Федеральный фонд регионального развития. Бюджетные фонды К системе федеральных фондов развития регионов относится


1. В целях предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ (проектов) развития общественной инфраструктуры регионального значения, а также для поддержки созданных субъектами Российской Федерации фондов муниципального развития в составе федерального бюджета может быть образован Федеральный фонд регионального развития.
Отбор инвестиционных программ (проектов), федеральных целевых программ регионального развития для предоставления указанных субсидий и их распределение между субъектами Российской Федерации (группами субъектов Российской Федерации) осуществляются в порядке, установленном федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Объем Федерального фонда регионального развития и распределение его средств между субъектами Российской Федерации (группами субъектов Российской Федерации) утверждаются при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении.
2. В целях предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в составе федерального бюджета может быть образован Федеральный фонд софинансирования социальных расходов.
Условия и порядок предоставления и расходования указанных субсидий устанавливаются федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
3. В случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам могут быть предоставлены иные дотации и субсидии из федерального бюджета.


Комментируемая статья регламентирует средства финансовой помощи бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам, предоставляемые из федерального бюджета.
В составе федерального бюджета для предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий может быть образован Федеральный фонд регионального развития. Субсидии предоставляются субъектам РФ для долевого финансирования инвестиционных программ или проектов развития общественной инфраструктуры регионального значения и для поддержки фондов муниципального развития, созданных субъектами РФ. Для предоставления указанных субсидий инвестиционные программы или проекты и федеральные целевые программы регионального развития проходят отбор и распределяются между субъектами РФ либо группами субъектов РФ в установленном федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ порядке.
Утверждение объема средств Федерального фонда регионального развития и их распределение между субъектами РФ либо группами субъектов РФ осуществляется Государственной Думой при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении.
Согласно п. 2 комментируемой статьи в составе федерального бюджета может быть образован Федеральный фонд софинансирования социальных расходов. Целью создания данного фонда является предоставление бюджетам субъектов РФ субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, условия и порядок предоставления и расходования которых устанавливаются федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства РФ.
Местные бюджеты могут получить иные дотации и субсидии из федерального бюджета, но только в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Еще одним крупным каналом федеральной финансовой помощи является Фонд регионального развития (далее – ФРР), идея создания которого впервые была закреплена в Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах. Согласно Концепции в рамках ФРР осуществляется консолидация ранее разрозненных капитальных расходов федерального бюджета (в том числе – по реализации федеральных и региональных целевых программ, проектов отраслевого финансирования ипр.), которые направлены на создание на всей территории Российской Федерации социальной инфраструктуры, минимально необходимой для реализации установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством гарантий. Для распределения средств из ФРР должно определяться минимальное количество объектов социальной инфраструктуры, которые должны существовать на территории каждого субъекта Российской Федерации для реализации на его территории предусмотренных федеральным законодательством государственных услуг. На следующей стадии должен определяться общий объем ФРР, подлежащий распределению между субъектами РФ, у которых социальная инфраструктура недостаточно развита. Особенностью ФРР согласно концепции является то, что его средства выделяются только в форме субсидий – то есть на условиях долевого финансирования целевых расходов. Доля финансирования проекта со стороны субъекта Федерации, получающего субсидии из ФРР, должна составлять не менее 50 процентов. На наш взгляд, это условие о софинансировании может применяться при осуществлении выравнивания экономического потенциала (в рамках Бюджета развития), но для социального выравнивая оно является слишком жестким, так как депрессивные регионы зачастую испытывают дефицит бюджета текущих расходов и вряд ли способны аккумулировать ресурсы для осуществления капвложений.

Согласно законопроекту о федеральном бюджете на 2001 год объем ФРР составляет 33 350 00 тыс. руб. (0,28 процентов расходной части федерального бюджета или 1,78 процентов расходов федерального бюджета по разделу «Финансовая помощь бюджетам других уровней»). ФРР представляет собой совокупность ассигнований по всем Федеральным целевым программам развития регионов. В бюджете 2001 года в ФРР сосредоточены ассигнования по 41 такой программе.

Несмотря на существенный объем средств ФРР, порядок и условия их распределения законодательно не регламентируются и отданы на усмотрение Правительству РФ. Более того, даже у Правительства отсутствует единая политика распределения средств ФРР, так как объединенные в Фонде программы развития регионов были утверждены Постановлениями Правительства в разные годы с разными целями и скорее в результате давления конкретных региональных лобби, нежели вследствие сознательной федеральной стратегии.

О том, насколько далека действующая методика формирования ФРР от описанной в Концепции говорят, в частности, такие факты. Согласно Концепции через ФРР могут финансироваться исключительно капиталовложения на выравнивание социальной инфраструктуры на всей территории Российской Федерации, тогда как инвестиционная поддержка производственного развития регионов должна осуществляться преимущественно на возвратной основе в рамках Бюджета развития РФ. Однако из 41 утвержденной в составе фонда программы регионального развития в названиях 10 термин «социальное развитие» вообще не упоминается. В 2001 году из ФРР предполагается, в частности, финансировать несколько региональных экологических программ, программу «Сохранение и развитие исторического центра г. Санкт-Петербурга», программу обеспечения сейсмостойкости объектов народного хозяйства Камчатской области, программу социально-экономического развития города-курорта Сочи ипр. Доля федерального финансирования по различным ФЦП совершенно различна. Среди реципиентов помощи из ФРР присутствуют регионы, уровень социальной инфраструктуры которых не только не ниже, но значительно выше среднероссийского уровня, например, город Санкт-Петербург, Калининградская область, Челябинская область и Республика Саха (Якутия).

Кроме того, уровень эффективности расходов по федеральным целевым программам вообще (как региональным, так и федеральным) в настоящее время является крайне низким. Это связано, во-первых, с тем, что расходы по этим программам представляются вне рамок бюджетной классификации, а следовательно, крайне непрозрачны. Во-вторых, бюджетное законодательство не предусматривает возможности ведения лицевых счетов в Федеральном казначействе для организаций негосударственной формы собственности, на которых обычно возлагается реализация предусмотренных программами инвестиционных проектов. Таким образом, отсутствует возможность контроля за соблюдением целевого назначения выделяемых из бюджета ассигнований. Хотя теоретически в случае срыва инвестиционного проекта по вине подрядчика можно привлечь к ответственности его должностных лиц, это не гарантирует возможности взыскания израсходованных нецелевым образом бюджетных средств.

В связи с вышеизложенным представляется необходимым существенно изменить порядок формирования и расходования ФРР, и в частности:

Закрепить в законе принципы и условия распределения ФРР;

Провести инвентаризацию действующих программ регионального развития, обеспечив перевод на возвратные принципы финансирования (через Бюджет развития, предназначенный для поддержки на конкурсной основе коммерческих инвестиционных проектов) программ, не отвечающих целям ФРР, обеспечить всем субъектам РФ равный доступ к средствам ФРР, унифицировать условия предоставления федеральной помощи из указанного фонда;

Законодательно закрепить механизм, обеспечивающий целевое расходование средств, выделяемых по ФЦП, в том числе по ФЦП, финансируемым через Фонд регионального развития.

Фонд развития региональных финансов (ФРРФ)

Как и Фонд регионального развития, Фонд развития региональных финансов начал формироваться в составе федерального бюджета, начиная с 2000 года. На 2001 год объем его средств запланирован в сумме 6000 00 тыс. руб. (0,32 процентов расходов по разделу «Финансовая помощь бюджетам других уровней»).

Закон о бюджете определяет лишь общие цели ФРРФ («активизация процессов финансового оздоровления бюджетов субъектов Российской Федерации, содействие реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирование экономических реформ»), делегируя право конкретизации порядка расходования его средств Правительству Российской Федерации, которое должно в этом вопросе руководствоваться соглашением с Международным банком реконструкции и развития о займе на соответствующие цели. В настоящее время единственным нормативным документом Правительства, затрагивающим вопрос расходования ФРРФ, является Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах.

