Долговые обязательства считаются среднесрочными если они. Максимальный срок погашения долговых обязательств по заработной плате. Долговые обязательства РФ

Функционирование государственного и муниципального кредита ведет к образованию государственного и соответственно муниципального долга. Под государственным долгом понимаются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Государственный долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну (ст. 97 БК РФ).

Принято классифицировать государственный долг по различным основаниям. По объему долговых обязательств государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты, которые должны быть уплачены по этим обязательствам. Текущий долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

В зависимости от субъектов-кредиторов и валюты платежа государственный долг делится на внутренний и внешний. Государственные внутренние заимствования ст. 89 Бюджетного кодекса РФ определяет как займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации.

Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения. Внешние заимствования Российской Федерации законодатель определяет как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

Заемные средства мобилизуются в основном двумя способами:

Размещением долговых ценных бумаг;

Получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.

В зависимости от того, у какого субъекта возникают долговые обязательства в результате заемной деятельности, различают общегосударственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта Федерации и муниципальный долг.

По срокам государственный долг делится на краткосрочный – до 1 года, среднесрочный – от 1 года до 5 лет и долгосрочный – от 5 до 30 лет, для муниципальных образований – до 10 лет.


Состав государственного долга. В соответствии с БК РФ долговые обязательства, образующие государственный долг Российской Федерации, могут выступать в форме:

Кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

Государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

Договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

Договоров о предоставлении Российской Федерации государственных гарантий;

Соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет (ст. 98 БК РФ).

Государственный долг субъекта Федерации – это совокупность долговых обязательств субъекта Федерации, которые полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта Федерации имуществом.

Данные долговые обязательства могут осуществляться в форме:

Государственных займов субъекта Федерации, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта Федерации;

Договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

Договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта Федерации;

Соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъекта Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства субъекта Федерации не могут превышать 30 лет.

Муниципальный долг – это совокупность долговых обязательств муниципального образования, которые, в свою очередь, могут существовать в форме:

Кредитных соглашений и договоров;

Займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;

Договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

Договоров и предоставлении муниципальных гарантий.

Данные долговые обязательства не могут превышать 10 лет.

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. Субъекты Федерации и муниципальные образования также не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.

Бюджетный кодекс РФ установил, что долговые обязательства государства могут выступать в форме предоставления государственных гарантий. Традиционно государство гарантирует вклады населения в Сберегательном банке. В последние годы Российская Федерация выступает гарантом и по долговым обязательствам различных юридических лиц.

