Договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) с условием выкупа судна фрахтователем (образец текста скачать бесплатно). Фрахтование морских судов Международный договор фрахтования судов образец

Заключение договора фрахтования в 2020 году несет под собой множество нюансов. В случае их игнорирования соглашение признается таковым как недействительным.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Договор фрахтования – один их видов соглашений на перевозку. Такая разновидность соглашения нередко именуется как чартер. Рассмотрим правила о порядок заключения договора подробней.

Что это такое

Соглашение нашло свою популярность на внутреннем морском, воздушном и автомобильном транспорте. В сфере железнодорожных перевозок соглашение практически не используется.

К сведению — соглашение применяется как при перевозке грузов, так и пассажиров.

Необходимые термины

Договор фрахтования (чартер) представляет собой разновидность договора о перевозке груза. Согласно законодательству РФ он возмездный и консенсуальный.

Помимо этого предусмотрены соглашения для перевозки пассажиров с багажом, а также исключительно для перевозки груза.

Не стоит забывать об одной немаловажной особенности — фрахтователь вправе обязать перевозчика предоставить конкретное транспортное средство для перевозки либо часть вместимости.

Какова его роль

В случае подписания договора фрахтования судна на время тайм чартер либо иного типа перевозчик не имеет права внести в него свои поправки без согласия на этой второй стороны.

Сторонами может быть утвержден:

  • маршрут следования;
  • сроки перевозки;
  • место получения груза.

Этим соглашение отличается от линейного, при котором график определяется только перевозчиком.

В законодательство не установлено список ТС, к которым может быть использован рассматриваемый тип договора.

Одновременно с этим, в большинстве случаев он применяется для водного либо воздушного транспорта.

Правовая база

Основными нормативно-правовыми документами по рассматриваемому типу соглашения принято считать:

Указанный перечень законодательных норм не является исчерпывающим, но вместе с этим в них рассмотрены основные сведения по договору фрахтования.

Характеристика договора фрахтования

Договор подлежит заключению исключительно в письменной форме. В случае использования морских судов к нему обязательно должен быть приложен коносамент.

Заключение соглашения в случае морского транспорта происходит по одной их общепринятых форм. На сегодня их свыше 200.

Существенные условия

К существенным условиям тайм-чартера принято относить:

  • предмет;
  • маршрут;
  • цель использования;
  • дату и место передачи груза;
  • ставку фрахта;
  • период действия соглашения;
  • иные условия, по достижению которых может быть подписано договор – согласно ст. 432 ГК РФ.

К существенным условиям бербоут-чартера принято относить:

  • предмет сделки;
  • маршрут следования;
  • преследуемые цели;
  • дату и время передачи судна;
  • установленную ставку;
  • период действия.

Иными словами, каждый тип договор фрахтования идентичен по существенным условиям.

Виды соглашения

Предусмотрено несколько разновидностей договора фрахтования:

  • без экипажа – барбоут-чартер;
  • на время – тайм-чартер.

Согласно соглашению фрахтования без экипажа собственник обязан за ранее оговоренную сумму обеспечить фрахтователю, к примеру, судно, для транспортировки груза, пассажиров либо для иных задач.

Согласно соглашению фрахтования на время собственник обязан за оговоренную ранее сумму (фрахт) обеспечить транспортным средством, которое с экипажем с целью транспортировки груза, пассажиров на установленный период.

Отличие в этих договорах простое. Оба типа соглашений заключаются для транспортировки, только в первом варианте нужно обеспечить транспортным средством, а во втором – дополнительно с экипажем.

В том случае, когда по договоренностям участников сделки не предусмотрено иные условия, то процесс осуществляется в соответствии с российским законодательством.

Стороны сделки

Подписать договор фрахтования имеют законное право:

Помимо этого обязательно нужно иметь в наличии лицензию на предоставление подобного рода услуг.

В случае с международными перевозками согласно соглашению, исполнитель дополнительно должен обладать соответствующей разрешительной документацией.

Видео: документальное оформление транспортного процесса

Исходя из этого, подписать договор фрахтования транспортного средства с целью перевозок пассажиров для ИП просто, как и для иных транспортных компаний либо физических лиц, имеющих в наличии соответствующие документы.

В российском законодательстве не установлено каких-либо требований. По этой причине фрахтование является разновидностью соглашения о перевозках, по отношению к которому распространяются общепринятые нормы.

Согласно общепринятым нормам соглашения обязательно включает в себя:

  • полные сведения о сторонах сделки;
  • наименование и адрес места погрузки;
  • установленный размер фрахта;
  • число рейсов (указывается, если договор подразумевает регулярные перевозки грузов либо пассажиров), а также маршрут следования.

Не стоит забывать о возможности включения в содержание документы иных условий и разделов.

Если транспортного средства для перевозки пассажиров

Договор фрахтования автомобильного транспортного средства, который нанимается с целью транспортировки пассажиров и багажа заключается в письменной форме.

Полные сведения относительно фрахтовщика и фрахтователя Наименование компании либо частного предпринимателя, инициалы уполномоченных лиц, реквизиты документации, на базе которых им предоставлены необходимые полномочия
Тип и число Нанимаемых транспортных средств
Адрес По которому в дальнейшем будет предоставлено транспортное средство
Подробное описание маршрута следования
Указание на конкретных перечень лиц Которые будут участвовать в перевозке
Стоимость предоставления услуг транспортным средством
Регламент допуска пассажиров с целью посадки в ТС, беря во внимание установленные Правила перевозки пассажиров Если транспорт нанимается для перевозки ограниченного перечня лиц

Помимо указанной информации в соглашение могут быть занесены иные сведения и разделы, среди которых:

  • права и обязанности сторон;
  • правила разрешения конфликтных ситуаций и так далее.