В соответствии с Концепцией двумя основными направлениями расходования средств ФРРФ являются:

1. Предоставление кредитов регионам, успешно осуществляющим меры по финансовому оздоровлению (отказ от неденежных форм исполнения бюджетов, переход на казначейскую систему, внедрение систем управления государственным и муниципальным долгом, реструктуризация задолженности предприятий и бюджетных обязательств, использование конкурсного распределения государственного и муниципального заказа, ликвидация внебюджетных фондов, не предусмотренных федеральным законодательством ит.д.) и активно проводящим экономические реформы (сокращение дотирования жилищно-коммунального хозяйства и других отраслей экономики, снижение перекрестного субсидирования тарифов, установление стабильной и транспарентной системы взаимоотношений между бюджетом субъекта Российской Федерации и бюджетами муниципальных образований ит.д.).

Концепция не говорит прямо о целевой направленности таких кредитов, но, учитывая заявленную задачу кредитования – «скорейшее достижение бездотационными и низкодотационными регионами финансовой самостоятельности и повышение кредитоспособности» – очевидно, речь идет о технических кредитах на интенсификацию рыночных реформ. В этом смысле ФРРФ является своеобразным противовесом Фонду регионального развития, ориентированному на инвестиционную поддержку отсталых субъектов РФ.

2. Осуществление технической помощи органам власти субъектов РФ в проведении бюджетных реформ.

В рамках этого направления предполагается оказывать методическую помощь региональным и местным властям по управлению финансами, совершенствованию налогового и бюджетного законодательства, проводить обучение и подготовку кадров региональных и местных финансовых органов.

Помимо рассмотренных в настоящей работе фондов высокий удельный вес в структуре расходов федерального бюджета по разделу «Финансовая помощь бюджетам других уровней» имеют следующие расходы:

а) Государственная поддержка дорожного хозяйства – 203 000 00 тыс. руб. (10,9 процентов расходов по разделу).

Данная статья расходов впервые появилась в разделе «Финансовая помощь бюджетам других уровней» в 2001 году в связи с ликвидацией Федерального дорожного фонда, через который ранее осуществлялись, в частности, расходы на предоставление субвенции и субсидии субъектам Российской Федерации на нужды строительства и реконструкции дорожных объектов, обеспечивающих международные или межрегиональные транспортные связи, а также дотации на содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, в случаях, когда средств территориальных дорожных фондов недостаточно для обеспечения их содержания.

б) Различного рода дотации и субвенции бюджетам закрытых административно-территориальных образований (далее – ЗАТО) на общую сумму 101 489 14 тыс. руб. (5,43 процентов расходов по разделу).

Эта статья расходов является традиционной для федерального бюджета и отражает специфику статуса ЗАТО, каковым признается «имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан». В отличие от прочих муниципальных образований ЗАТО находятся в ведении Федерации. Это выражается, в частности, в том, что дотации на финансирование текущих расходов ЗАТО выделяются из федерального бюджета непосредственно (а не через бюджеты субъектов Федерации, на территории которых они расположены, как это делается в отношении прочих муниципальных образований).

Другой существенной особенностью статуса ЗАТО является порядок зачисления в их бюджеты налоговых доходов. Вплоть до 1999 года в их бюджеты подлежали зачислению доходы от всех федеральных, региональных и местных налогов, собираемых на их территории (абзац 2 пункта 1 статьи 5 Закона), при этом органы местного самоуправления ЗАТО были вправе устанавливать дополнительные льготы по всем видам налогов для налогоплательщиков, зарегистрированных на их территории. Негативный эффект этих законодательных положений проявлялся двояким образом. Во-первых, эти дополнительные налоговые льготы оплачивались за счет федерального бюджета, предоставляющего дотации на покрытие бюджетного дефицита ЗАТО. Во-вторых, формальная перерегистрация на территории ЗАТО налогоплательщиков, осуществляющих хозяйственную деятельность в других регионах, приводила к общему сокращению налоговых поступлений в федеральный бюджет и региональные бюджеты.

Попытка перекрыть канал налогового уклонения путем регистрации в ЗАТО организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность в других регионах, была осуществлена в 1999 году. Федеральным законом от 2 апреля 1999 года 6№7-ФЗ были внесены изменения в статью 5 Закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании. Установлено, что право на дополнительные льготы по налогам и сборам имеют только организации, имеющие не менее 90 процентов основных средств и осуществляющие не менее 70 процентов своей деятельности на территориях соответствующих закрытых административно - территориальных образований (в том числе не менее 70 процентов среднесписочной численности работников таких организаций должны составлять лица, постоянно проживающие на территории соответствующего закрытого административно-территориального образования, и не менее 70 процентов фонда оплаты труда должно выплачиваться работникам, постоянно проживающим на территории соответствующего закрытого административно-территориального образования).

Кроме того, в соответствии с законом от 31.12.1999 г. № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» с 2000 г. подлежащую зачислению в федеральный бюджет часть федеральных налогов и сборов, налогоплательщики – предприятия и организации, зарегистрированные в ЗАТО, вносят в федеральный бюджет, за исключением ЗАТО, на территории которых расположены федеральные ядерные центры. Дополнительные налоговые льготы не предоставляются по налогу на добавленную стоимость, акцизам, а также по налогам и сборам, зачисляемых в целевые бюджетные фонды. Кроме того, закон ограничил общую сумму средств, оставляемых в распоряжении юридических лиц в результате применения дополнительных льгот по налогам и сборам и уплаты обязательных отчислений, на территориях которых расположены федеральные ядерные центры, величиной 50% от сумм, начисленных по налогам и сборам в соответствующем отчетном периоде без применения льгот, при этом льготы по акцизам на подакцизные товары не предоставляются.

Законом о федеральном бюджете на 2001 год от 27.12.2000 г. №15-ФЗ было продлено действие введенного в 2000 году порядка распределения налоговых поступлений, собираемых на территории ЗАТО, причем этот порядок был распространен также и на ЗАТО, на территории которых расположены федеральные ядерные центры. Согласно ст.52 указанного закона из всех видов федеральных налогов дополнительные налоговые льготы органам местного самоуправления ЗАТО разрешено предоставлять только по налогу на прибыль в части ставок и в пределах сумм, исчисляемых и уплачиваемых в доходы их бюджетов.


Приложение. Перечень расходных полномочий,
возложенных действующим федеральным
законодательством на субнациональные бюджеты (по данным Минфина РФ)

