Генеральный регламент: структура, суть и значение. Генеральный регламент: структура, суть и значение Генеральный регламент 1720 г архивы коллегий

С развитием и укреплением государственности в Российской империи необходимо было создать четкую структуру государственного управления, которое должно было базироваться на единых принципах делопроизводства. Петр Первый как царь-реформатор просто не мог не создать такого документа, как Генеральный регламент.

Как создавался документ?

Определенная безусловно, существовала и до введения Генерального регламента в действие. Как гласят многие источники, в начале 18 века в Российской империи существовали коллегии по различным направлениям государственной политики. Проблема состояла в том, что четко не были определены полномочия должностных лиц данных государственных органов.

Генеральный регламент Петра 1 базировался на основе принципов организации государственной власти, которые действовали в передовых на тот момент странах Европы. Например, в Швеции в 1718 году был принят устав, который послужил для царя Петра образцом. Но автоматически подстраивать нормы шведского под российскую жизнь царь не решился, поэтому 11 июня 1718 года был издан указ, согласно которому необходимо было сопоставить нормы шведского делопроизводства и законодательства с российскими по всем аспектам государственного управления. Такое задание получили 3 основные военное управление и ревизион-коллегия. В 1719 году проект документа был уже готов. Прежде чем попасть на подпись к императору, проект должен был утвердить сенат. Этот этап в принятии важного для Российской империи документа был пройден достаточно быстро, а вот с подписанием у царя и, соответственно, получением юридической силы возникла странная заминка. Царь подписал его только спустя год после принятия в Сенате.

Структура документа

Отметим, что структура и суть норм, заложенных в тексте устава, соответствовали передовым на тот момент нормам права. Важной частью текста была преамбула, в которой указывались причины принятия и задачи, которые должны быть решены вследствие принятия данного документа. Генеральный регламент 1720 года состоял из 56 глав, которые были примерно одинаковы по размеру. Текст каждой главы нес достаточно большую смысловую нагрузку, был очень конкретным и четко решал суть вопроса, который был важен для эффективности государственного управления.

Генеральный регламент и его задачи

Как уже мы отмечали, в преамбуле были отмечены определенные задачи, которые должно было решить принятие документа. Приведем перечень этих вопросов:

  • четкое делами;
  • систематизация государственных доходов;
  • четкая работа органов юстиции и российской полиции;
  • защита прав законопослушных граждан.

Как понимать суть этих заданий? Именно во время правления Петра Россия стала более современным государством. После своих поездок по Европе царь понял, что государственное управление - это то дело, в котором должны быть четкость и порядок. Системность в управлении страной нужна для того, чтобы власть знала обо всех процессах, которые происходят в обществе, во избежание неожиданных поворотов событий.

Суть основных положений регламента

Глава 1 установила, что все члены коллегий должны при вступлении в должность принимать присягу на верность государству. Нормами главы 2 устанавливалась шестидневная Также регламентирвалась длительность рабочего дня. Если член коллегии покинет свое на час раньше окончания рабочего дня, то он может быть лишен зарплаты на неделю. Прослеживается порядок взаимодействия коллегий, как фактических с Сенатом (законодательная власть). Президенты коллегий каждый четверг приезжали на заседание Сената, где отчитывались о работе и получали задания.

Как проходили заседания? Обязательно велся протокол, в котором отмечались все вопросы и предложения, которые коллегия рассматривала. За ведение протокола отвечал нотариус. Принцип коллегиальности при вынесении решений предусматривал присутствие на собрании коллегии всех или большинства членов.

Коллегия также имела связь с органами, которые находились в регионах. Генеральный регламент (год принятия 1720) утвердил безоплатность почтовой пересылки корреспонденции от коллегии в адрес губернаторств и воеводств, а также в обратном направлении. Другой связи между центральными и местными органами власти на тот момент быть не могло, потому что даже телефон появился ближе к концу 19 века.

Добавим, что в тексте документа речь идет о полномочиях различных должностей в коллегиях, о порядке предоставления отпусков и правилах ведения деловодства в органах государственной власти.

Заключение

Генеральный регламент - это важный документальный источник по Утратил свою юридическую силу в 1833 году после принятия Свода законов Российской империи.

«Культура эпохи Петра» - Развитие науки. Самым знаменитым учебником эпохи стала «Арифметика» Л.Магницкого. Значение реформ в области культуры. Начало русского флота. Задание на урок. Реформа в области быта. Наряду с иностранцами- Д. Трезини, Б.Растрелли работали и русские зодчие - И.Коробов, М.Земцов. В н.18 в. художественная культура приобрела светский характер и получила поддержку государства.

