Федеральный закон 229 фз. Закон «Об исполнительном производстве

Утвержденный 02.10.2007 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" был принят Госдумой 14 сентября и одобрен СФ 19.09 того же года. В нормативном акте определен порядок и условия принудительной реализации постановлений и решений судебных и иных органов, а также их служащих, в полномочия которых входит право возлагать на МО, регионы, РФ, организации, граждан обязанности по передаче другим субъектам либо в бюджеты соответствующих уровней денежных средств и других материальных ценностей, по совершению установленных действий в их пользу или воздержанию от этого. Рассмотрим далее некоторые положения 229-ФЗ от 02.10.2007 г.

Ключевые задачи

Исполнительное производство обеспечивает правильную и своевременную реализацию и иных структур, служащих, а в установленных законодательством случаях и других документов для защиты законных интересов, прав и свобод организаций и граждан. Порядок и условия передачи субъектам денежных средств бюджета соответствующего уровня определяются в БК.

Принципы

ФЗ-229 определяет следующие ключевые положения осуществления деятельности, связанной с принудительной реализацией постановлений уполномоченных структур:

  1. Своевременность совершения действий и применения установленных мер воздействия.
  2. Законность. Деятельность уполномоченных служащих и органов должна соответствовать положениям действующих нормативных актов, конституционных в первую очередь.
  3. Соотносимость объема требований и принудительных мер, применяемых к должникам.
  4. Уважение достоинства и чести граждан.
  5. Неприкосновенность минимума имущества. Нормами определяется объем материальных ценностей, который необходим для существования должника и его родственников.

Уполномоченные инстанции

Рассматриваемый устанавливает, что принудительная реализация актов судов и прочих органов, а также должностных служащих входит в компетенцию ФССП и территориальные органы службы. Приставы-исполнители применяют принудительные меры воздействия к должникам в пределах полномочий. Их права определяются федеральным законодательством.

Обязательность требований служащих ФССП

Устанавливает, что постановления приставов распространяются на все государственные/муниципальные органы, всех юридических и физлиц. Требования служащих подлежат неукоснительному соблюдению на всей территории страны. В случае неисполнения предписаний приставы принимают меры, предусмотренные в комментируемом законе. Несоблюдение требований, воспрепятствование осуществлению служащими их функций влекут ответственность, установленную нормативными актами.

Должники

229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определяет, что в случаях, установленных нормативными актами, требования, присутствующие в постановлениях судов, иных органов, решениях должностных лиц, реализуются структурами, организациями, государственными и муниципальными в том числе, банками и прочими кредитными предприятиями, гражданами и служащими. Указанные субъекты соблюдают предписания на основании документов, указанных в ст. 12.

Соблюдение требований банковскими и другими кредитными организациями

ФЗ-229 допускает направление документа о взыскании средств либо их аресте в соответствующую финансовую структуру непосредственно заинтересованным лицом. Вместе с ним субъект предоставляет в банковскую или другую кредитную организацию заявление. В нем должны содержаться:


ФЗ-229 устанавливает, что документ, поступивший для осуществления взыскания в банковскую или другую кредитную структуру после отзыва лицензии, возвращается субъекту, его направившему, без удовлетворения требований.

Нюансы

В ст. 9 ФЗ-229 определен порядок реализации требований, предусмотренных в решении суда, иного органа или служащего, предприятием, осуществляющим периодические выплаты должнику. Документ, на основании которого устанавливается взыскание суммы, меньшей 25 тыс. р., может направляться в организацию или лицу, начисляющему обязанному субъекту пенсию, зарплату, стипендию и пр., непосредственно кредитором. Вместе с этой бумагой он должен предоставить заявление. В нем также указываются реквизиты счета для перечисления, ФИО, сведения документа, подтверждающего личность гражданина-взыскателя, или ИНН, название, код зарубежной организации, регистрационный номер, адрес постановки на учет и нахождения кредитора-организации.

229-ФЗ "Об исполнительном пр-ве" устанавливает, что реализация судебных постановлений, решений иных органов и служащих в отношении иностранных юридических и физлиц, субъектов, не имеющих гражданства, осуществляется по правилам комментируемого нормативного акта.

Виды документов-оснований

"Об исполнительном производстве" определяет следующие категории бумаг, в соответствии с которыми осуществляется взыскание служащими ФССП:

  1. Судебные приказы.
  2. Исполнительные листы. Они выдаются судебными инстанциями общей юрисдикции и арбитражами в соответствии с актами, принимаемыми ими.
  3. Соглашения о выплате алиментов. Эти документы и их копии должны заверяться нотариусом.
  4. Удостоверение, выданное комиссией по трудовым спорам.
  5. Постановления органов, осуществляющих функции контроля, о взыскании средств с приложением бумаг, в которых присутствуют отметки банковских или иных кредитных структур, осуществляющих обслуживание расчетных и прочих счетов должника, о частичном/полном невыполнении требований вследствие отсутствия на р/с достаточного объема денег.
  6. Судебные акты, решения других институтов власти, должностных лиц по административным делам.
  7. Постановление пристава.
  8. Акты иных органов в предусмотренных нормами случаях.

