Экспертные услуги по 44 фз. О проведении экспертизы контракта

После выполнения поставщиком контрактных обязательств заказчик должен принять работы и осуществить экспертизу выполнения договора. Как проводить экспертизу своими силами или с помощью экспертов?

После выполнения поставщиком контрактных обязательств заказчик должен принять товары/работы/услуги и осуществить экспертизу результатов выполнения договора. Из этой статьи вы узнаете, в каких случаях проведение экспертизы обязательно, кто ее должен проводить, а также как оформляются ее результаты.

В каких случаях и зачем проводят экспертизу по Закону № 44

Экспертиза проводится в целях проверки результатов выполнения поставщиком обязательств по государственному контракту и их соответствия условиям договора. Заказчик должен обеспечить проведение экспертизы при приемке товара либо результатов выполнения работ, оказания услуг. Об этом говорится в Законе № 44 (ст. 94 ч. 3).

Однако есть исключение. Так, экспертиза не проводится при исполнении поставщиком обязательств по контрактам, которые были заключены до принятия Закона № 44. Если договором предусмотрено поэтапное выполнение обязательств, экспертизу и приёмку результатов проводят по окончании каждого из этапов.

Стоит обратить внимание, что даже если контракт не предусматривает поэтапного исполнения обязательств по контракту, однако фактически приемку и оплату проводят периодически (к примеру, ежемесячно), заказчик должен обеспечить проведение экспертизы по итогам каждой приемки.

Своими силами или при помощи экспертов?

Заказчик должен привлекать экспертов при условии проведения закупки у единственного поставщика. Исключения составляют:

  • закупки услуг, оказываемых экспертными организациями и экспертами;
  • закупки по основаниям, которые предусмотрены пунктами 1-9, 14-15, 17-23, п. 24 (лишь при проведении закупок для федеральных нужд), а также п. 25-26, 28-30, 32-33, 36, 40-42, 44-48 статьи 93, части 1;
  • закупки, предметом которых являются услуги по разработке проектной документации для объектов капстроительства или (и) прошедшие экспертизу итоги инженерных изысканий.

Правительство России имеет право определить другие случаи осуществления экспертизы товаров (услуг, работ), предусмотренных государственным контрактом. В подобных случаях к обязанностям заказчика относится привлечение экспертов. В остальных случаях решение о самостоятельном проведении экспертизы либо привлечении внешних экспертов заказчик принимает сам.

Привлечение экспертов

Экспертизу могут проводить привлеченные экспертные организации и эксперты исключительно на основании заключенных в соответствии с Законом № 44 договоров. Экспертные организации и эксперты вправе запрашивать у поставщиков и заказчиков дополнительную информацию, относящуюся к условиям выполнения госконтракта, а также отдельным этапам его исполнения.

Оформление результатов экспертизы осуществляется в виде заключения, подписываемого экспертом (представителем экспертной организации, имеющим соответствующие полномочия). Если по результатам проведенной экспертизы будут установлены не препятствующие приемке нарушения контракта, заключение может содержать предложения об их устранении с указанием конкретного срока их устранения.

Проведение экспертизы сотрудниками заказчика

Сначала руководителем организации должен быть издан приказ о формировании комиссии экспертов, в состав которой должно входить не меньше пяти человек. Приказ о проведении экспертизы должен содержать номер, предмет контракта, этапы и сроки проведения экспертизы.

Проведение приемки результатов выполнения контракта

Приёмку проводят в полном соответствии со сроками и в порядке, оговоренном контрактом. При проведении экспертизы силами экспертов заказчик должен принять к сведению представленные в заключении выводы. Если экспертные организации не привлекались, подтверждающий приемку товара (услуги, работы) и подписанный заказчиком документ одновременно является документом, подтверждающим факт проведения экспертизы. Чаще всего таким документом служит приемо-сдаточный акт либо другой документ с перечнем поставленных товаров. Кроме того, в этом документе фиксируются претензии сторон.

Если установленное несоответствие не является препятствием приёмки результатов выполнения контракта либо исполнитель его уже устранил, у заказчика есть право не отказываться от приёмки.

