Экзамен на профпригодность: правила проведения, гарантии и налоговые "поощрения" (Ларина А.). Решение после проведения экспертизы профпригодности

В соответствии с частью 3 статьи 63 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2012, № 26, ст. 3442, 3446; 2013, № 27, ст. 3459, 3477; № 30, ст. 4038; № 39, ст. 4883; № 48, ст. 6165; № 52, ст. 6951; 2014, № 23, ст. 2930; № 30, ст. 4106, 4244, 4247, 4257; № 43, ст. 5798; № 49, ст. 6927, 6928; 2015, № 1, ст. 72, 85; № 10, ст. 1403, 1425; № 14, ст. 2018; № 27, ст. 3951; № 29, ст. 4339, 4356, 4359, 4397; № 51, ст. 7245; 2016, № 1, ст. 9, 28), подпунктом 5.2.81 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3526; 2013, № 16, ст. 1970; № 20, ст. 2477; № 22, ст. 2812; № 33, ст. 4386; № 45, ст. 5822; 2014, № 12, ст. 1296; № 26, ст. 3577; № 30, ст. 4307; № 37, ст. 4969; 2015, № 2, ст. 491; № 12, ст. 1763; № 23, ст. 3333; 2016, № 2, ст. 325), приказываю:

Утвердить:

Порядок проведения экспертизы профессиональной пригодности согласно ;

форму медицинского заключения о пригодности или непригодности к выполнению отдельных работ согласно .

Министр В.И. Скворцова

5. Председателем врачебной комиссии назначается руководитель медицинской организации (заместитель руководителя медицинской организации, руководитель структурного подразделения медицинской организации), соответствующий Квалификационным требованиям к медицинским фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 707н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 октября 2015 г., регистрационный № 39438) по специальности «профпатология».

6. Для проведения экспертизы профессиональной пригодности работник представляет в медицинскую организацию:

документ, удостоверяющий личность;

направление, выданное медицинской организацией, проводившей обязательный медицинский осмотр, в ходе которого выявлены медицинские противопоказания к осуществлению отдельных видов работ;

медицинское заключение по результатам обязательного медицинского осмотра, выданное работнику.

7. Врачебная комиссия в течение 10 рабочих дней со дня поступления в медицинскую организацию документов, указанных в настоящего Порядка, рассматривает данные документы.

8. Врачебная комиссия медицинской организации на основании результатов обязательного медицинского осмотра выносит одно из следующих решений о признании работника:

пригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов работ;

временно непригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов работ;

постоянно непригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов работ.

В случае вынесения решения о временной непригодности по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов работ указывается обоснование данного решения и сроки временной непригодности с рекомендациями о проведении дополнительных исследований (лабораторных, инструментальных исследований) и (или) соответствующего лечения.

Окончательное решение выносится комиссией после представления результатов проведенных исследований и (или) лечения.

9. Решение врачебной комиссии оформляется в виде протокола.

10. В случае невозможности на основании документов, указанных в настоящего Порядка, определить соответствие состояния здоровья работника возможности выполнения им отдельных видов работ, врачебная комиссия выносит решение о назначении проведения в отношении работника осмотров врачами-специалистами (исследований).

11. В случае если при проведении экспертизы профессиональной пригодности врачебной комиссией назначено проведение осмотров врачами-специалистами (исследований), время проведения которых превышает срок, указанный в настоящего Порядка, срок проведения экспертизы профессиональной пригодности продлевается до получения результатов этих осмотров (исследований), но не более чем на 30 рабочих дней.

Данное решение врачебной комиссии, содержащее мотивированное обоснование, отражается в протоколе врачебной комиссии.

12. На основании протокола врачебной комиссии уполномоченный руководителем медицинской организации медицинский работник оформляет медицинское заключение о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ (далее - Медицинское заключение) по форме, предусмотренной к настоящему приказу.

13. Медицинское заключение оформляется в течение 3 рабочих дней со дня вынесения одного из решений врачебной комиссии, указанных в настоящего Порядка.

14. Медицинское заключение оформляется в двух экземплярах, один из которых:

выдается работнику для предъявления работодателю, о чем работник расписывается в журнале регистрации Медицинских заключений;

вклеивается в медицинскую документацию работника, оформленную в медицинской организации, и хранится в течение 50 лет.

_____________________________

* Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 17, ст. 1965; № 37, ст. 5002; 2013, № 3, ст. 207; № 16, ст. 1970).

** Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июня 2012 г., регистрационный № 24516) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 декабря 2013 г. № 886н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 декабря 2013 г., регистрационный № 30714).

(наименование медицинской организации, адрес, код ОГРН)

Медицинское заключение

о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ

от «___» __________ 20___ г. № ______

Фамилия, имя, отчество (при наличии) ____________________________________

Дата рождения: число _______ месяц __________ год _______________________

Место регистрации:

субъект Российской Федерации ____________________________________________

район ___________________________________________________________________

город _______________________ населенный пункт __________________________

улица ______________ дом _____ корпус (строение) _____ квартира _________

Наименование работодателя: ______________________________________________

_________________________________________________________________________

Наименование структурного подразделения работодателя, должности

(профессии) или вида работы _____________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Виды работ, к которым выявлены медицинские противопоказания _____________

_________________________________________________________________________

Заключение врачебной комиссии (нужное подчеркнуть):

1. Работник признан пригодным по состоянию здоровья к выполнению

отдельных видов работ.

2. Работник признан временно непригодным по состоянию здоровья

к отдельным видам работ.

3. Работник признан постоянно непригодным по состоянию здоровья

к отдельным видам работ.

Председатель врачебной комиссии

Члены врачебной комиссии:

__________________ ________________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

__________________ ________________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

__________________ ________________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

__________________ ________________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Обзор документа

Регламентирован порядок проведения экспертизы профессиональной пригодности.

Такая экспертиза проводится в отношении работников (лиц, поступающих на работу), у которых при проведении обязательного медицинского осмотра выявлены медицинские противопоказания к выполнению отдельных видов работ. Цель экспертизы - определить, может ли работник по своему состоянию здоровья выполнять отдельные виды работ.

Экспертиза профпригодности проводится по результатам предварительных и периодических медосмотров в медорганизации, имеющей соответствующую лицензию. Для проведения экспертизы в медорганизации формируется постоянно действующая врачебная комиссия.

Работник для проведения экспертизы представляет удостоверение личности, направление и медзаключение по результатам обязательного медосмотра. При необходимости комиссия может назначить проведение в отношении работника осмотров врачами-специалистами (исследований).

