Должностная инструкция старшего инспектора дпс гибдд. Должностная инструкция инспектора дпс. Остановка с целью проверки документов

Относительно обязанностей сотрудника ГИБДД всегда возникала масса вопросов. Во многом причинами этому является недостаточно полная нормативно-правовая база и чрезвычайно большое количество непредвиденных ситуаций, которые могут случиться с водителем на дороге.

Но это не означает, что водитель не может знать обязанности сотрудника ГИБДД и не может быть юридически подкованным в этом вопросе. В любом случае, в нашей стране действует определенный устав сотрудников дорожно-патрульной службы, в соответствии с которым они осуществляют свою профессиональную деятельность.

В 2017 году подготовлен административного регламента работы ГИБДД. Советуем его изучить и руководствоваться последней версией документа.

Главным документом и можно сказать «библией» сотрудника ДПС является «Об утверждении Административного регламента … по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований … безопасности дорожного движения». Именно он регламентирует работу инспектора при исполнении. Обратимся к этому документу и постараемся выяснить, что работник ДПС должен делать, а что ему делать, наоборот, воспрещено.

1. Инспектор имеет полное право на остановку любого транспортного средства с целью , как водителя, так и ТС. Таким образом, при остановке инспектор может попросить вас предъявить водительские права, страховые документы, а также техпаспорт транспортного средства.

Замечание: в некоторых случаях сотрудник может потребовать предъявить ПТС автомобиля, но это больше следует из практики, нежели из нормативной документации. ПТС – это безусловный документ на владение. Но теоретически таким владельцем может быть кто угодно, например, банк, если автомобиль находится под кредитом.

2. Отсутствие необходимых документов приводит к задержанию ТС водителя. Это прямая обязанность сотрудника ГИБДД.

Замечание: однако, сотрудник ДПС имеет право на то чтобы предоставить вам время (не более 3 часов) для доставки всех необходимых документов на пост. Вы можете попросить, чтобы кто-либо привез Вам необходимые документы, но сами покинуть место проверки Вы не имеете права.

3. Приказ гласит, что вольное или невольное нарушение водителем ПДД ведет к ответственности. В обязанности сотрудника ГИБДД в таком случае входит проверить документы, потребовать объяснения нарушения или наложить административное взыскание в виде штрафа.

4. Инспектор ДПС может остановить ТС, за рулем которого находится водитель в нетрезвом состоянии. Сотрудник определяет это по ряду признаков, например по поведению первого на дороге. Если автомобиль едет неуверенно, виляет и игнорирует знаки дорожного движения, вероятнее всего водитель, управляющий ТС, находится в нетрезвом состоянии.

Замечание: нередко по подозрению в нетрезвом состоянии останавливают чрезвычайно аккуратных водителей новичков, которые всех пропускают, едут значительно медленнее скоростного режима и постоянно меняют полосу движения. Поэтому на дороге будьте увереннее.

Автомобиль остановлен сотрудником ГИБДД – что дальше?

После того как инспектор ДПС остановил автомобиль, в соответствии с приказом он обязан представиться и известить водителя о причине по которой произошла остановка.

Замечание: сотрудник ГИБДД имеет право сохранить в тайне настоящую причину, по которой была произведена остановка, но только в случае, если водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления или обвиняются в организации ДТП. Задержание таких личностей входит в обязанности сотрудника ГИБДД.

Сотрудник ДПС не имеет права настаивать на том, чтобы водитель покинул ТС.

Замечание: однако, есть ряд случаев, при которых инспектор может потребовать водителя покинуть автомобиль. Он может потребовать это из-за подозрения на алкогольное, наркотическое или токсикологическое опьянения покинуть авто, для устранения поломки ТС или прицепа, в случае, если им выявлены те или иные нарушения правил транспортировки грузов, для сверки номерного кода компонентов автомобиля с идентичными на регистрационных документах, для осуществления обыска или досмотра автомобиля или груза, в случае если сам водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления, а также когда другим водителям нужна помощь.

После остановки автомобиля, инспектор должен предъявить свое служебное удостоверение. Это также входит в обязанности сотрудника ГИБДД.

Замечание: в приказе, возле этого пункта стоит небольшая заметка «по требованию водителя». То есть если вы не попросите удостоверение, инспектор может вам его не предъявлять. Не все могут свободно потребовать предъявить удостоверение. Во многом причиной является психологический барьер перед более высоким по социальному положению, который нужно срочно побороть.

Сотрудник ГИБДД не имеет права передавать документы в руки водителю. Также он по требованию должен сообщить номер своего жетона (нагрудного знака). В случае, если причиной остановки стали нарушения водителем ПДД, то обязанностью инспектора является ясное и недвусмысленное объяснение основного смысла допущенных нарушений.

Сотрудник ГИБДД на законном основании обладает правом осуществить досмотр ТС. Водитель имеет право потребовать составления протокола. В таком случае в обязанности сотрудника ГИБДД входит удовлетворить такую просьбу. Протокол может пригодиться Вам для создания жалобы на действия сотрудников ГИБДД, в случае, когда водитель предполагает, что последние были не правы, а также с целью разрешения любых других ситуаций спорного характера. Кстати, довольно часто сотрудники ДПС решают не проводить досмотр, в случае, когда водитель настаивает на составлении протокола.

Важно заметить, что инспектор ГИБДД представляет собой сотрудника полиции со всеми вытекающими отсюда последствиями. Обычно сотрудник требует у водителей и пассажиров ТС в процессе предъявления документацию, удостоверяющую личность, либо провести административное задержание. Эти требования входят в прямые обязанности сотрудника ГИБДД, которые он должен исполнять.

В соответствии с , остановка ТС должна происходить в течение минимально короткого срока. Но если водитель начнет доказывать, что сотрудник ГИБДД задержал его на большой срок, инспектор может заявить, то имеет право установленное законом задержать вас на 3 часа. Однако, стоит заметить, что проверка документов или составление протокола о нарушении – не повод для задержания на такой длительный срок. Задержание как мера предполагается только для рассмотрения дела или исполнения конкретного предписанного постановления.

Во время ознакомления водителя с протоколом нарушения, сотрудник ДПС должен разъяснить водителю его права. Это входит в прямые обязанности сотрудника ГИБДД, которые тот должен неукоснительно соблюдать. Поэтому нарушение этого предписания влечет к ответственности. Из-за того, что в регионах Российской Федерации сейчас имеются различные формы протоколов, следует внимательно знакомиться с ними до того как поставить свою подпись. Это защитит Вас от непредвиденных проблем, связанные с необдуманным признанием того, что Вы, собственно, не совершали.

Эти простые советы и знания о том, какие есть обязанности у сотрудника ГИБДД, станут отличной помощью автомобилистам, которые хотят спокойно пользоваться своим транспортом и не страдать от произвола, который сейчас все реже, но еще встречается на улицах российских городов.

  1. Начальник отдела (отделения) дорожно-патрульной службы подразделений безопасности дорожного движения (далее - БДД) МВД, ГУВД, УВД областей, ГУВД г. Бишкек и г. Ош отвечает за организацию работы ДПС в соответствии с нормативными документами, регламентирующими ее деятельность и состояние профессиональной подготовки личного состава. Он обязан:

Организовать и контролировать деятельность службы.

