Сдача вождения по новым правилам

Сдача экзаменов в ГИБДД с 1 сентября 2016 года будет осуществляться по новым правилам. Изменения, анонсированные ещё в конце прошлого года (Приказ МВД России №995 от 20 октября 2015 г. о вступлении в силу обновлённого административного регламента по предоставлению государственных услуг в виде приёма квалификационных экзаменов и выдаче в/у; подписан в Минюсте 21 марта 2016 г.), ожидаемо оказались кардинальными: более жёсткие правила прохождения теоретического и практического экзаменов призваны повысить уровень квалификации выпускников автошкол. Что ждать от нового регламента после 1 сентября, и насколько более сложным станет процесс получения водительских удостоверений вчерашними курсантами?

Новые правила приёма экзаменов в ГИБДД с 1 сентября 2016 г.

Изменения коснулись всех трёх этапов, из которых традиционно состоит любой экзамен в автошколе:
  • теоретической – ответы на вопросы билетов;
  • практической – выполнение манёвров на площадке;
  • езды в городских условиях в присутствии экзаменатора.
Известно, что новые правила приёма экзаменов разрабатывались специалистами на протяжении 20 месяцев и собрали в себя все рекомендации, которые давались экспертами, изучавшими недостатки прежних программ. В содержательной части нового регламента можно найти и новые сроки предоставления государственных услуг. С момента приёма заявления и всех необходимых документов до дня выдачи водительского удостоверения должно пройти не более месяца (при условии успешного прохождения всех положенных процедур). Более подробное описание получил и порядок обжалования решения инспектора. Считается, что эти нововведения направлены на сокращение времени мероприятий и повышение объективности оценки готовности курсанта стать полноправным водителем.

Как будут сдавать экзамен в ГАИ с сентября 2016 года?

Новый экзамен ПДД с 1 сентября 2016 года по-прежнему будет требовать подготовки по 40 билетам, в каждом из которых испытуемому предложат 20 вопросов. Они по-прежнему будут разбиты на 4 подтемы. Главное нововведение – допустив одну или две ошибки, курсант обязан будет ответить ещё на 5 или 10 вопросов соответственно. В ответах на них ошибаться уже нельзя. Таким образом, 3 ошибки в билете, либо одна при выдаче дополнительного блока вопросов автоматически выносят вердикт «не сдал». Что подтолкнуло разработчиков нового регламента на такое изменение? Считается, что данный шаг позволит реабилитироваться тем, кто случайно выбрал не тот ответ («нажал не на ту кнопку»). И конечно, подразумевается то, что хорошо подготовленному курсанту не составит труда правильно ответить на дополнительные вопросы. Что касается времени теоретического экзамена, то над каждым вопросом разрешается думать не более минуты.

Сдача экзамена в ГИБДД в 2016 году: площадка

Ещё одна особенность нового регламента – увеличение количества обязательных упражнений при сдаче практического экзамена на автодроме. Теперь придётся демонстрировать свои умения в выполнении шести упражнений, и пять из них должны быть выполнены на «отлично». В перечне доступных:
  • прохождение «змейки»,
  • движение и маневрирование задним ходом,
  • въезд в бокс задним ходом,
  • парковка,
  • выезд с парковки,
  • парковка для погрузки-разгрузки,
  • поворот на 90 градусов,
  • трогание с места на эстакаде,
  • остановка для безопасной посадки-высадки пассажиров,
  • разворот в ограниченном пространстве и др.
При сдаче экзамена испытуемому будет дано 2 минуты на выполнение каждого манёвра.

Сдача экзамена в ГИБДД: вождение по городу

И в случае с площадкой, и в случае с практической частью экзамена, связанной с движением по городу, новые правила меняют систему начисления штрафных баллов. Изменения коснулись количества тех действий, за которые курсант может получить предупреждения:
  • 5 баллов (грубые ошибки) – выполнение манёвра на площадке более чем за 2 минуты, 30-секундная задержка начала движения, невыполнение заданий экзаменатора и пр.
  • 3 балла – нарушение правил перевозки пассажиров, разговор при движении по мобильному телефону и др.
  • 1 балл – заглохший двигатель при выполнении упражнения и пр.