Под управлением государственным и муниципальным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства и муниципального образования по выплате доходов кредиторам и размещения долговых обязательств Российской Федерации. Эта деятельность осуществляется Правительством РФ в соответствии с законодательными актами. В условиях постоянного роста государственной задолженности государство может прибегнуть к рефинансированию, т.е. погашению старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Государственный долг РФ – это долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
Государственный долг РФ полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.
Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств РФ и обслуживания государственного долга РФ.
Долговые обязательства РФ могут существовать в форме:
1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
2) государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
3) договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
4) договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.
Долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (свыше одного года до 5 лет) и долгосрочными (свыше 5 до 30 лет).
Долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.
Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.
В объем государственного внутреннего долга РФ включаются:
1) основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ;
2) объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;
3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;
4) объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
В объем государственного внешнего долга РФ включаются:
1) объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;
2) объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.
Государственный долг субъекта РФ – совокупность долговых обязательств субъекта РФ; он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим казну субъекта РФ.
Долговые обязательства субъекта РФ могут существовать в форме:
2) государственных займов субъекта РФ, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ;
3) договоров и соглашений о получении субъектом РФ бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
4) договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта РФ;
5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов РФ прошлых лет. Долговые обязательства субъекта РФ не могут существовать в иных формах, за исключением предусмотренных настоящим пунктом.
В объем государственного долга субъектов РФ включаются:
1) основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъектов РФ;
2) объем основного долга по кредитам, полученным субъектом РФ;
3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным субъектом РФ от бюджетов других уровней;
4) объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом РФ.
Долговые обязательства субъекта РФ погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 30 лет.
Формы и виды государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени субъекта РФ, условия их выпуска и обращения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с Бюджетным кодексом и федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.
Законодательные органы субъекта РФ и органы исполнительной власти субъекта РФ используют все полномочия по формированию доходов бюджета субъекта РФ для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга.
Муниципальный долг – совокупность долговых обязательств муниципального образования, которые полностью и без условий обеспечиваются всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.
Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме:
1) кредитных соглашений и договоров;
2) займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;
3) договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
4) договоров о предоставлении муниципальных гарантий.
Долговые обязательства муниципального образования не могут существовать в иных формах, за исключением предусмотренных настоящим пунктом.
В объем муниципального долга включаются:
1) основная номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;
2) объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;
3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней;
4) объем обязательств по муниципальным гарантиям, предоставленным муниципальным образованием.
Органы местного самоуправления используют все полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга.
Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет.
Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ. Управление государственным долгом субъекта РФ осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ. Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления.
Законом субъекта РФ о бюджете, правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен верхний предел долга субъекта РФ, муниципального долга с указанием в том числе предельного объема обязательств по государственным или муниципальным гарантиям.
Предельный объем государственного долга субъекта РФ, муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств РФ осуществляются за счет средств федерального бюджета. Обслуживание государственного внутреннего долга РФ производится Банком России и его учреждениями путем осуществления операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Выполнение Банком России функций генерального агента Правительства РФ по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг.
Банк России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.
Оплата услуг агентов по размещению и обслуживанию государственного долга осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделенных на обслуживание государственного долга.
Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта РФ, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.
Информация о долговых обязательствах вносится уполномоченными органами в Государственную долговую книгу РФ, государственную долговую книгу субъекта РФ или муниципальную долговую книгу в срок, не превышающий 3 дня с момента возникновения обязательства.
Информация, внесенная в муниципальную долговую книгу, подлежит обязательной передаче органу, ведущему государственную долговую книгу соответствующего субъекта РФ, затем данная информация передается органу, ведущему Государственную долговую книгу РФ, в порядке и в сроки, которые установлены этим органом. В Государственную долговую книгу РФ вносятся сведения об объеме долговых обязательств РФ, о дате возникновения обязательств, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично и другая информация. Состав, порядок и сроки представления информации устанавливаются Правительством РФ.
В государственную долговую книгу субъекта РФ вносятся сведения об объеме долговых обязательств субъекта РФ по всем государственным заимствованиям субъекта РФ, о дате осуществления заимствований, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация, состав которой устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ.
В муниципальную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств муниципальных образований, о дате осуществления заимствований, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация, состав которой устанавливается представительным органом местного самоуправления.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть выражены в следующих пяти формах.

Государственный заем (заимствование) - это передача в собственность России денежных средств, которые они обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа. Государственные заимствования РФ - это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками. Законодатель определяет государственные внешние заимствования РФ и государственные внутренние заимствования РФ.

Выпуск государственных займов осуществляется посредством эмиссии ценных бумаг соответствующего уровня. Государственные долговые обязательства, составляющие внутренний долг, должны быть выражены и оплачиваться в валюте РФ. В целях оформления государственных внутренних займов выпускаются ценные бумаги различных видов: облигации, казначейские обязательства, бескупонные облигации и другие, относящиеся к эмиссионным ценным бумагам.

Наиболее распространенным видом ценных бумаг по государственным займам являются облигации внутреннего государственного займа. Облигации внутренних займов выпускаются, как правило, на предъявителя.

Внутренние государственные займы оформляются также посредством выпуска государственных казначейских обязательств. Казначейские обязательства - это вид размещаемых на добровольной основе среди населения и юридических лиц государственных ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения этими ценными бумагами.

Третьей формой государственного долга являются договоры и соглашения о получении соответствующим заемщиком бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 % предоставляемого кредита.

Самостоятельной формой государственного долга являются также договоры о предоставлении РФ муниципальных гарантий. Государственной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ, как гарант, дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе.

Пятой формой государственных федеральных долговых обязательств являются соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени России, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет. Реструктуризация долга - это основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Долговые обязательства государства могут различаться не только по форме, но и по продолжительности. Различают: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от одного года до пяти лет), и долгосрочные (от 5 до 30 лет) обязательства. Сроки погашения долга определяются конкретными условиями внутреннего государственного займа. В любом случае срок погашения государственных долговых обязательств не может превышать 30 лет, а муниципальных -- 10 лет.

