Эсминец дональд кук и су 24. Эсминец УРО «Дональд Кук

С момента своего возникновения в небе Европы во время Второй мировой войны радиоэлектронная борьба всегда была игрой в кошки-мышки. Теперь, похоже, Россия добавляет к ней еще один ключевой элемент: Dezinformatsiya.


Лаборатория цифровых криминалистических исследований (Digital Forensic Research Lab), являющаяся подразделением Атлантического совета в Вашингтоне, разоблачила очевидную фальшивку распространенную в рамках российской кампании информационной войны.


В дни после инцидента на Черном море, в российских печатных изданиях и социальных сетях были распространены ничем не обоснованные утверждения о том, что самолет Су-24, «оборудованный новейшим комплексом радиоэлектронной борьбы “Хибины”», сумел подавить и отключить радары и другие электронные системы эсминца “Дональд Кук”.

Исследователи, сотрудники лаборатории выяснили, среди всего прочего, что комплекс “Хибины” не устанавливается на самолетах Су-24.

По словам не кого иного, как производителя российских систем РЭБ, известного как «Концерн радиоэлектронных технологий», входящего в состав государственного предприятия «Ростех», этот комплекс устанавливается только на самолетах Су-30, Су-34 и Су-35.

«Изготовитель «Хибин» сам уже разоблачил эту историю» - сделали заключение исследователи из США. «Это была либо катастрофическая ошибка, сделанная от большого усердия, либо преднамеренный обман». Большинство экспертов согласны с тем что, вероятнее всего, это было второе.

Действительно, военные аналитики США ранее уже ставили под сомнение утверждения о том, что российская система РЭБ подавила радар и электронику корабля США.

Высказывая скептицизм по поводу инцидента с облетом российским самолетом эсминца “Дональд Кук”, Отдел по изучению иностранных армий (Army"s Foreign Military Studies Office) отметил, что Россия «действительно обладает растущим потенциалом РЭБ, и политическое и военное руководство понимает важность технического прогресса в этом типе военных действий».

Однако аналитики Отдела также полагают, что инцидент в Черном море был частью более крупной операции в ведущейся Россией информационной войне. Их аналитический отчет называется: "Russian EW or IW? " («Русское оружие - электронное или информационное?»)

Основываясь на последних данных о том, что российская РЭБ-атака была информационным вбросом, большая часть западных военных аналитиков указывает на информационное оружие. Более того, откровенная российская фальшивка насчет “электронной бомбы” может быть даже более точно охарактеризована как “маскировка”, или военный обман - другая российская специальность.

Исследователи во главе с Бен Ниммо, старшим научным сотрудником по информационной защите Лаборатории цифровых криминалистических исследований , подчеркнули, что изощренный обман под названием «электронная бомба» подчеркивает тот факт, что российские государственные СМИ «сознательно сообщали сфабрикованную информацию в целях прославления России (и ее специалистов по радиоэлектронной борьбе) И [продолжали] насмехаться над Соединенными Штатами» даже после того, как фальшивка была разоблачена.

Иллюстрируя всё возрастающий объем применения приемов информационной войны, исследователи отметили , что эта сфальсифицированная новость также «наводит на мысль, что Кремль, вероятно, вовсе не так уверен в своих высокотехнологичных вооруженных силах, как он об этом часто с гордостью заявляет» - добавляют исследователи.

Инцидент также подчеркивает роль западных СМИ в распространении фейковых новостей, которые служат целям информационной войны Москвы.


Сообщения британских таблоидов, заключили они, были «основным фактором проникновения запущенных в оборот фальшивок на Запад».

(В нашем отчете об инциденте в Черном море 2014 года отмечалось, что первоначальные сообщения о нем были опубликованы в финансируемой Кремлем газете и что Отдел по изучению иностранных армий с большим скептицизмом рассматривал эти и западные сообщения).


статью прочитали: 21481 человек

теги: Информационные войны
Комментарии
Opozdavshiy , 14.05.2017 21:20:49

Так я не понял, "хибины" там или не "хибины" - не важно. Электроника эсминца вышла из строя? Или нет?
Иджис скис при пролете СУ-24 или нет?
Френк Горенк делал цитированное заявление или нет?
Ни одного опровержения не по этим вопросам нет ни в статье, ни в мировой прессе. Или я чего-то не знаю?
Единственное, что я узнал из статьи, что по утверждению российских разработчиков "Хибин" на Су-24 нет. Собственно, ну и что? Какая разница для Иджиса, как называется то, от чего он скис?