Название нормативного акта Сущность расхода Вид расхода Сфера расходной компетенции
ФЗ от 12.01.95 №5-ФЗ "О ветеранах" Льготы для ветеранов Социальная защита населения Совместная, фактически в 2001 г. расходы компенсируются из федерального бюджета дотационным субъектам РФ
ФЗ от 24.11.95 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Льготы для инвалидов Социальная защита населения Совместная, фактически в 2001 г. расходы компенсируются из федерального бюджета всем субъектам РФ
ФЗ от 19.05.95 №81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Постановление Правительства РФ № 883 от 4.09.95 г. "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей” Пособия на ребенка Социальная защита населения Совместная, фактически расходы компенсируются из федерального бюджета всем субъектам РФ
Закон РФ от 15.05.91 №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Льготы, гарантии и компенсации гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС Социальная защита населения Совместная
ФЗ от 25.05.98 г № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" Льготы, гарантии и компенсации военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей Национальная оборона Федеральная
Указ Президента РФ от 05.05.92 №431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" Льготы для многодетных семей Социальная защита населения Совместная
Закон РФ от 09.06.93 №5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" Льготы для доноров Здравоохранение БК не установлена
Закон РФ от 13.01.96 №12-ФЗ "Об образовании" (ст.ст. 40, 54, 55) Освобождение образовательных учреждений от уплаты всех видов налогов с доходов от основной деятельности; гарантированный размер должностного оклада педагогических работников; льготы для педагогических работников Образование БК не установлена, фактическое финансирование Осуществляется бюджетами, в ведении которых находятся указанные учреждения
ФЗ от 12.01.96 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" Пособия на погребение Социальная защита населения Совместная
Закон РСФСР от 18.10.91 №1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" Льготы для жертв политических репрессий Социальная защита населения Совместная
ФЗ от 01.08.96 № 107-ФЗ "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных муниципальных общеобразовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования" Компенсация удорожания стоимости питания обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования Социальная защита населения Совместная
Закон РСФСР от 18.04.91 №1026-1 "О милиции" Содержание криминальной милиции финансируется из федерального бюджета, милиции общественной безопасности (численностью не менее установленной федеральным законодательством) - из региональных и местных бюджетов
Указ Президента РФ от 15.10.92 №1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" Распространение на несовершеннолетних узников концлагерей льгот по материально-бытовому обеспечению, установленных для участников и инвалидов Великой Отечественной войны Социальная защита населения Совместная, принципы компенсации совпадают с принципами компенсации расходов по ФЗ “О ветеранах” и “О социальной защите инвалидов”
Закон РФ от 09.01.97 № 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Соц. труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" Льготы для ветеранов из числа Героев Соц. труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы Социальная защита населения
Закон РФ от 15.01.93 №4301-1 "О статусе Героев СССР, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы" Льготы для ветеранов из числа Героев СССР, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы Социальная защита населения Совместная, принципы компенсации совпадают с принципами компенсации расходов по ФЗ “О ветеранах”
Постановление Правительства РФ от 20.06.92 №409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Нормирование расходов на содержание учебно-воспитательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Социальная защита населения Совместная, фактическое финансирование осуществляется бюджетами, в ведении которых находятся указанные учреждения
ФЗ от 21.12.96 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Пособия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Социальная защита населения
Закон РФ от 17.01.92 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" Финансирование органов прокуратуры Обеспечение деятельности федеральных органов власти Федеральная
ФЗ от 21.12.94 №69-ФЗ "О пожарной безопасности" Финансирование государственной противопожарной службы Обеспечение противопожарной безопасности Совместная, при наличии определенных принципов разграничения расходных полномочий
Таможенный кодекс РФ от 18.06.93 №5221-1 Финансирование таможенных органов Федеральная
ФЗ от 02.08.95 №122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" Финансирование государственных и муниципальных учреждений системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Социальная защита населения Совместная
Постановление Верховного Совета № 4202-1 от 23.12.92 "Положение о службе в органах внутренних дел" Материально-бытовое обеспечение сотрудников органов внутренних дел Обеспечение правоохранительной деятельности Совместная, при наличии определенных принципов разграничения расходных полномочий
Постановление Правительства РФ от 30.07.94г № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" Финансовая поддержка медицинской промышленности Государственная поддержка отраслей промышленности Совместная
Закон РСФСР от 21.12.90 № 438 "О социальном развитии села" н/д Оказание финансовой помощи местным бюджетам Региональная
ФЗ от 19.02.93 №4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" Гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Социальная защита населения Совместная
Постановление Правительства РФ от 21.08.92 №610 "О неотложных мерах по улучшению положения детей в Российской Федерации" н/д Социальная защита населения Совместная
Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.30 №409 "О льготах квалифицированным работникам в сельской местности и рабочих поселков" с последующими дополнениями н/д Социальная защита населения Совместная
Закон РФ от 26.06.92 №3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" Материально-бытовое обеспечение судей Федеральная
Постановление Правительства РФ от 13.08.97 №1005 "Об упорядочении бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания" Бесплатное обеспечение детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами Социальная защита населения Совместная, разграничение расходов де юре не проведено
Постановление Правительства от 03.05.94 №419 "Об утверждении Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий" Льготы реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий Социальная защита населения Совместная, разграничение расходов де юре не проведено
ФЗ от 19.08.95 №149-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" Льготы для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне Социальная защита населения Совместная, разграничение расходов де юре не проведено
Указ Президента РФ от 02.10.92 №1153 "О мерах по усилению социальной защищенности военнослужащих внутренних войск, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и членов их семей" Материально-бытовое обеспечение военнослужащих внутренних войск и сотрудников органов внутренних дел Федеральная
Постановление Правительства РФ от 26.06.95 №604 "О порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы" Жилищное обеспечение военнослужащих Национальная оборона Федеральная
Указ Президента РФ от 12.03.93 г. № 209 "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации" Финансирование милиции общественной безопасности (местной милиции) Обеспечение правоохранительной деятельности Совместная, при наличии определенных принципов разграничения расходных полномочий
Постановление Правительства РСФСР от 26.11.91 №20 "Об утверждении положения о российской транспортной инспекции министерства транспорта Российской Федерации" Материально-техническое обеспечение сотрудников транспортной инспекции министерства транспорта Российской Федерации Обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти Федеральная
Постановление Правительства РФ от 19.08.94 №979 "Об утверждении Положения о военных комиссариатах" Финансирование военных комиссариатов Национальная оборона Федеральная
Закон РФ от 03.04.95 N40-ФЗ "Об органах ФСБ в РФ" Финансирование органов ФСБ Обеспечение безопасности государства Федеральная
Закон РФ от 14.05.93 №4979-1 "О ветеринарии" Финансирование учреждений ветеринарной службы БК не определена Фактически финасирование осуществляется бюджетом того уровня, в чьем ведении находятся соответствующие учреждения
Указ Президента РФ от 12.04.93 №443 "О неотложных мерах государственной поддержки студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования" Стипендии для студентов и аспирантов вузов Образование БК не определена
ФЗ от 06.02.97 №27-ФЗ "О внутренних войсках МВД РФ" Финансирование внутренних войск Обеспечение безопасности государства Федеральная
Закон РФ от 28.06.91 г. "О медицинском страховании граждан в РФ" Отчисления на медицинское страхование неработающего населения за счет субнациональных бюджетов Здравоохранение БК не определена, фактически финасирование осуществляется региональными бюджетами
Постановление СМ РСФСР от 26.08.65 №994 "Школьники, проживающие в сельской местности" н/д Социальная защита населения Совместная
ФЗ от 21.07.97 №118-ФЗ "О судебных приставах" Финансирование службы судебных приставов Функционирование федеральной судебной системы Федеральная
Закон РФ от 08.05.94 №3-ФЗ "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Госдумы Федерального Собрания Российской Федерации" Материально-бытовое обеспечение депутатов Совета Федерации и Госдумы Обеспечение деятельности Федерального Собрания РФ Федеральная
Приказ Минавтотраспорта РСФСР от 24.12.87 №176 "Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР" (от 12.06.90 N 63) Дотирование убытков автотранспортных предприятий в связи с установлением льготных тарифов для отдельных категорий населения Государственная поддержка автомобильного транспорта Совместная
Постановление Правительства РФ от 18.01.92. N 33 "О дополнительных мерах по социальной защите учащейся молодежи" Образование БК не определена
Постановление Правительства РФ от 24.06.96. N 741 "Об утверждении Положения о стипендиальном обеспечении и других формах социальной поддержки студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования" Финансовая поддержка учащейся молодежи Образование БК не определена
Постановление правительства РФ от 16.12.92. N 981 "О льготах по оплате проезда в транспорте для учащихся государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений, студентов и аспирантов гос. и муниц. высших учебных заведений и научно-исслед. институтов, слушателей подготовительных отделений при государственных и муниципальных высших учебных заведениях" Финансовая поддержка учащейся молодежи Образование БК не определена
Указ Президента РФ от 24.12.98 г. N 1638 "О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, таможенных органов РФ и денежного содержания сотрудников федеральных органов налоговой полиции" Материальное обеспечение сотрудников федеральных “силовых” ведомств оОеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти Федеральная
Постановление Правительства РФ от 11.08.92 №572 "О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" Компенсация расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Социальная защита населения Совместная
Постановление Правительства от 28.02.96 №213 «О надбавках за продолжительность непрерывной работы медицинским работникам, занимающим по совместительству штатные должности в организациях здравоохранения и социальной защиты населения» Материальное обеспечение медицинских работников Здравоохранение БК не определена
ФЗ от 28.03.98 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Материально-бытовое обеспечение военнослужащих Национальная оборона Федеральная
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.06.93 N5487-1 Финансирование здравоохранения Здравоохранение БК не определена
Уголовно-процессуальный кодекс «Исправительно-трудовой Кодекс» с 01.07.97 Финансирование уголовно-исполнительной системы Исполнение уголовных наказаний системы БК не определена
ФЗ от 26.11.98 №175-ФЗ «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиационных отходов в реку Теча» Льготы и компенсации для граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиационных отходов в реку Теча Социальная защита населения Совместная