Комиссия может признать работника пригодным, временно или постоянно непригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов работ. При вынесении решения о временной непригодности даются рекомендации о проведении дополнительных исследований и (или) соответствующего лечения, по результатам которых принимается окончательное решение.

Установлена форма медицинского заключения о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ. Один экземпляр заключения выдается работнику для предъявления работодателю, второй вклеивается в медицинскую документацию работника и хранится в течение 50 лет.

Е.Ю. Забрамная, юрист, к. ю. н.

Аттестуем работников на профпригодность

Как это правильно сделать, чтобы потом результаты аттестации не оспорили

Рассказываем руководителю

Аттестацию стоит провести, если в компании планируется сокращение и нужно понять, кого из сотрудников оставлять на работе, а кого переводить или увольнять (то есть кто более квалифицирован, а кто менее)ст. 179 ТК РФ . Даже если это и так очевидно, работодателю не помешают соответствующие доказательства на случай, если сокращенный работник обжалует увольнение в суде.

Нередко причиной проведения аттестации персонала становится желание уволить сотрудника, который работает из рук вон плохо, но при этом не хочет переводиться на другую, менее квалифицированную работу и сам из компании не уходит. Но иногда аттестацию работников проводят, чтобы разобраться, что мешает подчиненным эффективно работать, какие им нужны тренинги, курсы повышения квалификации и т. п.

По каким бы причинам у вас ни организовывалась эта процедура, если в компании нет юриста и кадровика, то оформление документов могут поручить бухгалтеру.

Мы расскажем, что нужно учесть, чтобы грамотно организовать аттестацию и правильно оформить кадровые решения по ее итогам. А в рубрике вы найдете образцы необходимых документов.

Первым делом - положение об аттестации

Предупреждаем руководителя

Если уволить работника по итогам какой-то другой проверки, нежели аттестация , то через суд он может восстановиться на работеОпределение Верховного суда РФ от 04.06.2004 № 5-В03-82 ; . Кроме того, компанию обяжут оплатить ему период вынужденного прогула и, возможно, компенсировать моральный вредст. 394 , ст. 237 ТК РФ .

Если у вас обычная коммерческая организация, то порядок аттестации ваших сотрудников не урегулирован каким-либо специальным законом или подзаконным нормативным актом (как, например, у госслужащих, сотрудников Противопожарной службы МЧС РоссииПриказ МЧС России от 16.01.2003 № 20 или организаций, поднадзорных РостехнадзоруПриказ Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37 ). Это не означает, что провести аттестацию нельзя. Просто вам нужно принять свой локальный нормативный акт - положение об аттестации работниковст. 8 ТК РФ , ст. 81 ТК РФ . Без него принимать какие-то решения по ее итогам, в том числе об увольнении сотрудников, нельзяп. 3 ч. 1 , ч. 2 ст. 81 ТК РФ ; .

Помните, аттестация - это единственная процедура , позволяющая уволить работника по причине несоответствия занимаемой должностип. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ . Никакие другие проверки знаний и квалификации ее не заменят. И никакой другой орган, кроме аттестационной комиссии, не может признать работника «профнепригодным»Определение Судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 10.12.2002 № 33-2069 .

Из авторитетных источников

Начальник Правового управления Федеральной службы по труду и занятости

“ Порядок проведения аттестации работников устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работниковч. 2 ст. 81 ТК РФ .

Необходимость такого порядка применительно к работникам, в отношении которых отсутствуют специальные нормативные правовые акты по прохождению аттестации, существует, если работодатель ставит (планирует ставить) вопрос об увольнении работников в связи с несоответствием их занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификациип. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ ” .

Что же нужно учесть при разработке локального положения об аттестации?

Упомянутое советское Положение можно найти: раздел «Законодательство» системы КонсультантПлюс (информационный банк «Версия Проф»)

Разрабатывая локальное положение об аттестации, возьмите за основу старое советское Положение о порядке проведения аттестацииПоложение о порядке проведения аттестации... утв. Постановлением ГКНТ СССР № 470, Госкомтруда СССР № 267 от 05.10.73 (далее - советское Положение) . Несмотря на древность этого документа, он не отменен. А значит, действует в части, не противоречащей ТК РФст. 423 ТК РФ . Такого же мнения придерживаются и суды ; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 10.12.2002 № 33-2069 .

Не прописывайте в локальном положении об аттестации правила, которые ухудшат положение ваших сотрудников по сравнению с советским Положениемст. 8 ТК РФ . Если вы их пропишете и кто-то из работников не пройдет аттестацию по таким правилам и будет уволен, то суд, скорее всего, его восстановитОпределение Московского областного суда от 01.06.2010 № 33-8370 .

С учетом сказанного отразите в локальном акте об аттестации следующие моменты.

Круг аттестуемых работников

Учитывайте, что очередную аттестацию нельзя проводить в отношениип. 4 советского Положения ; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 10.12.2002 № 33-2069 :

  • беременных женщин;
  • женщин, имеющих детей в возрасте до года;
  • работников, проработавших в занимаемой должности менее 1 года.

Плюс помните, что наряду с беременными женщинами нельзя уволить по отрицательным итогам аттестации еще целую группу лиц с семейными обязанностями, но уже согласно ТК РФст. 261 ТК РФ :

  • женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет;
  • одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), и других лиц, воспитывающих таких детей без матери.

Периодичность проведения аттестации

По советскому Положению аттестацию можно проводить не чаще одного раза в 3 или 5 лет, а если это аттестация руководящих работников - раз в 2 годапункт 4 , п. 15 советского Положения . Если вы отступите от этого правила, то суд может расценить это как ухудшение положения работника по сравнению с трудовым законодательствомст. 8 ТК РФ . И если работника уволят по итогам слишком частой аттестации (например, ежегодной), то в случае трудового спора это может стать одним из оснований его восстановления на работе судомОпределение Московского областного суда от 01.06.2010 № 33-8370 .

Обратите внимание: советское Положение регулирует проведение только очередной аттестации, но ничего не говорит о внеочередной. Но если вы закрепите в локальном акте обязанность работников проходить в определенных случаях внеочередную аттестацию, то это не должно расцениваться как ухудшение их положения по сравнению с законом. Кстати, нормы о внеплановой аттестации сплошь и рядом прописываются в отдельных нормативных правовых актах об аттестации отдельных категорий работниковп. 4.1 Положения об аттестации работников органов и учреждений Прокуратуры Российской Федерации, утв. Приказом Генпрокуратуры РФ от 30.10.98 № 74 ; п. 6 Основных положений аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.11.97 № 1479 .

