Генеральный регламент 1720 г. Генеральный регламент. Вопросы и задания

Понеже его царское величество <…> по примерам других христианских областей, всемилостивейшее намерение восприятии изволил, ради порядочного управления государственных своих дел, и исправного определения и исчисления своих приходов, и поправления полезной юстиции и полиции (то есть в расправе судной и гражданстве), такожде ради возможного охранения своих подданных и содержания своих морских и сухопутных войск в добром состоянии, також коммерций, художеств и мануфактур, и доброго учреждения своих морских и земских пошлин, и ради умножения и приращения рудокопных заводов, и прочих государственных нужд, следующие к тому потребные и надлежащие Государственные Коллегии учредить. А именно: Иностранных дел, Камор, Юстиц, Ревизион, Воинская, Адмиралтейская, Коммерц, Штатс-контор, Берг и Мануфактур Коллегии.

И в оной президентов, вице-президентов и прочих принадлежащих к тому членов и канцелярных и конторных служителей, а более из собственных подданных определить, такожде и потребные канцелярии и конторы при том же учредить. Того ради е. ц. в, запотребно разсудить изволил всем вышеписанных Государственных Коллегиях обретающимся высоким и нижним служителям обще, и каждому особо, сим Генеральным регламентом в известие, и вместо генеральной инструкции (наказа) <…> объявить.

Хрестоматия по истории России / Авт.-сост.

А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева,

Т.А. Сивохина. М., 2004. С. 172-173.

Эпоха Петра I отмечена бурным реформаторством всех сфер жизни российского общества. Естественно, управление государством не могло остаться в стороне от этого процесса.

При анализе документа следует помнить, что регламенты являются источниками законодательного характера. Они определяли общую структуру, статус и направление деятельности отдельных государственных учреждений. Эта форма нормативного акта была особенно распространена в период правления Петра I, когда создавалась новая система государственных учреждений. С 1711 по 1721 гг. возникло несколько регламентов, в том числе Генеральный (определявший структуру, штаты, права и обязанности должностных лиц, общий порядок работы коллегиального учреждения и его делопроизводство).

Особо следует остановиться на появлении коллегиальной системы. Первые органы управления с разграничением их полномочий – приказы – появились в России еще при Иване Грозном, в период реформ Избранной Рады. Однако в их деятельности было множество недостатков, да и сама структура не отвечала требованиям нового времени. Поэтому появилась необходимость в новых органах управления.

Данный анализ будет неполным без учета следующего факта: в 1721 году были образованы Духовная коллегия (Святейший Синод), Вотчинная коллегия, Главный магистрат. В 1722 году при Сенате появилась должность генерал-прокурора, а в коллегиях – прокуроров, которые осуществляли надзор за Сенатом и коллегиями. Коллегиальная система более строго распределяла обязанности между центральными ведомствами, чем приказная. Решения принимались большинством голосов членов коллегии в составе ее президента, четырех советников и четырех асессоров. Коллегиям подчинялись губернская, провинциальная и уездная администрации. Жизнеспособность этой системы подтверждает тот факт, что после Петра I эта сфера в дореволюционной России подвергалась масштабному реформированию только при Александре I, когда коллегии были заменены министерствами. Вплоть до издания в 1832 г. «Свода законов Российской империи» органы управления руководствовались в своей работе Генеральным регламентом 1720 г.

Сделайте вывод о достоинствах и недостатках системы государственного управления, созданной в XVIII веке.

Вопросы и задания

1. Какими сферами ведали учрежденные Петром I коллегии? Пользуясь справочными изданиями, определите назначение Камор, Ревизион, Штатс – контор, Берг коллегий. Что означало создание Святейшего Синода?

2. Как вы считаете, повлиял ли на этот шаг Петра Великого пример западных держав?

3. Опираясь на полученные знания, составьте схему управления Российской империей в первой четверти XVIII века. Выделите значение Генерального регламента Петра I.

Литература

Алексеева Е.В. Использование европейского опыта управления государством при Петре I // Вопросы истории. 2006. № 2.

Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII в. СПб., 1997.

Водарский Я.Е. Петр I // Вопросы истории. 1993. № 6.

История государственного управления в России. М., 2002.

Каменский А.Б. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация. М., 1999.

С развитием и укреплением государственности в Российской империи необходимо было создать четкую структуру государственного управления, которое должно было базироваться на единых принципах делопроизводства. Петр Первый как царь-реформатор просто не мог не создать такого документа, как Генеральный регламент.

Как создавался документ?

Определенная безусловно, существовала и до введения Генерального регламента в действие. Как гласят многие источники, в начале 18 века в Российской империи существовали коллегии по различным направлениям государственной политики. Проблема состояла в том, что четко не были определены полномочия должностных лиц данных государственных органов.

Генеральный регламент Петра 1 базировался на основе принципов организации государственной власти, которые действовали в передовых на тот момент странах Европы. Например, в Швеции в 1718 году был принят устав, который послужил для царя Петра образцом. Но автоматически подстраивать нормы шведского под российскую жизнь царь не решился, поэтому 11 июня 1718 года был издан указ, согласно которому необходимо было сопоставить нормы шведского делопроизводства и законодательства с российскими по всем аспектам государственного управления. Такое задание получили 3 основные военное управление и ревизион-коллегия. В 1719 году проект документа был уже готов. Прежде чем попасть на подпись к императору, проект должен был утвердить сенат. Этот этап в принятии важного для Российской империи документа был пройден достаточно быстро, а вот с подписанием у царя и, соответственно, получением юридической силы возникла странная заминка. Царь подписал его только спустя год после принятия в Сенате.