Название нормативного акта Сущность расхода Вид расхода Сфера расходной компетенции
Постановление ВС РФ от 27.12.91 №2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" Льготы и компенсации для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска Социальная защита населения Совместная
Закон РФ от 09.10.92 №3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" Содержание учреждений культуры Культура БК не определена, фактически финасирование осуществляется бюджетом того уровня, в чьем ведении находятся соответствующие учреждения

Глава 3. Тенденции в распределении
финансовой помощи бюджетам субъектов Федерации из федерального бюджета
в 1992-2001 годах

Финансовая помощь из федерального бюджета субъектам Российской Федерации является одним из основных элементов системы межбюджетных отношений. В этой главе мы остановимся на обзоре и анализе основных тенденций в распределении федеральной финансовой помощи бюджетам регионов, начиная с 1992 года.

Рассмотрим совокупный объем финансовой помощи из федерального бюджета в 1992–2000 годах (см. Таблицу 1). Из данных, представленных в таблице, видно, что общий объем перечисляемых в субъекты Федерации средств в течение рассматриваемых девяти лет колебался в достаточно широких пределах: от 1,37% ВВП в 1999 году до 3,4% ВВП – в 1994 году. При этом можно отметить, что значительные колебания объема финансовой помощи регионам были в основном обусловлены изменениями в объеме средств, направляемых по таким каналам, как "средства, перечисляемые в рамках взаимных расчетов", "субвенции" и остальные виды нерегулярной финансовой помощи. В противоположность показателю совокупного объема финансовой помощи, колебания которого сложно объяснить экономическими причинами (скорее, они объясняются политической ситуацией в каждый период), структура федеральной финансовой помощи демонстрирует более объяснимые тенденции. Так, после 1995 года наблюдается рост доли трансфертов из Фонда финансовой поддержки регионов в общем объеме финансовой помощи субъектам Федерации – после введения данного вида финансовой помощи в 1994 году, когда общая сумма трансфертов была сравнительно невелика и составила 10% (причина столь низкой доли трансфертов может быть той, что собственно финансирование трансфертов началось с середины 1994 года).

В 1995 году наблюдается значительный рост доли трансфертов из ФФПР в общем объеме выделенной из федерального бюджета финансовой помощи регионам (до 64%). По существу, 1995 год следует считать первым годом полноценного существования такого вида финансовой поддержки регионов, как трансфертов из Фонда финансовой поддержки регионов, т.к. впервые в рамках бюджетного процесса, предусмотренного новой российской Конституцией, Министерством финансов был подготовлен расчет распределения трансфертов из ФФПР, которое впоследствии было утверждено Государственной Думой в составе закона о федеральном бюджете на 1995 год. Однако необходимо указать на то, что высокая доля трансфертов из ФФПР в общем объеме финансовой помощи лишь частично объясняется тем, что формализованно распределенные трансферты в данный период стали преобладающим видом финансовой помощи. Принятое годом ранее решение о том, что основным источником средств для межбюджетного выравнивания должны являться трансферты из Фонда финансовой поддержки регионов, в 1995 году в большой степени соблюдалось федеральными властями, но при этом необходимо учитывать предоставленную в том же году возможность финансирования трансферта из ФФПР в виде зачета поступлений налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет с территории региона. Из Таблицы 1 видно, что в 1995 году наблюдалась максимальное за весь период наблюдений значение доли трансфертов за счет федеральной доли налога на добавленную стоимость в общем объеме федеральной финансовой помощи регионам (17%).

В 1996-1997 годах можно видеть некоторое снижение доли трансфертов из ФФПР в общем объеме финансовой помощи. Такое снижение происходило по двум причин: в 1996 году произошел рост доли средств, выделенных субъектам Федерации в виде средств, переданных в рамках осуществления взаимных расчетов (до 35% всей финансовой помощи), а для 1997 года характерно финансирование региональных бюджетных расходов в виде выделенных из федерального бюджета бюджетных ссуд (около 25% всех переданных в регионы средств).

Ужесточение политики федеральных властей по отношению к финансированию финансовой помощи в 1998 году привело к росту доли трансфертов из ФФПР в федеральной финансовой помощи. Следует отметить, что вместе с ростом доли трансфертов из ФФПР в структуре федеральной финансовой помощи наблюдалось снижение трансфертов, выделяемых в счет зачета федеральной доли НДС (как в абсолютных, так и в относительных значениях). Впоследствии, в 1999 и 2000 годах, сумма выделенных из федерального бюджета трансфертов стабилизировалась на уровне 0,98% ВВП, а их доля в структуре федеральной финансовой помощи составила, соответственно, 71% и 67%.

Таким образом, в отношении структуры финансовой помощи из федерального бюджета можно сделать следующие выводы. В течение 1992-2000 гг. основными источниками финансовой помощи бюджетам субъектов Федерации со стороны федерального бюджета являлись:

Субвенции (средства, направляемые из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации целевым назначением), которые были основным видом федеральной финансовой поддержки субъектов в 1992 году (53%). Необходимо указать на рост доли субвенций в структуре финансовой помощи в 1999 год (до 14%), однако начиная с этого года в виде субвенций распределялись средства на федеральную поддержку северного завоза (рассчитанные по методике, аналогичной методике распределения ФФПР), а также иные виды целевой финансовой помощи, входящей в состав трансферта из ФФПР;

Средства, переданные субъектам Российской Федерации, в рамках осуществления взаимных расчетов (канал безвозмездной передачи регионам финансовых средств, распределяемых в ходе исполнения федерального бюджета, на цели текущей финансовой поддержки) – оставались одним из основных видов финансовой поддержки в 1992–1998 годах, однако наибольшая доля средств, выделяемая регионам по данному каналу характерна для 1993–1994 гг. (72% и 74% соответственно);

Трансферты из Фонда финансовой поддержки регионов (основной вид нецелевой федеральной финансовой поддержки субъектов Федерации, распределяется на основании единой методики) – начиная с 1995 года являются основным каналом передачи финансовых средств субъектам Федерации, доля которых выросла с 10% до 70%.

В отдельные периоды (1996 и 1997 годы) значительно возрастает доля непогашенных федеральных бюджетных ссуд субъектам Федерации (10% и 25%);

В течение всего рассматриваемого периода наблюдался устойчивый рост доли дотаций в общем объеме финансовой помощи из федерального бюджета (средства, перечисляемые из федерального бюджета бюджетам закрытых-административно территориальных образований) – отчасти это объясняется изменением политики по отношению к бюджетам закрытых административно-территориальных образований – начиная с 1998 года происходит постепенное замещение средств, получаемых бюджетами ЗАТО от предоставления льгот по федеральным и региональным налогам, прямыми дотациями из федерального бюджета.

Таблица 1 Объем и структура финансовой помощи бюджетам субъектов Федерации из федерального бюджета в 1992–2000 гг.

