Гарнизон пожарной охраны. Гарнизоны пожарной охраны Границы местного гарнизона пожарной охраны

Общее.

Горение – это сложный физико-химический процесс взаимодействия горючего вещества и окислителя, характеризующийся самоускоряющимся превращением веществ и сопровождающийся выделением значительного количества тепла и ярким свечением.

Для возникновения и развития процесса горения необходимы следующие компоненты горючее вещество, окислитель и источник зажигания. Для недопущения горения, соответственно, нужно изолировать от зоны горения один из компонентов (что и делают огнетушащие вещества).

Пожар - это неконтролируемое горение, наносящее материальный ущерб, вред здоровью и жизни людей и животных.

Пространство, в котором развивается пожар, условно подразделяется на три зоны: горения, теплового воздействия и задымления .

Зона горения - это часть пространства, в котором протекают процессы термического разложения или испарения горючих веществ и материалов.

Зона теплового воздействия примыкает к границам зоны горения, в ней протекают процессы теплообмена между поверхностью пламени, окружающими предметами.

Зона задымления - это часть пространства, примыкающая к зоне горения и заполненная дымовыми газами.

Огнетушащие вещества по способу тушения:

1. Охлаждающие огнетушащие вещества. Для охлаждения горящих материалов применяются жидкости, обладающие большой теплоемкостью. Для большинства горючих материалов применяется вода (как самый дешевый источник).

Попадая в зону горения, на горящее вещество, вода отнимает от горящих материалов и продуктов горения большое количество теплоты. При этом она частично испаряется и превращается в пар, увеличиваясь в объеме в 1700 раз (из 1 л воды при испарении образуется 1700 л пара), благодаря чему происходит разбавление реагирующих веществ, что само по себе способствует прекращению горения, а также вытеснению воздуха из зоны очага пожара. Вода обладает высокой термической стойкостью. Ее пары только при температуре свыше 1700 °С могут разлагаться на кислород и водород, усложняя тем самым обстановку в зо­не горения. Большинство же горючих материалов горит при температуре, не превышающей 1300–1350 °С и тушение их водой не опасно. Однако металлические магний, цинк, алюминий, титан и его сплавы, термит и электрон при горении создают в зоне горения температуру, превышающую термическую стойкость воды. Тушение их водяными струями недопустимо.

2. Изолирующие огнетушащие вещества. Создание между зоной горения и горючим материалом или воздухом изолирующего слоя из огнетушащих веществ и материалов – распространенный способ тушения пожаров, применяемый пожарными подразделениями. При его реализации применяются самые разнообразные огнетушащие средства, способные на некоторое время изолировать доступ в зону горения либо кислорода воздуха, либо горючих паров и газов.

В практике пожаротушения для этих целей широкое применение нашли:

Жидкие огнетушащие вещества (пена, в некоторых случаях вода и пр.);

Газообразные огнетушащие вещества (продукты взрыва и т. д.);

Негорючие сыпучие материалы (песок, тальк, флюсы, огнетушащие порошки и т. д.);

Твердые листовые материалы (асбестовые, войлочные покрывала и другие негорючие ткани, в некоторых случаях листовое железо).

3. Разбавляющие огнетушащие вещества. Для прекращения горения разбавлением реагирующих веществ применяются такие огнетушащие средства, которые способны разбавить либо горючие пары и газы до негорючих концентраций, либо снизить содержание кислорода воздуха до концентрации, не поддерживающей горения.

Приемы прекращения горения заключаются в том, что огнетушащие средства подаются либо в зону горения или в горящее вещество, либо в воздух, поступающий к зоне горения. Наибольшее распространение они нашли в стационарных установках пожаротушения для относительно замкнутых помещений (трюмы судов, сушильные камеры, испытательные боксы и покрасочные камеры на промпредприятиях и т. д.), а также для тушения горючих жидкостей, пролитых на земле на небольшой площади. Кроме того, разбавление спиртов до 70 % водой – необходимое условие для успешного тушения их в резервуарах воздушно-механической пеной.

