Гибкость мозга. Что такое гибкость мышления

Экология жизни. Лайфхак: Для того, чтобы оптимизировать гибкость ума, вы должны бросать вызов своему мозгу каждый день: удивляйте его новыми действиями, чтобы он не останавливался и не переставал себя стимулировать. Повысить свои умственные способности возможно при помощи упражнений.

Упражнения для мозга

Для того, чтобы оптимизировать гибкость ума, вы должны бросать вызов своему мозгу каждый день: удивляйте его новыми действиями, чтобы он не останавливался и не переставал себя стимулировать. Повысить свои умственные способности возможно при помощи упражнений.

«Гибкость ума» предполагает удивительные когнитивные процессы, которые позволяют нам рассуждать и быстрее делать выводы и логические заключения.

В это же измерение входит творчество, аналитические способности и та мгновенность действий, что позволяет нам сделать отношения в своей повседневной жизни более качественными и удовлетворяющими нашим потребностям.

Все эти процессы - не данность и ни в коем случае не характеристика одних лишь молодых людей.

Напротив, в данном случае речь идет скорее о приобретенных навыках, о способностях, которые можно развить в себе и которые не теряются с возрастом . Только для этого необходимо каждый день работать над собой и приспосабливаться к тому, что нас окружает.

Нам просто нужно прийти к осознанию, в самом широком смысле этого слова.

Точно так же, как мы уделяем время физическим упражнениям или идем в спортзал, следует «тренировать» и свой мозг . Находить несколько минут каждый день на практику несложных стратегий, которые будут способствовать взаимодействию полушарий нашего мозга, созданию новых нейронных связей и постепенному повышению "гибкости ума" , в целом.

1. Одевайтесь и раздевайтесь с закрытыми глазами

Даже если вы будете делать это всего один раз в день, обязательно попробуйте: одевайтесь и раздевайтесь с закрытыми глазами .

Сначала вам может показаться это глупостью, но на самом деле таким образом вы «запускаете» самые неожиданные процессы, которые:

    Улучшают координацию движений

    Усиливают взаимосвязь и взаимодействие правого и левого полушарий мозга

    Развивают мелкую моторику

    Помогают рисовать так называемые «ментальные карты» о существующих расстояниях между пуговицами, о том, как застегнуть молнию и куда просунуть руки…

Попробуйте выполнить это несложное упражнение, только не забывайте о безопасности: лучше делать это, сидя на кровати, чем стоя.

2. Игра приблизительных и точных значений

Для того, чтобы улучшить гибкость ума, необходимо понимать один очень важный аспект: это потребует волевых усилий. И даже если сначала все это покажется вам слишком простым времяпрепровождением, поверьте, ваш мозг будет благодарен вам за него.

Мозг любит нарушение привычного ритма и новые стимулы.

Игра приблизительных и точных значений - это ежедневная задача, требующая от вас внимания, расчета и подсчета.

    Сколько лестниц в моем офисе?

    А в автобусе… Сколько людей сегодня надели черную одежду?

    Сколько получится, если сложить две последние цифры номера проезжающей мимо машины?

    Сколько пройдет секунд, прежде чем цвет светофора сменится на зеленый?

3. Каждый день учите по 5 новых иностранных слов

Неважно, какой иностранный язык вы выберете. Это может быть каждый день новый язык. Чтобы повысить гибкость ума, будет отлично выучивать от 3 до 5 новых слов в день.

Так вы не только будете расширять кругозор и увеличивать свой лингвистический потенциал, но и способствовать формированию новых нейронных тканей, которые впоследствии станут вашим когнитивным резервом и помогут достойно справиться с течением времени.

4. Меняйте привычную последовательность действий всегда, когда есть такая возможность

Рутина - один из злейших врагов нашего мозга. Ему скучно, когда ничего нового не происходит, он «переключается» на автоматический режим, то есть он не работает.

    В тот момент, когда наши когнитивные процессы ограничены, когда они всегда одни и те же, когда не остается места для творчества, свободы и личного удовольствия, мы имеем дело с нежелательными последствиями : потерей памяти, отсутствием концентрации, медлительностью в рефлексах и т.д…

В идеале нужно стараться каждый день посвящать себе 1 или 2 часа. Это уже будет подарком для нашего разума и чувств.

5. Говорите, слушайте, соотносите, спорьте и делайте выводы

Социальные контакты, позитивные отношения, диалоги - все это позволяет нам расширять горизонты своих знаний. Социальную активность можно назвать «бензином» для повышения нашей умственной гибкости.

    Так у нас получается быстрее обрабатывать информацию, мы учимся ценить ее и в то же время у нас формируется и свое собственное мнение.

    А споры, вопреки распространенному мнению, могут иметь не только негативные последствия, ведь не зря говорят, что в них «рождается истина», значит, наш ум становится острее.

    Мы становимся более внимательными, отзывчивыми и в то же время более уверенными в себе, учимся лучше управлять своими эмоциями.

Ведь очень немногие вещи в нашей жизни можно назвать мудростью, а уважительное и остроумное общение - вполне.

6. Ведите дневник

    И это не просто записи, восстановление хронологической последовательности каких-то действий, это настоящая терапия для нашего разума.

    Так мы учимся трансформировать свои идеи в слова, а опыт - в целые фразы.

    Наши мысли становятся более подвижными, текучими и гибкими, взгляд внутрь себя находит канал для выражения, а потом все это возвращается обратно к нам в мозг.

Так мы развиваем свои творческие способности. Чем больше мы пишем, тем сильнее наше желание писать еще. Это как открытая дверь, позволяющая нам увидеть разные дороги, которые нам еще только предстоит пройти и изучить.

7. Выходите на прогулку каждый день

Наше тело всегда находится в гармонии с умом . Тело, которое устало, переживает стресс и неблагополучие заставляет и разум становиться более жестким, сковывает его.