Игорь Львович , 14.05.2017 22:36:52

Так ведь в этом-то и самый смак!!!))) НИ ОДНОГО аргумента или свидетельства против того что электронные системы "Кука" были подавлены НЕ ПРИВЕДЕНО)))

Opozdavshiy , 15.05.2017 00:13:48

Насколько я понимаю, мы являемся свидетелями отработки еще одного алгоритма промывания мозгов.
Действительно постыдная ситуация с Дональдом Куком сразу же не могла быть замаринована. Прошло какое-то время и вот сейчас используется ресурс СМИ просто чтобы впарить в мозги обывателю - мол не было и все тут!
Не ясно, зачем это. Нам без разницы, что там метут ребята.
От коллег я слышал, что в Черном море натовцы из всех сил пытаются спровоцировать наших на повторную РЭБ атаку. Это разумно, им нужны хоть какие-то данные для защиты. Возможно именно этим вызвана такая глупая публикация. Наши Кука поимели во всех позах и позициях, поматросили и бросили. Амеры тогда даже записи частотного спектра воздействия не сумели сделать, не говоря уже о режимах...

михаил анохин , 15.05.2017 04:32:29

Сделать запись работы наших РЭБ - важно!
Но если они работают, то в чем же проблема?

USS Donald Cook (DDG-75) - ракетный эсминец класса Арли Берк ВМС Соединенных Штатов.

Дональд Кук - военнопленный войны Вьетнаме, который умер в плену, эсминец был введен в эксплуатацию в 1998 году. Он был один из первых военных кораблей США в пришедшим на помощь USS Cole, который был поврежден террористами-смертниками 12 октября 2000 года. В 2003 году корабль Дональд Кук запускал пакеты Томагавк во время операции по освобождению Ирака.

Дональд Кук был показан как "Сверх-Быстрый военный корабль" в шоу Build It Bigger.

16 февраля 2012 года, секретарь военно-морского флота Рэй Мабус назначил эсминец "Дональд Кук " одним из четырех кораблей, которые будут базироваться в порту Рота, Испания.

Модернизация

12 ноября 2009 года Агентство противоракетной обороны объявило, что Дональд Кук будет модернизирован в течение финансового 2012 года до RIM-161 Standard Missile 3 (SM-3) возможностей, что позволит ему функционировать в рамках системы противоракетной обороны "Иджис" (Aegis Ballistic).

Эсминец УРО «Дональд Кук»
USS Donald Cook (DDG-75)
Служба: США
Класс и тип судна Эсминец УРО (Эскадренный миноносец с управляемым ракетным оружием)
Порт приписки ВМБ Норфолк
Организация ВМС США
Изготовитель Bath Iron Works
Заказан к постройке 19 января 1993
Строительство начато 9 июля 1996
Спущен на воду 3 мая 1997
Введён в эксплуатацию 21 августа 1998
Статус в строю

Основные характеристики

Водоизмещение 6783 длинных тонны, 8915 длинных тонн (полное)
Длина 153,92 м. (наибольшая), 142, 3 м (по ватерлинии)
Ширина 20, 1 м., 18,0 м (по ватерлинии)
Осадка 9,4 м (с ГАС)., 7,3 м (без ГАС)
Бронирование нет
Двигатели 4 газотурбинные установки General Electric LM2500-30
Мощность 108000 л. с.
Движитель 2
Скорость хода 32 узла (максимальная)
Дальность плавания 4400 миль на 20 узлах.
Экипаж 337 человек (в том числе 23 офицера)

Вооружение

Тактическое ударное вооружение 2 ПУ системы «Иджис» на 29 (носовая) и 61 (кормовая) ячейку для ракет соответственно. В различной комбинации могут вооружатся: КР «Томагавк» Tomahawk, ЗУР RIM-66 SM-2 «Стандарт-2», ПЛУР RUM-139 ASROC
Артиллерия 1*1 127 мм. АУ Mark 45. Mod. 3/54 кал., 600 снарядов
Зенитная артиллерия 2 6-ствольных 20 мм. ЗАУ «Фаланкс»
Ракетное вооружение 2*4 ПКР Harpoon
до 74 ракет RIM-66 SM-2 «Стандарт-2»
Противолодочное вооружение ПЛУР RUM-139 ASROC
Минно-торпедное вооружение 2*3 324 мм. ТА Mk. 32 (торпеды Mk.46 и Mk.50)
Авиационная группа 1 вертолёт SH-60 LAMPS, ангар отсутствует

Курс в Черное море

8 апреля 2014 года, американские военные чиновники подтвердили поход эсминца Дональд Кук к Черному морю в рамках военной поддержки США, своим союзникам в Восточной Европе, обеспокоенных наращиванием российских войск вдоль ее границы с Украиной.

Сегодня 11 апреля к нему присоединился большой разведывательный корабль "Дюпюи-де-Лом". Кроме того, предполагается, что 14 апреля в Черное море войдет и эсминец "Дюплекс" ВМС Франции", - информировал собеседник агентства.