Практика показывает, что в качестве разбавляющих огнетушащих средств наибольшее распространение нашли диоксид углерода (углекислый газ). азот, водяной нар и распыленная вода. В гарнизонах, имеющих на вооружении автомобили газоводяного тушения (АГВТ), для целей разбавления концентрации кислорода воз­духа, поступающего к зоне горения, возможно использование газоводяные смеси.

4. Огнетушащие средства химического торможения. Сущность прекращения горения химическим торможением реакции горения заключается в том, что в воздух горящего помещения или непосредственно в зону горения вводятся такие огнетушащие вещества, которые вступают во взаимодействие с активными центрами реакции окисления, образуют с ними либо негорючие, либо менее активные соединения, обрывая тем самым цепную реакцию горения.

Этим требованиям отвечают галоидированные углеводороды – особо активные вещества, тормозящие химическую реакцию горения. Наиболее широкое применение нашли составы на основе брома и фтора. Исследованиями последних лет установлено, что огнетушащие порошки, которые подаются в горящие объемы в виде аэрозоля (т. е. порошок не покрывает горящую поверхность, а облако из него окружает зону горения), прекращают горение также путем химического торможения.

Тушение пожара - это боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожара.

Основной боевой задачей по тушению пожара является достижение локализации и ликвидации пожара в наиболее короткие сроки.

В тушении пожара можно выделить два периода - локализацию и ликвидацию пожара.

Локализация - когда нет угрозы людям и животным, а развитие пожара ограничено и обеспечена возможность его ликвидации имеющимися силами и средствами.

Ликвидация - когда горение прекращено и приняты меры по предотвращению возобновления горения.

Гарнизонная служба пожарной охраны.

Гарнизонная служба пожарной охраны организуется для централизованного и профессионального руководства пожарными подразделениями на территории гарнизона.

Гарнизон пожарной охраны - это совокупность дислоцированных на определенной территории подразделений пожарной охраны, предназначенных для тушения пожаров, противопожарных формирований независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Гарнизоны бывают – местные и территориальные. При чем местные гарнизоны входят в состав территориальных. Так например на территории Оренбургской области дислоцируется Оренбургский гарнизон пожарной охраны. Его начальником является полковник вн. службы Латышев Сергей Анатольевич .

В состав Оренбургского гарнизона входят: Абдулинский, Акбулакский, Бузулукский, Бугурусланский и т.д. гарнизоны. Начальниками этих гарнизонов являются старшие должностные лица гарнизона (в Бугурусланском – Уткин В.Н., в Бузулукском – Калинин А.А.).

Для управления гарнизонной службой создаются нештатные службы гарнизона.

В Бугурусланском гарнизоне этих служб четыре:

Нештатная служба охраны труда (ее начальником является Уткин В.Н.);

Нештатная служба связи (ее начальником является Уткин В.Н.);

Нештатная газодымозащитная служба (ее начальником является Кутафин С.Н.);

К сведению: в Оренбургском территориальном гарнизоне этих служб - 5 (+ нештатная служба управления).

Караульная служба (Приказ МЧС №167)

Караульная служба предназначена для поддержания постоянной готовности дежурных караулов подразделений, к тушению пожаров и проведению АСР.

Для своевременного обеспечения мероприятий , направленных на успешное выполнение задач, возложенных на гарнизон пожарной охраны, а также эффективного применения сил и средств подразделений при тушении пожаров и проведении АСР в гарнизоне пожарной охраны назначаются:

начальник гарнизона пожарной охраны – Уткин В.Н. (в его отсутствие Никитин С.А.);

оперативный дежурный гарнизона пожарной охраны (поочередно Уткин - Никитин);

диспетчер гарнизона пожарной охраны (поочередно радиотелефонисты и подменные радиотелефонисты 25 ПЧ).

Караульная служба осуществляется личным составом караулов подразделений посредством посменного несения дежурства.

Личный состав караула при осуществлении своей деятельности обязан:

добросовестно выполнять служебные обязанности, четко и в срок исполнять приказы и распоряжения руководства подразделения;

совершенствовать профессиональные знания и навыки;

обеспечивать сохранность имущества подразделения;

соблюдать дисциплину, правила внутреннего распорядка дня караула (дежурной смены) и правила ношения установленной формы одежды.

