Дворовые автостоянки. Парковочные места во дворах многоквартирных домов: нормы. Самовольный захват парковочных мест – что делать, если соседи огородили парковку во дворе

Парковочные места на придомовой территории – это головная боль многих жителей многоэтажных зданий. Автолюбители предпочитают ставить свои транспортные средства поближе к подъезду, чтобы присматривать за ними из окна квартиры. Гражданам, которые живут на нижних этажах и не имеют собственных машин, не хочется дышать выхлопными газами, слушать громкую сигнализацию и звуки запускаемого мотора. Помимо этого, автомобили мешают проезду скорой и пожарной службы. Поэтому правила парковки во дворах жизненно необходимы и для жильцов, и для автовладельцев.

Приватизация придомовой территории

Перед организацией парковки автомобилей следует приватизировать придомовую территорию, потому что без этого все постройки считаются самовольными, нарушающими права жильцов, их нужно снести. Приватизировать можно при наличии кадастрового номера земельного участка, который ранее был поставлен на кадастровый учет.

В соответствии с Жилищным Кодексом землю рядом со зданием можно регистрировать как частную собственность. Хозяин этой территории занимается обустройством парковки во дворе и собирает на это денежные средства с жителей многоквартирных домов. На общем собрании путем голосования решается организация парковки на этом участке. Обслуживание стоянки во дворе также входит в обязанности собственников придомовой территории.

Быть хозяином участка может быть любой проживающий в здании человек. Чтобы утвердить его в этом статусе нужно собрать жильцов и назначить ответственное лицо. Для того, чтобы все это организовать, необходимо продолжительное время. Перед тем, как оформить приватизацию, необходимо предоставить следующие бумаги:

  • акт с согласием не менее 2/3 владельцев квартир;
  • техпаспорт на жилье.

Недостатком приватизации можно признать то, что нужно каждый год вносить налоги. Преимуществом этой процедуры является возможность увеличения числа мест. Чтобы сделать парковку в жилой зоне, надо ответственному лицу обратиться в муниципальные органы. Также плюс приватизации – закрепление за каждым собственником квартиры парковочного места и организация персонального расписания стоянок.

Санитарные и законодательные нормы

В соответствии с законодательством автовладельцы могут парковать свои машины непосредственно во дворе дома, нет обязанности ставить транспортные средства на платных стоянках или в персональных гаражах. Но кроме этого, существуют санитарные нормы, которые все обязаны соблюдать, перед тем, как сделать место стоянки. Все жильцы, которым ставят машины под окна, вправе возмущаться этому, ведь выделяемые при этом газовые выхлопы и излишний шум противоречат нормам и правилам парковки на придомовой территории многоквартирного дома.

Все владельцы авто должны не перегораживать подъездные пути к дому, потому что в таких случаях нет проезда для экстренных служб, что нарушает права жильцов и последует жалоба в УК. Например, если возник пожар в здании, то пожарная машина не сможет подъехать и выгрузить необходимый инвентарь для устранения чрезвычайной ситуации. Можно войти в положение и автовладельцев, и жильцов многоквартирного дома. Поэтому соглашение о правилах стоянки автомобилей с выполнением закона и санитарных нормативов необходимо для всех.

Главное, что требуется от стоянок в жилой зоне, это следующее:

  • при парковке возле подъезда до десяти авто стоянка должна располагаться на расстоянии десяти метров от окон;
  • при парковке возле подъезда до пятидесяти машин на придомовой территории стоянку размещают в соответствии с требованиями Санэпиднадзора.

При строительстве домов сегодня парковочные места закладываются в проект еще до начала работ. При таком подходе стоянки организовывают в соответствии со всеми строительными и санитарными нормами, что охраняет права жильцов. Но в реальности, многие старые дома таких паркингов не имеют, поэтому многие автовладельцы ищут места, где можно безопасно поставить свою машину. Если двор маленький, то ситуация значительно усложняется вплоть до невозможности основать стоянку для машины.

Стоянки во дворе

При отсутствии парковки во дворе жилого дома автолюбители действуют самостоятельно, по своему желанию. Ведь наряду с действующими нормативами и законами существуют и региональные нормы, которые утверждены в конкретной местности. Поэтому нужно уточнять вопрос, как узаконить парковочное место во дворе и актуальные нормативы для своего города. Когда автовладельцы придерживаются существующих законов, все равно возможны конфликтные ситуации с соседями по дому. Хорошо, когда претензии высказывают в устной форме, бывают случаи причинения ущерба личному имуществу.

