Если фас просрочил срок рассмотрения жалобы. Подача жалобы в фас. Кто может жаловаться

Статья 18.1. Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства

1. В соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы:

1) на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

2) на акты и (или) действия (бездействие) федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления либо иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, должностных лиц указанных органов или организаций (далее - уполномоченный орган) при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, утвержденные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) (за исключением процедур, осуществляемых государственным органом, уполномоченным на осуществление государственной регистрации прав на имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации), в части:

а) нарушения установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;

б) предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;

в) незаконного отказа в приеме документов, заявлений;

г) предъявления к лицу, подавшему жалобу, документам и информации требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в случае, если предусмотренная указанными актами процедура включена в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;

3) на действия (бездействие) территориальной сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организации водопроводно-канализационного хозяйства), организации, осуществляющей горячее водоснабжение, газораспределительной организации, теплоснабжающей организации (далее - организация, осуществляющая эксплуатацию сетей), предусмотренные подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящей части, при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства (далее в настоящей статье - заявитель).

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Обжалование актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, в антимонопольный орган не является препятствием для обжалования этих актов и (или) действий (бездействия) в судебном порядке.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

5. В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.

5.1. Обжалование актов и (или) действий (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее чем в течение трех месяцев со дня принятия акта и (или) совершения действия (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

6. Жалоба на акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей (далее - жалоба), подается в письменной форме в антимонопольный орган и должна содержать:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона организатора торгов, оператора электронной площадки, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, акты и (или) действия (бездействие) которых обжалуются;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса;

3) указание на обжалуемые торги, если размещение информации об обжалуемых торгах на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес сайта, на котором она размещена (указанная информация не представляется при обжаловании актов и (или) действий (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей);

(см. текст в предыдущей редакции)

4) указание на обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, на нормативный правовой акт, устанавливающий порядок осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, а также соответствующие доводы;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) перечень прилагаемых к жалобе документов.

7. Жалоба может быть направлена в антимонопольный орган посредством почтовой или факсимильной связи, электронной почты либо иным способом.

8. Жалоба подписывается заявителем или его представителем. К жалобе, поданной представителем заявителя, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий полномочия представителя заявителя на подписание жалобы документ.

9. Жалоба возвращается заявителю в следующих случаях:

2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;

3) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа были обжалованы в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

10. Решение о возвращении жалобы может быть принято в течение трех рабочих дней со дня ее поступления в антимонопольный орган, который в день принятия решения о возвращении жалобы обязан сообщить в письменной форме заявителю о принятом решении с указанием причин возвращения жалобы.

11. В случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей, уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (далее в настоящей статье - уведомление). В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты. В случае направления уведомления посредством электронной почты оно направляется организатору торгов, в конкурсную или аукционную комиссию по адресу электронной почты, указанному в извещении о проведении торгов, оператору электронной площадки по адресу электронной почты, указанному на сайте электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", заявителю по адресу электронной почты, указанному в жалобе, по адресам электронной почты, указанным на официальных сайтах уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, действия (бездействие) которых обжалуются, в течение одного рабочего дня с момента получения уведомления обязаны известить лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.

13. Организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, уполномоченный орган и (или) организация, осуществляющая эксплуатацию сетей, заявитель, а также лица, подавшие заявки на участие в торгах, вправе направить в антимонопольный орган возражение на жалобу или дополнение к ней и участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать сведения, указанные в части 6 настоящей статьи. Возражение на жалобу направляется в антимонопольный орган не позднее чем за два рабочих дня до дня рассмотрения жалобы.

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

14.1. Если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 настоящей статьи.

15. Организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о торгах, изменения, внесенные в конкурсную документацию, документацию об аукционе, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе, протоколы вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в аукционе, протоколы оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протоколы аукциона, аудио-, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе организации и проведения торгов.

15.1. Уполномоченный орган и (или) организация, осуществляющая эксплуатацию сетей, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу письменное обоснование законности принятого акта и (или) совершенного действия (бездействия) с указанием положений нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия такого акта и (или) совершения такого действия (бездействия).

15.2. Антимонопольный орган в случае необходимости направляет организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей, заявителю запрос о представлении иных сведений и документов для рассмотрения жалобы. Запрос о представлении иных сведений и документов направляется в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи. Запрашиваемые сведения и документы должны быть представлены в антимонопольный орган до рассмотрения жалобы по существу.

16. Рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.