В случае возникновения каких-либо спорных ситуаций, судебный орган будет анализировать все обязательные разделы соглашения. При выявлении в них каких-либо ошибок документ признается таковым, как недействительным.

В качестве формы подписания соглашения на автотранспорт с целью транспортировки пассажиров и груза допускается возможность оформления заказа-наряда при отсутствии потребности в регулярных перевозках.

Образец заполнения

В зависимости от типа соглашения они могут нести под собой множество нюансов. По этой причине рекомендуется ознакомиться с образцами.

В частности, договор обязательно должен включать в себя время и место подачи транспортного средства с целью погрузки.

Ответственность сторон

Перевозчик несет прямую ответственность за:

  • порчу;
  • возможную утрату;
  • либо задержку поставки груза.

Помимо этого на него ложится ответственность за все коммерческие риски, которые напрямую связаны с простоем судна в рейсе, если это случилось не по вине фрахтователя, а также:

  • риски повышения финансовых затрат;
  • риски механической порчи судна – если это произошло не по вине фрахтователя.

В частности, непосредственный фрахтовщик несет ответственность за любую разновидность ущерба, который был нанесен грузу по причине :

  • некачественной укладки;
  • сепарации;
  • крепления;
  • нарушения установленных Правил по вентилированию;
  • несоблюдения специально разработанных инструкций в части обеспечения сохранности предоставленного груза.

Согласно общепринятому правилу вина перевозчиков презюмируется. Одновременно с этим, если груз будет сопровождаться проводником самого отправителя либо же прибыл на место за исправными пломбами отправителя груза или в исправной таре бремя доказательств полностью возлагается на отправителя или получателя.

Коммерческие правоотношения не всегда выстраиваются по классической схеме – продавец /покупатель, в большинстве случаев в них участвует третье лицо: перевозчик. Стороны подвергают себя риску потери груза, если между всеми сторонами не заключен юридически обоснованный трехсторонний договор поставки товара.

Но чаще всего в качестве перевозчика выступает независимое от условий сделки третье лицо, к которому прибегают не регулярно, а только в случае необходимости. Поэтому с ним заключается отдельное соглашение на перевозку груза, то есть чартерный или фрахтовый торговый договор.

Чартерная перевозка обуславливается необходимостью в разовой доставке товарной группы приобретателю груза, но она может иметь регулярную основу, например, на определенный сезон, если стороны об этом предварительно договорились и заключили обоюдовыгодный торговый договор.

Нормативное регулирование и суть

Фрахт существует с тех далеких времен, когда продавцы стали использовать морские суда для своей коммерческой деятельности в доставке грузов в другие государства. Понятие и сущность договора фрахтования сформировалось еще в средние века, но до сих пор не утерял своей актуальности.

Если первоначально купцы договаривались с владельцами морских судов о перевозке, то сегодня фрахт распространяется на воздушные, автомобильные и речные перевозки (по внутренним водам страны). Однако для поставок железнодорожным транспортом подобные соглашения не применимы.

Правовое регулирование вопросов перевозки осуществляется на основании разных законодательных актов:

  1. Кодексом внутренних водных судов . Из ст. 67 ч. 4 вытекают последствия о фрахте как всего речного судна, так и его части. Ст. 95 ч. 6 регулируются правоотношения по заключению договора, обязанности сторон прописаны в ст. 97 ч.3 Кодекса.
  2. Кодексом о морских перевозках . Чаще всего грузоотправитель фрахтует все морское судно для доставки получателю однородного товара – нефти, древесины, зерна. Но судовладелец может заключить чартерный (одноразовый) договор на перевозку туристов, применяя положение ст. 787 ГК РФ.
  3. Уставом по автомобильным перевозками , с поправками от 08. 11. 2007г за номером 259 (ФЗ). Исходя из нормы ст. 18 ч.1 – доставка должна осуществляться автотранспортом с представителем поставщика, о чем дается ссылка в фрахте на чартерный рейс. Однако чартерные договоры могут заключаться на перевозку пассажиров или груза легковыми автомобилями или малолитражным транспортом (ст. 27 Устава).
  4. Чартерные воздушные перевозки регулируются положениями Воздушного Кодекса РФ , особенности заключения договора оговорены в ст. 104.

О документе

Соглашение о чартерной перевозке груза (фрахтование) – особый вид транспортного договора обслуживания. Обычно его заключают две стороны сделки – грузоотправитель (фрахтователь) и компания перевозчика.

У него все признаки стандартного договора на транспортировку груза:

  • Юридические описания сторон по сделке со всеми необходимыми реквизитами.
  • Срок, на который распространяются договорные правоотношения.
  • Обязанности и ответственность сторон при выполнении взятых на себя обязательств.
  • Способы расчета и урегулирование спорных вопросов.

Однако по договору чартера есть возможность снизить расходы на перевозку, если фрахтовать не полностью транспортное средство, а только его определенную часть, например, трюм, нос или корму судна.

Его понятие и назначение

По сути, чартерный договор - это своеобразная аренда транспортного средства, причем она может быть одноразовой для перевозки конкретного груза, или регулярной, если предполагается перевозить пассажиров, например, до места отдыха, организации экскурсий, почты, определенных грузов и т.п.

Как и по любым другим возмездным договорам, которая предусматривает обязанность фрахтовщика (владельца транспорта) предоставить собственнику груза или его законному представителю часть транспортного средства или полностью для организации доставки товаров, грузов или пассажиров до заранее оговоренного соглашением места в полной сохранности за определенную плату.

Понятие чартерного договора (фрахта) может включать в себя разные типы соглашений:

  • Однорейсовый – используется только один раз.
  • Тайм-чартера подразумевает аренду транспортного средства с экипажем.
  • Договор бербоут-чартера заключают на аренду ТС без экипажа, приписанного к судну.
  • Либо это обобщенное понятие специальной транспортировки груза .

