Функции органов местного самоуправления
Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности. Они обусловлены природой местного самоуправления, его принципами, а также теми целями и задачами, к достижению которых стремится местное самоуправление.
Как известно, местное самоуправление способствует осуществлению демократических идеалов и ценностей, а также призвано обеспечить:
потребности населения в различного рода услугах (в социально- культурной и иных сферах местной жизни);
реализацию социально-экономического потенциала самоуправляющихся территориальных единиц:
оптимальное сочетание местных и общегосударственных интересов и т. д.
Основные функции местного самоуправления:
1. Обеспечение участия населения в решении местных дел. Местное самоуправление способствует приближению власти к народу, созданию гибкого механизма местного управления с меньшей бюрократией, нежели при централизованной системе управления. Это предполагает развитие муниципальной демократии, создание условий для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, поддержку инициатив и самодеятельности граждан, различных форм самоуправления.
Самоуправление основывается на активности населения, осознании им своей ответственности за управление местными делами. Важное значение для осуществления данной функции местного самоуправления имеют проблемы гарантий прав граждан на участие в самоуправлении, совершенствования форм и методов такого участия, а также преодоления апатии и равнодушия части населения к вопросам организации и деятельности органов местного самоуправления.
Участие граждан в решении местных дел обеспечивается с помощью форм прямого волеизъявления (референдум и др.), а также через органы местного самоуправления.
2. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления.
Как уже отмечалось выше, местное самоуправление должно иметь достаточную для реализации своих задач материальную и финансовую базу.
Органы местного самоуправления под свою ответственность решают вопросы владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также устанавливают местные налоги и сборы. Эффективное осуществление данной функции органами местного самоуправления является необходимой предпосылкой решения основных задач местного самоуправления.
3. Обеспечение развития соответствующей территории.
Местное самоуправление означает, что население, органы местного
самоуправления берут на себя ответственность за решение всех вопросов местной жизни.
Принимая программы и Планы развития территории данной самоуправляющейся единицы, утверждая и исполняя местные бюджеты, управляя муниципальным хозяйством, органы местного самоуправления призваны обеспечивать комплексное решение экономического, социально- культурного развития городских и сельских населенных пунктов, других территорий, в границах которых осуществляется местное самоуправление.
4. Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах.
Функция обслуживания населения - одна из основных функций местного самоуправления: ведь, как известно, в основе учения о местном самоуправлении лежит мысль о том, что население и образуемые им органы местного самоуправления гораздо лучше могут самостоятельно решать задачи повышения уровня и качества жизни жителей данной территории, эффективности оказываемых населению услуг, нежели государственные органы, государственные чиновники при централизованной системе управления местными делами.
5. Охрана общественного порядка обеспечение режима законности на данной территории.
В соответствий со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка. Основные задачи по охране общественного порядка в системе местного самоуправления выполняют органы милиции общественной безопасности (местной милиции). Органы местного самоуправления, осуществляя эту функцию, взаимодействуют с соответствующими органами государственной власти, развивают и поддерживают различные формы участия населения в деле упрочения общественного порядка, организуют исполнение законов и иных правовых актов РФ и ее субъектов.
6. Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
Федеральным органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов РФ запрещается ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией РФ и федеральным законодательством. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 133) органы местного самоуправления вправе обращаться за защитой своих прав в судебные органы, добиваться компенсации за дополнительные расходы, возникшие в результате решений, принятых, органами государственной власти.
Функции местного самоуправления тесно взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга.
Еще по теме Функции местного самоуправления:
- 11.3. Функции органов государственной власти и местного самоуправления
- 8.3. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления
- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Международное право - Международное частное право -
Под функциями органов местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности. Функции местного самоуправления обусловлены природой, местом в системе народовластия, задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность.
Местное самоуправление, составляя одну из основ любого демократического строя, будучи выражением власти народа, обеспечивает приближение управления к гражданам. Утверждая демократические начала организации и осуществления власти на местном уровне, муниципальное самоуправление укрепляет основы народовластия.
Основанное на принципах демократии и децентрализации власти, обладая самостоятельностью в решении всех вопросов местного значения, местное самоуправление способствует оптимальному сочетанию местных и общегосударственных интересов, наиболее эффективной реализации социально-экономического потенциала самоуправляющихся территориальных единиц.
Функции органов местного самоуправления отличаются определенной устойчивостью и стабильностью, ибо в них проявляется постоянное, целенаправленное воздействие населения, органов местного самоуправления на муниципальные отношения в целях наиболее эффективного решения вопросов местного значения. В своей совокупности они показывают возможности и эффективность системы местного самоуправления, характеризуя социальное предназначение местного самоуправления и процесс его осуществления.
С учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении власти народа, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности, и полномочий местного самоуправления можно выделить следующие основные его функции местного самоуправления:
1) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;
2) управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления;
3) обеспечение комплексного развития территории муниципального образования;
4) обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;
5) охрана общественного порядка;
6) представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами.
Местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное решение населением муниципального образования вопросов местного значения.
Поэтому важной стороной муниципальной деятельности должно быть создание условий для эффективного участия граждан в осуществлении местного самоуправления.
К этим условиям прежде всего относятся:
1) наличие выборных органов местного самоуправления;
2) использование в муниципальной деятельности институтов прямой демократии;
3) материально-финансовая база для решения вопросов местного значения.
Муниципальное право закрепляет правовые гарантии участия населения в осуществлении муниципальной деятельности.
