Экспресс-диагностика отношения к прошлому, настоящему и будущему. Отношение к прошлому. Что помнить полезно, а что – нет

В начале отношений влюбленные живут в иллюзии, будто они первые люди на земле, волшебным образом созданные друг для друга. Словно никакого прошлого у них нет и быть не может. Но отношения развиваются. И постепенно мы начинаем интересоваться, что и как происходило в жизни нашей «половины» до того, как мы с ней встретились. Мы расспрашиваем, выясняем подробности. И продолжаем настаивать, даже если ответы заставляют нас страдать. Острое любопытство к прошлому другого, огорчения по поводу былых любовных историй - что скрывается за ними?

В поисках ориентиров

«Я никак не могу остановиться: вновь и вновь расспрашиваю Андрея о его прежней жизни. Я хочу знать о нем все!» - признается 34-летняя Инга, которая вышла замуж три года назад. «Расспросы о прошлом продиктованы прежде всего естественным желанием лучше узнать другого человека, - комментирует семейный психотерапевт Александр Черников, - приблизиться к пониманию того, каков он на самом деле. И радоваться возможности ценить партнера, в том числе и за его непохожесть на нас».

Нам важно также понимать, что он пережил, какие совершил поступки, чем руководствовался, выбирая своих прежних партнеров, и по каким причинам они расстались. Все это, кажется, помогает оценить, насколько мы подходим друг другу. Удостовериться в том, что мы действительно хорошая пара... или укрепиться в сомнениях.

Но когда интерес к жизни любимого человека становится слишком навязчивым, когда трудно справиться со своим любопытством, это может означать: в его прошлом мы ищем нечто, что позволило бы нам ощущать себя более уверенно. «Чувство любви рождает тревогу, поэтому мы бессознательно ищем какой-нибудь ориентир, с которым можем свериться, - объясняет психоаналитик Софи Кадален. - И роль его для некоторых из нас играет прошлое партнера».

Кажется, если узнать, как он жил раньше, выяснить, что и кого она любила, то можно понять, как он или она будет жить дальше и что будет любить завтра. Но такое предположение - всего лишь наша фантазия, потому что новая любовь не похожа на старую. Между влюбленными происходит уникальная алхимическая реакция, над которой они не властны, и прошлое, увы, ничего не может сказать ни об их настоящем, ни о будущем.

Когда о прошлом лучше промолчать

Всегда ли стоит удовлетворять любопытство партнера? Бывают такие случаи, когда лучше уклониться от ответа, считает психотерапевт Елена Улитова. Мы не совпадаем с другим человеком полностью и имеем право на собственное личное пространство. Эта отдельность является частью нашей привлекательности для другого. Когда что-то скрыто, возникает ощущение тайны, желание ее разгадать. А когда все открыто и доступно, тайна исчезает. Если партнер расспрашивает нас слишком настойчиво, порой возникает инстинктивное желание закрыться, не отвечать. В этом случае имеет смысл прояснить, что именно он хочет узнать и зачем. Может быть, для нас обоих будет полезнее поговорить о наших отношениях в настоящем, чем углубляться в прошлое. Не стоит отвечать на расспросы о нашей жизни, если ответная реакция нас уязвляет - например, партнер плохо отзывается о наших друзьях или родных, осуждает наши поступки. Позволяя кому-либо обесценивать свое прошлое, мы теряем часть самих себя. И наоборот, если наш рассказ огорчает партнера - например, он считает себя в чем-то хуже кого-то из нашего прошлого, - это тоже повод в следующий раз промолчать. Если мы все же касаемся болезненной для близкого человека темы, важно подчеркнуть (словами ли прикосновением) насколько он нам дорог.

Признак неуверенности

«После аспирантуры я два года работала по контракту за границей. И до сих пор, стоит об этом упомянуть, мой муж обязательно вздохнет с досадой. Мы женаты уже 20 лет, но он, кажется, все еще ревнует меня к моему прошлому, к тому времени, когда я жила без него», - с улыбкой рассказывает 52-летняя Александра. «Для некоторых, как и для мужа Александры, важно единолично обладать предметом своей любви, - говорит психотерапевт Елена Улитова. - И трудно признать, что любимый человек может получать удовольствие сам по себе, так же как преодолеть убежденность, что он, как и его прошлое, должен полностью принадлежать партнеру. Думаю, подобная реакция - прежде всего признак неуверенности в отношениях».

Марии скорее льстит досада мужа: ревность к ее прошлому - для нее свидетельство того, что она ему по-прежнему небезразлична. «Только не стоит злоупотреблять такими доказательствами любви, - предостерегает Елена Улитова. - Ревность - одна из наиболее сильных, разрушительных и болезненных эмоций. Если партнер страдает, будут страдать и отношения в паре».

Требуется великодушие

Некоторые женщины против того, чтобы их новый супруг встречался с детьми от прошлого брака. Некоторые мужчины требуют, чтобы их партнерша сожгла все мосты, связывающие ее с прежней семьей. Поступая так, они стараются укрепить свою семью... но рискуют прийти к прямо противоположному результату. «Их требования разрушительны, потому что разрыв со своим прошлым всегда рождает сильное внутреннее напряжение, которое способно привести к депрессии», - предупреждает семейный психотерапевт Александр Черников.

«Думаю, я не могла бы полюбить мужчину, который плохо говорит о своей прошлой жизни, - размышляет 45-летняя Регина, которая два последних года живет с новым спутником. - Хотя, если честно, мне иногда бывает тяжело слушать, как мой любимый рассказывает о каких-то приятных моментах - например, о том, какие у него хорошие отношения с детьми. Тем более что у нас детей нет». Что ж, если страсть ничего не желает знать о прошлом, то зрелые отношения в паре, напротив, основаны на его принятии и уважении к нему. Чтобы сберечь свою любовь, без великодушия и терпимости не обойтись.

Поток воспоминаний

«Мой партнер работал в театральной труппе, они гастролировали по всей Европе, но к тому моменту, когда мы встретились, его карьера закончилась неудачно, - рассказывает 40-летняя Вероника, за плечами которой десять лет семейной жизни. - И вот сейчас, стоит нам познакомиться с какими-нибудь новыми людьми, как он начинает безостановочно рассказывать о том, как был счастлив тогда. Словно наша нынешняя жизнь совершенно пуста и неинтересна!»

Не стоит упускать из вида, что ревность - это пьеса для двоих. «Если партнер все время возвращается к своему прошлому, подчеркивая, что раньше все было лучше, то вполне естественная реакция другого - это обида, которая может вовсе не говорить о его ревнивом характере, - замечает Елена Улитова. - В конце концов, если живущий с нами человек все время дает понять, что уже все видел и все испытал до нас, это просто раздражает».

Новая любовь всегда не похожа на старую. Поэтому прошлое ничего не может сказать ни о настоящем, ни о будущем влюбленных

Откуда берется такое хвастовство? «Когда в отношениях возникает кризис, некоторые начинают оглядываться назад, вздыхать о своей прежней жизни, а иногда и приукрашивать ее, - говорит Софи Кадален. - За таким поведением может скрываться адресованный партнеру косвенный упрек: человек задумывается, достаточно ли хороши их отношения. Иначе почему воспоминания вдруг начинают заполнять всю его жизнь?» Когда мы сравниваем прошлое с настоящим, настоящее обычно проигрывает - ведь прошлое легко идеализировать, с ним мы вольны делать все что угодно. А настоящее изо дня в день сталкивает нас с новыми ситуациями.

