Обучение вождению:Управление автомобилем при движении на поворотах. Техника прохождения поворотов



В предыдущих разделах мы рассмотрели правила проезда перекрестков, а теперь рассмотрим с вами управление автомобилем при движении на поворотах, то есть тех­нику выполнения поворотов на пересечениях дорог.

Важным залогом безопасного выполнения поворота на пересечениях является правильное «обозначение» (выезд) автомобиля на пересекаемую дорогу. На рисунке вверху показано правильное преодоление поворота, а внизу - неправильное, когда водитель обозначил свой автомобиль неверно - поздно начал поворот.

Из этих рисунков видно, что чем меньше угол между продольной осью автомобиля и продольной осью пересекаемой дороги, тем легче и безопаснее выполнять поворот. Поэтому надо по возможности стремиться выезжать на пересекаемую дорогу с наименьшим углом. Для этого вам потребуется значительно снизить скорость и быстрее вращать рулевое колесо.

Если сравнить поворот крупногабаритного транспортного средства и поворот легкового автомобиля, то видно, что водителю крупногабаритного транспортного средства труднее поворачивать. При этом он рискует не успеть вывернуть рулевое колесо и поэтому выехать на полосу встречного движения. И у него возникает как минимум шесть опасных ситуаций при повороте. Водитель легкового автомобиля прилагает меньше усилий при повороте. У него больше возможностей для маневра, его автомобиль лучше вписывается в поворот. У него две основные опасности: на него могут сзади наехать, и он может совершить наезд на стоящий или движущийся транспорт.

Никогда не поворачивайте направо из левого ряда и налево из правого ряда. Это очень опасно.


Перед поворотом вам часто нужно остановиться, чтобы уступить дорогу транспортным средствам, пешеходам, имеющим приоритет, уточнить обстановку на пересечении и т. д. Надо правильно выбрать место для остановки перед поворотом. На рисунке вверху показана неправильная остановка, а внизу - правильная остановка автомобиля перед пересечением, чтобы уступить дорогу.

При выполнении поворота начинающие водители иногда допускают грубое нарушение - наезд на бордюр. Мы уже знаем: при повороте существует разница в радиусах траектории качения передних и задних колес. У задних колес он меньше. Поэтому начинать поворачивать рулевое колесо примерно в тот момент, когда задние колеса будут на расстоянии 1м от края проезжей части пересекаемой дороги, и при этом справа от тротуара надо оставлять зазор 0,5–0,7 м. Если тротуар в месте пресечения дорог сделан круглый, то, поравнявшись с местом начала закругления тротуара, плавно поворачиваете рулевое колесо вправо на небольшой угол. Переходя на криволинейный участок, автомобиль должен обогнуть тротуар параллельно ему на расстоянии 0,5–0,7 м влево от него.

Неопытные водители иногда очень лихо подъезжают к пересечению. Затем одновременно резко тормозят, вращают рулевое колесо, переключают передачу и нажимают на педаль газа. В этой ситуации у них мало времени для оценки обстановки и слежения за другими участниками движения.

Поэтому готовиться к маневру надо заранее, чтобы во время выполнения маневра сосредоточиться на процессе поворота и внимательно следить за другими участниками дорожного движения и за обстановкой на пересечении. Особое внимание при этом уделять пешеходам, от них можно ожидать любых действий, и вы должны быть готовы к ним.

Рассмотрим прохождение поворотов на закруглениях дорог. От водителя при выполнении данного поворота требуются мастерство, хорошее «чувство автомобиля» и знание физических явлений, которые возникают при криволинейном движении автомобиля.

При прохождении поворотов основополагающим принципом является правильный выбор скорости. Этот выбор вытекает из внимательного изучения и учета следующих факторов при приближении к повороту:

Радиуса поворота;

Характера и состояния дорожного покрытия;

Профиля проезжей части (подъемы, спуски);

Ширины проезжей части;

Видимости дороги;

Наличия и характера перевозимого груза;

Опыта водителя;

Состояния и типа вашего транспортного средства.
При движении транспортного средства на повороте на него действует центробежная сила, прямо пропорциональная квадрату скорости и обратно пропорциональная ради­усу поворота. Она направлена от центра и пытается сбросить транспортное средство с дороги.

