Фонвизин недоросль содержание по действиям. Анализ произведения «Недоросль» (Д. Фонвизин)

Комедия была написана в 1781 году, в следующем году была представлена в театре, а в 1783 году была напечатана. Д. И. Фонвизин выставил на осмеяние тех поместных дворян, которые кичились своим знатным происхождением, были безграмотны, невоспитанны и жестоки к своим крепостным людям. Передовые люди того времени были согласны с автором, что крепостное право нужно хотя бы ограничить, чтобы помещики не имели такой огромной власти над своими крепостными людьми, но все знают из истории, что крепостное право было отменено только в 1861 году, то есть, через 80 лет после написания комедии.

Недоросль – это дворянский сын, который не окончил учение и не имел права жениться и служить.

Действующие лица

Простаков .

Госпожа Простакова, жена его.

Простаков Митрофан, сын их, недоросль.

Еремеевна, мама Митрофана (мамой, матушкой в то время называли няню ребёнка).

Стародум.

Софья, племянница Стародума.

Скотинин, брат г-жи Простаковой.

Кутейкин, семинарист.

Цыфиркин, отставной сержант.

Вральман, учитель.

Тришка, портной.

Слуга Простакова.

Камердинер Стародума.

Действие первое

Первое явление начинается ранним утром в имении Простаковых. Г-жа Простакова возмущена тем, что портной Тришка сшил узкий костюм Митрофанушке и грозится наказать его. Входит Скотинин, брат госпожи. Он приехал на свой сговор с Софьей, родственницей Простакова, которая живёт у них, оставшись сиротой.

Г-жа Простакова не удосужилась сообщить Софье о том, что она собирается выдать её замуж за своего брата. Помещица уверена, что она хозяйка всего и всех. Прикажет – и Софье придётся выйти за её брата.

Скотинин просит хозяйку отменить наказание ради его сговора. Простакова соглашается и выгоняет Тришку.

Еремеевна пожаловалась, что Митрофанушка плохо поужинал вчера. Простакова встревожилась здоровьем сына и отправляет его порезвиться на голубятню.

В разговоре со Скотининым выясняется, что он хочет жениться на Софье потому, что у неё от родителей осталось поместье с очень хорошими свиньями, которых он хочет присоединить к своим и умножить своё хозяйство. Кроме свиней,он ни о чём говорить не умеет и не хочет.

В следующем явлении приходит Софья с письмом в руке, в котором написано, что её дядюшка Стародум, которого считали умершим, заработал состояние в десять тысяч рублей и делает Софьюшку наследницей этого состояния. Когда новость подтвердилась , Простакова уже видит в бедной родственнице богатую невесту для своего шестнадцатилетнего сына и лебезит перед ней.

Действие заканчивается новостью, что прибыли войска. Все бегут посмотреть. Скотинин отправляется на скотный двор полюбоваться на свиней.

Действие второе

Второе действие происходит тоже в имении Простаковых. В первом явлении встречаются Правдин и Милон. Во время их разговора заходит Софья. Правдин узнаёт, что они знакомы и любят друг друга, но были в разлуке более полугода пока Милон был на службе.

Софья рассказывает, что ей тяжело жилось в этой семье.

Скотинин заявляет, что он не отступится, дядя и племянник едва не подрались из-за невесты.

Приходят учителя Митрофанушки Кутейкин и Цыфиркин.Они жалуются на то, как тяжело учить хозяйского сына, недоросля. Мешают все:

  • Лень Митрофана.
  • Родная мать своей чрезмерной любовью и заботой.
  • Вральман, который сам не учит, потому что он бывший кучер и не даёт учить другим, заручившись поддержкой госпожи.

Митрофан после ссоры с дядюшкой в плохом настроении, не хочет учиться, а хочет жениться. Пугает маменьку намерением утопиться. Простакова ужаснулась его словам и обещает женитьбу на Софье и собирается вязать ему кошелёк для её денег.

Действие третье

В первом явлении приезжает Стародум, Правдин встречает его первым. Они рады встрече. В беседе Стародума и Правдина Фонвизин раскрывает свои взгляды на тогдашнюю действительность, на воспитание молодёжи. Стародум рассказывает Правдину о злоупотреблениях при дворе, о том, что чиновники в учреждениях заняты увеличением своих состояний, а не государственными нуждами. Правдин и Стародум имеют одинаковые взгляды на воспитание молодёжи. Нужно воспитывать сердце и душу, а затем образовывать умы.

Дядюшка и племянница рады встрече. Стародум рассказывает Софье,что у него нет никого, кроме неё, поэтому всё, что он заработал, достанется ей. Теперь она может выйти замуж за того человека, который ей люб, не важно, если он беден. Дядюшка объясняет, что богатство не главное для человека. Золотой болван – всё болван.

Приезд Стародума даёт надежду Скотинину, что тот даст согласие на брак с Софьей. Простакова тоже питает надежду поженить Митрофанушку с Софьей. Споры о женитьбе довели сестру с братом до драки.

Правдин и Софья знакомят Стародума с Милоном , и он одобряет выбор племянницы.

Действие четвёртое

Простакова продолжает надеяться, что сможет уговорить Стародума отдать Софью за Митрофанушку. Скотинин тоже не отказывается от своих планов.

Простакова хвалит своего сына и просит проэкзаменовать его, чтобы все увидели его учёность. Гости задают Митрофанушке вопросы по:

  • Грамматике.
  • Истории.
  • Географии.

Ответы недоросля показывают его абсолютное незнание даже самого элементарного. Он не знает разницы между существительным и прилагательным, истории слышал только от скотницы, слово география не может даже вымолвить.

Простакова уверена, что её сын должен жениться на Софье, Скотинин также уверен в себе. Стародум объявляет, что Софья уже сговорена и не выйдет ни за Скотинина , ни за Митрофана.

Завтра в семь утра Стародум с Софьею уезжают.

Услышав это, Простакова строит козни, как утром украсть её и силой обвенчать с Митрофанушкой. После этого Стародум будет вынужден простить их.