В соответствии со ст. 3 Закона об общих принципах организации местного самоуправления граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
1. Судебная защита местного самоуправления по инициативе органов местного самоуправления возможна …
только в судах общей юрисдикции
только в Конституционном суде России
в конституционных (уставных) судах субъектов РФ, судах общей юрисдикции
в Конституционном суде России, судах общей юрисдикции
2. Принцип местного самоуправления – это …
основополагающая идея, начало, которая лежит в основе организации и осуществления местного самоуправления
основное направление муниципальной деятельности
совокупность организационно-правовых форм осуществления местного самоуправления
голосование граждан по вопросам местного значения
3. Подчиненность одного муниципального образования другому в соответствии с действующим законодательством о местном самоуправлении …
решается по законодательству субъектов Российской Федерации
допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законодательством
допускается
не допускается
4. Под функциями местного самоуправления понимаются …
основные направления муниципальной деятельности
условия для удовлетворения потребностей населения
формы и средства развития территории муниципального образования
5. Под местным самоуправлением понимается …
самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения
деятельность исходя из интересов населения и иных местных традиций по обеспечению комплексного развития территории муниципального образования
самостоятельное решение населением вопросов местного значения, определяемых на местном референдуме
деятельность по управлению муниципальной собственностью, принятию и исполнению местного бюджета
6. Деление функций местного самоуправления на собственные и делегированные произведено по критерию …
обязательности выполнения задач
вида решаемых в ходе этой деятельности вопросов
принадлежности к сферам общественной жизни
типа поселений, в которых создано муниципальное образование
7. Система гарантий местного самоуправления включает … гарантии.
основные и дополнительные
экономические, политические, духовные, юридические
общие и специальные
общие, специальные и факультативные
8. Принцип самостоятельности местного самоуправления гарантируется …
Конституцией России
уставами муниципальных образований
главами субъектов Российской Федерации
Президентом России
9. Гарантии местного самоуправления – это…
основные направления деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и выполнению отдельных государственных полномочий
денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством России в распоряжение органов местного самоуправления
совокупность условий и средств, обеспечивающих реализацию права местного населения на осуществление местного самоуправления, его защиту
совокупность прав и обязанностей, необходимых для решения вопросов местного значения и закрепляемых в уставе муниципального образования в соответствии с Конституцией России, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации
10. Нормативный правовой акт, изданный органами местного самоуправления, и несоответствующий федеральному законодательству …
подлежит отмене по решению суда или изменению принявшим его органом
может быть отменен Конституционным судом России
должен быть изменен принявшим его органом
подлежит отмене только по решению суда
11. Наличие выборного органа местного самоуправления в муниципальном образовании …
является обязательным, в случаях, предусмотренных федеральным законодательством
может быть предусмотрено в уставе муниципального образования
является обязательным
является обязательным, в случаях, предусмотренных законодательством субъекта Российской Федерации
12. Сущность местного самоуправления состоит в …
поддержании жизнедеятельности муниципального образования
распределении социальных благ
наличии права населения самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения
осуществлении функций местного самоуправления
13. Права граждан России на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены на отдельных территориях в …
случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации
случаях, предусмотренных законодательством о местном самоуправлении
целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны и безопасности государства
случаях, когда численность населения или его части менее установленной законом величины
14. Функция местного самоуправления
проведение технического осмотра транспортных средств
ведение международных переговоров
утверждение государственных программ поддержки предпринимательства
установление наименований остановочных пунктов общественного транспорта
15. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления вызвано …
многонациональным составом жителей муниципальных образований
местными историческими, культурными и иными обычаями и традициями
соответствующими нормативными предписаниями федеральных органов государственной власти
различиями в экономическом развитии городских и сельских поселений
16. При осуществлении функций местного самоуправления не могут быть удовлетворены потребности населения в …
жизненно важных для населения услугах
коммунально-бытовом обслуживании
обеспечении одинаково низких цен на продукты
социально-культурном обслуживании
17. Обеспечению прав граждан на осуществление местного самоуправления более всего способствует …
активное участие местного населения в политической борьбе
охрана общественного порядка
обширная сеть социально-культурных учреждений
наличие условий для проявления всех форм демократии
18. Глава муниципального образования может быть назначен органом государственной власти.
нет
да, если это предусмотрено уставом муниципального образования
да
да, если это предусмотрено законами субъектов Российской Федерации
Понимаются основные направления муниципальной деятельности. Функции местного самоуправления обусловлены природой, местом в системе народовластия , задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность.
Местное самоуправление, составляя одну из основ любого демократического строя, будучи выражением власти народа, обеспечивает приближение управления к гражданам . Утверждая демократические начала организации и осуществления власти на местном уровне, муниципальное самоуправление укрепляет основы народовластия.
Основанное на принципах демократии и децентрализации власти, обладая самостоятельностью в решении всех вопросов местного значения, местное самоуправление способствует оптимальному сочетанию местных и общегосударственных интересов, наиболее эффективной реализации социально-экономического потенциала самоуправляющихся территориальных единиц.
Функции местного самоуправления отличаются определенной устойчивостью и стабильностью, ибо в них проявляется постоянное, целенаправленное воздействие населения, органов местного самоуправления на муниципальные отношения в целях наиболее эффективного решения вопросов местного значения. В своей совокупности они показывают возможности и эффективность системы местного самоуправления, характеризуя социальное предназначение местного самоуправления и процесс его осуществления.
Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности.
Функции местного самоуправления обусловлены его природой, местом в системе народовластия, теми задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность.
Местное самоуправление, составляя одну из основ любого демократического строя, будучи выражением власти народа, обеспечивает приближение управления к гражданам. Утверждая демократические начала организации и осуществления власти на местном уровне, муниципальное самоуправление укрепляет основы народовластия.
Основанное на принципах демократии и децентрализации власти, обладая самостоятельностью в решении всех вопросов местного значения, местное самоуправление способствует оптимальному сочетанию местных и общегосударственных интересов, наиболее эффективной реализации социально-экономического потенциала самоуправляющихся территориальных единиц. Являясь частью демократической системы управления обществом и государством, оно путем самостоятельного решения вопросов местного значения реализует также задачи по обеспечению жизненных интересов на-1 селения, социальной защите граждан.
Функции местного самоуправления отличаются определенной устойчивостью и стабильностью, ибо в них проявляется постоянное, целенаправленное воздействие населения, органов местного самоуправления на муниципальные отношения в целях наиболее эффективного решения вопросов местного значения. В своей совокупности они показывают возможности и эффективность системы местного самоуправления, характеризуя социальное предназначение местного самоуправления (должное) и процесс его осуществления (сущее) 1 .
С учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении власти народа, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности, и полномочий местного самоуправления можно выделить следующие основные его функции: 1) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения; 2) управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления; 3) обеспечение комплексного развития территории муниципального образования; 4) обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах; 5) охрана общественного порядка; 6) представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами.
Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения
Местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное решение населением муниципального образования вопросов местного значения. Поэтому важной стороной муниципальной деятельности должно быть создание условий для эффективного участия граждан в осуществлении местного самоуправления. К этим условиям прежде всего относятся: а) наличие выборных органов местного самоуправления; б) использование в муниципальной деятельности институтов прямой демократии; в) наличие материально-финансовой базы для решения вопросов местного значения.
Муниципальное право закрепляет правовые гарантии участия населения в осуществлении муниципальной деятельности.
В соответствии со ст. 3 Закона об общих принципах организации местного самоуправления граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Существуют различные формы волеизъявления, с помощью которых обеспечивается участие граждан в решении вопросов местного значения. Важнейшим инструментом волеизъявления населения муниципального образования являются демократические свободные и периодические муниципальные выборы, посредством которых избираются органы местного самоуправления. Наличие выборных органов местного самоуправления является обязательным. В отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан. Собрание (сход) граждан может использоваться для решения вопросов местного значения и наряду с представительным органом местного самоуправления.
По вопросам местного значения может проводиться местный референдум, в котором имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования. В соответствии с уставом муниципального образования местный референдум назначается представительным органом местного самоуправления как по собственной инициативе, так и по требованию населения.
Статья 25 Закона об общих принципах организации местного самоуправления закрепляет институт народной правотворческой инициативы. Население в соответствии с уставом муниципального образования вправе вносить проекты правовых актов по вопросам местного значения в органы местного самоуправления, которые обязаны их рассматривать на открытых заседаниях с участием представителей населения. Право на участие в осуществлении местного самоуправления граждане реализуют также посредством индивидуальных и коллективных обращений в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.
Закон предусматривает использование в системе местной демократии территориального общественного самоуправления, порядок организации и осуществления которого определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Развитие институтов муниципальной демократии обеспечивает тесную связь выборных органов и должностных лиц местного самоуправления с населением, их подконтролъность населению. Устав муниципального образования регулирует порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.
Участие граждан в осуществлении местного самоуправления обеспечивается также через выборные и другие органы местного самоуправления. Граждане имеют равные права быть избранными в органы местного самоуправления. Им обеспечивается также равный доступ к муниципальной службе.
Для участия в управлении местными делами существенное значение имеет информированность граждан о работе органов местного самоуправления, состоянии муниципального хозяйства. Поэтому последовательная реализация принципа гласности в муниципальной деятельности служит важным условием обеспечения активного участия населения в решении вопросов местного значения, контроля за работой органов местного самоуправления.
Местное самоуправление является хорошей школой для политического воспитания, подготовки граждан к участию в управлении государственными делами.
Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления
Каждое муниципальное образование в соответствии со ст. 1 Закона об общих принципах организации местного самоуправления имеет муниципальную собственность и местный бюджет.
Свое социальное предназначение местное самоуправление может оправдать, лишь эффективно управляя муниципальным имуществом, формируя и рационально используя местные финансы. Государство признает за местным самоуправлением право самостоятельно решать эти вопросы. Поэтому население муниципального образования, осуществляя местное самоуправление, принимает на себя ответственность за эффективность управления муниципальным имуществом и местными финансовыми ресурсами.
Задачи, связанные с управлением муниципальной собственностью и финансовыми средствами местного самоуправления, решаются прежде всего органами местного самоуправления, а также населением муниципальных образований.
Органы местного самоуправления осуществляют от имени муниципального образования права собственника в отношении имущества и местных финансов, входящих в состав муниципальной собственности.
Особую роль в реализации этих прав играют представительные органы местного самоуправления, которые, во-первых, устанавливают порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, порядок и условия ее приватизации; во-вторых, утверждают местный бюджет и отчет о его исполнении, а также вправе образовывать целевые внебюджетные фонды; в-третьих, устанавливают местные налоги и сборы; в-четвертых, разрабатывают планы и программы развития муниципального образования и утверждают отчеты об их исполнении; в-пятых, принимают общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования; в-шестых, осуществляют контроль за деятельностью Иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципального образования.
Иные органы местного самоуправления (местная администрация), должностные лица местного самоуправления (глава муниципального образования и др.) осуществляют оперативное, текущее управление муниципальной собственностью и местными финансами. Они в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, а также отчуждать в установленном порядке. Кроме того, данные органы также вправе совершать с муниципальным имуществом и иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов муниципальной собственности. Они обеспечивают исполнение местного бюджета, управляют средствами муниципальных внебюджетных фондов.
В случаях, предусмотренных законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований, права собственника в отношении имущества и местных финансов, входящих в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляет также население непосредственно.
Статья 39 Закона об общих принципах организации местного самоуправления предусматривает, что само население или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут принимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан для финансирования вопросов местного значения.
Вопросы, связанные с управлением муниципальной собственностью, местными финансами, могут в соответствии с законодательством о местном самоуправлении, уставами муниципальных образований выноситься на местный референдум. Например, непосредственно населением могут определяться порядок и условия приватизации муниципальной собственности.
Население в соответствии с уставом муниципального образования вправе в порядке реализации народной правотворческой инициативы вносить проекты правовых актов по вопросам управления муниципальным хозяйством, местными финансовыми средствами в органы местного самоуправления, которые их обязаны рассмотреть.
Несомненно, что реализация полномочий, связанных с осуществлением рассматриваемой функции, должна осуществляться в интересах населения муниципального образования, служить удовлетворению его потребностей.