К несению караульной службы не допускаются лица, не прошедшие специальное первоначальное обучение и не сдавшие зачеты по правилам охраны труда, водители пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, не прошедшие обучение на право управления транспортным средством, оборудованным специальными звуковыми и световыми сигналами.

На вооружении караула находится исправная пожарная и аварийно-спасательная техника, пожарный инструмент и аварийно-спасательное оборудование.

При обнаружении неисправностей пожарной и аварийно-спасательной техники, пожарного инструмента и аварийно-спасательного оборудования принимаются меры по их немедленной замене, ремонту неисправной техники, пожарного инструмента и аварийно-спасательного оборудования.

Территориальный и местные гарнизоны пожарной охраны включают подразделения:

Федеральные: 75 пожарных частей и 13 отдельных постов;

Субъектовые: 7 пожарно-спасательных отряда Государственного учреждения г. Москвы «Пожарно-спасательный центр»,

Объектовые ФПС: 32 пожарные части и 19 отдельных постов.

Объектовые ГПС: 20 пожарных частей и 22 отдельных поста.

Итого: 134 пожарных частей, 54 отдельных поста.

Так же в состав гарнизона входят:

- 52 подразделения специальной пожарной охраны, из них 10 ПЧ с выездной пожарной техникой

- 57 ведомственных подразделений пожарной охраны;

- 15 частных пожарных формирований.

На территории города развернуты и функционируют 11 поисково-спасательных отрядов, поисково-спасательная служба ЦРЦ МЧС России и 1 поисково-спасательный водолазный отряд.

На вооружении гарнизона пожарной охраны города Москвы имеется:

451 единица основной и специальной пожарной техники, из которых ежедневно 289 автомобилей находится в боевом расчете, в том числе: 134 автоцистерн, 56 единица высотной техники из них автолестниц длинной 30 метров 22 единицы, длинной 50 метров 14 единиц, коленчатых подъемников высотой 30 метров 5 единиц, высотой 50 метров 6 единиц, телескопических подъемников высотой 60 метров и выше 4 единицы, высотой 90 метров и выше 5 единиц, 11 автомобилей ГДЗС, 70 специализированных отделений, 5 вертолетов, 7 пожарных поездов и 2 пожарных корабля.

Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС) имеет в штате 63 человека, из них: 24 человека инспекторского состава. Оснащен 17 моторными лодками. В зимнее время работает подвижная патрульная группа в составе 6 человек, оснащенная автомобилем повышенной проходимости, надувной лодкой и подвесным мотором.

Московская городская поисково-спасательная служба (МГПСС) включает 23 спасательные станции и 1 поисково-спасательный водолазный отряд. В штатной численности 430 человек. Имеется 107 катеров, из них: 14 хиусов (корабли на воздушной подушке), 31 мотолодка, 107 гребных лодок и 15 автомобилей.

Московской авиационный центр оснащен 5 вертолетами:

КА 32 – 3 шт.

БК 117 – 3 шт.

Ми 26 – 1 шт.

В целом среднесуточный состав боевого расчета пожарных подразделений города Москвы составляют:

Основной состав сил и средств постоянной готовности подсистемы РСЧС составляют службы Центра экстренной медицинской помощи, скорой помощи, ГУП «Мосгаз», ОАО «МОЭК», ГУП «Моссвет» и др. организаций комплекса городского хозяйства, общей численностью 2578 человек и 1263 единицы техники.

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

Основные термины и определения, встречающиеся в области пожарной безопасности (понятийный аппарат)