Анализировать оперативную обстановку, характеризующую состояние безопасности дорожного движения на территории республики, области, при необходимости разрабатывать предложения об изменении дислокации имеющихся сил и средств, готовить предложения об их перераспределении в зависимости от состояния аварийности.

Обеспечивать проведение гласного и негласного контроля за несением службы и лично осуществлять его не менее двух раз в месяц.

Проверять и анализировать административную практику подразделений ДПС, разрабатывать на этой основе предложения по ее совершенствованию.

Контролировать проведение служебной и боевой подготовки в подразделениях ДПС и воспитание личного состава в духе строгого соблюдения законности, чуткого и внимательного отношения к гражданам.

Анализировать результаты работы подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения, предупреждению и пресечению нарушений общественного порядка, борьбы с преступностью, состояния законности и дисциплины среди личного состава, готовить предложения по совершенствованию этой деятельности.

Изучать, обобщать и внедрять положительный опыт, принимать меры по совершенствованию форм и тактических приемов несения службы, развивать у личного состава подразделений инициативу и творческое исполнение обязанностей.

Проводить работу по внедрению и правильному использованию современных технических средств (автомобилей, мотоциклов, средств связи, другой специальной техники).

Осуществлять прием граждан, обеспечивать контроль за своевременным и качественным рассмотрением заявлений и жалоб граждан о нарушении законности и служебной дисциплины сотрудниками ДПС.

  1. Командир подразделения ДПС (отдела, полка, батальона, роты, отделения взвода, группы) отвечает за состояние аварийности на обслуживаемой территории, повседневную готовность подразделения к выполнению задач по обеспечению безопасности дорожного движения, за комплектование, служебную, боевую и физическую подготовку личного состава, материально-техническое и иные виды обеспечения деятельности подразделения, несет персональную ответственность за моральное состояние личного состава, строжайшее соблюдение им дисциплины и законности. Командир подразделения обязан:

Осуществлять руководство работой личного состава по вопросам, входящим в компетенцию подразделения;

Ежеквартально планировать работу подразделения, контролировать выполнение планов;

Анализировать оперативную обстановку, характеризующую состояние безопасности дорожного движения на обслуживаемой территории и в соответствии с ее изменениями вносить предложения руководителям управления, отдела, отделения БДД о расстановке сил и средств строевого подразделения, осуществлять ими маневр;

Непосредственно участвовать в разработке и контроле за выполнением принципиальной схемы комплексного использования сил и средств ОВД и добровольных народных дружин в надзоре за дорожным движением и охране общественного порядка;

Обеспечивать выполнение обязательных (расчетных) норм выставления нарядов для несения службы;

Организовывать непрерывное управление силами и средствами подразделения, а также их взаимодействие с нарядами подразделений охраны общественной безопасности, органами государственной безопасности, другими общественными организациями и гражданами в осуществлении надзора за дорожным движением и охраны общественной безопасности;

Лично контролировать несение службы, обращая особое внимание на соблюдение законности и дисциплины личным составом подразделения, добросовестное выполнение возложенных на него обязанностей;

Совершенствовать формы и методы надзора за дорожным движением;

Организовывать и не менее 2 раз в неделю лично проводить инструктаж нарядов перед заступлением их на службу с постановкой задач, исходя из анализа аварийности и складывающейся обстановки. Обеспечивать эффективность контроля за работой нарядов, объективный учет и оценку деятельности сотрудников подразделения, ежедневное подведение в конце смены итогов их работы;

Организовывать и направлять работу личного состава по розыску водителей, скрывшихся с мест ДТП, а также угнанных и похищенных транспортных средств, давать указания дежурному о введении в действие типовых планов МВД;

Организовывать охрану транспортных средств на местах ДТП, а также доставку на охраняемые стоянки поврежденных в результате происшествий транспортных средств, владельцы которых вследствие полученных телесных повреждений госпитализированы;

Обеспечивать своевременное направление материалов в подразделения БДД о нарушениях Правил дорожного движения, для принятия мер административного воздействия к правонарушителям;

Организовывать подбор, расстановку и обучение кадров и лично проводить занятия по наиболее актуальным темам в системе служебной и боевой подготовки, особое внимание обращать на привитие навыков высокой культуры в работе;

Воспитывать личный состав в духе строгого соблюдения законности, высокой дисциплинированности и добросовестного выполнения служебного долга, постоянно планировать и проводить индивидуально-воспитательную работу;

Организовывать работу по предупреждению ДТП среди личного состава подразделений ДПС при выполнении ими служебных обязанностей, обеспечивать повышение профессиональных навыков личного состава, совершенствовать мастерство управления транспортными средствами;

Принимать меры к сохранности, содержанию в исправном состоянии и правильному использованию вооружения, специальных технических и транспортных средств, периодически проверять их наличие и состояние;

Анализировать результаты работы подразделения, принимать меры к повышению ее эффективности;

Обеспечивать соблюдение личным составом режима секретности;

Осуществлять прием граждан, организовывать тщательную проверку по жалобам и заявлениям, лично рассматривать заявления граждан о нарушении законности и служебной дисциплины сотрудниками подразделения, назначать служебное расследование по каждому такому факту;

Давать объективную оценку деятельности подразделения, а также отдельным сотрудникам с учетом их реального вклада в обеспечение безопасности дорожного движения и общественного порядка на обслуживаемой территории.

  1. Заместитель командира полка (батальона, роты, взвода, отделения, поста, маршрута) отвечает за постоянную готовность подразделения к выполнению стоящих перед ним задач, качество служебной и боевой подготовки, несет персональную ответственность за моральное состояние подчиненного личного состава, строжайшее соблюдение им дисциплины и законности, проведение индивидуально-воспитательной работы с подчиненными. В отсутствие командира подразделения выполняет его обязанности. Заместитель командира подразделения ДПС обязан:

Организовывать несение ДПС в строгом соответствии с действующими нормативными документами;

Разрабатывать мероприятия по деятельности подразделения в особый период, при возникновении чрезвычайных ситуаций и в военное время;

Организовывать и лично участвовать в проверках несения службы инспекторским составом подразделения;

Осуществлять своевременное доведение приказов и указаний командиров до личного состава подразделения, а также проверку их исполнения;

Постоянно знать наличие инспекторов ДПС, транспортных и специальных технических средств;

Разрабатывать планы подготовки, повышения квалификации, служебной и боевой подготовки подразделения и контролировать их выполнение;

Лично проводить занятия по наиболее сложным и актуальным темам;

Изучать и внедрять в работу подразделения положительный опыт и научную организацию труда передовых строевых подразделений;

Подготавливать предложения по организационно-штатным вопросам.