Государственные краткосрочные обязательства (ГКО) оформляются путем выпуска облигаций на срок три и шесть месяцев. Их продажа осуществляется с дисконтом, т.е. со скидкой, а погашаются они всегда по номинальной стоимости. ГКО можно продать раньше срока их погашения на вторичном рынке ценных бумаг. Как и любые ценные бумаги государства, они могут быть использованы как средство залога при кредитовании.

В результате всех государственных кредитных операций РФ формируется государственный внутренний долг РФ, в состав которого включаются все задолженности прошлых лет и вновь возникающие задолженности.

При аналогичных операциях на уровне муниципальных образований формируется муниципальный долг, представляющий собой совокупность долговых обязательств муниципального образования.

Долговые обязательства бывшего Союза ССР включаются в государственный внутренний долг РФ только в части, принятой на себя Российской Федерацией.

Порядок возникновения и исполнения долговых обязательств Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, устанавливается на основе Федерального закона «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г. Этим же Законом регулируется (ст. 15) порядок выдачи гарантий и принятия решений об обеспечении исполнения от имени Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований обязательств по ценным бумагам третьих лиц, а также закрепляется форма государственной и муниципальной гарантии, которая обязательно должна быть письменной. Говоря о такой закрепленной в Бюджетном кодексе РФ форме долговых обязательств, как «переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг на основе принятых федеральных законов», отметим, что в 1999 г. к такому долговому обязательству, например, относится переоформление задолженности по центральным кредитам, выданным в 1992-- 1994 гг. предприятиям и организациям топливно-энергетического, агропромышленного и других комплексов и отраслей экономики под гарантии органов исполнительной власти субъектов РФ. Эти задолженности переоформляются в государственный внутренний долг путем выдачи Банку России коммерческим банкам, предоставившим кредит этим организациям, облигации федерального займа с постоянным купонным доходом, со сроком погашения в течение 5 лет, начиная с 2005 г., ежегодно, равными долями, с уплатой 2% годовых, на общую сумму до 5 млрд руб.

Бюджетный Кодекс РФ в ст. 120 закрепляет создание в Российской Федерации единой системы учета и регистрации государственных заимствований Российской Федерации. На Минфин России возложена обязанность по ведению государственной долговой книги РФ (книги внутреннего и внешнего долга РФ), куда вносится информация об объеме долговых обязательств РФ, ее субъектов и муниципальных образований. Субъекты РФ и муниципальные образования ведут учет заимствований и других обязательств также внося информацию об этом в специальную Государственную долговую книгу субъекта РФ или муниципальную долговую книгу.

По российскому законодательству долговые обязатель­ства Российской Федерации могут существовать в форме:

♦ кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организация­ми, иностранными государствами и международными фи­нансовыми организациями, в пользу указанных кредито­ров;

♦ государственных ценных бумаг, выпускаемых от име­ни Российской Федерации;

♦ договоров о предоставлении государственных гаран­тий Российской Федерации, договоров поручительства Рос­сийской Федерации по обеспечению исполнения обяза­тельств третьими лицами;

♦ переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации на основе принятых федеральных законов;

♦ соглашений и договоров, в том числе международ­ных, заключенных от имени Российской Федерации, о про­лонгации и реструктуризации долговых обязательств Рос­сийской Федерации прошлых лет.

По срокам действия долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет).

Долговые обязательства Российской Федерации пога­шаются в сроки, которые определяются конкретными ус­ловиями займа и не могут превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в обращение государственного зай­ма, в том числе сроков выплаты и размера процентных пла­тежей, срока обращения, не допускаются.

В объем государственного внутреннего долга Российс­кой Федерации включаются:

♦ основная номинальная сумма долга по государствен­ным ценным бумагам РФ;

♦ объем долга по кредитам, полученным Россией;

♦ объем основного долга по бюджетным ссудам и бюд­жетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней;

♦ объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Россией.