Очевидно, что сдача экзамена в ГИБДД в 2016 г. для новых учащихся станет более сложной, но и именно этих шагов требовали те выводы, которые были сделаны в результате многочисленных проверок российских автошкол и их выпускников.

Новые билеты ПДД с 1 сентября 2016: скачать

Сдача экзамена в ГИБДД с 1 сентября будет производиться по билетам, которые можно скачать здесь. Они помогут будущим обладателям водительских удостоверений лучше подготовиться к предстоящим испытаниям. Вам будет интересно: Сдача экзамена в ГИБДД в 2016 году

1 сентября, в России вступает в силу новый регламент приема экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений. Новшество – финальная часть реформы подготовки водителей. Экзамены теперь станут сложнее, порядок приема – прозрачнее. Документ, регламентирующий процесс, включает в себя подробный график, от подачи заявления до получения водительского удостоверения, почти по минутам. На прием каждого экзамена отводится один час.

Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений вступает в силу с 1 сентября 2016 года. Методику приема экзаменов не меняли с 2001 года – перемены назрели, поскольку за полтора десятка лет изменились и условия вождения, и обстоятельства в целом. ГИБДД необходимо было найти новые способы взаимодействия с автошколами и водителями. Готовились к экзаменам по-новому и инспекторы-экзаменаторы. На это у них было полгода: регламент зарегистрировали еще в марте.

Правом принимать экзамены наделены те, кто сами сдали экзамен по новым требованиям. Кстати, еще один элемент реформы – новые требования к самим экзаменаторам. Возраст – не младше 25 лет, стаж управления ТС соответствующей категории – не менее 3 лет. Плюс регулярное подтверждение квалификации.

Одна ошибка – пять допвопросов

Экзамен по теории вождения по новому регламенту сдать будет, пожалуй, сложнее. Билеты поделены на четыре тематических блока по пять вопросов. Одна ошибка в блоке – пять дополнительных вопросов и пять дополнительных минут. Если и на один из дополнительных вопросов будет дан неправильный ответ – пожалуйте на пересдачу. Если будут допущены две ошибки в разных тематических блоках – плюс десять минут времени и десять допвопросов. Три ошибки, хоть в одном блоке, хоть в трех, – пересдача гарантирована.

Раньше пересдачу означали две ошибки в теоретической части.

Условия пересдачи тоже, кстати, изменились. Три неудачные попытки – потом в ГИБДД можно приходить не раньше чем через месяц. Если прошло полгода – экзамены придется сдавать заново.

Обновили и билеты для экзамена по теории, внеся коррективы в соответствии с изменениями в правилах дорожного движения. Однако последняя новация (понятие «опасное вождение») в билетах пока не отражена.

Навыки вождения: пятый элемент

Вместо трех упражнений кандидаты в водители должны будут выполнить пять элементов – на закрытой площадке или на автодроме, продемонстрировав навыки управления машиной.

Время на выполнение любого из элементов не ограничено, но есть общий временной лимит на весь экзамен. Единственное исключение – скоростное маневрирование для мотоциклистов, вот тут по времени нужно уложиться в норматив.

Езда по городу

Эта часть приема экзаменов почти не изменилась, коррективы внесены только в количество «штрафных» баллов, которые выставляются за невыполнение заданий.

Выезд на встречную полосу, создание помех другим ТС или пешеходам, проезд на красный свет означают сразу минус пять баллов и пересдачу.

Среднее нарушение (водитель забыл пристегнуться, выехал на занятый другими машинами перекресток) - минус три балла. Слишком резко затормозил, заглох, не смотрел в зеркала - минус балл.

По данным Госавтоинспекции, на сегодняшний день примерно 80% всех экзаменов проходят на площадках автошкол, с активным использованием их же транспорта.

Теорию и «площадку» можно сдавать непосредственно в автошколе, если она соответствует прописанным требованиям: наличие соответствующего программного обеспечения, площадка нужных размеров (в идеале - 80 метров длиной и 11 метров шириной, чтобы можно было продемонстрировать скоростное маневрирование) с возможностью выполнять упражнения. А еще – качество обучения; показатель сдачи учениками экзаменов с первого раза не ниже 70%.