  1. Заместитель командира подразделения ДПС контролирует исправность транспортных и специальных технических средств, их правильное использование, обслуживание, метрологическое обеспечение, хранение и ремонт, состояние авто- мото- парков и организацию внутренней службы в них, в соответствии с действующими нормативными актами в данной сфере деятельности ОВД. Несет персональную ответственность за моральное состояние подчиненного ему личного состава, строжайшее соблюдение им дисциплины и законности.
  2. Заместитель командира подразделения (полка, батальона, роты, взвода, отделения) по технической службе обязан:

Участвовать в разработке плана служебной и боевой подготовке типовых планов подразделения и организовывать их выполнение;

Организовывать правильное использование транспортных и специальных технических средств, своевременное проведение их технического обслуживания, метрологического обеспечения и ремонта;

Составлять и контролировать соблюдение графиков профилактического обслуживания транспортных и специальных технических средств;

Знать наличие и техническое состояние транспортных и специальных технических средств, организовывать и контролировать ведение установленного для них учета и отчетности;

Организовывать получение, хранение, выдачу использование и контроль за эксплуатацией по назначению, а также сохранность автомототранспорта;

Обеспечивать оборудование автомобилей и мотоциклов светомаскировочными устройствами на «особый» период;

Подготавливать и вносить предложения по обеспечению подразделения новейшими специальными техническими средствами;

Изучать и анализировать опыт использования транспортных и специальных технических средств, разрабатывать предложения по улучшению их эксплуатации;

Организовывать изучение личным составом подразделения Правил дорожного движения, эксплуатации транспортных и специальных технических средств и ежегодное принятие по ним зачетов;

Проводить мероприятия по повышению квалификации личного состава подразделения, профессиональных навыков эксплуатации специальных технических средств, вождения служебного автомототранспорта.

6. Командир взвода (в составе роты, батальона, полка или отдела БДД) ДПС отвечает за состояние аварийности на закрепленной территории, повседневную готовность подразделения к выполнению задач по обеспечению безопасности дорожного движения, за качественное комплектование, служебную, боевую и физическую подготовку личного состава, материально-техническое и иные виды обеспечения служебной деятельности подразделения. Несет персональную ответственность за моральное состояние личного состава подразделения, строжайшее соблюдение им дисциплины и законности, постоянное проведение индивидуально-воспитательной работы с подчиненными. Командир взвода обязан:

6.1. Принимать участие в планировании работы подразделения;

6.2. Вносить предложения прямым начальникам об изменении в расстановке сил и средств, при осложнении оперативной обстановки на обслуживаемой территории;

6.3. Осуществлять управление силами и средствами взвода, организовывать взаимодействие личного состава с нарядами ОВД, вневедомственной охраны, военной автомобильной инспекции Министерства обороны Кыргызской Республики, органами национальной безопасности, другими общественными организациями и гражданами, в осуществлении надзора за дорожным движением и охране общественной безопасности;

6.4. Ежедневно проводить инструктажи нарядов и контролировать несение службы личным составом взвода;

6.5. Добиваться снижения числа ДТП на обслуживаемой территории;

6.6. Ежедневно проверять порядок и обоснованность применения подчиненными мер административного воздействия к правонарушителям норм, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения;

6.7. Вести ежедневный учет и анализ работы инспекторского состава взвода;

6.8. Разрабатывать графики отпусков и несения службы личным составом подразделения;

6.9. Воспитывать личный состав подразделения в духе строго соблюдения служебной дисциплины и законности.

  1. Старший инспектор-дежурный обязан:

7.1. При подготовке инспекторов ДПС строевого подразделения, заступающих на службу:

Принимать доклады от командиров взводов (старших групп) о прибытии на службу инспекторского состава ДПС и заполнять постовую ведомость;

Осуществлять контроль за выходом и возвращением патрульного автомототранспорта с отметкой в Журнале учета использования транспортных средств;

Выдавать инспекторам ДПС оперативно-технические и специальные средства, о чем производить соответствующую запись в Журнале выдачи и приема вооружения, оперативно-технических и специальных средств, а также табельное оружие, нагрудные отличительные знаки, служебные документы;

Проверять готовность инспекторского состава ДПС к несению службы, его внешний вид, экипировку;

Организовывать на инструктаже доведения до заступающего на службу личного состава состояние оперативной обстановки;

Докладывать о не прибывших на службу сотрудниках ДПС командиру строевого подразделения и принимать меры к выяснению причин неявки;

7.2. По окончании службы нарядами:

Принимать от сотрудников ДПС оружие, нагрудные отличительные знаки и специальные средства, проверять их комплектность и исправность, о чем делать соответствующие записи в журналах;

Передавать принятые от командиров взводов (старших групп) административные материалы помощнику дежурного для их регистрации в журнале учета материалов о нарушениях Правил дорожного движения;

Докладывать командиру подразделения или лицу, его замещающему, о случаях неявки по неизвестным причинам инспектора ДПС с маршрута патрулирования (поста) и в дальнейшем действовать по его указанию;

Обобщать результаты несения службы для доклада командиру строевого подразделения, делать запись в постовой ведомости и докладывать командиру подразделения (лицу, его замещающему) о приеме-сдаче дежурства.

7.3. При сборе информации и оценке обстановки на обслуживаемой территории:

Изучать, анализировать и оценивать сведения о совершенных ДТП и преступлениях, розыске транспортных средств, водители которых скрылись с мест ДТП, угнанных и похищенных транспортных средствах, разыскиваемых преступниках и нераскрытых преступлениях, намеченных и производимых массовых, спортивных и других мероприятиях, степени участия инспекторского состава по поддержанию соответствующих режимов дорожного движения в местах их проведения, изменения климатических условий, состоянии автомобильных дорог, дорожных сооружений и технических средств регулирования дорожного движения, которые могут оказывать влияние на дорожное движение, оперативную обстановку, расстановку сил и средств;

Систематизировать, обобщать и докладывать полученную информацию командиру подразделения, а в предусмотренных нормативными правовыми актами МВД случаях - вышестоящему дежурному.

7.4. По управлению силами и средствами:

Обеспечивать непрерывное управление нарядами, их четкое взаимодействие между собой и с другими подразделениями органов внутренних дел;

Контролировать несение службы нарядами, в случае невыхода их на связь в назначенное время, принимать необходимые меры по установлению их местоположения;

Информировать инспекторский состав подразделения об изменениях оперативной обстановки;

Организовывать и направлять работу личного состава при получении команды из вышестоящих органов или Министерства по чрезвычайным ситуациям Кыргызской Республики;

7.5. По приему сообщений и заявлений о преступлениях, ДТП, нарушения общественного порядка и других чрезвычайных происшествиях:

Выясняет время, место, обстоятельства происшествия, приметы правонарушителей, сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество, адрес, телефон), данные о транспортных средствах, причастных к происшествию (марка, государственный регистрационный номерной знак, принадлежность), наличие пострадавших. Если водитель с места ДТП скрылся, дополнительно выясняет цвет, особые приметы, характер возможных повреждений, направление движения транспортного средства, приметы водителя;

Принимает, регистрирует сообщения о преступлениях и своевременно передает полученную информацию в ОВД по территориальности. Сведения о ДТП регистрирует в тетради для записей дежурного, а после уточнения - в Журнале учета дорожно-транспортных происшествий;