Последовательность ваших действий при повороте налево на закруглениях дорог должна быть такой, как на рисунке:

1 - до вхождения в поворот направляете автомобиль к правой части полосы движения, притормаживаете, а если запаса мощности не хватает, переходите на пониженную передачу. Выбираете траекторию движения своего автомобиля такой, чтобы ее радиус был больше, чем радиус поворота дороги. Уменьшаете центробежную силу;

2 - умеренно увеличиваете подачу топлива, автомобиль входит в поворот до начала вращения рулевого колеса. Еще раз оцениваете обстановку через зеркала заднего вида и обстановку впереди;

3 - начинаете поворачивать рулевое колесо плавно но четко не уменьшайте нажатие на педаль газа, чтобы сохранить сцепление с дорогой и компенсировать действие боковой силы инерции. Резкое вращение рулевого колеса может привести к тому, что автомобиль продолжит прямолинейное движение со скольжением передних колес или будет поворачивать с запаздыванием;

4 - затем поворачиваете постепенно рулевое колесо вправо до исходного положения, позволяя автомобилю двигаться к правой части полосы движения, и значительно увеличиваете подачу топлива;

5 - автомобиль выходит из поворота и переходит в прямолинейное движение;

Последовательность ваших действий при повороте направо на закруглениях дорог должна быть такой:

1 - до начала кривой поворота направляете автомобиль
к левой части полосы движения, тормозите и при недостаточном запасе мощности переходите на пониженную передачу;

2 _ затем, находясь на прямолинейном участке, умеренно начинайте увеличивать подачу топлива, до начала поворота рулевого колеса;

3 - далее плавно поворачиваете рулевое колесо вправо, не уменьшая нажатие на педаль газа. Делаете траекторию движения своего автомобиля по такой кривой, радиус поворота которой больше, чем радиус поворота дороги;

4 - постепенно поворачивайте рулевое колесо влево и значительно увеличивайте подачу топлива. Никогда не умещайте автомобиль слишком сильно влево и тем более не выезжайте на полосу встречного движения - это всегда опасно.

Выходя на прямолинейный участок, возвращайте рулевое колесо в нейтральное положение. Оцените ситуацию: возможно появление препятствий на повороте и за ним, появление пешеходов за поворотом, которых вы не видели, так как при правых поворотах обзор ограничен.

Техника прохождения поворотов – это то, на что многие автолюбители не уделают должного внимания, управляя автомобилем, можно сказать, по наитию. Просто едут так, как бог на душу положил.

Неверную манеру вождения необходимо исправлять. Возможно, наши советы и правила проезда поворотов помогут переосмыслить собственные ошибки и выработать новую грамотную манеру езды.

Квалифицированный водитель все делает плавно: разгон, торможение, поворот руля – все это характеризуют настоящего профессионала. Остановимся поподробнее на технике выполнения поворотов. Постарайтесь навсегда приучить себя к следующему алгоритму действий.

Перед входом в поворот снижаем скорость до заведомо безопасной, притормаживая либо двигателем, либо плавно нажимая тормозную педаль. На автомобиле с ручной коробкой заранее включаем понижающую передачу, на которой вы планируете проезжать весь вираж вплоть до выхода на прямую.

Важный момент: начало поворота руля при входе необходимо выполнять еще на фазе притормаживания двигателем. Дело в том, что у сбавляющей ход машины передние колеса лучше прижимаются к дороге за счет перераспределения массы автомобиля по осям. Итак, выполняем поворот руля под сброс газа. Это поможет эффективно избежать нежелательного сноса передней оси.

Далее, как только автомобиль принял маневр, и вы почувствовали, что машина встала на дугу поворота, старайтесь больше не крутить рулем. Ваша задача: верно выбрать наиболее пологую траекторию и прописать весь вираж так, как будто это линия циркуля.