"Таким образом, с учетом того, что в юго-западной части Черного моря с конца марта находится спасательное судно "Ализе" французских ВМС, впервые после 2008 года в Черноморском бассейне, вблизи от российской границы, создается военно-морская группировка НАТО", - отметил он.

По словам источника в российском военном ведомстве, представители альянса больше не утверждают, что заходы их военных кораблей в Черное море являются плановыми. "Теперь они открыто заявляют, что эти визиты напрямую связаны с событиями на Украине", - добавил представитель Минобороны.

Для чего НАТО направляет корабли в Черное море

Он пояснил, что НАТО, направляя корабли в Черное море, преследует сразу несколько целей. Лавров: РФ призывает соблюдать конвенцию Монтре о пребывании в Черном море военных судов "Одна из них - оказание моральной поддержки властям в Киеве, другая - демонстрация силы в отношении России в целях ее сдерживания. Третья цель состоит в сборе разведданных о мероприятиях российского военного командования в Крыму и других приграничных с Украиной районах России, включая ведение радио- и радиотехнической разведки против наших вооруженных сил", - заявил собеседник.

По его данным, уведомление о заходе своих кораблей в Черное море США и Франция согласно конвенции Монтрё направили турецкой стороне заблаговременно. Он напомнил, что нынешний заход американского корабля в акваторию Черного моря - уже четвертый по счету с февраля текущего года. "В ходе нынешней "черноморской активации" "Дональд Кук" может посетить порты Турции и Румынии. Пока не известно, зайдет ли он в украинский порт Одесса, чтобы продемонстрировать поддержку Соединенными Штатами нынешнего руководства в Киеве", - сказал источник.

Как Россия оценивает действия США в Черном море

Он особо отметил, что в российском военном ведомстве расценивают появление в Черном море американского боевого корабля с противоракетной системой "Иджис" как стремление США "максимально приблизить к территории России морскую компоненту своей системы ПРО".

С учетом того, что установка на сухопутной территории европейских союзников США, в частности Румынии, элементов ПРО является длительным процессом, американцы повели линию на всемерное повышение интенсивности заходов в Черное море своих боевых кораблей с противоракетной системой, - подчеркнул собеседник. - Начиная с февраля этого года корабли ВМС США находятся в акватории Черного моря на регулярной периодической основе. Вместо одного покинувшего Черное море американского корабля тут же появляется другой, а то и несколько. Вполне возможно, что такая практика будет применена и в отношении эсминцев с системой ПРО "Иджис".

Как сообщалось ранее, "Дональд Кук" станет первым из четырех американских кораблей, которые образуют основной ударный элемент начального этапа развертывания системы ПРО в Европе. Они оснащены комплексом противоракет "Иджис" с поражающим блоком "СМ-3" (SM-3), способных уничтожать баллистические ракеты в заатмосферном пространстве. Эти силы будут объединены в единую систему с радаром раннего предупреждения в Турции и строящимся в Румынии пусковым блоком ракет "Иджис" наземного базирования, который должен быть поставлен на боевое дежурство в 2018 году.

В чем заключается конвенция Монтрё об ограничении присутствия военных кораблей в Черном море

Согласно положениям конвенции Монтрё о режиме прохода военных кораблей в Черное море через проливы Дарданеллы и Босфор, нахождение военных кораблей нечерноморских стран в Черном море не может превышать 21 суток, а общий тоннаж кораблей каждой страны - 30 тыс. тонн. В феврале этого года во время Олимпийских игр в Сочи в Черном море находились сразу два американских корабля - штабной "Маунт Уитни" и фрегат "Тейлор". Первый из них выдержал сроки конвенции Монтрё, а второй просрочил их под предлогом устранения поломки гребного винта в турецком порту Самсун при выходе из Черного моря. В марте на фоне кризиса на Украине и напряженной ситуации в Крыму в Черном море появился другой американский корабль - эсминец "Тракстон ", который посетил порты Румынии и Болгарии и провел совместные учения в море с кораблями ВМС этих стран. Американское командование назвало этот визит плановым. "Тракстон" также не нарушил сроки конвенции Монтрё, зайдя в Черное море 7 марта и покинув его 21 марта.