Также есть требования по организации парковки на придомовой территории в жилой зоне в Правилах дорожного движения . В этом законодательном акте прописаны не только обязанности водителей на дороге, но и правила проезда по придомовой территории многоквартирного дома и парковке. В ПДД также есть категорические запрещения:

  • запрещено оставлять грузовой транспорт (более 3,5 тонны) во дворах многоквартирных домов;
  • запрещено стоять около жилого здания с включенным мотором;
  • нельзя парковать машину в зонах пешеходного движения, стоянка на тротуаре во дворе запрещена.

Также существуют и некоторые добавления ко всем вышеизложенным пунктам для решения проблемы, как узаконить место для парковки возле домов. На определенных прилегающих территориях могут стоять специальные знаки, которые позволяют устанавливать многотонные паркующиеся грузовые машины или обычные авто на тротуарах и во дворах. В таких случаях установленный указатель имеет приоритет перед ПДД.

Многих интересует вопрос, какое время может стоять авто с заведенным двигателем. Это важно, ведь зачастую многие водители высаживают или подсаживают пассажиров рядом с подъездом во дворе своего дома. При этом прекращать на несколько минут работу мотора, когда водитель паркуется, неудобно. В законодательстве точно регламентируется это время – не более пяти минут. Но во всех правилах возможны исключения. Если пассажиры не смогли погрузиться в отведенный срок, то это допустимо согласно закону, штрафовать при этом не будут.

Категорически не разрешается перегораживать проезд. Помимо этого, действует запрет на незаконную парковку, при которой своевольно занимают придомовую территорию под самопальные стоянки для персонального авто, потому что такое могут предпринимать только экстренные спецслужбы в момент устранения чрезвычайных происшествий. Запрещается парковать транспортное средство рядом с мусорными площадками, мешая подъезду мусороуборочных машин. Расстояние до них следует соблюдать не менее пяти метров, иначе это самовольный захват.

Штрафные санкции

Для нарушителей действующих санитарных норм и правил дорожного движения предусмотрена ответственность, когда на них жаловались жители. В 2017 году установлены наказания, которые довольно щадящие для автовладельцев, нарушивших установленный порядок. Им угрожает всего лишь получить небольшие штрафы в пределах 2 тыс. рублей . Узнать точную сумму за нарушение правил парковки можно в интернете по региону проживания.

Немного о том, куда жаловаться на незаконную парковку. Звонить нужно в органы правопорядка самостоятельно, чтобы подтвердить нарушения. Сотрудники полиции или ГИБДД почти не занимаются проверкой дворовых территорий для выявления преступления. Когда же они приедут по вызову, то они оформляют протокол, а после подтверждения факта нарушения налагают денежный штраф в соответствии с КоАП.

Вызывать сотрудников полиции могут и уполномоченные ЖК и иных организаций. Например, когда автомобиль загородил подъездные пути, то не могут проникнуть на место сотрудники экстренных служб. В таком случае они вправе потребовать убрать машину с проезда. Если автовладелец не подчиняется правомерным просьбам, то вызывают эвакуационную службу. Это помогает ответить на вопрос, как бороться с незаконными парковками.

Еще одна особенность – штраф может оформить не только сотрудник полиции, но и представители пожарной инспекции, если машина загородила проезд к многоквартирному дому. Ведь в такой ситуации оказание необходимых действий по тушению пожара невозможно.

Как избегают штрафа

Предотвратить штрафные санкции можно легко, для этого нужно только перед несанкционированной остановкой машины во дворе оградить ее аварийным указателем и включить соответствующие маячки. Много и часто такие действия предпринимать не стоит, ведь инспектор ГИБДД, которого вызвали возмущенные соседи, может легко установить была ли подобная остановка обоснованной. При таком развитии событий можно сказать, что произошла поломка или внезапно ухудшилось здоровье, ссылаясь на пункт 2.7 правил движения . Но при выявлении обмана он обязательно оформит штраф.

Еще один нюанс – различия между остановкой и парковкой во дворе у дома. Остановка – это намеренное прекращение движения меньше чем на пять минут, основания для нее совершенно неважны, права жильцов она не нарушает. При уверенности в том, что подтвердить время остановки никто не сможет, можно уверенно обозначить ее этим термином. Также остановкой называется прекращение движения для выгрузки или погрузки пассажиров. При этом значения не имеет ее длительность. Но такой метод борьбы со штрафами подойдет лишь для непродолжительных парковок.