Население муниципального образования должно получать информацию об управлении и распоряжении муниципальной собственностью, финансовыми ресурсами в целях осуществления действенного контроля за этой стороной муниципальной деятельности. Уставы муниципальных образований должны предусматривать соответствующие формы контроля населения, граждан за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления в этой сфере.
Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования
Статья 6 Закона об общих принципах организации местного самоуправления относит к ведению местного самоуправления вопросы комплексного социально-экономического развития муниципального образования.
Муниципальные образования - города, поселки, станицы, районы (уезды), сельские округа и другие - представляют собой своеобразные территориально-производственные и хозяйственные комплексы. Комплексное развитие муниципального образования призвано обеспечить повышение эффективности местного хозяйства, решение социально-культурных, экологических задач, а также рациональное использование трудовых, природных и других местных ресурсов, создание необходимых условий жизни и отдыха граждан. Это необходимое условие успешного решения вопросов местной жизни, достижения целей местного самоуправления.
Функция комплексного социально-экономического развития муниципального образования осуществляется прежде всего посредством планирования. Представительные органы местного самоуправления принимают планы и программы развития муниципального образования, а также контролируют их реализацию, утверждая отчеты об их исполнении. При этом органы местного самоуправления не должны допускать перекосов в развитии производственной и социальной инфраструктур, добиваясь их гармонического сочетания. Планы и программы развития муниципального образования должны быть направлены на обеспечение оптимальных пропорций в развитии разных сфер местной жизни, рационального использования природных и иных ресурсов. Осуществляя данную функцию, органы местного самоуправления должны учитывать и интересы развития территории субъекта Федерации.
Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования тесно связано с его бюджетно-финансовой политикой, направленной на материальное обеспечение муниципальных планов и программ, их сбалансированности и увязки. Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Они вправе образовывать целевые внебюджетные фонды, устанавливать местные налоги и сборы, а также льготы по их уплате.
Проблемы комплексного социально-экономического развития муниципальных образований во многом связаны с деятельностью предприятий, учреждений и организаций, не находящихся в муниципальной собственности. В соответствии со ст. 32 Закона об общих принципах организации местного самоуправления органы местного самоуправления вправе координировать участие данных предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования. Координационная деятельность органов местного самоуправления дает возможность объединить усилия расположенных на их территории предприятий, учреждений и организаций независимо от их подчиненности, форм собственности. Органы местного самоуправления используют в этих целях договоры, муниципальный заказ, а также такие организационные формы координационной работы, как советы директоров, советы предпринимателей и др.
Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципальных образований предполагает сбор, обработку и обобщение необходимой информации. Поэтому должна получить развитие муниципальная статистика, муниципальная информационная служба. Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления предусматривает, в частности, разработку унифицированной системы показателей, характеризующей социально-экономическое развитие города, района, сельского поселения, для получения прогнозов развития этих населенных пунктов; внедрение единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации в систему сбора и обработки информации органов местного самоуправления. Статья 37 Закона об общих принципах организации местного самоуправления устанавливает, что показатели финансовой и хозяйственной деятельности органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и организаций подлежат учету органами государственной статистики.
Таким образом, в сфере информационного обеспечения комплексного социально-экономического развития муниципальных образований органы местного самоуправления тесно взаимодействуют с соответствующими государственными органами.
Обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований
К основным целям муниципальной деятельности относится улучшение условий жизни граждан, создание благоприятной среды жизнедеятельности населения муниципального образования. Важную роль в их достижении играет деятельность органов местного самоуправления по удовлетворению основных жизненных потребностей граждан, что предполагает развитие местной инфраструктуры, организацию обслуживания населения.
Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 37 Закона об общих принципах организации местного самоуправления обязаны обеспечивать удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется путем закрепления в доходы местных бюджетов федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов Федерации.
Обеспечивая удовлетворение потребностей населения в жизненно важных услугах, органы местного самоуправления организуют, содержат, развивают соответствующие муниципальные предприятия, учреждения, организации и службы. Право органов местного самоуправления на создание предприятий, учреждений и организаций закреплено в ст. 30 Закона об общих принципах организации местного самоуправления. Закон обязывает органы местного самоуправления заниматься вопросами организации, содержания и развития муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования; муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации и др. (ст. 6) и возлагает на органы местного самоуправления решение вопросов, связанных с организацией снабжения населения топливом, утилизации и переработки бытовых отходов; транспортного обслуживания населения и т.п.
Муниципальные органы обязаны создавать условия для жилищного и социально-культурного строительства; для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; для деятельности учреждений культуры; средств массовой информации, организации зрелищных мероприятии и т.д. Кроме того, органы местного самоуправления обеспечивают санитарное благополучие населения, социальную поддержку и содействие занятости населения, противопожарную безопасность в муниципальном образовании.
Органы местного самоуправления регулируют отношения, касающиеся данной области муниципальной деятельности. Представительные органы местного самоуправления принимают общеобязательные правила по вопросам местной жизни.
Наконец, органы местного самоуправления осуществляют в этой сфере контрольную деятельность, что служит созданию необходимых предпосылок для наиболее полной и эффективной реализации прав и свобод граждан, обеспечению стабильного правового режима муниципального образования.
Охрана общественного порядка
Согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка.
Общественный порядок - это составная часть правопорядка в обществе, важный элемент правовой основы жизнедеятельности граждан. Поэтому успешное осуществление данной функции выступает одним из условий решения" общегосударственной задачи обеспечения законности, укрепления правопорядка в Российской Федерации.
Общественный порядок - основа нормальной жизни муниципального образования, функционирования местной демократии, необходимое условие реализации прав и свобод граждан - характеризует состояние местной жизни муниципального образования, уровень правовой культуры и правосознания муниципальных служащих, граждан, их объединений. Важное значение для упрочения общественного порядка имеет урегулированность вопросов местной жизни.
Охрану общественного порядка в муниципальном образовании должны обеспечивать муниципальные органы охраны общественного порядка. Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 6 Закона об общих принципах организации местного самоуправления организуют и содержат муниципальные органы охраны общественного порядка, осуществляют контроль за их деятельностью.