Действие заканчивается тем, что Простакова раздаёт своей дворне и мужу указания по поводу кражи девушки.

Действие пятое

Пятое действие начинается тоже ранним утром , как и первое. После неудачного покушения Софьи, раскрытого Милоном, Простакова на коленях вымаливает прощение у всех.

Когда прощение получено, она в бессильной ярости кричит, что всех запорет до полусмерти, потому что хозяйка властна бить своих слуг сколько хочет.

Правдин сообщает , что он получил пакет с предписанием. Теперь он, как наместник, по указанию свыше, имение Простаковой должен взять под опеку, Митрофанушку отправят служить. Простакова в отчаянии бросается к сыну, который её отталкивает. Она рыдает от горя.

В финале пьесы Стародум, указывая на Простакову, говорит: ” Вот злонравия достойные плоды”

Прошло больше двухсот лет со дня написания пьесы. К сожалению, многие её события, которые критиковал автор, бывают и сегодня. Есть чиновники, которые больше пекутся о своих, а не государственных нуждах. Есть невежественные, невоспитанные , самоуверенные лентяи. К сожалению, пьеса актуальна и сейчас, хотя давно уже нет крепостного права.

Пьесу Фонвизина надо читать полностью, чтобы насладиться её ироничным и саркастичным языком. Конечно, за то время, пока существует пьеса, язык её местами кажется архаичным, но многие фразы из неё давно стали крылатыми выражениями: золотой болван – всё болван; не хочу учиться, хочу жениться; вот злонравия достойные плоды.

Не устарел юмор Фонвизина в сценах учения Митрофанушки и в разговорах Скотинина. Слова Митрофанушка и Недоросль и теперь символизируют лодырей и неучей. Читать пьесу необходимо всем, желающим знать русскую словесность.

Чтобы понять, актуальна ли пьеса “Недоросль” сегодня, надо читать не краткую, а полную версию её.

Бессмертная комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» является выдающимся произведением русской литературы XVIII века. Смелая сатира и правдиво описанная действительность — основные составляющие мастерства этого писателя. Спустя столетия то и дело в современном обществе всплывают горячие споры о главном герое пьесы Митрофанушке. Кто он: жертва неправильного воспитания или же яркий пример нравственного разложения общества?

Написанная Фонвизиным комедия «Бригадир», имевшая ошеломляющий успех в Петербурге, стала основой одного величайших мировых литературных памятников. После ее опубликования писатель более десяти лет не возвращался к драматургии, все больше и больше отдаваясь государственным вопросам и задачам. Однако мысль о создании новой книги будоражила воображение автора. Не будем скрывать, что, по мнению ученых, первая заметка, относящаяся к «Недорослю», была начата еще в 1770х годах, задолго до его выхода в свет.

После поездки во Францию в 1778г. у драматурга сложился точный замысел написания будущего произведения. Интересный факт — изначально Митрофанушка был Иванушкой, что само собой говорило о схожести двух комедий (Иваном был персонаж в «Бригадире»). В 1781 году пьеса была завершена. Само собой, постановка такого типа означала освещение одного из самых проблемных вопросов дворянского общества того времени. Однако, несмотря на риск, Фонвизин стал непосредственным «зачинщиком» литературного переворота. Премьера откладывалась из-за неприязни императрицы к какой бы то ни было сатире, но она все-таки состоялась 24 сентября 1782 года.

Жанр произведения

КОМЕДИЯ - вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта. Он имеет ряд признаков:

  1. не влечет смерть одного представителей из враждующих сторон;
  2. направлен на «ничего не несущие» цели;
  3. повествование живое и яркое.

Также в произведении Фонвизина очевидна сатирическая направленность. Это значит, что автор ставил себе задачу высмеять общественные пороки. Это попытка завуалировать жизненные проблемы под маской улыбки.

«Недоросль» — произведение, построенное по законам классицизма. Одна сюжетная линия, одно место действия, и все события происходят в течение суток. Однако данная концепция согласуется и с реализмом, о чем говорят отдельные предметы и места действий. Кроме того, действующие лица очень уж напоминают настоящих помещиков из глубинки, осмеянных и осужденных драматургом. Фонвизин добавил в классицизм нечто новое – беспощадный и острый юмор.

О чем произведение?

Сюжет комедии Дениса Фонвизина «Недоросль» кружится вокруг семьи помещиков, которая полностью погрязла в безнравственности и самодурстве. Дети становились похожими грубых и ограниченных родителей, от чего страдало их представление о морали. Шестнадцатилетний Митрофанушка изо все сил пробует закончить обучение, но ему не хватает желания и способностей. Мать смотрит на это спустя рукава, ей безразлично, будет ли ее сын развиваться. Она предпочитает, чтобы все оставалось, как есть, всякий прогресс ей чужд.

Простаковы «приютили» дальнюю родственницу — сироту Софью, которая отличается от всей семьи не только взглядами на жизнь, но и благовоспитанностью. Софья — наследница большого поместья, «заглядывается» на которое и дядя Митрофанушки — Скотинин, который является большим охотником. Женитьба — единственный доступный способ завладеть хозяйством Софьи, поэтому окружающие ее родственники стараются склонить ее на выгодный брак.

Стародум — дядюшка Софьи, присылает племяннице письмо. Простакова жутко недовольна такой «выходкой» родственника, которого считали погибшим в Сибири. Свойственная ее натуре лживость и надменность проявляется в обвинении «обманного» письма, якобы «амурного». Неграмотные помещики вскоре узнают истинное содержание послания, прибегнув к помощи постояльца Правдина. Он открывает всей семье правду об оставленном сибирском наследстве, которое дает аж десять тысяч годового дохода.

Тут-то у Простаковой и созревает идея — выдать Софью за Митрофанушку, чтобы присвоить наследство себе. Однако в ее планы «врывается» офицер Милон, идущий через деревню с солдатами. Он встретился со старым другом Правдиным, который, как оказалось, является членом наместнического правления. В его планы входит наблюдение за помещиками, плохо обращающимися со своими людьми.