Виды и особенности

Заказчиком чартерной перевозки могут быть коммерческие или туристические компании, производственное объединение, любое учебное заведение, и др. организации. Обычно применение чартерной перевозки обуславливается:

  • Доставку сотрудников или туристической группы в оговоренное договором место и обратно.
  • Учащихся, болельщиков, религиозных деятелей на экскурсию, соревнование или по местам паломничества.
  • Также арендуют ТС для организации и доставки участников конгрессов, научных симпозиумов от аэропорта, ж/д вокзала до места проведения мероприятия.

Цели заключения

Цели заключения договора чартера могут быть самыми разными, поэтому различают несколько типов договоренностей:

  1. Чартер закрытого типа. Обычно организацией и оплатой услуг занимается конкретное учреждение, на борт не допускаются посторонние лица для совместных поездок.
  2. Целевого назначения , объединяющих разных пассажиров для достижения определенной цели – перевозка участников международных спортивных соревнований, на тематическую конференцию, по обмену опытом и пр. Оплату проводит та компания, которая заключает договор фрахтования.
  3. Инклюзивный договор . Обычно его заключают с туристической компанией, которой необходимо доставить пассажиров до места отдыха, в большинстве случаев он включает стоимость самой путевки.
  4. Блок-чартер предусматривает аренду только части судна, которое на регулярной основе занимается перевозкой до определенного места назначения. Например, подобное соглашение оформляет турфирма, которая не набрала нужное количество пассажиров для аренды всего судна. Но у подобного соглашения могут быть различные варианты:
    • оформление договора по «жесткой» схеме – в этом случае устанавливается определенная квота на места, и даже если они не выкуплены туристами, то фирма будет нести убытки;
    • «мягкий» вариант предусматривает варьирование квотой, а перевозчиком устанавливается оговоренный срок на продажу билетов, по его окончанию перевозчик уже сам занимается реализацией квотированных пустых мест.

Но многие перевозчики стараются не заключать подобные чартерные договоры, поскольку они теряют прибыль от продажи билетов по заниженным ставкам.

  1. Нецелевое соглашение . Подобную сделку заключает независимый перевозчик пассажиров, которым необходимо на определенный срок арендовать ТС, причем у них могут быть различные цели поездки.
  2. Сплит фрахтование – это наиболее сложный тип соглашения на перевозку пассажиропотока. Оно характеризуется формированием групп, которых доставляют в различные пункты назначения.

Договор тайм-чартера (его бланк) скачайте .

Договор тайм-чартера (образец)

Когда он используется

Исходя из определений чартера, он может быть одноразовым или цикличным. Коммерческая компания или промышленное производственное объединения заключают договор фрахта (аренды) на перевозку пассажиропотока или грузов в определенный сезон, если необходимо доставлять туристов к месту отдыха, или регулярно, если он относится к аренде автомобильных транспортных средств для транспортировки грузов.

Как оформить договора чартера (фрахтования)

Предметом договоренностей на чартерную перевозку может выступать один из видов договоров, в нем необходимо прописать следующее.

Бланк договра фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер с условием о выкупе судна) можно скачать .

Бербоут-чартер с условием о выкупе судна

Обязанности сторон

Обязанности перевозчика:

  • Заключить договор чартера (фрахта).
  • Предоставить перевозчиком транспортное средство оговоренной марки и модели, с оговоренным тоннажем или количеством посадочных мест и отделения для багажа.
  • Выполнение иммиграционных, таможенных, пограничных, карантинных и др. обязанностей перевозчиком, получение разрешения на вылет или выход в море.
  • Перевозчик обязуется предоставить компетентный экипаж по управлению судном.

К обязанностям фрахтователя отнести:

  • Обеспечение доставки груза или пассажиров в оговоренное сторонами время.
  • Наделить пассажиров знаниями о правилах перевозки в компании.
  • Провести частичную или полную оплату чартера.

Определить обязанности сторон по сделке:

  • Перевозчик может в одностороннем порядке отказаться от перевозки, если возникнут такие обстоятельства
    • плохие метеоусловия;
    • власти региона не выдают разрешение на взлет или выход в море;
    • в стране назначения идут боевые действия;
    • нет возможности на дозаправку и остановку судна для пополнения горючего.
  • Перевозчик обязуется не переносить дату и время отлета, делать непредвиденные контрактом остановки или отказаться от взятых обязательств перевозчика.
  • Перевозчику вменяется в обязанность уплата штрафа в случае задержки рейса, те же обязанности возлагаются на заказчика, если им не выполняются условия своевременной доставки груза или пассажиров к оговоренному договором времени.
  • Если заказчик намерен отказаться от чартерной перевозки, то он уплачивает неустойку перевозчику с учетом .
  • Если возникают , отлет задерживается, то заказчик обязан оплатить стоимость питания и проживания экипажа судна.
  • Освобождение заказчика от ответственности допускается в случае задержки рейса на срок более 5 часов, либо ТС подано не той категории с меньшим тоннажем и общей вместимостью.

Бланк договора фрахтования самолета можно скачать .

Договор фрахтования самолета (пример)

Дополнительные условия

К дополнительным условия чартера относят сведения:

  • Описание типа судна, максимально возможную загрузку.
  • Место отправления и прибытия.
  • Тип рейса или целевое назначение маршрута.

В разделе стоимости рейса и оплаты включают сведения:

  • Степень комфортабельности, год выхода с конвейера.
  • Какова окончательная загрузка – с полной вместимостью или частичной.
  • Длительность всего рейса.
  • Сроки отправки – более дорогостоящими будут выходные и праздничные дни, преимущественно до обеда. Посадка на вечерние и ночные рейсы стоит дешевле.
  • Перечень услуг, предоставляемых во время перелета, их конечная стоимость.
  • Условия проплаты услуг перевозчика – частичное погашение или полное (последний вариант предполагает скидку от перевозчика).