Докладывает командиру подразделения и вышестоящему дежурному о преступлениях, ДТП с тяжкими последствиями и действует в соответствии с их указаниями. В случаях организации розыска преступников по горячим следам, для ориентирования нарядов ДПС, немедленно передает необходимую информацию на маршруты патрулирования и посты ДПС;

Информирует о ДТП, повлекших гибель, ранение людей или причинение существенного материального ущерба, дежурные части ОВД по территориальности. При необходимости вызывает скорую медицинскую помощь, пожарную охрану, другие оперативные и спасательные службы, а в случае, когда участники происшествия при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося прибыли в дежурную часть подразделения, организует оформление материалов по происшествию в установленном порядке;

Докладывает об осложнении обстановки на месте происшествия, угрозе возникновения групповых хулиганских проявлений или других чрезвычайных обстоятельств дежурному по ОВД, командиру строевого подразделения и в дальнейшем действует по их указанию. При возникновении затора на месте происшествия, организовать объезд этого места;

Организует доставку транспортных средств с мест происшествий в территориальные ОВД по месту совершения (когда нельзя их передать владельцу), а также транспортных средств, задержанных у лиц, управляющих ими без водительских документов или в состоянии опьянения. В последнем случае они могут быть приняты под охрану в дежурную часть подразделения. Принятие на хранение, а также передача транспортного средства и груза в другое подразделение ОВД оформляется актом приема на хранение произвольной формы. Выдача транспортного средства и груза владельцам осуществляется по предъявлении ими соответствующих документов;

Докладывает вышестоящему дежурному и по возможности ставит в известность представительство Министерства иностранных дел Кыргызской Республики о ДТП с участием иностранных граждан;

Оповещает командира и наряды подразделения ДПС, руководителей заинтересованных дорожных коммунальных служб об осложнении условий дорожного движения вследствие обвалов, оползней, селей, схода лавин, разрушения дороги, снежного заноса, гололедицы, выхода из строя средств регулирования и т.п.. Принимает необходимые меры по организации и обеспечению безопасного и бесперебойного движения на указанных участках дорог, в дальнейшем осуществлет контроль за выполнением соответствующих работ;

Организует и направляет деятельность личного состава ДПС.

7.6. По обеспечению сопровождения автомобилей и колонн:

Ведет оповещение нарядов ДПС по маршруту следования сопровождаемых автомобилей и колонн;

Организует взаимодействие нарядов подразделения и ОВД по обеспечению беспрепятственного проезда сопровождаемых автомобилей и колонн;

Информирует экипажи автомобилей сопровождения об обстановке на маршруте движения;

7.7. По контролю над организацией перевозок опасных грузов:

Знает маршруты перевозки опасных грузов их техническое наименование, вид опасности, код, экстренные меры. Информирует наряды ДПС по маршруту их следования;

Принимает меры по организации безостановочного движения транспортных средств, перевозящих опасные грузы;

7.8. По обеспечению справочной работы:

Дает исчерпывающие разъяснения (без сообщения секретных или носящих служебный характер сведений) при обращении в дежурную часть граждан или должностных лиц по вопросам деятельности ДПС, других подразделений ОВД, а при необходимости организовывает проверку или информирует заявителя о порядке дальнейших действий;

Информирует родственников о погибших или раненых при ДТП.

7.9. По обеспечению сохранности имущества, вооружения, оперативно-технических, специальных и авто- мото- транспортных средств:

Обеспечивает хранение, выдачу и учет оружия, боеприпасов, оперативно-технических и специальных средств в оборудованных несгораемых шкафах (ящиках) в соответствии с нормативными правовыми актами МВД;

Проверяет при приеме оружия и специальных средств их состояние, укомплектованность, исправность, чистоту, смазку (оружия) и т.д. В случае обнаружения повреждения или недостачи требует от сотрудников ДПС письменное объяснение, и принимать необходимые меры к розыску утраченного. О фактах их утраты или непригодности к дальнейшей эксплуатации в результате повреждений немедленно докладывает письменным рапортом командиру подразделения и производит записи в журналах;

Запрещает передавать ключи от оружейной комнаты, шкафов с оружием и комнаты хранения оперативно-технических и специальных средств кому бы то ни было, кроме лица, сменяющего или замещающего дежурного. Передача ключей оформляется в журнале для записи дежурного с указанием номера личной печати дежурного, которой опечатаны шкафы и комнаты. При нарушении оттисков печатей в отсутствие дежурного, проверка и передача хранящегося оружия, боеприпасов, оперативно-технических и специальных средств осуществляется комиссией, назначаемой командиром подразделения;

  1. Инспектор-дежурный (для выезда на ДТП), находясь в составе суточного наряда дежурной части, подчиняется старшему инспектору-дежурному, а при выезде на дорожно-транспортные происшествия в составе следственно-оперативной группы - старшему этой группы (следователю, инспектору по дознанию).

8.1. Инспектор-дежурный обязан:

Выезжать по указанию дежурного или прямого начальника на ДТП в составе следственно-оперативной группы или самостоятельно;

Оказывает необходимую помощь пострадавшим, организует их отправку в медицинские учреждения, записав предварительно необходимые данные о них и номер наряда скорой медицинской помощи;

  1. Инспектор ДПС (выезжающий на ДТП), находясь в составе суточного наряда дежурной части, подчиняется дежурному, а при выезде на ДТП в составе следственно-оперативной группы старшему этой группы (следователю, инспектору по дознанию). Инспектор ДПС обязан:

Сообщать дежурному о прибытии следственно-оперативной группы на место происшествия;

Поддерживать постоянную связь следственно-оперативной группы с дежурным;

Организовывать охрану места происшествия, обеспечивать безопасное движение транспортных средств в районе происшествия, поддерживать там необходимый общественный порядок, принимать меры к ликвидации задержек в движении;

Выполнять в ходе осмотра отдельные поручения старшего следственно-оперативной группы;

Охранять лиц, причастных к происшествию, до организации их отправки на медицинское освидетельствование, в дежурную часть подразделения или ОВД;

Следить за техническим состоянием вверенного транспорта.

