Дорожно-транспортные травмы. В тамбовской области сотрудниками гибдд задержаны два жителя волгоградской области подозреваемые в совершении краж в городе тамбове

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Психологические особенности детей

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неустановленных местах, неправильно осуществляют посадку в маршрутные транспортные средства и высадку из них.

У малыша дошкольного возраста сужено поле зрения. Поэтому он не может даже приблизительно определить расстояние до приближающегося автомобиля. А понять, с какой скоростью он движется, способен не каждый школьник.

Даже если ребенок смотрит на автомобиль, это вовсе не значит, что он его видит. Увлеченный собственными мыслями, переживаниями, часто он просто не замечает транспортное средство.

В переходном возрасте возникают другие трудности: подростку свойственно пренебрежение опасностью. Он уверен, что с ним не произойдет то, что случается с другими. И, не глядя по сторонам, бесстрашно выходит на дорогу.

А малыши в дошкольном и младшем школьном возрасте вообще не воспринимают автомобиль как угрозу. Для них какая-нибудь игрушка, мяч гораздо важнее здоровья и жизни. Поэтому существует правило: если на дорогу выкатился мяч - жди ребенка. Потребность детей в движении в этом возрасте, которая преобладает над осторожностью, стремление играть в любых ситуациях, неумение быстро оценить обстановку или принять правильное решение, недостаточные знания об источниках повышенной опасности могут привести к печальным последствиям.

Стоит обратить внимание на то, что дети – это особая категория пешеходов и пассажиров. Их нельзя мерить теми же категориями, что и взрослых, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, что требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и Правилам дорожного движения, выбирая наиболее подходящие для того или иного возраста формы и методы обучения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

В процессе обучения детей правилам дорожного движения, основная задача родителей и педагогов - сформировать три основных навыка поведения, которые помогут ребенку сориентироваться в дорожных ситуациях.

Навык сосредоточения внимания – это граница, перед которой необходимо останавливаться, выдерживать паузу, для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону, а также для адекватной оценки обстановки не только глазами, но и мыслями.

Навык наблюдения – ребенок должен видеть предметы, окружающие его, как подвижные (автомобили, движущиеся по дороге) так и неподвижные (автомобили, стоящие у обочины, кусты и т.д.), закрывающие обзор проезжей части и воспринимать их как потенциальную опасность.

Навык самоконтроля – ступая на проезжую часть спешку и волнение необходимо оставить на тротуаре, соблюдать полное спокойствие и не отвлекаться ни на что те несколько минут, которые требуются для перехода дороги.

Как дети попадают под автомобиль?

Будь внимательным!

Девять из десяти пострадавших на улице детей вовремя не заметили приближающийся автомобиль и предполагали, что находятся в безопасности. Значит, на улице наблюдать, замечать автомобиль не так просто, как это кажется на первый взгляд. На улице встречается несколько десятков обманчивых ситуаций. Кажется безопасно, можно переходить, а на самом деле опасно, нельзя! Правила движения важно знать и соблюдать, но этого мало - надо еще уметь наблюдать за происходящим вокруг и предвидеть опасность.

Учите своего ребенка на улице сосредотачивать внимание, присматриваться и прислушиваться. Наблюдательность нужно развивать и тренировать. Существует масса тренингов, с помощью которых можно обучать ребенка внимательности.

Например, группа детей садится по кругу (лучше проводить такое занятие на улице), один из них размещается в центре, закрывает глаза. Любой из присутствующих издает звук (произносит слово), сидящий в центре должен определить, с какой стороны доносится звук.

Практикуется занятие с детьми непосредственно у проезжей части. Родитель, идя с ребенком в школу или магазин, может предложить определить, на какой скорости движется приближающийся автомобиль, безопасно ли переходить дорогу. Вместе с мамой или папой (воспитателем) дети считают 1, 2, 3,……….., если автомобиль приблизился на счете 6-7, значит, он движется на большой скорости и переходить дорогу опасно.

ДЕТИ ВЫБЕГАЮТ НА ПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬ УЛИЦЫ ИЗ-ЗА ПРЕДМЕТОВ, МЕШАЮЩИХ ОБЗОРУ, НЕ ПОГЛЯДЕВ, А ЧТО ТАМ?!