«От февраля к октябрю» - Двоевластие. Заполните таблицу. Россия от Февраля к Октябрю 1917г. Каковы реальные шансы на историческую перспективу Петроградского Совета и Временного правительства. Вопросы для обсуждения. Проанализируйте высказывания и заявления российского обывателя летом, осенью 1917года. Тема урока. План урока.

«Преобразования Петра» - Участвовал в переговорах и в заключении «Вечного мира» с Польшей. Информатизация общества предъявляет новые требования к выпускнику школы. В чем вы видите недостатки реформ? ХОД УРОКА 1. Орг. момент. 2. Мотивационный этап. - Здравствуйте! Пояснительная записка. В 1722 году был назначен генерал-прокурором Сената.

«Праздник 23 февраля» - Тот герой, кто за Родину горой. Один в поле не воин. Русский не с мечом, ни с калачом не шутит. Только Армия всех защищает, Не дает обижать сыновей! Смелость города берет. Тяжело в учении – легко в бою. Родина – мать, умей за нее постоять. Жить – Родине служить! День первой победы стал днем рождения армии.

«Регламент органа исполнительной власти» - Типовой регламент взаимодействия фоив. Регламент доступа к информации о деятельности органа власти. Порядок работы с обращениями граждан и организаций XIII. Способы доступа к информации. Порядок обеспечения доступа к информации о деятельности федерального органа исполнительной власти. Порядок подготовки и оформления решений федерального органа исполнительной власти IV.

«23 февраля история праздника» - Совместная воздушно-наземная боевая операция на широком фронте с привлечением значительных сил и средств. Была проведена с 23 - 26 января 1989 года. Афганистан(операция “Тайфун”). Афганистан(операция”магистраль”). Афганистан. Афганистан(“Куфабские рейды”). История праздника. Была проведена с 23 ноября по 10 января 1987-1988 гг.

В начале 18 века проведены реформы Петра I. Важнейшая из них – реформа государственного аппарата, в результате которой создана новая система управления (Сенат, Синод). «Генеральный регламент» стал обобщающим документом и первым законодательным актом, в котором был прописан не только весь порядок работы коллегий, ведения в них делопроизводства, но и обязанности каждого работника канцелярии. Это новый тип организационного документа, прообраз всех последующих регламентов, в том числе в наши дни – Регламента Государственной Думы. В «Генеральном регламенте» перечислены созданные к этому году коллегии, служба в которых являлась присяжной должностью, определенно их устройство, тщательно расписан весь порядок работы, должностной состав. Половина глав посвящена порядку работы коллегий – начало работы, время отпусков, прием посетителей, награждения, наказания работников и т.д.

Остальные главы касаются непосредственно работы с документами и должностных обязанностей служащих канцелярий. Возглавлял коллегию президент. Кроме личного секретаря президента, притом, что вся работа коллегий была связана с документами, как фиксирующими ее непосредственную деятельность, так и получаемые извне, в коллегии существовало специальное структурное подразделение, занимающееся делопроизводством, - канцелярия, которой посвящены специальные главы «Генерального регламента».

2. Табель о рангах (1722) законодательный акт о регламентации государственной службы в России.

24.01.1722 был введен «Табель о рангах всех чинов: воинских, статских и придворных, которые в каком классе чины…» - законодательный акт, по которому государственная служба была разделена на гражданскую, военную и придворную. Каждая разновидность службы делилась на 14 ступеней – классов. «Чины давались за службу в порядке постепенности и обозначали степень деловой подготовки служащих и их пригодность к занятию определенных должностей». Чины от I до IX класса по службе могли получить потомственное дворянство, от X до XIV – личное дворянство. Простейший анализ «Табели о рангах» показывает, что работники канцелярий имели высокие чины, например, профессора при академии получали чин IX класса, такой же, как сенатские протоколисты, переводчики и секретари коллегий; бургомистры от магистратов в губерниях – чин X класса. Начиная с XVIII века эволюция «Табели» шла в направлении ее упрощения, уточнения названий чинов и их места в служебной иерархии. Одним из главных организационных принципов государственной службы было обязательное прохождение всей служебной лестницы снизу вверх целиком, начиная с выслуги низшего классного чина. В каждом классе чиновник должен был прослужить известный минимум лет, но за особые заслуги по службе этот срок мог быть сокращен. Таким образом, служба начиналась с работы с документами и чины с XIV по X можно было получить, работая в канцелярии.