Бурное возмущение жителей многоквартирных домов вызывает стоянка на придомовой территории на травяных газонах. Но в законодательных актах нет такого определения, как «газон», поэтому на практике можно понести ответственность только за то, что испорчена растительность или при признании газона органами самоуправления таковым. На вопрос, какой штраф за незаконную парковку на тротуаре, ответ неоднозначный. В столице – 5 тыс. рублей, в регионах – от 1 тыс. рублей.

В соответствии со статьей 7.1 КоАП можно игнорировать все требования по возведению шлагбаумов и самопальных парковок жителями многоквартирного дома, когда происходит самозахват дворового пространства. Для возведения паркингов требуется постановление и согласие собрания собственников квартир, после чего постройка должна быть утверждена и оформлена в местном муниципалитете.

Немного о том, куда обращаться, чтобы проверить наложенное взыскание на достоверность. Сделать это следует на сайте Госуслуг . Скоро штрафы можно будет проконтролировать и в единой базе ГИБДД. Поэтому при получении квитанции необходимо сверить расчетные реквизиты на официальных порталах дорожной инспекции. Когда же никакие хитрости не помогли и взыскание было наложено, то нужно погасить долг в течение двадцати дней, ведь в такой ситуации полагается скидка в 50 процентов, что довольно ощутимо для кошелька.

Зачем нужны правила

Действующие сегодня правила парковки во дворах жилых домов учреждены затем, чтобы облегчить проживание в современных многоэтажных зданиях. При соблюдении всех санитарных норм и действующих законов исключено возникновение спорных ситуаций между администрацией, управляющими компаниями и жильцами при возникновении вопроса, как организовать парковку во дворе многоквартирного дома.

Хорошо и комфортно для всех, когда в каждом дворе организована автостоянка на 10-50 машин, что зависит от величины здания и числа жителей. Но на практике, многим гражданам ничего не остается, как парковать авто на свой страх и риск. При невозможности оформить парковочное место во дворе для своей машины стоит задуматься о безопасности транспортного средства и взять в аренду место на платной парковке.

По законодательству можно ставить во дворах ограждение и шлагбаумы, которые регулируют проезд машин. Это также делают в целях сохранения парковочных мест на придомовой территории в целости, ведь их могут занять жители соседних домов, а пожаловаться на них проблематично. Но установка шлагбаума должна быть согласована с администрацией, в противном случае она незаконна и будет нелегальной. Также за его приобретение и обслуживание нельзя собирать средства в счет коммунальных платежей. Деньги предоставляют собственники в равных частях.

Новый законопроект

Партийный функционер Сергей Миронов из «Справедливой России» внес в парламент законопроект о парковках во дворах жилых домов. Пока закон не совсем доработан, поскольку неясно как он будет применяться в старых постройках, не имеющих достаточной площади, чтобы были обустроены паркинги.

Разработки парламентариев состоят в следующем:

  • организованные места для стоянки автомобилей будут распределяться в зависимости от метража квартиры. При наличии обычного помещения из одной отдельной комнаты положено одно место под парковку. Если собственник владеет площадью более 50 квадратных метров, то ему предоставят два места;
  • при создании проекта нового дома для гостей планируют сорок мест, когда в многоэтажном здании будут жить не более тысячи жильцов. Если это число будет больше в два раза, то и мест будет построено восемьдесят.

Законопроект пока не совсем безупречен, поскольку в стране на небольшом количестве квадратных метров живут довольно крупные семейства, у которых во владении находятся несколько авто. Поэтому им придется ставить машину, являющуюся лишней, в других местах, а парковки возле подъезда при этом могут быть незаполненными. Из-за этого могут возникать ссоры и споры между соседями при незаконных захватах парковочных мест во дворах, но найти выход можно путем согласия и договоров среди жителей.

Также парламентарии предложили закон, благодаря которому на платных автостоянках для близ проживающих граждан будут установлены новые порядки. Так, ночью они должны функционировать в качестве бесплатных для всех, кто хочет ими воспользоваться, в частности жители, проживающие рядом. Заниматься контролем и регулированием выполнения этого закона будут местные администрации, которые организуют специальный перечень, где будут учтены все места автостоянок города, в частности, и стоящие на придомовых участках многоквартирных домов.

Дом – наша крепость. Место, где все должно быть благоустроено, безопасно и красиво. В наше время самой большой проблемой дворов жилых домов – беспорядочно оставленные машины. Из-за этого страдают пешеходы, дети, жильцы, другие участники движения и сами владельцы брошенных как попало авто. Как же сделать двор безопасным, чистым и красивым?

