Формы предпринимательской деятельности по гк. Индивидуальный предприниматель гк рф. Владение, пользование и распоряжение общей собственностью

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий обязан:

1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством РФ компетенции государственного органа;

4) не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;

5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

6) соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;

7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

9) проявлять корректность в обращении с гражданами;

10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов РФ;

11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители", обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

7. Ответственность государственного служащего

Ответственность государственного служащего является важнейшим и актуальнейшим элементом его правового статуса и его качеством как субъекта политико-административнойслужбы.

Ответственность госслужащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей.

Государственные служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность.

Основным видом ответственности является дисциплинарная ответственность , которая заключается в наложении на госслужащих, совершивших должностные (дисциплинарные) проступки, дисциплинарных взысканий властью представителей администрации (руководителей, начальников). Дисциплинарными взысканиями, применяемыми к гражданским служащим, могут быть: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с государственной службы.

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания госслужащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарному взысканию. С госслужащего может быть снято только одно дисциплинарное взыскание.

Российское законодательство предусматривает административную ответственность госслужащих в случаях, когда они являются должностными лицами, в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность должностных лиц за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение и дачу взятки, служебный подлог и халатность. При рассмотрении дел о преступлениях против интересов государственной службы суды могут применять такую меру уголовного наказания, как лишение госслужащего - должностного лица - права занимать соответствующие государственные должности.

Для госслужащих установлена материальная ответственность . Она выполняет право-восстановительную функцию и наступает за должностной проступок, который причинил материальный ущерб органам государственной власти (в том числе органам исполнительной власти). Материальная ответственность состоит в возмещении виновным служащим причиненного им имущественного ущерба или вреда. Сама по себе материальная ответственность не исключает привлечения виновного лица и к дисциплинарной ответственности.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определяет основные требования, предъявляемые обществом к гражданским служащим как лицам, чья деятельность включает профессиональное несение службы на государственном уровне. Данные требования обусловлены спецификой государственной гражданской службы, которая заключается в том, что она с одной стороны является социально-политическим институтом, а с другой – сферой профессионального слоя управленцев, кроме того, она является властной структурой.

В основе данных требований лежат нравственные категории долга, честности, неподкупности, уважение к правам и свободам гражданина, а также принципы равенства всех перед законом и, безусловно, соблюдения законности, как в профессиональной деятельности, так и в частной жизни.

Основное назначение требований к поведению гражданских служащих заключается в обеспечении добросовестного выполнения ими должностных обязанностей, соблюдения установленных законом запретов и ограничений и установлении такого поведения гражданского служащего в любой сфере деятельности, которое соответствует общепринятым этическим нормам и служит примером для окружающих.

Первым требованием является добросовестное и высокопрофессиональное исполнение должностных обязанностей. Это значит, что гражданский служащий обязан в полной мере применять свои способности, знания, опыт в профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Профессионализм применительно к деятельности гражданского служащего следует понимать как работу, характеризующуюся глубоким знанием предмета деятельности и пониманием существа исполняемых функций, наличием специальных умений и навыков. Уровень профессиональной компетентности служащего может быть определен в ходе аттестации, либо квалификационного экзамена.

Согласно Конституции Российской Федерации, высшей ценностью в государстве является человек, его права и обязанности. Конституция Российской Федерации гарантирует защиту прав и свобод человека, она запрещает издание законов, нарушающих или уменьшающих права и свободы человека и гражданина. Каждому гарантируется защита прав и свобод в суде. Таким образом, деятельность всех государственных органов, содержание и применение законов определяются закрепленными в Конституции правами и свободами человека и гражданина. В свою очередь основное требование к поведению гражданских служащих заключается в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина.

Требование осуществления служебной деятельности в рамках установленной российским законодательством компетенции государственного органа означает, что гражданский служащий обязан обеспечивать реализацию компетенции, т. е. полномочий, конкретного государственного органа. Для выполнения этого требования гражданский служащий обязан досконально знать функции государственного органа, его задачи и предметы ведения, а также свои должностные права и обязанности, регламентированные нормативными правовыми актами, строго соблюдать процедуру реализации регламентов и инструкций.