В настоящее время охрана общественного порядка обеспечивается органами местного самоуправления с помощью милиции общественной безопасности, которая согласно Закону РФ «О милиции» (1991 г.) является составной частью милиции Российской федерации и входит в структуру Министерства внутренних дел РФ.
В целях создания правовых, организационных и материальных условий для ускорения процесса формирования муниципальных органов охраны общественного порядка на основе Указа Президента РФ от 17 сентября 1998 г. в ряде муниципальных образований проводился эксперимент по организации охраны общественного порядка органами местного самоуправления. В 2000 году он был завершен. Президент РФ поручил Министерству внутренних дел РФ обобщить опыт проведения указанного эксперимента.
В обеспечении охраны общественного порядка на территории муниципального образования принимают участие соответствующие депутатские комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и др. Кроме того, возможно и участие населения в реализации данной функции путем создания народных дружин, использования других форм общественной самодеятельности граждан.
Представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством
Осуществление населением местного самоуправления предполагает представительство и защиту интересов и прав муниципальных образований, их жителей, местного самоуправления как важнейшего элемента демократической системы построения и функционирования власти в государстве на разных уровнях государственного управления, в государственных и международных организациях.
Реализация данной функции преследует цель обеспечить учет мнения населения муниципальных образований, гарантируемых государством интересов и прав местного самоуправления при выработке и осуществлении государственной политики в различных сферах общественной жизни, при решении важнейших вопросов государственной и общественной жизни. При этом следует учитывать, что защита прав местного самоуправления - важная сторона государственной деятельности. В Российской Федерации действует система государственных гарантий местного самоуправления, включая право на судебную защиту. Однако, как показывает практика, нередко права и законные интересы местного самоуправления нарушаются и ущемляются, в том числе и государственными органами.
Органы местного самоуправления, взаимодействуя с государственными и иными органами и организациями в различных сферах местной жизни, должны отстаивать и защищать интересы населения муниципальных образований, активно использовать свои конституционные полномочия на судебную и иные формы защиты интересов и прав местного самоуправления в случае их игнорирования и нарушения. Все это дает основание выделять в качестве функции местного самоуправления не только представительство, но и защиту интересов и прав местного самоуправления.
Представительство и защиту интересов и прав местного самоуправления осуществляют прежде всего органы и должностные лица местного самоуправления при взаимодействии с органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями. Они наделены для этого соответствующими полномочиями.
Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Федерации. Они вправе разработать проекты законодательных актов субъекта Федерации по вопросам местного самоуправления, которые должны быть рассмотрены законодательным (представительным) органом субъекта Федерации.
Органы и должностные лица местного самоуправления вправе обращаться также в органы государственной власти, к администрации предприятий, учреждений и организаций, в том числе и по вопросам соблюдения прав местного самоуправления, учета интересов населения муниципальных образований при решении тех или иных вопросов общественной и государственной жизни. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению.
Кроме того, органы и должностные лица местного самоуправления в целях защиты прав и интересов местного самоуправления, населения муниципальных образований должны использовать конституционное право на судебную защиту.
Граждане, население муниципальных образований также участвуют в реализации данной функции местного самоуправления, используя в этих целях прежде всего институты и формы прямой демократии (референдумы, сходы и т.д.). В некоторых случаях учет мнения населения государственными органами является обязательным (например, при изменении границ муниципального образования).
Гражданам, проживающим на территории муниципального образования, гарантируется право предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, а также предприятий, учреждений и организаций. Граждане также могут обращаться с жалобами и в Конституционный Суд РФ в случае нарушения их конституционных прав и свобод (в том числе и прав на местное самоуправление).
Осуществлению функции представительств и защиты интересов и прав местного самоуправления способствует деятельность Совета по местному самоуправлению в Российской Федерации, Совета руководителей органов местного самоуправления по проблемам социально-экономической реформы при Правительстве Российской Федерации, а также советов по местному самоуправлению, создаваемых субъектами Российской Федерации.
Совет по местному самоуправлению в Российской Федерации образован в соответствии с Указом Президента РФ от 29 мая 1997 г. Положение о Совете утверждено Указом Президента РФ от 13 ноября 1998 г., состав Совета - Указом Президента РФ от 25 сентября 1999 г. Совет является координационным центром при Президенте РФ, обеспечивающим рассмотрение важнейших вопросов развития местного самоуправления и подготовку соответствующих предложений Президенту РФ.
Совет состоит из председателя Совета по местному самоуправлению в Российской Федерации, секретаря Совета и членов Совета. Председателем Совета является Президент РФ. Состав Совета утверждается Президентом РФ, при этом не менее половины членов Совета составляют выборные должностные лица местного самоуправления.
Основными задачами Совета являются:
а) разработка государственной политики в области местного самоуправления и мер по ее реализации;
б) обеспечение взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при реализации государственной политики в области местного самоуправления;
в) рассмотрение проектов федеральных законов, а также проектов указов и распоряжений Президента РФ по вопросам местного самоуправления;
г) рассмотрение федеральных программ, затрагивающих вопросы местного самоуправления;
д) подготовка ежегодных докладов о положении дел в области местного самоуправления и направлениях его развития, о соблюдении федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации Конституции РФ, об исполнении этими органами федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений Правительства РФ по вопросам местного самоуправления и др.
Решения Совета направляются в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления. При необходимости данные решения оформляются указами или распоряжениями Президента РФ.
Совет руководителей органов местного самоуправления по проблемам социально-экономической реформы при Правительстве РФ образован в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. Он является консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов социально-экономической реформы с учетом особенностей становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации и подготовку соответствующих предложений Правительству РФ.
Совет формируется на представительной основе. Председателем Совета является первый заместитель Председателя Правительства РФ.
Решения Совета, принимаемые в соответствии с его компетенцией, имеют рекомендательный характер для исполнительных органов государственной власти и доводятся до них в виде выписки из протокола заседания Совета.