Разные коробки – разные права

Новый регламент позволяет сдавать экзамен на автомобилях с коробкой-автоматом. Но в этом случае в правах будет сделана соответствующая пометка. Если впоследствии такой водитель будет обнаружен за рулем авто с механической коробкой, инспектор ГИБДД посчитает это за управление без прав.

Введению новых правил сдачи экзаменов для выпускников автомобильных школ предшествовал почти год обсуждений и консультаций, в том числе в самых высоких чиновничьих кабинетах. К работе были привлечены многочисленные эксперты, перед которыми стояла задача учесть все недоработки действовавших процедур проверки знаний, а также должным образом отреагировать на многочисленные нарушения, зафиксированные в результате мониторинга работы российских автошкол. Крайне низкий уровень подготовки будущих водителей - вот главный мотив, побудивший чиновников ввести новые правила сдачи экзамена в ГИБДД с 1 сентября 2016 года. Что поменялось? Стало ли сложнее получить водительское удостоверение? Какие новшества ждут курсантов?

Нормативная база

Документом, который инициировал введение новых поправок, стал Приказ МВД России за №995 от 20.10.2015 г. «О вступлении в силу обновлённого административного регламента по предоставлению государственных услуг в виде приёма квалификационных экзаменов и выдаче в/у». Полный текст этого нормативного акта вы на нашем сайте. 21 марта 2016 года он прошёл одобрение в Министерстве юстиции, которое и обозначило дату его введения - 1 сентября.

Согласно новому регламенту РГ 23.03.2016, и теоретический, и практический экзамены отныне будут приниматься с учётом новых правил. Они стали жёстче, что позволяет говорить и о более высоких требованиях, которые теперь ставятся перед будущими водителями. При этом изменения не затронули общую схему сдачи экзамена. Она по-прежнему представлена тремя независимыми этапами испытаний:

  • Теоретический экзамен (ответы на вопросы билетов).
  • Практический экзамен (выполнение манёвров на специальной площадке).
  • Вождение в городских условиях.

Теоретический экзамен на водительские права

Применительно к проверке теории система, действовавшая многие десятки лет, претерпела существенные изменения: с 1 сентября 2016 года курсантам придётся отвечать на 20 вопросов одного билета (прежде было 10). Подготовку придётся вести по 40 билетам, что предполагает знание ответов на 800 вопросов. Вопросы в билете теперь разделены на 4 группы - по 5 штук. Чтобы сдать на права, экзаменуемому придётся ответить правильно на все 20 вопросов. При этом допускается совершить 1 или 2 ошибки, каждая из которых автоматически ставит перед курсантом ещё по 5 дополнительных вопросов. Самое главное, что ошибаться в ответах на них уже нельзя.


Таким образом, чтобы успешно пройти теоретическое испытание, соискателю водительского удостоверения придётся:

  • правильно ответить на все 20 вопросов;
  • правильно ответить на 19 вопросов основного билета + 5 дополнительных;
  • правильно ответить на 18 вопросов основного билета + 10 дополнительных.

Можно ли говорить, что подобная форма даёт право на ошибку? По мнению авторов новых правил, каждый курсант может ошибиться один или два раза, но эта его ошибка должна быть вызвана исключительно волнением или спешкой («случайно нажал не на ту кнопку»). Предполагается, что испытуемый отлично подготовлен (а только такие соискатели вправе рассчитывать на в/у), поэтому, собравшись и получив второй шанс, он легко справится с дополнительными вопросами. Отметим и то, что на каждый вопрос основного билета или дополнительной части даётся всего одна минута.