Юлия Латынина, журналист

«Я тяжело схожусь с людьми и предпочитаю долго не рвать отношений. Но никогда не пытаюсь как-то «исправить» другого человека. Как правило, нам что-то нравится в другом, а что-то не нравится. Но все это так тесно переплетено! Если менять то, что не нравится, обязательно что-то случится и в той части, которая нравится. Моя позиция такова: что человек хочет, то он и рассказывает про свое прошлое. Если он не хочет о чем-то говорить, стоит его уважить. Конечно, если он вообще молчит как рыба, то, простите, мне станет неинтересно: я хочу его послушать. Не затем, чтобы выведать его подноготную, а потому что он мне интересен. Рассказывать или нет о своем прошлом - для меня это выбор другого. Зачем навязывать ему свой? Интересен прежде всего он - такой, какой есть. А не красный, зелененький или синенький. Не надо его перекрашивать - это, пожалуй, главное».

Прошлые раны

Часто, когда мы ревнуем, в нас пробуждается маленькая девочка или мальчик, какими мы когда-то были. Они всегда живут внутри нас и лишь ожидают повода, чтобы проявиться. Бессознательно некоторым из нас нравится бередить старые раны: такие люди испытывают почти мазохистское удовольствие, когда пробуждается детское соперничество, вечный вопрос: «Кого мама с папой больше любят?»

«Такой человек с детства считает себя настолько непривлекательным, что все время боится, что его разлюбят, и убежден, что его партнер, что бы ни случилось, всегда будет предпочитать ему свою прошлую жизнь», - отмечает Елена Улитова. Но при такой низкой само-оценке человека никакой партнер не сможет ему придать достаточной уверенности в себе. Только работа над собой поможет справиться с глубоко скрытой тревогой.

Эротический заряд

«Ничего не могу с собой поделать! Мы женаты восемь лет, но даже сейчас мне случается разбудить мужа, чтобы спросить, как у него это было с другими», - признается 34-летняя Арина.

«Немало людей испытывают возбуждение, воображая своего партнера с кем-то другим, - говорит Елена Улитова. - Расспрашивая о подробностях, мы погружаем партнера в эротические воспоминания, которые сами по себе - мощный сексуальный стимул: он (она) заново переживает свое желание и переносит его на нас. Даже если мы при этом ревнуем - а это почти всегда так, - именно неоднозначность переживания, в котором сочетаются и вызов, и соревновательность, и чувственное влечение, - придает отношениям дополнительную остроту».

Понять и переосмыслить

«Бывший муж Альбины был небедным человеком, - рассказывает 36-летний Константин. - Мы с ней уже шесть лет вместе, и все это время я ревную ее - не к нему, а к тому материальному благополучию, которое он ей обеспечивал. Она переехала ко мне с какой-то там бесценной посудой. В каждой тарелке словно уже лежал для меня упрек. Я сообразил это потом, а так мало-помалу эти тарелки просто выскальзывали у меня из рук, пока от сервиза ничего не осталось! Слава богу, у нас хватило чувства юмора над этим просто посмеяться».

Юмор - одно из лучших противоядий от вполне понятной ревности к прошлому партнера. Он всегда помогает вновь взглянуть на ситуацию непредвзято. Похоже, в этом случае «бесценная посуда» послужила своего рода искупительной жертвой: Константин перенес на нее свои чувства - и освободился от них вместе с тарелками. Обнаружив эту взаимосвязь, супруги вместе рассмеялись: такие моменты взаимопонимания - прекрасный способ принять прошлое любимого человека.

Наталья Капцова

Время на чтение: 8 минут

А А

Не каждая женщина способна мудро относиться к прошлому своего партнера – то есть, принимать его прошлое как прошедший этап жизни, и не более того. Зачастую происходит совсем наоборот – прошлое любимого человека (особенно, любовь в его прошлом) становится причиной ревности, подозрений и, в итоге, краха любовной лодки.

Как же научиться жить настоящим и справиться с «зеленым» чувством?

Ревность к бывшей пассии партнера

Ревность, как чувство всепоглощающее и полностью блокирующее способность трезво мыслить , накрывает с головой, едва только информация о «бывшей» случайно всплывет в разговоре с партнером.

Даже брошенная вскользь фраза — «В это кафе не хочу, мы там с Катькой все время ужинали» может стать началом целого детектива – с перекапыванием соцсетей на предмет его общения с бывшей, просмотром его почты и сообщений, назойливыми мыслями о том, что бывшую он тоже обнимал, любил, водил по ресторанам и знакомил с родственниками.

Принять тот факт, что другая женщина когда-то занимала столько же места в его жизни , как сейчас ты – практически невозможно.

Как справиться с такой ревностью?

  • Прошлое вашего партнера не имеет к вам никакого отношения .
  • Начиная «расследование», вы влезаете в чужую личную зону и разжигаете тот огонь конфликта между вами, который потом не сможете погасить.
  • Если вы знаете о своем обостренном чувстве ревности (собственности), игнорируйте все подробности прошлого своего партнера. «Раскопки» в чужих отношениях не добавят вам уверенности в отношениях.
  • Прекратите бороться с «химерами» . Живите настоящим.
  • Признайтесь себе в своей ревности и научитесь ее контролировать.
  • Если партнер остановил выбор именно на вас, значит, он счастлив с вами , и бывшая любовь – всего лишь одна из перевернутых страниц его жизни.
  • Ревность – сигнал того, что вы не доверяете своему партнеру . Если вы в нем уверены, то незачем бояться теней прошлого (да и настоящего тоже). А если не доверяете, то есть смысл задуматься – так ли крепки ваши отношения? Читайте также:

Ревность ко всем женщинам в прошлом партнера

Для некоторых женщин даже мысль о том, что руки партнера касались кого-то другого , невыносима. И, вроде, мужчина – далеко не «ботаник» 18-ти лет, и женское внимание к нему – вполне нормальное явление, женщину выводит из себя факт, что он мог быть любим кем-то еще.

Как бороться с таким всепоглощающим чувством?

  • Если ваш партнер – состоявшийся взрослый привлекательный мужчина, осознайте, что в его жизни до вашего появления были женщины . Было бы странно, если бы ваш партнер сидел всю жизнь в высокой башне и ждал вашего появления. Он – мужчина, и его холостяцкая жизнь подразумевает встречи, отношения, поиск партнерши.
  • Случайное (и даже намеренное) упоминание о бывших женщинах – не повод взрываться и искать тайный смысл в словах и поступках. Ревность всегда вносит разлад в отношения, а патологическая ревность – и тем паче.
  • Опасаетесь, что связь партнера с прошлым слишком крепкая? Проанализируйте ситуацию . Имеются ли у вас реальные основания для ревности? Если кроме ваших фантазий ничего нет – стоит успокоиться и переключиться на укрепление ваших отношений (а не на разрушение). Если же реальные «звоночки» из прошлого выводят вас из равновесия – пора поговорить с любимым. Иначе лавина недоверия и нерешенных вопросов из прошлого однажды похоронит ваши отношения.
  • Помните: вы не имеете права ставить в вину партнеру его старые романы . Да и у вас, наверняка, тоже были встречи и отношения до него.
  • Ваши отношения – это жизнь с чистого листа , которая автоматически оставляет прошлое там, где ему и место. А искренняя любовь не знает ревности.

Ревность к детям партнера

Довольно распространенный вид ревности, который, как правило, имеет два «лица» .

  • Первое: ревность к самим детям . Точнее, злость от того, что детям «перепадает» то внимание, которое бесцельно должно принадлежать вам.
  • Второе: ревность к матери его детей . Каждая его поездка к бывшей жене с целью увидеться с детьми воспринимается в штыки – «А вдруг он ее еще любит?», «А если она попытается его вернуть?», «А может дети – это просто предлог, чтобы с ней увидеться?».

Как бороться с таким двухголовым «змием»?

