Функции и пределы власти государства гроций. Учение Гуго Гроция о праве и государстве. Глава I. Роль концепции Гуго Гроция в истории мировых политических и правовых учений

Гуго Гроций (политические взгляды)

Гуго Гроций (политические и правовые взгляды)

Происхождение государства в рамках концепции Гуго Гроция

Догосударственный период жизни людей был охарактеризован Гроцием как «естественное состояние». В данном состоянии не было частной собственности, не было вышестоящих или нижестоящих людей, так как всё было общим. Со временем люди стали заниматься различными ремёслами и искусствами, ведя изысканный образ жизни. Кроме того, вместе с этим появляются многочисленные пороки, происходит переход от первобытной общности к разделению вещей (сначала движимых, а затем и недвижимых). Между людьми портятся отношения, а в обществе всё чаще возникают ссоры. Таким образом, появляется частная собственность.

При этом государство формируется на базе договора жителей. Теория данного договорного происхождения государства была противопоставлена феодальной концепции «божественности» власти. Сначала люди объединялись не по божественной воле, а на добровольных началах, убедившись на собственном опыте в бессилии некоторых отдельных семейств противиться насилию. Отсюда ведёт начало гражданская власть.

Гуго Гроций – основоположник международного права

Главной целью государства является сохранение правопорядка, а также охрана частной собственности, так как, прежде всего общество преследует цель пользования своим достоянием, которое обеспечивается каждому общими силами. Согласно Гроцию, государство – совершенный союз вольных жителей, который заключён ради общей пользы и соблюдения права.

Основной характеристикой успешного государства по Гроцию является суверенная верховная власть, к атрибутам которой прилагается правосудие, издание законов (как в светской, так и в религиозной области), назначение должностных лиц, а также прямое руководство их деятельностью, вопросы мира и войны, взимание налогов и заключение международных договоров.

Государство является общим носителем суверенной верховной власти, а носителями власти в её собственном смысле могут быть несколько (или один) человек – сообразно правам и законам того или иного народа.

Основной причиной создания «Трех книг о праве войны и мира» являлось стремление Гроция доказать, что даже во время военных действий голос закона не может заглушить оружейный грохот.

Учения Гроция о правде мира и войны было направлено на создание нового типа мирового сообщества, которое бы организовывалось по принципу равенства, взаимности и сотрудничества между всеми государствами и народами и их жителями.


Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет политических и социальных наук
Кафедра международных отношений

Гуго Гроций о государстве и праве

Курсовая работа
студента 1 курса,
специальности «международные отношения»
Шестаковой Екатерины Андреевны

Научный руководитель:
старший преподаватель
кафедры международных отношений,
кандидат политических наук,
Питухина М.А.

Введение

На протяжении развития мировой политической мысли, политики, ученые и философы, прежде всего, рассматривали вопрос взаимоотношений отдельного человека с обществом и государством. Основным понятием и объективной мерой для таких взаимоотношений стало право, в частности, права человека.
Гуго Гроций впервые рационально обосновал естественное право, отходя от богословской трактовки.
Идеи Гуго Гроция о естественном праве актуальны и сегодня, так как естественные права человека являются неотъемлемой частью жизни гражданского общества и в целом современного демократического государства. В условиях непрекращающихся споров и военных конфликтов между государствами, прежде всего, важен вопрос о регулировании этих процессов, а также о взаимоотношениях между государствами в принципе. Подобная проблематика рассматривалась философами и в античные времена, а особенно острый интерес возник к ним в Средние века.
Сочинение Гуго Гроция «О праве войны и мира» оказало поистине изумительное влияние на его современников: Густав Адольф 1 во время походов всего имел его при себе вместе с Евангелием, которое служило ему руководством; после издания трактата в различных германских университетах были учреждены кафедры для его изучения. Наконец, книга Гроция стала родоначальницей философского и позитивного течений, в которых развивалась наука международного права уже после него.
Первым последователем Г. Гроция был Пуффендорф 2 . Пуффендорф отождествлял международное право с естественным, отрицая саму возможность существования позитивного международного права. Он объяснял свою позицию тем, что государства не признают над собой никакой высшей власти. Пуффендорф говорил о том, что отношения между государствами в действительности регулируются не правом, а силой.
Касательно современного мира, необходимо сказать о «Всеобщей декларации прав человека», которая была принята 10 декабря 1948 года. В этой декларации утверждаются равные и неотъемлемые права и свободы человека, о которых Гроций писал в своих работах. Это доказывает тот факт, что взгляды мыслителя актуальны и сегодня.
Целью данной работы является изучение политических и правовых взглядов Гуго Гроция. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    Рассмотреть историческую обстановку и биографию Гуго Гроция как факторы влияния на его политико-правовую теорию;
    Исследовать основную работу Гуго Гроция – трактат «О праве войны и мира»;
    Изучить учение Гуго Гроция о естественном законе;
    Проанализировать взгляды и идеи Гуго Гроция о государстве и праве;
    Исследовать учение Гуго Гроция о праве войны и мира как основу международной политики.
Объектом исследования являются взгляды на проблему государства и права в странах Западной Европы Нового времени. Предмет исследования – идеи Гуго Гроция касательно права и государства.
Для написания курсовой работы были использованы такие методы, как аналитический, с помощью которого был проанализирован трактат Гуго Гроция «О праве войны и мира», а также научная литература, сравнительный для сравнения различных точек зрения о концепции Гроция, а также исторический для рассмотрения исторической обстановки и предпосылок для становления концепции.
Основным источником по проблематике исследования являлся трактат «О праве войны и мира: три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права», в котором раскрывается содержание учения Гроция.
Также при написании курсовой работы использовалась научная литература по проблематике исследования, среди которой особый интерес представляют такие работы, как статья О. Бородина «Война и мир на острие пера: концепция Гуго Гроция» 3 , в которой приводится подробный разбор и анализ концепции Гроция; статья Т.П. Лебедевой «Роль школы естественного права в формировании западной политико-правовой традиции» 4 , в которой автор рассматривает нравственные основы теории права, в частности естественного права; а также работа И.Ю. Козлихина «Гуго Гроций» 5 , в которой не только подробно рассматривается концепция, но также и критика, которой впоследствии подвергалось учение мыслителя.
Данная работа представлена введением, двумя главами, заключением и библиографией.
Первая глава называется «Роль концепции Гуго Гроция в истории мировой политической мысли» и описывает основную биографию ученого, историческую эпоху и мировую политическую обстановку, а также рассматривает понятие естественного права.
Вторая глава – «Учение Гуго Гроция о государстве и праве»» посвящена подробному разбору основного трактата мыслителя. В ней рассматриваются виды права, а также происхождение и роль государства.

Глава I. Роль концепции Гуго Гроция в истории мировых политических и правовых учений