Умейте предвидеть скрытую опасность!

Шесть из десяти пострадавших детей выбежали или вышли на дорогу из-за стоящих автомобилей, кустов, заборов и других предметов, мешающих обзору. Поэтому главная опасность на улице - не столько само приближающееся транспортное средство, сколько тот предмет, который мешает, вовремя заметить источник опасности!

Наиболее внимательным нужно быть на остановке, ожидая маршрутное транспортное средство или производя высадку из него. Объясните ребенку, что остановка – самое опасное место на дороге. Необходимо соблюдать определенные правила, находясь на остановке.

Во – первых, ребенку должно быть известно, что на остановке нужно вести себя спокойно, не играть, не толкать друг друга, не бегать и не шуметь.

Во-вторых, расскажите, что по Правилам посадка в общественный транспорт осуществляется через переднюю дверь, а высадка через средние и задние двери.

В-третьих, объясните, что если после высадки из маршрутного городского транспорта нужно перейти на противоположную сторону дороги, следует дождаться, пока автобус, троллейбус отъедет на безопасное расстояние, и проезжая часть будет хорошо просматриваться в обе стороны. Только после этого можно начать переход.

Ребенок вышел из автобуса. Все мысли о том, как быстрее перейти дорогу, успеть на кружок, не опоздать в кино, в бассейн. Его совершенно не смущает, что стоящий автобус закрыл от его взора половину проезжей части. Но кроме автобуса на улице встречаются и другие стоящие автомобили, мешающие обзору. А иногда по центру проезжей части располагаются трамвайные пути, что вдвойне повышает риск оказаться в опасной ситуации, пересекая проезжую часть.

Почти треть пострадавших детей попали под автомобиль после того, как выбежали из-за стоящих автобусов, грузовиков, легковых автомобилей.

Из-за стоящего автомобиля, дома, забора, кустов и др. может неожиданно выехать автомобиль. Для перехода дороги нужно выбрать такое место, где дорога просматривается в оба направления. В крайнем случае, можно осторожно выглянуть из-за помехи, убедившись, что опасности нет, и только тогда переходить дорогу.

ДЕТИ ЛЕГКО ОТВЛЕКАЮТСЯ ОТ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ДОРОГОЙ!

Два из десяти пострадавших ребенка не заметили вовремя опасность потому, что их внимание было отвлечено чем-то или кем-то: автобус, приятель и т.д.

Запомните!

1.При подходе к дороге разговоры следует прекратить, потому что они отвлекают от наблюдения.

2.При переходе улицы оглядываться нельзя, даже если вас позовут – надо внимательно смотреть влево и вправо.

ДЕТИ ИНОГДА ВЫХОДЯТ НА ПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬ, НЕ ПОСМОТРЕВ ПО СТОРОНАМ!

Один из каждых десяти пострадавших детей, вышел на проезжую часть улицы, не оглядевшись по сторонам. Чаще это бывает на дорогах, где автомобили проезжают сравнительно редко. Группа детей затеяла игру рядом с дорогой. В ходе игры один мальчик выбежал на дорогу, не глядя по сторонам: ведь все время не было автомобилей!

На улице, где автомобили появляются редко, дети выбегают на дорогу, предварительно не осмотрев ее, и попадают под автомобиль. Выработайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу остановиться, оглядеться, прислушаться, и только тогда переходить проезжую часть.

Советы, которые спасут жизнь

Нарисуйте на бумаге своему ребенку маршрут, которым он должен идти в школу. Можно выполнить рисунок в виде карты, тем самым, внося элемент игры. Пройдите с ребенком по нарисованному маршруту, рассказывая, какие опасности могут ждать школьника. Через какие перекрестки идти, какие светофоры горят для него, откуда могут неожиданно выехать автомобили, по каким признакам различить автомобили, которым разрешается движение на красный сигнал светофора и так далее.

Для ребенка это превращается в увлекательную игру, и велика вероятность того, что он запомнит, как ему безопасно дойти до школы.

ДЛЯ БЕЗОПАСНОГО ПЕРЕХОДА ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ДОРОГУ

1. Вначале найти безопасное место для перехода.

