Экономические права и свободы человека. Социально-экономические права и свободы

Экономические права и свободы в своей основе связаны с правом собственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена распределения и потребления товаров и услуг.

Систему экономических прав и свобод в Конституции РФ образуют следующие элементы.

Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности (ч.1 ст.34). Под предпринимательской понимается деятельность, направ­ленная на извлечение прибыли. Однако не допускается экономическая де­ятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкурен­цию и иную, которая запрещена законом (ч.2 ст.34).

Важная роль в поддержке конкуренции правовыми средствами, в пре­дупреждении и пресечении монополизма и недобросовестной конкуренции отведена Закону РСФСР от 22 марта 1991 года "О конкуренции и ограниче­нии монополистической деятельности на товарных рынках1" и Федеральному закону от 25 мая 1995 года "О внесении изменений в Закон РСФСР "О кон­куренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках2". Однако монополизация не исключается из экономической дея­тельности в принципе, в соответствии с Федеральным законом от 19 ав­густа 1995 года "О естественных монополиях3".

Право на частную собственность (в том числе и на землю) и ее наследование (ст.35,36). Право частной собственности и его охрана

предполагает право человека самому или совместно с другим лицом (физи­ческим или юридическим) - создавать в установленном законом порядке хозяйственные предприятия. Лишить имущества можно только по решению суда. Кроме того, принудительное отчуждение имущества для государс­твенных нужд может быть произведено только при условии предварительно­го и равноценного возмещения.

В соответствии со ст.36 Конституции РФ любой гражданин, в порядке и на условиях, определенных законодательством вправе иметь в частной собственности земельные участки. Это же право касается объединений граждан. Возникновение права частной собственности на землю не ставит­ся в зависимость от ее назначения. Однако, в ч.2 ст.36 Конституции РФ подчеркивается, что владение, пользование и распоряжение землей и дру­гими природными ресурсами осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и за­конных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются Земельным кодексом РФ от 25 октября 2001 г. №136 – ФЗ4.

Право свободно распоряжаться своими способностями к труду, вы­бирать род деятельности и профессию (ч.1 ст.37). Это право означает, что только одному человеку принадлежит исключительное право распоря­жаться своими способностями к производительному и творческому труду. Реализуя это право, человек может выбирать тот или иной род деятель­ности и занятий.



В соответствии со ст.8 Международного пакта о гражданских и поли­тических правах в ч.2 ст.37 Конституции РФ впервые был отражен запрет на принудительный труд.

Право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч.3 ст.37). Рассматриваемое конституционное право конкретизируется в отраслевых нормативных правовых актах. Оно неразрывно связано с охраной труда, т.е. с системой сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающей в себя правовые, социально – экономические, организационно – технические, санитарно – гигиенические, лечебно – профилактические, реабилитационные и иные мероприятия1.

Право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискри­минации и не ниже установленного минимального размера оплаты труда (ч.3 ст.37). В соответствии с трудовым законодательством месячная оп­лата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот пе­риод норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда. Трудовое законодательство запрещает, какое бы то ни было, понижение раз­меров оплаты труда работников в зависимости от пола, возраста, расы, принадлежности к общественным объединениям.

Что касается права на вознаграждение за труд, то его значение выражается не только в государственной гарантии минимального размера оплаты труда, ниже которого никто не может его оплачивать.1

Право на защиту от безработицы (ч.3 ст.37). В Российской Феде­рации предусмотрен ряд защитных мер против безработицы, регламентиро­ванных Законом РФ от 19 апреля 1991 года (в редакции от 20 апреля 1996 года) "О занятости населения в Российской Федерации2" и иными законами и подзаконными нормативными актами, определяющими государственную по­литику в области занятости в отношении отдельных групп населения, осо­бо нуждающихся в защите от безработицы.

Отношения в сфере занятости определяются международными нормативными правовыми актами. Среди международных документов выделяются: Международный кодекс труда, состоящий из конвенций и рекомендаций Международной организации труда (МОТ), Конвенция МОТ о политике в области занятости 1964 г. (№122), которая наиболее обстоятельно решает вопросы зашиты от безработицы, и Конвенции МОТ о содействии занятости и защите от безработицы 1988 г. (№168)3.

Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры (ч.4 ст.37). Это право может быть использовано в соответствии с установленным федеральным законом способами их разрешения, включая право на за­бастовку. Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров предусмот­рен трудовым законодательством. Коллективные трудовые споры регулиру­ются Федеральным Законом от 23 ноября 1995 года "О порядке разрешения коллективных трудовых споров"4.

Трудовой кодекс РФ развивает положение Конституции РФ относительно права на забастовку в статьях 409 – 417, в которых объясняется, что такое забастовка, как ее объявить, об органе, возглавляющем забастовку, об обязанностях сторон коллективного трудового спора в ходе забастовки, о незаконных забастовках и т.д.

В разрешении забастовок также участвует служба, являющаяся государственным органом, компетенция которой определена в указанном Законе и Положении о службе по урегулированию коллективных трудовых споров, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. №468 «О службе по урегулированию коллективных трудовых споров»1.

5. Социальны права и свободы человека и гражданина.

Социальные права и свободы - это реально гарантированные возмож­ности пользования материальными и духовными благами для удовлетворения потребностей человека в социальной сфере.

Право на отдых (ч.5 ст.37). Также закреплены конституционные гарантии этого права для работающих по трудовому договору: установленная федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Это значит, что, заклю­чив трудовой договор, гражданин вправе требовать от конк­ретного работодателя соблюдения установленных гарантий права на отдых, а работодатель обязан эти требования удовлетворить и обеспечить усло­вия для реализации этого права. Важной гарантией права на отдых является детальное регулирование в законодательстве о труде вопросов рабочего времени и времени отдыха. Им посвящены 5 глав (с 15 по 19) и 38 статей (с 91 по 128) Трудового кодекса РФ (ТК РФ).

Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом (ч.1

ст.39). Социальное обеспечение - это участие общества в содержании тех

своих членов, которые по не зависящим от них причинам не имеют доста­точных средств к существованию. В указанном праве человека перечислены условия, наступление которых является основанием для социального обес­печения. Однако этот перечень не является исчерпывающим, и социальное обеспечение может предоставляться в иных случаях, установленных зако­ном (пребывание в отпуске по уходу за ребенком, приобретение статуса безработного и др.).