Милон говорит о своей давней любви к милой особе, которую перевезли в неизвестное место из-за кончины родственника. Внезапно он встречает Софью — она и есть та самая девушка. Героиня рассказывает о будущем замужестве с недорослем Митрофанушкой, от чего жених «вспыхивает», как искра, но потом постепенно «ослабевает» при подробном рассказе о «суженном».

Приехал дядя Софьи. Познакомившись с Милоном, он принимает выбор Софьи, при этом осведомившись о «правильности» ее решения. В тоже время имение Простаковых передано в государственную опеку из-за жестокого обращения с крестьянами. Ища поддержки, мать обнимает Митрофанушку. Но Сын не намерен был учтивым и вежливым, он грубит, отчего почтенная матрона падает в обморок. Очнувшись, она причитает: «Погибла я совсем». А Стародум, указывая на неё, говорит «Вот злонравия достойные плоды!».

Главные герои и их характеристика

Правдин, Софья, Стародум и Милон — представители, так называемого «нового» времени, эпохи Просвещения. Нравственные составляющие их души – ничто иное, как добро, любовь, тяга к знаниям и сострадание. Простаковы, Скотинин и Митрофан — представители «старого» дворянства, где процветают культ материального благополучия, грубость и невежество.

  • Недоросль Митрофан – юноша, чьи невежество, глупость и неспособность к адекватному анализу ситуации не позволяют ему стать деятельным и разумным представителем дворянского сообщества. «Не хочу учится, а хочу жениться» — жизненный девиз, который полностью отображает характер молодого человека, ничего не воспринимающего всерьез.
  • Софья — образованная, добрая девушка, которая становится белой вороной в обществе завистливых и алчных людей.
  • Простакова — хитрая, безалаберная, грубая женщина с множеством недостатков и отсутствием любви и уважения ко всему живому, кроме любимого сына Митрофанушки. Воспитание Простаковой — это лишь подтверждение стойкости консерватизма, который не дает развиваться русскому дворянству.
  • Стародум воспитывает «свою кровиночку» иным методом – Софья для него уже не маленький ребенок, а сформировавшийся член социума. Он дает девушке свободу выбора, тем самым учит ее правильным основам жизни. В нем Фонвизин изображает тот тип личности, который прошел через все «взлеты» и падения», став при этом не только «достойным родителем», но и несомненным примером для будущего поколения.
  • Скотинин — точно так же, как и все остальные, является примером «говорящей фамилии». Человек, чья внутренняя сущность более похожа на какой-то грубый, неотесанный скот, нежели на благовоспитанного человека.

Тема произведения

  • Воспитание «нового» дворянства – основная тема комедии. «Недоросль» — это своеобразный намек на «пропадающие» нравственные начала в людях, которые боятся преобразований. Помещики воспитывают отпрысков по старинке, не уделяя должного внимания их образованию. Но те, кого не учили, а лишь избаловали или запугали, не смогут взять на себя заботу ни о семье, ни о России.
  • Тема семьи. Семья – это социальный институт, от которого зависит развитие личности. Несмотря на грубость и неуважение Простаковой по отношению ко всем жителям, она лелеет любимого сына, который нисколько не ценит ни ее заботу, ни ее любовь. Такое поведение — типичный пример неблагодарности, которая является последствием избалованности и родительского обожания. Помещица не понимает, что сын видит ее обращение с другими людьми и повторяет именно его. Так, погода в доме определяет характер юноши и его недостатки. Фонвизин подчеркивает важность сохранения тепла, нежности и уважения в семье по отношению ко всем ее членам. Только тогда дети будут почтительными, а родители – достойными почтения.
  • Тема свободы выбора. «Новый» этап — это отношения Стародума с Софьей. Стародум дает ей свободу выбора, не ограничивая ее своими убеждениями, которые могут повлиять на ее мироощущение, тем самым воспитывая в ней идеал дворянского будущего.

Основные проблемы

  • Основная проблема произведения — последствия неправильного воспитания. Семейство Простаковых — семейное древо, которое своими корнями уходит в далекое прошлое дворянства. Этим и кичатся помещики, не понимая, что слава предков не прибавляет им достоинств. Но сословная гордость затуманила их разум, они не хотят двигаться вперед и добиваться новых достижений, думают, что все и всегда будет по-старому. Оттого они не осознают надобность образования, в их закрепощенном стереотипами мирке оно и вправду не нужно. Митрофанушка также будет сидеть всю жизнь в деревне и жить за счет труда своих крепостных.
  • Проблема крепостного права. Нравственное и интеллектуальное разложение дворянства при крепостном праве – абсолютно логичный итог несправедливой политики царя. Помещики совсем обленились, им не надо работать, чтобы себя обеспечивать. Все за них сделают управляющие и крестьяне. При таком общественном устройстве у дворян нет стимула трудиться и получать образование.
  • Проблема алчности. Жажда материального благополучия перекрывает доступ к морали. Простаковы зациклены на деньгах и власти, им не важно, будет ли их ребенок счастлив, для них счастье – синоним богатства.
  • Проблема невежества. Глупость лишает героев духовности, их мир слишком уж ограничен и привязан к материальной стороне жизни. Их не интересует ничего, кроме примитивных физических удовольствий, ведь ничего другого они и не знают вовсе. Фонвизин видел истинный «человеческий облик» лишь в том человеке, которого воспитали грамотные люди, а не недоучившиеся дьячки.

Идея комедии

Фонвизин был личностью , поэтому не принимал грубости, невежества и жестокости. Он исповедовал веру в то, что человек рождается «чистым листом», поэтому только воспитание и образование могут сделать его нравственным, добродетельным и умным гражданином, который принесет пользу отечеству. Таким образом, воспевание идеалов гуманизма — главная идея «Недоросля». Юноша, повинующийся зову добра, ума и справедливости, — вот истинный дворянин! Если же его воспитают в духе Простаковой, то он никогда не выйдет за тесные рамки своей ограниченности и не поймет красоты и многогранности мира, в котором живет. Он не сможет трудиться во благо общества и ничего значимого не оставит после себя.