Дотации
% ВВП 0,00% 0,02% 0,09% 0,06% 0,09% 0,13% 0,10% 0,06% 0,16%
% финансовой помощи 0% 1% 3% 3% 4% 5% 6% 4% 11%
Субвенции
% ВВП 0,79% 0,69% 0,42% 0,12% 0,12% 0,09% 0,02% 0,20% 0,03%
% финансовой помощи 53% 26% 12% 7% 5% 4% 1% 14% 2%
Всего трансферты из ФФПР
% ВВП 0,00% 0,00% 0,36% 1,17% 1,04% 1,22% 1,12% 0,98% 0,98%
% финансовой помощи 0% 0% 10% 64% 44% 49% 70% 71% 67%
в том числе:
Трансферты
% ВВП 0,00% 0,00% 0,36% 0,86% 0,68% 0,86% 1,00% 0,98% 0,98%
% финансовой помощи 0% 0% 10% 47% 29% 35% 62% 71% 67%
Трансферты за счет НДС
% ВВП 0,00% 0,00% 0,00% 0,31% 0,36% 0,36% 0,12% 0,00% 0,00%
% финансовой помощи 0% 0% 0% 17% 16% 14% 8% 0% 0%
Средства, переданные по взаимным расчетам
% ВВП 0,61% 1,95% 2,54% 0,42% 0,81% 0,43% 0,36% 0,14% 0,29%
% финансовой помощи 41% 72% 74% 23% 35% 17% 22% 10% 20%
Ссуды за вычетом погашения другим уровням гос. управления:
% ВВП 0,09% 0,03% 0,02% 0,04% 0,23% 0,64% -0,03% -0,28% 0,00%
% финансовой помощи 6% 1% 1% 2% 10% 25% 0% 0% 0%
Недоперечислено отчислений от бюджетов субъектов РФ в целевые бюджетные фонды
% ВВП 0,00% 0,00% 0,00% 0,02% 0,05% 0,00% 0,00% 0,00% 0,00%
% финансовой помощи 0% 0% 0% 1% 2% 0% 0% 0% 0%
Всего: средства, переданные бюджетам других уровней власти
% ВВП 1,49% 2,70% 3,40% 1,80% 2,30% 2,50% 1,60% 1,37% 1,87%
% финансовой помощи 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100%

Проект федерального закона

"Об основах государственной региональной политики,

порядке ее разработки и реализации"

Настоящий Федеральный закон устанавливает цели и содержание государственной региональной политики, определяет компетенцию и регламентирует действия и правоотношения органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере организации разработки и реализации государственной региональной политики в Российской Федерации (далее - государственной региональной политики).

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Нормативная правовая база формирования государственной региональной политики Российской Федерации

Нормативной правовой основой формирования региональной политики Российской Федерации являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы по установленным в настоящем федеральном законе предметам государственной региональной политики. В соответствии с федеральными законами по предметам государственной региональной политики органы власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы субъектов Российской Федерации. Иные нормативные правовые акты по предметам государственной региональной политики могут приниматься только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Государственная региональная политика - самостоятельное направление государственной политики по регулированию регионального развития в соответствии с федеральными приоритетами.

Региональное развитие - режим функционирования региональной системы, ориентированный на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым и сбалансированным воспроизводством социального, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциалов региона.

Регулирование регионального развития - специально организуемые системные действия общегосударственного, регионального и местного масштаба но обеспечению устойчивого и сбалансированного функционирования региональных систем, направленного на улучшение качества и повышение уровня жизни населения.

Объект государственной региональной политики - регион, в отношении которого осуществляется установленная настоящим федеральным законом и принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами государственная региональная политика.

Регион - определенная часть социального, природного, экономического, инфраструктурного, культурно-исторического и собственно пространственного потенциалов государства, которая находится в юрисдикции органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

Приоритеты государственной региональной политики - научно обоснованные, наиболее значимые и определяемые стратегическими задачами внутренней и внешней политики государства направления деятельности органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов по совершенствованию региональных отношений.

Федеральная целевая программа регионального развития - взаимоувязанный по содержанию, срокам выполнения, ресурсам и исполнителям комплекс мероприятий (работ) правового, организационного, экономического, финансового, социального характера, направленных на решение проблем развития инфраструктурного, социально-экономического, природно-ресурсного потенциалов региона и обеспеченный финансовыми и иными материальными средствами Российской Федерации.

Региональный мониторинг - постоянно действующая система учета, сбора, анализа и распространения информации, используемой для обоснования приоритетов, определения задач, выявления конфликтов, сдерживающих факторов реализации государственной региональной политики.

Статья 3. Предмет настоящего Федерального закона

Предметом настоящего Федерального закона являются правоотношения органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, возникающих по поводу организации разработки и реализации государственной региональной политики.

Статья 4. Цель и задачи государственной региональной политики

Государственная региональная политика имеет своей целью:

Реализацию конституционно установленных принципов федеративных отношений в Российской Федерации, и обеспечение целостности и неразрывности России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления.

К задачам государственной региональной политики относятся:

Формирование единого экономического, социального и правового пространства на всей территории Российской Федерации, с учетом интересов и приоритетов регионального развития;

Создание условий для обеспечения самодостаточного, сбалансированного и устойчивого экономического и социального развития каждого региона;

Создание условий для обеспечения равного качества жизни в различных регионах Российской Федерации.

Статья 5. Содержание государственной региональной политики

Содержание государственной региональной политики определяется в соответствии с целью и задачами государственной региональной политики, установленными в статье 4 настоящего закона, предметом ведения Российской Федерации и предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, закрепленными в статье 71 и 72 Конституции Российской Федерации.

Статья 6. Участники разработки и реализации государственной региональной политики

Участниками разработки и реализации государственной региональной политики являются:

Президент Российской Федерации и его полномочные представители в федеральных округах;

Органы законодательной (представительной) власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

Органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

Органы местного самоуправления;

Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации;

Федеральные фонды регионального развития.

По усмотрению государственных органов, обеспечивающих реализацию государственной региональной политики, к разработке государственной региональной политики могут привлекаться иные заинтересованные органы, организации и граждане.

Статья 7. Участие органов местного самоуправления в разработке и реализации государственной региональной политики

При разработке и реализации государственной региональной политики учитываются интересы соответствующих органов местного самоуправления и обеспечивается их участие в ее осуществлении.

Порядок и формы участия органов местного самоуправления в разработке и реализации государственной региональной политики определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Глава 2. Организация разработки государственной региональной политики в Российской Федерации

Статья 8. Базисные условия разработки государственной региональной политики в Российской Федерации

Базисными условиями разработки государственной региональной политики в Российской Федерации являются:

концепция и долгосрочные прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, разработанные в исполнение требований Федерального закона "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 9 июля 1999 года N 159-ФЗ;

Социальные и макроэкономические показатели развития субъектов Российской Федерации;

Финансово-экономические обоснования развития регионов на трех-пятилетний срок;

План развития государственного и муниципального сектора социальной сферы и экономики региона;

Социально-демографическая статистика;

Данные о реализации федеральных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации за три года, предшествующих разработке государственной региональной политики;

иные сведения, необходимые для разработки государственной региональной политики.

Статья 9. Руководство и координация разработки государственной региональной политики

Организацию разработки государственной региональной политики осуществляет Правительство Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации определяет функции федерального органа исполнительной власти, координирующего действия всех других федеральных органов исполнительной власти в части разработки государственной региональной политики.

Статья 10. Полномочия федерального органа по координации разработки государственной региональной политики

Федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации осуществляет координацию и методическое руководство деятельности федеральных министерств и ведомств, а также исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации по разработке государственной региональной политики Российской Федерации и подготавливает проект государственного доклада о реализации государственной региональной политики.

Федеральный орган исполнительной власти по координации разработки государственной региональной политики Российской Федерации вправе:

Запрашивать у министерств и ведомств Российской Федерации, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления информацию, необходимую для разработки государственной региональной политики и сведения (отчеты) о результатах ее проведения за определенный период;

Проводить анализ состояния выполнения федеральных целевых программ государственной региональной политики на местах, проверять по поручению Правительства Российской Федерации деятельность федеральных фондов регионального развития и выдавать им обязательные предписания, направленные на повышение эффективности реализации федеральных целевых программ.

Статья 11. Государственный доклад о реализации государственной региональной политики

Правительство Российской Федерации ежегодно рассматривает проект государственного доклада о реализации государственной региональной политики и утверждает указанный доклад.