Дополнительно могут быть оговорены другие условия перевозки, например, если места выкуплены не все, то перевозчик может по своему усмотрению ими распорядится самостоятельно.

Бланк-договор фрахтования автобуса можно скачать .

Договор фрахтования автобуса (образец)

Защита прав

Одной из часто возникающих проблем перевозки является фрахт всего или части судна, что подразумевает за занимать оговоренное место под транспортировку иных товаров или пассажиров на чартерном рейсе. За невыполнение этих существенных условий предусматривается

Договор фрахтования судна на время представляет собой один из видов договора имущественного найма (аренды) - аренды транспортного средства с экипажем. Поэтому отношения, возникающие из такого договора, регулируются правилами, содержащимися в разделе 1.3 главы 34 ГК. Кроме того, особенности аренды такого транспортного средства, как морское судно с экипажем, отражены в правилах главы 10 КТМ.

В определении договора названы прежде всего его стороны - носители правомочий и субъективных обязанностей. Стороны договора - это судовладелец и фрахтователь. Согласно ст.8 КТМ судовладельцем признается собственник судна или другое лицо, эксплуатирующее его на ином законном основании, в частности, судовладельцем, помимо собственника, является любое лицо, эксплуатирующее судно на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления, доверительного управления и т.д.

Судовладелец от своего имени отфрахтовывает судно на срок другому лицу - фрахтователю. Последний нуждается в судне и поэтому от своего имени фрахтует его на определенный срок для осуществления целей торгового мореплавания.

Употребление таких характерных для морского права понятий, как "судовладелец", "фрахтователь", в отличие от общегражданских терминов "наймодатель" и "наниматель" свидетельствует о том, что договор фрахтования судна на время не может быть приравнен к общегражданскому договору имущественного найма.

Первая обязанность судовладельца заключается в предоставлении судна фрахтователю. При этом предоставление понимается прежде всего как передача фрахтователю правомочия пользования, права коммерческой эксплуатации судна от своего имени.

Судно предоставляется фрахтователю временно, т.е. на обусловленный срок, по истечении которого фрахтователь обязан возвратить его судовладельцу. Этот срок может выражаться в календарном периоде от нескольких месяцев до нескольких лет (иногда до 10-15 лет) или во времени, необходимом для выполнения одного или нескольких рейсов.

Зафрахтованные на время суда могут использоваться для перевозки грузов. Поэтому стандартные проформы тайм-чартеров построены с учетом того, что на судне будет перевозиться определенный груз.

Наряду с перевозкой груза в комментируемой статье упомянуто также о перевозке пассажиров и "иных целях торгового мореплавания", под которыми понимаются связанные с использованием судов промыслы водных биологических ресурсов, разведка и разработка минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, лоцманская и ледокольная проводка и др.

Возможность зафрахтовать судно для иных, чем перевозка, целей торгового мореплавания - одно из отличий тайм-чартера от договора морской перевозки груза и, в частности, от договора фрахтования судна на рейс-чартера.


Эксплуатация зафрахтованного на время судна может осуществляться только в целях торгового мореплавания. Судно по этому договору не может использоваться как гостиница, склад, ресторан. Именно это отличает договор фрахтования судна на время от договора имущественного найма.

К Фрахтователю на время переходит правомочие владения судном. В вопросах коммерческой эксплуатации ему подчинен экипаж судна. Но судно в этом случае не выходит и из обладания судовладельца. Члены экипажа остаются его работниками, его распоряжения, относящиеся к управлению судном, обязательны для всех членов экипажа. Поэтому есть все основания говорить о временном двойном владении (или совладении) судном.

Вторая обязанность судовладельца состоит в оказании им фрахтователю услуг по управлению судном и его технической эксплуатации. Строго формально оказание таких услуг выходит за пределы предмета аренды и сближает тайм-чартер с договорами об оказании услуг, результаты которых не имеют вещественной формы. Однако в ГК договоры об аренде транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации отнесены к одному из видов договора аренды. Тем самым в законодательстве окончательно решен вопрос о правовой природе тайм-чартера, бывший ранее дискуссионным.

В определении тайм-чартера закреплена обязанность фрахтователя уплатить фрахт, поскольку судно предоставляется ему за обусловленную плату. Договор, таким образом, носит возмездный характер. Размер фрахта не зависит от количества перевозимого груза или эффективности эксплуатации судна в какой-либо иной форме.

Каждая из сторон этого договора имеет правомочия и несет юридические обязанности. Тайм-чартер признается заключенным с момента достижения контрагентами соглашения по всем его существенным условиям. Наконец, тайм-чартер- это возмездное обязательство. Следовательно, тайм-чартер - это двусторонне обязывающий, консенсуальный и возмездный договор.

Условия тайм-чартера определяются прежде всего соглашением сторон. Следовательно, положения договора имеют приоритет над нормами главы Х КТМ. Таким образом, правила, содержащиеся в главе Х КТМ (за исключением ст.198) носят диспозитивный характер. Это означает, что они подлежат применению, если не противоречат договору между сторонами, или регулируют отношения, не решенные либо не до конца решенные в таком договоре.

Согласно ст. 200 КТМ «В тайм-чартере должны быть указаны наименования сторон, название судна, его технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и другие), район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия тайм-чартера».

Отсутствие в договоре каких-либо данных из числа указанных в ст.200 КТМ не влечет недействительности договора, но может снизить доказательственную ценность документа, оформляющего обязательство.