Гуго Гроций – (настоящее имя Гуго де Гроот) голландский юрист и государственный деятель, а также философ, драматург и поэт. Родился 10 апреля 1583г, во время Нидерландской буржуазной революции. Заложил основы науки международного права, основываясь на естественном праве.
Г. Гроций родился в старинной, уважаемой семье. Его отец бы очень образованным, а также политически активным человеком, и воспитывал сына с ранних лет в традиционной гуманистической традиции, основываясь на учении Аристотеля. В восьмилетнем возрасте Гроций уже писал латинские стихи. В 11 лет Г. Гроций поступил в Университет Лейдена, где удивлял преподавателей своими обширными знаниями. В возрасте 15 лет, уже окончив университет и участвуя в посольстве во Францию, он попал на аудиенцию к королю Генриху IV, и его поразительные знания восхитили двор. Сам Генрих IV сказал: «Полюбуйтесь на чудо Голландии!». Вернувшись на родину, Гроций занялся адвокатурой, иногда выступая на ученом поприще. Был назначен в Гааге адвокатом (1599), позже – официальным историографом государства Голландия (1601). В 1604 году он занялся исследованием международного права, когда был задействован в слушаниях по процессу о захвате голландскими купцами португальского судна вместе с его грузом в Сингапурском проливе.
Время жизни и деятельности Г. Гроция совпало по времени с эпохой разрушения феодализма. Голландия, родина мыслителя, первой встала на путь капиталистического развития. Началом этого пути стала Нидерландская буржуазная революция или «Восьмидесятилетняя война» - успешная революция в борьбе за независимость от Испании. В XVII в. Нидерланды являлись одной из самых развитых стран того времени. В результате революции Нидерланды добились независимости, однако при этом очень остро стоял вопрос о власти. В борьбе за власть участвовали горожане и дворянство, чаще всего столкновения принимали форму борьбы религиозных сект.
В 1618 году Гуго Гроций занял пост ратспенсионария (главы местного самоуправления) в Роттердаме. Он оказался замешанным в противостояние кальвинистов и протестантов, был осужден на пожизненное заключение вместе с другими деятелями. В 1621 году ему удалось сбежать из-под стражи с помощью жены Марии и служанки. Следующие 11 лет Гроций провел во Франции, где и написал свои лучшие труды: «Истинное благочестие христианское» 6 (1627 г.) работа, посвященная христианской религии, а также «О праве войны и мира» 7 (1625 г), который мы рассмотрим далее более подробно. Дальнейший жизненный путь Гроция полон не только научными занятиями, но и активной дипломатической деятельностью. После неудачной попытки вернуться на родину, Гроций, по предложению шведского канцлера, перешел на службу к шведскому королю и был назначен послом в Париже. В 1645 г. он вышел в отставку и в августе того же года скончался, простудившись во время кораблекрушения. Его прах был перенесен на родину в Дельфт.
Гуго Гроций дал определение международному праву и фактически является его основателем. Каждый год проводятся торжественные церемонии вручения международных премий его имени.
Также, Г. Гроций совершил огромный вклад в развитие международного морского права. В 1609 году он опубликовал сочинение “Mare liberum”, в котором доказывал, что в силу своей необъятности и текучести океан не может принадлежать никому. Он выступил с позиции свободы деятельности в море (свободы судоходства и рыболовства), полагая, что морские ресурсы бесконечны. Его заслуга состоит в том, что он отменил средневековую традицию отождествления суверенитета и собственности, благодаря которой многие страны выражали свои претензии на обширные морские пространства 8 .
Самой известной работой Г. Гроция по праву считается «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права». Свой труд Гуго Гроций посвятил французскому королю в ответ на его радушный прием. Книга была опубликована в 1625 году. Трактат имел огромный успех, и к 1775 году появилось 77 изданий произведения на голландском, французском, немецком, английском, испанском и латинском языках. Но не менее знаменательно то, что в 1627 году «Три книги…» были внесены в индекс запрещенных книг папской курией, где оставались вплоть до 1900 года.
Впоследствии Гроцию нередко давались разные характеристики. Так, Француа-Мари Вольтер 9 назвал его «компилятором цитат», Жан-Жак Руссо 10 писал о его беспорядочной эрудиции, Георг Вильгельм Фридрих Гегель 11 заявил, что Гроция уже никто не читает, а П.И. Новгородцев 12 говорил о том, что его значение сильно преувеличено.
Трактат развивал систему принципов естественного права, которые являются обязательными для всех людей и всех народов, несмотря на местный обычай. Он представляет собой три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. Цель трактата – решение актуальных проблем международного права. Чтобы разобраться, какие проблемы являлись наиболее актуальными для того времени, следует обратиться к истории.
XVII век – эпоха буржуазных революций в Западной Европе. Основной задачей этих революций, несомненно, являлось уничтожение феодального строя и установление власти буржуазии, создание буржуазного государства. В зависимых и колониальных странах революция также была направлена на отстаивание национальной независимости. Быстро распространяющиеся по Европе антикатолические настроения послужили поводом для конфликта. Первой страной, успешно осуществившей революцию, стала Голландия, выдержавшая освободительную войну против Испании. Вторая буржуазная революция произошла в Англии («Великий мятеж» 1642–1649 гг. и «Славная революция» 1688–1689 гг.) Итогом этих революций стало появление теорий естественного права и общественного договора, основанных на рационализме 13 . С помощью рационализма и идеи природного равенства людей несправедливость феодального строя становилась совершенно очевидной. Нидерландская буржуазная революция также носит имя «Восьмидесятилетняя война». В результате этой революции были провозглашены независимыми Семь Соединенных Провинций 14 . Нидерландская революция стала одним из первых успешных расколов в Европе и привела к появлению первых европейских республик современного времени.
Карл V получил Нидерланды в наследство от отца и Испанию от матери. В 1549 году он отделил Семнадцать Провинций от территорий Священной Римской Империи и сделал их наследственным владением дома Габсбургов. В 1555 году он отрекается от нидерландской, а в 1556 году и от испанской короны. В 1556 году Карл передал трон своему сыну Филиппу II. Филипп родился в Испании и не говорил ни по-голландски, ни по-французски.
Причинами революции послужили неурожай 1566 года, повышение налогов, нетерпимость к протестантизму со стороны Испании. В конечном итоге, протестантскими агитаторами было спровоцировано иконоборческое восстание. Так началась война за независимость.
В ходе иконоборческого восстания ущерб был нанесен 5500 церквям и монастырям. Маргарита Пармская, являющаяся на тот момент штатгальтером Нидерландов, была вынуждена приостановить действия инквизиции по преследованию еретиков и легализовать кальвинизм. Успешное начало революции повлекло за собой антииспанские настроения также и в южных провинциях. Центр освободительного движения переместился на юг. Битвы испанских войск с севером принесли большие потери, в том числе, и в территориальном вопросе. Северные провинции обрели независимость – в 1572 году фактически, в 1648 году – юридически.
Голландия после революции оказалась молодой буржуазной республикой, которая находилась в окружении феодальных монархий. Политическая жизнь Голландии протекала в борьбе между сторонниками двух основных партий – республиканской и Оранжистской. Республиканская партия придерживалась буржуазно-патрицианской ориентации, Оранжистская, в свою очередь, состояла из приверженцев правления Оранского дома, в котором должность главы государства передавалась по наследству. В религиозной жизни господствовал кальвинизм, который сыграл идеологическую роль в объединении сил против гнета католической Испании. После победы официальная кальвинистская церковь в союзе с оранжистами выступала против республиканской партии. Причиной для борьбы послужила идея партии о свободе мысли и творчества, а также терпимое отношение к различным сектам и вероисповеданиям. В центре внимания европейской философской и политико-правовой мысли этой эпохи стояла борьба против теологии, духовного диктата церкви. Основной целью стала разработка новых светских и рациональных воззрений на мир. Классическим воплощением нового мировоззрения стала теория естественного права, которая начала складываться в XVII веке и сразу же получила широкое распространение. Теория естественного права основана на признании всех людей равными от природы. Согласно теории, от природы люди наделены одинаковым разумом, правами и стремлениями. Предписаниям естественного права должно соответствовать положительное право. Антифеодальный характер теории заключается в том, что люди признаются равными от природы, и равенство становится обязательным предписанием естественного права для права положительного.
Естественное право – это одна из наиболее устойчивых концепций философии права, заключающаяся в возведении конкретных правовых норм к совокупности закономерностей либо принципов, наделяемых качествами объективности, всеобщности, безграничности сферы и сроков действия 15 . Естественное право часто противопоставляют праву положительному, которое составляют законы и прописные нормы. Противопоставление естественного права и права положительного заключается в том, что естественное право – это идеал, а положительное – это действительность, в которой присутствуют недостатки и несовершенства положительных установлений.
Существует тесная связь между философией естественного права (античная традиция), эллинизма и средневекового христианства, и школой естественного права Нового времени. 16 Яркими представителями эволюции естественного права были Аристотель, греческие стоики, Цицерон, римские стоики и схоласты. Идеи о естественном праве возникли в древности. Демократические философы Греции говорили о праве, которое существует от природы и противопоставляли его праву, которое является результатом человеческого установления. Естественный закон, который был систематизирован Аристотелем, получил развитие у греческих стоиков. Цицерон, в свою очередь, придал учению стоиков ту форму, в которой она просуществовала до XIX века.
Гуго Гроций справедливо считается отцом науки международного права. Однако он имел предшественников, в трудах которых уже появлялось осознание необходимости определить международные отношения юридическим образом. К числу этих юристов относится испанский писатель конца XVI начала XVII столетия Франциско Суарес 17 . В своем трактате «De legibus ac Deo legislatore» 18 он различает право народов «jus gentium» и право естественное «jus naturale». По его мнению, христианские государства должны определять отношения между собой трактами и обычаями, которые составляют право, которое не является естественным. Однако он не развил свою мысль подробно, вследствие чего она не получила ясного выражения.
Наиболее известным предшественником Г. Гроция является Альберико Джентиле 19 . В своем сочинении «О праве войны» он говорит о том, что государства должны определять взаимные отношения не по фактически существующим правилам, а по известным юридическим нормам, которые должны быть признаны всеми европейскими народами.
Естественно-правовое мышление Нового времени привело к возникновению общности современного типа – демократического конституционно-правового государства. В нем были определены границы свободы человека, которые никому было не позволено переступать. Также оно позволило появиться таким фундаментальным понятиям, как разделение властей, национальный суверенитет и права человека.
Естественное право делится на объективное и субъективное. Субъективное естественное право есть мера свободы субъекта права, его возможного поведения. Основные субъектные естественные права закрепляются позитивным правом в большинстве государств, но они не создаются государством и, соответственно, не могут быть ограничены или ликвидированы им. Объективное естественное право – это система социально оправданных правил поведения, которые существуют независимо от воли и усмотрения государства и общества.
Существует мнение, что естественное право не является противоположностью позитивного права, а составляет его идеальную сущность и основу. При этом ценности естественного права не исчезают, даже если они переходят в позитивное право. Очевидно также, что естественное право оказывает серьезное влияние на юридическую деятельность, не являясь при этом официальным регулятором общественным отношений.
Существуют определенные требования к содержанию естественного права: истинность, доказываемость, профессиональная и общественная очевидность, обобщенность, стабильность, историчность, авторитетность источника, реальная применимость 20 .
Истинность предполагает соответствие принципов естественного права действительности; доказываемость означает логическую обоснованность этих принципов. Принципы естественного права должны быть очевидны в общем для людей, не имеющих отношения к юриспруденции, и в частности, для профессиональных юристов в более конкретном виде. Обобщенность предполагает возможность применения этих принципов для множества аналогичных случаев. Стабильность означает устойчивость содержания принципа. Историчность учитывает исторические особенности развития общества, что ведет за собой некую модификацию содержания принципов. Авторитетность подразумевает фундаментальность источника и высокую степень доверия к этому источнику. Наконец, реальность применения предполагает работу только с теми принципами естественного права, которые четко и ясно сформулированы и исчерпывающе регулируют общественные отношения.
С первой трети XIX века интерес к естественному праву начал постепенно угасать. Традиция подвергается резкой критике. Одним из первых ее критиков был И.Бентам 21 . Он утверждал, что все то, что не содержится в кодексе законов, не может быть законом. Только писаный закон имеет надежное основание, а закон неписаный всегда вызывает сомнения.
Новый расцвет происходит в 1940-1950 гг. Апогеем этого расцвета можно считать Декларацию прав человека, которая была составлена Объединенными Нациями в 1948 году, где естественно-правовое мышление обрело политический и правовой смысл 22 . Из-за возрождения в западной научной литературе вопроса о справедливости происходит своего рода реабилитация естественно-правовой тематики Нового времени.
Естественно-правовое мышление привело к появлению идеологии либерализма и становлению демократического государства. Принципы естественного права входят в качестве фундаментальных и составных в частное и публичное право.
Таким образом, Гуго Гроций внес существенный вклад в развитие мировой политической мысли и его взгляды являются актуальными и сегодня. После создания Гроцием концепции естественного права все последующие мыслители обращались к ней для обоснования своих идей. Принципы концепции Гуго Гроция лежат в основе как внутрегосударственных, так и внешнеполитических отношений всех демократических стран.