  • Во-первых, уяснить, что муж и жена навсегда связаны меду собой детьми . Даже если они давно расстались, они и участвуют в их жизни на равноценных правах (и обязанностях).
  • Любовь к своим детям и любовь к женщине – это разной природы понятия . Желание мужчины общаться со своими детьми, несмотря на развод с их матерью, говорит о его порядочности, надежности и любви к детям. Был бы повод задуматься и насторожиться, если бы все происходило наоборот. Вряд ли мужчина, который вычеркивает детей из своей жизни после развода, достоин уважения. Разводятся с женами — не с детьми!
  • Бесполезно бороться за внимание мужчины с его детьми. И тем более нельзя запрещать ему с ними встречаться, или пытаться повлиять на его отношение к ним. Дети – это часть мужчины. Поэтому данное соперничество – изначально бессмысленное.

Ревность к вещам (подаркам) из прошлой жизни

Подарки от «бывшей», которые хранятся у мужчины – частый повод для конфликтов в новых отношениях. Галстук, свитер, ежедневник, открытки и особенно фотографии – любая вещь из его прошлого вызывает злость и ревность. Основная мысль – «раз хранит, значит, дорого».

Что делать с ревностью к прошлому в этом случае?

  • Если вещь ему «дорога» — это совершенно не говорит о том, что партнер до сих пор имеет чувства к бывшей возлюбленной. Это может быть дань памяти тем отношениям, просто нежелание избавляться от подарков и пр.
  • Ваши отношения – новая ступень его жизни . Отношения с бывшей – в прошлом. И никакие подарки (хранимые, носимые и пр.) не могут изменить того, что вы вместе. А вот ваша ревность может.
  • Никогда не требуйте от партнера избавиться от подарков и не вздумайте делать этого самостоятельно. Ссора (а то и разрыв) вам будет обеспечена.
  • Его вещи (неважно – с какого этапа жизни) – это его личное пространство . Ваша совместная жизнь не дает вам права устраивать ревизию в его вещах.

Ревность к прошлому образу жизни партнера

Когда любимый человек ненавязчиво рассказывает о том, как здорово было когда-то колесить по миру, ни о чем не заботясь, срываться посреди недели на рыбалку (в поход, в горы) с друзьями, «зажигать» в клубах и вообще ни от кого не зависеть, нервная система женщины дает сбой. С одной стороны – от ревности к насыщенному и счастливому прошлому партнера , с другой – от ощущения своей бесполезности – «Тогда он был счастливее, чем со мной».

Фантазия делает свое черное дело: мысленно дорисованная картинка его со всех сторон приятного прошлого без тебя и не такого уж удачного будущего с тобой запускает механизм неадекватной оценки отношений .

Как изменить ситуацию?

  • Для начала следует понять, что у каждого человека есть в молодости период абсолютной свободы и возможности брать от жизни все. Естественно, этот этап оставляет массу впечатлений и воспоминаний, которые иногда хочется достать с антресолей памяти и улыбнуться своей прошлой бесшабашности. Но это не значит, что человек живет прошлым или прячется в нем от унылого настоящего.
  • Если появляются мысли – «Со мной он совсем другой, в прошлом он был счастливее» или «Раз он возвращается к тем воспоминаниям, значит, в них ему лучше, чем со мной», то пора задуматься – все ли хорошо в «датском королевстве». Скорее всего, его воспоминания – лишь повод улыбнуться. Но если они ставятся вам в упрек или имеют иную негативную окраску – пора поговорить. Или посмотреть на себя со стороны. Возможно, вы чересчур давите на своего партнера, ограничиваете его во всех аспектах жизни или приводите в состояние уныния своими поступками (или бездействием). Присмотритесь: может, вашему партнеру чего-либо не хватает в ваших отношениях? И он автоматически сравнивает вашу совместную жизнь со своим прошлым.
  • Не лепите из мухи слона . Одна из женских черт – из ничего и на ровном месте создать салатик, новую прическу и трагедию. Как правило, в процессе задушевного разговора с любимым выясняется, что Она снова «сгустила краски», а Он более чем счастлив в отношениях, и Его все устраивает.

Ревность – это медленный яд для отношений . Все, что есть в них хорошего, умирает от подозрений, ненужных вопросов и ссор. А ревность к прошлому – это еще и абсурдный упрек своей половине за то, к чему вы даже отношения не имели.

Единственный путь к гармонии в отношениях – ликвидация ревности в самом ее зачатке . Примите прошлое партнера таким, каково оно есть, живите настоящим и стройте отношения на доверии друг к другу.

Человеку свойственно накапливать не только материальные ценности, но также и воспоминания. Приятные или неприятные, они являются неотъемлемой частью нашей жизни, а также основой опыта и мудрости. Но иногда человек застревает в прошлом, постоянно оглядывается назад вместо того, чтобы стремительно идти вперед. Это может стать причиной серьезных проблем. Как избавиться от прошлого? Как научиться жить настоящим и будущим?

Почему человек застревает в прошлом

Чтобы эффективно решить проблему, нужно разобраться в ее сущности. Прошлое оказывает на человека колоссальное влияние. И вот почему:

  • Воспроизведение. В непрерывно сменяющейся череде событий люди неизбежно сталкиваются с ситуациями, похожими на те, которые имели место в прошлом. Негативные или позитивные воспоминания непроизвольно всплывают в голове. Сознание начинает искать в глубинах памяти ответы на повторяющиеся вопросы.
  • Память фиксирует моменты прошлого, а также спектр чувств, которые человек испытывал в конкретный момент. Говоря об эмоциях, стоит отметить, что человек, как правило, цепляется за что-то позитивное и радостное, снова и снова прокручивая в голове событие минувших дней.
  • Гипертрофированный инстинкт самосохранения. Выражается в том, что человек впадает в истерику и панику, когда что-то в его жизни начинает меняться. Таким образом он старается максимально оградить себя от перемен и сохранить состояние, которое некогда было для него безопасным и комфортным.

Осознайте и примите наличие проблемы

Первым шагом, позволяющим избавиться от прошлого, является осознание проблемы. Вы должны признаться самому себе, что запутались в своих воспоминаниях, что застряли в минувших днях, что именно это мешает вам радоваться жизни и двигаться вперед. Важно стукнуть кулаком по столу и сказать самому себе: "Стоп!" Это станет толчком к избавлению от старых грузов и началом новой безоблачной жизни.

Простите и полюбите себя прошлого

Простить и полюбить себя - это самый верный способ избавиться от прошлого. Продолжая ругать и укорять себя, вы не измените минувших событий, но здорово отравите свое настоящее и закроете дорогу к будущему. Но если вы отпустите то, что уже свершилось, вы наконец-то сможете вздохнуть с облегчением.

Выберите спокойное время и прокрутите в голове прошлую ситуацию, которая не дает вам покоя. Причем смотрите на нее глазами себя "тогдашнего", а не себя "сегодняшнего". Ваша задача - оправдать свой поступок. Обстоятельства, молодость, недостаточность знаний и опыта, отсутствие поддержки - тогда вы просто не могли поступить иначе. Простите и полюбите себя прошлого, даже пожалейте, чтобы полюбить себя настоящего.

Относитесь к прошлому с благодарностью

Как избавиться от прошлого? Относитесь к минувшим временам не с грустью, а с благодарностью. Ведь какими бы трудными и туманными ни были прошлые события, именно им вы обязаны тем, какой вы есть сейчас. Трудности научили вас быть стойким, мужественным. Вы стали сильнее, начали проще воспринимать жизненные неурядицы.

Психологи в данном случае рекомендуют пользоваться техникой с поэтичным названием "Жемчужины мудрости". Ее суть состоит в том, чтобы проанализировать ситуацию, которая не дает вам покоя, а по итогам выписать на лист бумаги все то, чему она вас научила, как она вас изменила. Это и есть те самые "жемчужины". Поблагодарите прошлое за них и без сожаления отпустите ситуацию.

Простите и отпустите людей из прошлого

Чтобы начать жить полной жизнью, важно знать, как избавиться от прошлых отношений и связей. Наверняка в вашей жизни были люди, которые вас обидели, подставили или же оставили в одиночестве, когда вы нуждались в помощи. Часто обиды прошлого мешают заводить новые знакомства и выстраивать новые отношения. Вы подсознательно ждете подвоха и предательства от всех.