Выборные должностные лица местного самоуправления могут входить также в состав советов по местному самоуправлению, создаваемых в субъектах РФ. Будучи членами этих советов, они также могут представлять и отстаивать интересы и права муниципальных образований на региональном уровне.
Одной из организационных форм, с помощью которой осуществляется функция представительства и защиты интересов и прав местного самоуправления, являются ассоциации и союзы муниципальных образований. Они образуются в целях координации деятельности муниципальных образований, более эффективного осуществления своих прав и интересов. В Российской Федерации действуют общероссийские, межрегиональные и региональные ассоциации и союзы местного самоуправления, деятельность которых выступает важным фактором государственной и общественной жизни, в том числе и в плане обеспечения прав и законных интересов местного самоуправления на различных уровнях государственной власти.
Представительство и защита прав местного самоуправления обеспечиваются и на международном уровне.
После вступления Российской Федерации в Совет Европы российская делегация принимает участие в работе Конгресса региональных и местных властей Европы. Этот орган Совета Европы имеет две палаты: палату регионов и палату местных властей. В палате местных властей имеют свое представительство и муниципальные образования Российской Федерации. На четвертой сессии Конгресса (3-5 июня 1997 г.) обсуждался вопрос о местной демократии и федерализме в России и была принята рекомендация, которая содержит предложения федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Федерации по обеспечению прав местного самоуправления.
Тема № 5 Правовые основы местного самоуправления.
Понятие основ местного самоуправления.
Основы – это исходные, главные положения чего-либо. Определить основы местного самоуправления – значит выявить в нем главное, основное, коренные принципы, составляющие его сущность.
Основы МС – это находящаяся под защитой государства система принципов, общих основополагающих начал, определяющих и регламентирующих общественные отношения, которые возникают в процессе организации и осуществления МС. Основы МС подчиняют себе логически и юридически все его институты и издаваемые в их развитие законы и нормативно-правовые акты.
К основам МС относятся прежде всего конституционные установления, содержащиеся в гл. 1 Конституции РФ, прямо либо опосредованно относящиеся к организации и осуществлению МС. Далее они конкретизируются в гл. 2, 3, 8 Конституции, а также в ФЗ «Об общих…». Таким образом, основы МС можно определить как совокупность установленных Конституцией РФ и указанным законом норм-принципов, закрепляющих и регулирующих наиболее основополагающие отношения, возникающие в процессе организации и осуществления МС на всей территории РФ, в соответствии с которыми должны находится все другие муниципально-правовые нормы нормативно-правовых актов.
Основы МС подразделяются на шесть основных групп:
правовые;
социальные;
территориальные;
организационные;
идеологические и политические;
финансово-экономические.
Социальные основы МС есть совокупность норм-принципов, закрепляющих и регламентирующих социальную политику МС, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Территориальные основы – это совокупность норм-принципов, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию МС.
Организационные основы МС представляют собой совокупность норм-принципов, закрепляющих и регулирующих осуществление власти населением непосредственно через органы МС, порядок образования органов МС, формы и принципы их деятельности.
Идеологические и политические основы – это совокупность норм-принципов, закрепляющих и регулирующих идеологическое и политическое многообразие в местных сообществах, политические права и свободы человека и гражданина.
Финансово-экономические основы МС являют собой совокупность норм-принципов, закрепляющих и регулирующих формирование и использование муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов.
Федеральное законодательство в системе источников муниципального права.
Конституция является основным источником любой отрасли права, поскольку выступает базой текущего законодательства и всей системы организации общества и государства.
Нормы, составляющие основу конституционного строя, утверждающие народовластие, равенство всех форм собственности, гарантии МС - ч. 2 ст. 3; ч. 2 ст. 8; ч. 2 ст. 9; ст. 12; ч. 2 ст. 15.
Группа конституционных норм связанная с деятельностью МС по обеспечению прав и свобод человека и гражданина – ст. 18; ч. 2 ст. 32; ч. 2 ст. 97; ст. 33; ч. 2 ст. 24; ч. 2 ст. 40; ч. 1-2 ст. 41; ч. 2-3 ст. 43.
Ряд норм Конституции прямо не адресованы МС, но непосредственно его затрагивают – п. «н» ст. 72; ст. 68.
Специальная глава Конституции определяет правовые, экономические и территориальные основы организации и деятельности местных органов (ст. 130 – 133). В самом кратком виде содержание данной главы сводится, во-первых, к развитию и уточнению положений гл. 1 о месте и роли МС в осуществлении народовластия. Вводится понятие «вопросы местного значения», которое, в свою очередь, получает развитие в текущем законодательстве. При этом в данной главе регламентируются важнейшие вопросы местного значения: распоряжение муниципальной собственностью, местный бюджет, местные налоги и сборы, охрана общественного порядка. Во-вторых, общие положения гл. 2 Конституции о праве граждан на участие в МС дополняются перечнем конкретных форм такого участия: референдум, выборы, др. формы прямого волеизъявления, выборные и др. органы МС. Обращает на себя внимание открытый перечень этих форм.
Приведенный перечень не исчерпывает конституционную базу МС. Безусловно, и другие нормы Конституции определяют то конституционное поле, в рамках которого может функционировать наряду и в согласии с органами государства система органов МС РФ.
Анализируя положение, закрепленное в ст. 12 Конституции о невхождении органов МС в систему органов государственной власти, необходимо сказать, что вряд ли оправдано противопоставление государства и МС, представленного органами власти, ближе всех стоящими к населению. Как отмечает А. И. Черкасов, «практически невозможно провести абсолютную границу между функциями государственного управления и МС. Ведь местные органы осуществляют как сугубо местные функции, так и полномочия, вытекающие из централизованного государственного управления». Поэтому в содержании ст. 12 речь идет не о противопоставлении государства и муниципальных органов, а об установлении (весьма условном) границ между ними.
На федеральном уровне система источников МП представляет собой многоуровневую конструкцию. Первый ее уровень – Конституция РФ. Второй уровень – федеральные законы. Среди них центральное место занимает ФЗ «Об общих…».