Гражданским служащим запрещается в ходе профессиональной деятельности оказывать предпочтение каким-либо общественным, религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям, гражданам. Закон не запрещает гражданским служащим состоять в объединениях подобного рода, однако в своих служебных действиях гражданский служащий должен руководствоваться не интересами каких-либо групп или лиц, а заботой о приоритетах законности и справедливости.

Гражданский служащий обязан не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей, использование служебного положения в корыстных целях является действием, порочащим гражданского служащего. При принятии решений гражданский служащий обязан не допускать столкновения личных интересов и интересов государства.

Закон предусматривает ограничения и запреты, связанные с гражданской службой. Требования соблюдения ограничений и запретов является обязательным и включается в содержание служебного контракта и должностного регламента. Нарушение ограничений и запретов расценивается как неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, которое влечет к применению дисциплинарного взыскания в соответствии с законом.

Требование нейтральности при выполнении служебных обязанностей означает, что решения, принимаемые гражданскими служащими, должны быть независимы от влияния политических партий, общественных, религиозных или иных объединений и организаций. Политическая нейтральность гражданского служащего обусловливает обязанность служащего выражать публичные интересы.

Одним из основных моральных требований к гражданскому служащему является требование не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство. Определяя линию своего поведения в любой сфере деятельности, гражданский служащий обязан помнить о том, что он представляет соответствующий государственный орган и на нем лежит ответственность за репутацию данного органа. Поэтому поведение служащего должно укреплять веру граждан в честность, беспристрастность, порядочность всех лиц, состоящих на государственной службе.

Неотъемлемой частью профессиональной деятельности большинства гражданских служащих является прямое, либо косвенное общение с гражданами. Такое общение должно подчеркивать уважение гражданского служащего к правам и свободам человека и гражданина, что невозможно без корректности и тактичности. Это касается и общения с подчиненными, коллегами и вышестоящими руководителями. Исключительную актуальность для гражданских служащих представляет требование уважения к обычаям и традициям народов Российской Федерации. Это связано с тем, что население Российской Федерации различается по этнической принадлежности, религиозным убеждениям. Данное требование определяет необходимость уважительного отношения гражданских служащих к тем обычаям и традициям, которые служат стабилизации общества и повышению эффективности гражданской службы. Вместе с тем необходимо пресекать проявления клановости, землячества.

Гражданский служащий обязан знать правила этикета, речевого поведения этнических представителей, социальных групп, с которыми ему надлежит общаться. Это касается особенностей в выборе способов обращения, определении темпа и громкости речи, специфики форм приветствия и прощания, выражения благодарности, выбора элементов одежды.

Гражданский служащий обязан способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.

Строгое соблюдение этих принципиальных оснований российского государства является обязательным условием его существования и развития. Этим должны руководствоваться все государственные органы, а в служебной деятельности – все гражданские служащие.

Гражданский служащий должен заботиться о том, чтобы в ходе осуществления должностных обязанностей и выполнения служебных обязанностей не возникло конфликтных ситуаций, которые могли бы привести к снижению авторитета государственного органа. Это требование распространяется и на внеслужебное поведение. Гражданские служащие должны воздерживаться от действий, выступлений, публичных высказываний, которые могут снизить авторитет государственного органа или его работников.

Закон предъявляет определенные требования к публичным выступлениям гражданских служащих. В первую очередь эти требования касаются публичного распространения служебной информации: государственный служащий не должен разглашать сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну. Нарушение данного требования является одним из оснований применения мер дисциплинарного взыскания – увольнения с гражданской службы.

Требование соблюдения публичных выступлений может быть истолковано и с позиции политической корректности: гражданский служащий должен быть сдержан в публичном выражении оценок и проявлении своих личных симпатий и антипатий.

К гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы категории «руководитель», Закон предъявляет требования не допускать принуждения подчиненных ему по службе к участию в деятельности политических партий, общественных или религиозных объединений. Таким образом, гражданский служащий подчинен своему руководителю исключительно по вопросам исполнения служебных обязанностей. В осуществлении своих гражданских прав и обязанностей гражданский служащий не зависит от руководителя. И всякое принуждение со стороны руководителя является грубым нарушением Конституции Российской Федерации.

1. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта.