Откажитесь от своей обиды и ненависти. Те люди, на которых вы в обиде, давно изменились, собственно, как и вы. Не исключено, что они тоже жалеют о своем поступке. Конечно, вас никто не заставляет их любить, поддерживать с ними тесные контакты и так далее. Но вы просто обязаны их простить. Не нужно им об этом говорить. Просто избавьтесь от обиды внутри себя.

Перепишите старые сценарии

"Живу прошлым, как избавиться от этого?" - именно с таким вопросом многие люди приходят на прием к психологу. В процессе беседы специалисты нередко замечают, что на протяжении своей жизни пациент ходит по кругу, постоянно наступая на одни и те же грабли, действуя аналогичным "неправильным" образом в аналогичных ситуациях.

Причина в том, что человеческий мозг фиксирует сценарии, которые срабатывают всякий раз, когда вы попадаете в похожую ситуацию. Чтобы разорвать этот замкнутый круг, нужно переписать негативный сценарий прошлого на положительный манер. Представьте, что ситуация, которая не дает вам покоя, разрешилась в вашу пользу. Продумайте последовательность действий, которая могла бы привести к положительному исходу. Это поможет вам впредь не совершать ошибок.

Научитесь ценить настоящее

Если вам надоело уныние, нужно разобраться, как избавиться от прошлого и жить настоящим. Ведь что такое жизнь? Это то, что происходит, как вы выглядите, что вы ощущаете именно сейчас. Если вы постоянно зацикливаетесь на прошлом, вы упускаете неповторимые моменты, которые безвозвратно уходят. Совсем скоро для вас они также станут прошлым, за которое вы станете себя винить.

Чтобы прошлое перестало доминировать в вашей жизни, перекройте его мыслями о настоящем. Больше думайте о том, как вы сейчас выглядите, как вы сейчас себя чувствуете, насколько вам сейчас комфортно, чего бы вам сейчас хотелось. Удивительно, но такие мысли высвобождают внутреннюю энергию и заряжают человека радостными мыслями.

Избавьтесь от лишнего

Верный способ избавиться от прошлых связей и событий - очистить личное пространство от всего, что напоминает вам о былых временах. Человеку свойственно накопительство. Фотографии, сувениры, одежда, предметы интерьера, посуда - с каждой вещью в вашем доме наверняка связаны какие-то воспоминания. И далеко не всегда они приятные.

Задайтесь целью в течение месяца произвести полную ревизию всего, что хранится у вас в доме. Глядя на каждую вещь, прислушивайтесь к внутренним ощущениям и голосу памяти. Если присутствует негатив, смело избавляйтесь от этого предмета (выбросьте, отдайте, продайте). Постепенно окружайте себя новыми "чистыми" вещами, которые постепенно будут наполняться положительным смыслом.

Выполните эмоциональную перезагрузку

В процессе поиска средств и способов, позволяющих избавиться от ревности к прошлому, человек старается быть спокойным и уравновешенным. Но это не всегда правильный подход. Негативным эмоциям нужно давать выход, чтобы освободить место для новых позитивных мыслей и чувств.

Сделать это можно самыми разными способами. Можно громко закричать, разбить чашку, на мелкие клочки порвать газету, поплакать навзрыд. В плане эмоциональной разрядки хорошо помогают физические нагрузки, которые к тому же несут немалую пользу организму в плане оздоровления и эстетики.

Эффективные приемы борьбы с воспоминаниями

Если избавиться от с помощью основных методов не удалось, воспользуйтесь дополнительными приемами, которые работают быстро и понятно. Вот основные из них:

  • Позитивный настрой. Прежде чем встать с кровати утром, настраивайтесь на восприятие нового. Программируйте себя на то, что новый день принесет положительные моменты, которые впоследствии попадут в "копилку" ваших приятных воспоминаний.
  • Отдайте негатив воде. Если вы чувствуете, что ваши мысли охвачены негативными воспоминаниями прошлого, подойдите к умывальнику и включите воду. Глядя на струю, прокрутите в голове все, что вас беспокоит, представляя, как отрицательные эмоции утекают в канализацию вместе с водой.
  • Смените обстановку. Идеальный сценарий - это кардинальная смена места жительства. Более реалистичный вариант - добавить новые детали в свое окружение (переклеить обои, повесить новые шторы, обзавестись новым интересным хобби).
  • Расширьте круг общения. Контакты с людьми помогают переключиться с негативных мыслей на интересную беседу. Хорошо, если в период эмоционального упадка вы будете общаться с какими-то новыми людьми, с которыми у вас нет общих негативных воспоминаний из прошлого.
  • Смените имидж. Внутреннее перевоплощение, как утверждают психологи, происходит гораздо легче, если оно сопровождается внешней трансформацией. Посетите парикмахера, скорректируйте гардероб, запишитесь в спортивный зал - обновитесь внешне.
  • Избавьтесь от вредных привычек. Как ни странно, но это распространенная рекомендация психологов. Дело в том, что алкоголь и никотин угнетают психику, заставляя вас снова и снова возвращаться к неприятным моментам прошлого. Отказавшись от этих привычек, вы очистите организм и мысли.

Медитация

Медитация - это один из самых эффективных способов избавиться от прошлой жизни. Это просто, доступно, не требует особых умений. Главное, уделять медитации ежедневно хотя бы по несколько минут. Делается это следующим образом:

  • Выберите тихое и спокойное место, в котором вам будет комфортно, где вас никто не побеспокоит.
  • Примите удобную позу. Не обязательно садиться в позу лотоса, как йоги. Можно сидеть, лежать, стоять.
  • Закройте глаза и постарайтесь полностью расслабиться.
  • Представьте, что вы находитесь в окружении бескрайней и красивой природы. Но у вас в руках тяжелый мешок, который мешает вам бежать навстречу окружающему миру.
  • Мысленно откройте мешок, обнаружив в нем груду камней. Поочередно выбрасывайте их из мешка, придавая каждому камню какой-то смысл - событие прошлого.
  • Когда камни "закончатся", спокойно полежите еще несколько минут, после чего примите освежающий душ, чтобы смыть с себя остатки негатива.

Однако не все понимают и знают откуда ревность берется. Предлагаю статью (найдено на просторах интернета. Автор неизвестен) и обсудить тему. Уверен она касалась каждой пары. В той или иной степени

Как правило, причинами ревности к прошлому называют чувство собственника, неуверенность в себе, заниженную самооценку. Почему человек испытывает это разрушающее отношения чувство? Есть ли рациональное объяснение причин возникновения ревности к прошлому?

Чувство собственника и заниженная самооценка кажутся правдоподобными причинами, но это поверхностное объяснение. Причина оказывается гораздо глубже и гораздо серьезнее. Никто не сомневается в том, что ревность чувство естественное, свойственное в разной степени всем нам. Почему же нам неприятно знать о прошлых половых партнерах нашей второй половинки? Ведь всё уже в прошлом, твой избранник полностью с тобой!

Оказывается, что не полностью! Любой прошлый опыт оставляет отпечаток в душе и влияет на будущие отношения. Это касается в равной степени и мужчин и женщин. Но, последствия для женщин и мужчин оказываются различны, ввиду того, что мужская и женская психика и модели поведения отличаются. Рассмотрим разницу в моделях поведения мужчин и женщин.

Мужчина, он мужчина не потому, что у него есть внешне заметный половой признак. Мужчина, прежде всего, является таковым из-за своей психологической модели поведения. Тоже касается и женщины. Есть, конечно, женоподобные, слабые характером мужчины, есть сильные, жесткие женщины, но, это не правило, это исключения. И о них мы здесь говорить не будем. Будем рассматривать классические психологические модели. Нормальных мужчин и женщин. Со свойственными им чертами характера.