Что говорит закон

Итак, есть ли упоминание в законе об обустройстве парковки машин во дворе жилого многоквартирного дома? Сразу же в качестве решения данной проблемы возникает слово «Запретить». Но с точки зрения закона это сделать практически невозможно.

Запретив оставлять автовладельцам средства передвижения во дворах, придется предоставить им замену: платную или бесплатную парковку, место для гаража, стоянку и т.п. Заставить купить или построить человека гараж мы не можем, это противоречит законодательству (навязывание платных услуг). Таким образом, появляется необходимость в создании парковочных мест на территории двора.

Регулируют отношения в рамках организации парковки во дворе жилого дома следующие официальные документы:

  • Федеральные законы:
    • 06.10.2003 № 131-ФЗ;
    • 08.11.2007 №257-ФЗ;
    • 10.12.1995 №196-ФЗ.
  • КоАП РФ (кодекс РФ об административных нарушениях);
  • Правила дорожного движения РФ;
  • СанПиН (правила и нормы).

Решать вопрос с организацией стоянок, паркингов и просто мест для расположения автомобилей могут заниматься органы местной власти и сами жильцы. Обращение к органам местного самоуправления повлечет за собой создание или изменение Правил благоустройства территории.

Как организовать парковку во дворе жилого дома

Не обязательно тревожить власть вопросами парковки. Жильцы многоквартирных домов могут своими силами решить эту проблему. Организовать стоянку и движение автомобилей во дворе можно несколькими способами.

Если жильцов беспокоит наличие посторонних автомобилей на территории двора, то решением этой проблемы станет создание . При помощи этого органа управления вы оформите придомовую территорию в собственность и на этой базе будете развивать идею паркинга. Тогда места парковки с легкостью закрепляются за каждым жителем, и посторонний водитель не сможет разместиться во дворе вашего дома.

Без создания ТСЖ так же можно будет своими силами обустроить парковочные места. Но в этом случае вы не сможете ничего предъявить случайным людям, посетителям и работникам соседних офисов. Сложно будет добиться увеличения парковочных мест, с ТСЖ это сделать гораздо проще.

Нередки случаи обустройства платной парковке во дворе домов. Как с этим бороться рассказывает следующее видео:

С чего начать

Начало строительства парковки в последние годы планируют чуть раньше, чем возведение самого многоквартирного дома. СанПиН регулируют дистанцию, на которой может расположиться парковка. Ее величина зависит от количества парковочных мест:

  • Менее 11 автомобилей – минимум 10 м;
  • От 11 до 50 автомобилей – минимум 15 м;
  • От 51 до 100 автомобилей – минимум 25.

Если строятся ряды гаражей, то это расстояние разрешается снизить на 25% (минимум в 10 м сохраняется), если соблюдены условия:

  • В гаражах нет окон;
  • Въезд не направлен на жилые окна первых этажей.

Но это все решается на этапе строительства дома. По факту возникновения проблемы с паркингом в уже построенном и обжитом доме начинать следует с собрания собственников квартир. Там жильцы определят, нужно ли им ТСЖ, вступать в него, если оно существует, действительно ли необходима полноценная парковка.

Так как собственники жилья владеют не только квартирой, но и придомовой территорией, то договариваться нужно не только автомобилистам. Люди, которым нужны парковочные места, должны согласовать все процедуры и планы с жильцами без машин.

Куда обратиться

В процессе подготовки и реализации плана постройки паркинга придется посетить:

  • Кадастровую палату;
  • Администрацию;
  • Местный орган по земельным ресурсам и благоустройству;
  • Органы пожарной безопасности;
  • ГИБДД;
  • Проектную организацию;
  • Строительную организацию.

И теперь мы расскажем об особенностях процедуры оформления парковки во дворе жилого дома.

