 2 аспекта – диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Т.о., с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений.

Главное значение мифа – устанавливают гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом => обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

На основе мифа постепенно формируются религиозный и художественный типы мировоззрения.

В отличие от мифа, религия и искусство определяют слова, действия и мысль. И искусство, и религия выделяют общее и комплексное.

Религиозное мировоззрение основано на различии мира и представлениях о мире: таких, какие предлагает та или иная религия. Религиозное мировоззрение основано на вере. Оно не оставляет выбора, не предполагает индивидуальных интерпретаций, только чувственная интерпретация.

Также как и миф, апеллирует к фантазии и чувствам, но религия не «смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на 2 противоположных полюса.

Творческая всемогущая сила – Бог – стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение.

Как и любая человеческая культура религия не оставалась неизменной; развивалась, приобретала разные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи.

Но все религии объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что эти ценности и ведущий к ним жизненный путь переносится в трансцендентную, потустороннюю область, не в земную, а «вечную» жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному критерию.

Специфика религии заключается в том, что основным элементом религии является культовая система, т.е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхествесвенным

Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретаю характер вероучения. Становятся основой формальной религии и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций.

С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости, и т.д., придавая им особую ценность, связывая их присутствие священным сверхестественным

Основная функция: помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, переходящие, относительные аспекты его бытия, и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного.

Искусство – оставляет свободу выбора мировоззрения. Оно не заставляет верить. Художественное мировоззрение основано на условности. Через условные формы искусство предлагает истинные чувства и мысли.

Философия – это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества. Это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни читать, ни писать.

Философское знание постоянно развивается, обогащается все новым и новым содержанием, новыми открытиями. Но при этом сохраняется преемственность познанного

Сокровенная цель философии – вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Специфика философии – органическое соединение в философии 2-х начал – научно-теоретического и практически-духовного =>; совершенно уникальная форма сознания.

Философия является одной из основных форм общественного сознания, системой наиболее общих понятий о мире и месте человека в нем.

Функции философии

Можно выделить различные функции философии. Назовем основные

Мировоззренческая функция философии состоит в ее способности давать картину мира в целом, объединять данные наук, искусств, практик.

Гуманистическая функция философии также проявляется очень ярко, реализуется она в предельно внимательном отношении к человеку. Хорошая философия насквозь проникнута любовью к людям, человеческому достоинству. В этой связи показательно, что философия не ограничивает себя научным подходом, а наряду с ним культивирует эстетический и этический подходы.

Практическая функция философии состоит, прежде всего, в ее заботе о благе людей.

Методологическая функция философии состоит в определении способов достижения какой-либо цели, например эффективного конструирования научного познания, эстетического творчества, социальной практики. В соответствии со спецификой философии речь идет о таких методах, принципах действия, которые обладают фундаментальным, а не узколокальным значением.

Прогностическая функция философии заключается в выдвижении гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира. При этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше философия опирается на науку.

Критическая функция философии. Принцип «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемый многими философами, как раз и свидетельствует о важности критического подхода и наличия определенной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. При этом необходимо подчеркнуть, что положительное значение имеет конструктивная критика, а не абстрактный нигилизм.

Аксиологическая функция или ценностная. Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т. п. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.

Основной вопрос философии, две его стороны. Понятие материализм и идеализм, идеальное, первичное, вторичное. Гносеологические и социальные корни идеализма.

Основной вопрос философии:

Философия – это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества. Это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности.

В мировоззрении всегда присутствуют два противоположных угла зрения : направление сознания «вовне» – формирование картины мира, универсума, и, с др. стороны, его обращение «внутрь» – к самому человеку, стремление познать его суть, место, предназначение в природном и социальном мире. (т.е. осн. узлы – мир и человек)

Социальные и гносеологические корни материализма и идеализма

Материализм и идеализм и их разновидности имеют свои социальные и гносœеологические корни (от греч. gnosis - знание, logos учение).

Возникновение и развитие материалистической философии тесно связано с трудовой, производственной деятельностью людей. "Человек в своей практической деятельности, - подчеркивал В. И. Ленин, - имеет перед собой объективный мир, зависит от него, им определяет свою деятельность" *.

* В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 169 - 170.

В процессе труда люди активно воздействуют на природу, изменяют ее и добывают себе необходимые предметы потребления.

Трудовая деятельность людей и вся их жизнь проходит в тесной связи друг с другом. По этой причине в повсœедневной жизни каждый человек не задумывается над тем, существуют или не существуют вне его сознания предметы, вещи, подобно тому как он не задумывается и над тем, существуют или не существуют другие люди. "Тот самый опыт, - писал В. И. Ленин, - ...который создал в нас непреклонное убеждение, что существуют независимо от нас другие люди, данный самый опыт создает наше убеждение в том, что вещи, мир, среда существуют независимо от нас" **.