В конце комедии автор говорит о торжестве «возмездия»: Простакова теряет поместье и уважение собственного сына, воспитанного в соответствии с ее духовными и физическими идеалами. Такова плата за неправильное воспитание и невежество.

Чему учит?

Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль», прежде всего, учит уважению к ближним. Шестнадцатилетний юноша Митрофанушка совершенно не воспринимал заботу ни матери, ни дядюшки, он считал это само собой разумеющимся фактом: «Что ты, дядюшка, белены объелся? Да я знать не знаю, за что ты на меня вскинуться изволил». Закономерным результатом грубого обращения в доме является финал, где сын отталкивает любящую мать.

Уроки комедии «Недоросль» на этом не заканчиваются. Не столько уважение, сколько незнание показывает людей в том положении, которое они тщательно пытаются скрыть. Глупость и невежество витают в комедии, как птица над гнездом, они обволакивают деревню, тем самым не отпуская жителей из собственных оков. Автор жестоко наказывает Простаковых за ограниченность, отнимая у них имение и саму возможность продолжать праздный образ жизни. Таким образом, учиться нужно всем, ведь даже самое устойчивое положение в обществе легко потерять, будучи необразованным человеком.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  • Простаков – дворянин
  • Простакова – его супруга
  • Митрофан – их ребенок, подросток – недоросль
  • Еремеевна – няня Митрофана
  • Правдин
  • Стародум
  • Милон
  • Скотинин, брат Простаковой
  • Кутейкин, студент
  • Цыфиркин, преподаватель математики, отставной сержант
  • Вральман, преподаватель истории
  • Тришка, костюмер
  • События разворачиваются в поместье Простаковых

Действие 1

Портняжка Тришка пошил Митрофану тесный кафтан. Простакова бранит и Тришку, и мужа, не умеющего самостоятельно принимать решения, а во всем полагается на ее волю. Приходит Скотинин, в отличном настроении: у него назначено свидание с Софьей, дальней родственницей Простаковых, живущей у них после смерти матушки. Простаковы уже давно задумали отдать ее замуж. Скотинин заинтересовался девушкой не из-за ее богатства или красоты, а потому что в ее имении множество свиней; к этим животным у Скотинина проявляется слабость. Появляется Софья с письмом от своего дядюшки Скородума, которого все считали умершим много лет назад. Он долго прожил в Сибири, скопил значительное состояние и назначил наследницей Софью. Тут в голове Простаковой возникает идея женить сына на столь богатой невесте. Однако Скотинин тоже не желает отступать.

Действие 2

В деревне останавливаются солдаты, среди них офицер Милон. Он встречается с Правдиным, отстаивающим интересы крестьян при помещичьем произволе. Милон жалуется приятелю, что уже несколько месяцев не видел своей любимой Софьи, которую по слухам родные увезли из Москвы и были очень жестоки с ней в обращении.

На сцене появляется Софья и падает в объятья Милона, жалуясь на сложную жизнь в поместье родственников, на возможное сватовство с Митрофаном. Вошедший вслед за ней Скотинин тоже озвучивает свое намерение жениться на девушке. Когда Правдин озвучивает истинные намерения Митрофана, Скотинин вместо настоящего соперника Милона озлобляется на племянника, и накидывается на него с дракой. Только Правдин оттаскивает Скотинина.

Простакова становится учтивой с Софьей, обходительной, она хочет расположить ее к себе и сыну. Г-жа Простакова представляет Милону и Правдину с преподавателей Митрофанушки, которые сетуют на невероятную глупость своего воспитанника, на необразованность самой хозяйки. Сын угрожает Простаковой, что бросится в воду, если та еще раз заставит его читать. Митрофанушка зол на Скотинина. Узнав о потасовке между ними, Простакова сперва набрасывается на Еремеевну, за то, что та не сумела уберечь ребенка, а потом уже на брата. Учителя подростка получают расчет и отправляются в бар выпить.

Действие 3

Правдин встречается со Стародумом и выражает ему свое уважение. Стародум поведал, что при дворе царит лживость, унижение, малодушие, себялюбие. Он говорит, что ушел с царской службы, чтобы оставить при себе свою душу и честь. Заработав состояние, Стародум поставил смыслом жизни благополучие племянницы. Он счастлив видеть ее спустя столько лет разлуки. Софья показывает дяде свою любовь, преданность и единомыслие. Она полностью принимает взгляды дяди на жизнь. Несколько смущает девушку заявление Стародума о том, что он мечтает выдать ее замуж за всем известного и уважаемого человека. Но принуждать ее ни к чему он не собирается. Окружение Софьи наперебой советуют ей в женихи то Митрофана, то Скотинина. Простакова хочет, чтобы Митрофанушка показал свою образованность перед Стародумом, с целью произвести положительное впечатление на него. Но он восклицает, что не хочет учиться, а хочет жениться. Учителя друг за другом пытаются передать знания недорослю, но он не желает решать задачи. Наконец мать соглашается с тем, что Митрофанушку замучали и говорит, что ему лучше общаться в своем кругу, а не с образованными людьми. Она жалеет своего перетрудившегося сына.

Действие 4

Стародум разговаривает с Софьей о добре и справедливости, дает ей советы: придерживаться людей, которые будут ее ценить за ум и внутренний мир, быть высоконравственной и честной. Говоря о семье, он негодует, что в последнее время многие браки заключаются по расчету, а не по сердечному влечению. Он питает надежду, что Софья при выборе мужа будет руководствоваться духовной близостью с человеком, будет дружить с ним, а не просто любить его. Стародум получает письмо из Москвы от старого приятеля, который рекомендует в женихи Софье Милона. Он интересуется у племянницы, свободно ли ее сердце. Как только Софья решает рассказать о своей симпатии к Милону, появляется Правдин и представляет возлюбленного Софьи Стародуму. Последний, выяснив все, приходит в восторг от того, что это и есть тот человек, о котором говорится в письме. А когда становится очевидным, что и Софья влюблена в него, что покойная мать девушки также души в нем не чаяла, он приходит в восхищение и одобряет достойный выбор племянницы.