Структура документа

Отметим, что структура и суть норм, заложенных в тексте устава, соответствовали передовым на тот момент нормам права. Важной частью текста была преамбула, в которой указывались причины принятия и задачи, которые должны быть решены вследствие принятия данного документа. Генеральный регламент 1720 года состоял из 56 глав, которые были примерно одинаковы по размеру. Текст каждой главы нес достаточно большую смысловую нагрузку, был очень конкретным и четко решал суть вопроса, который был важен для эффективности государственного управления.

Генеральный регламент и его задачи

Как уже мы отмечали, в преамбуле были отмечены определенные задачи, которые должно было решить принятие документа. Приведем перечень этих вопросов:

  • четкое делами;
  • систематизация государственных доходов;
  • четкая работа органов юстиции и российской полиции;
  • защита прав законопослушных граждан.

Как понимать суть этих заданий? Именно во время правления Петра Россия стала более современным государством. После своих поездок по Европе царь понял, что государственное управление - это то дело, в котором должны быть четкость и порядок. Системность в управлении страной нужна для того, чтобы власть знала обо всех процессах, которые происходят в обществе, во избежание неожиданных поворотов событий.

Суть основных положений регламента

Глава 1 установила, что все члены коллегий должны при вступлении в должность принимать присягу на верность государству. Нормами главы 2 устанавливалась шестидневная Также регламентирвалась длительность рабочего дня. Если член коллегии покинет свое на час раньше окончания рабочего дня, то он может быть лишен зарплаты на неделю. Прослеживается порядок взаимодействия коллегий, как фактических с Сенатом (законодательная власть). Президенты коллегий каждый четверг приезжали на заседание Сената, где отчитывались о работе и получали задания.

Как проходили заседания? Обязательно велся протокол, в котором отмечались все вопросы и предложения, которые коллегия рассматривала. За ведение протокола отвечал нотариус. Принцип коллегиальности при вынесении решений предусматривал присутствие на собрании коллегии всех или большинства членов.

Коллегия также имела связь с органами, которые находились в регионах. Генеральный регламент (год принятия 1720) утвердил безоплатность почтовой пересылки корреспонденции от коллегии в адрес губернаторств и воеводств, а также в обратном направлении. Другой связи между центральными и местными органами власти на тот момент быть не могло, потому что даже телефон появился ближе к концу 19 века.

Добавим, что в тексте документа речь идет о полномочиях различных должностей в коллегиях, о порядке предоставления отпусков и правилах ведения деловодства в органах государственной власти.

Заключение

Генеральный регламент - это важный документальный источник по Утратил свою юридическую силу в 1833 году после принятия Свода законов Российской империи.

Генеральный регламент

Генеральный регламент («Генеральный регламент или устав, по которому государственные коллегии, також и все оных принадлежащих к ним канцелярий и контор служители, не токмо во внешних и внутренних учреждениях, но и во отправлении своего чина, подданнейше поступать имеют» ) - устав государственной гражданской службы в России XVIII -XIX веков , изданный 28 февраля 1720 года . Составлен при участии Петра I .

Генеральный регламент ввёл систему делопроизводства , получившую название «коллежской» по названию учреждений нового типа - коллегий . Доминирующее значение в этих учреждениях получил коллегиальный способ принятия решений присутствием коллегии, в состав которого входили президент, вице-президент, члены коллегий, секретарь, нотариус, переводчик и др. Генеральный регламент определял порядок обсуждения дел в коллегиях, организацию делопроизводства, взаимоотношения коллегий с Сенатом и местными органами власти. Генеральный регламент утратил значение с изданием Свода законов Российской империи в 1833 году .

История создания

Составление Генерального регламента было положено на основании шведского устава указом от 28 апреля 1718 году . Сам текст указа был разослан президентам только трёх коллегий: Камер-коллегии , Ревизион-коллегии и военной .

Указом 11 июня 1718 года было велено во всех коллегиях произвести сводку норм шведского регламента с русскими нормами и представить в Правительствующий сенат рапорты, о выявленных разногласиях.

В начале 1719 года регламент был прослушан в Сенате, но подписан Петром только в следующем году (28 февраля 1720 года), и в марте была начата рассылка печатных экземпляров регламента по коллегиям.

Генеральному регламенту противопоставлялись регламенты специальные (партикулярные), о которых не раз упоминается в самом Генеральном регламенте. Такие специальные регламенты были изданы не для всех коллегий: известны регламенты Штаатс-контор-коллегии (февраль 1719 года), Коммерц-коллегии (марта 1719 года и января 1724 года), Камер-коллегии (декабря 1719 года), Мануфактур-коллегии (декабрь 1723 года) и Адмиралтейской коллегии (апрель 1722 и октябрь 1723 года). Действие Генерального регламента было подтверждено в марте 1724 года особым указом.

Генеральный регламент состоял из небольшого введения и 56 глав. К нему было также приложено толкование иностранных слов, в него вошедших.

Ссылки

Категории:

  • История XVIII века
  • Государственное устройство Российской империи
  • Источники права в Российской империи
  • Государственная служба
  • Пётр I

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Генеральный регламент" в других словарях:

    Юридический словарь

    Российский законодательный акт, устав государственной гражданской службы в 18 нач. 19 вв. Издан Петром I в 1720. Устанавливал обязанности должностных лиц коллегий, порядок обсуждения дел в них … Большой Энциклопедический словарь

    ГЕНЕРАЛЬНЫЙ РЕГЛАМЕНТ, законодательный акт, устав государственной гражданской службы в 18 начале 19 вв. Издан 28.2.1720 (составлен при личном участии царя Петра I). Устанавливал обязанности должностных лиц коллегий, порядок обсуждения дел в них.… … Русская история

    Российский законодательный акт, устав государственной гражданской службы в 18 нач. 19 вв. Издан Петром I в 1720. Устанавливал обязанности должностных лиц коллегий, порядок обсуждения дел в них. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф… … Политология. Словарь.