Глава II. Учение Гуго Гроция о государстве и праве

Гуго Гроций принадлежит к числу выдающихся мыслителей в истории человечества, которые продолжили изучение государства с позиций «разума и опыта, а не теологии». Значительная часть его жизни пришлась на годы Тридцатилетней войны. В эти годы Гроций не был в Германии, но отлично понимал ее бедственное положение и горячо сочувствовал. Несомненно, события войны наложили сильный отпечаток на труд Г. Гроция «О праве войны и мира…». Можно даже полагать, что сам труд и вызван этими событиями, он является откликом на сильно волновавшую Г. Гроция проблему установления действительного мира. Ужасы и бедствия, порожденные Тридцатилетней войной, побудили его задаться вопросом: не должны ли христианские народы, во время войны между собой, подчиняться известным законам, сдерживающим животные страсти людей 23 ? Для решения вопроса Г. Гроций обратился к истории и литературе древнего мира и Средневековья. Он собрал огромное количество фактов и мнений авторитетных мыслителей, которые утвердили его в убеждении, что христианские народы имеют право вести войну, но тогда они обязаны ограничивать свой произвол уважением неотъемлемых прав, вытекающих из самой человеческой природы.
Трактат Г. Гроция преимущественно посвящен вопросам войны. С целью более подробно и точно выяснить эти вопросы он досконально рассматривает начала, на которых основывается право в целом и международное право в особенности.
Прежде всего, Гроций был заинтересован в вопросах регулирования международных отношений. По его мнению, предписания международного права должны выводиться из обычаев и договоров, которые могли бы считаться обязательным для всех народов 24 . Можно сказать, что Гроций хотел, чтобы международное право, основанное на обычаях и договорах, было положительным правом в истинном смысле 25 . Его энциклопедическая образованность дала ему возможность совершить научный подвиг – создать систему международных отношений как науку. Гуго Гроций – провозвестник нового: он боролся за науку против схоластики, поэтому его система основана на светских философских принципах и значительно освобождена от богословия.
Чтобы понять вклад мыслителя в мировую политическую мысль, необходимо вспомнить, каково было состояние юридической науки и международного права до Гроция. Философская и правовая мысль к концу XVI века становилась самостоятельной, постепенно отходя от богословия. Было бы неправильным считать, что идеи о естественном праве и теория общественного договора являются открытием Нового времени, так как они были известны еще в древности. В эпоху реформации учение о естественном праве постепенно отходит от идей католицизма.
Исходная позиция Гроция весьма знаменательна – с одной стороны, он призывает не обращаться к доводам религии, с другой – боится быть обвиненным в неверии. На протяжении всей книги Гроций неоднократно ссылается на Священное Писание, но рассматривает изложенные в нем события как реальные исторические факты и прецеденты. Можно сказать, что, сохраняя верность религии, Гроций стремится освободить философскую и политико-правовую мысль от непосредственного влияния богословия 26 .
Гуго Гроций – прежде всего юрист, соответственно, право – предмет его исследования. Основная цель его трактата – придать юриспруденции научную форму, которой она, по мнению Гроция, ранее не имела. Его идея состоит в том, что есть право естественное и положительное (позитивное).
Нельзя не заметить, что в своем, поистине колоссальном по объему, труде Гуго Гроций не слишком занимается теоретическими построениями. Общие положения опираются на бесчисленные примеры, высказывания, ссылки, цитаты и т.п 27 . Он стремится привести как можно больше высказываний разных авторов: философов, историков, писателей, политиков, поэтов, таких как, Аристотель, Платон, Цицерон, Плутарх, Тит Ливий и другие. Также Г. Гроций снабжает каждую главу примечаниями, в которых также приводятся высказывания авторитетов разных эпох. Гроций проштудировал сотни трудов предшественников: поэтов, философов, географов, среди которых – греки, римляне, византийцы. Тексты цитируются на оригинальном языке – на греческом, латинском и еврейском. Все это говорит о колоссальной эрудиции Гуго Гроция и о его энциклопедических знаниях, без которых, разумеется, было бы невозможно установить основы новой отрасли юриспруденции.
Трактат Гроция «О праве войны и мира» - произведение энциклопедического охвата 28 . Трудно найти область международного права, которую он не затронул. Историческое значение книги имеет непреходящий характер: в ней были собраны воедино и сформулированы все аксиомы международного права, что дало ему возможность превратиться в отдельную самостоятельную отрасль юриспруденции. Несколько столетий труд Г. Гроция являлся непосредственным источником практических решений для тех, кто занимался международными правовыми актами. По сей день трактат остается фундаментом международного права в качестве и юридической дисциплины, и непосредственно деятельности по регулированию межгосударственных отношений.