Итак, с точки зрения природы, продолжения рода, мужчина должен распространить свой генетический материал как можно шире. Попросту оплодотворить как можно больше самок (что предполагает большое количество сексуальных контактов). При этом, чем мужчина успешнее (во всех смыслах) тем больше у него будет потомков. Здесь работает теория естественного отбора. Мужчина добивается сексуального контакта вовсе не потому, что решил разделить всю оставшуюся жизнь со своей текущей избранницей, а потому, что природой заложено получение удовольствие от каждого сексуального контакта (что и приводит к наибольшему охвату кандидаток. Женщины напротив, крайне редко испытывают полное удовольствие от первого контакта). Поэтому нормальный мужчина может не испытывать глубокой психологической привязанности к своей сексуальной партнёрше. Мужчина для совместной жизни ищет такую партнершу, которая покажется ему наилучшей по сравнению с другими.

Тут вступают гормоны! Любовь, возникает глубокая психологическая привязанность. При этом его предыдущий сексуальный опыт остается на втором, на заднем плане. Не имеет большого значения и не влияет на отношения к избраннице в силу того, что предыдущий секс не нёс психологической нагрузки.

Исходя из вышеизложенного, ревность к прошлым сексуальным партнершам мужчины беспочвенна. Чего нельзя сказать о ревности к мужчинам, имевшим до вас серьезные отношения.

Теперь о женщинах. В женской модели поведения природа заложила выбор самого лучшего самца из всех! И это не просто слова. Ваши дети должны получить лучшие гены. Унаследовать успешность их родителей. Логично, что лучший (самый успешный) мужчина выберет себе лучшую из всех. И их дети соберут в себе все наилучшие качества обоих.

Женщина не может себе позволить спать с кем попало (повторюсь, мы говорим о психически нормальных женщинах. Об отклонениях, которые, безусловно, есть, мы здесь не говорим). Таким образом, каждый сексуальный партнер женщины является для неё лучшим в тот момент, когда это происходит. Каждый её партнёр в момент перед близостью, превосходит всех остальных и естественно оставляет глубокий психологический след в её душе. Это коренное отличие женщин и мужчин!

Теперь переходим к главному.

Почему природа заложила в нас, казалось бы, разрушительное чувство - ревность к прошлому?

Ответ прост. Именно из-за разрушительности этого чувства!

Природа позаботилась о разрушении союза пары, где прошлые истории могут повлиять на развитие потомства. Это очень рационально с точки зрения природы! Сильный, успешный самец не должен воспитывать потомство, которое возможно не имеет к нему отношения и самка не может рассчитывать на полную отдачу от самца, у которого уже была сильная связь! Но, все же мы не животные и есть вторая причина ревности на уровне сознательного восприятия.

Вторая причина ревности к прошлым партнерам женщины очень сильна. Как мы уже рассмотрели выше, каждый сексуальный партнер нормальной женщины, в какой-то момент был для неё Лучшим! Если таких, лучших, было несколько, то каждый из них, скорее всего, был лучшим по своему. Например, Пётр был очень умным, Фёдор богатым, Анатолий был невероятно силен в сексе, Григорий весёлый и т. д. Чем больше их было, тем труднее "втиснуться" в эту команду чемпионов. И давайте не обманывать себя, лучше, чем предыдущие, никто из последующих уже не будет! Останется довольствоваться выделяться в этом почетном ряду, каким то своим хорошим качеством. Нужно признаться себе, что Вы никогда не станете для своей избранницы единственным и неповторимым.

Вот мы и разобрали природу появления ревности к прошлому. В принципе она одинакова и для женщин и для мужчин. Только с оговоркой, что для мужчин имеют значение не случайный секс, а только глубокая психологическая привязанность к предыдущей партнерше. А для женщин любой сексуальный партнер является таковой.

И что же с этим делать?

В общем, смысл всех советов сводится к "понять и простить". А от себя могу посоветовать вот что: пройдут годы, и однажды вы поймете, что жизнь на самом деле слишком коротка, чтобы мучить себя этой ревностью . Изменить прошлое никто не в силах. Так зачем портить себе настроение и волноваться из-за того, на что вы не можете повлиять? Подумайте, любите ли вы вашего избранника? Любовь – это в некотором смысле самопожертвование. Вы жертвуете свое время, здоровье, иногда даже жизнь в пользу объекта любви. Желаете ли вы лучшего для него? Вы должны понимать, что хорошо для любимого не значит хорошо для Вас! Если вы с этим согласны, то будете стараться сделать всё, чтобы ваш любимый (любимая) был счастлив.

Если же вы никак не можете смириться с пониманием того, что вы не самый лучший и единственный для вашего избранника, то это значит, что себя вы любите больше! И такой союз обречен на разрыв. Чем раньше он произойдет, тем для вас лучше.

Краткая информация о методике

Предлагаемый метод диагностики направлен на диагностику временной трансспективы - представления о собственном прошлом, настоящем и будущем как едином, целостном пути развития.

Методика состоит из двух частей. Первая часть - это методика проективного типа, основанная на методе неоконченных предложений и направленная на выявление желаний подростка, его представлений о своем прошлом и будущем. Вторая часть - это метод прямого оценивания, графический вариант пробы «Золотой возраст» Б. Заззо. Методика разработана и нормирована А. М. Прихожан.

Методика проводится фронтально - с целым классом или группой учащихся. Методика предъявляется респонденту на бланке. После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию и выполнить тренировочное задания. Следует проверить, как каждый из учащихся выполнил тренировочные задания, точно ли понял инструкцию. Психолог должен ответить на все задаваемые подростками вопросы. После этого учащиеся приступают к выполнению первой части методики. Подростки работают самостоятельно, а психолог ни на какие вопросы не отвечает. После завершения работы над первой частью психолог предлагает им самостоятельно выполнить вторую часть методики. Если возникнут вопросы, то следует отвечать каждому ученику индивидуально.

Заполнение методики вместе с чтением инструкции составляет 10-15 минут.

Бланки методики

Вариант для мальчиков

Фамилия, имя_Школа_

Возраст_Класс_

Дата проведения_

Время проведения_

Часть I.

Инструкция.

Каждый день_

Мне нравится_

  • 1. В будущем я мечтаю_
  • 2. Когда я был маленьким_
  • 3. Я буду рад, если_
  • 4. Когда я буду взрослым_
  • 5. Раньше я старался_
  • 6. Надеюсь на_
  • 7. С тех пор, как я был маленьким_
  • 8. Я очень хочу_
  • 9. В прошлом я всегда радовался_
  • 10. Помню тот день, когда_
  • 11. Будущее кажется мне_
  • 13. Не люблю вспоминать_
  • 14. Когда-нибудь я_
  • 15. То, о чем я мечтал в прошлом_

Часть II.

Инструкция.

После того, как ты сделаешь это, представь, что тебе предложили выбрать: хочешь - будь сейчас ребенком, хочешь, будь взрослым, где хочешь на этой линии - там и будь. Что бы ты ни выбрал, отметь знаком «V».

Вариант для девонек

Фамилия, имя_Школа_

Возраст_Класс_

Дата проведения_

Время проведения_

Часть I.

Инструкция. Закончи приведенные ниже предложения. Предложения между собой не связаны. Каждое из них дописывается отдельно, вне связи с остальными. Делай это как можно быстрее. Если какое-то предложение покажется тебе трудным и ты не сможешь сразу придумать к нему окончание, поставь перед ним «галочку» и вернись в конце работы.

Давай потренируемся. Напиши окончания приведенных предложений.

Каждый день_

Мне нравится_

Теперь переверни страницу и начинай работать.