Практические экзамены на права в ГИБДД: площадка и город

Курсанты, успешно прошедшие первый этап, приглашаются на площадку, специально оборудованную для демонстрации своих умений в совершении разнообразных манёвров. Согласно новым правилам, вступившим в силу 1 сентября 2016 года, сдача экзамена в этой его части также меняет свой регламент. Теперь будущему водителю придётся совершить 6 любых выбранных им же манёвров, причем, минимум за 5 из них он должен получить оценку «отлично». При этом значительно увеличилось количество доступных упражнений: их стало 17 (прежде - только 10). На выбор разрешается:

  • проехать «змейку»,
  • двигаться и маневрировать задним ходом,
  • выполнить боковую парковку или выехать из неё,
  • осуществить парковку для «погрузки-разгрузки» авто,
  • продемонстрировать умение трогаться с места на наклонной площадке,
  • развернуться в условиях ограниченного пространства и др.


Чтобы успешно сдать на права, эту практическую часть необходимо пройти не только без серьёзных замечаний экзаменатора в лице представителя ГИБДД, но и уложившись в отведенное правилами время: не более 2 минут на каждый манёвр.

Вождение автомобиля в городских условиях - испытание, которое проводится в прежней форме, также предполагающей присутствие в качестве пассажира сотрудника ГИБДД. Единственным нововведением здесь стала новая система штрафных баллов. И на площадке, и в условиях движения по дорогам общего пользования курсанту в случае допущения тех или иных ошибок могут выставляться штрафные баллы. При получении 5 и более таких баллов экзамен останавливается, а курсант отправляется на переэкзаменовку. Согласно обновлённой таблице, штраф можно получить за:

  • неумение пользоваться зеркалами заднего вида, заглохший двигатель при выполнении манёвра и прочие мелкие ошибки - 1 балл;
  • нарушение правил остановки или стоянки, разговоры по мобильному телефону при движении, невыполнение требований дорожной разметки и прочие средние ошибки - 3 балла;
  • проезд на красный свет, невыполнение требований инспектора и прочие грубые ошибки - 5 баллов.

Новые сроки выдачи водительских прав и сдачи экзамена с 1 сентября 2016 года

Курсантам, получающим водительские права в ГИБДД после 1 сентября 2016 года, следует помнить, что новый регламент РГ 23.03.2016 также увеличил количество часов обучения в автошколе. Теперь на изучение теории отводится минимум 130 часов, на практику - минимум 24 часа (допускается увеличивать время при необходимости или по просьбе обучаемого). Всё это приводит к тому, что теперь желающим сдать на права придётся дольше посещать учебное заведение: самая интенсивная программа с 5 днями в неделю по 3 часа обучения потребует около 3,5 месяцев, тогда как стандартные графики занятий будут охватывать период в 4-5 месяцев.


Что касается сроков выдачи водительских удостоверений, от они остались прежними: успешное прохождение всех трёх этапов экзамена потребует от курсанта визита в банк для оформления справки об уплате государственной пошлины (согласно п. 43 ч.1 ст. 333.33 НК РФ в 2016 году это 2000 руб.), после чего будущий водитель может отправляться в отделение ГИБДД, где после обязательной процедуры фотографирования ему в течение 30 минут выдадут водительские права. При неудаче ещё на этапе проверки теоретических знаний курсант может быть допущен к повторной сдаче только через 7 дней.

По сравнению с предыдущим регламентом прохождения экзамена сдать на права в ГИБДД с сентября будет сложнее. Но не стоит забывать и об увеличении количества часов обучения, которые, как ожидается, помогут учащимся получить больше теоретических и практических знаний, так необходимых каждому начинающему водителю. Ужесточение правил в данном случае эксперты рекомендуют воспринимать, как возможность лучше подготовиться к первому самостоятельному выезду на дороги общего пользования.

В сегодняшней статье мы выясним все особенности сдачи экзамена на получение водительских прав, а в частности – третьей его части, то есть практического вождения по территории города. В том числе мы расскажем о новом перечне ошибок, допустив которые будущему водителю могут начислять штрафные баллы. Итак, к делу.

Для начала напомним, что уже этой осенью в законную силу вступить обновленный Административный регламент МВД России, который регулирует предоставление госуслуги проведения экзаменов по праву управления транспортом и выдачу водительских удостоверений. Конкретная дата вступления нового Административного регламента – 01 сентября 2016 года.