Согласно ч.3 ст.39 Конституции РФ поощряются добровольное соци­альное страхование, создание дополнительных форм социального обеспече­ния и благотворительность. В Российской Федерации функционируют иные негосударственные формы социального обеспечения граждан (негосударс­твенные пенсионные фонды, система производственного обеспечения, сис­тема муниципального социального обеспечения, профсоюзная система соци­ального обеспечения и др.). Благотворительная деятельность регулирует­ся Федеральным законом от 11 августа 1995 года "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"1.

Право на жилище (ст.40). Это одно из самых необходимых жизненных благ. Статья 40 Конституции РФ содержит ряд конституционных гаран­тий этого права. Во -первых , никто не может быть произвольно лишен жи­лища. Во -вторых , органами государственной власти и местного самоуправ­ления поощряется жилищное строительство, создаются условия для осу­ществления этого права. В -третьих , предоставляется жилище малоимущим и другим категориям граждан, указанных в законе бесплатно или за доступ­ную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами.

24 декабря 1992 года был принят Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики"1, который определяет основные принципы реализации конституционного права граждан РФ на жилище в новых социально-экономи­ческих условиях.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41). Под ох­раной здоровья следует понимать совокупность мер политического, эконо­мического, правового, социального, культурного, научного, медицинского характера, направленных на сохранение и укрепление физического и пси­хологического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Реализация этого конституционного права регулируется Основами за­конодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года2.

Медицинская помощь включает профилактическую, лечебно-диагности­ческую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную по­мощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетру­доспособными и инвалидами, включая выдачу пособий по временной нетру­доспособности3. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно, за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступле­ний. Часть 3 ст.41 Конституции РФ предусматривает ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

Право на благоприятную окружающую среду (ст. 42).

Законодательство в области охраны окружающей среды кроме Конституции РФ 1993 г. состоит из Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7 – ФЗ «Об охране окружающей среды» и многих других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов России, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» стоит во главе всего экологического законодательства, но само оно шире и является комплексной отраслью, включающей в себя:

Законодательство о земле;

Законодательство о недрах и континентальном шельфе;

Лесное законодательство;

Водное законодательство;

Законодательство об охране и использовании животного мира;

Законодательство об охране атмосферного воздуха;

Законодательство о геодезии и картографии;

Законодательство о гидрометеорологии1.

Право на образование (ст.43). Конституция РФ гарантирует обще­доступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных об­разовательных учреждениях и на предприятиях. Часть 3 ст.43 Конституции РФ содержит положение о высшем образовании: каждый вправе на конкурс­ной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении или на предприятии. Общие вопросы образования и механизм реализации права на образование регули­руется Законом РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 года2 и Федеральным Законом от 13 января 1996 года "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об образовании"1. 19 июля 1996 года Государственной Думой был принят Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональ­ном образовании"2.

6. Культурные права и свободы человека и гражданина.

Культурные (культурно-творческие) права и свободы связаны со свободой доступа к духовным и материальным ценностям, созданным челове­ческим обществом.

Данное право предусматривает свободное использование человеком своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ).

Под предпринимательской деятельностью понимаются "самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке" (ст. 2 ГК РФ).

Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую деятельность. Для этого субъект права на экономическую деятельность может создавать предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью. Никакой государственный орган не имеет права диктовать предпринимателю, какую продукцию он обязан производить и каковы должны быть на нее цены (если пределы не регулируются законодательством). Предприниматель сам нанимает и увольняет работников с соблюдением трудового законодательства, сам распоряжается своей прибылью. В свободу предпринимательства также входит право осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать союзы и объединения с другими предпринимателями, открывать счета в банках. Каллагов Т.Э. Конституционное право РФ: курс лекций. - М.: Волтерс Клувер, 2010. - 96 с.

Признание права на экономическую деятельность порождает для государства определенные обязанности, выступающие как гарантии этого права. Государственные органы, например, не могут отказывать предприятию в регистрации, ссылаясь на нецелесообразность. Они должны бороться с рэкетом и вымогательством, защищать имущество частного предпринимателя наравне с государственной собственностью.

В то же время это право подлежит определенным ограничениям. Государство запрещает определенные виды экономической деятельности (производство оружия, изготовление орденов и др.) или обусловливает такую деятельность специальными разрешениями (лицензиями). Наконец, государственные органы вправе требовать от предпринимателя финансовой отчетности, не затрагивая при этом коммерческую тайну. Эти и ряд других ограничений необходимы в интересах всей национальной экономики, но должны опираться на законодательную базу.

Конкретные вопросы, связанные с реализацией права на экономическую деятельность, регулируются большим числом законодательных актов и, прежде всего, Гражданским кодексом Российской Федерации, первая часть которого вступила в силу 1 января 1995года.

Гражданский кодекс, этот своеобразный основной закон рыночной экономики, вводит экономическую деятельность в общие рамки отношений любых физических и юридических лиц с другими лицами, закрепляет свободу договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Закон опирается на необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав и обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под ред. Б.Н. Топорнина - М.: Изд. Юридическая литература, 2009.

Субъектом права на экономическую деятельность являются любые лица, не ограниченные законом в своей правоспособности. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается с его смертью. Согласно ст.18 ГК РФ в содержание правоспособности входит право заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью, создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами, совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах и др. Естественно, что малолетние граждане могу осуществлять свои права только через законных представителей (родителей, опекунов). В полном объеме способность гражданина своими действиями приобретать обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает с наступлением совершеннолетия, т.е. 18 лет.

Государство оказывает поддержку и так называемому малому предпринимательству (с числом занятых на предприятии до 100 человек), о чем принят Федеральный закон от 14 июня 1995 г. Закон предусматривает создание льготных условий в финансовой области и налогообложении, поддержку внешнеэкономической деятельности малых предприятий и др. Государство призвано осуществлять специальные программы, создавать фонды поддержки малого предпринимательства. Конституционное право. Учебное пособие: в 2-х частях. -- М.: Юридический колледж МГУ, 2004

Для защиты населения от недобросовестной конкуренции в области рекламы принят Федеральный закон о рекламе от 18 июля 1995 г. Закон предусматривает предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу, а также чести, достоинству и деловой репутации граждан и юридических лиц, окружающей среде, а также рекламы, посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали.