В договоре обычно указывается географический район, в котором фрахтователь может эксплуатировать судно. При определении границ этого района учитываются как технико-эксплуатационные параметры и характеристики судна, так и коммерческо-политические интересы сторон. Район мирового океана, в котором допускается плавание судна, обычно определяется путем установления запрета эксплуатировать судно в высоких широтах либо зонах, опасных для мореплавания, или заходить в порты определенной береговой полосы либо того или иного государства (государств). Такое условие договора означает, что судно может быть направлено в любой географический район за изъятиями, согласованными сторонами и установленными в договоре.

Цель фрахтования может быть обозначена в тайм-чартере с разной степенью определенности и детализации. В договоре, например, может быть указан лишь вид деятельности: "для перевозки законных грузов", "для добычи полезных ископаемых". Стороны могут договориться и о перевозке определенного вида груза, например зерна, руды, леса, или добыче тех или иных полезных ископаемых. В договоре может быть определен вид морского промысла или научно-исследовательской деятельности в случаях, когда предполагается использовать судно в этих целях.

В тайм-чартере указываются время передачи зафрахтованного судна судовладельцем фрахтователю и время его возврата (выдачи из аренды).

Это время часто обозначается указанием периода, в который судно должно быть передано или возвращено ("от: и до:"). Иногда наряду с датами в договоре указываются часы, в которые следует произвести передачу или возврат ("в период между 9 часами утра и 6 часами дня:"). Обычно возврат судна должен хотя бы примерно совпадать с окончанием срока, на который был заключен тайм-чартер.

Судовладелец обязан передать судно в пользование фрахтователя у доступного причала или дока. В договор, как правило, включается условие о том, чтобы у причала или в доке судно было в безопасном состоянии и находилось всегда на плаву.

Размер фрахта по тайм-чартеру определяется на основании суточной ставки за судно в целом или месячной ставки за каждую тонну дедвейта. Уровень ставки фрахта определяется с учетом конъюнктуры на мировом фрахтовом рынке. На ставку фрахта влияют данные о судне, районе его эксплуатации и другие условия договора.

Срок, на который заключается договор , может быть указан в виде периода (обычно от 2 до 10 лет) или времени, необходимого для выполнения одного либо нескольких рейсов по перевозке груза, буксирной либо спасательной операции и т.д. (трип-чартер). Исчисление срока начинается с момента предоставления судна в пользование фрахтователя.

Тайм-чартер должен быть заключен в письменной форме.

На практике тайм-чартер заключается на основании отпечатанных типографским способом проформ (стандартных форм) тайм-чартеров, в которых изложены наиболее часто применяемые условия этих договоров. Использование проформ ускоряет и облегчает процесс выработки и согласования содержания договора и дает возможность сконцентрировать внимание на согласовании условий, которые индивидуализируют данный договор. Кроме того, применение проформ в определенной степени способствует унифицированному регулированию отношений, возникающих на основании договора.

Согласно п.2 ст.162 ГК несоблюдение требуемой законом формы влечет за собой недействительность сделки лишь в случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон. Статья 633 ГК, требуя заключения договора аренды транспортного средства с экипажем в письменной форме, не предусматривает признание договора недействительным вследствие несоблюдения письменной формы. Поэтому нарушение требований закона относительно простой письменной формы договора связывается с процессуально-правовыми последствиями: факт заключения договора и его содержание в случае спора могут быть доказываемы другими письменными доказательствами (письмами, телеграммами, радиограммами, телексами, факсами и т.д.) и любыми другими доказательствами, кроме свидетельских показаний.

По условиям тайм-чартера судно должно быть надлежаще снаряжено, т.е. оснащено всем необходимым оборудованием, инструментами и инвентарем для палубы и машинного отделения (кранами, стрелами, лебедками, грузовыми насосами, цепями, канатами, сменными и запасными частями, навигационными приборами и т.д.). Снаряжая судно, судовладелец обязан оборудовать и оснастить его предметами, годными к употреблению для целей договора.

Судовладелец обязан также полностью укомплектовать судно достаточным по численности и квалифицированным экипажем.

В соответствии с условиями тайм-чартера судовладелец обязан поддерживать судно в мореходном состоянии в течение срока действия договора. В проформах тайм-чартеров эта обязанность изложена в более развернутом виде. Обязанность поддерживать мореходное состояние судна предполагает обеспечение судовладельцем в течение всего договора технической годности судна к плаванию, предоставление ему нужных материалов и запасов, за исключением бункера.

По условиям тайм-чартера судовладелец обязан оплачивать расходы по страхованию судна. Обычно страхование проводится в отношении военных рисков, а также рисков, касающихся корпуса судна и его оборудования, когда судно используется пределах, установленных в тайм-чартере.

При предоставлении судна в пользование фрахтователя на основании тайм-чартера судовладелец, как работодатель по отношению к членам экипажа, обязан оплачивать содержание экипажа. Расходы, связанные с содержанием экипажа, включают в себя заработную плату экипажа, оплату провианта и питьевой воды, консульских сборов в той части, в какой они относятся к экипажу, и расходов, связанных с выходом членов экипажа на берег. Судовладелец обязан также уплачивать за членов экипажа взносы по государственному социальному страхованию.

Договор перевозки груза оформляется с помощью чартера на рейс, букинг-нота, коносамента, морской накладной, других перевозочных документов. Подписывая такие документы, фрахтователь принимает на себя ответственность перевозчика. По российскому законодательству это означает, во-первых, что к нему, а не к первоначальному судовладельцу, должны быть предъявлены требования, связанные с несохранностью груза, во-вторых, ответственность по этим требованиям определяется на основании правил об ответственности перевозчика за несохранность груза (ст.166-176 КТМ).