Правомерность закрепления в локальном положении норм о внеочередной аттестации нам подтвердили и в Роструде.

Из авторитетных источников

“ Положение о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связиутв. Постановлением ГКНТ СССР № 470, Госкомтруда СССР № 267 от 05.10.73 , другие акты бывшего СССР по данному вопросу могут быть использованы в качестве рекомендаций при разработке в организации локального нормативного акта, регламентирующего вопросы аттестации.

При этом наличие в локальном акте, регламентирующем вопросы проведения аттестации у конкретного работодателя, положения о возможности проведения внеочередной аттестации в определенных случаях (например, при переходе на вышестоящую должность) не вступает в противоречие с действующим законодательством” .

Роструд

Итак, пропишите, в каких случаях может проводиться внеочередная аттестация. Как минимум укажите, что она проводится по решению руководства после принятия решения о сокращении численности или штата работников, а также при наличии существенных упущений в работе отдельных сотрудниковРешение Верховного суда РФ от 15.02.2001 № ГКПИ00-1464 .

Форму приказа о проведении аттестации и форму графика проведения аттестации см.:

Сроки и график проведения аттестации утверждает руководитель. Их нужно довести до сведения аттестуемых работников не позднее чем за месяц до начала аттестациип. 4 советского Положения . Поэтому если вы заблаговременно не известите работников о предстоящей аттестации, то суд может расценить это как нарушениеОпределение Московского областного суда от 01.06.2010 № 33-8370 .

Помните, что вам нужно иметь доказательство, подтверждающее факт уведомления работника о предстоящей аттестации.

Порядок проведения аттестации

Пропишите в локальном положении об аттестации подробный порядок ее проведения. В том числе укажите, в какой форме она проводится (в устной или в письменной - путем выполнения теста и др.).

Формируем аттестационную комиссию

Руководитель своим приказом формирует комиссию из числа руководящих работников и высококвалифицированных специалистов. В ее состав входятп. 5 советского Положения ; ст. 82 ТК РФ :

  • председатель;
  • секретарь;
  • члены комиссии;
  • представитель профсоюза (если он у вас есть).

Пофамильный состав аттестационной комиссии можно утвердить и приказом о проведении аттестации.

В положении об аттестации не забудьте прописать, какие решения принимает аттестационная комиссияп. 7 советского Положения :

  • <или> о соответствии работника занимаемой должности;
  • <или> о соответствии работника занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций комиссии с повторной аттестацией через год;
  • <или> о несоответствии работника занимаемой должности.

Результаты аттестации должны объявляться аттестуемому работнику непосредственно после подведения итогов голосования.

В проведении аттестации и голосовании (в отсутствие работника) должно участвовать не менее 2/3 числа членов утвержденного состава аттестационной комиссии. Результаты голосования должны определяться большинством голосов, а при равенстве голосов в оценке деятельности аттестуемого работника он должен признаваться соответствующим занимаемой должностип. 8 советского Положения .

Вместе с локальным актом об аттестации утвердите форму аттестационного листа, куда аттестационная комиссия будет заносить выводы об аттестации (или неаттестации) работникап. 9 советского Положения . Аттестационный лист нужно будет заполнить в ходе аттестации в двух экземплярах, и один экземпляр выдать работнику.

Форму аттестационного листа см.:

Второй экземпляр аттестационного листа вместе с отзывом на работника нужно будет хранить в его личном деле.

Кроме того, во время аттестации секретарь аттестационной комиссии должен вести в свободной форме протокол ее заседания. В протокол также должны быть занесены результаты голосованияп. 8 советского Положения .

Предупреждаем руководителя

Работников нужно ознакомить с локальным положением об аттестации под росписьст. 22 ТК РФ . Если этого не сделать, то увольнение работника по результатам аттестации будет признано незаконнымОпределение Московского городского суда от 30.03.2011 № 33-8582 .

Если в компании есть профсоюз, то не забудьте учесть его мнение перед тем, как утверждать ваше локальное положение об аттестациист. 8 ТК РФ , ч. 2 ст. 81 ТК РФ , ст. 372 ТК РФ ; п. 31 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2 ; Определение Московского областного суда от 01.06.2010 № 33-8370 . Иначе в случае жалобы профсоюза или работников в трудинспекцию компанию и ее руководство могут оштрафоватьст. 5.27 КоАП РФ . Если же в такой ситуации кого-то уволят по итогам аттестации, то при обращении уволенного в суд его восстановят на работест. 394 ТК РФ .

После утверждения руководством локального положения об аттестации ознакомьте с ним работников компании. Сроки такого ознакомления лучше прописать в заключительных положениях об аттестации. А сотрудников, принимаемых на работу уже после введения положения об аттестации, знакомьте с ним при приеме на работуст. 68 ТК РФ .

Перед аттестацией

На каждого аттестуемого работника его непосредственный руководитель должен заблаговременно составить письменный отзыв (характеристику)п. 6 советского Положения . В отзыве должны быть отражены характеристика производственной деятельности работника, квалификация, соблюдение им трудовой дисциплины. Лучше сразу утвердить локальным положением об аттестации форму отзыва.

Форму отзыва см.:

Отзыв должен представляться в аттестационную комиссию не позднее чем за 2 недели до аттестациип. 6 советского Положения . Иначе при оспаривании увольнения суд может посчитать, что у комиссии до заседания не было объективной информации о работнике и показателях его работы. Это наряду с другими нарушениями, допущенными работодателем при проведении аттестации, может стать причиной для восстановления на работе сотрудника, уволенного по результатам такой аттестацииОпределение Московского областного суда от 01.06.2010 № 33-8370 .

Сам работник также должен быть не позднее чем за неделю до аттестации ознакомлен с представленным на него отзывомп. 6 советского Положения .

Уже на заседании аттестационная комиссия заслушивает сообщение аттестуемого работника о его работе. Если же работник не явится на заседание без уважительных причин, то комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствиеп. 7 советского Положения . Это стоит дополнительно закрепить в локальном акте об аттестации.

А вот прописывать в локальном положении правило о том, что если работник не является на аттестацию без уважительных причин или отказывается ее проходить, то он признается неаттестованным, Роструд не советует.

Из авторитетных источников

“ Трудовой кодекс предусматривает в качестве основания прекращения трудового договора по инициативе работодателя несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестациип. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ . Увольнение работника по данному основанию допустимо, если несоответствие работника занимаемой должности вследствие его недостаточной квалификации подтверждено именно результатами аттестации.