Травматизм является серьезной угрозой для жизни и здоровья детей и взрослых. Каждый год очень большое количество людей из-за неосторожности и беспечности получают травмы, лишаются жизни и становятся инвалидами.

Наибольшую опасность для жизни и здоровья из всех видов травматизма представляет дорожно-транспортный травматизм.

Что представляют собой дорожно-транспортные травмы.

Дорожно-транспортная травма – это несмертельная или смертельная травма, которая причинена человеку в результате дорожно-транспортного происшествия. Такой термин, как дорожно-транспортный травматизм, является совокупностью травм, которые получены у одинаковых групп населения при определенных обстоятельствах. Дорожно-транспортный травматизм занимает третье место среди причин смертности людей от пяти до сорока четырех лет, уступая только депрессивным состояниям и ишемическим болезням сердца. Травмы, которые получены при дорожно-транспортных происшествиях, довольно часто сопровождаются гибелью или увечьями детей. Данные увечья и травмы характеризуются высокой летальностью, наибольшей тяжестью, большими материальными затратами и длительным лечением.

Пятьдесят – пятьдесят пять процентов смертельных случаев при дорожно-транспортных происшествиях наступает непосредственно на месте происшествия, двадцать пять процентов при транспортировке, шесть процентов — в приемном покое, а тридцать – сорок процентов в стационаре.

Главными повреждениями являются переломы костей – тридцать процентов, сочетанные и множественные повреждения – тридцать процентов, а также травма головного мозга – двадцать пять процентов.

Причины, по которым происходят дорожно-транспортные травмы.

Большое количество дорожно-транспортных травм дети и взрослые получают в ДТП и в дорожных авариях. При их совершении выделяют четыре фактора: автомобиль, водитель, дорога и пешеход. В каждом из происшествий действуют не меньше двух из этих факторов. Самым главным является человек.

Практически одиннадцать процентов от общего числа дорожных происшествий составляют ДТП, которые совершены водителям, находившимися в алкогольном опьянении. У водителя при алкогольном опьянении снижается подвижность внимания и распределение внимания, наблюдательность, а также скорость реакции, понижается критическое отношение к окружающему. Это вызывает переоценку возможностей. Вероятность ДТП при этом повышается в три – пятьдесят раз.

Причин дорожно-транспортных происшествий, которые происходят по вине водителей, несколько: нарушение правил проезда по пешеходному переходу, превышение скорости, а также обгон. В ряде случаев сопутствующими факторами является неудовлетворительное состояние дороги.

Довольно важной причиной дорожного травматизма является водитель или пассажир, который находился в машине с непристегнутым ремнем. В таких случаях в результате дорожных аварий наблюдаются травмы, которые сопровождаются вывихами, обширными ранениями, повреждениями черепа, переломами костей, костей таза и позвоночника. Эти состояния опасны для жизни пострадавшего, кроме того они довольно трудно лечатся, а также приводят к долгой нетрудоспособности. Некоторые пострадавшие на всю оставшуюся жизнь остаются инвалидами.

Конспект занятия КО «ЮИДД»

«Дорожно-транспортный травматизм.

Основные причины происшествий с детьми»

Часть 1

Цели урока: знакомство учащихся с причинами возникновения дорожно-транспортных происшествий и правилами поведения при ДТП.

Время: 2 часа

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация «Безопасность на улицах и дорогах», проектор, компьютер, экран, карты с дополнительными заданиями.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап.

Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие проходит в этом кабинете, думаю и дальше мы так же продолжим заниматься в нем. Здесь и места больше, и более комфортно.

II. Подготовительный этап.

Социологический опрос: при входе в кабинет учащимся предлагается ответить на вопрос «Нарушали ли Вы ПДД», обозначив ответ на листе формата А3 красным (при ответе «да») или зеленым (при ответе «нет») стикером. Затем лист убирается, без анализа и оглашения результатов до момента обсуждения причин ДТП.

Слайд 1 (тема урока)

Тема безопасности дорожного движения далеко не нова, но актуальности своей не утратила. Ежедневно мы слышим о событиях на дороге, уносящих чьи-то жизни. Самое трагичное и печальное то, что среди них и жители нашего города, соседних населенных пунктов, наши знакомые.

Что происходит на дороге?

Почему гибнут молодые люди, дети, взрослые?