10. Помощник дежурного подчиняется дежурному. Он обязан:

Выполнять указания дежурного по всем вопросам деятельности дежурной части;

Принимать, фиксировать и передавать телефонограммы, ориентировки и другую информацию;

11. Старший инспектор дорожно-патрульной службы принимает непосредственное участие в несении службы, обеспечении безопасности дорожного движения и охране общественного порядка на обслуживаемой территории. Он является непосредственным начальником и воспитателем инспекторского состава, ответственным за состояние аварийности на закрепленной за ним территории, порядок несения службы инспекторским составом, служебную и специальную подготовку. Старший инспектор дорожно-патрульной службы обязан:

11.1. Осуществлять надзор за дорожным движением;

11.2. Знать оперативную обстановку на обслуживаемом участке дорог (улиц), в зоне несения службы инспекторского состава

11.3. Руководить службой нарядов, находящихся в его подчинении, организовывать между ними взаимодействия, производить подмену их для принятия пищи и отдыха, а также докладывать вышестоящему командиру (начальнику), дежурному по подразделению о необходимости внесения изменения в расстановку нарядов в порядок несения ими службы в зависимости от сложившейся обстановки;

11.4. Осуществлять не менее двух раз за смену контроль за несением службы инспекторским составом;

11.5. Помогать инспекторам ДПС при решении вопросов, связанных с выполнением ими задач по надзору за дорожным движением;

11.6. Производить маневр силами нарядов ДПС в случае необходимости предупреждения или пресечения ДТП, грубых нарушений Правил дорожного движения, преступлений. При чрезвычайных обстоятельствах, докладывая об этом командиру подразделения;

11.7. Оформлять по указанию прямых начальников или дежурного первоначальные материалы по ДТП без пострадавших и существенного материального ущерба;

11.8. Проверять правильность ведения служебной документации инспекторами ДПС и принимать меры к устранению обнаруженных недостатков;

11.9. Следить за своевременным обеспечением нарядов вооружением, снаряжением и специальными техническими средствами, а также бланками служебной документации;

11.10.Осматривать ежедневно транспортные средства, оружие, боеприпасы и снаряжение, контролировать их сохранность и чистоту, а также сдачу его на хранение дежурному после окончания несения службы инспекторами ДПС;

11.11.Твердо знать задачи, как свои, так и подчиненных сотрудников ДПС, при введении типовых планов МВД КР;

11.12. Обучать и воспитывать инспекторский состав ДПС в духе строго соблюдения законности и служебной дисциплины, требовать от него твердого знания своих служебных обязанностей, материальной части, правил применения и использования оружия, соблюдения правил ношения форменной одежды, опрятного внешнего вида и строевой выправки;

11.13. Использовать в своей работе опыт передовых подразделений ДПС;

11.14. Следить за правильным использованием специальных технических средств;

11.15. Вести учет ДТП, в соответствии с установленным порядком.

11.16. Анализировать причины ДТП и условия, способствующие их совершению, готовить отчеты, сведения, информации, справки и предложения по этим вопросам;

11.17. Изучать и применять новые формы и методы анализа;

11.18. Осуществлять контроль за своевременным и качественным заполнением карточек учета по ДТП, сведения о которых подлежат включению в государственную статистическую отчетность;

11.19. Сверять ежемесячно сведения о ДТП с пострадавшими, с учетом, осуществляемым в медицинских и лечебно-профилактических учреждениях, предприятиях и организациях;

11.20. Осуществлять кодирование, подготовку информации о ДТП для последующей передачи в вышестоящие органы;

11.21. Участвовать в подготовке документов, касающихся организации ДПС;

11.22. Вносить предложения по совершенствованию форм и методов надзора за дорожным движением;

11.23. Участвовать в гласном и негласном контроле за работой инспекторского состава ДПС на маршрутах патрулирования и постах. Обобщать результаты этой работы;

11.24. Проводить, по указанию прямого начальника, служебное расследование по фактам нарушения личным составом подразделения служебной дисциплины, законности и установленного порядка несения службы;

  1. Инженер по специальной технике подчиняется командиру подразделения и его заместителю. Он обязан вести учет имеющихся в подразделении специальных технических средств, а также контроль за их техническим состоянием и использованием.
  2. Старшина подразделения ДПС отвечает за своевременное обеспечение предметами экипировки инспекторского состава ДПС, поддержание установленного внутреннего порядка, сохранность имущества подразделения, противопожарную безопасность в служебных помещениях, экономию и рациональное использование электроэнергии в кабинетах. Он подчиняется командирам подразделения и их заместителям. Является материально ответственным лицом. Старшина обязан:

13.1. Получать и выдавать бланки строгой отчетности;

13.2. Обеспечивать всем необходимым занятия с личным составом по служебной, боевой и физической подготовке;

Являясь участником дорожного движения, каждый водитель задумывается над вопросом, какими полномочиями обладает инспектор ГИБДД, когда он имеет право остановить водителя, и имеет ли сотрудник право остановить машину, если водитель не нарушает правила дорожного движения.

Нормативная база

Для начала установим какими нормативными документами руководствуется сотрудник ДПС при несении службы по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Принимаемые законы постоянно изменяются и дополняются. Рассмотрим действующие в 2019 году законы и нормативно-правовые акты.

После отмены Наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения, МВД России приказом от 02.03.2009 N 185 утвердило Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения" (зарегистрирован в Минюсте России 18.06.2009 N 14112).

В октябре 2017 года вступил в силу новый Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения (приказ МВД России от 23.08.2017 N 664), который детализировал права и обязанности водителей и инспекторов ДПС.

Именно данный регламент и определяет основные права, обязанности и полномочия сотрудников ГИБДД при общении с водителями и пешеходами.

В каких случаях инспектор ГИБДД имеет право остановить транспортное средство

В соответствии с действующим законодательством остановить движущее транспортное средство сотрудник ГИБДД имеет право в случаях:

  1. установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. То есть при нарушении водителем ПДД, инспектор имеет полное право остановить нарушителя;
  2. наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.;
  3. наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании автомобиля в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске. В этом случае может быть остановлено практически любое транспортное средство;
  4. необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
  5. необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
  6. выполнение распорядительно-регулировочных действий;
  7. необходимость использования транспортного средства водителя для выполнения возложенных на сотрудников ГИБДД обязанностей;
  8. необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  9. проведение на основании распорядительных актов руководителей ОВД, ГИБДД специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов. Обычно такими мероприятиями является операция «трезвый водитель», проходящая в праздничные дни;
  10. проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.

Более подробно о причинах и основаниях для остановки водителя инспектором ГИБДД

Новое. С 2017 года Административным регламентом предусмотрено право по остановке транспортных средств для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, не только на стационарных постах ДПС.

Действия сотрудника ГИБДД при остановке транспортного средства

Действующими нормативно-правовыми актами четко регламентированы действия сотрудника ГИБДД при остановке ТС.

Так, в соответствии с Административным регламентом МВД требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство.

При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы.

При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.

Таким образом, Анализируя действующее законодательство, установлено, что инспектор ГИБДД имеет право остановить автомобиль даже жестом руки, без применения иных технических средств. При этом не допускается останавливать автомобили на участках дорог, где их остановка запрещена ПДД, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, административного правонарушения, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения.

Действия сотрудников ГИБДД после остановки автомобиля

В соответствии с вышеуказанным Административным регламентом МВД РФ сотрудник ГИБДД, остановив транспортное средство, должен без промедления подойти к водителю, представиться, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого - разъяснить им их права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Важно. При представлении инспектор ГИБДД должен назвать свою должность, специальное звание и фамилию.

Остановка с целью проверки документов

Основной причиной остановки водителей является проверка документов.

Рассмотрим правила проверки документов у водителей. Согласно п. 2.1.1 ПДД водитель механического транспортного средства обязан: иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки: водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории; регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа - и на прицеп (кроме прицепов к мопедам); в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов; страховой полис ОСАГО владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Об ответственности за управление автомобилем без полиса ОСАГО можно прочитать в статье по ссылке.