    Генеральный регламент - (государственных коллегий) в XVIII начале XIX в. в России законодательный акт, устав гос ной гражданской службы. Издан 28.02.1720 г. при участии Петра I. Устанавливал обязанности должностных лиц коллегий: президента, вице президента, членов… … Энциклопедия права

    Российский законодательный акт, устав государственной гражданской службы в XVIII начале XIX вв. Издан Петром I в 1720. Устанавливал обязанности должностных лиц коллегий, порядок обсуждения дел в них. * * * ГЕНЕРАЛЬНЫЙ РЕГЛАМЕНТ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ… … Энциклопедический словарь

    Устав, изд. 28 февраля 1720г. (Полное Собр. Зак., т. VI, № 3534), по которому государственные коллегии, тако ж и все оных принадлежащих к ним канцелярий и контор служители, не токмо во внешних и внутренних учреждениях, но и во отправлении своего… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Устав государственной гражданской службы в 18 19 вв. в России. Составлен с участием Петра I, издан 28 февраля 1720. Г. р. устанавливал обязанности должностных лиц коллегий: президента, вице президента, членов коллегий, секретаря,… … Большая советская энциклопедия

    Устав гос. гражд. службы в 18 19 вв. в России. Издан 28 февр. 1720, в составлении Г. р. участвовал Петр I. Состоял из введения и 56 глав. Регламентировал обязанности должностных лиц коллегий: президента, вице президента, членов коллегий, а также… … Советская историческая энциклопедия

    генеральный регламент - устав государственной гражданской службы в XVII1 XIX вв. в России. Издан в 1720 г. Устанавливал обязанности должностных лиц коллегий, определял порядок обсуждения дел в коллегиях, организацию делопроизводства, взаимоотношения коллегий с Сенатом и … Большой юридический словарь

Книги

  • Генеральный регламент , . Генеральный регламент или Устав, его императорскаго величества по которому государственныя коллегии, також и все оных принадлежащих к ним канцелярей и кантор служители, нетокмо во внешних и…
сообщить о неприемлемом содержимом

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Петр I
Генеральный регламент
1720 г.

Понеже Е.Ц.В. всемилостивейший наш государь, по примерам других христианских областей, всемилостивейшее намерение восприяти изволил, ради порядочного управления и исчисления своих приходов и поправления полезности юстиции и полиции (то есть росправе судной и гражданстве), тако же ради возможного охранения своих верных подданных и содержания своих морских и сухопутных войск в добром состоянии, також коммерции, художеств и мануфактур и доброго учреждения своих морских и земских пошлин и ради умножения и приращения рудокопных заводов и прочих государственных нужд, следующия к тому потребныя и надлежащия Государственные коллегии учредил. <…>

И во оных президентов, вице-президентов и прочих принадлежащих к тому членов и канцеляристов и конторских служителей, а более из своих собственных подданных определил, такожде и потребные канцелярии и канторы при том учредить.

Того ради Е.Ц.В. за потребно рассудить изволил, всем в вышеписанных Государственных Коллегиях обретающимся вышним и нижним служителям обще и каждому особо сим Генеральным Регламентом во известие <…> всемилостивейшее свое повеление в нижеписанных пунктах объявить.

Глава первая
О присяжной должности

Государственных Коллегиев члены, також и прочии чины гражданския, обще и каждый особо, имеют паче все Е.Ц.В. и Е.В. государыне царице и высоким наследникам верные, честные и добрые слуги быть, пользу и благополучие их, всяким образом и по вси возможности искать и споспешествовать, убыток вперед и опасность отвращать и благовременно о том объявлять, как сие честным людем и подданным Е.Ц.В. пристойно и принадлежит. <…>

Глава вторая
О преимуществе коллегии

1. Понеже все Государственные Коллегии токмо под Е.Ц.В. особливым, також и Правительствующего Сената указами обретаютца, буде же Сенат о каком деле что повелит, а коллегиум усмотрит, что Е.В. указам и высокому интересу противно, то Государственному Коллегию не должно того вскоре исполнять, но иметь в Сенате о том надлежащее письменное предположение учинить.

2. И ежели Сенат, невзирая на оное, при прежнем своем определении пребудет, то Сенат в том ответ давать повинен.

3. А Коллегиум по письменному указу сенатскому исполнять и потом Е.Ц.В. об этом донести должен.

4. А ежели не известит, то Коллегиум вся подвержена будет тому наказанию, по силе вреды.

5. Того ради изволяет Е.Ц.В. всякие свои указы в Сенат и в Коллегии, також и из Сената в коллегии ж отправлять письменно, ибо как в Сенате, так и в Коллегиях словесные указы никогда отправляемы быти не надлежит.

Глава третья
О назначенных к сидению днях и часах

1. Коллегиям сидение свое иметь во всякой недели, кроме воскресных дней и господских праздников и государственных ангелов, в понедельник, во вторник, в среду, в пятницу, а в четверг обыкновенно президентом в сенатскую палату съезжаться, в самые кратчайшие дни в 6 часу, а в долгие в 8 часу; и быть по 5 часов.

2. А ежели важные дела случатца, которые умедлены быть не имеют, но вскоре окончаны, то долженствует, по изобретению дел и обстоятельств, или всему коллегию или некоторым членам, по определению от Коллегии, не смотря на помянутые время и часы, съезжатца и те дела отправлять. <…>

Глава четвертая
О исполнении указов

1. Всякой президент должен все указы Е.В. и Сенату, которые надлежат быть письменные, а не словесные, неотложно исполнять.