Средиземное море (14 января 2003) - ракетный эсминец Дональд Кук проводит миссию в поддержку операции Несокрушимая свобода в рамках запланированного шестимесячного развертывания. Дональд Кук является частью несущей боевой группы (CVBG), принадлежащее группе авианосца Гарри Трумэн (CVN 75). ВМС США фото фотографа 1-го класса Майкл Пендерграсс. Область деятельности Центрального командования (21 марта 2003) - ракетный эсминец Дональд Кук в стадии реализации. Дональд Кук был первым надводным кораблем стрелятет ракетами Томагавк (Tomahawk Land Attack Missiles (TLAM)) для освобождении Ирака. Дональд Кук базировался в Норфолке, штат Вирджиния, и проводил боевые задачи в поддержку операции по освобождению Ирака. ВМС США фото Алан Дж. Берибо.
В море на борту USS Donald Cook (DDG 75) 13 января 2003 - боцман 3-го класса Рэндал С. Дэвис направляет вертолет SH-60 Си Хоук на взлетной площадке корабля Дональд Кук. ВМС США фото фотографа 1-го класса Майкл Пендерграсс.
(9 апреля 2003) - ракетный эсминец Дональд Кук во время операций в поддержку операции по освобождению Ирака и уничтожения режима Саддама Хусейна. ВМС США фото журналиста Алан Дж. Берибо. (23 апреля 2003) - ракетный эсминец Дональд Кук. Ведется огонь из 5 дюймовой (127 мм) пушки Mark 45. ВМС США фото журналиста Алан Дж. Берибо. Атлантический океан (29 апреля 2009) ракета Гарпун запускается с ракетного эсминца Дональд Кук во время учений Unitas. Странами-участницами учений являются Бразилия, Канада, Чили, Колумбия, Эквадор, Германия, Мексика, Перу, США и Уругвай. (ВМС США фото специалиста по массовым коммуникациям Патрик Грико.
(23 апреля 2003) - ракетный эсминец Дональд Кук (DDG 75). Учения по стрельбе из торпедного аппарата многоразового использования. ВМС США фото журналиста Алан Дж. Берибо. (23 апреля 2003) Электрик 3-го класса Брэндон Якубовский, слева, и контроллер 2-го класса Чад Куртманш экипажа эсминца Дональд Кук закрепили торпеду на канатах. ВМС США фото журналиста Алан Дж. Берибо.
Красное море (19 марта 2003) Дональд Кук (DDG 75) запускает одну из его ракет класса Земля-Земля Томагавк на военные объекты в Ираке. Дональд Кук является частью группы авианосца Гарри Труман действующей в Красном море в поддержку операции Несокрушимая свобода. ВМС США фото журналиста 2-го класса Патрика Рейли.
Центральное командование Область деятельности (21 марта 2003) Дональд Кук (DDG 75) запускает одну из его ракет класса Земля-Земля Томагавк на военные объекты в Ираке. Дональд Кук является частью группы авианосца Гарри Труман действующей в Красном море в поддержку операции Несокрушимая свобода. ВМС США фото журналиста 2-го класса Патрика Рейли. ВМС США фото журналиста Алан Дж. Берибо. Центральное командование Зона ответственности (8 апреля 2003) Моряк Ангела Делларвель из Паухеттона, штат Огайо, исследует поверхность за бортом ракетного эсминца Дональд Кук. ВМС США фото журналиста Алан Дж. Берибо.

Вооруженные силы США имели право сбить российские военные самолеты, которые несколько раз пролетели в опасной близости от американского эсминца «Дональд Кук» (DDG-75 Donald Cook) в Балтийском море. Об этом в пятницу, 15 апреля, заявил госсекретарь США Джон Керри в интервью Miami Herald и CNN.

«Это безрассудно, провокационно и опасно. Согласно правилам применения вооруженной силы, эти самолеты могли быть сбиты», - сказал госсекретарь. Вашингтон надеется, что ничего подобного не повторится в будущем, добавил Керри.

Напомним: 13 апреля Европейское командование США опубликовало видео и фотокадры в связи с инцидентами, произошедшими в Балтийском море 11 и 12 апреля, в ходе которых российские самолеты и вертолеты приближались к кораблю ВМС США на расстояние менее сотни метров. Представитель Пентагона Стив Уоррен назвал действия наших пилотов «провокационными и непрофессиональными».

Капитан «Дональда Кука» вообще заявил, что бомбардировщики «симулировали атаку» на корабль. По его словам, российские пилоты не отвечали на радиосообщения эсминца - ни на русском, ни на английском языках.

Заметим, что американский эскадренный эсминец четвертого поколения не в первый раз становится объектом «тренировок» российских военных. В 2014 году в Черном море именно на «Дональде Куке» отрабатывал боевое применение российский бомбардировщик Су-24М, после чего два десятка членов экипажа уволились со службы, а двое моряков от стресса угодили в госпиталь в Констанце (Румыния).

На этот раз не один, а сразу три военных воздушных судна РФ приблизились к эсминцу на минимальную дистанцию: бомбардировщик Су-24М, истребитель Су-27 и вертолет Ка-27 (зависнув над палубой, он помешал подняться в воздух бортовому вертолету).

Почему по Су-24М не был открыт огонь, прояснил в интервью Navy Times бывший капитан корабля ВМФ США Рик Хоффман. По его словам, так как США не находятся в состоянии войны, капитан корабля должен оценить возникшую ситуацию. «Если вы видите приближающийся самолет и можете его идентифицировать, если видите, что он не вооружен, и если не видите признаков, что на корабль направлена ракета, ничего делать не надо», - сказал он.