В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

3. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

4. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

5. Граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Комментарий к Ст. 23 ГК РФ

1. Понятие предпринимательской деятельности содержится в ст. 2 ГК РФ. Ею признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Заниматься указанной деятельностью гражданин вправе с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Такая регистрация осуществляется по правилам, установленным Законом о регистрации юридических лиц. В ст. 1 этого Закона дается понятие государственной регистрации, которое содержит следующие признаки:

1) это государственный акт, осуществляемый налоговыми органами;

2) это акт, имеющий правообразующее значение — с момента регистрации гражданин приобретает статус индивидуального предпринимателя;

3) это акт публичный, т.е. государственная регистрация осуществляется посредством внесения соответствующих сведений в государственный реестр, который открыт для получения информации об индивидуальных предпринимателях третьими лицами.

———————————
Более подробно см.: Комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» / Под ред. Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинникова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2006. С. 32 — 33, 37 — 39, 42 — 56.

Непосредственно о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей говорится в ст. ст. 22.1 — 22.3, входящих в гл. VII.1 указанного Закона. В основном здесь сосредоточены нормы юридико-технического характера (нормы о том, какие документы должны представляться в регистрирующий орган при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; нормы, определяющие порядок внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРП), и порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя). На соответствующие отношения распространены некоторые нормы этого же Закона о регистрации юридических лиц (о порядке представления документов в регистрирующий орган, о сроках регистрации).

2. Предпринимательскую деятельность без образования юридического лица осуществляет также крестьянское (фермерское) хозяйство. Его правовое положение определяется ГК РФ (ст. ст. 23, 257 и др.), а также Федеральным законом от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее — Закон о фермерском хозяйстве).

———————————
Собрание законодательства РФ. 2003. N 24. Ст. 2249.

В соответствии со ст. 1 указанного Закона крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Право на создание фермерского хозяйства имеют только полностью дееспособные граждане. Членами фермерского хозяйства могут быть:

1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста 16 лет;

2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное число таких граждан не может превышать пяти человек.

Главой фермерского хозяйства является один из его членов по соглашению членов хозяйства. Если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является главой фермерского хозяйства.

Нормы права о государственной регистрации субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, когда речь идет о фермерском хозяйстве, противоречивы. В п. 2 комментируемой статьи ГК РФ говорится о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Но в результате такой регистрации статус индивидуального предпринимателя получает глава фермерского хозяйства. В силу ст. 5 Закона о фермерском хозяйстве фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации. Однако Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630 предусмотрено, что государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

———————————
Постановление Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в Единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439″ // Собрание законодательства РФ. 2003. N 43. Ст. 4238.

3. Распространение на предпринимательскую деятельность граждан, осуществляемую без образования юридического лица, правил гражданского законодательства, регулирующих деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, обусловлено, в частности, действием принципа нормативной экономии.

———————————
Хотя в п. 3 комментируемой статьи ГК РФ говорится о распространении на индивидуальных предпринимателей только тех норм о коммерческих организациях, которые содержатся в Кодексе, очевидно, что и правила, сформулированные в других федеральных законах, а также в иных правовых актах о деятельности коммерческих организаций, могут применяться к предпринимательской деятельности граждан.

Коммерческими организациями являются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных предприятий (ст. 50 ГК).

Можно было создать систему норм, регламентирующих деятельность граждан, являющихся индивидуальными предпринимателями. Но исходя из сути предпринимательской деятельности, учитывая необходимость ее осуществления всеми субъектами по единым правилам, а также в целях нормативной экономии в гражданском законодательстве сформирован достаточно обширный массив норм о предпринимательской деятельности коммерческих организаций и указано (в п. 3 ст. 23 ГК), что соответствующие правила применяются к деятельности индивидуальных предпринимателей (например, нормы о профессиональном хранителе (п. 2 ст. 886 ГК), о запрете дарения между коммерческими организациями (ст. 575 ГК) и т.д.). Вместе с тем в законе встречается иной по форме подход, не меняющий сути. Так, в ст. 1015 Кодекса предусмотрено, что доверительным управляющим может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия. Устанавливаются также единые правила, применяемые к субъектам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, без указания того, что ими могут быть коммерческие организации и индивидуальные предприниматели (например, ст. 310, п. 3 ст. 401 ГК).

Такое разнообразие в форме подачи нормативного материала не носит сущностного характера и ни в коей мере не колеблет общего правила, сформулированного в п. 3 ст. 23 ГК РФ.