2. И оным две записки иметь, которые вершены и действом исполнены, а которые не вершены или вершины, а действом не исполнены, тем держать роспись на столе, дабы непрестанно в памяти было.

Толкование

3. Дела разумеются, о которых надлежит письменный указ, те, которые в действо производит, а не те, которые к сочинению действа надлежать, например, надлежит собрать деньги или правиант, тогда и словами приказать мочно, чтоб о том советовали, как то чинить, но когда положат, тогда доложить, так ли быть, и, когда опробуется, тогда не производить в дело без письменного указу.

4. И чтоб, как возможно, оные скорее исполнять, а имянно, не более недели времяни, ежели скорее нельзя.

5. Буде же которые государственные дела будут требовать справок с губерниями и с провинциями, давать срок до губернии и провинции на проезд в один путь на сто верст по два дни, а на возвращение по том ж.

6. А в губерниях и провинциях во оных исправлятца, не отлагая ни за чем ни малого времени, как скоро возможно. А более месяца отнюдь не продолжать. <…>

10. Ежели далее всего положенного срока кто без законной причины волочить станет, то наказан будет за каждой день по тридцати рублев, ежели убытку от того кому не учинилось. А ежели убыток учинился, то оной вдвое доправить, в первой и в другой раз, а в третей, яко преслушатель указа, наказан быть имеет.


Публ. по: Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I. Т. 1. М.; Л., 1945. С. 483–490.

Появились наряду со старыми новые виды документов

Вводились «регистратуры» –

Реквизиты

Столбцы отменяются:

ОРсД .

канцелярией

поверстные

прокурорский надзор – вводилась должность прокурора коллегии Дела распределялись архивное хранение

виды документов : указы – нисходящий; рапорты, доношения – восходящий; предложения, сообщения – горизонтальный потоки. Вместо челобитных вводились прошения

⇐ Предыдущая123456Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 682 | Нарушение авторского права страницы

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 14Следующая ⇒

В результате административных реформ Петра I были созданы учреждения бюрократического типа и сложилась новая система учреждений: Сенат, Синод, Кабинет и коллегии (в центре), губернатор, воевода, комиссары и другие органы (на местах). Всего за 1718-1720гг. вместо упраздненных приказов было создано 12 коллегий: Иностранных дел, Военная, Адмиралтейская, Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Ревизион-коллегия, Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия, Коммерц-коллегия, Юстиц-коллегия, Вотчинная и Главный магистрат. Для новых учреждений были разработаны регламенты, определяющие их состав, организацию, компетенцию и порядок делопроизводства.

В 1699 г. Петр I ввел в обращение гербовую бумагу, в 1700 г издал указы об отмене столбцовой формы документа и всеобщем переходе к тетрадной форме (листовой и книжной).

Тетради обычно состояли из четырех листов бумаги, сложенных пополам и сшитых нитками, и не имели переплета. Несколько тетрадей, сшитых вместе и заключенных в переплет, составляли книгу. Первоначально каждая коллегия руководствовалась своим регламентом, затем законодательной основой деятельности учреждений стал «Генеральный регламент», утвержденный Петром I 28 февраля 1720 г. Генеральный регламент ввел систему делопроизводства, получившую название «коллежской», поскольку доминирующим в новых учреждениях стал коллегиальный способ принятия решений присутствием коллегии, в состав которой входили президент, вице-президент, два-три советника и асессоры. Этой форме принятия решений Петр I уделял особое внимание, отмечая, что «все лучшее устроение через советы бывает» (Генеральный регламент, гл. 2 «О преимуществе коллегий»).

Генеральный регламент окончательно ограждает присутствие как орган, принимающий решения, от делопроизводственной деятельности, которая становится обязанностью канцелярии. Глава канцелярии - секретарь - составлял самые важные бумаги и нес ответственность за организацию делопроизводства коллегии, подготовку дел к слушанию, докладывание дел на заседании коллегии, ведение справочной работы по делам, оформление решений и контроль за их исполнением, хранение печати коллегии. В состав канцелярии входили также нотариус, регистратор, актуариус, канцеляристы, копиисты, переводчики, толмачи (для устного перевода) и вахмистр (сторож для охраны).

Генеральный регламент устанавливал последовательность рассмотрения дел: в первую очередь рассматривались государственные дела, затем - частные. На решение государственных дел отводилась неделя, частные дела по жалобам должны были решаться в течение шести месяцев. Первоначально эти сроки выдерживались, однако позже они перестали выдерживаться из-за накопления большого количества нерешенных дел - сенатское и коллежское делопроизводство отмечалось чрезвычайной медлительностью. Некоторые сенатские дела, особенно судебные, тянулись годами, и не каждый из участников доживал до разрешения спора.

Наиболее тщательно в Генеральном регламенте были проработаны вопросы регистрации документов, правильное ведение которой обеспечивало сохранность документов, быстрое их нахождение, контроль за движением документов и их исполнением. Детально были проработаны и вопросы документирования и движения дел (документооборота). Новшеством было введение подписи руководителя присутственного места на документе и членов коллегии, принимавших участие в решении вопроса. Петр I впервые стал лично подписывать издаваемые им указы.

Канцелярская работа распределялась между служащими, и обязанность каждого была определена регламентом.

Так, нотариус вел протоколы по делам, решавшимся в коллегии. Каждый день на особом листе он записывал дела, какие докладывались присутствию, и составлял по ним решение. По окончании месяца листы переписывались набело и переплетались. Нотариус вел реестр нерешенных дел, а секретарь отмечал, у кого находится в производстве каждое дело. Реестр постоянно находился на столе присутствия, чтобы члены коллегии могли видеть, сколько у них нерешенных дел. Актуариус вел общий журнал всех входящих бумаг, хранил у себя бумаги, отвечал за их сохранность и заведовал канцелярскими принадлежностями.