Основная цель трактата Гуго Гроция – выявить начала справедливости в международных отношениях. Гроций считал, что если войны избежать невозможно, то вести ее нужно в соответствии с принципами гуманности и права 29 . Гроций отрицает такую точку зрения, как то, что во время войны нет законов, и все решает сила 30 .
Таким образом, перед Г. Гроцием встал вопрос о том, что собой представляет право вообще. Гуго Гроций разделял право на естественное и волеустановленное. Естественное право, по Гуго Гроцию, это «предписание здравого разума, коим то или иное действие, в зависимости от его соответствия или противоречия самой разумной природе, признается либо морально позорным, либо морально необходимым» 31 . Источником естественного права, по мнению Г. Гроция, является сама природа человека, потому что человек отличается от других существ тем, что он наделен разумом и стремлением к общению: «К числу свойств, присущих человеку, относится стремление к общению или, что то же, общительность, но не всякая общительность, а именно - стремление к спокойному и руководимому собственным разумом общению человека с себе подобными…» 32 . Естественное право не зависит ни от произвола людей, ни от божьей воли. Гроций не отрицает существование Бога, но это не мешает ему твердо придерживаться мнения о том, что естественное право не зависит от божественных установлений, и даже Бог не в силах изменить его требований, например, сделать зло добром: «Естественное право, с другой стороны, столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим богом. Хотя божественное всемогущество и безмерно, тем не менее можно и назвать нечто такое, на что оно не распространяется» 33
и т.д.................

Первым крупным теоретиком школы естественного права был нидерландский ученый Гуго Гроций (1583-1645).

Нидерланды* XVII в. представляли собой наиболее развитую страну того времени. В результате успешной борьбы против гнета испанского короля и феодалов Нидерланды добились независимости и создания республики. Между группами горожан и дворянства Нидерландов шла борьба за власть, нередко в форме столкновений кальвинистских сект. Приняв участие в этой борьбе, Гроций был осужден сторонниками враждебной группировки и вынужден эмигрировать во Францию. Там он написал знаменитый трактат "О праве войны и мира. Три книги" (1625 г.).

* Нидерланды - Соединенные провинции - объединяли семь провинций и несколько областей; это государство нередко называли просто "Голландия" по имени наиболее многолюдной и богатой провинции.

Цель трактата - решение актуальных проблем международного права. Разбор теоретических проблем войны и мира потребовал решения более общих вопросов о праве, справедливости, их источниках, формах существования, методах изучения. В результате Гроцием была разработана политико-правовая доктрина, основанная на новой методологии, содержащая оригинальные решения ряда проблем общей теории права и государства, а также некоторые радикальные для того времени программные положения.

Исходный пункт учения Гроция - природа человека, социальные качества людей. Гроций различает право естественное и право волеустановленное.

Источником естественного права является человеческий разум, в котором заложено стремление к спокойному общению человека с другими людьми. На этой основе Гроций определяет предписания естественного права (требования разума), к которым относит "как воздержание от чужого имущества, так и возвращение полученной чужой вещи и возмещение извлеченной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по нашей вине, а также воздаяние людям заслуженного наказания".

Волеустановленное право (оно делится на человеческое и божественное) должно соответствовать предписаниям естественного права.

Гроций писал, что он не стремится затрагивать жгучие вопроси современности и будущего: "Поистине признаюсь, что, говоря о праве, я отвлекался мыслью от всякого отдельного факта, подобно математикам, которые рассматривают фигуры, отвлекаясь от тел". Однако уже исходная, стержневая категория его доктрины - понятие и содержание справедливости и естественного права - раскрывается через те частноправовые институты, воплощение которых в законодательстве имело первостепенную важность для становления гражданского общества. "Общество, - утверждал Гроций, - преследует ту цель, чтобы пользование своим достоянием было обеспечено каждому общими силами и с общего согласия". Поэтому справедливость как условие общежития "целиком состоит в воздержании от посягательств на чужое достояние".

Противопоставление Гроцием требований естественного права нормам права волеустановленного, т.е. существовавшим в большинстве стран феодальным правовым институтам, явилось орудием критики феодального права и феодального строя в целом. Сам Гроций еще не делал из теории естественного права радикальных выводов; но теоретические основы для таких выводов заложены были Гроцием.

В трудах Гроция нередки ссылки на бога и священное писание; однако бог в его доктрине откровенно подчинен законам природы: "Естественное же право столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим богом... Подобно тому, как бог не может сделать, чтобы дважды два не равнялось четырем, так точно он не может зло по внутреннему смыслу обратить в добро". Поэтому естественному праву должно соответствовать не только человеческое, но и божественное волеустановленное право (т.е. предписания религии).

Согласно Гроцию некогда существовало "естественное состояние", когда не было ни государства, ни частной собственности. Развитие человечества, утрата им первоначальной простоты, стремление людей к общению, их способность руководствоваться разумом побудили их заключить договор о создании государства.

Теория договорного происхождения государства резко противостояла феодальным концепциям богоустановленности власти. "Первоначально люди объединились в государство не по божественному повелению, - писал Гроций, - но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия, откуда ведет свое происхождение гражданская власть".

Идея договорного возникновения государства высказывалась в истории политико-правовой мысли задолго до Гроция; в практике средних веков договоры между феодалами, между феодалами и городами были формой, источником права, в том числе и публичного права. Но только у Гроция договор о создании государства рассматривается как исходное понятие теории государства, как основа самого государства, длящихся отношений власти и подчинения. Начиная с Гроция почти все теоретические построения XVII-XVIII вв., объясняющие сущность, причины, способы создания государства, исходили из этой посылки.

Государство Гроций определял как "совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы". Признаком государства является верховная власть, к атрибутам которой Гроций, подобно Бодену, относил издание законов (в области как религиозной, так и светской), правосудие, назначение должностных лиц и руководство их деятельностью, взимание налогов, вопросы войны и мира, заключение международных договоров.

Первостепенное внимание к проблемам международного права требовало специального исследования вопроса о носителе верховной власти, а тем самым о формах правления. Выводы Гроция в этой части довольно умеренны. Каждая существующая форма правления имеет своим источником общественный договор, считал он, поэтому носителем суверенитета являются лицо, или группа лиц, или собрание либо сочетание лиц и собраний, обладающие атрибутами верховной власти.

Носители верховной власти представляют государство не только в международных связях, но и в отношениях с собственным народом. При создании государства народ мог избрать любую форму правления; но, избрав ее, народ должен повиноваться правителям и не может без их согласия изменить форму правления, ибо договоры в соответствии с естественным правом должны исполняться. Поэтому Гроций считал правомерной любую существующую форму правления и отрицал право подданных сопротивляться хотя бы и несправедливым предписаниям власти.

Однако в эту концепцию Гроций вносит ряд существенных коррективов. Во-первых, народ может изменить образ правления, если такое право (явно или неявно) оставлено за ним общественным договором либо если договор расторгнут правителями государства. Во-вторых, что более существенно для доктрины, при особых обстоятельствах право народа преобразовать государство вытекает из существа общественного договора. Поскольку при заключении общественного договора люди вряд ли возложили на себя "суровую обязанность при всех обстоятельствах предпочесть смерть необходимости вооруженного сопротивления насилию начальствующих лиц", подданные вправе считать общественный договор расторгнутым в случае "крайней необходимости", "большой и явной опасности", грозящей подданным со стороны правителей государства. К таким случаям относится тот, когда "царь, проникнутый чисто враждебным духом, замышляет гибель всего народа". В частности, замечал Гроций, явно имея в виду борьбу Нидерландов против гнета феодальной Испании, правомерно сопротивление монарху, если "ради благополучия одного народа он задумает гибель другого, чтобы устроить там колонии".

Прогрессивны также международно-правовые взгляды Гроция. Главной причиной написания "Трех книг о праве войны и мира" было стремление Гроция доказать, что во время войны глас закона не заглушается грохотом оружия. Естественное право сохраняет свое действие и во время войн, о чем, печалился Гроций, нередко забывали его современники: "Я был свидетелем такого безобразия на войне между христианами, которое позорно даже для варваров, а именно: сплошь и рядом берутся за оружие по ничтожным поводам, а то и вовсе без всякого повода, а раз начав войну, не соблюдают даже божеских, не говоря уже о человеческих, законов, как если бы в силу общего закона разнузданное неистовство вступило на путь всевозможных злодеяний".

Гроций осуждал агрессивные, захватнические войны, считал, что их зачинщики должны нести ответственность. Если же война началась, то она должна вестись ради заключения мира и подчиняться принципам естественного права. Одним из принципов международного права Гроций считал незыблемость договоров между государствами.

Книга Гроция уже в 1627 г. по распоряжению папы была внесена в "Индекс запрещенных книг; тем не менее за 30 последующих лет вышло более 40 ее различных изданий. Разработанная Гроцием теория естественного права и идея общественного договора сразу же приобрели интернациональный характер; после Гроция крупнейшим их теоретиком был англичанин Т.Гоббс (см. § 3), делавший, однако, из концепции общественного договора выводы в защиту абсолютизма. С этими выводами резко полемизировал нидерландский философ Спиноза (см. § 5).