14 апреля в Минобороны России заявили, что маневры наших летчиков не представляли угрозы для эсминца, и отвергли трактовку Белого дома, согласно которой российские самолеты нарушили правила использования международного воздушного пространства.

В тот же день официальный представитель Госдепартамента Джон Кирби заявил, что Керри намерен обсудить инциденты в Балтийском море с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым.

Что стоит за реакцией США, могут ли привести подобные инциденты к прямой военной конфронтации?

Действия наших летчиков нельзя квалифицировать как симуляцию атаки, - отмечает контр-адмирал в отставке, военный историк Юрий Кириллов . - В подобную атаку - на малых высотах, вплотную подходя к цели, может идти только штурмовик с пушечным вооружением. А Су-24М - современный бомбардировщик, и ему это просто не нужно. Мы же видели, как такие самолеты работают в Сирии - на большой высоте, с внешним целеуказанием. Это штурмовик может сшибать мачты, но никак не бомбардировщик.

Об имитации атаки говорил, замечу, только капитал «Дональда Кука», и явно на эмоциях. Я сам восемь лет был командиром корабля, и прекрасно его понимаю: такие инциденты действительно сильно щекочут нервы. Мне приходилось бывать в подобных ситуациях, и, должен сказать, это не слишком приятно. К тому же самолет при рискованном маневрировании может упасть - непреднамеренно зацепиться за воду, например. Такие случаи бывали во времена холодной войны.

- Капитан в такой ситуации может принять решение сбить самолет?

Согласно нормам международного права, сбить самолет можно, если только он действительно идет на корабль в атаку с применением оружия. Во всех остальных случаях уничтожение самолета будет расцениваться, как акт агрессии.

На мой взгляд, в ситуации надо разбираться. Видимо, этим и будут заниматься Лавров с Керри.

- Как урегулировались подобные ситуации в период холодной войны?

С пролетами самолетов в опасной близости от кораблей - и наших, и американских, - дело дошло до того, что в 1972 году главкомы флотов СССР и США сели за стол переговоров и подписали договор о безопасных действиях на море. В этом двустороннем соглашении были оговорены дистанции, какие самолеты могли приближаться к кораблям, и даны определения, какое маневрирование считать безопасным.

Кстати, самый известный эпизод с имитацией воздушной атаки произошел в 1968 году, когда власти Северной Кореи захватили американский разведывательный корабль «Пуэбло». После известия о задержании «Пуэбло» американский флот пришел в движение. Командующий Седьмым флотом приказал атомному ударному авианосцу «Энтерпрайз» (USS Enterprise CVN-65), атомному ракетному лидеру эсминцев «Тракстан» (USS Truxtun DLGN-35) и трем эсминцам - «Хайби» (USS Higbee DD-806), «О"Бэннон» (USS O’Bannon DD-450) и «Коллетт» (USS Collett DD-730) - идти на полном ходу в южную оконечность Цусимского пролива. Вскоре американские корабли стали маневрировать в 120 милях от Владивостока.

СССР был связан с Северной Кореей договором о безопасности. В итоге, навстречу американскому флоту вышел советский, и на Дальний Восток вылетел главком ВВС СССР. Вскоре наши самолеты пролетали над самыми мачтами американских кораблей - с открытыми бомболюками, со снаряженными ракетами. Американцы тогда развернули свои корабли и ушли.

Но в тот момент такие действия были обоснованными: могла начаться война. Инциденты в Балтийском море, конечно, гораздо менее масштабные.

- Насколько серьезную опасность представляет Су-24М для эсминца «Дональд Кук»?

- «Дональд Кук» настолько серьезный корабль, что его - на данный момент - можно признать доминирующим на Балтике. Он только называется эсминцем, но по прежним представлениям эквивалентен трем-четырем крейсерам. Это корабль противоракетной обороны - а на сегодня это высшая градация в классификации боевых кораблей. «Дональд Кук» несет около 40 крылатых ракет «Томагавк» с дальностью полета до 2500 километров, способных нести ядерные заряды, 8 противокорабельных ракет «Гарпун», противоракетное оружие - все это очень серьезно.

Но специфика Балтийского и Черноморского театров заключается в том, что здесь корабли почти беззащитны от авиации. Это очень стесненные театры, на которых применение крупных кораблей, мягко говоря, неразумно.

«Дональд Кук» сейчас на Балтике решает чисто политические задачи, в войну он туда никогда не зайдет. Американцы действуют в контексте приближения переднего края к России - неслучайно на борту эсминца был польский военный вертолет. Рейд «Кука» - это жест поддержки США европейской группировки НАТО. Вот и ходит «Дональд Кук» по нашим флангам - то в Черное море, то в Балтийское. И тем самым осуществляет военно-политическое давление.