Таким образом, Трудовым кодексом увольнение работника по указанному основанию без проведения аттестации не предусмотрено.

Факт неявки на аттестацию или отказ работника от ее прохождения не тождественен факту получения отрицательного результата при аттестации. Включение подобных положений в локальный нормативный акт, регламентирующий вопросы проведения аттестации” .

Роструд

Оформляем решения руководства по итогам аттестации

Заполненные комиссией аттестационные листы на сотрудников нужно передать руководителю компании для принятия кадровых решений.

Внимание

Если аттестационная комиссия пришла к выводу о соответствии работника занимаемой должности или выполняемой работе, то уволить его как не соответствующего должности нельзяп. 31 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2 .

Не забудьте занести результаты аттестации работников в раздел IV личной карточки по форме № Т-2.

Если в аттестационном листе содержится вывод комиссии о несоответствии работника занимаемой должности и руководитель не хочет оставлять его в этой должности, то поступаем так.

ШАГ 1. Предлагаем работнику перевод на другую работу (соответствующую квалификации или требующую более низкой квалификациист. 81 ТК РФ ).

Обращаем внимание, что обязанности предлагать работнику временно свободные должности (например, занятые лицами, находящимися в отпуске по уходу за ребенком) у работодателя нет. Такие должности не считаются вакантными, что подтверждают и судыОпределение Московского городского суда от 19.08.2010 № 33-26128 .

ШАГ 2. В зависимости от решения работника:

  • <или> при его согласии на перевод оформляем дополнительное соглашение к его трудовому договору и издаем приказ о переводе по унифицированной форме № Т-5утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 ;
  • <или> при его отказе от перевода получаем такой отказ письменно и оформляем увольнение. Для этого издаем приказ о расторжении трудового договора по унифицированной форме № Т-8утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 .

Предупреждаем руководителя

Все кадровые решения в отношении работника (как о переводе, так и об увольнении) могут быть приняты только в течение 2 месяцев со дня аттестациип. 12 советского Положения .

При отсутствии в компании подходящих вакансий можно сразу же готовить документы на увольнение работникап. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ .

Учитывайте, что увольнять работника по результатам аттестации в период его временной нетрудоспособности или нахождения в отпуске нельзяст. 81 ТК РФ . Но если вы сначала оформили приказ об увольнении работника, а работник в тот же день взял больничный, то отменять приказ об увольнении не нужно. В этом случае компания обязана только оплатить уже бывшему работнику период временной нетрудоспособностич. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» ; Определение Московского областного суда от 01.06.2010 № 33-8370 .

Не забудьте сделать записи о переводах и увольнениях работников в их трудовых книжкахп. 4 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 и в личных карточках работников по форме № Т-2утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 .

В случае увольнения работника запись в его трудовой книжке должна выглядеть так.

Можно также написать: «Уволен в связи с несоответствием занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, пункт 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации»п. 5.2 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69 .

Выходное пособие работнику при увольнении платить не надо (если только иное не предусмотрено в коллективном договоре компании, локальном нормативном акте или в трудовом договоре).

Многие не хотят заморачиваться с аттестацией, считая это дело чересчур хлопотным и трудоемким. Но если подойти к этому вопросу грамотно, то окажется, что организовать и провести аттестацию не сложнее, чем любую другую оптимизационную процедуру в компании, например сокращение.

Законодательство

Осеннее заседание Государственной Думы станет площадкой для рассмотрения сразу нескольких законов, касающихся грузовых перевозок в России. В частности, планируется рассмотреть новый закон, который будет регулировать деятельность грузового тяжелого транспорта, а также закон о профпригодности водителей, которые работают на автобусах и грузовиках.

Депутаты намерены внести на рассмотрение проект закона о регулировании деятельности компаний имеющие грузовой автотранспорт и ответственность обладателей автомобильных предприятий за выпуск на линию неисправной техники или неквалифицированных водителей.

Также в Госдуму будет внесен законопроект о профпригодности водителей, занимающихся заказными грузовыми и пассажирскими перевозками. АКТ обяжет профессиональных водителей подкреплять свою квалификацию раз в пять лет.
Кроме того, депутаты намерены проанализировать действующее автомобильное законодательство и поразмыслить, какие еще изменения можно внести, чтобы избежать аварий, аналогичных подольской.

Документ имеет довольно большой объем, поскольку в нем прописаны все тонкости ме-дицинс-ко-го конт-ро-ля за во-дите-лями. Законопроект определяет, кто и как может про-водить ме-дос-мотр, с ка-кой пе-ри-одич-ностью его долж-ны про-ходить во-дите-ли, и, конечно же, ус-ло-вия, при ко-то-рых во-ди-тель мо-жет быть не до-пу-щен к ру-лю.

Таким образом, каждая транспортная компания должна будет провести внеочередной медосмотр своих водителей. Итак, начнем с более приятного. По действующему законодательству все водители обязаны проходить ме-дос-мотр и по-лучать справ-ку о его про-хож-де-нии раз в три го-да. В новом законопроекте предлагается увеличить срок обязательных медицинских освидетельствований до пяти лет. Правда, в документе, как и прежде, отсутствуют механизмы конт-ро-ля за про-хож-де-ни-ем та-ко-го ме-дос-мот-ра. Ведь на практике медсправка проверяется только при вы-даче или об-ме-не во-дитель-ских удос-то-вере-ний, то есть получается раз в де-сять лет. Кроме того, предъявление медицинской справки необходимо при возв-ра-те прав пос-ле ли-шения. Таким образом, здесь для прос-тых во-дите-лей ни-че-го не из-ме-нит-ся.

Немного сложнее придется тем, кто во-дите-лем ра-бота-ет. Они должны будут про-ходить ме-дос-мотр раз в два го-да. Причем обязанность про-верять про-хож-де-ние это-го ос-мотра бу-дет возложена на ра-бото-дате-ля. Отметим также, что на-личие медсправ-ки будет про-верять-ся и при при-еме на ра-бо-ту.

Самые частые медосмотры ждут водителей, занятых в перевозках пассажиров или опас-ных гру-зов. Если сейчас врач осматривает их только пе-ред вы-пус-ком в рейс или на ли-нию, то с принятием нового закона, водители должны будут проходить и послерейсовый осмотр.