** В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 65 - 66.

Материалистическая философия сознательно кладет в основу своей гносœеологии тот вывод, который непосредственно следует из всœей человеческой практики, именно: вне нас и независимо от нас существуют предметы, вещи, тела; наши же ощущения, представления, понятия суть образы внешнего мира ***.

*** См.: В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 48, стр. 102, 197 - 198.

Развитие материалистической философии тесно связано не только с производственной, трудовой деятельностью людей, но и с развитием научных знаний. Эта связь выражается в том, что материалистическое мировоззрение отбрасывает религиозно-идеалистические измышления о сверхъестественных, божественных, духовных силах, творящих материальный мир, опирается на результаты научных исследований. Обобщая и перерабатывая накопленные практикой и конкретными науками знания, материалистическая философия способствует более глубокому пониманию мира в целом и всœестороннему исследованию его составных частей - неживой природы, растительного и животного мира, человеческого общества, особенностей сознания, его возникновения и развития. Не случайно в связи с этим большинство крупнейших естествоиспытателœей стояло и стоит на позициях материализма, объясняет развитие природы, исходя из нее самой.

С другой стороны, связь материалистической философии с развитием конкретных наук выражается в том, что правильность положений материализма доказывается не с помощью нескольких фокуснических фраз, а путем долгого и медленного развития философии и естествознания ****. Развитие естествознания накладывает отпечаток и на изменение форм материализма *****. Не случайно в связи с этим в XVII - XVIII вв., когда из всœех естественных наук наивысшего развития достигла механика, материализм был преимущественно механистическим, а в серединœе XIX в., когда происходят великие открытия в области физики, химии, биологии, возникает диалектический материализм.

**** См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 43.

***** См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, стр. 286.

Материалистическая философия развивалась, как правило, представителями передовых классов и социальных групп и являлась идеологией восходящих, прогрессивных слоев общества, заинтересованных в изменении общественных отношений, в развитии производительных сил и пропаганде научного мировоззрения. Так, материализм XVI I - XVIII вв. был идеологией буржуазии, в России XIX в. - идеологией крестьянской демократии. Диалектический материализм является идеологией революционного рабочего класса, коммунистических и рабочих партий.

В противоположность материализму идеализм связан не с наукой, а с религией, выражает, как правило, идеологию не прогрессивных, а реакционных классов и социальных групп. Подобно религии идеализм имеет социальные и гносœеологические корни, без выяснения которых невозможно понять ни возникновения идеалистических теорий, ни их сущности.

Идеалистическое представление о мире зародилось на ранних ступенях развития общества. Основной причиной его появления было слабое развитие производительных сил и знаний людей. Низкий уровень экономического развития не давал людям уверенности в том, добудут ли они себе пищу или нет. Люди еще не в состоянии были объяснить причин болезней, стихийных бедствий. Бессилие людей в борьбе с природой н страх перед ее стихийными силами порождали в их сознании ложные представления о сверхъестественных силах - богах, демонах, чертях и т. д., от воли и желания которых зависит якобы человеческая судьба, появление и исчезновение животных, движение солнца и луны, гром и молния и т. д. Незнание причин сновидений, рождения и смерти вызывало у них представление о душе, как особой силе, властвующей над телом. Эти различные ложные представления о природе, о существе самого человека, о духах, волшебных силах и т. д., писал Ф. Энгельс, имеют по большей части лишь отрицательно-экономическую основу; низкое экономическое развитие предысторического периода имело в качестве своего дополнения, а порой даже в качестве своего условия и даже в качестве причины ложные представления о природе.

С возникновением классов происходит отделœение умственного труда от физического. Выделяются специальные группы людей из представителœей господствующего класса, которые занимаются только умственным трудом и считают данный труд привилегированным по отношению к физическому труду. Все это явилось социальной основой дальнейшего развития идеалистического мировоззрения. Сознание начинает рассматриваться как самостоятельная сила, возвышающаяся над материей и определяющая ее существование.

Создаются и развиваются различные объективно- и субъективно-идеалистические системы и системки.

В классовом обществе религиозно-идеалистические представления становятся мощным идеологическим оружием в руках господствующих классов для угнетения народных масс.

Кроме социальных корней, идеализм имеет еще гносœеологические корни. Процесс познания является сложным и диалектически противоречивым. "...Философский идеализм, - подчеркивал В. И. Ленин, - есть одностороннее, преувеличенное, uberschwengliches (Dietzgen) развитие (раздувание, распухание) одной из черточек, сторон, граней познания в абсолют, оторванный от материи, от природы, обожествленный" *.