- Наше взаимное противостояние с США будет усиливаться?

Трудно сказать. На мой взгляд, должно возобладать благоразумие. Ружье, которым размахивают перед носом, рано или поздно может выстрелить. Пора, я считаю, сесть за стол переговоров, перестать искать правых и виноватых, и пойти друг другу навстречу…

Инциденты в Балтийском море показывают, что у американцев есть противник, который США не боится, - считает заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ Сергей Ермаков . - Российский самолет просто так не уничтожишь - это будет актом агрессии, на который последует самая серьезная реакция. США, естественно, на такой шаг не идут, хотя и заявляют, что имеют на это все права. На деле, их права не обширнее российских - а РФ имеет право совершать наблюдательные полеты.

Думаю, нынешний накал страстей, как и провокационные маневры на Балтике «Дональда Кука», связаны с двумя событиями.

Первое из них - это приближающийся саммит НАТО, второе - намечающееся заседание Совета Россия-НАТО. На этих мероприятиях как раз пойдет речь о разграничении зон ответственности, и о договорах, которые позволят снять напряженность в воздушном пространстве на стыке границ НАТО и России.

Еще в прошлом году западные военные эксперты заявляли, что вопрос о подписании подобных договоров назрел, поскольку инциденты с участием Вооруженных сил России и НАТО набирают остроту, а общее их число за 2015 год приблизилось к 500. Просто большинство из них менее заметны, чем инциденты в Балтийском море, и не получают широкой огласки.

- Почему число таких инцидентов увеличивается?

Виной тому возрастающая военная активность, прежде всего, со стороны НАТО. Американцы, их союзники по альянсу, плюс Швеция и в меньшей степени Финляндия выступают в данном случае с единых позиций - пытаются убедить Россию подписать договор о предупреждении инцидентов в воздухе между военными самолетами.

Внешне инициатива выглядит красиво. Но на деле, США и НАТО важно взять ситуацию под контроль. Речь будет идти о том, что американцы и их союзники смогут и дальше свободно летать в международном воздушном пространстве, а на Россию они попытаются наложить ограничения.

Мы, понятно, с такой позицией США не согласны. С этими грядущими переговорами связан как заход «Дональда Кука» на Балтику, так и пролеты наших самолетов вблизи эсминца.

- Удастся ли договориться с американцами, или число подобных инцидентов и дальше будет расти?

Тенденция понятна: противостояние с США и НАТО идет по нарастающей. Например, со следующего года американцы планируют постепенно сдвинуть в Восточную Европу три развернутые бригады. Сейчас, например, из Колорадо в ФРГ перебрасывается 4-я пехотная дивизия США. Она будет заниматься ротацией американских сил в Европе. Другая бригада - 173-я тяжелая воздушно-десантная.

Понятно, что число военнослужащих в этих бригадах в Европе будет меньше штатной численности - 5 тысяч человек. Но вся инфраструктура будет развернута в полном объеме, чтобы в случае необходимости быстро перебросить личный состав из Америки. Повторюсь, эти бригады будут полностью развернуты, а это значит, что им требуется прикрытие ПВО - нормальная эшелонированная система обороны от атак с воздуха. Важная составляющая этой системы - авиационный компонент.

Это значит, интенсивность полетов американских военных самолетов, в том числе разведывательных, вблизи российских границ будет возрастать. Эти полеты будут осуществляться, прежде всего, с военных баз на территории стран Балтии и Великобритании.

В этой обстановке США и НАТО нужны соглашения с Россией, чтобы не только свободно летать и решать свои задачи, но и минимизировать риски. Понятно, что при таком раскладе возрастает вероятность, что пилоты противоборствующих сторон примут неправильное решение. Так может случиться, если у кого-то из летчиков банально сдадут нервы. И такой инцидент разом перевернет очень многое в треугольнике Россия-США-НАТО.

Наши нынешние действия мешают Вашингтону проводить политику сдерживания Москвы. А к эскалации конфронтации с Россией США и НАТО не готовы - по крайней мере, в ближайшее время…

Госсекретарь США Джон Керри намерен лично обсудить с главой российского МИД Сергеем Лавровым ситуацию с пролетом Су-24 рядом с эсминцем ВМС США в Балтийском море.

Официальный представитель Госдепа США Джон Кирби пояснил, что "госсекретарь был оповещен об этих полетах, инциденте над кораблем ВМС США Donald Cook, видел кадры и сообщения. По его мнению, они (полеты) непрофессиональны, почти провокационны и несомненно опасны"

"Могу вам сказать, что он поднимет этот вопрос напрямую с министром иностранных дел Лавровым", — добавил представитель Госдепартамента США. По словам дипломата, поведение российской авиации было безрассудным и провокационным.