Долговые обязательства субъекта Федерации могут существовать в форме (ст. 99 БК РФ):

♦ кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени субъекта Российской Федерации с физическими и юридическими лицами, кредитными организациями, иност­ранными государствами, международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

♦ государственных займов субъектов Федерации, осу­ществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта Феде­рации;

♦ договоров о представлении государственных гаран­тий субъекта Федерации, договоров поручительства субъек­та Федерации по обеспечению исполнения обязательств тре­тьими лицами;

♦ переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг субъекта Федерации на основе при­нятых законов субъекта Федерации;

♦ соглашений и договоров, в том числе международ­ных, заключенных от имени субъекта Федерации, о про­лонгации и реструктуризации долговых обязательств субъек­тов Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства субъекта Федерации погаша­ются в сроки, которые определяются условиями заимство­ваний и не могут превышать 30 лет.

Муниципальный долг - совокупность долговых обяза­тельств муниципального образования.

Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме:

♦ кредитных соглашений и договоров, заключенных му­ниципальным образованием;

♦ займов муниципального образования (муниципальных займов), осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования;

♦ договоров о предоставлении муниципальных гаран­тий, договоров поручительства муниципального образова­ния по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

♦ долговых обязательств юридических лиц, переофор­мленных в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления используют все пол­номочия по формированию доходов местного бюджета для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга.

Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями за­имствований и не могут превышать 10 лет.

В ходе коммерческой деятельности имеют место разнообразные взаимоотношения между предпринимателями. Следствием их может стать долговое обязательство. Оно свидетельствует о вовлечении заемных средств в оборот. Далее рассмотрим подробнее, что собой представляет долговое обязательство.

Юридический аспект

По ст. 307, п. 1 ГК, обязательство – гражданское правоотношение, в соответствии с которым одному лицу надлежит совершить в пользу другого определенные действия или воздержаться от них. В первом случае это может быть исполнение работы, передача имущества, выплата денег и так далее. В рамках данного правоотношения кредитор может требовать выполнения обязанности, возложенной на должника.

Общая характеристика

Договорные обязательства могут возникнуть вследствие действий лиц, не предусмотренных законодательством. Однако при этом они не должны противоречить нормам права, если вследствие них появляются условия, регулируемые общими правилами и нормами ГК.

Классификация

В рамках односторонней сделки долговое обязательство может возникнуть только относительно лица, заключившего контракт. Данное положение установлено в ст. 155 ГК. В частности, это может быть действие в чьих-либо интересах без поручения. Обязательства могут возникнуть вследствие принятия актов публичной властью. К ним, например, относят административные положения госорганов и структур местного самоуправления. Долговое обязательство также может исходить из факта причинения ущерба другим лицам либо необоснованного обогащения за счет них. Эти обстоятельства могут появиться вследствие действий как юрлиц и граждан, так и структур публичной власти, в том числе в случае принятия ими локальных или иных актов, противоречащих законодательству и прочим нормам.
В качестве основания могут также выступать юридические обстоятельства-события. В соответствии со ст. 307, п. 2 ГК, обязательства возникают только из фактов, прямо предусмотренных законом. Данная классификация обладает большим практическим значением. Некоторые из обязательств определяются волей сторон или диспозитивными нормами ГК, другие же образуются преимущественно на основании императивных предписаний.

Бухгалтерский учет

Информация о тех обязательствах, которые имеет организация, должна отражаться в пассиве баланса (форма № 1) и в приложении (форма № 5). Однако ни в Федеральном законе, регулирующем порядок бухучета, ни в соответствующем положении нет трактовки данного показателя. В связи с этим наиболее целесообразным представляется обращение к МСФО (международным стандартам). В соответствии с ними обязательства классифицируются в качестве элемента, который относится непосредственно к оценке финансового статуса компании.

Они также выступают как часть пассива, возникающего из предшествующих событий, оплата которой предполагается вследствие выбытия ресурсов. Кроме того, обязательства являются результатом прямых событий либо прочих операций. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что, в отличие от гражданско-правовой точки зрения, в соответствии с которой рассматриваемый элемент правоотношений выступает как условие совершения или несовершения действий, бухгалтерский подход характеризует их как последствия того или другого поведения, вследствие чего возникает необходимость выбытия ресурсов. Согласно данному положению, в качестве пассивов организации следует рассматривать:

Обязательства, которые имеет покупатель перед продавцом, необходимо признавать, учитывая дату непосредственного приобретения продукции или перехода прав собственности, но не на момент вступления договора поставки в действие.