Напомним, что прак-ти-ка пос-ле-рей-со-вых ос-мотров су-щест-во-вала на ав-топредп-ри-ятиях во времена Со-ветс-ко-го со-юза. Но впоследствии от нее отказались. Надо сказать, что в пос-леднее вре-мя и пред-рей-со-вый ме-дос-мотр стал по большей части простой формальностью. Если на крупных транспортных предприятиях водителей перед рейсом действительно осматривали врачи, то частные мелкие перевозчики зачастую лишь отписывались о его проведении. В ре-зуль-та-те этого, нет-резвые во-дите-ли марш-рут-ных так-си ста-ли обы-ден-ным яв-ле-ни-ем. Однако от пьянства за рулем не может уберечь и предрейсовый осмотр, так как водитель может поз-во-лить себе при-нять что-ни-будь то-низи-ру-ющее уже на марш-ру-те. Именно для того, что-бы иск-лю-чить та-кую воз-мож-ность, и вво-дит-ся пос-ле-рей-со-вый ме-дос-мотр.

Законопроект прописывает также и штрафные санкции за на-руше-ние по-ряд-ка про-веде-ния ме-дос-мотров. Для должностных лиц предусмотрен штраф в размере от 2 до 3 ты-сяч руб-лей, для юридических лиц - от 30 до 50 тысяч рублей.

Кроме того, в соответствии с документом, пра-витель-ство долж-но будет под-го-товить пе-речень за-боле-ваний, на-личие ко-торых бу-дет «пре-пятс-тви-ем для бе-зопас-но-го уп-равле-ния транс-пор-тны-ми средс-тва-ми». Предполагается, что при ка-ких-то за-боле-вани-ях во-дите-лю вообще не раз-ре-шат са-дить-ся за руль, а при ка-ких-то лишь ог-ра-ничат его в пра-вах. Медицинские ограничения к управлению транспортом будут установлены в за-виси-мос-ти от ка-тего-рий. То есть для водителей лег-ко-вых будут од-ни тре-бова-ния, для водителей гру-зовиков - дру-гие. А вот те, кто планируют сидеть за рулем автобуса, должны иметь идеальное здо-ровье. Однако, учитывая то, что в России планируется вве-дение и под-ка-те-го-рий, то, вероятно, не стоит ожидать, что все эти ог-ра-ни-че-ния по-явят-ся в бли-жай-шее вре-мя.

В наступившем году нас ожидает ряд законодательных нововведений, к которым работодатели по привычке относятся с настороженностью и долей пессимизма. Речь идет о применении на практике системы профессиональных стандартов, которая активно формируется и обсуждается с 2012 года.

В соответствии со статьей 195.1 Трудового Кодекса РФ профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. В нем прописаны современные наименования должностей и профессий, трудовые функции, требования к образованию, практическому опыту работы, умениям, знаниям и личным качествам специалиста, необходимые допуски.

Федеральным законом № 122-ФЗ от 2 мая 2015 года окончательно утвержден и разъяснен порядок применения профстандартов. Применяться они будут при приеме на работу, аттестации сотрудников, формировании кадровой политики предприятия, разработке должностных инструкций и системы оплаты труда. Для всех физических и юридических лиц, выступающих в роли работодателей, независимо от их организационно-правовой формы, обязательно использование утвержденных профстандартов и уровней квалификации. Ответственность за неприменение работодателем профессиональных стандартов предусмотрена статьей 5.27 КоАП.

Не секрет, что устаревшая система квалификационных справочников давно не отвечает запросам промышленности, за которыми также едва поспевает система подготовки кадров. В ходе разработки новых профессиональных стандартов также часто возникали разногласия среди представителей предприятий, образования и ответственных государственных структур. Это объясняет появление проектов профстандартов, спорных по содержанию и не однозначных в применении.

Однако, Трудовой кодекс РФ (абзац 2 статьи 195.3) дает право самостоятельно формулировать квалификационные требования к работнику , используя профстандарт как основу, к примеру, взяв из него наименование должности и содержание трудовой функции. Это дает возможность в инициативном порядке формировать собственные профстандарты, востребованные производственной программой предприятия.

Виталий Явельский, генеральный директор АО «Карачевский завод «Электродеталь»» (ГК «РОСТЕХ): «Мы видим пользу для себя в стандартизации тех навыков и компетенций, тех трудовых профилей специалистов, которые нужны именно нашему производству. С этих позиций, для нас сейчас актуально внедрение методик, позволяющих формировать собственные профстандарты, которые мы сможем затем оценивать, развивать и транслировать в образовательные программы. С этой целью при заводе мы проектируем собственный Центр Оценки Квалификации, который станет профессионально-экспертной платформой для повышения эффективности производства и развития человеческого капитала предприятия».

Основные требования к ЦОК утверждены решением Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (протокол от 20 мая 2015 года № 10), согласно которому Центр оценки квалификаций (ЦОК) – это юридическое лицо в форме некоммерческой организации или его структурное подразделение, прошедшее отбор советом по профессиональным квалификациям и наделенное полномочиями для проведения независимой оценки квалификации. По замыслу законодателей именно в ЦОК работодатель сможет определить уровень квалификации своих сотрудников. Для этого особый акцент ставится на обязательной независимости такой оценки. Итогом оценки становится выдача специального документа - свидетельства о профессиональной квалификации, удостоверяющий профессиональную квалификацию соискателя, подтвержденную в ходе профессионального экзамена. Профессиональный экзамен – это форма независимой оценки квалификации, в ходе которой соискатель подтверждает свою профессиональную квалификацию, а Центр Оценки Квалификации оценивает ее соответствие положениям профессионального стандарта. Именно от качества оценочного материала, независимости экспертов, принимающих экзамен, и прозрачности правил сдачи зависит, приживется ли новая система; станет ли она эффективным инструментом развития или очередным обременением для бизнеса.

В мировой практике накоплен огромный опыт по проведению подобных оценочных и сертификационных мероприятий. Одной из актуальнейших методик является WorldSkills, которую использует популярное международное движение в своих соревнованиях.

Павел Черных, основатель движения WorldSkills в России , директор по развитию Центра навыков и компетенций SkillsCenter: «Для формирования оценочного материала, процедуры и организации тестирования согласно методике WorldSkills, а также для их актуализации требуется, в первую очередь, формирование профессионального сообщества экспертов по профессиям. Это гарантирует независимость оценки и качество оценочных материалов. Далее нужно создать механизм актуализации процедур и инструментов оценки квалификации от экспертных профессиональных сообществ и регулярно проводить анализ содержания и итогов оценки квалификации с учетом развития технологий и оборудования, научно-технического прогресса с целью регулярной актуализации профессиональных стандартов.»