Если заказчик настаивает, что контракт исполнен ненадлежащим образом (в том числе, на основании экспертного заключения), он в письменной форме обязан направить в адрес поставщика отказ от подписания документа о приемке в оговоренные контрактом сроки.

Помимо этого, заказчик обязан сформировать отчет, в котором будут содержаться сведения об исполнении обязательств по контракту либо их ненадлежащем исполнении. Исключение составляют контракты, которые заключены с учетом п. 4 («малые» закупки), п. 5 (закупки, проведенные учреждениями культуры в сумме, не превышающей 400 тысяч рублей), п. 23 и п. 44 ст. 93, ч. 1.

При приемке товаров (услуг, работ) заказчик должен провести экспертизу результатов исполнения контракта. Осуществить ее с помощью экспертов или своими силами? Что лучше?

После того, как поставщик выполнил взятые на себя контрактные обязательства, заказчик осуществляет их приемку. При этом он должен провести экспертизу (экспертную оценку) результатов исполнения контракта. В данной статье будут рассмотрены вопросы, касающиеся того, в каких случаях проведение экспертизы является обязательным условием, в чьи обязанности входит ее проведение и каким образом оформляются ее результаты.

Экспертиза по Закону № 44: при каких обстоятельствах и для чего она проводится

Экспертиза по Закону № 44 проводится, чтобы проверить результаты исполнения поставщиком (подрядчиком) контрактных обязательств, касающихся их соответствия условиям подписанного контракта. Обязанностью заказчика является обеспечение проведения экспертизы при приемке поставленных товаров (услуг, работ) по заключенному договору. Это регламентировано Законом № 44 (статья 94, часть 3).

Однако предусматриваются и исключения. Это относится к исполнению поставщиком контрактных обязательств, если договор был заключен до вступления в силу норм Закона № 44. Так, если контракт предусматривает поэтапное исполнение обязательств, то приёмка и экспертная оценка результатов проводится после окончания каждого из этих этапов.

Даже если контракт не содержит условий об исполнении контрактных обязательств поэтапно, однако по факту приемку и оплату товаров (услуг, работ) проводят периодически, то обязанностью заказчика является обязательное проведение экспертизы при каждой приемке результатов (данное требование содержится в Письме МЭР Российской Федерации №Д28и-2919 от 31 декабря 2014 года).

Каким образом проводить экспертизу: самостоятельно либо привлекая экспертов?

Если закупка проводится у одного единственного поставщика, заказчик должен привлечь экспертов. Это регламентировано Законом № 44 (статья 94, часть 4).

Однако предусматриваются исключения.

  • В случае закупки услуг экспертных организаций (экспертов).
  • В случае осуществления закупок по основаниям, которые предусматривает Закон № 44, (часть 1 статьи 93, пункты 1-9, 14-15, 17-23, 25-26, 28-30, 32-33, 36, 40-42, 44-45).
  • При проведении закупок в целях обеспечения федеральных нужд (предусмотрено статьёй 93 Закона № 44).
  • Если в качестве предмета закупки выступает разработка проектной документации по объектам капитального строительства либо результаты инженерно-геологических изысканий, которые прошли экспертизу (негосударственную либо государственную).
  • Обязанностью заказчика также является привлечение экспертов в других случаях, при условии, что данные случаи регламентированы документами, принятыми Правительством России.

В остальных случаях заказчиком самостоятельно принимается решение, касающееся привлечения экспертов либо проведения экспертной оценки своими силами.

Экспертиза с привлечением экспертов.

  1. Экспертные организации (эксперты) привлекаются к проведению экспертизы лишь на основании контрактов, которые заключены с учетом требований Закона № 44.
  2. У экспертных организаций (экспертов) есть право запрашивать у поставщиков и заказчиков дополнительные материалы, которые непосредственно относятся к условиям исполнения контрактных обязательств, а также этапам их исполнения.
  3. Оформляются результаты экспертизы путем составления заключения, подписываемого представителем экспертной организации (экспертом). Если по итогам проведенной экспертизы были установлены какие-либо нарушения требований контракта, которые не препятствуют приемке, то заключение может содержать предписания по устранению этих нарушений (в этом случае обязательно нужно указывать сроки их устранения).