Генеральный регламент - устав государственной гражданской службы в России XVIII-XIX веков, изданный 28 февраля 1720 года. Составлен при участии Петра I. Генеральный регламент ввёл систему делопроизводства, получившую название "коллежской" по названию учреждений нового типа - коллегий. Доминирующее значение в этих учреждениях получил коллегиальный способ принятия решений присутствием коллегии, в состав которого входили президент, вице-президент, члены коллегий, секретарь, нотариус, переводчик и др. Генеральный регламент определял порядок обсуждения дел в коллегиях, организацию делопроизводства, взаимоотношения коллегий с Сенатом и местными органами власти. Устанавливал обязанности должностных лиц коллегий, определял порядок обсуждения дел в коллегиях, организацию делопроизводства, взаимоотношения коллегий с Сенатом и местными органами власти. Наряду с Г. р. действовали также регламенты Штатсконторы, Адмиралтейской, Коммерц-, Камер-, Берг- и Мануфактур-коллегии. Генеральный регламент утратил значение с изданием Свода законов Российской империи в 1833 году.

У Петра I поначалу отсутствовала четкая программа реформ в сфере государственного правления. Появление нового государственного учреждения или изменение административно-территориального управления страной диктовалось ведением войн, которое требовало значительных финансовых ресурсов и мобилизации населения. Унаследованная Петром I система власти не позволяла собрать достаточно средств на реорганизацию и увеличение армии, постройку флота, строительство крепостей и Санкт-Петербурга.

С первых лет правления Петра прослеживалась тенденция снижения роли малоэффективной Боярской думы в управлении государством. В 1699 году при царе была организована Ближняя канцелярия, или Консилиум (Совет) министров , состоявший из 8 доверенных лиц, управлявших отдельными приказами. Это был прообраз будущего Правительствующего Сената, сформированного 22 февраля 1711 года. Последние упоминания о Боярской думе относятся к 1704 г. В Консилии был установлен определённый режим работы: каждый министр имел особые полномочия, появляются отчетность и протоколы заседаний. В 1711 г. вместо Боярской думы и подменявшей её Консилии был учрежден Сенат. Пётр так сформулировал основную задачу Сената: «Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные, отставить. Денег, как возможно, сбирать, понеже деньги суть артериею войны. »

Созданный Петром для текущего управления государством на время отсутствия царя (в то время царь отправлялся в Прутский поход), Сенат, в составе 9 человек, превратился из временного в постоянно действующее высшее правительственное учреждение, что было закреплено Указом 1722 года. Он контролировал правосудие, ведал торговлей, сборами и расходами государства, наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности, ему были переданы функции Разрядного и Посольского приказов.

Решения в Сенате принимались коллегиально, на общем собрании и подкреплялись подписями всех членов высшего государственного органа. Если один из 9 сенаторов откажется подписать решение, то решение считалось недействительным. Таким образом Пётр I делегировал часть своих полномочий Сенату, но в то же время возложил на его членов персональную ответственность.

Одновременно с Сенатом появилась должность фискалов. Обязанность обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном надзоре за деятельностью учреждений: выявляли случаи нарушения указов и злоупотреблений и доносили Сенату и царю. С 1715 года за работой Сената следил генерал-ревизор, с 1718 переименованный в обер-секретаря. С 1722 года контроль над Сенатом осуществляют генерал-прокурор и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры всех других учреждений. Никакое решение Сената не имело силы без согласия и подписи генерал-прокурора. Генерал-прокурор и его заместитель обер-прокурор подчинялись напрямую государю.

Сенат как правительство мог принимать решения, но для их исполнения требовался административный аппарат. В 1717-1721 годах была проведена реформа исполнительных органов управления, в результате которой система приказов с их расплывчатыми функциями была заменена по шведскому образцу 12 коллегиями - предшественниками будущих министерств. В отличие от приказов функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений. Были введены:

  • Коллегия чужестранных (иностранных) дел.
  • Военная коллегия - комплектование, вооружение, снаряжение и обучение сухопутной армии.
  • Адмиралтейств-коллегия - военно-морские дела, флот.
  • Вотчинная коллегия - заменила Поместный приказ.
  • Камер-коллегия - сбор доходов государства.
  • Штатс-контор-коллегия - ведала расходами государства,
  • Ревизион-коллегия - контроль сбора и расходования казённых средств.
  • Коммерц-коллегия - вопросы судоходства, таможни и внешней торговли.
  • Берг-коллегия - горно-металлургическое дело.
  • Мануфактур-коллегия - лёгкая промышленность.
  • Юстиц-коллегия - ведала вопросами гражданского судопроизводства (при ней действовала Крепостная контора: регистрировала различные акты - купчие, о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства).
  • Духовная коллегия - управляла церковными делами (позже Святейший Правительствующий синод).