  • 1. В будущем я мечтаю_
  • 2. Когда я была маленькой_
  • 3. Я буду рада, если_
  • 4. Когда я буду взрослой_
  • 5. Раньше я старалась_
  • 6. Надеюсь на_
  • 7. С тех пор, как я была маленькой_
  • 8. Я очень не хочу_
  • 9. В прошлом я всегда радовалась _
  • 10. Помню тот день, когда_
  • 11. Будущее кажется мне_
  • 12. Мое самое приятное воспоминание_
  • 13. Не люблю вспоминать_
  • 14. Когда-нибудь я_
  • 15. То, о чем я мечтала в прошлом_
  • 16. Когда я думаю о своем будущем_

Часть И.

Инструкция. Ниже нарисована вертикальная линия. Представь себе, что это - линия жизни. Нижняя ее точка - начало жизни, жизнь идет, продолжается, движется вперед и где-то там, вверху заканчивается.

Если нижняя точка - начало жизни, то где на этой линии находятся ребята твоего возраста (отметь знаком «х»).

После того, как ты сделаешь это, представь, что тебе предложили выбрать: хочешь - будь сейчас ребенком, хочешь, будь взрослой, где хочешь на этой линии - там и будь. Что бы ты ни выбрала, отметь знаком «V».

Часть I.

Методика состоит из 16 пунктов, расположенных в следующем порядке (табл. 4.24).

Таблица 4.24

Каждый ответ оценивается по пятибалльной шкале:

2 - ответ выражает содержательно наполненные, отражающие собственную активность, позитивные представления, связанные с будущим или прошлом: «В будущем я мечтаю... стать врачом, поступить в институт» «Помню тот день, когда... я научился ездить на велосипеде , я подружился с Димой»",

1 - ответ выражает содержательно наполненные, позитивные представления, связанные с будущим или прошлом, но пассивного характера: «В будущем я мечтаю... получить в подарок ролики, съездить в горы»", «Помню тот день, когда... у меня был день рождения, я пошел в школу»",

О - нейтральные, неопределенные ответы, отсутствие ответов: «В будущем я мечтаю... пообедать", я ни о чем не мечтаю»", «Помню тот день, когда... была хорошая погода, началось лето»",

  • -1 - ответы, выражающие слабо выраженные негативные представления пассивного характера: «В будущем я мечтаю о том, что скорей всего не сбудется ; ни о чем»", «Помню тот день, когда... сломалась моя любимая игрушка»",
  • -2 - ответы, выражающие ярко выраженные негативные представления активного характера: «В будущем я мечтаю... убежать из школы", стать плохим»", «Помню тот день, когда... меня сильно наказали, бабушка заболела».

Часть И.

Анализируется расположение знаков, отражающих представление о месте возрастной группы на «линии жизни» - «х» и выбор «золотого возраста» - «V».

Размер графической шкалы - 100 мм. Оценка ответов проводится по 7-балльной шкале. В зависимости от расстояния между знаками оценка ответов варьирует от -3 до +3 баллов:

0 баллов - знаки расположены рядом (т.е. школьник выбирает в качестве «золотого» свой возраст);

1 балл - подросток выбирает в качестве «золотого» возраст, не намного превышающий его собственный (до +10 мм);

2 балла - подросток выбирает в качестве «золотого» возраст, существенно превышающий его собственный (+11 - +30 мм);

3 балла - подросток выбирает в качестве «золотого» возраст, существенно превышающий его собственный (более +30 мм);

  • -1 балл - подросток выбирает в качестве «золотого» возраст, несколько меньше, чем его собственный (до -10 мм);
  • -2 балла - подросток выбирает в качестве «золотого» возраст младше, чем его собственный (-11--30 мм);
  • -3 балла - подросток выбирает в качестве «золотого» возраст маленького ребенка (-30 и более мм).

Подсчитывается алгебраическая сумма баллов по первой части методики.

Суммарный балл может находиться в интервале от -32 до +32. Полученные результаты сопоставляются сданными II части. Распределение баллов представлено в табл. 4.25.

Таблица 4.25

Характеристика уровней:

I уровень - предельно оптимистичное представление о своем прошлом и будущем. Может носить как инфантильный, так и компенсаторно-защитный характер;

II уровень - достаточно реалистичное и вместе с тем оптимистичное представление о прошлом и будущем, согласованность представлений. Соответствует социально-психологическому нормативу;

III уровень - противоречивое отношение к прошлому, настоящему и будущему, как правило, характеризует несогласованность, разрыв между ними. Поскольку эта противоречивость может выступать по-разному, в таблице представлены три основных ее варианта;

IV уровень - отрицательное отношение к прошлому и будущему;

V уровень - крайне отрицательное отношение к прошлому и будущему, группа риска.

В качестве дополнительных могут использоваться показатели отдельно по отношению подростка к будущему и к прошлому, расхождение между ними, а также проводиться качественная характеристика ответов I и II частей.

Экспресс-диагностика готовности к саморазвитию Краткая информация о методике

Методика выявляет направленность личности на саморазвитие. Разработана и нормирована А. М. Прихожан.

Описание методики и процедура проведения

Методика проводится фронтально - с целым классом или группой учащихся, предъявляется респонденту на индивидуальном бланке. После раздачи бланков подросткам предлагается прочесть инструкцию и выполнить задание, представленное в примере. Затем психолог должен ответить на все задаваемые подростками вопросы. После этого они работают самостоятельно, а психолог ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции составляет 8-10 минут.

Бланк методики

Фамилия, имя_Школа_

Возраст_Класс_

Дата проведения_

Время проведения_

Инструкция. Ниже представлены описания различных действий, поступков, переживаний. Подумай, каково твое отношение к тому, что описано в каждом предложении, и насколько часто ты так себя ведешь, думаешь, чувствуешь.

Для ответа обведи кружком одну из трех цифр в колонке слева (твое отношение к действию) и в колонке справа (частота его выполнения). Чем выше оценка, тем лучше твое отношение к поступку и тем чаще ты его выполняешь.

В колонке слева :

  • 1 - плохое отношение, тебе не нравится этот поступок;
  • 2 - среднее, нейтральное отношение к поступку;
  • 3 - тебе нравится этот поступок.

В колонке справа :

  • 1 - редко поступаешь таким образом;
  • 2 - поступаешь так время от времени;
  • 3 - часто ведешь себя таким образом.

Пример.

Отношение

Утверждение

Заниматься утренней зарядкой

Теперь начинай работать.

Отношение

Утверждение

Частота

Добиваться поставленных целей

Чувствовать уверенность в своих силах

Отказываться от своих планов, желаний

Искать новые пути

Надеяться на себя

Преодолевать себя

Бояться ошибок и неудач

Добиваться своих целей вопреки трудностям и препятствиям

Обработка и оценка полученных результатов

1. Подсчет балла, характеризующего склонность к саморазвитию .

С этой целью подсчитываются оценки, поставленные подростком в левой колонке. Некоторые из пунктов опросника сформулированы таким образом, что оценка «3» отражает высокий уровень стремления к саморазвитию (например, «Пробовать свои силы»). Другие (например, «Бояться ошибок и неудач») сформулированы таким образом, что высокая оценка выражает отсутствие указанного стремления.

В первом случае балльные веса подсчитываются в соответствии с тем, как они подчеркнуты на бланке:

  • - вес для подсчета: 12 3.

Для пунктов, в которых высокая оценка отражает отсутствие стремления к самовоспитанию, веса считаются в обратном порядке:

  • - на бланке подчеркнуто: 12 3;
  • - вес для подсчета: 3 2 1.

Такими «обратными» пунктами являются утверждения 3, 6, 8, 11, 15.

Для получения балла подсчитывается сумма весов по заполненным школьникам пунктам. Суммарный балл может быть подсчитан при пропуске школьником не более 2 утверждений. Суммарный балл может варьировать в интервале от 10 до 48.