Почему это происходит?

Именно это нам и предстоит сегодня выяснить. Итак, тема урока «Дорожно–транспортные происшествия их причины и последствия»

3. Усвоение новых знаний.

Но прежде, чем мы выясним причины ДТП, надо разобраться, что же такое «дорожно-транспортное происшествие»?

    Итак, «д орожно-транспортное происшествие (ДТП) - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб». (слайд 2)

    Определяют 9 видов ДТП :(слайд 3)

    • Столкновение

      Опрокидывание

      Наезд

      • на стоящее транспортное средство

        наезд на препятствие

        наезд на пешехода

        наезд на велосипедиста

        наезд на гужевой транспорт

    • Падение пассажира

      Иной вид ДТП.

Посмотрите на слайд – здесь приведена статистика за 2014 и 2015 год (слайд 4)

Давайте послушаем историю и статистику о ДТП за 8 месяцев 2016 года (Анастасия Тетеревлева)

(3 минуты на сравнение/Ответы детей)

Неизбежны ли дорожно-транспортные происшествия? Слайд 5

Чтобы ответить на этот вопрос, надо опять обратиться к причинам дорожно-транспортных происшествий. Каковы они, можно ли их ликвидировать? Если причины ДТП устранимы, то, значит, ДТП не неизбежны? А если причины возникновения ДТП устранить невозможно, значит, они неизбежны? Попробуем разобраться.

Слайд 6

Причин ДТП много, но, как бы они ни были разнообразны, 85-90% из них происходят по вине человека – водителя или пешехода. Оставшиеся 10-15% ДТП происходят по другим причинам.

Специалисты пришли к выводу, что безопасность движения в решающей степени зависит от трех взаимосвязанных составляющих. Это человек, автомобиль и дорога.

Значит, нужно, каким-то образом воздействуя в отдельности на каждую из этих составляющих, добиться, чтобы они перестали быть источниками опасности. Как это можно сделать?

Воздействие на самый главный параметр безопасности - на самого человека - кажется как будто бы наиболее простым делом, не требующим особых усилий. В действительности же именно при воздействии на человека приходится сталкиваться с основными трудностями.

Мы выделим основные причины получения травм на дорогах именно среди детей: (Слайд 7)

Основными причинами (факторами) получения травм детьми являются: (слайд 8/9)

несоблюдение Правил дорожного движения (дети в возрасте с 7 до 12 лет попадают в ДТП, перебегая дорогу перед близко идущим транспортом);

неожиданный выход на проезжую часть из-за сооружения, стоящего транспорта и иных препятствий (как правило, это дети от 4 до 10 лет);

неспособность детей оценить степень опасности от видов транспорта (дети не осознают, что машину нельзя быстро остановить, не учитывают возможно низкой квалификации водителя и т. д.);

переоценка своих физических возможностей (дети часто неправильно определяют расстояние до приближающегося транспорта);

безнадзорность детей (3/4 родителей не имеют возможности провожать детей в школу)

    Предлагаю обратиться к опросному листу «Нарушали ли вы ПДД?» (Слайд 10)

    Каких стикеров больше? (из опыта работы – красных)

    Что это значит?

    А значит, что основная причина в нас самих.

    Кто не знает правила перехода проезжей части? Тогда почему количество красных стикеров превышает количество зеленых?

    Все дело в нас самих! Низкая культура участников дорожного движения – основная проблема. И покуда мы, каждый из нас, это не осознает, ждать улучшения ситуации на дорогах не придется.

Слайд 11 (картинка)

Убедить человека, будь то пешеход, пассажир или водитель, относиться к Правилам с должной серьезностью, выработать у него совершенно необходимую в наши дни устойчивую, постоянную привычку соблюдать их требования всегда и везде, в большом и малом оказывается очень и очень непростым делом. Еще раз вспомните свое поведение на дороге, вспомните поведение своих товарищей, да и взрослых тоже. (Слайд 12)

Казалось бы, проще всего воздействовать на водителя. Есть всякие способы его наказать, в конце концов, его можно просто не выпускать на дорогу, а как быть с пешеходом? Его, правда, тоже можно наказать, например, оштрафовать. Но как же не выпустить его на дорогу?