В 1721 году была образована Вотчинная коллегия - ведала дворянским землевладением (рассматривались земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, сыск беглых).

В 1720 годах на правах коллегии был образован Главный магистрат, управлявший городским населением.

В 1721 году учреждена Духовная коллегия или Синод - рассматривались дела церкви.

С 28 февраля 1720 года Генеральный регламент ввёл единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате. Согласно регламенту коллегия состояла из президента, 4-5 советников и 4 асессоров.

Кроме того действовали Преображенский приказ (политический сыск), Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия.

«Первейшими» коллегиями называли Военную, Адмиралтейскую и Иностранных дел.

На правах коллегий находились два учреждения: Синод и Главный магистрат.

Коллегии подчинялись Сенату, а им - губернская, провинциальная и уездная администрация.

Областная реформа

В 1708-1715 годах была проведена областная реформа с целью укрепления вертикали власти на местах и лучшего обеспечения армии снабжением и рекрутами. В 1708 году страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, наделёнными всей полнотой судебной и административной власти: Московскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Московская губерния давала более трети поступлений в казну, за ней шла Казанская губерния.

Губернаторы также ведали расположенными на территории губернии войсками. В 1710 году появились новые административные единицы - доли, объединявшие 5536 дворов. Первая областная реформа не решила поставленных задач, а лишь значительно увеличила число государственных служащих и затраты на их содержание.

В 1719-1720 годах была проведена вторая областная реформа, ликвидировавшая доли. Губернии стали делиться на 50 провинций во главе с воеводами, а провинции на дистрикты во главе с земскими комиссарами, назначаемыми Камер-коллегией. В ведении губернатора остались только военные и судебные дела.

В результате реформ государственного управления закончилось оформление абсолютной монархии, а также бюрократической системы, на которую опирался император.

Контроль над деятельностью государственных служащих

Для контроля за исполнением решений на местах и уменьшения повальной коррупции с 1711 года учреждалась должность фискалов, которые должны были «тайно проведать, доносить и обличать» все злоупотребления, как высших, так и низших чиновников, преследовать казнокрадство, взяточничество, принимать доносы от частных лиц. Во главе фискалов стоял обер-фискал, назначавшийся царем и ему подчинявшийся. Обер-фискал входил в состав Сената и поддерживал связь с подчиненными фискалами через фискальный стол канцелярии Сената. Доносы рассматривала и ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата - особое судебное присутствие из четырёх судей и двух сенаторов (существовала в 1712-1719 гг.).

В 1719-1723 гг. фискалы подчинялись Юстиц-коллегии, с учреждением в январе 1722 г. должности генерал-прокурора были поднадзорны ему. C 1723 г. главным фискалом стал генерал-фискал, назначаемый государем, его помощником - обер-фискал, назначаемый Сенатом. В связи с этим фискальская служба вышла из подчинения Юстиц-коллегии и вновь обрела ведомственную самостоятельность. Вертикаль фискального контроля была доведена до уровня города.

Генеральный регламент

Генеральный регламент («Генеральный регламент или устав, по которому государственные коллегии, також и все оных принадлежащих к ним канцелярий и контор служители, не токмо во внешних и внутренних учреждениях, но и во отправлении своего чина, подданнейше поступать имеют» ) - устав государственной гражданской службы в России XVIII -XIX веков , изданный 28 февраля 1720 года . Составлен при участии Петра I .

Генеральный регламент ввёл систему делопроизводства , получившую название «коллежской» по названию учреждений нового типа - коллегий . Доминирующее значение в этих учреждениях получил коллегиальный способ принятия решений присутствием коллегии, в состав которого входили президент, вице-президент, члены коллегий, секретарь, нотариус, переводчик и др. Генеральный регламент определял порядок обсуждения дел в коллегиях, организацию делопроизводства, взаимоотношения коллегий с Сенатом и местными органами власти. Генеральный регламент утратил значение с изданием Свода законов Российской империи в 1833 году .