Экспертиза, проводимая силами заказчика

Руководителем организации издается приказ о формировании экспертной комиссии. В её состав должно быть включено не меньше пяти человек. В приказе указываются предмет контракта, являющийся объектом проведения экспертной оценки, его номер, а также этапы и конкретные сроки её проведения.

Исполнение контракта: приемка результатов

Приёмку осуществляют в сроки, а также в порядке, оговоренном в контракте. В ходе проведения экспертизы экспертами, заказчик должен учесть выводы, которые представлены в заключении по итогам экспертизы. Если эксперты привлечены не были, то документ, подтверждающий приемку товаров, который оформлен и подписан заказчиком, является также документом, свидетельствующим о проведении экспертной оценки непосредственно заказчиком. Это может быть приемо-сдаточный акт или какой-либо другой документ, где перечислены все поставленные товары (оказанные услуги, выполненные работы), а также зафиксированы претензии сторон (если таковые имеются).

Если выявленное по итогам приемки результатов работ несоответствие не является препятствием исполнения контракта в целом, либо исполнитель его уже устранил, то заказчик принимает работы (товары, услуги). Однако если заказчик полагает, что результаты исполнения контракта не соответствуют предъявляемым требованиям (основанием для этого может быть экспертное заключение), то он вправе отказаться подписывать документ. В этом случае в сроки, оговоренные контрактом, он обязан направить поставщику мотивированный отказ в письменной форме.

Помимо этого, обязанностью заказчика является формирование отчета, где должна содержаться вся информация об исполнении либо ненадлежащем исполнении контрактных обязательств (по каждому из этапов).

Однако предусматриваются исключения в отношении контрактов, заключенных на «малые» закупки (пункт 4 Закона № 44), закупки для учреждений культуры в сумме не более 400000 рублей (пункт 5 Закона № 44 и пункты 23, 44 статьи 93). Составленный по итогам проведенной экспертизы отчет нужно разместить в информационной системе. К нему необходимо приложить документ, подтверждающий приемку результатов экспертизы либо обоснованный отказ. Если же экспертиза проводилась экспертами, то в ЕИС должно быть размещено также заключение по её итогам.

Ситуация : Правомерно ли проводить экспертизу силами заказчика, если контракт расторгнут в одностороннем порядке?

Проводить экспертизу в такой ситуации правомерно. Такой вывод вытекает из Решения по делу № А63-6507/2014 от 17 марта 2015 года, которое было принято Арбитражным судом Северо-Кавказского округа.

Расторжение договора в одностороннем порядке инициировано заказчиком по причине ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств. Данные о нем включены в РНП (реестр недобросовестных поставщиков). С этим решением поставщик не был согласен, поэтому обжаловал его в суде. По мнению поставщика, проведение экспертной оценки товара силами заказчика – это незаконная экспертиза, не являющаяся неопровержимым доказательством, поскольку проводилась она сотрудниками заказчика, которых можно считать заинтересованными лицами. Этот вывод суд признал ошибочным, поскольку экспертиза товара собственными силами была проведена заказчиком на основании норм Закона № 44 (статья 94). Помимо этого, к делу приобщено заключение экспертизы, которую проводил заказчик, и у поставщика нет никаких доказательств ее опровержения.

Экспертиза исполнения контракта по Закону № 44-ФЗ
Экспертиза исполнения контракта предусмотрена Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Есть закупки, при которых проведение экспертизы по Закону № 44-ФЗ – право учреждения. Если внешняя экспертиза не предписана законодательством о закупках, заказчик проводит в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ экспертизу своими силами, то есть прибегает к внутренней экспертизе. Однако в некоторых случаях экспертиза по Закону № 44-ФЗ обязательна для бюджетного учреждения. Когда и как нужно привлекать экспертов, экспертные организации, расскажет эта статья.