С одинаковым основанием можно рассматривать как категорию и экономических прав, и личных прав право частной собственности.

1) личные, 2) политические, и 3) социальные, культурные, экономические. Право на свободную экономическую деятельность. Ст.34 Конституции РФ: "Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности". Экономическая деятельность бывает двух видов: коммерческая (предпринимательская) и некоммерческая, целью которой не является извлечение прибыли. Некоммерческие организации освобождены от налогов, доход некоммерческих организаций не делится между учредителями, в отличие от дохода коммерческих. Гарантией свободной экономической деятельности является запрет недобросовестной конкуренции и монополизации. Некоторые отрасли обладают естественной монополией (так называемые планово-убыточные отрасли). Право на частную собственность. Вопрос о праве частной собственности, это довольно сложный вопрос, и на него нет однозначного ответа. Частная собственность это собственность, которая лично принадлежит гражданину, а может частная собственность может быть собственностью индивидуальной и коллективной? Частная собственность - это собственность либо индивида, либо группы индивидов. Не будет частной собственностью собственность общественных объединений. Частная собственность складывается из трех вещных прав: 1) право владения - право фактического обладания вещью, древние римляне считали, что собственник лишь тот, кто владеет; 2) право пользования - право извлекать из вещи полезные свойства; 3) право распоряжения - право определять судьбу вещи. Лишение имущества (конфискация) - это безвозмездное изъятие, и оно возможно лишь по решению суда. Возможна другая форма отчуждения, реквизиция - это принудительное изъятие имущества для государственных нужд, возможна только при условии предварительного и равноценного возмещения. Что такое равноценное возмещение - можно предположить, что это возмещение равное в цене, но ведь стоимость вещи новой и старой разная, и если дадут стоимость старой вещи, то бывший собственник вообще может остаться без вещи, поскольку такую же старую не продают, а на новую денег нет. Хотя по идее такое возмещение не должно ущемлять интересы собственника. Право наследования. Возможно два способа наследования: 1) По закону - происходит независимо от воли наследодателя и только в том случае, если: а) нет завещательного распоряжения; б) если речь идёт об обязательных наследниках (лица, которые либо находились на иждивении наследодателя на момент его смерти, либо зависели от его поддержки). 2) По завещанию - наследование лицами, которые указаны в завещании. Завещатель может наследовать своё имущество любому человеку, которому пожелает. Например одна бабушка завещала свою квартиру Г.А.Зюганову. Право частной собственности на землю. "Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю", это значит, что лица иностранные и апатриды не имеют право на землю в РФ. "Владение, пользование и распоряжение землёй и другими прир. ресурсами осуществляется их собственниками свободно…". Конституция косвенно даёт возможность устанавливать частную собственность на прир. ресурсы. Принцип законного интереса на право пользования землей и прир. ресурсами. Также в п3. ограничивается деятельность разного рода гос. органов, поскольку порядок пользования землёй определяется законом.

22. Право граждан РФ на труд: понятие, содержание. Конституционно - правовой анализ ст.37 Конституции РФ.

Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционного правоотношения, в котором участвует государство и гражданин. Для гражданина смысл такого правоотношения состоит в получении защиты своих прав, а для государства - в обязанности предоставить эту защиту. Основные фундаментальные права и вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим традиционно конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы:1) личные, 2) политические, и 3) социальные, культурные, экономические. Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень, право на труд и свободный выбор работы, право на равную оплату за равный труд, право на социальное обеспечение, право на защиту материнства и детства, право на образование. К этой категории также относят и культурные права, гарантирующие доступ человека к благам культуры, свободу художественного, научного, технического творчества, его участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры. Этот вид прав позволяет реализовать культурные потребности человека, обеспечить рост уровня его культуры, без которой человек не может полноценно осуществить свои личные и политические права. Преобразования, происходящие в экономической жизни, потребовали внесения корректив в соответствующие статьи Основного Закона. В условиях рыночной экономики претерпело изменения право человека на труд. Это право изложено в новой редакции, закреплено право на защиту от безработицы и установлен запрет принудительного труда. Трудовые права и свободы защищают человека от произвола работодателей, дают ему возможность отстаивать свое достоинство и интересы. Конституционная трактовка содержания прав в сфере труда полностью соответствует положениям об этом в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. Конституционно закреплены нормы, согласно которым человек должен работать в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а вознаграждение за труд выплачивалось без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Если такие требования нарушены в результате действий работодателя и работнику на производстве причинен вред, то работодатель несет материальную, а в некоторых случаях уголовную ответственность. Признается право на инд. и кол. споры с использованием установленных ФЗ способов их разрешения, включая право на забастовку. Любая система разрешения споров предусматривает возможность недовольной стороны обратить в суд. С трудовыми правами неразрывно связано право на отдых. Функции государства в этой сфере заключаются в установлении продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска. С признанием права на труд государство обязано создавать условия, которые способствовали бы экон. развитию общества, наиболее полной занятости населения. Для этого оно гарантирует бесплатность среднего профессионального образования в гос. и мун. учреждениях и на предприятиях, что является необходимой предпосылкой для подготовки к труд. деятельности. Вместо закрепляемого ранее принципа бесплатности всех видов образования предусматривается общедоступность и бесплатность образования в пределах гос. стандарта. Сохраняется право на получение высшего образования в государственных учебных заведениях на конкурсной основе. Что касается негосуд. вузов, то гражданин вправе поступить в частное, т.е. платное высшее учебное заведение без всяких ограничений со стороны закона. Государство гарантирует бесплатное и общедоступное получение дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования). Родители (или лица их заменяющие) должны способствовать получению детьми основного общего образования. Конституция определяет и взаимные права родителей и детей. Права родителей заключаются в заботе о детях и их воспитания. Трудоспособные дети, достигшие восемнадцатилетнего возраста, обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях. Государство защищает семейные права граждан, и прежде всего - определенные права матери и ребенка. Оно развивает охрану здоровья матери и ребенка, предусматривает социальное обеспечение и охрану труда рабочих матерей. Существуют также отпуска и пособия, связанные с беременностью и родами, перечень которых установлен в трудовом законодательстве. К числу соц.-экон. прав относится право на соц.е обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, уст. законом. Содержанием данного права является, прежде всего, гарантированность получения гос. пенсий и социальных пособий, уста. законом. Все формы соц.о обеспечения строятся на закреплении субъективных прав граждан на получение пенсий и пособий при наличии соотв. оснований. Каждый заранее должен знать, каковы основания и условия обеспечения. Право на труд - право на вознаграждение за труд без дискриминации и не ниже фед. МРОТ. При один. условиях (диплом, стаж) работников, платить надо одинаково, иначе это уже будет дискриминация. Сегодня обязанности трудиться нет, поскольку закреплён принцип свободы труда, т.е. в Конституции прямо указано, что это не право на труд, а именно принцип свободы труда, и это скорее полит. мера, чем юрид.. труд это не свобода, это право. Принуд. труд запрещён. Эта мера носит преждевр. характер, её ввели, чтобы не наказывать людей за безработицу и это хорошо. Но минусов куда больше, сегодня перестали охотиться на бомжей; в местах лишения свободы нельзя заставить преступников работать, а вряд ли возможно получить возмещение ущерба от действий преступника, который не работает; также это позволяет "родителям" законно уклоняться от уплаты алиментов. В ряде стран СНГ есть положения о том, что не считается принуд. труд: в порядке возмещения причинённого ущерба, по решению суда, в условиях стихийных бедствий.