Слайд 13 (наказание)

Порядок будет надежным и постоянным, если его соблюдают не из опасения подвергнуться штрафу или оказаться под колесами, а по глубокому внутреннему убеждению. Проще говоря, если человек будет соблюдать Правила не по принуждению и не из страха, а по желанию, потому что будет понимать, что это надо для его же безопасности. (Слайд 14 наезд на пешехода)

Из всех видов ДТП чаще всего случаются наезды на пешеходов. Пешеходы и являются обычно причиной этих наездов. Все остальные виды ДТП (столкновения, опрокидывания, наезды на препятствия и др.) также могут происходить (и происходят) в результате действий пешеходов-нарушителей. Виновниками нарушений ПДД также являются в большинстве случаев пешеходы.

Ролик

Игра «ДА или НЕТ»

Учитель или кто-нибудь из ребят проходит между рядами парт и обращается то к одному, то к другому ученику с каким-нибудь вопросом, например: «Ты переходишь дорогу на красный сигнал светофора?», «Ты катаешься на самокате во дворе?», «Говорят, что ты не уступаешь в транспорте место старшим. Это правда?» отвечать надо быстро, коротко и обязательно вставлять слова «да» или «нет». Отвечая на вопрос положительно («Да, я катаюсь на самокате только во дворе») , надо одновременно головой поворачивать слева направо, а отвечая отрицательно («Нет, я уступаю в транспорте место старшим») , покачивать головой сверху вниз (как, например, принято у болгар). Поскольку эти движения совершенно непривычны, многие ошибаются и невольно сопровождают ответ не теми движениями головы, какими нужно, вызывая смех и оживление окружающих.

Основные причины аварий на транспорте (Слайд 15)

Школьники не всегда осознают связь между своим поведением, своими поступками на дороге и аварийными ситуациями, приводящими к ДТП. Между тем связь здесь самая прямая. Именно недопустимое поведение на дороге является причиной ДТП. Сюда можно отнести: (Слайд 16)

- неумение прогнозировать дорожную обстановку (неумение предвидеть опасность);

- незнание основ безопасного поведения;

- отсутствие навыков безопасного поведения;

- нежелание соблюдать правила безопасности, пренебрежительное отношение к ним;

- следование опасным привычкам поведения на улице;

- неосознанное подражание другим лицам (нередко родителям), нарушающим правила безопасности движения;

- беспечность, потеря бдительности, недисциплинированность.

В поведении школьников на дороге проявляется неумение : (Слайд 17)

- осматривать проезжую часть;

- замечать транспортные средства;

- оценивать скорость и направление движения транспортных средств;

- предвидеть возможность появления транспортного средства из-за другого транспорта, из-за деревьев, кустов и других объектов.

Все это является причиной таких распространенных нарушений ПДД школьниками, как: (слайд 18)

- переход проезжей части перед близко идущим транспортом;

- переход проезжей части в неустановленном месте;

- неожиданный выход из-за транспортного средства, сооружения, зеленых насаждений и т. п.;

- переход дороги на запрещающий сигнал светофора. Эти и другие подобные нарушения часто приводят детей к попаданию в так называемые дорожные «ловушки».

Последствия дорожно-транспортных происшествий (Слайд 19)

Дорожно-транспортные происшествия никогда не проходят бесследно, а тяжесть последствий соответствует серьезности самих ДТП.

Каждый день в нашей стране случается более 1000 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибают свыше 100 человек и получают ранения около 1500. (слайд 20)

На автодорогах теряют свою жизнь и здоровье гораздо больше людей, чем в авариях на всех других видах транспорта. В среднем только за 3 дня здесь гибнут столько человек, сколько за год на авиационном, железнодорожном, морском и речном транспорте в целом. Примерно 5% погибших в ДТП - это дети. Количество погибших детей ежегодно увеличивается на 15%, а более 80% из общего числа пострадавших детей становятся инвалидами. Каждый год их число растет более чем на 3000 человек. (слайд 21)

Ущерб, наносимый обществу вследствие дорожно-транспортных происшествий, непоправим. Помимо унесенных и покалеченных жизней, следует отметить материальные потери.

Каждое ДТП может иметь непосредственные последствия:

1. Временная дезорганизация движения.