Вместе с тем иное может следовать из закона, иных правовых актов или существа правоотношения (100-процентное уравнивание индивидуального предпринимателя и коммерческой организации нецелесообразно, да и невозможно, исходя из соображений экономического характера, учитывая социально-политические факторы и пр.). Например, как отмечалось, в законодательстве содержатся нормы о регистрации юридических лиц, но имеются специальные правила регистрации индивидуальных предпринимателей.

4. Гражданин, являющийся индивидуальным предпринимателем, вступает в гражданские правоотношения не только в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, например заключает договоры, направленные на удовлетворение потребностей своей семьи в жилище, питании, одежде и пр. Понятно, что такого рода отношения регулируются нормами, регламентирующими деятельность физических лиц (не являющихся индивидуальными предпринимателями), и нормы о коммерческих организациях при этом не действуют.

5. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность не имея статуса индивидуального предпринимателя (не прошедший государственную регистрацию), совершает правонарушение. На этот случай закон устанавливает неблагоприятные последствия для такого гражданина: во-первых, он лишается права в отношении заключенных им сделок ссылаться на то, что он не является предпринимателем; во-вторых, суд может применить к таким сделкам правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Неблагоприятный характер этих последствий выражается в том, что закон устанавливает более жесткие требования к субъектам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, в сравнении с требованиями, предъявляемыми к участию граждан в правоотношениях. И в рассматриваемой ситуации к соответствующим отношениям могут применяться эти (более жесткие) правила. Например, гражданин, не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, при осуществлении предпринимательской деятельности заключил договор, кроме прочего предусматривающий возможность одностороннего отказа от исполнения обязательств и (или) одностороннего изменения его условий. Впоследствии, при возникновении спора, он указывает на то, что не имеет статуса индивидуального предпринимателя и потому соответствующее условие недействительно (ст. 310 ГК). Но тут «вступает» правило п. 4 ст. 23 ГК РФ: такая ссылка недопустима, и суд может признать соответствующее условие действительным. Еще более красноречивым примером является применение правил, предусмотренных . Гражданин, нарушивший обязательство, указывает на свою невиновность и потому невозможность привлечения его к ответственности (п. 1 ст. 401). Однако, установив, что лицо осуществляло предпринимательскую деятельность, хотя и не имело статуса индивидуального предпринимателя, суд может возложить на него ответственность, даже если оно действительно невиновно (п. 3 ст. 401).

Важно обратить внимание на слова п. 4 комментируемой статьи: «Суд может применить…». С учетом конкретных обстоятельств дела суд вправе в соответствующих случаях не применять к таким сделкам правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (например, если такое применение будет выгодно гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность, но не имеющему статуса индивидуального предпринимателя).

ПАТЕНТ РАБОТА НА ЗАКОННЫХ ОСНОВАНИЯХ У ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ С 1 июля 2010 года граждане Российской Федерации имеют право нанимать по трудовому договору или гражданско-правовому договору на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Иностранный гражданин при этом обязан иметь патент. Для получения патента законно находящийся на территории Российской Федерации иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции: 1. заявление о выдаче патента; 2. документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве; 3. миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты; 4. документы, подтверждающие уплату налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (далее - документ об уплате налога) , за предыдущий период осуществления трудовой деятельности у физических лиц на основании патента; 5. сведения о видах трудовой деятельности у физических лиц, осуществлявшейся таким иностранным гражданином, представляемые по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции. При первичном обращении за выдачей патента документы, подтверждающие уплату налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за предыдущий период осуществления трудовой деятельности у физических лиц на основании патента и сведения о видах трудовой деятельности у физических лиц, осуществлявшейся таким иностранным гражданином, представляемые по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции не представляются. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее десяти рабочих дней со дня принятия от иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче патента, обязан выдать данному иностранному гражданину патент или уведомление об отказе в его выдаче. Патент выдается на срок от одного до трех месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период не более трех месяцев. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента. Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (далее - налог) . В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не требуется. В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог. По истечении двенадцати месяцев со дня выдачи патента иностранный гражданин вправе обратиться в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции за получением нового патента. Патент выдается иностранному гражданину лично по предъявлении документа, удостоверяющего его личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, и документа об уплате налога на срок, на который выдается патент. Патент предоставляет право иностранному гражданину осуществлять трудовую деятельность на территории того субъекта Российской Федерации, в котором выдан. Патент выдается территориальными органами ФМС России.