Гуго Гроций принадлежит к числу выдающихся мыслителей в истории человечества, которые продолжили изучение государства с позиций «разума и опыта, а не теологии». Значительная часть его жизни пришлась на годы Тридцатилетней войны. В эти годы Гроций не был в Германии, но отлично понимал ее бедственное положение и горячо сочувствовал. Несомненно, события войны наложили сильный отпечаток на труд Г. Гроция «О праве войны и мира…». Можно даже полагать, что сам труд и вызван этими событиями, он является откликом на сильно волновавшую Г. Гроция проблему установления действительного мира. Ужасы и бедствия, порожденные Тридцатилетней войной, побудили его задаться вопросом: не должны ли христианские народы, во время войны между собой, подчиняться известным законам, сдерживающим животные страсти людей? Для решения вопроса Г. Гроций обратился к истории и литературе древнего мира и Средневековья. Он собрал огромное количество фактов и мнений авторитетных мыслителей, которые утвердили его в убеждении, что христианские народы имеют право вести войну, но тогда они обязаны ограничивать свой произвол уважением неотъемлемых прав, вытекающих из самой человеческой природы.

Трактат Г. Гроция преимущественно посвящен вопросам войны. С целью более подробно и точно выяснить эти вопросы он досконально рассматривает начала, на которых основывается право в целом и международное право в особенности.

Прежде всего, Гроций был заинтересован в вопросах регулирования международных отношений. По его мнению, предписания международного права должны выводиться из обычаев и договоров, которые могли бы считаться обязательным для всех народов. Можно сказать, что Гроций хотел, чтобы международное право, основанное на обычаях и договорах, было положительным правом в истинном смысле. Его энциклопедическая образованность дала ему возможность совершить научный подвиг - создать систему международных отношений как науку. Гуго Гроций - провозвестник нового: он боролся за науку против схоластики, поэтому его система основана на светских философских принципах и значительно освобождена от богословия.

Чтобы понять вклад мыслителя в мировую политическую мысль, необходимо вспомнить, каково было состояние юридической науки и международного права до Гроция. Философская и правовая мысль к концу XVI века становилась самостоятельной, постепенно отходя от богословия. Было бы неправильным считать, что идеи о естественном праве и теория общественного договора являются открытием Нового времени, так как они были известны еще в древности. В эпоху реформации учение о естественном праве постепенно отходит от идей католицизма.

Исходная позиция Гроция весьма знаменательна - с одной стороны, он призывает не обращаться к доводам религии, с другой - боится быть обвиненным в неверии. На протяжении всей книги Гроций неоднократно ссылается на Священное Писание, но рассматривает изложенные в нем события как реальные исторические факты и прецеденты. Можно сказать, что, сохраняя верность религии, Гроций стремится освободить философскую и политико-правовую мысль от непосредственного влияния богословия.

Гуго Гроций - прежде всего юрист, соответственно, право - предмет его исследования. Основная цель его трактата - придать юриспруденции научную форму, которой она, по мнению Гроция, ранее не имела. Его идея состоит в том, что есть право естественное и положительное (позитивное).

Нельзя не заметить, что в своем, поистине колоссальном по объему, труде Гуго Гроций не слишком занимается теоретическими построениями. Общие положения опираются на бесчисленные примеры, высказывания, ссылки, цитаты и т.п. Он стремится привести как можно больше высказываний разных авторов: философов, историков, писателей, политиков, поэтов, таких как, Аристотель, Платон, Цицерон, Плутарх, Тит Ливий и другие. Также Г. Гроций снабжает каждую главу примечаниями, в которых также приводятся высказывания авторитетов разных эпох. Гроций проштудировал сотни трудов предшественников: поэтов, философов, географов, среди которых - греки, римляне, византийцы. Тексты цитируются на оригинальном языке - на греческом, латинском и еврейском. Все это говорит о колоссальной эрудиции Гуго Гроция и о его энциклопедических знаниях, без которых, разумеется, было бы невозможно установить основы новой отрасли юриспруденции.

Трактат Гроция «О праве войны и мира» - произведение энциклопедического охвата. Трудно найти область международного права, которую он не затронул. Историческое значение книги имеет непреходящий характер: в ней были собраны воедино и сформулированы все аксиомы международного права, что дало ему возможность превратиться в отдельную самостоятельную отрасль юриспруденции. Несколько столетий труд Г. Гроция являлся непосредственным источником практических решений для тех, кто занимался международными правовыми актами. По сей день трактат остается фундаментом международного права в качестве и юридической дисциплины, и непосредственно деятельности по регулированию межгосударственных отношений.

Основная цель трактата Гуго Гроция - выявить начала справедливости в международных отношениях. Гроций считал, что если войны избежать невозможно, то вести ее нужно в соответствии с принципами гуманности и права. Гроций отрицает такую точку зрения, как то, что во время войны нет законов, и все решает сила.

Таким образом, перед Г. Гроцием встал вопрос о том, что собой представляет право вообще. Гуго Гроций разделял право на естественное и волеустановленное. Естественное право, по Гуго Гроцию, это «предписание здравого разума, коим то или иное действие, в зависимости от его соответствия или противоречия самой разумной природе, признается либо морально позорным, либо морально необходимым». Источником естественного права, по мнению Г. Гроция, является сама природа человека, потому что человек отличается от других существ тем, что он наделен разумом и стремлением к общению: «К числу свойств, присущих человеку, относится стремление к общению или, что то же, общительность, но не всякая общительность, а именно -- стремление к спокойному и руководимому собственным разумом общению человека с себе подобными…». Естественное право не зависит ни от произвола людей, ни от божьей воли. Гроций не отрицает существование Бога, но это не мешает ему твердо придерживаться мнения о том, что естественное право не зависит от божественных установлений, и даже Бог не в силах изменить его требований, например, сделать зло добром: «Естественное право, с другой стороны, столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим богом. Хотя божественное всемогущество и безмерно, тем не менее, можно и назвать нечто такое, на что оно не распространяется». Тем не менее, предписания естественного право, по мнению Г. Гроция, не только не расходятся с божественной волей, но и, более того, Бог требует их неукоснительного соблюдения: «Право естественное есть предписание здравого разума, коим то или иное действие, в зависимости от его соответствия самой разумной природе, признается либо морально позорным, либо морально необходимым; а следовательно, такое действие или воспрещено или предписано самим Богом, создателем природы». Таким образом, Бог является творцом всего сущего и выступает в роли творца человеческой природы, которая является источником естественного права. Но именно человеческая природа определяет содержание естественного права, а не усмотрение Бога.

Гуго Гроций говорил о том, что к естественному праву прямое отношение имеет польза, потому что люди беспомощны и нуждаются в благоустроенном образе жизни для развития совместной жизни. Здесь же Гроций находит источники появления международного права: «Но подобно тому, как законы любого государства преследуют его особую пользу, так точно известные права могли возникнуть в силу взаимного соглашения, как между всеми государствами, так и между большинством их». Он говорит о том, что законы любого государства создаются для пользы, соответственно, некоторые права могли возникнуть из взаимных соглашений, которые отвечали интересам всех государств в общем. Словосочетание «право народов» Г. Гроций употребляет в значении непосредственно международного права: «И оказывается даже, что подобного рода права возникли в интересах не каждого сообщества людей в отдельности, а в интересах обширной совокупности всех таких сообществ».

Согласно взглядам Г. Гроция, человек является живым существом «высшего порядка», которое сильно отличается от остальных живых существ. Одним из свойств человеческой натуры является стремление к общению, но не простое стремление, а «стремление к спокойному и руководимому собственным разумом общению … с себе подобными». Также, люди обладают способностью к знаниям и деятельности, а также особым органом для общения. Все это, по мнению Гуго Гроция, сильно отличает человека от других живых существ: «Однако эти способности, свойственные человеку, …, присущи только человеческой природе». Таким образом, именно стремление к общению, которое контролирует разум, является источником естественного права.

Согласно Гуго Гроцию, принципы естественного права отвечают коренным нуждам общежития людей. Сущность естественного права составляют три принципа: воздержание от посягательств на чужую собственность, соблюдение договоров и наказание за преступления. Естественно для того времени то, что первым и особо важным принципом является именно вопрос о собственности. Гроций считал, что в естественном состоянии не было частной собственности, соответственно, не было и неравенства между людьми: «Общность имущества была естественна до тех пор, пока не была введена частная собственность». Равенство людей в наибольшей степени соответствует естественному праву. Однако в процессе формирования общества и частной собственности появляется позитивное право. Этот период и есть время формирования позитивных правовых норм на основе естественного права, которые часто не соответствуют принципам естественного права в силу обмана, заблуждения. Например, институт рабства: он признается правом народов некоторых стран, однако противоречит принципам естественного прав.