17. При рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

(см. текст в предыдущей редакции)

19. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

20. По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного

25. Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи государственного или муниципального имущества, проводимой в электронной форме (далее в настоящей статье, а также в пункте 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона - организатор продажи), при проведении продажи государственного или муниципального имущества в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" в порядке, установленном настоящей статьей, с учетом следующих особенностей:

1) обжалование действий (бездействия) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи в антимонопольный орган допускается в течение пяти рабочих дней со дня размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определенном в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", или, если размещение на данном сайте не предусмотрено, со дня подписания протокола о признании претендентов участниками торгов (протокола о признании претендентов участниками продажи при проведении продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения либо продажи без объявления цены) либо в течение пяти рабочих дней со дня размещения на данном сайте или, если размещение на данном сайте не предусмотрено, со дня подписания протокола об итогах проведения продажи подлежащего приватизации имущества;

2) жалоба на действия (бездействие) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи рассматривается антимонопольным органом в течение пяти рабочих дней со дня поступления жалобы;

3) в случае, если жалоба на действия (бездействие) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи рассматривается до даты окончания подачи заявок на участие в торгах (заявок на участие в продаже при проведении продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения или продажи без объявления цены), комиссия антимонопольного органа не вправе принять решение о выдаче предписания;

4) жалоба на действия (бездействие) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи, связанные с признанием претендентов участниками торгов (участниками продажи при проведении продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения или продажи без объявления цены) или с отказом в таком признании, не может быть подана по истечении пяти рабочих дней со дня размещения на указанном в пункте 1 настоящей части официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или, если размещение на сайте не предусмотрено, со дня подписания протокола о признании претендентов участниками торгов (протокола о признании претендентов участниками продажи при проведении продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения или продажи без объявления цены).

Способы подачи жалобы в ФАС

Самый лучший способ – принести лично.
Если это не представляется возможным, можно отправить по электронной почте. Принимаются жалобы, подписанные квалифицированной цифровой подписью руководителя организации. Если не пришло уведомление о получении жалобы, лучше позвонить в секретариат и узнать, какой входящий номер письму присвоен. Электронный адрес выясняйте на официальном сайте управления ФАС. Жалоба подается в территориальный орган по месту расположения заказчика. Т.е. если заказчик из Орла, то и жалобу направляйте в Орловское УФАС.


Жалоба на действия заказчика

Если вы решили подать жалобу, определитесь, на какой этап вы хотите вернуть закупку: совсем отменить, чтобы процедура прошла заново начиная от публикации извещения, или заставить заказчика внести изменения в документацию, или отменить протокол рассмотрения заявок. Именно эту просьбу нужно включить в жалобу и не забыть про приостановление заключения контракта.


Кто может жаловаться


Сроки подачи жалобы

Не пропустите срок! Жалоба на положения конкурсной и аукционной документации или извещения о проведении запроса котировок может быть подана только до окончания срока подачи заявок . Подать жалобу на действия (бездействие) заказчика или комиссии можно в любое время проведения процедуры закупки, но не позднее чем через десять дней со дня размещения в Единой информационной системе соответствующих протоколов. Причем эти дни, кроме последнего – календарные. Исходя из ст. 191 Гражданского кодекса РФ, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК РФ).
Если нарушения были допущены заказчиком при рассмотрении вторых частей заявок на участие в открытом аукционе или при заключении контракта, обжалование возможно до заключения контракта .
Жалоба может быть рассмотрена и после заключения контракта, даже заказчик при этом может быть наказан за нарушения, только вот контракт у другого не отнимут и вам не отдадут. В решении УФАСа стандартная фраза будет: в связи с тем, что контракт заключен, предписание не выдавать.

Сроки рассмотрения жалобы в ФАСе

В течении двух рабочих дней с момента принятия жалобы к рассмотрению заявителю и заказчику направляют сообщение о времени и месте рассмотрения жалобы. Информация также размещается в ЕИС. ФАС России рассматривает жалобу по существу в течение пяти рабочих дней. Решение изготавливается в течение трех рабочих дней со дня его оглашения.

Судебная практика

Жаловаться в суд можно. Т.е. это не запрещено. Ст. 105 44-ФЗ прямо говорит: любой участник закупки имеет право обжаловать в судебном порядке действия заказчика. Решения заказчика или комиссии могут быть оспорены как ненормативные акты и признаны судом недействительными. Это в теории. А на практике на этапе определения победителя участники в суд обращаются очень редко.
В судах у нас не спешат, причем принципиально. Для судей самое важное – принять правильное решение. Пусть даже к моменту принятия оно уже никому не нужно. В большинстве случаев бывает так, что контракт к моменту вынесения решения уже исполнен полностью или частично.
Суд откажет в удовлетворении требования о признании торгов недействительными, мотивируя тем, что заключенный контракт исполнен, в связи с чем признание торгов недействительными и приведение сторон государственного контракта в первоначальное положение невозможны.
Суд отказывает в иске ссылаясь на неправильный выбор истцом способа защиты права. Избранный способ защиты не может привести к восстановлению прав участника, поскольку приведение сторон в первоначальное положение возвращением полученного по сделке невозможно.
Есть ли тогда смысл обращаться в суд? Есть, если вы стремитесь не получить контракт, а взыскать упущенную выгоду.
Советуем также изучить сложившуюся судебную практику по спорам на этапе исполнения контракта . Суд может уменьшить размер штрафа в случае нарушения исполнителем сроков, может взыскать с заказчика не выплаченные суммы и т.д.