Об опыте жильцов в отношении организации парковки во дворе дома рассказывает следующий видеосюжет:

Процедура

  1. В первую очередь ставим придомовую собственность на кадастровый учет. Если дом построен давно, существует ТСЖ, то это будет не проблематично, достаточно посетить соответствующее заведение. Если ТСЖ только-только начало свою деятельность, либо его до сих пор нет, то придется сначала определить границы и управление собственностью, затем обращаться в кадастровую палату.
  2. Далее организуется голосование или опрос всех жильцов-собственников. Важно, чтобы все участники были осведомлены о планах на парковку, выразили свое мнение. В итоге все должны прийти к одному положительному решению, иначе несогласные или непредупрежденные жильцы могут подать в суд. Обязательный итог собрания – оформленный протокол общего собрания. Важно! Кворум при принятии решения должен превышать или быть равен 66,6%.
  3. Затем вступают в силу правила СанПиНа. Проверяем место вокруг дома на соответствие этим положениям. Отметим, что стоянка вместимостью более 100 единиц транспорта должна получить допуск у пожарных.
  4. С протоколом собрания направляемся в местный орган по землеустройству. Составленное там заявление для выдачи земельного участка рассмотрят в течение трех дней. На практике этот срок может растянуться из-за ошибок в протоколе и иных обстоятельств.
  5. Следующий этап – посещение ГИБДД. Он не строго обязателен, но наличие бумаги из гос. инспекции помогает при возникновении спорных ситуаций.
  6. После оформления и получения последних документов производят сбор средств. Затем обращаются в проектную компанию за оформлением макета будущего паркинга, и с ним идем в строительную компанию.

Каждому автомобилисту необходимо знать правила парковки во дворах жилых домов. Ведь даже если владелец привык ставить машину в гараж, может возникнуть необходимость припарковаться, приехав в гости, например. Что говорит закон о придомовой территории и расположении автомобилей на ней?

Законодательные и санитарные требования

Логично, что жителям многоквартирных домов удобнее парковаться прямо во дворе. Причем по закону власти не могут требовать от автовладельцев обязательно оставлять машину на платной стоянке или в собственном гараже. Однако ситуация с парковкой остается неоднозначной, поскольку есть еще важные санитарные требования.

Проживающий в жилом многоквартирном доме имеет все основания для возмущения, если машины ставят непосредственно под окнами. Ведь в таком случае человеку будет мешать и шум от заводимого двигателя, и выхлопные газы. Автовладельцу следует предусмотреть, чтобы автомобили не перегораживали подъезды к зданию, поскольку из-за этого может быть затруднен доступ экстренных служб. Например, если понадобится срочная медицинская помощь, то врачи при всем желании не окажут ее своевременно: им придется решать проблему, как подъехать к дому.

Можно понять обе стороны - и автомобилистов, и других жильцов. Поэтому идеальным является достижение консенсуса с соблюдением санитарных и других норм. Основные требования к парковке во дворе следующие:

  • если на стоянке размещается до 10 авто, то она должна находиться на расстоянии 10 м или более от жилого дома с окнами;
  • если речь идет о большом многоквартирном комплексе, на который приходится до 50 машин жильцов, то требования к парковке усложняются: ее оборудуют с разрешения органов Санэпидемнадзора.

В идеале парковочные места нужно предусматривать еще на стадии проектирования дома и придомовой территории. Тогда есть возможность обустроить стоянку с четким соблюдением норм и стандартов санитарной и пожарной инспекции, экологической и инженерной служб. На практике большинству жителей городов приходится искать выход из ситуации, где оставить машину, располагая конкретными условиями. Если человек живет в доме, возле которого небольшой двор, где вообще не предусмотрены парковочные места, положение можно считать критическим.

Требования к парковке машин во дворе

Если возле дома нет цивилизованной стоянки, то автомобилистам приходится действовать фактически на свой страх и риск. Ведь кроме санитарных норм, федеральных законов, есть еще и местные нормы, установленные в каждом конкретном регионе. Поэтому нужно узнавать, какие действуют правила в родном городе. Но даже если владелец машины соблюдает все требования, это не защищает его от недовольства соседей. Хорошо, когда они просто высказывают свои претензии словесно: некоторые граждане идут на кардинальные меры и причиняют вред чужому имуществу.

Еще об особенностях парковки возле дома есть несколько важных указаний в правилах дорожного движения. В этом своде рассказывается не только о том, как авто должно двигаться по проезжей части: в нем описана специфика проезда по жилой и дворовой зоне. Есть в ПДД и конкретные запреты:

  • нельзя парковаться под окнами и в другой части двора, если автомобиль считается грузовым - его масса превышает 3,5 т;
  • недопустимо останавливаться и стоять возле жилого дома с двигателем, который продолжает работать;
  • запрещено ставить транспорт на пешеходной части, то есть на тротуаре.

Следует добавить важные нюансы по каждому из этих пунктов. В некоторых дворах дополнительно установлены специальные знаки, которые могут разрешать стоянку грузового транспорта или же парковку авто на пешеходной части. Тогда общие нормы не действуют: знак имеет преимущество перед правилами дорожного движения.