При потере подлинника документа, в качестве основания для реализации вмененных должнику требований выступает его дубликат. Он выдается судом, другим органом, должностным лицом, вынесшим соответствующее постановление/решение, в установленном порядке. Документ, по которому начато исполнительное производство, содержится в материалах дела. Пристав направляет постановление соответствующему субъекту с приложением копии ИЛ.

Требования к документам

В исполнительных бумагах указываются:

  1. Название и адрес нахождения судебной инстанции, выдавшей документ, инициалы и фамилия служащего.
  2. Наименование материалов или дела, на основании которых предоставлен ИЛ, их номера.
  3. Дата вынесения акта судом или иным органом, должностным лицом.
  4. Календарное число вступления в действие решения или указание на немедленную реализацию требований, указанных в нем.
  5. Резолютивная часть постановления. В ней должно присутствовать требование о возложении на субъекта обязанности по передаче заявителю средств либо другого имущества, совершению в пользу последнего определенных действий или воздержанию от них.
  6. Дата выдачи исполнительной бумаги.

В документа также должны присутствовать сведения о заявителе и должнике:

Указанные правила по оформлению не распространяются на соглашение о выплате алиментов, удостоверенное нотариально, судебный приказ, а также постановление служащего ФССП. Если до выдачи исполнительной бумаги предоставлена рассрочка/отсрочка реализации требований, то в ней указывается начало течения срока реализации предписаний. Документ, который предоставляется на основании судебного акта либо являющийся им, подписывает судья и заверяет гербовой печатью. Исполнительная бумага, выданная в соответствии с постановлением иного органа или являющаяся решением другой структуры, визируется ее должностным лицом. На ней также ставится печать.

Постановление пристава

Этот документ должен содержать следующие сведения:


Дополнительно

Пристав или другой служащий ФССП может по собственной инициативе либо по заявлению участников производства исправить арифметические ошибки или описки, допущенные в постановлении. Данная процедура осуществляется оформлением акта о внесении исправлений в ранее составленный документ. Постановление пристава должно быть исполнено в срок, указанный в нем. Обжалование акта осуществляется в порядке подчиненности вышестоящему служащему ФССП или в судебной инстанции. В последнем случае заявитель должен руководствоваться положениями процессуального законодательства.

Исполнительное производство представляет собою совокупность методов и действий, направленных на реализацию судебных решений. Выполнение постановлений суда регулируется законом №229-ФЗ«Об исполнительном производстве», вступившим в силу 2 октября 2007 года.

Документ состоит из 130 статей, регулирующих все процессы, начиная с принципов и задач, и заканчивая новыми редакциями о признании должника банкротом. В законе об исполнительном производстве прописаны действия, обязанности и права всех участников от судебных приставов, граждан и юридических лиц (взыскателей и должников) до третьих сторон, которые в той или иной мере влияют на выполнение судебных решений.

Основные положения

Согласно ФЗ-229, основная задача исполнительного производства - точная и своевременная реализация судебных актов, которые в свою очередь призваны защищать нарушенные права граждан и организаций.

Поэтому все юридические и физические лица, органы государственной власти обязаны выполнять законные требования судебных исполнителей. Невыполнение либо препятствие работе приставов влечет за собою ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

«Механизм» исполнительного производства запускают в действие следующие документы:

Лица, чьи интересы затрагивает исполнительное производство, оповещают повесткой. Если судебный документ требует незамедлительного реагирования, то допускают действия без предварительного уведомления. Чаще всего, по понятным причинам, не оповещают при аресте денежных средств и имущества.

Взыскание на зарплату и иные доходы

При получении судебного листа пристав в первую очередь запрашивает фонды для выявления места работы неплательщика. Заработная плата является основным источником погашения существующих задолженностей физических лиц. Федеральный закон об исполнительном производстве допускает списание до 50% средств с регулярных доходов, а в случае с возмещением ущерба, вреда здоровью и выплатой алиментов до 70%.

Лица, выплачивающие периодические платежи должнику, обязаны удерживать денежные средства в соответствии с исполнительным документом. Расходы на перевод отчислений производят за счет неплательщика.

В случае смены места работы (источника иных регулярных доходов) лицо, производящее выплаты, обязано уведомить об изменениях приставов, а также предоставить отчет о произведенных взысканиях. Известить исполняющие органы о новом месте работы входит в обязанности должника.