2. Материальные потери:

- выплата пособий по инвалидности;

- расходы на лечение;

- расходы на восстановление аварийных транспортных средств;

- расходы на ремонт;

- другие расходы.

3. Нанесение ущерба здоровью участников ДТП.

4. Летальный исход (гибель) всех или некоторых участников ДТП

5. Психические травмы и заболевания участников ДТП и их родственников.

Слайд 22 (заставка)

Презентация 2 (викторина)

Игра «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир» с мячом

Дети становятся в круг, в середине его становится регулировщик дорожного движения. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: дорога, транспорт, пешеход, пассажир. Если водящий сказал слово «Дорога!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо слово, связанное с дорогой.
Например: улица, тротуар, обочина и т.д. На слово «Транспорт!» играющий отвечает названием какого-либо транспорта; на слово «Пешеход!» можно ответить – светофор, пешеход и т.д. Затем мяч возвращается регулировщику дорожного движения. Ошибившийся игрок выбывает из игры.

Ролик 2

III. Итог урока

Закрепление темы урока

1. От каких трех основных причин зависит безопасность на дороге? (человек/автомобиль/дорога)

2. Каковы основные причины аварий на транспорте?

3. Какие из последствий ДТП являются самыми опасными?

Д/З работа в парах - Подготовить презентации «Правила для водителя», «Правила движения пешехода», «Правила для пассажиров». Форма презентации и тема – по выбору .

1. Структура дорожно-транспортного травматизма. Наиболее частые повреждения при ДТП

1.1.Структура дорожно-транспортного травматизма.

Одной из ведущих причин смерти от травм являются дорожно-транспортные происшествия (ДТП).

По данным ВОЗ на них приходится около 25% всех случаев смерти от внешних причин, из которых более половины погибших в автокатастрофах – это люди в возрасте 15-44 лет. Среди детей в возрасте 5-14 лет и молодежи 15-29 лет дорожно-транспортный травматизм – вторая по значимости причина смерти во всем мире.

В дорожных авариях ежегодно в мире гибнет около 1,3 млн. человек, а от 20 до 50 млн. получают травмы или становятся инвалидами. Эти цифры могут значительно увеличиться в ближайшие годы, в результате чего дорожно-транспортный травматизм может занять третье место в структуре глобального бремени болезней, уступая лишь ИБС и депрессивным состояниям.

Дорожно-транспортными травмами являются травмы, нанесенные различного вида транспортными средствами при их использовании (движении) в случаях, не связанных с производственной деятельностью пострадавших, независимо от нахождения пострадавшего в момент происшествия в транспортном средстве (водитель, пассажир) или вне его (пешеход).

Наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий наблюдается летом и в первые месяцы осени. Дорожно-транспортные травмы учащаются в последние дни недели и во второй половине дня. Реже они возникают ночью, однако их последствия намного тяжелее. В городах основной причиной транспортного травматизма считается наезд на пешеходов, преимущественно легковыми автомобилями, на автотрассе преобладают столкновения автомобильного транспорта. В сельской местности дорожно-транспортные происшествия больше связаны с мотоциклетным и грузовым транспортом.

На тяжесть травматизма большое влияние оказывают такие факторы, как скорость, нахождение водителя в нетрезвом состоянии, состояние и категория дороги, тип населенного пункта, погодные условия, а также время года и часы суток. Безответственность взрослых: употребление алкоголя, несоблюдение правил дорожного движения, особенно, скоростного режима, оставление детей без присмотра – часто стоят детям не только здоровья, но порой и жизни.

В структуре дорожно-транспортного травматизма значительно выше удельный вес множественных и сочетанных повреждений и достигает 10%. Вследствие чего этот вид травматизма характеризуется высокой тяжестью по сравнению с другими травмами: смертность при нем выше в 12 раз, инвалидизация – в 6 раз, а потребность в госпитализации – в 7 раз.