Сколько именно может стоять машина во дворе с работающим мотором? Этот вопрос очень важен, ведь иногда авто останавливается на участке возле дома, чтобы высадить или принять пассажиров. Тогда нет смысла глушить двигатель. Закон четко говорит, что допустима остановка длительностью не дольше 5 минут. Правда, если она затянулась, но по причине, что пассажиры не успели сесть в машину или выйти из нее, производились какие-то манипуляции с грузами, то это не будет нарушением.

Однозначно запрещено загораживать проезды. Также гражданин не имеет права «оккупировать» часть двора, оборудовав на нем самопроизвольно парковку для своей машины. Поскольку такие действия имеют право выполнять исключительно специальные службы. Нельзя оставлять машину в непосредственной близости от мусорных баков: до них должно быть расстояние не меньше 5 метров.

Ответственность для нарушителей

Какие меры наказания устанавливает закон для граждан, которые нарушают правила, оставляя машину во дворе? Этот вопрос волнует законопослушных автомобилистов, которые не хотят вдруг получить уведомление о штрафе, и граждан, возмущенных нарушителями спокойствия.

На 2019 год остаются действующими нормы, согласно которым владельцев машин ожидает не самое строгое наказание за игнорирование правил парковки. В основном им грозят незначительные штрафы, но конкретные суммы зависят от региона проживания.

Важно заметить, что жильцам многоквартирных домов лучше самостоятельно вызывать полицию, если кто-то из соседей оставляет авто с включенным двигателем, загораживает проезд или нарушает другие нормы. Поскольку инспекторы редко совершают рейды по дворам с целью вычисления нарушителей. Если же их вызвать на место, то они обязаны составить соответствующий протокол. После фиксации факта нарушения автомобилиста ожидает наказание - штраф по административной статье.

Необходимо заметить, что закон допускает, чтобы в ситуацию вмешивались представители управляющих компаний и других служб. Например, если машина перегородила въезд, во двор не могут попасть пожарники, скорая помощь или мусоровоз, они вправе заявить автомобилисту о необходимости убрать транспорт. Когда владелец авто игнорирует требования, можно вызывать эвакуатор.

Еще один ощутимый нюанс: штрафы нарушителям выписывают не только представители ГИБДД. Если машина перегородила подъезды к зданию, следует привлечь пожарную инспекцию, поскольку автомобилисту выпишут штраф за нарушение правил безопасности - в случае ЧП машины с пожарниками не смогут подъехать к дому.

Каждому жильцу – своё машино-место! Подобное предложение звучит на заседаниях Госдумы периодически, поэтому откладывать закон о парковке во дворе многоквартирного дома больше невозможно.

Решить раз и навсегда

«Справедливая Россия» второй раз за год предлагает решить все вопросы, связанные с парковочными местами, причем сделать это глобально, на федеральном уровне. Депутаты разработали ряд законопроектов, которые смогут урегулировать все существующие проблемы.

В ключевом документе «О парковании» прописаны принципы парковки и ее определение, а также правила эвакуации автомобилей-нарушителей. Народные избранники предлагают запретить размещать вблизи пункта платного проезда в населенный пункт парковки, за которые опять-таки придется заплатить, а также принять закон о парковке машин возле дома 2016.

Удивительно, но подобного документа до сих пор нет. Правила парковки на придомовой территории регулируются сегодня санитарными нормами и правилами дорожного движения, в соответствии с которыми:

  • расстояние от многоквартирного дома (от его окон) до площадки на 10 машино-мест – не менее 10 метров;
  • застройщики обязаны сдавать многоэтажки в эксплуатацию с организованными парковочными местами;
  • запрещена во дворе стоянка грузового транспорта массой более 3,5 тонны (штраф за подобное нарушение 1,5-3 тысячи рублей);
  • парковка во дворе жилого дома, закон о которой пока не принят, невозможна в местах, где транспорт преграждает пути подъезда для аварийных служб (пожарных машин, скорой помощи и пр.);
  • нельзя оставлять автомобиль ближе 5 метров к мусорным контейнерам (штраф от 2 до 5 тысяч рублей);
  • запрещается самостоятельно создавать парковочные места и оборудовать их заграждениями, шлагбаумами и пр. (штраф за нарушение – до 5 тысяч рублей);
  • нельзя оставлять машину на тротуаре, тем самым создавая препятствие для жильцов (штраф – 2 тысячи рублей).