Официальный текст :

Статья 23. Предпринимательская деятельность гражданина

1. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

3. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

4. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

5. Граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Комментарий юриста :

В данной статье отражена специфика правового статуса граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, именуемых индивидуальными предпринимателями ( и ). Они выступают в гражданском обороте от своего собственного имени и отвечают по долгам от предпринимательской деятельности всем своим имуществом (). Начинать предпринимательскую деятельность гражданин может при достижении возраста, установленного статьей 21 Гражданского Кодекса РФ , т.е. при наступлении полной дееспособности, либо ранее в случае эмансипации, предусмотренной статьей 27 Гражданского Кодекса .

Право гражданина заниматься предпринимательской деятельностью возникает с момента государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя в установленном порядке. Порядок такой регистрации определяется Законом о государственной регистрации и Федеральным Законом от 23.12.2003 № 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедуры государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в ред. от 04.05.2011), которым введены в действие изменения в Налоговый Кодекс РФ в части осуществления постановки на учет. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется соответствующим регистрирующим органом по месту его жительства.

К предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей согласно пункту 3 статьи 23 Гражданского Кодекса соответственно применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Употребленный в пункте 3 термин "соответственно" означает, что к деятельности индивидуальных предпринимателей применимы все нормы, регулирующие коммерческую деятельность юридических лиц, кроме тех, которые обусловлены существом правоотношения, спецификой того или иного юридического лица, а также случаев, когда применительно к индивидуальным предпринимателям законом иным правовым актом предусмотрено иное решение вопроса.

Не подлежат применению к индивидуальным предпринимателям нормы о ликвидации юридических лиц, нормы об ответственности ООО, АО и производственных кооперативов. В то же время применительно к обязательствам в области предпринимательской деятельности Гражданский Кодекс содержит ряд правил, которые предъявляют более жесткие требования к отношениям, связанным с предпринимательской деятельностью, чем к иным отношениям. Специфика предпринимательской деятельности отражена, в частности, в статьях , , , , , , , Гражданского Кодекса РФ.

Согласно пункту 4 статьи 23 Гражданского Кодекса отсутствие государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не создает для него права ссылаться на невозможность применения к нему норм о сделках, регулирующих предпринимательскую деятельность, если по существу такая сделка носит предпринимательский характер. Данная норма охраняет интересы контрагентов такого гражданина. Вопрос о возможности применения к сделкам, заключенным гражданином, не зарегистрировавшим себя в качестве индивидуального предпринимателя, правил Гражданского Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, решается судом.

В соответствии с Гражданским Кодексом индивидуальный предприниматель вправе заключать трудовые соглашения, т.е. использовать наемный труд при осуществлении предпринимательской деятельности. Пункт 2 статьи 23 Гражданского Кодекса внес существенные изменения в правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства. В соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянское хозяйство после регистрации приобретало статус юридического лица. По Гражданскому Кодексу РФ крестьянское хозяйство осуществляет свою деятельность без образования юридического лица. С 1 января 1995 года крестьянские хозяйства не могут быть созданы со статусом юридического лица. Среди юридических лиц, которым посвящена глава 4 Гражданского Кодекса, они не значатся.

В качестве предпринимателя в Гражданском Кодексе РФ назван глава крестьянского хозяйства, так как он совершает сделки по распоряжению имуществом хозяйства, представляет его интересы во взаимоотношениях с другими предпринимателями, государственными и муниципальными органами, общественными организациями. Однако государственной регистрации подлежит крестьянское (фермерское) хозяйство, а не его глава. В учредительных документах должны быть названы все члены крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе и его глава. Крестьянское хозяйство - совокупный предприниматель, имущество которого принадлежит его членам на праве общей совместной собственности, если законом и договором между ними не установлено иное ().

Крестьянским (фермерским) хозяйствам, созданным до введения в действие первой части Гражданского Кодекса РФ, необходимо решить вопрос об организационно-правовых формах, в которых они продолжат свою деятельность. Возможны два варианта решения:

1) крестьянское хозяйство переходит на статус индивидуального предпринимателя;

2) крестьянское хозяйство преобразуется в одну из организационно-правовых форм коммерческих организаций, которые предусмотрены главой 4 Гражданского Кодекса РФ, т.е. хозяйственное товарищество или производственный кооператив.



Просмотров