Из числа пострадавших в ДТП около 70% нуждаются в стационарном лечении, а летальность составляет 15-20%, причем в 50-55% случаев смерть наступает на месте происшествия, в 2,5% случаев - в процессе транспортировки, в 6% случаев - в приемных отделениях и в 30-40% случаев - в других отделениях стационаров. Госпитальная летальность пострадавших в ДТП пациентов в 4,5 раза выше, чем при других заболеваниях. Это объясняется тем, что основными повреждениями являются переломы костей (30%), множественные и сочетанные повреждения (30%), травмы головного мозга (25%). Следует особо отметить высокую частоту травм головы, которые отмечены более чем у 50% пострадавших в ДТП.

Проблема дорожно-транспортного травматизма в настоящее время становится самой актуальной, т.к. детский травматизм по городу и стране в целом неизбежно растет. Поэтому тесное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в ознакомлении детей с правилами дорожного движения так важно и необходимо. Наряду с тем, что в дошкольных учреждениях систематически проводится работа по данному направлению и дома родители просто обязаны уделять правилам дорожного движения должное внимание, закрепляя и на личном примере показывая, как нужно правильно вести себя на дороге.

Дети много времени проводят на улице и большинство несчастных случаев происходит с дошкольниками по причине безнадзорности. Детям все интересно на улице и они стремятся туда, не понимая, что неожиданное появление на проезжей части или перебегание дороги на близком расстоянии от проходящего транспорта - это большая опасность.

Несчастных случаев будет значительно меньше, если взрослые не оставят детей на улице, дворе без присмотра. Вовремя сделанное замечание о том, как вести себя на улице, может сохранить ребенку здоровье и жизнь, а матери - самое дорогое - ребенка. Нельзя проходить мимо опасных шалостей детей на улице. Равнодушные взрослые становятся косвенными виновниками несчастных случаев.

Важно как можно раньше научить детей правилам дорожного движения, знакомить детей с азбукой дорожного движения надо еще до школы.

Именно в дошкольном возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения и поведения на улице, должны понять опасность дорожного движения, но не испытывать боязни улицы, т.к. чувство страха парализует способность не растеряться в опасный момент.

Для того, чтобы ребенок верно понял и прочно усвоил правила дорожного движения, ему лучше один раз увидеть своими глазами, чем сто раз услышать. Именно поэтому обучение ребенка правилам дорожного движения должно быть наглядным и лучше всего проходить в реальных, естественных условиях.

Детский дорожно-транспортный травматизм, как это показывает статистика, имеет, к сожалению; тенденцию к увеличению, а не к снижению, что связано с увеличением числа дорожно-транспортных происшествий. Не последнюю роль здесь играет весьма низкий уровень обучения детей правилам дорожной безопасности, вызванный отсутствием до настоящего времени стабильных учебников и учебных пособий, методических материалов для воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей школ, многие из которых имеют слабую специальную подготовку по предмету или не имеют ее вообще. Еще в большей мере сказанное относится ко многим родителям, хотя первичные навыки безопасного поведения ребенка на улице должны сознательно прививаться семьей.

Детский сад, школа могут помочь - дать знания, но основная нагрузка ложится именно на родителей. Только они могут научить ребенка безопасно вести себя на дороге, правильно подготовить к движению на улице наших самых маленьких пешеходов, которых сразу же по выходу из дома подстерегают серьезные трудности и опасности. Но было бы несправедливо возлагать всю вину на сложившееся положение на дорогах и улицах страны только на детские сады, школы, родителей. Причиной дорожно-транспортных происшествий являются и сами дети, которые знают о правилах дорожной безопасности, но не спешат их выполнять. По-видимому, родителям следует знать, что мальчики в пять раз чаще являются причиной дорожно-транспортных происшествий, чем девочки, и сделать из этого определенные выводы. Конечно, определенную роль играют здесь свойственные мальчикам в детском возрасте повышенные эмоциональность и подвижность, а также, то обстоятельство, что они больше времени, чем девочки, проводят на улице. Но именно эти возрастные особенности детей требуют надлежащего надзора за ними со стороны родителей, который - увы! - нередко отсутствует.

Для того, чтобы обучение детей основам безопасности движения в семье было эффективным, необходимо соблюдения следующих принципов: систематичности, последовательности, наглядности. Формы проведения обучения могут быть самыми различными и выбираются в зависимости от сложности изучаемой темы, возрастных особенностей ребенка.