Человек начинает сосредотачиваться на неупорядоченных, разрозненных и хаотичных аспектах, которые препятствуют развитию его творческих способностей. Но нам нужно обратное: расслабление и возможность концентрироваться на чем-то, то выходит за пределы нашего тела.

Выйдите не пробежку. Это расслабляет! Выйдите просто на прогулку, это позволит вам облегчить душу и сердце и успокоить ум. Когда мы шагаем наш разум чувствует себя свободным. Это происходит даже чисто на химическом уровне: мозг получает больше кислорода и больше питательных веществ.

Так что если вы действительно хотите иметь гибкий ум, то не забывайте, нужно «инвестировать» в себя: посвящайте себе время, и пусть неотъемлемыми частями вашей жизни станут страсть к познанию нового и мотивация, чтобы чувствовать себя по-настоящему хорошо . опубликовано

Гибкость ума. Анализ и синтез

Переключите способ

Посмотрите на изображение внизу.

Постарайтесь проследить, как целое составляется из более простых форм.

Скачки ума

Все люди видят одни и те же объекты, но понимают их по-разному.

Интеллект есть язык, который различает пробуя на вкус.

Томас Трагерн, поэт

Выделяя какую-то определенную мысль из густого тумана наслоений зрительных образов, звуков, ароматов и вкусов - из всего того, что и составляет нашу жизнь, мы обычно используем два качества ума: способность к анализу и способность к синтезу. Анализ - это разделение большой идеи на более мелкие. Когда вы анализируете родственные связи между людьми, пытаетесь определить степень риска в каком-то деле или прогнозируете результат бейсбольного матча, вы рассматриваете целое, разбивая его на составляющие. Синтез - обратная сторона анализа, это комбинация большого количества информации на основании определенного принципа. Когда вы суммируете все то, что знаете об экономике страны, когда раздумываете, что такое гравитация, когда решаете, в том ли направлении идет ваша жизнь, вы группируете фрагменты информации, выявляя некие закономерности, взаимосвязь событий, причины, лежащие в основе тех или иных явлений, - все то, что так или иначе касается стоящей перед вами проблемы и может объяснить картину в целом.

А сейчас вновь посмотрите на рисунок на соседней странице. Как вы думаете, что вы должны сделать, чтобы понять его? Во-первых, разделите узор на составляющие, фокусируя внимание только на одном типе форм: сначала на звездах, затем на треугольниках, на шестиугольниках и наконец на пятиугольниках. Заметьте, каким образом каждая из этих форм компонуется с другими. Просмотрите все сегменты ломаных линий, проследите, как они проходят через весь рисунок, и вам станет понятно, как расположены границы контуров. Затем поразмышляйте, по каким же принципам был сформирован этот рисунок. Ищите план, по которому части соединяются одна с другой в единое целое, ищите закономерность расположения линий. После того как вы это сделаете, спросите себя, по силам ли вам воссоздать этот рисунок.

Жизнь может быть захватывающе сложной и беспорядочной. Осознавая это, мы стараемся сортировать наши мысли по определенным категориям. Мы расставляем мысленные скобки в материале накопленного нами жизненного опыта.

УПРАЖНЕНИЕ.

Опишите, как вы выглядите.

Анализ - это процесс выявления отличительных черт. Описывая собственную внешность, вы мысленно разделяете ваше тело на отдельные части и затем характеризуете каждую из них. Вы можете начать с описания черт лица, с характеристики телосложения, затем можете остановиться на таких деталях, как цвет волос, кожи, глаз, размер кистей рук, округлость лица, ширина лба, припухлость губ, форма носа или подбородка. Однако если заранее не определить последовательность описания, то оно будет совершаться беспорядочно и состоять из отдельных несвязанных замечаний.

Кстати, если вы попросите пятерых людей описать вашу внешность, не исключена возможность, что вы получите пять разных описаний. Каждый будет интерпретировать вашу внешность по-своему, на основании своих собственных стандартов. Один увидит ваш нос чрезмерно большим, другой - крючковатым. Вот почему показания свидетелей так часто бывают противоречивыми.

Во многих профессиях (повар, оценщик драгоценностей, дегустатор вин...), чтобы стать истинным мастером своего дела, необходимо овладеть искусством классификации. Интеллектуально развитый человек обычно знает, на что он должен обратить внимание, а что проигнорировать. Человек, не тренирующий свой разум, посмотрит на дерево и скажет: “дерево”. Человек с развитым интеллектом, с разумом, способным воспринимать нюансы, глядя на то же самое дерево, разглядит форму листьев, цвет коры, пропорции частей, определит породу дерева, его возраст, поймет, больное оно или здоровое.

Проблемы появляются тогда, когда мы становимся умственно ленивы. Обычно мы ограничиваемся тем, что классифицируем вещи только на те, что нам нравятся, и те, что нам не нравятся. Мы смотрим на вещи слишком просто. А ведь именно способность оценить явление с разных точек зрения помогает принимать правильные решения. Но очень часто мы костенеем разумом и попросту забываем, что все в наших руках, что мы сами создаем наш жизненный опыт. Измените ваше мышление - и вы обогатите свою жизнь.

Хорошим приемом для упражнения аналитических способностей и развития наблюдательности является эксперимент с классификацией одного и того же объекта с разных позиций. Оглядитесь в комнате и выберите какой-нибудь предмет. Это может быть стул, башмак или кожаная сумка. Посмотрите на выбранный объект и оцените его со следующих точек зрения:

Происхождение.

Материал.

Текущее использование.

Например, если вы посмотрите на стул, то наверняка сможете заметить какую-нибудь характерную деталь, наводящую на мысль, каким образом этот стул был изготовлен. Измените установку, и вы увидите материал, из которого сделан стул. Попробуйте подумать о том, что могло происходить со стулом до настоящего момента, и вы наверняка найдете ключ к его прошлому - следы собачьих зубов, какие-то пятна, трещины, царапины. Взгляните на использование стула в данный момент, и, вполне вероятно, ваши размышления примут философское направление. Вы можете задуматься о многообразии возможных путей использования стула - он ведь может служить не только местом для сидения. Ну и напоследок представьте, что вы способны заглянуть в будущее стула, и тогда в окружающей обстановке обнаружите наметки того, что может случиться.