Гуго Гроций не смог четко разграничить право и мораль, хотя и принимал к этому попытки. Эта особенность обуславливает своеобразие его подхода к значению принуждения для права: поскольку Гроций стремится отличить правовые нормы от моральных заповедей, он отмечает, что «право есть воля сильнейшего; другими словами, право не получает своего внешнего осуществления, если оно лишено силы для проведения в жизнь». Тем не менее, в трактате «О праве войны и мира» правовые предписания отождествляются с требованиями нравственности и справедливости.

Гуго Гроций развивает учение о неизменности естественного права, основываясь на незыблемости свойств и стремлений человека вообще, а не в определенный период времени. Согласно Гроцию, возможны определенные видоизменения отношений между людьми, которые регулируются естественным правом, однако подобные видоизменения не есть изменения естественного права как такового: «Так, например, если кредитор считает, что он уже получил с меня долг, то я не обязан более ничего платить, но не потому что естественное право прекратило требовать с меня уплаты моего долга, а потому что прекратился сам долг».

По Г. Гроцию, некоторые правила естественного права предписывают что-либо не непосредственно, а в расчете на известный порядок вещей: «Право естественное распространяется не только на то, что находится непосредственно в зависимости от человеческой воли, но также и на многие последствия, вытекающие из актов человеческой воли. Так, например, право собственности,…, установлено волей человека».

Гуго Гроций пишет, что принадлежность к естественному праву доказывается или из «первых начал» (a priori), или «из вытекающих отсюда последствий» (a posteriori). Первый способ познания отличается большей отвлеченностью, второй - большей общедоступностью. Доказательство a priori, по Г. Гроцию, состоит в обнаружении посредством логических рассуждений соответствия данного правила поведения человеческой природе. С другой стороны, доказательство posteriori состоит в выяснении опытным путем того, что признается естественным правом у всех или хотя бы у всех наиболее образованных народов, так как общераспространенное следствие предполагает общую причину, а причина всеобщего убеждения, скорее всего, есть так называемый общий смысл.

В Пролегоменах Гроций говорит о перечне требований, выходящих из стремления людей к общению: воздержание от чужого имущества, возвращение чужой вещи и извлеченной из нее выгоды, соблюдение обещаний, возмещение ущерба при наличии вины, воздаяние заслуженного наказания: «Такое соблюдение правил общежития, …, есть источник так называемого права в собственном смысле». Эти требования имели реальный смысл в эпоху Г. Гроция: они служили для укрепления капиталистической собственности и ограничения феодального произвола.

Согласно взглядам Гроция, существует также волеустановленное право, которое Гроций ставит напротив естественного, ссылаясь на идеи Аристотеля, который называл волеустановленное право «законным правом». Основные отличия его заключаются в том, что оно «возникло путем установления, часто изменяется во времени и различно в разных местах». Источники волеустановленного права - Божья воля и воля людей, поэтому оно делится на право божественное и право человеческое.

Гроций отрицает, что содержание естественного права напрямую зависит от Бога, но при этом говорит о том, что Бог - творец особых «божественных законов», которые изложены в священном писании.

По концепции Г. Гроция, право человеческое имеет свои подвиды: право внутригосударственное, которое устанавливается гражданской властью, и право человеческое в более узком и широком смысле по отношению к внутрегосударственному. Внутригосударственное право подчиняется гражданской власти, имеет различные виды и охватывает веления отца, господина и т.д. Право в более широком смысле, по Гроцию, называется «правом народа», потому что закрепляется волей всех или большинства государств.

Во внутригосударственном праве выражаются веления государственной власти, которая учреждается людьми, соединившимися в общественные союзы. «Матерью» внутригосударственного права является обязательство, которое люди принимают по взаимному соглашению при появлении государства.

Необходимость выполнения внутригосударственного права обусловлена общественным договором, обязанность соблюдения самого договора вытекает из естественного права. Таким образом, природа является «прародительницей внутригосударственного права».

Естественное право порождается за счет стремления людей к общению. К правилам естественного права добавляется принцип пользы, который характерен для внутригосударственного права: «Оттого-то и те, кто предписывает законы другим, обычно тем самым преследуют какую-нибудь пользу или, по крайней мере, должны ее преследовать».

Гуго Гроций выводит понятие «права народов», которое возникло «в интересах не каждого сообщества людей в отдельности, а в интересах обширной совокупности всех таких сообществ».

В трактате «О праве войны и мира…» Гроций уделяет много внимания вопросам гражданского и уголовного права. В особенности его интересовали имущественные отношения людей и право частной собственности. Гроций не считает частную собственность присущей естественному состоянию людей, поэтому он останавливается на обстоятельствах появления частной собственности в человеческом обществе. Первобытное состояние общество характеризуется наличием общности имуществ, при которой человек мог овладеть всем и потребить все, что ему было доступно. Со временем потребности людей возросли, так как появились новые навыки, а соответственно, и новые требования. Согласие и взаимная любовь людей была нарушена честолюбием, которое Гроций называет «заносчивым пороком». Люди расселялись на новые местности, постепенно удаляясь друг от друга на все большие расстояния. Все эти факторы привели к тому, что сохранение равенства стало невозможным, и переход от общности имуществ к частной собственности стал неизбежен: «Очевидно, люди. наскучив довольствоваться дикими растениями, служившими им пищей, пещерами в качестве жилищ,…, избрали себе более изысканный образ жизни».

Гуго Гроций рассматривает право частной собственности как возможность лица владеть и пользоваться своим имуществом, извлекать из него доходы и удовлетворять свои нужды посредством этих доходов, распоряжаться им вплоть до отчуждения его другими лицами. Гроций считает, что нарушение прав собственника является недопустимым вследствие того, что частная собственность установлена в обществе. Частная собственность является результатом соглашения людей, соответственно, обязанности воздерживаться от чужого имущества, возвращать его и извлеченную из него выгоду, возмещать ущерб собственникам предписаны непосредственно естественным правом, так как выходят из стремления людей к общению: «Такое соблюдение правил общежития,…, есть источник так называемого права в собственном смысле; к нему относятся как воздержание от чужого имущества, так и возвращение полученной чужой вещи и возмещение извлеченной из нее выгоды».

Безусловно, интересным является факт того, что Гроций наделяет государя неким верховным правом собственности, по которому он может пользоваться имуществом его подданных в силу «государственного интереса».

В своем трактате касательно уголовного права, Гуго Гроций большое внимание уделяет вопросу о наказании. Гроций выводит определение наказания: «Наказание …есть перенесение зла, причиняемого за совершение злодеяния». В зависимости от характера, противоправные действия влекут различные последствия для лица, совершившего их. В одних случаях правонарушитель обязан просто возместить причиненный ущерб, тогда как в других случаях, он «должен терпеть страдание».

Наложение наказания за преступные действия является одним из принципов естественного права, однако оно не содержит четких указаний и правил насчет того, кто должен наказывать преступников. С образованием государства из соглашения людей вытекает то, что осуществление правосудия по уголовным делам является обязанностью государственной власти в лице ее судебных органов.

Гуго Гроций считал, что наказание не должно быть самоцелью и не может рассматриваться только как возмездие. Цель наказания состоит из трех аспектов: польза преступника, польза потерпевшего и польза всего общества. Польза для наказуемого состоит в том, что наказание содействует его исправлению: «Так как всякое деяние, …, порождает некоторого рода склонность, которая, достигнув зрелости, называется предрасположением, то необходимо как можно скорее отнять привлекательность у порока, чего нельзя достигнуть иначе, как отняв у сладости приятность каким-нибудь последующим страданием». Польза для потерпевшего заключается в том, что у него появятся гарантии от аналогичных преступлений: «Чтобы избегнуть обиды со стороны того, от кого потерпели уже зло, можно прибегнуть к троякого рода предохранительными мерам: во-первых, удалить совершившего преступление, во-вторых, отнять у него дальнейшую возможность навредить, в-третьих, отучить его от преступной деятельности причинением страдания». Такая же польза присутствует и для общества, которое заинтересовано в предотвращении любых преступлений: «Всеобщая польза, составляющая цель третьего рода, включает те же элементы, что и польза потерпевшего».