Взыскание имущества

Если главной задачей исполнительного производства является защита интересов граждан и организаций от неправомерных действий третьих лиц, а основным принципом - соблюдение законности, то действиями для решения поставленных задач признаются :

  • создание условий для выполнения требований;
  • вызов ответчиков и их представителей;
  • запрос необходимых сведений, в том числе и персональных данных;
  • проверка финансовой информации;
  • давать постановления третьим лицам (работодателю, банкам и т. д.) о поручении выполнения условий судебного решения;
  • накладывать арест на денежные средства и имущество;
  • входить без разрешения в нежилые помещения;
  • входить без разрешения собственника в жилые помещения с письменного разрешения старшего судебного пристава;
  • изымать арестованное имущество, производить его оценку;
  • производить розыск должника, его банковских счетов, имущества как самостоятельно, так и с привлечением ОВД;
  • взыскивать исполнительский сбор;
  • вынести запрет на выезд за пределы РФ и другое.

Таким образом, 229 ФЗ «Об исполнительном производстве» дает приставам широкий спектр действий. Которые, однако, не могут затрагивать имущество и финансы, необходимые для проживания. Также ФЗ-229 защищает близких и родственников неплательщика, уберегая их частную собственность.

Следует знать: «Если у родственника должника сохранены чеки на товары либо есть свидетели, подтверждающие факт дарения, то это имущество не может быть изъято». Например, в опись имущества не попадут вещи, принадлежащее супругу или иным членам семьи. Также не подлежит изъятию то, что необходимо для осуществления профессиональной деятельности должника.

Следует знать: «Судебные приставы не могут отнять автомобиль у таксиста, так как он нужен ему для получения дохода. Не опишут и компьютер, если на нем осуществляется профессиональная деятельность».

Важные изменения федерального закона 2018-2019 годов

Новыми редакциями закона об исполнительном производстве были внесены следующие важные поправки:

  1. Увеличена сумма задолженности, о которой сообщают работодателю должника, а также организациям и лицам, уполномоченным на выплату пенсий, стипендий и иных систематических выплат - согласно новой редакции от 27 декабря 2018 года, максимальная ее сумма составляет с 08 января 2019 года 100 000 руб. вместо ранее действовавшего лимита в 25 000 руб.
  2. Появилась новая норма, регламентирующая особенности исполнения содержащегося в исполнительном документе требования об удалении информации, распространяемой в сети "Интернет", порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина (юр. лица). Данная норма нашла отражение в статье 109.4, введенной редакцией от 23 апреля 2018 года.
  3. Статья 65 с 07 марта 2018 года дополнена пунктом об обязанности судебного пристава проинформировать взыскателя о возникшем у него праве обратиться в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим, если в течение календарного года со дня получения последних сведений о должнике не установлено его местонахождение.

Также необходимо помнить, что с 01.10.15 граждане могут быть признаны банкротами наравне с юридическими лицами. Под действия закона попадают граждане-предприниматели и должники - владельцы фермерских хозяйств.

В данной статье подробно рассказывается про ФЗ 229 об исполнительном производстве, и все что об этом надо знать. При вынесении судебными инстанциями приговоров, решений, необходимо наличие организации, который будет следить за выполнением судебных предписаний. Работу такого органа регламентирует ФЗ 229 «Об исполнительном производстве», принятый 19.09.2007 Государственной Думой РФ.

Стоит сразу упомянуть, что данный документ содержит нормы и правила принудительного выполнения решений суда.

Основный принципы ФЗ 229 «Об исполнительном производстве»:

  • Методы использования воздействий и осуществление выполнение должны носить своевременный характер.
  • Все совершаемые действия должны быть в рамках закона. Мероприятия, предпринимаемые органами исполнительной власти и их представителями, строго регламентируется соответствующими нормативными актами, но в первую очередь конституцией.
  • Сопоставимость между объемом требований и вынужденных мер, которые применяются к дебитору.
  • Честь и достоинство граждан не должно быть задето.
  • Минимальный размер имущества является неприкосновенным. В законодательстве есть нормы, которые определяют величину материальных ценностей, необходимую для жизни как самого должника, так и его родных.

ФЗ 229 «Об исполнительном производстве» прописывает, что все действия, связанные с обязательным и неукоснительным исполнением решения судов и других госучреждений, координируются Федеральной службой судебных приставов и ее филиалов на местах. Сотрудники ФССП приставы-исполнители, используют обязательные меры влияния на дебитора, исключительно в рамках своих полномочий. Права и обязанности приставов регламентируется федеральным законодательством.

Согласно ФЗ 229 «Об исполнительном производстве» требования работников службы ФССП являются обязательными для исполнения всеми государственными и муниципальными органами власти, а также физическими и юридическими лицами. Предписания приставов-исполнителей, должны строго исполнятся на территории России. Если, распоряжения игнорируются, то сотрудники ФССП вправе применить меры воздействия, предписанные действующим законодательством. За невыполнение предписаний или препятствование выполнении. Приставами своих служебных обязанностей, караются законом.