По российскому праву фрахтователь по тайм-чартеру (перевозчик по договору морской перевозки груза) несет ответственность перед грузовладельцем - третьим лицом на основании ст.166-176 КТМ. Возместив ущерб грузовладельцу, фрахтователь приобретает право обратного требования (право регресса) к своему контрагенту по тайм-чартеру - судовладельцу. Ответственность последнего по регрессному иску определяется условиями тайм-чартера. Следовательно, реальность возмещения по регрессному иску зависит от того, как сформулированы соответствующие условия об ответственности судовладельца перед фрахтователем в тайм-чартере.

Капитан и другие члены экипажа подчиняются распоряжениям судовладельца , относящимся к судовождению, внутреннему распорядку на судне и составу экипажа. В навигационных вопросах экипаж судна подчинен судовладельцу, который обязан обеспечить безопасность мореплавания.

Оставаясь служащими судовладельца, капитан и члены экипажа обязаны обеспечить эффективную техническую эксплуатацию самого судна, всех его механизмов, аппаратов, приспособлений. Фрахтователь не должен вмешиваться ни в навигационное управление судном, ни в его техническую эксплуатацию, если при этом непосредственно не затрагиваются вопросы коммерческой эксплуатации судна.

Судно должно быть укомплектовано достаточным по численности и квалифицированным экипажем. Численный состав экипажа определяется судовладельцем, и фрахтователь вправе настаивать на его увеличении только тогда, когда численность экипажа не отвечает требованиям мореходности судна.

В том, что касается коммерческой эксплуатации судна, капитан и другие члены экипажа подчиняются фрахтователю. Положение о подчинении капитана приказам и распоряжениям фрахтователя в отношении пользования судном закреплено в проформах тайм-чартера. В мировом торговом мореплавании это условие ("имплоймент клоуз") называется оговоркой о найме и агентировании.

Подчинение капитана и других членов экипажа фрахтователю в вопросах пользования судном означает выполнение его приказов и распоряжений, касающихся деловых связей с контрагентами, портовыми, таможенными, санитарными службами.

Уплата фрахта судовладельцу "в порядке и в сроки, которые предусмотрены тайм-чартером", означает прежде всего определение в договоре вида платежа фрахта. В проформах тайм-чартера обычно указывается, что фрахт уплачивается наличными. Это условие не следует понимать буквально, так как под уплатой наличными понимаются в этом случае также все эквивалентные такой уплате виды платежа, при которых платеж является необратимым и дающим судовладельцу безусловную и немедленную возможность воспользоваться фрахтом.

В договоре обычно обусловливается также, в какой валюте уплачивается фрахт, курс перевода валюты, место платежа.

Юридической формой трамповых перевозок является чартер. В большинстве случаев договор чартера заключается с помощью посредника или фрахтового брокера и содержит ряд обязательных условий, относящихся к судну, грузу, фрахту.

Фрахт - это плата перевозчику за доставку груза в порт назначения. В чартерных перевозках грузов иностранных фрахтователей ставка фрахта определяется в зависимости от конъюнктуры фрахтового рынка. Калькуляция фрахта исчисляется в зависимости от веса, меры или стоимости груза.В национальной и мировой практике разработаны стандартные и частные проформы чартеров, проформы чартеров по видам грузов.

Рейсовый чартер - это договор морской перевозки груза с условием предоставления под груз всего судна или его определенных помещений. Стадии исполнения рейсового чартера - рейс судна в порт погрузки, прием груза, рейс судна в порт разгрузки, выдача груза.Стандартные формы рейсовых чартеров содержат 45 и более пунктов (участники перевозки, груз, судно). Основные разновидности договора чартера -договор тайм-чартера (судовладелец обязуется предоставить фрахтователю за вознаграждение на определенный срок судно для определенных договором целей) и договор димайз-чартера (наделение фрахтователя правом владения судном и контроля над ним).

Чартер - сложный договор. Ответственность и режим чартера устанавливаются в комплексе многосторонних и двусторонних соглашений о коносаменте. Коллизионное регулирование договора чартера основано на выявлении права, наиболее свойственного договору. Основные коллизионные привязки: закон флага, личный закон и закон места нахождения собственника судна, закон места заключения договора, закон языка и места исполнения договора, закон валюты фрахта, личный закон и закон места нахождения сторон договора, закон порта отправления и порта назначения груза. ,

Договор морской перевозки грузов является договором присоединения. Главная коллизионная привязка - закон места совершения соглашения.



Фрахтование судов (charteringofvessels) - это процесс заключения договора фрахтования. Основные виды фрахтования судов:

Договор аренды
Договор аренды транспортных средств
Договор фрахтования
Фрахтование на условиях рейсового чартера Фрахтование судов на время
Фрахтование на один рейс. TimeCharter
Фрахтование на несколько последовательных рейсов Berboutcharter
Фрахтование на круговой рейс DemiseCharter
Фрахтование по генеральному контракту DailyCharter

Схема фрахтования судов. Рис.2

Timecharter - переменные расходы несет фрахтователь, постоянные судовладелец.

Demisecharter - все расходы на фрахтователе.

Bare-boardcharter - сдача судна в аренду без экипажа. Применяется в сделках на длительный срок с последующим выкупом судна фрахтователем.

Dailycharter - все портовые сборы несет фрахтователь, остальные судовладелец (в линейном судоходстве).