Со временем, если начнете практиковаться подобным образом, вы увидите, что даже повседневные, намозолившие глаза вещи - доска для глажения, запылившиеся старые кроссовки, садовая дорожка - могут стать привлекательными, очаровывающими. Если вы начнете мыслить в новых направлениях, это приведет к тому, что число этих направлений будет постоянно увеличиваться.

Открывая закономерности

Чтобы узнать истину, нужно узнать причины.

Фрэнсис Бэкон, ученый и философ

УПРАЖНЕНИЕ.

Какая буква должна быть следующей в этой последовательности:

O Д Т Ч П Ш С...

Важной особенностью нашего интеллекта является способность устанавливать взаимосвязи, находить закономерности. Проанализировав статистику распределения доминантных и рецессивных черт у гибридов первого и второго поколений, Грегор Мендель разработал основы генетики. Чарльз Дарвин увидел соответствие физиологии и поведения живых существ условиям их жизни, что привело его к формулировке эволюционной теории. Георг Хаббл обнаружил линейную зависимость между скоростями удаления от Земли галактик и расстояниями до них, и на основании этого сделал заключение, что Вселенная расширяется. Дмитрий Менделеев открыл взаимосвязь между атомным весом элементов и их химическими свойствами и сформулировал периодический закон, который способствовал развитию атомной теории.

Для того чтобы решить предложенную выше задачу, вам нужно понять, что же объединяет эти буквы. Вы можете проверить место букв в алфавите, форму букв, можете прикинуть так и эдак, и в конце концов вас озарит - последовательность представляет собой первые буквы слов один, два, три, четыре... Значит, следующая буква будет В.

УПРАЖНЕНИЕ.

Посмотрите на рисунок и скажите, какая фигура здесь лишняя.

Если вы ответите, что круг, значит, вы заметили, что это единственная фигура, которая не имеет прямых линий. Но если вы решили, что лишним является квадрат, ответ тоже будет правильным, так как он является здесь единственной фигурой, имеющей четыре прямых угла. Если же вам кажется, что в эту компанию не вписывается треугольник, то вы тоже правы - это единственный несимметричный объект. Сектор, в свою очередь, единственная из всех фигур, которая содержит и прямые линии, и кривые. Ну и, наконец, оставшаяся фигура единственная, которая имеет выемку. Короче говоря, каждая из фигур чем-то отличается от всех других. Но в то же время все они в равной степени имеют признаки, которые их объединяют.

Способность находить во всем закономерности является одним из основных качеств нашего интеллекта. Именно эта способность дает нам возможность определить выражение лица собеседника, понять, что мы слушаем именно Вагнера, издали узнать друга по походке. Наша склонность формулировать мнения и делать обобщения - также следствие нашего желания видеть мир подчиняющимся определенным закономерностям.

СОВЕТ.

Правильный ответ зависит от того, что вы ищете.

Аналитические упражнения

Разделение

Сколькими способами вы можете разделить квадрат на четыре одинаковые части? Попытайтесь найти десять различных способов.

Критика

Если бы вы были критиком, то каким критерием воспользовались бы для того, чтобы судить о качестве музыкальной записи? Скорее всего вы рассмотрели бы несколько относящихся к делу факторов: качество игры, качество записи, эмоциональное воздействие, лиричность, музыкальная оранжировка.

Какие критерии вы использовали бы при оценке: кинофильма, телевизионной передачи, современного искусства, белого вина, коллекции модной одежды, картофельных чипсов, автомобилей, изумрудов.

Избирательное внимание

В следующий раз, когда вы будете слушать симфонию, постарайтесь слушать только один, выбранный вами, инструмент. В течение длительного времени постарайтесь сосредоточить все внимание только на нем.

В следующий раз, когда вы будете обедать, проанализируйте, что вы едите. Подсчитайте поглощаемые калории. Постарайтесь идентифицировать каждый компонент пищи по вкусу, по запаху, по внешнему виду, попробуйте определить, из чего он приготовлен. Подумайте об “истории” пищи и попытайтесь угадать, что предшествовало ее появлению на вашем столе.

С каких точек зрения можно проанализировать человеческое тело? Рассмотрите функциональные системы человеческого организма, морфологические структуры, уровни организации и развития.

Продлите списки следующих предметов и понятий, объединенных в одну категорию:

Пища: фрукты, мясо, белки, углеводы...

Науки: физика, палеонтология, псевдонауки...

Музыка: рок, классическая, музыкальные инструменты, шоу-бизнес...

Юриспруденция: суд, следствие, полиция, приговор...

Последовательность

Другая разновидность анализа - это разделение большого и сложного плана на ряд простых действий. Подробно опишите шаги, которые вам необходимо предпринять, чтобы осуществить приведенные ниже проекты. Составьте список альтернативных вариантов на тот случай, если развитие событий пойдет не в соответствии с намеченным планом:

Покупка и эксплуатация персонального компьютера.

Вложение денег в недвижимость.

Дрессировка морского котика.

Осуществить путешествие в Тимбукту.

Изучить язык фарси.

Стать осветителем в составе рок-группы.

Возвести пристройку к вашему дому.

Сделать охотничий нож.

Поменять в доме электропроводку.

Соорудить в доме новую ванну.

Организовать проведение вакцинации в странах третьего мира.

Выпустить новую газету.

Открыть французский ресторан.

Пропорции

Каково соотношение в вашем теле веществ - твердых, жидких и газообразных?

Какую часть дня вы проводите в одиночестве?

Какую часть времени вы проводите за едой, сном, отдыхом, работой, играми, размышлениями?

Каково соотношение ясных, облачных и дождливых дней в году?

Какая часть денег расходуется вами на далеко идущие цели? На прием гостей? На подарки?

Сколько времени проводите вы сидя со скрещенными ногами?