История создания

Составление Генерального регламента было положено на основании шведского устава указом от 28 апреля 1718 году . Сам текст указа был разослан президентам только трёх коллегий: Камер-коллегии , Ревизион-коллегии и военной .

Указом 11 июня 1718 года было велено во всех коллегиях произвести сводку норм шведского регламента с русскими нормами и представить в Правительствующий сенат рапорты, о выявленных разногласиях.

В начале 1719 года регламент был прослушан в Сенате, но подписан Петром только в следующем году (28 февраля 1720 года), и в марте была начата рассылка печатных экземпляров регламента по коллегиям.

Генеральному регламенту противопоставлялись регламенты специальные (партикулярные), о которых не раз упоминается в самом Генеральном регламенте. Такие специальные регламенты были изданы не для всех коллегий: известны регламенты Штаатс-контор-коллегии (февраль 1719 года), Коммерц-коллегии (марта 1719 года и января 1724 года), Камер-коллегии (декабря 1719 года), Мануфактур-коллегии (декабрь 1723 года) и Адмиралтейской коллегии (апрель 1722 и октябрь 1723 года). Действие Генерального регламента было подтверждено в марте 1724 года особым указом.

Генеральный регламент состоял из небольшого введения и 56 глав. К нему было также приложено толкование иностранных слов, в него вошедших.

Ссылки

Категории:

  • История XVIII века
  • Государственное устройство Российской империи
  • Источники права в Российской империи
  • Государственная служба
  • Пётр I

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Генеральный регламент" в других словарях:

    Юридический словарь

    Российский законодательный акт, устав государственной гражданской службы в 18 нач. 19 вв. Издан Петром I в 1720. Устанавливал обязанности должностных лиц коллегий, порядок обсуждения дел в них … Большой Энциклопедический словарь

    ГЕНЕРАЛЬНЫЙ РЕГЛАМЕНТ, законодательный акт, устав государственной гражданской службы в 18 начале 19 вв. Издан 28.2.1720 (составлен при личном участии царя Петра I). Устанавливал обязанности должностных лиц коллегий, порядок обсуждения дел в них.… … Русская история

    Российский законодательный акт, устав государственной гражданской службы в 18 нач. 19 вв. Издан Петром I в 1720. Устанавливал обязанности должностных лиц коллегий, порядок обсуждения дел в них. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф… … Политология. Словарь.

    Генеральный регламент - (государственных коллегий) в XVIII начале XIX в. в России законодательный акт, устав гос ной гражданской службы. Издан 28.02.1720 г. при участии Петра I. Устанавливал обязанности должностных лиц коллегий: президента, вице президента, членов… … Энциклопедия права

    Российский законодательный акт, устав государственной гражданской службы в XVIII начале XIX вв. Издан Петром I в 1720. Устанавливал обязанности должностных лиц коллегий, порядок обсуждения дел в них. * * * ГЕНЕРАЛЬНЫЙ РЕГЛАМЕНТ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ… … Энциклопедический словарь

    Устав, изд. 28 февраля 1720г. (Полное Собр. Зак., т. VI, № 3534), по которому государственные коллегии, тако ж и все оных принадлежащих к ним канцелярий и контор служители, не токмо во внешних и внутренних учреждениях, но и во отправлении своего… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Устав государственной гражданской службы в 18 19 вв. в России. Составлен с участием Петра I, издан 28 февраля 1720. Г. р. устанавливал обязанности должностных лиц коллегий: президента, вице президента, членов коллегий, секретаря,… … Большая советская энциклопедия

    Устав гос. гражд. службы в 18 19 вв. в России. Издан 28 февр. 1720, в составлении Г. р. участвовал Петр I. Состоял из введения и 56 глав. Регламентировал обязанности должностных лиц коллегий: президента, вице президента, членов коллегий, а также… … Советская историческая энциклопедия

    генеральный регламент - устав государственной гражданской службы в XVII1 XIX вв. в России. Издан в 1720 г. Устанавливал обязанности должностных лиц коллегий, определял порядок обсуждения дел в коллегиях, организацию делопроизводства, взаимоотношения коллегий с Сенатом и … Большой юридический словарь

Книги

  • Генеральный регламент , . Генеральный регламент или Устав, его императорскаго величества по которому государственныя коллегии, також и все оных принадлежащих к ним канцелярей и кантор служители, нетокмо во внешних и…


Просмотров