Эти правила, убеждены депутаты, следует сформулировать в едином документе, приняв закон о парковке и стоянке, а также дополнить нормативный акт новыми нормами парковочной деятельности.

Платная парковка бесплатно

Не секрет, что много проблем возникает с платными местами для размещения автотранспорта, поэтому законотворцы предлагают:

  • разрешить пользоваться платным машино-местом бесплатно в течение четверти часа, пока пассажиры выходят или, наоборот, садятся в автомобиль, а также пока идет разгрузка багажа;
  • превращать платные стоянки в бесплатные с 8 вечера до 8 утра;
  • в каждом населенном пункте количество бесплатных парковочных площадок должно составлять как минимум половину от их общего числа;
  • пользоваться бесплатно стоянкой, на которой взимается плата за размещение автомобиля, сможет транспорт экстренных служб, отдельные категории граждан-льготников (инвалиды, чернобыльцы и пр.), владельцы двухколесного транспорта (мотоциклов, мопедов и др.), а также жильцы близлежащих домов.

На заметку! Деятельность платных парковок, по задумке справедливороссов, должна контролироваться региональными властями.

Для эффективного контроля парковочной деятельности на местах предлагается создать специальный реестр, а также реестр многоквартирных домов, жильцы которых получат бесплатный доступ к машино-местам.

Депутаты прописали отличительные характеристики автостоянки. На ней могут находиться не только техпомещения для хранения авто, но и мойки, станции ТО, склады для хранения инвентаря по уходу за автомобилем. При этом размещать автостоянки на первых этажах детских садов, школ, детских домов, интернатов и медицинских учреждений планируют запретить.

Парковку привяжут к «квадратам»

Народные избранники планируют привязать квадратные метры к машино-местам. Уже разработаны и специальные нормы:

  • если на каждого собственника приходится по 30 «квадратов», всем жильцам достается по одному машино-месту;
  • по 50 кв.м. и более – по два;
  • для гостей нужно выделить как минимум 40 машино-мест с тысячи жильцов, 80 гостевых парковок – на 2 тысячи жителей и т.д.

Тем же, кто устал ждать «милости от природы» и думает, как сделать парковку во дворе по закону самостоятельно, следует помнить, что процедура эта весьма затратная как по времени, так и по финансам.

  • потребуется выяснить, кому принадлежит участок, подходящий под стоянку;
  • провести собрание жильцов и получить согласие как минимум 2/3 всех собственников;
  • написать заявление в районную администрацию с просьбой включить двор в программу благоустройства (большим плюсом будет отсутствие и детской площадки, которую также можно «заказать» у городских властей).

Не желая томиться в ожиданиях (а очередь может дойти через 2 года, а может – и через 10), многие предпочитают брать инициативу в свои руки и организовать места для своих машин во дворе на собственные деньги. В этом случае важно поставить выбранный участок на кадастровый учет и включить его в состав общего имущества, а также соблюсти массу других формальностей, чтобы законность автостоянки не вызывала сомнений.

Андрей Соколов

Написано статей

Каждый владелец автомобиля хочет, чтобы его транспортное средство находилось в безопасности, когда в нем нет необходимости. Именно поэтому многие граждане оставляют машину во дворе многоквартирного дома. Когда авто стоит под окнами, хозяин может в любой момент проверить его, оперативно среагировать в случае, выключить сигнализацию, если она сработала по ложным причинам и т. д. Однако не все россияне знают, что по этому поводу говорит закон, и каковы основные правила парковки во дворах жилых домов.

Знать, когда парковка во дворе разрешена, а в каких случаях, запрещена, надо не только владельцам автомобилей, но и жителям нижних этажей, ведь именно они больше всего страдают от неграмотной стоянки автотранспортных средств у себя под окнами. Живя на первом этаже, люди часто сталкиваются с шумом, выхлопными газами, орущей в ночные часы сигнализацией. Неправильная стоянка возле подъезда мешает проезду скорой помощи и машинам МЧС в случае возникновения непредвиденных и опасных для жизни ситуаций.

Грамотная парковка возле дома обеспечит комфорт и безопасность всем жителям многоквартирного дома, представителя коммунальных служб. А в случае с халатными и безответственными водителями закон устанавливает различные методы воздействия и наказания. Как и когда можно привлечь соседа за парковку на участке, где стоянка запрещена, можно узнать, изучив нормы КоАП и ПДД, отдельные федеральные и региональные законопроекты, правительственные акты и постановления.