Экспертиза при приемке
Проведение экспертизы по Закону № 44-ФЗ необходимо:
При подготовке документации о закупке. Речь идет, в первую очередь, о привлечении экспертов к подготовке технического задания при закупке сложной продукции.
При рассмотрении, оценке и сопоставлении информации из заявок участников закупки. В таком случае эксперты обычно привлекаются для независимого ранжирования предложений по неценовым критериям.
При приемке продукции (товаров, работ, услуг) в ходе исполнения контракта.
Остановимся подробнее на экспертизе исполнения контракта при приемке.
Из норм частей 1 и 2 статьи 94 Закона № 44-ФЗ можно сделать вывод, что независимая экспертиза – часть приемки, но не всегда обязательная. Экспертиза при приемке проводится заказчиком для проверки отсутствия нарушений и соответствия условиям контракта представленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом. Заказчик может провести экспертизу своими силами или привлечь экспертов, экспертные организации (ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).
Поставленный товар, выполненная работа или оказанная услуга подлежат экспертизе при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Но здесь есть исключения. Заказчик имеет право не привлекать экспертов:
при закупке услуг самих экспертов, экспертных организаций;
если результат предусмотренной контрактом выполненной работы – проектная документация объекта капстроительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие обязательную государственную или негосударственную экспертизу;
в случаях, предусмотренных пунктами 1–9, 14, 15, 17–23, пунктом 24 (только при закупках для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28–30, 32, 33, 36 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Требования о проведении экспертизы, предусмотренные частями 3 и 4 статьи 94 Закона № 44-ФЗ, не применяются к закупкам, извещения о которых размещены на официальном сайте до 1 января 2014 года (ч. 29 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).
В этих ситуациях заказчик проводит приемку продукции своими силами. Такую приемочную комиссию можно считать внутренней экспертизой. Внутренняя приемка не лишает заказчика права установить требование независимой внешней экспертизы по Закону № 44-ФЗ.

Эксперт (экспертная организация) как субъект закупки
Согласно п. 15 ст. 3 Закона № 44-ФЗ, эксперты – это физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели), а экспертные организации – юридические лица. Они обладают специальными познаниями, опытом, квалификацией в соответствующей области науки, техники, искусства или ремесла (для юрлица это требование к квалификации персонала).
Эксперты, экспертные организации действуют на основании договора или государственного (муниципального) контракта. То есть, экспертная деятельность ведется на возмездной основе и заключается в изучении и оценке предмета экспертизы, а также в подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком или участниками закупки вопросам (если условия контракта предусматривают дополнительную независимую экспертизу с составлением экспертного заключения). Самый главный вопрос, который ставит заказчик экспертам, – подтверждение соответствия поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг требованиям технического задания (то есть условиям договора, контракта), а также требованиям технических регламентов и стандартов.

Ограничения по привлечению экспертов
В целях внешней экспертизы не все граждане могут быть экспертами. Ограничения для них установлены статьей 41 Закона № 44-ФЗ. Причем для физлиц эти ограничения практически неустранимы. Так, не имеет права быть внешним экспертом:
должностное лицо или работник заказчика либо поставщика (подрядчика, исполнителя), а также тот, кто работал у заказчика или поставщика менее двух лет назад;
человек, у которого есть имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;
супруг (супруга), близкий родственник, усыновитель или усыновленный для руководителя заказчика, члена комиссии по закупкам, руководителя контрактной службы, контрактного управляющего, должностного лица или работника поставщика (подрядчика, исполнителя). Близкими родственниками считаются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры.
Экспертными организациями не могут быть юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем 20 процентами вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юрлиц. Нельзя привлечь к экспертной работе гражданина или организацию, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой ими экспертизы.
В ходе экспертизы может понадобиться провести исследования, испытания, выполнить работы, оказать услуги, отдельно регулируемые законодательством РФ. Например, к проводящим их экспертам могут быть установлены специальные требования – обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях. В таких случаях эксперты, экспертные организации выбираются из числа лиц, отвечающих указанным требованиям.
Кроме того, заказчик выбирает способ определения эксперта с учетом ограничений, предусмотренных Законом № 44-ФЗ для каждого из способов закупки (открытый конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, закупка у единственного поставщика и т. д.).
Иных специальных требований к экспертам и экспертным организациям, а также к экспертным заключениям (актам экспертизы по Закону № 44-ФЗ), которые ими выдаются, законодательство не содержит.