Экономические права и свободы разделяются на: трудовые права и свободы; право на экономическую деятельность; право частной собственности.

Трудовые права и свободы: свобода труда провозглашена в ч. 1 ст. 37 в соответствии со ст. 23 Всеобщей декларации прав человека. Принцип свободы труда в определенной мере уже нашел отражение в действующем законодательстве.

Конституция РФ закрепляет свободу труда, раскрывая ее как право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Свобода труда связана с запретом принудительного труда. Запрет принудительного труда, предусмотренный ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах. Таким трудом считается не только откровенно рабский труд, что в наше время встречается крайне редко, но и любые формы принуждения человека работать на недобровольно принятых условиях или под угрозой какого-либо наказания.

Право на труд не означает чьей-то обязанности предоставлять работу всем желающим. В рыночной экономике государство не в состоянии предписывать такую обязанность частному предпринимательству или брать ее на себя, поскольку оно уже не управляет всеми предприятиями. Поступление человека на работу в основном определяется договором с работодателем. Но наемный работник вправе требовать соблюдения определенных Конституцией условий, а именно: чтобы условия труда отвечали требованиям безопасности и гигиены, а вознаграждение за труд выплачивалось без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Следовательно, если безопасность и гигиена не обеспечены, и здоровью работника на производстве причинен вред, то работодатель несет за это материальную, а в определенных случаях и уголовную ответственность.

Конституция обязывает законодательный орган принимать законы о минимальном размере оплаты труда, а работодатель выплачивать вознаграждение за труд не ниже этого размера.

Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить экономическую политику, способствующую, по возможности, полной занятости, а также бесплатно помогать гражданам, не имеющим работы, в трудоустройстве. При отсутствии работы и возможности ее получить гражданам выплачивается пособие по безработице, но не ниже минимального размера оплаты труда, предоставляется возможность бесплатного обучения новой профессии или участия в оплачиваемых общественных работах, компенсируются затраты в связи с добровольным переездом в другую местность. Эти нормы предусмотрены Законом о занятости населения, а Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Законом от 27 декабря 2009 г. Для реализации целей Закона создана Федеральная служба занятости России, имеющая отделения во всех субъектах Федерации, городах и районах страны.

Право на экономическую деятельность: данное право предусматривает свободное использование человеком своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34 Конституции РФ). В сочетании с правом частной собственности такая свобода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики, исключающая монополию государства на организацию хозяйственной жизни. Эта свобода рассматривается как одна из основ конституционного строя (ст. 8 Конституции).

Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую деятельность. Для этого субъект права на экономическую деятельность может создавать предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью.

Государство запрещает определенные виды экономической деятельности (производство оружия, изготовление орденов и др.) или обусловливает такую деятельность специальными разрешениями (лицензиями). Государство регулирует экспорт и импорт, что накладывает на многие предприятия определенные ограничения. Государственные органы вправе требовать от предпринимателя финансовой отчетности, не затрагивая при этом коммерческую тайну. Эти и ряд других ограничений необходимы в интересах всей национальной экономики, но должны опираться на законодательную базу.

Право частной собственности: оно принадлежит каждому человеку и является одним из краеугольных камней свободы личности, а также - одной из основ конституционного строя, как это установлено ст.8 и 9 Конституции РФ.

Конституция 1993 г. не содержит специального раздела об экономической основе государства и общества, не устанавливает какую-либо форму собственности в качестве основной или ведущей, равно как и не предусматривает и ограничений для других, в частности для личной собственности граждан, что провозглашалось предшествующими конституциями и основанным на них законодательством. Государство приняло на себя обязанность защищать частную собственность, обеспечить ей неприкосновенность. В соответствии с Конституцией РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ст.35). Это право находится под охраной федерального закона, и никакие другие нормативные акты, включая законы субъектов Федерации, не могут менять его статус.