Таким образом, одной из успешных методик, которую можно заложить в основу функционирования ЦОК, является WorldSkills. Помимо качества оценки, существует ряд дополнительных эффектов, распространяемых на аудитории, не вовлеченные в деятельность обычных Центров. Это, в первую очередь, работа с молодежью и наглядная профориентация. Это международный обмен опытом и знаниями с ведущими предприятиями отрасли. Это современное оснащение передовым оборудованием и инструментарием от проверенных поставщиков, также вовлеченных в профессиональное сообщество такого ЦОК. Таким образом, складывается модель так называемого SMART ЦОК , в котором оценка квалификации используется шире, являясь по сути мощнейшим инструментом развития компетенций, популяризации профессиональных практик и опыта, оперативного продвижения новых технологий на российские предприятия.

(Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 16.11.2016 N 1204 "Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена")

Летом 2016 года был принят Федеральный закон от 03.07.2016 N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" (далее - Закон N 238-ФЗ), положения которого начинают действовать 1 января 2017 года (ст. 12 этого Закона). Закон стал очередным в череде документов, принятых с целью проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.

Независимая оценка квалификации - это процедура, в результате прохождения которой лицо, претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности (соискатель), подтверждает соответствие квалификации положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п. 3 ст. 2 Закона N 238-ФЗ).

Независимую оценку квалификации в форме профессионального экзамена проводят центры оценки квалификаций по Правилам, утвержденным комментируемым Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 N 1204 "Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена" (далее - Правила).

Правила определяют:

Перечень размещаемых в сети Интернет и необходимых для независимой оценки квалификации сведений и документов;

Процедуру оплаты услуг по проведению профессионального экзамена;

Состав комплекта документов, представляемого соискателем или его представителем, для прохождения профессионального экзамена;

Порядок приема документов для экзамена и осуществления информирования соискателя или законного представителя о результатах рассмотрения заявления и комплекта документов;

Порядок проведения профэкзамена, сроки оформления его результатов, сроки выдачи свидетельства о квалификации.

Об истории независимой оценки квалификации

Начало процессу независимой оценки квалификации положил Федеральный закон от 03.12.2012 N 236-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании". Этот документ дополнил ТК РФ статьей 195.1 "Понятия квалификации работника, профессионального стандарта". Понятиям, указанным в этой статье, даны следующие определения:

- квалификация работника - это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта его работы;

- профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Закон N 236-ФЗ внес дополнение и в статью 57 ТК РФ, установив необходимость применения профстандартов в отношении тех должностей, профессий и специальностей, выполнение работ по которым связано с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений. В трудовых договорах (контрактах) с работниками наименования таких должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

К примеру, статья 330.2 ТК РФ устанавливает особенности приема лиц на подземные работы. Такие лица не должны иметь медицинские противопоказания к указанным работам и должны удовлетворять соответствующим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Согласно спискам производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (утв. Постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 N 10), ряд "подземных" профессий дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665. Одной из таких профессий является оператор по подземному ремонту скважин.

Как следует из части 2 статьи 330.2 ТК РФ, работодатель осуществляет проверку соответствия знаний и умений лица, принимаемого на подземные работы, соответствующим квалификационным требованиям в порядке, устанавливаемом Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Постановлением Правительства РФ от 24.05.2012 N 506 были утверждены Правила проверки соответствия квалификационным требованиям знаний и умений лица, принимаемого на подземные работы. А позднее Приказом Минтруда России от 19.05.2015 N 303н утвержден профессиональный стандарт "Оператор по подземному ремонту скважин".

Стало быть, при заключении трудового договора с лицом, принимаемым оператором по подземному ремонту скважин, должны выполняться требования статьи 330.2 ТК РФ, в том числе на соответствие профстандарту.

После внесения поправок в ТК РФ разработку профстандартов поручили Минтруду России. Это министерство утверждает методические рекомендации по разработке профстандартов, их макеты и уровни квалификаций. Так, для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников применяются девять уровней квалификации. Они утверждены Приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов".

Каждый уровень описывает четыре показателя:

Полномочия и ответственность;

Характер умений;

Характер знаний;

Основные пути достижения уровня квалификации.

Единые требования к квалификации, установленные соответствующим уровнем, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

Спустя два с лишним года после принятия Закона N 236-ФЗ был принят Федеральный закон от 02.05.2015 N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Он дополнил ТК РФ двумя статьями - 195.2 и 195.3.

Первая из указанных статей регулирует порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а вторая - порядок применения профстандартов работодателями.

Статьей 4 Закона N 122-ФЗ Правительству РФ дано право устанавливать (с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений) особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности. Эта норма начала действовать 1 июля 2016 года.

Ставя цель активизировать деятельность государственных и муниципальных учреждений, государственных компаний и корпораций по внедрению профессиональных стандартов, законодатель полагал, что это позволит повысить эффективность и качество оказания государственных (муниципальных) услуг и выполнения работ указанными организациями.

Наконец, в середине 2016 года был принят Закон N 238-ФЗ.

Этот Закон помимо прочего вменил в обязанности Минтруду России утверждать:

Примерное положение о совете по профессиональным квалификациям;

Требования к центрам оценки квалификаций;

Форму бланка свидетельства о квалификации;

Положение об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации;

Положения о проведении профессионального экзамена и о разработке оценочных средств для проведения профессиональных экзаменов;

Порядок формирования и ведения реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации.

Эти документы позволят обеспечить единый подход в работе советов, центров оценки квалификаций.

Помимо указанных структур перечисленные документы будут интересны и другим участникам системы независимой оценки квалификаций, в частности работодателям, работникам и соискателям.

Правила проведения независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 238-ФЗ независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке, установленном Постановлением N 1204.

Минтруд России подготовил проект приказа об утверждении положения, которым будут определены требования к центрам и порядок отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий (http://regulation.gov.ru/projects#npa=50247).

Типовые требования к центру оценки квалификаций утверждены решением Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (протокол от 20.05.2015 N 10). Полномочия специализированного центра могут быть у юридического лица, не являющегося образовательной организацией и не учрежденного ею (п. 4.1.1 типовых требований).

Центр может проводить экзамен:

Либо по инициативе самого соискателя (гражданина) и за его счет, а также за счет средств иных граждан и (или) юридических лиц;

Либо по направлению работодателя и за счет его средств в порядке, установленном трудовым законодательством.