В указанном государственном докладе представляется фактическая, аналитическая и прогнозная информация:

о состоянии и перспективах развития федеративных отношений в Российской Федерации;

о состоянии и перспективах развития отдельных субъектов Российской Федерации;

о состоянии и перспективах развития местного самоуправления в Российской Федерации;

об эффективности и результативности государственной региональной политики и о задачах Правительства Российской Федерации по реализации этой политики на следующий год.

Указанный доклад Правительства Российской Федерации вносится в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в дополнение к документам и материалам, предусмотренным статьей 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Материалы доклада Правительства Российской Федерации о реализации государственной региональной политики служат основанием для внесения Государственной Думой изменений и дополнений в федеральные целевые программы регионального развития.

Статья 12. Орган координации разработки государственной региональной политики в субъекте Российской Федерации

Орган координации разработки предложений по формированию государственной региональной политики в субъекте Российской Федерации определяет высшее должностное лицо соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 13. Полномочия органа по координации разработки государственной региональной политики субъекта Российской Федерации

Орган по координации разработки государственной региональной политики субъекта Российской Федерации:

По согласованию федеральным органом исполнительной власти, координирующим действия всех других федеральных органов исполнительной власти в части разработки государственной региональной политики изучает ход выполнения федеральных целевых программ и эффективность участия в их реализации органов и организаций соответствующих субъектов Российской Федерации;

Запрашивает у исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и других органов и организаций необходимую информацию для подготовки и обоснования предложений по формированию государственной региональной политики и направляет их в федеральный орган исполнительной власти, координирующий действия всех других федеральных органов исполнительной власти в части разработки государственной региональной политики;

Взаимодействует с иными федеральными органами исполнительной власти, федеральными фондами регионального развития, ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации в сфере разработки и реализации государственной региональной политики. Органы и организации, к которым обратился федеральный орган координации разработки государственной региональной политики Российской Федерации и орган по координации разработки государственной региональной политики субъекта Российской обязаны в месячный срок направить в их адрес соответствующую информацию.

Статья 14. Финансирование разработки государственной региональной политики

Финансирование разработки государственной региональной политики и программ содействия ее проведения в конкретных субъектах Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Статья 15. Особенности содержания государственной региональной политики в депрессивных регионах

При формировании федеральных целевых программ государственной региональной политики в депрессивных регионах, наряду с основными направлениями государственной региональной политики, выделяются дополнительные направления государственной региональной политики, определяющие конкретные меры вывода этих регионов из депрессивного состояния. В эти программы включается раздел о выделении соответствующему субъекту Российской Федерации федеральных субвенций, бюджетных ссуд на длительный период, иных финансовых заимствований, а также источники их погашения.

Статья 16. Сроки проведения государственной региональной политики

Государственная региональная политика оформляется в виде среднесрочных (три-пять лет) федеральных целевых программ.

По депрессивным территориям федеральные целевые программы государственной региональной политики составляются на период, необходимый для вывода этих территорий из депрессивного состояния.

Статья 17. Требования к федеральной целевой программе регионального развития

Федеральная целевая программа регионального развития должна включать:

Порядок информационного обеспечения разработки и реализации государственной региональной политики;

Порядок разработки прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

Порядок разработки и реализации федеральных программ в сфере экономического, социального, природно-ресурсного, экологического и культурного развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

Порядок распределения расходов и доходов между федеральным бюджетом Российской Федерации, бюджетами субъектов Российской Федерации и бюджетами муниципальных образований;

Порядок распределения расходов и доходов государственных внебюджетных фондов между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями;

Порядок финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам муниципальных образований за счет средств федерального бюджета Российской Федерации;

Порядок деятельности федеральных фондов регионального развития;

Порядок межрегиональной интеграции совместно с ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации;

Механизм содействия развитию внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;

Порядок государственной поддержки депрессивных территорий в границах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

Порядок защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

Порядок установления и введение на отдельных территориях особых режимов их функционирования (сложно-построенные субъекты Российской Федерации, закрытые административно-территориальные образования, свободные экономические зоны, зоны чрезвычайных ситуаций и экологических бедствий, особо охраняемые природные территории).

Статья 18. Порядок утверждения федеральных целевых программ государственной региональной политики

Проекты федеральных целевых программ государственной региональной политики подготавливаются федеральным органом исполнительной власти, координирующим действия всех других федеральных органов исполнительной власти в части разработки государственной региональной политики, и представляются для одобрения Правительству Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации одобренные проекты федеральных целевых программ государственной региональной политики вносит в Государственную Думу, которая рассматривает их в порядке, установленном для рассмотрения и принятия федеральных законов. Одновременно в Государственную Думу вносятся технико-экономическое и финансовое обоснование необходимости утверждения соответствующей федеральной целевой программы и ожидаемые социально-экономическое, экологические и иные результаты ее реализации.

Федеральные законы об утверждении федеральных целевых программ государственной региональной политики подписываются и обнародуются в порядке, установленном статьей 107 Конституции Российской Федерации.

Глава 3. Реализация государственной региональной политики

Статья 19. Порядок реализации государственной региональной политики

Государственная региональная политика реализуется путем организации согласованных действий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными целевыми программами, утвержденными соответствующими федеральными законами. Такие законы могут приниматься:

По инициативе Правительства Российской Федерации;

По инициативе полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе;

По инициативе законодательных и исполнительных органов государственной власти субъекта (группы субъектов) Российской Федерации, поддержанной полномочным представителем Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе;

По инициативе ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации, поддержанной полномочным представителем Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе;

По инициативе представительных и исполнительных органов местного самоуправления муниципального образования (группы муниципальных образований), поддержанной органами государственной власти субъекта (группы субъектов) Российской Федерации, а также полномочным представителем Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе.

Свои инициативы по данному вопросу полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе, ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации, представительные и исполнительные органы местного самоуправления муниципального образования (группы муниципальных образований) реализуют через законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 20. Федеральные фонды регионального развития

В соответствии с гражданским законодательством Правительство Российской Федерации образует федеральные фонды регионального развития - некоммерческие организации, предназначенные для проведения в жизнь федеральных целевых программ государственной региональной политики в соответствующих регионах Российской Федерации.

Порядок учреждения федеральных фондов регионального развития определяется Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ст.7 ).

Правовой статус и состав попечительского совета каждого федерального фонда регионального развития утверждается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, координирующего действия всех других федеральных органов исполнительной власти в части разработки государственной региональной политики и согласованию с соответствующим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В своей деятельности федеральные фонды регионального развития активно сотрудничают с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и Ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации.

Федеральные фонды регионального развития вправе выступать гарантами кредитов, получаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 21. Региональные фонды содействия реализации федеральных целевых программ

Исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации вправе учреждать региональные фонды содействия реализации федеральных целевых программ. В качестве соучредителей таких фондов могут выступать федеральные фонды регионального развития.

Статья 22. Финансовое обеспечение государственной региональной политики

Финансовое обеспечение государственной региональной политики осуществляется из федерального бюджета и финансовых средств, полученных от предпринимательской деятельности федеральных фондов регионального развития и фондов содействия реализации федеральных целевых программ.

При разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Правительство Российской Федерации включает в него специальный раздел "Государственная региональная политика", содержащий показатели финансирования федеральных целевых программ государственной региональной политики на очередной финансовый год, который составляется в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

После принятия федерального бюджета на очередной финансовый год расходование соответствующих финансовых средств, выделенных на реализацию государственной региональной политики осуществляется соответствующими федеральными фондами регионального развития.

Статья 23. Отчетность о реализации государственной региональной политики

Федеральные фонды регионального развития ежегодно, не позднее 1 февраля нового финансового года представляют Правительству Российской Федерации (федеральному органу исполнительной власти, координирующему действия всех других федеральных органов исполнительной власти в части разработки государственной региональной политики) отчеты о ходе выполнения соответствующих федеральных целевых программ государственной региональной политики и согласованные с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации предложения по корректировке этих программ.