Какая часть из прочитанных вами книг - романы? Научно-популярные произведения? Исторические повести? Драмы?

Точка зрения

Чтобы научиться более гибко интерпретировать события и явления, практикуйте рассмотрение ситуации с разных точек зрения. В приведенных ниже сценариях попробуйте поочередно ставить себя на место каждого персонажа.

Вы только что узнали, что у вашего сына-подростка проблемы с наркотиками. Рассмотрите ситуацию с точки зрения сына. Ваших родителей. Лучшего друга вашего сына. Его учителя. Его младшей сестры. Торговца наркотиками.

Мать-одиночка, стараясь свести концы с концами, попыталась украсть в магазине изумрудное ожерелье. Рассмотрите ситуацию с точки зрения этой женщины. Полицейского. Владельца магазина. Сына-школьника. Как изменилась бы ситуация, если бы женщина попыталась украсть буханку хлеба? Чужой бумажник?

Профсоюз рабочих собирается бастовать. Рассмотрите ситуацию с точки зрения лидера Союза. Его рядовых членов. Владельца компании. Рабочих, которые не поддерживают забастовщиков.

Вы видите группу кришнаитов, поющих и танцующих на главной улице города. Какие чувства вы при этом испытываете? Как вы думаете, что чувствует самый юный кришнаит? Его родители? Их Учитель?

Вы видите, как кто-то бросает на тротуар обертку от шоколадной конфеты. Посмотрите на ситуацию глазами уборщика улиц. Владельца магазина, торгующего сладостями. Директора конфетной фабрики.

Вы видите старика, пытающегося сесть в автобус. Оцените ситуацию с точки зрения водителя автобуса. Старика. Молодого человека в толпе пассажиров, штурмующих этот автобус.

Предположения

Другая грань анализа - это способность определить: много или мало, быстро или медленно. В повседневных ситуациях обработка информации, которую мы получаем, обычно основывается именно на подобных оценках. Упражняйтесь в способности делать точную оценку. Попытайтесь определить следующее:

Время

Как много времени требуется, чтобы помыть посуду?

Как много времени требуется, чтобы заполнить бензином бак вашей машины?

Сколько времени займет чтение этой книги?

Как много времени уйдет на побелку потолка вашей комнаты?

Как много времени уйдет на принятие душа?

Как много времени проходит с того момента, как вы поднимаетесь с постели, до того, как выходите из дому?

Расстояние

На каком расстоянии от ваших глаз находится ваш левый указательный палец?

На каком расстоянии от вас находится ближайшая атомная станция?

На какое расстояние вы отойдете за десять своих средних шагов?

Как далеко от того места, где вы находитесь, до Индии? До Швеции? До Галапагосских островов?

Сколько весит лист одуванчика?

Сколько нужно взять куриных яиц, чтобы их вес сравнялся с весом машины?

Сколько весит воздух в комнате, где вы находитесь?

Сколько весит ваша голова? Ваша левая рука? Нога?

Сколько воды вы потребляете в течение года? Сколько сахара? Сколько соли?

Размеры

Каковы размеры комнат в вашей квартире?

Каковы размеры вашего кухонного стола? Стульев? Окон?

Каковы основные параметры - рост, вес, размеры одежды - вашей супруги или супруга?

Каков размер эритроцита, атома углерода, Солнца, белковой молекулы, компьютерного процессора, вируса, динозавра, нашей галактики?

Случайность правды

Рассмотрите утверждения, приведенные ниже. Сперва предположите, что они правдивы, и обоснуйте это, приведя три возможных объяснения. Затем предположите, что они лживы, и теперь уже сформулируйте три обоснования их лживости.

Чаще, чем в другие дни недели, убийства случаются по воскресеньям.

На нашу судьбу влияет расположение планет в момент рождения.

Человек произошел от обезьяны.

Телевизор - это “жвачка” для глаз.

Все люди немного психи.

Есть вредно.

Сдерживать отрицательные эмоции опасно.

Обратная сторона

Как правило, наша склонность вешать на все события ярлык “плохого” или “хорошего” приводит к тому, что наше поведение становится шаблонным и предсказуемым. Попробуйте отказаться от этих ярлыков и оценить некоторые события с другой точки зрения.

Вы обожглись утюгом. Запишите пять возможных положительных последствий данного события.

Вы выиграли миллион долларов. Запишите пять возможных плохих последствий выигрыша.

Вы только что переступили черту, которую не следовало переступать. Что хорошего может это принести?

Ваше выступление по радио вызвало отклик восхищения. Что плохого в этом?

Продолжите последовательность

А, Г, Д, Е, И...

И30, И31, А31, С30, О31, Н30...

3 1 4 1 5 9 2 6 5 3...

Й Ц У К Е...

Итак, синтез - это умение суммировать фрагменты информации. Хороший способ повысить ваше мастерство - это тренироваться для поддержания формы. Попробуйте решить следующие задачи, устанавливая связи между фактами.

Гай и Дэви одного возраста. Гай старше Леви, который, в свою очередь, старше Тома. Дик старше Тома, но младше Гая и Леви. Дэви младше Гарри. Как расположить мальчиков по старшинству?

Том будет вдвое старше Дика тогда, когда Гарри будет столько же лет, сколько Тому сейчас.

Кто из мальчиков старший?

Кто младший?

Кто средний?

Утомившись от споров и летнего зноя, три древнегреческих мудреца присели отдохнуть под деревом в саду Академии и уснули. Пока они спали, шутники испачкали углем их лбы. Проснувшись и взглянув друг на друга, все пришли в веселое настроение и начали смеяться, но это никого не тревожило, так как каждому казалось естественным, что двое других смеются друг над другом.

Внезапно один из мудрецов перестал смеяться, так как сообразил, что его собственный лоб тоже испачкан. С чего это он взял?

Полторы курицы несут полтора яйца в полтора дня. Как много нужно куриц, несущихся в полтора раза лучше, чтобы они снесли полтора десятка яиц за полторы декады?