Как надо парковаться во дворе жилого дома

Большинство конфликтов и ссор между соседями из-за парковки машины во дворе возникают в связи с тем, что закон не содержит единых парковочных правил, а нормы и критерии постановлений могут несколько варьироваться и двусмысленно трактоваться гражданами. Главными документами, регулирующими обустройство парковки во дворе, являются санитарные нормы. Они гласят, что расстояние от стен дома до небольшой парковки с вместительностью до 10 ТС, должно быть более 10 метров. Стоянки с большим количеством парковочных мест должны быть обустроены согласно требованиям Санэпидемнадзора в отношении элементов благоустройства придомовой территории.

Если тишина и порядок в пределах придомового участка нарушены владельцем автомобиля, надо не бояться отстаивать свои права и интересы, которые призван защитить закон. Надо разработать алгоритм действий, а затем приступать к реализации плана. Среди инстанций, куда можно пожаловаться на нарушение правил парковки, следует выделить:

  • пожарную инспекцию;
  • санитарную службу;
  • экологическую службу;
  • инженерную инспекцию;
  • органы ГИБДД.

Закон запрещает оставлять машину рядом с мусорными контейнерами. Еще нельзя обустраивать собственное место для парковки, устанавливая ограждения или предупреждающие знаки. Заграждение проезжей части может повлечь не только жалобы, конфликты и штрафы, но и транспортировку авто на штрафстоянку.

Для владельцев машин основным законом являются правила дорожного движения. Они запрещают парковку во дворе для автомобилей, относящихся к категории грузовых транспортных средств. Еще противоправной будет стоянка с работающим двигателем на протяжении более пяти минут. Серьезным правонарушением будет считаться остановка на тротуаре или газоне, расположенного возле подъезда жилого многоквартирного дома.

Изначально при возникновении неприятной ситуации надо устно предупредить автовладельца т том, что он нарушает законодательство и покой соседей. Только если человек не отреагирует на замечание, надо действовать более радикально. Чтобы самостоятельно решать и устанавливать парковочные правила во дворе, жильцам многоквартирного дома следует создать ТСЖ, а придомовой участок оформить в частную собственность. После проведенных мероприятий все вопросы благоустройства земли рядом с подъездом, организация стоянки и т. д. будут решаться общим собранием.

Административная ответственность за неправильную парковку во дворе

Сотрудники ГИББД редко патрулируют спальные районы на предмет нарушения парковочных правил. Поэтому, если вы хотите, чтобы соседа наказали на систематическое нарушение закона, об этом придется заявить. Ходатайство от жильцов важно составить грамотно и обоснованно. Лучше, если документ подпишет несколько человек. В заявлении придется указать контактные данные лиц, подающих жалобу, адрес их проживания и номерной знак авто, принадлежащего нарушителю правопорядка. Рассмотрев заявление, правоохранители примут меры. Они выедут на место, проведут осмотр, зафиксируют факт нарушения ПДД, и составят протокол об административном правонарушении.

В зависимости от того, какие правила нарушил собственник авто, к нему будет применен административный штраф. Размер взыскания зависит от обстоятельств дела. КоАП устанавливает следующие суммы штрафных санкций:

  • за стоянку грузового ТС во дворе - 1500 рублей;
  • за оставление машины на тротуаре и в пределах пешеходной зоны - 2000 рублей;
  • заграждение проезда и обустройство личного места для парковки обойдется в 5000 рублей;
  • за оставление авто возле мусорных баков штраф составит 2-5 тысяч рублей.

Представленные суммы указаны для всех регионов России. В городах федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге размер взыскания увеличен в два раза. Несмотря на внушительные суммы, люди продолжают преступать закон, и оставляют свои машины, где попало, мешая другим людям и проезду автотранспорта, увеличивая риск аварийной ситуации. Если на вас нажаловались соседи, за что сотрудник ГИБДД составил на имя нарушителя протокол, нужно действовать максимально обдуманно и взвешенно.

Десять дней водителю дается на обжалование постановления инспектора ГАИ. Подавать жалобу стоит, если вы уверены, что штраф выписали необоснованно, а также располагаете доказательствами своей правовой позиции. В противном случае нужно будет уплатить взыскание в полном объеме. Делается это через банк. Если вовремя не погасить сумму штрафа, лицо ждет более суровое наказание. Возможно, дело передадут в суд, после чего вопрос удержания долга займется Федеральная служба судебных приставов.



Просмотров