Закон 1995 г.
Основные положения Закона заключаются в следующем:
Свободно избираемые представительные и иные органы власти на местах, самостоятельно создающие структуру управления и действующие независимо от органов государственной власти;
Наличие муниципальной собственности и др. материальных и финансовых ресурсов, достаточных для решения вопросов местного значения, открытый перечень которых закреплен Законом;
Возможность образования нескольких уровней МС (село, район, город) при отсутствии соподчинения между ними;
Судебная защита прав и интересов МС как важнейший фактор гарантии их деятельности в пределах собственной компетенции.
К числу недостатков данного Закона можно отнести: отсутствие четкого разграничения полномочий между различными уровнями МС, недостаточно последовательное проведение принципа разделения властей на местном уровне, отсутствие четко определенного статуса объектов муниципальной собственности и т. д. Однако, в целом он представляет собой реальную основу для формирования и развития системы МС на конкретной территории.
Закон 2003 г.
Положительные новеллы в законе:
1 переход на поселенческий принцип территориальной организации местного самоуправления. Местное самоуправление имеет главной целью «непосредственное обеспечение жизнедеятельности местного населения», оно тесно связано с местом проживания людей. Кроме того, включение межселенных территорий в состав муниципального образования не обеспечило в должной мере экономической самостоятельности местного самоуправления;
2 существенно сокращены вопросы местного значения, которые при некоторой корректировке действительно способны отразить сущность и назначение местного самоуправления. Например, если по закону 1995 года муниципалитеты обязаны развивать физическую культуру и спорт, то в законе 2003 года справедливо «оставлены» полномочия только для «обеспечения условий для развития массовой физической культуры»;
3 четко показан механизм передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий;
4 предусмотрено большее количество форм прямого волеизъявления населения при осуществлении местного самоуправления. Многие из названных в законе форм широко известны в науке или достаточно хорошо зарекомендовали себя в муниципальной практике;
5 требование государственной регистрации символики муниципальных образований, которое следует расценивать не как элемент бюрократии, а, прежде всего, как средство защиты прав муниципальных образований и один из эффективных способов пополнения местных бюджетов;
6 определены модели местного самоуправления – типичные формы взаимосвязи и распределения полномочий между органами местного самоуправления в отдельном муниципальном образовании. При этом верно запрещается совмещение полномочий председателя представительного органа местного самоуправления и руководителя местной администрации главой муниципального образования и др.
Основные концептуальные идеи реформирования местного самоуправления в Российской Федерации:
1. более глубокого разграничения полномочий и предметов ведения между органами государственной власти и органами местного самоуправления;
2. расширения прав населения на участие в местном самоуправлении;
3. укрепления финансовых и экономических основ местного самоуправления за счет более четкого разграничения расходных и доходных полномочий между уровнями власти;
4. уточнения территориальных основ местного самоуправления.
Недостатки закона 2003 в следующих аспектах:
1 главным недостатком является территориальная реформа местного самоуправления в части деления муниципальных образований на два уровня, предполагающая разделение компетенции между ними и усложнение так настойчиво формируемой в стране системы «вертикали власти»;
2 чрезмерная детализация положений, правовое регулирование которых «выходит» за рамки установленной в ст. 72 Конституции РФ компетенции федеральных органов государственной власти. Как закрепление общих принципов, на мой взгляд, нельзя оценить установление: требований к границам муниципальных образований (ст. 11 проекта закона); численности депутатов представительного органа местного самоуправления (ст. 35); полномочий главы местной администрации, осуществляющего полномочия на основе контракта (ст. 37);
3 обширный перечень форм прямой демократии как положительный момент, но не все из названного может быть воспринято однозначно положительно. Так, на мой взгляд, не следует относить к ним территориальное общественное самоуправление. Как показывает практика, ТОСы образуются по некоему смешанному принципу: в них есть назначаемые органами местного самоуправления должностные лица (они и заработную плату получают из местного бюджета), есть выборные органы территориального общественного самоуправления, а его базой выступают формы непосредственной демократии - сходы и опросы населения, обращения граждан и др. Полагаею, что территориальное общественное самоуправление должно быть «выведено» из главы 5, оно нуждается в «самостоятельном» правовом регулировании;
4 отзыв выборного лица местного самоуправления, своеобразные «выборы наоборот», выступает не как форма непосредственной демократии, а как разновидность их ответственности и одновременно гарантия местного самоуправления. Отсюда вывод, что отзыв нужно было бы исключить из главы 5, поскольку возможность его проведения вытекает из права населения проводить муниципальные выборы и, что важно, уже предусмотрена в главе 10;
5 спорно предложение о предоставлении права участия в собраниях и конференциях граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления 16-летним жителям. Избирательное право имманентно всем проявлениям прямой демократии и понижение возрастного ограничения не соответствует федеральному законодательству. Кроме того, так ли это «принципиально» в организации местного самоуправления, можно ли действительно привлечь молодежь к такой работе, будет ли это реально способствовать разрешению местных вопросов?
6 сходы в проекте закона предусмотрены только для «мелких» муниципальных образований. Оставив за рамками внимания вопрос о критериях определения таких территорий, заметим, что сходы проявили себя как весьма эффективная форма территориального общественного самоуправления. Следовательно, нужно было бы ввести в закон накопленный положительный опыт предусмотрев в нем право осуществлять местное самоуправление в форме сходов и на части территории муниципального образования;
7 подробное описание процедуры проведения опроса дает основания полагать, что в случае, когда мнение населения носит рекомендательный характер, он выступает как альтернатива местному референдуму. Видимо в этом объясняется такое «внимание» разработчиков законопроекта к опросам граждан, хотя существуют и иные формы
выявления мнения населения, которые могут способствовать решению вопросов местного значения, например, анкетирование. С учетом сказанного было бы вполне достаточным предусмотреть возможность изучения мнения населения при помощи социологических исследований для выработки рекомендаций при принятии решений органами местного самоуправления;одна из самых острых проблем, сдерживающих развитие территориального общественного самоуправления, самого близкого к населению, вопрос о статусе его органов. Для его разрешения требуется только одно - предусмотреть не возможность выступать в качестве юридических лиц, а закрепить за это положение как обязательное - «Органы территориального общественного самоуправления являются юридическими лицами и подлежат регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций»;
8 отрадно, что больше внимания уделено теме символики муниципальных образований. Но почему разработчики предлагают согласовывать ее в соответствие только с геральдическими правилами? Ведь в качестве правовых символов могут быть созданы не только гербы, но и эмблемы, гимны, знамена, флаги, наименования и др. Их разработка предполагает наличие соответствующих правил.