Альтернативные объяснения

Хороший способ поддерживать “мышцы синтеза” в форме - это постоянно делать предположения в той или иной ситуации, что же все-таки происходит. К примеру, на этой неделе ваш телефон ни разу не зазвонил. Вы можете предположить, что это потому, что вы сами никому не звоните, или что все ваши друзья больны, или что линия связи была полностью забита и так далее.

Рассмотрите следующие ситуации:

Кто-то в офисе внезапно начинает проявлять к вам повышенный интерес.

Неестественно спокойно в округе этим утром.

Утром ваши ноги одеревенели.

Вы видели необыкновенно оптимистичный сон.

Поиски доказательств

УПРАЖНЕНИЕ.

Вам сообщили, что у карт с серой лицевой стороной на обратной стороне - круг. Перед вами четыре карты, две лицом вверх и две - вниз. Какое минимальное количество карт вы должны перевернуть, чтобы проверить: ложно или правдиво утверждение, что все серые карты имеют круги на обратной стороне?

Правильный ответ - две карты. Вы должны перевернуть карту, имеющую серую поверхность, и карту, где изображен квадрат. Если обратная сторона серой карты - круг, правило подтверждается. Если нет - правило ложное. Но это не даст вам исчерпывающего доказательства истинности утверждения. Вы должны посмотреть обратную сторону карты с квадратом. Если ее лицевая поверхность серая, то предполагаемое правило - ложное, потому что вы нашли серую карту, на обратной стороне которой - не круг. Если же это черная карта или какая-нибудь еще, то правило остается действующим.

Простой карточный трюк иллюстрирует склонности, которые мы проявляем, когда ищем доказательства. Многие удовлетворяются случайным положительным результатом. Такие люди обычно переворачивают карту с серой поверхностью и останавливаются на этом. Или же они могут перевернуть еще и карту с кругом. Но ведь карта с кругом ничего не добавляет к доказательству, потому что она может иметь как серую, так и черную лицевую сторону - ни то, ни другое не опровергнет правила. Ведь карта с черной поверхностью также может иметь круг на обратной стороне.

Тенденция рассматривать только факты, подтверждающие некое предположение, и не обращать внимания на опровергающие его имеет место во многих областях жизни. Если мы принадлежим к какой-нибудь политической партии, мы склонны видеть во всем том, что делает эта партия, только хорошее. Те, кто верит в астрологию и парапсихологию, предпочитают видеть только удачные совпадения предсказанных и действительных событий и игнорируют расхождения. Частично причина этого явления кроется в том, что мы просто хотим, чтобы в мире все происходило так, а не иначе.

Хороший ученый никогда не верит в идею и никогда не испытывает к ней недоверия - он проверяет ее. Он задает себе вопросы об интересующем его предмете и затем формулирует гипотезу. Допустим, он размышляет, почему же вымерли динозавры, и делает предположение, что гигантские ящеры были стерты с лица Земли при столкновении ее с огромным астероидом. Затем ученый определяет, какие экспериментальные факты он должен получить для подтверждения своей гипотезы. В предложенном случае он указывает на то, что должны быть обнаружены доказательства столкновения - к примеру, наличие обломков астероида в осадочных горных породах. Если результаты наблюдений совпадают с предсказанием, теория, решает ученый, на правильном пути. Если наблюдения не подтверждают первоначальную гипотезу - она нуждается в корректировке.

Нельзя доказать абсолютную истинность гипотезы. Она может быть всего лишь принята или отвергнута. Если наблюдения не противоречат гипотезе, тогда она остается в силе. Каждый раз, когда гипотеза подтверждается фактами, она становится более пригодной к тому, чтобы объяснить, почему что-то происходит так, а не иначе, но не более того. Если же последующие наблюдения противоречат гипотезе, она должна быть забракована или модифицирована. В свою очередь модифицированная гипотеза должна быть также проверена. Таким образом мы и продвигаемся вперед в познании мира.

Подобный научный подход можно применять во многих случаях жизни. Скажите себе, что хотите узнать, действительно ли красный закат предвещает плохую погоду. Для этого вам следует каждый раз, как увидите багровый закат, обязательно проверить погоду на следующий день. А вот интересно, как, по-вашему, можно доказать, что бескорыстные поступки действительно воздаются добром? Или что тренировка ума делает вас более творческой натурой? Или что телепатия существует? Придумайте эксперименты для проверки этих гипотез. Если вы примете позицию беспристрастного наблюдателя и не будете заранее настроены на успех или провал вашего эксперимента - значит, вы будете следовать строго научным методам.

СОВЕТ.

Критически относитесь к своим мнениям и убеждениям. Спрашивайте себя, что доказывает или отвергает вашу позицию.

Полезные советы

Наличие способности к анализу и синтезу можно охарактеризовать как наличие дополнительных мышц ума. Аналитические способности позволяют нам разбивать целое на части, а синтез позволяет собрать все воедино. Вместе они обеспечивают четкость и точность мышления.

СОВЕТ 1.

Старайтесь отдавать себе отчет в том, каким образом вы анализируете и интерпретируете свой опыт. Какие категории вы используете при упорядочивании собственных наблюдений?

СОВЕТ 2.

Осознайте, какие модели вы используете при восприятии окружающего мира? Старайтесь смотреть на вещи с различных точек зрения. Пытайтесь представить себя на месте других людей, смотреть на мир их глазами.

СОВЕТ 3.

При каждом подходящем случае используйте научный метод. Ничего не берите просто на веру, сомневайтесь во всем, внимательно исследуйте, проверяйте идеи, стремитесь к тому, чтобы ваше мнение базировалось на собранных вами доказательствах.

Не всякий сложный эксперимент может доказать правоту; неправоту может доказать и простой.