  • 2. Подсчет балла, характеризуюгцего проявление готовности к саморазвитию в поведении школьника . С этой целью подсчитываются оценки, поставленные школьником в левой колонке. Суммарный балл может быть подсчитан при пропуске школьником не более 2 утверждений.
  • 3. Далее необходимо перемножить оценки по отношению и частоте. Полученный результат делится на количество заполненных школьником пунктов. Если по отношению и частоте заполнено разное количество пунктов, то берется большее число.

При получении дробного числа результат округляется до следующего целого (например, 65,1 = 65; 65,9 = 66).

Результат характеризует выраженность склонности к саморазвитию. Оценки могут варьировать в интервале от 10 до 144 баллов.

Полученные данные сопоставляются с показателями, указанными в табл. 4.26.

Таблица 4.26

Нормативные показатели экспресс-диагностики

Уровень

Половозрастные группы, интервалы значений

Девочки

Мальчики

13 лет

14 лет

15-16 лет

13 лет

14-15 лет

16 лет

Дополнительным показателем служит расхождение между отношением к действиям, связанным с саморазвитием, и их проявлениями в поведении. Показателем в данном случае является разность между суммарным баллом «отношение» и «частота». При оптимальном соотношении разность близка к нулю.

Интерпретация уровней :

I уровень - очень высокий уровень готовности к саморазвитию. Нередко свидетельствует о стремлении давать социально желательные ответы или о недостаточной критичности по отношению к себе;

II уровень - высокий уровень готовности к саморазвитию. В старшем подростковом и раннем юношеском возрастах свидетельствует о соответствии социально-психологическому нормативу;

III уровень - средний уровень. Для понимания его психологической характеристики необходимо проанализировать особенности заполнения методики школьником. Подобный результат часто связан с существенным расхождением между положительным отношением к действиям по саморазвитию и их реализацией в поведении. Такие школьники переживают недостаток средств саморазвития;

IV уровень - низкий уровень;

V уровень - очень низкий уровень.

Последние два уровня свидетельствуют о необходимости проводить со школьниками специальную работу, побуждая их к самовоспитанию и саморазвитию. Вместе с тем, не следует «принуждать» учащихся к работе по саморазвитию. Важно лишь объяснять им значимость этого и обратить внимание на обеспечение их средствами саморазвития.

Юношеская копинг-шкала (ЮКШ - ACS) Краткая информация о методике

Методика представляет собой модификацию опросника Adolescent Coping Scale (ACS) Э. Фрайденберг и Р. Лыоиса, австралийских психологов из университета в г. Мельбурне. Автор российской версии - Т. Л. Крюкова.

В основе шкалы представление о совладании (копинге) как поведении, позволяющем «субъекту с помощью осознанных действий способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией» .

Описание методики и процедура проведения

Опросник имеет две формы: 1) общую, характеризующую, как человек обычно справляется с трудными ситуациями; 2) специальную, выявляющую особенности копинг-поведения в определенной категории трудных ситуаций (т.е. в первом случае подросток должен указать вообще трудные ситуации, а во втором - он должен указать конкретную трудную для него сейчас ситуацию). Эту категорию может выбрать сам респондент (например, ссора с другом), она также может быть задана психологом (например, сдача ЕГЭ).

Каждая форма содержит 80 вопросов. 79 утверждений опросника образуют 18 шкал, или коиинг-стратегий, которые молодые люди используют, когда в их жизни происходят различные неприятные события, возникают напряжение и беспокойство. Последний, 80-й вопрос, остается открытым и предлагает респонденту описать, что еще он делает в напряженной, тревожной и т.п. ситуации. Оценка выраженности совладающего поведения ведется по 5-балльной шкале Лайкерта (от 1 - «никогда не делаю этого» до 5 - «делаю так, поступаю так часто»).

Тестирование по каждой форме проводится отдельно с интервалом 10-14 дней.

Бланки методики

Общая форма

Юношеская копинг-шкала

  • 1. Фамилия, имя:
  • 2. Пол: муж., жен.
  • 3. Возраст:
  • 4. Класс/курс:
  • 5. Школа/вуз:
  • 6. Дата заполнения: «_»_20_г.

Инструкция. Что беспокоит школьников и студентов? Это могут быть дела в школе, университете, работа, семья, друзья, окружающий мир и т.п.

Ниже приводится список тех способов, которыми пользуются ваши ровесники для того, чтобы справиться с самыми разными тревогами и проблемами. Отметьте, пожалуйста, кружком соответствующую цифру, которая укажет на ваши действия при решении различных тревожащих вас ситуаций. Отметьте цифру 1, 2, 3, 4 или 5, отвечая на каждый пункт на следующей странице. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Не обдумывайте слишком долго каждое отдельное предложение, а просто дайте ответ, который лучше всего передаст ваши чувства.

Теперь начинайте работать.

1. Разговариваю с другими людьми, чтобы узнать, что сделали бы они, если бы столкнулись с этой проблемой

2. Выясняю, почему это произошло

3. Продолжаю делать все, что требуется

4. Занимаюсь спортом

5. Надеюсь, что мне поможет Бог

6. Обращаюсь за советом к компетентному человеку, к специалисту

7. Беспокоюсь о своем будущем

8. Стараюсь произвести хорошее впечатление на тех, кто много для меня значит

9. Я ничего не могу сделать для решения проблемы, поэтому я ничего не предпринимаю

11. Встречаюсь с друзьями

12. Плачу и кричу

13. Надеюсь на лучшее

14. Звоню близкому другу

16. Игнорирую проблему

28. Заболеваю

30. Избегаю общения с людьми

31. Ищу поддержки у других

36. Читаю духовную литературу

42. Критикую себя

55. Нс знаю, как выйти из данной ситуации

56. Обвиняю себя

63. Страдаю от головной боли или болей в желудке

74. Уделяю время досугу

79. Нахожу способ «выпустить» пар; например, плачу, кричу, выпиваю, принимаю наркотики

Специальная форма

Юношеская копинг-шкала

  • 1. Фамилия, имя:
  • 2. Пол: муж., жен.
  • 3. Возраст:
  • 4. Класс/курс:
  • 5. Школа/вуз:
  • 6. Дата заполнения: «_»_20_г.

Инструкция. Что беспокоит школьников и студентов? Это могут быть дела в школе, университете, работа, семья, друзья, окружающий мир и т.п. Что больше всего беспокоит и тревожит вас в вашей жизни? Пожалуйста, опишите кратко то, что беспокоит вас сейчас больше всего.

Больше всего сейчас меня беспокоит _

Ниже приводится список тех способов, которыми пользуются ваши ровесники для того, чтобы справиться с самыми разными тревогами и проблемами. Отметьте, пожалуйста, кружком соответствующую цифру, которая укажет на ваши действия при решении описанной вами выше конкретной проблемы. Отметьте цифру 1, 2, 3, 4 или 5, отвечая на каждый пункт на следующей странице. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Не обдумывайте слишком долго каждое отдельное предложение, а просто дайте ответ, который лучше всего передаст ваши чувства.

Например, если вы иногда справляетесь со своим беспокойством, «разговаривая с другими людьми, чтобы узнать, что сделали бы они, если бы столкнулись с этой проблемой», то вы должны обвести цифру 3, как показано ниже.

Помните: вы думаете о том, что беспокоит вас сейчас больше всего.