№ п/п Термин Определение
1. Пожарная безопасность Состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
2. Пожар Неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;
3. Требования пожарной безопасности Специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;
4. Пожарная охрана Совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ
5. Гарнизон пожарной охраны Совокупность расположенных на определенной территории органов управления, подразделений и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ
6. Гарнизонная служба Служба, организуемая в ГПО Москвы для обеспечения готовности подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований к тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ, взаимодействию со службами медицинскими, охраны общественного порядка, аварийными и иными службами жизнеобеспечения города Москвы (далее - службы жизнеобеспечения ).
7. Организация тушения пожаров Совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.
8. Государственный пожарный надзор Осуществляемая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки;
9. Профилактика пожаров Совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий
10. Тушение пожаров Представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.
11. Разведка пожара Разведка представляет собой совокупность мероприятий, проводимых в целях сбора информации о пожаре для оценки обстановки и принятия решений по организации боевых действий. Разведка ведется непрерывно с момента выезда на пожар и до его ликвидации
12. Проведение аварийно- спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной Представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций
13. Локализация пожара Стадия (этап) тушения пожара, на которой отсутствует или ликвидирована угроза людям и (или) животным, прекращено распространение пожара и созданы условия для его ликвидации имеющимися силами и средствами
14. Ликвидация пожара Стадия (этап) тушения пожара, на которой прекращено горение и устранены условия для его самопроизвольного возникновения
15. Основная боевая задача при тушении пожаров
16. Решающее направление Направление действий, на котором использование сил и средств пожарной охраны в данный момент времени обеспечивает наилучшие условия решения основной боевой задачи. Принципы определения решающего направления на пожаре: 1). Опасные факторы пожара угрожают жизни людей и их спасение невозможно без использования технических средств спасения и введения огнетушащих средств - силы и средства сосредоточиваются и вводятся для обеспечения спасательных работ; 2). Создается угроза взрыва и (или) распространения аварийных химических опасных веществ (далее - АХОВ) – силы и средства сосредотачиваются и вводятся в местах, где действия подразделений обеспечат предотвращение взрыва и распространения АХОВ; 3). Горением охвачена часть объекта, и оно распространяется на другие его части или на соседние строения - силы и средства сосредоточиваются и вводятся на участки, где дальнейшее распространение огня может привести к наибольшему ущербу; 4). Горением охвачено отдельно стоящее здание (сооружение) и нет угрозы распространения огня на соседние объекты - основные силы и средства сосредоточиваются и вводятся в местах наиболее интенсивного горения; 5). Горением охвачено здание (сооружение), не представляющее собой ценности, и создалась угроза перехода огня на близко находящиеся объекты - основные силы и средства сосредотачиваются на не горящих зданиях (сооружениях).
17. Тыл на пожаре Силы и средства пожарной охраны, обеспечивающие ведение боевых действий на боевых позициях
18. Безводный участок Участок местности, на котором водоотдача в сети наружного противопожарного водопровода составляет менее 10 литров в секунду или расстояние от места пожара до водоисточника более 500 метров.
19. Разведка пожара Представляет собой совокупность мероприятий, проводимых в целях сбора информации о пожаре для оценки обстановки и принятия решений по организации боевых действий. Разведка ведется непрерывно с момента выезда на пожар и до его ликвидации
20. Боевое развертывание Действия личного состава по приведению прибывших к месту вызова пожарных машин в состояние готовности к выполнению боевых задач по тушению пожаров. Боевое развертывание включает в себя следующие этапы: - подготовку к боевому развертыванию; - предварительное боевое развертывание; - полное боевое развертывание
21. Основная задача при тушении пожаров Спасение людей в случае угрозы их жизни, достижение локализации и ликвидация пожара в сроки и в размерах, определяемых возможностями привлеченных к его тушению сил и средств пожарной охраны