Альберт Эйнштейн, физик

Из книги Психология искусства автора Выготский Лев Семенович

Глава VI «Тонкий яд» Синтез Он тонкий разливал в своих твореньях яд. Зерно лирики, эпоса и драмы в басне. Басни Крылова. Синтез басни. Аффективное противоречие как психологическая основа басни. Катастрофа басни.Подведем итоги всему сказанному. Мы везде при рассмотрении

Из книги ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ автора Тайсон Роберт

ОТРОЧЕСТВО И ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ СИНТЕЗ Ригидное разделение внешней и внутренней реальности, характерное для латентного периода, в отрочестве замещается более открытым взаимодействием. Способность к рассуждению, к логическому и абстрактному мышлению становится более

Из книги Супермышление автора Бьюзен Тони

Раздел четвертый СИНТЕЗ В главах 12-17 вашему вниманию предлагается целый ряд задач, успешно решаемых с помощью интеллект-карт. Они включают в себя осуществление выбора; конспектирование собственных мыслей и аннотацию мыслей других людей; творческое мышление и «мозговую

Из книги Формула успеха или Философия жизни эффективного человека автора Козлов Николай Иванович

Кому нужна Синтез-технология Целевая аудитория Синтез-технологии - успешные, эффективные люди, универсальные бизнесмены, а также те, кто планирует такими стать. Универсальный бизнесмен - это человек, который, владея знаниями и умениями Синтез-технологии, в любой сфере

Из книги Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем автора Капра Фритьоф

Синтез-технология и психотерапия Использует ли синтез-технолог в своей работе психотерапевтические техники? Обучает ли этим техникам Синтез-технология?Да, использует. Да, обучает.Однако знакомство с избранными психотерапевтическими техниками и приемами ни в коем

Из книги Язык и сознание автора Лурия Александр Романович

Основные принципы Синтез-технологии Синтез-технология во главе своих техник и алгоритмов ставит следующие принципы:Принцип СИСТЕМНОСТИ - Смысл элемента определяет система, в которую он включенПринцип РЕЗУЛЬТАТА - Каков сухой остаток?Принцип ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ЛИДЕРСТВА -

Из книги Мне уже 40?! Мне еще 40!! автора Брненская Анжелика

Из книги Избранные работы автора Наторп Пауль

Выделение «смысловых ядер», анализ через синтез Приведенные примеры показывают, что процесс «влияния смыслов» или объединение далеко отстоящих друг от друга элементов высказывания может составлять предмет специальной, поисковой ориентировочной деятельности

Из книги Как говорить правильно и без стеснения автора Полито Рейналдо

Шаг 9. Синтез своих я Что такое «внутренний имидж»? Это наше представление о самих себе. Но как сложно объективно оценить себя! Ведь на работе – мы профессионалы, дома – родители, супруги, со своими мамами и папами мы – дети, в транспорте – пассажиры, на улице – пешеходы, в

Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович

Из книги Интеллектика. Как работает ваш мозг автора Шереметьев Константин

10. Синтез и объективность Сказать все, что необходимо, только то, что необходимо, и ничего более – трудная задача, но мы всегда должны стремиться к этому. Когда человек овладел искусством речи и научился контролировать свои действия, а аудитория реагирует положительно, он

Из книги Опыты исследования личной истории автора Калмыкова Екатерина Семеновна

Из книги Психосоматика автора Менегетти Антонио

Синтез белков Нуклеотиды имеют относительно слабые возможности для построения специфических функциональных систем, но способны направлять синтез полипептидов, то есть белков. Для синтеза белков используется специальный генетический код, в котором определенные

Из книги автора

Из книги автора

4.6. Заключительный синтез Таким образом, первичная агрессивность представляет собой энергетическую идентичность жизни как таковую. Мы начинаем узнавать ее в момент проявления индивидуаций, и в этом отношении она есть разделенная любовь, а вторичная форма агрессивности

Из книги автора

12.1. Вводный синтез 1. Видение, осуществленное субъектом через собственную проекцию (центральная нервная система).2. Преувеличение видения, усиленного и эмоционально окрашенного нейрогастроэнтерологической системой (нейровегетативная и эндокринная

Гибкость мышления — это способность менять свои установки в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. Примером гибкости мышления может служить способность водителя изменить свою манеру езды или способность бизнесмена изменить полюбившуюся ему стратегию ведения бизнеса.

Наверно, если перевести это понятие на более простой язык, то оно будет звучать, как способность признавать свои ошибки и делать из них выводы. К сожалению, такая гибкость мышления свойственна далеко не каждому.

Для чего важна гибкость мышления?

Способность корректировать собственное поведение — это великолепнейшее умение, которое дает своему обладателю массу преимуществ. Начнем с того, что для выработки любой успешной стратегии поведения, нужно сначала сделать выводы из множества неудачных попыток или тестов, после которых каждый раз следует корректировать свои установки и мысли относительно устройства мира.

Жизнь и история полны примеров, когда неспособность измениться вела к упадку и деградации. Например, бизнесмены, которые не могут адаптироваться к изменениям на их рынке, довольно быстро разоряются или постоянно находятся на грани разорения. Страны, которые слишком привержены традиции, постепенно проигрывают конкурентную борьбу с другими государствами.

Время от времени в любом деле необходимо менять привычный порядок действий, чтобы не потерять свои позиции. Однако, многие люди просто не способны на это, так как не обладают соответствующим навыком.

В чем заключается сущность гибкости мышления?

Гибкость мышления — это навык самостоятельно менять свои убеждения, после тщательного анализа. Как и любой навык он нарабатывается. Сначала это тяжело, а потом всё легче и легче. На этом пути человек сталкивается со своей гордыней, страхом и ленью.

От природы люди инертны. Наша психика всегда старается сохранить статус-кво. Всегда хочется выбрать какой-то верный способ действовать, а потом почивать на лаврах. Для того, чтобы вырваться из этой инертности, нужно что-то внешнее, чтобы заставило человека измениться. Некая мотивация, которая столкнет психику с привычных рельсов и которая покажет, что на самом деле никаких рельсов нет.

Гибкость мышления — это знание, что нет ничего постоянного и однозначного, а есть лишь временные условия, в которых мы пребываем.

Как развить гибкость мышления?