Собственник вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, включая создание частных предприятий, фермерских хозяйств и другую экономическую деятельность. Собственник делает это свободно, без разрешения государственных органов (что не исключает последующей регистрации предприятия или хозяйства), если его действия не противоречат закону и другим правовым актам и не нарушают прав и законных интересов других лиц.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Конституционное право как отрасль права: понятие, предмет, методы правового регулирования, система, роль и место в системе российского права

В науке конституционного права сложилась методолгия определения.. Прежде всего нормы кп регулируют основы конституционного строя см главу Конституции Исключительно в предмет..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

История развития конституционного права России
Конституция РСФСР 1918 г. Первыми конституциями были Конституция США 1787г, конституция Франции 1791г. Конституции появляются в период буржуазных революций. В монархической России конститу

Разработка, порядок принятия и основные черты конституции РФ 1993 года
Необходимость принятия новой Конституции была осознана всеми политическими силами еще в ходе принятия Декларации о государственном суверенитете от 12 июня 1990 г. На 1 Съ

Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия конституционных поправок
Конституция РФ впервые включает главу, посвященную порядку принятия и изменения действующей Конституции. В отличие от предшествующей Конституции РСФСР 1978 г., которая допускала возможность внесени

Гуманистические основы конституционного строя РФ
Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным порядкам – иначе существование основного закона лишается смысла. Однако в п

Демократия как основа конституционного строя РФ
«Основы нституционного строя» раздел 1 Конституции РФ. Демократия, как основа образа жизни в России и ее политического (гос) режима - это такая черта конституционного строя, которая проявляется в п

Местное самоуправление в РФ
Местное самоуправление в РФ - самостоятельная инициативная деятельность местных сообществ по решению вопросов местного значения; это такая признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ форма самоорг

Экономические и социальные основы конституционного строя РФ
Экономические основы конституционного строя. В соответствии со ст. 8 Конституции в РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств,

Светский характер российского государства
Согласно ст. 14 Конституции РФ: РФ - светское государство. Официально дистанцирует себя от религиозных объединений. Оно не дает никакой религии ранга государственной. Гос-ва дает гражданам

Понятие и принципы конституционного статуса личности в РФ
Приоритет человека является одним из начал конституционного строя РФ.Отсюда вытекают и принципиаьные черты статуса личности. Нашим конституционным законодательством воспринято словосочетание «челов

Основы правового статуса иностранцев и лиц без гражданства в РФ
Под иностранными гражданами понимаются лица, находящиеся на территории РФ, не принадлежащие к ее гражданам и обладающими документами, доказывающими наличие у них гражданства иностранного государств

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
Прекращение существования Союза ССР привело к тому, что большое число русских и других русскоязычных его граждан оказались помимо своей воли жителями иностранные государств, являвшихся в прошл

Социальные права и свободы человека и гражданина РФ
Социальные права и свободы разделяются на: Защита материнства, право на социальное обеспечение и жилье; право на охрану здоровья и медицинскую помощь, благоприятную окружающую среду, образование.

Культурные права человека и гражданина по Конституции РФ
Конституция Российской Федерации гарантировала право каждого на участие в культурной жизни, что предполагает возможность осуществления деятельности по сохранению, созданию, распространению и о

Конституционные обязанности личности в РФ
Конституционно-правовой статус граждан РФ складывается не только из прав и свобод, но и их обязанностей перед РФ. Различаются обязанности перед РФ человека и гражданина. Так, только обязанности гра

Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина
Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина. Гарантии конституционного статуса личности условно можно подразделить на две основные группы – общие и специальные. Общие гарантии могут быть как

Конституционные принципы федеративного устройства
Государственное (федеративное) устройство Российской Федерации основывается на ряде принципов, в том числе входящих в основы конституционного строя. Так, в ст. 5 Конституции РФ установлено, что фед

Конституционное разграничение компетенции между РФ и ее субъектами
Круг конкретно закрепленных компетенций, которые органы государственной власти РФ и ее субъектов правомочны осуществлять в соответствии с принципом разграничения предметов ведения и полномочий, обр

Система органов государственной власти в РФ
Система государственного управления складывается из институциональной, нормативно-правовой, функционально-структурной, кадровой, коммуникативной и профессионально- культурной подсистем. Основу инст

Понятие избирательного права и избирательной системы. Их соотношение
Под избирательной системой принято понимать совокупность установленных законом правил, принципов, критериев, с помощью которых определяются результаты голосования. Р

Принципы избирательного права в РФ
Принципы избирательной системы - это основные начала, которые определяют характер и направление правового регулирования всего комплекса общественных отношений, складывающихся в проц

Избирательный процесс в РФ
Выборы как институт политической системы Одним из важнейших элементов современных политических систем является институт всеобщих выбо­ров. Благодаря ему реализуются политические права граж

Конституционно правовой статус президента РФ
Институт президента (от лат. praesidens – «сидящий впереди») учрежден более чем в 150 государствах. В России этот пост впервые был учрежден в 1991 г.: приняты соответствующие законы и внесены измен

Законодательный процесс
Законодательный процесс -процедура разработки и принятия законов Федеральным Собранием РФ, состо­ящая из совокупности последовательно сменяющих друг друга стадий. Стадии бывают основные и факультат

Политическая ответственность
Правительство РФ несёт политическую ответственность преимущественно перед Президентом РФ, а также перед Государственной Думой. Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ по заявлен

Полномочия
Полномочия Правительства РФ установлены статьёй 114 Конституции РФ, главой 3 Федерального конституционного закона "О Правительстве РФ" (1997) и подразделяются на: об

Порядок деятельности
Порядок деятельности Правительства РФ определяется Федеральным конституционным законом "О Правительстве РФ", а также Регламентом Правительства РФ. Основные вопросы, круг которых определён

Суды общей юрисдикции
Суд общей юрисдикции - это суд, осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений, а также иным делам, подсудным судам общей юрисдикц

Районные суды
Районный суд - это основное звено судов общей юрисдикции, в котором рассматриваются дела по первой и второй (по отношению к мировым судьям) инстанции и в апелляционном порядке. Он является непосред

Мировые судьи
Гражданские дела, подсудные мировому судье.(ст.23 ГПК РФ.) До назначения (избрания) мировых судей в субъектах Российской Федерации дела, рассматривались районными судами (Федеральный закон

Военные суды
Военные (флотские) окружные суды - это суды РФ, действующие в Вооруженных Силах РФ, входящие в единую судебную систему РФ, осуществляющие задачи правосудия. Ранее именовались военными трибуналами.