* В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 322.

Познание начинается с восприятия предметов и явлений органами чувств. Значение чувственного познания огромно. Кто ничего не ощущает, тот ничего не может знать об окружающем мире. Субъективные идеалисты извращают эту сторону процесса познания.

Οʜᴎ отрывают ощущения от объективного источника - предметов и явлений, рассматривают их не как результат взаимодействия предметов и явлений с органами чувств человека, а лишь как результат творческой деятельности субъекта͵ объявляют ощущения элементами, основой мира вещей.

В процессе познания люди связывают единичные предметы, вещи, явления, устанавливают между ними общие черты, свойства и выражают это в понятиях. Эти понятия, созданные в процессе абстрагирования от конкретных, чувственно воспринимаемых предметов, идеалисты отрывают от материальной основы, объявляют их либо результатом творческой деятельности человеческого сознания, не связанного якобы с миром вещей (субъективный идеализм), либо результатом мирового разума, чистой мысли (объективный идеализм) .

Развитие научного познания немыслимо без образования общих понятий, но оно таит в себе возможность отлета мысли от действительности. В случае если за общими понятиями, суждениями и умозаключениями люди не видят реальной действительности, черт, связей и отношений, отражающихся в этих формах логического познания, то они скатываются на позиции идеализма.

Возможность появления идеализма в процессе познания превращается в действительность лишь в классовом обществе, ибо здесь идеализм и поповщину "закрепляет классовый интерес господствующих классов" **.

**. Там же, стр. 322.

Идеалистическую философию в большинстве случаев защищали и развивали идеологи реакционных классов, партий и групп, тормозившие ход истории, не заинтересованные в научной пропаганде и коренном изменении общественных отношений. В наши дни идеализм является господствующей идеологией империалистической буржуазии и всœех ее прислужников.

Идеализм тесно связан с религией. Основы идеализма, указывал В. И. Ленин, по существу тождественны основам религии. Утверждая, что в основе мира лежит дух, идея, воля, сознание, идеализм по существу дает теоретическое обоснование религиозных догматов о сотворении мира сверхъестественным духовным существом *.

* См.: В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 6, 14, 19 - 25, 72 - 73, 75 - 77, 86, 179, 222, 229 - 230, 238 - 243 и др.

Идеализм является утонченной формой поповщины, а религия грубой формой идеализма **. "Все идеалисты, как философские, так и религиозные, как старые, так и новые, - писали К. Маркс и Ф. Энгельс, - верят в наития, в откровения, в спасителœей, в чудотворцев, и только от степени их образования зависит, принимает ли эта вера грубую, религиозную форму или zce просвещенную, философскую..." ***.

** См.: В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 322.

*** К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3, стр. 536.

Одной из характерных черт современной буржуазной философии является тенденция слияния философии с теологией.

Следует, однако, иметь в виду и различия между идеалистической философией и религией. Философия, в том числе и идеалистическая, стремится доказать, обосновать свои положения и обращается к разуму. Религия же оперирует положениями, рассчитанными на веру, слепое восприятие. Далее. Часть идеалистов играла немалую роль в разработке проблем диалектики, форм мышления.

Религия же, как говорил К. Маркс, была и остается опиумом народа, хотя многие ее представители, особенно в наши дни, стремятся приспосабливаться к прогрессу науки.

Гносеология - важная часть философской теории, учение о способности человека познать действительность, об источниках, формах и методах познания, об истине и путях ее достижения. Термин ввел Кант. Философское учение о познании получило название гносеологии . Идеализм - учение, которое утверждает, что дух, сознание, мышление - первично, а материя, природа – вторично

Идеализм, агностицизм, скептицизм имеют причины и условия своего возникновения. Наиболее важными из них принято называть гносеологическими и социальными корнями . Важнейшим условием, без которого возникновение таких учений совершенно невозможно, явл способность чел к фантазированию, в процессе которого мысль отрывается от действительности и творит такие образы, которых нет в действительности.

Гносеологич корнями явл наши преувеличения. Несовершенство человеческих знаний обусловлено прежде всего данным этапом их развития. Социальные корни идеализма заключаются в потребности, заинтересованности определенных, обычно господствующих слоев общ-ва (сословий, классов) в создании на основе ошибочных представлений и заблуждений таких учение, идеологий, которые соответствовали бы их взглядам и служили бы их целями. Т.е, соц корни заблуждении - это искажения, связанные соц слоем, соц условиями.