1. Фрахтование на условиях рейсового чартера (voyadge-charter):

Фрахтование на один рейс (singlevoyadge) - судовладелец предоставляет в распоряжение фрахтователя судно для перевозки грузов из одного или нескольких портов отправления в один или несколько портов назначения;

Фрахтование на последовательные рейсы (consecutivevoyadges) - разновидность фрахтования на условиях рейсового чартера, применяемая при перевозках больших количеств однородного груза в одних и тех же направлениях одним и тем же судном;

Фрахтование на круговой рейс-судно используется для перевозки грузов на данном направлении последовательно в обе стороны;

Фрахтование по генеральному контракту (generalcontract) - судовладелец обязуется в течение определенного времени перевезти обусловленное количество груза.,

2. Фрахтование на условиях тайм-чартера (time-charter). Тайм-чартер - это договор фрахтования судна на время, по которому судовладелец, оставаясь владельцем судна и сохраняя контроль над экипажем, предоставляет его на определенный срок в распоряжение фрахтователя для перевозки любых грузов, за исключением опасных и тех, перевозка которых не допускается по условиям чартера. В тайм-чартере обычно предусматривается определенный район плавания судна.

Стандартные типы тайм-чартера:

Судовладелец предоставляет фрахтователю судно, полностью укомплектованное командой, и несет все расходы на содержание экипажа, поддержание судна в пригодном для эксплуатации состоянии, на его страхование;

Фрахтователь несет все расходы на приобретение топлива, воды, оплату налогов, портовых сборов, услуг лоцманов и буксиров, производство погрузо-разгрузочных и других работ, связанных с перевозкой грузов;

Фрахтователь оплачивает арендную плату за все время нахождения судна в тайм-чартере, за исключением времени простоя, вызванного аварией или поломкой судна.,

Наряду с тайм-чартером среди видов фрахтования судов на время существует фрахтование судов в бербоут-чартер. Бербоут-чартер (bareboatcharter) - вид договора фрахтования, в соответствии с которым судовладелец передает фрахтователю судно без экипажа на условиях аренды. Фрахтователь становится временным владельцем судна.

Договор морского фрахтования образец 2018 скачать бесплатно типовой бланк пример форма

ДОГОВОР N __

морской фрахтования

___________________________ «___»________ 20__ г.

(место заключения договора)

__________________________________________________________________,

(наименование юридического лица, Ф.И.О. индивидуального

предпринимателя)

именуемое в дальнейшем «Перевозчик», в лице _____________________________________________________________,

(должность, Ф.И.О.)

действующего на основании _______________________________, с одной стороны, и_____________________________________________________,

(наименование юридического лица, Ф.И.О. индивидуального предпринимателя)

именуемое в дальнейшем «Отправитель», в лице _____________________________________________________________,

(должность, Ф.И.О.)

действующего на основании ______________________________, с другой стороны, руководствуясьположениямистатьи 787 Гражданского кодекса РФ, главы VIII Кодекса торгового мореплавания РФ, заключилинастоящийдоговоро нижеследующем:

1. Перевозчик обязуется доставить пассажир, который ему передал или передаст Отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение пассажира лицу (далее — Получатель), а Отправитель ___________________ в лице __________________, действующий на основании ____________________, обязуется уплатить за перевозку пассажира установленную плату (фрахт).

2. Условия перевозки пассажира:

Наименование судна, на котором будет осуществлена перевозка: ________________________________.

Количество пассажиров_____________________/

Иные условия и оговорки: ______________________________________.

3. Оплата фрахта и другие платежи:

Размер фрахта составляет _______ (_____________) рублей.

Сталийное время (срок, в течение которого Перевозчик предоставляет судно для пассажира и держит его под попассажиркой пассажира без дополнительных к фрахту платежей) _____ календарных дней _____ часов ______ минут.

Контрсталийное время (дополнительное время ожидания) _____ календарных дней _____ часов ______ минут.

Плата за контрсталийное время составляет _______________________.

За задержку судна свыше контрсталийного времени Отправитель обязан возместить Перевозчику причиненные убытки в размере __________________, если задержка судна произошла по причинам, не зависящим от Перевозчика.

4. Права и обязанности сторон.

4.1. Перевозчик обязан заблаговременно, до начала рейса, привести судно в мореходное состояние: обеспечить техническую годность судна к плаванию, надлежащим образом снарядить судно, укомплектовать его экипажем и снабдить всем необходимым, а также привести трюмы и другие помещения судна, в которых перевозится пассажир, в состояние, обеспечивающее надлежащие прием, перевозку и сохранность пассажира.

4.2. Перевозчик обязан известить Отправителя о месте нахождения пассажира, еслипассажира проводится в необычном для данного порта месте пассажира.

5. Прекращение обязательств по договору морской перевозки пассажира.

5.1. Отказ Перевозчика от исполнения договора морской перевозки пассажира.

В случае если стоимость погруженного пассажира не покрывает фрахт и другие расходы Перевозчика на пассажир и Отправитель не внес полностью фрахт перед отправлением судна и не предоставил дополнительное обеспечение, Перевозчик имеет право до выхода судна в рейс отказаться от исполнения договора морской перевозки пассажира и требовать уплаты одной второй полного фрахта, при наличии простоя — платы за простой и возмещения произведенных Перевозчиком за счет пассажира других расходов.

Дополнительное обеспечение предоставляется в соответствии с дополнительным соглашением, которое стороны обязуются заключить в срок до _________________ и которое будет являться неотъемлемой частью настоящего договора.

5.2. Отказ Отправителя от исполнения договора морской перевозки пассажира.

1. При предоставлении всего судна для перевозки пассажира Отправитель вправе отказаться от исполнения договора морской перевозки пассажира при условии уплаты:

1) одной второй полного фрахта, при наличии простоя — платы за простой, произведенных Перевозчиком за счет пассажира и не включенных в сумму фрахта расходов, если отказ Отправителя наступил до истечения сталийного или контрсталийного времени, установленногопассажира, либо до выхода судна в рейс, в зависимости от того, какой из указанных моментов наступил раньше;

2) полного фрахта, других сумм, указанных в подпункте 1 пункта 5.2, если отказ Отправителя наступил после одного из моментов, указанных в подпункте 1 пункта 5.2, и договор морской перевозки пассажира заключен на один рейс;

3) полного фрахта за первый рейс, других сумм, указанных в подпункте 1 пункта 5.2, и одной второй фрахта за остальные рейсы, если отказ Отправителя наступил после одного из моментов, указанных в подпункте 1 пункта 5.2, и договор морской перевозки пассажира заключен на несколько рейсов.