Время управления машиной при сдаче экзамена (максимальное)

Первый важный пункт нововведений нового регламента, который мы рассмотрим – введение на экзамене максимального времени, которое дается на управление автомобилем:


До этого будущие водители часто задавали вопрос, а сколько же должен или может длиться экзамен по движению в городе. И как Вы теперь знаете – вплоть до 01 сентября 2016 года нормативные документы не давали официальный ответ на такой вопрос, потому что как таковое время давалось на усмотрение инспектора. Это означало, что если работник ГИБДД хотел «провалить» кандидата в водители, он «гонял» его на машине по городу до тех самых пор, пока нервирующий кандидат не делал достаточного количества ошибок. Были случаи, когда экзамен мог идти и 10 минут и несколько часов.

Уже с 01 сентября 2016 года этот вопрос определяет пункт 118.2 нового административного регламента. В случае, когда кандидат в водители справляется с заданиями, выполняет все указания работника ГИБДД, не совершает ошибки при маневрах – экзамен не должен длиться более 30 минут.

Присутствующие в транспортном средстве лица

122-й пункт регламента определяет список людей, которые могут присутствовать в учебном автомобиле:


В случае, когда автомобиль, на котором проходит экзамен, принадлежит ГИБДД – в нем могут находиться сам экзаменуемый и принимающий экзамен инспектор.

Когда автомобиль предоставлен автошколой – в таком случае кроме кандидата в водители и экзаменатора (инспектора) может присутствовать еще и сотрудник (инструктор) такой автошколы.

Исходя из практики, экзамены лучше проходят тогда, когда в машине находятся только сам ученик и принимающий инспектор. Просто получается, что когда в машине есть еще и инструктор автошколы – шансы завалить экзамен становится математически больше. Если не сам инспектор, то инструктор «добровольно или принудительно» может надавить на педаль тормоза или указать на несущественную ошибку, которую инспектор мог и не засчитать.

Штрафные баллы при сдаче городского экзамена

Если при экзамене на автодроме ввели полностью новую систему по оценке результатов, то при городском экзамене осталась отработанная годами система штрафных баллов:


Чтобы успешно сдать экзамен на права кандидат должен получить не более 4 штрафных баллов включительно за совершенные ошибки. При этом совершение грубой ошибки сразу принесет 5 штрафных баллов и оценку «Не сдал», средней – 3 балла, мелкая ошибка даст 1 балл штрафа.

Если при экзамене в городе система начисления штрафных баллов не изменилась, то перечень установленных нарушений расширили.

Новые нарушения при экзамене в городе


С осени 2016 года штрафные 5-ть баллов за грубую ошибку можно дополнительно получить за такие ситуации:

  • Нарушение требований сплошной разметки 1.1 или двойной разметки 1.3;
  • Нарушение требований знака особого предписания;
  • Нарушение правил по выполнению поворотов;
  • Превышение регламентированной скорости движения;
  • Обгон автомобиля (ТС), который остановился перед пешеходным переходом;
  • Обгон транспорта с включенными звуковыми/световыми специальными сигналами;
  • Невыполнение заданий экзаменатора.


3 штрафных балла теперь можно будет получить за:

1 штрафной балл, добавленный в новый регламент – заглохший двигатель автомобиля.

Перечень нарушений в целом мы привели в соответствие с существующей редакцией правил дорожного движения. Если у Вас есть желание – можете ознакомиться с новой .

Отметим еще один интересный нюанс: нарушив 14.2-й пункт ПДД, инспектор может засчитать Вам его и как грубое и как среднее нарушение:

Четкую грань между такими нарушениями довольно сложно установить, но скорее всего за нарушение 14.2-го пункта кандидату в водители на числят 5 баллов. Поэтому здесь стоит быть повнимательней.

Подведем итог сегодняшнего материала: городской этап экзаменов претерпел всего лишь небольшие перемены. Возможно, если сдать его и станет сложнее, то всего лишь на чуть-чуть. На сегодня можно вполне успеть пройти учебу в автошколе и сдать экзамены по «старым» ПДД. Если у Вас в планах открыть новую категорию – лучше сделать это сейчас. Это не значит, что с 01 сентября сдать на права будет нереально, просто сейчас можно сделать это проще.




Просмотров