Справочно. С 2016 года на водителя возложена обязанности представлять также и документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак "Инвалид".

О правилах проведения проверки документов инспектором ГИБДД можно прочитать в статье по ссылке.

Следует обратить внимание, что в случае отсутствия необходимых документов и нежелание их представления водителем, помимо административной ответственности по ст. 12.3 КоАП РФ, инспектор может применить ст. 19.3 КоАП РФ (неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции).

Практика привлечения водителей к ответственности по ст. 19.3 КоАП РФ свидетельствует, что данная статья применяется при применении водителями специальных удерживающих средств для документов (цепочки).

Так, один из водителей был остановлен инспектором ДПС для проверки документов. Водитель предъявил документы: водительское удостоверение и свидетельство о регистрации ТС, скрепленные друг с другом на цепочке. Водителю было предложено представить документы в развернутом виде, на что водитель ответил отказом, тем самым оказал неповиновение законным требованиям сотрудника полиции. Судья районного суда, пришел к обоснованному выводу о том, что действия водителя образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.

Предъявление документов на цепочке препятствовала передаче документов сотруднику ГИБДД для проверки.

Доводы водителя о том, что требования сотрудников о предъявлении документов он исполнил, предъявил запрашиваемые документы в специальном удерживающем устройстве, суд посчитал несостоятельными.

Суд в своем решении указал, что Правилами дорожного движения предусмотрена обязанность водителя по требованию уполномоченного должностного лица передать ему для проверки перечисленные в п. 2.1.1 ПДД РФ документы. В нарушение данной нормы водитель предъявил документы на цепочке, не передавая их сотруднику ГИБДД. Водитель должен осуществлять хранение документов таким образом, чтобы при необходимости их проверки уполномоченным сотрудником ГИБДД не возникало препятствий для передачи документов для проверки, однако водитель умышленно скрепил документы зажимным устройством, прикрепив данное устройство на цепочку, которая препятствовала передаче документов сотруднику ГИБДД и дальнейшей их проверке.

Сообразительный водитель был привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, санкция которой предусматривает ответственность в виде административного ареста на срок до пятнадцати суток или административный штраф.

Остановка транспортного средства при нарушении водителем ПДД

Также как и в случае проверки документов, сотрудник ГИБДД обязан представиться и объяснить причину остановки. При нарушении водителем ПДД и наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, сотрудник разъясняет лицу, какое правонарушение им допущено и в чем оно заключается. При этом выясняет, имеют ли место обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

В присутствии водителя составляется протокол об административном правонарушении, выносится определение о назначении места и времени рассмотрения дела и выносится постановление по делу об АП.

В случае несогласия с вынесенным постановлением его можно обжаловать в течение 10 дней со дня получения его копии.

Случаи, при которых сотрудник вправе предложить водителю выйти из автомобиля

Законодательством установлены следующие случаи:

  • необходимость устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
  • наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;
  • для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
  • для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
  • когда требуется участие водителя в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  • когда поведение водителя создает угрозу личной безопасности сотрудника;

Сотрудник ГИБДД имеет право пригласить водителя занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

Подготовлено "Персональные права.ру"

Наши статьи

Дорожно-патрульная служба (ДПС) является структурным подразделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) Министерства внутренних дел Российской Федерации и входит в состав милиции общественной безопасности РФ. Она осуществляет оперативно-профилактические, контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также участвует в обеспечении охраны общественного порядка и борьбе с правонарушениями в зонах своих постов и маршрутов патрулирования.

Деятельность ДПС строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности.

Сотрудники ДПС должны иметь необходимую профессиональную подготовку, быть дисциплинированными и бдительными, действовать решительно, смело и настойчиво, обладать высокими моральными качествами, стойко переносить трудности, связанные со службой. В обращении с гражданами сотрудники ДПС должны быть вежливыми и тактичными, их действия - законными и понятными лицам, в отношении которых они осуществляются.

В состав ДПС ГИБДД МВД России входят строевые подразделения (в том числе специализированные): полки, батальоны, роты, взводы, мобильные строевые подразделения, создаваемые в качестве оперативного резерва для реагирования на осложнение оперативной обстановки в области дорожного движения, проведения специальных мероприятий по пресечению преступлений, связанных с эксплуатацией транспортных средств, а также группы Приказ МВД РФ от 20 апреля 1999 г. N 297 «Об утверждении наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. Приказа МВД РФ от 28.03.2005 N 209)..

Специализированные подразделения ГИБДД по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения образуются по согласованию с МВД России.

Работу подразделений ДПС, оказание им практической и методической помощи организуют отделы (отделения) ДПС управлений (отделов) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

Основными задачами ДПС являются:

Сохранение жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, защита их законных прав и интересов, а также интересов общества и государства;

Обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств;

Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения.

ДПС решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел, военной автоинспекцией Министерства обороны Российской Федерации, Российской транспортной инспекцией, организациями, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами.

Взаимодействие осуществляется на основе договоров, совместных планов, приказов, указаний и инструкций.

Основными функциями дорожно-патрульной службы являются:

1. Оказание в пределах своей компетенции содействия и помощи участникам дорожного движения в осуществлении их законных прав и интересов.

2. Осуществление контроля за соблюдением правил дорожного движения, а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

3. Регулирование дорожного движения, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий.

4. Охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений на улицах, дорогах и иных общественных местах.

5. Осуществление розыска угнанных и похищенных транспортных средств, а также транспортных средств, водители которых скрылись с мест дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

6. Осуществление в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации производства по делам об административных правонарушениях.

7. Осуществление неотложных действий на месте ДТП, а также принятие мер по эвакуации людей и оказанию им первой медицинской помощи, содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств и охране имущества, оставшегося без присмотра.

8. Проведение в соответствии с законодательством РФ проверки сообщений о преступлениях против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также осуществление производства по делам об административных правонарушениях.

9. Осуществление в установленном порядке сопровождения транспортных средств.

10. Выявление причин и условий, способствующих совершению ДТП, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению.

11. Информирование населения, в том числе с использованием средств массовой информации, о складывающейся обстановке в области дорожного движения, причинах ДТП и принимаемых мерах по их предупреждению.

12. Участие совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от форм собственности, общественными объединениями, а также гражданами в реализации профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения.

13. Контроль за состоянием и обустройством улично-дорожной сети и средств регулирования, соблюдением установленных условий производства ремонтно-строительных работ на автомобильных дорогах, улицах и площадях, принятие неотложных мер к устранению причин, создающих угрозу безопасности дорожного движения.

14. Участие совместно с паспортно-визовой службой в осуществлении контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда на транспортных средствах через территорию Российской Федерации.

Работа ДПС организуется исходя из наличия сил и средств и принципа их концентрации в местах, характеризующихся напряженной дорожной обстановкой. При этом учитываются: состояние аварийности на обслуживаемой территории, протяженность автомобильных дорог и особенности условий движения по ним, интенсивность движения транспорта и пешеходов в различные часы суток, дни недели, времена года.