Арбитражные апелляционные суды
Арбитражный апелляционный суд действует в составе: - президиума арбитражного апелляционного суда; - судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и

Порядок работы президиума арбитражного апелляционного суда
Президиум арбитражного апелляционного суда созывается председателем этого суда по мере необходимости. Президиум арбитражного апелляционного суда правомочен решать вопросы при наличии большинства чл

Конституционные принципы правосудия в РФ
Принципы правосудия - это общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности. Важнейшие правовые положения, характеризующие

Принципы осуществления конституционного судопроизводства
1. Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, который самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного

Организация работы Конституционного Суда РФ
1. Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей.Судьи Конституционного Суда РФ избираются Советом Федерации большинством голосов от общего числа его членов по представлению Президент

Институт прав и свобод человека является одним из центральных в правовой науке, поскольку он закрепляет свободу народа и каждого человека от административного произвола. Права человека - это определенные нормативно особенности бытия личности, которые являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами. Всеобщее соблюдение основных прав и свобод личности важнейшее условие достижения стабильности и устойчивости развития современного мира. Все сложнейшие государственно-правовые явления, в конечном счете, проявляются в правах человека, выступающих основой, центральным звеном государственной и общественной жизни.

Становление и развитие прав человека позволяют раскрыть тип цивилизации, ее этап, поскольку отношения человека и государства важнейший признак, характеризующий природу той или иной цивилизации, а государство как правовое или неправовое.

В традиционных обществах (древнекитайской, индусской, азиатской цивилизациях) государство подчиняло своей воле всех подданных, превратив человека в послушного исполнителя. Политико-правовая мысль, возникшая в условиях Афин и Рима породила демократию, а либеральная доктрина прав человека, сформировавшаяся в процессе подготовки и проведения буржуазных революций XVII-XVIII вв. определила новые ориентиры во взаимоотношениях государств и человека свободу, юридическое равенство, верховенство закона, универсальные права человека Лукашева Е.В. Права человека. Учебник для Вузов. «Норма» М., 2001.. Основой буржуазно-либеральной доктрины явилась концепция, выдвинувшая в качестве главных принципов свободу и неотъемлемые, неотчуждаемые права человека, которые принадлежат ему от рождения как представителю рода человеческого. Тем самым был положен предел бесконтрольности и произвола государственной власти, определены границы ее воздействия, выдвинут критерий оценки государства и его цель, осуществление «всеобщего блага», защита прав человека. Государство обязано признавать эти права, считаться с ними, ограждать их от каких бы то ни было посягательств. Современное правовое учение о правах и свободе человека и гражданина может быть кратко выражено в следующих основных постулатах:

  • 1. Все люди свободны от рождения, никто не вправе отчуждать их естественные права. Обеспечение и охрана этих прав - главное назначение государства.
  • 2. Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Свобода человека, следовательно, не может быть абсолютной, она ограничена таким же состоянием других людей Равенство возможностей для всех - основа свободы.
  • 3. Границы свободы могут быть определены только законом, который есть мера свободы Свобода и порядок, если закон демократический. Следовательно, все, что не запрещено, то дозволено.
  • 4. Часть дозволенного определяется через права человека Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ни один набор прав не исчерпывает содержание свободы.
  • 5. Ограничение прав возможно исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.

Российская правовая система в значительной степени опирается на опыт стран с рыночной экономикой и воспринимает их лучшие достижения. Поэтому в процессе согласования принципов и норм, относящихся к правам человека, достигаются такие договоренности, которые ранее были невозможны. При этом следует иметь в виду, что чем выше уровень обеспечения и защиты прав человека и гражданина в каждой отдельной стране, тем прочнее система межгосударственных отношений.

В настоящее время деятельность государств в области прав человека неуклонно смещается с разработки правозащитных принципов и норм в сторону создания механизмов их имплементации. Однако нормотворческий процесс ни в коем случае нельзя считать завершенным. Там, где вновь возникающие ситуации требуют соответствующего регулирования, разработка новых норм должна продолжаться.

В юридической науке и практике издавна известно разграничение понятий «права человека» и «права гражданина». Действительно, в любом государстве объем и содержание прав и обязанностей у гражданина шире, чем у негражданина. В правовых государствах происходит процесс сближения правовых статусов граждан и неграждан за счет признания за последними все большего круга прав и свобод. Кроме того, права человека постепенно трансформируются в права гражданина в результате признания прав и свобод «человека... согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией». Правовой статус человека является обобщающим, родовым понятием не только для правового статуса гражданина, но и для правовых статусов иностранных граждан и лиц без гражданства Дмитриев Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации. М. 1992. С. 5. По мнению Дж. Гинзбурга, в России сейчас созданы конституционные гарантии международно-признанных прав не только гражданина, но и человека Гинзбург Дж. Соотношение международного и внутреннего права в СССР и в России // Государство и право. 1994. № 3. С. 111.. Как отмечает Б.С. Эбзеев, «в результате восприятия государствами международных стандартов само понятие человека и во внутригосударственном праве приобретает правовой характер и обозначает граждан данного государства, а также иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на его территории. И права человека - это такие права, которые принадлежат каждому человеку независимо от его гражданской принадлежности» Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. М. 1992. С. 120. В конституциях, в международных документах широко используют понятия «права человека и гражданина» и «свободы человека и гражданина».

По мнению Б. А. Страшуна и В. В. Маклакова, в большинстве случаев, когда речь идет о праве, предполагается наличие более или менее определенного субъекта, на котором лежит соответствующая этому праву обязанность. Когда же говорится о свободе, имеется в виду запрещение эту свободу отрицать или ограничивать, обращенное к неопределенному кругу субъектов, обязанных уважать данную свободу, то есть практически к любому возможному ее нарушителю Страшун Б.А. Конституционные перемены в Восточной Европе. М., 1991. С. 89.

В правовой литературе, в исследованиях по международному праву можно встретить различные подходы и точки зрения относительно классификации, группировки прав и свобод человека. Чаще всего выделяют в особую группу естественные права человека, акцентируя внимание на их имманентности человеческой природе, их первичности существования, догосударственности, дополитичности (право на жизнь, свобода выражения мнений, свобода вероисповедания и т. п.).

Экономические права определяют статус человека и гражданина как участника предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. К основным экономическим правам человека и гражданина Конституция РФ относит:

  • * право частной собственности, в том числе на землю;
  • * право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность.