Вопрос №15.Субъективный идеализм Д.Беркли. Агностицизм Д.Юма

Идеализм (франц. idealisme, от греч. idea - идея)- общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое - первично, а материя, природа, физическое - вторично, производно. Основные формы идеализма - объективный и субъективный. Объективные идеалисты признают и реальность природы, чел, сотворенных якобы духовным началом. Субъективный идеализм признает реально существующим только сознание. Все остальное- его ощущения. Крайняя форма субъективного идеализма явл солипсизм (от лат solus - один, единственный и ibse - сам). Согласно солипсизму с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений. Существуют различные разновидности идеализма- рационализм и иррационализм. Согласно идеалистическому рационализму , основы всего сущего и его познания составляет разум. Одним из важнейших его направлений явл панлогизм (от греч pan- все, logos- разум), по которому все действительное есть воплощение разума, а з-ны бытия определяются законами логики (Гегель). Точка зрения иррационализма (от лат неразумный, бессознательный) состоит в отрицании возможности разумного и логического познания действительности. Основным видом познания здесь признается инстинкт, вера, откровение.



Субъективный идеализм наиболее ярко выражен в учениях Дж. Беркли, Д. Юма, раннего И. Г. Фихте (18 в.). Идеализм социальной философии основывается главным образом на том факте, что деят людей явл в принципе сознательной. Прежде чем что то делать, они мысленно представляют себе цель и содержание деят- духовной, экономической, политич. Это значит, что идеальный план деят всегда предшествует его воплощению в какой- либо практический результат. Отсюда делается вывод: сознание первично, все остальное в общ-ве вторично, производно от сознания.

Агностицизм Д.Юма

Агностицизм - учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира. Одной из заметных тенденций в теории познания 17 в стала тенденция агностицизма, т е создание таких философских теорий, которые отрицали познаваемость мира. Крупнейшими представителями этого направления были англ. философ Д. Юм и немец философ И. Кант. Юм выступал против материалистического понимания субстанции. Считал, что есть «идея» субстанции, под которую подводится «ассоциация восприятий» чел, присущая обыденному, а ненаучному познанию. Агностицизм Юма основывался на предпосылке, согласно которой чел может судить о чем бы то ни было только на основании тех впечатлений, которые есть в его сознании, а выход за пределы сознания, за пределы впечатлений явл теоретически незаконным. Получается, что впечатления, восприятия отгораживают чел от внешнего мира. Юм отгораживается, т.о, как от самого внешнего мира, замыкаясь в себе, своем сознании, так и от теорий, согласно которым сами впечатления субъекта отражают внешний мир. Юм полагает, что внешний мир существует, но нам не дано выйти за пределы собственного сознания. Поэтому все науки сводятся к одной, к науке о душе, к психологии Согласно Юму, опытное познание состоит из восприятия. Все восприятия Юм разделял на два вида : "впечатления " и "идеи ". Впечатления бывают первичными и вторичными. Первичные - это впечатления внешнего опыта (ощущения), вторичные - впечатления внутреннего опыта (желания, страсти). Впечатления внешнего и внутреннего опыта порождают простые идеи, к которым относятся образы памяти и воображения. Идеи могут соединяться между собой и, т о, находиться в определенных отношениях. Юм насчитывает три типа таких отношений, или, как он называет, ассоциаций. Ассоциации Юм рассматривает настолько важным свойством, присущим человеческой природе, что называет их принципом. Первый вид - это ассоциации по сходству . Например, портрет друга, который в данный момент отсутствует, способен породить в нас идею о нем в силу того, что этот портрет и образ друга имеют сходство. Но такого рода ассоциации часто приводят к ошибкам. Второй вид - это ассоциации по смежности в пространстве и времени . Например, впечатления и воспоминания в своем доме более живы, если находишься на более близком расстоянии от него, чем тогда, когда находишься на значительном удалении от него. Третий тип - это ассоциации причинности , которые чаще всего встречаются в жизни. Ассоциации для Юма - один из видов отношений, которых он насчитывает довольно много, но из всех отношений причинные отношения - основные, и на них он сосредоточивает свое главное внимание. Учение о причинности - главный центр его гносеологии. Юм утверждал, что наши доказательства истинности христианской религии являются более слабыми, чем доказательства истинности наших чувств. Он не признает утверждения, что религия основывается на доводах разума или на том, что в ней очень нуждаются. Вместо религиозной веры Юм выдвигает привычку обыденного сознания верить в установленный порядок, а также так называемую "естественную религию" - веру в сверхприродную причину, Юм отвергает доказательства существования Бога, которые основываются на несовершенстве человека или на целесообразном устройстве мира.

Предмет философии. Роль философии в жизни общества и человека.