9 Закон 2003, направленный на реорганизацию местного самоуправления, представляет собой радикальный отход от принципов законодательства 1995. Закон 1995 года относит большинство вопросов, касающихся местного самоуправления, к ведению представительных органов местного самоуправления, при условии соответствия их решений Конституции и законодательству субъектов Федерации. Новый закон передаёт контроль над местным самоуправлением в основном федеральной власти, и детально регулирует организацию местного самоуправления, его финансирование, полномочия и предметы ведения.
10 Закон вызывает множество вопросов о его соответствии Конституции. Более того, неясно, действительно ли он поможет совершенствованию системы местного самоуправления. Жёстко регламентируя организацию и полномочия органов местного самоуправления, и прямо вводя их ответственность перед федеральной властью, закон существенно ограничивает способность органов местного самоуправления самостоятельно решать свои задачи. Предусматривая большую ответственность органов местного самоуправления перед федеральной властью, чем перед собственным населением, законо фактически лишает их стимулов для усиления "прозрачности" и подотчётности перед избирателями.
К числу нормативно-правовых актов, осуществляющих правовое регулирование муниципальных отношений, необходимо также отнести следующие. ФЗ от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы МС», обеспечивающий в соответствии со ст. 32 Конституции реальные гарантии участия граждан в МС; ФЗ от 21 июля 1997 г. «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ», усиливший гарантии МС в экономической сфере; ФЗ от 25 сентября 1997 г. «О финансовых основах МС в РФ», регламентирующий важнейшую сферу общественной жизни, без которой не может существовать ни одно звено МС, - сферу муниципальных финансов.
Необходимо отметить неполную правовую регламентацию нормами муниципального права многих общественных отношений в сфере МС (муниципальная собственность, муниципальные земли и т. д.), ведь муниципальное право – одна из самых молодых отраслей права и фактически находится в стадии становления. Пока же данная отрасль восполняет дефицит источников путем заимствования в иных отраслях права: финансовом, гражданском, административном.
Помимо федеральных законов, муниципально-правовые отношения регулируются значительным числом подзаконных актов. В их числе следует назвать два Указа Президента РФ от 9 октября 1993 г. «О некоторых мерах по оказанию государственной поддержки МС» и «О реформе представительных органов власти и органов МС». Эти указы, по существу, юридически ликвидировали систему Советов и заложили основу существующей системы МС. По большей части они носят исторический характер, поскольку сформулированные в них положения были поглощены нормами Конституции РФ либо оказались выполнены.
Следующий уровень нормативно-правового регулирования муниципально-правовых отношений на федеральном уровне – акты Правительства РФ. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1995 г. была утверждена Федеральная программа государственной поддержки МС. Её основные направления:
формирование правовой основы МС;
формирование финансово-экономической основы МС;
организационно-методическая поддержка МС;
информационная поддержка;
создание системы подготовки и переподготовки кадров для органов МС.
Программа включала в себя два этапа: первый – в течение 1996 г. – предусматривал создание базовых условий для формирования системы МС, и прежде всего его правовой основы. Второй этап – в течение 1997-1998 гг. – предусматривал осуществление мероприятий по становлению системы МС.
Законодательство субъектов РФ о местном самоуправлении.
В отличие от федерального законодательства, которое устанавливает лишь основы МС, нормативно-правовые акты субъектов РФ, как правило, закрепляют конкретную модель организации муниципальной власти на территории республики, области, края, города федерального значения, автономной области, автономного округа с учетом географических, исторических и социально-экономических особенностей.
Среди источников муниципального права регионального уровня можно выделить четыре подуровня. Первый образуют конституции республик, уставы иных субъектов РФ. Практически все конституции и уставы содержат специальный раздел, посвященный организации МС на территории субъекта.
Второй подуровень составляют законы республик, краев, областей, автономных образований, городов федерального значения о МС. Такие акты приняты далеко не во всех субъектах Федерации, но там, где они действуют, они определяют перечень вопросов местного значения, отнесенных к ведению муниципальных органов, конкретную их структуру, полномочия, порядок взаимоотношений между ними, формы непосредственного участия населения в МС, финансово-экономические и организационно-территориальные основы организации муниципальной власти, гарантии, ответственность и взаимоотношения с государственными органами федерального и регионального уровней.
Третий подуровень образуют локальные законы, посвященные регламентации наиболее значимых муниципально-правовых отношений. К их числу можно отнести: административно-территориальное устройство субъекта Федерации, выборы органов МС, организацию местного референдума, вопросы муниципальной собственности, формирование местного бюджета и т. д. Так же, как и на федеральном уровне, эти акты совместно с конституцией (уставом) и отраслевым законом о МС образуют систему законов, обеспечивающих формирование и функционирование муниципальной власти.
Поскольку система законов на региональном уровне находится лишь в стадии формирования, и здесь не обойтись без издания подзаконных актов: постановлений представительных органов государственной власти субъектов РФ, распоряжений глав администраций и решений конституционных (уставных) судов субъектов РФ, которые образуют четвертый подуровень муниципального права. Это, как правило, акты оперативного управления, действующие до издания соответствующих законов субъектов Федерации.
Таким образом, система законодательства о МС субъектов Федерации во многом аналогична федеральной, с тем лишь принципиальным отличием, что она закрепляет конкретные вопросы организации и развития в данном регионе.