В процессе разъяснений появляется Скотинин, который восклицает о своей привязанности к свиньям. На предложение Скотинина руки и сердца, Стародум однозначно отказывает, объясняя это тем, что приличной девушке дворянской крови не пристало выходить замуж за Скотинина и жить как скотина. Тут входит Простакова, расхваливая Митрофанушку, превознося его глубокие знания в различных областях науки. Митрофан определяет слово «дверь» как прилагательное, так как она приложена к косяку, а чуланная дверь, которая еще не навешана, обозначил существительным. На просьбу усмехающихся окружающих рассказать что-нибудь из истории, он говорит, что знает только «истории» скотницы Хавроньи. Слова «география» он вообще не знает.

Когда Правдин пытается объяснить важность географии во время путешествия, она говорит, что для молодого дворянина это лишние знания, потому что его возит извозчик. В результате, Стародум отказывает Простаковой в сватовстве. Правдин получает письмо, в котором говорится, что в случае противоправных действий, имение Простаковых будет отнято. Простакова задыхается от злости. Разведав, что рано утром Стародум и Софья уезжают в Москву, Она придумывает обвенчать девушку с Митрофаном против ее воли.

Действие 5

Софью пытаются насильно затащить в карету. Милон спасает ее. Еремеевна рассказывает о случившемся Стародуму и Правдину, и те решают закончить произвол, происходящий в доме Простаковых. Поняв, что ее планы разрушились, дворянка Простакова падает ниц, начинает умолять Стародума простить ее. Сжалившись, Правдин отпускает ее, и она тут же начинает вымещать зло на своих слугах, которые не укараулили Софью. Правдин отнимает у Простаковых дом. Скотинин обещает уважать крестьян и всем дворянам советовать такой подход.

Простакова голосит, что все, что у нее есть – Митрофан, но сыну она не нужна – он отталкивает ее. От этого Простакова теряет сознание. Правдин обвиняет Митрофана ы грубости и определяет его на военную службу. Простакова обезумела от осознания, что потеряла все – и власть, и сына. А Стародум проговаривает: «Вот злонравия достойные плоды».

Денис Иванович Фонвизин

«Недоросль»

Деревня помещиков Простаковых. Госпожа Простакова в гневе: крепостной портной Тришка, считает она, сшил слишком узкий кафтан её любимому сыну, шестнадцатилетнему недорослю Митрофанушке. Тришка оправдывается тем, что не учился портняжному ремеслу, но госпожа ничего и слушать не хочет. Её муж, Простаков, недалёкий и послушный жене человек, высказывает мнение, что кафтан мешковат. А Тарасу Скотинину, брату Простаковой, кажется, что кафтан «сшит изряднехонько».

Сам же кафтан — обновка Митрофанушке к сговору Скотинина с Софьей, дальней родственницей Простаковых. Отец Софьи умер, когда она была ещё младенцем. Девушка росла у матери в Москве. Но уже минуло полгода, как она осталась круглой сиротой. Простаковы взяли её к себе, чтобы «надзирать за её имением, как за своим собственным». Дядюшка Софьи, Стародум, уехал в Сибирь. На протяжении долгого времени о нём не было никаких известий, и Простаковы считают, что он давно умер.

Скотинин хочет жениться на Софье — не потому, что ему нравится девушка, не потому, что он хочет завладеть её деревеньками, но потому, что в этих деревеньках много… свиней, а до них он большой охотник. А Софья ещё не знает, кого прочат ей в мужья.

Софье приходит письмо от Стародума. Госпожа Простакова, услышав об этом, крайне раздражена: не сбылись её надежды, дядюшка оказался жив. Простакова обвиняет Софью во лжи: письмо, дескать, амурное. Но проверить утверждение она не может, ибо неграмотна. Её муж и брат тоже читать не горазды. Их выручает постоялец Правдин. Он читает письмо, в котором Стародум извещает племянницу, что делает её наследницей своего состояния, нажитого им в Сибири, которое даёт доходу десять тысяч в год. Госпожа Простакова поражена этим известием. У неё возникает новая идея: выдать Софью за своего сына, неуча Митрофана.

Через деревню Простаковых проходят солдаты. Их ведёт офицер Милон. Он встречает здесь своего старого друга, Правдина. Тот рассказывает, что состоит членом наместнического правления. Правдин объезжает округ и особенно обращает внимание на «злонравных невежд», которые плохо обращаются со своими людьми. Именно таких невежд он нашёл в лице Простаковых.

Милон же рассказывает, что он влюблён и более полугода находится в разлуке с любимой. Недавно он узнал, что его возлюбленная осталась сиротой и какие-то дальние родственники увезли её в свои деревни… В тот момент, когда Милон говорит об этом, он внезапно видит свою возлюбленную — это Софья.

Влюблённые рады встрече. Но Софья рассказывает, что госпожа Простакова хочет выдать её замуж за Митрофанушку. Милона терзает ревность. Правда, она ослабевает, когда он узнает побольше о своём «сопернике».

Проходящий мимо Скотинин бесцеремонно заявляет о своих видах на Софью. Правдин рассказывает ему о планах госпожи Простаковой. Скотинин в бешенстве. На глаза ему попадается Митрофан, которого ведёт учиться няня Еремеевна. Дядя желает объясниться с племянником и уж было набрасывается на него с кулаками. Но Еремеевна заслоняет собою Митрофанушку и прогоняет Скотинина.

Приходят учителя Митрофанушки: Сидорыч — Кутейкин и Пафнутьич — Цыфиркин. Кутейкин, дьячок от Покрова, недоучившийся в семинарии, учит Митрофана грамоте по Часослову и Псалтыри. А Цыфиркин, отставной сержант, — учитель арифметики.

Митрофан отказывается учиться. Он жалуется матери, что после дядюшкиной «таски» ему не идёт на ум ученье. Еремеевна рассказывает о столкновении со Скотининым. Простакова утешает сына, обещает его скоро женить. Учителей она велит накормить обедом и вновь прислать. Госпожа недовольна Еремеевной: та «не впилась в харю» Скотинину и «не раздёрнула ему рыла по уши». Простакова собирается по-своему «переведаться» с братцем. Усердная Еремеевна от обиды плачет. Учителя утешают её.