В ведении регистратора находились журнал и четыре регистрационных книги. В журнал в течение года регистратор кратко записывал содержание всех дел, решенных в коллегии (записи располагались по алфавиту с указанием, куда и когда послано дело); он же вел регистрационные книги («регистратуры») А, В, С и D. Книги А и В были предназначены для регистрации исходящих документов, С и D — для регистрации входящих. Коллежская система делопроизводства предусматривала регистрацию документов не только в течение всего процесса производства дела, но и после - в архиве. Если в приказах на поступивших документах дьяк проставлял дату поступления, то в коллегиях наряду с датой появляется и регистрационный номер, соответствовавший номеру записи в регистрационной книге. Книга А использовалась для записи краткого содержания всех документов и докладов, отправленных из коллегии на имя царя или в Сенат; книга В — для записи краткого содержания документов, направленных другим учреждениям и лицам; книга С содержала расположенные в хронологической последовательности краткие выписки из указов и рапортов, полученных в течение года от царя и Сената, с указанием номера присланной бумаги и номера, присвоенного ей в коллегии, а также реестр к ним. Все это по завершении года переплеталось и приобретало форму книги. Книга D содержала краткие выписки из всех полученных от коллегий, губерний и других учреждений и лиц документов, которые группировались по территориальному и хронологическому принципам и по завершении года вместе с реестром переплетались.

Генеральный регламент устанавливал процедуру рассмотрения и решения вопроса: вступление дела, подготовка дела к слушанию (рассмотрению и решению), слушание дела и принятие решения, оформление решения и доведение его до исполнителя, контроль за исполнением решения, хранение дел в архиве.

Все пакеты, адресованные коллегии, сдавались дежурному чиновнику, который расписывался в получении, и, не распечатывая пакеты, передавал их в присутствие.

Указы, присылаемые из Сената, распечатывались в присутствии самим президентом коллегии, а остальные бумаги — старшим членом присутствия. Далее все поступившие бумаги помечались секретарем, который обозначал время их поступления, и сдавались актуариусу для записи в регистрационных книгах. При этом на входящем документе проставлялся регистрационный номер, а в регистрационной книге помечалось, в какой стол передана бумага на исполнение.

Служащим документы передавались под расписку, вносившуюся в так называемую квитанционную книгу. При возвращении дела такие расписки уничтожались, а в книге отмечалось время возвращения дела.

Предварительной подготовкой дела для рассмотрения его в присутствии занимались помощники секретаря и канцеляристы под руководством секретаря. Подготовка дела к докладу включала сбор всех необходимых справок по делу (для этого в другие учреждения направлялись канцелярские запросы) и выписку всех существующих узаконений по данному делу. Результатом этой работы были доклад и краткая записка по делу (экстракт) — изложение существа вопроса, всех обстоятельств дела и законов, в соответствии с которыми должно было решаться дело. Рассмотрение и решение дела велось всеми членами коллегии; докладывал дело секретарь. Решение принималось большинством голосов, причем при равенстве голосов голос председателя имел перевес. Ход обсуждения дела и принятое решение нотариус записывал в протокол («повседневную записку», или журнал). Особое мнение члена коллегии записывалось в протокол. Протоколы подписывали все члены коллегии в день принятия решения. Таким образом, Генеральный регламент предусматривал систематическую запись всего хода обсуждения дел.

После заседания и подписания протокола канцелярия готовила так называемые исполнительные бумаги, которые отсылались на места для исполнения. В Генеральном регламенте подчеркивалось, что при отсылке исполнительных бумаг коллегия должна была оставлять у себя копии.

Коллегии обменивались промемориями, а в подведомственные места направляли указы и получали рапорты.

Все решенные дела сдавались в актохранилища, которые согласно Генеральному регламенту получили европейское наименование - «архивы» и должны были стать обособленными от канцелярии подразделениями для хранения оконченных дел. Заведовал архивом архивариус. По регламенту учреждалось два архива: общий для всех коллегий при Коллегии иностранных дел и финансовый - под наблюдением Ревизион-коллегии. Был определен и срок сдачи дел в архив — через три года по завершении их производства в канцелярии. Дела должны были сдаваться в архив по описи и под расписку. В архиве составлялась опись всех дел по алфавиту («алфавит дел»). Генеральный регламент устанавливал порядок использования печатей. Приложение печати производилось в присутствии двух свидетелей. Стремлением сохранять в тайне государственные дела были продиктованы введение присяги для канцелярских чинов и запрет на хранение служебных документов дома. Особо строго карались подделка документов, их хищение, разглашение тайны голосования, неправильное составление документов, искажение их смысла. Наказания предусматривались весьма строгие: смертная казнь, ссылка на галеры с вырезанием ноздрей, конфискация имущества, денежные штрафы, лишение чина и др.

В коллежском делопроизводстве возникли новые виды документов, а документы приказного делопроизводства получили новые названия, заимствованные в западном делопроизводстве: мемория, промемория, рапорт, протокол, регламент, журнал, инструкция и др.

Существенные изменения претерпевает и форма документов.

Для многих из них разрабатываются «генеральные формуляры» - образцы.

В частности, указом 1723 г. «О форме суда» содержание челобитной предписывалось излагать по пунктам, что облегчало восприятие текста.

В коллежском делопроизводстве выделяется из текста и становится самостоятельным элементом дата документа, которая теперь пишется под текстом с левой стороны листа:

«Октября 17 дня 1723 года».