Особенности наказания состоят в том, что, во-первых, ему подлежит только тот, кто совершает преступление по своей воле, во-вторых, наказание и преступление должны быть соразмерны: «Никто не должен быть наказан свыше своей виновности».

В своем трактате Гуго Гроций обуславливает интерес к правовым нормам, регулирующим отношения частных лиц, тем, что он видит в них начала, которые могут быть положены также в основу регулирования взаимоотношений государств. В трактате говорится о том, что права, касающиеся международных отношений, создаются по взаимному соглашению государств для достижения пользы. Гроций говорит о том, что, так как каждое государство преследует свою личную, особенную пользу, то право народов возникло по обоюдному интересу государств: «Но подобно тому, как законы любого государства преследуют его особую пользу, так точно известные права могли возникнуть в силу взаимного соглашения, как между всеми государствами, так и между большинством из них… Подобного рода права возникли в интересах не каждого общества в отдельности, а в интересах обширной совокупности всех таких сообществ». Источниками права народов являются сама природа, божественные законы и нравы людей: «Никто не излагал в целом и последовательном порядке того права,…, которое имеет источником саму природу или установлено законами божескими или же введено нравами или молчаливыми соглашениями». Соблюдение права народов так же необходимо, как и соблюдение внутригосударственных норм. Гроций говорит о том, что во время войны любой закон прекращает свое действие и настаивает на том, чтобы во время ведения войны ее участники не забывали об определенных рамках права и нравственности: «Невозможно не согласиться с измышлением некоторых, будто во время войны прекращаются все права, но даже не следует ни начинать войну, ни продолжать начатую войну иначе, как соблюдая границы права и добросовестности».

Гроций дает определение войне: «…война есть состояние борьбы силою». Он выделяет три вида войн - частную, публичную и смешанную: публичная война ведется органами гражданской власти, частная - лицом, который не имеет такой власти, смешанная является и публичной, и частной одновременно.

Гроций не внушает читателю мысли о недозволенности войны, так как война как таковая не запрещена ни естественным правом, ни божьей волей, ни правом народов.

Гуго Гроций считал, что частная война дозволена, так как она не противоречит нормам естественного права: «Естественному праву не противоречит отражение кем-либо причиняемого насилия». Так же Гроций делит войны на справедливые и несправедливые Справедливой является та война, которая начинается в ответ на правонарушение, когда нет возможности прибегнуть к помощи суда: «Справедливой причиной начала войны может быть ни что иное, как правонарушение. И, очевидно, сколько существует судебных исков, столько же - источников войны, ибо, где нет возможности прибегнуть к суду, там возникает война». Гроций приводит в пример военные действия в качестве самообороны и защиты частной собственности, так как подобные военные действия не противоречат естественному праву, потому что забота о своих интересах не противоречит природе общество до тех пор, пока не нарушается чужое право: «Большинство автором выдвигает три справедливых причины войны: самозащиту, возвращение имущества, наказание…Словом, первая причина войны есть еще не нанесенная, но угрожающая людям, их телу и их имуществу обида».

Публичная война бывает двух видов - торжественная и неторжественная. Торжественная война является справедливой или законной. Гроций говорит об определенных требованиях для ведения справедливой публичной войны: «Для того, чтобы война имела по праву народов торжественный характер, необходимы двоякого рода условия: во-первых, необходимо, чтобы с обеих сторон война велась волею тех, кто в государстве облечен верховной властью, а затем - чтобы соблюдались известные обряды». Другими словами, Гроций требует, чтобы война была юридически оформлена и войну вели только представители власти государства.

К несправедливым войнам Гроций относит, прежде всего, захватнические войны. Он считает неправомерными нападения одних стран на другие из эгоистических побуждений, ради овладения богатствами, в целях покорения или обращения народа в рабство: «Поэтому менее всего заслуживает одобрения мнение тех, кто признает достаточной причиной войны, если сосед, не встречая препятствия ни в каком соглашении, возведет на своей границе крепость или иное сооружение, могущее причинить какой-либо ущерб другому соседу»; «Никто не является рабом по природе».

Следующим вопросом, который рассматривал Гуго Гроций, были допустимые способы ведения справедливой войны и что дозволено по отношению к противнику. Естественное право и право народов являются критериями дозволенности поступков, и они часто позволяют применение достаточно жестоких мер: «…Если я иначе не в состоянии сохранить жизнь, то мне дозволено отвращать применением любой силы посягательство на нее… я могу посягать даже на чужое достояние, если иначе мне угрожает несомненная опасность…». Гроций настоятельно советует избегать убийств в войне, когда для этого есть малейшая возможность. Он предлагает относиться более снисходительно к тем участникам войны, которые оказались в ней случайно или их принудили к вступлению в войну. Наказывая врагов, следует различать тех, кто начала войну, и тех, кто им подчинился, а невиновным людям нужно создать такие условия, в которых их жизнь не будет в опасности. Во время военных действий дети, женщины и старики должны находиться под защитой. Победитель войны не должен трогать служителей Бога, ученых, мирных земледельцев и торговцев и др. Также нельзя убивать пленных, и следует относиться к ним более гуманно, так как убийство пленного - позорное дело.

В своем трактате Г. Гроций так же касается вопроса о международных договорах. Он говорит о том, что договоры и обещания святы, и их нарушение заслуживает порицания.

Гроций говорит о трех способах предотвращения войны: посредством переговоров, при помощи третейского судьи и жребием. Он говорит о том, что обращаться за помощью к третейскому судье должны христианские государства: «Особенно обязаны вступать на этот путь христианские государи и государства для предотвращения войн». Обычно разрешение спора жребием ведет к поединку, но Гроций утверждает, что лучше допустить схватку между двумя лицами, чем военные действия между целыми народами: «Со жребием граничит поединок, избегнуть которого, по-видимому, не всегда возможно. Ибо хотя это для самих противников и не столь похвально, тем не менее поединок должен быть допущен государствами как наименьшее зло».

Таким образом, мы рассмотрели виды и функции права, которые лежат в основе учения Гуго Гроция. Так как позитивное право нуждается в осуществлении, то его носителем становится государство.

Гуго Гроций придерживается договорной теории происхождения государства. Эта теория предполагает наличие некого естественного догосударственного состояния, в котором не было частной собственности, и строилось оно на взаимной симпатии. Однако с течение времени жизнь усложнялась, происходило развитие в искусстве и ремеслах, что привело к тому, что разница между людьми стала очевидна. Гуго Гроций пишет: «из различия способностей проистекли соревнования и даже убийство». Он объясняет появление государств общительной природой человека, при этом ссылается на то, что в основе стремления к общению лежит инстинкт самосохранения. По концепции Г. Гроция, люди объединились в государство, убедившись, что невозможно противостоять насилию отдельными разобщенными семьями. Также Гроций подчеркивает, что объединение людей в государство произошло «добровольно», а не «по божественному повелению».

Согласно своей теории происхождения, Г. Гроций дает определение государству: «Государство же есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы».

Основная цель и функция государства - обеспечение общественного спокойствия, поэтому оно имеет некое верховное право распоряжаться людьми и их имуществом «для осуществления государственных целей». Также к функциям государства относятся законотворчество, непосредственное управление и правосудие. Государство обладает такими признаками, как: «обладание собственными законами, судами и должностными лицами». Государство занимается только публичными или «общими делами», а в частные оно вмешивается только тогда, когда это необходимо для поддержания общественного спокойствия.

Гроций развивал учение о государственном суверенитете, которое давало объяснение обширным полномочиям правителей и их независимости от народа в решении вопросов жизни государства. Гроций разрабатывал теорию в основном относительно монархий, а не республик.

Основа функционирования государства по Гуго Гроцию - верховная власть. Ее действия не подчинены никакой другой власти и не могут быть отменены кем-либо, кроме ее носителя или его преемника: «Верховной же властью называется такая власть, действия которой не подчинены иной власти и не могут быть отменены чужой властью по ее усмотрению. Говоря «чужая» власть, я исключаю того, кому принадлежит верховная власть и кому предоставлено изменять свою волю, равно как и его приемника». Гроций выделяет такие функции власти: «Государства в целом касается издание и отмена законов в области как религиозной, так и светской. Заведование отдельными частностями относится непосредственно к публичной, либо к частной области постольку, поскольку это связано с публичными интересами. Дела частные составляют споры между отдельными гражданами, разрешение которых органами государственной власти производится в интересах общественного спокойствия».