Избегайте подкручивания руля на поворотах. Ведь любое неосторожное движение вызовет изменение центробежной силы и нежелательную боковую раскачку. Привычка дергать рулем во время прохождения поворота из стороны в сторону рано или поздно приведет к тому, что ваша машина вылетит за пределы дороги.

Итак, еще раз: перед входом в вираж легкое притормаживание под сброс газа, поворот руля и затем плавное дросселирование, вплоть до выхода на прямую.

Для чего это нужно? Поясняем. Слегка прижимая акселератор, вы нагружаете тягой ведущие колеса. Если в опасном месте водитель почувствует начало заноса задней или снос передней оси, то у него всегда есть возможность мгновенного восстановления устойчивости автомобиля. Достаточно всего лишь чуть-чуть прикрыть дроссельную заслонку. Таким образом, прохождение поворота с небольшим прибавлением газа создает своего рода дополнительную страховку.


И еще один важный момент. Доворачивать рулевое колесо внутрь виража во время прохождения поворота, значит подвергать себя дополнительному риску. А вот распрямлять траекторию, постепенно уменьшая угол поворота руля, это как раз признак профессионализма. Таким образом вы уменьшаете опасную центробежную силу, в то время как автомобиль мягко набирает ход во время выхода на прямую.

Приучите себя точно прописывать каждый вираж без ненужных вихляний и смены полосы движения. Правильная манера прохождения поворотов сделает вас намного более безопасным водителем. Главное не увлекаться скоростью.

Удачи вам на дорогах и безопасного прохождения даже самых крутых поворотов! Оставляйте также свои комментарии и замечания.

На тренировках и соревнованиях приходится многократно выполнять повороты у бортика. Хорошо и быстро выполненные повороты позволяют сохранить и увеличить скорость прохождения дистанции.

При плавании кролем на груди и на спине пловец должен коснуться бортика при повороте и на финише любой частью тела. При плавании брассом и баттерфляем по правилам, пловец должен коснуться бортика при повороте и на финише обязательно двумя руками!

Виды поворотов в плавании:

  1. Поворот маятник (используют в брассе и баттерфляе);
  2. Сальто поворот (кроль на груди и на спине);
  3. Простой закрытый поворот;
  4. Простой открытый поворот.

Поворот маятник:

  • Пловец подплывает к бортику касается рукой (например, правой) напротив другого плеча (левого).
  • Опираясь правой рукой о стенку, делает вдох;
  • Далее опускает лицо в воду, повернувшись налево. Приняв положение группировки, согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах. Во время вращения левая рука выполняет гребок под водой по дуге направо тем самым помогая вращению тела пловца.
  • Поставить ноги на стенку бассейна, руки выпрямить, голова между ними; далее оттолкнуться от стенки.

Техника выполнения сальто поворота в кроле на груди

Представляет собой кувырок вперёд с боковым поворотом на 45 градусов.

Фазы сальто поворота в кроле на груди: приближение к стенке бассейна, вращение, отталкивание, скольжение, выход на поверхность.

1. Приближение к стенке бассейна . Видя стенку бассейна пловец должен скоординировать свои действия, чтобы не потерять скорость на повороте. Перед поворотом пловец выполняет последний длинный гребок без вдоха (обычно правой рукой).

3. Отталкивание. После постановки стоп на стенку бассейна, сразу же начинается фаза отталкивания.

4. Скольжение. Пловец скользит с выпрямленными руками и ногами, голова между рук, и как только скорость достигнет соревновательной начинается работа ногами, и с первым гребком тело появляется на поверхности воды.

Сальто поворот в плавании кролем на спине

Поворот в плавании на спине начинается за 2 гребка до стенки бассейна.

1. Первый из гребков (левой руки) начинается ещё лёжа на спине. Далее совершается переворот на грудь одновременно с проносом (правой) руки и последующим вторым гребком (правой рукой), подтягивая себя к стенке бассейна.