Философия зародилась около 2500 лет назад в странах востока: Индии, Греции, Рима. Наиболее развитые формы она приобрела в Др. Греции. Философия - любовь к мудрости. Философия пыталась вобрать в себя все знания, т.к. отдельные науки не в состоянии были дать целостную картину мира. Вопрос о том что есть мир - основной вопрос философии. Его решение обозначает основные подходы к осмыслению и других философских проблем, поэтому философия разделилась на 2 основных направления: философский материализм (Демокрит), и философский идеализм (Платон). Философия стремилась понять не только мир вне человека, но и самого человека. Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания. Она изучает не мир в целом, в мир как целое.
Философия органично вплетена в ткань общества и имеет большое воздействие со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, прелигия. С другой стороны и сама философия влияет на исторический процесс своими передовыми идеями. Поэтому она имеет следующие функции:
1. она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира.
2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук.
3. функция социальной критики. Она осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.
4. конструктивная функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего.
5. идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов.
6. функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени.
7. интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.

Роль философии для человека и общества велика, она изучает универсальные законы существования и познания, обладает мировоззренческой функцией, способствует развитию методов естественных и гуманитарных наук. Философия имеет гуманистическое и общекультурное значение в развитии, воспитании и формировании культуры человека.

Основной вопрос философии и его мировоззренческое и методологическое значение

Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию , а бытия – к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание? При решении первой стороны выделилось 2 основных направления: материализм и идеализм

М. считает, что материя первична (основа сознания), сознание вторично (производно от материи)

Идеалисты считают наоборот.

Разновидности идеализма:

объективный идеализм считает, что сознание, дух существовали до, вне, независимо от человека: Платон, Гегель

субъективный идеализм – направление в философ. которое за основу принимает индивидуальное сознание человека: Беркли, Мах, Авинариус

Общее между объект. и субъект. идеализмом в решении первой стороны О.в.фс. заключается в том, что они за основу принимают идею.

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

К решению второй стороны философы относились по разному.

субъектив. идеализм исходил из основного положения: мир познаваем не полностью, ощущение - единственный источник познания

Гегель считал, что познаваемы мысль, мышлен. чел-ка, абсолютная идея и дух.

Фейербах - процесс познания начинается при помощи ощущений, но ощущения дают не полное представление об окружающей действительности и дальнейший процесс познания происходит при помощи восприятий (материалист)

Франц. материалисты 18 в.:Толон, Гельвеций, Гольбах - процесс познания происходит при помощи органов чувств, а разум человека не в состоянии познать то, что находится за пределом органов чувств (позиция суб. идиализма)

Кант – агностик.

Агностицизм - направление, сомневающееся в возможности познания мира

Кант считал, что мир познаваем как явление, но не как сущность.

Явление – познание предмета с внешней стороны, т.е. Кант стоял на позиции субъект. В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является известной (неразрешенной) философской проблемой. В ХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность. Яспер, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии – проблема экзистенционализма, то есть проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья.

материализм и идеализм, их гносеологические и социальные корни, роль в философствовании.

Материализм и идеализм - главные направления в философии. Их основное различие определяется решением вопроса о соотношении материального и духовного. При этом сознание рассматривается как вторичное, производное от материи и присущее лишь ее особой форме свойство, к-рое неотделимо от существования живых человеческих индивидов.

Материализм (так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, в отношениях матери и сознания первичной является материя. Следовательно:- материя реально существует; - материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);

Материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

Материя существует и различается по своим внутренним законам;

Сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);

Сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

Сознание определяется материей (бытием).

Идеализм («линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

В идеализме выделяются два самостоятельных направлениях: объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);субъективный идеализм (Беркли, Юм).

Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:реально существует только идея;идея первична;вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;«мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т.д.);«мир вещей» - материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;

каждая единичная вещь – воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь – воплощение общей идей лошади, дом – идеи дома, корабль – идеи корабля и т.д.);

большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;

отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.

В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:все существует только в сознании познающего субъекта (человека); идеи существуют в разуме человека;образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения; вне сознания отдельного человека на материи, ни духа (идей) не существует.

Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы. Наряду с полярными (конкурирующими) главным направлениями философии – материализмом и идеализмом – существуют промежуточные (компромиссные) течения – дуализм, деизм.

Четко разграничив и противопоставив материализм и идеализм, марксистская философия отмечает абсолютную противоположность материи и сознания лишь в пределах основного вопроса философии и раскрывает их диалектически противоречивую взаимосвязь, осуществляющуюся в практической деятельности людей по преобразованию и познанию мира.



Просмотров