Самостоятельным элементом формуляра становится и наименование документа; в некоторых случаях к нему примыкает обозначение краткого содержания документа: «Рапорт о получении указа», хотя требование указывать краткое содержание документа (заголовок к тексту) как норма оформляется только в делопроизводстве министерств в XIX в.

Кроме реквизитов, выделившихся из текста, появляется ряд реквизитов, отражающих различные стадии работы над документом: подписи, отметки о согласовании, регистрационные номера, отметка о контроле, отметка о направлении в дело и др.

В целом изменения в организации делопроизводства коллегий привели к значительному увеличению письменной работы.

Даже расширенные по сравнению с приказами штаты канцелярских чиновников не в силах были справиться с обилием дел, что приводило к медлительности делопроизводства и волоките.

Реформа Петра I затронула только центральный уровень государственного управления, почти не отразившись на местных учреждениях. Завершила эту реформу Екатерина II, издавшая 7 ноября 1775 г. «Учреждения для управления губерний". Губернская реформа Екатерины II установила единообразие устройства губерний, разграничив административные, судебные и финансовые учреждения. Реформа затронула и центральные учреждения, сохранив лишь три коллегии - Иностранных дел, Военную и Адмиралтейскую.

Особое значение для организации делопроизводства имела «иерархия властей и мест», установленная «Учреждением для управления губерний» и определившая порядок взаимосвязей высших, центральных и местных учреждений. В соответствии с этим порядком Сенат и коллегии выпускали указы, которые губернатор должен был исполнять, а он, в свою очередь, представлял верховной власти рапорты и доношения. Присутственным учреждениям губернии (Губернскому правлению, палатам гражданского и уголовного суда, Приказу общественного призрения и др.) губернатор давал предложения, получая от них представления. Между собой присутственные места обменивались сообщениями. Губернское правление получало указы от Сената и раздавало указы подчиненным учреждениям и должностным лицам.

Этот иерархический порядок взаимоотношений учреждений сохранялся до 1917 г., в определенной степени он присутствует и в современном делопроизводстве.

Согласно «Учреждению для управления губерний» порядок решения дел был преимущественно коллегиальным: предварительно дело готовилось для обсуждения, затем рассматривалось на заседании присутствия, после чего готовились «исполнительные» бумаги. Штат канцелярских служащих составляли секретари (старшие и младшие), протоколист, регистратор, журналист, канцеляристы, писцы, переводчики и толмачи, архивариус и некоторые другие.

Краткая характеристика приказного, коллежского и исполнительного делопроизводства

Количественный состав служащих зависел от количества дел, но и при большом штате далеко не всегда канцелярии успевали вовремя подготовить дела к рассмотрению. Значительное время отнимала подготовка дела к докладу - наведение справок, переписка с другими учреждениями, отправка запросов на места и др., завершавшаяся составлением докладной записки или выписки. Кроме того, передача дела в вышестоящую инстанцию требовала изложения всего предшествующего делопроизводства в виде пространной записки по делу.

Сложной процедурой было и документирование деятельности самого присутственного места. «Учреждение для управления губерний» вводило для этих целей протокол, или журнал заседания.

Еще более усложнилась система регистрации: каждая передача дела из одного стола в другой, от одного канцелярского служащего другому фиксировалась в реестрах.

Таким образом, ХVIII в. в области делопроизводства характеризовался усилением законодательной регламентации всех сторон деятельности канцелярии и учреждения в целом, формированием и закреплением общих административных начал деятельности учреждений, и прежде всего бюрократического начала.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Читайте также:

Реформами Петра I в начале XVIII века была вызвана к жизни система коллежского делопроизводства. Укрепление государства, усложнение бюрократического механизма, рост численности центрального управленческого аппарата привели к необходимости упорядочения государственного делопроизводства. Основными началами этих реформ было введение более систематического разделения ведомств с более четкой компетенцией, а также коллегиального (совещательного) порядка ведения дел.

Нормативно-методическое регламентирование делопроизводства:

Каждая из 12 созданных Коллегий получила свой регламент ведения дел. В 1720 г. был составлен Генеральный регламент , который определял задачи, функции, структуру и порядок работы созданных коллегий. Генеральный регламент впервые законодательно определял всю систему государственного делопроизводства.

Появились наряду со старыми новые виды документов : указы (нисходящий поток); рапорты (восходящий поток); промемории (горизонтальный поток).

Вводились «регистратуры» – книги регистрации документов для обеспечения сохранности, оперативного ведения справочной работы, контроля за движением документов, их исполнением. «Регистратуры» явились первой примитивной формой классификации документов (входящих, исходящих, вышестоящих органов, прочих).

Реквизиты уточняются и выделяются из текста, занимая определенные места: дата; наименование документа, регистрационные индексы, отметка о контроле, подпись, согласование, отметка о направлении в дело. Подпись теперь ставят члены коллегии и руководитель присутственного места. Петр I сам подписывал Указы, тем самым вводя усиление ответственности должностных лиц (в приказной системе только дьяки заверяли документ).

Столбцы отменяются: основная форма документа – лист и тетрадь.

ОРсД .

В Генеральном регламенте четко и тщательно расписывалась организация работы: как процедуры решения вопросов (дел), так и соответствующие им процедуры организации работы с документами вплоть до организации рабочего места служащих. Делопроизводство рационализировалось, усиливалась ответственность чиновников. Все делопроизводство велось канцелярией , которую возглавлял секретарь. Он отвечал за подготовку дела и доклада к слушанию на заседании Коллегии, за справочную работу, за оформление решений и контроль за их исполнением, хранил печать. Таким образом, возник вид деятельности, который в современном делопроизводстве осуществляет служба ДОУ.