Приезжает Стародум. Прежде чем показаться хозяевам, он беседует со старым знакомым, Правдиным. Стародум вспоминает о своём отце, служившем Петру Великому, хвалит те времена. Стародум приехал, чтобы освободить свою племянницу от «невежд без души». Он был вынужден покинуть государственную службу. Когда Стародум ещё служил по военной части, он подружился с молодым графом. По объявлении войны Стародум поспешил в армию, а граф от этого уклонился. И вскоре после этого граф был произведён чином, а Стародум, раненный на войне, обойдён. Выйдя в отставку, Стародум приехал в Петербург ко двору. Но позже он решил, что «лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней».

Стародум встречается с Софьей и обещает увезти племянницу от Простаковых. Разговор прерван появлением Простаковой и Скотинина. Сестра с братом дерутся, а Милон разнимает их. Стародума эта сцена забавляет. Госпожа Простакова раздражена весельем незнакомца, но, узнав, что это Стародум, она меняет тон на самый раболепный и угодливый. Она хочет подольститься к богатому родственнику и поспособствовать этим женитьбе Митрофанушки на Софье.

Но Стародум обещает на следующее же утро отвезти Софью в Москву, чтобы там выдать её замуж за некоего «молодого человека больших достоинств». Это известие повергает всех в уныние, а Софья «кажется поражённою». Тогда Стародум говорит ей, что выбор достойного жениха — всецело в её воле. Это всем возвращает надежду. Госпожа Простакова хвалится перед Стародумом образованием Митрофанушки. Она особенно довольна немцем Адамом Адамычем Вральманом, которого наняла на пять лет. Она платит ему триста рублей в год (прочим учителям — десять). Вральман учит Митрофана «по-французски и всем наукам». Но главное — он «ребёнка не неволит».

Тем временем Кутейкин и Цыфиркин печалятся о том, что учение идёт не очень успешно. Арифметике Митрофан учится третий год, а «трёх перечесть не умеет». Грамоту он изучает четвёртый год, а до сих пор «новой строки не разберёт». А вся беда в том, что Вральман потакает ленивому ученику и мешает учёбе.

Госпожа Простакова уговаривает сына поучиться. Тот требует, чтобы поскорее был сговор: «Не хочу учиться, хочу жениться». Цыфиркин задаёт Митрофану две задачи. Но мать вмешивается и не даёт решить их. Вообще арифметика представляется ей пустой наукой: «Денег нет — что считать? Деньги есть — сочтём и без Пафнутьича хорошохонько». Приходится Цыфиркину закончить занятие. Его место заступает Кутейкин. Митрофан бессмысленно повторяет за ним строки из Часослова. Тут появляется Вральман. Он объясняет госпоже Простаковой, что излишне набивать голову очень опасно. Вральман считает, что можно обойтись и без российской грамоты, и без арифметики. Митрофанушке, говорит он, нужно лишь знать, как жить в свете. Вральман отпускает Митрофана порезвиться.

Цыфиркин и Кутейкин хотят побить Вральмана. Отставной сержант замахивается доскою, а дьячок — Часословом, но немцу удаётся убежать.

Софья читает книгу Фенелона о воспитании девиц. Стародум беседует с ней о добродетели. Он получает письмо от графа Честана. Это дядя Милона, который хочет женить своего племянника на Софье. Заговаривая с Софьей о её замужестве, Стародум вновь замечает, что она смущена… Тут появляются Правдин и Милон. Правдин представляет Милона Стародуму. Оказывается, Милон в Москве часто бывал в доме Софьиной матери, и та любила его как сына. Стародум, беседуя с Милоном, убеждается, что имеет дело с достойным человеком. Милон просит руки Софьи, упоминая о своей «взаимной склонности» с девушкой. Стародум с радостью узнаёт, что Софья избрала именно того, кого он сам прочит ей в мужья. Он даёт согласие на этот брак.

Но прочие претенденты на руку Софьи ничего не ведают и не оставляют своих надежд. Скотинин принимается говорить о древности своего рода. Стародум в шутку делает вид, что во всём с ним согласен. Госпожа Простакова предлагает Стародуму посмотреть, как Митрофанушка выучен. Софьин дядюшка изображает, будто в восторге от Митрофанушкиной учёности. Однако он отказывает и Скотинину, и Митрофанушке, сообщив, что Софья уже сговорена. Он объявляет, что уедет с Софьей в семь утра. Но госпожа Простакова решает, что до этого времени она успеет «поставить на своём». Она расставляет по дому «часовых».

Правдин получает пакет; ему предписано взять в опеку дом и деревни Простаковых при первом же случае, когда нрав Простаковой будет угрожать безопасности подвластных ей людей. Правдин рассказывает об этом Стародуму. Их разговор прерван шумом…

Люди Простаковой тащат сопротивляющуюся Софью к карете — венчаться с Митрофанушкой. Милон, заставший эту сцену, освобождает невесту. Правдин грозит, что Простакова предстанет перед судом как «нарушительница гражданского спокойства». Госпожа Простакова бурно раскаивается в своём поступке. Стародум и Софья прощают её. Простакова рада прощению: уж теперь-то она отомстит своим слугам за произошедшую неудачу! Но сделать этого ей не удаётся: Правдин объявляет, что по правительственному указу он принимает в опеку дом и деревни Простаковых.

Скотинин подобру-поздорову уезжает к себе, к своим любимым хлевам. Госпожа Простакова просит Правдина дать ей власть хотя бы на три дня. Но тот не соглашается. Он зовёт учителей, чтобы рассчитаться с ними. Еремеевна приводит Кутейкина, Цыфиркина и Вральмана. Правдин отпускает их восвояси. Кутейкин требует, чтобы ему заплатили за ученье, за стоптанные сапоги… А Цыфиркин отказывается от платы, потому что Митрофанушка ничему не научился. За такое великодушие Стародум, Милон и Правдин дают ему денег. А Кутейкину Правдин предлагает рассчитаться с самой госпожой. Тот в ужасе восклицает: «От всего отступаюсь». Во Вральмане Стародум узнаёт своего бывшего кучера. Оказывается, Вральман нигде не мог сыскать себе места кучера и пришлось ему идти в учителя. Стародум соглашается опять взять его к себе кучером.