Право частной собственности закреплено в основах конституционного строя и имеет повышенную конституционную защиту, (основные положения Конституции не могут быть изменены, кроме случая принятия новой Конституции).

Данное право подразумевает возможность свободно владеть, пользоваться, распоряжаться собственным имуществом.

Конституция РФ уравнивает частную, государственную, муниципальную и иные виды собственности. Это важнейшее положение Конституции 1993 г., так как частная собственность в советскую эпоху, за исключением НЭПа, не признавалась, а из признаваемых форм собственности приоритет отдавался государственной.

Основополагающими конституционными гарантиями права частной собственности являются:

  • * право наследования;
  • * запрет отчуждать у лица имущество, кроме как по решению (приговору) суда.

Наследование - возможность передавать свое имущество родственникам либо иным лицам по желанию наследодателя в случае его смерти.

Каждый человек может быть лишен своего имущества только в судебном порядке. Данная норма действует и в случаях, когда человек лишается своего имущества правомерно (например, при переходе имущества залогодержателю в случае невыполнения обязательств залогодателем). Окончательное решение об отчуждении имущества принимает суд.

Судебный порядок отчуждения имущества - революционная новелла нашей Конституции. Внесудебная конфискация имущества в России (как это имело место в прошлом) запрещена.

Частная собственность также защищается и гарантируется нормами Гражданского, Уголовного кодексов, иных законов.

Разновидность права частной собственности - право частной собственности на землю, также закрепленное Конституцией. Граждане имеют право владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими им земельными участками. Данное право подробно регламентируется Гражданским и Земельным кодексами. Характерной чертой указанного права является то, что оно может принадлежать только гражданам РФ.

Граждане (российские и иностранные) имеют право заниматься предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельностью.

Предпринимательство - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, которая направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке

Запрещенные виды экономической деятельности:

  • * производство оружия;
  • * производство ядерных материалов и торговля ими;
  • * изготовление фальшивых денежных знаков;
  • * занятие лицензируемой деятельностью без разрешения (лицензии);
  • * некоторые другие виды деятельности.

Любая прочая, не запрещенная законом деятельность, разрешена. Свобода экономической деятельности защищается Гражданским и Уголовным кодексами, иными законами.

Важная норма Конституции - запрещение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, распространенные формы которой - соглашения о ценах (искусственно поддерживать высокие цены) и разделе рынков; совместная целенаправленная политика по устранению с рынка других предпринимателей; недобросовестная реклама.

Экономические права и свободы принято рассматривать как совокупность конституционных прав, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере и включающих в себя право частной собственности, право частной собственности на землю, право наследования, свободу предпринимательской деятельности (хозяйственной инициативы) и свободу труда. При этом включение права на труд в число экономических прав аргументируется тем, что понятие «трудовая деятельность» шире по своему содержанию, чем «предпринимательская деятельность», что любая предпринимательская и экономическая деятельность является трудовой деятельностью. Следовательно, право на труд рассматривается как экономическое право Шувалов Е.В. Конституционное право РФ. М., 2002. С. 75. . Полагаем, что эта позиция не соответствует существу данного конституционного права и целям его закрепления в Основном Законе. Согласно ст. 37 Конституции РФ наемным работникам, вступающим в трудовые отношения с работодателем, предоставляются следующие социальные права: свобода труда, запрет принудительного труда, защита от безработицы, право на отдых и др. Значит, конституционное регулирование направлено на поддержку лиц, не имеющих права частной собственности на средства производства, являющихся наемными работниками. А это значит, что свободу труда следует отнести к группе социальных прав.

Нормы Конституции, закрепляющие экономические права граждан Российской Федерации, получают развитие в отраслевом законодательстве. Происходит сближение норм конституционного и гражданского права. С одной стороны, конституционное право начинает регулировать важнейшие экономические отношения, в том числе ранее считавшиеся монополией частного права, с другой стороны, происходит усиление публичных начал в гражданском праве. Тесное взаимодействие публичного и частного права приводит к размыванию границ между публичным и частным правом, к образованию комплексных правовых отраслей и институтов, в которых нормы гражданского и публичного права теснейшим образом взаимосвязаны Гаджиев Г.А. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации. М., 1995. С. 6.. В отличие от личных прав и свобод политические права и свободы предоставляются лицам, связанным с Российской Федерацией гражданством, хотя некоторыми правами (например, свободой слова, свободой объединений в неполитические организации) могут пользоваться также иностранцы и лица без гражданства Чиркин В.Е. Конституционное право РФ. М., 2002. С. 158.. К конституционным политическим правам и свободам относятся: свобода мысли и слова, право собираться мирно, без оружия, право участвовать в управлении делами государства и др. (ст. ст. 29-33 Конституции РФ).

Экономические права (наряду с культурными) относятся к правам человека второго поколения. Они касаются поддержания и нормативного закрепления социально-экономических условий жизни индивида, определяют положение человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности с целью создания условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды. Их объем и степень реализованности во многом зависят от состояния экономики и ресурсов, и поэтому гарантии их реализации по сравнению с гражданскими и политическими правами первого поколения, менее развиты.

В отличие от других видов прав человека особенностями экономических прав являются:

  • · распространенность на определенную - социально-экономическую область жизни человека;
  • · допустимость рекомендательных, «нестрогих» формулировок базовых положений (например, «достойная жизнь», «справедливые и благоприятные условия труда», «удовлетворительное существование»);
  • · зависимость реализации социально-экономических прав от состояния экономики и ресурсов. Статья 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах специально говорит о том, что эти права должны обеспечиваться постепенно и «в максимальных пределах имеющихся ресурсов».

Длительное время правам человека второго поколения отводилась второстепенная роль, возможности регулирования таких прав оценивались негативно. Причина этого заключалась в господствовавшем представлении о невозможности точно определить и юридически квалифицировать эти права, поскольку они не могут порождать непосредственных обязанностей государства по их обеспечению и правовой защите. Позже эта тенденция сменилась отрицанием равноценности экономических и политических прав.