Для решения дел устанавливались определенные сроки: для государственных дел 1 неделя + поверстные для собирания справок (2 дня на 100 верст в один конец); для частных дел – 6 месяцев. Соблюдение сроков исполнения указов государя требовалось категорически (в отдельных случаях — под угрозой смертной казни).

За порядком, законностью дел и исполнением решений устанавливался прокурорский надзор – вводилась должность прокурора коллегии , осуществлявшего контроль за исполнением решений. Дела распределялись между каждым из служащих Устанавливались наказания канцеляристов: штраф, лишение чина, конфискация имущества, галеры, смертная казнь. Было организовано архивное хранение дел при Коллегии иностранных дел (финансовых документов — при Ревизион-коллегии).

В 1722 году Табелью о «рангах» закреплялась государственная служба как профессиональная деятельность, вводились разряды — появился социальный слой чиновников.

При Екатерине II были завершены реформы Петра I на местах: в 1775 г. издан документ «Учреждения для управления губерний». В нем уточнялись виды документов : указы – нисходящий; рапорты, доношения – восходящий; предложения, сообщения – горизонтальный потоки.

Коллежское делопроизводство (XVIII в.)

Вместо челобитных вводились прошения (челобитчиковы) и т.п., а также уточнялись реквизиты и их места : адресат – вдоль верхнего поля, автор под адресатом, наименование [с кратким содержанием], текст, подпись (имя, фамилия, должность, чин); скрепы в правом нижнем углу (имя, фамилия, должность, чин исполнителя) + скрепа секретаря; дата в левом нижнем углу. Резолюция – на лицевой стороне 1-го листа.

Основным недостатком коллежского делопроизводства являлась его громоздкость. В дело, которое шло на решение, формировалось все предшествующее делопроизводство (наследие столбцовой техники) от первого документа до последнего. Каждый предыдущий документ описывался в последующем. Регистрировалась каждая передача дела от одного должностного лица к другому в особых реестрах. Сроки ведения дел затягивались на годы.

Тем не менее, проведенные административные реформы установили в России единообразную систему организационного устройства и делопроизводства государственных учреждений на основе бюрократического централизма, что было законодательно закреплено Генеральным регламентом 1720 года и другими нормативными актами. Основы этой системы делопроизводства просуществовали в России почти два столетия (вплоть до советского периода развития делопроизводства). Достоинством Генерального регламента как нормативного акта являлось то, что в нем определялись операции управленческой деятельности в единстве с их документационным обеспечением.

⇐ Предыдущая123456Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 683 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Существенное упорядочение делопроизводства происходило при Петре I.

1. В результате реформ в государственном управлении сложилась следующая система учреждений: Сенат, Синод, Кабинет и коллегии – в центре, а также губернатор, воевода, комиссары и другие органы – на местах. Сенат – высший орган по делам законодательства и управления. Синод – высший государственный орган по делам православной церкви. Кабинет – сначала личная канцелярия царя, затем управление царской казной и имуществом. Коллегии – центральные учреждения, ведавшие отдельными отраслями государственного управления. За 1718-1720 годы вместо упраздненных приказов было создано 12 коллегий: Иностранных дел, Военная, Адмиралтейская, Камер-коллегия, Штатс-коллегия, Ревизион-коллегия, Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия, Коммерц-коллегия, Юстиц-коллегия, Вотчинная, Главный магистрат. Доминирующее значение в этих учреждениях получил коллегиальный способ принятия решений большинством голосов.

2. В 1720 году Петр I утвердил Генеральный регламент, которым ввел систему «коллежского делопроизводства » по названию новых государственных учреждений — коллегий. Делопроизводство становится на твердую почву закона. При этом вводилось много нового, заимствованного из Западной Европы.

3. Делопроизводство закреплялось за самостоятельным подразделением канцелярией. Ее центральная фигура — секретарь, ответственный за организацию делопроизводства коллегии.

Здесь работали нотариус, регистратор, актуариус (хранение бумаг, заготовление канцелярских принадлежностей), канцеляристы, копиисты, переводчики, толмачи (для устного перевода), вахмистры (охрана). Канцелярские обязанности каждого служащего были строго определены. Генеральный регламент подробно разрабатывал все вопросы деятельности канцелярии и всю процедуру рассмотрения и решения дел: регистрацию документов, вступление дела, подготовку дела к рассмотрению, слушание дела и принятие решения, оформление решения и доведение его до исполнителя, контроль за исполнением решения, передачу дела в архив.

4. В 1699 году в обращение введена гербовая бумага.

5. В 1700 году неудобная для использования столбцовая форма документа заменена на тетрадную и книжную (переплетение вместе нескольких тетрадей).

6. Генеральный регламент ввел подписи руководителя присутственного места на документе и членов коллегии, принимавших участие в решении вопроса. Впервые Петр I стал лично подписывать издаваемые им указы, а главы губернской администрации — доношения в Сенат. До этого подписи на документах ставил дьяк, отвечавший за делопроизводство приказа. Царь и бояре собственноручно подписывали лишь договорные грамоты, заключаемые с другими государствами.

7. Наряду с канцеляриями появились архивы. Архив — организация или ее структурное подразделение, осуществляющее прием и хранение оконченных дел длительного (свыше 10 лет) и бессрочного хранения с целью их использования. Определялись функции новой должности – архивариуса, а также процедура подготовки и сдачи в архив документов, условия их хранения в архиве.

8. Генеральный регламент устанавливал порядок пользования печатями . Приложение печати происходило на наиболее важных документах в присутствии двух свидетелей и принятии присяги о хранении государственной тайны.