Расстановка сил и средств ДПС осуществляется на основании утвержденной Дислокации постов и маршрутов патрулирования в соответствии с обязательными нормами ежесуточного выставления нарядов и заносится в Постовую ведомость расстановки нарядов дорожно-патрульной службы.

Оперативное управление силами и средствами строевых подразделений осуществляют дежурные части, а при их отсутствии - дежурные части территориальных органов внутренних дел. Дежурные части строевых подразделений находятся в оперативном подчинении дежурных частей органов внутренних дел, в структуру которых входят строевые подразделения. Работу дежурной части организует начальник штаба строевого подразделения, а где этой должности по штатам нет - заместитель командира. Право утверждения графика несения службы, установления порядка подмены лиц суточного наряда, их отстранения в случае необходимости от дежурства предоставлено только командиру строевого подразделения (или лицу, его замещающему).

В целях успешного выполнения возложенных на дежурную часть задач она обеспечивается автомобилями для выездов на места ДТП, специальными техническими средствами, оргтехникой, документацией, служебными помещениями для размещения суточного наряда, хранения и выдачи оружия, оперативно-технических и специальных средств. Дежурные части подразделений ДПС оснащаются единым абонентским телефонным номером ГИБДД.

Подготовка, инструктаж и развод сотрудников, назначенных в наряд для несения ДПС, осуществляется в соответствии с Уставом патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федерации.

Заступающие в наряд сотрудники ДПС должны иметь опрятный внешний вид, исправное снаряжение, форменную одежду по сезону, светоотражающую экипировку, а также нагрудный знак, оружие, жезл и другие специальные средства, Карточку поста или маршрута патрулирования, служебную книжку, служебное и водительское удостоверения, выписки из КоАП РФ, бланки протоколов и других необходимых процессуальных документов, карточки учета нарушений, квитанции об уплате штрафа, авторучку, карандаш, линейку, записную книжку, свисток, карманный электрический фонарь (при работе в условиях недостаточной видимости), Правила дорожного движения Российской Федерации, рулетку, служебную сумку или планшет.


Все говорят, что в ГАИ работать хорошо: ходи себе с палочкой по дороге и деньги в карман складывай. Но как говорится в народе: в семье не без урода.Одни приходят в ГАИ работать, другие - "зарабатывать".
Сколько разных анекдотов рассказывают о людях, которые несут дежурства на дорогах, а о том, как служится им, на самом деле, не знают.
Едет с виду безобидный автомобиль по дороге мимо инспектора, только поравнялся, вдруг из глушителя такой чёрный дым повалит и прямо в лицо дорожного патрульного.
Стоит себе инспектор на стационарном посту, в основном на одном и том же месте, изо дня в день, присматривается к проходящим автомобилям, прогоняет в голове, как в компьютере, попавшие на глаза номера через сводки ориентировок, крутит головой, то вправо, то влево, откуда машины движутся. Если кто внимательно присматривался к лицу инспектора, особенно весной, когда начинается солнцепёк, то, наверное, замечал, что одна половина лица загоревшая, а другая - посветлей.
Весной хорошо! Начинает таять снег, на улицах появляются лужи. Некоторые водители с особым удовольствием, другие, не замечая, что они делают, стараются проехать рядом с инспектором, если даже и не облить грязью, то хотя бы посадить одну крапинку смога на его чистый мундир.
Да что рассказывать! Нужно каждому желающему предоставить возможность побывать, как говорится, в шкуре инспектора дорожно-патрульной службы, чтобы он почувствовал на себе почём фунт лиха.
Старший инспектор дорожно-патрульной службы городского батальона ГИБДД Алексеев прибыл после развода на свой пост, где, согласно плану – дислокации, должен был нести службу, то есть следить за водителями и пешеходами, участниками дорожного движения, чтобы они не нарушали Правила дорожного движения, а если нарушили, то принимать соответствующие меры.
Обслуживаемый участок дороги Алексеевым довольно оживлённый. Движение автотранспорта по улице осуществлялось в двух направлениях. С одной стороны улицы располагался 342 квартал с небольшой торговой площадью, куда обычно заезжали частники на легковых автомашинах, с другой стороны расположен жилой массив, так называемый 341 квартал с кинотеатром, детским садиком и торговыми магазинами.
Для обеспечения безопасного перехода улицы был установлен пешеходный светофор, который периодически загорался для водителей красным глазком, а для пешеходов зеленой фигуркой человечка.
Проезжая часть улицы вдоль бордюр была огорожена металлическими трубами, и только выезды для автомобилей оставались свободными.
Когда недисциплинированные пешеходы пытались пройти напрямую, не по пешеходному переходу, где установлен светофор, а в местах въезда-выезда, Алексеев начинал свистеть в свой свисток, который он почти не вынимал изо рта. После нескольких прерывистых свистков Алексеев громким голосом говорил: «Граждане! Пройдите, пожалуйста, к пешеходному переходу! Переходите проезжую часть в установленном месте!» - и показывал рукой в сторону пешеходного перехода, как будто они сами не видят, где им безопаснее пройти на противоположную сторону.
Работа у инспектора ДПС Алексеева, как говорится, кипела. Настроение было бодрое, боевое. На плече у него висела носимая рация, передали ориентировку, Алексеев
достал служебный блокнот, стал записывать данные, переданные дежурным, когда оторвал глаза от строчек, то увидел, что мужчина, возраста лет шестидесяти, перекинув сумку через плечо, стоит возле ограждения, ждёт момента, чтобы перебежать проезжую часть дороги.
Алексеев засвистел в свисток, и быстрым шагом стал приближаться к мужчине с сумкой, но пешеход никак не реагировал.
- Гражданин! – окликнул, как полагается, зычным голосом инспектор ДПС.
Мужчина повернул к Алексееву своё полное розовое лицо.
- Гражданин! Здесь не положено переходить улицу. Рядом пешеходный переход, пройдите к пешеходному переходу! – законно потребовал инспектор.
Мужчина блеснул белыми крепкими зубами:
-Ты знаешь – таких как я, в других городах под руку,- мужчина выделил голосом последние два слова,- через дорогу переводят, а ты мне указываешь, где мне переходить!
- повернулся и пошёл напрямую через проезжую часть.
Алексеев открыл рот, хотел еще что-то сказать вдогонку, но слов не нашлось, и только подумал: Вот народ! Что с такими вот делать? Не драться же с этим инвалидом!