Стародум, Софья и Милон собираются уезжать. Простакова обнимает Митрофанушку: «Один ты у меня остался…» Но сын грубит ей. Мать падает в обморок. Правдин решает отправить Митрофана на службу. Очнувшись, госпожа Простакова причитает: «Погибла я совсем…» А Стародум, указывая на неё, произносит: «Вот злонравия достойные плоды!»

У помещиков Простаковых возник спор по поводу нового кафтана для их сына Митрофанушки. Мать считает, что крепостной портной Тришка недостаточно хорошо выполнил свою работу.

Обновка нужна для помолвки Скотинина - брата хозяйки, и Софьи - дальней родственницы семейства. Она сирота и Простаковы являются ее опекунами. У нее есть дядюшка Стародум, но от того давно не было никаких вестей.

Девушка еще не знает, что ей уготована участь стать женой Скотинина. А жениха интересует не столько Софья, сколько наличие в ее деревнях поголовья свиней.

Однако события принимают иной оборот. Софья получила письмо от своего дяди из Сибири, в котором тот извещает, что делает племянницу своей наследницей. Простакова решает, что мужем девушки должен стать ее сын Митрофан.

В деревне появляется офицер Милон. Он встречается с Правдиным, который является членом наместнического правления. Офицер делится с другом, что у него есть невеста, которую родня увезла в деревню. Вдруг он видит Софью - это и есть его любимая.

Молодые люди рады встрече, чего не скажешь о Скотинине. Когда он узнает, что появился еще один претендент на руку Софьи, а это Митрофанушка, то приходит в бешенство. Скотинин лезет в драку с несчастным неучем.

После потасовки у Митрофанушки пропадает желание учиться. Мать его успокаивает и бранит няню, что та не смогла хорошенько отлупить наглого Скотинина. Простакова решила, что сама разберется с братом.

Появляется Стародум. Он намерен забрать племянницу у невежественных родственников и обещает девушке, что скоро увезет ее в Москву. На их глазах происходит драка между Простаковой и Скотининым. Стародум смеется над происходящим, чем вызывает гнев хозяйки поместья. Но когда она узнает, кем является веселый незнакомец, то превращается в угодливую и раболепную.

Стародум сообщает Софье, что намерен отдать ее замуж в Москве за достойного человека, чему девушка не очень рада. Видя ее разочарование дядя успокаивает Софью, что неволить ее не будет, и что та выйдет за того, кого выберет сама.

Тем временем учителя ссорятся между собой. Им сложно научить Митрофанушку самым простым вещам, а Вральман - самый высокооплачиваемый из них, вовсе ничего не хочет делать.

Стародум снова говорит Софье о своем желании выдать ее замуж. Появляется Милон и просит у дядюшки благословления на брак с девушкой. В разговоре выясняется, что это именно тот достойный молодой человек, о котором он говорил Софье.

Остальным претендентам Стародум отказывает и сообщает, что у него свои планы на судьбу племянницы. Простакова решает, что не должна упустить такой шанс. Она предприняла попытку увезти Софью и насильно выдать ее замуж за своего сына. Милон выручает свою невесту из рук невежественных людей.

Правдин получает разрешение взять под свое покровительство дом и имущество Простаковых. Помещиков обвиняют в том, что они нарушают гражданское спокойствие и плохо обращаются со своими крестьянами.

Стародум с молодыми собираются в дорогу. Простакова в истерике по поводу того, что ее сына Правдин отправляет на службу. Все произошедшее с семейством дядюшка Софьи оценил, как последствия злонравия и невежества.

Сочинения

Недоросль Анализ произведения Д.И. Фонвизина «Недоросль». Дворяне просвещенные и невежественные в пьесе Д. Фонвизина «Недоросль» Дворяне просвещенные и непросвещенные в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Добро и зло в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Добро и зло в комедии Фонвизина «Недоросль» Жизненно важные вопросы в пьесе «Недорсль» Идеи русского просвещения в комедии "Недоросль" Идеи русского просвещения в комедии Д. Фонвизина «Недоросль» Изображение дворянства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Изображение мелкопоместного дворянства в русской литературе 19 в. Какой я представил себе Простакову? Образ второстепенных героев в комедии Фонвизина «Недоросль» Образ госпожи Простаковой в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Образ Мирофанушки в комедии «Недоросль» Образ Митрофанушки в комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» Образ Тараса Скотинина в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Образы бессмертной комедии «Недоросль» Образы отрицательных героев в комедии Фонвизина «Недоросль» Построение и художественный стиль комедии "Недоросль" Почему комедию Фонвизина «Недоросль», обличающую крепостное право, называют комедией воспитания? Проблема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Проблема воспитания и образования в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Проблемы воспитания в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" Проблемы образования и воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль». Проблемы, отраженные в комедии Фонвизина «Недоросль» Речевые характеристики в комедии «Недоросль» САТИРИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КОМЕДИИ "НЕДОРОСЛЬ" Сатирическая направленность комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Скоты владеющие людьми (По комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль") Смешное и грустное в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль" Смысл названия комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" Смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль» Сын, достойный своей матери По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Тема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» Тема воспитания и образования в пьесе «Недоросль» Фонвизин - автор комедии «Недоросль» Характеристика госпожи Простаковой (по комедии Д.И. Фонвизина) Чему научила меня комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль»? Что высмеивает Д.И. Фонвизин в воспитании Митрофанушки? «Вот злонравия достойные плоды!» (по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль») Портретная характеристика Простаковой в комедии «Недоросль» Семья Простаковых ОБРАЗ МИТРОФАНУШКИ Анализ произведения Характеристика Митрофана в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» Фонвизин «Недоросль». «Вот злонравия достойные плоды!» Проблематика и герои комедии Д. Н. Фонвизина «Недоросль» Проблема воспитания в комедии «НЕДОРОСЛЬ» Характеристика образа Стародума в пьесе «Недоросль» Центральная героиня пьесы «Недоросль» госпожа Простакова Главный смысл комедии Фонвизин «Недоросль» Характеристика образа Митрофан Терентьевич Простаков (Митрофанушка) Образ Митрофана в комедии Фонвизина "Недоросль" Актуален ли образ Митрофанушки в наше время Опасен или смешон Митрофан (Комедия «Недоросль») Образ и характер Простаковой в комедии Фонфизина Значение речевых характеристик в комедии "Недоросль" Черты классицизма в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» Характеристика образа Софья Главное лицо комедии помещица Простакова Недоросль Митрофанушка Учителя и слуги в доме простаковой (комедия «Недоросль») Классицизм в драматургии. Комедия «Недоросль» Д. И. Фонвизина Почему Митрофанушка стал недорослем (2) История создания комедии «Недоросль»