Виды долговых обязательств

В бухгалтерской отчетности используются следующие категории:

  • Краткосрочные и долгосрочные.
  • Просроченные и срочные.
  • Необеспеченные и обеспеченные.

Правила бухгалтерского учета требуют, чтобы погашение долговых обязательств было обоснованным.

Особенности фиксирования

Большинство из долговых обязательств следует отражать в отчетности в тех суммах, которые вытекают из отчетных записей организации и признаются ею правильными. В качестве исключений выступают расчеты с бюджетом и банками. Они должны быть согласованы с соответствующими структурами. Долговые обязательства включаются в сумму основного долга. Исключением в данном случае являются займовые и кредитные средства. Они отражаются совместно с суммой, отражающей проценты по долговым обязательствам.
Заем может быть привлечен посредством выдачи векселя либо эмиссии облигации. В этом случае обязательства могут отражаться с учетом процентов, причитающихся по долгу. Средства, приобретенные в иностранной валюте, подвергаются переоценке по курсу. Они отражаются в рублях.

Требования

В бухгалтерской отчетности указывается отсутствие условий признания дохода при оказании услуг, исполнении работ и продаже продукции. К ним относят:

  • Наличие у предприятия права получать доход, вытекающий из конкретного соглашения либо подтвержденный прочим образом.
  • Возможность определить сумму прибыли.
  • Уверенность в том, что вследствие осуществления конкретной операции будет увеличена экономическая выгода организации.
  • Переход прав собственности, распоряжения, пользования либо владения товаром к покупателю от предприятия, принятие заказчиком результата работы, факта оказания услуги.
  • Возможность определить расходы, которые уже были либо будут произведены в соответствии с операцией.

Если относительно денежных средств или прочих активов, которые получены организацией в оплату, не будет выполнено хотя бы одно из вышеприведенных условий, это отражается в бухгалтерской отчетности. Вместе с этим указывается срок долговых обязательств. По его истечении средства списываются в соответствии с данными проведенной инвентаризации, письменным обоснованием и распоряжением (приказом) руководства предприятия с отнесением к внереализационным доходам.

Долговые обязательства РФ

Для их выражения существует три формы. Они закреплены в ст. 2 ФЗ, регулирующем государственные долговые обязательства. Эти формы следующие:


Более конкретно долговые обязательства государства определены в Бюджетном кодексе. В частности, в нем предусмотрены следующие формы:

Аналогичным образом могут выражаться долговые обязательства региона или муниципального образования. Однако для МО исключением является последняя из приведенных форм (международных соглашений и договоров). При этом обязательства муниципальных образований, в отличие от государственных, могут выражаться в форме переоформления долгов юридических лиц в муниципальные, согласно нормативных актов местной власти. Положения о способах обращения ценных бумаг закреплены в ст. 4 соответствующего ФЗ.

Специфика Бюджетного кодекса

После его введения в 2000 году долговые обязательства России соответствуют тем формам, которые приведены в ст. 98. В частности, использование кредитов Правительства обуславливается недостаточностью средств бюджета. До того как был принят ФЗ, регулирующий вопрос о внутреннем государственном долге России, прямое указание на наличие возможности покрыть дефицит за счет внедрения заемных ресурсов содержалось в Законе РСФСР, регламентировавшем основы бюджетного устройства и процесса в стране.

Но принятый впоследствии указанный выше ФЗ о государственном долге впервые урегулировал данный вопрос комплексно. Вместе с этим следует напомнить о том, что до 26 апреля 1995 года – момента принятия новой редакции Закона "О Центробанке России" - предоставление кредитов Правительству осуществлялось непосредственно Центральным банком. Данная организация в качестве ресурсов использовала и собственные средства, и отчисления, поступавшие от прочих коммерческих банковских и кредитных структур. Эти выплаты, в свою очередь, составляли часть сумм привлеченных средств юридических лиц и граждан согласно нормативам для передачи в ЦБ на хранение, а также свободные (временно) вклады населения в филиалах Сбербанка в объемах, определенных в ежегодных соглашениях.



Просмотров