Сегодня значение экономических прав для обеспечения правового статуса личности бесспорно. Как отмечено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, «идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами так же, как и своими гражданскими и политическими правами». Эту точку зрения подтвердила Генеральная Ассамблея ООН (резолюция от 4 декабря 1986 г.), провозгласив «неделимость и взаимозависимость экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав».

Обязанность государства в сфере защиты экономических прав состоит в том, чтобы осуществлять прогрессивные экономические реформы, обеспечивать полное участие своего народа в процессе и выгодах экономического развития, использовать свои ресурсы для предоставления всем равных возможностей пользования данными правами. Как отмечается в ст. 7 Хартии экономических прав и обязанностей государств от 12 декабря 1974 г., каждое государство несёт ответственность за содействие экономическому, социальному и культурному развитию своего народа.

Среди источников правового регулирования экономических прав и свобод базовую роль играют международно-правовые нормы. Универсальные нормы содержатся в общих принципах Устава ООН, в программных положениях Всеобщей декларации прав человека, в нормах Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, в конвенциональных стандартах Международной организации труда. В данной области этой организацией принято больше 170 конвенций. Важное значение имеют следующие: «О принудительном труде» (1930 г.), «О справедливом вознаграждении» (1951 г.), «О дискриминации в области труда и занятости» (1958 г.), «О политике в области занятости (1964 г.), «О трудящихся с семейными обязанностями» (1981 г.), «О содействии занятости и защите от безработицы» (1988 г.) и др.

Другую группу источников регулирования экономических прав составляют нормы, которые содержатся в региональных соглашениях (таких, как Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Европейская социальная Хартия и др.). Третья значительная группа связана с гарантиями соблюдения и защиты социально-экономических прав, закреплёнными в национальных законодательствах государств.

Экономические права обеспечивают человеку свободное распоряжение основными факторами хозяйственной деятельности. К ним относятся: право на труд; право на собственность; право на предпринимательство; право на забастовки и др. Кроме того, трудящиеся и работодатели имеют право на заключение коллективных договоров; право на свободное объединение в национальные или международные организации для защиты своих интересов 7. Югов А.А. Механизм реализации конституционных (основных) прав, свобод и обязанностей - ключевой компонент подлинного народовластия / Конституционное и муниципальное право, 2008, № 7..

Ведущее место в каталоге экономических прав занимает право на труд, включающее право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается (ст. 6 Пакта об экономических, социальных и культурных правах).

Это право выражает постоянно действующую потребность человека, необходимую для создания элементарных материальных предпосылок человеческого существования, а также обеспечения условий всестороннего развития личности.

Право на труд и защиту от безработицы зафиксировано и в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека.

В Конституции РФ (ст. 37) гарантируется право каждого в Российской Федерации свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, фиксируется право на справедливые и благоприятные условия труда: «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы».

Законодательство РФ обязывает работодателя обеспечить своим работникам соответствующие условия труда. В случае невыполнения этой обязанности, повлекшей за собой повреждение здоровья работника, работодатель обязан возместить причиненный этим материальный и моральный ущерб.

Конституционное право на свободный труд для гражданина Российской Федерации означает:

  • 1) возможность свободного и самостоятельного выбора - работать или не работать;
  • 2) свободный выбор рода деятельности или профессии, что с юридической точки зрения выражается в договорном характере трудовых обязанностей, праве менять место работы после соответствующего уведомления администрации, вправе трудиться после достижения установленного пенсионного возраста и т. д.;
  • 3) запрещение принудительного труда. Принудительным, согласно ст. 8 Пакта о гражданских и политических правах, признается труд, который гражданин не избрал добровольно. Принудительный (недобровольный) труд допускается только в силу выполнения обязанностей воинской службы, приговора суда или в условиях чрезвычайных обстоятельств (Конвенция Международной организации труда 1930 г. № 29 «О принудительном или обязательном груде»).

Практическое осуществление права на труд воплощается в задаче обеспечения работой всех желающих, решении проблемы полной занятости населения. Таким образом, право на труд предполагает право на защиту от безработицы, предоставляемую государством любому лицу (ст. 23 Всеобщей декларации прав человека). В Конвенции Международной организации труда № 122 «О политике в области занятости» отмечается, что в целях «ликвидации безработицы и неполной занятости каждый член организации провозглашает и осуществляет в качестве главной цели активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости» (ст. 1).

Этот принцип получил закрепление и дальнейшее развитие в Конвенции Международной организации труда 1991 г. № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы». Согласно этой Конвенции отказ в приеме на работу может быть оправдан только в случае отсутствия свободных мест или недостаточной квалификации претендента.

Необоснованные увольнения являются незаконными, и в необходимых случаях трудящиеся могут быть восстановлены в прежней должности по решению суда. В РФ право на защиту от безработицы регламентируется Законом «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г.) Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации»от 19.04.1991 года № 1032-1(в последней ред. от 23.07.2008 № 160-ФЗ) // Российская газета. 1996. № 84.

Кроме того, для повышения защищенности своих граждан государство обязано принимать надлежащие меры по развитию профессионально-технического обучения, экономическому росту и полной производительной занятости (ст. 6 Пакта об экономических, социальных и культурных нравах).

Свобода труда включает в себя и право каждого лица на справедливые и благоприятные условия труда. Это право, гарантированное в ст. 7 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, состоит из следующих аспектов:

  • а) вознаграждение за труд должно обеспечивать всем трудящимся как минимум справедливую заработную плату и удовлетворительное существование для них и для их семей; равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия;
  • б) условия работы должны отвечать требованиям безопасности и гигиены;
  • в) все лица должны иметь одинаковую возможность продвижения по работе на соответствующие более высокие ступени только на основании трудового стажа и квалификации;
  • г) все трудящиеся имеют право на отдых, досуг, разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, вознаграждение за праздничные дни.

Конституция Российской Федерации, в свою очередь, закрепляет те права и свободы, которые жизненно важны и в наибольшей мере социально значимы как для отдельного человека, так и в целом для общества, для государства. То есть основные права и свободы.

Для человека они являются необходимыми предпосылками обеспечения условий достойного и свободного существования личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он состоит; экономических и социальных условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно насущных материальных и духовных потребностей Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России (3-е издание, переработанное и дополненное). М., 2004. С. 235..



Просмотров