Суды, по большей части, заняты разбором дел по обжалованию решений ФАС со стороны заказчика. Иногда решения ФАС безуспешно пытаются обжаловать и участники. Например, победитель может не согласиться с решением ФАС, отменяющим результаты аукциона. Участники закупки не признаются судами заинтересованными в обжаловании решения и предписания, а их права не признаются нарушенными ненормативными актами ФАС. Решение и предписание ФАС по вопросам закупок вправе обжаловать только лицо, которому выдано такое предписание, т.е.заказчик.

В связи с многочисленными нарушениями в сфере защиты прав предпринимателей и потребителей, и те и другие вынуждены принимать кардинальные меры для исправления ситуаций. Некоторые из них, восприняв ущемление своих интересов весьма эмоционально, со временем успокаиваются и не желают вступать в конфронтации. Однако другие готовы отстаивать свою позицию и идти дальше. Именно здесь борцы за справедливость сталкиваются с установленным обязательным требованием соблюдать определенный алгоритм действий.

Актуальность проблемы

Следует знать, что любое обращение в госструктуры должно соответствовать нормативным требованиям. В соответствии с этим, перед тем как написать жалобу в ФАС или иной другой орган, целесообразно проконсультироваться с квалифицированным юристом. Сегодня достаточно много фирм предлагает свои услуги в данной сфере.

Например, в Интернете можно увидеть множество объявлений, в которых компании готовы помочь в написании жалобы и сопровождать дело о нарушении в области финансовых и рыночных отношений и конкуренции. Однако в большинстве случаев цена на такие услуги непомерно высока. В среднем заполнить образец жалобы в ФАС, например, будет стоить от 3-х до 5-ти тысяч рублей. Разница в цене будет зависеть от репутации исполнителя и его статуса, а также от региона, в котором оказывается услуга. Как поступить в случае, когда средств на оплату работы фирмы нет? В этом случае придется составлять ее самостоятельно.

Алгоритм действий

Перед тем как будет направлена жалоба в ФАС, представитель учреждения, компании либо организации, чьи интересы нарушены, должен иметь:


Желательно иметь также персональный компьютер с выходом в Интернет. В Сети можно не только ознакомиться с действующими законами. Согласно существующему порядку, может быть отправлена электронная жалоба в ФАС.

Важный момент

Когда будет оформляться жалоба в ФАС, заявитель должен четко определить предмет претензии и реальную целесообразность обращения. Необходимо также обосновать свою позицию. Это значит, что жалоба в ФАС, кроме непосредственно описания самого нарушения и требований, должна содержать и ссылки на действующее законодательство. Вместе с этим следует точно установить, находится ли данное дело в компетенции Службы.

Жалоба в ФАС: сроки

Если обращение будет содержать нормативное обоснование, и к нему будут приложены документальные доказательства случившегося, полностью раскрывающие суть нарушения, и не будет пропущен период, в течение которого его можно направить, то претензию не могут не принять. Что касается срока, в который следует отправлять жалобу, то он составляет 10 дней (календарных). Он начинает исчисляться с даты размещения на официальном сайте протоколов:


Необходимо отметить, что при проведении закрытого конкурса или аукциона подача жалобы в ФАС осуществляется в течение семи дней. При этом учитывается дата размещения протоколов на сайте. В случае если претензия будет направляться в связи с действием или бездействием оператора, влияющего на аккредитацию участника, период установлен в 30 дней с момента случившегося.

Особенности отправки

Жалоба в ФАС должна составляться согласно установленным в законе требованиям. В соответствии с порядком, определенным нормативными актами, претензия оформляется письменно и отправляется непосредственно в территориальное подразделение Службы по почте. Ее также можно принести лично. Как выше было сказано, жалоба в ФАС может направляться через Интернет. В этом случае она должна быть заверена эл. подписью. Но в таком случае существует вероятность, что заявление вовремя не зарегистрируют. Это, в свою очередь, станет причиной направить автору претензии отказ на рассмотрение жалобы. В ФАС лучше все-таки отправлять обращение на бумаге.

Правила оформления

Жалоба в ФАС на заказчика должна содержать обязательные реквизиты:

  • Контактные данные, наименование/ФИО отправителя.
  • Реестровый номер конкурса/аукциона.