22. Расписание выезда Установленный в соответствии с законодательством и Уставом порядок привлечения сил и средств гарнизона к тушению пожаров в городе или крупном населенном пункте
23. Район выезда подразделений Территория, на которой расписанием выезда предусмотрено первоочередное направление подразделений по вызову на пожар
24. Подрайон выезда пожарной части Территория, в границах которой подразделениями пожарной охраны осуществляется выезд на тушение пожара для оказания помощи другим подразделениям пожарной охраны в соответствии с Расписанием выездов.
25. Номер (ранг) пожара Условный признак сложности пожара, определяющий в расписании выезда необходимый состав сил и средств гарнизона, привлекаемых к тушению пожара
26. Загорание Неконтролируемое горение вне специального очага, без нанесения ущерба
27. Причина пожара (загорания) Явление или обстоятельство, непосредственно обуславливающее возникновение пожара (загорания)
28. Очаг пожара Место первоначального возникновения пожара
29. Возникновение пожара (загорания) Совокупность процессов, приводящих к пожару (загоранию)
30. Опасный фактор пожара Фактор пожара, воздействие которого приводит к травме, отравлению или гибели человека, а также к материальному ущербу
31. Вероятность воздействия опасных факторов пожара Математическая величина возможности воздействия опасных факторов пожара с заранее заданными значениями их параметров
32. Жертва пожара Погибший человек, смерть которого находится в прямой причинной связи с пожаром
33. Огнетушащее вещество Вещество, обладающее физико-химическими свойствами позволяющими создать условия для прекращения горения
34. Противодымная защита Комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на предотвращение воздействия на людей дыма, повышенной температуры и токсичных продуктов горения
35. Противопожарное водоснабжение Комплекс инженерно технических сооружений, предназначенных для забора и транспортирования воды, хранения ее запасов и использования их для пожаротушения
36. Эвакуация людей при пожаре Вынужденный процесс движения людей из зоны, где имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара
37. Спасание людей при пожаре Действия по эвакуации людей, которые не могут самостоятельно покинуть зону, где имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара
38. План эвакуации при пожаре Документ в котором указаны эвакуационные пути и выходы, установлены правила поведения людей, а также порядок и последовательность действий обслуживающего персонала на объекте при возникновении пожара
39. Групповая гибель людей 3 и более человек
40. Групповое травмирование 10 и более человек
41. Крупный пожар Пожар, прямой ущерб от которого составляет 3420 МРОТ и более, с 01.09.05 г. - 800 руб. (2 млн. 736 тыс. 000 руб.)
42. Пожары относящиеся к чрезвычайным ситуациям Число погибших 2 и более человек, число госпитализированных 4 человека и более, прямой материальный ущерб 1500 МРОТ и более (приказ МЧС №329 от 08.07.04 г.)
43. Чрезвычайная ситуация Это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
44. Предупреждение чрезвычайных ситуации Это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
45. Ликвидация чрезвычайных ситуации Это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
46. Авария Чрезвычайное событие техногенного характера, происшедшее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам, либо из-за случайных внешних воздействий, и заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений. ЧС техногенного характера называются те, которые происходят на производственном оборудовании, каких-либо других технических устройствах, сооружениях, а также на транспорте
47. Катастрофа Крупная производственная или транспортная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия
48. Опасное природное явление Стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной среды
49. Стихийное бедствие Катастрофическое природное явление (или процесс), которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия
50. РСЧС Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
51. МГСЧС Московская городская территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Органы управления, органы государственного пожарного надзора, подразделения, организации и учреждения независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ (далее - подразделения пожарной охраны), расположенные постоянно или временно на территории с установленными границами либо в одном населенном пункте или в нескольких близлежащих населенных пунктах, объединяются в пожарно-спасательные гарнизоны.