Общим носителем единой и неделимой власти является государство в целом. Также есть носитель в собственном смысле: в зависимости от государства, его «законов и нравов», этим носителем может быть либо один человек, либо группа людей. Таким образом, Г. Гроций говорит о том, что у государственного суверенитета два носителя - государство в целом и собственно лицо или несколько лиц: «Носитель может быть или в общем, или же в собственном смысле; подобно тому как общий носитель зрения есть тело, собственный же - есть глаз…».

Следующий вопрос, который Гроций рассматривает в своем трактате, - способы обладания верховной властью. В зависимости от способа обладания верховной властью Гроций выделяет несколько видов государства: один, в котором обладание властью происходит на правах полной собственности, второй, в котором власть принадлежит лицу на правах узуфрукта, и третий - на праве временного пользования.

Верховная власть на правах полной собственности может быть приобретена посредством войны. Гроций называет такие государства «вотчинными» и говорит о том, что в подобных государствах воля народа не играет для носителей верховной власти никакой роли, и они вправе распоряжаться чем бы то ни было по своему усмотрению, вплоть до того, что они могут отчуждать управление государством кому угодно.

Верховная власть на правах узуфрукта принадлежит лицам, ставшим правителями в результате народного избрания, а также законные приемники этих лиц. Гроций считает волеизъявление народа первым и основным источником возникновения многих монархий. Такие главы верховной власти в отличие от глав вотчинных государств не имеют права отчуждать свои полномочия по управлению страной без согласия народа. Таким монархиям присущ ряд особенностей, например, установление регентства, когда государь не может управлять страной вследствие несовершеннолетия или болезни: «Ибо в государствах, не имеющих вотчинного характера, регентство принадлежит тем, кому оно поручено основным государственным законом или, при отсутствии последнего, согласием народа». В вотчинных государствах регенты назначаются по усмотрению ближайших родственников государя. Следующая особенность таких монархий заключается в том, что после смерти избранного народом монарха или прекращения династии в тех монархиях, где присутствует институт престолонаследия, верховная власть возвращается народу. Таким образом, можно сделать вывод о том, что, несмотря на то, что народ передает свою власть правителю или группе правителей, он все равно занимает важную позицию в управлении государством, потому что его мнение обязательно учитывается.

Гуго Гроций считал, что частные и должностные лица не должны восставать против носителя верховной власти, однако в некоторых случаях он считал подобные действия правомерными. Сопротивление власти может быть оправдано, когда жизни людей угрожает явная опасность вследствие насилия властвующих лиц: «…не подлежит сомнению, что не следует повиноваться приказам власти, противным естественному праву и божественным заповедям».

Подводя итог, следует отметить то, что Гуго Гроций был одним из первых мыслителей, кто подробно рассматривает проблему международных отношений, а также прав человека. Историческое значение труда Гроция заключается в том, что он исследовал правовую основу войны и мира. Многие положения трактата не потеряли своего значения и в современной международной политике.


Гроций Гуго де Гроот (1583Ч1648) - голландский мыслитель, теоретик договорного происхождения государ ства и естественного права. Основатель науки международ ного права.

Эпоха. На годы жизни Гроция приходятся Нидерландс кая революция (1566Ч1609), которая освободила страну от испанских феодалов, и Тридцатилетняя война в Запад ной Европе (1618Ч1648), которая привела к распаду Свя щенной Римской империи на 355 самостоятельных госу дарств.
Биография. Родился в голландском городе Дельфте, в семье выходца из Франции. Гуго Гроций в 11 лет стал сту дентом Лейденского университета, в котором изучал право. В 15 лет получил степень доктора права в Орлеанском уни верситете (Франция). В 1601 г. стал историографом Респуб лики соединенных провинций. За участие в религиозных распрях Гроций был осужден на пожизненное заключение, бежал во Францию, где прожил 11 лет, пользуясь покрови тельством Людовика XIII. Перешел на службу к шведскому королю и был назначен шведским посланником при фран цузском дворе (1634 г.).
Логическое основание поштико-правовогоучения: раци онализм, политические и правовые идеи философов антично сти (Аристотеля и др.), положения Священного писания.
Основная работа: О праве войны и мира.
Содержание политико-правового учения. Происхожде ние государства. Гроций определяет природу человека акси оматически, как математик. В каждом человеке заложены societatis appetitus - социальные аппетиты, т.е. стремление к общению с себе подобными. Гроций уточняет: людям свойственно лстремление к спокойному и руководимому собственным разумом общению с себе подобными.
На основе этой аксиомы, Гроций вырабатывает договор ную теорию происхождения государства, противопостав ляя ее теории божественного происхождения государства: лпервоначально люди объединились в государство не по божественному повелению, но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств про тив насилия, откуда берет свое происхождение гражданс кая власть.

Понятие государства. Государство представляется Гро- цию осознанным объединением свободных индивидов: Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы.
Суверенитет государства. Суверенитет государства, т.е. верховная власть государства, - это такая власть, лдействия которой не подчинены иной власти и не могут быть отменены чужой властью по ее усмотрению.
Гроций различает общего носителя суверенитета - го сударство, а также конкретных носителей, которыми могут быть как одно лицо, так и несколько лиц. Поэтому государ ства могут иметь различную форму правления, однако ни одна из них не может быть названа совершенной: либо ка кую бы форму правления ни изобрести, никак невозможно избежать тех или иных неудобств или опасностей.
Учение Гроция о суверенитете связано с его представле нием о договорном происхождении государства: до момен та заключения договора суверенитет принадлежит народу, а после его заключения - государству.
Право народа на низложение и наказание носителей су веренитета государства. Гроций считал, что государство создано путем общественного договора, а договоры соглас но предписаниям естественного права должны соблюдать ся. И потому народ, согласно такой логике, не должен иметь права лнизлагать и карать государей, которые зло употребляют своей властью.
Однако народ, по Гроцию, все же имеет это право, если государь:
Ч> становится лявно враждебным всему народу;
Ч> уже отрекся от престола;
Ч > утратил свою власть, полученную под каким-либо условием;
Ч> при вручении ему власти сам дал согласие на то, что ему в известных случаях можно оказывать сопротивление и др.
Правовое учение Гроция. Понятие права. Под правом Гроций понимал лправила нравственных поступков, кото рые являются для индивидов обязательными: Во всяком
случае, необходима обязанность, ибо... например, правила чести, не имеющие обязательной силы, не заслуживают на звания закона или права.
Классификация права. Вслед за Аристотелем Гроций де лил право на естественное и позитивное (волеустановлен- ное).
В отличие от Аристотеля, для которого источником ес тественного права являлась природа, для Гроция источник естественного права - разули Естественное право - это лпредписания здравого разума.
Источником позитивного права для Гроция является воля, которая может быть человеческой и божественной.
Гроций не только по-новому определил источник есте ственного права, но и сформулировал правила, которые предписываются этим правом каждому рационально мыс лящему индивиду:
воздержись от присвоения чужого имущества;
верни полученную тобой чужую вещь;
возмести извлеченную из этой вещи выгоду;
возмести ущерб, причиненный по твоей вине;
воздай людям заслуженное наказание (преступление должно быть наказано);
договоры необходимо соблюдать (pacta sunt servanda).
Правила естественного права, считал Гроций, неизмен ны, как неизменна сама разумная природа индивидов. По-этому естественное право незыблемо и не может быть из менено даже Богом: Действительно, подобно тому как Бог не может сделать, чтобы дважды два не равнялось четы рем, так точно он не может зло по внутреннему смыслу об ратить в добро.
Гроций - буржуазный мыслитель. Он признает право частной собственности, которое устанавливается, с одной стороны, правом позитивным, а с другой - получает за щиту в силу права естественного: Право собственности в том виде, как оно существует в настоящее время, установ лено волей человека и, однако же, раз оно установлено, то в силу естественного права преступно похищение против воли чужой собственности.
Концепция международного права. Гроций выступал против захватнических войн и за необходимость подчи няться правовым ограничениям, если война уже началась:
лЯ был свидетелем такого безобразия на войне между хри стианами, которое позорно даже для варваров, а именно: сплошь и рядом берутся за оружие по ничтожным поводам, а то и вовсе без всякого повода, а раз начав войну, не со блюдают даже божеских, не говоря уже о человеческих, законов, как если бы в силу общего закона разнузданное неистовство вступило на путь всевозможных злодеяний.
Г. Гроций вошел в историю политической и правовой мысли как основоположник школы естественного права Нового времени, основу которой составил рационализм. Существенным является вклад Гроция в науку междуна родного права.



Просмотров