9. В делопроизводство, как и в русский язык, проникло в тот период много западноевропейских слов : администратор, актуариус, асессор, аудитор, бухгалтер, губернатор, инспектор, маклер, министр и др. Думы и приказы заменены коллегиями, канцеляриями, конторами, ратушами; отменено звание «боярин». Появились новые документы: векселя, облигации, реляции, мемории, рапорты, журналы, протоколы, корреспонденции, инструкции, резолюции и др.

10. Существенные изменения претерпевает и форма документов. Для многих из них разрабатываются «генеральные формуляры» — образцы, по которым следовало составлять документы; формализуется текст, начинается выделение реквизитов как самостоятельных элементов формуляра.

Реквизит документа — обязательный информационный элемент оформления служебного документа, выполняющий определенную функцию и расположенный в определенном месте документа (дата документа, подпись и др).

11.

Активное сопротивление реформам Петра I со стороны бояр проявилось и в делопроизводстве. С целью изменить старые порядки при Сенате была учреждена должностьэкзекутора – для записи всех исходящих указов в особые книги и контроля за их отправкой и получением ответного рапорта об исполнении указа.

4. Коллежское делопроизводство

За неприсылку в Сенат рапорта полагались штрафы, а 5-месячное промедление влекло лишение имущества и ссылку на галеры.

Было введено строгое наказание за подделку и хищение документов, разглашение тайны голосования, искажение смысла и неверное составление документа — денежные штрафы, конфискация имущества, лишение чина, ссылка на галеры с вырезанием ноздрей, смертная казнь и др.

12. В этот период возникла новая проблема — бюрократическая волокита, неспособность справиться с делами, разбухание канцелярских штатов, обилие дел, усложнение делопроизводства.

13. Реформа Петра I затронула только центральный уровень государственного управления. Завершила ее Екатерина II, издав «Учреждения для управления губерний» (1775 г.). Губернская реформа Екатерины II внесла единообразие в устройство губерний: разграничила места административные, судебные и финансовые, определила иерархический порядок взаимоотношений высших, центральных и местных учреждений. Иерархический порядок взаимоотношений учреждений, определяющий порядок документоведения, присутствует и в современном делопроизводстве.

⇐ Предыдущая123456Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 228 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Генеральный регламент

Устав, изд. 28 февраля 1720г. (Полное Собр. Зак., т. VI, № 3534), по которому «государственные коллегии, тако ж и все оных принадлежащих к ним канцелярий и контор служители, не токмо во внешних и внутренних учреждениях, но и во отправлении своего чина, подданнейше поступать имеют»; состоит из небольшого введения и 56 глав. Составлением генеральный регламент начат был «на основании шведского устава» еще в 1718 г., в силу указа 28 апреля того же года («П. С.

Реферат: Система коллежского делопроизводства

З.», т. V, № 3196), причем сам текст указа разослан был президентам только трех коллегий, именно: Камер-коллегии, Ревизион-коллегии и военной. Указом 11 июня 1718 г. («П. С. З.», т. V, № 3207) велено во всех коллегиях произвести сводку норм шведского регламента с русскими нормами и о разногласиях, имеющих возникнуть по этому вопросу в коллегиях, представить в Правительствующий Сенат рапорты, за подписью президентов и вице-президентов. В начале 1719 г. регламент был прослушан в Сенате, но подписан Петром только в следующем году, и в марте начата была рассылка печатных экземпляров регламента по коллегиям. В Юстиц-коллегию регламента послано было 15 экземпляров при бумаге сенатского обер-секретаря, которой с коллегии требовалось за каждый печатный экземпляр регламента 16 алтын 4 деньги. Коллегия по одному экземпляру регламента послала от себя в надворные суды и вотчинную канцелярию. Воронежский надворный суд донес Юстиц-коллегии в октябре 1721 г. о невозможности ему осуществить на практике XXIII, XXX-XXXIII главы Г. регл., почему «ныне дела в надворном суде исправляются по прежнему российскому обыкновению», а не по новому регламенту. Г. регламенту противополагались регламенты специальные (партикулярные), о которых не раз упоминается в самом Г.

регламенте. Такие особливые регламенты изданы были не для всех коллегий: нам известны регламенты Штаатс-контор-коллегии (февраль 1719 г., «П. С. З.», № 3303), Коммерц-коллегии (марта 1719 г., «П. С. З.»; № 3318 и января 1724 г., № 4453), Камер-коллегии (декабря 1719 г., «Полн. С. З.», № 3466 и № 5739), Мануфактур-коллегии (декабрь 1723 г. «Полн. Собр. Зак.», № 4378) и Адмиралтейской коллегии (апрель 1722 и октябрь 1723 г., «П. С. З.» № 3937 и № 4330). [Ср. регламенты главного магистрата, духовной коллегии и крепостной конторы, в «П. С. З.», №№ 3436, 3438, 3708 и 3718.] Не было издано регламентов Юстиц- и Вотчинной коллегий. хотя последняя еще при жизни Петра I успела представить в Сенат проект такого регламента (в 1723 г.), изданный в «Чтениях Моск. общества истории и древностей». Указом 11 мая 1722 г. повелено было составить такие регламенты «против адмиралтейской коллегии», только где потребно имена переменить, а «анштальт чтоб был весьма сходен во всех порядках, только оставлять в тех коллегиях те дела, где таких нет» («П. С. З.», №№ 4008 и 4125). По формам регламента Адмиралтейской коллегии велено было с 1723 г. «приходные и расходные книги содержать, и денежную казну, и всякие припасы и материалы в приход и в расход записывать и в счетных делах поступать конечно так, как в адмиралтейском регламенте и в приложенных при том регламенте формах положено». Действие Г. регламента подтверждено было в марте 1724 г. особым указом («Полн. Собр. Зак.», № 4482).

К Г. регламенту приложено толкование иностранных слов, в него вошедших.



Просмотров