ФЗ 229 «Об исполнительном производстве» говорит о должниках следующее, что требования указанные в документах судов и других инстанций, подлежат выполнению всеми участниками, муниципалитетами, структурами, государственными организациями и их служащими, банками, а также гражданами РФ. Данное положение зафиксировано в ст. 12 ФЗ-229.

Рассмотрим более подробно, как должны исполнять предписания приставов банки и кредитные организации.

Федеральный закон «об исполнительном производстве» не запрещает отправку бумаг о взимании финансовых средств или о наложении ареста, в соответствующую финансовую организацию, непосредственно самим истцом. Одновременно с бумагами, в банк или кредитную организацию, подается заявление, в котором указывается:

  1. банковские реквизиты заявителя, куда будет в дальнейшем переводиться денежные средства дебитора;
  2. указывается Фамилия Имя Отчество кредитора, переписываются данные с документов (паспорт, ИНН, данные миграционной карты, данные подтверждающие, что взыскатель имеет право находиться на территории России);
  3. наименование, номер, выданный при регистрации в государственных органах, ИНН или, если юридическое лицо является нерезидентом, то код, физический адрес, юридический адрес организации - заявителя.

Стоит сказать о существующих нюансах. В ФЗ-229 ст.9 регулирует действия связанные с исполнением решений суда, организациями, которые производят периодические денежные выплаты должнику (заработная плата, пенсия, стипендия и пр.). Кредитор, самостоятельно, направляет предписание о взыскании суммы не меньше 25 тыс. рос. руб. в соответствующую организацию., а также предоставляет заявление заполненное в соответствии с требованиями.

Какие существую документы основания, для осуществления своих полномочий сотрудниками ФССП:

  1. приказы суда;
  2. исполнительные листы. Данный документ выдается на основании, принятых арбитражным или другими судебными инстанциями, актов;
  3. договор о погашении алиментов. Копии и оригинал заверяются у нотариуса;
  4. документ, созданный комиссией по трудовым спорам;
  5. распоряжения организаций, которые назначены контролировать процесс взимания средств. К постановлению добавляются документы банков и других финансовых организаций, подтверждающие невозможность погашения долга пред кредиторами, ввиду отсутствия денежных средств на расчетном счете;
  6. акт решения суда, других органов власти, касающиеся административных дел;
  7. распоряжение пристава;
  8. и другие документы, не противоречащие действующему законодательству.

В этой статье вы узнали, про ФЗ 229 об исполнительном производстве. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок». Просто оставьте на нашем сайте.

Редактор: Игорь Решетов

6) резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий;

2. Восстановление пропущенного срока отдельным постановлением должностного лица службы судебных приставов не оформляется и выражается в принятии к рассмотрению по существу соответствующей жалобы.

1. В случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении его положений, способа и порядка его исполнения.

3. Постановление судебного пристава-исполнителя, поступившее в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона, должно быть исполнено в течение пятнадцати дней со дня поступления его в подразделение судебных приставов.

2. Судебный пристав-исполнитель обязан отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения на основании судебного акта.

3) участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях;

1. Исполнительный документ о списании с лицевого счета или со счета депо должника и о зачислении на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг (далее - исполнительный документ о списании ценных бумаг) может быть направлен взыскателем непосредственно эмитенту, если он самостоятельно осуществляет деятельность по ведению реестра владельцев таких ценных бумаг, или держателю реестра, осуществляющему ведение реестра владельцев эмиссионных ценных бумаг по поручению эмитента, либо депозитарию, осуществляющему учет прав на эмиссионные ценные бумаги должника, при условии, что взыскатель располагает сведениями об имеющихся на указанных счетах должника ценных бумагах.

1. Сроки в исполнительном производстве определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено.

3. Отказ в восстановлении пропущенного срока оформляется постановлением должностного лица службы судебных приставов, рассмотревшего ходатайство. Копия указанного постановления направляется лицу, обратившемуся с ходатайством, не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления.

2. Заявление о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения рассматривается судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ, в десятидневный срок со дня его поступления.

3. В заявлении взыскателя и судебном акте должна быть указана дата, до которой откладываются исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения.

4) отзыва у должника - кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" не приостанавливается;

1. Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

2. Одновременно с исполнительным документом о списании ценных бумаг взыскатель представляет заявление, в котором указываются сведения, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона. Представитель взыскателя представляет документ, удостоверяющий его полномочия, и сведения, предусмотренные настоящей статьей, о взыскателе и о себе.

2. Если до выдачи исполнительного документа предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения, то в исполнительном документе указывается, с какого времени начинается срок исполнения содержащихся в нем требований.



Просмотров