Алексеев дежурил, нёс дорожно-патрульную службу на улице Степана Халтурина, неподалёку от железнодорожного переезда. Место спокойное, да и день был субботний, автотранспорта проходило не много. Грубых нарушителей Правил дорожного движения не попадалось, а план-задание на день 12 нарушений нужно было выполнить.
По улице двигалась автомашина «Жигули», Алексеев заметил, что водитель не пристёгнут ремнём безопасности, и показал ему жезлом знак для остановки.
Водитель автомобиля, как положено, включил правый поворот, принял вправо, и автомобиль остановился.
Алексеев, подойдя к водителю, приставил правую руку к козырьку и представился: - Старший инспектор дорожно-патрульной службы батальона ГАИ, лейтенант Алексеев! Вы нарушили правила дорожного движения, предъявите, пожалуйста, документы.
- Что я нарушил?
- Вы следовали на автомобиле, не пристегнувшись ремнём безопасности, - объяснил инспектор, - За данное нарушение полагается штраф три рубля.
Алексеев достал карточку нарушителя из планшетки и стал её заполнять.
- Вы знаете, товарищ лейтенант, а у меня брат работает в областном УВД, его фамилия Степанов!
- Хорошо, что у вас брат работает в УВД, только вы штраф три рубля заплатите и можете продолжать движение, я задерживать вас не собираюсь.
Мужчина достал из портмоне три рубля, подал их инспектору. Алексеев оторвал из пачки бумажку, голубенького цвета, с защитной сеткой, на которой было отпечатано розовым цветом «Три рубля» и надпись «Штрафной талон». Такая безобидная бумажка, за которую нужно было заплатить три рубля, а за три рубля тогда можно было купить бутылку водки, или две бутылки вина и закуску, булочку серого хлеба, которая стоила шестнадцать копеек, а булочка белого хлеба – двадцать копеек.
-Возьмите, пожалуйста!
- Зачем мне нужен этот талончик?
- Возьмите, возьмите! Так положено. Счастливого пути!
Мужчина нехотя взял талончик.
Инспектор остановил следующий автомобиль, а водитель Жигулей продолжал сидеть в салоне. Прошло минут 5-10. Водитель Жигулей вышел из машины и подошёл к Алексееву,
- Товарищ инспектор, скажите вашу фамилию, а то я забыл!
- Моя фамилия Алексеев! А вам для чего нужна моя фамилия?
- Да поеду к начальнику УВД и расскажу, что вы хорошо работаете! – водитель Жигулей повернулся, спокойно сел в машину. Замигал левый поворот, автомобиль заурчал глушителем и медленно поехал по дороге.

3
Обычный рабочий день. Старший инспектор ДПС Алексеев нёс службу на перекрестке улиц Степана Халтурина – Куйбышева. Работал светофор. Пешеходы, как обычно, на зеленый сигнал светофора стали переходить улицу. Белая Волга на зелёный сигнал светофора делала левый поворот, пропуская пешеходов. Алексеева привлек внимание этот автомобиль тем, что он подавал звуковой сигнал, как бы подгоняя пешеходов, видимо, водитель очень спешил. Когда Волга закончила поворот и стала двигаться в сторону Алексеева, он увидел, что автомобиль принадлежит обкомовскому гаражу, о чем свидетельствовал на бампере автомобиля государственный номер с тремя нолями, но всё же подал водителю автомобиля жезлом сигнал остановки, хотя на разводе руководство ГАИ предупреждало, что автомобили с тремя нолями не останавливать, но запретный плод всегда сладок.
Волга остановилась, Алексеев подошёл к водителю и представился, как положено: - Старший инспектор дорожно-патрульной службы, лейтенант Алексеев!
- Что случилось? - спросил водитель, - На каком основании вы меня остановили? Вы что не видите, что автомобиль с обкомовскими номерами? Вам разве начальник ГАИ не говорил, что нельзя останавливать автомобили с тремя нолями?
- Говорил, – спокойно ответил Алексеев.
- Что у вас там, в ГАИ за бардак? Наведите порядок! – водитель Волги хотел уже трогаться.
- Вы нарушили Правила дорожного движения, подавали звуковой сигнал в населённом пункте – это одно нарушение! Второе нарушение, - Алексеев успел заметить, что на машине нет правого зеркала, на заднем стекле висела белоснежная занавеска, - то, что ваш автомобиль не оборудован зеркалом заднего вида с правой стороны. В Правилах дорожного движения сказано, что при наличии шторок на заднем стекле автомобиля, необходимо дополнительное зеркало заднего вида с правой стороны. А Правила дорожного движения для всех одинаковы, и вы обязаны их соблюдать. Поэтому я вас на первый раз предупреждаю устно. Счастливого пути!
Волга уехала.
Примерно через неделю инспектор Алексеев видит – едет та же Волга, с теми же номерами и водитель тот же и занавесочки крахмально-белые. Надо же проверить – выполнено ли его указание, всё ж таки он должностное лицо, государственный человек.
Алексеев подал знак, автомобиль остановился.
-Старший инспектор дорожно-патрульной службы, лейтенант Алексеев! – и приложил руку с жезлом к виску, - Я вас остановил, чтобы проверить, поставили ли зеркало заднего вида с правой стороны.
- Товарищ инспектор, не беспокойтесь, зеркало получил у механика, осталось только поставить, дело времени, всё некогда. Обязательно устраним недостаток, поставим! В следующий раз – будет обязательно стоять.
- Ладно! На второй раз тоже прощаю, но надеюсь, что зеркало обязательно поставите. Вам же самим лучше будет, так же нельзя ездить, - смягчился инспектор,
- Счастливого пути!
Утром Алексеев готовился к разводу, проверял рацию: «Раз! Раз! Раз!».
Мимо прошёл заместитель начальника ГАИ, подполковник милиции Шахворостов,
- Алексеев зайди ко мне!
Через несколько минут Алексеев постучал в дверь заместителя начальника ГАИ.
-Разрешите? Лейтенант Алексеев по вашему приказанию прибыл, - доложился инспектор.
- Алексеев, а ты что это докопался до обкомовской Волги госномер: три ноля шесть? – начал подполковник, - до вас, что?.. не доводили, что автомобили с тремя нолями нельзя останавливать?
- Доводили, товарищ подполковник!
- А в чём тогда дело? – твердым командным голосом спрашивал Шахворостов.
- Нарушает Правила дорожного движения, товарищ подполковник!
- Так это же обкомовская Волга с тремя нолями!
- Товарищ подполковник! Правила дорожного движения обязаны выполнять все участники дорожного движения. Перед законом все равны!
- А что он нарушил?
- Автомобиль не оборудован правым зеркалом заднего вида. А в Правилах сказано, что при наличии шторок, закрывающих обзорность заднего вида, необходимо устанавливать зеркала заднего вида с левой и справой стороны, а у него есть только с левой стороны.
- А ты садился в автомобиль, смотрел обзорность?
- А, зачем мне садиться в автомобиль, у него обзорность заднего вида закрывают занавески!
- Нет! Ну, ты бы сел – посмотрел… какая обзорность у водителя! – напирал Шахворостов.
- Зачем мне садиться!? – до Алексеева начало доходить, что на него катится колесо и вот–вот катастрофы не миновать,нужно как-то защищаться - А вы знаете, что водитель Волги мне говорил?
- Что?
- Он говорил, что у нас в ГАИ бардак и, чтобы навели порядок в ГАИ!
- Он, водитель обкомовской Волги такое тебе говорил!?
- Да!
- Ну ладно, Алексеев, иди! Я доложу, что водитель Волги недостойно себя вёл!
- Есть идти! – Алексеев развернулся на месте и вышел из кабинета,- Ну, слава богу! Кажется, пронесло.
Не сладким оказался запретный плод.



Просмотров