В целом методика работы с ребенком должна включать не только формы, но и комплекс психолого-педагогических методов и приемов, основная цель которых состоит в том, чтобы превратить знания Правил дорожного движения в убеждения и на этой основе сформировать устойчивые навыки безопасного поведения ребенка в дорожном движении.

Дорожно-транспортный травматизм детей в значительной мере обусловлен такими особенностями их психофизиологического развития, как:
1. незрелость;
2. неспособность правильно оценивать обстановку;
3. быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;
4. потребность в движении, которая преобладает над осторожностью;
5. стремление подражать взрослым;
6. переоценка своих возможностей;
7. специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.

А.Дробушин, автор многих работ, посвященных изучению детского травматизма, отмечает, что почти 2/3 и общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидение скрытой опасности. Устранить эту причину, равно как и другие, перечисленные выше, ограничиваясь только беседами с детьми, словесными наставлениями, невозможно. При движении на дороге, как и при любом движении, действуют не столько знания, сколько привычки, стереотипы. Выработать их можно только в реальных условиях улицы.

Вот почему каждый выход с родителями ребенка на улицу должен способствовать формированию у него навыков наблюдения, самоконтроля, ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, формированию навыка безопасного поведения на улицах и дорогах, являющегося основой выполнения Правил дорожного движения. Такое обучение ребенка должно осуществляться родителями в тесном контакте с детскими дошкольными учреждениями, где предусмотрены родительские собрания, специально посвященные вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

1. «Взрослые должны знать...»

Ничто не может дать столько благотворных результатов в воспитании юных пешеходов, как пример правильного поведения взрослых.

Если родители, идя по городу, на глазах у ребенка никогда не нарушают правил: пересекают перекрестки только при зеленом сигнале светофора, переходят улицу в положенном месте и т.д., то и он, видя все это, станет следовать их примеру, и, наоборот, нарушение дорожных правил взрослыми может послужить ребенку дурным примером.

2. «Помните...»

Пешеходам разрешается ходить по тротуару, придерживаясь правой стороны.

Там, где нет тротуара, обочин, ходить по краю дороги навстречу транспорту.

Пешеход обязательно переходит улицу по перекрестку, обозначенному линиями и указателями «переход», а на перекрестке с необозначенным переходом - по линии тротуара.

Прежде, чем сойти на проезжую часть, посмотрите налево, дойдя до середины - посмотрите направо.

Запрещается переходить дорогу перед близко идущим транспортом, выходить из-за него, не видя обстановки на дороге.

В местах, где не регулируется пешеходный переход, пешеход должен пропустить приближающийся транспорт.

«ВАМ ПОМОГУТ»

Не следует думать, будто показ и объяснения ребенку правил приведут к тому, что ребенок навсегда их запомнит и будет им следовать. Одно из основных условий обучения правилам дорожного движения состоит в том, что о правилах необходимо постоянно напоминать.

Для того, чтобы обучение ребенка дорожной азбуке было увлекательным и наглядным вы можете использовать:

Альбомы - раскраски «Дорожная азбука»,

Настольные игры, которые помогают преподнести детям материал в увлекательной форме, проверить и закрепить знания ребят дорожной азбуки,

Видеофильмы, оставят у детей большое впечатление, помогут понять и запомнить,

Художественная литература поможет так же в эффективности работы с детьми по освоению правил дорожного движения.

Правила дорожного движения должны быть осмыслены ребенком.

«ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ВАШ РЕБЕНОК...»

В обстановке постоянно возрастающей интенсивности движения и роста количества ДТС без знаний правил дорожного движения пешеходам обойтись трудно. Разумнее начинать изучение ПДД задолго до того, как дети пойдут в школу.

Ребенок должен знать..

1. Дорогу из дома в детский сад.

2. Знать следующие правила уличного движения: не ходить по мостовой, переходить улицу в указанных местах, ходить спокойно, не толкаясь, говорить негромко и др.

3. Знать ряд дорожных знаков, их смысл и назначение (предупреждающие, запрещающие, указательные), работу светофора.

4. Знать правила поведения в общественном месте и транспорте: автобус ждать только на остановке, не трогать двери во время движения, не высовываться в окно, не выставлять руки в открытое окно, не вставать ногами на сиденье, не ходить по автобусу, не цепляться за движущийся транспорт.



Просмотров