Умение подвергать свои убеждения тщательному анализу и подвергать их сомнению — это важная предпосылка для гибкого мышления. Вырабатывается оно не сразу, а шаг за шагом, когда человек учится преодолевать себя.

Это необходимое условие, но недостаточное. Мало иметь навык и готовность меняться, важно еще и знать в какую сторону меняться. Для этого следует постоянно узнавать что-то новое, разыскивать более свежую информацию и приобретать широкие знания по самым разным предметам. Это тоже можно назвать навыком, который обычно называют любопытством.

Зачатки этих навыков есть практически у каждого человека. В дальнейшем, в зависимости от опыта, люди либо развивают их в себе, либо остаются на прежнем уровне развития.

Для того, чтобы развиваться, человеку нужно постоянно испытывать себя, преодолевать различные трудности. Только так можно развить в себе что бы то ни было. Поэтому лучшая рекомендация — это не сидеть на месте.

Стиль нашего мышления является такой же привычкой, как и неосознаваемое нами шаблонное поведение. Вспомните, как вы думаете над решением какой-либо проблемы. Возможно, что также как и многие другие люди, не используете во время этого процесса специальные технологии. Большинство людей, говоря, что подумают, на самом деле просто не хотят принимать решение в данный момент и откладывают его на потом. Причины для этого могут быть разными. Перечислим некоторые из них. Это и неумение создавать новые варианты решения из-за недостаточной гибкости и беглости мышления, и опасение выбрать «неправильный» способ решения проблемы (неумение выбирать), и нежелание вообще что-либо делать.

Как тренировать гибкость и беглость ума? Для начала разберемся с понятиями.

Под гибкостью ума мы будем понимать

Способность выделять существенные (важные) признаки и максимально быстро перестраиваться с анализа одного признака или идеи на другой.
- способность выполнять определенное количество мыслительных операций за единицу времени.

Для ситуации поиска вариантов под гибкостью мышления можно понимать количество пришедших в голову идей. Гибкость ума относят к психологическим составляющим творческой личности.

Упражнение для развития креативности - составление списков идей.

Этот подход становится способом для развития гибкости и беглости мышления, так как предполагает протоколирование (записывание) всех приходящих в голову идей, концентрируя свое внимание на увеличении их количества, а не «обсасывании» одной. В определенной степени данный подход похож на метод генерации идей «Мозговой штурм (шторм)», используемый в большей степени во время групповых встреч для поиска решений возникших проблем.

Для тренировок достаточно использовать какой-либо рядом находящийся предмет. Например, шариковую ручку.

1. На листе бумаге напишите заглавие «Возможное применение шариковой ручки»

2. Придумайте и запишите пришедшие в голову идеи по применению шариковой ручки.

3. Как только заметите, что «застряли» на рассмотрении одной из идей, сфокусируйте свое внимание на заглавии листа «Возможное применение шариковой ручки» и продолжите генерировать идеи.

4. Просмотрите получившийся список. Если в нем присутствуют только общеизвестные способы применения предмета, как то «для письма, для рисования, для верчения в пальцах и т.п.», то попробуйте найти ему применение в других (необычных) областях. Например, «палочка для поддержки цветка в горшке, для размешивания загустевшей краски и т.д.»

Для увеличения результативности стоит ограничить время для выполнения упражнения. Критический анализ получившихся результатов проводить не надо.
Регулярное повторение упражнения способствует появлению привычки вырабатывать много идей для их последующего анализа, а не ограничивать себя одним-двумя. Таким образом, вы будете тренировать и

«Знание - сила» - выучиваем мы с детства. Проблема в том, что знания могут стать и тормозом на нашем пути, если мы их абсолютизируем. В той или иной степени этим грешит каждый. Человеческой природе свойственно избегать неожиданностей, предпочитать определенность. Но жить мы обречены в сложном, изменчивом и неопределенном мире.

Кем бы мы ни были, нам приходится иметь дело с неведомым, в котором то, что мы знаем и считаем истинным, правильным, не работает. Уверенность становится шорами на глазах. Необходима большая гибкость, открытость новому, умение сомневаться, пишут два известных бизнес-консультанта, Стивен Д’Соуза и Дайана Реннер, в своей книге «Не в знании сила. Как сомнения помогают нам развиваться».

Подходите к каждому вопросу с позиции искреннего незнания

Они разработали несколько несложных практик, помогающих развивать в себе экспериментальный склад ума, присущий ученому, а также склад ума антрополога. Ученый разрабатывает эксперименты, в которых тестирует гипотезы, делится результатами, ищет паттерны и открыт альтернативным объяснениям. Антрополог остро осознает все, что происходит вокруг, он в высшей степени внимателен. Это не отстраненный наблюдатель - ему известны и свои предрассудки, не только предрассудки других.

Если вы попробуете некоторые из этих упражнений, оставьте себе время, чтобы проанализировать новый опыт. Полезно при этом делать заметки или вести дневник. Опыт, показавшийся бессмысленным с первого раза, может впечатлить со второй попытке. Повтор придаст ему глубину и силу. Иногда лишь многократный повтор, длительная практика ведут к прозрениям и совершенствованию, пишут Д’Соуза и Реннер. Главное, получать от этих экспериментов удовольствие. Лучше всего люди учатся, «резвясь и играя».

Начните учить

Хороший способ укрепить в себе «сознание начинающего» - обсудить то, что вы хорошо знаете, с людьми, которые в этом совершенно не разбираются, или даже начать учить их. Это могут быть сотрудники, новички в профессии или просто друзья.

Если хватит храбрости, вызовитесь провести урок в школе или в молодежном центре. Дети не смолчат и выскажут критику вам в лицо. Этот опыт поможет очистить речь и мысли от профессионального жаргона, вынудит говорить просто. Придется пересмотреть знакомое и выделить в нем те аспекты, которые уже не относятся к делу.