3. Отталкивание. Сразу после отталкивания руки и ноги выпрямляются. Отталкивание должно быть направленно вниз для лучшего скольжения и дельфинообразных движений туловищем

4. Выход на поверхность воды и работа ногами. В конце скольжения по достижении соревновательной скорости начинают работать ноги и далее с появлением над водой выполняется мощный гребок.

Простой закрытый поворот

1. В последнем гребке перед стенкой бассейна сделать вдох, опустить голову в воду и коснуться рукой стенки бассейна.

2. Одновременно с касанием стенки бассейна подтягиваются ноги в положение группировки. Другая рука не касаясь стенки бассейна, выполняет вращательные движения, помогающие быстро выполнить поворот.

3. После постановки стоп на стенку бассейна начинается отталкивание, руки вместе перед собой, голова между ними опущена вниз.

4. По достижению соревновательной скорости пловец выходит на поверхность и начинается работа руками и ногами.

Простой открытый поворот

Открытый простой поворот похож на закрытый, но единственное отличие это то, что голова в воду не опускается и находится над водой Админ | 28 Январь 2016 | Комментариев: 0

Несколько правил прохождения поворотов на автомобиле:

1. На любом закруглении дороги автомобиль начинает испытывать на себе действие боковой силы, которая стремится сдвинуть его в противоположную повороту сторону. Эта сила тем больше, чем выше скорость движения по кривой и меньше ее радиус (пропорциональна квадрату скорости и обратно пропорциональна радиусу поворота).

2. За счет упругости подвески и сил бокового сцепления шин с дорогой автомобиль может двигаться на повороте без бокового скольжения. Однако даже небольшого превышения скорости достаточно, чтобы нарушилось силовое равновесие и автомобиль заскользил на повороте вбок, увеличивая радиус траектории движения. Правильный выбор скорости движения на повороте - основа его безопасного прохождения.

3. Необходимо дополнительно снижать скорость перед закруглением, если мал радиус поворота (крутой), покрытие разбитое или скользкое, отсутствует вираж, закрыт обзор зоны поворота, высоко расположен груз в кузове или в багажнике на крыше автомобиля.

4. Дополнительно снизить воздействие боковой силы на повороте можно, искусственно увеличивая радиус поворота и спрямляя траекторию движения, максимально используя ширину своей полосы движения и двигаясь по ее внешней кромке. Ни в коем случае нельзя захватывать полосу встречного движения, иначе может произойти лобовое столкновение. На входе в поворот и выходе из него автомобиль должен находиться у внешней границы полосы движения.

5. Снижать скорость и переходить на более низкую передачу надо заблаговременно, до входа в поворот, когда управляемые колеса еще не повернуты. Тормозить, выключать сцепление и переключать передачи, резко увеличивать подачу топлива на повороте опасно. На закруглении надо двигаться в натяг, т.е. чуть чуть увеличив открытие дросселей, - это улучшает устойчивость машины, рулевое колесо держать двумя руками.

Общие закономерности управления автомобилем на повороте следующие:

· чем круче поворот (меньше радиус закругления), тем больше необходимо снижать скорость до входа в него и смещать автомобиль к внешней кромке полосы движения на входе и к внутренней на выходе;

· при повороте трассы на угол 90° и более требуется до входа в него перейти на пониженную передачу, а при малых радиусах поворота (25 м и менее) рулевое колесо поворачивать скоростным методом на боковом секторе его с окрестным хватом.

В городских условиях при выполнении правых и левых поворотов водитель должен уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим эту проезжую часть по велосипедной дорожке. Кроме того, при выполнении левого поворота или разворота водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо.

Водитель также обязан предусмотреть достаточный интервал между задним правым колесом и бордюром, чтобы при повороте не наехать на тротуар или не выехать на полосу встречного движения.

Если для изменения направления движения необходимо повернуть рулевое колесо на несколько оборотов, рекомендуется использовать окрестный хват.



Просмотров