Пожарно-спасательные гарнизоны подразделяются на территориальные и местные. Местные пожарно-спасательные гарнизоны входят в состав территориального пожарно-спасательного гарнизона.

В территориальные пожарно-спасательные гарнизоны объединяются подразделения пожарной охраны, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации.

В местные пожарно-спасательные гарнизоны объединяются подразделения пожарной охраны, расположенные на территориях городского или сельского поселения, одного или нескольких граничащих между собой муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения.

Информационное обеспечение деятельности пожарно-спасательных гарнизонов осуществляют соответствующие центры управления в кризисных ситуациях.

Начальниками пожарно-спасательных гарнизонов по должности являются:

территориального пожарно-спасательного гарнизона - руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - органа, уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации;

местного пожарно-спасательного гарнизона - начальник пожарно-спасательного подразделения федеральной противопожарной службы, дислоцированного на территории муниципального образования, а при отсутствии пожарно-спасательного подразделения федеральной противопожарной службы - сотрудник органа государственного пожарного надзора, допущенный в установленном порядке к руководству тушением пожаров.

Перечень территориальных пожарно-спасательных гарнизонов утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, по представлениям руководителей территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Перечень местных пожарно-спасательных гарнизонов утверждается руководителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - органа, уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации.

В пожарно-спасательном гарнизоне организуются гарнизонная и караульная службы. Порядок организации и осуществления гарнизонной и караульной служб, а также полномочия начальника пожарно-спасательного гарнизона по выполнению задач гарнизонной и караульной служб устанавливаются нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

Гарнизон пожарной охраны - это комплекс разных ведомств, расположенных в пределах одной территории, отвечающих за пожарную безопасность на ней. В их перечень входят следующие структуры: управленческие органы; отделения пожарной охраны; специализированные технические подразделения; профильные образовательные учреждения.

При этом не имеют значения их форматы собственности.

Вопрос по формированию

Гарнизон пожарной охраны (ГПО) - это специальное формирование, устраиваемое на таких территориях:

  1. Субъект страны (край, область и т.д.).
  2. Город.
  3. Село.

Гарнизоны п.2 и п.3 включаются в состав ГПО определенного субъекта. Пределы территориального гарнизона обозначаются по приказу руководителя управленческого органа в данном субъекте.

Управленческий вопрос

Оперативное управление ГПО осуществляется нештатными специальными структурами. А ими, в свою очередь, руководят должностные персоны, назначаемые специальными приказами сверху.

В гарнизонах, действующих в определенных местностях и территориях, функционируют структуры таких профилей:

  • управленческого;
  • оборонительного;
  • технического;
  • связного.

О потенциале ГПО

Каждый гарнизон оснащается максимально возможно для оперативного реагирования и борьбы с пламенем. Его сотрудники должны обладать солидной квалификацией. Это все потенциал этой организации. Иначе говоря - силы и средства гарнизона пожарной охраны.

При более детальном разборе это:

  1. Личный штат данного гарнизона.
  2. Техника для спасательных операций.
  3. Устройства для связи и контроля.
  4. Вещества для тушения пламени.
  5. Прочие техсредства, входящие в арсенал этого ведомства.

Под силами гарнизона пожарной охраны понимаются все его сотрудники, реализующие свои функции:

  • гарант необходимой безопасности;
  • налаженная связь и координирование;
  • разные техники и ремонтники.

Документационная основа

Гарнизон пожарной охраны - это организация, чья работа узаконена специальной документацией. Это главный оперативный документ - график выезда для устранения огня и спасательных действий. Согласно ему формируется алгоритм быстрого и налаженного распределения потенциала ГПО в зонах пожаров. Также документ определяет, какие средства направляются на определенный вызов.

В сельском районе аналогом этого документа является план включения сил и средств.

Также в графике выезда значатся отделения добровольного пожарного ведомства. Его еще именуют народным. Его отделы включены в состав ГПО.

О руководстве

Начальник гарнизона пожарной охраны - это высшая должность в данном ведомстве. Он ответственен за функциональность его службы. Под его контролем находятся ее оснащение и вооружение. Помогают осуществлять контроль и старший диспетчер.

Если территориальное образование - закрытое, местный ГПО возглавляет руководитель особого подразделения ФПС (федеральной пожарной службы). Обычно он специально создается для работы на подобной территории.

Если на территориальном образовании отсутствуют должностные персоны ФПС, то местным гарнизоном руководит специалист из подразделения ФПС соответствующего субъекта. Все обозначенные назначения в обязательном порядке согласовываются с региональным высшим исполнительным ведомством, наделенным госвластью.

Ключевые обязанности

ГПО должен выполнять такой спектр обязанностей:

  1. Использовать свой потенциал и вооружения с максимальным КПД для решения устранения пламени и спасения жизней (ключевых задач). Создавать оптимальные условия для этого.
  2. Создавать единый механизм контроля над своим потенциалом.
  3. Взаимодействовать с МЧС, медицинскими, правоохранительными структурами. Для этого должны разрабатываться специальные договора о сотрудничестве
  4. Устраивать совместные мероприятия для любых пожарных и спасательных ведомств, значащихся в его составе.
  5. Тщательно продумывать использование своего оснащения и сил для борьбы с огнем и спасательной работы.
  6. Следить за своим штатом и вооружением.
  7. Подготавливать личный штат с помощью необходимых занятий, тренировок, семинаров и т. д.
  8. Устраивать связь при решении ключевых задач.
  9. Налаживать прием и фиксацию вызовов, и информационные технологии.
  10. Привлекать личный штат, не занятый в службе, к устранению различных возгораний и последствий ЧС.