Напомним, российские фронтовые бомбардировщики Су-24 несколько раз якобы "опасно приблизились" к эсминцу США USS Donald Cook. Инцидент произошел в нейтральных водах Балтийского моря, где американский военный корабль проводил учения совместно с другими членами НАТО.

Позже представитель Белого дома Джош Эрнест заявил, что США не хотят эскалации из-за этого инцидента. Со своей стороны, в минобороны России отметили, что никакой угрозы эта ситуация не представляла. Москве непонятна причина такой болезненной реакции США, поскольку полёты выполняются в соответствии с международными правилами.

Немного истории: 12 февраля 1988 года американский крейсер "Йорктаун" и эсминец "Кэрон" нарушили границу СССР, вторгшись на 7 миль в территориальные воды. За что и поплатились: сторожевые корабли Черноморского флота "Беззаветный" и СКР-6 пошли на таран нарушителей. По данным экспертов, это была типичная демонстрация силы — США это практикуют. Но еще во времена противостояния США-СССР было ясно, что американцы хорошие мореплаватели, но психологически слабее. Погибать за родину в их планы, как правило, не входит. Отсюда и такая болезненная реакция на отпор любого рода.

Американцы привыкли делать исключительно то, что нужно им, не считаясь с интересами остальных. Напомним, еще 18 июля американский самолёт-разведчик "пролетел больше 200 километров внутри шведского воздушного пространства, уходя от российского истребителя". При этом подчиняющиеся США шведы "попытались скрыть информацию", однако пресса о ней узнала. Позже был инцидент, когда самолеты ВВС США нарушили границы воздушного пространства Финляндии. Но упаси боже кому-то затронуть истинные или мнимые интересы США — вопрос сразу ставится ребром. Хотя…

Россия выполняет свои полеты в соответствии с международным правом, заявил глава Северного командования ВС США адмирал Уильям Гортни. По данным Политонлайн, американский военный заявил об этом в связи с тем, что в последнее время российские ВВС возобновили полёты над нейтральными территориями, в том числе в Европе, а также у границ США и Канады.

Последние отреагировали крайне нервно и обвинили Россию в нагнетании напряжённости. По словам Гортни, "мы очень внимательно следим за тем, что они делают… Российские летчики придерживаются всех международных стандартов , которые действуют для любых самолётов, которые находятся над нейтральными территориями. Они летают в профессиональной манере, и мы тоже, поскольку следим за ними очень близко."

А бывший генерал НАТО Харальд Куят в интервью немецкому порталу Web. de признал, что "Россия своими "военными маневрами" не нарушала границы никаких государств". В отличие от США — с 1981 по 1983 годы американские бомбардировщики несколько раз в неделю "патрулировали в направлении советского воздушного пространства", отворачивая лишь в последний момент перед нарушением государственной границы.

Сами же США рассекретили множество операций такого рода. Но что позволено Юпитеру…В российском минобороны уже заявили, что полет Су-24 выполнялся в соответствии со всеми международными нормами. "Все полёты самолётов российских ВКС выполняются в соответствии с международными нормами, — заявил официальный представитель МО РФ генерал-майор Игорь Конашенков. — Лётчики совершили отворот от корабля с соблюдением всех мер безопасности".

Как отмечает Политонлайн, все иностранные военные корабли берутся на прицел силами ВМФ России. За ними будут внимательно следить российские радары и боевые "Бастионы" с берега. С воздуха контроль осуществляет российская авиация. Это не говорит о какой-то особой напряженности в регионе, скорее, обычная практика: именно так сопровождают иностранные военные корабли и в других странах.

Ранее в марте этого года в акваторию Черного моря вошел отряд аж из шести кораблей НАТО, проведший учения с Турцией и Румынией. В мае в Черное море "заглянул" американский ракетный эсминец "Росс", тоже для поддержания партнеров — Украины и стран НАТО. Побывал здесь с грозным видом и вооруженный крылатыми ракетами эсминец "Джейсон Данхэм".

А уж экипаж эсминца ВМС США "Дональда Кука", видимо, не скоро забудет очень близкое знакомство с российским Су-24, который не только 11 раз подлетел "поприветствовать" корабль, но и, между делом, отключил весь "Иджис", которым оснащен супер-эсминец.

По словам высокопоставленного офицера ВМФ, "флот НАТО не представляет реальной угрозы, это, скажем так, давление на РФ, поддержка Украины. Те боевые единицы, которые находятся в акватории, даже если бы захотели, не смогли бы нанести значительного ущерба Черноморскому флоту или территории России — более того, в случае агрессии в отношении России время их жизни составило бы 5-10 минут".