Правительство Российской Федерации ежегодно, не позднее 10 февраля нового финансового года, представляет Президенту Российской Федерации материалы о ходе реализации государственной региональной политики.

Президент Российской Федерации в своем ежегодном послании о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства Федеральному Собранию Российской Федерации выделяет специальный раздел о государственной региональной политике.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации ежегодно не позднее 10 марта информирует законодательный (представительный) орган государственной власти об участии исполнительных органов государственной власти соответствующего субъекта в реализации федеральной целевой программы государственной региональной политики по конкретному региону.

Глава 4. Информационное обеспечение государственной региональной политики

Статья 24. Государственная система регионального мониторинга

В Российской Федерации формируется и действует государственный мониторинг социально-экономической, национально-этнической и политической ситуации в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях (далее - региональный мониторинг).

Региональный мониторинг представляет собой постоянно действующую систему учета, сбора, анализа и обобщения информации, используемой для обоснования приоритетов, определения задач и выбора механизмов государственной региональной политики, а также для оценки результативности и эффективности деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации государственной региональной политики.

Статья 25. Задачи регионального мониторинга

Региональный мониторинг должен обеспечить информационно-аналитическую базу для:

Обоснования приоритетов, определения задач и выбора механизмов реализации государственной региональной политики;

Прогнозирования и анализа кризисных региональных ситуаций и региональных конфликтов;

Оценки результативности деятельности федеральных органов государственной власти, их территориальных органов, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации государственной региональной политики;

Обоснования с учетом остроты и общефедерального значения конкретных региональных ситуаций мер государственной поддержки отдельных территорий с использованием в этих целях федеральных целевых программ решения проблем регионального развития, особых организационно-правовых режимов на отдельных территориях (в том числе приграничных), механизмов дополнительной поддержки депрессивных территорий, межбюджетных отношений и содействия межрегиональной интеграции;

Разработки системы прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и федеральных округов;

Подготовки ежегодных государственных докладов о региональной социально-экономической, национально-этнической и политической ситуации и о приоритетах государственной региональной политики в Российской Федерации.

Статья 26. Содержание регионального мониторинга

Региональный мониторинг включает деятельность по учету, сбору, анализу и обобщению информации правового, экономического, социального (в том числе, демографического и этно-национального) и политического характера на уровне федеральных округов, экономических районов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Органы, осуществляющие региональный мониторинг обязаны обеспечить:

Методическое сопровождение учета, сбора, анализа и распространения информации, необходимой для реализации задач регионального мониторинга;

Внесение в Федеральные программы статистических работ дополнений и изменений в части сбора и обработки необходимой статистической информации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

Развитие существующих и организация новых баз данных по вопросам правового, экономического, финансового и социального характера;

Обеспечение методической и технической совместимости этих баз данных в рамках единой информационной системы "Региональный мониторинг";

Координация системы регионального мониторинга с другими системами государственного мониторинга, а также с ведомственными системами мониторинга и соответствующими базами данных;

Организация мониторинга материалов, характеризующих региональные ситуации и распространяемых через средства массовой информации федерального, регионального и местного уровней;

Организация анализа данных регионального мониторинга, составления целевых информационно-аналитических материалов для органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

Обеспечение гласности и общедоступности первичной информации и информационно-аналитических материалов системы регионального мониторинга.

Статья 27. Организация регионального мониторинга

Организация работ по формированию системы регионального мониторинга возлагается на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации. По представлению этого федерального органа исполнительной власти Правительство Российской Федерации утверждает порядок проведения государственного регионального мониторинга.

В этом порядке должны быть отражены:

Согласованное по срокам и содержанию распределение заданий между исполнительными органами государственной власти;

Виды и исполнители работ;

Объем и содержание необходимой информации для составления федеральных целевых программ регионального развития;

Перечень и содержание аналитических материалов;

Формы представления и распространения информации и аналитических материалов;

Мера ответственности и контроля за ходом выполнения работ по региональному мониторингу.

Статья 28. Контроль за реализацией государственной региональной политики

Контроль за реализацией государственной региональной политики осуществляется Президентом Российской Федерации и его представителями в субъектах Российской Федерации.

Контроль за расходованием средств федерального бюджета, выделяемых на федеральные целевые программы государственной региональной политики осуществляется Счетной палатой Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.

Глава 5. Заключительные положения

Статья 29. О приведении в соответствие с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Предложить органам законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять законы и иные нормативные правовые акты о содействии в реализации государственной региональной политики в соответствующих субъектах Российской Федерации.

Статья 30. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

Инвестиционный фонд Российской Федерации

Инвестиционный фонд Российской Федера­ции – это государственный финансовый фонд, направленный на софинансирование инвестици­онных проектов. Он был создан в ноябре 2005 г. как инструмент государственной инвестицион­ной политики для активизации структурных преобразований в экономике России. Министерство регионального развития России ответственно за управление этим фондом с 2007 г. (до этого вре­мени фонд был в ведении Министерства экономического развития и торговли).

Экспертиза проектов состоит из трех основ­ных этапов: рассмотрение инвестиционным ко­митетом, правительственным комитетом и ут­верждение на заседании правительства. Для получения средств из Инвестиционного фонда РФ предусмотрены следующие базовые ограниче­ния: правительство, как предполагается, финан­сирует бизнес-проекты с бюджетом, превышаю­щим 5 млрд руб., на период до пяти лет; частный инвестор должен финансировать не менее чем 25% от стоимости проекта, рентабельность про­ела должна быть в пределах 4-11%. Не менее чем 45% ресурсов Инвестиционного фонда направляется на финансирование проектов, связан­ных с развитием логистической инфраструктуры. Государственная поддержка инвестиционных проектов из Инвестиционного фонда может вы­ряжаться в следующих основных формах:

1) прямое финансирование проектов;

2) участие в акционерном капитале компании, которая будет заниматься проектом;

3) система государственных гарантий, которая будет отличаться от действующих гарантий, обеспечиваемых Министерством финансов РФ;

4) субсидии государственной компании «Автодор» (проектирование автомобильных дорог, строительство, техническое обслуживание и мо­дернизация);

5) субсидии на капитальное строительство объектов региональной и муниципальной соб­ственности (строительство и реконструкция).

Пример прямого софинансирования – про­ект многофункционального грузового морского комплекса «Бронка». Ожидаемое финансирова­ние проекта из Инвестиционного фонда РФ соста­вит 15,2-1 5,9 млрд руб. (общая стоимость проек­та – 58,9-59,6 млрд руб.). Средства Инвестицион­ного фонда будут использованы для финансиро­вания строительства канала к порту Бронка, под­готовки шунтирования акватории и создания на­вигационного оборудования. Без поддержки Инвестиционного фонда проект был бы непри­влекательным для потенциальных инвесторов в связи с отрицательной чистой приведенной стои­мостью (NPV= -3500000000 руб.) и очень боль­шим сроком окупаемости – более 30 лет.

Также в качестве примера можно рассмотреть проект речного порта Дмитров – 4,95 млрд руб. из Инвестиционного фонда РФ (45% от общего бюджета проекта). Средства используются для финансирования строительства грузового прича­ла, укреплений, портовых зон, создания линий связи, строительства дорог, а также железнодо­рожной ветки. Ожидаемый срок окупаемости – около 10 лет.



Средства Инвестиционного фонда РФзадей-ствовались и в проекте «Усть-Луга» (строитель­ство универсального морского торгового порта Усть-Луга). Общий объем финансирования из Ин­вестиционного фонда и федерального бюджета составил около 27,4 млрд руб. Эти ресурсы были использованы для строительства каналов досту­па, подготовки маневровой акватории, создания морских систем безопасности и пр.