Обязательная экспертиза по Закону № 44-ФЗ
Случаи, когда заказчик обязан привлекать экспертов Норма Закона № 44-ФЗ
Поставка культурных ценностей, предназначенных для пополнения государственного музейного, библиотечного, архивного фонда, кино-, фотофонда и аналогичных фондов п. 10 ч. 1 ст. 93
Производство товара, выполнение работы, оказание услуги учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством РФ п. 11 ч. 1 ст. 93
Закупка произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков, если исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы принадлежат единственному лицу п. 13 ч. 1 ст. 93
Заключение контракта на участие в мероприятии, проводимом для нужд нескольких заказчиков, с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определенным заказчиком-организатором мероприятия по нормам Закона № 44-ФЗ п. 16 ч. 1 ст. 93
Заключение контракта после признания несостоявшимся определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, кроме закупок для обеспечения федеральных нужд п. 24 ч. 1 ст. 93
Заключение контракта на приобретение для федеральных, региональных, муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на капвложения в целях приобретения объектов недвижимого имущества в государственную или муниципальную собственность п. 31 ч. 1 ст. 93
Заключение федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории России, если запрос предложений признан не состоявшимся п. 34 ч. 1 ст. 93
Заключение контрактов на поставки оборудования (включая его техническую эксплуатацию), программного обеспечения для внедрения научно-технических результатов и результатов интеллектуальной деятельности между образовательными организациями – федеральными или региональными инновационными площадками – и обладателем исключительных прав на это оборудование и программное обеспечение за счет средств, выделенных на развитие инновационной инфраструктуры в системе образования п. 35 ч. 1 ст. 93
Закупка изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства п. 37 ч. 1 ст. 93
Заключение на определенных условиях органами исполнительной власти или местного самоуправления контрактов на приобретение жилых помещений экономического класса с юрлицом, заключившим договор об освоении территории (или о комплексном освоении территории) в целях строительства жилья экономического класса п. 38 ч. 1 ст. 93

В соответствии с Законом о контрактной системе (закон № 44-ФЗ), заказчик при исполнении контракта должен осуществить экспертизу поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг с целью установить их соответствие требованиям, сформулированным в контракте. При этом заказчик может самостоятельно или привлечь для этой цели экспертную организацию. Последний вариант предусмотрен, если закупка производится у единственного поставщика. В ряде случаев, перечисленных в части 4 статьи 94 названного закона, заказчики освобождаются от проведения обязательной экспертизы.

К аким образом проводится экспертиза исполнения контракта?

На этапе приемки товара, работы или услуги заказчиком принимается решение о привлечении эксперта, в соответствии с законом № 44-ФЗ. Порядок заключения договора с экспертной организацией установлен в законе. Оплата услуг эксперта производится в соответствии с требованиями заключенного контракта.

Как оформляются результаты экспертизы исполнения контракта по закону № 44-ФЗ?

В ходе проведения экспертизы оформляется письменное заключение, которое подписывается экспертом, представителем экспертной организации или членами комиссии. Документ должен быть объективным, аргументированным, всесторонним и оформленным в соответствии с требованиями законодательства РФ.

На какие вопросы отвечает экспертиза исполнения контракта по закону № 44-ФЗ?

Заключение эксперта должно включать сведения , работ или услуг требованиям, указанным в контракте, в части их объема и качества. Этот документ заказчик сохраняет у себя в течение трех лет. Если экспертиза установила несоответствие требованиям контракта, которое, тем не менее, позволяет осуществить приемку товара или услуги, то в заключении могут быть указаны способы и сроки устранения выявленных нарушений.

Каким образом заказать экспертизу исполнения контракта по закону № 44-ФЗ?

Для проведения экспертизы исполнения контракта по закону № 44-ФЗ обращайтесь в экспертно-правовой центр «Прометей» . Наши специалисты имеют профильное образование и многолетний опыт аналогичной работы. Мы решим Вашу задачу качественно, быстро и недорого.



Просмотров