9. Я ничего нс могу сделать для решения проблемы, поэтому я ничего не предпринимаю

10. Я просто отказываюсь от каких-либо действий и сдаюсь

11. Встречаюсь с друзьями

12. Плачу и кричу

13. Надеюсь на лучшее

14. Звоню близкому другу

15. Никому не рассказываю о своих переживаниях

16. Игнорирую проблему

17. Разговариваю с другими людьми, ищу поддержку и помогаю им

18. Делаю все, что могу, чтобы решить проблему

19. Регулярно посещаю занятия в школе, университете

20. Слежу за своим здоровьем, поддерживаю себя в хорошей форме

21. Вспоминаю тех, кто в худшем положении, тогда мои проблемы не кажутся такими страшными

22. Молюсь, обращаюсь к Богу за наставлением, чтобы все благополучно завершилось

23. Получаю профессиональную помощь или консультацию психолога

24. Беспокоюсь о своем счастье

25. Упорно работаю и стараюсь добиться успеха

24. Беспокоюсь о своем счастье

25. Упорно работаю и стараюсь добиться успеха

26. Нахожу способ расслабиться; например, слушаю музыку, читаю книгу, играю на музыкальном инструменте, смотрю телевизор

27. Улучшаю свое самочувствие с помощью алкоголя, сигарет и наркотиков (кроме лекарств)

28. Заболеваю

29. Мечтаю, чтобы случилось чудо, и все уладилось само собой

30. Избегаю общения с людьми

31. Ищу поддержки у других

32. Рассматриваю другие точки зрения и стараюсь принять их во внимание

33. Беспокоюсь о своих отношениях с другими людьми

34. Иду на тренировку в спортзал

35. Смотрю на вещи оптимистически и думаю только о хорошем, что все закончится благополучно

36. Читаю духовную литературу

37. Беспокоюсь о том, что происходит

38. Пытаюсь «вписаться» в компанию своих друзей

39. Организую какую-нибудь акцию или ходатайство относительно моей проблемы

40. Устанавливаю прочные отношения с другими

41. Надеюсь, что проблема сама собой разрешится

42. Критикую себя

43. Не допускаю, чтобы другие узнали, что меня беспокоит

44. Думаю о том, что я делаю и зачем

45. Добиваюсь хороших результатов в том, что я делаю

46. Ухожу из дома, развлекаюсь и забываю о своих бедах

47. Стараюсь не унывать, не падать духом

48. Молю Бога позаботиться обо мне

49. Организую группу для решения проблемы

50. Улучшаю свои отношения с другими

51. Понимаю, что я сам (сама) осложняю свою жизнь

52. Хожу на собрания, где рассматривается эта проблема

53. Стараюсь близко подружиться с парнем или девушкой

54. Предаюсь фантазиям, как бы все могло удачно обернуться

55. Не знаю, как выйти из данной ситуации

56. Обвиняю себя

57. Не открываю другим, что я чувствую

58. Сознательно «блокирую» проблему

59. Разговариваю с другими людьми о своей проблеме, чтобы разобраться в ней

60. Работаю вместо того, чтобы бывать в обществе

61. Обращаюсь за помощью к профессионалу

62. Стараюсь довольствоваться тем, что имею

63. Стратаю от головной боли или болей в желудке

64. Беспокоюсь о том, что со мной будет

65. Выбрасываю проблему из головы

66. Делаю, как советуют друзья

67. Объединяюсь с людьми, у которых такая же проблема

68. Вымещаю неудачи, свои разочарования на других

69. Представляю себе, что все благополучно завершится

70. Считаю себя виноватым(-ой)

71. Получаю поддержку от других, например, родителей или друзей

72. Обсуждаю проблему с компетентными людьми

73. Беспокоюсь о будущем человечества

74. Уделяю время досугу

75. Больше (меньше) ем, пью, сплю

76. Закрываюсь от проблемы так, чтобы можно было избежать ее

77. Провожу больше времени со своим парнем, девушкой (любимым человеком)

78. Обдумываю различные способы решения проблемы

79. Нахожу способ «выпустить» нар; например, плачу, кричу, выпиваю, принимаю наркотики

80. Перечислите любые другие действия, которые вы совершаете, чтобы справиться с вашей тревогой, проблемой, которая больше всего сейчас беспокоит

Обработка и оценка полученных результатов

Каждая форма методики анализируется отдельно. При анализе результатов, полученных с помощью специальной формы, следует обратить особое внимание на выбор трудных для респондентов жизненных ситуаций и проблем.

Могут быть выделены 18 копинг-стратегий (табл. 4.27).

Характеристика копинг-стратегий

Таблица 4.27

3. Работа, достижения

Упорная работа и достижения - добросовестное отношение к работе (учебе) и высокие достижения

4. Беспокойство

Беспокойство - беспокойство о будущем вообще и о своем будущем в особенности

Ставка на близких друзей - общение с близкими и друзьями и приобретение новых друзей

6. Принадлежность

Стремление принадлежать - интерес к тому, что думают другие, и действия, нацеленные на получение их одобрения

7. Чудо (надежда на чудо)

Надежда на чудо - надежды на лучшее, на то, что все само но себе уладится, что случится чудо

8. Несовладание

Несовладание - отказ от каких-либо действий по решению проблемы, болезненные состояния

9. Разрядка

Разрядка - улучшение самочувствия за счет «выпускания пара», вымещение своих неудач на других, слезы, крик, алкоголь, сигареты или наркотики

10. Общественные действия

Общественные действия - поиски поддержки путем организации групповых действий для разрешения проблем; посещение собраний

11. Игнорирование

Игнорирование проблемы - сознательное блокирование проблемы, как будто ее не существует

12. Самообвинение

Самообвинение - строгое отношение к себе, ощущение ответственности за проблему

13. Уход в себя

Уход в себя - замкнутость, неиосвящение других людей в свои заботы

14. Духовность

Поиски духовной опоры - молитвы о помощи и наставлении, чтение Святого писания

15. Позитивный фокус

Фокусирование на позитиве - оптимистический взгляд на вещи; напоминание себе о том, что есть люди и в худшем положении; поддержание бодрости духа

16. Профессиональная помощь

Обращение за помощью к профессионалу - обсуждение своей проблемы с квалифицированным профессионалом

17. Отвлечение

Стремление отвлечься и отдохнуть - отвлечение от проблемы, используя такие способы релаксации, как чтение книг, просмотр телевизора, развлечения в обществе

18. Активный

Активный отдых - занятия физкультурой и спортом

Обработка результатов проводится путем сопоставления данных респондента с ключом (табл. 4.28). Совпадение с ключом дает один балл. Сумма баллов умножается на число, указанное в столбце «Общая сумма баллов».

Ключ к Юношеской копинг-шкале

Выверенная сумма баллов

1. Социальная поддержка

1 + 17 + 31+59 + 71

2. Решение проблемы

2 + 18 + 32 + 44 + 78

3. Работа, достижения

3+ 19 + 25 + 45 + 60

4. Беспокойство

7 + 24 + 37 + 64 + 73

11 + 14 +40 + 53 + 77

6. Принадлежность

8 + 33 + 38 + 50 + 66

13 + 29 + 41 +54 + 69

8. Несовладание

9+ 10 + 28 + 55 + 63

9. Разрядка

12 + 27 + 68 + 75 + 79

10. Общественные действия

39 + 49 + 52 + 67

11. Игнорирование

16 + 58 + 65 + 76

12. Самообвинение

42 + 51 +56 + 70

13. Уход в себя

15 + 30 + 43 + 57

14. Духовность

5 + 22 + 36 + 48

15. Позитивный фокус

21 +35 + 47 + 62

16. Профессиональная помощь

17. Отвлечение

18. Активный отдых

Полученные результаты сопоставляются с нормативными показателями (табл. 4.29).

По результатам выраженности отдельных шкал определяется профиль индивидуальных и групповых предпочтений конинг-стратегий (табл. 4.30 и 4.31).

Нормы Юношеской копинг-шкалы

Таблица 4.29

Шкалы ЮКШ

Среднее по смешанной выборке

Эмпирические значения или нормы

Теоретический разброс значений

Социальная поддержка

Решение проблемы

Беспокойство

Принадлежность

Несовладание

Разрядка

Общественные

действия

Игнорирование

Самообвинение

Уход в себя

Духовность

Профиль шкал

  • Материал любезно предоставлен Т. Л. Крюковой.
  • Крюкова Т. Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы.Кострома, 2010. С. 4.
  • Сумма, получаемая в предыдущем столбце, умножается на 4 (на 5 или на 7).


Просмотров