Далее в содержании обращения излагаются доводы, в соответствии с которыми заявитель считает действия заказчика неправомерными и нарушающими его интересы. При этом приводятся ссылки на соответствующие нормативные акты. Далее следует указать причину отклонения, приведенную заказчиком. К претензии необходимо приложить экземпляры документов, на которые есть ссылки в содержании. В качестве таких бумаг могут выступать заявка на тендер, ГОСТы, уведомление о недопуске и прочее. В конце обращения проставляется число составления и подпись заявителя.

Причины отправки претензии

Жалоба может направляться участником размещения заказа. При этом причины могут быть следующими:

  • Документация аукциона противоречит ФЗ №44, вводит заинтересованное лицо в заблуждение, ограничивает конкуренцию, недостаточно полно описывает состав работ либо объем поставки. Также требования к характеристикам соответствующих материалов не согласуются с ГОСТами и прочими стандартами.
  • Заказчик уклоняется от заключения госконтракта.
  • Не соблюдены временные рамки и порядок публикации документации и протоколов по результатам аукциона.

Во всех указанных случаях необходимо подавать жалобу в ФАС.

Принятие претензии

В соответствии с действующим законодательством, регулирующим работу антимонопольной службы РФ, четко установлен период, в течение которого осуществляется рассмотрение жалоб в ФАС. Так, на протяжении двух дней с даты фактического получения претензия должна быть размещена в соответствующем реестре ЕИС.

Всем заинтересованным лицам предоставляется право направить в письменном виде свои возражения, касающиеся предмета претензии. Это можно сделать за 2 дня (не позднее) до даты рассмотрения жалобы. Антимонопольная службы обязана исследовать претензию в течение 5-ти дней. В трехдневный период ФАС должна разместить результаты рассмотрения в соответствующем реестре. Разобрав и исследовав претензию, антимонопольная служба вправе приостановить на время осуществление закупки. При этом ФАС выдает заказчику четкие предписания для устранения выявленных нарушений.

Виды наказаний

Предусмотрено три вида ответственности за нарушение норм антимонопольного законодательства, положений, регулирующих сферу конкуренции. Она может быть гражданско-правовой, административной и уголовной. К ответственности виновное лицо может привлекаться разными способами. Уголовное и гражданско-правовое наказание устанавливается в судебном порядке. Меры административного характера могут применять непосредственно антимонопольный орган и его различные территориальные подразделения.

Характеристика ответственности

Уголовное наказание за нарушения антимонопольного законодательства применяется при недопущении, ограничении или устранении конкуренции. Данная ответственность наступает согласно ст. 178 УК РФ. В качестве наказания назначается штраф, арест либо лишение свободы до 2-х л. Гражданско-правовые последствия наступают в виде обязательства возместить материальные убытки, причиненные вследствие нарушений. Этот вид ответственности предусматривают ст. 14-16 ГК. Возмещение материального вреда может быть осуществлено как организацией, так и конкретным муниципальным образованием либо субъектом РФ. Административное наказание представляет собой штраф либо дисквалификацию. Данная мера может применяться как к физлицам, так и к организациям. Виды штрафов, а также классификация субъектов, которым они вменяются, установлены в ст. 19.5, ч. 2 и 19.8 КоАП.

В заключение

Таким образом, основываясь на законодательных актах и соблюдая установленный порядок, можно отстоять и восстановить свои права. При подаче жалобы следует внимательно отнестись к ее составлению. Если в ней будут отсутствовать обязательные реквизиты, она будет возвращена заявителю. Кроме того, следует тщательно продумать содержание обращения. Претензия должна основываться на действительном факте нарушения. Как и во многих других случаях, позиция заявителя должна быть обоснована ссылками на нормативные акты антимонопольного и гражданского законодательства. Факты нарушений должны быть подтверждены документами. В зависимости от серьезности неправомерных действий будет устанавливаться характер ответственности и, соответственно, наказание.

Если жалоба будет безосновательной, и это выяснится при ее рассмотрении, для заявителя могут наступить неблагоприятные последствия. В удовлетворении претензии может быть отказано, если она не входит в компетенцию ФАС. В этой связи предварительно стоит узнать круг вопросов, которые относятся к компетенции антимонопольной службы. Для этого можно посетить официальный сайт ФАС или обратиться лично за консультацией в территориальное подразделение. Там же можно получить информацию по правильному составлению и отправке претензии. Если по каким-то причинам нет уверенности в своих силах, целесообразнее обратиться к квалифицированному юристу. Он не только поможет в оформлении и отправке жалобы, но и сможет представлять интересы заявителя. В последнем случае нужен будет нотариально заверенный документ – доверенность.



Просмотров