О нештатных структурах

Чтобы управление, оборона, связь и спецтехника в гарнизоне работали слаженно, создаются специальные службы. Их называют нештатными. Их виды таковы:

  • Первая - Управленческая. Функции: руководить местной службой; следить за готовностью ГПО к борьбе с пожарами и профессиональному развитию своего состава; оперативно реагировать на изменение обстановки на подведомственной территории.
  • Вторая - Оборонительная. Оснащает сотрудников защитными средствами от дыма и огня.
  • Третья -Техническая. Следит за состоянием спецтехники и спасательного вооружения. Подготавливает ее для необходимой работы.
  • Четвертая - Связная. Оснащает весь гарнизон аппаратами связи. Налаживает их и следит за их функциональностью.

В исключительных случаях создаются и прочие нештатные службы гарнизона пожарной охраны. Их профили могут быть различными в зависимости от ситуации, например - трудовая охрана и химическая безопасность.

В местных ГПО может не быть связной службы. Ее функции выполняет технический отдел.

Руководить таковыми службами могут должностные персоны из:

  1. Главного управленческого ведомства. Этот критерий применим для территориального ГПО.
  2. Отделений ФПС. Критерий распространяется на местные ГПО.

Начальников обозначенных служб назначают строго по приказу вышестоящего территориального руководства.

Заключение

Пожары в современном мире происходят всегда. Это явление чаще всего имеет внезапный, случайный характер. Хотя и умышленные поджоги случаются не реже. Так или иначе, огонь требуется оперативно ликвидировать, а людей спасти (если в загоревшемся объекте находятся люди).

И для населения, в первую очередь, гарнизон пожарной охраны - это то ведомство, которое приходит на помощь вовремя и спасает человеческие жизни. А затем уже идут всякие документационные и прочие формальности.

С целью координации деятельности различных видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований при реагировании на пожары и чрезвычайные ситуации различного характера на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Приказом Министра МЧС России №240 от 05.05.2008 «Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» созданы гарнизоны пожарной охраны (соответственно - территориальные и местные). Местные гарнизоны пожарной охраны входят в состав соответствующих территориальных гарнизонов пожарной охраны.

В соответствии с Федеральным законом № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», «гарнизон пожарной охраны - это совокупность расположенных на определенной территории органов управления, подразделений и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ».

Для обеспечения согласованных и эффективных действий при тушении пожаров и осуществлении аварийно-спасательных работ начальником местного гарнизона пожарной охраны разрабатывает расписание выездов на территории муниципального района, городского округа. Расписание выездов, согласовывается с начальником Главного управления МЧС России, с руководителями организаций, силы и средства которых привлекаются для тушения пожаров на территории муниципального образования и представляется на утверждение главе муниципального образования, в интересах которого оно разработано.

При разработке расписания выездов устанавливается порядок (число и последовательность) привлечения сил и средств, исходя из оперативно-тактической характеристики дислоцированных на территории муниципального образования подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны, а также предусматривается резерв сил и средств для тушения одновременных (в том числе крупных) пожаров.

Также разрабатывается план привлечения сил и средств для тушения пожаров на территории субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения).

Для каждого подразделения пожарной охраны и аварийно-спасательного формирования определяется район выезда и (или) подрайон выезда.

Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ устанавливается в соответствии с планами привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны и расписаниями выездов.

Такое объединение всех сил на территории позволяет при грамотном предварительном планировании обеспечить общие согласованные и четко скоординированные действия из единого центра. Например, дает возможность независимо от формы собственности или принадлежности подразделения обеспечивать максимально сжатые сроки прибытия к месту возгорания или чрезвычайной ситуации. Слаженность действий достигается за счет совместных тренировок и учений, в ходе которых отрабатывается взаимодействие отдельных подразделений, понимание необходимости единого подхода к подготовке личного состава, изучение маршрутов возможного выезда.



Просмотров