Поместье Простаковых. Простакова ругает крепостного Тришку, так как тот неправильно пошил кафтан её сыночку Митрофану. Крепостной объясняет, что заранее предупреждал о том, что он не учился шитью. Господин Простаков, давно вошедший в послушание к своей супруге, присоединяется к жене и говорит, что кафтан некрасив. Так же высказывается и брат Простаковай – Скотинин.

В поместье живет девушка Софья. Она давным –давно потеряла отца и полгода как умерла ее мать. Простаковы приютили девушку, хотя не по своей любезности, а потому что София обладает довольно неплохим наследием. Из родственников у Софии остался дядя, но от него уже давно нет никаких известий и все подозревают, что он умер.

Господин Скотинин желает жениться на Софии, так как в ее деревнях порядочное количество свиней. София в неведении этого…

София получает письмо от дядьки, но так как необразованна, прочесть его не имеет возможности. Госпожа Простакова говорит, что дядюшка пишет письмо любовного характера, но содержание этого письма совсем другого характера. В этом письме написано, то наследие Софьи увеличится, так как дядя все свое состояние завещает ей. Простакова принимает решение женить на Софии своего сына.

Рядом с деревней Простаковых проходит путь солдат. Милон – офицер здоровается со своим знакомым Правдиным и пока находится в деревне, видит свою возлюбленную Софию, которую забрали из родной деревне и увезли в неизвестном направлении.

Начинается суматоха. София говорит Мирону, что ее хотят выдать замуж за сына госпожи. Скотинин говорит, что он первый которому посватали Софию, но узнает, что Простакова передумала. Митрофана ведут учиться к его учителям(Сидорыч, Панфутич), но учиться он отказывается. Мать обещает сыну скорую свадьбу если он возьмется за ум.

Заезжает господин Стародум. Он беседует с Правдиным, вспоминает об отце, и проникается воспоминаниями, насколько хороши были те времена. Дядя имеет желание забрать Софию с собой и таким образом спасти ее от семьи, в которой она сейчас прибывает, так как он был ранен и освобожден от службы и теперь имеет возможность заниматься племянницей.

Найдя Софию, он обещает, что скоро они покинут это поместье. Госпожа Простакова видит Стародума, которого ни разу не встречала до этого и всячески старается ему угодить, ввиду того что очень хочет поженить сына на богатой девушке.

Дядя говорит, что завтра же они с Софией поедут в Москву и там ее ожидает прекрасный достойный мужчина, чем очень огорчает племянницу, но как только замечает, что она расстроилась, объясняет, что выбор это лишь ее право и он не будет мешать, если у нее есть уже другой жених. Об этом узнают все в поместье и суматоха вновь набирает свои обороты. Простакова показывает Стародуму какой у нее прекрасный сын, и какой у него хороший учитель Адам Адамыч.

Но сына учат уже очень давно, но никаких новых умений ему обучение нескольких лет не дало, т.к Вральман мешает учебе. Госпожа все таки уговаривает сыночка поучиться, но как только Цыфиркин дает ему задачи, она вмешивается и объясняет, что арифметика Митрофану не нужна. Учитель заканчивает урок.

У митрофана начинается следующий урок. Кутейкин читает строки а Митрофан бездумно повторяет за ним. Вральман наблюдая за обучением объсняет Простаковой, что и без грамоты с арифметикой можно неплохо прожить и отпускает «молодое дарование» поиграть. Учителя очень расстроены и желают поквитаться с Вральманом. Но как только они приступают к открытым действиям, Вральман сбегает.

Стародум застает Софию за чтением книги о воспитании и заводит с ней беседу. Стародум получает письмо от дяди Милона, в котором тот предлагает женить их воспитанников, но, начиная разговор об этом с Софией, смущает ее. Правдин приводит Милона к дяде Софии и тот узнает, что мать Софии очень любила его, почти как родного сына. Стародум понимает, что Милон может стать прекрасным супругом для его племянницы. В то же время Милон упоминает Стародуму, что чувства у них с Софией взаимны, и дядя с радостью принимает решение о согласии на их брак.

Никто не подозревает, что сватовство уже прошло и поэтому все пытаются угодить приехавшему дядюшке. Скотинин рассказывает о том, как древен его род. Простакова показывает своего «ученого» сыночка. Но вскоре он отказывает всем, объясняя, что решение уже принято и не в их сторону и сообщает, что они с Софией покинут их поместье рано утром. Правдину вручают пакет, что в любом случае он получит в все владения, все что принадлежит Простаковым, если что то будет угрожать людям.

Софию тащат к карете жениться на Митрофане. Милон помогает ей освободиться. Павдин, видя эту картину обещает, что мать Митрофана ответит за свои действия в суде. Простакова раскаивается. Господин Правдин берет под свою опеку поместье.


Скотинин уезжает. Правдин распускает учителей Митрофана. Стародум понимает, что Вральман его бывший кучер, и вновь принимает его на эту должность. Митрофана решают отдать в армию, а его мать остается ни с чем.

Краткий пересказ "Недоросль" в сокращении подготовил Олег Ников для читательского дневника.



Просмотров