Порядок в доме - порядок в голове

Убирая дом, вы символически освобождаете место для умственной ясности. Заодно вы видите (буквально и метафорически), сколько накопилось бесполезного или неиспользуемого хлама (убеждений, предвзятости). Вычищая старое, мы освобождаем место новому.

Можно начать с малого - в какой ящик или шкаф вы давно не заглядывали? Переберите вещи, которые давно не вытаскивали, и если увидите что-то, чем больше года не пользовались, - сразу в мусор. Наблюдайте за собой: как вы себя чувствуете теперь, когда пространство расчистилось?

Представьте себя Сократом и начинайте сомневаться

Сократ прославился привычкой задавать вопросы и девизом «Я знаю, что ничего не знаю». Выберите ситуацию невысокого риска (не заполнение налоговой декларации) и попробуйте не отвечать на вопросы сразу, делайте каждый раз паузу на несколько мгновений, чтобы обдумать вопрос.

Подходите к каждому вопросу с позиции искреннего незнания. Относитесь к нему словно к кусочку еды - не заглатывайте, а разжевывайте. Следите за тем, как вы воспринимаете эту «пищу», каковы первые мысли, что вы порываетесь ответить, отмечайте любые эмоции и физические реакции. Несколько секунд могут длиться вечность, но, это всего несколько мгновений. Эта практика пробудит осознанность и создаст место для наблюдений и размышлений. А также научит воздерживаться от поспешных действий.

Сделать привычное непривычным способом

Все мы - рабы привычек. Значительную часть повседневной рутины мы выполняем почти бессознательно. Чистим зубы, едем на работу, а внимание полностью рассеивается. Этот эксперимент заставит выполнять знакомые действия непривычным способом.

Например, можно попробовать надеть куртку не так, как вы обычно ее надеваете. Если вы привыкли сначала просовывать в рукав правую руку, то начните с левой. Завяжите шнурки не в той последовательности или же скрестите руки так, чтобы сверху оказалась «непривычная» рука. Наблюдайте, как это на вас действует. Такая практика помогает выявить застарелые привычки и позволяет вести себя вопреки рутине.

Практикуйте молчание

Молчание - не только отсутствие звука, но и тишина, которую мы несем в себе даже на многолюдной площади. Выберите день и посвятите его молчанию: замечайте, когда и как вы нарушаете его, и выбирайте молчание. Например, если вы привыкли включать радио за завтраком, попробуйте поесть в тишине. Если вы читаете или едите перед телевизором, выключите телевизор. Этот эксперимент укрепит способность пребывать в молчании, не требуя развлечений. Вы начнете осознавать течение мыслей и слышать их.

Поиграйте в Шерлока Холмса

Выберите знакомое место - свою комнату, привычную дорогу (например, из дома на работу). Превратитесь в Шерлока Холмса, исследующего место преступления, или в антрополога, изучающего среду обитания неизвестного племени. Медленно, тщательно присматривайтесь ко всему, что вас окружает. Отмечайте фактуру и детали, смотрите на все с разных позиций, старательно наблюдая.

Мы часто спешим перейти к вопросу «как», забывая о «почему»

Включите все чувства. Вы заметите искушение пропустить наиболее знакомые предметы, поэтому исходите из предположения, что здесь для вас ново все. Присмотритесь к тому, как ярлыки мешают постигать предметы. Этот эксперимент обостряет чувства и помогает развить навыки наблюдения.

Не перебивайте собеседника

Один день практикуйте умение слушать других полностью и до конца, пока собеседник не выскажет все, что хотел, и только потом отвечайте. Фиксируйте свою склонность вставлять реплику, выносить оценки, судить о содержании разговора, не дослушав. Тренируйте полное сосредоточение на собеседнике. Обращайте внимание на выбор слов, тон, позу, выражение лица. Замечайте влияние этих слов на вас, в том числе возникающие в теле ощущения. Повышенное внимание создает пространство включенности в диалог.

Мы часто спешим перейти к вопросу «как», забывая о «почему». В следующий раз, столкнувшись с комплексной задачей, не бросайтесь с ходу ее решать и не прибегайте к привычным методам, а поступите как трехлетний ребенок: с искренним любопытством спросите: «Почему?»

Импровизируя, вы полностью принимаете предложенные обстоятельства

Если такой вопрос кажется рискованным, подкорректируйте его. Попросите, например, собеседника рассказать подробнее. Такой подход помогает прояснить цель и выбрать наилучший способ действий.

Фантазируйте!

Импровизируя, вы полностью принимаете предложенные обстоятельства. Принимать не значит соглашаться, но значит признавать условия и работать с предложенным, продвигаясь вперед. Например, в импровизированных скетчах, если кто-то скажет: «В комнате прячется слон», а другой возразит: «Нет тут никакого слона», игра на том и закончится.

Если же второй участник ответит: «Да, и сейчас слон бросится на тебя», мизансцена готова. Все, что люди говорят и делают, воспринимайте как такую «подачу» партнера. Принимайте все, подтверждайте и развивайте идеи («Да, и сейчас...»). Этот опыт помогает выстроить подлинно креативный диалог, в котором обе стороны будут услышаны и смогут вместе создать нечто новое.

Устройте 90-дневные испытания

Переменам препятствует убеждение, что «это не сработает». Есть способ помешать отказу от идеи в зародыше - предоставить ей шанс, 90-дневное испытание. Выберите одну проблему - такую, в которой присутствует неопределенность и относительно которой непонятно, годятся ли предлагаемые способы решения.

Обкатайте эту идею в течение трех месяцев на уменьшенной модели: если решение не придет, откажитесь от нее. Такой подход избавляет от страха пробовать новое и цепляться за привычный ход вещей. 90 дней - вполне достаточный срок, чтобы идея успела прижиться и можно было точно судить, насколько она пригодна.

Об экспертах

Стивен Д’Соуза - директор Deeper Learning Ltd, международной консультационной компании по вопросам образования.

Дайана Реннер - директор Not Knowing Lab., международного проекта по управлению в условиях неопределенности и комплексных проблем.



Просмотров