При отказе Отправителя от исполнения договора морской перевозки пассажира до выхода судна в рейс Перевозчик обязан выдать Отправителю пассажир, если дажепассажира может задержать судно более установленного срока.

При отказе Отправителя от исполнения договора морской перевозки пассажира во время рейса Отправитель вправе требовать выдачи пассажира только в том порту, в который судно должно зайти в соответствии с договором морской перевозки пассажира или зашло в силу необходимости.

5.3. Отказ от исполнения договора морской перевозки пассажира каждой из его сторон.

1. Каждая из сторон договора морской перевозки пассажира вправе отказаться от его исполнения без возмещения другой стороне убытков при наступлении до отхода судна от места пассажира следующих обстоятельств:

1) военные или иные действия, создающие угрозу захвата судна или пассажира;

2) блокада места отправления или места назначения;

3) задержание судна по распоряжению соответствующих властей по причинам, не зависящим от сторон договора морской перевозки пассажира;

4) привлечение судна для государственных нужд;

5) запрещение соответствующими властями вывоза пассажира, который предназначен для перевозки, из места отправления или ввоза пассажира в место назначения.

Обстоятельства, предусмотренные абз. 4 и 6 подпункта 1 пункта 5.3, не могут служить основанием для отказа от исполнения договора морской перевозки пассажира без возмещения другой стороне убытков, если задержка судна предвидится кратковременная.

При наступлении обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 5.3, Перевозчик не несет расходовпассажира.

2. Каждая из сторон договора морской перевозки пассажира вправе отказаться от его исполнения вследствие наступления любого из обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 5.3, также во время рейса. При этом Отправитель возмещает Перевозчику все расходы на пассажир, в том числе расходы на его, а также фрахт в размере, пропорциональном фактически пройденному судном расстоянию.

5.4. Прекращение договора морской перевозки пассажира вследствие невозможности его исполнения.

1. Договор морской перевозки пассажира прекращается без обязанности одной стороны договора возместить другой стороне договора вызванные прекращением договора убытки, если после его заключения и до отхода судна от места пассажира вследствие независящих от сторон обстоятельств:

судно погибнет или будет насильственно захвачено;

судно будет признано непригодным к плаванию;

погибнет пассажир, индивидуально-определенный;

погибнет пассажир, определенный родовыми признаками, после сдачи егои отправитель не успеет сдать другой пассажир.

2. Договор морской перевозки пассажира прекращается вследствие указанных в подпункте 1 пункта 5.4 обстоятельств и во время рейса; при этом Перевозчику причитается фрахт в размере, пропорциональном фактически пройденному судном расстоянию, исходя из количества спасенного и сданного пассажира.

6. Ответственность Перевозчика, пассажироотправителя и фрахтователя.

6.1. Ответственность Перевозчика:

1. Перевозчик не несет ответственности за утрату или повреждение принятого для перевозки пассажира либо за просрочку его доставки, если докажет, что утрата, повреждение или просрочка произошли вследствие:

1) непреодолимой силы;

2) опасностей или случайностей на море и в других судоходных водах;

3) любых мер по спасанию людей или разумных мер по спасанию имущества на море;

4) пожара, возникшего не по вине Перевозчика;

5) действий или распоряжений соответствующих властей (задержания, ареста, карантина и других);

6) военных действий и народных волнений;

7) действия или бездействия Отправителя или получателя;

8) скрытых недостатков пассажира, его свойств или естественной убыли;

9) незаметных по наружному виду недостатков тары и упаковки пассажира;

10) недостаточности или неясности марок;

11) забастовок или иных обстоятельств, вызвавших приостановление либо ограничение работы полностью или частично;

12) иных обстоятельств, возникших не по вине Перевозчика, его работников или агентов.

2. Перевозчик признается просрочившим доставку пассажира, если пассажир не выдан в порту, предусмотренном договором морской перевозки пассажира, в срок, который определен пунктом 2 настоящего договора.

3. Лицо, имеющее право заявить требование к Перевозчику в связи с утратой пассажира, может считать пассажир утраченным, если пассажир не выдан в порту лицу, управомоченному на получение пассажира, в течение тридцати календарных дней по истечении установленного пунктом 2 настоящего договора срока выдачи пассажира.

4. Перевозчик несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки пассажира либо за просрочку его доставки с момента принятия пассажира для перевозки до момента его выдачи.

6.2. Ответственность Отправителя:

Отправитель несет ответственность за причиненные Перевозчику убытки, если не докажет, что убытки причинены не по его вине или не по вине лиц, за действия или бездействие которых он отвечает.

7. Все споры по настоящему Договору передаются на разрешение в государственный суд или в Арбитражный третейский суд города Москвы (город Москва, ул. Шкулева, дом 9, корп.1).

8. Настоящий договор вступает в силу с момента подписания и действует до ____________________________.

9. Юридические адреса и подписи сторон:

Перевозчик Отправитель

Наименование: ______________________ Наименование: ______________________

Адрес: _____________________________ Адрес: _____________________________

ОГРН _______________________________ ОГРН _______________________________

ИНН ________________________________ ИНН ________________________________

КПП ________________________________ КПП ________________________________

Р/с ________________________________ Р/с ________________________________

в __________________________________ в __________________________________

К/с ________________________________ К/с ________________________________

БИК ________________________________ БИК ________________________________

ОКПО _______________________________ ОКПО _______________________________

От имени Перевозчика От имени Отправителя

____________________ (__________)____________________ (__________)



Просмотров