1. Региональные инвестиционные фонды. Их средства предназначены для финансирования региональных инициатив, касающихся объектов логистической инфраструктуры, с помощью средств федерального бюджета. Этот инструмент государственной поддержки был разработан Министерством регионального развития России со ссылкой на инструкцию, предусмотренную Постановлением Правительства №1189 от 31 декабря 2009 г. , и направлен на повышение использо­вания механизмов государственно-частного пар­тнерства (ГЧП) на региональном уровне. 30 октя­бря 2010 г. Правительство утвердило «Правила распределения и предоставления за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение» (Постановление Правитель­ства РФ №880) . Правила вступили в силу с 1 января 2013 г. Порядок создания региональных ин­вестиционных фондов определяется региональным законодательством.

Субсидии из Инвестиционного фонда России региональным инвестиционным фондам представляются:

· для реализации проектов в соответствии с концессионными соглашениями;

· в случае если хотя бы один инвестиционный проект (ГЧП) был профинансирован из регионального инвестиционного фонда без получения суб­сидий из Федерального инвестиционного фонда;

· при софинансировании проектов, финанси­руемых региональным инвестиционным фондом и/или местным бюджетом, а также частными ин­весторами.

2. Региональные дорожные фонды. Данные фонды начали работу с 1 января 2012 г. в соответ­ствии с Федеральным законом №68-ФЗ от 6 апре­ля 2011 г. Основной целью их создания явля­ется предоставление финансирования для проек­тирования дорог, их строительства, модерниза­ции, обслуживания, эксплуатации. Общий объем средств, запланированных на эти цели в 2012 г., составил 388,2 млрд руб. (без учета данных по Москве и Санкт-Петербургу).

Основные источники формирования и пополне­ния региональных дорожных фондов следующие:

· поступающие в региональные бюджеты ак­цизы на моторные масла, которые производятся на территории России (77% от общего объема фондов в 2012 г., 72% – в 2013 г.);

· транспортный налог;

· иные поступления, которые определяются бюджетным законодательством РФ.

3. Фонды Европейского союза и международ­ных финансовых институтов. Эти источники недостаточно широко используются в России. Некото­рые крупномасштабные проекты развития логистической инфраструктуры, как ожидается, будут частично финансироваться за счет кредитов, пре­доставленных ЕБРР.

4. Частные инвестиции. Основными источни­ками частных инвестиций для проектов, направ­ленных на развитие логистической инфраструк­туры, являются национальные коммерческие банки, такие как Сбербанк, Внешторгбанк, Внеш­экономбанк, Проминвестбанк и т.д.

Некоторые проекты инициируются и финанси­руются профессиональными разработчиками и девелоперами. В области развития складских поме­щений это такие компании, как «Raven Россия», «Ев­разия Логистик», «Международное логистическое партнерство», PNK Group, «Эспро Девелопмент», «Евросиб» и т.д. Сравнительно небольшие объемы финансирования приходятся на иностранных част­ных инвесторов. Например, компания Gulftainer Global Logistics из ОАЭ участвовала в покупке доли некоторых портовых мощностей в Усть-Луге и инве­стировала приблизительно €192 млн в их развитие.

Значительный объем инвестиций в логистиче­скую инфраструктуру идет от естественных моно­полий, таких как Газпром и Роснефть, или круп­ных корпораций, таких как НЛМК или Новатэк - крупнейший в России независимый производи­тель природного газа. Минерально-химическая компания «ЕвроХим» инвестировала значитель­ные средства в инфраструктуру порта Усть-Луга, а именно в создание терминала минеральных удобрений. Строительство угольного терминала в порту Усть-Луга было профинансировано ОАО «Кузбассразрезуголь» – одним из крупнейших угледобывающих предприятий в России.

Металлургическая группа «НЛМК» является ос­новным инвестором в такие транспортно-логисти-ческие объекты, как «Морской порт Санкт-Петер­бург», многопрофильный перегрузочный ком­плекс «Усть-Луга», морские порты Туапсе и Таган­рога; кроме того, группа вкладывала средства в приволжские, северо-западные и западные судо­ходные компании, а также в ряд судостроитель­ных и логистических предприятий. Логистическая инфраструктура на севере России активно разви­вается за счет инвестиций горно-металлургиче­ского холдинга «Норильский никель». Предприя­тие, в частности, инвестирует в развитие перегру­зочного терминала в порту Мурманска (общий объем финансирования составляет около 996 млн руб.), а также в строительство терминала для хра­нения топлива в Архангельске (объемы хране­ния – до 50 тыс. м3 нефтепродуктов). Стоимость инвестиционного проекта составила 790 млн руб.

5. Прочие фонды. Существует несколько госу­дарственно-частных фондов прямых инвестиций, которые могут быть задействованы в целях финансирования проектов логистической инфра­структуры.

Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) был основан Правительством России в июне 2011 г. для инвестирования в деятельность веду­щих компаний из самых быстрорастущих и наи­более перспективных отраслей экономики. Сре­ди этих секторов базовые отрасли модернизации, втом числе транспорт и логистика. Управляющая компания фонда является на 100% дочерней ком­панией Внешэкономбанка. Фонд оборотных средств, гарантированных Правительством Рос­сии, составляет $10 млрд. РФПИ планирует при­влечь институциональных инвесторов со всего мира (фондов прямых инвестиций, суверенных фондов) на условиях совместного финансирова­ния национальной экономики. Для того чтобы стать партнером РФПИ, компания должна иметь рыночную стоимость или годовой доход более $1 млрд. РФПИ может инвестировать $50-500 в акционерный капитал выбранной компании, но его доля не должна превышать 50% от общего бюджета проекта. Ожидаемый период инвестиро­вания РФПИ составляет пять-семь лет. По истече­нии данного срока фонд выйдет из проекта путем организации первичного размещения акций или продажи своих акций стратегическому инвестору.

Другой государственно-частный фонд прямых инвестиций в инфраструктурные проекты нахо­дится в ведении управляющей компании, которая была основана инвестиционным подразделением государственной корпорации «Ростехнологии», «ПромИнвест» и Gulftainer Global Logistics. Фонд ориентирован на инвестиции в объекты порто­вых и логистических центров, объем оборотных средств равен 500 млн руб.

Фонд создается из средств федерального бюджета и аккумулирует средства, предназначенные для долевого финан

сирования федеральных и региональных программ, программ и проектов отраслевого финансирования (общественной инфраструктуры регионального и муниципального значения).

Средства фонда направляются на реализацию федеральных целевых программ, которые обеспечивают создание единой социальной инфраструктуры в рамках бюджетной политики РФ.

Выделение средств из фонда осуществляется в соответствии с планами инвестиционной деятельности по развитию социальной инфраструктуры, которые должны существовать на территории каждого субъекта РФ в целях реализации предусмотренных федеральным законом государственных услуг населению.

Выделение средств из фонда на развитие социальной инфраструктуры региона осуществляется по заявкам органов исполнительной власти субъекта РФ, которые рассматриваются Правительством РФ и включаются в план инвестиционной деятельности по развитию регионов.

Распределение средств фонда осуществляется с учетом возможностей фонда и необходимой потребностью развития социальной инфраструктуры региона. С этой целью:

Определяется количество объектов социальной инфраструктуры, которые должны существовать на территории субъекта РФ на основе выработанных нормативов обеспеченности объектами данного вида;

Органы исполнительной власти субъекта РФ представляют в Правительство РФ заявки на выделение инвестиций по развитию социальной инфраструктуры региона;

Рассчитывается потребность в капиталовложениях в социальную сферу развития инфраструктуры каждого субъекта РФ;

Исходя из ресурсов фонда и возможностей федерального бюджета определяются возможности по удовлетворению потребностей субъекта РФ и устанавливается максимальная сумма капиталовложений из фонда в социальную сферу развития инфраструктуры каждого региона.

Выделение средств из фонда осуществляется пропорционально расходам на реализацию проекта из бюджета фонда и из бюджетов субъектов РФ, в том числе изыскиваются дополнительные источники финансирования программ развития сферы социальных услуг территориальных образований.

Источник: Александров И. М. . Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 2-е изд. - М.: Издательско-тор-говая корпорация «Дашков и К°». - 486 с.. 2007 {original}



Просмотров