Правила (п. 4) предписывают центрам оценки квалификаций и советам по профессиональным квалификациям с 1 января 2017 года в информационных целях размещать на своих сайтах в Интернете следующие сведения и документы:

Наименования квалификаций и требования к ним, предусмотренные профстандартами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

Сроки действия свидетельств о квалификации по соответствующим квалификациям;

Перечень документов, необходимых для прохождения профэкзамена по соответствующим квалификациям;

Комплекс заданий, входящих в состав оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации;

Почтовые адреса, адреса электронной почты, адреса официальных сайтов центра оценки квалификаций и совета по профессиональным квалификациям в сети Интернет;

Адреса мест проведения профэкзамена;

Образец заявления соискателя о проведении профессионального экзамена;

Правила, утвержденные Постановлением N 1204.

Чтобы сдать профэкзамен, соискатель лично или через законного представителя должен представить в центр оценки квалификаций комплект документов, включающий в себя:

- заявление о проведении профессионального экзамена с указанием квалификации, по которой он хочет пройти профессиональный экзамен, при этом в заявлении соискателем дается согласие на обработку его персональных данных, содержащихся в заявлении, а также в документах и материалах, прилагаемых к нему. Проект приказа с образцом заявления уже разработан Минтрудом России и размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (http://regulation.gov.ru/projects) под автоматически присвоенным системой номером 02/08/06-16/00050245;

- копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность соискателя;

- иные документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре сведений для проведения независимой оценки квалификации.

Центры будут проводить экзамены на профпригодность на платной основе в соответствии с заключенными договорами о возмездном оказании услуг.

Как уже было отмечено ранее, если профэкзамен будет проводиться по инициативе гражданина (соискателя, работника), то оплатить его он может сам или за счет средств иных физических и (или) юридических лиц (например, родственников).

При проведении профэкзамена по направлению работодателя центр оценки квалификаций должен согласовать с ним дату, место и время проведения экзамена.

Центр должен принять и зарегистрировать комплект документов соискателя, рассмотреть их и проинформировать соискателя или законного представителя о результатах рассмотрения. После чего должны быть определены дата, место и время проведения профэкзамена. Если результат экзамена будет успешным, соискателю или его законному представителю в 30-дневный срок после прохождения профессионального экзамена должно быть выдано свидетельство о квалификации (п. 17 Правил). Свидетельство может быть выдано на руки лично соискателю или по заявлению направлено в его адрес через операторов почтовой связи общего пользования заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Успешно пройденным считается экзамен, по результатам которого соискателем достигнут результат, соответствующий критериям оценки, определенным оценочными средствами для проведения независимой оценки квалификации (п. 14 Правил).

Оценочные средства - это комплекс заданий, критериев оценки, используемых центрами оценки квалификаций при проведении профэкзамена (проект приказа Минтруда России об утверждении положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (http://regulation.gov.ru/projects) под автоматически присвоенным системой номером 02/08/06-16/00050252).

Оценочные средства будут содержать:

Информацию о структуре заданий для теоретического этапа профессионального экзамена (с количеством заданий и временем выполнения этого этапа), ключи к тестам (с правильными вариантами ответов и баллами, начисляемыми за верный ответ);

Варианты заданий для практического этапа профессионального экзамена:

на выполнение трудовых функций (трудовых действий) в реальных или модельных условиях (с указанием возможности использования оборудования (инвентаря), расходных материалов, литературы и других источников, информационно-коммуникационных технологий и других возможностей);

для оформления и защиты портфолио;

Критерии оценки (в том числе модельные ответы на типовые вопросы для собеседования).

В случае неудовлетворительной оценки будет выдано заключение о прохождении соискателем профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя. Отметим, что провал на профэкзамене - это еще не катастрофа. Да, работодатель может расторгнуть трудовой договор по своей инициативе в связи с несоответствием занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Но это основание требует соблюдения целого ряда условий (в частности, проведения аттестации), которые не связаны со вступлением в силу 1 июля 2016 года профстандартов. Это подтверждает и Минтруд России в Информации (п. 10) по вопросам применения профстандартов, направленной письмом от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253 для организации разъяснительной работы.

При рассмотрении Госдумой законопроекта, который приобрел силу Закона N 238-ФЗ, думский комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов высказывал опасения относительно того, что работодатель может воспользоваться отрицательными результатами независимой оценки квалификации работника для проведения аттестации (или в качестве критерия при аттестации) с целью его дальнейшего увольнения. Однако такое условие должно быть предусмотрено коллективным и (или) трудовым договором. А спонтанно направить работника на профэкзамен и воспользоваться его результатами работодатель не вправе. "Заваленный" профэкзамен - это скорее повод для направления работника на профессиональное обучение, курсы повышения квалификации.

Соискатель, не явившийся на профессиональный экзамен, допускается к прохождению профессионального экзамена в случаях и на условиях, которые предусмотрены договором (п. 13 Правил).

Результаты профессионального экзамена должны быть оформлены протоколом экспертной комиссии. Этот протокол с копиями документов соискателя и другими материалами экзамена центр должен будет направить в совет по профессиональным квалификациям. На это центру отведено 7 календарных дней после завершения профессионального экзамена.

В свою очередь, совет на основании протокола, копий комплектов документов соискателя, результатов тестирования, фото-, видеоматериалов и иных материалов экзамена должен проверить, обработать и признать результаты независимой оценки квалификации. Этот же орган принимает решение о выдаче соискателю или законному представителю центром оценки квалификаций свидетельства о квалификации или заключения о прохождении профессионального экзамена.

А информацию о свидетельствах и заключениях о прохождении профэкзамена совет должен будет направить в автономную некоммерческую организацию "Национальное агентство развития квалификаций" (НКО НАРК, официальный сайт www.nark.ru).

Это агентство определено базовым центром профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров (Распоряжение Правительства РФ от 29.09.2016 N 2042-р). Помимо организационной, методологической и консультационной поддержки работодателей это агентство обязано формировать и вести реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации. Агентство несет ответственность за достоверность и актуальность информации, содержащейся в реестре (ч. 2 ст. 10 Закона N 238-ФЗ).

Информацию о свидетельствах и заключениях о прохождении профэкзамена совет должен будет направить в НКО НАРК не позднее 14 календарных дней после завершения профэкзамена.

Договор возмездного оказания услуг по профоценке квалификации может содержать условие об информировании лица, за счет средств которого проводился профессиональный экзамен (работодатель, гражданин и (или) юридическое лицо), о результатах этого экзамена. В этом случае центр оценки квалификаций обязан направить такому лицу в электронном виде копию свидетельства о квалификации (в случае выдачи указанного свидетельства) или копию заключения о прохождении профессионального экзамена соискателем (в случае выдачи указанного заключения).