Фото Reuters

Вчера стали известны подробности инцидента в Балтийском море. По заявлению Пентагона, подкрепленного фото- и видеоматериалами, российские бомбардировщики Су-24 в компании с палубным вертолетом Ка-27 в течение двух дней, опасно маневрируя на предельно малых высотах и периодически имитируя выходы в атаку, совершали облеты американского эсминца «Дональд Кук», принимающего участие в маневрах вместе с польскими Военно-морскими силами. Европейское командование уже выказало глубокую озабоченность «непрофессиональными маневрами российских самолетов». Обеспокоенность по поводу инцидента выразили и в Белом доме. При этом отмечается, что попытки связаться с пилотами на английском и русском языках оказались безуспешными.

Зато оперативно отреагировало Минобороны России. Официальный представитель военного ведомства генерал-майор Игорь Конашенков дал понять, что очень удивлен «болезненной реакцией американских коллег». По его словам, облетая находящийся в нейтральных водах американский миноносец, экипажи российских бомбардировщиков действовали с максимальной предосторожностью. «Обнаружив корабль в зоне визуальной видимости, - уточнил генерал, – летчики совершили от него отворот с соблюдением всех мер безопасности».

В общем, между двумя великими ядерными державами состоялся очередной обмен любезностями, характерный для наступившего ледникового периода холодной войны. Но если объективно, наши летали вокруг «Дональда Кука» действительно лихо, при этом высота полетов составляла не более 30 м. Однажды Су-24 прошел даже ниже корабельных надстроек – настолько, что от реактивных струй поднялось волнение, утверждает американский наблюдатель.

С приходом в Минобороны Сергея Шойгу российская авиация наконец-то стала регулярно подниматься в воздух, а после присоединения Крыма – как бы к этому историческому эпизоду ни относились! – обозначилась и некоторая государственная воля. Кстати, у эсминца «Дональд Кук» уже была возможность почувствовать ее на своей металлической шкуре.

В советские времена американский флот очень редко – все случаи можно пересчитать по пальцам – решался заглядывать в Черное море. А вот с появлением независимой Украины вообще перестал вылезать из этих вод, весьма значимых в оборонном смысле для России. Во-первых, появилось больше правовых оснований для постоянного присутствия. Во-вторых, считалось, что у Москвы нет военных аргументов, чтобы серьезно возражать.

По крайней мере экипаж все того же эскадренного миноносца «Дональд Кук», объявившегося ровно два года назад (10 апреля 2014 года) в нейтральных водах Черного моря, чувствовал себя хозяином положения. Новейшая боевая информационно-управляющая система «Иджис», позволяющая одновременно сопровождать сотни целей, и почти сотня крылатых ракет «Томагавк» в ядерном и обычном снаряжении, с дальностью пуска до 2500 км – это был, безусловно, сильнейший аргумент. Поэтому появление невооруженного Су-24 поначалу не произвело особого впечатления. Но ровно до того момента, пока экипаж бомбардировщика не включил комплекс радиоэлектронной борьбы «Хибины»: «Дональд Кук» тут же ослеп и оглох – проще говоря, превратился в кусок плавающего железа, с которым можно было сделать все что угодно. А Су-24 сымитировал 12 заходов в атаку и лег на обратный курс.

Как потом стало известно, в результате встречи с российским Су-24 весь экипаж «Дональда Кука» был деморализован, а 27 американских моряков сразу же написали рапорты на увольнение с флота. Естественно, с берегов Потомака в адрес России моментально последовало обвинение в «нарушении собственных традиций и международных договоров». Но вот что примечательно: прежде на все настоятельные просьбы Москвы «не превращать Черное море в очередной натовский полигон» американцы ровным счетом никак не реагировали, а вот «Хибины» почему-то подействовали сразу же...

Но уроки, видимо, надо еще и закреплять. В ответ на протесты американской стороны в связи с последним инцидентом на Балтике генерал Игорь Конашенков отметил, что эсминец ВМС США «Дональд Кук» находился хоть и в нейтральных водах, но все-таки в 70 км от главной военно-морской базы Балтийского флота (г. Балтийск) – то есть на дальности применения бортового оружия. Причем с огромным запасом. Так что наша реакция не была столь уж необоснованной. К тому же «принцип свободы судоходства эсминца США вовсе не отменяет принцип свободы воздухоплавания российских воздушных судов», – отметил официальный представитель Министерства обороны России.

Кстати, совсем недавно в том же районе, над Балтикой, нашим Су-27 пришлось отгонять натовские истребители, пристроившиеся к самолету Сергея Шойгу, на борту которого находилась одна из ядерных кнопок, положенных министру обороны по должности. Тогда все обошлось. И все-таки военным лучше держаться друг от друга подальше. От международных контактов с применением кораблей и боевой авиации ничего хорошего не предвидится.



Просмотров