Гарантии и компенсации работникам, направляемым на профэкзамен

Одновременно с Законом N 238-ФЗ был принят еще один Федеральный закон от 03.07.2016 N 239-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации". Этот Закон внес изменения и дополнения в три статьи ТК РФ - 187, 196 и 197.

Внесенными в статью 187 ТК РФ поправками законодатель сохранил за направляемым на профэкзамен работником место работы (должность) и среднюю заработную плату по основному месту работы. А если для сдачи профэкзамена работнику придется отрываться от работы и ехать в другую местность, то работодатель обязан оплатить такому работнику и командировочные расходы. Эти расходы должны быть оплачены в порядке и размерах, предусмотренных для лиц, направляемых в служебные командировки. Изменения действуют с 1 января 2017 года.

Напомним, что перечень возмещаемых при командировке расходов установлен статьей 168 ТК РФ. В этот перечень входят:

Расходы по проезду;

Расходы по найму жилого помещения;

Дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);

Иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Наиболее вероятна ситуация, при которой экзамен на профпригодность продлится один день. Значит, работник сможет вернуться к своему месту жительства. В этом случае вряд ли у него будут расходы, связанные с наймом жилого помещения, и уж точно работодатель не станет выплачивать ему суточные. Запрет на такие выплаты содержит пункт 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749). Но если работник представит документы, подтверждающие расходы, вызванные необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы, и компенсация таких расходов предусмотрена коллективным и (или) трудовым договором, положением о командировках, то работодатель сможет компенсировать их, отразив в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Такой позиции придерживается Минфин России (например, Письмо от 10.10.2016 N 03-04-06/58957). Аналогичный вывод содержит Постановление АС Центрального округа от 10.02.2016 N Ф10-47/2016 по делу N А64-2400/2014.

Налоговые "поощрения"

- по налогу на прибыль

Еще одним Федеральным законом, от 03.07.2016 N 251-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации", внесены изменения в ряд статей части второй НК РФ.

Одна часть поправок дополнила перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, расходами на проведение независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам работников налогоплательщика. В частности, подпункт 23 пункта 1 статьи 264 НК РФ теперь устанавливает, что при расчете налога на прибыль организаций расходы работодателя на проведение независимой оценки квалификации работников, заключивших с ним трудовой договор, включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Правда, при условии, что оценка квалификации работников осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг.

Что же касается расходов на проведение независимой оценки квалификации лиц, претендующих на трудоустройство, но еще не заключивших с налогоплательщиком трудовой договор, на основании подпункта 23 пункта 1 статьи 264 НК РФ такие расходы принять будет нельзя.

Пример. По инициативе управляющей компании (УК) (работодателя) слесаря-ремонтника насосных установок 26 января 2017 года направили в районный центр оценки квалификаций для прохождения профессионального экзамена. Экзамен должен подтвердить соответствие квалификации работника положениям профессионального стандарта "Работник по техническому обслуживанию насосных или компрессорных установок инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства (в системах водо- и теплоснабжения)" (утв. Приказом Минтруда России от 21.12.2015 N 1070н). Экзамен проводился в соответствии с договором на оказание возмездных услуг центром для УК. Стоимость услуги составила (цифра условная) 5 900 руб., включая НДС 18% - 900 руб. Экзамен оплачен работником из средств, выданных под отчет в сумме 7 000 руб.

До центра оценки и обратно работник добирался на междугороднем автобусе. Экзамен проводился один день и был успешно пройден работником. По возвращении из районного центра работник на следующий день представил авансовый отчет о расходах на проезд до районного центра оценки квалификаций и обратно, а также документы, подтверждающие оказание услуги по проведению профэкзамена. Расходы на проезд подтверждены проездными документами на сумму 600 руб. без выделения НДС.

Данный факт хозяйственной жизни отражен в бухгалтерском учете УК следующими записями:

на дату выдачи средств под отчет:

Дебет 71 Кредит 50

7 000 руб. - выданы из кассы УК средства под отчет работнику;

на дату утверждения авансового отчета:

Дебет 20 Кредит 71

5 000 руб. - отражены расходы на оплату профэкзамена согласно акту оказанных услуг по договору возмездного оказания услуг;

Дебет 19 Кредит 71

900 руб. - отражен НДС согласно счету-фактуре центра оценки квалификаций;

Дебет 20 Кредит 71

600 руб. - отражены расходы работника на проезд в центр оценки квалификаций и обратно;

Дебет 50 Кредит 71

500 руб. - возвращена работником в кассу УК неизрасходованная сумма средств, выданных под отчет.

Заметим, что на рассматриваемые расходы, связанные с прохождением независимой оценки квалификации работниками, заключившими с налогоплательщиком трудовой договор, не распространяется норма, касающаяся включения в состав внереализационных доходов суммы платы за профэкзамен в случае прекращения трудового договора между работником и налогоплательщиком до истечения одного года с даты начала его действия.

Зато налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие расходы на прохождение работником независимой оценки квалификации, в течение всего срока действия договора оказания услуг и одного года работы физического лица, прохождение независимой оценки квалификации которого было оплачено налогоплательщиком в соответствии с заключенным трудовым договором. Срок хранения документов должен составлять не менее четырех лет с момента окончания года, в котором проходила независимая оценка квалификации работника.

- по УСН и ЕСХН

Получили право уменьшить полученные доходы на расходы, связанные с независимой оценкой квалификации, и налогоплательщики, использующие "упрощенку" (подп. 33 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в редакции п. 5 Закона N 251-ФЗ), и лица, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) (подп. 26 п. 2 ст. 346.5 НК РФ в редакции п. 4 Закона N 251-ФЗ).

- по НДФЛ

Тем же Законом N 251-ФЗ от обложения НДФЛ освободили доходы работников в виде платы за проведение независимой оценки их квалификации. Эта плата включена теперь в перечень доходов, не подлежащих налогообложению (п. 21.1), который содержит статья 217 НК РФ.

И еще в статье 219 НК РФ (подп. 6 п. 1) появился новый вид социального налогового вычета. Он предоставляется в сумме, фактически уплаченной в налоговом периоде налогоплательщиком за прохождение независимой оценки его квалификации на соответствие профессиональным стандартам. При этом максимальная величина общей суммы социальных налоговых вычетов осталась неизменной - 120 000 руб. (п. 2 ст. 219 НК РФ).



Просмотров